Автор: Дмитрий Козлов, г.Москва

Отчёт о горном туристском походе 2 к.с. по Ц. Кавказу (Сванетия), совершенном группой туристов из Москвы в период 6 - 21 июля 2017 г.

Справочные сведения

Вид туризма горный

Район путешествия Центральный Кавказ (Сванетия)

Категория сложности вторая

Количество участников восемь

Сроки проведения 06 – 21 июля 2017 года

Продолжительность маршрута16 дней

Протяженность маршрута93 км

Маршрут группы

пос. Искари - пер. Бак (1Б, 3137) - пос. Мазери - пер. Гуличала Верхний (3250) – пер. Гульба-1 (связка 1Б, 3320) – ледн.Чалаат - пос. Местиа - пос. Жабеши – ледн. Нагеб - пер. Рокуэлла Кента (1Б, 3525) - пер.Адиши (нк, 3143) - пер. Рододендронов (1А, 2805) – пер. Каретта (1А, 3050) –– пос. Ушгули.

Пройдено категорийных перевалов 6, из них: нк - 1, 1А – 2 перевала,

1Б – 3 перевала, (1 связка)

Максимальная высота 3525 м (пер.Рокуэлла Кента)

Максимальная высота ночевки 3300 м (пер. Гульба - 1)

Маршрут утверждён МКК МГЦТК 28 июня 2017 года (в составе: Зеленцова Е.В., Кодыш В.Э, Зеленцов Д.Ю.)

Состав группы

1ГУ (Терскей-Алатау, 1Б)

медик

Ерошкина Людмила Андреевна

1 ГУ (Зап.Кавказ, 1Б), 2ГУ (Терскей, 1Б(*), не защищался)

завхоз

Иванова Полина Андреевна

ПВД

хронометрист

Малашонок Алина Вячеславовна

1ГУ (Зап.Кавказ, 1А), 1ПУ, 2ПУ

штурман

Пушкин Андрей Владимирович

1ГУ (Тянь-Шань, 1А), пик Учитель (4520м)

снаряженец

Седов Георгий Евгеньевич

3ПУ (Хамар-Дабан), 2ПР (Кольский п-ов, 1А), 1ГУ (Терскей, 1Б)

финансист

Черясов Дмитрий Владимирович

1ГУ (Терскей, 1Б)

реммастер

Общая часть

Характеристика района.

Грузия - очень гостеприимная и популярная для туризма страна. Море, вино, горы, горнолыжные курорты, очень вкусная кухня, доброжелательные люди и богатая история делают Грузию очень привлекательной не только для российских, но и для европейских туристов. Старшие поколения хорошо знают русский, доброжелательны к русскоговорящим и часто твердят, что мы друзья и братья. Молодые поколения, напротив, больше ориентированы на западного туриста, часто русского языка не знают, больший упор делая на английский, а к русскоговорящим относятся нейтрально.

В Грузии можно найти что посмотреть и чем заняться в каждое время года. Да и с финансовой точки зрения Грузия - страна недорогая. Трансфер, еда, связь, аренда жилья и другие услуги несколько дороже, чем в среднеазиатских странах, но, с другой стороны, и уровень предоставления услуг выше, а разнообразие кухни, сувениров и достопримечательностей с богатой историей намного больше. Так, например, во многих хостелах в Местии или Ушгули вам могут быть предложены комфортные номера от 2 до 4-6 человек с отдельным санузлом и непременным wi-fi или кемпинг на территории хостела ужин можно заказать там же в хостеле или в кафе неподалеку.

Транспорт.

В Грузию можно попасть на самолете (аэропорты Тбилиси, Кутаиси, Батуми) или на машине по Военно-Грузинской дороге.

Самые дешевые билеты на самолет обычно бывают на рейс Москва-Тбилиси (рейсы из Москвы сейчас осуществляют Уральские Авиалинии, S7, Аэрофлот и Georgian Airways, при этом, последние - часто дешевле Уральских и s7, и обойдутся примерно в 7 т.р. в один конец). Поезд от Москвы до Владикавказа - примерно в 3700 р., плюс около 1000 р. (47 лари) с человека за трансфер Владикавказ-Тбилиси.

Поезд идет около 36 часов. Конечно, самолет является более быстрым видом транспорта, т.к. экономит более суток в сравнении с поездом. С другой стороны, в поезде нет таких суровых ограничений по весу и типа провоза багажа как в самолете, а еще можно выспаться, зашить бахилы, изучить описания лекарств из аптечки и доделать все то, что не удалось до отъезда. Есть возможность плавно акклиматизироваться к походу с помощью раков и арбузов на территории

России и вина и хачапури после границы. Летящие на самолете участники могут прихватить забытый вами в Москве фонарик или ледоруб.

Основная часть нашей группы добиралась способом поезд-машина (6 человек), отчасти из-за низкой цены, отчасти из-за необходимости перевозки раскладки и калоши (т.к.закупка и пакова проводилась группой в Москве), еще 2 - полетели на самолете.

Далее во Владикавказе мы пересели в машину нашего водителя Гоги [+995599933120] и примерно в 10 утра выдвинулись к границе и далее до Тбилиси. Грузинские автомобильные номера, как нам показалось, облегчают прохождение грузинской границы. Также, с Гоги мы осуществляли обратный трансфер от Тбилиси до Владикавказа и далее до поляны Азау. Дорога на машине от Владикавказа до Тбилиси заняла около 4-5 часов, учитывая, что обе границы мы прошли всего за час и останавливались в пути на обед в кафе уже после границы.

Поездка Владикавказ - Тбилиси запоминается красивыми видами горных массивов и серпантинов, при хорошей погоде - видны Казбек и аккуратно вписавшаяся в пейзаж Гергетская церковь святой Троицы, Крестовского перевала и нарзанов вблизи него, горнолыжного курорта Гудаури, который летом пользуется популярностью у парапланеристов, чей полет по долине поистине завораживает, а также бирюзовыми водами Жинвальского водохранилища.

В Тбилиси Гоги довез нас до железнодорожного вокзала, где и воссоединилась наша группа, так как дальнейший путь Тбилиси-Зугдиди мы преодолевали на поезде.

До Зугдиди (или сразу до Местии) можно добраться из Тбилиси на машине, но это дороже, чем поезд. Также из Тбилиси в Местию летает самолет, но точной информации о том, как часто, какова стоимость билетов и т.д. у нас нет, мы лишь видели, что он летает.

Билеты на поезд брали примерно за месяц на сайте грузинских железных дорог [сайт http://www.railway.ge], который хоть и не привычен с первого раза (например, на плацкарт нельзя выбрать места, они даются автоматически), но особых проблем с покупкой через карточку Сбербанка Visa не доставил.

Отправление поезда на Зугдиди с ЖД вокзала Тбилиси в 21.45, поэтому, даже с учетом переведенных на час вперед часов, у нас оставалось еще примерно 5 часов на прогулку по городу и на покупку еды и воды в поезд.

Рубли на лари меняли у ж/д вокзала, однако стоит отметить, самый выгодный курс для обмена рублей на лари был обнаружен в Тбилиси ближе к центру, в ИнтелЭкспресс на ст.м.Марджанишви ли.

Официально для посадки в поезд достаточно распечатки электронного билета и

загранпаспортов пассажиров (электронный билет может включать до 8 человек), но, увидев огромную толпу с рюкзаками, проводник замахал руками,мол, садитесь быстрее, и посмотрел только распечатку эл.билета.

Стоит сразу сказать, что грузинский плацкарт стоит около 200 р. (8,5 лари) и представляет из себя старый советский плацкарт, только без белья (отсутствие которого почему-то являлось очевидным для проводника и остальных пассажиров, но не для нас) с неоткрывающимися во многих случаях окнами, отсутствием титана с кипятком (купить минеральную воду у проводника тоже не удастся), а туалеты закрыты практически всегда. Есть и другие классы вагонов, например, плацкарт-комфорт, купе и проч., но какие услуги предоставляются в них - мы не знаем.

Поезд идет около 8 часов и прибывает на станцию Зугдиди в 6:05 утра. От Зугдиди до Местии регулярно ходят маршрутки, но, учитывая прибытие в 6 утра, комфортнее (и, возможно, не существенно дороже) заказать себе машину заранее, особенно если ваша группа больше, чем 3-4 человека.

На участке Зугдиди - Местия мы пользовались услугами Сосо Цередиани [+99559956820], который вез нас и на обратном пути Ушгули – Зугдиди, в Мазери в конце 1-го кольца мы также останавливались у него дома.

Документы

Для посещения приграничных районов Сванетии требуется пограничный пропуск. По электронному адресу gbp@mia.gov.ge, указанному в некоторых отчетах, мы дописаться не смогли(он оказался неправильный). Однако еще до похода наш водитель Сосо сообщил, что пропуска можно сделать по приезду в Местию. Поэтому по приезду из Зугдиди в Местию Дима Козлов и Сосо со своей и маршрутной книжкой Игоря, паспортами поехали в отделение погранслужбы и в грузинский аналог нашей МЧС. Мы оставили им номер нашего спутникового телефона и наш грузинский номер. Посещение данных учреждений заняло около 2-х часов, пропуска были выписаны, маршрут в «МЧС» зарегистрирован.

Процесс регистрации простой, начальник погранотряда Местии Генри просмотрел все документы и карты, спросил некоторые детали и выписал пропуск. Дал свой телефон, и попросил, чтобы ему каждый день присылали смс о прохождении маршрута. При этом он сказал, что так оформлять пропуск не положено, надо заранее прислать заявку на посещение погранзоны со всеми документами по емейлу. Правильный адрес: Bpol@mia.gov.ge.

С местной МЧС было еще проще, зашел, записал в журнал наш маршрут, и его сроки. И Сванская страховка готова, нас помнят.

Также у группы была страховка, оформленная в “РЕСО гарантия”.

Проживание, магазины.

Тбилиси - вполне себе европейский город, в котором можно найти все, докупить любые продукты, найти жилье на любой вкус. В Тбилиси много достопримечательностей, и если есть возможность остановиться в этом городе дня на 2-3, то я бы советовал это сделать. После похода очень приятно отдохнуть в серных банях в центре Тбилиси, чего мы, конечно же, не успели сделать.

В Зугдиди мы были только проездом и видели город из окна поезда и машины. На обратном пути перед поездом в Тбилиси нам удалось немного прогуляться до ближайшего рынка и магазина. Город большой, я думаю, что жилье и любые продукты там найти можно .

Местия - ворота Сванетии и популярный туристический узел, поэтому найти приемлемые по цене и комфорту гостиницу или хостел, ресторан или кафе не составляет труда. В случае непредвиденных обстоятельств в Местии можно купить газ, но его запасы тут сильно ограничены, стоимость высока, а качество неизвестно. Так же немного выше, чем в Тбилиси обменный курс, в том числе и потому, что банк в Местии всего один, собственно, банкомат мы видели тоже только там - в ЛибертиБанке. Также в Местии располагается довольно интересный современный историко-краеведческий музей Сванетии и музей М.В.Хергиани, которым стоит уделить особое внимание путешествуя в этих краях.

Техническое описание

Взаимодействие групп.

В феврале 2017 было объявлено о походе, районе, примерной нитке и идеологии маршрута. К апрелю число участников составляло около 20. Огромное желание участников посетить Грузию не позволяло убедить часть из них в том, что они не хотят в поход. Идти в таком большом составе тоже не хотелось. Поэтому Игорь предложил разделить группу, а Диме Козлову руководить второй частью. Все тренировки проводились совместно. Мы решили идти параллельно, по одному и тому же маршруту, в одни и те же даты.

Забрасывались и выбрасывались на маршрут тоже совместно. Но при этом мы имели разные маршрутные книжки, были независимы по топливу, еде, снаряжению, аптечке и т.д. В каждой группе были свои медик, завхоз, штурман, снаряженец, финансист и т.д.

За исключением двух раз группы на маршруте ночевали поблизости, раздельные ночевки были под пер. Бак, так как поднимались разными путями, и в районе пер. Гульба-1(связано с отравлением участницы), в обоих случаях была связь по рации.

В основновном группы двигались раздельно, каждая в своем темпе, за исключением сложных участков, например, при обходе ледника Чалаат с провешиванием перил, пересечения ледника Нагеб со спуском с перевала Рокуэлла Кента. Также совместно осуществляли переправы через р.Квиш и р.Нагеб.

Связь.

У Игоря был взятый в аренду спутниковый телефон Thuraya XT по этим контактам: http://rentsat.ru/. Со слов собственника эта модель дольше держит заряд, стоимость аренды не отличалась от остальных аппаратов Thuraya. Покрытие в нашем районе было хорошее, проблем со связью не наблюдали. Возвратный залог 30000 рублей. Аренда спутника стоила 1000 рублей в неделю. Пользовались сим-картой Thuraya, выданной вместе с аппаратом. Московская симка МТС на нем не работала (хотя могла бы, но телефон не находил сеть). Вся связь обошлась нам в 1200 рублей, вечером присылали смс куратору, сделали несколько коротких звонков. Было с собой 2 аккумулятора, второй вообще не использовали, поскольку не приходилось долго держать телефон включенным, на дневках была обычная мобильная связь.

Для связи с водителем и прочими грузинскими номерами мы купили на ж/д вокзале Тбилиси сим-карту оператора GeoCell. Тарифы этого оператора отличаются выгодными международными звонками. Пакет, включающий около 20 международных минут и 60 минут на грузинские номера, а также 50 смс, нам обошелся в 500 рублей. К сожалению, зона покрытия этого оператора меньше, чем других грузинских операторов. Например, мы не могли поймать сеть на погранзаставе около Мазери, но во всех населенных пунктах связь была.

Для связи внутри и между группами у каждой группы было по две рации, все 4 рации состыкованы.

Снаряжение.

Так как шли в горный район с неустойчивой погодой и достаточно много времени должны были провести на снегу, то снаряжение брали соответствующее. В личном специальном снаряжении: каска, кошки, ледоруб, треккинговые палки, система верх и низ, блокировка, 5 карабинов, 2 репшнура, спусковое устройство. Из одежды обязательны были бахилы или гамаши, непромокаемая одежда (которая при первой реальной проверке промокла). В общественном снаряжении: 2 основных верёвки (по одной на четырех человек) диаметром 10 мм и длиной 50 м, расходная стропа, две петли по 1,5 м и две по 2,5 м, 3 жумара, 2 ледобура, лавлист. Палатки взяли с достаточной ветро- и дожде-устойчивостью, которые удалось проверить во время сильной грозы на леднике Нагеб.

Для экономии бюджета и веса готовили на бензине Калоша (Нефрас БР2), которую закупили и расфасовали в Москве. Использовали две мультитопливные горелки – Primus Omnifuel и Следопыт PF-GSP-M01 «Огонь Прометея». Для готовки использовали одну кастрюлю с радиатором на 2,5 литра и клаву на 7 литров. Кастрюлька нормально вставала только на Следопыт. Кипятили воду в кастрюльке, переливали в клаву, повторяли, и заклавливали, пока клавилось, делали чай. Нормы расхода топлива заложили 60гр в день на человека. В итоге на максимальную продолжительность похода 16 дней взяли 11 л бензина. Ещё один литр бензина на всякий случай кинули в заброску. В итоге расход оказался заметно меньше, в районе 40-45 гр, в том числе и из за того, что не всегда делали вторую кастрюлю чая.

Помимо двух горелок брали в качестве запасной еще один Primus Omnifuel и запасной топливный баллон с бензонасосом.

Раскладка.

На основании опыта предыдущих горных походов формировалась так называемая “плавающая” раскладка, учитывающая количество перевалов, время и сложность их прохождения, наличие источников воды, суточный температурный режим горного района, а также общее времени нахождения группы на маршруте. Поэтому при общей взятой за основу норме в 600 г/чел в сутки, основной рацион (без учета карманного питания) фактически составлял от 500 до 560 г/чел в сутки в зависимости части маршрута и его сложности (акклиматизация, основная часть, штурм). Аналогично учитывалась калорийность рациона и распределение Б/Ж/У: на штурмовые дни в рацион закладывалось больше легкоусвояемых углеводов для поддержания работоспособности в течение дня, в более простые последующие дни - включались более высококалорийные и более сложно усваиваемые продукты.

Карманное питание было определено порядка 100 г/чел в сутки и формировалось каждым участником самостоятельно. Данный подход представляется более приемлемым даже для новичковых подходов 2 к.с., так как позволяет участникам добавить в кармпит любимые лакомства (батончики мюсли, конфеты, вяленое мясо или др.) и скорректировать величину (вес) кармпита “под себя”.

Безусловно, наивкуснейшая грузинская кухня в Местии, Мазери и Ушгули внесла в рацион группы свои коррективы :)

Коллективная закупка и паковка продуктов полностью осуществлялась в Москве. Заранее был сформирован список закупаемых продуктов, выставлены пометки по весу и номерам колец, поэтому на закупку и паковку у группы ушло порядка 11 часов. Там же по людям были распределены продукты и калоша для транспортировки до Грузии (2 человека добирались до Тбилиси на самолете - им было выданы менее устойчивые к высоким температурам продукты - сыры, корейки и проч., основную часть продуктов везли поездом), дополнительно в поезде было принято решение вложить в сумки с забросками пакеты с уже распределенными по людям продуктами, что позволило сэкономить большое количество времени, когда мы забирали и распределяли заброски в Мазери и Местии (в Местии перед 3 кольцом потребовалась незначительная корректировка веса продуктов из-за схода одного из участников с маршрута и планируемых изменений маршрута, но все равно ранее сформированные пакеты и тут упростили задачу).

Теоретический вес на маршруте распределялся из расчета 1,2 - на мальчика, 0,8 - на девочку и составлял примерно: 1 кольцо (~3 дня) М - 2,6 кг, Ж

- 1,9 кг 2 кольцо (~4 дня) М - 2,9 кг, Ж - 2 кг 3 кольцо (~8 дней) М - 6,2 кг, Ж - 4,2 кг.

Вес Калоши был учтен в раскладке, но также корректировался (см.ниже). Пройденный нами маршрут почти всегда позволял делать горячие обеды, однако в некоторых местах могут быть целесообразны перекусы, в т.ч. из-за проблем с наличием воды.

Мясной рацион похода состоял в основном из сушеного мяса 4 видов (говядина, свинина, индейка, кролик), приготовленного заранее участниками группы в сушильном шкафу. Дополнительно в заброску было закинуто несколько банок тушенки и рыбных консервов - для разнообразия, но так, чтоб не тащить банки по горам. Из выводов можно сказать, что лучше всего на вкус и по текстуре - говядина, хуже всего переживает сушку индейка, волокна которой сильно разрушаются, да и вкус едва уловим. Сушеное мясо существенно проигрывает вываренному в сале (ака пеммикан) по вкусу и запасу жиров/калорий, но позволяет сэкономить на весе и быть уверенным, что оно не испортится на жаре (в отличие от пеммикана, который иногда непредсказуем :)). Сушеное мясо в горах готовится существенно быстрее, чем сублимированное, однако у сублимяса более выражен вкус. Так что тут на вкус и цвет.

Традиционным успехом группы пользовались лимёд и набор различных специй. Сахар “в чай” рассчитывался по кубикам и сугубо исходя из количества его потребителей и пожеланий этих потребителей (это еще не личный сахар, но уже не и стандартный групповой). Неплохо вели себя черные сухари (дарницкие и бородинские), криспы закладывались меньше из-за низкой калорийности, да и приедаются как-то быстро. Неожиданно плохо себя показали круглые плотные “голландские” вафли (есть у Яшкино или “Веселая коровка”): на высоте при низких температурах они стали фактически неразгрызаемыми.

Дополнительно в раскладку были включены спортивные изотоники, которые хорошо поддерживают водно-солевой баланс (однако при покупке спортивных изотоников нужно отслеживать наличие в нем L-карнитина, который стимулирует сжигание жира и может негативно влиять на самочувствие участников в походе).

Раскладка “сошлась” с минимальным остатком, за исключением Калоши. Причины видятся в следующем: изначально планировалось большее количество ночевок на высотах, где могло быть нужно топить снег (по факту такая ночевка была всего одна - на седле перевала Гульба-1), также группа экономила время и топливо при готовке разогревая воду в кастрюле и лишь потом заливая в клаву (см.раздел “Снаряжение”), к тому же, как уже было сказано, не всегда готовилась вторая кастрюля чая.

В целом, при составлении раскладки для 2 к.с. по Сванетии нужно обязательно учитывать, что Сванетия - довольно жаркий район, требующий на небольших высотах обязательной сиесты, поэтому советуем выбирать более устойчивые к высоким температурам продукты и внимательно подходить к расчету обеденных Б/Ж/У и калорийности для максимально комфортного усвоения пищи и, как следствие, оптимального самочувствия группы.

Картографический материал и GPS.

В походе использовался навигатор Garmin Dakota 20. В устройство была загружена карта генштаб 500м, спутниковые снимки bing. Батарейки для прибора взяли литиевые – Energizer.

В дополнение к навигатору, в походе использовались бумажные заламинированные карты масштаба 1:50 000 и 1:100 000, взятые с nakarte.me

Запланированный маршрут:

пос. Искари - пер. Бак (1Б, 3137) - пос. Мазери - пер. Гуличала Верхний (3250) – пер. Гульба-1 (связка 1Б, 3300) – ледник Чалаат - пос. Местиа - пос. Жабеши - ледн. Нагеб - пер. Рокуэлла Кента (1Б, 3500) - пер. Адиши (1А, 3200) - пер. Рододендронов (1А, 3050) - пер. Южно-Халдейский (1Б, 3450) – оз. Нуам-Куам – пер. Вахушти-3 (1А, 3300) – траверс горы Чубедиши – пер. Загар (н/к) – пос. Ушгули.

Запасные варианты:

В случае затруднений при прохождении перевала Бак (1Б), идем через Бак (1А) (между г. Дециль и г. Симзагар) в Мазери. Также этот путь можно использовать в случае задержки на 1-2 дня в самом начале маршрута.

В случае отставания от план-графика пер. Южно-Халдейский (1Б, 3450) можно заменить на пер. Каретта (1А, 3050) с дальнейшим продолжением по план- графику или спуском в пос. Ушгули.

Пройденный маршрут:

пос. Искари - пер. Бак (1Б, 3137) - пос. Мазери – пер.Гуличала Верхний (3280) – пер. Гульба-1 (связка 1Б, 3320) – ледник Чалаат - пос. Местиа - пос. Жабеши – ледн. Нагеб - пер. Рокуэлла Кента (1Б, 3525) - пер. Адиши (нк, 3140) - пер. Рододендронов (1А, 2805) – пер. Каретта (1А, 3050) –– пос. Ушгули.

Запасной вариант через пер. Каретта(1А, 3050) был пройден из-за отставания от графика в связи с погодными условиями и необходимости организации навесных переправ через реки Квиш и Нагеб.

План график похода:

Дмитрий Козлов, г.Москва

Участки маршрута

L км.

Hmax м

Hноч м

h

пос. Челири - подъем к перевалу Бак (1Б)

2065

+450

Прибытие в Зугдиди, переезд в Местию, оформление погранпропусков, регистрация в МЧС, развоз забросок, подъем по проселочной дороге

подъем к пер. Бак, отсидка под дождем

+645

-200

подъем и траверс травянистых и осыпных склонов

пер. Бак, спуск к реке Квиш

+640

-850

подъем по осыпным и снежным склонам, спуск по закрытому леднику в кошках, далее по рододендронам, 2 простых брода

переправа через р. Квиш, р.Долра, спуск в Мазери

+180

-960

навесная переправа, переправа на лошадях, движение по тропе

заброска, перепаковка, подъем по р. Гуличала

6,3

9,6

1950

-510

движение по тропе и по дороге

разбор заброски, переезд в Жабеши,

переход за селение

1,3

+100

движение по дороге

подъем по каньону реки Цаннер, переправа через р.

Нагеб

+560

-140

движение по тропе, лестнице, строительство моста

подъем по реке Нагеб на ледник Нагеб

3,5

+870

-10

движение по заросшему лесу,

осыпям, открытому леднику без кошек

переход через пер. Рокуэлла Кента

4,2

+580

-670

закрытый ледник, в связках и

кошках, спуск по снежно осыпному склону

переход через пер. Адиши, переход через

ледник Лардаад

7,3

+410

-955

подъем по снежно-осыпному, спуск по травянтстому склону, переход ледника в кошках

пер. Рододендронов, переход через ледник Зарешо - Халде

4,3

+525

-320

передвижение по рододендронистым и травяным склонам, участок конгломератного

склона

пер. Каретта спуск в

Ушгули

+670

-1120

движение по травянистым склонам и дороге

переезд в Зугдиди

Итого

93,5

+6890

Понятия «правый», «левый» используются орографически, если не указано иное. Высоты перевалов, мест ночевок, мест обедов приводятся по GPS. Ссылки на путевые точки, снятые с помощью GPS, приведены в квадратных скобках, список точек в конце отчета. Ссылки на отчеты приведены в фигурных скобках, список отчетов – в конце отчета.

Перевал Бак

Категория трудности1Б

Высота 3138 м

Характер снежно- осыпной

Ориентация юг-север

Номер в классификаторе 1.4.9

Координаты по GPSN 43°06.349' E 042°30.907'

Расположен в хребте Цалгмыл (Долра) (южный отрог ГКХ), ведет из долины Ингури, из общины Искари, в долину реки Квиш.

Прохождение 6-8 июля 2017 года. Описание дается от Искари до села Мазери. С перевала снята записка т/к Горизонт г. Запорожье, Украина, руководитель Дубок А.П. 08.08.2016 Маршрутная книжка №36/16.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки

Погода во время прохождения: 6-го июля - солнечно, утро 7-го - туман, после завтрака начался дождь, временами сильный, шел до вечера, 8-го утром - заморозок, ясно, по мере прогревания начало протягивать облака в направлении перевала Бак, временами видимость терялась. На спуске погода ясная, теплая.

06.07.2017

Машина завезла нас (вместе с группой Пугаченко И.С.) вверх по дороге до начала поселка Челири (насколько смогла). Выгрузились в 17:00 около единственной в поселке сванской башни в компанию симпатичной свиньи с поросятами[01-Start]. Местность обильно удобрена, поэтому выгружать вещи приходилось очень внимательно и аккуратно. Достали из ножен трекинговые палки и вяло потащили по жаре рюкзаки вдоль речки Кыдрыла в гору. Светило горячее сванское солнце, мы обливались потом, но потихоньку затаскивали наши рюкзаки в направлении ночевки (фото 1_1). Дорога вполне нормальная для пешеходов и разного рогатого скота, правда в случае дождей она станет скользкой и противной. Периодически нас обгоняет сванская бабушка с палочкой, идущая на вечерний сбор скотины. Через полтора часа мы подошли к повороту дороги на перевал Бак(1А), и после небольшой разведки в 19:10 поставили лагерь около коша на чистом пастбище (фото 1_2)[01-MN]. Рядом, около тропы, из горы торчала труба с хорошей водой, которую мы и назначили нашим водопроводом.

07.07.2017

Подъем дежурных в 5:30, облачность, видимость отсутствует. В 7:55 вышли, и начали набирать высоту по склону г. Симзагар. Группа Игоря вышла на 15 мин раньше и растворилась в тумане. Вскоре пошел легкий дождь, первое время он иногда прекращался, потом шел постоянно. Через 250м набора натыкаемся на хорошую тропу, идущую траверсом склона в нужном направлении, и хотя нам набирать еще 350 метров до нужной высоты, проверяем тропу. Через 400 метров, около отрога горы, который нам надо пересечь выше, она закончилась, и мы продолжили подъем по отрогу (фото 1_3). Временами появляется тропа, но слабая, периодически снова исчезает. В 9:50 дошли до зоны выполаживания склона и подсекли тропу, протоптанную группой Игоря. Когда туман немного рассеялся, увидели и саму группу, но вскоре она снова растворилась в тумане. Где-то недалеко от нас гремела гроза, но мы этого не видели, только слышали. Дождь временами усиливался, иногда побивая нас градом. От отрога мы пошли траверсом склона, переходя редкие снежники. Облачность немного поднялась, видимость стала нормальной, но на дожде это никак не сказалось. Дальше нам надо было спуститься к слиянию 3х истоков реки Кынь, один из которых стекал из-под нашего перевала. Спуск хоть и не крутой, но очень неприятный, смесь слежавшейся средней и крупной осыпи, местами покрытой лишайником и отягощенной рододендронами, и все это под дождем и градом. В 13:00 вышли к левому нижнему притоку Кыни, поставили тент и пообедали[02-Obed]. После (да и в процессе) обеда вся группа, к этому времени сильно вымокшая, уже активно дрожала, поэтому решили дальше на снежники не идти, а переждать непогоду, благо были нормальные места под палатки. Заодно выяснилось, что у одного из участников сильно промок спальник.

08.07.2017

Так как вчера план не был выполнен, то подъем дежурных был в 5:00, было решено делать “быстрый” завтрак. Утро встретило всех ясным небом и всепокрывающей хрустящей корочкой льда. После продолжительных отряхиваний тента и палаток от льда, в 8:05 группа все же вышла. В это время погода еще ясная, хотя облака из долин, нагреваясь на солнце, начинают бодро подниматься вверх по склонам. Наш путь вдоль реки хорошо виден и хорошо согласуется с описанием (Нагорный). Перешли пару притоков Кыни, и нас наконец догнали облака, поднимающиеся из долины Ингури, что впрочем нам не сильно мешало(фото 1_4, 1_5). Спустя пару полочек поднялись к последним перед перевалом сухим ночевкам, мест много, хватит на большую группу (фото 1_6)[02-Rovnaya-ploschadka-1,2]. Если перейти на левый берег реки, то есть еще стояночные места у живописного озера над высоким обрывом. В 9:25 поднялись в верхнюю долину, идущую к перевалу(фото 1_7). Вся долина покрыта снегом, из которого иногда торчат каменные островки, на которых мы делали привалы(фото 1_8 - 1_10). Видимость была по прежнему переменной, но подход под перевал был очень пологий и очевидный. В 12:30 поднялись на седловину перевала Бак 3138 м(фото 1_11, 1_12)[03-Bak-pass], сняли записку группы т/к Горизонт и съели шоколадку. С другой стороны перевала погода была значительно лучше, видимость хорошая, долины Квиша и Долры освещены солнцем. По описаниям и визуально ледник закрытый, без признаков трещин, вниз спускались в кошках (не обязательно), без связок(фото 1_13 - 1_16). За час спустились к нижнему озеру, высота 2880, где и пообедали, греясь на солнце(фото 1_17, 1_18)[03-Obed]. Вышли с обеда в 14:40. Через 25 мин снег закончился, кошки сняли(фото 1_20). Некоторое время шли по голым моренным валам по правому борту ручья, встретили неплохое место для лагеря[03- Rovnaya-ploschadka], потом, примерно с 2500м, моренные валы покрылись цветущими рододендронами (фото 1_21). Было очень красиво, пока уклон резко не увеличился. После этого было уже не до красот. По совету из отчета Дубка(номер) спуск к Квишу полутраверсом вправо через заросли не рекомендован. Хороший спуск в долину Квиша просматривается по левому берегу ручья: равномерный сброс по луговым травам, не круче 25 градусов. Но перейти ручей было уже сложно, это был довольно мощный крутопадающий поток. Поэтому мы просто пошли вниз в надежде найти нормальный вариант спуска. Немного проломившись по рододендронам, вышли на пересохшее дождевое русло. Русло прямое, уклон 30-35 градусов, из-за этого довольно камнеопасное. По руслу вышли на бараний лоб, с которого ручей (когда был) падал водопадом. Бараний лоб обошли слева, методом рододендюльфера, хватаясь за кусты, иногда почти повисая на них. Нижнюю часть русла проходили по очереди, из-за сильной камнеопасности (фото 1_22, 1_23). В итоге спуск по рододендронам занял около часа. Внизу спокойно перешли два ручья, и поставили лагерь в 18:30[03-MN]. Осмотр снизу показал наличие нормального спуска без рододендронов, но сверху он не очевиден. Довольно долго ждали группу Игоря, начали беспокоиться, потому что с ними давно не было связи, как выяснилось, у нас перестала принимать рация. Они нас слышали, а мы их нет. Но вскоре мы увидели, как они сползают по соседнему с нашим кулуару. После небольшой разведки река Квиш была признана не бродибельной, и мы решили перенести брод на раннее утро перед завтраком.

09.07.2017

Подъем в 5:00 не получился. Бывает, встали в 6, группа Игоря спит, разбудили. Рододендроны нас вчера победили, и, как позже выяснится, это не последняя их победа над нами. Быстро собрались, и в 7 вышли, дошли до Квиша, речка не радует, вода спала не сильно, и брод по-прежнему опасен. Побегали вдоль реки, нашли место, где река разбивается на 3 рукава [04-Brod], и примерно в 8 утра Игорь и Саша, страхуемые 2-мя веревками и 4-мя людьми, смогли перейти реку. На другом берегу встретили 3-х пастухов, они сказали, что на лошадях не смогут нас перевезти через реку, слишком сильная вода. Один из них съездил выше по течению, посмотреть, есть ли снежный мост через Квиш, но моста не было. На 2-х больших валунах сделали переправу карабин-карабин (консультировались по спутнику) [04-Brod-kvish], что заняло довольно много времени(фото 1_24, 1_25). Пока разведывали и вешали переправу, остальные сделали завтрак. Начали переправляться примерно в 9, и при активном участии пастухов, развлекались этим до 12. Первыми переправили Гошу и Алину, и они пошли на поиски снежного моста через Долру. Сам мост был виден сверху, во время спуска, но полностью не просматривался. Разведка доложила, что мост есть, но он упирается в отвесный борт каньона и без веревок и скалолазной техники непроходим. В 13:30 вышли в сторону Долры. Вдоль Квиша идет тропа, однако не подходит к месту брода, хотя до него от тропы недалеко[04- Brod-dolra]. Тут нам помогли пастухи: они переправили нас на лошадях через реку. Пока нас перевозили, подъехали два пограничника на лошадях и включились в общее переправное веселье, после которого проверили наши погранпропуска(фото 1_26). Таким образом, мы довольно быстро оказались на нужном нам берегу. В сторону Мазери вышли в 14:10. Вдоль Долры, до погранпоста, идет хорошо набитая тропа, траверсирующая крутой склон каньона реки(фото 1_27). В 16:20 пришли на погранзаставу, так как по всем отчетам там долго проверяют документы, решили совместить проверку с обедом[04-Pogran- (obed)]. Но после небольшой беседы и произнесении волшебного слова “Генри” (начальник погранотряда Местии), они не стали смотреть наши пропуска, хотя и позвонили при этом самому Генри. Мы поговорили с Генри, сказали, что у нас все хорошо, все по плану. Он сказал, что нам надо было с ним заранее связаться, и тогда пограничники помогли бы нам с бродом, а так, нам просто повезло, что были и пастухи, и пограничники. Пока готовился обед руководитель сбегал посмотреть Ушбинский водопад (фото 1_28). В 18:35 вышли с погранзаставы и перешли Долру по мосту (фото 1_29) [04-Most_dolra_pgran]. После моста тропа стала шире, часто попадается маркировка - по ней туристы ходят на Ушбинский водопад. После выхода реки из ущелья, тропа превращается сначала в лесовозную дорогу, а вскоре и в просто автомобильную. В лесу было много комаров, которые не давали засиживаться на привалах. Как только дорога вышла на плоскую часть долины Долры, стали появляться следы человеческого присутствия: отдельные домики, кафешка, объявления об экскурсиях. Почти сразу за кафешкой перешли на левый берег Долры по автомобильному мосту[04- Most-dolra]. За мостом находится очень большой парковый лес, с прекрасными стоянками, недалеко развалины пансионата. К Сосо мы пришли уже в темноте, 21:30, его дом оказался на дальнем от нас(по ходу движения) краю Мазери[04- MN]. Нас свозили в магазин, который открыли ради нас, но там кроме круп, консервов и мороженого почти ничего не было.

Расчет ходового времени:

Подъем от Челири до верхних ночевок под перевалом Бак 5 ч. 40 мин. Подъем на перевал от ночевок 2 ч.

Спуск до нижнего озера 50 мин.

Спуск в долину реки Квиш 3 ч. 20 мин.

Переход до погранзаставы на Долре (без времени бродов) 2 ч. 30 мин Переход от погранзаставы до Мазери 2 ч. 40 мин.

Итого: 17 часов

Выводы, рекомендации:

Достаточно простой перевал, удобный для перехода в долину реки Квиш, и начальной акклиматизации. Из сложностей нужно отметить малое количество описаний по его прохождению, а тропы, отмеченные на картах генштаба, давно не существуют. Поэтому почти все группы (по отчетам) имели различные проблемы при подходе к нему со стороны Искари. Вариант, которым воспользовались мы, позволяет избежать самых крутых траверсов и сложно проходимых зарослей. Также серьезную проблему представляет брод реки Квиш, река полноводная, выраженной зоны разбоев не имеет. Нам пришлось рано утром переправлять двух сильных мужиков и делать навесную переправу.

Перевал Гуличала Верхний + перевал Гульба-1 (1Б, 3320)

Категория трудности 1Б

Высота 3320 м

Характер снежно-ледово-осыпной

Ориентация запад – восток (пер. Гуличала) север-юг (пер. Гульба-1)

Номер в классификаторе (для пер. Гульба - 1)2.3.3

Координаты по GPS N 43°05.857' E 042°40.782' N 43°06.000' E 042°41.038'

Расположены в Гульском отроге (южном отроге г. Ушба). Связка перевалов позволяет пройти от села Мазери (р. Гуличала) на ледник Чалаат (р. Местиачала).

Прохождение: 10-12 июля 2017 года. Описание даётся от села Мазери до Местии. С перевала Гуличала Верхний снята записка группы туристов г. Киев, семья Котляров, 4 ч., от 23 августа 2016 г. С перевала Гуль-1 сняли записку Игоря Пугаченко, от 11 июля 2017 г.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, веревки для связок и перил.

Погода во время прохождения: 10 июля – днем солнечно, очень жарко, 11 июля - весь день ясно, небольшая облачность, 12 июля - ясно.

10.07.2017

После завершения первого кольца объявлена полудневка, разбирали заброску, приводили себя в порядок, отъедались домашней кухней гостеприимных хозяев(фото 2_1). В обед пришла группа Лены Козачек, они как раз спустились с перевалов, на которые мы пойдем. Пообщались с ней, выяснили, что глобальных проблем при прохождении ледника Чалаат нет, уточнили координаты лестницы на пробку в каньоне Цаннера и наличие мостика через Нагеб. Так как Грузия в этот день проявляла себя с самой солнечной стороны, то мы долго пытались переждать жару, но в итоге этого не удалось сделать, и в 16:50 группы выползли в сторону перевала Гуличала Верхний. Немного прошли по поселку, затем свернули влево к Багвданари [05-Povorot]. Пройдя Багвданари, спускаемся к реке Гуличала и переходим ее по мосту [05- Most-gulichala]. По левому берегу идет грунтовая дорога вдоль реки, в 50 м за дорогой лежит еще одно русло с рекой Хелдра, берущей начало под перевалом Гуличала Нижний. Поднимаемся по пыльной дороге, встречая многочисленные следы пребывания скота и сам скот. По дороге нам предложили подбросить нас на лошадях, но такой метод передвижения в маршрутке не был записан, и мы пошли дальше жариться пешком. Проходим развалины деревни Гули[05- Razvaliny-guli](фото 2_2), немного выше видна старая церковь(фото 2_3), перед ней дорога заканчивается, и начинается хорошая тропа, она обходит церковь справа по ходу движения. За церковью тропа начинает забирать круто вверх, сначала идет вдоль соснового леса, а потом по лугам траверсирует крутой склон высоко над рекой. Здесь с тропы открывается прекрасный вид на Ушбу(фото 2_4), перевал Мазери, и верховья долины до ледника Гуль. Вскоре тропа спускается к кошам[05-Koshi](фото 2_5). В кошах тропа разветвляется на несколько, хоть и есть указатель, но тропу можно перепутать и немного уйти не в том направлении. За кошами, на отроге между двумя левыми притоками Гуличалы, нашли места под палатки[05-MN], воду брали из притока, до родника было идти далеко. Лагерь поставили в сумерках в 20:40.

11.07.2017

Подъем в 6:00, ясно, из-за росы очень мокро, внизу долины клубится туман. Вышли в 8:00. Через 50 мин подошли к роднику, набрали воды[06- Rodnik]. Тропа по-прежнему хорошая. Ближе к снежникам начали попадаться коровы, видимо они паслись в поисках ледяной свежести. Привалились около загорающего скота, где нас догнала группа Игоря, и дальше мы пошли вместе. На подходах к снежникам тропа сильно ветвится, благодаря тем же коровам, но можно идти и без нее - вокруг расстилается аккуратно подстриженный газон. Под перевальный взлет группа шла траверсируя по снежнику левый борт перевального цирка. Более оптимальным кажется держаться ближе к руслу левого истока Гуличалы, подняться на небольшой моренный вал, и по нему подойти под перевал. Там же и были обнаружены следы группы Лены Козачек, спустившейся с перевала, днем раньше. Под перевалом нашлась ровная, мелкокаменистая площадка, рядом с которой тек небольшой ручей[06- Obed](фото 2_6). В 12:45 встали тут на обед. Обед получился длинным, с легким досыпом. В сторону перевала вышли 14:45. На жаре к этому времени снег сильно раскис, и, несмотря на наличие протоптанной группой Лены тропы, ноги периодически глубоко проваливались. Верхний участок подъема по мелкой осыпи никаких трудностей не представляет. Основная часть группы была на перевале через 30 мин. [06-Gulichala-pass]. С перевала открывается прекрасный вид на Сванский хребет, гору Тетнульд и ледник Нагеб, по которому нам предстоит впоследствии идти(фото 2_8). При подъеме у одной из участниц возникли проблемы со здоровьем. По симптомам - горняжка: слабость, тошнота. Занесли рюкзак, без него она смогла подняться на седло самостоятельно. Дали диакарб и аспаркам. Пока ждали улучшения, на перевал зашла группа Игоря, и через некоторое время выдвинулась на траверс к перевалу Гульба-1(фото 2_7). Вскоре туда последовала и наша группа. Однако участница (Алина М.) не смогла начать движение из-за слабости и тошноты. Предыдущие лекарства были успешно вытошнены, сделали укол церукала. Так как двигаться она дальше по- прежнему не могла, а на седле было недостаточно места, чтоб разместить всю группу, то решили что основная группа переночует на перевале Гульба-1[06- MN-(Gulba-1)](фото 2_10), а она и Георгий С. переночуют на седле перевала Гуличала Верхний, и утром по ее состоянию будет принято решение о продолжении ею маршрута. Выделили им горелку, кастрюлю, еду и немного лекарств. Установили время для периодической связи. Ночью было тихо и ясно, под утро небольшой заморозок.

12.07.2017

Утром, пока готовился завтрак, выяснили состояние Алины, ей стало лучше, но продолжать 2-е кольцо она отказалась и решила вместе с Гошей спускаться в Местию. Проверили наличие у них необходимого снаряжения, продуктов, и в 9:00 остальная часть группы 2-мя связками по 3 человека пошла по следам группы Игоря на спуск с перевала(фото 2_11, 2_12). В самом начале, при спуске с седла, нужно быть внимательным: при переходе с камней на ледник есть небольшой рантклюфт, засыпанный снегом. Сам же ледник закрыт толстым слоем плотного снега, идти очень легко. Сначала шли по центральной части, потом вдоль правого борта долины. За 2 ходки спустились до ледника Чалаат. При спуске на ледник есть зона бараньих лбов, которую обычно обходят слева, но из-за большого количества снега мы спустились c ее правой части(фото 2_13). Продолжаем движение под правым бортом долины(фото 2_14). На леднике есть неширокие трещины, которые мы аккуратно обходим, или прыгаем в узкой части(фот 2_16). Перед выходом на зачехленную часть, трещин становится много, но все они забиты снежными пробками. Напротив нижнего Чалаатского ледопада видим людей - это группа Игоря готовит обед(фото 2_17). Перед зачехленной частью снимаем кошки, и движемся к месту обеда группы Игоря. За несколько метров до места обеда, Дима Ч. поскользнулся и вывихнул средний сустав указательного пальца правой руки. После консультации с Москвой по спутниковому телефону: обезболили кеторолом перорально, и в целях иммобилизации прибинтовали указательный палец к среднему, насколько смогли, разгрузили(фото 2_18). На обед встали в 12:50 [07-Obed]. Во время обеда провели небольшую разведку пути в обход ледника. Вышли с обеда в 14:20. Ледник продолжили обходить траверсом правого борта. Характер склона мерзкий, местами сыпучий, идем медленно(фото 2_19 - 2_22). Зону бараньих лбов обходим по верху(фото 2_24). Вскоре после начала пологой, зачехленной нижней части ледника находим удобный кулуар для спуска на ледник[07- Verevka]. Кулуар между бараньими лбами, довольно крутой и скользкий, поэтому вешаем перила, кто хочет, идет с гимнастической страховкой, кто хочет, на спусковом(фото 2_23). Травмированного Диму спускали с верхней страховкой. Ранклюфт под кулуаром засыпан разнокалиберным щебнем, и проблем не представляет. Некоторую сложность для многих участников представлял участок некрутого спуска по твердому льду, покрытому мелкими камнями(фото 2_25). Из за камней кошки не вбивались в лед, а камни по нему скользили. Диме Ч. помогли спустить рюкзак до начала туристической тропы от ледника к мосту через Местиачалу. Весь процесс спуска занял много времени, поэтому лагерь поставили на первой же нормальной поляне недалеко от ледника в 19:00[07-MN]. В лагере сильно дует, с ледника скатывается холодный воздух и создает излишне зябкую атмосферу вне палаток.

13.07.2017

После напряженного вчерашнего дня, подъем сделали немного позже, в 6:30. Погода снова ясная, над ледником клубятся облака, но вскоре и они рассеиваются. Вышли в 9:30. Тропа к мосту через Местиачалу хорошо набита и промаркирована(фото 2_26). Стоянки есть только в самом начале, до входа тропы в лес, и в самом низу, недалеко от моста, но у моста стоянка маленькая и некомфортная. К реке спустились в 11, по дороге встретили множество туристов из Местии, идущих посмотреть на ледник. В районе моста[08-Most-mestichala] большая суета, много тяжелой техники: идет строительство ГЭС. На дороге находится пограничный пост, пропуска проверили. До Местии 7,5 км по жаркой пыльной дороге, которые мы осилили за 2 часа. В городе взяли такси, и отвезли Диму Ч. в больницу, где ему успешно вправили палец. Все бумаги в больнице оформляют только на грузинском языке, и для получения страховки их потом необходимо перевести и заверить у нотариуса. Вторую половину дня потратили на культурную программу, сходили в музей М.В.Хергиани, историко- краеведческий музей и залезли на сванскую башню(фото 2_27 - 2_30). Днем в кемпинг пришли Алина с Гошей, они спустились с перевала Гуличала Верхний в Местию через озера Корульди.

Спуск с пер. Гуличала Верх. в Местию

Описание Георгия Седова и Алины Малашонок спуска с пер. Гуличала Верх. в Местию через озера Корульди.

12.07.2017

Километраж: 6 км Перепад высот: -920 м Ходовое время: ~ 6 ч

Седловина перевала Гуличала Верхний (3280 м) пологая, но небольшая. Хребет с обеих сторон от него скальный. После небольшой подготовки места удалось установить двухместную палатку(фото 2_31). С ЮВ стороны к седловине примыкает снежник, снег из которого топился для готовки. С перевала открывается отличный вид на г.Ушба.

Спуск с перевала в сторону Корульдинских озёр начали в 9:00. Погода благоприятная: переменная облачность. Спускаемся с небольшого снежника на седловине, далее идём траверсом по мелкой осыпи, азимут 80°(фото 2_33). Пересекаем исток р.Пушкуэри, набираем воду. Пересекаем ещё два снежника, и начинаем спуск. Впереди хоть и невысокий, но довольно крутой скальный участок. Поэтому мы поворачиваем на СВ, набираем немного высоты, и находим удобное место для спуска. Дальше спускаемся по мелкой живой осыпи, быстро сбрасывая высоту, до выполаживания(фото 2_34). На склонах начинают появляться трава и цветы. На высоте 2900 м начинаем идти травесом до гребня, по которому по тропе спускаемся до озёр Корульди(фото 2_36). Это довольно популярное среди туристов место. Высота 2718 м. От озёр вниз, в Местию, ведёт грунтовая дорога, по которой мы начинаем спуск(фото 2_37). На высоте 2300 м отходим от основной дороги и встаём на ночёвку на пологой вершине г.Цхакзагар (2358 м). Время 16:50. Достаточно чистую воду нашли в истоке ручья, в 150 м к СВ от вершины. С места ночёвки видно пер. Гуличала Верхний и г. Ушба(фото 2_38).

13.07.2017

Километраж: 9,5 км Перепад высот: -860 м Ходовое время: ~ 3 ч

Выходим в 11:00 обратно на грунтовку и продолжаем спуск. Проходим смотровую площадку на высоте 2150 м. Входим в зону леса. Дорога начинает идти серпантином, делая довольно большие петли. Где-то в этом месте от грунтовки вниз ведёт более короткая тропа, но мы не знали о ней и шли более длинным путём. В 14:30 пришли в гостевой дом в Местии и встретились с группой. Карта с траекторией спуска (фото 2_39)

Переход от Мазери до моста через реку Гуличала - 45 минут

Переход до Местии - 2 ч

Итого: 17 ч 30 мин

Выводы, рекомендации:

Связка перевалов является логичным, быстрым и относительно простым путем от села Мазери на ледник Чалаат с красивыми ледопадами, откуда можно спуститься в Местию. При этом это не самая простая 1Б, в основном из-за прохождения участка Чалаатского ледника, обхода его разломов и трещин и обхода нижней части ледника. Сложность может сильно варьироваться от количества снега. Связка регулярно ходится и существует множество отчетов по ней, но состояние ледника каждый год сильно меняется.

Перевал Рокуэлла Кента

Категория трудности 1Б

Высота 3525 м

Характер ледово - снежно - осыпной

Ориентация юг-север

Номер в классификаторе3.7.3

Координаты по GPS N 43°01.590' E 042°57.372'

Расположен Хребет Лакчхилда (Угвир) (западный отрог ГКХ), ведет с ледника Нагеб в долину реки Адишчала.

Прохождение 14-17 июля 2017 года.

Описание дается от пос. Жабеши цирка перевалов Рокуэлла Кента, Адиши и Тюмбашар.

С перевала снята записка Горного клуба МГУ, г. Москва, руководитель Пугаченко И.С.. 17.07.2017 Маршрутная книжка №11/3-202.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, веревки для связок.

Погода во время прохождения: 14го июля солнечно, 15го солнечно, ночью небольшой дождь, 16го переменная облачность, ночью сильная гроза, 17го солнечно.

14.07.2017

После насыщенной культурно - кулинарной программы в Местии, выехали поздно и до Жабеши добрались в 16:30. Заброску осуществлял Сосо Цередиани. Провели разведку нужной тропы и стоянки за пределами поселка, и в 17:15 обе группы вышли. По пути через поселок у нас проверили документы пограничники, точнее не документы, а знание имени их начальника - Генри. В намеченное место[09-MN] пришли в 17:50, где рядом в кустах протекает небольшой ручей(фото 3_1).

15.07.2017

Подъем в 6:00, выход в 8:20, погода отличная. За 40 мин. по дороге доходим до моста [10-Most-canner] через Цаннер, и переходим на его правый берег. После моста дорога заканчивается, начинается тропа. Тропа хорошая, набитая. В точке [10-Razvilka] на тропе неочевидная развилка, нужная тропа идет прямо, но ее не видно из-за плотных кустов, а широкая очевидная тропа идет на верхние пастбища и там теряется. На осмотре верхних пастбищ и разведке правильной тропы мы потеряли больше часа. Вернулись, продолжили движение траверсом вдоль каньона(фото 3_2). Постепенно стенки каньона становятся все круче, тропа все уже. Наиболее сложный участок - перед пробкой в каньоне, когда тропа обходит бараньи лбы: после дождя этот участок может быть опасен(фотo 3_3). В 13:00 вышли к пробке в каньоне [10-Probka], где перешли на левый берег Цаннера. Лестница на скалу на месте, но видно, что она уже довольно старая, и мы решаем самим подняться по ней, а рюкзаки вытащить веревкой(фото 3_4). После пробки тропа становится неочевидной. Сначала надо забраться на полку у бараньего лба и перейти ручей, вскоре тропа утыкается в большую россыпь камней, поэтому нам пришлось сделать разведку, чтобы найти точку ее выхода. Далее тропа идет по березовому криволесью и выходит на берег Цаннера перед слиянием с Нагебом. Тут нас ждал сюрприз: мост, по которому недавно переходила группа Лены, отсутствовал. Походили вдоль реки Нагеб, между водопадом и слиянием с Цаннером, но безопасного брода не нашли. Поэтому в 13:20 решили совместить полезное с приятным и объявили обед, совмещенный со строительством моста. Задачу строительства моста осложняло отсутствие инструментов: ни пилы, ни топора. В итоге силами двух групп выбрали из ближайшего леса весь несильно трухлявый валежник нужной длины. Далее применили на практике этап кросс-похода “укладка бревна”. Не сработало: от удара об противоположный берег первое бревно сломалось и было смыто. Сменили тактику, бревно стали аккуратно выдавать через плечо, параллельно земле, - получилось(фото 3_5 - 3_8). Положили несколько бревен, связали их репшнуром, первого отправили на другой берег, страхуя веревкой. Быстро натянули перила: сначала переправили рюкзаки, а затем и всех людей. Переправу закончили в 19:00. На правом берегу Нагеба, перед слиянием с Цаннером, находится единственная в этих местах нормальная стоянка[10-MN], которую мы и заняли. Около стоянки, в 50 метрах выше по течению Цаннера находится хороший нарзанный источник[10-Narzan], к которому все приобщились, и без последствий.

16.07.2017

Подъем в 6:00, выход в 8:15. Решили попробовать альтернативный вариант подхода к леднику Нагеб: сразу, до окончания зоны леса, выйти в карман морены. Лес - это смесь березового криволесья и зарослей рододендронов, прикрывающих среднюю осыпь - просто мечта горного туриста! В общем, идти нелегко, а крутые участки пролезаются рододенжумариньем. Примерно через час выбрались в узкий неглубокий карман морены. Влажность в нем повыше и заросли погуще, но в целом идти легче, чем лезть вверх, за исключением перехода одного распадка с большим уклоном, плотно заросшим рододендронами(фото 3_9). Вскоре вышли из плотного леса, прошлись по первому снежнику и некоторое время обходили заросшую часть кармана по гребню(фото 3_10, 3_11). Когда заросли закончились, спустились в карман и пошли по его дну. Узкие участки завалены снегом и легко проходятся. В одном месте есть возможность поставить лагерь[11-Rovnaya-ploschadka]. Весь внутренний склон гребня кармана покрыт цветущими рододендронами(фото 3_12, 3_13). К обеду небо начало затягивать тучами, когда они совсем сгустились, группа быстро поставила тент и в 12:30 начала готовить обед[11- Obed]. Вскоре подтянулась группа Игоря и расположилась рядом. Дождь так и не пошел, снова вышло солнце, и после небольшого перекидывания снежками в 15:20 мы продолжили движение. Для разнообразия вышли на гребень морены и пошли по нему. Гребень узкий и к Нагебу обрывается крутым конгломератным склоном, а в карман спускается плотными зарослями рододендронов(фото 3_14, 3_15). “Открыто заявляю: Я страдал!” - краткая характеристика этого участка пути одного из участников. Идти по дну значительно проще, но с гребня открываются красивые виды на всю долину и нижний ледопад Нагеба(фото 3_16, 3_19). По гребню шли до 17ч., затем поднялись выше нижнего ледопада, тут карман морены исчез, дальше до ледника надо было идти несложным траверсом по средней осыпи(фото 3_17, 3_18). Траверс занял примерно 30 мин ЧХВ, после чего группа вышла на плоскую часть ледника(фото 3_20). Над ледопадом правая часть ледника под чехлом и очень плоская - здесь располагается обычное место ночевки групп, идущих через ледник Нагеб(фото 3_21). Лагерь начали ставить в 18:10[11-MN]. С ледника открывается прекрасный вид на Мазер и Ушбу(фото 3_22), над хребтом Лакчхилда - красивый закат, который однако вскоре чернеет и начинает активно сверкать молниями. На всякий случай все железо складываем в стороне от лагеря. В течении часа гроза активно гремела, сверкала, и била нас палатками по лицам, что, впрочем, не помешало одной из палаток провести концерт гитары под аккомпанемент грома.

17.07.2017

Подъем в 6:00, ясное небо, Ушба красиво подсвечена рассветом(фото 3_23). Вышли в 8:30, дошли до начала чистой части ледника, надели кошки, связались, и двумя группами, длинной чередой связок, пошли в сторону перевала. Вариантов подхода было два: по центральной части ледника, по линии стока воды, или быстро перейти на левый борт долины и двигаться под скалами до перевального взлета. Выбрали второй вариант(фото 3_24 - 3_27). Ледник полностью закрыт снегом, трещин не видно. Над ледником доминирует Тетнульд(фото 3_28). При подъеме на перевал, надо обойти большой берг у левого края, что не вызывает сложности(фото 3_29). На перевал вышли в 13:20, сделали обед[12-R.Kenta-(obed)](фото 3_30). Слепили перевального снеговика, надели на него каску, очки, поставили сзади рюкзак, спереди кошки, а по бокам палки и нарекли его Женей на время фотографирования группы Игоря и Димой на время фотографирования нашей группы(фото 3_31). Спуск с перевала: крутой, до 35 градусов, узкий кулуар, между остроконечных скал, две трети спуска - под снегом(фото 3_32). Спуск начали в 14:40, провесили четыре веревки по снегу, верхнюю зацепили за скалу, остальные на ледорубных крестах(фото 3_33, 3_34). Часть людей для ускорения спускалась без веревок. После 4-й веревки решили ускориться, и дальше пошли с самостраховкой ледорубом. В 17:40 завершили спуск. Дальше надо было спустить еще 300 метров по моренным валам, до хороших полян в истоке реки Твиби(фото 3_35). К 19:30 спустились на пастбища, перешли под предполагаемый перевал Адиши, и в “Райском месте”, как назвали его разведчики, поставили лагерь[12-MN]. Стоянку не зря так назвали: украшенная цветами, аккуратно подстриженная поляна у чистого ручья и на удивление не заминированная, с красивыми видами на перевал Рокуэлла Кента, вершину Тетнульд, хребты Чхундер и Сванский(фото 3_36). Местные газонокосилки паслись у противоположного борта долины и не вмешивались в обустройство лагеря.

Переход от Жабеши до моста через Цаннер - 40 минут

Спуск из под перевала к истоку Твиби - 1 час 20 минут

Итого: 15 ч 00 мин

Выводы, рекомендации:

Перевал Рокуэлла Кента в наших условиях достаточно сильная 1Б. Прохождение перевала требует умения уверенно ходить траверсом скользких травянистых склонов, двигаться по узким гребням, организовывать движение в связках, выбирать путь по закрытому леднику, организовывать точки в снегу. В других условиях подход под перевал может быть очень сложен, при малом количестве снега ледник Нагеб может быть очень сильно разорван, а южный кулуар без снега будет очень камнеопасен. В 2014 году одна группа совершающая поход 3 к.с. не смогла подойти к перевалу из-за состояния ледника(фото 3_37).

Перевал Адиши

Категория трудности н/к

Высота 3143 м

Характер снежно - осыпной

Номер в классификаторе нет

Координаты по GPS N 43°00.750' E 042°57.475'

Расположен в южном отроге горы Тетнульд, к северу от вершины Тюмбашар, южнее перевала Тюмбашар. Соединяет исток реки Твиби с истоком реки Адишчала и ледником Лардаад.

Прохождение 18 июля 2017 года. Описание дается от цирка перевалов Рокуэлла Кента, Адиши и Тюмбашар до ледника Лардаад. Перевального тура не обнаружили, поэтому сделали небольшой тур, и вложили туда записку о прохождении перевала Адиши Сомнительный, потому что точной информации о местонахождении перевала найти не удалось, в разных источниках он был в разных местах. Поэтому на седле сделали тур и вложили записку с названием пер. Адиши сомнительный.

Необходимое снаряжение: каски

Погода во время прохождения: солнечно.

18.07.2017

После напряженного предыдущего дня и, теоретически несложного, планируемого дня, встали в 7:00. Во время готовки и сборов на лагерь совершило набег небольшое стадо коров во главе с огромным быком. Коровы отгонялись хорошо, но как только группа немного увлеклась, была предпринята очередная попытка пожевать одну из палаток, которая была вовремя пресечена. Бык же так легко не поддавался, и, когда он смотрел на тебя, ты надеялся, что он не видит в тебе корову. Потребовался героизм, чтоб и он медленно и неторопливо покинул “Райскую поляну”. Однако вскоре прискакал небольшой табун лошадей, и начал на скорости гарцевать вокруг лагеря. Впрочем проблем они не создавали, а только отвлекали фотографов от завтрака и сборов(фото 4_1). Регулярные набеги на лагерь хорошо всех простимулировали и в 8:40(рекорд по скорости сборов!) мы вышли на поиски перевала. Однозначной информации о его нахождении у нас не было, только предположения(фото 4_2). По другим данным он находится на следующем гребешке в сторону ледника Лардаад. Подъем сначала по некрутому травянистому склону, потом по мелкой осыпи, переходящей в снежник, крутизной 20-30 градусов. С пути подъема просматривалось две седловинки, разделенные небольшой грудой камней. Мы выбрали правую с подъемом по снежнику, группа Игоря пошла на левую по осыпи. На перевал зашли за 40 мин. чхв. Наша седловина широкая, плоская, со следами нахождения людей, мест для палаток много, но вода только из снежников, которых в августе не будет(фото 4_3). С перевала прекрасный вид на пер. Рокуэлла Кента(фото 4_4) и на Безенгийскую стену(фото 4_8). Тура не нашли, группа Игоря на своем седле тоже ничего не нашла, разведка окружающей местности также не помогла в поисках тура(фото 4_5). Поэтому мы решили сделать небольшой тур, вложили в него записку о проходе через перевал Адиши Сомнительный[13-Adishi-pass](фото 4_6) и после традиционной фотосессии, пошли дальше в направлении ледника Лардаад. Спуск с перевала сначала по пологой траве, потом полутраверсом более крутого травянистого склона на большую, широкую полку над долиной Адишчалы(фото 4_7, 4_8). Там нашли хорошую тропу, идущую по альпийским лугам, покрытым разнообразными цветами. По тропе(там их несколько) дошли до гребня с видом на один из самых больших ледопадов на Кавказе, Лардаад (1400 метров падения льда по вертикали) и наш следующий перевал - Рододендронов. Сделали привал с фотосесией(фото 4_10) и пошли вниз к языку ледника. Спускались по распадку ручья с высокой травой, ближе к середине дня настала сильная жара, идти стало тяжело, макание бандан в воду надолго не помогало, поэтому, как только добрались до леса с ручьем, в 13:30 сделали обед [13-Obed]. На обеде нам активно мешали мухи с мошкой, но на такой жаре даже сил отмахиваться от них не было. Долго пережидали жару, вышли в 16:15. Дальнейший спуск к реке проходил по склону древней, заросшей лесом морене. Больших сложностей он не создавал, главное обходить плотные заросли (20 мин.). К реке спустились немного ниже языка ледника, и пошли к нему. Сложностей при движении вдоль русла не было. Сама Адишчала была мощным потоком, текущим одним руслом, шансов ее перебродить не было. За 25 мин. подошли к языку ледника(фото 4_11) и стали думать, как нам оказаться на другом берегу реки. Через 100 метров после выхода из под ледника, река дробиться на много русел, но после жаркого дня воды в реке было очень много, и брод все равно был опасен. Поэтому группа Игоря решила провесить траверс ледника над рекой, для чего мы отдали им свои ледобуры, а сами решили обойти реку по телу ледника. На ледник мы поднимались по правой морене, рантклюфта с этой стороны нет. Сам подъем довольно неприятный из-за высокой подвижности камней. Ледник ближе к концу частично зачехлен, и первое время кошки мы не надевали. С некоторыми сложностями, съехали по некрутому склону около большой мульды(фото 4_12) и надели кошки(фото 4_13). Разведка показала, что пересечение ледника сложностей не представляет, но придется поискать спуск на его левую морену, к которой он обрывается пятиметровым уступом. Пришлось немного подняться вверх по леднику до небольшого бокового ручья и по нему спустится(фото 4_14). Потом спускались к реке по противной средней осыпи, где камни были перемешаны с сухим суглинком. Группа Игоря смогла пройти траверсом чуть быстрее, чем мы через ледник. Лагерь поставили в 19:00 на небольшой полке над рекой[13-MN]. С ледника постоянно дул сильный холодный ветер. Смотрим на наш график и понимаем, что для надежности придется выкинуть не только хребет Вахшути, но и заменить пер. Южно-Халдейский на пер. Каретта. Зато это давало нам немного времени погулять по Ушгули и Местии и без спешки перераспределить снаряжение между людьми в обратную дорогу.

Подъем на перевал от поляны под ним - 40 минут

Переход по полке над долиной и спуск к реке - 2 часа 40 минут

Переход через ледник - 1 час

Итого: 4 ч 20 мин

Выводы, рекомендации:

Перевал Адиши (наш), очень простой, позволяет немного сократить путь от истоков Твиби до ледника Лардаад. На перевале есть много мест под палатки, открываются красивые виды на Безенгийскую стену, однако вода есть только в снежнике, в августе снега может уже не быть.

Перевал Рододендронов

Категория трудности 1А

Высота 2805 м

Характер рододендронистый

Номер в классификаторе3.8.3

Координаты по GPSN 42°59.075' E 042°59.866'

Расположен в хребте Лаирли (юго-западный отрог ГКХ), одна из множества одинаковых седловинок, неразличимых снизу, примерно над окончанием языка ледника Лардаад(фото 5_1). По хребту идет хорошая тропа от перевала Чхундер.

Соединяет ледники Лардаад и Зарешо Халде.

Прохождение: 19 июля, описание дается от левого берега реки Адишчала, до ледника Зарешо Халде. С перевала снята записка группы горного клуба Подъем, города Запорожье, 14.07.2017, рук. Строна А.Н.

Необходимое снаряжение: каски

Погода во время прохождения: солнечно, жарко.

19.07.2017

Подъем в 5:30, в 7:50 вышли, подъем на перевал состоит из бесконечного продирания через пышные рододендроны, траву высотой с человека, и иногда все это отягощается плотным высоким кустарником. Радует разве что прекрасный вид на ледопад, с которого постоянно отламываются и с гулким уханьем падают ледяные глыбы(фото 5_2, 5_3). Не зря в своем отчете Миша Голубев писал, что перевал Рододендронов - наказание для ленивых, которые не захотели сделать небольшой крюк по хорошей тропе через перевал Чхундер. Хотя подъем на перевал и небольшой, но до выбранного нами седла мы ползли по жаре очень долго и вышли на перевал только в 12ч [2790](фото 5_4). Группа Игоря выбрала другую седловину, несколько правее нашей, и зашла на нее примерно на 30 мин. позже нас. Пока группа отдыхала, сходили на поиски тура, и обнаружили его в 200 метрах левее [14-Rododendronov-pass] (фото 5_5). Прогулка по гребню хребта очень приятна, от перевала Чхундер натоптана отличная тропа, прекрасный вид на ледники Лардаад, Зарешо Халде и Безенгийскую стену(фото 5_6). Надо отметить путанницу с высотами отчетах и каталоге Вестры. Высота перевала Рододендронов написана 3050 м, реально 2800 м., высота перевала Каретта написана 3290 м., но по GPS именно она 3050 м.

Спуск с перевала проходит по травянистому склону, со стороны Халдесчалы рододендроны не растут, за что им большое спасибо(фото 5_7). Снова начало сильно припекать, и в 13:30, на удобной площадке у ручья встали на обед[14-Obed]. От солнца натянули тенты, но это сильно не помогло. Пережидать солнце под тентом, идея не самая удачная, поэтому в 14:30 продолжили спуск. Вскоре вышли на тропу траверсирующую склон и спускающуюся в сторону кармана морены ледника. По пути встретился небольшой нарзанный источник. В 15:00 вышли на морену над ледником, посмотрели варианты спуска. Спуск “замечательный”: 30 метров крутого, скользкого, конгломерата, немного поросшего травой и кустами. Из педагогических соображений, да и просто из чувства здорового садизма, веревку не вешали(фото 5_8). И в течении почти часа группа активно набирала опыт хождения по конгломератным склонам, пытаясь не засыпать друг друга камнями. Внизу, на леднике, один из участников потребовал включить в отчет его личную ёмкую оценку этого спуска: “Я шел, роняя кал”(с). Тренировка прошла успешно, никто не пострадал, зато получили море впечатлений. Как только освободили склон, подошла группа Игоря(фото 5_9). А мы пошли переходить ледник(фото 5_10). Тело ледника зачехлено очень сильно, из слоя камней растут цветы, небольшие кусты и березки, и, к сожалению, с ледяной свежестью у этого ледника были серьезные проблемы - он просто дышал на нас жаром. В левом борту мерены один участок был разрушен, и подняться на нее было просто(фото 5_11). На гребне, в траве, нашлась свежая тропа, по которой мы спустились в карман, и поднялись на его левую полку, где в 18:00 поставили лагерь[14-MN]. На дне кармана, сначала местность довольно заросшая и заболоченная, а потом начинается узкое ущелье(фото 5_12). Примерно через час пришла группа Игоря. Из недостатков этого места для лагеря нужно отметить большое количество мошки, которая мешала есть, да и просто находится на улице. Места для лагеря есть и дальше по тропе идущей на пер. Каретта, но мошки там не меньше.

Подъем на перевал - 3 часа

Спуск с перевала до морены - 1 час

Переход через ледник - 1 час 30 мин

Переход до места ночевки - 30 мин

Итого: 6 ч 00 мин

Выводы, рекомендации:

Через перевал Рододендронов проходит самый короткий путь от ледника Лардаад до ледника Зарешо Халде, но, видимо, не самый быстрый. Подъем на перевал очень трудозатратный. Самый сложный участок - это спуск по конгломератому склону на ледник Зарешо Халде. При наличии веревки лучше ее провесить, для людей неуверенно ходящих подобные склоны веревка поможет сэкономить время и нервы.

Перевал Каретта

Категория трудности 1А

Высота 3050 м

Характер травянисто-осыпной

Номер в классификаторе 3.9.3

Координаты по GPS N 42°58.129' E 043°02.386'

Расположен в хребте Мафкрени, между горой Каретта и вершиной 3107.

Соединяет долины Халдесчалы и Ингури.

Прохождение: 20 июля, описание дается от левой морены ледника Зарешо Хадле до Ушгули. С перевала снята записка группы турклуба Робинзон, городов Киева и Херсона, 19.07.2017, рук. Шумбасов Н.

Необходимое снаряжение: каски, накомарники

Погода во время прохождения: на подъеме хорошая, но ГКХ в облаках, на перевале небо начало затягивать, во время обеда - дождь, после - переменная облачность без дождя.

20.07.2017

Подъем в 6:00, выход 8:25. Идем по найденной нами вчера тропе. Тропа идет вдоль хребта к ручью, вытекающему из-под перевала, плавно набирая высоту. Ручей течет в каньоне и, не доходя до ручья 200 метров, начинает подниматься вверх по слабо выраженному гребню. Подъем простой, пологий, до 20 градусов, вокруг красивые луга с разнообразными цветами, однако нас все еще преследует мошка(фото 6_1 - 6_3). Перевальный взлет - некрутая плотная осыпь. Мы зашли в 10:55 по небольшому гребню левее перевала, группа Игоря поднялась прямо на перевал[15-Karetta-pass]. Из записки выяснили, что вчера здесь прошли две группы, которые и оставили нам хорошую тропу. С перевала открывается вид на Тетнульд, Шхару, издалека подглядывает Ушба(фото 6_4). Так как перевал последний в походе, то долго фотографируемся, едим сэкономленный перевальный шоколад(фото 6_5). В 11:40 начинаем спуск.

Сначала спуск идет по крутой скользкой осыпи, слабо поросшей травой, потом зигзагом спускаемся по травяному склону с полками(фото 6_6). Под перевальным взлетом много нарзанных источников, но все они довольно разбавленные(фото 6_7). Сначала мы бодро пошли вниз над ручьем, но вскоре увидели перспективу и поняли, что поторопились. Ручьи текут по глубоким крутым оврагам, и правый борт долины сложен для прохождения, а по левому берегу ручья идет множество скототроп(фото 6_8). Поэтому поднялись немного вверх по течению, нашли тропу и место брода[15-Obed]. Возле брода сделали обед(13:20)(фото 6_9). Пока ели, мимо прошла группа Игоря, они встали на обед раньше. Через некоторое время полил дождь, мы посочувствовали нашим товарищам и продолжили обед. В итоге тоже немного погорячились, когда дождь начал стихать, мы сложили тент, немного помокли. Однако минут через пять дождь закончился. Дальше пошли по мокрой травянистой тропе, обновленной группой Игоря. Встретили группу туристов, они поспрашивали, какие тут перевалы, где они и куда им лучше идти. Рассказали все, что знали и пошли дальше. По тропе вышли на склон долины высоко над Ингури. Вверх по течению идет старая заброшенная дорога, плавно спускаясь к реке, а слева, на другом берегу притока, вдоль которого мы шли, просматривается старая дорога, идущая в сторону Ушгули, но между нами глубокий овраг, и ответвлений от тропы на другой берег мы не видели, возможно, это связано со сложностью брода(фото 6_10). Поэтому мы пошли дальше по дороге, и, когда она была невысоко над долиной, спустились по травянистому склону на дорогу идущую вдоль Ингури. Из долины Ингури отличный вид на Шхару, когда она вылезает из облаков(фото 6_11). По дороге, через 6 км, мы к 18:00 пришли в Ушгули. Ушгули - это жилой музей под открытым небом(фото 6_12). Крытые каменными плитами башни и дома-крепости IX века являются памятником Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Мы прошли по исторической части и отправили добровольцев на поиски жилья(фото 6_13). С этим проблем нет: почти любое жилое здание сдается туристам. Выбор пал на большую, четырехэтажную, недавно построенную, гостиницу со всеми удобствами(правда душ работает плохо из-за нестабильного напора воды) и wi-fi. Тут у нас последний раз проверили погранпропуска (пограничники оказались нашими соседями). Вечером заказали праздничный ужин и отметили успешное окончание похода.

21.07.2017

Выспались, собрались и пошли с рюкзаками в соседнее село Чажаши (фото 6_14, 6_15), до которого идет хорошая дорога, и где на мосту через

Ингури нас забирала машина Сосо. Дальше по живописной дороге мы поехали в Местию забирать наши вещи и оттуда в Зугдиди, где в десять вечера сели на поезд до Тбилиси.

Подъем на перевал - 2 часа

Спуск с перевала до ручья - 40 мин

Спуск до Ингури - 2 часа 30 мин

Переход до Ушгули - 2 часа

Итого: 7 ч 10 мин

Выводы, рекомендации:

Перевал Каретта простой и удобный путь от ледника Зарешо Халде к верховьям Ингури и леднику Ингури. Вдоль Ингури идет хорошая дорога от Ушгули к леднику Ингури. Перевал популярен у туристов занимающихся трекингом по Сванетии.

Приложение 2. Картографический материал. Список точек для GPS.

К отчету прилагается карта маршрута с нанесенным треком и крупномасштабные спутниковые снимки, на которые нанесены трек и некоторые точки, снятые с помощью GPS-приемника Garmin Dakota 20. Файлы прилагаются к отчету. Трек спуска с Гуличала Верх. в Местию восстановлен по фотографиям и спутниковым снимкам.

Также к отчету прилагается высотный график, построенный по GPS-треку. Красные точки обозначают ночевки, зеленые – начала колец. Ниже приведен список снятых точек. Некоторые из них были добавлены при подготовке отчета вручную. Точки привалов не приводятся, чтобы не загромождать таблицу, в файле они есть.

Список точек

02-Rovnaya- ploschadka-1

43° 05.499

42° 31.142'

озеро с ровными площадками перед пер.Бак

02-Rovnaya- ploschadka-2

43°05.667

42° 31.125'

площадки ровные сухие под пер.Бак

03-Bak-pass

03-Brod

43° 07.948'

42° 32.076'

брод ручья, стекающего с пер. Бак

03-MN

43° 03.349'

42° 54.311'

2044

развилка на тропе вдоль каньона Цаннера

10-Probka

11-Rovnaya- ploschadka

43° 03.300'

42° 55.690'

ровное место в кармане морены

11-Obed

13-Obed

42° 59.379'

42° 58.769'

обед на старой морене ледника Лардаад

13-MN

42° 59.462'

42° 59.258'

ночевка у языка ледника Лардаад

42° 59.025'

42 °59.769'

седло пер. Рододендронов, на которое вышли

14-Rododendronov-pass

15-Obed

42° 57.798'

43° 02.840'

обед у брода через ручей

15-Most

финиш у гостиницы в Ушгули

Список литературы

1.Отчеты М. Голубева:

Путешествии по горам Сванетии (Грузия) летом 2014 http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6876

Поход 3 к.с., 2012 г.: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5871

Поход 4 к.с., 2013 г.: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6358

2.Андрей Кривонос, ТК «Вестра». Отчет о горном походе 5 к.с. на Центральном Кавказе (Сванетия) в июле-августе 2015 года http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7679

3.А.Маслов, Москва. Отчет о горном походе 3 с эл. 4 к.с. по Сванетии летом 2013

4.Е.Таранцева, Ростов-на-Дону. Отчет о горном походе 5 к.с. по Сванетии летом 2013 г

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6711 5.Нагорный Л. И. Отчет о горном спортивном походе 2(с элементами 3) категории сложности по Центральному Кавказу, Сванетия (Грузия), 2016

http://docplayer.ru/36301511-Federaciya-sportivnogo-turizma-zaporozhskoy-oblasti- o-t-ch-yo-t.html

Дубок А.П. Отчет о горном туристском спортивном походе 2 кс по Центральному Кавказу, Сванетский хребет и отроги ГКХ, Грузия. 2014 https://www.tkg.org.ua/files/2cau14ad.pdf

Хлыстун А.В. Отчет о горном туристском походе 3 к.с. по Центральному Кавказу (Сванетия, Грузия), совершенном с 28 июля по 16 августа 2014 г. http://docplayer.ru/53699534-Federaciya-sportivnogo-turizma-ukrainy- dnepropetrovskaya-oblastnaya-federaciya-sportivnogo-turizma-o-t-ch-e-t.html

Высотный график

Фотографии

1_1 дорога от искари к верхним пастбищам

1_2 лагерь под пер. Бак (1А)

1_3 по гребню

2_4 тропа вдоль р. Гуличалы

2_5 Ушба Гульба и коши

2_6 пер. Гуличала верх.

2_7 подъем на пер. Гуличала верх.

2_8 вид с пер. Гуличала верх.на Тетнульд и ледник Нагеб

2_28 Местия

2_29 Местия

2_30 Местия

2_31 палатка на седле пер. Гуличала верх.

2_32 долина р. Пушкуэри

2_33 начало траверса к оз. Корульди

2_34 Вид на перевал с востока.

2_35 Тропа на хребте

2_36 Корульдинские озёра

2_37 Дорога в Местию

2_38 Вид на перевал с места ночёвки (г.Цхакзагар)

2_39 спуск в Местию с пер. Гуличала верх.

3_1 долина р. Цаннер в сторону Жабеши

3_34 спуск с пер. Рокуэлла Кента

3_35 пер. Рокуэлла Кента со стороны долины Адишчалы

3_36 стоянки под пер. Рокуэлла Кента

3_37 ледник Нагеб у пер. Рокуэлла Кента в августе 2014 г.