Автор: Алексей Роньжин, г.Армавир

Отчет о прохождении горного маршрута 6 к.с. по Ц. Кавказу совершенном группой Клуба «Планета» в период с 14 июля по 7 августа 2018 года

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Разрешение на проведение путешествия выдано МКК Ростовской областной федерации туризма, шифр 161-00- 456545400, находящейся по адресу 344029, Ростов - на- Дону, ул.Буденовский 21

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность Общая в т.ч. с дорогой (Ходовых дней)

Сроки проведения

горный

182,6

25(24)

14.07.2018-07.08.2018

Поход проходил на Центральном Кавказе, район Дигория,Цей

Заявленная нитка маршрута (жирным выделено совпадающая часть маршрута):

пос. Верхняя Жетмала- р.Псыгансу - пер. Каменистый 1Б + траверс пика Днепропетровской правды ( 2Б ск) - верхнее плато лед. Суган - пер. 50 летия ВЛКСМ +вер. Сугантау + пер. Гюльчи 3А - лед. Доппах - траверс вер. Южный Доппах + вер. Западный Доппах 3Б - пер. Хазны-Шевченко 2Б - пер. Кедрина 2А - пос. Дзинага - р. Караугом - Караугомский ледопад 3А - Караугомское плато - "Черным" жандарм +пик Комсомолец + вер. Уларг + пик Арцишевского траверс 3Б - пос. Цей - пер. Скаазский 2А - пос. Ниж Зарамаг

Пройденная нитка маршрута:

пос. Верхняя Жетмала- р.Псыгансу - пер. Каменистый 1Б + траверс пика Днепропетровской правды ( 2Б ск) - верхнее плато лед. Суган - пер. 50 летия ВЛКСМ 3А - лед. Доппах - пер. Доппах 3А - пер. Хазны-Шевченко 2Б - пер. Кедрина 2А - пос. Дзинага - р. Караугом - Караугомский ледопад + пер. Сев. Уилпатинский 3Б - пер.Хицан 1Б - пос. Цей - пер. Скаазский 2А - вер.Адайхох 3А - пос. Ниж Зарамаг.

Пройдено локальных препятствий(перевалов, вершин):

• 2А –2(пер.Кедрина, пер. Сказский)
  • 2Б –2(пер.Хазны-Шевченко , вер.Днепропетровской правды)
  • 3А - 3(пер.50 лет ВЛКСМ, пер.Доппах, вер.Адайхох)
  • 3Б – 1(Караугомский ледопад + пер. Сев. Уилпатинский)

Суммарный перепад высот

• Набор 14 570 м
  • Потери 13 700 м

Высотный коридор маршрута

• общий – от 1000 до 4400м.
  • преимущественный - от 2600м до 4200м.

Метеоусловия активной части маршрута:

• дней с осадками - 21
  • дней без осадков - 4.

Состав группы - 7 человек, средний возраст 34 –год.

Фото

Реммастер

Волков Иван Николаевич

6-Г-У Ц. Тянь-Шань 2014 4-Г-Р Ц.Кавказ 2016

Завхоз, Ответственны й по связям с обществен

Швыркова Антонина Юрьевна

Ответственн ый за навигацию

Щекинова Татьяна Викторовна

5-Г-У Ц.Кавказ 2017 2-Г-Р З.Кавказ 2018

Ответственн ый за хронометраж и написание отчета

Примечания по отчету и принятые сокращения

Направления "левый" и "правый" приводятся в орографическом смысле, если явно не указано иное, например «по ходу движения»

Сокращения:

а/л - альплагерь, альпбаза г. – гора вер.- вершина д. – долина пер. – перевал пос. – поселок р. - река, долина, м.н. - места ночевки

Отметка высот ночевок и других характерных ориентиров нитки маршрута даны по показаниям спутникового навигатора (GPS).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ, ЗАЕЗД, ЗАБРОСКИ И ОБЗОР Организация путешествия, заезд, заброски.

Группа получилась сборная из Армавира, Краснодара и Ростова. Всем было удобно собраться в Армавире у руководителя, и от туда на заказном транспорте забрасываться в район похода.

Всего по маршруту запланировали 3 заброски. Одну в начале маршрута 2 дня несли на себе и перед выходом на большое кольцо первого этапа закопали на морене ледника под перевалом Хазны-Шевченко. Еще две заброски передали во Владикавказ Дзодзиеву Руслану +7(918)821-36-80. Руслан проверенный и надежный человек, не первый раз помог в организации похода. Одну большую заброску отправили в пос. Дзинагу, куда мы выходили на дневку, а вторую в а/л Цей. Вначале думали в Цей заброску не делать, т.к. от туда нам оставался короткий этап на 3-4- дня, думали легче закупить продукты на месте. Но в Цее с этим не просто. Есть всего пара магазинов с непредсказуемым расписанием и очень ограниченным ассортиментом. Хлеба купить не удалось. Мы не планировали ночевать в поселке и заброска сэкономила нам много времени. Забрали мешки из а/л и сразу начали делать подход под перевал Сказский.

Из Армавира выехали в 9 утра. В 16:00 приехали в пос. Верхняя Жемтала. Вышли на маршрут. Прошли в этот день 7 км и стали на ночлег. Время 18:30.

Оформление пропусков.

Пропуска мы оформляли через интернет. Делали индивидуальные пропуска на каждого участника. Заполненный бланк высылали по почте pu.rsoalania@fsb.ru. Через 2 недели, мы получили наши пропуска на почте.

Обзор района.

Район был выбран Центральный Кавказ не случайно. Помимо разнообразия препятствий, тут есть множества мест аварийных сходов, в случае какого-либо происшествия. Также удобны подъезды, так как в последние годы район популярен среди туристов, дорожная инфраструктура в относительно хорошем состоянии.

В транспортном отношении район проведения похода неплохо освоен. Дорога есть до пос.Дзинога, до пос.Цей. Хорошая трасса идет до Нижнего Заромага, Транскам.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные пути

С первой части маршрута (до перевала Кедрина) выход в долину р. Харес и далее до пос. Стур-Дигора.

Выход с Караугомского плато через перевал Купол Воологаты и долиной реки Караугом до пос. Дзинага или через перевал СевероУилпатинский на ледник Цей и далее в альплагерь Цей.

В случае аварийной ситуации на маршруте возможен выход в цивилизацию по следующим маршрутам:

• из долин р. Псыгансу – вниз до пос. Верхняя Жемтала, Верхняя Балкария
  • из долины р. Харесидон – вниз до пос. Стур -Дигора
  • из долины р. Хазнидон- вниз до пос.Ташлы-Тала
  • из долины р.Билягидон - вниз до пос.Ахсу
  • из долины р. Караугомдон - вниз до пос.Дзинаги.
  • из долины р. Цейдон и Сказдон - вниз до пос.Цей

11,4

М.н. – пер. Кедрина 2А— р.Белягидон

Акт

М.н. - р.Урух - т/б "Дзинага"Дневка (заброска 2)

М.н.- «райская поляна»

Запасной день

Высотный профиль маршрута

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Перевал Каменистый +траверс Пика Днепропетровской правды (Туристкий первопроход 2Б-3А, 4080 м)

Характер: скально- осыпной

Ориентация: север-юг

Перевал расположен: в северном отроге Суганского хребта, который соединяет р. Псыгансу - лед. С. Суган

Описание дается: от пос.Верхняя Жемтала до лед. Суган

Набор высоты: 3 885 м

Потеря высоты: 1465 м

Пройденное расстояние: 49, 8 км

С перевала снята записка группы туристов г. Макеевка, Донецкая область, Украина. Поход 5 к.с., в составе 6 человек, дата 10 ? 2013 год.

С Пика Днепропетровской правды была снята записка 1994 года.

14.07.2018 (1 день)

В 9:00 выехали из Армавира на заказном автотранспорте.

В 16:00 прибыли в отправную точку - пос.Верхняя Жемтала. Здесь асфальтная дорога заканчивается и нам следует продолжать путь по гравийной дороге в верховья реки Псыгансу.

Наспех раскидываем вещи, и идем по дороге вдоль левого берега реки. Река глубоко внизу. Через 7 км наш запал на этот день заканчивается и мы в 18:30 останавливаемся на ночлег на одной из живописных полян. Вода - в роднике, вытекающего на дорогу, метров 200 выше стоянки. Погода пасмурная, срывается дождь. До 22:00 распределяем вес по участникам.

15.07.2018 (2 день)

День Рождение нашего руководителя! Подъем в 6:00. Пасмурно. Накрапывает мелкий дождь. Поздравления с утра, сбор лагеря и в путь. Вышли в 7:30. От ночевки идем по левому борту р.Псыгансу. Через 500 метров долина сужается и переходит в ущелье. На входе в теснину дорога сильно размыта последними паводками, проезд невозможен даже на внедорожниках. Работают дорожные службы, работники предупреждают о сложностях прохода вверх долины. Далее дорога спускается непосредственно на берег реки. Через 40 минут, пройдя сильно размытую часть берега, делаем привал. Глядя на реку - понимаем, что уровень несколько выше обычного - вода в некоторых местах идет по лесу и несет деревья. Пройдя еще 20 минут, упираемся в прижим - брод не возможен. Поэтому, недолго думая, достаем снаряжение и вешаем траверсные перила 10 метров по скалкам вдоль реки. Еще через 30 минут упираемся в следующий прижим. Обходим его, забирая вверх по склону и траверсируя метров 200. Дорога в этом месте уходит вброд. Для спуска обратно на дорогу вешаем спусковые перила (15 метров) по скальному склону (до 60) в лесу. В 11:00 дождь усиливается и переходит в ливневый. Вода в реке еще заметно поднялась. Упираемся в следующий прижим. Делаем разведку и понимаем, что прохода нет. Пережидаем под тентом. Спустя 2 часа ливня, который не утихал, ставим лагерь на одной из травянистых полок. Дождь льет, не утихая до 18:00. Фото1.

Итого за день прошли ЧХВ 1ч 56 минут. Расстояние 4,3 км. Набрали 150 м, спустили 40м.

16.07.2018 (3 день)

Подъем в 5:40. Пасмурно. Мелкий дождь. Уровень воды в реке гораздо меньше, чем в предыдущий день, и даже, похоже что река вернулась в свои берега. Выход в 7:40. Продолжаем движение левым берегом, по гравийной дороге. Там где вчера еще бурлила вода, и мы не смогли пройти, сегодня мы идем по вчерашнему дну. Через 15 минут подходим к очередному прижиму - обходим его, забирая резко вверх, по лесным полкам. Фото 2. Через 40 минут делаем привал. Далее ущелье заметно сужается и река уходит в каньон с высокими скальными сбросами. Фото 3. Через 10 минут подходим к месту, где на карте обозначено несколько мостов, все они смыты. Река разделяется на два рукава. Левый (орографически) заметно меньше, идет вдоль скальных уступов. Дорога переходит его дважды вброд. Проведя небольшую разведку, пониманием, что логичный проход - по местам, где идет дорога. Вешаем перила, закрепив их с исходного берега за естественную проушину в скале, а на целевом за большой валун. Фото 4. Глубина -1м, течение сильное. Через 50 метров переходим обратно по 2-3 человека, здесь рукав сильно разливается вода не доходит даже до колена. Далее дорога несколько отходит от реки и через 20 минут хода серпантином резко забирает вправо вверх и выводит нас к живописным альпийским лугам, выводя нас окончательно из каньона. Фото5. Еще через 30 минут подъема по дороге, выходим в висячую долину р. Псыгансу. На протяжении всего подъема воды нет. Здесь много кошей. Дорога разделяется на две части, каждая из которых идет своим берегом. Разузнав местного населения, что выше мосты смыло, переходим по мосту на правый берег и продолжаем движение вверх вдоль реки по грунтовой дороге. Через 30 минут хода дорога резко забирает вверх, оставляя реку далеко внизу. Через криволесье дорога выводит нас к окончательной границе леса. Далее траверсом выходим к небольшому ручью, на берегу которого стоит заброшенный кош. Обедаем. 13:00.

В 14:20 продолжаем движение по дороге, которая траверсом, форсируя несколько ручьев, приводит нас обратно к реке. На карте в этом месте обозначен мост, который оказался смыт. Посидев 10 минут возле очередного коша, идем по лугам правого берега р. Псыгансу. Через 2 ходки выходим к верхним кошам в этой долине, стоящих на берегу небольшого ручья. Ночуем. Время 17:30. На протяжении всего подъема видели тропу по левому берегу, идущую по более крутой стороне реки.

Итого: ЧХВ 5ч 10 минут. Пройденное расстояние 14,6 км. Суммарный набор за день 1100 м. спуск 120 м. Высота ночевки 2218м.

17.07.2018 (4 день)

Подъем в 5:50. Ясно. Выход в 7:30.

От места ночевки продолжаем движение тропе вверх по долине. Через 1 ч 20 минут выходим к большому разливу реки Псыгансу. Вправо уходит долина ведущая к леднику Суган. Фото 6. Фото 7. Переправляемся вброд на левый берег р.Псыгансу (глубина до 0,2 м.). Поднимаемся до последних зеленых полянок в верхней части разлива, ставим лагерь. Время 9:30.

Итог: ЧХВ 1 ч 35 минут. Пройденное расстояние 4,8 км. Суммарный набор за день 185 м. Высота ночевки 2457м.

В 10:00 идем относить заброску. От лагеря переходим обратно вброд через разлив на правый берег р.Псыгансу. Идем по тропе в направлении правобережной морены ледника Нахашбита. Подойдя к основанию морены, продолжаем движение между мореной и рекой по конечным осыпям ледника. Через 1 ч 20 минут выходим к языку ледника, который покрыт камнями. Идем по языку ледника, затем забираем вправо на поверхностную морену, которая, через 40 минут хода, выводит нас к подъемному кулуару к пер.Хазны- Метеоровцев. Здесь оставляем заброску, закопав ее в камнях поверхностной морены. Всего подъем занял 2 ч 20 минут ЧХВ от лагеря. Спускаемся по пути подъема. В лагере были в 15:00. Ночуем.

Итог: ЧХВ 3 ч 25 минут. Пройденное расстояние 9 км. Суммарный набор 600 м. спуск 600 м. Высота ночевки 2457м.

18.07.2018 (5 день)

Подъем в 5:40. Облачно. Выход в 7:10. С места ночевки выходим в направлении ручья, стекающего с ледника Суган. Переходим по камням несколько его рукавов и начинаем подъем сначала по осыпям, а после по гребню старой правобережной морене. Фото 8. Через 1 час 55 минут выходим к концу морены, которая упирается в скалы. Здесь забираем левее, в висячую долину, ведущую к перевалу Каменистый. Начинаем подъем в цирк перевала по средней осыпи и небольшим снежникам. Через 40 минут подходим к бараньим лбам. Время 11:20. Здесь пьем чай, запасаемся водой. В 12:00 выход. Обходим слева бараньи лбы, движемся по живой средней осыпи к перевальному взлету, представляющего собой живую мелкую осыпь, лежащую на конгломератном склоне (камнеопасно!). Движемся в касках, плотной группой. В 15:00 выходим к туру перевала Каменистый 1Б. Очень ветренно! Высота 3660м. Фото 9. Фото 10. Тур расположен посередине широкой осыпной седловины. Находим записку группы….. Воды нет, есть место под палатку. По средней и крупной осыпи за 5 минут спускаемся к леднику Суган. На правом борту, засыпанному камнями, строим площадки и становимся на ночлег. Периодически срывается снег. Вода на леднике. Время 15:10. Фото 11.

Итого: ЧХВ 4 ч 55 минут. Пройденное расстояние 6,7 км. Суммарный набор за день 1240 м. спуск 115 м. Высота ночевки 3625м.

19.07.2018 (6 день)

Подъем в 4:30. Ясно, с переменной облачностью. Выход в 6:15.

С места ночевки выходим по поверхностной морене ледника Северный Суган в сторону северного плеча пика Днепропетровской правды. Через 200 метров забираем левее и поднимаемся на гребень, ведущий от перевала к плечу (30 минут ходу от м.н.). Фото 12. Плотной группой поднимаемся по сильноразрушенному гребню на северное плечо. Далее связываемся и, повернув вправо, движемся по северному гребню с одновременной и попеременной страховкой к жандарму купол . С жандарма кидаем 60 м перил (дюльфер) по сильноразрушенному ребру (камни!) и спускаемся на перемычку. С перемычки уходим траверсом вправо на осыпное ребро (перила 50 м). Далее идем плотной группой обратно на гребень, пока не упираемся в пояс скал. Отсюда по разрушенным скалам вешаем 50 м перил и выходим обратно на гребень. Далее пройдя пешком еще 50 м по пологому гребню, выходим к монолитным скалам. Есть полка. Начинается снегопад. Время 12:30. Залазим под тент переждать непогоду. Обедаем. В 14:30, когда немного распогодилось, решаем продолжать движение по гребню. Фото 13. Вешаем 50 м. траверсных перил и затем еще 30 м пешком по пологому гребню подходим к месту, где гребень резко поворачивает влево. Затем вешаем 8 м. спусковых перил под второй жандарм. Выходим на жандарм справа, вешая 50 м перил с участком сложного лазания (первый без рюкзака, средний уклон 80°). Начинается снегопад, гроза. Решаем, возвращаемся на полку. Кое- как ставим одну палатку, закрепив ее с помощью закладных элементов, крючьев и веревки. Пропускаем веревки и спим в страховочных системах. Время постановки лагеря 16:00.

Итого: ЧХВ 4 ч 50 минут. Пройденное расстояние 2,4 км. Суммарный набор за день 470 м. спуск 180 м. Высота ночевки 3975 м.

20.07.2018 (7 день)

Ночь для участников похода далась непросто, и было это обусловлено сложностью спать в 4 местной палатке всемером, пристегнутыми к перилам и под уклоном. Погода с утра мрачная, небо затянуто. Не спеша готовим завтрак, ждем улучшения. Ближе к 7:00 начинает прояснятся - пробивается солнышко при низкой температуре (в районе 0), ветер стихает - давая понять, что время непогоды прошло. В 8:30 - выход.

Возвращаемся на провешенные вчера перила. Фото 14.С жандарма вешаем спусковые перила - 30 м. в широкую острую седловину по монолитным скалам (до 90). Пройдя по пологой седловине, подходим под осыпной склон (до 40). Осыпь присыпана вчерашним подтаяным снегом и немного сморожена ночной температурой. Первый, выбивая ступени, взбирается на предвершинное плечо, провешивая подъемные перила 50 м. для остальных участников. Далее, с попеременной страховкой через естественные выступы 40 м, подходим под взлет вершины. Затем, обходя монолитные скалы справа, вешаем 50 м перил по крутым разрушенным скалам и выходим на пологий предвершинный гребень. По нему 20 м пешком до контрольного тура. Время 12:00, мы на вершине пика Днепропетровской правды, высота 4080 м. Фото 15. Фото 16.

Быстро делаем разведку, а в это время раздаются первые раскаты грома приближающейся грозы. Гроза стремительно приближается со стороны Грузии, в течении 5 минут резко портится погода. Оценив обстановку, начинаем быстрый спуск с вершины по пологому осыпному западному гребню, оставляя по пути все железные предметы (карабины, кошки, палки, дуги от палаток и пр.). Без снаряжения удалось спуститься до небольших осыпных полок, сбросив по высоте 50-70 метров от вершины. Укрывались тентом мы уже под проливным дождем с неприятным запахом серы. Гроза была 7 часов, не дав поднять головы сначала ливневым дождем с раскатами грома и ударами молний в вершину и около нее, а затем шквалистым ветром, который не давал возможности приподняться над гребнем хотя бы на метр. К 19:00 все начало стихать и около 20:00 быстро спускаемся полку под нами примерно в 100 метрах, повесив 10 метров не крутых перил, и организуем ночевку в расщелинах между скал, закутавшись в спальники и укрывшись палатками. Обессиленные борьбой с грозой, быстро перекусываем и ложимся спать.

Итого: ЧХВ 4 ч. Пройденное расстояние 1 км. Суммарный набор за день 140 м. спуск 53 м. Высота ночевки 4050 м.

21.07.2018 (8 день)

Подъем 5:40. морозно, есть облака. Пьем чай с конфетами и выходим. Время 7:00. Фото 17. Возвращаемся к первым полкам, на которых вчера отсиживались, к началу кулуара западного склона. Забираем все железо с предвершинного гребня, оставленное нами вчера. Начинаем спуск по западному осыпному кулуару, спадающего на верхнее плато ледника Суган. Вешаем 3 веревки (150 м, до 70) по осыпному кулуару, придерживаясь левого его борта, и выходим на его левое ребро. Фото 18. Далее еще 3 веревки спусковых перил (150 м, до 70) до места, где кулуар поворачивают на юго- запад, и становится шире. Фото 19. Далее спуск по кулуару становится небезопасным. Ведь камни, вылетающие из под ног, причиной чего является таяние обильно выпавшего снега, простреливают весь его склон.

Сворачиваем влево на контрфорс и по невыраженному ребру вешаем 2 веревки (100 м, до 90) по разрушенным скалам. Ребро выводит нас к слиянию двух кулуаров - вешаем перила (50 м) в левый по ходу кулуар (более пологий), выводящий нас на осыпной склон до 50, который обрывается крутыми скалами (20 м) на ледник. Повесив еще 2 веревки от конца кулуара, спускаемся на плато ледника Северный Суган. Фото 20. 16:00. Обед на леднике. Порядком отдохнув, в 17:50 связываемся и выходим. Идем вдоль правого борта ледника к пологому его плато, лежащему около пер. Мориса Тереза. Здесь организовываем площадки на свежем снегу, ставим лагерь, ночуем. Время 18:30. Фото 21. Фото 22.

Итого: ЧХВ 9 ч. 40 мин. Пройденное расстояние 3,5 км. Суммарный набор за день 160 м. спуск 360 м. Высота ночевки 3833 м.

Фото 1. Место ночевки

Перевал 50 лет ВЛКСМ (3А, 4340 м) Характер: снежно-ледовый

Ориентация: запад-восток

GPS координата: 42 ° 58 ' 33.000 '' N 43 ° 26 ' 48.000 '' E

Перевал расположен: Расположен в Суганском хребте, соединяет ледник Суган с ледником Доппах.

Описание дается: от лед . Суган до лед. Доппах

Набор высоты: 880 м.Потеря высоты: 1000 м.

Пройденное расстояние: 7,4 км Записка в туре не обнаружена.

22.07.2018 (9 день)

Подъем в 5:10, ясно. Выход в 7:00. Фото 23. Выходим с места ночевки в связках и кошках по пологому закрытому леднику. Подходим под перевальный взлет, представляющий собой снежно-ледовый склон до 50°, увеличивающий свою крутизну к верхней его точке и подрезанный бергшрундом снизу. Забираем влево и обходим бергшрунд по крутому снежному склону. Идем на 3 такта. Подойдя к границе снега-льда, начинаем вешать перила (150 м., до 50) по ледовому склону, Фото 24. который нас выводит к седловине перевала 50 лет ВЛКСМ 3А, 4340. Фото 25. Нижняя точка седловины - острая скальная, ближе к вершине Суган-тау - снежная, выполаживается и становится шире. Тур в центральной части на скалах, присыпанных снегом.

Время 12:00, на небе появились стремительно бегущие облака. Записку в туре не обнаружили. На седловине поворачиваем вправо и в связках подходим к подъемному северо-восточному гребню вершины Суган-тау. Фото 26. Подъем по гребню начинаем с одновременной страховкой через закладные элементы, петли и естественные выступы скал. Пройдя примерно 150 метров (до места, где справа примыкает контрфорс и гребень выполаживается), слышим первые раскаты грома приближающейся грозы. Начинает срываться снег. Фото 27. Впереди высшая точка района, а в памяти свежие воспоминания позавчерашней грозы. Недолго думая, решаем отступать на перевал 50 лет ВЛКСМ. Вешаем 100 м перил обратно на седловину.

С самой нижней точки седловины начинаем спускаться по скальному кулуару, засыпанному свежим снегом, ведущему под плато ледника Доппах. Фото 28. Перила крепим на крючьях. 100м. Видимость падает до 30 метров, начинается снегопад. Через 50 метров кулуар выводит нас на снежный склон (до 40). По склону вешаем еще 50 метров перил до выполаживания (последний с нижней страховкой) и спускаемся в связках на верхнее плато ледника Доппах. Обед. Время 16:00. Здесь несколько теплее и идет снег с дождем. Фото 29. За время обеда несколько растягивает, появляется видимость, снег переходит в мелкий дождь. Быстро собираемся и в 16:40 в связках продолжаем движение, придерживаясь левого борта ледника. Дойдя до первой зоны разломов, забираем вправо под скалы вершины Суган-Тау. Далее спускаемся вдоль правого борта ледника к слиянию его ветвей (с пер.Гюльчи). 18:30. Наконец дождь прекратился. На слиянии ледник открытый, мы развязываемся и продолжаем движение по поверхностной морене к разливу, вытекающего из - под ледника. За 40 минут спускаемся к разливу. На правой его стороне есть площадки. Ночуем. Время 19:10. Фото 30.

Итого: ЧХВ 9 ч. 40 мин. Пройденное расстояние 7,4 км. Суммарный набор за день 800 м. спуск 1000 м. Высота ночевки 3390 м.

Фото 23. М.н. перевале 50 лет ВЛКСМ 3А

Перевал Доппах. (3А, 3880 м) Характер: снежно-ледовый

Ориентация: восточно-западная

GPS координата: 42 ° 57 ' 43.344 '' N 43 ° 29 ' 11.868 '' E

Перевал расположен: в хребте Суган, соединяет ледники Нахашбита и М.Нахашбита.

Описание дается: от лед. Доппах до лед.Псыган-су

Набор высоты: 1245 м. Потеря высоты: 1440 м.

Пройденное расстояние: 11,6 км Записка в туре не обнаружена.

23.07.2018 (10 день)

Подъем в 7:00. Ясно. Сушим, изрядно промокшие за последние дни, вещи. Выход в 9:55. Сегодня предстоит подойти под перевал Доппах - наш запасной вариант. С места ночевки выходим по мореным осыпям и идем вдоль правого борта языка ледника. Постепенно забираем к левому борту долины и через 20 минут выходим к концу языка ледника. Здесь множество мест для стоянок, из-под ледника вырывается бурный поток реки. По леднику переходим на левый берег реки - здесь начинается неявная, маркированная турами старая тропа. Вскоре долина начинает круто падать вниз. Спускаемся по осыпям вдоль левого берега ручья по центру распадка, а затем забираем на левый, более пологий, борт долины.

Справа долина обрывается крутыми 200 метровыми скалами. Погода опять портится - спускается туман и начинается мелкий моросящий затяжной дождь. Выйдя на травянистые склоны левого борта долины, уходим с тропы и траверсом влево движемся в направлении ручья, вытекающего из- под ледника Малый Нахашбита. Через 1 час 40 минут ЧХВ от места ночевки выходим к ручью, стекающего с ледника Малый Нахашбита. Поворачиваем налево и идем вдоль левого берега ручья, забирая круто вверх по мореным валам, пока не попадаем в висячую долину ледника.

Долина замыкается крутой левобережной мореной и нагромождением мореных отвалов правого борта. В нижней части небольшая зеленая полянка. Мы же поднимаемся на гребень левобережной морены и по нему идем к ее карману где, в котором живописные ночевки с небольшим гротом в основании скал левого борта долины. Далее ночевки только на леднике, поэтому, недолго думая, останавливаемся здесь. Вода 200 м выше течет со склона. Обедаем и ночуем. Время 14:15. Дождь, не прекращая, моросит до самой темноты. Фото 31.

Итого: ЧХВ 2 ч. 40 мин. Пройденное расстояние 4,1 км. Суммарный набор за день 365 м. спуск 560 м. Высота ночевки 3170 м.

24.07.2018 (11 день)

Подъем в 4.30. Облачно. Выход в 6.05. С м.н. возвращаемся обратно на гребень морены и, пройдя по нему вверх метров 50, спускаемся на засыпанный мореными осыпями ледник. Двигаемся по нему, постепенно смещаясь в центр. Перед выходом с осыпей, связываемся и одеваем кошки (от стоянок 1 ч.10 минут ЧХВ). Фото 32.

С осыпей выходим на закрытый пологий ледник и по нему за 40 минут подходим под перевальный взлет. Перевальный взлет представляет собой широкий осыпной кулуар, обрывающиеся скалами метров 10 на ледник. Фото 33. Заход в кулуар слева по снежному склону до 40°. Поднявшись по снегу до скал, траверсируем вправо в кулуар и выходим в его центр на каменистую осыпь. Затем по центру кулуара взбираемся метров 50 м и уходим резко под скалы правого по ходу борта, вдоль которых выходим на перевал Доппах 3А*. Высота 3880. ЧХВ от места ночевки 3 ч 10 минут. 10.20. Седловина широкая, осыпная - есть 2 места под палатки и сильно дует, ниже замерзшее озеро с водой. Записку в туре не обнаружили. Фото 34.

Спуск начинаем в восточной части по крутому ледовому склону до 50°, который снизу подрезан широким бергшрундом. Фото 35. Провешиваем 2 веревки (100м) спусковых перил по склону и еще 1 (50 м) через бергшрунд и спускаемся на пологое закрытое плато ледника. Далее в связках спускаемся по закрытому леднику. 2-ой бергшрунд проходим слева по ходу через мост с попеременной страховкой через точки на ледорубах. Фото 36. За бергшрундом снежный склон до 30, который выводит на пологое висячее плато ледника. Обед 12.40. Фото 37.

Делаем разведку спуска - ниже ледопад. Варианта спуска 2: первый - по скалам левого борта ледника с выходом в спусковой кулуар, второй - по левому борту ледопада. Фото 38. Первый вариант после разведки отклоняем - отсутствие снега, и опасность падения камней в этом сезоне делает его небезопасным. В 14.35 выходим по второму варианту. Сначала идем по центру ледника в сторону нунатака, постепенно забирая влево, переходя многочисленные трещины по надежным мостам со страховкой через промежуточные ледобуры (5 точек). Фото 39. Когда обход трещин уже невозможен, забираем влево на ледовое ребро и по нему вещаем 50 метров спусковых перил в рантклюфт под основание ледопада. Ранклюфт забит снегом. За ним траверсируем к основанию спускового кулуара на снежный склон крутизной до 40° и по нему спускаемся в связках на пологое открытое плато ледника Псыган-су. Фото 40. Здесь развязываемся и начинаем пересекать ледник к правому его борту. Выйдя на правый борт, выходим к поверхностной морене, где нас ждет заброска. На ней делаем площадки, ночуем. Время 17.05. Фото 41.

Итого: ЧХВ 6 ч. 20 мин. Пройденное расстояние 7,5 км. Суммарный набор за день 980 м. спуск 880 м. Высота ночевки 3060 м.

Фото 31.Подъем к пер.Доппах

Фото 38.Провешевание перил

Фото 39.

Фото 40. Линия спуска

Фото 41. Фото сделано с м.н.

Перевал Хазны-Шевченко (2Б, 3682 м) Характер: снежно-ледовый

Перевал расположен: в Суганском хребте и соединяет лед.Нахашбита - лед.Хазны

Описание дается: от лед.Нахашбита – до д.р.Хазны

Набор высоты: 650 м

Потеря высоты: 810 м

Пройденное расстояние: 11 км

25.07.2018 (12 день)

Всю ночь идет дождь, а под утро переходит в грозу с громом и молниями. К 6:00 дождь стихает и опускается туман. Подъем 7.00. Пока собирались, туман рассеялся, облачность подрастянулась и вышло солнце. В 8.50 выход. С м.н. пересекаем окончательно пологий открытый ледник Псыган- су к правому борту и начинаем подъем по средней осыпи, ведущей к цирку перевала Хазны-Шевченко. Фото 42. Правее виднеется подъемный кулуар, ведущий на плато ледника, стекающего с цирка нашего перевала Хазны- Метеоровцев. Подъемный кулуар - это обходной путь нижней ступени ледопада. Через 1 час ЧХВ подходим к началу крутого снежного кулуара до 40°. Фото 43. Связываемся, надеваем кошки. Кулуар камнеопасен. Делимся на две группы по 3 и 4 человека и быстро поднимаемся, поочередно наблюдая за камнями. Кулуар выводит нас на середину ледника, на плато между ледопадами. На подъем по кулуару потратили 25 минут ЧХВ.

Впереди - верхний ледопад. С этого места 2 варианта подъема на перевал: 1 - идти в ледопад, который обрывается 30 метровой ледовой стенкой до 80 и 2 - обойти ледопад слева по крутому скальному кулуару. Фото 44. Второй вариант в последнее время более популярен, но, так как ночью на этой высоте шел снег и сейчас под лучами солнца он начал активно таять, делая лазание по мокрым крутым скалам тяжелой задачей, после долгих раздумий решаем идти в ледопад. Фото 45.

Сначала в связках по леднику (150 метров, до 40) с одновременной страховкой через промежуточные буры (5 штук) подходим к стенке . Вещаем 30 м перил по крутому склону до 80° (первый без рюкзака) и выходим на верхнее плато ледника. Фото 46. Фото 47. Нижняя часть плато сильно разорвана. Начинаем в связках лавировать между трещин, закручивая при преодолении мостов промежуточные буры (5 шт). Подходим к широкой трещине (примерно 15 м шириной). Видно, что это последнее препятствие - за ней начинается пологий закрытый ледник. Делаем разведку. Трещина полностью разрывает ледник. Левая по ходу часть, по косой уходит в ледопад с нависающими сераками. Правая, упирается в крутые скалы, с которых постоянно обрываются камни и небольшие лавины. Решаем пересекать трещину в самом неглубоком месте - в левой части перед входом ее в ледопад.

Двое участников без рюкзаков дюльфером спускаются в трещину (~15 метров) и вылезают на другой борт крутизной до 80° (20 метров) Натягиваем навесную переправу, закрепив ее на ледобурах. Фото 48. Последний дюльферяет в трещину на ледовом сбросе и с жумаром поднимается по перилам на другой борт. Всего на переправу с разведкой потратили 1,5 часа. Связываемся и по закрытому леднику, обходя трещины, забираем к левому по ходу борту, подходим под перевальный взлет. Перевал, представляет собой длинную широкую скальную седловину. Подняться на него можно слева по крутой живой осыпи, либо справа по разорванному закрытому леднику. Первый вариант нам показался предпочтительным. Выходим на осыпь, развязываемся, снимаем кошки. Плотной группой поднимаемся по осыпям под скалы перевального гребня и по скальной полке траверсом вправо выходим на перевал Хазны-Метеоровцев 2Б*, 3682м. Находим тур. Снята записка группы туристов г. Санкт-Петербург, под руководством Голубева К.А. поход 4 к.с. в составе 10 человек, от 14.08 Фото 49. Фото 50.

Есть площадки. Топим снег, обедаем, 16.40. Спуск от перевального тура по пологим скальным полкам, выводящим на плато ледника. От седловины забираем немного влево и выходим на пологий открытый ледник Хазны. Надеваем кошки. Фото 51. По центру ледника за 45 минут доходим до бараньих лбов , которые запирают ледник слева по ходу. Справа начинается верхняя часть ледопада. На бараньих лбах осыпи, на которых, под аккомпанемент начинающейся грозы с градом, весело стучащим по каскам, строим площадки, ночуем. Вода на леднике. Время 18.15. Железо на всякий случай отнесли подальше.

Итого: ЧХВ 4 ч. 20 мин. Пройденное расстояние 6,6 км. Суммарный набор за день 650 м. спуск 390 м. Высота ночевки 3320 м.

26.07.2018 (13 день)

Подъем в 5.30. Выход 7.30. Дождя нет. Фото 52. Выходим с места ночевки на пологий открытый ледник, надеваем кошки и пересекаем его к правому борту. Подойдя к закрытой части, связываемся (10 минут ходу от ночевок). В связках подходим к верхнему ледопаду. Забираем под правые скалы, где с одновременной страховкой через промежуточные ледобуры (3 шт) выходим на крутой снежник (до 40°). По нему спускаемся в центр небольшого плато между ледопадами. Фото 53. На плато много камней прилетающих со скал вершины Цухгарты. Пересекаем плато к правому борту и по ледовому склону засыпанного камнями, обходя нижний ледопад справа, с одновременной страховкой (3 бура) спускаемся на пологую часть ледника. Далее ледник завален мореными осыпями. Снимаем кошки, развязываемся (1 ч 10 минут ЧХВ от ночевок). Время 9.10.

Пересекаем ледник и выходим на его левый борт. Спускаемся вдоль левого борта пока не упираемся в бараньи лбы . Здесь ледник заканчивается, внизу видна зеленая долина реки Хазны. Спускаться начинаем немного левее, обходя крутую часть бараньих лбов , по пологим полкам, засыпанных осыпями. Спуск приводит нас в долину к потоку, спускающегося с ледника Хазны. Поток бурный, а нам через него переправляться. Время 10.30.

Итого: ЧХВ 2 ч. 30м. Пройденное расстояние 5,5 км. Суммарный спуск 750 м. Высота ночевки 3460 м.

Фото 42.

Перевал Кедрина (2А, 3720 м) Характер: скально-ледовый

Ориентация: запад -восток

GPS координата: 42 ° 56 ' 41.784 '' N 43 ° 34 ' 20.424 '' E

Перевал расположен: расположена в и соединяет лед. Айхва и лед.Ю.Белаг

Описание дается: от д.р.Хазны до т/б Дзинага

Набор высоты: 1310 м

Потеря высоты: 2920 м

Пройденное расстояние: 29 км

Найдена записка группы туристов из т/к «Планета», г.Ростов-на-Дону, совершающая поход 4 к.с. в составе 7 человек под руководством Носкова А.Н. 9.07.2018 г.

Продолжение 13 дня.

Идея навесной переправы пришла почти сразу. После недолгой разведки, находим узкое место, где один из участников перепрыгивает бурный поток без рюкзака и закрепляет веревку на правом берегу за большой валун. Тянем навесную переправу. Переправа через реку заняла 1 час, в это время успели вскипятить чай. Фото 54.

Быстро попив чай, идем вдоль левого берега бурного потока, спускающегося с ледников Айхва и Галдор. Через 60 минут ЧХВ дорогу нам преграждает бурный приток, стекающий с ледника Галдор. Фото 55. Приходится забирать вправо немного выше, где река разбивается на 3 рукава. Здесь их пересекаем по камням. За потоком забираем левее и через 5 минут выходим к зеленым полянкам (1 час 20 минут ЧХВ от переправы). Здесь есть несколько площадок между ручейками. Обед. Время 13.40. Высота 2900 м.

Изрядно отдохнув, выходим с обеда в 15.00. Идем по пологим осыпям в сторону водопада, спускающегося слева в долину по бараньим лбам с восточной ветви ледника Айхва. Под водопадом поток разбивается на много рукавов, перепрыгиваем их по камням на правый берег потока. Идем по осыпям, обходя бараньи лбы слева и выходим на гребень морены, разделяющей западный и восточный ледник Айхва. Гребень упирается в скальный массив, траверсом вверх по снежным склонам вправо сходим с морены и выходим на открытую часть западной ветви ледника Айхва. По открытому леднику, вдоль его правого борта, поднимаемся до первых осыпей, спускающихся слева с разделительного гребня. По живым осыпям крутизной до 40°, выходим на широкий пологий разделительный гребень. На уровне восточной ветви ледника Айхва есть несколько площадок, вода 50 метров ниже в ручейке. Ставим лагерь, ночуем, где то гремит гроза. Время 17.30. Фото 56.

Итого: ЧХВ 3.20 ч. Пройденное расстояние 6 км. Суммарный набор за день 911 м. Высота ночевки 3460 м.

27.07.2018 (14 день)

Подъем в 5.30. Вышли 6.40. От стоянок выходим по осыпям и траверсируем влево 100 метров к снежнику, спускающегося с ледника. Одеваем кошки и по снежнику (до 30°, 100 метров), поднимаемся на пологую открытую часть восточной ветви ледника Айхва. Начинаем пересекать ледник в направлении седловины перевала Кедрина. Доходим до его закрытой части, связываемся. В связках подходим под перевальный взлет, представляющий собой крутую живую осыпь до 40°. Выйдя на осыпь, развязываемся, снимаем кошки. По осыпи выходим на перевал Кедрина 2А, высота 3720 м. Фото 57. Фото 58. Седловина узкая, скальная, ночевок и воды нет. Время 8.00. Спуск с перевала проходит по крутому скально-осыпному кулуару (до 50), делаем разведку и решаем спускаться левее седловины в более безопасном, на наш вид, месте. Фото 59. В 8.05 стартуем с перевала, уходим на скальный гребень, ограничивающий кулуар слева. С него кидаем 50 метров перил влево по скалам (до 90°) в основание скального кулуара, пролегающего параллельноперевальному кулуару. Далее плотной группой по живой осыпи спускаемся на пологий снежник и по нему выходим на пологие осыпи. Есть места для ночевок, вода, время 9.55. Фото 60. Снимаем системы и по пологим осыпям начинаем спуск в долину реки Биляги-дон. Пейзажи на протяжении всего спуска однообразные - моренные валы, в тумане легко потеряться. Спускаемся вдоль основного ручья по пологим осыпям и за 40 минут доходим до «Семи братьев» - семь больших отваленных камней (высотой до 10 метров), лежащих внизу каменистой долины, есть места для стоянок. Фото 61. Погода начинает портится - спускается туман, начинает моросить дождь. От Семи братьев река становится заметно шире, идем держась правого берега (туры). Через некоторое время тропа логично переходит на левый берег и через 50 минут приводит нас к ступени долины. Здесь долина обрывается бараньими лбами , а наш ручей падает высоким водопадом. Фото 62. Траверсируем влево по осыпям к третьему, самому левому ручью, и вдоль его левого каменистого берега, за 30 минут ЧХВ, спускаемся в пологую зеленую долину. Здесь на первых зеленых полянках начинается явная тропа и есть несколько мест для ночевок. Останавливаемся на обед, на берегу довольно уже бурной реки Биляги-дон. Фото 63. 12.50. В 14.30, отдохнув, продолжаем спуск по тропе, идущей левым берегом реки Биляги-дон по травянистым лугам и редкому криволесью. За 1 час 10 минут ЧХВ, форсировав несколько боковых ручьев, подходим к кошу. От него начинается дорога. По живописной дороге, идущей по лесу и пересекающей реку по нескольким бетонным мостам, спускаемся за 1 час 20 минут ЧХВ к поселку Ахсау. Перед поселком зеленые полянки, на которых останавливаемся на ночлег. Время 18.30.

Итого: ЧХВ 7 ч. 20 мин. Пройденное расстояние 15 км. Суммарный набор за день 350м. спуск 2170 м. Высота ночевки 1550 м.

28.07.2018 (15 день)

Подъем 6.00. Выход 7.30. Погода отличная. С места ночевки выходим по дороге вниз к поселку Ахсау. Пересекаем поселок и выходим к дороге, которая ведет к поселку Стур-Дигора. Дорога гравийная и довольно оживленная, хождение по ней не доставило удовольствия. Поворачиваем направо и начинаем подъем в широкую пологую долину реки Урух, который течет далеко внизу своим бурным потоком. Через 1 час ЧХВ подходим к большой развилке, сворачиваем налево в долину реки Караугом к поселку Дзинага. Пройдя еще 20 минут подходим к базе отдыха Дзинага. Время 9:00. Здесь нас ждет заброска. Останавливаемся (почти на дневку) на базе. Формируем продукты на следующий круг. Стоимость проживания за одни сутки на базе - 300 руб/чел, без постельного, зато с душем.

Итого: ЧХВ 1 ч. 40 мин. Пройденное расстояние 7 км. Суммарный набор за день 50м. спуск 170 м. Высота ночевки 1420 м.

Фото54.Навесная переправа через р.Хазныдон

Фото 61. «Семь братьев»

Фото 62. Спуск через водопад в д.р.Билягидон

Фото 63. Место обеда

Перевал Караугомский ледопад +пер.Сев.Уилпатинский (связка 3Б, 4270 м)

Подъем по Караугомскому Ледопаду Характер: ледовый

GPS координата: 42 ° 47 ' 13.618 '' N 43 ° 44 ' 55.054 '' E

Ледопад расположен в верховьях Караугомского ледника и ведет из долины реки Караугом-дон на Караугомское плато.

Набор высоты:2055м

Пройденное расстояние: 21 км

Перевал Сев.Уилпатинский(4250м) + пер.Хицан 1Б Характер:снежно-ледово-скальный

Ориентация:запад-восток

Перевал расположен: в Цейском хребте между вер.Уилпата и вер.Сонгути, ведет с восточной ветви Караугомского плато на лед.Воробьевский (ущ.р.Цей).

Описание дается: от ночевок на Караугомском плато до пос.Цей.

Набор высоты:640м

Потеря высоты:2000м

Пройденное расстояние: 26км

Найдена записка с Караугомского ледопада группы туристов т/к«Крокус», г.Краснодар, совершавшие поход 5 к.с. в составе 5 человек, руководитель Эккерт А.А., 23.07, 2015 год.

Найдена записка с пер.Сев.Уилпатинский группы туристов т/к «Вестра», г.Москва, совершавшие поход 5 к.с в составе 8 человек под руководством Виданова З.Л.

29.07.2018 (16 день)

Подъем 7.10. Выход 9.30. С турбазы Дзинага выходим на гравийную дорогу, ведущую к поселку Дзинага, и по ней начинаем подъем в долину реки Караугом. Через 20 минут ЧХВ подходим к поселку Дзинага и пересекаем его по всей длине. За 20 минут пересекаем поселок и выходим погранзаставе - напротив мост через реку Караугом. Проверка документов. Время 10.20. От турбазы прошли 2,5 км. Высота 1494 м.

Здесь встречаем Ростовскую группу туристов во главе с Таранцевой. Получив напутственные слова, в 11.40 выходим по дороге, вдоль правого берега реки Караугом. В конце поляны, на которой стоит погранзастава, дорога переходит в тропу и идет по живописному лиственно-хвойному лесу. Несколько раз тропа раздваивается, мы придерживаемся всегда нижнего ответвления (верхняя тропа идет в обход прижимов при большой воде в реке Караугом). Через 2 часа ЧХВ тропа выводит нас к деревянному мосту через реку Караугом, по которому мы переходим на ее левый берег. Следует сказать, что если моста не будет - переход через реку будет затруднителен, так как река Караугом представляет собой довольно мощный водяной поток. Через 10 минут хода от моста выходим к просторным лесным полянкам, на которых организуем обед. Вода чуть глубже в лесу (ручей), полно мест для стоянок. Время 14.00.

С места обеда продолжаем движение по тропе, которая через 20 минут выводит нас к левому притоку Караугома - реки Иська. Здесь в удобном месте для перехода натянута перильная веревка. Переходим вброд, придерживаясь за перила (глубина до 0,3 метра). Далее тропа начинает забирать резко вверх к старому руслу следующего левого притока Караугома - реки Фастаг. Поднявшись к скальным сбросам (некогда бывших левым берегом реки Фастаг), идем по тропе, которая через 50 минут выводит нас к мосту через нынешнее русло реки Фастаг. На противоположном берегу видна цель сегодняшнего дня - живописнейшие ночевки Райские поляна . Переходим по мосту на правый берег и поднимаемся по тропе еще 10 минут к ночевкам, на которых становимся лагерем.

Итого: ЧХВ 3 ч. 30 мин. Пройденное расстояние 9,5 км. Суммарный набор за день 670м. спуск 120 м. Высота ночевки 1980 м.

30.07.2018 (17 день)

Подъем 7.00. Выход 8.55. От Райских полян выходим по лесной тропе, крутозабирающей вверх в карман левобережной морены. Через 1 час хода выходим к границе леса, открывается вид на Караугомский ледопад. По пути много черники и грибов. Далее тропа выходит на гребень морены и идет по нему до ее края. В самом конце, в кармане морены, возле ручья, стекающего со склона, останавливаемся на ночлег. Отдыхаем, набираемся сил перед завтрашним препятсвием - Караугомским ледопадом и наслаждаемся его величавым видом! Время 11.00. Полудневка. Фото 64.

Итого: ЧХВ 1 ч. 45 мин. Пройденное расстояние 2,5 км. Суммарный набор за день 400м. Высота ночевки 2360 м.

31.07.2018 (18 день)

Подъем 4.00. Выход 5.25. От места ночевки выходим на гребень морены. Снизу поднимается еще один гребень моренного вала и вместе их пересечения начинаем спуск на ледник по конгломератному склону. В месте выхода с морены разорванный у края ледник засыпан камнями. Переходим по камням к чистому льду, надеваем кошки, системы. Спуск на лед камнеопасен! и занял 40 минут.

Далее движемся по открытому пологому леднику к основанию выраженного ледяного желоба, пересекающий нижнюю часть ледопада слева направо. . Фото 65. . Фото 66. Заходим в него практически в нижней правой по ходу части. Это заняло у нас еще 50 минут. Здесь связываемся и продолжаем движение в основании желоба, держась левого по ходу его борта. Лавируя между трещин, пересекаем ледопад слева направо и поднимаемся в верхнюю часть желоба к основанию кулуара, спадающего со склона г.Караугом. При подъеме в желобе закрутили 12 промежуточных ледобуров для страховки. . Фото 67. . Фото 68. Далее по описаниям сложное место и стоит искать проход в центр ледопада. Делаем небольшую разведку. Результаты не утешительны - ледопад сильно разорван, и возможности уйти в центр пока нет. Продолжаем движение в 100 м от правого его борта. Здесь ледопад набирает свою крутизну - появляются вертикальные стеночки 2-5 метров, требующие от каждого участника индивидуального навыка их прохождения. В сложных участках вешаем перила 7 и 12 метров. Поднявшись на 200 м выше основания кулуара, на одном из ледовых выполаживаний в безопасном месте делаем обед. Время 14.45, вода рядом в небольшом ледовом озерце. . Фото69.

С места обеда опять пытаемся забрать вправо походу, чтобы выйти в центр. Но выйдя на одну из широких трещин, заканчивающейся в правой ее части настоящей пропастью, начинаем сильно забирать влево обратно под правый борт ледника, пытаясь ее обойти. Попадаем в неявный желоб и вдоль него, лавируя между трещин, выходим на верхнее плато. Далее ледник положе. Обернувшись назад, понимаем, что ледопад очень сильно изменился по сравнению с описаниями - центр сильно разорвало, и мы нашли самый логичный проход. При подъме от обеда, для преодоления стенок и мостов закрутили еще 25 ледобуров для организации промежуточных точек страховки. . Фото 70. Выйдя на пологий ледник, смещаемся в центр и останавливаемся на удобном снежном плато. Вверху виднеется верхняя часть ледопада (большие сераки), их линия падения дальше, чем наше плато, поэтому мы в безопасности. Строим площадки и становимся на ночлег. Погода портится, идет снег. Вода ниже в ручье, текущему по леднику. .Фото 71 .Фото 72.

Время 18.00. Итого: ЧХВ 9 ч. 30 мин. Пройденное расстояние 9 км.

Суммарный набор за день 985м. Спуск 100м. Высота ночевки 3250 м.

1.08.2018 (19 день)

Подъем 6.30. Выход 8.00. Перед выходом связываемся и одеваем кошки. Начинаем движение в сторону виднеющегося слева перевала, обходя многочисленные трещины. Фото 73. Постепенно забираем под правый борт ледника и подходим к перевальному взлету. В какой -то момент упираемся в большую трещину. Делаем разведку. Трещина расширяется при приближении к перевальному склону и упирается в глубокий рантклюфт, подрезающий склон перевала. После недолгих раздумий, забираем вправо на пологое плато ледника и идем по большой дуге, обходя зону трещин и выходим к осыпям перед пер.Караугомский ледопад. Тур в нижней части скального перевального гребня, есть несколько мест для стоянок, 2 часа 40 минут ЧХВ от места ночевки. Идет моросящий дождь, вдалеке слышатся раскаты грозы. Погода очень нестабильна. . Фото 74. . Фото 75.

Немного переждав дождь, решаемся делать подход под наше следующее препятствие. Связываемся и продолжаем движение по пологому закрытому леднику. . Фото 76. Идем вдоль правого борта Караугомского ледника. За 2 ч 20 минут ЧХВ с пологим набором высоты, выходим на пологое плато цирка перевала Северный Уилпатинский и вершины Сонгути. . Фото 77. В пологом месте, примерно в центре плато, строим площадки и ставим лагерь. Ночуем. Погода окончательно портится, идет мокрый снег и дует сильный ветер. Время 14.30.

Итого: ЧХВ 5 ч. Пройденное расстояние 7 км. Суммарный набор за день 640м. Спуск 50м. Высота ночевки 4030 м.

2.08.2018 (20 день)

Всю ночь идет мокрый снег, который к утру переходит в дождь, продолжающийся до обеда. Ближайшие склоны грохочут лавинами и обвалами камней. Видимость на нуле. Погодные условия явно не располагают для преодоления препятствий. Отсидка. Планированный траверс вершин Сонгути- Уларг приходится отменять, так как погода в этом году очень нестабильна, сроки поджимают.

3.08.2018 (21 день)

Подъем 5.00. Выход 6.30. С утра морозно и это хороший знак! Связываемся, надеваем, кошки и выходим в сторону перевала Северный Уилпатинский. Фото 78.

Перевальный взлет представляет собой снежно ледовый склон, подрезанный 3-мя бергшрундами. Первый бергшрунд проходим по надежному мосту в левой части склона. Фото 79. Выйдя наверх бергшрунда, упираемся в стенку, которой не было видно с места ночевок, некий сюрприз. Забираем вправо и выходим на нижнюю часть основного бергшрунда. Фото80. Правый склон усыпан следами вчерашних лавин и камнепадов. Поэтому, немного не дойдя до них, забираем влево и траверсом по острому, нижнему, ледовому краю-гребню бергшрунда выходим к смыканию его бортов. При преодолении этого нелегкого психологического препятствия закрутили 4 промежуточных ледобура. Выше бергшрунда - ледовый склон до 40°, по которому вешаем 170 метров перил. Фото 81. Перед выходом на седловину перевала - еще один бергшрунд. Вешаем 30 метров траверсных страховочных перил для его преодоления и выходим на скалы гребня, в левую часть перевальной седловины. Фото82. Тур в левой части, на скалах. Время 9.20 мы на перевале Северный Уилпатинский через ледопад Караугом 3Б, высота 4270. Фото83. Фото84. Фото 85.

Погода опять начинает портится. Очень холодно, срывается снег, спускается густой туман. Спустившись 10 метров по скальным полкам влево, начинаем дюльферять по крутому склону, вдоль скального кулуара. Фото 86. В это время начался сильный снег. Одну веревку (50 метров) вешаем к слиянию двух кулуаров. Далее еще две веревки (100 метров) по снежному кулуару и через широкий рантклюфт, подрезающий кулуар, выходим на плато ледника. Фото 87. После траверсом вправо (20 метров) с попеременной страховкой идем к мосту через бергшрунд, подрезающий склон перевального взлета. Далее по крутому снежному мосту-склону спускаемся на три такта на пологое плато ледника Воробьева. Здесь снег стихает, туман развеялся. Передохнув, связываемся и идем по центру ледника, забирая к правому его борту. Когда мы упираемся в разломы ледопада, уходим к его левому борту, вдоль края одной из трещин. Фото 88. Пересекаем ледопад справа налево и выходим на крутой снежник до 40°, лежащий на левом борту ледника. При преодолении одного из мостов закручиваем 1 промежуточный ледобур. По снежнику на три такта спускаемся к скально-осыпной полке. Переходим по этой полке влево к следующему снежнику и по нему спускаемся к мореным осыпям. Развязываемся, снимаем кошки и организуем обед. Время 14.25. В 15.10 выход. Погода опять начинает портится. Спускаемся по левобережным осыпям к пологому открытому леднику Северный Цей. Фото 89.Начинается дождь, который переходит в настоящий ливень с градом, вверху гремит гроза. Пересекаем ледник в направлении виднеющегося перевала Хицан.

Перевальный взлет представляет собой осыпь в нижней части которой есть небольшой снежник. По снежнику, а затем по средним осыпям поднимаемся на перевал Хицан 1Б. Время 16.20. Высота 3320. Спуск представляет собой не широкий осыпной кулуар, падающий на ледник Южный Цей. Спускаемся по нему и не доходя до ледника примерно 100 метров сворачиваем влево и по неявной тропе выходим к хижине Хицан. Дождь сопровождал нас до самой хижины. В хижине ночуем. Время 16.50.

Итого: ЧХВ 8 ч 25 минут. Пройденное расстояние 8,5 км. Суммарный набор за день 300м. Спуск 900м. Высота ночевки 3120 м.

4.08.2018 (22 день)

Подъем 6.00. Выход 8.10. С утра опять льет. Ждем улучшения погоды. Ближе к 8 дождик переходит в моросящий, выходим. Фото 90. От хижины по осыпям за 5 минут спускаемся к леднику. Надеваем кошки. Фото 91. Спускаемся по открытому леднику. Первую ступень ледопада проходим между зоной разломов, вдоль поверхностной морены в центральной части ледника. Фото 92. За ней начинается пологий ледник, который далее справа обрывается еще одним ледопадом. Фото 93. Слева нижний ледопад подперт сбросами бараньих лбов , верх которых засыпан моренными осыпями. Постепенно с центра уходим к левому борту ледника к виднеющимся осыпным полкам. Выходим на осыпи, снимаем кошки. На полках есть площадки, докучающий с утра дождь, наконец, заканчивается, и пробивается солнышко. С полок уходим траверсом влево. Фото 94. Фото 95.Далее по полкам бараньих лбов (по которым натянуты троса) спускаемся к крутым осыпям, лежащим у основания бараньих лбов . По осыпям спускаемся обратно к пологому леднику, ниже ступени ледопада (1 час 30 минут ЧХВ от хижины).

Далее спускаемся вдоль левого борта ледника по моренным осыпям. Через 40 минут упираемся в бурный поток реки Уилпатинка. Фото 96 . Фото 97. Переход находим почти на выходе реки из морены. Далее спускаемся вдоль левого берега Уилпатинка к концу языка ледника. Отсюда начинается маркированная хорошая тропа. Сначала она идет по камням вдоль левого берег реки Цей, а затем по живописному лесу, пока не выходит к старой асфальтовой дороге. По дороге спускаемся к мосту через реку Цей. Асфальт уходит вниз к поселку Бурон, мы же переходим по мосту на правый берег реки и начинаем подъем по гравийной дороге к альплагерю Цей , где нас ожидает заброска на последнее кольцо. Высота 2010 м. Благополучно ее забираем в 13.20, раскидываем по рюкзакам и устраиваемся на зеленой полянке на обед в 13.40.

Фото 64.Подход к ледопаду

Фото 83.Группа на пер.Сев.Уилпатинский +Карагомский лед. Связка 3Б

Фото84

Перевальная записка

Фото 85. Сспуск с пер.С.Уилпатинский. Фото заимстованно, так как во время спуска была непогода и не удалось сделать фотографию.

Фото 86. Начало спуска

Фото 95.

Фото 96.

Фото 97.

Перевал Скаазский (2А, 3810 м)

Характер: Снежно-ледово -осыпной

GPS координата: 42 ° 44 ' 39.300 '' N43 ° 52 ' 58.700 '' E

Перевал расположен: северном отроге ГКХ (Кальперский хребет), в восточном плече вершины Адай–хох. Соединяет Скаазский ледник и верховья реки Зарамаг.

Описание дается: от альп.лагеря Цей до пос.Нижний Заромаг

Набор высоты: 1750 м

Потеря высоты: 1600 м

Пройденное расстояние: 21,2

Найдена записка Подольского турклуба «Товтры» , совершавшие поход 4 к.с. в составе 8 человек, 21.05.1986

Найдена записка турклуба «Вестра» города Москва, совершавшие поход 3 к.с. с элементами 5 к.с. Руководитель- Виданов В.Л., 04.08.2018

Продолжение …. В 15.00, взвалив рюкзаки на плечи, от станции канатки начинаем подъем по дороге в верховья реки Скааздон. Дорога идет по осыпям вдоль канатно-кресельной дороги. По ней за 1 час 40 минут ЧХВ доходим до верхней станции канатки. Слева есть небольшая полянка на которой можно поставить несколько палаток. Еще 200 метров левее есть вода. Останавливаемся на ночлег. Время 17.30. Собирается туман, начинается мелкий дождь.

Итого за весь день: ЧХВ 3 ч 45 минут до Цея и 1 ч 40 минут после. Пройденное расстояние 14 км. Суммарный набор за день 620 м. Спуск 1300м. Высота ночевки 2500 м.

5.08.2018 (23 день.)

Подъем 5.40. Выход 7.40. Погода с утра опять не сильно радует - плотный туман в 6 утра начал выпадать в виде мокрых осадков. С места ночевки выходим по тропе, которая начинается справа от зеленого моренного гребня, поднимающемуся вдоль правого борта долины к леднику Скаазский. Тропа через 20 минут выводит к основанию ледника. Фото 98. Фото 99. Под его языком пересекаем ручей, вытекающий из под ледника, на левый его берег, одеваем каски.

Начинаем подниматься по конгломератному склону и крутым осыпям в карман морены нижней части ледника, обходя крутую нижнюю часть ледника. Выйдя в карман морены, попадаем на пологие осыпи, лежащие перед нижнее плато ледника Скаазский. Фото 100. Верхняя часть ледника оторвана скальными сбросами. Судя по описаниям, взбираться на верхнее плато стоит где то справа по крутым травянистым и осыпным склонам. Явного пути нет, да и к тому же туман никуда не делся и периодически окутывает нас своими объятиями. Фото 101. Пересекаем осыпи и начинаем подъем по крутому снежнику (до 35°) в направлении нескольких промоин спадающих с правого склона. Поднявшись к основанию промоин, траверсом-вверх уходим на гребень, ограничивающий промоины слева по ходу. Затем по крутому осыпному гребню поднимаемся к травянистому склону, по которому идет четкая тропа. Тропа сначала вьется по травянистому склону, затем идет по крутым осыпям пока не выходит на гребень, заваленного большими камнями. По пути встречаются старые места для ночевок, воды нигде нет. Идем по гребню пока не упираемся в скальный контрфорс. Здесь гребень выполаживается, образуя большую полку, на которой расположены средниеСкаазские ночевки . Воды нет. Есть куски снежников. Далее тропа теряется в мелкой осыпи контрфорса. От ночевок забираем немного влево и по мелким осыпям вылезаем на самый левый разрушенный гребень контрфорса. По крупным осыпям, лежащих на этом гребне, выходим к верхним скаазским ночевкам . Обед. Время 13.15. С утра шли 4 часа ЧХВ. Высота 3474 м. здесь много мест под палатки, есть вода чуть ниже на леднике. Перед нами верхняя часть ледника. Фото 102.

С места обеда в 15.00 по крупной осыпи спускаемся 100 метров на плато ледника. Одеваем кошки, связываемся. В связках, обходя немногочисленные трещины, пересекаем пологую часть ледника и подходим к ступени ледопада. Фото 103. Забираем немного левее, на выраженный ледовый склон по центру ледника (лоб , до 40°) и по нему с одновременной страховкой (5 промежуточных закрученных ледобуров) выходим на снежное плато перед перевальным взлетом. Перевальный взлет представляет собой ледовый склон до 40°, снизу подрезанный бергшрундом. Пересекаем небольшое плато и преодолеваем бергшрунд в правой части по снежному мосту. За бергшрундом склон становится круче со 100 метровым участком открытого льда. Фото 104. Поднимаемся по крутому ледовому склону до 40° с одновременной страховкой через промежуточные точки страховки (5 ледобуров) и выходим на седловину перевала Скаазский 2А*. Высота 3810 м. Седловина скальная с небольшим снежно-ледовым плато перед ней, на котором делаем ночевки. Время 17.20. Тур находим на скалах. Фото 105. Фото 106.

Итого: ЧХВ 6 ч 10 минут. Пройденное расстояние 5,6 км. Суммарный набор за день 1440 м. Спуск 60м. Высота ночевки 3810 м.

Фото 98. Подъем

Фото 99.

Фото 100.

Фото 101.

Фото 102. Вид со «Сказских ночевок»

Фото 103. Подъем на пер.Скаазский

Фото 104. Пер.Скаазский 2А*

Фото105.

Фото 106.Записка

Вершина Адай-хох (3А рад, 4380 м)

Характер: Скально-ледовая

Ориентация: восток-запад

GPS координата: 42 ° 44 ' 50 '' N 43 ° 52 ' 10 '' E

Расположена: на продолжении Главного хребта западной половины Большого Кавказа

Описание дается: от пер.Скаазского

Набор высоты: 780 м

Потеря высоты: 780м

Пройденное расстояние: 4,5 км

Найдена записка группы туристов-альпинистов из г.Ярославля и г.Костромы , под руководством Иванова Г.А., 07.08.2014

6.08.2018 (24 день)

Подъем 5.00. Выход 7.17. Выход обозначили на 6.00, но ввиду низкой видимости (до 50 метров) пришлось прождать до 7.00. Ближе к 7 часам начали появляться разрывы в тумане. Быстро одеваемся и налегке выходим на вершину Адайхох. С перевала в связках по крутым несложным скалам (до 80°, 50 метров), с промежуточными точками страховки через закладные элементы и естественные выступы скал, поднимаемся на на пологий восточный гребень вершины Адайхох. Гребень сильно разрушенный с локальными небольшими стеночками с несложным лазанием. Все сложные участки и острые гребни облазили слева по ходу. Фото 107.Идем по гребню пока не упираемся в крутые монолитные скалы. Слева виден ярко выраженный жандарм в виде башни. Обходим его с низу, забирая влево 100 метров. Сразу за жандармом невыраженный кулуар, по которому возвращаемся обратно на гребень. На выходе на гребень есть 2 площадки под палатки. Высота 4100. Далее гребень поворачивает немного вправо и становится монолитнее . Движемся также в связках по пологому гребню, обходя крутые скалы слева по небольшим стеночкам (было 2 стенки по 15 метров, до 80°). Перед выходом на вершину скальный гребень переходит в предвершинный крутой ледовый гребень. Здесь оставляем скальное снаряжение, одеваем кошки. Фото 108.По ледовому гребню (до 50°) с одновременной страховкой через промежуточные ледобуры (7 штук) выходим на вершину Адайхох 3А. Фото 109. Фото 110. Фото 111. Вершина пологая со снежной шапкой . Время 11.00. Высота 4380 м. Спуск по пути подъема. Фото 112. На спуске до перевала Скаазский повесили 4 дюльферных перил по 25 метров на локальных скальных стеночках . На перевале были в 15.30. Организуем обед, собираем лагерь. Прошли 4,5 км. Набрали 780м и спустили 780 м. ЧХВ 6 ч.

В 16.30, под аккомпанемент начинающегося дождя, начинаем спуск с перевала. Фото 113. Сделав предварительную разведку, решаем идти по описаниям и траверсировать в соседнюю - восточную седловину перевала. С перевала обходим крутые скалы гребня слева по ходу, по крутому ледовому склону до 60°. Лед жесткий , лазанье не простое. Вешаем перила 100 метров пока не выходим обратно на снежный гребень. По некрутому снежному гребню спускаемся в низшую точку седловины. Снимаем кошки, развязываемся. Погода еще сильнее портится. Недалеко гремит гроза и видны молнии. Становится страшно. Так как нахождение на гребне становится небезопасным, мы начинаем быстро плотной группой спускаться по крутым живым осыпям в направлении правого широкого кулуара (камнеопасно!). В кулуаре склон положе и засыпан мелкими осыпями. Съезжаем но ним до конца кулуара, обрывающегося скальными сбросами. Уходим максимально влево из под кулуара на скальный выступ и оттуда вешаем 50 метров дюльферных перил по крутым скалам (до 90°) до широкой осыпной полки. Затем траверсом вправо уходим по полке на виднеющийся снежник и по нему спускаемся к пологим осыпям. Рядом с пологими осыпями на плотном снежнике рубим площадки. С начала спуска с перевала дождь прекращался на 20 минут. Ставим лагерь, ночуем. Вода левее ниже в ручье. Фото 114. Время 20.00. Высота 3390. С перевала ЧХВ 3 ч. Расстояние 1,6 км. Спустили 430 м, набор 30 м. Всю ночь идет дождь, а где то в районе перевала постоянно гремит .

7.08.2018 (25 день)

Подъем 6.10. Дождливо. Выход 8.30. Ждали пока немного успокоится дождик. С места ночевки выходим по пологим осыпям и начинаем спуск в долину реки Адайком. Фото 115.Вскоре пологая осыпная долинка обрывается ступенью конгломератного склона. Уходим траверсом вправо к травянисто-осыпному склону и по нему спускаемся в пологую зеленую долину реки Адайком. 1ч 30 минут ЧХВ от места ночевки. Далее идем вдоль левого берега реки по теряющейся тропе. Через 50 минут выходим к разрушенному кошу. Здесь переходим вброд небольшой левый приток. От коша начинается грунтовая дорога, которая приводит нас к поселку Нижний Зарамаг. Там нас ждет заказанный транспорт. Время 12.30.

Итого: ЧХВ 3 ч 20 минут. Пройденное расстояние 10 км. Суммарный набор за день 20 м. Спуск 1570 м. Высота 1840. Грузимся в машину и уезжаем. По дороге останавливаемся покушать осетинских пирогов. Поход завершен!

Фото 107. Подъем на вершину Адай-хох

Фото 113. Наш лагерь и дальнейший траверс к спусковой седловине

Фото 114. Ночевки со стороны д.р.Адайком

Фото 115.

ИТОГ по маршруту: Пройдено 182,6 км. Набрано 14570 м. Сброшено 13 700 м. Провешено 2280 м веревки (спусковые, траверсные, подъемные).

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Группой был пройден очень интересный, технически насыщенный и довольно напряженный маршрут шестой категории сложности по Центральному Кавказу.

На Кавказе в этом году выдался очень сложный горный сезон. К стремительному таянию ледников, в этом сезоне добавилась еще и крайне нестабильная погода со стремительными грозами и затяжными периодами дождей. Все эти обстоятельства вылились в неутешительную статистику несчастных случаев. В нашем , частном случае, погода внесла очень большие коррективы в прохождение маршрута. Наша группа с трудом натянула поход 6 категории, пройдя маршрут по всем запасным вариантам и откинув все интересные заявленные первопроходы. Психологически тяжелое начало, с отсидкой в первый ходовой день похода и 8 часовым пережиданием грозы в 6 ходовой день, подорвали боевой настрой группы. В какой -то момент было даже желание отказаться от дальнейшего прохождения маршрута, но сплоченный коллектив группы сыграл положительно на сложившуюся ситуацию и мы добрели до финиша!

По пройденным препятствиям хотелось бы сделать выводы и дать следующие рекомендации:

Траверс перевал Каменистый - пик Днепропетровской правды - ледник Северный Суган заявлено как 2Б (туристское первопрохождение) - препятствие закладывалось как разминочное, но по факту, из-за погодных условий, оказалось настоящей проверкой воли участников. Ввиду редкого посещения данного района, при подготовке к походу было найдено очень мало технических описаний альпинистских маршрутов. Подход к траверсу осуществлялся через перевал Каменистый 1Б к.с. - редко посещаемая классическая осыпная 1Б (по крайней мере, с нашей стороны). Подъем на пик Днепропетровской правды проходил по северному гребню 2А к.с. комбинированный - климатические условия очень сильно изменили содержание маршрута. Там где раньше лежал снег теперь крутые живые осыпи и сильноразрушенные скалы, что делает маршрут, на наш взгляд, несколько сложнее и не совсем безопасным. Спуск с пика должен был проходить по южному гребню 2Б к.с.. Попав на вершине в грозу, и не обнаружив логичного начала спуска заявленного маршрута, руководителем было принято решение экстренно спускаться по более простому западному гребню с выходом в западный кулуар и спуском на ледник Суган. Когда - то забитый снегом западный кулуар ныне полностью скально-осыпной и небезопасен, но его левый борт - ребро несколько возвышается над основанием кулуара и не простреливается камнями. Он логично выводит на спусковой контрфорс к леднику Суган. Этот маршрут, в данный момент, при свежевыпавшем снеге и отставании от графика в 3 дня нам показался самым оптимальным в сложившейся ситуации, хоть он и являлся фактическим туристским первопроходом. В целом траверс оставил неоднозначные ощущения своими крутыми осыпными склонами и сильно разрушенным рельефом. Трудно назвать и категорию сложности если на подъем это скорее 2Б по рельефу то на спуск - это ближе к 3А. В общем, препятствие продолжительное, сильноосыпное и не рекомендуется для повторного прохождения

Перевал 50 лет ВЛКСМ 3А – стандартная и довольно безопасная 3А. Этот перевал был заявлен нами в связке с вершиной Суган-тау, но погодные условия не дали нам взойти на вершину и мы прошли это препятствиенасквозь

Перевал Доппах 3А - наш запасной вариант. Сильное отставание по графику не позволило нам пройти траверс вершины Западного Доппаха. Единственный путь к нашей заброске был через этот запасной вариант. Хорошее препятствие, хотя с юга заход на него по довольно небезопасному кулуару и требует некоторой мобильности группы. На север спуск интересен по всем ледовым препятствиям - есть и хороший склон, и бергшрунд и ледопад.

Не рекомендуется ночевка на самом перевале из-за сильных ветров, хоть стоянки там и имеются.

Перевал Хазны 2Б - хорошее препятствие, которое оставило положительные впечатления. В первую очередь, конечно, связанные с навесной переправой через ледовую трещину. Хотя по прохождению нашим вариантом через ледопад - непонятно понижение его до 2Б - 2 почти вертикальных веревки по льду могут стать камнем преткновения для групп идущих первый раз в поход 4 к.с.. Рекомендации по преодолению данного перевала - проходить обходной кулуар в ранние утренние часы и не ночевать на перевале - из-за штормовых ветров этот перевал может запомниться еще сильнее.

Перевал Кедрина 2А - классическая 2А с опасным крутым кулуаром в долину реки Билягидон. На наш взгляд нами был выбран самый безопасный вариант спуска с дюльфером по одной веревке, хотя местами с нависанием. В верховьях долины реки Билягидон, в условиях плохой видимости, могут возникнуть проблемы с ориентированием, поэтому рекомендуется для групп собирающихся сюда в поход иметь трек в GPS-навигатор. Со стороны реки Хазны очень понравился подход, описанный Монсаром О.А. через разделительный гребень ветвей ледников Айхва, которым мы и воспользовались.

Перевал Северный Уилпатинский через Караугомский ледопад 3Б. Караугомский ледопад один из самых продолжительных и сложных ледопадов, а Караугомское плато одно из самых высоких и масштабных на Кавказе, но самый легкий заход на него с российской стороны имеет категорию 2Б. Большинство маршрутов 5-6 к.с., проходящие в этом районе проходят через это плато. К сожалению, погодные условия не позволили нам пройти и второй заявленный траверс Сонгути - Уларг, поэтому мы воспользовались запасным вариантом - спуск через перевал Уилпатинский Северный. Это самое сложное и самое запоминающееся наше препятствие. Ледопад требует от всех участников индивидуальных навыков движения по льду, в том числе, и преодоление небольших ледовых стенок крутизной до 90°, а от группы большого напряжения и сплоченной работы. Впечатления от таких препятствия неизгладимы и остаются на всю жизнь. Перевал Северный Уилпатинский - самый безопасный спуск с плато в сторону реки Цей. В принципе, как самостоятельное препятствие, оценен на 3А, на наш взгляд, верно. Рекомендацией к преодолению данной связки - это запас времени на случай долговременной отсидки на плато и уверенное владение ледовым снаряжением каждого участника группы для преодоления ледопада.

Вершина Адай-хох 3А рад - очень хороший комбинированный маршрут. Скальная часть маршрута проходит по пологому разрушенному гребню с довольно простым лазанием и явно не дотягивает до 3А, но крутой ледовый предвершинный гребень расставляет все на свои места. С вершины открывается великолепный вид, и данный маршрут может быть хорошим дополнением к любому походу.

Перевал Скаазский 2А* - на наш взгляд, самое недооцененное препятствие. Крутизна льда при его преодолении достигала порой 50° и вселяла неуверенность в хождение даже опытных участников. Выглядит как хорошая, односторонняя 2Б, поэтому не рекомендуется группам идущих в 3 к.с. Хотя перевал довольно живописный и интересный.

СМЕТА ПОХОДА

Статья расходов

Сумма на группу

Кол-в уч- в в группе

Сумма на одного в рублях

Проезд Армавир – Верхняя Жемтала

Распечатка и отправка отчета

Итого

КАРТА-СХЕМА МАРШРУТА

Трек написанный в режиме похода.

Список личного снаряжения:

• ледоруб
  • треккинговые палки
  • каска
  • кошки
  • страховочная система (верх, низ, блокировка, регулятор длины уса)
  • прусик
  • спусковое устройство
  • жумар
  • карабины – (6 шт)
  • ледобуры – (2 шт.).

Список технического снаряжения:

• ледовый инструмент (2 шт)
  • расходные петли (50 метров по 3-4 метра )
  • станционные петли (8 шт)
  • оттяжки(комплект 15 шт)
  • веревка ( 4 шт. по 50 м)
  • закладки (набор 15 шт)
  • френды (6 шт)
  • экстрактор (2 шт)
  • ледовый сброс (1 шт)
  • крючья(10 шт)
  • молоток скальный (там-там, 1шт)

Список общественного снаряжения:

• лопата-лист
  • палатка ( 2 шт. 4-х)
  • горелка (2 шт)
  • горелка (запасная 1 шт.)
  • рации (4 шт)
  • тент
  • SPOT

Состав ремонтного набора:

• шило с защитным колпачком
  • пассатижи маленькие складные с проволкорезом
  • микро-мультитул (ответра
  • липучка-соединитель deuter
  • запасные шнурки
  • несколько тюбиков "Супер клея" или/и "Момент"
  • муфта на случай поломки дуги палатки
  • стяжки, скрепки, банковские резинки, лезвия
  • ножницы маникюрные
  • наждачная бумага среднего зерна
  • проволока
  • запасная ложка пластмассовая(2)
  • скотч простой и армированный
  • зажигалка
  • сумка для ремнабора.

Использованные источники при подготовке к походу: