Материал подготовила Анна Пиунова, Mountain.RU
Фото из архива Романа Абилдаева

Роман Абилдаев о себе и о горах.
Участник зимней экспедиции на К2

Продолжаем знакомить вас с ребятами, которые замахнулись на К2 этой зимой.

В общем-то все как у всех, работаю инженером, жена, сыновья, родители, сестра. Близкие, к счастью, понимают мое увлечение, хотя бабушка после каждого очередного похода или восхождения меня спрашивала с надеждой, что может я наконец нагулялся, теперь пора и за ум взяться.

Свободное время? Видимо, речь о расстановке приоритетов. Мои приоритеты — это семья, горы, работа. Комбинирую, получаю удовольствие от каждой составляющей, чувствую себя счастливым человеком.

Ничего не смотрю уже лет восемь, как стал жить самостоятельно, так телевизор вынес к мусорному баку и больше желания его смотреть не появляется. Книги люблю. В детстве зачитывался Лондоном, Обручевым, энциклопедии мог читать непрерывно. Просто открываешь наугад, находишь незнакомое интересное слово, и поехали, прочитал одну заметку, переходишь к следующей по ссылке и так далее часами.

Сейчас мне нравится русская классика, серебряный век – Пушкин, Гоголь, Булгаков, Есенин, Гумилев. Из современного – Пелевин. Нравятся экспедиционные хроники. Я из тех людей, кому больше нравится пинать мяч, нежели смотреть футбол.

Горами заболел после того, как на юношеский мозг легли документальные фильмы кинофестиваля «Вертикаль» про экспедиции Российской команды на восьмитысячники. Люди с экрана показались мне тогда полубогами, атлантами, а то, чем они занимались, делом, достойным только экстраординарных людей, обладающих навыками, недоступными обычному человеку.

Но в моем тогдашнем окружении и семье никогда не было ни одного горного человека или даже просто того, кто мог бы собрать рюкзак и уйти в поход с палаткой.

Прошли годы, я уже учился в Строительном Университете, теоретическую механику у меня вел Владимир Алексеевич Юдин, тренер секции горного туризма НГУ. Однажды я набрался смелости и спросил его совета, в какой пойти клуб, чтобы этим же летом покорить пик Ленина.

Ответ его меня, горевшего пиком Ленина уже открытым огнем, очень сильно расстроил и отрезвил. Оказывается, пик Ленина не имеет маршрутов проще 3А по туристской классификации, и взойти туда я смогу только после того как постепенно пройду все этапы подготовки начиная с похода 1 к.с., такой поход как раз и собирался в секции на майские праздники.

Делать нечего, пошел в поход. Но на маршруте, на первом же некатегорийном перевале, я получил еще одно отрезвление.

Оказалось, что рюкзак слишком тяжел, что команда идет слишком быстро и отстающих не ждет, что вдобавок от ходьбы натираются жуткие мозоли! Признаюсь честно, в тот момент я уже всерьез собирался догнать руководителя, отдать ему общественное снаряжение и уйти, уехать домой, деньги на обратный билет у меня были.

С горной мечтой было решено завязать навсегда, но догнать руководителя я так и не смог, не мог я также догнать совсем молодых девчонок, которые были не старше моей младшей сестры, но при этом несли рюкзаки, сопоставимые с моим.

Самолюбие было очень сильно задето, но перевал перевалился, мы спустились в соседнюю долину, а на следующее утро я уже акклиматизировался и решил, что продолжу поход. Продолжаю до сих пор.

Собственно для себя я не разделяю горный туризм и альпинизм, я хожу в горы. Как бы это ни называлось и не назовется впоследствии.
В этом, наверное, и ответ на «задержался надолго».

Поскольку в горы пришел достаточно взрослым, понимающим для чего это занятие нужно конкретно мне, я до сих пор получаю удовольствие от абсолютно разных маршрутов. Мне нравятся походы, мне нравится работать командой на стене, мне нравятся высотные экспедиции, командная работа и работа малой группой.

На мое становление сильное влияние оказали как раз те люди из документальных кинофильмов фестиваля «Вертикаль», люди из книг про экспедиции сборной СССР. Их дух, их взгляды, мечты.

Задуматься заставил фильм «Смерть проводника», думаю, каждому, кто берет на себя ответственность руководства людьми в горах, необходимо посмотреть этот фильм.

Старшими наставниками считаю Владимира Юдина, Николая Захарова, Валерия Балезина, Диму Грекова, - люди, чье авторитетное мнение для меня очень важно. Но это не полный список, по жизни я встречаю людей, у которых стоит поучиться целеустремленности, силе, взглядам на жизнь, на горы. Общаюсь, пересекаюсь с ними на маршрутах, хожу с ними вместе. И учусь.

Альпинизм — это философия, взгляд на жизнь, мир, планету с другого ракурса. Если брать шире, то лично я не вижу конфликта интересов в этих понятиях.

Горы – универсальный полигон, где найдет свой интерес практически каждый под свой уровень физической и психологической подготовки. Кому-то красивые виды, кому-то самосовершенствование, кому-то соревнование.

Всем известно, что если в одном месте соберутся больше трех мужчин, то обязательно возникнет соревнование, соперничество. Быстрее, выше, сильнее. От этого не уйти.

Вот и рождается спорт, кто пролезет быстрее по скале, кто пройдет самый трудный маршрут, взойдет на самую-самую вершину.

Это не значит, что все люди должны ходить на пределе своих сил, все мы разные и каждый найдет в горах что-то свое.

Хороший маршрут - это когда хочется ходить прежним составом еще и еще. Хороший маршрут - это логичная, желательно безопасная линия, сложность при этом третьестепенна. Хороший стиль – не засорять природу, а может быть где-то и помочь в уборке.

Отборочные соревнования и попадание в сборную «Высота» — это реализация еще одной детской мечты, появившейся после прочтения книг про сборную СССР 1982 года.

Проза жизни такова, что без серьезной господдержки такую команду содержать не получится. Чтобы решать имиджевые спортивные задачи необходимо иметь понимание важности этих проблем властями.

Сама работа в большой команде расширяет возможности. Можно работать в плохую погоду, можно тропить безумные снега.

То, чего не позволишь себе, работая малой группой. Стоит ли вдобавок упоминать про надежность? Проект Высота дал мне новых друзей, новые знакомства.

Саша Яковенко, как главный мотор этого проекта, просто уникальный человек. Знаю про его мечту взойти на К2. Другой на его месте возможно собрал бы малую группу друзей и осуществил бы свою собственную мечту. А он вместо этого пошел еще дальше, решил возродить именно тот дух высотного альпинизма, про который мы читали в книжках, организовал отборочные соревнования. Многим ребятам это дало возможность, во-первых, проявить себя, а во-вторых, получить существенный высотный и командный опыт. Это неоценимо.

Идея ходить на зимние семитысячники малой группой родилась в кругу близких друзей. Серега пробовал взойти зимой на Победу с казахской командой, но в тот год им не удалось.

По возвращении родилась идея поработать четверкой на зимнем Ленина. Хорошо помню как было страшно, когда читали отчеты прошлых экспедиций и примеряли все трудности на себя.

Но свербило уже так, что сойти с этого корабля, не попробовав, было нельзя. Попробовали, получилось, ну а далее пошло-поехало.

Команда – это друзья, с кем ходили в Ала-арче, пересекались в высотных лагерях Аксай-тревела, люди широко известные в узких кругах :)

Да ну какая там карьера в альпинизме? Сходили на Победу с Вовой Калашниковым, Хан по Свириденко с братьями Глазуновыми и Сашей Ментовской, классная экспедиция была на пик Блока с красноярцами, зимняя Белуха, памирский поход с пиком Ленина с юга, зимние семитысячники, до мэтров альпинизма далековато.

Хотел бы сходить Сьерро-Торре и Музтаг-тауэр, потому что эти башни своим существованием поражают мое воображение.

На лыжах до полюсов и кругосветку на парусной яхте, потому что много про это читал и примерял себя на эту роль.

На Коммунизма зимой нужно доработать. Дальше видно будет.

Зимняя К2 для меня - это встреча с друзьями в интересном месте, возможность поработать на единую цель, вызов всему альпинистскому сообществу.

Ветер, холод, высота. Всё вроде бы обычно.

Главное, чтобы экспедиция случилась, зацепимся за маршрут и будем работать так, как мы умеем.

Все мужики знакомы по работе в высотных лагерях Аксайки, с кем-то ходил ранее, с кем-то параллельно водили клиентов или ходили свои маршруты.
Новых людей для меня нет, зато есть очень хорошие друзья.

Почему никому зимой не удалось на К2 подняться и почему это должно получиться у нас? Ты же знаешь, что многие из нас из Сибири. Так что можно сказать, едем на юг – погреться. Мы рассчитываем на командную работу, дисциплину и опыт, надеемся на удачу.

В экспедициях подобного уровня решающим фактором является оказаться в нужное время в нужном месте и быть готовым к штурму.

Возьмем ушанки, балалайки и будем ждать погодное окно.