Автор: Александр Кротов, г.Москва

Отчет о горном походе 1 к.с., совершенном с 14 июля по 22 июля 2018 г. по Хевсуретии (Восточный Кавказ, Грузия).

Проводящая организация: СТК Вестра

Выпускающая организация: МКК СТК Вестра

Вид туризма: горный

Категория сложности: первая

Номер маршрутной книжки: 27/3-103

Район: Хевсуретия (Восточный Кавказ, Грузия)

Сроки проведения: 14 июля - 22 июля 2018 г

Продолжительность: 9 дней, включая заезды, из них ходовых 8

Километраж: 112 км (с учетом коэффициента 1.2)

Пройдено препятствий: 3 перевала 1А (пер.Чанчахи, пер.Исартгеле, пер.Архотиставигеле)

Нитка маршрута заявленная

г. Тбилиси – пер.Датвисджварисгеле — пер.Чанчахи 1А 2855 – дол.р.Чанчахисцкали – дол.р.Андаки – Ардоти – Муцо – дол.р.Аргун – Шатили - дол.р.Георгицминда – пер.Исартгеле 1А* 3486 – ущ.Ковгра – дол.р.Асса – Ахиели – пер.Архотиставигеле 1А 3287-дол.р.Вешатикара – Джута

Полностью пройдена заявленная нитка маршрута.

Запасные и аварийные варианты пути

Потенциально запасной вариант на маршруте мог понадобится в случае непроходимости ущ.Ковгра до р.Асса (информации о данном участке пути почти не было). В качестве запасного варианта было заявлено прохождение по дол.р.Таниэсцкали с последующим выходом к населенным пунктам.

Поскольку с любой точки маршрута была возможность выйти в населенные пункты в течении дня, дополнительные аварийные варианты пути не требовались.

Ниже приведена карта с нанесенными основной и запасной нитками маршрута.

Список пройденных препятствий

1. пер. Чанчахи 1А травянистый (2855) Прохождение 15.07. с запада на восток.
  2. пер. Исартгеле 1А* травянисто-осыпной (3486) Прохождение 18.07. с востока на запад
  3. пер. Архотиставигеле 1А травянисто-осыпной (3287) Прохождение 22.07. с востока на запад
  4. Схема маршрута

Состав группы

Фамилия, имя, отчество

Туристский, перевальный и высотный опыт

Обязанности в группе

медик

Догадин Никита Александрович

1ГУ Архыз 3000

Организация и подготовка похода.

Краткий обзор района похода.

Хевсурети делится на три Части:

• Пир-акета Хевсурети (по эту сторонний значит, с этой (южной) стороны Центрального Кавказского хребта), можно еще сказать – внутренняя Хевсурети
  • Пир-икита Хевсурети (по ту сторонний значит, с той (северной) стороны Центрального Кавказского хребта), можно еще сказать- внешняя Хевсурети
  • И Архоти – самая недоступная община не только в Грузии но и на всем Кавказе, куда даже сейчас можно попасть только по тропам через перевали выше 3000 метров и то только летом.

В рамках похода было запланировано посещение всех частей Хевсуретии. Активная часть похода проходит по Пирикитской части и Архоти. Заезд в район проходит по Пиракетской части.

Район непопулярен среди российских спортивных туристов и найти подробной информации о прохождении некоторых долин не удалось. Наш маршрут вписывается в коммерческий трек из Тушетии в Джуту (как я понимаю, таким же маршрутом регулярно ходят иностранцы), поэтому мы предполагали что все вполне проходимо.

Ввиду изолированности, некоторые долины представляют собой уголки дикой природы.

Местные говорят о присутствии в долинах волков и медведя. Мы крупных диких животных не встречали.

Хевсуретия интересна прежде всего своей самобытностью, которая сохранялась благодаря изолированности региона почти до конца двадцатого века. Под самобытностью здесь я понимаю особенности быта и архитектуры, продиктованные суровыми условиями жизни.

Дуэли вспыльчивых мужчин, вражда кланов, кровная месть, регулярные вторжения чеченцев, все это отразилось на облике местных сел.

Известной особенностью района являлись лекари – достакари, лечившие местное население вплоть до середины 20 века исключительно трепанацией. В интернете по данной теме можно найти много информации разной степени правдоподобности.

Вообще о прошлом Хевсуретии можно судить только по рассказам, преданиям и легендам, т.к. письменных свидетельств практически нет.

Цели и задачи похода.

Чтобы удовлетворить потребности всех участников, поход задумывался в соответствии с следующими целями:

Прохождение разнообразного и интересного маршрута, с точки зрения рельефа (насколько это возможно в 1 к.с.), а также с точки зрения знакомства с местным бытом и посещения местных достопримечательностей.

Для этого ставились следующие задачи:

• посетить села-крепости Муцо и Шатили а также Анаторские чумные могильники
  • посетить труднодоступные села Ардоти и Ахиели, где возможно сохранились элементы традиционного быта
  • посетить музей хевсурского быта в Корше
  • посетить разные по рельефу долины и малоизвестное ущ.Ковгра
  • Получение руководителем опыта руководства спортивным походом.
  • Получение участниками, ранее не бывавшими в горных походах, необходимых базовых знаний и навыков.

Для достижения этой цели отлично подходит запланированное посещение разных по рельефу долин.

Меры безопасности на маршруте (связь, страховка).

Поскольку с любой точки маршрута была возможность выйти в населенные пункты (и к зоне действия сотовой связи) в течении дня, было принято решение не брать с собой спутниковый телефон.

Для дополнительной подстраховки и координации действий в случае НС использовался координационный центр СТК «Вестра».

На всех участников похода была оформлена медицинская страховка по программе «занятия альпинизмом».

Оформление документов.

Большая часть нашего маршрута расположена в приграничной зоне и для ее посещения необходимо оформление пропусков. Для оформления пропусков мы связались по электронной почте (gbp@mia.gov.ge) с Пограничной полицией Грузии http://bpg.gov.ge . После запроса паспортных данных, уточнения маршрута и графика следования нам сказали, что можно будет забрать пропуск в отделении Пограничной полиции в Тбилиси накануне нашего похода (в рабочий день).

Пропуск был успешно получен в обозначенное время.

Заезд и выезд.

Не смотря на то, что мы заезжали на маршрутке типа Газели, для гарантированного проезда через пер. Датвисджварисгеле рекомендуется полноприводная машина (на случай дождей).

Привожу контакты всех, откликнувшихся с предложенными ценами на заброску: Нугзар +995591342345 – 150 USD

Гоги +995599933120 – 350 лари

Дато +995555130008 – 350 лари

Васико +995551305559 – 300 лари (маршрутка типа Газели)

Выезд осуществлялся на маршрутке из села Джута (дежурила на перекрестке на въезде в село), ходит вероятно по заполнению. Вся маршрутка Джута – Степанцминда стоила нам 70 лари.

Техническое описание.

14.07. г. Тбилиси – пер.Датвисджварисгеле – р.Аргун.

Заезд в район.

Выезжаем из Тбилиси около 11:30. Едем с остановками на Жинвальском вдхр. и в небольшом музее хевсурского быта в Корше, также останавливаемся на обед. Около 19 часов переезжаем через пер.Датвисджварисгеле, спускаемся к р.Аргун и встаем на ночевку в стороне от дороги на высоте около 2450м. Удобных мест для постановки лагеря предостаточно.

15.07. р.Аргун - пер.Чанчахи 1А 2855 – дол.р.Чанчахисцкали.

1 ходовой день.

Подъем дежурных в 6:00, выход в 8:30.

Переходим р.Аргун (здесь она больше похожа на небольшой ручей) и двигаемся вверх по направлению к перевалу.

Перевал Чанчахи

Категория – 1А

Характер склонов – травянистый

Высота – 2855

Направление прохождения – с запада на восток.

До перевала несложный подъем преимущественно по активно используемой скотогонной тропе.

Подъем на пер Чанчахи.

На пер.Чанчахи выходим в 10:12 (спустя 1:24 чхв).

На подъеме был неприятный контакт с собаками, охраняющими отару овец, которые вели себя достаточно агрессивно.

Спуск с перевала по скотогонной тропе.

Спуск с пер.Чанчахи.

Далее тропа вниз по р.Чанчахисцкали.

Верхняя часть дол.р.Чанчахисцкали.

Тропа везде хорошо читаема, за исключением небольшого участка сразу ниже Хахабо (крутой травянистый склон, тропа теряется и затем идет над рекой выше по склону).

Тропа часто переходит с берега на берег, но броды все неглубокие и легко переходятся по одному. В некоторых местах есть мосты.

Мосты через р.Чанчахисцкали.

Примерно 4 последних км до слияния с р.Андаки удобные места для ночевок встречаются редко.

Нижняя часть дол.р.Чанчахисцкали.

Встаем на ночевку в 18:20 на высоте около 1800м, немного не дойдя до слияния. Хорошее место для ночевки также есть на слиянии р.Чанчахисцкали с р.Андаки и далее часто ниже по течению.

Отбой в 21:00

В течении дня дождь нас застал только один раз и шел всего 20-30мин (движение не прекращали).

Итого:

чхв: 7:00

км: 12

перепады высот: +400 / -1100

16.07. дол.р.Чанчахисцкали – дол.р.Андаки – Ардоти - Муцо.

2 ходовой день.

Подъем дежурных в 5:00, выход в 8:00

От слияния р.Чанчахисцкали с р.Андаки вниз по течению хорошая дорога с мостами через реку. Осматриваем Ардоти (1:30 чхв от места ночевки) – первый на нашем пути поселок- крепость.

Ардоти.

Далее спускаемся до Муцо (3:30 чхв от места ночевки). Перед Муцо (выше по течению) пост пограничников с обязательным предъявлением пропусков.

Муцо – нежилое село-крепость. Когда оно было покинуто жителями, неизвестно.

Вероятно, в середине 19-го века здесь уже никто не жил и тут хоронили умерших от чумы в Ардоти.

История возникновения крепости Муцо тоже доподлинно неизвестна. Существует несколько версий, не имеющих письменного подтверждения.

Сейчас Муцо - это башенный комплекс высоко на горе над рекой Андаки. У самой реки есть очень дорогое кафе с магаинчиком. Тропа сначала проходит мимо могильников, (считается, что там похоронены жители села Ардоти, умершие от чумы в 1850 году). Далее тропа выводит к домам, каждый из которых напоминает скорее крепость. Дома стоят на склоне в несколько ярусов.

Перекусываем в кафе Муцо свежим салатом и хачапури (около 100лари за 3 салата, 2 хачапури и несколько напитков) и продолжаем путь.

Вода в Андаки на всем пути очень мутная и для приготовления пищи выглядит непривлекательно. Чистых притоков очень мало, поэтому целесообразно пользоваться родниками, периодически встречающимися на дороге. Родники в данном регионе часто оформлены в память умерших людей. Напоминает захоронения с надгробными плитами, но местные сказали, что тела туда не помещают. Многие родники точно обозначены на maps.me.

В 16:30 встаем на ночевку у родника, не дойдя около 3км до слияния с р.Аргун. Отбой в 22:00

Итого: чхв: 5:05

км: 18

перепад высот: -350

17.07. дол.р.Андаки – дол.р.Аргун - Шатили - дол.р.Георгицминда.

3-й ходовой день.

Подъем дежурных в 5:00, выход в 7:30.

За 30мин доходим до слияния р,Андаки и р.Аргун. Осматриваем чумные могильники Анатори, смотрим на границу с Чечней (до территории РФ от нас всего метров 200).

Анаторские Аклдамы. Склон за оврагом на заднем плане – уже территория Чечни.

Анаторский чумной могильник – несколько каменных сооружений (аклдамов) на слиянии Аргуна и Ардоти, немного южнее необитаемого села Анатори.

В 1850 году (Датировка событий 1850-м годом очень условна) в Ардотском ущелье вспыхнула эпидемия чумы, которая затронула и Анатори. Заразились все жители.

Для заболевших построили каменые дома с небольшими окнами, но без дверей. По одной из версий, их поместили внутрь через крышу, заложили крышу каменными плитами, и там они умерли. Дома эти стоят по сей день, и кости в них до сих пор можно видеть.

Аклдамы строили в античности, но потом эти строения вышли из употребления, хотя и остались кое-где в горах. Хевсурская чума заставила вернуться к этой традиции.

Приходим в Шатили (1:20 чхв от места ночевки).

Шатили – поселок-крепость, знаменитый своей фортификационной архитектурой.

Поскольку поселок расположен на границе с Чечней, в прошлом здесь регулярно происходили военные столкновения. В 1843 году произошло самое известное сражение за Шатиль: чеченская армия Ахверды-Магома (военачальник имама Шамиля) напала на село, но потеряла и командира и еще 100 чеченцев. Хевсуры потеряли 2-х человек.

В начале XX-го века Шатили оказался отрезан от мира. Кистинцы были врагами, пшавы тоже, а кроме того шатильцы поссорились с жителями Барисахо, и им стало опасно появляться во Внутренней Хевсурети. С 1914 по 1923 год сюда из внешнего мира не приходил вообще никто.

К концу 20-х годов все успокоилось и наладилось, а в 1953 году хевсуров частично переселили на равнины, в Гардабани и Дедоплисцкаро. С той поры Шатили почти необитаем, люди непосредственно в каменных домах не живут, тем более что инфраструктуры там почти никакой нет. Выселенные хевсуры постепенно возвращались назад, но селились не в каменных бышнях, а рядом, так возник Новый Шатили, чуть выше и южнее старого.

По самому Шатили сейчас можно безпрепятственно и безбилетно перемещаться, заходить в дома и башни.

Старые деревянные перекрытия башен сгнили или сгорели, но сейчас активно восстанавливаются.

Внутри одного из дома-крепости Шатили.

Поднимаемся вверх по р.Аргун и поворачиваем в дол.р.Георгицминда. Обедаем пройдя около километра от слияния.

После обеда решаем не оставаться на запланированную ночевку, а подниматься выше.

Дорога быстро заканчивается и превращается в тропу, которая периодически

раздваивается идя по обеим берегам в высокой траве. Выбор берега неочевиден. Трава периодически в рост человека, тропа читается плохо, встречается много борщевика.

Дол.р.Георгицминда, тропа в высокой траве.

Пригодные места для ночевки встречаются только до правого притока р.Георгицминда (где на картах генштаба обозначены летовки, высота примерно 2200м, высокая трава). Далее места для ночевки только на выполаживании на 2550м (здесь прекрасные луга с невысокой травой).

Путь подхода под пер.Исартгеле и место ночевки.

В 19:30 встаем на ночевку на лугах (примерно 2550м). В течении дня дождей не было.

Итого: чхв: 6:45

км: 19

перепады высот: +1150

18.07. дол.р.Георгицминда – пер.Исартгеле 1А* 3486 – ущ.Ковгра

4-й ходовой день.

Подъем дежурных в 8:00, выход в 10:00.

Перевал Исартгеле

Категория – 1А*

Характер склонов – травянисто-осыпной

Высота – 3486

Направление прохождения – с востока на запад.

Подъем от места ночевки по травянистому склону, тропы нет. Далее вверх по гребню травянистого отрога.

Путь подъема на пер.Исартгеле.

Последние 200м траверс склона по сыпухе, одеваем ботинки.

Выход на перевал.

На перевал группа идет тяжело, с большими привалами. Поднимаемся только в 16:20 (3:50 чхв).

На перевале снимаем записку соло-путешественника из Москвы Вадима Туркина, проходившего перевал в октябре 2014г.

От места ночевок до перевала воды нет, со стороны ущ.Ковгра на 50м ниже перевала большой снежник из которого течет ручей. Ниже ручей уходит под камни и воды нет еще несколько сотен метров по высоте.

Первый участок спуска по несложной сыпухе, далее начинается спуск по каменистым склонам поросшим травой.

Спуск с перевала в ущ.Ковгра.

Ниже трава на камнях скользкая, встречаются склоны заросшие рододендронами и на некоторых участках нужно быть очень осторожным или даже вешать веревку. Линия спуска все время вдоль правого ручья. Далее рельеф сменяется травянистыми склонами. На полочке одного из них мы и останавливаемся на ночевку (время 20:00).

Итого: чхв: 5:15

км: 5

перепады высот: +930 / -780

19.07. ущ.Ковгра.

5-й ходовой день.

Подъем дежурных 8:00, выход 10:00.

Продолжили спуск вдоль русла ручья, сначала высоко над ручьем по правому берегу (достаточно крутые склоны, высокая трава, местами борщевик).

Спуск по ущелью, крутой склон с высокой в травой.

Затем по самому ручью, переходя с берега на берег (есть завалы и прижимы). На спуск по каньону до слияния с рекой на высоте 2350м мы затратили 3 часа чхв (рельеф достаточно тяжелый).

На слиянии р.Ковгра и р.Таниэсцкали расположена база пограничников. На ней нас ждет обязательная проверка документов и пропусков.

Останавливаемся на ночевку пройдя от пограничников 30мин ниже по реке (время 17:45).

Около 17:00 нас застал сильный (но короткий) дождь и пришлось укрыться под тентом минут на 10.

Итого: чхв: 4:00

км: 5

перепад высот: -750

20.07. ущ.Ковгра – дол.р.Асса - Ахиели.

6-й ходовой день.

Подъем дежурных 5:00, выход 07:30.

Спуск по р.Ковгра по тропе, которой регулярно пользуются пограничники (ходят на заставу на слиянии с р.Асса). Все переходы через реку оборудованы простенькими мостами (обычно из скрепленных трех стволов деревьев).

Оборудованный переход через реку.

Тропа иногда теряется или заводит на сбросы и прижимы (вероятно русло реки часто меняется). Руководствуемся принципом: «пограничники не лазают по скалам и не переходят реки вброд», значит вероятно мы пропустили более легкий путь.

На слияние с р.Асса (1400м) выходим через 5:10 чхв. Смотрим на границу с РФ (с Ингушетией).

Далее вверх по р.Асса идет хорошая дорога, которая выводит нас в широкую красивую долину. От селения Амга идет действующая автомобильная дорога, ведущая через пер.Боговатчосгеле в дол.р.Рошка (дорога открыта в конце 2017г). Около Амга осматриваем святилище (местные просят близко не подходить, а женскую часть группы даже попросили обойти по дальней автомобильной дороге. Доходим до Ахиели и останавливаемся на ночевку на удобной площадке рядом с родником на правом берегу реки (прямо напротив Ахиели). Время 17:40.

Ахиели до недавнего времени было самым труднодоступным селом Грузии, куда можно было попасть только по тропам через перевали выше 3000 метров и то только летом.

В селе несколько домов с хозяйственными постройками и большая башня.

Башня в Ахиели.

Итого: чхв: 7:20

км: 12

перепад высот: -550 / +400

21.07. Ахиели – дол.р.Асса

7-й ходовой день.

Подъем дежурных 7:00, выход 9:30.

Осматриваем башню в Ахиели. Поднимаемся по автомобильной дороге вверх по долине. Дорога грязная и идти по ней неприятно. Новая дорога, конечно, принесла много благ для местных жителей, но из-за нее долина (явно некогда с великолепными видами) значительно потеряла в красоте. Уходим с дороги в направлении пер.Архотиставигеле (дорога далее поднимается на пер.Боговатчосгеле). Здесь наша тропа идет по верху красивого каньона (тянется вниз по долине на несколько км) с многочисленными водопадами. Размышляем о том, насколько каньон был прекрасен до того как над ним построили дорогу.

Каньон в верхней части долины.

Выходим на большую луговую площадку на высоте примерно 2900м и встаем на ночевку. За день дождь застал нас только один раз около 13:00 и продолжался минут 15.

Итого: чхв: 5:30

км: 10

перепад высот: +1100

22.07. дол.р.Асса – пер.Архотиставигеле 1А 3287 - дол.р.Вешатикара – Джута.

8-й ходовой день.

Подъем дежурных 4:30, выход 7:00.

Перевал Архотиставигеле

Категория – 1А

Характер склонов – травянисто-осыпной

Высота – 3287

Направление прохождения – с востока на запад.

Подъем на перевал от места ночевки ведет по тропе и занял у нас 40мин.чхв.

Путь подъема на перевал от места ночевки.

Спуск тоже все время по хорошей тропе.

Вид с перевала в долину р.Вешатикара.

Единственный переход через реку (1км выше поста пограничников) легко проходится вброд.

От поста пограничников (с очередной обязательной проверкой документов) на слиянии р.Вешатикара и р.Джавартхорхисцкали вниз идет автомобильная дорога (частично находится в стадии строительства. Идти по дороге неприятно (грязь, пыль от проезжающего транспорта). Спуск в Джуту от перевала занял 2:50 чхв.

Итого: чхв: 3:30

км: 13

перепад высот: +400 / -1100

Выводы и рекомендации

Район похода безусловно отлично подходит для организации позновательно- развлекательной единички. Но при организации нужно учитывать ведущуюся прокладку дорог в горные долины, совсем скоро в этих местах будет значительно меньше «диких» красот.

Терминология и сокращения.

Понятие право/лево дается орографически, если не указано иное. Время движения дается чистое ходовое (чхв), если не указано иное. Время в тексте дается местное, если не указано иное.

Список использованной литературы.

http://www.tssr.ru/mountain/pereval/east_caucasus/ - перечень классифицированных перевалов Восточного Кавказа

http://georoute.ge/Isirtgele_Taniesgele_passes – есть подробные описания некоторых участков маршрутов

Отчетов о спортивных походах в данном районе найдено не было.