Автор: Дмитрий Головченко, Москва

Жанну 2019

27 Февраля 2019 года Нилов и Ко отправляется на Восточную стену Жанну.

При упоминании этой горы многие вспоминают эпическое восхождение команды А. Одинцова по центру Северной стены в 2004. После него всерьез обсуждался вопрос о необходимости ввести еще 7-ю категорию трудности, так как 6Б для этой линии явно маловато. Весной 2005 команда «Русского пути» была удостоена высшей премии в альпинизме Piolet d’Or.

Также многие помнят как двойка Бабанов – Кофанов в прекрасном стиле прошла Западный гребень в 2007.
Но что еще мы знаем о Жанну?
Мы знаем, что
• Вершина находится в Восточном Непале к западу от восьмитысячника Канченджанги
• Высота 7710 и это 32 вершина Земли
• Первосхождение совершено французами в 1962 году под руководством Лионеля Террая по Юго-Восточному ребру
• Они же дали вершине красивое французское название
• Непальцы называют эту Кумбхакарна
А что такое Кумхакарна?

Кумбхакарна означает «ухо горшком». Этот брат Раваны был назван так за свои уши, похожие на глиняные горшки. Кумбхакарна был ростом в восемьдесят четыре лиги, и тело его было размером с гору. Дыхание его было подобно урагану, а голос — громовым раскатам. Он не мог поместиться ни в одном из дворцов на Ланке и потому выбрал себе для жилья просторную горную пещеру.

Как и его брат Равана, Кумбхакарна возмечтал о бессмертии и совершал подвиги аскета, желая умилостивить Брахму. Следует заметить, что во всех случаях, когда бессмертие даровалось асурам, это обставлялось определенными условиями, и боги всегда находили какую-нибудь словесную увертку, чтобы сделать этот дар недейственным. Поэтому Кумбхакарна хотел получить дар бессмертия без всяких оговорок и сказал об этом Брахме, когда тот явился ему. Брахма отказался выполнить такую просьбу и исчез. Так повторялось несколько раз. В конце концов жар, произведенный аскетизмом Кумбхакарны, сделался невыносимым, и всем трем мирам грозило быть уничтоженным им. Чтобы выйти из такого затруднения, Брахма попросил свою жену Сарасвати войти в язык Кумбхакарны и, когда тот опять попросит о даре бессмертия, повернуть его. Как только Сарасвати заняла свое место во рту у Кумбхакарны, Брахма появился перед ним и спросил, чего он желает. Кумбхакарна хотел сказать “вечной жизни”, но непослушным языком выговорил “вечного сна”. “Обещаю”, — немедленно ответил Брахма, и амбициозный гигант был приговорен к вечному сну. Он стал молить о пощаде, и Брахма дал ему позволение время от времени просыпаться.

Когда бушевала битва за Ланку, и Раване сделалось трудно сдерживать напор нападающих, он послал воинство ракшасов разбудить Кумбхакарну, который спал уже в течение девяти месяцев. Демоны отправились в пещеру Кумбхакарны, где нашли его крепко спящим, “одурманенным сном, несусветно громадным, своим зловонным дыханием сметающим все перед собой, смердящим кровью и жиром”. Прежде чем разбудить вечного соню, ракшасы приготовили для него блюдо пилау (плова), на который пошло несколько сотен буйволов и оленей и огромное количество риса. Эта груда еды возвышалась точно гора Меру. А затем демоны стали швырять скалы и деревья в Кумбхакарну, чтобы пробудить его ото сна. Но дыхание Горшкоухого сдувало все эти метательные снаряды. Доведенные до белого каления демоны начали рубить его топорами, но Горшкоухий только глубже погрузился в сон. Тогда они загнали на его огромное тело тысячи слонов, и только это привело к желаемому результату. Горшкоухий наконец зевнул и проснулся, а увидав еду, накинулся на нее. Но приготовленной пищи ему показалось мало, и он горько жаловался, что скаредный брат держит его на голодной диете. Тогда забили еще множество животных и приготовили новую порцию еды. Сейчас Горшкоухий был уже наполовину сыт и ему пообещали, что еще он сможет как следует подкрепиться на самом поле битвы, поскольку на Ланку прибыло множество обезьян и медведей (участвовавших в битве на стороне Рамы).

Перспектива такой обильной и вкусной пищи окончательно прогнала его сон, и он теперь полностью проснулся. С ревом, от которого содрогнулись все три мира, Кумбхакарна помчался на место действия. Сам вид Кумбхакарны устрашил обезьян. Великан сотнями хватал обезьян и медведей и тут же пожирал, набивая рот до отказа. Никакие метательные снаряды не оказывали ни малейшего воздействия на его шкуру. Обезьяны в ужасе стали спасаться бегством, и даже Хануман, самый храбрый из них, остался стоять на безопасном расстоянии. Наконец, сам Рама выступил против него.

После жестокого боя Раме удалось отсечь одну из рук Кумбхакарны, от падения которой также погибло множество обезьян. “Затем волшебным копьем Рама снес и другую его руку, а двумя острейшими дисками отрубил ногу и копьем Индры отсек ему голову и тот рухнул, точно огромная гора, и обрушился в океан. Тогда возрадовались боги и герои”.

Команда ФаиС Москвы из Клуба им. Демченко Нилов – Головченко на этот раз усилена одним из сильнейших технических альпинистов Польши, лауреатом многочисленных наград и автором маршрутов в разных частях мира, Марчином Томашевски.

Команда постарается пройти Восточную стену Жанну, чего пока никому сделать не удавалось.

Предполагаемая нитка маршрута.
Фото из экспедиции Никиты Балабанова и Михаила Фомина на Талунг, 2015

Экспедиция ФаиС Москвы и ЦСКА им. Демченко:
Спонсоры:

АльпИндустрия и 7 Вершин

Спутниковая связь предоставлена компанией Иридиум, а оборудование фирмой Спутниковые Мобильные Технологии