Горы мира > Западная Европа >

Автор: Анатолий Булычев, г. Новосибирск

Пик Трайфэн

Британские альпинисты приглашали в Сноудонию (Уэльс) прежде всего мою супругу, Таню Сорокину. Дело в том, что в августе 2004 года на траверсе массива Монблан (Франция) Таня помогла группе молодых англичан на высоте 4360 м. Уже надвигалась страшная непогода, когда неожиданно из кулуара выползли измождённые восходители. Таня накормила их нашим ужином, напоила чаем, пока я возился с ночлегом. Для русских подобное в порядке вещей, а англичане были удивлены и очень благодарны.

Выехать в Великобританию нам всё было недосуг: других гор много, но, наконец, всё же мы получили визы на начало января 2006 года. Но, к сожалению, Таня за месяц до отлёта серьёзно травмировала ногу, и в итоге отправился я и наша дочка Маша, ученица лицея 130, где в почёте английский язык. Наши британские друзья понимали, что в январе в горах ребёнку нечего делать, поэтому поселили Машу в свои семьи и устроили её в два разных колледжа района Грэйт Эдингтон (Норхэмптон) на весь период, пока мы лазали в горах.

На запад от Бирмингема находится горная страна Сноудония. Маршруты скальные, от 150 до 350 м протяжённостью, высоты до 1000 м над уровнем моря. Но лазание сложное, скалы мокрые, покрытые местами мхом, погода ужасная: начинаешь лазание, вроде даже синее небо выглядывает, через пару часов начинается секущий дождь, переходящий в мокрый снег – скалы обледеневают.

Жили мы в комфортных бунгало, к маршрутам подъезжали на машинах, вечером спускались и сразу ехали в уютные рестораны. Для разминки начали со скального района Лламбари, где много коротких сложных маршрутов.

Было много скалолазов со всей Великобритании. Заметно было, что средний уровень спортсменов весьма высок. Почти все грамотно, добротно ходили маршруты со сложностью 7а-7с: нависающие или вертикальные стены с мелкими зацепками, щёлками, часто неудобно расположенными для захватов.

Иддл. Старт
Возраст спортсменов от 7 до 70 лет, ни одного курящего не было. Никто не соревновался, но все получали нескрываемое удовольствие от процесса лазания, что неудивительно, так как в этих местах скальная подготовка - один из школьных предметов наравне с математикой.

Натренировавшись на скалах, занялись восхождениями. Первая вершина – Иддл. Здесь британцы показали свой характер. Недалеко от вершины нас накрыл дождь со снегом, сделав лазание невозможным, но именно этот последний участок являлся ключевым.

Под стеной Ампипитера
Надо было уходить с маршрута… Да уж, как же! Британцы очень упрямые, и последние 50м мы лезли 3 часа с налобными фонарями. С вершины спускались по верёвкам далеко за полночь в кромешном тумане.

После отдыха прошли ряд маршрутов на пик Ампипитер, Малый Трайфэн.
Британцы стараются продемонстрировать, что они отличаются от всех на свете, тем более от французов. Маршруты имеют другую классификацию, крючьями для страховки пробиты редко или вообще таковые отсутствуют: если боишься или не уверен – вообще не лезь.

Кевин на Ампипитере
Если решился, то используешь только закладки, которые, пока лезешь, сам вставляешь в щели, но если сорвёшься, и закладки вылетят, можешь травмироваться или разбиться. Жёсткий стиль.

Трайфэн
Лезут британцы смело, даже порой отчаянно, напоминая мне моих земляков - красноярцев.

Самым сложным (7а-b) из пройденных оказался маршрут на пик Большой Трайфэн.
Нам повезло с погодой, потому что ключ маршрута, пятидесятиметровую нависающую стену, мы пролезли свободным лазанием по сухим скалам, потратив на работу почти 4 часа. Затем усилившийся ветер принёс дождь.
Рядом с вершиной непогода разбушевалась. Мы были насквозь мокрые, несмотря на супер-экипировку: просто вода затекала через рукава и капюшон.
Вершина нас встретила ураганным ветром, около 30 м/сек (передавали по радио). По гребню в сторону спускового перевала мы ползли по-пластунски, всё равно каждого из нас по несколько раз ветром подхватывало и сбрасывало в пропасть (повисали на верёвочной страховке).
Но всё обошлось…

Переохладившиеся, окоченевшие спустились к машинам, сообщили спасслужбе, что живы.

После таких событий последовала череда банкетов в горных сообществах, клубах, вечера в семьях, поездки в Эдинбург, Оксфорд, Лондон. Британцы были удивлены, что мы, русские, совсем не такие дикие и ужасные, как представляет нас их телевидение, особенно восхитила Маша тем, что прекрасно играла на флейте классическую музыку.

В Великобритании я второй раз, первый раз я был по приглашению спелеологов. Меня поразило вновь, как не совпадает шаблонный образ британцев с тем, что мы увидели: нас принимали щедро и великодушно (нам покрыли все расходы по пребыванию в стране), открытость и теплота к нам даже смущала. Хочется верить, что нас ещё ждут новые маршруты, пусть даже более протяжённые и сложные, и никто из нас не будет получать травмы.

Анатолий Булычов, горовосходитель с 1978 года.