Автор: Григорий Варгафтик, г.Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Памиро Алаю ( Фанские горы и Гиссарский хребет) совершенном в период с 31 июля по 20 августа 2016г.Часть1.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Справочные сведения

Вид туризма: горный

Район: Фанские горы и Гиссарский хребет

Количество участников: 14

Сроки проведения: 31 июля - 20 августа (21 день)

Расстояние: 183 км (159 км в зачет)

Набор высот: 13005 м

МАТЦ «Вертикаль-Алаудин» - рад. выход с заброской на Мутные оз. - пер. Лаудан (н/к, 3630) - Куликалонские озера - пер. Адамташ (1Б, 3880) + в. Шогунага (1А, 3997, рад.) - оз. Пиала - оз. Мутные - пер. Мазалат (1Б, 4090, рад.) - лед. Пайхамбер - п. Замок (1Б, 4940, рад. до плато) -оз.Мутные - пер. Чимтарга (1Б, 4750) - р. Пр. Зиндон - оз. Б. Алло - р. Лев. Зиндон - пер. Двойной Ю. (1Б, 4290) - р. Ахдасой - лед. Москва - пер. Москва (1Б, 4550) - р. Москва - р. Пушноват - пер. Озерный (1Б, 4075) - пер. Дукдон (н/к, 3805) - р. Каракуль - оз. Искандеркуль - т/б «Варзоб» - пер. Анпешуд (1А, 3860) - р. Обиборик - лед. Бахадур - пер. Сиама (1Б, 4430) - лед. Сиама - р. Сиама - р. Варзоб

Пройдено всего перевалов и вершин: 12

Из них перевалов : 10

Распределение по категорийности:

н/к – 2

1А – 2, из них 1 рад.

1Б – 8, из них 2 рад.

Вершин 2

Максимальная высота: : 4940 м (плато п. Замок)

Максимальная высота ночевки: 4440 м (под пер. Чимтарга)

СПИСОК УЧАСТНИКОВ

1994

Шибалова Александра Сергеевна

1992

1 с эл. 2ГУ, Эльбрус (б/с)

снаряженец

Участники Минаев П.Д. и Хораш А.В. планово покинули основную группу после прохождения перевала Двойной Ю. и спустились в кишлак Сарытаг по долинам рек Ахдасой, Арг.

Характеристика района путешествия

Фанские горы - западный рубеж Гиссаро-Алая, одной из крупнейших горных систем Средней Азии. Воспетые Юрием Визбором, Фанские горы - один из наиболее известных и узнаваемых горных районов Средней Азии, колыбель и мекка советского технического альпинизма. Скалистые ущелья, многочисленные озёра, техническая сложность препятствий и хорошая погода в сочетании с высокой освоенностью района делают его крайне привлекательным для походов любого уровня сложности.

Физико-географическая характеристика

Подробное описание района приводится во многих отчетах, в т.ч. в некоторых отчетах из приложенного списка использованной литературы, поэтому остановимся на некоторых наиболее характерных особенностях района.

В рамках нашего похода мы посетили собственно Фанские горы и примыкающую к ним часть Гиссарского хребта. Эти массивы существенно отличаются друг от друга. Для Фанских гор характерны монолитные стены (вершин, ущелий), короткие крутые долины, многочисленные озёра и крайне малое количество растительности. Район очень освоенный, населенный: во всех долинах пасут скот, есть хорошие тропы, ниже - дороги, можно найти помощь у пастухов, которые в большинстве своем хотя бы немного понимают и говорят по-русски. Обратной стороной освоенности является обилие скота и следов его жизнедеятельности везде, где есть трава, что требует аккуратности в выборе источников воды в долинах.

Еще одна сторона освоенности - присутствие множества местных жителей, которые кормятся на туристах, альпинистах и иностранных треккерах, которые регулярно посещают несколько культовых точек. На Алаудинских и Куликалонских озерах стоят чайханы, между долинами Алаудина, Артуча и Казнока курсируют караваны с осликами, в низовьях лесники собирают деньги «на починку Провала», на турбазах тоже не прочь заработать и т.д.

Гиссарский хребет больше похож на «обычные» горы, долины здесь длиннее и шире, меньше вертикальных стен, больше осадков и ледников, больше травы. Гиссарский хребет менее освоен, кроме пастухов там нет никого, в т.ч. реже бывают туристы. Некоторые долины Гиссарского хребта плохо проходимы (например, Хазормеч).

Фаны - действительно сухой и теплый район в сравнении с другими горными системами, однако и здесь возможна непогода в виде дождя и снега, как правило, непродолжительная, хотя бывают и исключения. В хорошую погоду в долинах очень жарко, крайне желательно устраивать сиесту и пережидать жару. На Гиссарском хребте погода менее стабильна, больше осадков. По крайней мере, при наблюдении со стороны Фанских гор над Гиссаром всегда было больше облаков, чем над самими Фанами.

Транспортные возможности, проживание, формальности

В Душанбе, Худжанд и Куляб из Москвы осуществляют полеты несколько российских и таджикских авиакомпаний. Ситуация меняется год от года, но, как правило, Душанбе удобнее всего по времени и занимает промежуточное положение по стоимости, Худжанд дороже, а Куляб дешевле, но оттуда еще нужно добраться до Душанбе, чтобы ехать дальше в горы, и рейсов меньше.

Для заезда в горы по некоторым популярным (например, Алаудин) долинам нужны джипы или аналогичная по проходимости техника. К устью Сиамы и на Искандеркуль может проехать любая легковая машина. Транспорт можно заказывать у одной из крупных местных фирм, занимающихся туристами, можно попробовать договориться непосредственно с водителями в местах их кучкования если уметь торговаться, выйдет существенно дешевле. Также иногда можно найти транспорт в Сарытаге через гостевой дом и на Искандеркуле через турбазу.

В Душанбе есть гостиницы, в т.ч. недорогие, мы же традиционно воспользовались бюджетным вариантом размещения на «базе юннатов» у Зеленого базара (улица Нисор Мухаммад, д.13). Начальник базы Эмом, как обычно, хитрит и выпрашивает лишние копейки (нормальная цена 10 сомони с чел. в палатке и 20 сомони с чел. в домике, торг идет с 15 и 25-30 сомони соответственно за 25-30 уже можно найти гостиницу). Зеленая лужайка в центре территории теперь превратилась в вытоптанную футбольную площадку, туалет и душ пребывают в одном и том же плачевном состоянии уже лет десять.

В Душанбе можно найти почти любую необходимую в походе еду. Подробнее см. в Приложениях.

Кафе и рестораны совершенно разного уровня в изобилии есть и в Душанбе, и на трассах.

Гражданам России для въезда на территорию Республики Таджикистан необходим загранпаспорт. В аэропорту в паспорт ставится штамп о въезде, заполняется миграционная карта, в которую также ставится штамп. Будьте бдительны: участнице, прилетевшей в одиночку раньше основной группы, по недосмотру не поставили штамп, потом она полдня просидела в аэропорте, уговаривая пограничника поставить-таки печать.

В течение трех дней после приезда необходимо подать в ОВИР документы для оформления временной регистрации. Самостоятельно сделать это проблематично (время, бюрократия, коррупция), поэтому повсеместной является практика оформления регистрации представителем принимающей фирмы без личного присутствия туристов. По приезде необходимо отдать представителю фирмы оригиналы паспортов, 1-2 фотографии 3х4 см, список группы и заявление от турклуба или иной организации на оформление регистрации. Какой-либо непорядок с регистрацией чреват большими финансовыми потерями при выезде из страны (на практике) или уголовной ответственностью (по букве закона). Вроде бы некоторые фирмы (например Виталий Шакиржанов из Федерации альпинизма РТ) способны сделать документы за полдня- день.

При организации заезда и выезда мы пользовались услугами МАТЦ «Вертикаль-Алаудин». Мы пользовались стандартным набором услуг - регистрация, транспорт в горы и обратно, завоз заброски на Искандеркуль. Цены высокие, но все договоренности выполняются четко, переписка по e-mail до похода происходит оперативно. Основная альтернатива - «Артуч», по сути то же самое.

Лесхоз Айнинского района несколько лет назад ввел лесной налог для посещающих его территорию туристов, а это долина Алаудина и все долины притоков Искандердарьи до Искандеркуля. Официальная ставка составляет около 17 сомони с человека в день. Лесник Али сидит где-то около Алаудинского озера, мы его не видели, в прошлые годы от него несложно было отделаться, особенно если посещение долины было кратким. Существует опция заплатить этот сбор по «льготной цене» через «Вертикаль», которой мы воспользовались. Льготная ставка - это 15$ с человека за все время пребывания. Насколько это оправданно - вопрос, так как никто липовую бумажку у нас не проверял.

Куликалонские озера и, наверное, все притоки и истоки Арчамайдана, принадлежат к Пенджикентскому лесхозу, на который предложение «Вертикали» не распространяется. Официальная стоимость пребывания та же, 17 сомони. При ночевке в Куликалонской котловине разминуться с лесником весьма проблематично. Местные чайханщики заинтересованы в туристах, поэтому здесь рука руку моет: если туристы стоят у чайханы, хозяин получает деньги за минералку и пиво, а лесник делает скидку. Нужно торговаться и врать без стеснения (мы договорились на сумму в 4 раза меньше официальной, это не предел). Вероятно, если стоять без «протекции», договориться с лесником будет сложнее. Если группа маленькая, быстрая и уверенная в себе, скорее всего можно всех спокойно посылать к чёрту. Деньги небольшие, но обидно, что вы отдаете их абсолютно ни за что.

Еще один аспект - страховка. В отличие от Киргизии, нам не удалось найти список страховых компаний, с которыми у местных фирм получается нормально работать в части спасательных работ. Статистики по вылетам вертолета в Фанах у нас тоже нет. Мы оформляли страховку в РЕСО, не воспользовались.

Подробнее о расходах см. в Приложениях.

Политическая и социальная ситуация

В целом в Таджикистане, по крайней мере в Душанбе и Фанских горах, всё спокойно. Конечно, Азия остается Азией и нужно быть готовым к тому, что вас где-то могут обмануть, а большинство встречных не прочь на вас нажиться, но старается все же делать это законными способами. В Таджикистане необходимо торговаться везде: на рынке, с таксистами, на турбазах и даже в кафе, если цену из меню в счете произвольно увеличивают. В случае с такси или рынком цена для гражданина России может быть в 2-10 раз выше настоящей, на турбазах «наценка» поменьше, в 1,5-2 раза.

Местные жители в горах настроены дружелюбно, пастухи нередко приглашают пить чай, при этом в отличие от Кавказа или Киргизии не навязывают общение, проходя мимо, не предлагают выпить водки и т.д. Назойливы бывают только материально заинтересованные лица: чайханщики, погонщики, лесники.

В целом отношение к русским, России, как правило, хорошее. Люди постарше ностальгируют о советских временах, люди помоложе работали или работают в России. Тем не менее, есть скользкие вопросы, которые могут создать напряженность в беседе, например, отношение к приезжим в России, взаимоотношения таджиков с соседями - узбеками и киргизами. О религии и местной политике с нами никто не разговаривал.

Большинство мужчин так или иначе говорит по-русски, кроме молодых пастухов, еще не ездивших в Россию на заработки. Женщины за пределами Душанбе по-русски говорят плохо.

Туристские возможности

Район Фанских гор является отличным полигоном для проведения походов любой категории сложности, от «единичек» по ломовым тропам до «шестёрок» запредельной сложности. Чистые «единички» здесь проводить не слишком удобно, но включение популярного и простого перевала 1Б (Казнок или Чимтарга) сразу упрощает планирование. Для двоек и более сложных походов есть множество вариантов.

Включение в маршрут Гиссарского хребта заметно увеличивает протяженность и продолжительность маршрута и добавляет разнообразия. Регулярно на Гиссаре посещаются всего несколько ущелий и 5-6 перевалов, потенциал района намного выше.

Район регулярно посещается туристами. В районе Мутных, Куликалонских озер, на Большом Алло и Искандеркуле всегда людно, при этом в соседних долинах может не быть никого.

Даже на уровне двойки можно найти что-то малохоженное (например, перевалы Москва, Озёрный, Сиама), не говоря уже о более сложных походах. Скажем, очень редко посещаются перевалы центральной части Дукдонского массива.

1, км

hmin9 м

hmaxl м

Нноч, м

АН, м

Примечания

30/07

Переезд Душанбе - МАТЦ «Вертикаль- Алаудин»

Быстро докупить продукты и выехать в первой половине дня.

31/07

Разбор еды и снаряжения, скальные занятия, акклимат. выход в сторону пер. Чапдара (н/к).

+750/-750

Разбор еды и снаряжения, скальные занятия, акклиматизационная прогулка в сторону пер. Чапдара.

01/08

место ночевки (м.н.) - оз. Мутные (заброска, рад.)

14,0

м.н. - оз. Куликалон (рад) - язык лед. под пер. Адамташ

+500/-100

04/08

м.н. - пер. Адамташ (1Б, 3880) + рад. в. Шогу- нага (1А, 3950) - оз. Пиала.

+650/-1000

05/08

м.н. - оз. Мутные

+600

Не торопиться! Полдня запаса или отдыха.

06/08

м.н. - рад. пер. Мазалат (1Б, 4100) - лед. Пай- хамбер

7,0

+1000/-550

Снежно-ледовые занятия на перевале Мазалат.

07/08

м.н. - рад. п. Замок (2А, 5020) - оз. Мутные

+1020/-1470

Если не успеваем, заночевать на том же месте.

08/08

м.н. - цирк пер. Двойной

6,5

+850

Ночевки у ледника выше моренного завала.

11/08

м.н. - пер. Озерный (1Б, 4100) - пер. Дукдон (н/к, 3800) - р. Дукдон

11,0

+950/-1100

Вместо пер. Озерный отрог можно обойти снизу (-450/+600, +3 км).

14/08

м.н. - р. Сарытаг - т/б «Искандеркуль»

20,0

-1000

15/08

днёвка

Сходить к водопаду и на оз. Змеиное искупаться.

16/08

м.н. - ур. Гарин

+1400

Можно ночевать ниже (3000, 3250), но вопрос с водой.

17/08

м.н. - пер. Анпешуд (1А, 3875) + рад. в. 3991 (1Б, п/в) - р. Обиборик

10,5

+900/-700

Радиалка - сугубо опционально.

18/08

20/08

м.н. - устье р. Сиама отъезд в Душанбе полдня запаса

-500

Рано утром добежать до дороги.

30/07

Переезд Душанбе - МАТЦ «Вертикаль- Алаудин»

31/07

Разбор еды и снаряжения, скальные занятия, акклимат. выход вокруг Алаудинского озера.

+425/-425

2:30

01/08

место ночевки (м.н.) - оз. Мутные (заброска, рад.)

15,4

+585/-40

2:55

04/08

м.н. - пер. Адамташ (1Б, 3880) + рад. в. Шогунага (1А, 3997) - оз. Пиала.

5,0

+880/-965

3:55

14/08

м.н. - р. Сарытаг - т/б «Искандеркуль»

20,7

0:50

н/к - 2, 1А - 2, 1Б - 9, 2А - 1

172 (146 в зачет)

1 Высоты приведены по данным GPS, категорийность по реальному состоянию препятствий на момент прохождения, километраж по дням - реально пройденный, итоговый - общий и в зачет.

Комментарий к пройденному маршруту.

Пройденный маршрут отличается от заявленного в части радиальных восхождений на вершины: 1) восхождение на п. Замок (07.08) было совершенно частично, до гребня перед большим жандармом, 2) от восхождений на в. 3991 (17.08) и г. Сыпучая (18.08) отказались из-за неустойчивой погоды.

Первое кольцо (2 - 5 августа) было пройдено в ненапряженном темпе, каждый день был немного длиннее, чем полудневка, при этом нигде не было возможности разумным образом уплотнить график. В некоторые дни второй части маршрута (8, 10, 11 августа) тенденция сохранялась, что объясняется «перезакладом» времени на прохождение достаточно высоких перевалов. Далее мы вышли на нормальный рабочий режим, который после дневки был подорван проблемами с погодой и самочувствием.

Сильная группа в условиях дефицита времени может пожертвовать плавностью акклиматизации и пройти участок МАТЦ «Вертикаль» - пер. Лаудан - Кули- калонские озера - пер. Адамташ - Мутные оз. на один-два дня быстрее, чем мы, однако при подобном ускорении скорее всего будет проблематично безопасно сходить на Замок или с удовольствием пройти Чимтаргу.

ПеревалМазалат хорошо подходит для ледовых занятий в походах 2-3 к.с. Если маршрут и снаряжение позволяют, на тренировку стоит выделить больше времени, чем мы.

Восхождение на Замок занимает 9-10 часов от лагеря до лагеря. Мы шли медленнее, чем рассчитывали, что в совокупности с неидеальной акклиматизацией привело к прекращению восхождения на высоте 4940 м. Желательно выходить раньше, чем мы, это определяется не столько состоянием маршрута, сколько желаемым запасом времени. Обход скальной вершины ниже снежника по осыпи тяжел физически, но по времени может быть предпочтительнее траверса по снегу под скалами.

Перевал Чимтарга можно пройти быстрее, чем мы, график движения был сознательно сделан достаточно плавным с учетом напряженного восхождения на Замок накануне и известных проблем с высотой у некоторых участников. При должной акклиматизации несложно подняться за день с Мутных озер на перевал или даже перевалить и спуститься к первым ночевкам на Правом Зиндоне, но это будет длинный и тяжелый день.

Перевал Двойной можно пройти за один день от озера Большое Алло до ночевок под пер. Кишиневский.

При прохождении перевала Анпешуд можно рассчитывать на воду в месте нашей ночевки и на выполаживании 3600 м, между этими точками воды скорее всего не будет. Запланированные восхождения при хорошей погоде и отсутствии больных вполне реальны. Восхождение на Сыпучую можно рекомендовать всем проходящим перевал Сиама.

Техническое описание

Большая часть группы в предыдущем сезоне побывала на Центральном Тянь-Шане в рамки хорошего похода 1 с эл. 2 к.с., другие участники также бывали раньше на Тянь-Шане. Как известно, Тянь-Шань - это ели, луга, длинные широкие долины, снег и дождь, поэтому выбор района определялся желанием посмотреть на красивые горы, которые были бы максимально не похожи на виденные раньше. Фанские горы удовлетворяют этому условию, ну и сами по себе они очень красивы и, можно сказать, уникальны. Фанские горы - один из тех районов, в которых нужно побывать тем, кто увлекся туризмом или альпинизмом.

Маршрут состоял из традиционного начала, совмещающего акклиматизацию с посещением живописных озёр, с изюминкой в виде восхождения на высокую вершину - Замок. После перевала Двойной большинство групп спускается к Искандеркулю, чтобы завершить поход, если у них всего 2 недели, или уйти на Гиссарский хребет, мы же вместо этого включили в маршрут участок по достаточно редко посещаемым местам (перевалыМосква, Озерный).

На Искандеркуле наш маршрут не закончился - для контраста с Фанами мы посетили Гиссарский хребет в его относительно редко посещаемой части, в т.ч. интересный перевал Сиама.

Поход получился весьма живописным. Технически все перевалы были достаточно просты и похожи друг на друга, однако были интересные моменты: каньон на Москве, закрытый ледник на Сиаме.

Погода в течение похода была не совсем типичной для этого района: достаточно холодной и неустойчивой. Количество снега - выше среднего для августа, при этом воды в реках и ручьях - меньше обычного, а уровень озер выше.

Отчет представляет собой техническое описание пройденных препятствий, включающее также описание участков прогонов между ними. Также для каждого дня приведена подробная таблица - график движения, включающий абсолютное и относительное время прохождения отдельных участков, наиболее близкие к границам участков маршрутные точки и характер преодолеваемого рельефа. Для удобства использования и легкости чтения, отчет структурирован как по пройденным препятствиям, так и по дням пути.

Переходы обычно составляли 18-20 минут ходового времени для первого участника и 25-30 минут для последнего, привалы - 10 минут по последнему. Обеды - в основном с приготовлением горячих блюд.

Понятия «правый» и «левый», там, где это не оговорено особо или не ясно из контекста, следует понимать в орографическом смысле. Аббревиатуры: ЛПВ - линия падения воды ЧХВ - чистое ходовое время, п.х.д. - по ходу движения.

В квадратных скобках приведены названия путевых точек, снятых на местности с помощью GPS- приемника. Полный их список приводится в прилагающийся к отчету внешней таблице. Картографические материалы (обзорная карта и фрагменты окрестностей перевалов в большем разрешении) прилагаются к отчету, подробнее см. в разделе «Картографические материалы и геоданные». В фигурных скобках даны ссылки на отчеты, список которых содержится в списке использованной литературы.

Все высоты посещенных точек приведены по данным спутниковой навигации (GPS+ГЛОНАСС) с точностью до 5 м. Высоты окружающих вершин даны по хребтовке В. Ляпина, топокарте или данным SRTM. Время везде приводится местное душанбинское - т.е. московское плюс 2 часа. В первой половине августа в 5 утра уже почти светло, в 8 вечера почти совсем темно.

Знаками > и < в тексте выделены выводы, комментарии и замечания по прохождению отдельных участков маршрута или всего препятствия в целом.

Над отчетом работали Г. Варгафтик, А. Шибалова, А. Воликов, А. Зотов, Ф. Куликов, М. Ланкина, Ю. Минеева.

Фотографии А. Богдашкина, Г. Варгафтика, А. Воликова, А. Зотова, Ф. Куликова, Ю. Минеевой.

Заброска продуктов на Мутные озёра

30.7 Рано утром прилетаем рейсом авиакомпании Utair в Душанбе. Новое здание аэропорта вместительнее и светлее старого, но очередь на прохождение пограничного контроля та же, что и раньше. После получения багажа выходим на улицу, где встречаем представителя «Вертикали» Сорбона, который сообщает, что ночью на трассу в ущелье Варзоба сошли мощные сели и джипы, которые должны нас забрать, застряли где-то в районе Анзобского тоннеля. Меняем в аэропорту деньги, отдаем Сорбону документы для оформления регистрации и загружаемся в два микроавтобуса, чтобы ехать на базу юннатов у Зеленого базара. На базе размещаемся рядом с группой Кати Зеленцовой и закупаем недостающие продукты, ожидая информацию о наших машинах и состоянии дороги. Погода нежаркая для Душанбе, не больше 30°, переменная облачность.

Наконец выясняется, что дорогу частично расчистили и наши машины все-таки пробились вниз по ущелью. Загружаемся в микроавтобусы, в 11:50 выезжаем и за 25 минут доезжаем до окраины города, где пересаживаемся в три джипа. В 12:15 выезжаем, наконец-то, в сторону гор.

Примерно через полчаса упираемся в пробку. Вскоре начинается мелкий дождь, который с перерывами продолжается в течение дня. В нескольких местах между Гушори и устьем Сиамы трассу перекрыл сель, дорогу расчищают и транспорт пускают по очереди то вверх, то вниз. Поскольку дорога платная, в нескольких точках поток тормозится на пунктах оплаты. В совокупности с местным водительским менталитетом, а именно желанием пролезть вперед всех и заблокировать проезд по встречной полосе, эти факторы приводят к многокилометровым пробкам (фото 1.1). В первой пробке перед пунктом оплаты проезда проводим около 3 часов, затем следует более-менее скоростной участок в десяток километров и вторая пробка в небольшом тоннеле перед подъемом к Анзобскому тоннелю. Вторая пробка оказалась короче, но гораздо хуже первой, так как в невентилируемом тоннеле легковые машины чередуются с КАМАЗами, а двигатели, естественно, никто не заглушает. В итоге нам приходится покинуть машины, выйти пешком из туннеля и там их дожидаться (фото 1.2).

Анзобский тоннель мы, к счастью, проезжаем без затруднений, еще немного стоим в пробке на спуске после него и затем лихо скатываемся в долину Ягноба, где в 19:15 останавливаемся перекусить в столовой чуть ниже слияния Ягноба и Искандердарьи (1 час). Темнеет, идет дождь.

В Сарводе заезжаем на заправку за бензином и проводим еще одну перегрузку: из «Вертикали» спускается УАЗ-буханка с едущими в Душанбе альпинистами, мы освобождаем для них один джип и грузимся в УАЗ (заправка + ожидание = больше часа). Вскоре после выезда из Сарводы дорога превращается в довольно сложную грунтовку, дождь усиливается, водители показывают свое мастерство.

В 23:20 (1:50 от заправки в Сарводе) приезжаем в «Вертикаль», проведя в пути 10,5 часов вместо обычных 4-5. Идет дождь. Нам любезно предлагают переночевать на полу в здании столовой, что, конечно, гораздо лучше, чем ставить палатки в луже. Быстро перетаскиваем вещи и ложимся спать.

31.7 Просыпаемся в 6:50. Утро встречает нас синим небом и солнцем! Далекие вершины в снегу (фото 1.3). Поговорив с начальником лагеря Александром Крейцбергом, ставим палатки на полянке рядом со столовой ([CAMP 0], H = 2647), начинаем неспешно готовить завтрак и разбирать вещи. Еду можно заказать и в столовой, но у нас уже начинается раскладка ©

До обеда распределяем снаряжение и еду, формируем заброску на Искандеркуль и на Мутные озера. Перед обедом 9 человек отправляются на оборудованный «Вертикалью» естественный скалодром, где пробиты около 10 маршрутов. Скалодром находится под скалами на правом берегу р. Чапдара, 100 м набора от лагеря. Лазание здесь в основном на трении, в ботинках достаточно сложное. Вешаем верхнюю страховку на двух маршрутах (для ее провешивания пришлось лезть к станции сбоку с нижней страховкой, в процессе чего несколько не хватало одной закладки/френда). Немного полазав на двух маршрутах, ребята возвращаются к обеду в лагерь (фото 1.4, 2,5 часа).

После обеда в 15:35 отправляемся в акклиматизационный выход вверх по долине. По тропе поднимаемся к Алаудинскому озеру (35-40 минут, Н = 2785) и обходим его справа по ходу и далее с южной стороны, затем траверсируем по тропе осыпной склон и выходим на травянистое окончание северо-западного гребня пика Политехник, которое по совместительству является древней левой мореной ледника под стеной Чапдары (фото 1.5, 1.6, 1.7, 1.8). Поднимаемся по гребню до тура на высоте 3075 м ([001]), затем спускаемся обратно, сначала по гребню, затем в северном направлении и вскоре выходим к мосту через Чапдару у большой летовки напротив альплагеря. Прогулка заняла 2,5 часа.

Вечером рассчитываемся с Александром Крейцбергом за транспорт, заброску, проживание, оформляем документы для лесников, при этом выясняется, что Куликалонские озера принадлежат к другому лесничеству и там придется договариваться отдельно. Также проверяем связь с «Вертикалью» по спутниковому телефону. Оказывается, с номера «Вертикали» (Thuraya) не проходят СМС на российские GSM- симкарты, вставленные в телефон системы Thuraya, так что связь у нас, если что, будет односторонняя.

Погода в течение дня в основном солнечная, после середины дня тучи садятся на высокие вершины (Чапдара, Мирали), вечером они постепенно рассеиваются, так что несколько человек ложится спать на улице, но вскоре им приходится ретироваться в палатки из-за обильной росы.

01.8 Подъем дежурных в 5:30. Погода опять хорошая. В 7:55 выходим наверх с заброской на Мутные озёра. Рюкзаки не тяжелые, 10-15 кг. По торной тропе поднимаемся знакомым путем к Алаудин- скому озеру. Если до озера тропа местами ветвится, то дальше она становится однозначной (фото 1.9). В 9:20 проходим мимо озера Пиала ([003]) и тут понимаем, что забыли в лагере бензин. Двое участников освобождают рюкзаки и бегут вниз, остальные продолжают подъем. После озера следует достаточно крутой двухступенчатый подъем (фото 1.10) к развилке ущелий на Мутные озера и на Бодхону (развилка - [005], H=3220, фото 1.11), затем подъем становится пологим и очень монотонным. К 12:00 выходим на выполаживание у Мутных озер ([007]) и, не входя в завал, ограничивающий озеро с востока, сворачиваем налево по ходу (на юг) на галечное поле, тянущееся в сторону подножия Фагитора. В 12:20 приходим на укромные площадки на границе галечного поля и моренного завала ([CAMP 5 AUG], H = 3530, фото 1.12). Здесь течет мутноватый ручеек из цирка перевалов ВАА, Казнок, Мазалат, ночевки закрыты камнями от взгляда с тропы. Располагаемся на обед, прячем в камнях заброску. Высота чувствуется почти всеми: одышка, апатия, сонливость. Переменная облачность, то жарко, то холодно. Через 2 часа приходят двое участников с бензином. В 16:15 выходим вниз. К 18:20 все спускаются в альплагерь (первые - минут на 40-50 быстрее последних).

Характер пути

Подъем от альплагеря к Мутным озерам.

7:55 - 12:20

4 часа 45 минут

ДЬрад = ±880 м

15,4 км

На участке между озером Пиала и Мутными озерами нет воды. К Мутным озерам поднимаются караваны с осликами, около озер пасутся стада горных козлов, поэтому и здесь следует избегать употребление некипяченой воды.

ПЕРЕВАЛ ЛАУДАН (Н/К)

Категория трудности: н/к

Высота: 3630 м

Характер: тропа

Ориентация: В - З

Расположен в Фанских горах в северном отроге пика Алаудин (4134) севернее г. Безымянная (3883) и соединяет долину р. Чапдара (МАТЦ «Вертикаль-Алаудин») с котловиной Куликалонских озёр

Координаты: [LAUDAN], 39° 16’ 16,10” с.ш., 68° 13’ 45,35” в.д.

Прохождение. 2 августа 2016 г. от МАТЦ «Вертикаль-Алаудин» до оз. Кулисиёх. Записка в туре не обнаружена.

Необходимое снаряжение трекинговые палки или ледорубы.

Отчеты*: {3, 13, 18}

Карты: 1

* - приводятся отчеты из списка использованной литературы, которые содержат описания препятствия или некоторой его части. Естественно, источники возможной информации не исчерпываются этим списком.

02.8 Подъем дежурных в 5:00, выход в 7:35. Выходим за территорию альплагеря через калитку напротив туалета и начинаем подъем в сторону перевала Лаудан по скотопрогонной тропе (фото 2.1). За нами увязывается местная пятнистая собака. Через 250 м тропа выходит в неглубокую ложбину с ручьем и продолжается вдоль него. Еще через 250 м уходим от ручья по набитой траверсной тропе направо- назад, тропа выводит на гребень, ограничивающий ложбину справа по ходу. Еще 20 минут по гребню и очередная развилка троп ([009], H = 2950, фото 2.2), мы сворачиваем с гребня направо по ходу и, немного потеряв высоту, выходим к следующему ручью. Здесь пасется стадо коров, прямо перед нами высокий травянистый гребень, на который мы и поднимаемся серпантином, используя попутные фрагменты троп. На гребне опять появляется мощная тропа, по которой мы и движемся в направлении вершине 3549 и перевалу Лаудан Ложный (фото 2.3). В 10:50 мы на перевале Лаудан Ложный ([LAUDAN LOZHN], H = 3515, фото 2.4). Над нашим гребнем пасмурно, у нас прохладно, легкий ветерок. Есть мобильная связь. Тропа к перевалу Лаудан идет траверсом крутых склонов обширного цирка, выходим по ней на перевал за 35 минут ЧХВ (12:00, [LAUDAN], фото 2.5). По пути попадаем под короткий легкий дождик. На перевале обнаруживаем пустой тур, навстречу нам поднимается русский треккер и погонщик с ослом. Вид на Куликалонскую котловину неплох, но облака над стеной Мария-Мирали немного его портят (фото 2.6, 2.7).

Спуск начинаем в 12:25 по торной тропе (фото 2.8, 2.9). Некоторые участники идут на спуск очень медленно (разрыв между первыми и последними в 2 раза), поэтому, сбросив за 40 минут ЧХВ 450 метров высоты, располагаемся в 13:25 на обед и отдых на зеленой полянке у первого ручейка ([OBED 2 AUG], H = 3180).

Выходим с обеда в 15:55 и за 22 минуты спускаемся на плоский участок долины в северо-восточном углу котловины ([015], H = 2900). Двое молодых таджиков, видимо - носильщиков, спускаются вслед за нами по тропе и, приманив карамельками, уводят нашу собаку. Проходим еще 15 минут в сторону озера Бибиджонат, и нас перехватывает местный чайханщик «Сережа» (Сирожиддин?), о котором говорил Крейцберг. Уступаем его настойчивости и посулам помочь в общении с местным лесником и идем к его чайхане у восточного угла озера Кулисиёх (по пути пересекаем протоку между озерами по камням). Идет дождь. В 16:45 останавливаемся на ночлег на гостевом месте на южном берегу озера ([CAMP 2 AUG], H = 2875, фото 2.10). Рядом с чайханой есть родник, но пить воду некипяченой не рискуем.

На пути прохождения перевала Лаудан, как и соседнего перевала Алаудин, нет ни одного источника воды, пригодной для питья без кипячения.

Ставим лагерь, в течение получаса-часа пережидаем дождь, после которого облачность медленно поднимается и висит, закрывая верхнюю треть Куликалонской стены. Покупаем у Сережи минералку и газировку, кроме этого он может приготовить плов.

Через пару часов приходит лесник, как оказалось, его палатка стоит прямо у чайханы. После многословной восточной беседы сторговываемся с ним на сумме 120 сомони (больше, чем называл Сережа, и в 4 раза меньше, чем должно быть по правилам) без оформления квитанции.

Неподалеку на западном берегу озера Бибиджонат располагается еще одна чайхана, хозяин Эдик, видимо, система работы та же (фото 2.11). «Ничьи» места на северо-восточном и южном берегах озера Бибиджонат есть, как именно происходит общение с лесником при отсутствии местной протекции сказать сложно, но скорее всего, примерно так же, а возможно его можно просто послать, как это делали в 2011 году, когда у него не было квитанций.

Вечером наблюдаем красивый закат.

Характер пути

Подъем от альплагеря до перевала Лаудан Ложный.

7:35 - 10:50

2 часа 05 минут

[LAUDAN LOZHN], h=3515

Тропа. Осыпной и травянистый склоны.

Подъем на перевал Лаудан.

11:10 - 12:00

35 минут

[LAUDAN],h=3630

Спуск до ручья.

12:25 - 13:25

[OBED 2 AUG], h=3180

Тропа.

Спуск к оз. Кулисиёх и Бибиджонат.

15:55 - 16:45

[CAMP 2 AUG], h=2875

Всего (02.08.2016)

7:35 - 16:45

4 часа 00 минут

Ah+ = 1000 м Ah“ = 775 м

9,8 км

Всего по перевалу (02.08.2016)

9 часов 10 минут

4 часа 00 минут

Ah+ = 1000 м Ah“ = 775 м

Н/К

Перевал Лаудан является самым простым путем из долины Чапдары к Куликалонским озёрам и хорошо подходит для акклиматизации. Он ниже, чем соседний Алаудинский перевал, путь на

ПЕРЕВАЛ АДАМТАШ (1Б) + ВЕРШИНА ШОГУНАГА (1А)

Высота: 3880 м

Характер: ледово-осыпной

Ориентация: З-В

Расположен в Фанских горах в северном отроге пика Адамташ (4579) и соединяет озера Дюшаха и Пиала. Гора Шогунага находится в том же гребне севернее пер. Адамташ.

Координаты: [ADAMTASH]: 39° 13’ 28,09” с.ш., 68° 13’ 39,39” в.д., [SHOGUNAGA]: 39° 13’ 42,75” с.ш., 68° 13’ 40,89” в.д.

Прохождение: 3 - 4 августа 2016 г. от оз. Кулисиёх до оз. Пиала (с запада на восток). С перевала снята записка группы туристов турклуба им. Н. Гастелло (г. Уфа) от 15.09.2015 (3 к.с., 8 чел., рук. Переседов В.А.). С вершины снята записка группы альпинистов Санкт-Петербургского альпинистского клуба «Горняк» от 19.08.2014 (маршрут 3А по северному гребню, 5 чел., рук. Одинцов А.Н.)

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, кошки, ледобуры, могут понадобиться страховочные системы, основные веревки,

Отчеты: {1, 4, 5, 9}

Карты: 1

03.8 Подъем в дежурных в 5:30. Утром ясно, ветерок. Сегодня у нас недлинный день, поэтому завтракаем и, оставив лагерь на попечении Сирожиддина, в 7:30 выходим на прогулку в сторону Куликалонского озера. По хорошей тропе, которая идет от чайханы сначала вдоль южного берега Кулисиёха, а затем заворачивает к юго-западу, за 20 с небольшим минут доходим до северо-восточного угла Куликалонского озера, а еще через 5-7 минут выходим к заливчику с относительно теплой водой и удобным для прыжков камнем ([016], H = 2835). Несмотря на ранний час, находится довольно много желающих искупаться, но стоит нам раздеться, как из кустов появляется группа отдыхающих городских таджиков, которая тут же располагается в 10 метрах от нас, начинает фотографировать процесс купания на телефоны и существенно отравляет удовольствие от воды. Тем не менее, вытерпев все неудобства, мы завершаем процесс купания и выходим в обратный путь, для разнообразия по другой тропе - вдоль реки, впадающей в Куликалон, мимо нескольких маленьких проточных озер и северным берегом Кулисиёха. Здесь очень живописно.

Вернувшись обратно к 9:15, пьем чай, собираем лагерь и выходим на подход к перевалу Адамташ в 10:45. Обойдя озеро Бибиджонат с востока, поднимаемся вдоль реки по одной из торных овечьих троп и за 35-40 минут ЧХВ достигаем озера Дюшаха (фото 3.1). Минуем ровные зеленые лужайки на его восточном берегу и идем вверх вдоль ручья, текущего под склоном. Вскоре вода в ручье кончается и мы продолжаем подъем по сухому распадку между коренным правым (ор.) склоном и старыми моренными нагромождениями (фото 3.2). Преодолев крутой взлет ([019], правее по ходу было бы положе), вылезаем в уютный карман между теми же склоном и моренами, по которому продолжаем подъем еще в течение 25-30 минут ЧХВ (фото 3.3, 3.4). Воды и хороших мест под палатки нет. Поднявшись до высоты 3300 м, где мы рассчитывали обнаружить снежник, направляем разведку на поиски места для лагеря. Таковое обнаруживается выше, под следующим моренным валом, в ложбине у громадного камня. Жидкой воды здесь нет, только два маленьких снежничка. Другой разведывательный отряд нашел воду на склоне морены ближе к центру ущелья, но там совсем нет ровного места.

В 14:00 поднимаемся к месту ночевки у камня, ставим топиться снег на обед и строим площадки под наши палатки ([CAMP 3 AUG], H = 3420, фото 3.5, 3.6). Получается уютная коммунальная квартира, а двое участников палатку не ставят и готовят себе место под камнем. Снег топится очень долго, так что желающие с бутылками несколько раз ходят траверсом к найденному ранее ручью за водой для ужина и завтрака. Во второй половине дня стена Мария-Мирали в облаках, к вечеру они рассеиваются. За ужином наблюдаем, как на склоне в 200-300 м от нас прогуливается небольшое стадо туров. Вечером энтузиасты устраивают танцы © Ночь достаточно теплая.

Характер пути

Радиальный выход к Кулика- лонскому озеру.

7:30 - 9:15

1 час

[[016], h=2835

Тропа.

Подъем в цирк перевалов Адамташ и Шогунага.

10:45 - 14:00

2 часа 55 минут

Ah+ = 585 м Ah- = 40 м

9,0 км

04.8 Подъем дежурных в 5:00, выход в 6:55. Ясно.

От места ночевки поднимаемся на моренный вал вдоль сухого распадка, затем уходим левее по ходу, где осыпь положе, и за переход в 25-30 минут достигаем языка ледника ([022], H = 3560). Выход на ровную часть ледника - ледовый склон длиной 100 м и крутизной до 25°, утром лед сухой, холодный, жесткий, местами на льду мелкая каменная крошка. Слева по ходу до верха можно подняться по фирну, но выйти на плато там нельзя - трещины, переход в центр - неприятный траверс по краю трещин. Правее по ходу также можно подняться почти до верха по лежащей на льду осыпи, но выход на плато опять же либо по ледовой стеночке наверх, либо неприятным траверсом по льду, который не стоит проходить без кошек. В общем, выбираем путь прямо вверх по льду, как самый прямолинейный, ну и для тренировки тоже. Минут 20 надеваем кошки и за 5-10 минут преодолеваем взлет (фото 3.7). Некоторым этот участок дается непросто: это страшнее, чем на тренировках. Выше ледового склона ледник резко выполаживается. В наших условиях лёд здесь покрыт толстым моренным чехлом, поэтому снимаем кошки и движемся в сторону перевального цирка, обходя немногочисленные трещины. Выше на леднике появляется снег, он плотный и ровный, трещин нет или они надежно забиты (фото 3.8). Впереди эффектно встает красная стена Адамташа с двумя «шестерками» и перевал Дон (3Б*).

Участок гребня, в котором находится перевал, снизу выглядит сложным: нижняя и средняя часть склона - это скалы. Тем не менее, на гребень существует простой подъем: нужно найти снежный (осыпной в иных условиях) склон, позволяющий обойти скальный пояс. За 10 минут после снятия кошек поднимаемся в цирк под перевальный взлет ([023], Н= 3705). Нижняя его часть снежная и в тени, поэтому на всякий случай опять надеваем кошки и поднимаемся по снегу в обход скальной стеночки, находящейся под центром перевального взлета (15 минут, фото 3.9, 3.10). Снег не крутой, можно было бы подниматься без кошек. Выше стеночки расположена некрутая осыпь, левее по ходу - скально-осыпной гребешок- контрфорс, о котором говорится в описаниях ([024]). Снимаем кошки и поднимаемся к контрфорсу, обнаруживаем вполне приличную тропку, по которой пересекаем контрфорс и выходим на борт неглубокого и короткого кулуара, ведущего к перевалу. Подъем по кулуару снизу невозможен, там вертикальные скалы. Тропка идет не по кулуару, а выходит на верх гребешка-контрфорса и по некрутой, устойчивой осыпи выводит на седловину в самой южной ее части (фото 3.11). Выходим к туру в 9:25, подъем на перевал от ледника занял 50 минут (28 минут ЧХВ).

Седловина длинная, шириной несколько метров, можно поставить несколько палаток, вода - снежник. Со стороны Алаудина дует ветер.

Немного отдохнув, в 9:50 выдвигаемся в сторону вершины Шогунага. Восхождение не представляет сложности, но может быть приятно видами и полезно для акклиматизации.

Начало подъема - широкий, почти горизонтальный гребень (фото 3.12), затем на гребне появляются скалы и слабое подобие тропы обходит их вдоль подножия и приводит в конгломератно-осыпной кулуар, спускающийся из-под вершины. Поднимаемся около 100 м по правому (ор.) борту кулуара в непосредственной близости скал, где осыпь не такая подвижная (крутизна до 35°, фото 3.13, 3.14). Дальше кулуар заканчивается: прямо по ходу скальные плиты выводят на перегиб, за которым отвес. Здесь уходим левее по ходу в первый скальный кулуар. Кулуар узкий, крутизной до 30°, борта скальные, есть живые камни (фото 3.15). Через 30-40 м подъема простым лазанием выходим на вершинный гребень к туру (25-30 минут от перевала, [SHOGUNAGA], Н = 3998). В туре записка альпинистов от 2014 года: не самая популярная вершина.

Отличный вид на окружающие вершины, главным образом, Адамташ и Мирали, и вниз на отвесные скалы «троечных» маршрутов (фото 3.16, 3.17, 3.18). Вдоволь пофотографировав, за 20 минут спускаемся по пути подъема, разделившись на две группы (фото 3.19). На перевале собираемся в 11:00 и начинаем спуск в 11:15. Восхождение на вершину Шогунага очень короткое, технически соответствует уровню 1А.

Первая часть спуска с перевала проходит по крутому (30°) мягкому конгломератно-осыпному склону (фото 3.20). Движемся плотной группой. Ниже крутизна спуска уменьшается, склон становится жестче, это конгломератная основа, на которой лежат крупные и мелкие камни. Спускаться некомфортно, скорость падает. Еще 20 минут/250 метров по высоте спускаемся по подобному рельефу, постепенно приноравливаясь к нему, затем выходим к конгломератной промоине глубиной 1 м, за которой начинается более комфортный склон с травкой, по которому к 12:05 спускаемся на травянистую седловину ([026], H = 3360, фото 3.21). Спуска налево нет, к Пиале - направо. Останавливаемся на холодный перекус. Место очень красивое (фото 3.22). Погода - переменная облачность. Слышим обрывки альпинистских команд со стороны нашей вершины и гадаем, что скажут альпинисты, сняв нашу записку, если они действительно лезут на Шогунагу.

Выходим после обеда в 13:25 и быстро сбрасываем 200 метров по крутому травянистому склону до русла сухого ручья, которое надо перейти на правый берег и лучше сделать это повыше ([027]). На правом берегу русла опять начинается знакомый конгломератно-осыпной склон с элементами тропы, по которому медленно (15 -30 минут в зависимости от темпа движения, фото 3.23) спускаемся к озеру Пиала, у которого и встаем лагерем ([CAMP 4 AUG], H = 2940, 14:10). Места не очень много, на 5-6 палаток.

Уже в темноте по пути нашего спуска спускается четверка, видимо, все-таки альпинисты c Шогунаги. Пообщаться не удалось. Вечер, ночь - ясно, один человек спит на улице.

Характер пути

Подъем на перевал Адамташ.

6:55 - 9:25

[ADAMTASH], h=3880

Осыпь. Ледовый склон 25°, 100 м. Ск.-ос. склон до 25°.

Радиальный выход на в. Шогунага.

9:50 - 11:00

[SHOGUNAGA],

h=3998

Подвижная осыпь до 35°, простые скалы 30 м.

Спуск до травянистой седловины.

11:15 - 12:05

[026], h=3360

Конгломератно-осыпной склон 30°.

Спуск к оз. Пиала.

13:25 - 14:10

[CAMP 4 AUG], h=2940

Травянисто - осыпной склон до 25°.

Всего (04.08.2016)

6:55 - 14:10

3 часа 30 минут

Ah+ = 580 м ДЬ_ = 1060 м

5,0 км

Всего по перевалу (0304.08.2016)

10 часов 40 минут

5 часов 25 минут

Ah+=1125м ДЬ_ = 1060 м

1Б+1А

Перевал Адамташ - популярный акклиматизационный, разминочный перевал, соответствует несложной 1Б. Перевал достаточно живописен и безопасен. Единственный неприятный участок - спуск на восток.

Восхождение на вершину Шогунага само по себе не имеет большой ценности, однако позволяет разнообразить прохождение перевала простым лазанием и приятными видами.

ПЕРЕВАЛ МАЗАЛАТ (1Б)

Категория трудности: 1Б

Высота: 4090 м

Характер: снежно-ледовый

Ориентация: С-Ю

Расположен в Фанских горах в гребне между вершинами Гратулета (4188) и ФиС (4104). Соединяет лед. № ... (Мутные оз., р. Чапдара) и долину р. Казнок.

Координаты: [MAZALAT]: 39° 10’ 34,44” с.ш., 68° 14’ 31,36” в.д.

Прохождение: 6 августа 2016 года радиально со стороны Мутных оз. Снята записка группы туристов ТК МГУ от 04.08.2016 (1 с эл. 2 к.с., 6 чел., рук. Дьяченко М.Р.).

Необходимое снаряжение: страховочные системы, кошки, ледорубы, ледобуры, петли, основные веревки, каски.

Отчёты: {1, 2, 6}

Карты: 2

05.8 Подъем дежурных в 6:00, выход в 8:00 . Ясно, прохладно. Знакомым путем за 2 часа 10 минут поднимаемся к Мутным озерам и ставим лагерь на месте, где мы обедали 4 дня назад ([CAMP 5 AUG]). Нельзя сказать, что мы поднимаемся существенно быстрее, чем 4 дня назад с заброской, но подъем дается несравнимо легче. Откапываем заброску, забираем еду на ближайшие два дня, распределяем остающееся на линейную часть по людям и прячем обратно под камень. Остаток дня посвящаем отдыху.

Из цирка пер. Казнок спускаются трое мужиков из Федерации спортивного туризма Республики Таджикистан, общаемся.

Погода - утром ясно, днем переменная облачность, массив Чимтарги в облаках, к вечеру ясно.

Подъем к Мутным озерам

8:00 - 10:10

Всего (05.08.2016)

8:00 - 10:10

Ah+=590 м

4,0 км

06.8 Перевал Мазалат имеет в Классификаторе перевалов категорию трудности 1Б, однако насквозь это перевал не проходится, так как его южная сторона в верхней части представляет собой очень неприятный скально-осыпной кулуар, а ниже находится скальный каньон сложности 2Б. Тем не менее, северный снежно-ледовый склон перевала часто используется в тренировочных целях. Мы совершили подъем на перевал с севера в рамках ледовых занятий.

Подъем дежурных в 4:30, выход в 6:15. Берем с собой железо, веревки и начинаем подъем по тропе, идущей в кармане между склоном Фагитора и моренами ледников из цирков перевалов ВАА (1Б), Казнок В. (1А-1Б), Мазалат (1Б). Сначала подъем крутой, затем становится положе, тропа идет то по осыпи, то по снежникам в моренном кармане. Через 20-25 минут подъема уходим с тропы на морены вправо по ходу, в сторону цирка перевалов Казнок В. и Мазалат. Под цирком подсекаем еще одну тропу, по которой выходим к леднику. Выход на лёд простой, даже утром в тени кошки не нужны. Поднявшись в центр цирка ([030], H = 3960), надеваем кошки, системы и подходим под перевальный взлет в левой орографически части (фото 4.1, 4.2, 4.3). Подъем сюда от лагеря занял 1 час 35 минут «грязного» времени.

Вспоминаем, как ходить в кошках, делать станции. Затем начинаем подъем на перевал: провешиваем перила по льду крутизной от 25° до 40-45° в верхней части. К сожалению, у нас недостаточно ледобуров, чтобы полноценно дать полидировать всем желающим и повесить два параллельных коридора, но стараемся выжать максимум. Чтобы уменьшить количество людей на перилах, двое опытных участников поднимаются на перевал по снегу в орографически правой части склона. На протяжении 2,5 веревок поднимаемся по льду с небольшой корочкой фирна (фото 4.4, 4.5, 4.6). После середины третьей веревки крутизна склона уменьшается, на льду появляется толстый слой раскисшего снега, в котором сложно сделать надежную точку. С помощью подошедших сверху участников надвязываем третью веревку и закрепляем за большой скальный выступ на гребне. Всего получается 3,5 веревки, место крепления последней находится посередине между низшей точкой перевала и вершиной ФиС (пока последние участники находятся на перилах, первые поднимаются на вершину для лучшего обзора). От середины третьей веревки можно уйти без страховки влево по ходу на гребень. Склон не камнеопасен, но следует обращать внимание на лёд, летящий из-под ледоруба и кошек лидера. Во время подъема хорошо виден взлёт перевала Казнок Восточный (фото 4.7).

Вся группа поднимается на перевал к 12:10 (занятия и подъем - 4 часа 20 минут). Хорошие виды на окружающие скальные массивы и на долину Казнока на юге (фото 4.8).

К сожалению, времени на спуск с организацией самосброса или проушин у нас не остается. Почти сразу же начинаем спуск: пешком по снегу в правой (ор.) части взлета. Крутизна склона 25°, в середине проходим участок на три такта, но вообще склон простой и днем здесь можно было бы идти без кошек по ступеням (фото 4.9, 4.10, 4.11). Если группа не ставит своей целью проведение ледовых занятий, подниматься на перевал следует именно здесь.

В лагерь возвращаемся к 13:20 (самые быстрые - на 20-25 минут раньше), обедаем, собираем лагерь и готовимся к выходу в сторону Замка.

Характер пути

Подъем в цирк перевалов Мазалат и Казнок В.

6:15 - 7:50

[030], h=3960

Тропа, морена, открытый ледник до 10°.

Ледовые занятия. Выход на пер. Мазалат и п. ФиС.

7:50 - 12:10

4 часа 20 минут

[MAZALAT], h=4090

Ледовый склон до 45°, перила 3,5 х 50 м.

Спуск к Мутным озерам.

12:20 - 13:20

[CAMP 5 AUG], h=3530

Снежный склон до 25° 100 м, ледник, морены, тропа.

Всего (06.08.2016)

6:15 - 13:20

6 часов 20 минут

Ah+=560 м Ah_ = 560 м

4,9 км

Всего по перевалу (06.08.2016)

6:15 - 13:20

6 часов 20 минут

Ah+=560 м Ah_ = 560 м

Ледовые занятия на перевале Мазалат - это отличная возможность потренировать ледовую технику на уровне двойки-тройки в комфортных условиях. Настоятельно рекомендуем использовать склон в тренировочных и акклиматизационных целях, выделив для этого достаточное время, так как другие технически содержательные ледовые 1Б, особенно так удобно расположенные, в Фанских горах фактически отсутствуют. Собственно «перевального» значения эта седловина не имеет, как говорилось выше.

Пик ЗАМОК (1Б)

Высота: 4940 м

Характер: снежно-ледовый

Расположен в Фанских горах в верховьях долины Алаудина, к востоку от Мутных озёр.

Координаты: [ZAMOK MAX]: 39° 11’ 09,26” с.ш., 68° 16’ 22,58” в.д

Прохождение. 6 - 7 августа 2016 года радиально от Мутных озёр до плато под большим жандармом. Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки, ледобуры, петли, может понадобиться скальное снаряжение (крючья/закладки/петли).

Отчёты: {1, 2, 5, 8, 10, 11, 13}

Карты: 2

06.8 (продолжение) После обеда выходим в 16:00, наша цель - подняться на ночевки под ледником № 766 (Пайхамбер), с которых удобно ходить на пик Замок. От места ночевки пересекаем галечное поле в восточном направлении и начинаем подъем на вал старой морены по одной из протуренных троп ближе к склону Фагитора. За 20 минут поднимаемся на первый вал, пересекаем выполаживание перед вторым и еще за 15-20 минут поднимаемся без тропы на второй вал и оказываемся в начале правой (ор.) морены ледника № 765. По гребню морены (тропа) за 20 минут поднимаемся к месту, откуда хорошо видны верховья ледника и перевалы Яшмовые, а также язык ледника № 766 (Пайхамбер), по которому проходит маршрут на Замок (фото 5.1). Где-то здесь пора уже быть обещанным ночевкам, но ничего хорошего не видно. Отправляем разведку наверх под скалы, где согласно данным GPS расположены ночевки, и вперед к ручью с ледника. Готовые стоянки действительно обнаруживаются под скалами, у ручья также можно стоять (и, как мы потом выяснили, наверное, предпочтительно).

В 17:45 поднимаемся к ночевкам (фото 5.2). Площадок мало, ветрено. Вода стекает по скалам на склоне, к ней нужно подняться по живой осыпи на 15 метров по высоте. Ставим лагерь ([CAMP 6 AUG], H = 3960).

Характер пути

Подъем на ночевки под Замком.

16:00 - 17:45

[CAMP 6 AUG], h=3960

Осыпь, морены, фрагменты тропы.

Всего (06.08.2016)

16:00 - 17:45

Ah+ = 430 м

2,3 км

07.8 Подъем дежурных в 4:00, выход только в 6:30 (ветрено, холодно, первая ночевка на такой высоте). Начинаем подъем от лагеря по ложбине вдоль крутого осыпного склона, есть тропка. Завернув за угол, тропа начинает уверенно подниматься серпантином. Набрав около 170-200 метров, она уходит вправо по ходу (фото 5.3, 5.4), обходя сверху скальные выходы, и к 7:20 выводит к альпинистским ночевкам перед ледником ([035], H = 4250 сами площадки расположены в 100 м выше по распадку). Осыпь мелкая, в основном умеренно подвижная.

От ночевок по моренному гребешку за 15-20 минут выходим к леднику выше его крутого языка, надеваем кошки ([036], H = 4390). Один участник, который вчера жаловался на начинающуюся простуду, идет очень медленно и тяжело, принимаем решение о прекращении восхождения для него. Даем ему рацию, он уходит обратно в лагерь.

Ледник здесь открытый, в правой (ор.) части под склоном Замка покрыт камнями (фото 5.5, 5.6). Поднимаемся прямо вверх, практически по центру ледника, оставляя слева по ходу небольшую зону трещин. Лёд открытый, с утра в тени и жесткий, крутизна 20°, встречаются хорошо заметные, забитые снегом трещины (фото 5.7). За 55 минут поднимаемся под большой разлом ([039], H = 4670). В верхней части лёд покрыт плотным фирном, последние 30-40 метров поднимаемся по крутому (до 30°) взлету, обходя слева по ходу ледовую стенку (фото 5.8). Большой разлом в правой ор. части действительно большой, ближе к центру ледника его высота уменьшается до 1,5-2 м, ширина незначительна, разлом полностью перекрыт надежным снежным мостом, фактически - снежным склоном (фото 5.9, 5.10). По нижнему краю разлома проходим 30 м до середины этого склона и аккуратно поднимаемся по нему.

Выше ледник быстро выполаживается, немногочисленные трещины надежно забиты снегом (фото 5.11). Лавируя между ними, обходим понижение на повороте ледника по дуге справа по ходу и оказываемся на пологом ровном плато, справа виден перегиб в сторону ущелья Казнока, вершина Пайхамбер остается сзади (фото 5.12). Монотонный утомительный из-за высоты подъем приводит на осыпной гребень к 11:10 (фото 5.13, 5.14). Поворачиваем влево и за 10 минут поднимаемся к подножию большого красноватого жандарма, который часто называют скальной вершиной Замка ([042], Н=4925, фото 5.15,

5.16). Обход жандарма с запада, как обычно, осложнен крутым снежником с плохим выкатом (фото 5.16, 5.17) . Провешиваем 60 м траверса по снегу под скалами (фото 5.18). Точки организуем на ледорубах и ледобурах (натечный лед под скалами), места для них неудобные. Можно организовать страховку на скалах, но выбор хороших щелей и выступов невелик, кроме того в таком случае протяженность перильного участка будет больше.

Провесив траверс, осознаем, что на часах уже 12:30 и времени у нас хватит либо на восхождение, либо на спуск после восхождения на Мутные озера. Несколько участников горняжит (головная боль, тошнота), так или иначе высоту чувствуют все, поэтому приходится принять решение о возвращении. Снимаем провешенный траверс и возвращаемся по осыпному гребню к невысокому узловому жандарму (фото 5.19). Формируем связки и в 13:30 начинаем спуск по пути подъема. Снег раскис, но мосты держат хорошо. За 1 час 10 минут спускаемся до языка ледника, еще 30 минут спуска по осыпи и мы в лагере. Большинство участников «отпускает» высота.

Немного заторможенно собираемся, пьем чай и в 17:00 выходим в сторону Мутных озер, к которым спускаемся за 50 минут (ЧХВ 25-40 минут). Встаем на прежнем месте, окончательно откапываем заброску, отдыхаем. Погода весь день отличная.

Подъем к леднику № 766.

6:30 - 8:10

1 час 5 минут

[036], h=4390

Мелкая осыпь 20°, тропа.

Подъем к большому разлому.

8:40 - 9:35

[039], h=4670

Открытый ледник, фирн до 30°. Кошки.

Подъем на осыпной гребень Замка до скального жандарма.

9:45 - 11:25

1 час 5 минут

[042], h=4925

Закрытый ледник до 15°. Осыпь до 15°.

Провешивание траверса, возвращение к началу спуска.

11:25 - 13:30

1 час 45 минут

[042], h=4925

Осыпной гребень, фирн до 30°. Перила 60 м.

Спуск с плато до конца ледника.

13:30 - 14:40

1 час

[036], h=4390

Открытый ледник, фирн до 30°. Кошки, связки.

Спуск до места ночевок.

15:00 - 15:30

30 минут

[CAMP 6 AUG], h=3960

Мелкая осыпь 20°, тропа.

Спуск до Мутных озер.

17:00 - 17:50

[CAMP 5 AUG], h=3530

Осыпь, морены, фрагменты тропы.

Всего (07.08.2016)

6:30 - 17:50

6 часов 50 минут

Ah+ = 960 м Ah“ = 1390 м

9,0 км

Всего по восхождению (0607.08.2016)

13 часов 5 минут

8 часов 00 минут

Д^ад = ±1390 м

Восхождение на пик Замок - интересная задача для групп в походах 2-3 к.с. Маршрут технически несложен, однако требует уверенности при движении в кошках от всех участников. Также определенного искусства в выборе точек страховки требует провешивание траверса в обход большого жандарма. Состояние разломов на леднике меняется год от года, вероятно, как и раньше, может потребоваться преодоление разлома по узкому мосту со страховкой. Маршрут длинный, очень живописный.

В наших снежно-ледовых условиях сложность пройденного нами пути соответствует категории 1Б, однако полное восхождение следует рассматривать, как 2А: нередко состояние разломов на леднике требует организации страховки, также всегда требуется страховка при обходе жандарма по снежнику.

Ключом к успешному восхождению является достаточная акклиматизация и ранний выход на маршрут. Восхождение в нашем графике (походном) является возможным. Планировать восхождение раньше, чем на 7-8 день похода неразумно. Наиболее комфортно планировать восхождение в завершающей части похода, что для 2 к.с. в Фанских горах означает начало на Гиссарском хребте (см. например {2, 8}).^

ПЕРЕВАЛ ЧИМТАРГА (1Б)

Высота: 4750 м

Характер: осыпной

Ориентация З - В

Расположен в Фанских горах, между вершинами Энергия (5120) и Чимтарга (5489). Соединяет лед. № 770 (Мутные оз.) и долину р. Правый Зиндон.

Координаты: [CHIMTARGA]: 39° 11’ 21,06” с.ш., 68° 11’ 53,97” в.д.

Прохождение. 8 - 9 августа 2016 года с востока на запад, от Мутных озер до оз. Б. Алло. Снята записка группы туристок из гг. Нижневартовск и Старый Оскол от 07.08.2016 (рук. Ткаченко О., категория и состав группы не указаны).

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы Отчёты: {1-4, 6, 12, 13}

Карты: 3

08.08. Отсыпаемся после сложного дня - подъем дежурных в 5:30. Ясно, легкий ветер. Мимо нас в сторону Казнока проходит группа туристов из Уфы. Медленно собираемся и выходим в 8:25. Возвращаемся на тропу и за 5-10 минут выходим к площадкам на северном краю озера. Здесь располагается лагерем группа треккеров, сопровождаемая таджикскими носильщиками. На нас набрасывается погонщик ослов и уговаривает воспользоваться его услугами. Отказавшись от ослов и оставив носильщикам лишний бензин, обходим озеро по тропе, проходим по насыпи между озерами и пересекаем широкое галечное поле в направлении конечных морен ледника № 770 (фото 6.1). По пути перепрыгиваем по камням реку из цирка перевалов Дон (3Б*) и Мирали (2Б-3А). Перед конечными моренами появляется маркированная турами тропа, которая за 50-55 минут ЧХВ приводит нас к леднику и здесь теряется (фото 6.2, [045], H=3790). Следующий час ЧХВ идем по поверхностным моренам и снежникам параллельно с группой альпинистов, собирающихся на Энергию (фото 6.3). Поднявшись на очередное выполаживание, откуда уже видна седловина и крутые осыпные кулуары прямо под ней, поворачиваем направо по ходу, переваливаем через низкую боковую морену и выходим на площадки 4100, где и располагаемся на обед (11:30, Н = 4105, [OBED 8 AUG], фото 6.4). Появляются облака, легкий ветерок. Альпинисты ушли вперед, а вниз спускается большая группа туристов из Екатеринбурга, Москвы и Петербурга, они ходили на перевал радиально.

На снежно-ледовом склоне перевала Энергия (3А) хорошо виден след отрыва лавины типа «доска» - довольно-таки неожиданно встретить такое летом в Фанах (фото 12.4, 12.5, 12.6).

После обеда выходим в 14:30 и начинаем подъем на борт долины по явной тропе, которая серпантином поднимается на верх отрога с треугольным срезом, обращенным к леднику (фото 6.5). Тропа явная, местами живая, утомительная, но в целом хорошая (фото 6.6). За 40-45 минут ЧХВ поднимаемся на 265 м по высоте и выходим на восточный край длинной осыпной полки, лежащей под восточным взлетом нашего перевала и южными склонами юго-восточного гребня вершины Чимтарга (фото 6.7). В месте выхода на нее ([049]) есть площадка под пару палаток, но нет воды, далее на протяжении всей полки есть несколько более или менее удобных мест для ночевки. На ближних к перевалу площадках уже расположились альпинисты, поэтому мы выбираем место чуть пониже (15:55, 10 минут от выхода на выполаживание, [CAMP 8 AUG], H = 4440).

Перед ужином четверо энтузиастов поднимаются по тропе на перевал Чимтарга, чтобы сфотографировать закат. Красивый тихий вечер, над Энергией появляется тонкий месяц. Ночь умеренно холодная. Самочувствие в целом хорошее, но отдельные участники по-прежнему полностью не акклиматизировались и чувствуют высоту (одышка, головная боль).

Характер пути

Подъем до нижних ночевок.

8:25 - 11:30

2 часа 20 минут

[OBED 8 AUG], h=4105

Тропа, морены, снежники.

Подъем до верхних ночевок.

14:30 - 15:55

3 часа 15 минут

Ah+ = 910 м

5,3 км

09.8 Подъем дежурных в 4:30. Ясно, не холодно для такой высоты. Выход в 7:00. Поднимаемся на перевал по тропе, идущей траверсом правого по ходу склона. Тропа мелкоосыпная, местами весьма подвижная, утомительная (фото 6.8). Теоретически может перебиваться сильными камнепадами со стены Чимтарги, что не совсем невероятно, учитывая количество тающего натечного льда на стене. Подъем на перевал от места ночевки занимает 1,5 часа (50 минут ЧХВ). На перевале ветрено, холодно, очень много места под палатки (фото 6.9, 6.10). Альпинисты уже почти поднялись на вершину Энергии, подъем выглядит приятно.

Начинаем спуск в сторону Правого Зиндона по тропе в 9:05 (фото 6.11). По состоянию тропы заметно, что насквозь перевал ходят существенно реже, чем радиально со стороны Мутных озер. Тем не менее, тропа четкая, уходит от седловины траверсом склона, не спускаясь к леднику. Утро, склон в тени, в нескольких местах на тропе натечный ледок, затем тропа обходит участок пересекающего ее стандартное течение снежника (фото 6.12). В 500 метрах от седловины тропа упирается в кулуар, в котором лежит твердый, местами обледеневший снежник шириной 10-15 м ([052], H=4570). Чем ниже, тем круче становится кулуар, пока не обрывается сбросами в сторону ледника (фото 6.13). Достаем ледорубы, выбива- ем/вырубаем ступени через снежник и переходим его с самостраховкой. Возможно, здесь стоит использовать кошки и/или перила.

Ниже тропа на протяжении 800 м продолжается траверсом склона между двумя скальными поясами (фото 6.14). Осыпь подвижная, идти на подъем здесь не хотелось бы. Затем тропа начинает резко сбрасывать высоту и приводит в осыпной кулуар с крайне подвижным «лифтом» из мелкой и средней осыпи (фото 6.15, [054], H = 4250). По кулуару мы быстро сбрасываем 150 м высоты и выходим на склон, а затем и на твердую тропу неподалеку от ручья (фото 6.16, 6.17, [055], H = 3940, 1 час 35 минут «грязного» времени от перевала). На подъем идет еще одна группа из Екатеринбурга и Москвы. Тропа спускается к воде, затем опять поднимается на террасы правого берега и через 10 минут выводит на обустроенные площадки - первые хорошие площадки с водой на спуске ([056], H=3870, фото 6.18).

Дальнейший спуск по долине Правого Зиндона проходит по тропе правого берега, которая все время идет недалеко от воды (фото 6.19). По пути встречается несколько хороших мест под палатки, много чистых ручьев. Травы в долине нет, поэтому нет и следов скота. Немного выше точки [059] долина образует крутую ступень (сброс высоты больше 100 м головокружительным серпантином), за которой следует длинная галечная отмель, на которой река разливается на много мелких рукавов. Пересекаем отмель наискосок к началу завала из гигантских камней и входим в завал по маркированной турами тропе в дальнем западном конце галечной отмели (фото 6.20, 13:00, [060], H = 3380). Тропа в завале довольно утомительна, но читается хорошо, поэтому через 15 минут от входа в завал мы выходим на перегиб, с которого показывается озеро Большое Алло (фото 6.21). На северном берегу, там, где мы планировали ночевать, расположилось стадо овец. За 10 минут спускаемся к берегу озера и пытаемся найти более-менее чистое место. Увы, везде очень грязно. На двух-трех маленьких площадках около воды стоят палатки каких-то не слишком спортивных туристов. После некоторых колебаний останавливаемся на самых восточных площадках у воды здесь, как будто, почище (13:40, [CAMP 9 AUG], H = 3160). Уровень воды в озере в этом году выше среднего, под водой видны затопленные площадки, нижняя тропа в обход прижима также под водой.

Готовим обед, ставим лагерь и наблюдаем, как стадо поднимается вверх по долине, обходя скальный прижим на северо-восточном берегу озера, в т.ч. по той полке, где нам идти завтра. Пара пастухов с ишаком обходят прижим поверху, метрах в 150 над озером.

Около 16 часов по ущелью Левого Зиндона спускается туча, в течение получаса-часа идет небольшой дождь с ветром. К вечеру погода улучшается.

Характер пути

Подъем на перевал Чимтарга.

7:00 - 8:30

[CHIMTARGA],

h=4750

Тропа. Тропа в подвижной осыпи

Спуск до р. Правый Зиндон.

9:05 - 10:40

1 час 15 минут

[055], h=3940

Подвижная осыпь. Траверс 30° фирнового склона

Спуск к оз. Большое Алло.

10:50 - 13:40

3 часа 50 минут

Ah+ = 310 м Ah" = 1590 м

9,3 км

Всего по перевалу (0809.08.2016)

15 часов 55 минут

7 часов 5 минут

Ah+ = 1220 м Ah_ = 1590 м

Перевал Чимтарга - очень простая технически 1Б, однако считать перевал 1А мы не считаем правильным. Перевал тяжел физически и требует адекватной акклиматизации для безопасного и комфортного прохождения. Также аккуратности, адекватного снаряжения и опыта требует пересечение снежников на спуске с перевала в ущелье Правого Зиндона.

Перевал принципиален для построения маршрутов 1-3 к.с., соединяющих Мутные озера и озеро Большое Алло.

Прохождение перевала в обратном направлении будет более трудоемким и менее удобным, так как с западной стороны последние удобные ночевки расположены значительно дальше от перевала, чем с востока.

ПЕРЕВАЛ ДВОЙНОЙ ЮЖНЫЙ (1Б)

Высота: 4290м

Характер: снежно-осыпной

Ориентация З-В

Расположен в Фанских горах между пиками Блок (4552) и Скальная Стена (4734), соединяет долины рек Лев. Зиндон и Ахдасой (р. Арг).

Координаты: [DVOINOY]: 39° 09’ 20,18” с.ш., 68° 10’ 35,82” в.д.

Прохождение. 10 - 11 августа 2016 года с запада на восток от оз. Б. Алло до ручья под пер. Кишиневский (р. Ахдасой). Снята записка группы туристов из г. Запорожье от 10.08.2016 (4 к.с., 6 чел., рук. Дерибас И.Н.)

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, могут понадобиться системы, основные веревки.

Отчёты: {1, 2, 4, 6, 7}

Карты: 4

10.8 Подъем в 5 :30, выход в 7:30. За несколько минут по тропе подходим к скальному прижиму ([061]) и следуем по средней полке, по пути, показанному нам вчера овцами. Путь несложный, но неприятный: необходимо идти на трении по наклонным (10°) скальным плитам, местами покрытым каменной крошкой, и в 1-2 местах сделать небольшое лазательное движение. При этом падать далеко (фото 7.1). Местами с гимнастической страховкой (фото 7.2), за 10 минут преодолеваем участок и продолжаем подъем по торной овечьей тропе, которая идет высоко над водой, а затем теряется в камнях перед травянистым выполаживанием у реки. Это выполаживание с большими камнями ([062]), на которое мы вчера смотрели, думая уйти с загаженного берега озера, оказывается местом ночевки стада, соответственно, помета здесь в разы больше. Идем вверх вдоль ручья, затем вдоль сухого русла сначала правым берегом, затем переходим на левый, где больше троп. Участок долины до Верхнего Алло почти плоский, русло реки утром сухое, идем то по одному, то по другому берегу (фото 7.3). К берегу Верхнего Алло не выходим, озеро остается правее по ходу, мы идем по теперь уже торной тропе по осыпи ближе к правому (ор.) борту ущелья. Дальше тропа продолжается вдоль реки все время по правому (ор.) берегу, преодолевает две ступени более крутого подъема и выводит к хорошим ночевкам ([067], H = 3590) перед завалом из крупных камней, который перекрывает путь к леднику № 27 (фото 7.4). Снизу нас догоняют два человека из смешанной украинско-российской группы, которые идут на Двойной Северный. Вход в завал (один из входов) отмечен туром и находится в левой (ор.) части (недалеко от точки [068]), дальше есть несколько путей, промаркированных турами. Местами приходится применять несложное лазание (фото 7.5). За 20 минут преодолеваем завал и располагаемся на обед у теплого ручейка в 11:20 ([OBED 10 AUG], H = 3760). Переменная облачность. Ближе к концу обеда мимо проходит основная часть украинскороссийской группы, в основном солидные мужики, женщины, один ребенок. Они собираются сегодня подняться на перевал Двойной Северный.

Выходим после обеда в 14:30 и поднимаемся по распадку между моренными валами на небольшое сухое галечное поле, а с него прямо вверх на высокий вал боковой морены ледника (фото 7.6). Недалеко от места выхода на вал находятся площадки ([069], H = 3840). По валу проходит тропа, по которой мы за 35 минут ЧХВ поднимаемся к нашей цели - ночевкам на высоте 4055 м ([CAMP 11 AUG], H = 4055). Места на наши 5 палаток хватает впритык, вода из-под снежников. Высылаем разведку вперед, но ничего лучше здесь нет: на черной грязи ближе к леднику есть просторные площадки, но до воды там далеко и нет никакой защиты от ветра. Ставим лагерь (15:50), наблюдаем, как обогнавшая нас «неспортивная» группа поднимается на перевал по траверсной тропе (фото 7.7). До конца дня довольно облачно, к ночи рассеивается, луна из-за гребня освещает склоны Скальной стены. Несколько человек спят на улице.

Характер пути

Подъем до стоянок перед завалом.

7:30 - 10:30

2 часа 5 минут

[067], h=3590

Преодоление завала.

10:55 - 11:20

[OBED 10 AUG], h=3725

Очень крупная осыпь, элементы свободного лазания.

Подъем по моренам к ночевкам под перевалом.

14:30 - 15:50

[CAMP 10 AUG], h=4055

Морены, тропа.

Всего (10.08.2016)

7:30 - 15:50

3 часа 40 минут

Ah+ = 895 м

7,7 км

11.8 Несмотря на большую высоту, ночь умеренно холодная. Подъем дежурных в 5:00. Ясно, отдельные облака. Одному из участников ночью стало плохо: тошнота, понос, слабость. Разгружаем его и выходим в 7:30.

Проходим 400 м почти до конца морены, спускаемся вправо на ледник и по открытому льду и плотному утреннему фирну поднимаемся под перевальный взлет (25 минут от лагеря, [072], H = 4165, фото 7.8). Здесь надеваем кошки, достаем ледорубы. Перевальный взлет в этом году закрыт снегом почти полностью за исключением небольшого осыпного острова в верхней части по центру небольшой бергшрунд под склоном забит, крутизна склона около 25°. Склон в тени, поэтому фирн хорошо держит. Индивидуально поднимаемся на седловину с самостраховкой за 15-25 минут (фото 7.9). Наш больной идет тяжело, для ускорения процесса один из участников спускается за его рюкзаком. На седловине ветрено, время всего 8:50, но уже появилось немало облаков, которые закрывают от нас солнце. По гребню можно свободно перемещаться между всеми седловинами перевала. Красивый вид на подкову скальных стен, окружающих пройденный нами ледник (фото 7.10).

Спуск в сторону Ахдасоя начинаем в 9:25 (фото 7.11). Первые 100 м спуска - тропка по подвижной осыпи, которая приводит в закрытый снегом цирк, полный хаотичных моренных отложений (фото 7.12). Движемся вдоль левого борта, местами поднимаясь на валы заснеженной морены, затем начинается осыпной карман между склоном слева и моренами, который вскоре приводит к ночевкам на осыпи под седловиной перевала Кишиневский ([073], H = 4020, 25-35 минут от перевала, фото 7.13). От ночевок уходим восточнее, на левый борт долинки, где находим хорошую тропу, по которой быстро сбрасываем высоту в направлении долины Ахдасоя. Открывается панорама его верховий, пики Москва и Сахарная голова. На высоте 3800 м сворачиваем с тропы вправо и начинаем траверсировать склон в направлении ледника Москва.

Характер пути

Подъем под перевальный взлёт.

7:30 - 7:55

[072], h=4165

Осыпь. Пологий ледник. Снежный склон до 15°.

Подъём на перевал Двойной Южный.

8:25 - 8:50

[DVOINOY],

h=4290

Фирновый склон до 25°.

Спуск к повороту в сторону пер. Москва.

9:25 - 10:20

[074], h=3810

Подвижная средняя и мелкая осыпь. Тропа.

Всего (11.08.2016)

7:30 - 10:20

ДЬ+ = 235 м ДЬ_ = 480 м

2,8 км

Всего по перевалу (1011.08.2016)

11 часов 10 минут

5 часов 10 минут

ДЬ+ = 1130 м ДЬ_ = 480 м

Перевал Двойной Южный - простая 1Б, прохождение которой может быть еще проще, если подняться на перевал по существующей в разгар сезона тропе - это вариант перевала Двойной Северный (1А).

Тем не менее, в нашем варианте прохождения перевал оставляет приятное впечатление. Подъем по плотному фирну в кошках быстр и не утомителен, пейзажи на подъеме и спуске хороши.

В жаркие и малоснежные годы фирн на перевальном взлете стает и откроется неприятная подвижная осыпь (см. {2}).