Люди и горы > Владимир Марков >

Источник: Владимир Марков, Владивосток

На вершине вулкана

Группа альпинистов совершила восхождение на труднейшую вершину Камчатки – вулкан Камень. Издали Камень напоминает пирамиду. Северо-западный ее склон достигает большой крутизны, покрыт толстым льдом и часто громыхает лавинами. Восхождение возможно лишь с юго-запада. Среди местных жителей Камень считался неприступной вершиной, но мы альпинисты, не разделяли это мнение.

Нас шестеро – люди разный профессий: М. Яськин - охотник, З. Иванова – преподавательница географии, Г. Иванов – шофер, Ф. Челноков - зоотехник, фотограф - С. Трубицын и автор этих строк (Г. Моравец инструктор альпинизма).

Караван тронулся в путь. Густой лес из 30-ти метровых Лиственниц сменяется Березой и Елью. Появились альпийские луга. Вскоре нас овевает свежий ветер. Мы в плотную приблизились к Ключевской группе вулканов. Здесь древние, покрытые льдом, вулканы стоят рядом с действующими. Погода не благоприятствовала нам: туман застилал путь.

На третий день нам удалось подойти вплотную к седловине между Камнем и Безымянным, где предполагалось разбить лагерь. Под тонким слоем пепла скрывается лед. Лошади падают. Ветер, подувший со стороны вулкана, несет резкий запах серы. Туман плотным слоем покрывает нас. Идет дождь. Среди хаотического нагромождения скал мы не сразу нашли небольшую площадку для лагеря. Лошадей отправили обратно и наша связь с ними прекратилась.

Мы уже давно готовы к штурму, но неблагоприятная погода ограничила наши действия «разведка боем» Лишь через неделю нам удалось организовать промежуточный лагерь на середине гребня. Но непогода преследовала нас и здесь. С вечера подул ветер ураганной силы. Еще через день мы прошли участок камнеопасных скал. Наступило похолодание. За час проходили не больше ста метров.

Следующий день выдался ясный. Мы двинулись в гору, и туман, столько дней мешавший нам, остался теперь далеко в низу. Решили идти на последний штурм. Показались очертания кратера Ключевской сопки.
Вершина, о которой мы мечтали несколько лет, и к которой непрерывно стремились, последние 12 дней, была перед нами.

Право первым взойти на нее мы предоставили единственной девушки в нашем коллективе – Зое Ивановой. На мгновение она скрывается за выступом, лишь белая змейка веревки вьется ей в след. И вот она уже машет рукой. Вершина взята! Один за другим поднимаются остальные. Громкое «Ура!» потрясает воздух, и кажется, оно летит над всеми камчатскими просторами, разнося весть о победе. Перед нами огромный дымящийся конус Ключевской сопки и сияющие ледники вокруг. На вершине мы пробыли не более получаса. Сфотографировались. Сложили тур, куда по обычаю вложили памятную записку о первопрохождении и вымпел. Экспедиция закончилась. Она выполнила свою задачу. Покорена труднейшая вершина Камчатки высотой 4617 метров.
Журнал «Огонек» (22 марта 1959 года)