Автор: Альберт Валиев, г.Уфа

Отчет о горном походе 4 с эл 5 к.с. по С.Памиру ( Заалайский хребет) в период с 28.07.2017 – 17.08.2018

Справочные сведения

• Верхотуров М.А. – председатель
  • Алтайский И.Н.
  • Лукьянов О.Г.

Нитка маршрута: Погранзастава Бардоба – пер. Запорожских романтиков (2А) – пер. Плечо Обручева (3А)- лед. Корженевского –перевал Мира + перевал Ачик-Таш (2А, связка) – лед. Ленина- пик Ленина (3А,рад) – лед. Ленина – пер. Путешественников (н/к) – ур. Ачик- Таш

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятств.

Кат. тр.

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Перевал Плечо Обручева

Расположен: едн.№168, ЛП р.Джанайдартака (р.Кызылдарья, р.Кызылсу) - ледн.№167 (ЛП ледн.Корженевского), р.Джанайдартака (р.Кызылдарья, р.Кызылсу) (Карта-схема 1)

Подъем: ледник

Спуск: снежно ледовый склон, с бергшрундом). Кошки, перила 750 м.

Пик Ленина

Узловая вершина Заалайского хребта. Восхождение с промежуточными лагерями. 7314. Ледник.

Подъем: ледник, перила.

Сведения об участниках

Фамилия Имя Отчество

Туристский опыт

Обязан. в походе

Валиев Альберт Шамильевич

6 ГУ, 5 ГР – Памиро-Алай (2016) Эльбрус, 5642м (2017)

Руководитель, врач

5 ГУ, Памиро-Алай(2016)

Эльбрус, 5642м (2016)

Завснар

*Точный адрес указан в маршрутных документах

Примечания:

При составлении отчета использовались материалы, предоставленные следующими участниками группы:

• Латыпов Р., Мурсалимов Т.Т. – фотографии с маршрута, видеоматериалы
  • Мурсалимов Т.Т. – данные GPS.
  • Нечаева М. – п.7.4. Питание в походе.
  • Политов М. – прочие материалы по маршруту и картография
  • Валиев А.Ш. – п.7.3. Состав медицинской аптеки.
  • Латыпов Р. – дневники и записи с маршрута.
  • Политов М.. – п.7.2. Список ремнабора.

График движения заявленный/пройденный.

Перевал Запарожских романтиков 2А

8,40

01.авг

Подход под перевал «плечо Обручева»

02.авг

Ледник Корженевского — Ледник Перевальный

9,60

08.авг

Связка перевалов Мира Зап. + Ачик-Таш (2А)

10,80

Ледник Ленина — гребень над лаг.№2

6,00

12.авг

Лагерь №3 (в.г Раздельная 6100)

2,60

13.авг

Дневка

14.авг

Восх. Пик Ленина 7134 (рад)

15.авг

в.г. Раздльная — Лагерь 1 (4400)

16.авг

п.т. - пер. Путешественников (4128,1А) - лагерь Ачикташ -г. Ош

17.авг

Г. – Ош – п/з Бардоба

Итого:

Всего, 5 перевалов: 2А, 3А, 2А, ЗА, Н/к

• н/к – 1 (Путешественников)
  • 2А – 2 (Запорожских романтиков, связка Мира Зап.+Ачик-таш)
  • 3А – 2 (Плечо Обручева, Пик Ленина 7134 рад.)

Примечания:

• Способ передвижения на всем протяжении активной части маршрута – пешком.
  • Протяженность для радиальных выходов принята – в одну сторону.
  • Значения расстояний приняты с учетом повышающего коэффициента – 1,2.

График перепада высот.

Смысловая идея похода.

Основной нашей задачей было познакомиться с новым районом и попробовать себя в «высокогорном» горном туризме. Памир создает образ «Мекки» для горных туристов и казалось, что участники уже созрели, чтобы совершить поход в этом районе. Наиболее притягательной точкой был, как не странно, не пик Ленина, а пустынные ледники бассейна Саукдары. Удаленная, сложно-доступная с выходом через «шеститысячные» перевалы, эта часть маршрута была удивительно притягательна для нас. Второй целью было – оценка собственной устойчивости к таким высокогорным походам. Восхождение на Пик Ленина было «вишенкой на торте», которая должна была украсить маршрут, при его запланированном течении.

Северный Памир был выбран из соображений относительно удобной логистики, бюджетных авиабилетов в Ош и более простой по сравнению с Таджикистаном процедурой регистрации для посещения погранзоны.

Климат и туристская характеристика района.

(По материалам сайта ФСТ и перечня классифицированных перевалов)

Памир - самая высокогорная система на юге СНГ. Территориально Памир в границах бывшего СССР относится к двум независимым государствам - Таджикистану и Киргизии. Он занимает площадь около 60000 км2 и представляет собой разветвленную сеть вечнозаснеженных хребтов и обширных межгорных долин, образующих Памирское нагорье.

Альпинистское изучение Памира началось одновременно с первыми исследовательскими экспедициями АН СССР на Памире в 1928-1933 годах. Туристами Памир начал осваиваться в 50-е годы и долгое время был одним из наиболее популярных туристских горных районов СССР. В альпинистско- туристской практике границы Памира приняты исходя из орографии хребтов и их спортивных маршрутных возможностей. С востока Памир ограничен Сарыкольским хребтом, по оси которого проходит государственная граница Киргизии и Таджикистана с КНР. Южная граница проходит по реке Пяндж, разделяющей Таджикистан с Афганистаном, а северный предел очерчен рекой Кызыл-Суу (Кызылсу), последовательно принимающей затем названия Сурхоб и Вахш. На западе Памир завершается окончаниями хребтов Петра Первого и Дарвазского.

Самые высокие хребты и мощные ледники сосредоточены в западной части Памира. Вершины многих хребтов превышают 6000 м, а в наиболее высоких хребтах поднимаются выше 7000 м. На Памире находятся три из четырех семитысячников СНГ, в том числе наивысшая точка - пик Коммунизма (7495 м). Нагорье, поднятое до 4000 м и более, занимает восточную часть Памира и простирается от его северных границ до южных и лишь однажды прерывается хребтом Музкол.

Природные условия западной и восточной частей Памира очень различаются. С одной стороны, резкая расчлененность рельефа с высокими хребтами и ледниками, с другой - пологое нагорье, местами переходящее в высокогорную пустыню. Ученые - биологи, гляциологи, климатологи и др. - разделяют Памир на регионы с достаточно общими и устойчивыми физико- географическими характеристиками: характер хребтов, тип и мощность оледенения, растительность, сухость воздуха и т. п. При таком делении часто одна часть хребта попадает в один регион, а другая - в другой, что затрудняет классифицирование информации о перевалах.

Принятое в туризме и альпинизме деление Памира на регионы в общем не противоречит географическому, отражает историю туристского освоения Памира и позволяет достаточно четко ориентироваться в информации. Обычно Памир разбивают на пять регионов: Северо-Западный, Северо-Восточный, Юго-Западный, Центральный и Восточный. Наименее определены границы Центрального Памира-многие относят к этому региону восточные части хребтов Северо-Западного Памира.

Трансфер и логистика.

Из Уфы наиболее удобным добраться до этого района является перелет из одного из Уральских городов – Екатеринбург, Челябинск, Ориенбург. Цена билета Екатеринбург _- Ош летом 2018 года была около 20 т.р. в два конца. Мы доехали на автомобиле из Уфы до Екатеринбурга. Для снижения сложностей с перевесом – купили два дополнительных багажных места, что позволило нам полностью подготовить все снаряжение и раскладку в Уфе и не тратить драгоценное время в Оше на покупку продуктов в Оше. В аэропорту города Ош, нас встретили представители фирмы Ош Трэвэл (рук. Лада Хасанова), которые заблаговременно сделали нам регистрацию и пропуска в погранзону. Думаю, услугам турфирм пользуются все туристы, так как это позволяет ощутимо сократить время и нервы, хоти и, разумеется, дороже. (см. приложение – «Расходы и контакты»). Также турфирма предоставила нам бензин «Калоша», по цене в три раза дороже, чем России. Однако при отсутствии других вариантов – это хорошо по сравнению с использованием обычного бензина купленного на бензоколонках.

Перекусив и потратив некоторое время на перепаковку рюкзаков, мы погрузились в микроавтобус и выехали в направлении погранзаставы Бордоба. Дорога до границы хорошая, свежий асфальт и по сравнению с отчетами десятилетней давности занимает намного меньше времени.

Техническое описание маршрута.

Акклиматизационная часть.

Акклиматизационная часть представляла собой шестидневное полукольцо с прицелом на подготовку к «шеститысячным» перевалам. Поэтому в нем было время для последовательной адаптации к набору высоты:

1. Радиальный выход заброска.
  2. Перевал Запорожских романтиков (2А,4355)
  3. Перевал Плечо Обручева (3А, 5320)
  4. Дневка + радиальный выход за заброской

Забегая вперед можно сказать, что акклиматизация вполне удалась. Это подтвердилось достаточно уверенным самочувствием при восхождении на пик Ленина.

8.5

28июля

в 15.00 мы уже выгружались из микроавтобуса, немного не доехав до погранзаставы Бордоба.

Группа около коша рядом с погранзаставой
Перед выходом на маршрут

Вещей было много, поэтому мы челноком отнесли их к левому борту долины. На берегу реки поставили лагерь, запланировав на следующий день отнести заброску к леднику Корженевского.

«Челночим»
Место ночлега

+410 – 410

14.3

29июля.

День был посвящен радиальному выходу, чтобы оставить заброску максимально близко к точке предполагаемой дневки после перевала Плечо Обручева. Пересекли широкое устье реки и двигались преимущественно по правому борту долины. Движение не представляет особых технических и физических сложностей. Травянистые древние морены иногда сменяются россыпями, которые необходимо огибать в поисках оптимального пути. Однако высота начала чувствоваться. Шлось довольно уныло. Заброску оставили, немного не доходя до зачехленного ледника Корженевского. Вернулись к лагерю уже затемно под моросящим дождем со снегом.

Движение группы по долине р.Джанайдартака

+650 - 150

15.5

30июля.

Продолжение акклиматизации. Вышли в Алайскую долину.

В разливах перебродили реку и через две ходки вышли на ступень с травянистыми лугами. Постепенно набирая высоту вышли в русло ручья, который должен вывести нас в седловину перевала. Пообедав – продолжили движение. Сложностей при движении по руслу не возникает, но движение не очень стремительное. Встали лагерем на травяных полянках.

Движение в направлении перевала Запорожских романтиков

+700 – 80

Ходовое время

Перевал Запорожских романтиков (4343, 1Б) расположен в северо-восточном отроге пика Обручева (5459), ориентирован с севера на юг и соединяет долину левого притока Булаксу с долиной левого притока реки Джанайдартака. Координаты перевала: 39° 28.317'С 73° 9.160'В.

31июля.

Выйдя довольно, рано продолжаем неспешное движение. Движение по моренам левого борта, после того как стала видна седловина – стали двигаться прямо к ней через верхний цирк.

Выход на перевал Запорожских романтиков (2 А)

Движение по заснеженному осыпному склону. Снег достаточно мягкий, ступени формируются хорошо.

Группа на седловине перевала Запорожских романтиков

Вышли на седловину перевала. Записку в туре не обнаружили.

Отдохнув, начали спуск по мелкой осыпи, слегка прикрытой снегом.

Спуск с перевала Запорожских романтиков в направлении озера

На озере сделали обед и после этого двинулись по моренным валам в направлении перевала Плечо Обручева (5320, 3А)

Движение по боковой морене

Вышли на левобережную морену, на одной из ступеней которой заночевали.

Бивак на боковой морене

+640 - 150

6.5

1августа

Перевал Плечо Обручева (5320, 3А) расположен в южном плече пика Обручева (5459) - высочайшей вершины хребта Ледяной Мыс. Перевал ориентирован с востока на запад и соединяет ледник в долине левого притока реки Джанайдартака, стекающий из под восточного склона пика Обручева (на востоке) и отступивший приток ледника Корженевского, вытекающий из цирка юго-западнее пика Обручева (на западе). Координаты перевала: 39° 27.433'С 73° 6.753'В.

Подъем вдоль ледника сначала идет по левобережной морене. На повороте ледника, при подходе к маленькому языку отступившего левого притока, морена обрывается. Ориентируясь на рекомендации в отчете Лебедева А., обошли карман ледника по осыпным ступеням.

Направление движение при выходе на ледник

Двигаться довольно сложно, приходиться тропить, хотя снега пока не много.

Выход на ледник и направление движения в сторону седловины перевала Обручева

Вышли на ледник чуть выше ледопада, сделали обед, связались в связки и начали движение в направлении седловины 5030. Обозначенная на схемах Ляпина как седловина перевала 2Б является удобным способом выхода на перевал Плечо Обручева.

Движение в связках по леднику

Через некоторое время были вынуждены надеть снегоступы. Снег глубокий и тяжелый.

Снегоступы

Движение медленное, но снегоступы выручают. К концу дня вышли на седловину, где поставили палатку между трещин.

Погода к вечеру испортилась и пошел снег.

Лагерь на перевале Обручева 2 Б

2 августа.

+320

Ходовое время

В этот день рассчитывали выйти на седловину перевала, однако погода внесла свои коррективы. Снегопады в предыдущие дни и солнце, превратили подъем в испытание силы и духа.

Выйдя из лагеря в 7.30, двигались в связках в направлении перевала. Снег становился все более вязким и глубоким. Несмотря на наличие снегоступов группа двигалась крайне медленно.

В связках поднялись почти на плечо, повесив только одну веревку в наиболее оптимальном месте без карнизов.

Движение группы в направлении перевала Плечо Обручева 3А
Выход первого участника

На седловину перевала таким образом вышли в 16.00

Предполагая большой объем технической работы на спуск решили в этот день не двигаться дальше, а заночевать на перевале. Лагерь установили под защитой скал, построив снежную стенку. Провесили три веревки на спуск, заодно разведав оптимальный путь.

-1120

5.5

3августа.

Погода довольно морозная. Переменная облачность. Спали все не очень хорошо, так как акклиматизация у группы пока слабая.

Лагерь на перевале Плечо Обручева 3А
Традиционная утренняя пятиминутная разминка

Выйдя в 8.00 быстро прошли провешенные накануне три веревки. Закрепление верхней на камнях, далее – на ледобурах.

Движение по перилам при спуске с перевала Плечо Обручева 3А

Движение относительно не сложное. Лед покрыт тонким слоем фирна, кошки держат хорошо. Найдя мост в ледовых разломах, довольно монотонно продолжили движение вниз. Провесили 16 веревок, большинство из которых– на ледобурах. 8, 9 веревки вешались на снежном якоре из лопаты, 10, 11 – ледорубы. Во всех случаях последний участник спускался без рюкзака с нижней страховкой

Преодоление бергшрунда
Транспортировка рюкзака последнего участника

Выйдя на пологий ледник продолжили движение в связках, держась левого борта долины. Выйдя на моренные валы совершили тактическую ошибку пытаясь уйти влево по ходу, чтобы спуститься ближе к заброске. Движение вдоль ручья слева приводит к выходу на скальные сбросы. Сделав разведку, поняли, что пытаться спуститься вниз нерационально как траверсировать конгломертаные склоны, чтобы обойти.

Выбранное неверное направление
Разведка спуска

Поэтому вернулись наверх до начала спуска и, огибая центральную морен, ушли правым бортом долины. Местами двигались плотной группой. Потеряв примерно полтора часа, спустились на ледник Корженевского и на одном из моренных валов остановились на ночлег.

Ледники Корженевского – связка перевалов Мира Зап/Ачик-таш– ледник Ленина

-450 +450

6.1

4августа.

Дневка. Утром после завтрака, инициативная группа ушла за заброской. Пять километров в одну сторону оказались довольно трудоемкими, так как зачехленный ледник представлял собой сложный лабиринт из трещин, провалов, озер. Экспериментально выяснено, что разумнее идти правым бортом долины.

Определенную сложность может представлять собой брод реки вытекающей из ледника Назарова. Переходили стенкой в нижней части, где разливы позволяют это сделать более безопасно.

Группа вернулась уже в сумерках, потратив в итоге на этот радиальный выход примерно 8 часов.

Вечером подвели итоги акклиматизационной части, с удовлетворением констатировав, что психологическое и физическое состояние группы позволяет уверено двигаться далее по маршруту.

+ 150

1.5

5августа.

День не обещал быть легким. Окончание акклиматизационной части сопровождалось тем, что в рюкзак каждому «прилетело» примерно по 11 кг снаряжения и продуктов. Перейдя на правй борт долины медленно и печально двинулись вверх по моренным валам.

Движение по каменоломням зачехленной части ледника Корженевского

В итоге этот день оказался переломным в прямом и переносном смысле. Через 60 минут движения Роберт признался, что больше идти не может из за болей в спине. Наличие врача травматолога, паравертебральные лидокаиновые блокады смогли лишь незначительно облегчить состояние. Остановились на полудневку. Так как положительной динамики не наблюдалось, принято было решение, о сходе участника с маршрута. (Уже потом выяснилось, что это было первая манифестация грыжи Шморля – ситуации не «смертельной», но крайне болезненной при появлении).

+180

2.4

6августа.

Проводили Роберта до выхода на травянистые разливы реки, помогли перебродить речку. Далее он самостоятельно вышел к погранзаставе Бордоба и уже вечером на попутной машине прибыл в Ош.

Оставшиеся же, вернулись лагерю и перераспределив вещи и продукты смогли пройти в этот день еще две ходки.

Вечером, все взвесив, группа приняла решение отказаться от посещения южных склонов Заалайского хребта. Причиной было – потеря двух запасных дней, увеличение веса рюкзаков и уменьшение группы до критического минимума. С сожалением пришлось оставить «на потом» пик Спартак и ледники Саукдары. Движение продолжили по запасному варианту через связку перевалов Мира Западный и Ачикташ с выходом на ледник Ленина.

+480

8.2

7августа.

Продолжили движение по леднику Корженевского, выйдя на открытый лед. Попытались двигаться по левому борту долины, который издалека казались относительно плоским и конгломератным. Однако большое количество ручьев стекающих со склонов превратило грунт в глинистое болото, двигаться по которому было крайне некомфортно.

Выход к слиянию ледников Корженевский и Перевальный

Поэтому вновь вернулись на ледник и огибая трещины продолжили движение. После обеда постепенно вышли на развилку к леднику

Перевальный. На открытом леднике стали появляться снежники. Через некоторое время связались в связку и продолжили движения обходя огромные трещины. Наличие снежных мостов иногда помогало в поиске пути.

Движение в связках по леднику Перевальный

Выйдя на очередную ступень ледника встали на ночлег в надежде, что утром снег сморозится и двигаться будет легче.

+250 - 900

9.5

8августа.

Встав утром пораньше – вышли в 7.30 и с сожалением обнаружили, что из-за теплой ночи снег остался таким же рыхлым. Продолжили движение в связке – стараясь обходить очертания трещин. Сначала направление держали на треугольную скалу, затем ушли вправо по ходу в верхний цирк. На леднике встречаются довольно симпатичные озера.

Поиск оптимального пути на леднике Перевальный
Выход в верхний цирк перед перевалом Мира Зап.

Связка - траверс перевалов Мира Западный и Ачик-таш (Золотой Теленок) (2А, 4893+4950+4737).

Перевал Мира Западный (2Б) расположен в хребте Ледяной Мыс, примерно в 2х км к западу от пика Холодная Стена (в 1 км от этого пика расположен перевал Мира Восточный) и в 500м восточнее верш.4969. Перевал Ачикташ (Зол. Теленок) расположен в хребте Ачикташ (северный отрог хр. Ледяной Мыс).

Их связка открывает самый простой путь (2А) из долины р.Джанайдартана (л.Корженевского) в МАЛ (определяющая сторона перевала Мира Зап. - спуск на север при этом выпадает). Характеристика связки перевалов - ледово-снежные.

Ориентация склонов перевальной связки - Юг-Запад. Связка пройдена в направлении - с Юга на Запад.

Выход на перевал Мира Зап.

В верхнем цирке – снег более плотный, движении стало чуть легче. Движемся по азимуту, так как видимость в тумане слабая. К 12.00 выходим на седловину перевала Мира Западный. Тур не обнаружили и, сделав несколько фотографий, двинулись дальше.

Группа на перевале Мира Зап . 2Б

Траверс к перевалу Ачик-таш технически несложен. Преодолели несколько «тычек» покрытых снегом, после этого вышли на склон и продолжили траверс по нижней стенке большого бергашрунда.

Движение в бергшрунде

Предварительная разведка показала, что проход есть, и мы, сэкономив таким образом немного сил, срезали к гребню перевала Ачик-Таш.

Спуск на седловину перевала – изобилует большим количеством трещин и непрочными снежными мостами. В 14.00 мы были на седловине перевала Ачик-Таш.

Группа на перевале Ачик-Таш. Стрелкой обозначено место тура

Сделав обед, двинулись дальше. Сняли записку группы МГУ (Рук.Козачек)

Спуск по правобортному кулуару в связках, местами с попеременной страховкой «через себя».

Спуск с перевала Ачик-Таш

Вышли на открытый плоский ледник, по которому комфортно вышли на моренные валы правого борта долины.

Морены сухие, стала встречаться трава. Слева продолжается ледник №197.

Река, текущая вдоль него ярко оранжевого цвета, поэтому важным критерием для остановки на ночлег было, нахождение чистой воды. С боковых долин впадают чистые реки, поэтому на одной из травянистых полянок встали на ночлег.

+650 - 350

13.5

9августа

Утро было неспешным. Хорошая погода в сочетании с зеленой травой способствовали особому «релаксовому» настроению. Вышли в 10.00. Пересекли ледник выбирая наиболее комфортный путь по моренным валам и преодолев валы древних морен вышли к чистому ручью. Несмотря на то, что прошло всего две ходки от места ночлега, не удержались и устроили длительный отдых, с водными процедурами.

После этого движение продолжили по травянистым склонам.

Преодолев спуск к правому рукаву ледника Ленина, сделали обед.

На фоне Пика Ленина
Движение по леднику Ленина

После обеда прошли моренные валы на леднике и вышли на отрытый ледник. Далее продолжили движение по леднику. С ледника видна тропа с МАЛ, однако чтобы на нее подняться необходимо преодолеть неприятный конгломератный склон и мы решили не тратить на это силы. На ночлег встали на морене, не доходя примерно 2 км до базового лагеря Азия Трэвел.

+90

10августа

Утром встали и примерно за полтора часа дошли до первого лагеря.

Грустные свидетельства популярности района

Тут после некоторых сомнений решили сделать полудневку. Группа была несколько уставшая, да и начинать движение в направлении второго лагеря в это время дня означало выход на склон в самый «солнцепк». Поэтому с удовольствием предались отдыху в «относительно комфортных» условиях альплагеря.

Пик Ленина (7134) Радиальное восхождение. 3А.

Далее следует радиальное восхождение на Пик Ленина (7134м). Описание классического пути на него очень распространено, поэтому остановимся только на деталях, касающихся нашей группы.

4.7

11августа

Подъем в 3.00, выход в 4.00.

Двигаемся среди альпинистов. От палаток и юрт «лагеря №1» подход по открытому льду до крутого взлта ледника (30 мин.). Надели кошки, связались. Крутизна подъма - до 35, местами лд, в верхней части - обход больших трещин. Тропа одна, идем неспешно. Так как одновременно начинает подъем много человек, на переходе на очередную ступень ледника образуется узкое место.

Преодоление трещин по лестницам

В этом месте пролегает широкая трещина через весь ледник и лежит лесенка. Очередь. Клиенты ругаются. Гиды молчат. Испытываем сильный контраст с предыдущими «одинокими» днями. Далее - прямо и постепенно склон выполаживается, тропа поворачивает вправо, и за перегибом гребешка начинается плато 5300 «Сковородка» . Тропа широкая позволяет идти разным группам с комфортной для них скоростью.

Примерно к 12.00 подходим ко второму лагерю. Здесь делаем обед и по совету одного из гидов продолжаем движение далее.

Выход на гребень выше второго лагеря

Набираем еще примерно 200 метров и встаем лагерем не ребре. Здесь гораздо более комфортные и безопасные стоянки по сравнению со вторым лагерем, не говоря уже об эстетической составляющей, которая явно страдает в замусоренном втором лагере.

12августа

Планировали выйти с рассветом, однако плохие погодные условия, отсутствие видимости заставили перенести выход на более позднее время.

Дождавшись групп, идущих со второго лагеря, начали подъем на Раздельную.

Подъем в третий лагерь

Подъем не сложный покрытый снегом. Несмотря на достаточно большой уклон, большинство восходителей идет с палками. Погода портиться, слышен гром. По широкому снежному отрогу пологий подъм к взлту на вершину Раздельная. По крутому до 35 снежному склону за 1,5-2 часа выходим на куполообразную вершину Раздельная, на пологом восточном склоне которой (прикрытый вершиной от западных ветров) располагается «лагерь№3» (6150).

Лагерь 3

Выйдя на Раздельную выбрали себе место, окопались, поставили снежную стену. Своевременно укрывшись в палатке, слушали грозу.

Поставили стенку

13августа

Попытка восхождения.

Встали в 2.00. За ночь насыпало много снега, поэтому из за отсутствия видимости и тропы, посоветовавшись с гидами решили подъем начать позже. Вышли в 5.00 с пониманием, что на вершину в этот день не попадаем. Спустились на перевал, набрали метров двести с него и посмотрев по сторонам вернулись. Тропежка тяжелая. Снега много. На перевале стояли ижевцы, которые шли шестерку и поднялись со стороны Саукдары.

Ребята в этот день уходили вниз, отказавшись от восхождения. Перед этим они заглянули к нам в лагерь поболтать и выпить чаю.

Весь день, мы дремали, читали книги и слушали музыку.

14августа

Пик Ленина (7134) 3А, радиально.

Утром окно в погоде. Подъем в 2.00 выход в 4.00. Встали в группу накопившихся за несколько дней альпинистов. Гиды тропили, остальные молча шли следом.

Спускаемся на перемычку влево (перевал Раздельный)

От перемычки идти крутой длинный подъем на плато 6400 - 1,5-2ч. Смерзшаяся осыпь, зализанный ветрами снег, уклон 30. Желателен спутниковый навигатор. Пересекая плато за 1 час подходим к взлету («Запятая»).

Плато на 6400, выход на «Нож»

Подъем вначале по снегу и осыпи, 15-25. Выход на «Нож» - небольшой взлет, с провешенными перилами. Вышли на нож. Движение в целом довольно медленное.

У одного из участников немного болит живот. Обсудили – не стоит ли вернуться, но решили продолжить. Общее состояние бодрое. Провешенную веревку прошли довольно быстро, после этого пришлось раздеться из-за того, что солнце становилось все сильнее.

Далее выход на длинный снежно-осыпной с выходами скал широкий гребень 20-30, по нему- на плато 7000. Пересекаем за 30мин. снежное плато и поднимаемся за 1 час по снегу и осыпи 20 к туру на вершине пика Ленина.

Нужно иметь в виду сложность ориентирования на плато 6400 и 7000, поэтому желателен спутниковый навигатор. Понятие «вершина» здесь расплывчато - вершинное плато очень большое, нет явной высшей точки, просто тур стоит ближе к пути подъма с запада.

Когда вышли на верхнее плато, погода стала ухудшаться, поэтому дойдя до вершины – пофоторафировались и двинулись обратно.

Путь в лагерь сопровождался плохой погодой и общей усталостью.

Особенно сложным был финальный спуск на перевал и выход с него к третьему лагерю. В лагере сделали чай, что-то перекусили и легли спать без ужина.

- 2000

15 августа

Проснувшись, собрались и неспешно двинулись в обратный путь. В связках прошли по тропе и вышли в первый лагерь.

+200 - 500

16августа

Утром по нахоженной тропе мимо нескольких альплагерей двинулись в направлении перевала Путешественников.

Группа на фоне Пика Ленина

Сначала тропа идет по моренам, затем после брода, выходит на конгломератные склоны, часто встречаются группы. Движемся в касках. Периодически мимо свистят камни.

На тропе в МАЛ

Подъем на перевал технически и физически не сложен, также как и спуск. Сбитые пальцы на ногах от стремительного вчерашнего спуска немного замедляли движение.

Перевал Путешественников. нк

После спуска с перевала, тропа постепенно выходит на луга Луковой поляны и уже хорошо виден МАЛ, где нас ждет микроавтобус в Ош.

Выход на Луковую поляну, а за ней - МАЛ

Выводы.

Несмотря на то, что запланированный маршрут пройти не удалось из- за болезни участника, часть задуманных задач все же была реализована.

Пройдены интересные перевалы, удалось познакомиться с особенностями района, совершено восхождение на пик Ленина.

Сложность маршрута получилась выше, чем эталонная сложность маршрутов 4 кс в связи с наличием двух препятствий 3А.

Безопасность на маршруте определялась сбалансированным графиком движения, наличием акклиматизационного кольца, запасными днями, продуманными аварийными выходами. Собственно, одним из них и пришлось воспользоваться, чтобы обеспечить безопасный сход участника с маршрута. Именно из соображений безопасности группа решила не рисковать и отказаться от самой интересной части маршрута – южной стороны Заалайского хребта с ледниками бассейна Саукдары. Было принято непростое решение о продолжении маршрута по запасному варианту.

Ключевым моментом, обеспечивающим безопасность на таких маршрутах, является подготовка к высоте. Поэтому маршрут был спланирован таким образом, чтобы акклиматизация проходила максимально гладко. Высотный опыт у участников был связан с восхождениями на Эльбрус и ночевками на высоте не более 5500 м., поэтому восхождение на пик Ленина изначально планировалось только при идеальном состоянии группы. Медикаментозному обеспечению было уделено особое внимание (см. рекомендации по аптечке и медицинскому обеспечению). Физическая подготовка участников определялась тренировками. Конкретно к этому походу акцент с технических и веревочных тренировок был смещен в сторону тренировок ОФП. Все эти факторы позволили довольно быстро акклиматизироваться и относительно уверено чувствовать себя на больших высотах.

В обязательном порядке был спутниковой телефон, страховка с указанием сферы профессионального горного трекинга и альпинизма.

Безопасность обеспечивалась подбором снаряжения – штормовая шестиместная палатка, наличие которой позволяло оборудовать бивак в достаточно быстро с наименьшими трудозатратами. Благодаря этому можно было планировать ночевки на гребнях.

Для похода 4 кс. маршрут получился достаточно напряженным с препятствиями превышающими эталонную сложность, характерную для данной категории.

Несмотря на то, что нитка маршрута не является уникальной, данный район для нашей группы был новый и поэтому для безопасного знакомства с ним были выбраны перевалы, по которым есть подробные описания. Изначально определенные опасения вызывал ледник Дзержинского, состояние которого было не достаточно прогнозируемо, в запасном же варианте предполагалось использовать более предсказуемые участки.

О восхождении на пик Ленина.

Для участников нашей группы это был, бесспорно, ценный высотный опыт. Однако, общие впечатления от восхождения - противоречивые. Большая скученность альпинистов и гидов на классическом маршруте сильно контрастирует с привычными для спортивного туризма автономными буднями. Отсутствие единой организации, наличие большого количества коммерческих восходителей создают предпосылки для НС. Ощущение ложной безопасности с логикой «все так делают», приводит к тому, что люди двигаются по закрытому леднику без связок, используют палки на крутом рельефе, при том, что даже вы этом сезоне были несчастные случаи, связанные с пренебрежением техникой безопасности.

Также негативное впечатление оставляет экологическое состояние классического маршрута. Отсутствие эффективного государственного регулирование этого вопроса, конкуренция между несколькими турфирмами за клиентов приводит к все увеличивающемуся количеству мусора на склонах.

Жаль, что не удалось запланированный перевал со стороны ледника Дзержинского, так как радиальное восхождение по «классике» явно проигрывает, если оценивать с точки зрения философии спортивного туризма.

Рекомендации.

Для совершения спортивных горных походов в данном районе нужно учитывать его удобную транспортную доступность. Однако планировать походы ниже 5 кс в нем не целесообразно в связи с ограниченным количеством определяющих препятствий.

Наиболее существенные моменты, которые нужно иметь в виду:

1. Высотная составляющая. Следовательно – требования по высотному опыту участников, физподготовке и самое главное правильной акклиматизации.
  2. Большое количество снега – разумно использовать снегоступы конструкции Лебедева.
  3. Использование автоклава позволит сделать еду более вкусной, время приготовления меньше и уменьшить расход топлива.
  4. Температурный режим может быть довольно суров. Важно предусмотреть способы профилактики обморожений.
  5. Для облегчения веса использование одной палатки или шатра (по типу лыжного) может быть оправдано.

Комментарии к аптечке.

Помимо стандартного набора медикаментов, характерных для горных походов, был отдельный набор для помощи при осложнениях горной болезни. В нее входили нифедипин, дексаметазон, которые являются стандартными средствами для лечения отечных осложнений горной болезни. Однако использование таких препаратов требует серьезных медицинских знаний. Но если алгоритмы для лечения отека мозга или отека легких прописаны, то способы медикаментозной профилактики высотной болезни не имеют в большинстве случае серьезной доказательной основы.

Знакомство с отечественными и зарубежными источниками подтвердило, что доказательной базой обладает только ацетазоламид (диакарб), который достоверно влияет на звенья патогенеза. Все остальные средства могут лишь теоретически оптимизировать акклиматизацию. Поэтому необходимо пользоваться рекомендациями групп, которые имеют большой опыт в аналогичных походах и надеяться, что их проверенные на собственном опыте советы сработают на конкретных людях и в нашей группе. Так мы использовали несколько раз для облегчения засыпания димедрол, чье снотворное и антигистаминное действия оказывается вполне востребованным.

Тем не менее, надо понимать, что ключевым фактором будет правильный высотный график акклиматизации. И вообще, если мы считаем, что занимаемся спортом, то использование в профилактических целях ряда препаратов становится не этичным. (Ацетазоламид, кстати, внесен в список запрещенных в спорте препаратов).

Мы использовали панангин для профилактики нарушений электролитного состава. В этом походе спортивные изотоники были частью продуктовой раскладки, для восполнения углеводной недостаточности во время движения и, главное, нормализации баланса электролитов.

Использование пульсооксиметра является нормой для высокогорных маршрутов. Удобство контролирования ЧСС и уровня сатурации для оценки текущего состояния и восстановления организма делает этот прибор «незаменимым». Однако правильная интерпретация данных может быть затруднена из-за индивидуальных особенностей участников. Поэтому важно наблюдение в динамике.

Список снаряжения и комментарии

Количество,

шт

Запасные очки

Запасная ложка

Иглы (комплект)

Булавки английские (комплект)

Проволока алюминиевая, 5м.

Проволока медная с изоляцией, 5м.

Проволока стальная тонкая, 5м.

Скотч

Лопата (снежный якорь)

Снеговая пила

Итого:

Расходы на логистику и контакты Ош Трэвел (г.Ош, http://oshtravel.com/)

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

скачать карту маршрута

Список источников.

1. Андрей Лебедев, СК МАИ Отчет о горном походе 5 к.с. по Северному Памиру (Заалайский хребет) в августе 2015 года
  2. Карты и схемы В. Ляпина, обработанные А. Лебедевым
  3. Перечень классифицированных высокогорных перевалов
  4. А. Джулий. Заалайский хребет. Восточная часть. Обзор района.
  5. Лебедев А.А. Вершины и перевалы хребта Ледяной Мыс. Сайт Риск, октябрь 2012
  6. Лебедев А.А. Маршруты южных склонов пика Ленина. Сайт Риск, март 2010.