Автор: Кирилл Спирин, СПб

"В гости к Йети" или "Неплательщики в Непале".
Часть 3: Перевал Минбо Ла

Нет, это не Йети (хотя и похож немного). Это Месснер принимает солнечные ванны. А Йети мы пока еще не нашли.

Продолжаем фотоотчет о горном походе через 8 перевалов в районе Эвереста.

• Ввведение. Коротко про маршрут и про команду
  • Часть 1. Сандер Пик и перевал Ренджо Ла
  • Часть 2. Перевалы ПКТ Ла и Тонак Ла. Долина Лумсумна
  • Итак, мы успешно завершили первое кольцо и спустились в Форце Танга, где нас поджидала заброска с продуктами, газом и частью снаряжения. На данный момент пройдены 3 перевала и 1 вершина, мы пока еще не отстаем от графика, и нас пока еще по-прежнему 10 человек. Но очень скоро все изменится...

Утром во время завтрака узнаем от хозяина непальскую народную мудрость: "сыр - как лед". Испаряясь, становится незаметен. Это применительно к cheese momo :) Ну, мы не стали расстраиваться, лед нам придется полюбить на ближайшие пару недель. Загрузили рюкзаки под завязку и пошли.

Привожу фрагмент карты, где красным пунктиром обозначен наш путь с 13 по 19 дни:

Как видно из карты, маршрут на ближайшие дни представлял собой кольцо вокруг вершины Ама Даблам. Я так и обозначил для себя этот участок: "Треккинг вокруг Ама Даблам". Красиво ведь звучит, прекрасная идея для турбизнеса! "В этом треке вас ждут 3 высокогорных перевала, бодрящие ночные температуры, романтический ночной спуск по вертикальным скалам, и, конечно же, широчайший ассортимент каменных осыпей: мелкие, средние, крупноблочные - режущие и бьющие - острые и тупые - мертвые и живые!". Все, как мы любим. Но, кажется, я немного опережаю события, ведь все эти радости еще впереди, а сегодня нам предстоит всего лишь легкий переход до деревни Пангбоче, еще одна ночь в лодже, еще один вечер у печки.

В Пангбоче большинство туристов попадают по тропе, идущей через Тенгбоче. Мы же пошли по другому берегу реки Имджа Кхола, через деревню Форце. Это очень красивый путь.

В Форце решили устроить второй завтрак. По этому поводу достали батон, красную икру и коньяк творог со сметаной от дружественной компании Субле-Бу. День выдался солнечный: тепло, безветренно - самое время для творожка. На высоте, когда колотун-бабаевич не позволяет снимать перчатки даже во время приема пищи, творог как-то гораздо хуже заходит, там хочется чего-нибудь погорячей. А тут - в самый раз.

Тропа от Форце до Пангбоче не только видовая, но и безлюдная. По сравнению с основной тропой классического EBC-трека, народу раз в 50 меньше. Встретили американку почтенных лет, которая отпускала едкие шуточки насчет Путина и Трампа, прикольная такая. Сошлись с ней на том, что все люди - братья. Она вызвалась нас сфотографировать всех вместе, и у нее это неплохо получилось:

А фото самой американки осталось у Месснера на пленочном фотоаппарате, так что увидим мы ее теперь не ранее весны.

К сожалению, в процессе перехода выяснилось, что заболел Жюльен Михалыч. Скорее всего, причиной стала вчерашняя помывка в горячем душе: когда выходишь из душа на сквозняк с мокрой головой, риск простудиться в горах достаточно высок. Так что в нашем лазарете прибыло. Безбожник по-прежнему хрипит и кашляет, Муалим-Дай хоть и уверяет на словах, что чувствует себя прекрасно, но тоже весь охрип и выглядит ну совсем печально.

В Пангбоче мы пришли "к позднему обеду".

Обошли вокруг гомпы, покрутили барабаны. Маленькие:

И большие:

Тут произошло еще одно событие, о котором я не могу не упомянуть, потому что оно призвано ознаменовать торжество стиля "hard and heavy" над стилем "fast and light", или победу тяжелоходов над легкоходами, по-русски говоря. Безбожник купил в Пангбоче флисовую толстовку!!! Это вызвало прилив бурной радости у команды и послужило неиссякаемым источником для дальнейшего троллинга, ибо до этого Женя уверял, что он прошел со своим комплектом снаряги летнюю горную "пятерку" в Терскее и весеннюю лыжную шестерку на Шпицбергене, не испытывая никакого дискомфорта. Но в осеннем Непале он замерз! Мы бы, конечно, не радовались этому так упоительно, когда бы не размеры Жениного рюкзака: если у всех на старте рюкзаки весили за тридцатку, то Безбожник смог уложиться в 21 кг (исключительно за счет экономии на личном весе, т.к. общественная снаряга делилась поровну). Сей факт не давал покоя многим, но вот, наконец, появился прекрасный повод позлословить: просчитался-таки Безбожник, просчитался :)

Просчитался, конечно, Женя не так чтобы сильно, ибо с купленной флиской его рюкзак по-прежнему смотрелся крайне привлекательно, что лишний раз подтверждает тезис о том, что к подбору снаряжения следует подходить вдумчиво, и тогда можно сэкономить килограммы. Но про запас прочности забывать не стоит :)

У Жюльена Михалыча к вечеру температура перевалила за 38. Стало понятно, что завтра мы никуда не выдвигаемся, а проводим в Пангбоче внеплановую дневку.

Чтобы не терять время даром, решили отнести небольшую заброску в Дингбоче, куда мы должны спуститься после второго кольца. Это хоть и не намного, но позволяло облегчить вес рюкзаков. Прогулялись до Дингбоче практически налегке, необычайно приятные ощущения. По дороге столкнулись с очередным нововведением со стороны шерпов: за лоджи на этом участке пути стали взымать предоплату на специально оборудованных для этих целей постах. Платишь деньги, тебе выписывают квитанцию, а ты ее потом показываешь в лодже при заселении. Мы, конечно, не платили, сославшись на то, что идем туда-обратно за один день.

Дневка пошла Антону на пользу, температура у него пришла в норму, поэтому на следующий день было решено выдвигаться, ждать больше у нас не было возможности. Хотя, конечно, potato roasty в Пангбоче был ну очень вкусный...

Еще в Гокио было решено, что на второе кольцо мы идем ввосьмером, Аня и Костя переходят в режим треккинга. Поэтому сегодня мы разделяемся. Аня вызвалась проводить нас до базового лагеря Ама Даблам, после чего она возвращается вниз, и дальше мы встретимся с нашими друзьями только в Дингбоче, через 5 дней. Антон и Женя, хоть и болеют, но продолжают маршрут, являя пример бодрости духа.

А вот Юра с утра как-то не бодр:

Жаль, наверное, расставаться с уютным лоджем. Чувствует, что впереди его ждет брат-конденсат.

Подходы к перевалу Минбо Ла были разведаны мной заранее, еще по весне. Увы, разведали мы тогда только часть подходов, самое "вкусное" предстояло увидеть лишь теперь.

Лавина со склонов пика Табоче:

Фото не передает масштабов, но она была довольно внушительная.

Базовый лагерь Ама Даблам, мимо которого пролегает наш путь и благодаря наличию которого первую половину пути мы имеем возможность идти по прекрасной тропе:

Здесь мы расстались с Аней, она пошла вниз в Пангбоче. Экспедиций в базовом лагере разместилось гораздо больше, по сравнению с весной. В отличие от Эвереста, на Ама Даблам совсем другая сезонность, и поднимаются сюда преимущественно не весной, а осенью. Предполагаю, это вызвано повышенной лавиноопасностью на горе в весеннее время.

Чтобы попытаться отыграть потерянный день, я принял решение сегодня перевыполнить дневную норму и подняться с 3900 сразу на 5300. Наличие тропы позволяло это сделать, но после 5000 м темп явно снизился. Надеясь немного поднять парням настроение (а заодно облегчить себе рюкзак), я выложил последний козырь - манго!

Это помогло. Но ненадолго :)

Тёма завел разговор о сходе с маршрута. Я, честно говоря, не видел для этого веских причин: да, ему сегодня шлось тяжело и он стал отставать, но такое бывает с каждым, а остальным, на самом деле, было не сильно легче. Уже расставшись с двумя участниками, хотелось дальнейший маршрут пройти всем вместе, и мне пока удалось убедить Артема продолжить поход. Стратегически, наверное, это было неправильное решение, т.к. я понимал, что если сходить с маршрута, то лучше это делать сейчас, пока это еще не отображается на общих интересах (сейчас Тёма мог вслед за Аней в одиночку спуститься в Пангбоче, успев с запасом до темноты). Но мне очень хотелось, чтобы Тёма прошел поход. Не было сомнений, что ему это по силам. Я и сейчас думаю, что дело было скорее не столько в "горняшке", сколько в психологическом настрое: бывает такое, когда кажется, что все уже, хватит, наелся, и не хочется больше никаких гор.

Как бы то ни было, пока что мы ввосьмером дошли до запланированного на сегодня места ночевки, набрав за день 1400 метров высоты. Разбили лагерь с видом на предстоящий перевал (седловина по центру фото):

Когда я доходил сюда весной, то тут была мульда с водой. Сейчас она была стянута 10-сантиметровым слоем льда, но ледорубы легко решили вопрос водоснабжения.

На ужин приготовили ленивые голубцы, сюрприз от Аннушки. Это было божественно, овощи она сама дома сушила. Вечером в темноте наблюдали, как с вершины Ама Даблам дюльферяют светлячками по гребню клиенты коммерческих экспедиций. Светящиеся фонари на горе смотрелись очень красиво.

А утром Ама Даблам и сама засветилась:

Термометр показывал -17. То ли еще будет.

Если до этого мы шли еще по какому-то подобию тропы (теряющейся среди моренных завалов и вновь возникающей), то теперь тропа полностью исчезла, но периодически встречались каменные туры, подтверждающие, что мы на верном пути. К счастью, у нас в команде все достаточно уверенно чувствовали себя на осыпном рельефе, поэтому передвигались мы хоть и медленней, чем по тропе, но все же довольно быстро. Однако, стоит заметить, что если человек не умеет ходить по сыпухе, то на подходах к перевалу Минбо Ла можно капитально застрять среди нагромождений крупноблочной осыпи.

Обойдя пояс бараньих лбов, мы подошли под ледник.

Ледник Наре разделен скально-осыпным перешейком на две ветви, но путь по самому перешейку в его нижней части показался нам камнеопасным, поэтому пришлось надевать кошки и уходить в ледопад, а потом снова возвращаться на перешеек. Ледопад прошли каждый индивидуально без страховки, лавируя среди разломов. Лед там открытый и опасности не представляет, просто трудоемкий процесс: вверх-вниз, вверх-вниз - с одного ледового гребня на другой. По прямой там пройти по льду метров 400 от силы, но по времени это заняло почти час, наверное.

Во время прохождения ледопада Артём вновь стал жаловаться на самочувствие. Пробовали разгрузить - не помогло. Решили пока встать на скалах на обед, надо было принимать непростое решение. Признаков горной болезни я внешне не наблюдал, но Тёма жаловался, что "голова плывет", а это уже нехороший признак. Да и в целом, если человек второй день подряд заводит разговор о сходе с маршрута, то с маршрута надо сходить. Дальше, за перевалом, это сделать будет уже на порядок сложнее.

Поэтому было решено, что после обеда Артём пойдет вниз в сопровождении Юры и Месснера, которые должны довести его до начала хорошей тропы, ведущей в Пангбоче. Мы же принялись ставить палатки. Кому-то предстояла внеплановая полудневка, а кому-то надо было трижды проделать сегодняшний путь: два раза вверх и один раз вниз. Парней было искренне жаль (все мы представляли, как они измотаются), но они сами вызвались в сопровождающие. Договорились о сеансах связи по рации, и расстались: с Артемом теперь уже до Питера (он потом поменяет обратные билеты и улетит назад досрочно), а с Юрой и Андреем до вечера. Парни справились, чуть-чуть не успели вернуться до темноты, последние полчаса шли при фонарях, я расставлял им в ледопаде каменные туры. Артем в этот же день спустился до Пангбоче, решив не останавливаться в Минбо, где тоже есть лодж.

Мы стояли сейчас на высоте 5550 метров. В окрестностях стоянки были обнаружены следы прошлых экспедиций: фирновые крючья, деревянные колья, брошенные газовые балоны и даже портативный дизель-генератор! Невозможно было определить на глаз, сколько лет этому оставленному снаряжению, но очевидно, что перевал хоть и редко, но ходят. Хотя, возможно, это был базовый лагерь одной из редких экспедиций на вершину Омбигайчен.

Вообще полноценных описаний о прохождении перевала Минбо Ла мне найти не удалось, хотя я, может быть, искал не слишком упорно, все вроде и так было понятно. Есть отчет 2012 года с хорошими фотографиями перевала с запада, но там у ребят, к сожалению, не получилось пройти перевал, т.к. пришлось поворачивать назад из-за болезни руководителя, хотя они были совсем близко. Есть еще отчет на форуме Винского за 2009 год, но как раз касательно перевала Минбо Ла там описание слишком невнятное и почти без фотографий, более всего в этом отчете меня поразил тот факт, что автор прошел перевал вдвоем с непальским портером, с одной парой кошек на двоих и с одним отрезком репшнура (им повезло, что в тот год было много снега, ибо если бы склон был ледовый, то не представляю, что бы они делали на спуске). Еще мне Миша Бронштейн подарил книжку "Everest Grand Circle" американских авторов Ned Gillette & Jan Reynolds об американской экспедиции зимой 1982 года, в ходе которой были пройдены перевалы Минбо Ла, Вест Кол и Шерпани Кол. Было интересно сравнить фотографии тех лет с реалиями 2018 года: прежде всего, бросается в глаза, насколько сильно стаял ледник Наре.

Наверняка перевал до нас был пройден гораздо более, чем три раза, просто далеко не все делятся описаниями. Напоминаю, что наш технический отчет за 2018 год можно скачать на сайте tlib по ссылке - здесь же я не буду отвлекаться на технические детали, многим это будет не интересно.

Утро подарило нам красивые виды.

Ама Даблам загорается золотом:

Закладывая по мере необходимости промежуточные точки страховки, в связках прошли по скально-осыпным полкам к наиболее удобному месту подъема в перевальный цирк. Чтобы попасть в перевальный цирк, пришлось провесить одну веревку по льду умеренной крутизны:

Две ветви ледника (полсотни лет назад они не были разъединены):

Перевальный цирк представляет собой ровное плато закрытого ледника, трещины плотно забиты снегом:

А это собственно сам перевальный взлет с запада (группа начинает работать на подъеме):

На преодоление взлета ушло три с половиной веревки: одна по скале, остальные по льду и фирну.

На всех ранее виденных мной фотографиях скальный пояс у основания перевала - гораздо более узкий (за счет того, что годы были более снежные). В нашем случае скалы обнажились в отдельных местах почти до середины перевального взлета. По центру склона скалы сильно зализанные: видно, что организовать страховку там проблематично, да и зацепки для лазания найти непросто. Справа (орографически) склон пробивается камнями. Поэтому мы выбрали вариант подъема в левой части склона - там, где скальный пояс сужается.

Пока готовился обед, мы с Юрой провесили первые две веревки перил. Или правильнее сказать, что пока мы вешали первые две веревки, парни успели приготовить обед, поесть, поломать ледоруб Тренеру (да-да, всего лишь фирн для котла наколоть!), подождать, пофотографировать и еще раз подождать :) Потому что работа у нас продвигалась совсем не быстро.

На скальном участке подъема:

Следующие две веревки лидировали Зяблик с Тренером, им достался фирново-ледовый участок, основная проблема на котором - это организовать надежную страховку, ибо, чтобы докопаться до нормального льда, надо пробивать слой фирна, который в отдельных местах достигает полметра.

На промежуточной станции:

Думается, что столкнись мы с перевалом аналогичной технической сложности, но парой тысяч метров пониже (не 5850, а где-нибудь 3850), то взлетели бы на него раза так в три побыстрее :) Но мы, увы, были не на 3850...

Вечерело :)

Месснер куда-то пропал, еще даже со скальной веревки не показался. Он поднимался замыкающим, рации были у меня и у Зяблика, крики не слышно за перегибом. Сначала я думал, что Месснер не может выбить крючья, потом начал переживать, а не долбануло ли его камнем по голове, и уже собрался было спускаться вниз с аптечкой, но тут он появился, наконец. От сердца отлегло. В среднем, по моим подсчетам, на прохождение скальной веревки у каждого уходило около 15-20 минут. На льду побыстрее, конечно. Умножайте на количество человек в группе (напомню, что нас осталось семеро к тому моменту). Это вам не жумаринг в Питере на скалодроме :)

Дальше фоток нет, хотя дальше как раз было самое интересное :)

На перевальную седловину мы вылезли уже в сумерках. Я как раз успел разглядеть варианты спуска. Понял, что впереди трындец (будем здесь выражаться литературно, там-то другие слова произносились). На седловине не заночуешь, гребень узкий. Вниз уходили крутые скальные сбросы. Ни в имеющихся у нас скудных описаниях, ни на спутниковых снимках такое не фигурировало, мы рассчитывали дюльфернуть 5-7 метров по простой скале и выйти на пологий ледник. Но прямо под нами просматривалось минимум две (а скорее, три) веревки дюльфера по потенциально камнеопасному склону. Севернее по перемычке, насколько можно было разглядеть, спуск был короче и проще, но для этого надо было сначала пройти около 100 метров по скальному гребню.

Между тем, стемнело. В светлое время суток, наверное, гребень можно было попробовать пройти одновременно без промежуточных точек, но сейчас пришлось закладываться, ночные полеты не входили в наши планы. Вообще, откровенно стремный участок: местами разрушенные скалы, местами крупноблочные завалы. Обнаружили еще один след прошлых экспедиций: комплект закладок, репшнур, раскиданные фирновые крючья.

Наконец, добрались до места, пригодного для спуска. Насколько мог пробивать фонарь :) Который, естественно, принялся мигать и гаснуть. Аккумуляторы садятся, все по классике.

Сделали станцию, накинули спусковую петлю, я поехал вниз. Первые 20 метров по 45-градусной скале, дальше, упс (вырезано цензурой), нависание с карнизом, и отвесная стеночка метров 10 (фонарик в этот момент окончательно гаснет). При заземлении главное не застрять задницей в рантклюфте (это щель такая между скалой и ледником). Эта последовательность (с разными вариациями "упс") повторилась еще 6 раз, пока все не собрались на леднике.

Ну, до полуночи еще далеко, полет нормальный. Связались, я произнес волшебные слова "трах-тибидох", отогретый за пазухой фонарик вроде загорелся, и мы двинули вниз по леднику, очень уж хотелось отойти подальше от скального склона, да и вообще мечталось спуститься пониже, хотя бы метров на 100.

Интуитивно читая рельеф, прошли максимально полого в обход малочисленных трещин, и, наконец, остановились на безопасном плато, удобном для стоянки.

На этом бы можно и завершить очередной виток нашего сюжета, но, боюсь, рассказ тогда будет неполным. Потому что в этот чудесный звездный вечер мы не только умудрились поломать еще одну горелку (благо, что изначально брали их в количестве 4 штук и теперь осталось еще 2 исправных), но и чуть было не записали в актив минус одну палатку. Ледничок там пологий такой, почти ровный, 2-3 градуса максимум. Я принялся ставить палатку, собрал дуги, протолкнул одну, хотел было протолкнуть другую, а нет ее! Только что лежала рядом, собранная, и вот поди ж ты, нет теперь. Перевернул палатку 10 раз, оглядел все вокруг - нет дуги. Ну, не Йети же её стащил, в конце концов! Поднял переполох: кто чужую дугу забрал?! :) Стали искать вместе. Но дуги по-прежнему нет. Расширяем радиус поисков: блин, ну вообще ровный ледник, как она могла уехать? Метрах в 100 от лагеря начинается уклон вниз, еще ниже - трещина. Я уже смиряюсь с мыслью, что дуга упала аккурат в нее, и начинаю снова надевать обвязку, готовясь к спуску в трещину, но тут возвращается с поисков торжествующий Зяблик и приносит дугу. Она остановилась в 50 метрах от лагеря.

Все, занавес. Ужинаем, отрубаемся. Высота ночевки 5730 м. На термометр сегодня никто уже не смотрел. Какая, в конце концов, разница...

Это уже утром:

Побудка, как вы догадываетесь, была не ранней. Позади частично видна перевальная седловина. Участок, по которому мы спускались, отсюда не проглядывается: он загорожен ледником, но, по большому счету, мало чем отличается от того, что видно слева на фотографии (разве что скалы помонолитней).

Минбо Ла (5850 м) оказался вполне достойной двойкой "Б". Я ожидал, что он будет чуть попроще и на подъеме, и на спуске. Но тем интереснее. Похоже, ледник Хунку Нуп с востока от перевала заметно стаял за последние годы, в результате чего скальная часть перевального взлета с восточной стороны стала более протяженной. Ну и снега этой осенью, можно сказать, совсем не было.