Люди и горы > Владимир Марков >

Автор: Владимир Марков, Владивосток – Петропавловск Камчатский
Фотографии архивы Владимира Маркова и Демянчука Ю.В.

Камчатка. Не совершенные мной восхождения на сам конус вулкана Ключевская сопка, в качестве туриста и альпиниста с 1994 по 2018 год.
Часть 2

Артем Браун собственной персоной
Повторяю! Главное то, чтобы не случалось в этом мероприятии, все мои участники были в хорошем состоянии и домой возвращались здоровые. И так продолжается 34 года в альпинизме.

Шестнадцатая экспедиция на Камчатке. (Апрель 2010 года.) Организовал, и провел экспедицию на п-ове Камчатка. Вы знаете, а ведь в работе гида есть что-то такое особенное. Когда у тебя нет целенаправленного финансирования в альпинизме, то эта работа тебя очень выручает. На меня выходит Артем Браун. Сам он уроженец Новосибирска, но живет и работает в Москве. Хочет понять горы и научиться жить в них полноценной жизнью. Я ему устраиваю эту «полноценную жизнь».

Поднимаемся, как «спортсмены», на вулкан Крестовский. Работаем только в связках. А по-другому и нельзя. Есть куда улететь. Это мой первый выход на этот вулкан. Траверс по гребню дает нам полное право почувствовать все прелести маршрута 2Б категории трудности. Для Брауна это начало его ратных дел в Больших горах (Высота Крестовского вулкана 4100 метров, при условии, что этот вулкан стоит в северных широтах.

Подходы с волокушами меня трогают до глубины души

Траверс вулкана Крестовского не для новичков. Поймает ветер, мало не покажется

Подножье вулкана. Именно сюда долетают бомбы с жерла вулкана. Долетают и протаивают ледник

Артем Браун пытался ночью сделать снимок, что делалось в это время на самом конусе

Для меня хорошая возможность для поддержание спортивной формы. Долго на плато «Антарктида» не засиживались. Холодно очень сидеть. Лучше двигаться. Переходим под вулкан Ключевская сопка. Поднимаемся на перевал Вулканологов. Базируемся в домике Биченко. Попытка восхождения на Ключевскую сопку не привела к успеху. Не получилось. Извержение в активной своей стадии. Опасный склон. Мы отступили. Правильно и сделали. Уходим на восточный склон вулкана Камень. Все снимаем на пленку. Очень много различий по рельефу и видам Восточной стены вулкана Камень. Я имею в виду, когда мы в этом месте были с Юрой Дакусом. Тогда была лютая зима и много снега. Сейчас стена «голая» и страшная. Браун «заболел» Камчаткой.

Вид с Космоса на Ключевскую группу вулканов

Камчатский «Черный квадрат Малевича»

Ключевская сопка в 2010 году

Вывод. Я работаю уже с людьми, которые приехав на Камчатку и решают задачу не быстренько все увидеть и закрыть тему на всегда, а приезжать понять вулканы Камчатки. Понять на будущее что тебе нужно в горах. Меня лично это положение дел устраивает. А ВАС? А, точно Вам не когда – «Галопом по Европам». Вдруг не успеете? Господа – Крестьяне, не успеете. Жизни не хватит, а второй нет. Может лучше познать свой мир, который Вас создал, а не Вашу Похоть, которая говорит одно – «Я хочу!»

№ Дата Вершина Высота Кат. сл-ти Х-р м-та Маршрут участн./ рук. Фамилия рук., число участн.

28. 20.04.2010 Крестовский вулкан /В.ребру./ 4067 2-Б в двойке Браун А
29. 01.05.2010 Авачинский вулкан /Ю.З.скл./ 2741 1-Б Соло
30. 09.05.2010 Корякский вулкан /Ю.В.скл./ 3456 1-Б Соло

Сказка на восточном склоне вулкана Ключевской и вулкана Камень

Семнадцатая экспедиция на Камчатке. (Август 2010 года.) Экспедиция проходила в районе Ключевской группы вулканов. Волгина Галина предлагает мне, в качестве гида, поработать с тремя путешественниками с Германии. Задача простая: сводить их на перемычку между вулканами Камень и Ключевской сопкой. Сам вулкан был в пике активности и подниматься на него не было возможности, но мы в двойке попытались до высоты 3200. Знаете, хватило – иностранец первый убежал. Я его ели догнал.

Оплот вулканологии Камчатки – станция «Апохонтичи»

Меня поддерживает в мероприятии молодой альпинист с Камчатки, Иванов Егор. Все проходит со стороны базы вулканологов «Апохонтичи». Я почувствовал технику и тактику камчадалов в лице Егора. Клиенты поднимаются на борт вулкана Ключевская сопка до отметки с 2600 м до 3100 и на этом уровне траверсируют весь склон этого вулкана до перевала Вулканологов. Честно, в дальнейшем делать такую работу я больше не хочу. Маразм, да и только. Все погуляли и счастливые вернулись на зад.

Домик всегда забит снегом или на сквозь продувается ветром. Это было в 2010х годах. А сейчас?

Вывод: Иностранцы никогда не поймут сервис России. При этом будут сидеть всю ночь на нарах, не спать, а дремать и видеть сквозь доски на крыши звезды. Ужас в том, что они пережили за ночь на перевале вулканологов такое, даже в Африке, не увидишь. Проблема в том, что за всю жизнь на перевале вулканологов были только каркасы из досок и на него надевалась палатка (времянка). Биченко Александр сделал по-другому. Он забросил вертолетом доски и сколотил, вроде, времянки. Обтянул ее брезентом. Постепенно это нагромождение человеческой деятельности все слабое сорвало и домик превратился в обычный Барак архипелага Гулаг. За всю историю этого района только один человек, Александр попытался сделать хоть какой-то сервис для людей. А все остальные только пользуются. И все. Тема закрыта.

Кто траверсирует склон Ключевского на востоке, в районе высоты 3000 метров, играет в «Русскую рулетку»

Американцы у нас купили Аляску еще при Царе. Установили строгий закон по Природе. Берегут ее и не нарушают правила жизни во всех Парках Аляски. Они наладили железобетонную инфраструктуру на Аляске. Все контролируют волонтёры Рейнджеры и лесная полиция. Слово Волонтёр в Америке – это человек полностью стоящий на обеспечении государства. У него сильная одежда и хорошее питание. Что бы стать волонтёром в Америке – это право нужно заслужить. Там работают люди, которых не выгнали с фирм, организаций и контор, а сильные интеллигентные люди. Все я это ощутил два раза не только в парке Дэнали, но и по всему Кольцу Аляски по которому мы путешествовали двумя группами – Дальний Восток и представители бывшего СНГ, которые сейчас учатся в Америке и занимаются фундаментальной наукой.

Учиться у них не нужно. Там в стране развитая Экономика. Только сильная экономика в нашей стране способна сделать Парк «Вулканы Камчатки» структурой на уровне Мировой. Сейчас это одно название. А на дворе 21 век. У нас все впереди. И это ВПЕРЕДИ уже давно не стоит, а весит. Осколки нашей Империи только по легендам и сказаниям в Калифорнии. Этим мы гордимся, уничтожая все живое на Камчатке. При этом кругом одни «защитники» Природы. Лицемерию нет придела.

Вид на Камчатский Зуб

Двадцать первая экспедиция на Камчатке. (Сентябрь 2011 года). Наша экспедиция проходила в районе Ключевской группы вулканов. На этот раз работаю в качестве Гида с двумя немцами (молодая семья). Галина Волгина отдает мне этих двух романтиков в полное распоряжение. Цель одна – вулкан Ключевская сопка. Эта чета путешествуя по всему свету. Решили, что Камчатка летом для них пустяк. Я, перед выходом, проверил их снаряжение и рекомендовал им купить теплые вещи. Они долго совещались и брыкались. Деньги тратить на разовое женщине не хотелось.

Ключевской вулкан с его облаками

Молодцы! Разум восторжествовал. Послушали и купили. Это их не очень спасло. Палатка у них была летнего варианта. Брэнд Мировой MSR. Сентябрь всегда выдавал такие сюрпризы, мало не покажется. Поднявшись на высоту 4000 м. стали штурмовым лагерем на мульде. Прорыв Скурыгина дал им понять, что такое Камчатка на самом деле. Их палатку ночью сначала поломало дуги (Странные соединения в виде шайб), затем разорвало ветром сам материал. Некоторые вещи выдуло через прорыв в палатке и унесло в низ. Они быстренько перебежали ко мне.

Молодая пара немцев в полном составе

Приятный путь домой
О дальнейшем восхождении речи быть не могло. Клиенты на отрез отказались пережидать непогоду в таких условиях. Да! Я и сам не очень к этому стремился. На этом все и закончилось. Убежали в низ. Закончили это мероприятие походом к камню Амбон. Достопримечательность подножья вулкана Камень.

Вывод. Девушка после таких передряг поблагодарила меня за то, что я настоял на покупке хоть одной теплой вещи в виде пуховой безрукавки. Люди, приезжая на Камчатку, совершенно не готовы к восхождению на вулкан Ключевской. Материала, чтобы ознакомиться и прочитать об этом районе ни где нет. Туристические фирмы к этому относятся ПОКОМ. Их интересует только смета расхода и выгода от этого материала. По вулкану в самом описании у них три строчки. Сами безголовые организаторы по телефону с клиентом говорят – «Да там все просто!» Многие люди на Камчатке также относятся к вулкану Ключевской наплевательски. У меня к ним вопрос – «Вы на нем сами-то были? В августе? С погодой повезло? Я ВАС поздравляю. Вы «победители».

Вид на наш район путешествия с космоса

Двадцать вторая экспедиция на Камчатке. (Январь 2012 года.) Очередная экспедиция нашего клуба «Тихий Океан» проходила в районе Ключевской группы вулканов. На этот раз работаю на северо-востоке вулкана Ключевская сопка. Цель одна – вулкан Ключевская сопка. Мой напарник от цены на Авиабилеты отказался от поездки и самой экспедиции. Почему? С Владивостока до Камчатки (туда и обратно) билет на самолет стоит 42 000 руб. А в Москву (туда и обратно) можно слетать за 15 000 руб. Цена не для слабонервных. А Факт глупости на лицо. Государство не может содержать камчадалов и оплачивать им раз в два года бесплатный проезд по России. Для этого есть Мы. Но, это же БРЕД. А я часто пишу о Бреде и мне говорят, что это Бред. Тогда, где истина, дайте ссылочку, я хочу прочитать Вашу правду по этой теме.

Если есть хоть какой то наст, то волокуши идут между этих кустов спокойно. А если нет, то каторга

Если солнце в облаках или садится за Ключевскую сопку, наступает зона холода. Минус 35-45 градусов это обычная температура этого района

Схема самого подхода к вулкану

Иду на вулкан в стиле СОЛО. А есть варианты? Нет! Их просто нет. Не думаю, что у альпинистов Камчатки есть снаряжение и желание быть в пекле Ключевской сопки в январе месяце. В результате дошел до отметки ~ 4600 м. и повернул назад. Штормовой ветер не пустил меня на старый конус. Шансов подняться на новый конус не было, тем более.

Схема начала самого восхождения

Вывод. Это восхождение не было запланировано идти на него в одиночку. Как истерика. Я не хотел оставаться в этом городе Петропавловск-Камчатский зимой. Все в нем достало. Жилье, жизнь, питание и твое существование, как человека, который по годам уже не так молод, но совершенно ребенок в ДУШЕ.

Когда мороз достает, то одеваешься во все, что есть на тебе, в рюкзаке и готов в приюте натянуть на себя полосатый ватный матрас
Двадцать пятая экспедиция на Камчатке. (Январь 2013 года.) Экспедиция нашего клуба проходила в районе Ключевской группы вулканов. На этот раз работаю на северо-востоке вулкана Ключевская сопка. Цель одна – вулкан Ключевская сопка. Иду на вулкан один. Не думаю, что у альпинистов Камчатки есть снаряжение и желание быть в пекле Ключевской сопки в январе месяце. В результате дошел до отметки ~ 4200 м. и повернул назад. Погода в этом году на северном склоне вулкана Ключевская сопка просто не понятная для моего разума. Месяц постоянная пурга, шквальный ветер или Смог. Три раза подходил к подножью вулкана, ждал удобного случая. Продукты кончались, и я спускался за ними в поселок Ключи. В поселке меня принимала база вулканологов с ее гостиницей «Стромбули». Не отступаю. Уезжать не собираюсь. Продолжаю работать.

Февраль. 2013 года. Отсиделся, отогрелся и решаю идти на верх снова. Маршрут тот же, задача та же. Затащил продукты наверх в бунгало на высоту 2550 м. при хорошей погоде. Опять попал в знакомую историю. Все повторилось, что и в январе. Продолжалось весь месяц. Непогода, туман, снег, ветер. Гора не приняла. В районе 23 февраля мне дали добро на восхождение, так как метеоусловия позволяли. Я пошел на штурм и чуть там не остался. Ухожу к озеру Державина через ледник Эрмана. Во время прохождения ледника попал в полосу неприятности. Были моменты, когда проходить с волокушами было безумие для меня. Бросал волокуши и пер по трещинам выискивая для себя проходы. Затем бросал рюкзак и возвращался за волокушами. За день этой работы был никакой. Ледник за день не прошел. Пытался вырыть пещеру. Что-то слабо получалось. Натыкался на лед. Затем вырыл вроде грота. Завернулся в палатку, так и просидел в нем до утра. Живой дошел до поселка Ключи.

С верху трещины в леднике видны просто замечательно. Они все забиты снегом. Но вот как забиты можно ощутить только тогда, когда проходишь этот ужас

Обычное мое передвижение по рельефу Камчатки без волокуш

Обычное мое передвижение по рельефу Камчатки с волокушами

Вывод. В этой экспедиции я несколько раз мог остаться в этом районе на всегда. Один раз, когда уходил за продуктами в поселок Ключи. Я попал в овраг и в тумане в нижней его части дошел до водопада. Чутье не дало мне сделать шаг вперед. Залез на борт оврага по отвесному склону и обошел это место.
Второй раз я влетел в трещину на леднике, когда траверсировал его и хотел пересечь, чтобы дойти до озера Державина. Волокуши спасли. Не дали мне улететь ниже своей ватерлинии. Ходить «Соло» в этом районе по таким местам – это безумие, но я иду.

Оливье перед восхождением на Ключевскую сопку общается со своими родственниками

Двадцать седьмая экспедиция на Камчатке. (Август 2013 года). В этом году у меня уже состоялось успешное восхождение с тремя Москвичами на конус вулкана Ключевская сопка. Мы даже попали в момент, когда могли сняться в фильме Эхо Планеты, когда мы штурмуем саму вершину. Отказались и работали только на свою победу. По приезду в Петропавловск-Камчатский меня застал в врасплох Француз, вьетнамского происхождения. Его никто не хотел вести на вулкан Ключевская сопка. Это и понятно. Он хотел забежать на нее за один день. Я знал, что идти на вулкан Ключевская сопка за такой короткий срок, безумие. Но! Пошел. А почему и нет? Нужны были деньги. Все остальное опыт, а его не пропьешь.

После попытки подняться на Ключевкую сопку Оливье отказался ехать на Аляску что бы взойти на Мак Кинли. Человек понял, что горы не для него
И так! Возвращаюсь в свой любимый район. Провожу в качестве гида свое очередное восхождение. На этот раз все оказалось на много сложнее. К подножью вулкана мы подъехали быстро. Сам вулкан работал с такой силой, что я лезть на него не хотел. А Француз? Француз был не умолим. На высоте 4500 все стало так плохо и опасно, что я решил его повернуть на зад. Мы играли в «Русскую рулетку». Он отказался отступать и пошел на вершину один.

Прошел без меня метров сто, не более. Раздался такой взрыв, что меня, в буквальном смысле, прижало к склону. А Француз? Он так быстро побежал в низ! Проскочил меня не заметно. Честно, я не видел его на спуске. Встретились в приюте. На этом и закончили нашу затею.

Вывод. Это последний клиент, с которого я беру деньги после восхождения. Это еще что такое? Все, халява кончилось. Пытался выезживаться, что не взошёл на вулкан. Меня это озадачило. Деньги – деньгами, а безопасность. Вулкан гудел, грохал, выбрасывая такие столбы дыма и копоти, мало не покажется. А теперь о главном. Мы для иностранцев ЧЕРНЬ. Наша земля для нас не имеет значения. Мы на ней не можем быть хозяином. Иностранцы частенько борзеют и не считаются с тем, что они здесь гости. На самом деле они не платят нам такие деньги, которые мы должны получать. Создавая критические ситуации на маршруте, не выполняя приказы Гида. Мне что – Маузер с собой носить и стрелять эту публику прямо на месте. При чем не только иностранцев, но и своих тоже.

Группа казанцев направляется к основной своей работе – Подняться на вулкан Ключевская сопка

Двадцать восьмая экспедиция на Камчатке. (Апрель 2014 года) Экспедиция нашего клуба проходила в районе Ключевской группы вулканов. Провожу очередное восхождение на действующий вулкан Ключевская сопка. На этот раз в составе группы четырех туриста с города Казань. Работаю по организации этого выхода более двух месяцев. Что на самом деле получилось, понять до сих пор не могу. Руководитель этой группы был опытный турист Нияз Гараев. Он привез к подножью Ключевского вулкана ребят, которые в зимнее время гор не видели. А вообще они что видели?

Нияз Гараев, собственной персоной

После акклиматизационного выхода на высоте 2550 метров два участника с группы отказываются от попытки восхождения на сам конус. Остается Нияз и его напарник Дима. Диме нездоровилось перед самой экспедицией. Нияз не обращал на это внимание. Непогода не дает нам сделать нормальный выход на вулкан. Но мы попытались. Для меня это дежурная ситуация. Нужно было переждать. Прогноз на будущие дни нам дали не утешительный. Нияз сворачивает экспедицию. Хотя, по договоренности я согласен был на вторую попытку восхождения. Нет! Так нет.

Рабочие моменты в этом мероприятии

Вывод. Я еще раз убеждаюсь в простом моменте истины. Все готовились к этому восхождению в зимнее время в этом районе. А как готовились? Восходители считали, что если их будет спонсировать фирма «Баск» по снаряжению, то все остальное – это мелочь. «Дело в шляпе».

Акклиматизация дала возможность участникам правильно сделать свой выбор

Все участники до этого не имели никакого опыта гововосхождений. При этом дернулись в зимнее время. Что мне понравилось в этих ребятах – они с головой дружат. И такие были у меня много раз. Посмотрел, оценил свои силы и сделал правильное решение. У Нияза это уже вторая попытка подняться на этот вулкан. Я с ним долго работал по этой теме – «Правильно сделать все и будешь на самом конусе. Как отреагировал Нияз? Понятия не имею. А продолжает ли он ходить в горных районах Мира? Понятия не имею. Слышу краем уха – «Я дом свой строю». На этой мысли и закончим.

Ромка Марков пытается расслабиться около Домика Биченко. На улице теплее, чем в домике

Что бы обеспечить себе какой то комфорт мы на нарах поставили палатку. Теплее было, вернее уютнее в самой палатке

Начало восхождения на сам Ключевкой поставил Ромсана в тупик

Двадцать девятая экспедиция на Камчатке. (Август 2014 года). С представителем нашего клуба Марковым Романом в двойке работаем на Камчатке. Экспедиция нашего клуба проходила в районе Ключевской группы вулканов. На этот раз это был чистый спортивный выход.

С Владивостока ко мне приехал мой средний сын. Старший, Дима не смог. Поступал в ДВФУ (Университет города Владивостока). С Ромкой за месяц, в тяжелых погодных условиях, поднялись на вулканы: Ушковский, Ключевская сопка, Крестовский. На вулкан Ключевская сопка пытались подняться два раза. В первой попытки с юга нас сбросил камнепад.

Вторая попытка оказалась удачная. Мы поймали погоду и совершили успешное восхождение на Ключевскую сопку с севера-востока. Вовремя нашего восхождения я был на 7-ом небе. Ромка стал взрослым человеком. Первый раз он ко мне приезжал в 14 лет. А сейчас ему сколько? Семнадцать лет. Мужик растет!

Ромсан понял, что ПАПАЛ, но не как не мог понять, когда наступит Романтика?

Вид дальнейшего восхождения удручал. Кругом слышался шум котящихся камней по кулуарам

Вывод. На самом деле то что меня ожидало на перевале «Вулканологов» в Доме Биченко могло кончиться неприятностями. При каких обстоятельствах? В это время к нам подошли два военных представителя нашей славной Армии. Они проходили службу во Владивостоке. Один из них участвовал в каких-то сборах в нашем Регионе и его инструктором в альпинизме был сам Сергей Эйдус.

Когда ребята нас догнали то лидер с ходу выпалил: «Мне нужны тройки в альпинизме, и я учился у Эйдуса». В мои молодые годы мне можно было позволить себе любые вольности. Но, это было раньше. Сейчас все изменилось. Изменилось время. На смену романтиков пришли ДЕНЬГИ и Похоть – «Мне нужно». Вот это меня и сейчас останавливает.

Черный альпинист – Ромсан

Ну какая может быть романтика, когда Ромку достали сопли!

Останавливает то, что таким «спортсменам» я говорю просто: «Это будет Вам стоит вот столько-то «ДОЛАРОВ-ДЕНЕГ и Ваши спортивные успехи меня не интересуют. Для меня Вы обычные Клиенты». Естественно, я не высказал свою мысль двум бравым хлопцам. Почему? Да потому, что за день до этого мы с Ромсаном на склонах Ключевской попали в переделку. Потому что я уже наелся, когда мимо нас пролетали внушительного размеры «чемоданы», издавая шум пролетающего снаряда. Я не хотел больше рисковать. Даже за деньги.

И второе! Ко мне приехал сын. Мы с ним выполняли, действительно, спортивные задачи. Были хорошо экипированы и не икали на ж…пу приключений. Я вежливо отошел от разговора со служивыми на счет дальнейших своих планов и продолжал работать с сыном. Что в дальнейшем увенчалось классными нашими сборами на Ключевской группе вулканов и успешным восхождением на сам Ключевской вулкан.

Достигнув внушительной высоты и оказавшись в зоне самого борта вулкана мы поняли, что вляпались и пора убегать. Вовремя поняли. В полдень начался основной камнепад