Горы мира > Хибины >

Автор:Владимир Никифоров, СПб

Ещё раз про Хибины

Начиная с полумифических финнов Рамзая и Петрелиуса, и легендарного Ферсмана, наверняка, более десяти тысяч групп бороздили пространства Хибин. Пройдены все возможные и невозможные перевалы, и даже не перевалы вовсе. Началось, да так и остановилось планомерное освоение малых гор альпинистами и скалолазами – основным объектом, по-прежнему, остается Тахтарвумчорр. Попался отчет о прохождении стены горы Петрелиуса (150-200 метров скальной стены с читаемым рельефом и полочками – как-то маловато для 6А), имеется стена горы Ферсмана, скальные стенки в разных местах Хибин и Ловозер. Кажется, вариантов не осталось. Но это не так. Уверен, что не только я, но и много других, которые проходят по верхам хребтов – то, что можно с некоторым допущением назвать траверсом.

В непогоду можно выйти на карнизы

При взгляде на карту Хибин видны несколько таких маршрутов: кольцо вокруг ручья Меридианального, вокруг речки Белая и самый интересный и продолжительный – вокруг реки Тулийок. Этот последний, даже для хорошо подготовленной физически и технически группы, займет 3-4 дня.

Гора Ферсмана

Несмотря на отвесные и протяженные стены, которыми обрываются вершинные плато в долины, технических трудностей траверсы не представляют, хотя попадаются участки, где надо идти очень аккуратно. Так, при спуске с Трапеции на перевал Крестовый за 30-35о градусным склоном надо спуститься 4-5 метров по простым скалам. При переходе с Юдычвумчорра на Трапецию предстоит крутой спуск по снежному склону с карнизом в верхней части. Возможно, есть и другие «штучки», когда захочется организовать страховку, хотя при определенном опыте это проходится и так.

Обязательны кошки: даже в феврале можно выйти на жесткую снежную доску и лед на голых склонах, не говоря уже об апреле-мае.

Максимальная высота Хибин – 1200 метров, и говорить о высотной тренировке не приходится, но для высотного восхождения более значима физическая и особенно психологическая тренировка. Верхние плато находятся на высотах 1050 – 1200 метров, а перевалы, которые рассекают хребты имеют следующие высоты:
Умбозерский – 527м, Ворткевай – 750м, Лопарский – 645м. Это самые низкие, но даже сброс и подъем на 100-150 м через щели и седловины, когда их несколько в день – занятие веселое. Обычно склоны таких щелей-перевалов имеют крутизну 25-30 градусов с одной стороны, и скальные стенки на уровне альпинистских 3Б-4Б с другой, так что вариантов масса – все на ваш вкус.

Лявочорр

И о самом интересном в таких хождениях. В Хибинах погода меняется с быстротой, как в настоящих горах: за полчаса-час может затянуть облачностью и задуть штормовой ветер. Иногда может быть и наоборот. Ветер наверху очень сильный и холодный, а в облачности легко потерять направление, ведь идти приходится не по гребню, а по плато с обрывами и карнизами при видимости в 5-6 метров.

Петрелиус - Юдычвумчорр - Часначорр

Легко уйти на боковые отроги, и хорошо, если они будут пологими. Так что надо вооружаться очень хорошими картами в GPS. При последнем хождении у нас такой был, и, тем не менее, при прохождении простого перевала возникли сложности.

Подъем на гору Петрелиуса

Другой интересный момент – отработка ночевок на плато и гребне. Даже если с вечера погода кажется устойчиво хорошей – это не значит, что утром или даже ночью вы не проснетесь от гудения ветра и сотрясения палатки. Мне приходилось ночью просто заваливать палатку, чтобы ее не сломало и не разорвало, и до утра лежать в таком мешке. Наверху много мест, где можно вырыть пещеру – вот и еще один элемент высотного восхождения.

Подъем на Юдычвумчорр

Уверен, что многие ходят по верхам, встречал в отчетах описания участков хребтов, включенных в маршруты. Но рассказа о прохождении траверсов, когда именно это было целью – не попадалось.

Позади - Петрелиус

И в завершении – небольшой рассказ об одном таком «хождении».

Четыре года подряд мы ездили со своими детьми на школьных каникулах в марте в Хибины. Лагерь стоял в долине ручья Меридиональный, и в последний день стояния, когда все уже были переполнены впечатлениями, мне захотелось прогуляться по верхам подковы гор, окружающих этот ручей. С рассветом я встал, позавтракал вместе с синичками и в 7 утра стоял в начале маршрута – на горе Хибинпахчорр. Пришлось одеть кошки, которые я снял только вечером, спустившись в долину.

Спуск на Крестовый

Технических сложностей этот маршрут не представляет. Только на спуске к перевалу Крестовый надо аккуратно спуститься 20 м по крутому снежному склону, затем 5м по простым заснеженным скалам и спрыгнуть с 2 м в глубокий снег кулуара. Когда в середине дня я спускался с плато Часночорр, мне показалось, что я иду в снежной реке – сильный южный ветер сметал с гор снег, и он Ниагарой стекал вниз. Особенно красиво и величественно это смотрелось с перевала. За целый день я встретил только девушку из Архангельска на перевале Северный Чоргорр, куда она поднялась тоже в одиночестве, что естественно дало повод для шуток всей нашей компании.

Спуск на пер Зап Петрелиус

Весь день светило солнце, и была отличная видимость, а к вечеру ветер стих и под лучами мартовского солнца стало даже тепло. Очень сильно мучила жажда, а термос я не взял. В долину я спустился уже после Путеличорра. А в следующий приезд мы уже с детьми прошли от Южного Партомчорра через гору до Лявочорра. Тогда и родилась мысль пройти оставшиеся основные траверсы Ловозер и Хибин.