Автор: Юрас Йорудас, Литва

Отчет о спортивном походе 6 к.с.,проведенном на Юго-Западном Памире (Шахдаринский хребет) с 28 июля по 25 августа 2018 года

Маршрут:

Слияние рек Юбен/Шахдара – р. Юбен – р. Джелонде - Пер. Цахинлевга (1A, 4533) - слияние рек Ростов / Юбен – р. Ростов- Пер. Рагутис (1Б, 4812) - Пер. Балтия (3А, 5040) – р. Внукут (Вранг) - Пер. Жигейвю (2А, 5212) – р. Чонджирав - пер.Ажуолас (2А, 5320) - рад.в. Дарюс и Гиренас (3А алп., 6020) - пер. Васарё 16-ого (3Б, 5700)- Пер. Овальный (2Б, 5790) - лед. Нишгар - рад.в. К.Маркса (4А алп., 6720) пер.Нишгар (3А, 5610) – пер. К.Маркса (1Б, 5020) - лед. К.Маркса - пер.Зугванд (3Б, 5600) - лед. Зугванд - пер. Алпинистов (2А, 5200) - лед. Кишти- Джароб - рад.в. Чюрленис (2А алп., 5807) - Рад.в. Литва (4А алп., 6100) - Пер. Литва-100 (3Б, 5920) – р. Kасфир – пос. Лянгар.

Посвящается столетию восстановления Литовского государства

2010 г. Центральный Тянь Шань 5 к.с зам. руководителя,

2008 г. Китайский Памир Кунлунь, 5 к.с., участник,

2006 г. Центральный Памир, 5 к.с., участник,

2004 г. Юго-Западный Памир, 5 к.с., участник.

Лауринас Марцинкус,

заместитель руководителя, навигатор

1989

2016 г. Центральный Кавказ, 4 к.с., руководитель,

2015 г. Центральный Тянь Шань, 6 к.с., заместитель руководителя,

2014 г. Центральный Тянь Шань, 6 к.с., участник,

2013 m. Центральный Кавказ, 4 к.с., руководитель,

2012 m. Центральный Памир, 6 к.с., участник.

Ирмантас Кашалинас,

медик

1973

2016 г. Кавказ Сванетия, Грузия, 5 к.с., заместитель руководителя,

2015 г. Центральный Тянь Шань, 6 к.с., руководитель,

2012 г. Центральный Памир, 6 к.с., участник,

2010 г. Центральный Тянь Шань, 5 к.с., участник,

2009 г. Памиро-Алай, 4 к.с., руководитель,

2008 г. Памиро-Алай, Фаны, 3 к.с., руководитель.

Ремигиюс Баравикас,

ремонтник

1985

2015 г. Центральный Тянь Шань, 6 к.с., участник,

2013 г. Центральный Кавказ, 4 к.с., участник,

2011 г. Центральный Кавказ, 5 к.с., участник.

Саулюс Дамулявичюс,

фотограф,финансист

1982

2008 m. Китайский Памир Кунлунь, 5 к.с., участник.

Рамунас Сонгайла,

завхоз

1988

2013 г. Гранд Пик де ла Мейе 3983 м., Экринские Альпы.

2009 г. Центральный Тянь Шань, 3 к.с., участник.

Все участники прошли весь маршрут. Район похода

Идея похода и краткая характеристика района

В 2018 г. вся Литва отмечала столетие восстановления Литовского государства. Мы хотели отметить этот красивый юбилей по-своему. С самого начала года мы вынашивали идею о походе, достойном имени столетия Литвы.

Горы Юго-Западного Памира уже с 1964 г. стали для литовских альпинистов своими. В 1964 г. лучшие альпинисты Литвы того времени здесь провели экспедицию, во время которой взошли на безымянную 6080 м. вершину и назвали её именем Литвы. В той же экспедиции ещё двум вершинам присвоили имена - Чюрлёнис и Донелайтис. С тех пор в честь различных знаменательных событий литовцы возвращаются в этот отдалённый горный район и каждый раз литовскими именами называют ещё несколько безымянных вершин или перевалов. Самая продуктивная и особо примечательная экспедиция в долину реки Вранг в 1984 г., организовал

A. Гудялис. В том году на картах появились ещё девять литовских вершин, таких как „КПИ“,

„Литуаника“, „Дарюс и Гиренас“, „Витаутас Дидисис“, „Академик Баршаускас“, „Aудра“ и др. В настоящее время на Юго-Западном Памире есть свыше 20 вершин, названных литовскими именами.

Юго-Западный Памир имеет глубокие литовские традиции и в сфере горных походов. Альгимантас Юцявичус провел здесь не один поход сложнейшей категории во время которых появились перевалы Литуаника 2А, Чюрлёнис 3Б (до сих пор никто больше по нему не проходил) и другие перевалы. Вероятно, более всего впечатляет поход 6-ой к.с. нашего легендарного руководителя на Юго-Западном Памире в 1989 г., когда он прошел по 9-ти литовским вершинам, оставляя на каждой из них тогда ещё запрещенный национальный флаг Литвы.

После распада Советского Союза в Таджикистане была гражданская война, которая на долгое десятилетие закрыла весь район. Литовцы суда вернулись лишь в 2003 г., а в 2004-ом, ровно 40 лет спустя после первопрохождения вершины Литва, первый раз на Юго-Западном Памире поход прошла автономная группа клуба туристов Вильнюсского Университета под руководством Шарунаса Зигмантаса. В её составе первый раз поход 5-ой к.с. в горах прошёл и руководитель группы нынешнего похода Юрас Йорудас.

Изучив историю альпинизма Литвы, более подходящего района для горного похода в честь столетия Литвы найти было невозможно. С февраля месяца 2018 года начали изучать район, читать последние и менее свежие отчеты. Маршрут похода мы наметили такой, чтобы взойти на как можно больше литовских вершин, а также, чтобы в маршрут входило несколько никем не пройденных, безымянных перевалов и, конечно-же, восхождение на вершину

„Литва“. Поход мы запланировали в самой высокой части горного хребта Шахдара. Чтобы увидеть панорамы хребта со всех сторон мы решили начать поход со стороны долины Шахдара, пройти сквозь горы, которые нас интересуют, главный горный хребет пересечь несколько раз и спуститься к реке Пянж, протекающей по Таджикско-Афганской границе. Горный хребет Шахдара является самым южным горным хребтом Памира. Район славится хорошей погодой – практически нет летних осадков, что гарантирует небольшое количество снега в этом районе, хотя средняя высота хребта составляет 5600 м, а высота самой высокой вершины Карла Маркса - 6720 м.

Так как нам удалось собрать сильную, амбициозную и спортивную группу, решили попытаться пройти горный поход 6-ой (наивысшей) категории сложности. В районе мало пройденных 3Б перевалов необходимых для шестёрки. В нами выбранном отрезке горного хребта такой перевал только один – это Зугванд , и он пройден немногими. По нашим данным до 2018 г. он пройден только 3 раза. В последний раз Зугванд в 1983 г. прошла группа Каунасского политехнического института (ныне КТУ) во главе с Гядиминасом Рачкаускасом. Во всех известных нами случаях через Зугванд ходили с лёгкой стороны - с юга на север. Мы планировали этот проход в более тяжелом направлении, поднимаясь через северную стену и спускаясь вниз по леднику Зугванд на юг. Конечно, у нас был запасной план, если бы перевал был непреодолимым, мы бы обошли через перевалы Энгелса 2A, Касфир 3A и Вилняле 2Б.

Пройденных известных 3Б перевалов, пригодных для нашего маршрута, мы не нашли, но запланировали два сложных, еще никем не пройденных перевала: один между вершинами

„Дарюс и Гиренас“ и „Король Миндаугас“, который намеревались назвать „Васарё 16“ (Vasario 16-osios – 16-ого Февраля) и седло между вершинами „Литва“ и „Вавель“, которому хотели присвоить название „Литва - 100“. Всего было запланировано 5 первопроходов. В дополнение к двум вышеупомянутым, запланированы новые перевалы: Рагутис (1Б, 4812м), Балтия (3А, 5040м), Жигейвю (2А, 5212м).

Полёт и проезд до начала маршрута

В столицу Таджикистана Душанбе прилетели самолетом. Самые дешевые и оптимальные билеты на самолет были из Минска через Стамбул в Душанбе. Полет не очень удобен, но другие варианты были значительно дороже. В Минск из Вильнюса ехали на поезде. В Таджикистан литовцам по-прежнему нужна виза, которую можно получить, заполнив онлайн- форму на электронной странице посольства Таджикистана: https://www.evisa.tj/index.evisa.html/. Памирские горы расположены в автономной области Таджикистана Горном Бадахшане, в который требуется отдельный пропуск. Пропуск в автономную область доступен в том же электронном виде. Виза вместе с пропуском стоила 70 долларов США.

От Душанбе до гор мы ехали на арендованных джипах. Для проезда в Горный Бадахшан у компании „Pamir Peaks“ мы арендовали вместе с водителями два больших Ланд Ровера, которые заранее заказали по электронной почте (info@pamirpeaks.tj). Представители компании встретили нас в аэропорту. Прямо в аэропорту за 10 долларов нам заполнили документы регистрации в Таджикистане. Рано утром прямо из аэропорта мы поехали на базар, чтобы купить еду для всего похода. Из Литвы мы брали только дорогостоящие и в Таджикистане едва ли доступные продукты. В Душанбе мы в основном купили крупу, макароны, сахар, печенье и т. д.

Около 8 часов утра с рынка мы тронулись в сторону Юго-Западного Памира. 700 км до нашего начала похода – это 2 суток езды. Первые 100 км от Душанбе - недавно отремонтированный асфальт, есть даже новый тоннель - китайцами построен. От Кулоба дорога ухудшается, а спустившись к реке Пянж на границе Афганистана асфальт давно не видел ремонта, поэтому темп очень замедляется. При въезде в автономную область Горный Бадахшан (ГБАО), документы долго проверяют пограничники и полиция. По дороге в Хорог еще 4 – 5 раз останавливаемся у пограничных постов, где пограничники тщательно списывают наши паспортные данные. Экономить время помогают заранее подготовленные нами списки группы с паспортными и визовыми номерами.

Для всего похода мы планировали три заброски. Две из них в начале похода мы сами должны занести в горы по руслам рек Юбен и Шабой . Третью-же - оставить нашим водителям, чтобы они две недели спустя передали Альгимантасу Юцявичюсу, который на ослах принесет ее в базовый лагерь у вершины Литва. Несмотря на то, что все это было согласованно с компанией „Pamir Peaks“ по электронной почте - оказалось, что водители об этом ничего не знали. По пути мы заново договорились с водителями о цене - оба джипа со всеми перевозками будут стоить нам 700 USDю

Фактический график движения

Даты Дни пути Участки маршрута высота (м) Набор, сброс высоты Км Ход. время Характеристика пути Погода
Июль 25   Поездом Вильнюс - Минск. Самолетом Минск. – Истамбул -Душанбе
Июль 26   Душанбе - Рушан         Джип
Июль 27   Рушан - слияние рек Реджиг/Шахдара         Джип
Июль 28 1 Заброска 1. Река Реджиг - река Шабои – река Реджиг 3410 м 4030 м 3410 м +620 м -620 м 31км 13:00 Грунтовая дорога, тропа в долине реки. Ясно
Июль 28 1 Заброска 2. Река Юбен до слияния с рекой Ростов и назад 3100 м 3400 м 3260 м 3400 м +440 м -440 м 18км 11:30 Тропа в долине реки. Ясно
Июль 29 2 Слияние рек Юбен/Шахдара – река Юбен – рекат Джелонде 3100м 3540м +440 м 6,5км 05:05 Слабая тропа в долине реки. Ясно
Июль 30 3 река Джелонде –цирк перед Пер. Цахинлевга 3540 м 4340 м + 800 м 3км 04:20 Травянистый кулуар Ясно
Июль 31 4 Пер. Цахинлевга (1А, 4533) - рад.в. 4813 - Слияние рек Ростов / Юбен 4340 м 4533 м 4813 м 3400 м +473 м -1413 м 5км   Наверх цирка по осыпному склону, на перевал по травянистому склону, на вершину по осыпи, с перевала - по травянистому склону и тропой. Ясно
Август 1 5 Река Ростов –подход к перевалу Рагутис 3400 м 4200 м +800 м 5,2км 8:40 Тропа до летника, затем по травянистому склону до поворота в долинку к перевалу Рагутис. По дну реки в каньоне Ясно
Август 2 6 Пер. Рагутис (1Б, 4812) - 4200 м 4812 м 4362 м 4540 м +790 м -450 м 4км 9:00 Поднимаемся по травянистому склону, потом по осыпи разного размера до перевала. Вниз по крутому осыпному склону и руслу ручья до морены ледника, по которой начинаем подниматься. Ясно
Август 3 7 Пер. Балтия (3А, 5040) 4540 м 5040 м 4700 м +500 м -340 м 2,3км 10:30 По морене и открытому леднику до перевального взлета. В связках с одновременной страховкой через 3 бергшрунда. 5x50 м перила жумара на 45-55td width="180">По закрытому леднику до седловины перевала Нишгар. С перевала по ледопаду, где провесили 3 веревки на спуск. Ниже ледопада ледник закрыт, много трещин. С седловины перевала Маркса 1 дюлферная веревка, дальше по скальным террасам и крутой осыпи. Переменная облачность
Август 13 17 Лед. К.Маркса - рад. к заброске 4610 м 4030 м 4490 м +460 м -580 м 13км 10:00 По крутой осыпи и моренам на ледник. За заброской идем по леднику, затем по морене, ровному дну долины, заболоченному лугу, брод через реку. Переменная облачность, после обеда кратковреме нный град и небольшой дождь.
Август 14 18 По леднику К.Маркса подход к пер. Зугванд 4490 м 5060 м +570 м 2,7км 6:30 Пересекаем открытый ледник, перепрыгиваем несколько ручейков. Дальше поднимаемся по разрушенным скалам, за ним по не очень крутому снежно-ледовому склону и открытому леднику в связках. Утром ясно, к вечеру облачно и небольшой снегопад
Август 15 19 Пер.Зугванд (3Б, 5600) 5060 м 5610 м +550 м 1,3км 12:00 В связках и с одновременной страховкой (6 ледобуров) пересекаем ледопад. Затем 5 веревок жумара на твердом льду 60 (мaкс. 80) и 1 веревка по крутому снежному кулуару. Ясно
Август 16 20 Лед. Зугванд -пер.Алпинистов (2А, 5200) - Лед. Кишти- Джароб – базовый лагерь в. Литва 5610 м 5050 м 5200 м 4570 м +150 м -1190 м 8км 10:40 Спускаемся в связках по закрытому леднику и небольшому ледопаду. На перевал по крупной осыпи, на седловину провесили 40 м. перил. Вниз по полкам скал, а затем по крупной осыпи до ледника. Пересекаем ледник, покрытый крупными камнями. За ледником тропами скота вдоль ручья до лагеря. Ясно
Август 17 21 Рад.в. Чюрленис (2А алп., 5807) 4570 м 5807 м 4570 м +1237 м 8,9км 10:00 По травянистому склону до штурмового лагеря около ледника. По открытому, затем по закрытому леднику. От перевала по снежно-ледовым склонам и гребням. Переменная облачность
Август 18 22 Подход к пер. Литва-100 4570 м 5890 м +1320 м 3,9км   По травянистому склону до штурмового лагеря около ледника. Пересекаем открытый ледник. Траверсом по осыпному склону до снежного языка. По крутому снежному языку с каглоспорами. В верхней части провесили 2 веревки жумара на крутом и твердом льду. Ясно
Август 19 23 Рад.в. Литва (4А алп., 6100) 5890 м 6100 м 5890 м +210 м -210 м 0,7км   Вначале по крутому снежному гребню. Дальше по скальному гребню спарой крутых бастионов. На спуске по тому же маршруту - провесили 2 веревки дюльфера. Ясно
Август 20 24 Пер.Литва-100 (3Б, 5920) - лед. Касфир 5890 м 5920 м 4290 м +30 м -1630 м 5,3км   1 веревка жумара до седловины перевала. Вниз 9 веревок дюльфера на ледовом склоне. Траверс по снежной террасе. От гребня спуск по разрушенным скальным террасам и 1 веревка дюльфера на скалах между террасами. Скальной террасой выходим на открытый ледник. По леднику со множеством трещин. 1 веревка дюльфера посредине ледника. По леднику, покрытому крупными камнями, затем по песку долины ниже ледника. Ясно
Август 21 25 Река Kасфир – пос.Лянгар 4290 м 3420 м -870 м 8,5км   По тропинке вдоль реки. Ясно
Август 22 26 пос. Лянгар – пос. Кеврун - - - - - -
Август 23   Пос. Кеврун - Душанбе - - - - - -
Всего пройдено 149,9км. Всего подъёмов- 13760 м, спусков- 13440 м.

График высотности

4. Перевал Жигейвю (ygeivi) 5212 м N37.143598 E72.375149
5. Перевал Ажуолас (uolas) 5320 м N37.104694 E72.388898
6. Вершина Дарюс и Гиренас (Darius ir Girnas) 6020 м N37.118274 E72.403361
7. Перевал Васарё 16 (Vasario 16- osios – Февраля 16- ого) 5700 м N37.107418 E72.408013
8. Перевал Овальный 5790 м N37.152694 E72.433856
9. Вершина Карла Маркса 6720 м N37.161035 E72.481511
10. Перевал (Связка) Нишгар – К.Маркса 5610 м 5020 м 3А 1Б N37.171226 E72.461235 N37.182239 E72.467650
11. Перевал Зугванд 5600 м N37.162568 E72.503135
12. Перевал Алпинистов 5200 м N37.145046 E72.520462
13. Вершина Чюрлёнис (iurlionis) 5807 м N37.170351 E72.559858
14. Вершина Литва (Lietuva) 6100 м N37.166369 E72.587698
15. Перевал Литва-100 (Lietuva- 100) 5920 м N37.164862 E72.590663

Все высоты и координаты в таблице и отчете установлены с помощью GPS (Garмin InReach, с точностью ±4м)

Карта маршрута

Карта 1. Первая часть маршрута до Пер. Васарё 16.

скачать

Карта 2. Вторая часть маршрута от пер. Васарё 16. до базового лагеря вер. Литва.

Карта 3. Tретья часть маршрута от базового лагеря вер. Литва до конца.

Техническое описание маршрута

2018.07.26-27. Путешествие на джипах к началу маршрута

Проснулись в Рушане, в 60 км от Хорога. Остановились здесь вчера, уже в темноте, разузнав у местных жителей об уютных и красивых апартаментах. Заплатили 600 сомони за 6 человек. Проснулись в 09:30, и после завтрака начали расфасовывать и запаковывать еду, купленную вчера на рынке в Душанбе. Мы разделили её на 3 заброски и на начало похода. Из Рушана выехали в 14 часов. За 1,5 часа доезжаем до Хорога. В Хороге обедаем и заправляемся. Около 17 часов выезжаем из Хорога. Выезжая из города, надолго застреваем на обычном

Фото 1. Поездка на джипах по долине Шахдара

полицейском контрольно-пропускном пункте. По хорошей асфальтированной дороге в долине Шахдара, едем до Сежд, который достигаем в 19:00. За Сеждом грунтовка, и наша скорость падает. В 19:30, в сумерках, пересекаем слияние реки Юбен, и видим мост, у которого завтра стартует часть нашей группы с заброской. В 20:30 достигаем цели - слияния рек Шахдара и Реджиг. Ужинаем, расстилаем спальные мешки прямо на поляне и стоим под открытым небом. Полная луна освещает всю долину, но сегодня луна особенно впечатляет - наблюдаем полное затмение луны.

2018.07.28 Первый день похода. Заброски

Фото 2. Ночевка в долине Шахдара у слияния с рекой Шабой

Вчера приехали к слиянию Шахдара и её притока Реджиг. Высота 3410 м. Просыпаемся в 06:00. Позавтракав разделяемся на две группы по 3 человека для двух забросок. Первая группа в 8:30 на одном из джипов отправилась назад - к слиянию рек Шахдара и Юбен.

Заброска 1

Ремигиюс, Ирмантас и Юрас несут первую заброску на десять дней. Джип довозит до волейбольной площадки у слияния рек. Отпускаем водителя домой. Запаковав заброску в 3 рюкзака (почти по 30 кг), в 10:40 выходим. За площадкой впечатляющий висячий мост без перил над Шахдаром, высота 3100 м. Сразу за мостом тропа идет круто вверх на высокий правый берег реки Юбен. Идем медленно, рюкзаки тяжёлые, акклиматизации недостаточно. Поднявшись на крутой склон, не теряем высоту и слегка

Фото 3. Мост через реку Шахдара

поднимаясь, идём тропой по высокому берегу реки Юбен. В течении 2 часов поднимаемся на самую высокую точку тропы 3400 м. Отсюда мы начинаем спускаться и через 30 минут оказываемся на высоте 3250.

Фото 4. Слияние рек Юбен и Джелонде сверху. Несём заброску над рекой Юбен.

В нижней части тропа идёт вдоль самой реки. Спустившись к реке, подходим к мосту, но на другую сторону не переходим. Не удаляясь от реки, продолжаем движение по тропе на правом берегу реки Юбен. Жарко, темп падает. Ремигиюсу движение осложняет "революция" в животе. В 14:30 обед у коша, прозрачный ручей, растут деревья. Обедаем до 15:00.

Фото 5. Несём заброску над рекой Юбен

Идём по тропе вдоль реки. В 17:00 достигаем слияния рек, вокруг много заброшенных зданий и следов сельскохозяйственной деятельности. Жителей не видно, замечаем только несколько открытых захоронений с человеческими костями и черепами.

Фото 6. Летник у слияния рек Юбен и Ходаш

Правый приток Юбен переходим по недавно отремонтированному мосту. Сразу за мостом, круто поднявшись к скалам, прячем заброску. Высота 3420м. Беспокоимся о сохранности заброски, поэтому прячем в труднодоступном месте на склоне. Внимательно наблюдаем за местностью, но вроде всё тихо, никого нету. Место заброски обильно посыпаем черным перцем. Надеемся, это умерит любопытство животных. В 17:30 начинаем спуск вниз. Рюкзаки легкие, но идём медленно, так как Ремигиюс плохо себя чувствует. 19:00 возвращаемся к месту обеда. В 20:00, в полной темноте поднимаемся на террасу склона Юбен. Слияние рек Юбен и Шахдара достигаем в 22:00. Спим без палаток - в спальниках на ковриках, которые носили весь день.

Заброска 2

Вторая группа выходит с грузом с места ночёвки. Выходим 9:00. Пересекаем реку Шахдара по двум мостам возле жилого дома в 100 м выше по течению от места ночёвки. Около получаса по правому берегу реки Реджиг идем по тропе, где в дельте реки живут люди. Вдоль дороги проходит линия электропередачи. Есть даже указатели хостела. Автомобильная дорога заканчивается у сужения каньона реки, где несколько лет назад произошел крупный обвал. Пройдя сужения вновь появляется автомобильная дорога. Кое где она полностью заросла травой, но есть ощущение, что дорога используется. Нет крутых подъемов, идётся легко. В 12:00 подходим к слиянию рек Чачак и Шабой (после слияния река называется Реджиг). Дорога не пересекает реку и продолжает подниматься по долине реки Шабой. Видим мосты через реки и жилые дома на другой стороне. Дорога понемногу переходит в тропу. В 15:30, пройдя единственныйрутой отрезок, оказываемся на плато, где на пару километров вперёдвидно, как река петляет от одного склона долины к другому. Открывается великолепный вид на вершины Энгельса и Маркса, и перевал Зугванд между ними. Обедаем. Саулюс "летает" на дроне, прячем заброску. Долго ищем подходящее место для заброски, так как в долине очень много сусликов. У Рамунаса и Лауринаса от высоты болит голова. Высота 4030м. В 17:30 начинаем спуск. В 19:30 спускаемся к слиянию рек Чачак и Шабой. Быстро начинает темнеть. В лагерь приходим в 22:00. За день прошли 31 км, чувствуем себя очень уставшими. Ночью на улице минусовая температура.

Фото 7. Несём заброску по долине реки Шабой.

Фото 8. Истоки реки Шабой. Оставляем заброску. Вдали левее – вершина Энгельса, правее – вершина Kaрла Маркса

2018.07.29 Второй день похода. Долина реки Джелонде

Группа второй заброски на втором джипе подъехала к волейбольной площадке у слияния реки Джубен в 08:20. По наблюдениям и результатам забросок, решили сократить начальный отрезок маршрута, отказавшись от первых двух перевалов и начать не из Сежда, а отсюда. В 9:00 разгружаем джип, расплачиваемся с водителем и отпускаем домой. Водителю джипа оставляем третью заброску, которую он обещает передать Альгимантасу Юцявичусу. А. Юцявичюс с литовской туриадой прилетает в Душанбе через две недели, и у нас договорённость, что они доставят третью заброску в базовый лагерь туриады. Завтракаем и упаковываем вещи. Долго копаемся с пока ещё непривычно большими рюкзаками, в 11:00 стартуем с переправы через небезопасный мост (фото 3) на левый берег Шахдара. По мосту можно идти только по одному, сфотографироваться каждый хочет отдельно, поэтому преодолеваем первое препятствие в виде моста только в 11:15. Сразу за мостом в этот раз не поднимаемся, а поворачиваем направо и по дельте реки идем в сторону каньона Юбен. Вдоль реки идёт малозаметная тропа, иногда приходится продираться через колючие кустарники. 12:15 достигаем слияния рек Юбен и Джелоне (фото 4). Выше слияния вброд переходим через Юбен. Воды по колено, переходим по одному с палками. 12:45 на другой стороне останавливаемся на обед и сушку. Жарко, но под деревьями приятная тень. После вчерашних марш-бросков все чувствуют себя уставшими - решаем устроить сиесту: моемся, стираемся, сушимся. После короткой разведки решаем перейти на левый берег Джелоне, поскольку чуть выше на правом берегу прижимы. В 15:00 вброд переходим реку. Через 20 мин переходим обратно на левый берег. На всех бродах уровень воды достигает колен. На правом берегу начинается хорошо протоптанная тропа. Она по диагонали поднимается вверх от реки. В течение 1 часа и 10 мин. поднимаемся к заброшенному кошу. Высота 3350 м. От коша тропа спускается вниз к реке, но мы по ней не идём. Выбираем более прямой путь вдоль полноводного арыка.

Фото 9. Брод через реку Юбен.

Фото 10.В долине реки Джелонде.

Фото 11. Ночёвка в долине реки Джелонде

Вдоль арыка идти очень удобно - совершенно не теряем высоту. Иногда путь заграждают кустарники, но их легко обойти. Через час пути вдоль арыка возвращаемся на тропу, т.к. арык заканчивается, вернее начинается - вытекает из реки. По тропе поднимаемся по крутому склону и в 18:10 останавливаемся на ночлег. Половине группы болит голова. На зелёной поляне у реки Джелоне спим в спальниках, не устанавливая палатки. Недалеко от деревьев источник пресной воды. Вода в реке Джелоне мутная, даже серая. Высота 3550 м.

2018.07.30 Третий день похода Подход к перевалу Цахинлевга

Дежурные встают в 6:00 утра, группа в 6:30 утра. Несмотря на то, что еще не акклиматизировались, спали хорошо. Утром обсуждаем сны, кто сколько раз просыпался, и кто перепутал полнолуние со светом фонарика. Выходим в 08:20. Поднимаемся правым (в направлении движения) берегом ручья. Тропы нет, но в русле реки камни образовали удобные ступени.

Фото 12. Подъем к перевалу Цахинлевга.

Через 30 мин. подходим к боковому ручью с прозрачной водой. Идем правее, по сухому руслу. В 10:10 поднимаемся на 3860 м под 20-метрую скальную стенку слева. Третья остановка. Сегодня первый день похода, когда попадаем в график. Темп: 30 мин. - ходка, 10 мин. - отдых. По руслу поднимаемся до расширения долины с заброшенными пастбищами. Высота 4030 м. Кош левее русла, в долине сходятся несколько узких, сухих кулуаров. Поворачиваем в самый левый (фото 12). 12:10 поднимаемся в верхнюю долину.

Фото 13. Под перевалом Цахинлевга.

Останавливаемся на обед. Воды нет. Открывается цирк перевала Цахинлевга с самим перевалом. Высота 4180 метров. После обеда (13:10) продолжаем подъём. Выйдя в более широкую долину перед цирком, выходим на травянистые склоны. Идём вдоль основного русла, и через 20 мин. подходим к воде. В 13:40 подходим к слабовыраженной тропе, спускающейся с перевала. Высота 4340м. Решаем остановиться на ночлег. У большей части команды болит голова, расстройство желудка, поэтому полуднёвка обязательна. Разведав маршрут констатируем, что тропа в верховье цирка выводит на перевал. Палатки не расставляем, удобных площадок нет, но у скалы есть сложенный из камней двухместный домик без крыши.

2018.07.31 Четвертый день похода. Перевал Цахинлевга 1A, 4533 м

Фото 14. Цирк перевала Цахинлевга и место ночевки.

Дежурные встают в 6:00 утра, группа в 6:30 утра. Выходим 08:15. Поднимаемся по вчера разведанной тропинке в самый левый угол цирка под перевалом. За 15 минут поднимаемся на 70 метров. Выходим на зелёное плато, которое травяными холмиками тянется с северо- запада на юго-восток. Поднимаясь, пересекаем его в восточном направлении. Направление обозначено высоким 2-метровым туром по склону. Четкого перевала нет, но нам удобнее повернуть восточнее, на перевал правее ярко-желтых скал.

Фото 15. На перевале Цахинлевга 1A 4533м.

Достигаем перевала в 9:20. В 9:30, оставляя рюкзаки на перевале, по гребню поднимаемся вверх, к южной вершинке.

В 10:30 достигаем первой вершины гребня на высоте 4810 м. Отсюда даже лучше, чем с перевала, открывается панорамный вид на хребет Шахдара. Видны вершины: Энгельс, Маркс, Аудра, Литуаника, Король Миндаугас, Шяуляй. Перевалы: Чодаш, Нишгар и другие, а также два нами планируемых пройти безымянных перевала. Просматривается маршрут ближайших 3 дней. Планируем путь подъёма на первый безымянный перевал. В 11:15 спускаемся вниз к рюкзакам. На перевале строим тур и пишем записку. Высота 4533 м. В 12:00 начинаем спуск в сторону реки Ростов. Придерживаемся правой стороны, не удаляясь от склона хребта, по которому недавно поднимались/спускались. Спускаясь по травянисто-осыпному склону, целимся в верхний угол пастбища внизу. Достигнув пастбища, в 12:30 останавливаемся на обед.

Фото 16. Панорама с вершинки 4810 м. Слева направо видны пики Маркса, Аудра, КПИ, Литуаника, Дарюс и Гиренас. Посередине – никем до нас не пройденный перевал Рагутис.

Заканчиваем обедать в 14:00. После обеда пересекаем пересохшее русло ручья, врезавшееся на 1,5 м в конгломератный грунт.

Спускаемся по правому берегу ручья, и, хотя в отчете 2003 г. упоминается трехметровый тур и тропа от него, мы ничего не находим. Идём по крупной осыпи и травянистым склонам. Крутые места можно обойти или траверсировать, поэтому держим хороший темп. В 14:30 останавливаемся на отдых у источника на правом склоне. Отдыхаем 15 мин. В 14:45 продолжаем движение. Понемногу появляется еле заметная трава. В 15:20 приходим на летнее пастбище.

Фото 17. Спуск с перевала Цахинлевга 1A 4533 м Воду не находим, всё сухо. Отсюда ведут две чёткие тропы - по правому и по левому склону ручья. Выбираем левый путь. Тропа удаляется от ручья и не сбрасывая высоту выводит нас на широкой склон, где широким серпантином спускается в долину реки Ростов. Спускаемся к слиянию рек Ростов и Ходаш. Летние пастбища, много строений, тропа разветвляется и почти исчезает. Направляемся в сторону моста через реку Ростов, на 200 м выше слияния. В 16:10 достигаем моста. Первая заброска - 200 м за мостом. В 17:00 находим ее и на красивой лужайке в дельте реки Ходаш разбираем нашу заброску. Радуемся, что заброску не тронули ни люди, ни звери. Вокруг лужайки растут деревья, журчат чистые ручейки и жужжат мухи - отличное место для ночёвки. Высота 3395 м. Делим заброску. Сжигаем мусор в костре.

2018.08.01 Пятый день похода. Долина реки Ростов

На лужайке спим до 06:00. Солнце ещё не греет, но ночь не была холодной. Завтракаем, рассортировываем заброску и выходим в 08:20. По мосту переходим обратно на левый берег реки Ростов, по тропе проходим мимо коша. За пастбищем тропа пропадает, поэтому не очень понятно, куда идти. Пытаемся идти вдоль реки, но выясняем, что лучше идти выше по склону. Наконец подходим к высохшему акведуку и идем по нему. В 9:30 по мосту переходим на правый берег реки. Здесь ещё одно пастбище со строениями. Домик ухоженный, с крышей, но без жителей. Осмотрели домик, отдохнули. Долина у пастбища расширяется, в километре от нас видно ответвление притока нашего перевала. Кажется, равномерно поднимаясь можно по пологому склону дойти до начала ответвления притока нашего перевала. В 10:00 по травянистому склону движемся вперёд. К сожалению, поднявшись на 80 метров, становиться ясно, что мы ошиблись, и придётся спускаться вниз.

Фото 18. Долина реки Ростов у летника. Видно место поворота на перевал Рагутис. Наша пешеходная тропа обозначена красным цветом, а рекомендуемая - зеленым.

Спускаемся на 50 м и по заболоченной лужайке поднимаемся уже к нашему ответвлению. Оказывается, из нашей долины вытекает чистый ручей. Ручей врезается в глубокий каньон.

После разведки, в 11:00, идём прямо в каньон и по руслу реки, круто, но удобно, по камням поднимаемся вверх. Почти все время по дну каньона течет ручей, но воды немного. У ручья 2 ответвления. Пройдя их, воды в ручье становиться совсем мало. Есть 100-метровый отрезок, совсем без воды. Через 3,5 часа каньонинга, в 13:30 мы выходим из ущелья в верхнюю долину и на зелёной лужайке становимся на обед. Высота 3980 м, воды мало, но она есть. Саулюсу плохо, крутит живот. До 15:30 ждём улучшения, но лучше не становится.

Фото 19. По каньону идем в сторону перевала Рагутис.

В 15:30 оставляем Саулюса с медиком Ирмантасом и идём вверх. Поднимаемся по траве и по крупным большим красными камнями правее русла ручья - вода исчезла. Пройдя 20 метров и поднявшись на гребень не теряем визуальный контакт с Саулюсом и Ирмантасом. Видим, что они тоже движутся вверх. За коричневой грядой начинается каменистый луг с редкой травой. Ручей с водой течет дальше и правее. Проходим луг и в самом дальнем углу поднимаемся на травянистый гребень. Видим, что Саулюс идет очень медленно - очевидно, ему всё ещё плохо, поэтому на гребне готовим места для палаток и становимся на ночёвку. Палатки разбили выше ручья на 6 м. Несколько человек возвращается назад, чтобы взять рюкзак у Саулюса. У палаток все собрались в 17:00, хотя реальной ходьбы с места обеда не более 50 минут. Высота около 4200 м. Прошли 8,5 километров. К вечеру Саулюс начинает чувствовать себя лучше, поэтому на завтра планируем восхождение на безымянный перевал.

2018.08.02 Шестой день похода. Перевал Рагутис (Ragutis) 1Б 4812 м, первопрохождение.

Выходим из лагеря 08:00. Поднимаемся по травянистому склону, вдоль правого берега ручья (по направлению движения). Обходим прижим с правой стороны. Долина выравнивается - продолжаем движение по левому берегу ручья - нам повезло найти место для выхода с некрутыми подъёмами. Чуть выше ручей уходит глубоко в долину, а крутые берега конгломерата представляют собой серьезное препятствие. Видна верхняя часть перевала с крутой каменной ступенью высотой 50-70 м (фото 16).

Фото 20. По осыпи всходим на перевал Рагутис.

После позавчерашнего осмотра было принято решение обойти скалы с правой стороны — это наиболее простой путь подъёма на перевал. Поднимаемся в цирк (высота 4670 м), под перевальную безымянную вершину, находящуюся правее нашего перевала. Далее по левой стороне (по направлению движения) - крутому осыпному склону долины поднимаемся на небольшой хребет, находящийся правее перевального седла. Далее поднимаемся по большим коричневым камням прямо вверх, затем, наискосок влево пересекаем весь желтый барьер по диагонали. Перевалив через гребень, видим желтое седло перевала. Склон выполаживается. По осыпи в 12:00 поднимаемся на перевал. Туры и другие следы пребывания человека не находим. Решаем, что мы первые восходители, и мы имеем право назвать перевал на свое усмотрение. После долгих дискуссий и голосования перевал получил название Рагутис (Ragutis - Рожок), в честь языческого бога белого пива.

Фото 21. Седло перевала Рагутис.

Название предложил Лауринас, обратив внимание на скальную башню рядом с перевалом, напоминающую рог. А цвет перевала, напоминающий цвет пива только подтвердил наши аргументы, связать название перевала с богом пива. А пиво любят и литовцы, и славяне! Возводим тур и обедаем. Уходим с перевала в 14:00. Спуск - крутая осыпь. Не растягиваемся, спускаемся друг за дружкой. Много свободных камней, страхуемся, стараемся не сбрасывать камни на позади идущих. Камни летят далеко. Спускаемся серпантином. На поворотах собираемся, чтобы не оказаться друг над другом.

Фото 22. Спуск с перевала Рагутис.

В течение 30 мин. проходим самую крутую часть и спускаемся до 4600 м. Подходим к леднику. Ледник пересекаем по диагонали на восток, ориентируясь на угол скалистого хребта. У скал еще одна крутая осыпь. Спускаемся вниз по руслу ручья. В 15:30 достигаем низшей отметки сегодняшнего дня в долине на морене ледника. Высота 4375 м. Отсюда начинаем подниматься правее вверх. Поднимаемся на тёмную морену ледника. Выйдя на неё, идем в среднюю часть, где сходятся темная и светлая морены. Между моренами течет ручей. Поднимаемся вверх по ручью и в 17:00, как только находим более-менее ровное место для палаток, останавливаемся на ночлег. Выравниваем места под палатки. Высота 4560м.

Фото 23-1. Путь между перевалами Рагутис и Балтия.

Фото 23-2. Вид на перевал Балтия перевала Рагутис.

2018.08.03 Седьмой день похода. Перевал Балтия (Baltijа) 3A 5040 м, первопрохождение.

Фото 23-3. Подъем на перевал Балтия.

Дежурные встают в 5:30, команда в 6:00. Однако уходим с ночёвки только в 08:00.

Поднимаемся вдоль левого ручья, протекающего между светлой и темной мореной. Через 20 минут выходим на ледник, пересекаем ручей и поднимаемся по открытому леднику. В 8:30 надеваем кошки. Пройдя пологую часть ледника, связываемся у более крутого склона. В 9:30 в связках поднимаемся по крутому снежному склону. Снег твёрдый.

На ледовом склоне насчитали 3 бергшрунда, но все они небольшие и забиты снегом, а нижний - короткий, не на весь склон. Серпантином обходим нижний бергшрунд. Второй бергшрунд пересекаем посередине. Стенка верхнего - третьего бергшрунда, крутая - подниматься надо на ледорубах. В этом месте хотели сделать скользящую страховку, но не смогли, потому что качество льда было неподходящим для ледобуров. Ледобур смокли вкрутить на 5 м выше второго бергшрунда.

Фото 24. Жумар на перевал Балтия.

С этого места, весь участок между вторым и третьим бергшрундом прошли на скользящей страховке, крутизна склона 30-40. В 10:15 выше третьего бергшрунда делаем станцию из 2-ух ледобуров и организовываем перила. Первую верёвку с нижней страховкой, без рюкзака и 2-умя ледорубами проходит Лауринас. На верхней станции попробовали вытянуть рюкзак Лауринаса, но недостаточно крутой склон (45-50), грубый лед и вес рюкзака не позволили этого сделать. Поэтому пришлось спуститься и зажумарить наверх с рюкзаком. Вторую и третью верёвку провешивает Юрас. И вновь нужно спускаться вниз за рюкзаками и жумарить наверх. Затем повторили в точности те же действия, провешивая последние 2 верёвки. В общей сложности на ледовой стене перевала провесили 5 верёвок по 50 метров. Крутизна самого сложного участка составила 65. Для выхода на перевал провесили 25 метров горизонтальных перил.

На стену поднимались по диагонали слева направо, чтобы не бросать в находящихся ниже по склону товарищей отколовшиеся куски льда, и удалиться от простреливаемого камнями склона. Таким образом, на перевал мы вышли правее, и поэтому должны были протраверсировать влево. Вся команда на перевале собралась в 15:15. Обедаем, вода течет из тающего снега. Тур не нашли, строим свой собственный и размышляем о названии не пройденного ещё никем перевала. Голосуем за название «Балтия» («Baltijos»), категория 3А, высота 5040 м. Устали, отдыхаем. Спуск начнем в 17:30. Южный склон - осыпной. Спускаемся осторожно, но всё равно сбрасываем камни. Спускаемся вместе, в группе, наискосок по диагонали налево, к скалистому гребню. На гребне решаем, что удобнее спускаться левее гребня более широким серпантином.

Горизонтальные перила на седловину перевала Балтия.

Наша команда на перевале Балтия.

По более мелкой осыпи. Длина крутого склона составляет 200 метров, и мы спускаемся за 30 мин. Еще за 30 мин. спускаемся вниз в долину. Под камнями слышим ручей, вода глубоко, но в том месте, где склон долины становится более крутой, вода выходит наружу. В 18:30 на левом берегу ручья останавливаемся на ночлег. Выравниваем места под палатки между камнями. Высота 4700 м.

Фото 27. Путь спуска с перевала Балтия.

Фото 28. Путь спуска с перевала Балтия.

2018.08.04 Восьмой день похода. Долина реки Внукут (Вранг)

Фото 29. Спуск в сторону долины Внукут (Вранг)

Встаём в 5:30, уходим в 7:40. По долине спускаемся до 4500 м, и в 8:30 начинаем траверсировать влево - в долину Внукут (Вранг), по восточному склону, в верховье реки. На противоположной стороне долины возвышаются могучие стены вершин Бролю Боёру (Broli Bajor). Идем по одной из многочисленных козьих троп, затем тропы заканчиваются. Пытаемся идти, ориентируясь по турам, сооруженным на больших камнях, но там нет тропы. Приходится спуститься вниз по диагонали. В 09:45 спускаемся к реке Внукут (Вранг), высота 4350 м. На противоположном - левом берегу реки, видим тропу. Пройдя вверх по реке и найдя удобное место для переправы, по камням переходим на другой берег. Идем вверх по тропе. На тропе встречаем местного пастуха, что привёл отару овец - в «компанию» коровам, находящимся на выпасе. Осматриваем восточный склон и южный гребень вершины Аудра (Audrа), 5549 м., с маршрутом первовосхождения.

Фото 30-1. Спуск в сторону долины Внукут (Вранг).

Фото 30-2. В долине Внукут (Вранг)

Маршрут не кажется сложным, а вершина красивая. Тропа на 100 м выше обрыва реки. Над обрывом выходим в расширяющуюся долину, где раскинулись большие пастбища. Здесь долина разветвляется: левее (в направлении движения), позади вершины Аудра (Audrа), должен быть перевал Ходаш 1A 5145m. Видимо встреченный нами пастух часто ходит туда- сюда - тропа видна отчётливо. Чуть-чуть восточнее Ходаша должен быть перевал Вранг 1А, 5076 м., но мы его не видим. Поворачиваем направо в правую долину к леднику. В 12:30 обедаем в кармане морены.

Фото 31. Жумар по леднику под перевалом Жигейвю.

После обеда - в 14:00 начинаем подниматься по правому склону долины (по направлению движения) на небольшой ледник на северном склоне. Направляемся к перевалу, под номером 64 в схеме Юго-Западного Памирского хребта. Насколько нам известно, он ещё никем не пройден. Поднимаемся круто вверх вдоль реки. В 15:00 поднимаемся на скальную площадку, находящуюся перед 50° градусной стеной языка ледника. Здесь есть возможность выровнять места под палатки и остановиться на ночь. Есть вода. Но мы идём дальше. Провешиваем 40 метровые перила. Зажумариваем. В 16:00 все собираемся на леднике, связываемся и, по закрытому и не очень крутому леднику, идём в сторону безымянного перевала. Слева возвышается крутая ледяная стена с карнизами. Держимся правее, подальше от нависающих карнизов. В 17:00 поднимаемся на перемычку между скалистым хребтом справа и снежно-ледовым склоном слева. Оказывается, эта перемычка не наш перевал, т.к., спустившись вниз снова выйдем в ту же долину. В поисках более простого подъема мы слишком сильно свернули вправо. Юрас и Лауринас выходят на разведку в сторону ледяного цирка, уходящего влево. Остальная часть команды разбивает лагерь на широкой каменной гряде. По результатам разведки решили, что завтра пойдем влево - пока не выйдем на ледяной склон под нашим перевалом.

Фото 32. Путь подъема на перевал Жигейвю.

2018.08.05 Девятый день похода. Перевал Жигейвю (ygeivi) 2A 5212м, Первопрохождение.

Фото 33. Поднимаемся на перевал Жигейвю.

Дежурные встают в 5:30, команда - в 06:00. Готовка каши на завтрак в зоне снега и льда затягивается. Перед выходом связываемся. Поэтому выходим только в 08:15. Пересекаем ледяной склон (половина цирка) и поднимаемся вдоль морены в сторону ледового склона перевала.

Фото 34. Спускаемся с перевала Жигейвю.

На подъёме используем 10 ледобуров. В 09:15 выходим на перевал, непосредственно перед перевалом снега нет. Перевал представляет собой широкое седло с нагромождениями камней и несколькими углублениями. Южная сторона переправы - осыпь с фрагментами скал. Тур не находим. Строим тур, и называем перевал „Жигейвю“ („ygeivi“), 2А, 5212 м. Спуск начнем в 10:15. Для спуска выбираем правый край, по осыпи среднего размера, так как здесь нет выходов скал. Спускаемся серпантином двумя группами по 3 человека. В 10:45 подходим к леднику, что спускается с вершин КПИ (KPI) и Литуаника (Lituanika). Высота 5070 м. Ледник открытый и покрыт кальгаспорами. Идем без кошек. Наискосок, вниз и влево пересекаем ледник. Так, не спускаясь с ледника, пытаемся перейти на левую сторону реки Чонджирав. Ледник заканчивается 20-30-метровой крутой ледяной стеной. Обходим её по левой морене. В 12:00 спускаемся в долину Чонджирав. Продлжаем спуск вниз. По камням переходим ручей, текущий со стороны перевала Литуаника (Lituanika). В 13:30 приходим в базовый лагерь под вершиной Дарюса и Гиренаса (Dariaus ir Girno). Красивая лужайка со множеством небольших ручьев. К вечеру падает уровень воды в ручьях, но они не замерзают даже ночью. Из лагеря отлично просматривается наш завтрашний путь - каменистый кулуар западного склона, над ним - красивый снежно-ледяной купол. Высота 4620 м. Отдыхаем, стираемся, спим.

Фото 35. Южный склон перевала Жигейвю, что просматривается со склона перевала Ажуолас.

Фото 36. Панорама долины Чонджирав с перевала Жигейвю со всеми литовскими вершинами.

2018.08.06 Десятый день похода. Перевал Ажуолас (uolas) 2А, 5320 м.

Дежурные просыпаются в 04:00 команда - 04:30. В 06:00 выходим в сторону вершины Дарюса и Гиренаса, углубляемся в широкий, засыпанный камнями кулуар между крутыми скальными стенами. По информации из туристских отчётов А. Юцявичюса 2014 года и Балейшиса 2015 года по кулуару надо подниматься до ледового склона, а затем, по крутому льду на хребет. Перевал в отчетах не упоминается, так как предыдущие восходители по ледовым склонам поднимались вверх к вершине. Мы этот перевал тоже не планировали проходить, поэтому ни названия, ни категории не знаем.

Фото 37. Поворот из долины Чонджирав в кулуар к перевалу Ажуолас.

Поднимаемся по левой части (по направлению движения) кулуара вдоль высохшего русла ручья. Камни смерзшиеся, поэтому высоту набираем быстро. Добираемся до более пологой части склона, сворачиваем направо, в сторону скал.

Фото 38. Подъем на перевал Ажуолас с западной стороны. (Маршрут отмечен красным - где шли пешком, синим - где должны были провесить веревки для жумаров).

В 7:30 поднялись на 4900 м - пересекаем ручей. Утренний мороз уже мешает, так как, обледеневшие камни замедляют движение и создают дополнительные риски. По кулуару поднимаемся к скалам, находим подходящую террасу и сворачиваем вправо. Выход на скалы очень хорошо выражен светло-желтой скальной полосой, видимой даже со дна долины. Терраса начинается чуть ниже полосы, и по диагонали траверсом по террасе поднимаемся вверх, выше полосы. В 08:20 по разрушенным скалам поднимаемся к ледяному склону. Связываемся, надеваем кошки, и в связках, с одновременной страховкой, поднимаемся вверх. Держимся левее, потому что правее по склону летят камни. На большой скорости камни летят с каменной башни справа. С одновременной страховкой поднимаемся вверх на 150 м по 35° склону, далее крутизна склона увеличивается до 50°, поэтому вешаем 50- ти метровые перила.

Фото 39. . Подъем на перевал Ажуолас наверху кулуара.

Зажумарив наверх, склон выполаживается, поэтому одновременной страховкой траверсируем вправо - в сторону черного ледового кулуара. Траверсируеми 100 м, делаем станцию и вешаем 50 м перил прямо вверх. Зажумариваем наверх - перевал не достигли, надо траверсировать 30 м по диагонали вверх до перевала. Команда на перевале собирается в 13:45. Обедаем.

Фото 40. Жумар на перевал Ажуолас.

Фото 41. Перевал Ажуолас– вид с перевала Жигейвю. (Маршрут отмечен красным -где шли пешком, синим -где должны были провесить веревки для жумаров).

На камнях находим несколько выровненных площадок под палатки и несколько туров. В одном из туров, в жестяной банке из под латвийского кофе, с удивлением обнаруживаем записку А.Юцявичуса 1989 года. Оказывается, перевал называется «Ажуолас» („uolas“) (5330 м), и его первопроходцы - группа Каунасского Политехнического Института под руководством Ю.Шеффлера прошла этот перевал в 1988 году. Дальнейшее содержание записки нас ещё больше удивляет - оказывается А.Юцявичюс в 1989 году с перевала «Ажуолас» уходит в сторону перевала между вершинами "Дарюса и Гиренаса" и "Руты" и называет его перевалом "Дарюса и Гиренаса".Месторасположение вершины Рута на этом хребте нам неизвестно, полагаем, что единственный перевал, на который можно выйти не спускаясь отсюда, это перевал между вершинами Дарюса и Гиренаса и короля Миндаугаса, куда мы и направляемся. Известно, что по этому маршруту литовцы часто поднимаются на вершину Дарюса и Гиренаса, но с перевала между вершинами короля Миндаугаса и Дарюса и Гиренаса на восток никто не спускался, поэтому перевал полностью не пройден, и название ему никто дать не мог. У нас есть коммуникатор Garmin In Reach, и мы шлем много вопросов нашему координатору в Литве - А. Курасу. Пока А.Курас ищет ответы в Литве, мы в 15:40 выдвигаемся вверх, в сторону Дарюса и Гиренаса. Поднимаемся по закрытому и плоскому леднику, но издалека видим, что подъём на перевал между королем Миндаугасом и Дарюсом и Гиренасом крутой, поэтому сворачиваем вправо и делаем большой крюк под западной каменной стеной вершины короля Миндаугаса. Движемся медленно, под самым перевалом подходим к участку с трещинами.

Фото 42. Седловина перевала Ажуолас.

В вечернее время не рискуем его пересекать, поэтому останавливаемся в 18:00 на ночлег на более пологом участке ледника под западной стеной Миндаугаса. Высота 5520 метров. Вечером получаем из Литвы ответы на вопросы. Они таковы: пик Рута – это скорее миф, чем реальность, и, вероятно, А.Юцявичюс в 1989 году так назвал безымянную вершину, которая в 2003 году получила название короля Миндаугаса, когда Саулюс Вилюс впервые поднялся на неё. А. Курас связался с А.Юцявичюсом и выяснил что, тот в 1989 году поднялся на наш безымянный перевал и назвал его перевалом Дарюса и Гиренаса, однако тогда он (и никто до сих пор) не спустился с него на восток, то есть не прошёл перевал полностью. Так что название предварительное, и мы можем дать название перевалу на свое усмотрение. Позднее, уже в Литве, мы связались с турклубом КТУ и получили контакты Юргиса Шеффлера. Оказывается, в августе 1988 года группа КПИ в этом районе совершила горный поход 3 категории сложности, и совершила 3 первопрохода, назвав перевалы литовскими именами: «Ажуолас» („uolas“) (2A 5300 м) «Надежда» („Viltis“) (2А 5629 м) между вершинами Литуаника и КПИ «Келюнай и Айдай» („Keliасным ir Aid“)(1Б 5100 м) между вершинами КПИ и Вранга.

Фото 43.Записка А. Юцявичуса 1989 г.,снятая нами с перевала Ажуолас..

Фото 44.Вид с перевала Ажуолас на долину Чонджирав .

2018.08.07 Одиннадцатый день похода. Вершина Дарюс и Гиренас 6020м.

Дежурные встают в 04:30 команда - в 05:15. Из первого лагеря на леднике мы выходим только в 07:10. В 07:30 проходим перевал между вершинами Дарюса и Гиренаса и короля Миндаугаса. Выяснили вчера, что перевал безымянный, поэтому планируем назвать его именем "16 февраля", высота 5610 м.

Фото 45.Подъем на вершину Дарюс и Гиренас.

Перевал широкий, снежный, возможности построить тур нету. К востоку от перевала висят небольшие карнизы с сосульками посередине. Скинув рюкзаки Юрас с Лауринасом отправляется на поиски спуска на восточную сторону. Картина не радужная: крутой ледяной склон, со множеством выходов скал и свежими следами камнепадов. Все возможные пути спуска сводятся в воронкообразный кулуар, который простреливается камнями. Решено сегодня подняться на вершину Дарюся и Гиренаса, а завтра утром спуститься с перевала. В 08:30 без рюкзаков уходим на восхождение. Поднимаемся по широкому снежному 30-ти градусному склону с небольшими кальгаспорами. Поднимаемся серпантином в связках. В 10:45 достигаем вершины Дарюса и Гиренаса, GPS показывает 6017 метров. Находим на вершине регалии, оставленные в 2013 году А. Юцявичюсом и в 2014 - Балейшисом.

Фото 46.На вершине Дарюс и Гиренас.

Облачно, но вид с вершины превосходный. В 11:45 начинаем спуск. В 13:00 спускаемся на перевал, ставим палатки, отдыхаем. Облачно, воды нет, приходится топить снег. В 15:30 выходим на разведку. На этот раз поднимаемся на скалистые башни ближе к вершине короля Миндаугаса. Спуск со скал будет очень сложный, т.к. скалы имеют отрицательные участки и сильно разрушены. Рассмотрев склон, выбираем более логичный и менее опасный маршрут спуска, но при спуске все равно придется пересечь черный, воронкообразный, камнепадоопасный кулуар. Обратили внимание, что в 16:00 камни почти не летят - солнце не освещает склон, как утром. Решаем завтра встать очень рано, и пройти кулуар до того, как его осветит солнце. В 17:00, в середине перевала, где самый маленький карниз, вешаем две веревки для завтрашнего дюльфера. Первую, перекинутую через карниз, веревку вешаем на станцию из 2 ледорубов. В карнизе пробиваем коридор для спуска. Ужин в 19:00. В 20:30 ложимся спать. Завтра ранний подъём.

Фото 47.На вершине Дарюс и Гиренас в 2013 г. А. Юцявичусом оставленные регалии в честь 80-летия полета над Атлантическим океаном самолета Литуаника.

Фото 46.В честь 30-летия первопрохода на вершине Дарюс и Гиренас в 2014 г. оставленные регалии.

2018.08.08 Двеннадцатый день похода. Перевал Васарё 16-ого 3Б 5700 м, первопроход.

Подъем в 4:00. Темно. Не завтракая, собираемся и спешим быстрее спуститься через простреливаемый камнями участок. Надеемся позавтракать пройдя самой опасный участок. В 5:30 начинаем дюльферировать по провешенным вчера веревкам.

Фото 49.Спуск перевала Васарё 16 (вид сверху).

Первая веревка, закрепленная на двух ледорубах в снегу, проходит через карниз. Станция 2 верёвки организованна с помощью ледобуров на надёжном и твёрдом льду. Спускаемся рядом с каменной башней. Третья верёвка приводит нас на язык ледника, который заканчивается V-воронкой, собирающей камни со скал на склоне Миндаугаса.

Фото 50.Спуск с перевала Васарё 16-ого – первая и вторая веревки..

К сожалению, веревки только 3, и до того, как солнце осветит скалы пройти воронку не удается. Вытянуть первую верёвку быстро не получается, т.к. Лауринасу приходится через карниз спускаться с нижней страховкой. Для оставшейся части верёвки Лауринас делает самовыкрут и дюлферирует. Дождавшись, когда соберут и спустят первую верёвку, вешаем четвертый дюльфер и спускаемся к концу языка ледника. В 07:30 солнце полностью осветило восточный склон. Над головой висят огромные сосульки - чувство не из приятных. Наблюдаем за постоянно пролетающими по воронке камнями. Замечаем, что 90 из них останавливаются на снежной площадке ниже сужения воронки. Решаем на одну верёвку спуститься левее по скалам и, обойдя воронку, пересечь кулуар ниже снежной ловушки, собирающей камни. Пятую веревку вешаем на скалах. Забиваем 2 крюка и один из них оставляем для вытягивания верёвки.

Фото 51. Спуск с перевала Васарё 16 верхняя часть – пересекаем первый простреливаемый камнями кулуар.

С помощью этой веревки мы спускаемся к краю кулуара под каменную стену, защищающую от летящих камней. На скалах располагаются наблюдатели, и по их указаниям бегом (насколько это возможно, с рюкзаком на высоте 5000 м) пересекаем опасный кулуар. Организовываем горизонтальные перила - шестая верёвка. По ней выходим на снежный бугор правее кулуара. Вниз по склону вешаем ещё 6 верёвок, используя ледобуры. К сожалению, вытягивая одну из первых веревок, мы разорвали и потеряли тесьму для самовыворота, поэтому для оставшихся веревок делаем станции Абалакова, что отнимает много времени. Кроме того, пару веревок не смогли вытянуть, поэтому пришлось подниматься вверх и спускаться вниз с нижней страховкой. Ледяная гряда, по которой спускались, заканчивается соединением двух слабовыраженных кулуаров (скорее склонов), по которому летят камни. Желания попасть под перекрестный огонь нет, поэтому меняем маршрут спуска. По правому склону камни летят намного реже и намного медленнее, но здесь небезопасная зона намного шире, поэтому мы связываем две веревки длиной 50 метров и делаем 100-метровые горизонтальные перила. Используем проверенную тактику: наблюдатели следят за склоном и дают команды бежать через простреливаемый участок - бегущему следить за склоном не надо. Нам сопутствует удача и мы успешно пересекаем опасный участок. Выходим на следующий ледовый гребень, на котором провешиваем еще 3 дюльфера. Наконец, достигаем морены в 16:30./p>

Фото 52. Пересекаем кулуар..

Фото 53. Спуск с перевала 16-го Февраля - нижняя часть.

Фото 54. Восточный склон перевала Васарё 16-ого и маршрут нашего спуска. (Маршрут отмечен красным, где мы шли пешком, синим -где мы должны были повесить веревки для дюльфера).

Спуск занял 11 часов, повесили 16 веревок, количество которых перекликается с названием перевала 16 Февраля. Уставшие, по морене спускаемся в долину к реке. Уже 17:40, а мы ещё не завтракали и не обедали. Выбираем наиболее ровное место на берегу реки, выравниваем площадку, ставим палатки, ужинаем и в 21:00 идем спать. Высота 4840 м.

2018.08.09 Тринадцатый день похода. Подход к перевалу Овальный.

Дежурные встают в 06:00, команда - в 06:45, но мы никуда не торопимся. Солнце рано освещает лагерь. Сушимся, стираемся, моемся, фотографируемся. В 10:40, вверх по долине поднимаемся в сторону перевала Овальный. По морене легко взбираемся на ледник. По диагонали по леднику выходим к центральной морене и по ней, как по автостраде, направляемся в сторону слияния ледников. Здесь, в 13:00 - 14:30 обедаем.

Фото 55. Литовские вершины и перевалы. Вид при подходе к перевалу Овальный.

Фото 56. Маршрут подхода и подъема на перевал Овальный.

Сворачиваем на правую (по направлению движения) ветку ледника (полуоткрытый), надеваем обвязки, связываемся. Днем на леднике много воды и мокрого снега, лавируем - ищем более сухие проходы. В 18:15 останавливаемся на ночлег недалеко от снежного кулуара, по которому завтра будем подниматься на перевал Овальный. Перевал Овальный больше похож на вершину. Однако это самое простое, хотя и не самое низкое место для переваливания через хребет. Проблематично найти сухое место под палатки. Выбираем сухой островок возле большого ручья, который не замерзает даже ночью. Высота 5510 м.

2018.08.10 Четырнадцатый день похода. Перевал Овальный 2Б 5790 м.

Дежурные встают в 05:30, команда - в 06:30. Примусы «бастуют», поэтому завтрак готовится долго. Рядом с лагерем незамёрзший ледниковый ручей, так что вода есть. Выходим в сторону перевала в 09:10. Поднимаемся последним, выше всего выходящим к хребту, снежно-ледовым кулуаром. Снега почти нет, все сильно замерзло, ступени бить практически невозможно. На первом этапе поднимаемся серпантином, далее организовываем вдоль скал слева (в направлении подъёма) скользящую страховку. Организовывая страховку, вворачиваем 21 ледобур. Таким образом, пролезаем около 250 м. По языку ледника поднимаемся на перевал у самого тура, однако поднимаемся не на классический перевал, а на плечо хребта.

Фото 57. Маршрут подъема на перевал Овальный с запада.

Фото 58. Вид на Литовские вершины с перевала Овальный

11:15. Погода хорошая, вид еще лучше: на востоке вер. Маркс, а на западе выстроились в ряд литовские вершины: король Миндаугас, Дарюс и Гиренас, Литуаника, КПИ. Любуемся видами.

В туре находим записку новосибирцев 2009 года. В 12:15 начинаем спуск. По гребню на юг спускаемся к ближайшей седловине (тура там нет), и со снежного склона в связках спускаемся вниз. Снега на льду мало, больше его на западной стороне. Склон крутой, одной связке на 60- метровом участке потребовалась скользящая страховка. В нижней части склона, обходя крутые участки, спускаемся зигзагами. В 13:30 спустились с крутой части склона, и далее идём по полуоткрытому ответвлению ледника Нишгар. Доходим до скалистого хребта, разделяющего два ответвления ледника Нишгар. Здесь, на морене, рядом с ледниковым озером, в 14:00 останавливаемся на обед. Пообедав, в 15:00 продолжаем движение по основной части ледника Нишгар. Движемся вверх на север. В течение часа движемся по полуоткрытому леднику со множеством ручьев и луж. Найдя более-менее сухое место, в 16:00, останавливаемся на ночлег посередине ледника. Перед нами высится мощный склон, по которому завтра, через перевал Нишгар, поднимемся на вершину К. Маркса. Высота 5530 м.

2018.08.11 Пятнадцатый день похода. Вершина Карла Маркса 4A альп., 6720 м

Фото 59 Вершина К. Маркса с перевала Овальный.

Дежурные встают в 04:00, команда - в 05:00. На штурм вершины К.Маркс выходим в 06:00.

Пересекаем подмёрзший, совсем не похожий на вчерашнее состояние, ледник. Начинаем подниматься по западному склону К.Маркса. Склон плавно увеличивает крутизну, снега достаточно, снег смерзшийся, поэтому нет необходимости тропить или бить ступени. Маршрут проходит по самой пологой части склона, который выбрали вчера, находясь на перевале Овальный. Нитка подъёма выражена более темными участками снега. В 7:30 подходим к первому большому бегршрунгу, который обходим слева.

Фото 60. Поднимаемся на вершину К. Маркса.

Под вторым "комплектом" трещин поворачиваем направо, и идём до тех пор, пока не находим простые проходы между огромными бергшрунгами с отвесными стенами. Выше них поворачиваем по диагонали налево. 11:15 по 35- градусному снежному склону выходим на перевал Нишгар Центральный. Наконец нас осветило солнце! Оставляем рюкзаки с пуховками и по южному гребню направляемся к вершине.

Фото 61. Западный хребет вершины К. Маркса.

Гребень широкий, снежный, попадаются трещины, но их легко обойти. Выходим на седловину, где сходятся западный и южный хребты.

Много следов - кто-то вчера поднимался и спускался по западному хребту. Несмотря на то, что от седловины до вершины только 100 м. по вертикали, Ремигиюс решает, что из-за недостаточной акклиматизации прекращает восхождение. Оставляем Ремигиюса в безопасном месте на седловине, и продолжаем восхождение по западному хребту. Хребет становится более острым и крутым, появляются выходы скал. На одном фрагменте используем 2 ледобура и идём с одновременной страховкой. Находим старую длинную петлю. 5 членов команды достигают вершины в 14:00. Фотографируемся, любуемся панорамами, разведываем дальнейший маршрут похода.

Фото 62. . Поднимаемся по западному хребту вершины К. Маркса.

На вершине находим миниатюрный бюст Маркса и мемориальную доску. Находим записку - визитная карточка таджикского гида с русской фамилией и еще 10 фамилий: 9 русских и одна польская. Записка датирована вчерашним днём. Мы письменные принадлежности не брали, поэтому свою записку не пишем, найденную не берём.

Фото 63. На вершине К. Маркса 6720 м.

Спуск начинаем в 15:00. Спускаемся тем же путем. По дороге забираем Ремигиюса и рюкзаки. С перевала Центральный Нишгар начинаем спуск в 16:00. Западный склон освещён солнцем, снег подтаял, поэтому легко тропится тропа. Но т.к. снега немного ступени получаются не очень надёжными. По пути восхождения без каких-либо трудностей обходим бергшрунги, но в нижней части желтоватый снег полностью размяк, а под ним есть трещины, которые не видны. В одну из трещин проваливается Ирмантас. В связке идём по правилам, и Ирмантас проваливается только на 2 метра. Он был третьим в связке, удержать Ирмантаса было несложно. Получив второй ледоруб, Ирмантас самостоятельно выбирается из трещины. Трещин под снегом много, поэтому сворачиваем правее, где меньше снега и видны трещины. Но здесь, к сожалению, есть опасность попасть под летящие камни. Нам снова везёт: во время нашего спуска всё тихо, камней нет. Спустившись на ледник Нишгар, сталкиваемся с последним препятствием: глубокие лужи ледяной воды в вперемешку со снегом. Бредём, выбирая менее глубокие участки, обувь у всей команды мокрая, но по крайней мере не набираем воду через голенища ботинок. В лагерь возвращаемся в 18:30. Все еще светло. Все устали, но настроение приподнятое - отлично встретили день рождения Юраса.

2018.08.12 Шестнадцатый день похода. Связка пер. Нишгар 3A 5610 м - пер К.Маркса 1B 5020 м

После вчерашнего тяжелого дня выйти рано не получается. Покидаем лагерь на леднике Нишгар в 9:00. В связках по закрытому леднику поднимаемся на перевал Нишгар. Снега мало, он смёрзшийся, тропить ступени не надо. Подъём не крутой. Перевал широкий, с двумя идентичными понижениями: первое понижение ближе к вершине К. Маркса, второе левее на 250 метров у скал. Мы поворачиваем левее, потому что знаем, что у того, что правее (ближе к К.Марксу) ужасный ледопад с карнизами. Достигаем перевал в 10:30. На скалах находим старый тур, а в туре записку 2008 года. Записку оставила сборная российская группа, состоящая из участников клуба "Азимут", г. Пушкин, Московского клуба горного туризма МГУ и Могилева. Руководитель группы Илья Овчинников. Вместе с запиской нашли пакет сублимированных ягод. Отдохнув и со скал осмотрев ситуацию, из нескольких вариантов спуска по ледопаду, решаем спускаться по левой стороне. В 11:00 в связках движемся вниз по ледопаду. Пройдя 300 м и несколько закрытых трещин, достигаем первой стенки ледопада. Вешаем две веревки по 50 метров и дюльфером спускаемся на снежный склон посередине ледопада .

Фото 64. Спуск с перевала Нишгар - вид с верху.

Фото 65. Дюльфер по второй веревке с перевала Нижгар.

Снова связываемся и лавируем в расщелинах ледопада в поисках наименее крутого склона. Пытаемся выйти на середину ледопада, но там трещин ещё больше. Поэтому возвращаемся обратно в левую часть. В нижней части вешаем еще один 50-ти метровый дюльфер. Все верёвки вешаем на станции из ледобуров, только для вытягивания используем станции Абалакова

Фото 66. Маршрут спуска с перевала Нишгар.

По последней (третьей) верёвке спускаемся на пологий снежный склон, по которому без проблем в связках доходим до плоского ледника. Останавливаемся на леднике в 14:30. Обедаем до 15:30. Далее в связках пересекаем ледник по направлению к восточному склону перевала К.Маркса. Ледник полузакрытый, в трещинах, но они видны и их просто обойти. В 16:30 по леднику достигаем перевал К.Маркса 1B 5020 м.

Фото 67. Проход между перевалами Нишгар и К. Маркса, вид сверху перевала Нишгар.

Странно, но на перевале, на скалах не находим тура. Так как уже достаточно поздно, не тратим время на его строительство - начинаем спуск вниз. Спуск — это ряд каменных стенок с пологими террасами, засыпанными камнями. С ледника по скалам стекает ручей. Хотя в старых отчетах говорится, что можно спуститься пешком, мы не нашли простого спуска, но обнаружили, закреплённую вокруг большого камня петлю. Петля не выглядит старой, думаем, что ей не более 2 лет. Дублируем петлю своей веревкой и вешаем веревку для спуска. Вдоль ручья, дюльфером спускаемся на 40 метров и выходим на одну из полок внизу. В 17:30 по полке идём влево. По крутому склону по террасам зигзагами осторожно спускаемся без страховки. В 18:30 отдыхаем, спустившись по восточному склону перевала К.Маркса.

Фото 68. Верхняя веревка дюльфера с вершины К. Маркса.

Фото 69. Спуск с перевала К.Маркса.

По крупной осыпи продолжаем спуск вниз. В 19:30 выходим к невыразительному карману ледника Маркса, где на небольших, травянистых участках ставим палатки. Высота 4610 м. Здесь протекает ручей. Темнеет, вновь день был длинным и продуктивным.

2018.08.13 Семнадцатый день похода. Забираем заброску в долине Шабой

С места ночёвки в кармане морены выходим в 08:00. По крутой морене спускаемся на ледник К.Маркса (Шабой). Пересекаем его и обратно поднимаемся на морену между двумя ответвлениями ледника. Сверху видим песчаное выравнивание посреди морены, напоминающее дно высохшего озера. Направляемся к нему. Подойдя ближе, находим зеленую лужайку - оазис среди хаоса из льда, камня и песка. На лужайке вода появляется только после обеда, и только в солнечные дни. Зато рядом есть невысохшее озерцо, в котором есть вода, и она даже не ледяная.

Фото 70-1. Передвижение по морене между отрогами ледника К.Маркса (Шабой).

В 09:15 на лужайке разгружаем рюкзаки - собираемся идти за заброскойю Тянем жребий, кто пойдёт за заброской, и кто останется на лужайке обустраивать лагерь. Жребий определил, что Ремигиюс и Юрас остаются в лагере. Команда заброски ушла в 10:15, до заброски добралась в 13:00. С места заброски вышли в 14:30 и лагеря достигли в 18:00. Долина очень живописная, с красочными озерами, дюнами, болотами. Язык ледника не крутой и преодолевается легко. У места заброски реку несложно перешли вброд.

Фото 70-2. Место заброски.

Около 14:00 в нашем оазисе начало сыпать снежной крупой, что продолжалось до 19:00. Ночью пошёл снег, а утром нас ждал 2-х сантиметровый слой снега.

Фото 71. Нитка маршрута подхода под перевал Зугванд.

2018.08.14 Восемнадцатый день похода. Подход к перевалу Зугванд

Сегодня рано выходить не планируем, поэтому встаём только в 7 часу. Ночью шёл снег, поэтому наша зеленая лужайка побелела. Никуда не спешим, делим заброску, жгем мусор. Часть команды моется в озере, т.к. вода не ледяная. Покидаем зеленый оазис в 10:30. Снег к этому времени растаял, и лужайка снова зеленеет. Перебираемся через хребет морены и спускаемся по леднику К. Маркса. Ледник открытый, со множеством камней и "грибов". Пересекаем ледник с запада на восток, слегка наискосок, увеличивая высоту.

Фото 72. Снег на утро.

Приходится перепрыгивать через несколько протекающих по леднику потоков. Через 1 час подходим к склону цирка Энгельса - Зугванд - Маркс и в 11:30 останавливаемся на обед, так как выше безопасных мест не наблюдаем. После обеда - в 12:30 продолжаем движение -Фото 73. Верховья ледника К.Маркса (Шабой) подъем на желто-коричневые скалы.

Фото 73. Верховья ледника К.Маркса (Шабой) подъем на желто-коричневые скалы.

Поднимаемся по коричнево-желтым, разрушенным скалам, вдоль такого же коричнево- желтого ручья. На вершине скалы водопад, поэтому переходим на другую сторону ручья на правом гребне. В 13:15 выше скал надеваем кошки и выходим на ледник. Ледник открытый, пологий, без трещин. В 14:30 подходим к снежной зоне - ледник закрытый, поэтому связываемся. Трещин немного. В 16:30 подходим к каменному бастиону, который закрывает и защищает от сераков, висящих на Энгельсе. На снежном склоне, рядом с бастионом останавливаемся на ночёвку. Высота 5060 м. Отсюда хорошо просматривается верхняя часть перевала Зугванд: ледовая стена, скалы, снежные склоны. Обсуждаем и выбираем маршрут и тактику завтрашнего подъема. Вечером, в лужах на леднике, набираем воду. Ночью лужи замерзают.

Фото 74. Верховья ледника К.Маркса, подход к перевалу Зугванд.

Фото 75. Место ночёвки под перевалом Зугванд.

2018.08.15 Девятнадцатый день похода. Перевал Зугванд 3Б 5600 м

Дежурные встают в 4:00, команда - в 4:30. Выходим в 06:30. Поднимаемся в связках по языку ледника, похожему на след старой лавины, но совершенно непонятно, откуда она могла сойти, разве что зимой было очень много снега. Через 30 мин. снежный язык упирается в небольшой ледопад с большими трещинами. Для подъёма на него выбираем самую левую (рядом с каменной стеной) трещину ледопада. Сквозного прохода через трещину нет, но мы находим подъём наверх по верхней кромке трещины.

Фото 76. Бергшрунд под перевалом Зугванд.

Фото 77. Нитка маршрута подъема на перевал Зугванд.

В трещине используем ледобуры для подъёма с одновременной страховкой. Для прохода ледопада используем 6 ледорубов. Выше ледопада выходим на более ровный участок ледника с закрытыми трещинами. Лавируем между трещинами и поднимаемся в направление большого бергшрунда, который можно увидеть из долины.

Фото 78. Первая жумарная верёвка на перевал Зугванд.

По нижнему краю бергшрунда идем направо, где он разорван и имеет большой мост. Отсюда, в 09:00, начинаем вешать вертикальные перила. Используем следующую тактику: лидер без рюкзака поднимается с нижней страховкой и 2 ледорубами на длину веревки 50 м, организуя 3-4 промежуточных точки страховки из ледобуров. Лидера страхуем с помощью динамической верёвки, он же параллельно тянет 9-миллиметровую статическую верёвку, которую используем для вертикальных перил. Выйдя на всю верёвку, организуется станция из двух ледобуров. В станцию встёгивается статическая веревка, для подъёма используются жумары, а динамическая веревка используется лидером для вытягивания его рюкзака. Второй член команды жумарит по статическим перилам параллельно с рюкзаком, помогает ему преодолевать препятствия и выкручивает промежуточные точки страховки.

Фото 79. Четвёртая верёвка на перевал Зугванд.

Фото 80. Последняя жумарная верёвка на перевал Зугванд.

В середине перильной верёвки ледобур на промежуточной точке не выкручивается, а на статике связывается узел, который встёгивается в ледобур и делит перильную верёвку на два независимых участка. Это позволяет жумарить по верёвке одновременно двум участникам. Рюкзак лидера, для облегчения вытягивания был специально облегчён до 17-18 кг. Остальные члены команды жумарили с полными рюкзаками на плечах. Первая веревка самая крутая, первые 10 м - 80, затем 65-70. Перила вешаем по диагонали вправо между скальными выходами. Наверху второй веревки, на скальной стенке, находим старый скальной крюк с петлей. Предполагаем, что его оставила группа каунасцев в 1983 году, возглавляемая Рачкаускасом. С четвёртой веревкой достигаем кулуар между скалами слева и ледовыми сераками справа. Над головой нависает карниз - неуютно. По льду кулуара вешаем пятую веревку, и как только появляется возможности уходим вправо - в забитый снегом кулуар. Впервые за 19 дней похода приходится побарахтаться (на склоне 60!) в снегу. Последнюю, шестую, веревку вешаем, маневрируя между ледовыми башнями и трещинами.

Крутизна склона все еще 60-70. В её верхней части выходим под верхний карниз перевала. В 16:00 по трещине переходим направо, и находим простой выход на перевал. Перевал представляет собой широкое ледяное седло со множеством карнизов. Мы вышли на перевал немного левее и чуть выше. Тур не находим. Высота перевала 5600 м. Приводим в порядок верёвки, связываемся, переходим трещины в крайней зоне, и в 16:30 останавливаемся на ночлег на вершине широкого, плоского и закрытого ледника перевала.

Фото 81. Спуск с перевала Зугванд.

2018.08.16 Двадцатый день похода. Перевал Альпинистов 2A 5200 м

Один из немногих дней, когда нужно топить снег на завтрак. Завтрак от этого хуже не стал. С места ночёвки на леднике выходим в 08:20. Спускаемся в связках по закрытому леднику. На первом этапе спуск пологий, идётся легко, держимся левой стороны ледника, но не слишком близко к границе, так как со стены может что-нибудь упасть.

Фото 82. Спуск с перевала Зугванд . Снимок сделан со склона перевала Альпинистов

Через 30 минут появляются трещины, лавируем между ними, увеличивается крутизна ледника, и он сменяется небольшим ледопадом. Разведка выяснила, что левая сторона намного круче, чем средняя часть. Делаем зигзаг влево и дугой достигаем подножия перевала Альпинистов. В 9:45 снимаем кошки, развязываемся и выходим на осыпь. По осыпи по диагонали поднимаемся на перевал Альпинистов

Фото 83. Нитка маршрута подъема на перевал Альпинистов.

Равномерно увеличивается крутизна склона, перед самым перевалом сталкиваемся с сильно разрушенной каменной стеной. Следим за тем, чтобы не сбрасывать друг на друга камни. Находим безопасную площадку левее перевала, и с неё в 11:15 по диагонали вешаем перильную 40-метровую верёвку на перевал.

В 12:15 вся команда собирается на перевале на 5200 м. На перевале много мусора, пара старых мест под палатки, но тур не находим. Воды нет, поэтому решаем пообедать спустившись. С перевала хорошо просматривается весь ледник и долина Киштиджароб, вершины Донелайтиса, Чюрлениса, Литвы и наш маршрут на следующие 2 дня (фото 85). Ледник скрыт толстым слоем морены, и, очевидно, что идти по нему будет нелегко. Кажется, на противоположной стороне находиться язык морены, заросший травой, по которой, надеемся, двигаться будет легче. Решаем ледник пересечь напрямую. С перевала спускаемся по небольшим скальным полкам и террасам правее перевала. Есть места, где хочется провесить веревки, но экономим время. В 13:30 по осыпи и скалам спускаемся к леднику. Останавливаемся на обед. Обедаем до 14:30. После обеда быстро пересекаем заснеженную часть ледника и выходим на часть ледника, засыпанную большими камнями.

Фото 84. Команда на перевале Альпинистов

Идти неудобно, но не так сложно, как казалось, сверху.

Фото 85. Долина Кишти-Джароб с обозначенным базовым лагерем вершины Литва.

Свалку камней перпендикулярно пересекать не так уж и просто - множество гребней и крутых ледяных склонов, поэтому мы пересекаем склон по диагонали вниз, где рельеф более ровный. Свалку камней пересекаем к 17:00, пока, наконец не выходим к красивому, покрытому травой карману морены с ручьем. Множество удобных мест для ночлега, но сегодня наша цель - добраться до базового лагеря вершины Литва, где нас уже ждет А. Юцявичюс и остальные участники туриады. Спускаемся вниз в долину по течению ручья. У нас нет точных координат базового лагеря, но мы знаем, что он находится в ответвлении долины. Не хотим его проскочить, поэтому на противоположный склон поднимаемся неспеша. В 19:00 во время непродолжительной разведки находим базовый лагерь с литовским триколором. В лагере нас приветствует Альгимантас Юцевичюс и небольшая группа участников туриады. Основная часть участников ушла в штурмовой лагерь вершины Чюрлениса и планируют завтра выйти на штурм. Группа из 7 человек во главе с Витаутасом Гаучисом уже поднялась и спустилась с вершины Чюрлениса. Нам они рассказали о больших трещинах и непроходимых бергшрундах на классическом маршруте на вершину Чюрлениса. По этой причине группа Гаучиса сделала крюк, и поднялась на вершину Чюрлениса через перевал Чюрлёниса. Решили встать завтра как можно раньше, догнать основную группу участников туриады, и вместе с ними подняться на вершину Чюрлениса. Т.к. после вершины Чюрлениса предусмотрена ночевка в базовом лагере, на штурм идут по желанию, а остальные могут отдохнуть и пообщаться с литовскими коллегами.

2018.08.17 Двадцать первый день похода. Вершина Чюрлёнис 2A алп. 5807 м

В 5:00 на штурм вершины Чюрлениса вышли втроём: Саулюс, Рамунас и Юрас. Без рюкзаков быстро поднялись на коричневую гряду и пошли по вчерашним следам восходителей. В камнях частенько теряем следы, но знаем, что нужно добраться до ледника и найти рядом с ним штурмовой лагерь. Увидели большой тур и поднялись к нему, а там поняли, что поднимаемся слишком высоко - штурмовой лагерь у ледника ниже нас.

Фото 86. Вершина Чюрленис.

В 07:00 спускаемся к лагерю. Он пустой - все ушли на штурм. Лагерь расположен в невыразительном кармане старой морены на каменистых площадках. Совсем рядом находиться ледник, но тропа из лагеря уходит траверсом по склону, чуть выше ледника, минуя крутой язык ледника.

Выйдя на ледник, кошки не одеваем - ледник пологий, открытый и не скользкий. В 8:30, достигнув закрытой части ледника связываемся и одеваем кошки. Вдали, практически на перевале Чюрлениса, замечаем длинную вереницу людей - догоняем туриаду. В 9:30 поднимаемся на перевал Чюрлениса и повернув налево продолжаем путь по широкому гребню. Идём в облаках и поэтому не очень ориентируемся, где вершина. Идем по следам, и надеемся, что впереди идущие знают путь. В 10:00 догоняем и начинаем обгонять туриаду. Останавливаемся переговорить с Эвалдасом, руководителем восхождения, и другими знакомыми.

Обсуждаем возможные варианты восхождения и решаем подняться на вершину не по восточному гребню, где на 45-градусном склоне группа Гаучиса вешала верёвки, а обойти вершину с юга и подняться по западному склону и гребню. Здесь снега больше и подъём более простой. В 10:45 поднялись на вершину, а за нами поднялись и все 29 участников туриады. На вершине находим оставленные А.Юцявичюсом в 2014 году регалии и длинную записку с тридцатью участниками восхождения.

Фото 87. На вершине Чюрленис

Также вчера.

Гаучис начал составлять записку восходителей туриады 2019 года. Записку 2014 года решили снять и вернуть Юцявичюсу. Ждём коллег, поздравляем друг друга, обнимаемся, хорошее настроение и чувство общности. Облака рассеиваются, Саулюс запускает дрон. Ветер и разреженный воздух усложняют управление, поэтому неясно, удалось ли нам снять что- нибудь, и снять качественно. В 12:00 начинаем спуск. Мы спускаемся по пути подъёма, а туриада решает спускаться по восточному ледяному склону. Спуск не доставил никаких проблем, и в 15:00, по пути подъёма возвращаемся в лагерь. Здесь нас встречают как героев - мы получаем наклейки туриады, чай, кофе, угощения, а вечером даже торт, приготовленный в горных условиях. А. Юцявичюс рассказывает о горном походе 6 к.т. в 1989 году, записку которого мы сняли с перевала Ажуолас. Впечатляющий поход с траверсом девяти литовских вершин и дополнительным траверсом вершины К.Маркса! Не такими уж героями тут мы себя почувствовали! С Витаутасом Гаучисом договариваемся, что завтра вместе выйдем к вершине Литва. Но они собираются подняться только до начала ледяного кулуара. Наш план более амбициозный - завтра с рюкзаками подняться на перевал. Обещаем Гаучису оставить в верхней части кулуара, на замёрзшем водопаде, верёвку. Вечером большинство участников туриады возвращаются в лагерь с вершины Чюрлениса. В штурмовом лагере Чюрлениса осталась лишь небольшая группа, некоторые сильно устали - они спустятся завтра. А мы вдоволь наобщались с коллегами и готовимся завтра идти на штурм вершины Литва и нового перевала.

2018.08.18 Двадцать второй день похода. Подход к вершине Литва

Провожаемые Юцявичюсом и остальными участниками туриады, выходим в 7:45 из базового лагеря туриады. Напрямик в сторону вершины Литвы не идём, так как основания склона - каменная стена, которую легко можно обойти по леднику, спускающегося с перевала Чюрлениса. Поэтому, по знакомой гряде поднимаемся в сторону штурмового лагеря вершины Чюрлениса. Впереди, чуть-чуть выше нас идёт группа В. Гаучиса, которая вышла раньше. В 10:00 поднялись до пустого уже лагеря – тех, кто ночевал в штурмовом лагере, встретили спускающимися к базовому лагерю. Группа Гаучиса останавливается на месте базового лагеря отдохнуть. По вчерашней тропе спускаемся на ледник, который пересекаем в северо- восточном направлении. Он открытый, пологий и нескользкий, поэтому идём без кошек и связок. В 10:20, перейдя ледник, выходим на осыпь и поднимаемся примерно на 75 м., и поднявшись до высоты, находящейся справа, пологой террасы, поворачиваем вправо. Траверсируя, пересекаем два обледеневших русла и выходим на нужную нам осыпь между двумя каменными стенами. В 12:30 внизу снежного кулуара, ведущего на безымянный перевал у вершины Литва, останавливаемся на обед. Обедаем до 13:30. С места обеда видим базовый лагерь со множеством палаток. После обеда выходим на снежный язык, ведущий к перевалу.

Фото 88. Схема маршрута на перевал Литва-100 и на вершину.

Снежный склон не крутой, с большими калгоспорами, поднимаемся как по ступенькам, даже не нужны кошки. Через полчаса появляется лёд, калгоспоры пропадают, поэтому одеваем кошки и обвязки, но ещё не связываемся. Поднимаемся, придерживаясь правой (по направлению движения) стороны ледового языка, так как там больше снега, и чувствуем себя безопаснее. В 15:30 в верхней части языка подходим к месту, где над головой нависают огромные ледяные сосульки и время от времени, какой-нибудь кусочек льда от них отламывается и падает.

Фото 89-1. Подъем на перевал Литва-100

На последнем безопасном месте, где скалы все еще защищают от падающих кусков льда, вкручиваем ледобур и вешаем перила для жумаров. Перила вешаем по диагонали на противоположный край ледяного языка, где видим оставленные на камнях петли. К сожалению, одной 50-метровой веревки недостаточно, поэтому мы связываем 2 веревки. Получаем 70 метров перил с узлом посередине. Станция на наклонных скалах, где находим 2 забитых крюка, связанных старыми петлями. Выше станции - порядка 10 м., начинается каскад почти вертикального льда. У самого каскада находим еще два забитых скальных крюка. Лидер поднимается без рюкзака с 2 ледорубами. Лед крутой, есть пара вертикальных участков высотой 4-5 м., с удобной полкой для отдыха посередине. После обеда лед не такой твёрдый, как по рассказам предыдущих восходителей, поэтому больших проблем с подъёмом нет. Больше проблем создаёт ледяная вода, льющаяся по каскадам как душ. Он заливает не только восходителей, но веревки, карабины и ледобуры, которые обмерзают и замерзают. В обледеневшей верёвке проскальзывает жумар, замерзает снежной шишкой пруссик, замерзают муфты карабинов. Жумарить с рюкзаками оказалось гораздо более сложной задачей, чем лидировать с нижней страховкой. Замёрзшая, уставшая и опешившая от такого прохождения каскада льда, команда собралась наверху только в 18:30.

До перевала осталось 30 метров по снежному склону в 60, но мы останавливаемся, не доходя до перевала - на террасе под скальной стеной. Без проблем выравниваем площадки под палатки. Воды нет, но зато есть чистый снег. Высота 5890 м.

Фото 89-2. Верхний ледопад перевала Литва-100.

2018.08.19 Двадцать третий день похода. Вершина Литва 4A алп. 6080 м

Проснувшись, лагерь не собираем, так как планируем остаться здесь еще на одну ночь. Не спешим, потому что знаем, что сегодня день будет не очень напряжённым. На штурм вершины Литва выходим в 8:00. С одновременной страховкой поднимаемся последних 30 м. на перевал. Отсюда открывается впечатляющий вид на бастион вершины Литва (фото 90). Поднимаемся по нему с одновременной страховкой, оставив Саулюса на перевале снимать нас при помощи дрона. По льду поднялись до гребня, спускаем перильную верёвку, к закончившему снимать Саулюсу. Ради искусства теряем время, но это того стоит. Поднявшись на бастион, продолжаем движение по скалам. На более крутых участках проходим лазаньем и устраиваем промежуточные точки для одновременной страховки (фото 91). Но по-настоящему сложных участков нет. Всегда находим простые обходы скальных стенок, как правило, на левой стороне хребта. Не спеша, в 11 утра поднимаемся на вершину Литва с известной, по фотографиям, скальной башней. Погода отличная, вид ещё лучше, настроение приподнятое. Поем гимн Литвы.

Фото 89-3. Ночлег под перевалом Литва-100.

На вершине находим записку вильнюсцев, поднявшихся, под руководством Г. Дениса, в 1980 году. Пишем и оставляем свою. Саулюс снова запускает дрон для съёмок. Уходим с вершины в 12:30. Спускаемся по пути подъёма. На верхнем бастионе вешаем веревку для дюльфера. Забиваем и оставляем один скальной крюк. В конце хребта, у самого перевала встречаем Витаутаса Гаучиса, только что пролезшего наш вчерашний ледовый каскад. Его команда всё ещё жумарит следом. Уже 13:30, и ясно, что они не смогут достичь вершины, но коллеги энтузиасты из группы Гаучиса хотят подняться хотя бы до хребта. Коллеги благодарят за оставленную на ледовом каскаде веревку. На ледяном бастионе вешаем 50-метровый дюльфер. Последний спускается с нижней страховкой. Аналогично спускаемся с перевала в наш лагерь. В 14:30 вся команда возвращается в лагерь. Готовим чай, обедаем, готовимся к завтрашнему спуску. Мимо нас в базовый лагерь, так и не достигнув вершины, спускается вниз группа Гаучиса. Использует нашу, все еще висящую на ледяных каскадах, веревку. Около 16:00 на каскад поднимается Эвалдас Урбонас, а за ним еще 3 члена его команды. Выясняем, что наша веревка уже больше никому не нужна, снимаем её, и примерно в 17:00 Юрас и Ирмантас уходят на другую сторону перевала, чтобы повесить все имеющиеся веревки для завтрашнего спуска. Одну веревку вешаем для подъёма на перевал, две другие на ледяном склоне вниз в восточную сторону, в сторону ледника Касфир. С перевала первую веревку вешаем на найденные скальные крючья. Удивляемся, что кто-то забил и оставил крючья в наиболее удобном для спуска на восток направлении. По нашим данным в этом направлении с перевала никто не спускался, и поэтому перевал оставался безымянным.

Фото 90. С перевала Литва-100 подъем на первый бастион гребня от вершины Литва.

Мы тщательно обследовали перевал, но никаких признаков существования тура не нашли. Решили, что перевал действительно безымянный, и решили завершить свой поход, посвящённый 100-летию обретения независимости Литвы, назвав перевал "Литва-100". Юрас и Ирмантас, провесив верёвки, возвращаются в лагерь в 19:30. В лагере драматическая ситуация. Только что поднявшемуся Жильвинасу, из группы Эвалдаса, слабо и плохо. Мы пытаемся привести его в чувство - согреть с помощью чая и укутать в спальные мешки, но признаков улучшения нет. Около 20:00, когда группа Эвальдаса устанавливает лагерь в 50 метрах слева от нас, Эдмунд Тильвикас уводит больного в свою палатку, на этом наша помощь в этой ситуации прекращается. Мы ложимся спать, морально готовясь к завтрашним открытиям и испытаниям.

Фото 91. Восхождение на вершину Литвы.

Фото 92. На вершине Литва.

2018.08.20 Двадцать четвертый день похода. Перевал Литва-100 3Б 5920 м

Будильник дежурного, на каменной террасе под перевалом Литва-100 звенит в 04:00, команда встаёт в 04:45. Собрав лагерь, выходим в 06:30. Зажумариваем по вчера провешенной верёвке на перевал. Строим тур, пишем записку указывая имя перевала "Литва-100". Высота 5920м.

Быстро спускаемся по вчера провешенным верёвкам. Для станции первой веревки используем найденные забитые крючья. Все остальные веревки вешаем на ледобуры. По 2 веревками спускаемся до кулуара, напоминающего туннель. По третьей веревке спускаемся по кулуару, держась левой стороны.

Фото 93. Дюльфер с перевала Литва-100 по кулуару на восточном ледяном склонe.

Фото 94. Дюльфер с перевала Литва-100 по восточному ледяному склону, на котором обстелевает камнями.

Из кулуара открывается вид на издали симпатично выглядевший снежно- ледовый склон. Но рассмотрев его поближе - видим, что по средней части склона летят камни. Поэтому держимся левого края - на стыке снега и скал. На стыке вешаем 3 веревки в местах, где скалы защищают нас от падающих камней. Для вытягивания первой из трех веревок (в общей сумме четвертой) забиваем скальной крюк, так как лёд ненадёжный. К сожалению, и через крюк вытягивая верёвку, она застревает и мы теряем время. Ответственный за вытягивание верёвок - Лауринас, и он застревает с вытягиванием пятой верёвки - надёжно оборудованная нижняя станция, защищённая от падающих камней скалами, создаёт очень неудобный угол для вытягивания веревки. Наконец, снимаем веревку спускаясь с нижней страховкой. Теряем более 1,5 часа. В 11:00 продолжаем спускаться. На седьмой веревке спускаемся ниже скал, а затем по ровному и уже непростреливаемому камнями ледовому склону, провесив 2 верёвки, достигаем дна бергшрунда. В общей сложности провесив 9 дюльферов и спустившись с первого бергшунда, в 12:45, вся группа связывается и "пешком" направляется вниз к следующему бергшрунду.

Фото 95. Спуск по дюльферу с перевала Литва-100, внизу просматривается ледник Касфир.

Фото 96-1. Спуск с перевала Литва-100, проход по снежной террасе параллельно бергшрунду.

Фото 96-2. Маршрут спуска с перевала Литва-100 .

Пересекаем его и сразу же сворачиваем направо, затем идем на юг, не теряя высоты, параллельно бергшрунду, по снежной террасе. Доходим до террасы и пересекаем некрутой гребень, спускающийся с вершины Бабеля. За ним снежная терраса заканчивается и начинается каменистый склон. Здесь, на более пологих скалах, в 13:30, останавливаемся на обед и организовываем разведку. В соответствии с планом, составленным на основе фотографий 2004 года мы должны спускаться вниз по крутому скальному гребню, провешивая верёвки. Разведка выясняет, что правее гребня легко проходимый и безопасный склон усыпанный камнями, по полкам и террасам которого можно спуститься достаточно низко. По склону бегут 3 ручья.

Фото 97. Маршрут спуска на ледник Касфир.

Спускаемся между левым ручьём и гребнем. Спускаемся на 200 м, пока не упираемся в обрывающиеся вниз вертикальные скалы. Забиваем крюк, вешаем на 50-метровую веревку и дюльфером спускаемся на нижнюю террасу. Она более пологая, и внизу виден выход на ледник. Идём по покрытой камнями террасе, пересекаем 2 ручья и выходим на открытый ледник. Одеваем кошки, достаём ледобуры и по леднику идём вниз. Через 20 минут ледник становиться более крутым, появляются непонятные трещины, поэтому связываемся. Лавируем между крутыми участками, ледопадами и трещинами. Иногда приходится возвращаться. В центре ледника, на самом крутом участке повесили 50-метровый дюльфер. Веревку вытянули через станцию Абалакова. После дюльфера пересекаем ледник справа и там по полкам выходим на морену ледника Касфир. В 19:00, не найдя подходящего места для ночлега, решаем спуститься к оконечности ледника Касфир, где видим зелёные поляны. Спускаемся вниз по засыпанному камнями леднику, темнеет - включаем циклопы. Ледник заканчивается крутым ледовым обрывом. Спускаемся левым ранклюфом. В конце ледника, в долине речка разливается на множество ответвлений. Идём по левой стороне, находим ровные песчаные участки под палатки, но продолжаем движение, так как знаем, что впереди нас ждёт зелёная поляна. В 21:30 приходим на долгожданную поляну с несколькими источниками. Останавливаемся на ночлег.

2018.08.21 Двадцать пятый день похода. Спуск по долине реки Kасфир в долину Пянж.

Фото 98. Вся команда на месте ночёвки в долине Касфир.

Просыпаться не спешим. Остался последний и не очень сложный день похода. Долго собираемся, сушимся, фотографируемся и в 10:15 начинаем спуск. Вчера с помощью Garmin InReach Communicator договорились с хозяином гостевого дома Шоди из Лянгар, что он встретит нас в 15:00 на джипе у моста через реку Касфир на Памирском тракте . До моста около 8 км. Спускаясь, Саулюс снимает видео на дрон. Идем по слабовыраженной тропинке по левому берегу реки Касфир. Чем ниже спускаемся, тем она становиться более выражена. В 13:00 обедаем у коша. Как и в большинстве случаев, он пустой. Ни животных, ни пастухов. Жарко, солнцепёк. В 14:00 идем дальше, и в 15:00 подходим к дороге и мосту. 15:20 на джипе приезжает Шоди. Загружаемся и едем в Лянгар. В Лянгаре остаемся в гостевом доме Шоди. Дом ухожен, все получаем по кровати. В Лянгаре есть небольшой магазин, где можно купить необходимые продукты. Берем лепёшки и пиво. Договариваемся, в 17:00, о поездке в Зонг, в баню - бассейн водой из горячих источников. К сожалению, в 17:00, наши вещи, оставленные в базовом лагере туриады, ещё не "спустились". Умываемся используя, оставшиеся после похода остатки гигиенических средств. В Зонге есть две бани. Нижнюю, где вода более прохладная, мы прошли, и отправились в верхнюю, где вода такая горячая, что нам надо было к ней долго привыкать. Дружно делимся остатками шампуня и другими средствами гигиены. После бани направляемся на поиски наших вещей, которые спустились с базового лагеря туриады. Расплачиваемся с погонщиком осла за транспортировку, общаемся с первыми спустившимися вниз литовцами, забираем вещи и возвращаемся в гостевой дом Лянгара. Здесь нас ждал ужин - шурпа - традиционный таджикский суп с мясом. Первая ночь в постели после 24 ночей на камнях и льду.

Выводы и рекомендации

Резюме

Собрав сильную, амбициозную и спортивную группу, в этом году нам удалось пройти горный поход самой высшей 6-ой категории сложности, богатый техническими и спортивными элементами. Всего мы прошли 11 перевалов и поднялись на 4 вершины. Пять из одиннадцати перевалов было пройдено впервые, именно поэтому мы решили их назвать литовскими именами: „Рагутис“ (4812 м, 1B), „Балтия“ (5040 м, 3A), „Жигейвю“ (5212 м, 2A), „16 Февраля“ (5700 м, 3B), „Литва-100“ (5920 м, 3B). Два последних перевала были оценены как высшей категории сложности, так как ранее каждый из перевалов был покорен с более простой стороны, но на сложную – Восточную сторону перевала никто до нас не спускался. Стоит выделить перевал „Зугванд“ (5600 м, 3B), который, насколько нам известно, со сложной северной стороны мы полностью прошли первые. Как это часто бывает, юго-западный Памир баловал нас хорошей погодой, поэтому нам удалось реализовать главную цель похода - новым маршрутом соединить два хребта с литовскими вершинами на юго-западном Памире и также в дополнение подняться на самые интересные для нас вершины: „Дарюс и Гиренас“ 6020 m, „Карл Маркс“ 6720 м, „Чюрленис“ 5807 м и „Литва“ 6080 м.

Общие комментарии и рекомендации
  1. Юго-Западный Памир все еще остается труднодоступным и уединенным горным районом без туристической инфраструктуры, поэтому здесь должны походы планировать команды только с хорошей подготовкой и большим опытом.
  2. Район часто посещается литовскими группами, следовательно, есть много информации об районе в литовских источниках. К сожалению, большинство из них устарели, а новые поступают не полными и в основном о простых маршрутах.
  3. В этом отдаленном районе все еще есть непокорённые вершины и перевалы, поэтому район привлекателен для путешественников, желающих совершить первопрохождения.
  4. Хотя хребет Шахдары достаточно высокий, есть много вершин с высотой более чем 6 км, а долины не опускаются ниже, чем 3,5 км, но летом здесь ледников и в особенности снега - мало. Осадков летом здесь практически не бывает. Кроме того, в контексте глобального потепления, уменьшается количество ледников, открывая большие площадки морены. По этим причинам во время похода мы были более подвержены риску камнепадов, чем снежных лавин.
  5. Хотя хребет Шахдары является частью гор Памира, он отдалён от великанов центрального Памира и масштабы здесь намного меньше. Поэтому здесь уже можно планировать такой маршрут, когда практически каждый второй день можно восходить на новый перевал или пик, так поход получится гораздо более результативным, чем в центральном Памире.
  6. Пейзажу Юго-Западного Памира добавляет экзотики соседство гор Гиндукуша, которые находятся в Ваханском коридоре в Афганистане, и которые богаты высочайшими вершинами, высящимися более чем на семь километров.
Фотографии использованы для подготовки отчета из личных альбомов:

Irmantas Kaalynas, Laurynas Marcinkus, Saulius Damuleviius.