Автор: Андрей Мамонтов, г. Новосибирск

о горном походе V к.с. по Центральному Памиру (верховья ледника Федченко),
август-сентябрь 2005 года

Содержание

Очень краткая характеристика района похода. Идея похода
Справочные сведения о группе и маршруте
Материальное обеспечение группы
Техническое описание перевалов и путей их прохождения
Дневник.
Выводы и рекомендации.
Приложения

Техническое описание перевалов и путей их прохождения

Названия рек, ледников, перевалов и высот по классификатору высокогорных перевалов [-6-]. В тексте встречаются отметки географических координат (в системе WGS84), снятые во время похода с помощью прибора GPS, ссылки на фотографии и карты (прикреплены в конце отчёта).

Пер. Дустироз (2А, 4650, сн.-лд.)

Ориентация: север/юг. WGS84 38,513543N 72,112810E 4630m

Фото 15
Наиболее простой и безопасный перевал, соединяющий долину реки Правый Дустироз (западную камеру ледника Правый Дустироз) и долину ледника Язгулемский. Перевал находится в восточной части Ванчского хребта. Второе название перевала – МВТУ.

Фото 16
Определяющая сложность сторона – северная. Пройден группой в направлении с севера на юг, на подъем с определяющей стороны. [-4,5-]

Северный склон перевала определяющий (Фото 15), крутизна снежно-ледового склона 45° (Фото 16), бергшрунды. В верхней части карниз со следами ледового обвала. Перевал безопасней проходить через восточный гребень. С севера подъём крутизной 45° около 100 метров от бергшрунда (Фото 16), под который можно подойти пешком (крутизна до 30°).

Фото 20
С южной стороны склон скально-осыпной (Фото 20), крутизной 25-30°, проходится пешком за один час и выводит на небольшой ледничок.

Фото 18

Фото 19

На седловине (Фото 18, 19) возможны комфортные ночёвки. С запада на седловину спускается крутой скальный гребень, с востока двухступенчатый снежно-ледовый гребень. Первая от седловины ступень проходится пешком, вторую провешивают, обе не более 50 метров.

Фото 13
Подходы к перевалу с севера: от разлива (Фото 13) реки Правый Дустироз начинаются морены, которые переходят в ледник , покрытый слоем камней.

Западная камера ледника начинается ледопадом, который легко обходится по левой (орографически) части ледника (Панорама фото 14). После ледопада начинается закрытый ледник (начало августа)

Фото 14
Hi-res

Отсюда виден перевал (Фото 15), и можно практически без набора высоты подойти к нему. Под снегом видны каналы ледниковых ручьёв. Есть данные [-4,5-], что вдоль правого рандклюфта тоже можно пройти, но этот путь более длинный и сложный.

Фото 31
С юга от перевала небольшой ледник, стекающий из цирка перевала. Внизу ледник обрывается конгломератными крутыми склонами, которые легко обходится слева по моренам и склонам, выводящими в правый моренный карман ледника Язгулемский. С юга перевал следует искать как первую седловину западнее вершины Соколова, с ледником в долине (Фото 31).

При прохождении перевала Дустироз группа навесила 4 верёвки (200 метров перил): одну вдоль бергшрунда (без неё, в принципе, можно было и обойтись, но во время акклиматизации мы решили перестраховаться), две вверх по крутому ледовому склону, одну на спуске по гребню к седловине. Сняли записку турклуба МАИ, горного похода VI к.с., рук. Лебедев А. от 2 августа 1999.

Пер. Одесса (3А, 5280, сн.-лд.)

Ориентация: северо-запад/юго-восток. WGS84 38,474053N 72,178667E -

Фото 25
Единственный перевал, соединяющий ледник Захарченко и западную камеру ледника Ракзоу. Перевал находится в южном отроге Язгулемского хребта, в системе Ракзоу. [-4-] [-11-] (Хребтовка 1)

Перевал имеет две седловины (Фото 25). С северо-запада наиболее простой и безопасный путь ведёт через небольшую вершину, разделяющую эти седловины.

Фото 29
От вершины на северо-запад спускается снежное ребро со средней крутизной 45° (Фото 29), удобное для прохождения перевала. С юго-востока более удобная седловина – южная.

Фото 34
С юго-восточной стороны с обеих седловин отвесные карнизы (Фото 34). Перевал пройден группой в направлении с северо-запада на юго-восток, на подъём с определяющей стороны, через вершину, со спуском с южной седловины.

Фото 23
К перевалу с запада проще подойти по правому (орографически) моренному карману (Фото 23) ледника Захарченко, затем по правым моренам, и уже в самой верхней части, когда будет виден нунатак под перевалом (Фото 25), выйти на ледник. Нунатак обходится справа по ходу. Верховья ледника с трещинами, но всё легко распутывается, в начале августа эта часть закрыта. За 4-5 часов можно подойти под перевал от ледника Язгулемский.

Подъём на перевал с ледника Захарченко по снежному ребру. Выходить на ребро следует между ледопадом и оголением скал (скальное пятно фото 25). До выхода на ребро встречаются засыпанные снегом бергшрунды (Фото 29). В зависимости от состояния снега ребро провешивается по-разному. При удачном состоянии снега на перевал поднимались в связках. Если же снега мало, придется провешивать не менее 200 метров перил, в целом же ребро длиной 700 метров, причем нам пришлось провешивать его целиком. На ледовых лбах ребра встречаются участки крутизной 50°, есть бергшрунды (Фото 29).

Фото 30
В самом верху ребро выводит в снежную мульду (Фото 30), от которой самый простой путь (50 метров перил) на северную седловину, затем через вершину следует перейти на южную седловину, и уже с неё спускаться. Подъём по кулуару сразу на северную седловину лавиноопасный и более сложный (склон круче, больше бергшрундов).

Фото 35
С южной стороны вершины скальные жандармы, на верхнем тур (Фото 35). Комфортные стоянки в мульде под вершиной и на южной седловине. Спуск с южной седловины через карниз и далее, отвес до 5 метров, дальше снежный склон с уклоном 25°, бергшрундов не замечено.

Фото 36
Ледник с юго-восточной стороны закрыт (Фото 35), спуск с него либо вдоль левого рандклюфта, либо по центру. Затем ледник вливается в общую систему ледников Ракзоу.

При прохождении перевала Одесса всего группой было навешено 15 верёвок (750м перил): 14 верёвок на подъём и одна верёвка на спуск.

Ещё одна верёвка (50 метров перил) была повешена на спуск по скалам в обход ледопада (Фото 36) уже после спуска с перевала.

При хорошей погоде с перевала видны пики Россия, Москва, Коммунизма (Панорама фото 32) и с другой стороны пик Ляп-Назар (Панорама Фото 33)

Фото 32

Фото 33

Пер. Выгодный (1Б*, 4900, сн.-лд.)

Ориентация: север/юг. WGS84 38,456662N 72,224760E 5070m

Фото 39
Перевал самостоятельного значения не имеет в том смысле, что невозможно на него попасть в походах до IV к. с.

Фото 42
Первостепенное значение перевала - обход ледопада центральной ветки ледника Ракзоу. Через перевал Выгодный лежит путь к перевалам БЕГ (3А), Средний Хурджин (3А), 5921 (3А). (Хребтовка 1, 2)

Перевал расположен в западном отроге вершины 5618, вблизи ледопада в центральной части ледника Ракзоу. Расположение перевала в отроге, вид с юга: ледопад, скалы «бараньи лбы», СЕДЛОВИНА перевала, острая треугольная вершина из желтого камня, седловина «не перевал!» (подъём на неё с соседнего небольшого бокового ледника, но спуска с неё НЕТ!).

Фото 40
Выход на седловину с южной стороны: вначале по склону крутизной 35° через заужение между выходам черных скал, затем по кулуару, который поворачивает в верхней части влево. Перевальную седловину с юга не видно.

Фото 45
Вид на отрог с севера: высокий скальный гребень со снежными пролетами, резко понижение до СЕДЛОВИНЫ перевала с карнизом, вершинка (на ней тур), понижающийся снежный гребень с карнизом, маленькая вершинка, снежный гребень без карниза, скальный гребень. Путь на перевал лежит по склону (30°) правей снежного гребешка, выводящего на западный край отрога, в ту его часть, где заканчивается карниз. На гребешок выходить следует уже под самым бергшрундом, и от него одна верёвка наверх. Бергшрунд в этом месте небольшой, забит снегом. Координаты западной седловины WGS84 38,456662N 72,224760E, группа от этого места спускалась.

Наша группа прошла перевал Выгодный с юга на север при подходе к перевалу БЕГ. На спуске потребовалась навеска одной перильной верёвки (50м) через небольшой карниз и далее по ледовому склону. Сняли записку турклуба МАИ, похода V к.с., рук. Лебедев А. от 21.07.1992.

Пер. БЕГ (Бориса Евсеевича Гельфгата) (3А, 5400, сн.-ск.-лд.)

Ориентация: запад/восток. WGS84 38,476121N 72,237520E 5408m

Перевал соединяет верховья центральной ветки ледника Ракзоу с западной веткой ледника Язгулемдара. Находится в Язгулемском хребте, система Ракзоу (Хребтовка 1, 2). Определяющая сложность сторона – восточная (Фото 51, 52, 54)Высота перевала в классификаторе [-6-] явно занижена (5200), высота 5408 взята по показаниям прибора GPS, высота по топографической карте [-8-] 5380 метров.

Фото 51

Фото 52

Фото 54

Фото 44

Фото 50
Центральная ветка ледника Ракзоу выше ледопада (Фото 44): в восточной камере расположен перевал Ложный БЕГ (3Б), в северо-восточной камере - перевалы Средний Хурджин (3А)(Фото 50) и БЕГ (3А), в северной камере «плато 5400» - перевалы Ракзоу (3Б) и 5921 (2Б). Седловина перевала БЕГ видна из северо-восточной камеры центральной ветки ледника Ракзоу.

Седловина широкая (Фото 48, 49), с запада на неё плавно поднимается ледник 10° и затем на последних метрах выкручивается.

Фото 48

Фото 49
Посреди седловины два скальных жандарма, на северном, меньшем, сложен тур (Фото 48, 49). Самый пологий и удобный спуск - самый южный край седловины.

Восточный склон крутизной 45° и протяжённостью 500 метров.

Бергшрунды в верхней части, и в самом низу, перед выполаживанием на ледник, два бергшрунда, забиты снегом.

Подходы с востока через западную ветку ледника Язгулемдара (Фото 58, 62).

Фото 58

Фото 62
Подъём в обход ледопада (Фото 56) по правому (орографически) борту ледника, который плавно переходит в снежно-ледовый склон, сильно изрезанный трещинами. Верхняя часть ледника закрыта (Фото 55), больших трещин не наблюдалось.

Фото 56

Фото 55

Перевал пройден группой с запада на восток, на спуск по определяющей стороне (Фото 51, 52). На спуске повесили 150 метров перил (3 верёвки) верхняя была закреплена на скальном выступе, вторая на снежном щите, с изломом в обход бергшрунда третья на ледобурах. Ниже весь склон был в кальгаспорах (Фото 51), иначе пришлось бы провешивать и его. Нижние бергшрунды просто перепрыгивали.

При подготовке к походу нам не удалось найти совершенно никакой информации по прохождению перевала БЕГ другими группами, каких-либо следов тура на седловине также не было обнаружено, так что мы шли в режиме, близком к первопрохождению. Позже, на этапе написания отчёта, в электронном каталоге библиотеки МГЦТК [-10-] обнаружилось упоминание о походе Нестерова В., в котором был пройден перевал БЕГ во время нашей подготовки к походу маршрут Нестерова, вероятно, еще не был внесен в электронный каталог, так что мы его тогда не нашли.

Фото 53
Южнее перевала БЕГ имеется еще одна седловина, также ведущая с ледника Ракзоу на ту же самую ветвь Язгулемдары, что и сам БЕГ, но с отдельным цирком (Фото 44) со стороны ледника Ракзоу. Эта седловина кажется очень естественной со стороны ледника Ракзоу, однако спуск с нее на Язгулемдару весьма сложен (ориентировочно 3А*-3Б, лед-скалы не менее 400 м, в том числе 120 м отвесных скал) и, главное, опасен (Фото 53, 54). Эта седловина, которую можно было бы назвать перевалом «Ложный БЕГ», была пройдена в 1986 году группой туристов Новосибирского госуниверситета под руководством Аркадия Мустаева [-11-], и про другие факты ее прохождения нам также ничего не известно.

Пер. Верхний Хурджин (3А, 5671, сн.-лд.)

Ориентация: запад/восток. WGS84 38,501291N 72,236660E 5700m

Фото 60
Самый простой перевал, соединяющий ледник Язгулемдара и Южную Мульду ледника Федченко. Находится в Язгулемском хребте (Хребтовка 2).

Фото 61
Перевал относится к тем, которые получили свою категорию за подходы. Сам перевальный взлёт мы оценили бы как 1Б* категории сложности. Прохождение же ледника Язгулемдара, особенно такого разорванного, каким он предстал перед нами в этом году (Фото 60, 61, 62), , действительно, вполне соответствует категории сложности 3А.

Фото 70
С запада на седловину плавно поднимается ледник 25° (Фото 70). С востока пологий подъём 35° с перепадом 150 метров, может быть лавиноопасен, ниже седловины - пологий ледник (Панорама фото 67).

Восточный край седловины может иметь карниз высотой около метра, проходится легко, так как расположен практически на седловине, и с обеих сторон полого.

Фото 67
Hi-res

Обычно с юга к перевалу Верхний Хурджин подходят по верхней, северной ветви ледника Язгулемдара (Хребтовка 2). Именно таким способом шли и мы в этом походе. Однако, могут быть и варианты. В частности, в 1985 году группа туристов г. Новосибирска под руководством Аркадия Мустаева прошла по другой, северо-западной ветви Язгулемдары. Эта ветвь ведёт, вообще говоря, к перевалу Средний Хурджин (3А), однако, в верховьях можно без труда пройти с неё и к Верхнему Хурджину по снежным полям. Эта ветвь имеет весьма приличный ледопад (Фото 58), из-за которого перевал Средний Хурджин считается более сложным, чем Верхний, есть даже рекомендации (А. Лебедев -4,5-) обхода этого ледопада через цирк Верхнего Хурджина (Панорама фото 67).

Фото 63
Однако, в этом году, видимо, вследствие большой подвижки, основное русло Язгулемдары оказалось таким разорванным (Фото 60, 61, 62, 63), что, возможно, целесообразным мог бы быть, наоборот, обход разломов основной ветви Язгулемдары через ледопад Хурджина Среднего.

Перевал пройден группой с востока на запад. На подъёме спустили небольшую лавину (неопасную, благодаря малой протяженности склона и неглубокому снегу она даже не утащила участников вниз). Проходили в связках. Через карниз на седловине для более удобного прохождения мы предпочли навесить перильную верёвку.

Переход от пер. Бег до пер. Верхний Хурджин через ледник Язгулемдара.

Известно, что горы - это следствие движения земной коры и вулканической деятельности. Ледники в горах - отражение климата, погоды и рельефа в данной местности и, конечно, горообразования. Известно также, что климат имеет свои циклы, которые отражаются на жизни ледников, ледники меняются: в одно время это ровные безобидные «дороги», в другое это «шинкованная капуста». Важно обновлять и дополнять информацию о состоянии ледников. Горному туризму уже много лет, и информация в старых отчётах может устаревать.

Вот случай из моей практики.
В 1996 году я ходил на Чуйские Белки и, как водится, написал отчёт. Несколько лет спустя мне пишет один возмущённый человек: «Что вы написали, что ледник ровный и почти (!) без трещин, мы были там, когда выпал снег (!), и один наш участник чуть было не улетел...». Конечно, нельзя так поступать и надеяться, что всё будет, как описано кем-то. Впоследствии выяснилось, что этот безобидный ледник действительно потрескался, хотя это было ещё до нашумевшего землетрясения.

Как говорят «старожилы», ледник Язгулемдара не такой, как был 20 лет назад...

Заметим, что самый простой и короткий путь с центральной ветки ледника Ракзоу на северную и северо-западную ветки ледника Язгулемдара ведёт через перевал Средний Хурджин (Панорама фото 67).

Верхняя часть западной ветви (Хребтовка 2, Я1) - закрытый ледник, трещин мало. Ледопад этой ветви проходится справа, левая часть сильно разрушена, и возможны камнепады со скал левого борта долины.

Участок от слияния западной ветки с северо-западной и ниже, по словам Сальникова Георгия и по отчётам [-11-], сильно изменился. Ледник раньше был ровным, как дорога, сейчас это нагромождение сераков (Фото 60, 61, 62). Мы проходили вначале по центру, потом спустились в огромный продольный разлом и, выйдя в правый рандклюфт (Фото 62), двигались по нему до слияния с северной веткой (Я3). Устье северной ветки - тоже сильно изломанный ледопад – проходили, распутывая, двигаясь вверх и к центру. Заметим, что Соколенко в 1979 году проходил его по правому рандклюфту, где сейчас наиболее сильное разрушение ледника.

Фото 66
Над ледопадом устья северной ветки достаточно ровный ледник с поперечными трещинами, которые легко перепрыгиваются. Такое «затишье» наблюдается до поворота ветки на запад, здесь снова начинается ледопад (Фото 63) с очень широкими и глубокими трещинами. Проходили немного правее (орографически) центра, затем вышли на дно трещины, заваленное глыбами льда, и вылезли наверх, двигаясь поперёк ледника к левому борту.

Выше снова ровный ледник с небольшими трещинами. Ледник плавно поднимается, иногда ступенями, на перегибах которых небольшие трещины. Закрытый ледник начинается от западного ледопада, спускающегося с перевала Дорофеева-Горбунова (Фото 66). Дальнейший путь: по центру ледника, держась склонов массива пика Парижской Коммуны, особых сложностей здесь нет.

Пер. Абдукагор (2А, 5070, сн.-лд.)

Ориентация: запад/восток. WGS84 38,607678N 72,273001E 5079m

Наиболее простой перевал из долины реки Абдукагор на ледник Федченко. Находится в хребте Академии Наук (Хребтовка 3). Перевал не имеет ярко выраженной седловой точки. С восточной стороны плавно переходит в ровный ледник Федченко. С запада это сам ледник Абдукагор, имеющий ледопад, таким образом, определяющая сложность сторона перевала - западная.

Фото 76
Спускаясь по леднику Абдукагор, следует идти сначала по центру (Фото 76), затем распутывая трещины справа (орографически), и затем, когда справа начнутся боковые морены, переходить на них, пересекая в удобном месте рандклюфт. По долине идет тропа в правом моренном кармане.

Наша группа прошла перевал Абдукагор в направлении с ледника Федченко на ледник Абдукагор.

Пер. Ребро (3А, 5520, сн.-лд.-ск.)

Ориентация: запад/восток. WGS84 38,565657N 72,258834E 5535m

Фото 93
Соединяет Северную Мульду ледника Федченко и южный приток ледника Абдукагор. Этот приток - висячий ледник, расположенный между ледниками Клин и Каскадный. В классификаторе [-6-] указано: с ледника Каскадный, мы исправляем данную неточность (Хребтовка 3).

Фото 77
Перевал односторонний: с восточной стороны плавно спускается на ледник Федченко с перепадом не более 200 метров (Фото 93). С запада придётся попотеть (Фото 77).

Фото 86
Внизу под перевалом на стрелке между ледниками Абдукагор и Каскадный есть зеленые полянки (Хребтовка 3, П) и разлив ручья (Фото 86). С этого места и начнем описание западной стороны перевала.

Фото 85
От стоянок (П) по осыпи (25°) подъём до снежника (Фото 85). Далее кулуар будет уводить влево по ходу подъёма, нам не по нему и не вправо на крутой лёд, а прямо к выпуклому леднику (Фото 85). В этом кулуаре (25-30°) будет узкое горло (слева скалы, справа ледовая стенка (Фото 87, 88)). Это место самое опасное, через него камни пролетают, как через воронку!

Фото 87
Этот участок рекомендуем проходить рано утром, пока солнце не начало вытапливать камни. От стоянок до «воронки» около 700 метров набора высоты. После этой воронки продолжаем движение всё так же вдоль скал и подлазим под серак, 300 метров. Слева по ходу от серака хороший кулуар, но по нему уж очень часто простреливают камушки, вешать верёвки поэтому там не следует.

Фото 88
Справа от серака немного круче (60° 50 метров), но спокойно, здесь и следует организовывать верёвочные перила.

Примерно через 500 метров склона 50° вверх – гребень. Это седловина, ведущая в соседний цирк с ледником Каскадный, нам туда не надо.

Фото 92
Поэтому лучше сразу забирать влево по ходу и вылезти в бергшрунд, в ближней к скалам части которого можно поставить палатку. Дальше от левого края бергшрунда по перилам подъём на гребень, и по нему до выполаживания (не больше 200 метров 40-45°), и дальше пешком (Фото 92). Тур на скалах. Повторюсь, что подъём до того, как вы начнёте вешать верёвки из-под серака, КАМНЕОПАСЕН. В связи с этим, кстати, по-видимому, следует считать предпочтительным для прохождения перевала Ребро именно направление запад-восток, т. е., как и в нашем случае, на подъём: тогда камнеопасные участки проходятся до того, как их осветит солнце, и их опасность тем самым существенно уменьшается.

Фото 90
При прохождении перевала группа повесила одну веревку от скал под серак, 10 веревок (на ледобурах) до бергшрунда и одну вдоль него до плоского места (Фото 90), где поставили палатку.

Фото 91
Выше бергшрунда ещё 3 веревки (Фото 91), закрепленные на снежный щит и ледорубы. Всего 15 веревок, 750 метров перил. Снята записка Московского клуба туристов, поход VI к.с., рук. Акимов В.В. от 9 сентября 1990.

Перевал не только требует исключительной аккуратности при прохождении вследствие существенной камнеопасности в нижней части. Он еще и весьма трудоёмок: от самого подножия и почти до верха (а это полтора километра перепада высоты) там совершенно негде заночевать, так что от группы требуется хорошая физическая подготовка плюс безукоризненная работа с верёвками.

Связка Пер. Омара Хайяма (6100, сн.-лд., ос.) и пер. Зимовщиков (5900, сн.). 2Б.

Фото 98
Ориентация перевалов: север/юг. WGS84 38,558578N 72,412777E 5920m (точка спуска с Зимовщиков)

Перевал Омара Хайяма (Панорама фото 97, 98) соединяет Большую Фирновую Мульду ледника Федченко и верховья ледника Витковского (Панорама фото 100). Находится в северном отроге Язгулемского хребта (горы южной группы Федченко) (Хребтовка 4).

Фото 97

Фото 100

Фото 95
С юга на подходах ледник местами разорван и открыт, ледопад (Фото 95) обходится с северной стороны. Мы прошли с ледника Федченко по склонам пика Гидростроителей в условиях плохой видимости до ледопада (Фото 95). Ледник над ледопадом основательно закрыт снегом (Панорама фото 97). Далее вдоль склонов пика Паустовского подошли к перевалу. Перевал виден издалека.

На перевал ведёт широкий снежно-ледовый гребень крутизной от 20° в начале подъёма и до 35° в конце, в одном месте разорванный забитым снегом бергшрундом (Фото 98). Точка с юга под перевалом WGS84 38,551559N 72,378448E 5960m (полуднёвка).

Фото 99
Седловина перевала с выходами скал. Есть удобные площадки под палатку. Северный склон осыпной (Фото 99), левая часть менее крутая (30°). Перепад высот с обеих сторон перевала 200 метров.

Перевал Омара Хайяма был пройден группой в направлении с ледника Федченко на ледник Витковского, при этом перильные веревки не потребовались.

Верхняя мульда ледника Витковского в августе была заполнена глубоким зимним снегом.

Перевал Зимовщиков соединяет верховья ледника Витковского (Панорама фото 97) с северной веткой ледника Грумм-Гржимайло (Панорама фото 102). Находится в хребте Высокая Стена.

Фото 102
Hi-res
Мы спустились на перевал Зимовщиков от перевала Омара Хайяма по глубокому снегу, трещин не заметили. С севера на седловину плавно поднимается ледник Витковского (Панорама фото 97).

Фото 101
Седловина перевала Зимовщиков широкая (Фото 101), в западной части ледовые сбросы на юг (Правая часть панорамы фото 102), в восточной части на юг можно спускаться в связках, перепрыгивая небольшие бергшрунды, самые крутые участки не больше 30°. Северная ветка ледника Грумм-Гржимайло в верховьях закрыта снегом, внизу трещины причудливой формы (идут не по прямой, а всячески извиваются).

Ледник Грумм-Гржимайло поперёк

Фото 103
Особых сложностей нет. Есть места, где много трещин, есть, где ледник местами открыт (Панорама фото 102). Хочется лишь отметить, что от скального гребня, что тянется вдоль ледника по его центру, от того места, где он заканчивается, также вдоль тянется огромная трещина шириной 10 метров и глубиной около 30 метров (Фото 103). Возможно, её придется обходить понизу, но нам повезло, и мы нашли приемлемый мост.

Пер. Бартанг (2Б*, 5350, сн.-лд.)

Ориентация: север/юг. WGS84 38,508950N, 72,436153E 5405m

Соединяет западные верховья ледника Грумм-Гржимайло и верхнее плато ледника Башурв. Находится в Язгулемском хребте (Хребтовка 4,5). Определяющая сложность перевала сторона – южная.

Северная сторона - переметный закрытый ледник (западная ветка Грумм-Гржимайло) (Панорама фото 89). На седловине есть трещины! В восточной части седловины есть скалы (на них тур).

Фото 89

Фото 110
Уклон южного склона около 50°, перепад высоты 300 метров (Фото 110). В нижней части большой бергшрунд с отвесной стенкой высотой 5-7 метров.

Фото 108

Фото 109
Группа прошла перевал с севера на юг, повесив 5 веревок на спуск, 250 метров перил. Первую веревку крепили на скальном выступе, следующие две - на ледобуры, остальные - на ледорубы и снежный щит. Последняя верёвка, через отвесный бергшрунд, сбрасывалась с помощью снежного щита.

Ледник Башурв на этой ветке умеренно потрескавшийся (Панорама фото 111), держась правой стороны, легко проходится. А вот через ледопад ледника Башурв не ходят, а пользуются перевалом Оптимальный (1Б).

Фото 111
Hi-res

Пер. Оптимальный (1Б, 4850, сн.-ос.)

Ориентация: север/юг. WGS84 38,481980N 72,434776E 4860m

Перевал вспомогательный, используется для обхода ледопада ледника Башурв. Соединяет западную ветку ледника Башурв с западным притоком ледника Башурв, ведёт через отрог с вершиной в восточной части 5018. Находится в южном отроге Язгулемского хребта (система р. Хабарвив-Хац) (Хребтовка 5). Пройден группой в направлении с севера на юг.

С северной стороны снежно-ледовый склон с уклоном 30° и перепадом не больше 70 метров (Панорама фото 112).

Фото 112
Hi-res

На седловине трещины. Есть тур, сняли записку туристов клуба «Магнит» г. Темиртау, горного похода V к.с., рук. Залетов Г.И. от 6 августа 1985. Южный склон осыпной, выводит на ледник (Фото 114). Ледник имеет небольшой ледопад, проходили от центра вниз и влево, крутой (до 45°) язык ледника без трещин.

Долина нависает на ледником Башурв (Фото 115, 116). Спуск из неё по руслу пересохшего ручья - крутой кулуар, вымытый водой среди конгломератов.