Автор: Кирилл Спирин, СПб

"В гости к Йети" или "Неплательщики в Непале".
Сандер Пик и перевал Ренджо Ла

• Введение
  • Продолжаем фотоотчет об экспедиции в поисках Йети, совершенной командой Неплательщиков в районе Эвереста осенью 2018.

Команду я уже представлял во вступительной части отчета, так что теперь можно перейти непосредственно к описанию.

Мы, конечно, не так вот сразу собрались и рванули в Непал. На самом деле, этот поход мог бы теоретически состояться на год раньше, и кое-кто даже взял отпуск под это дело, но я тогда посчитал, что команда в необходимом количественном и качественном составе не набирается (ехать было готово человек 6, но у некоторых вероятность участия оставалась под вопросом). Поэтому, пока проект еще не закрутился, решили перенести его на 2018 год. И, похоже, правильно сделали: через год удалось собрать уже более представительную команду. Жаль, что с поездкой в итоге не у всех сложилось, нас бы могло быть и больше.

Поскольку все были из Питера и из одного клуба, то по мере возможности мы собирались вместе и проводили тренировки в течение года: лед, скалы, грибы-ягоды... Правда, стопроцентный кворум всех участников наблюдался только на одном из выездов, зато этот выезд прошел крайне познавательно: мы провели сравнительный тест по скорости закипания воды на газу и на бензине, но результат я озвучивать не буду, т.к. считаю его сфальсифицированным и намерен подавать апелляцию :)

В общем, худо-бедно, мы сработались. Вот только тренировки по поеданию далбата я проводить поленился, и зря. Глядишь, и обратил бы Месснера в правоверного.

Зато я заказал себе бахилы по индивидуальному пошиву у Сереги Шмелева. Красивые такие, легкие. Опробовать их в деле не довелось - увы, или к счастью - т.к. осень в Непале выдалась почти бесснежной.

Еще, за месяц до похода я купил себе новые кроксы. Тоже красивые и легкие. Жизнеутверждающего оранжевого цвета. И вот это, я считаю, оказалось наиболее действенной подготовительной мерой личного характера. Без них бы я не выжил.

Отобрали снарягу, упаковали продукты - все, как обычно. И понеслось.

Привожу фрагмент карты от Намче до Гокио, где красным пунктиром обозначен наш основной маршрут с 3го по 8ой дни, а зеленым - радиальные выходы с возвращением в исходную точку:

14 октября 2018 года группа собралась в Катманду. Уважая традиции, съездили на ступу Боуданатх, повертеть барабанчики. Раскидали поровну вес, поели момошек. И вот мы уже на посадке в самолетик, вылетающий в Луклу:

Собственно, первые дни похода мало чем отличались от обычного эверестовского треккинга, если не принимать во внимание размеры наших рюкзаков, провоцирующие всех встречных на однотипные вопросы в духе "на какую гору мы собрались карабкаться".

Я придумал отвечать на это, что у нас рекреационный тур по специальной программе. После такого ответа расспросы прекращались, иностранцы понимающе кивали головами: "О, рекреационный тур, это круто! Enjoy your trip!". Нам оставалось только следовать их пожеланиям. И мы наслаждались, как могли. Особенно на подъеме в Намче Базар.

Месснер дает мастер-класс по искусству сбивать цену в три раза:

- Сколько стоит яблоко?
    - 150 рупий.
    - Отдашь за 50?
    - У меня столько денег нет, отдай за 50!
    - Возьми вот это маленькое за 100.
    - У меня 50!
    - За 50 только чик-чик. Пополам.
    - Что пополам?
    - Яблоко пополам.
    - А можно без чик-чик?
    В общем, дни протекали обманчиво ненапряжно. Закупили газ в Намче, отнесли заброску продуктов и лишней снаряги в Форце Танга.

Покрутили молитвенные барабаны, обошли все ступы и камни мани в округе.

Научились выговаривать названия гор Тамсерку и Кусум Кангуру :)

Сходили на службу в монастырь в Таме.

Но пришла, наконец, пора вспомнить, зачем мы сюда приехали.

В качестве первого объекта для разминки выбор пал на Сандер Пик (2А, 5375 м). Я уже поднимался на эту вершину в 2012 году, поэтому вариант был знакомый и понятный, хотя и достаточно жесткий с точки зрения акклиматизации: не так-то просто взойти на 5400 метров на шестой день пребывания в горах. С другой стороны, на пятый день у нас была запланирована ночевка на склонах Сандер Пика на высоте 4500 м, с последующим спуском в Таме для восстановления на шестой день - и это теоретически должно было способствовать нашей акклиматизации в предверии грядущих издевательств над организмом.

Хозяйка лоджа в Таме вручила нам на дорожку самоиспеченный пирог и выдала по 4 литра воды на брата (со слов хозяев, озеро выше пересохло, и с водой могли быть проблемы).

Оставили внизу все лишнее и пошли потихоньку.

Лагерь разбили по плану на высоте 4500 метров:

После обеда натянуло облаков снизу, но периодически появлялись просветы.

Месснер повышает культурный уровень:

Я же решил прогуляться в направлении озера, которое пересохло, со слов местных жителей. И с удивлением обнаружил его вполне себе полноводным:

Но, пожалуй, и к лучшему, что мы не стали отклоняться к озеру на ночевку: завтрашний день показал, что времени у нас было в обрез и совершать лишний крюк от озера и потом обратно к нему - было бы совсем ни к чему.

Вечером развели костер из кизяков. Зяблик пытался сделать все по-честному: соломка там, огниво, уроки по выживанию в агрессивной среде - но из-за тумана все отсырело (и кизяки, и соломка), поэтому через полчаса пришел мудрый Муалим-Дай, включил газовую горелку, и уже спустя минуту куча кизяков полыхала бодрым пламенем.

Утро встретило нас прохладой, как в песне.

Вообще проснулись мы еще в 4 часа по темноте. Позавтракали, собрали палатки и спрятали лишние вещи в камнях в стороне от тропы. Вышли около 6 утра.

На северо-западе возвышается Чо Ойю, один из четырех восьмитысячников района (в кадре справа):

Через 4 дня мы подберемся к ней гораздо ближе.

А пока продолжаем путь по гребню, в то время как долина Боти Коши внизу наполняется прозрачным утренним светом.

Почти до 5000 метров идет тропа, но, несмотря на ее наличие, многим идется тяжело. Еще не освоились на этих высотах.

Пройдя по тропе до ее конца, останавливаемся на привал, кипятим чай и заливаем термоса до упора.

Дальше уже надо идти с веревками, поэтому надеваем обвязки.

Месснер обвешивается железками, как новогодняя елочка.

Перепад высоты от окончания тропы до вершины - около 400 метров. Значительная часть проходится по скально-осыпным полкам справа и слева от гребня.

Но кое-где приходится лезть по скале с постановкой промежуточных точек страховки или закладывая веревку за скальные выступы, двигаясь при этом преимущественно одновременно.

В паре мест провешивали короткие участки перил.

Снизу поднимаются облака, но до нас им сегодня уже не добраться.

Сверху это смотрится обалденно красиво. Над облаками возвышаются все четыре восьмитысячника района, во главе с Эверестом.

Заключительные 400 метров подъема заняли более 4 часов, и это практически без передышки. Сказывался недостаток акклиматизации, да и в целом, таким табором быстро не походишь.

Уломались изрядно. Но оно того стоило :) Вид с вершины на юг:

Вид с вершины на север:

Возвращались по пути подъема. К началу тропы успели спуститься как раз на грани закатных сумерек.

А дальше по тропе до Таме идти пришлось уже при свете фонариков. Добрались к 21.00. Чтобы хозяева не волновались за нас, позвонили им со спутникового. В лодже нас поджидал дымящийся sherpa stew... И здоровый сон :)

Первичная программа акклиматизации была выполнена. На другой день не торопясь собрались, вышли уже после 10 утра. Часа за три дошли до Лунгдена, где пообедали и, не рассиживаясь, продолжили путь в направлении перевала Ренджо Ла.

Лагерь разбили на высоте 4700 метров. До перевала оставалось еще 700 метров набора.

Рядом с местом, где мы остановились, когда-то было озеро, но оно уже много лет как пересохло, и ландшафт теперь смотрится причудливо, особенно в тумане:

С наступлением темноты похолодало, облака ушли вниз, и окружающие нас вершины засеребрились в лунном свете. Приближалось полнолуние.

Штатив я не брал, снимал с камня на скорую руку, пока Тренер с Муалимом тенями проплывали за водой к ближайшему ручью. Что получилось, то получилось.

На следующий день был перевал, первый в этом походе, простой и непростой одновременно. Технически Ренджо Ла (5418 м) является слабенькой 1А, но физически подъем на него непрост, особенно в качестве первого перевала, и вдвойне - с рюкзаками за 20 кг.

По пути миновали кэмпинг каких-то иностранцев. Взаимно подивились: я раньше никогда не встречал тут группы с палатками, а они, похоже, тоже не ожидали увидеть караван с такими баулами.

Верхние озера на подходе к перевалу - небольшие, но симпатичные.

Зяблик взлетает на перевальную седловину:

Около 10 утра на перевале собирается вся группа. Кто-то взлетел, кто-то заполз :)

Народу кроме нас тут, конечно, немало. Раздаются щелчки фотокамер, со всех сторон слышится речь на разных языках, в том числе и на русском: со стороны Гокио нам навстречу поднялись ребята из Ульяновска (клуб "Русские бульдозеры"), они нас и сфотографировали всех вместе.

Ну и - да, конечно - Эверест. Именно из-за этих видов сюда и карабкаются:

Это действительно одна из лучших видовых точек на Джомолунгму. Но мы знаем и лучше :)

Тропа на спуск в сторону Гокио в этом году, кстати, немного поменялась. Но в основном все так же идется по тропе, и лишь местами - по скальным полкам.

Озеро Дуд Покхари и поселок Гокио на его берегу:

Красиво тут. В таких местах надо дневки устраивать :) Но у нас в этом походе на дневки нет времени, многие и 30 дней отпуска получили с трудом.

Поэтому в Гокио мы ограничились обедом и продолжили путь - теперь уже наверх, к чуть менее красивому озеру Тонак Тзцо, на западном берегу которого остановились на ночлег спустя пару часов, на высоте 4900 метров.

Как раз успели к вечерним видам.

Все эти дни мы встречали кого-нибудь на тропе, за исключением разве что Сандер Пика. Но дальнейший путь пролегал через перевалы, про которые мало кто слышал. Наверное, Йети живет где-то там...

спасибо за публикацию

Кирилл, спасибо за вашу публикацию об интересном дружном походе в районе Гокьо. Только от вас, наконец, узнал, как ходится этот пик Сандер до самой макушки. Если вы поднимались на Покалде (это рядом с пер. Конгма-ла) - понятно, не в этом маршруте - то скажите, пожалуйста, какая из этих вершин капризнее в техническом плане. И еще: есть ли у вас снимки с Сандера в западную сторону (перевала Теси Лапче и надперевальных вершин)?