Автор: Николай Кузнецов, г.Москва

Отчет о горном походе 1 к.с. по Западному Кавказу (Архыз) с 13 по 24 июля 2018 года

Справочные сведения

Выпускающая организация: ФСТ-ОТМ

Маршрутная книжка: 1/3-108

Руководитель группы: Кузнецов Николай Александрович

Вид туризма: горный

Район путешествия: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, с. Архыз, хребты Софийский и Абишира-Ахуба, Уруп-Пхия

Категория сложности: 1 (первая)

Количество участников: 8 (восемь)

Сроки проведения: 13-23 июля 2018 г.

Продолжительность маршрута: 10 дней

Протяженность маршрута: 137,5 км (с коэф. 1,2)

Регистрация в МЧС: Архызское ПСП, 13 июля 2018, №1000

Маршрутная нитка: г. Москва — пос. Архыз — пол. Таулу — пик Смирнова (рад) — пер. Иркиз 1А — Софийские Озера (тренировочный день на ледовом, скальном, снежном и осыпном рельефе) — пер. Кельауш 1А — пер. Караджаш 1А — вер. МингиКельБаши 1Б (рад) — слияние р. Псыш и р. Аманауз — пол. Таулу — ур. Лунная Поляна — пер. Федосеева 1А — пер. Агур 1А — пер. Мыгвал 1А — оз Кяфар — оз. Глубокое — пер. Кынхара 1А — оз. Чилик — пер. Чилик 1А — пер. Ацгара н/к — пер. Уруп-Пхия 1А — пер. Загедан 1А — пер. Шхуанта 1А — пос. Загедан — пол. Таулу — г. Москва

Пройдено категорийных локальных препятствий: 13:

из них: 1 — н\к, 11 — 1А, 1 - 1Б вершина

Максимальная высота: 3243 м (вер. Минги-Кель-Баши), высота ночевки 2850 м (Софийские Озера)

Перепад высот: +7195м, -7934м

Обзорная карта

Аварийные маршруты

На участке пер. Иркиз — пер. Караджаш: через пер. Кельауш до Архызской поляны.
На участке пер. Федосеева — пер. Чилик: по д.р. до пос. Нижний Архыз

На участке пер. Чилик — оз. Верхнее Загеданское: до п. Пхия через пер. Чилик и Ацгара

На участке пер. Загеданский — пер. Шхуанта: вниз от перевала Загеданский по р. Загеданка до поселка Загедан.

Состав группы

п\п

ФИО

Походный опыт

Должность в походе

Кузнецов Николай Александрович

1ГР, 4ВР, 2ГУ, 5ВУ, БУ, СУ, инст.блок «Вестра»

Руководитель, медик

Грабовская Любовь Дмитриевна

2ГУ, 3ВУ, БУ, СУ, инст.блок «Вестра»

Зам. руководителя

Михайлина Ульяна Сергеевна

Завхоз

Хван Виана Игоревна

Снаряженец

Максимчук Марина Анатольевна

Летописец-Хронометрист

Дворецков Алексей Валерьевич

ПВД, спелео н\к, НУ «Вестра»

Логист, летописец-хронометрист

Крачнаков Алексей Александрович

ПВД, вело н\к, НУ «Вестра»

Фотограф, Реммастер

Крачнакова Яна Александровна

ПВД, вело н\к, НУ «Вестра»

Штурман

Общая смысловая идея похода

Основной целью было прохождение спортивного туристического маршрута 1 к.с., а также проведение учебно-тренировочных занятий с инструктором ТК «Вестра» Панковой Натальей. Район был выбран не случайно, так как представляет интерес для новичков, а также дает возможности для обучения и отработки навыков, полученных в горной школе начального уровня ТК «Вестра».

Планировалось пройти как по популярным местам района с наибольшей доступностью, так и по редко посещаемым местам хребта Абишира-Ахуба, таким как группа Загеданских озер и озера рядом с перевалом Шхуанта, собрать информацию по перевалам Загеданский и Шхуанта, составить их описание согласно приписанной МКК категории. Также интерес представлял подъем на вершину Минги-Кель-Баши, которую рекомендовала Наталья Панкова (с которой видно г. Эльбрус) и сделать траверс одного из красивейших хребтов района.

На весь район похода, в дополнение к схеме-хребтовке, были подобраны карты масштаба 1:50000, векторная карта для GPS.

Основные мотивы:

• знакомство группы с районом
  • доступность района для транспорта, возможность организации легкой заброски
  • отработка навыков, полученных в горной школе на не сложном рельефе, для начального уровня
  • возможность плавной акклиматизации для тех, кто ни разу не был в горах
  • Загеданские озера и Софийские озера как главные достопримечательности.

Заброска, выброска, пропуск

Заброска группы осуществлялась на двух машинах участников, вместе со всем необходимым для всего похода снаряжением. Старт из Москвы для первой машины 12.07.2018 по маршруту Москва-Черкесск-Архыз. Старт второй машины из г. Тула 14.07.2018 по маршруту Тула — Архыз.

В Черкесске забрали коллективный пропуск на группу в приграничную зону Архыза и Загедана. Можно было оформить пропуск уже на месте, в ПСО с. Архыз, но узнали это только потом, поэтому оформляли в центральном управлении КЧР.

С машиной на выброску договаривались до начала похода. Изначально должны были использовать ЗИЛ от с. Загедан до с. Курджиново где начинается шоссе на с. Архыз. От Курджиново до п. Зеленчукская на такси, и от Зеленчукской до Лунной поляны на двух машинах участников. По деньгам обходилось в 18000 руб. на группу. Но на Архызской поляне нашли местного водителя Шамиля, который согласился забрать всех нас из Загедана по звонку (благо спутниковый телефон Turaya работал везде) и отвезти до самой Лунной поляны. За поездку заплатили 10000 руб. После окончания похода 4 человека поехали на машине в Москву, двое полетели на самолете из Минеральных вод, двое поехали на а/м в а/л Уллу-Тау. Билеты на самолет покупали за месяц, стоимость 3722 руб.

Изменения маршрута и их причины

Не ходили на перевал Софийское седло (н\к) и на Софийские водопады из-за отвратительных погодных условий (видимость 10 метров, облака, морось). Не пошли на Пер. Ацгара Восточный 1А для экономии сил, времени и из-за нелогичности захода на него, исходя из нитки маршрута (далее, в техническом описании, подробнее).

Не использовали запасные дни похода и вторую часть маршрута прошли быстрее на два дня, так как сопутствовала погода и позволяли силы участников.

График движения группы

+950

-90

17.07.18

Дневка. Скальные и ледовые занятия с инструктором.

7,2

+350

-350

18.07.18

оз. Большое Софийское-пер. Кельауш (н\к) — пер. Кара-Джаш (1А) -вер. Минги-Кель-Баши (1Б) - др. Псыш

9,77

+190

-375

20.07.18

Поляна Таулу-д.р. Архыз-пер. Федосеева (1А) -пер. Агр (1А) - пер. Мыгвал (1А) - оз. Кяфар

18,93

+1050

-790

22.07.18

Оз. под пер. Чилик- пер. Чилик (1А) — пер. Ацгара (1А) — траверс хребта Уруп-Пхия (1А) — пер. Уруп-Пхия (1А) Верхнее Загеданское оз.

+900

-930

23.07.18

Верхнее Загеданское оз. - пер. Загеданский (1А) — пер. Шхуанта (1А) — д.р. Загеданка — с. Загедан

+570

-1919

Всего пройдено: 114,5 км. С учетом коэф. 1,2 - 137,5 км.

Сброс: -7934м

Набор: +7195м

Техническое описание похода

Предисловие

Первая часть группы приехала в с. Архыз 13 августа в 16:00, заехав предварительно в Черкесск за групповым пропуском в пограничную зону. Ранний выезд из Москвы (12 числа в 19:00) оправдал себя, и мы успели в пограничное управление до 13 часов дня (позже у них обед, а по выходным не работают). Радостные и с пончиками, за пос. Архыз свернули с асфальтовой дороги на грунтовку к р. Псыш, проехали до начала торговых рядов. Грунтовка проходима не только для кроссоверов, но и для легковых автомобилей. Долго думать не стали и встали на большой поляне слева от дороги, на берегу Псыша. Удобно, недалеко, всех видно. Сотрудники кафе присмотрят за палаткой за скромную плату в 50 р. с человека в сутки. А если не мусорить, не кричать и днем уходить в горы, то два дня обойдутся всего в 100 рублей за 4-х человек. Так же на поляне оборудованы простые туалеты. Вокруг сосновый лес, берег реки крутоват, поэтому нет конкуренции за место под палатку, бонусом досталось спокойная обстановка и минимум посягательств на территорию. Также рядом с кафе можно оставить машину на несколько дней, даже бесплатно, если уважительно отнестись к местным жителям и их нелегкому труду на ниве туризма. Из опасностей — собаки и лошади, не скрывающие интереса к вашей еде.

День 1. 14.07.2018

Встали в 6:00 с твердым желанием пойти на пик Смирнова, несмотря на облака, кружащие вокруг палатки. Мы выползли к ним, а они вползли в палатку к нам.

После завтрака и небольших сборов выдвинулись в путь. На часах 8:30, облака спускаются еще ниже, Софийский хребет затянут грозовыми тучами, ветер в нашу сторону.

Пошли налегке, взяли с собой только радиальные рюкзаки с водой, аптечкой и ветрозащитой, которая очень скоро понадобилась. От торговых рядов на реке пошли прямо по грунтовой дороге до места с бывшим подъемником. Неподалеку от моста и торговых рядов есть табличка, предлагающая услуги бани и телефон для связи. От бывшего подъемника свернули направо. Вверх вела узенькая, слабовыраженная тропка 10-15 градусов наклона. Рядом пересохшее русло ручья, которое временами служило нам тропой. Поднялись до плоскогорья, на котором мы обнаружили грунтовую дорогу, проходящую перпендикулярно нашему подъему. На ней свернули налево, 100 метров продвигались по ней, затем свернули направо, чтобы начать подниматься в лоб. Есть хорошо выраженная тропа 20-25 градусов, протоптанная, по всей вероятности, лошадьми, активно пасущимися в этих местах. Далее вышли на травянистый склон над оврагами, ведущий до холма рядом с пиком. Тропа прямая, видна хорошо, идти удобно. Чтобы перейти на другой склон в каких-то местах приходилось передвигаться траверсом и с самостраховкой трекинговыми палками. Дождь усиливался, а со стороны пика Смирнова поднималась черная туча, временами гремел гром, летали птицы хвостом вперед. Природа как бы вела внятный монолог.

В 10:30 поднялись на пик Смирнова и тут же двинулись обратно: со стороны противоположной той, по которой мы поднимались, на пик шла черная туча, недвусмысленно громыхая молниями. От вспышки - тысяча раз, тысяча два, тысяча три, тысяча четыре - гром. 1200 метров до места разряда по прямой.

На спуск двигались уже по более удобному маршруту. Нашли ещё одну тропу, идущую прямо по хребту, и спускались по ней. Вернулись к стаду лошадей, где нас и накрыл ливень. Простояв в лесу минут 15 и делая вид, что так будет суше, решили скользить по тропе дальше. Шли по щиколотку в грязи, по тропе тек уже вполне себе ручей, все как на тренировках. К 11:30 ступили на ровную грунтовую дорогу вдоль Псыша, а оттуда до палаток предстояло пройти еще минут 20.

Учитывая погоду, в лагере перекусили и легли досыпать. В 15:30 доехали до с. Архыз за ужином, надо пользоваться моментом и есть вкусно, дальше не будет возможности. Остаток вечера провели за праздным перераспределением снаряжения и еды между участниками (двое не смогли пойти, что выяснилось в последний день). Завтра первый ходовой день, отбой в 22:00.

День 2. 15.07.2018

В 7:30 подъем, сборы вещей, палаток, ждем прибытия второго экипажа. В 10:30 приехала вторая машина с уставшими от 18 часов непрерывной езды участниками. Завтракать не стали, распределили снаряжение и выдвинулись по дороге в сторону пер. Иркиз 1А.

Выходим в 11:00. Двигаемся по дороге, по краям от которой находятся торговые ряды, сворачиваем с неё налево на мост через Псыш. Переходим на другой берег и двигаемся по дороге вверх, 7 градусов подъема. Проходим Мемориал. Продвигаемся по грунтовой дороге с вкраплениями камней, вокруг сосновый лес, впереди, справа виднеется Софийский хребет. Местами градус подъема увеличивается до 20, начинается мелкий дождь.

Примерно через 1-1,5 часа делаем привал под густой кроной деревьев, растущих на обочине. Перешли ручей, стекающий со склонов с левой стороны от дороги. Замечаем, что р. София стала полноводной из-за дождей по сравнению с фотографиями из отчетов. По ходу движения есть питьевой ручей по левой стороне дороги.

В 13:40 преодолели 300 м набора. Встретили группу нашего инструктора Натальи Панковой на переправе через реку София. Через реку были перекинуты крупные устойчивые бревна, которые достаточно легко преодолеть. «Не взлетим», - опасается Наташа. Идет дождь, на дорогах грязь, тропы размыты. Рядом находится озеро Джамалы. Долина изъедена болотами. Дорога проходима для легковых авто, по ней постоянно проезжают туристические внедорожники. Дошли до домика с конным прокатом, после него дорога продолжается к Софийским водопадам, мы же свернули направо, подойдя ближе к месту слияния Софии и Ак-Айры. Ориентир - большая груда камней слева, небольшая беседка на площадке. В этом месте есть очень удобный железный мостик, от него начинается экологическая тропа для туристов. Перейдя на ту сторону, мы смогли рассмотреть маленький кош, вполне пригодный для ночевки. Обошли небольшую рощицу на берегу Ак-Айры, выбрали место на ровной площадке под деревьями. Противный мелкий дождик продолжался, холодно и сыро. Небо всё заволокло тучами, впереди горы совсем не видны, только белые облака. В реке хорошая чистая вода, есть много удобных спусков чтобы набрать её, главное быть осторожным на скользких камнях.

В 15:00 уже готовим обед. Так как в раскладке у нас в основном сублимированные продукты, этот процесс занимает очень мало времени. Из бонусов так же то, что вес продуктов очень мал. После обеда решаем не идти на Софийские водопады и на перевал Софийское седло — погода и усталость с дороги 4-х человек не располагают. Группа с удовольствием забирается в сухие, уютные палатки. Через полчаса выясняется, что одна из палаток не очень сухая и протекает достаточно сильно. Текут швы и, похоже, износилась пропитка дна. Решаем, что двое отправляются за другой палаткой на поляну Таулу, она в машине. Протекающую палатку берем с собой в качестве хозяйственной (это заодно решило проблему маленьких тамбуров). В это же время три человека из группы идут на разведку по маршруту, планируемому на завтра, в сторону переала Иркиз. Остальные участники остались отдыхать в палатке.

В 17:30 ребята ушли за палаткой. Разведка поднималась прямо в облако, под руководством зам. руководителя, видимость почти нулевая, но тропа видна хорошо, каменистая, извилисто поднимается вверх стремясь к выполаживанию, приходящему к траверсу травянисто-осыпного склона. Сошли с тропы и спустились к реке, перебродили ее и вернулись обратно. Внезапно внимание разведки привлекли крики, раздающиеся из тумана. Крикнули в ответ, но реакции так и не дождались, всё затихло. Предприняли попытку узнать, что же случилось, для этого пошли в предполагаемом направлении криков, перебродили две реки, но быстро поняли, что это бесполезно, с такой видимостью мы никого не найдем. Вернулись в лагерь тем же путем. Уже сильно хотелось есть, так что, забравшись в палатку, распечатали ужин.

К 21:00 вернулись наши ходоки за палатками. Из их рассказа мы узнали, что один из наших участников договорился с фургончиком с местной базы отдыха, и он за 500 рублей со своими основными клиентами подкинул ходоков на половину расстояния до поляны Таулу. Обратно пришлось идти пешком, так как цены от поляны до нашего местоположения были от 3 тысяч. После ужина группа, разбившись новым способом по палаткам, отошла ко сну в 22:00.

День 3. 16.07.2018

Подъем в 6:00. Завтрак, сборы, распределение снаряжения с учетом новой палатки. К 8:00 утра выходим на тропу. Дождя нет, погода достаточно хорошая.

Тропа хорошо набита множеством туристов, периодически встречаются таблички с наименованием мест, особенностей природы и люди. В 8:40 первый привал, который позволяет отдохнуть, выпить воды и поправить снаряжение. Солнце наконец-то согревает, и можно высушить мокрые вещи, развешанные прямо на рюкзаках. Продолжаем движение по тропе, идущей по травяному склону с вкраплением камней. Идем с графиком 60 минут/10 минут. Двигаемся по правому (здесь и далее - по ходу движения) берегу Ак-Айры, периодически преодолевая небольшие ручейки. Наконец достигаем удобного брода в месте слияния 3 ручьев в реку Ак-Кайры. Бродим по камням, продолжаем движение по левому берегу. Поднялись на высоту 2400 и набрали ещё 100 метров. Вокруг невообразимые пейзажи, альпийские луга и горы. По берегу реки проходят небольшие скальные выходы. Слева по направлению движения 3 водопада. Прошли травянистый склон, уперлись в последний водопад, откуда тропа поворачивает направо (по ходу движения) и уходит вверх под 20-25 градусов. Несколько раз тропу пересекает ручей, дальше тропа виляет среди средней и крупной осыпи. Вдали виднеются отроги Кавказских хребтов. Подъем продолжается по хорошо набитой тропе, идти становится тяжелее, градус крутизны увеличивается примерно до 30, тем не менее, темп у группы уверенный. Перед перевальным взлетом тропа идет через осыпь с правого склона, средняя, слежавшаяся. Подходим под перевальный взлет, на тропе к перевалу одна группа идет на подъем, вторая на спуск. Ждем пока группы разойдутся, и, когда тропа становится свободной, никому не мешая, начинаем подъем. Тропа все также хорошо видна, режет 35 градусный склон зиг-загом, встречаются скальные выходы, по бокам трава. На самой тропе ручеёк из живых мелких камней и рядом протоптанная глинистая часть. Идем плотной группой, самострахуемся с помощью трекинговых палок. Выше нас какой-то несознательный турист другой группы сбросил камень. Об этом конечно не сообщил, потому камень заметили, только когда он пролетал мимо нас. Отошли в сторону на изгибе тропы, дождались, пока другая группа поднимается на седловину перевала, и только тогда начали движение. В 12:30 и сами вышли на седловину перевала Иркиз 1А.

Перевал Иркиз (1А), 2880 м.
Характер склонов ск-ос Соединяет р.Ак-Айры (р.София) - оз.Кашха- Эчкичат Координаты WGS84 43° 26' 54'' N 41° 13' 57.3''

Со стороны Ак-Айры взлет примерно 200м по каменисто-глинистой тропе. Самостраховка трекинговыми палками. Седловина неширокая, палатки поставить негде, посередине стоит большой тур с запиской. Налево и направо идут тропы по хребту. Спуск с перевала в цирк с Софийскими озерами по тропе между скалами, примерно 150м, с выходом на короткий снежник. Далее полого с небольшим набором до самых озер.

Забрали записку Донецкого турклуба в обмен на свою. Внизу видна цепь Софийских озер. К ним есть спуск по снежнику 25-30 градусов, потом начинается выполаживание. Подстраховываемся трекинговыми палками и спускаемся сначала левее снежника, по тропе, через скальные выходы и осыпь, потом выходим траверсом на снежник, дальше наш путь идет к броду через ручей из Большого Софийского озера. От него идем, руководствуясь турами по средней и крупной осыпи по правому берегу Большего Софийского озера, идем до места под палатки.

К 14:00 ставим палатки на перемычке между двумя озерами. Для удобной установки разобрали площадки от камней, в нескольких местах уже есть ветрозащитные стенки. Здесь по ночам дуют холодные ветра с ледника и с плато Минги-Кель, стоит озаботиться хорошим утеплением и защитой от этого ветра. Места около воды лучше не выбирать по причине низких ночных температур. Мест под палатки много.

После обеда немного отдохнули и вечером решили устроить небольшие снежно-ледовые занятия. В количестве 5 человек поднялись в лоб над Большим Софийским Озером по травянисто-осыпному склону, 30-35 градусов крутизны. Есть читаемая тропа, сбиться сложно, идти легко. По направлению движения виден снежник, преодолеваем его, выбивая в нем ступеньки. Заодно тренируемся это делать. Снежник не раскисший, но и при этом хорошо бьётся, угол не большой. Снова выходим на среднюю осыпь, которая скорее всего является остатками ледниковой морены, двигаемся по ней. Ближе к следующему снежнику есть места под палатки. Внизу ледника на полке маленькое озеро, больше напоминающие талую воду. Низ ледника пологий и слегка закрытый (порядка 15см снега), далее угол увеличивается, и лед становится открытый. Отработали битьё ступенек, спуск глиссером, самозадержание ледорубом и трек палками, движение в кошках, прусский шаг. Отработав все элементы, тем же путем вернулись в лагерь.

20:00 ужин. Перед ним в лагере встретили Наташу Панкову и Галю Политову, которые всё же успели подняться, а значит на завтра планируется массовая тренировка. 22:00 отбой и чтение летописи вслух, пришлось очень многое исправлять и добавлять для полноты картины.

Фото 1

Фото 10

Фото 11

Фото 12

День 4. 17.07.2018

Ночью дул сильный ветер, было прохладно, некоторые участники замерзли и утром чувствовали себя не очень хорошо. Температуры не было, но озноб, кашель и боли в мышцах спины наблюдались. В 8:00 подъем, на улице морось, холодный ветер. Во время завтрака облака рассеялись, появилось солнце, ветер стих. К 10 утра выходим на тренировку с инструктором школы — Натальей Панковой. Собираемся с несколькими группами возле нижнего Софийского озера и идем вверх по направлению к пер. Зеленый (1А). Тренируем технику хождения большой и плотной группой по живой осыпи. На снежнике под перевалом делаем остановку, и каждый по очереди рубит ступени вверх и на траверс. На перевале отдыхаем и идем по хребту в сторону р. София. Попутно слушаем рассказы о местных вершинах и легенды. Очень атмосферная тренировка получается. По ходу движения поднимаемся на небольшие скальные выходы свободным лазанием с гимнастической страховкой. Спустились через тот же перевал. Рассмотрели снежник с большим перегибом и решили обойти его справа по ходу спуска, далее шли плотной группой по средней осыпи с вкраплением живых камней.

После обеда тем же составом выдвинулись на ледник в цирке пер. Спасателей (1Б). Поднимались тем же путем, что и вчера. Снежник в месте тренировки достаточно пологий, что позволяет тренировать спуск глиссером, ледник же до перегиба имеет крутой склон в районе 30 градусов. Тренировались крутить ледобуры, делать проушины Абалакова, станции на 2 и на 3 бурах с использованием компенсаторных петель, провешивали веревки и делали станции. Спуск - подъем в кошках, движение траверсом по снежнику и леднику, в кошках и без, ступеньки в снегу, глиссер. Тренировка пошла на пользу участникам и всем понравилась.

Спустились тем же путем к 19:00. Поужинали и легли спать рано, так как завтра предстоял большой ходовой день, с перевалами, вершиной и длинным спуском. (Фото с занятий)

Фото 13

Фото 14

Фото 15

День 5. 18.07.2018

6:30 подъем, завтрак, сборы. На небе ни облачка, солнечная погода. Неужели повезло? В 8:30 выход на тропу к пер. Кельауш (н\к). Тропа читается хорошо, каменистая, до 20 градусов уклона, идет через перевал Кельауш до перевала Караджаш, точно размечена туриками. Склоны сначала травянисто-осыпные. С правой стороны простирается вид на озеро Верхняя запятая. По тропе к перевалу есть места под палатки, достаточно удобные и просторные, только рядом нет водоемов. Идем в свободном строе, с трекинговыми палками. За час поднялись к перевалу Кельауш.

Перевал Кельауш (1А), 2886 м.

Характер склонов тр-ос Соединяет р. Гаммеш-Чат - р. Кашха-Эчкичат (все басс р. София) Координаты WGS84 43° 27' 24.96'' N 41° 13' 34.38'' E
Простой перевал, который можно даже не заметить при траверсе от Софийских озер в сторону массива Кара-Джаш. Седловина широкая, из средней осыпи с останками крупных скал. Можно спутать его с перевалом Пештера.

Ошибочно вытащили записку из перевального тура, который находился на плече в. Пештера, вместо перевала Кельауш. Осознали это уже позже.

Путь продолжили по той же тропе, которая стала вилять между снежниками со склона вер. Минги-Кель-Баши и средней осыпью Кара-Джаша. Темп группы был хороший, никто не успел устать, поэтому двигались в режиме 60/10. Достигли первого снежника и стали продвигаться траверсом через цирк, нет смысла подниматься над ним, так как спуститься не будет нормальной возможности из-за скальных выходов впереди. Поднялись траверсом через снежник со сменой лидера и страховкой трекинговыми палками до осыпного склона перед перевалом, где по удобной тропе в 20 градусов продолжили движение. Шли плотной группой, стараясь не сыпать ошметки тропы и мелкие камни на участников. Благородно пропустили соседнюю группу, двигающуюся быстрее нас. Постепенно тропа становилась круче и в одном месте достигла 40-45 градусов, так что пришлось забираться на камни используя свои скальные навыки. Тропу перевального взлета осилили за пол часа неспешного шага.

Перевал Кара-Джаш (1А), 2960 м.

Характер склонов ос-ск Соединяет р.София (р.Б.Зеленчук) - р.Псыш (р.Б.Зеленчук) Координаты WGS84 43° 27' 23.91'' N 41° 13 ' 1.91'' E
Скально-осыпной подъем по хорошей тропе, седловина узкая, тур один, ветрено. Спуск по тропе ближе к правой стенке долины, вдоль отрога от вершины Кара-Джаш. Осыпь средняя и слежавшаяся. Во всех отношениях приятный перевал.

Перед нами Караджаш гора (3050м), по левую сторону возвышается вер. Минги-Кель-Баши (3243м). Впереди, на дне цирка Минги-Кель, простирается изумрудное озеро, окаймленное снежниками. На часах 10:30, и мы еще успеваем выйти на вер. Минги-Кель-Баши, куда нам советовала сходить наш клубный инструктор. Видим на склоне свежие следы после группы Гали Политовой и решаем идти тоже. Делаем небольшой перерыв, прячем большие рюкзаки в крупной осыпи справа от перевала (по ходу движения) и в 11:20 выходим на тропу к большому снежному склону вершины. Тропа сначала идет вверх по крупной осыпи, потом выходит на пологую перемычку, подводящую к склону с маленьким снежником, над которым нависает большой снежник. Далее тропа уходит круто вверх, изгибами между пологими скальными выходами. Обходим маленький снежник справа (по ходу движения), первые скальные выходы возле снежника обходим также справа, идем по тропе вверх до второго скального выхода, далее левее него - по едущей мелкой и крупной осыпи до травянистой полки. От полки идем налево на гребень. Гребень скальный, поросший мхом, скалы твердые. Сначала идем по гребню, на середине маршрута уходим на 10 м вниз, направо, чтобы обойти жандарм, там есть небольшой проход по узкой полке. В 13:10 на вершине, снимаем записку Гали и записку, адресованную некому Алексею от 2017 года.

Вершина Минги-Кель-Баши (1Б), 3243м.

Подход осыпной, гребень из простых разрушенных скал, ключ 3м скальная стенка проходящаяся лазанием.
Подход простой, есть туры и тропа со скальными выходами. Требует страховки ледорубами или палками (если нет ледорубов), есть места где необходим навык лазания. Маршрут на вершину скальный, скалы крепкие, не крошатся, держат нагрузку и вбитый в трещину ледоруб. Требует некоего базового навыка хождения с самостраховкой на скалах.

Для спуска выбрали не самый удобный путь по скальным выходам, ушли правее пути и вышли на обрыв. Пришлось аккуратно с гимнастической страховкой облезать его. В процессе тренировали технику хождения с ледорубами и трек палками. Спуск занял значительно меньше времени, к тому же те лифты, которые при подъеме являлись проблемой, теперь можно было использовать в качестве удобного и быстрого способа спуска. Так что к 14:10 были у рюкзаков. Передохнув 10 минут, начали спуск по тропе к Кратерному озеру. Тропа читается хорошо, сначала идет по крупной осыпи, потом по средней и ближе к озеру уже по мелкой осыпи. В 15:00 были у Кратерного на обеде. Кто-то устроил себе банный день вдали от всех глаз, а кто-то решил обварить ногу крутым кипятком. В итоге - два чистых участника и один пострадавший от ожога верхней части стопы. Сделали все необходимые манипуляции, обработали рану, наложили повязку и пошли далее на спуск. Метров 200 осыпного склона, за ним тропа выходит на зеленку, и так до самого соснового леса на склоне р. Псыш.

Движемся в режиме «привал по необходимости». Спускаемся по травянистой тропе с редкими вкраплениями скальных пород. Идем по правой стороне ручья пересекаем его и некоторое время двигаемся по левой. Далее возвращаемся на правую. Спускаемся по травянистому склону и двигаемся по холму. Справа на зеленом лугу под осыпью есть удобные места под палатки. Встретили стадо туров, впереди виден пик Надежды. Луг потрясающе красивый и создан как идеальное место для палаток. Идем по тропе между двумя ручьями, далее спускаемся по крутому травяному склону, в траве есть ступени. Тропа ведет через поле, состоящее из неустойчивых кочек, между которыми маленькие каменные расщелины, в которых есть вода. Видимо раньше это все было завалами средней и мелкой сыпухи, которая под воздействием большого количества ручьев начала обрастать травой. Поэтому следует быть осторожным, чтобы не провалиться в эти мелкие трещины. Добираемся до озера с кристально прозрачной водой и зелеными плавучими островами. Выглядит как идеальное место для стоянки. Обходим по правому берегу, где стоит несколько палаток. Внизу видим начало леса и идем напрямик к нему. Время 17:40. Широкая, с пропилами бревен тропа уходит в лес, уклон примерно 20 градусов, идти приятно. В дождь вся земля под ногами будет ехать, но нам повезло. Стремимся во что бы то ни стало дойти до берега реки засветло, так и получается. К 18:40 выходим на лесовозную дорогу, благо сухая, и бежим по ней до коша, обозначенного на карте. В 19:20 переходим один из маленьких рукавов р. Псыш и занимаем чистый и теплый кош своими телесами. Место для переправы выбрали удобное, можно пройти по бревнам, сваленым через реку, совершенно не промочив ботинки.

Тем временем девушки на радостях сбрасывают рюкзаки и хватаются за шампуни. Вперед к чистоте моральной и физической! Слезы счастья стоят в глазах мужской части населения, нервно потирающих ноющие колени после спуска почти в 2 км.

В 19:30 двое участников уходят на разведку места переправы через Псыш. Река ревет и брызжет яростными волнами, рукавов под вечер много, и они весьма полноводны. По берегу есть места под палатки, но почва слишком каменистая, спать в таком месте не удобно, к тому же ветрено. Прошли 500 метров выше по течению, нашелся импровизированный мост из большой сосны и старых бревен, связанных веревкой. Пройти по нему без рюкзаков не составляет труда, но с грузом лучше протянуть перильную веревку, за которую, в случае чего можно просто придерживаться рукой.

До выброски на поляну Таулу пол дня, а еды с собой еще на 3 дня пути, так что волевым решением достаем все сюрпризы на первую часть и устраиваем большой и сытный ужин. Так группа еще не радовалась на маршруте. В 22 - отбой под мерное шуршание мышей, складывающих забытый сахар в ботинки участницы.

День 6. 19.07.2018

Подъем в 6 утра, вялые сборы, и к 9 мы уже на месте брода. На исходном берегу делаем карабинную удавку из одной веревки, провис держим и выдаем, концы встегиваем в обвязку лидера и с трекинговыми палками аккуратно пускаем его на целевой берег. Там он делает станцию, мини полиспаст 1:3 с автоподвижкой пруса и натягивает перила из одной ветви. Вторую пристегнул на станцию, чтобы никто не нагрузил по ошибке. Переходят участники, также с палками. Снимаем станцию, сдергиваем веревку. На весь процесс ушло 30 минут.

В бродовой обуви переходим еще два маленьких рукава, вода утром не выше середины голени. Вечером она по бедро. Далее идем по коровьей тропе до брода р. Аманауз, и это тоже не ручеек. Два крупных притока, вода летит с приличной скоростью, сбивает с ног сразу же. Находим брод в 100 метрах выше по течению реки у большого бревенчатого навала через первый рукав на остров из нескольких сосен и камней. Несколько деревьев подрублены и нависают через рукав под углом. По ним и переходим. Второй рукав, где воды поменьше, переходим стенками по 3 человека, под углом к потоку и в ногу, чтобы не смыло. Начинается гроза, но пока ливнем не окатило. За полчаса перешли и это водное препятствие. После брода Аманауза начинается хорошая тропа вдоль р. Псыш, и через ручьи на пути уже есть стационарные бревна и даже мостки. Тропа одна, и идти по ней легко и приятно.

В лесу по левому боку растительность уже похожа на стандартную лесополосу Подмосковья, чувствовалось, что мы сбросили много метров. Сверяемся с навигатором и направляемся в сторону погранзаставы по удобной широкой дорога. Минуя стало лошадей и продвигаясь по берегу реки, мы доходим до первых признаков погранзоны. В этом месте она выглядит как обычный шлагбаум, который очень просто обойти. Далее дорога, пройдя по берегу, снова углубляется в лес. Тут мы встретили армейскую машину и идущих солдат, которые уточнили куда мы идем и откуда. Наконец добрались до погранзаставы, представляющей собой добротно построенный дом с банькой за забором и шлагбаумом. Тут уже к нам выбежал приветливый пограничник, проверил документы и отпустил с миром. Не мы первые — не мы последние, так сказать.

Продолжили идти по грунтовой автомобильной дороге, окаймленной кустами черники и земляники, хорошо проезжаемой. Часто стали встречать едущие на встречу УАЗики с весёлыми местными жителями, которые очень настойчиво желали узнать, откуда мы спустились. Шли почти без остановок, на полных парах, подхлестываемые фактом, что скоро вернемся к поляне Таулу, к хычинам. Все-таки блюда местной кухни оставляют неизгладимый след в душе.

Прошли через большой оздоровительный палаточный городок. Видимо места в нем платные, зато всё максимально удобно оборудовано. От него перешли по мостику р. Белая и продвинулись дальше в лес. Иногда сверялись с навигатором, так как было много извилистых троп, уводящих не в том направлении. Вскоре впереди замаячил пик Смирнова, что придало сил. Оставались считанные километры. В 14:40 мы уже на поляне Таулу, это победа! Первая часть маршрута успешно завершена! Колени целы, ноги еще могут ходить, истощения и паники ни у кого нет. Группа настроена по-боевому и жаждет бежать вперед.

На завтра планы просты как никогда: берем еду на 2 часть и идем через Лунную Поляну на пер. Федосеева 1А. Хребет Абишира-Ахуба — один из красивейших в Архызе, и он безусловно стоит того, чтобы показать его участникам, которым суждено влюбиться в горы.

День 7. 20.07.2018

Бодрый подъем дежурных в 5:30, сборы, готовка, зарядка аккумуляторов в машине руководителя, встреча грозовых облаков. Выход группы неизменен — спустя два часа после общей побудки, в 7:30.

Под дружное гудение встречных машин пошли до Лунной поляны, это по асфальтовой дороге от Архыза, не сворачивая. Прошли «Романтик», «Лунку» и напротив дальней парковки сворачиваем направо (по ходу движения), по грунтовой дороге, которая идет до смотровой площадки горнолыжного склона, на холме правее пер. Федосеева и п. Динника, если смотреть на них прямо со стороны поляны. Идем в режиме 60/10. Дорога хорошая, широкая, в некоторых местах склон до 20 градусов. После площадки идем в лоб по склону, через канаву водоотведения и левее здания. Там есть некоторые козьи тропы. Начинается мелкий дождь, склон становится полностью травянистым и не таким пологим, местами в 35-40 градусов, так что самостраховка палками у группы уже на автомате. Выходим на выполаживание склона, видим пару овражков, прорезающих его, идем траверсом с набором через них. Скользко и холодно, опускаются облака, не видно впереди идущего, начинается гроза. Сквозь ревущую отару овец, добираемся до лога ручья и идем 20 метров вверх по нему, потому что по камням в таком случае идти удобнее. «А вы не переживайте, здесь каждый день гроза и град, я тут каждый день хожу», - радует нас пастух трехсотголовой отары. Доходим удобного большого камня на склоне, где можно спрятать группу от ливня и молний, уже достали тент от палатки и…грозы как не бывало. Небо мгновенно очищается. Вот и славно, хотя бы быстро укрыть группу от непогоды мы готовы.

К 12:30 группа изрядно устала от дождей и скользких склонов, так что делаем обед на длинной полке перед перевальным взлетом. Надо отметить, что на всем пути подъема от грунтовой дороги нет явных источников воды. Но ее можно добыть по обоим склонам холма от каменистого лога бывшего ручья. Она течет вяло и в траве, опознать ее можно по буйному цветению травы и всяких мелких цветов, прямо бросается в глаза. Тут начался град и сильный ветер.

В 13:20, подгоняемые сильным ветром, пошли напрямую к большой каменистой полке перед перевальным взлетом, это на метров 30 выше травянистого перегиба, где обедали. На этом выполаживании есть мелкие снежники, лужа с водой, места под палатки и свалка туристического мусора. Минуем эти прелести и идем по хорошо пробитой тропе на сам перевал. Тропа мелкоосыпная, широкая, максимум 30 градусов, идет зиг-загом. Дождем ее слегка подмыло, слой земли и мелких камней радостно съезжает, если в нем не бить ступени рантом ботинка. Участники в мягких ботинках испытывают откровение и некоторое затруднение. Помогаем им ступенями и подставляем под ноги палки для опоры. В 14:40 нас уже сдувает всеми Архызскими ветрами с седловины перевала Федосеева в сторону р. Кяфар-Агур.

Перевал Федосеева (1А), 2880 м.

Характер склонов ос Соединяет р.Кяфар-Агур (р.Кяфар) - р.Архыз (р.Псыш) Координаты WGS84 43° 35' 16.08'' N 41° 11' 10.62'' E. Осыпной, широкая седловина, ее видно с Лунной поляны. Посередине стоит тренога с телефонной трубкой, под ней тур с записками. Слева по ходу движения три скальных жандарма, справа — пик Динника. Палатки поставить негде, да и незачем - на перевале сильные ветра и всегда холодно, в то время как в долине Турьих озер ясно.

Онемевшими от холода пальцами написали записку и быстро пошли в сторону следующего перевала нашей скромной программы. К Агуру ведет небольшая тропа, обходящая жандарм и слева и справа (по ходу движения). Решили пойти левее, то есть смотрим на треногу, поворачиваемся налево, видим скальный выход, идем на него и обходим его слева, потом спускаемся метров 30 вниз и осторожно идем по узкой тропе, много глины, местами лифт, в основном мелкая осыпь, примерно 20-25 градусов. В 2017 году между Федосеева и Агуром не было никаких снежников и можно было смело идти траверсом до перевала, сейчас же на тропе лежал снежник, начинавший отслаиваться от склона (в верхней части большие карманы, куда можно провалиться). Решили идти по его самой толстой части у верхнего края. За 15 минут такого хода дошли до пер. Агур. А дождь все шел.

Перевал Агур (1А), 2850 м.

Характер склонов ск Соединяет р.З.Агур - р.Ю.Агур Координаты WGS84 43° 35' 26.69'' N 41° 11' 7.44'' E
Скально-осыпной перевал с узкой седловиной, затерянной между крепких скал, представляет собой расщелину в гряде узкого скального хребта. Тур большой, приметный. Открывается прекрасный вид на перемычку с перевалом Мыгвал и тропу к нему.

Записки от группы не нашли, так что оставили свою, написанную не сгибающимися от холода руками руководителя. В мгновение ока собрались плотным строем и пошли вниз, где уже не было пронизывающего ветра и горизонтального дождя.

На спуск с пер. Агру идет мелкая осыпная каменистая тропа, углом до 35 градусов. Читается хорошо, есть много туров. Тропа уходит мелкой осыпью по зеленому склону. В долине никого, ни души, все серо и мокро, аж выть хочется. Лишь табун лошадей где-то там, внизу, изредка нарушает идиллию. На пути к пер. Мыгвал внизу, рядом с большим скальным выходом есть крупное озеро, справа в него впадает ручей со снежника, вода чистая. Слева от озера видны места для стоянок, справа от озера - еще одно, поменьше. На озерах есть места для стоянок, но много животных.

Перевал Мыгвал (1А), 2848 м.

Характер склонов ос-ск Соединяет оз.Кызылчук (р.Кызылчук, р.Кяфар) - р.З.Агур (р.Кяфар) Координаты WGS84 43° 35' 52.28'' N 41° 10' 22.24'' E
Заход на пер. Мыгвал с пер. Агур не представляет сложности, взлета как такового нет, есть небольшое повышение от озера, прямо у его подножия. Повышение идет метров на 20, крутизна тропы в этом месте 10-15°. Слева по ходу движения высокая скальная стена и небольшие снежники, слева скальная стенка, разделяющая долины. Седловина достаточно широкая, травянистая, тур большой, виден издалека.

Осмотрев окрестности, вдоволь ощутив прохладу ветра и приметив собирающиеся над перевалом напротив тучи, быстро идем по тропе вниз, в сторону озера. Спуск сначала идет не крутой, 15-20° по травянистому склону с хорошо заметной тропой. Через 3 минуты доходим до большого выполаживания. Видим следы кострища и множество ветрозащитных стенок, где еще недавно стояли палатки. Место хорошее, есть вода, защита от ветра, удобно его использовать, если идти в обратном направлении, то есть из долины оз. Кяфар. Тропа огибает стоянку справа, ближе к стенке, и круто уходит вниз. Тут видим, что выполаживание находится над скальным обрывом в 50м, по которому стекает ручей в озеро под ним. Тропа становится каменистая, с примесью земли, приобретает уклон в 30-35°, идет слева от обрыва и выходит на средних размеров осыпь. Справа от нас видим туры на центре осыпи. Но в этот раз руководителя не проведешь! Бывали, знаем куда идти. Сразу ныряем по осыпи к краю озера Провальное и уже со спокойной душой идем по кромке к стоянкам за озером и шикарной тропе. Обойдя это все великолепие камней и поймав свое отражение в кристальной воде озера, наблюдаем перевал Семнадцати и край оз. Лазурное. С этой точки хорошо просматривается тропа и общий заход под этот перевал.

Двигаемся по ярко выраженной тропе по травянистым холмам долины. Трава местами пожухла, иногда достает до пояса, так что тропа просматривается далеко. Через 40 минут видим озеро Кяфар и решаем свернуть по ответвлению тропы к его берегу. На противоположной стороне видим цирк перевала Семнадцати и Семнадцати северного, а на подъеме правее – бурный ручей, в конце становящийся водопадом. Сворачиваем налево сразу за большим травянистым бугром, с которого открываются шикарнейшие виды на всю долину. Прошли чуть вперед и по пологой тропе спустились к оз. Кяфар. Кто-то целует сухие спальники и молится ботинкам, выдержавшим подъем-спуск, а кто-то молча падает лицом в кружку с жаропонижающим. Не для всех погода сказалась хорошо. Двоих участников пришлось передать медику в цепкие лечебные лапы.

Горячий ужин и банка айрана чуть вытянули положение. Отбой в 21:00. Завтра такой же насыщенный день и неизвестные доселе перевалы.

День 8. 21.07.2018

Встаем в традиционные 6 утра под первые лучи солнца. Снова на нашей улице праздник! В 8:00 выдвигаемся по правой стороне (по ходу движения) к северной оконечности озера, там мелко и можно перебродить в тапках, потому что дальше каньон с бурной рекой. На брод тратим 20 минут и бодро спускаемся по хорошей тропе по левому (по ходу движения) берегу реки. Склон травянистый, изрезанный террасами, много рододендрона. Идем в режиме 60/10, сушим себя и вещи, радуемся пастуху на весьма фотогеничном коне. 9:40, еще пара сотен метров и уже виднеется оз. Рыбное и пара палаток возле него. От него поворачиваем налево, вверх по ручью, к озеру Голубому, где находится перевал Кынхара. Идем еще часа 2, по тропе между кустами рододендрона и средней осыпи. Ближе к озеру есть небольшой скальный выход, бродим ручей и его обходим слева. Далее тропа становится круче, ближе к 20-25 градусов, ведет по средней осыпи к оз. Голубому. Подходим к нему, далее забираем правее, на осыпной холм, на нем туры и тропа на полку с двумя озерами. От этого места есть два варианта подъема: суровый классический «в лоб» и второй. Так как мы знали, что с перевала сыпет, решили не рисковать лишний раз и попробовать зайти на Кынхару правее, по травянистому склону. Опыт был интересен. Увидели выше травянистого склона широкую и прямую осыпную полку, идущую до самого перевала, наш шанс. Начали заход от правой стенки с осыпью (по ходу движения) траверсируя с набором ее в сторону перевала, когда вышли на травянистый склон 45 градусов начали путь двумя плотными группами, самостраховка палками и зубами, путь зиг-загом. Благо, склон изрезан микро-терассами шириной в пол ботинка. И даже это было роскошью! За 45 минут преодолели 200 метров набора по траве и земле, выволокли себя на полку и осознали всю прелесть ситуации — к перевалу надо бы спуститься метров 20.

Перевал Кынхара (1А), 2780 м.

Характер склонов ос-ск Соединяет р.Кызылчук - оз.Чилик (р.Чилик) Координаты WGS84 43° 37' 48.79'' N 41° 6' 11.56'' EСкально-осыпной, седловина широкая, тур большой и видный, выше перевала скалы, по которым мы спустились. Классический заход более крут, проходит по лифтовому склону сквозь скальные выходы.

Сняли записку и решили идти сегодня до упора, куда дойдем, потому что оз. Чилик в двух шагах, силы есть, а место под палатки в долине найти не проблема. Начинаем спуск по хорошей мелкоосыпной тропе углом в 20 градусов, виляющих между средней осыпью и небольшими скальными выходами. Тропа уходит направо, а нам по навигатору надо левее. Решаем идти по скалам до выполаживания метрах в 100, где пара небольших снежников и крупная слежавшаяся осыпь до самой зеленки. Зря-зря, говорит уточка, не получится легкого спуска. Тропа все равно привела бы нас к крупной осыпи после снежников, но это узнали потом, после хорошей тренировки лазания с рюкзаком по скалам и движения вниз по крупной осыпи на 30 градусном склоне. Самостраховка палками, глиссер и крепкая рука товарища никуда не делись. Меняли техлидера и строго следовали по следам руководителя. Облака то спускались, то поднимались. На обеде чувствовали себя ежиками в тумане.

Когда появилась видимость, дошли до тропы, которая повела нас по правому склону долины (по ходу движения) и, уже не сворачивая ни к каким скалам, прошли до оз. Чилик. Режим движения тот же, тропа 20-25 градусов, местами трава, местами крупная не живая осыпь, идти приятно. Многие участники первый раз в жизни ходили по крупной осыпи, получилась живая тренировка и опыт.

16:40, и вот уже озеро Чилик встречает нас своей невероятной изумрудной гладью. Идем правым (по ходу движения) берегом, бродим по камням вытекающий из озера ручей. Попутно пообщались с группой туристов из Ставрополя, ТК «Стрижамент» в целых 15 человек, выбравших большую поляну на левом берегу для стоянки. Перебродили водопад, впадающий в Чилик по камням слева направо (по ходу подъема). Карта в навигаторе обещала чуть ли не на автомобильную дорогу к перевалу, которая на деле такой не была и очень скоро превратилась в узкую и крутую змейку, извивающуюся по травянисто-осыпному склону. Взобравшись на пологую полку на пределе своих моральных сил, рухнули в траву. Так, чуть-чуть отдохнуть. 18:00, идем вдоль ручья по его правому берегу, бродим по камням, заботливо набросанным руководителем и реммастером в воду с громким «плюх». Пересекли холм с альпийским лужком, усыпанным цветами, с него, пройдя по тропе, спустились к озеру и уже возле него, перейдя несколько ручьев, подобрали места под палатки к 18:30. Место не самое лучшее, мокро, болотисто. Но вода в ручье чистая, а в заводи даже теплая. Ужин, истории и чипсы на ночь, отбой в 21:00. Завтра день сурка, или сырка, это как завхоз решит.

День 9. 22.07.2018

Подъем в 7:00, в 8:40 выход. Сегодня нас ждет большой траверс и пятиозерье, куда не всякий горный турист добирается. Еще вечером приметили хорошую тропу к перевалу, утром оказалось, она не так далеко от нашего места ночевки, всего 200 метров набора. Сначала тропа шла по средней осыпи, потом небольшая часть по травянистым холмам и уже перевальный взлет с тропой среди средней и мелкой осыпи, 15-20 градусов. К 9:30 пришли на перевал.

Перевал Чилик (1А), 2890 м.

Характер склонов ос Соединяет р.Чилик (р.Кяфар) - р.Речепста (р.Архыз) Координаты WGS84 43° 37' 19.44'' N 41° 4' 11.82'' E

Травянисто-осыпной, пологий, широкий, является перемычкой в отроге хребта. Тур один, его видно сразу. С перевала виден наш дальнейший маршрут, как перевальный, так и траверсный.

Просмотрев ближайший маршрут, выходим в сторону пер. Ацгара (н\к). Тропа в ту сторону идет одна, хорошо заметная, широкая, с уклоном примерно 10-15 градусов по травянистому склону, в одном месте переходящая через скальный оползень. Видим группу туристов, поднимающихся к нам со стороны траверсной тропы, которые весьма знакомы с туристами Вестры, даже отчеты клуба читают. Коллективно даемся диву! Траверс занял 20 минут неспешного шага, 10:30 уже на перевале.

Перевал Ацгара (н\к), 2886 м.

Характер склонов тр Соединяет р.В.Ацгара (р.Уруп) - р.Речепста (р.Архыз) Координаты WGS84 43° 37' 16.8'' N 41° 3' 28.5'' E
Травянисто-осыпной. Подход траверсом с пер. Чилик не представляет сложности, седловина широкая, мелкоосыпная. Тур явный.

Спуск в д.р. Ацгара более крутой, требует подстраховки палками на редких скальных выходах. Тропа грунтовая, с мелкой осыпью, до 20 градусов, идет серпантином между средней осыпью и скальными выходами, выходит на большое болотистое поле, где пасуются игривые табуны лошадей, не стесняющиеся туристов с большими рюкзаками еды. Держим направление в сторону пер. Ажога (1А). Траверсная тропа хребта идет в сторону пер. Уруп, от вершины, правее перевала Ажога (если смотреть из д.р. Ацгара). Решили не подниматься на перевал и уйти на вершину, правее озера Голубое. Подъем к озеру без тропы, по наитию и навигатору, путаясь и зависая в бесконечных кустах рододендрона и средней осыпи. Идем «в лоб» до осыпной полки в 50м над озером, тренируем хождение по кустам и силу воли. Воды до самых Загеданских озер нет, так что надо набирать или в ручьях после спуска с пер. Ацгара, или в озере, так как ручьев из озера и к нему не было — пересохли. В первом случае — вода болотная, из-под копыт живности. Во втором случае — к озеру надо спускаться. Второй вариант приглянулся больше и, наполнив водой все емкости участников, двинулись также, «в лоб», к вершине правее перевала. Склон мелкоосыпной, со скальными выходами, до 35 градусов. Передвигались плотной группой, самостраховка палками. Таким способом дошли до скального выхода между вершиной и перевалом, у него забирали правее. От полки до тропы у гребня примерно 150 метров подъема.

К 12, изрядно обогретые солнцем и взглядом руководителя, были на траверсной тропе, уходившей по хребту в сторону Загеданских озер. Тропа действительно одна, широкая, с небольшим набором-сбросом, размечена турами, идет по хребту, иногда обходя скальные выходы. Группа обрадовалась, наконец-то тропа отдыха и спокойного созерцания овец на склонах. Нам повезло, и грозовые тучи громыхали на Софийском хребте и в долине Чилика, периодически доходив до нас лишь ветром и раскатами грома.

За три часа преодолели весь намеченный путь, и к 15:00 очутились у тура, говорившего, что здесь перевал Уруп-Пхия. А вокруг пологий хребет без единой перемычки и не хоженный снежник на спуск. Видимо, команда лыжников решила сделать перевал там, где делалось. До настоящего перевала еще минут 10 хода по холмам, ориентир — большое озеро и тропа с перевала. Хребет разделяется на несколько частей, перевальный тур на самой левой по ходу движения, виден с тропы.

Перевал Уруп-Пхия (1А), 2646 м.

Характер склонов тр Соединяет д.р. Пхия и д.р. Ацгара Координаты WGS84 43° 37' 33.27'' N 40° 59' 16.88'' E

Скально-осыпной, несколько седловин. Основная — длинная со снежником. Седловина широкая, тур один, в сторону южного склона есть пара террас для палаток, только воды нет. В сторону загеданских озер лежит снежник и скальные выходы.

Меняем записку, в качестве ништяков оставляем пластырь и конфетку, смотрим на догнавшие нас облака и ныряем вниз, к озеру. Тропа слабая, идет мимо скальных выходов на террасу. Склон 30-35 градусов. Надо идти в сторону озера, от него более пологий спуск. Но мы туда не пошли. Спустились к скальным сбросам ближе к левой стороне террасы, прошли через них к ручью. Внизу россыпь озер, Загеданское пятиозерье. Красиво, закатное солнце отражается от водной глади, лица вымотанных и молчаливых участников тоже там отражаются. Вот и Загедан-скала виднеется впереди, и облака наматываются на неё, как пушистое одеялко, и урчат раскатами грома. Вышли к дальнему озеру, которое прилегает к Загедан-скале, и обошли его по левому берегу, минуя палатки соседних групп. Навигатор нагло писал, что тропа идет через водопад. Купаться совсем не хотелось, чесаться еще не надоело. Подошли к новому взлету, градусов 30, решили идти по высохшему логу ручья. Скальные стенки, мелкая летящая в глаза осыпь. Собрали последнюю волю в трекинговый ботинок и вышли на него «в лоб». Мелкими шагами, на расстоянии друг от друга. Зря-зря, говорила пролетающая мимо утка. Правее (по ходу подъема) лога была натоптанная тропа, правда, где на неё выйти — не понятно. Достигнув наконец верха вздохнули с некоторым облегчением, по тропе дошли до маленького озера, от него двинулись дальше к большому. 18:30, нашли много удобных площадок под палатки со стороны склона с перевалом Загеданский.

Место новое, ранее не виданное, времени до темноты еще много, а не сходить ли в разведку? Сходить, пока участники ровняют спину в палатках и готовят ужин. В 19:30 вышла группа разведки, 3 человека, налегке. Ушли в закат и в мягкие облака, накрывшие все озеро до самой воды. Через 40 минут вернулись с перевала с хорошими новостями. Это правда 1А, спуск без провешивания веревок, болото на склоне на подъем, и там есть хорошая тропа, завтра будем развлекаться по уже известному маршруту. Решили, что за один день дойдем до населенки и позвонили водителю ЗИЛа, пусть встречает героев завтра в 21:00. В 22:00 отбой.

День 10. 23.07.2018

Встали в 7:00, полюбовались рассветом и купающимися участниками. Под громкий обвал снежника в озеро вышли в путь к 8:30. Подъем по травянистому склону по левую сторону от скальных выходов. Обошли болота, выявленные вчерашней разведкой. Примерно через 50 м подъема есть площадка со снежником, на котором есть места под палатки. Они подойдут для групп, идущих соседние перевалы 1Б и 2А, так как оттуда до перевала 15 минут хода. От площадки вверх травянистый склон с террасами и камнями, идти удобно зиг-загом до ближайшей седловины перевала Загеданский (1Б). От седловины к самой Загедан-скале есть тропа по хребту.

Перевал Загедан (1А), 2700 м.

Характер склонов ск-ос Соединяет р.З.Ацгара - р.Загеданка (р.Б. Лаба) Координаты WGS84 43° 38' 57.72'' N 40° 58' 19.2'' E Скально-осыпной, вплотную к Загедан-скале. Седловина узкая, с двух сторон крутой склон, тур растоптан. Часто путают с пер. Загеданский (1Б), который дальше от скалы и спуск с которого более крутой и скалистый, требует веревок.

Встретили группу из Саратова, пешеходников, подтвердившую, что перевал и вправду Загедан. Наша группа первый раз увидела настоящую живую осыпь и достойный предельной концентрации спуск. Пожалуй, единственный перевал маршрута, напоминающий по сложности Алтайские перевалы 1А. Собрались плотной группой, лидирует руководитель, режим шаг-в-шаг, зиг-загом, самостраховка палками. Тропа виляет между скальными сбросами и островками мелкой осыпи, полностью живой. Объяснили группе, что такое лифт и как им пользоваться. Склон где-то 30-35 градусов, скалы старые, рыхлые, за них не держаться. Таким образом дошли до слабой тропы среди средней осыпи пополам с мелкой осыпью. Встречаются крупные обломки скал. По тропе прошли мимо снежника и озера. Возле него пересекли снежник и начали спуск по травяному склону до самого подъема к озерам Шхуанты. Здесь есть места под палатку, много чистых ручьев и вообще мило. 300 метров сбросили, столько же предстоит набрать.

Дальше предстояло подняться на травяную терраску, нависавшую над скалами. Прошли через среднюю осыпь по тропе, размеченной турами, поднялись по травянисто-осыпному склону. Тропа вначале шла вверх, потом круто забрала влево, выведя нас на пологую полку, выстланную ковром желтых цветов. Далее - ещё один взлет к самим озерам сквозь заросли рододендрона и траверс до перевала Шхуанта. Какие тропы на травянистых склонах под 35 градусов? Правильно, никаких. Шли прямо, ноги сами вбивались в кусты на склоне в наиболее жизнеспособной позиции. В траве встречались булыжники, о которые можно очень неудачно споткнуться, так что внимательность и самостраховка палками - наше все. Прошли скальный выход выше и свернули вверх, не доходя осыпи с перевала. Градус подъема где-то 40, группа снова чертыхается на травянистые склоны. Вышли выше перевала, ближе к вер. Шхуанта, пришлось спускаться 30м. 13:20, а уже сделаны фото последнего перевала на маршруте.

Перевал Шхуанта (1А), 2700 м.

Характер склонов тр-ос Соединяет Загеданские оз. - р.Загеданка Координаты WGS84 43° 38' 48.78'' N 40° 57' 27.01'' E

Скально-осыпной. Седловина узкая, травянистая, перемычка между хребтом и вершиной. Тур на скальном выходе ближе к хребту, заметный. Воды нет, палатки поставить можно.

Радостные, обнимаемся, поздравляем друг друга, не подозревая, что у участницы после наших кипучих подъемов разболелось колено до степени «не могу идти вниз». Разгружаем участницу почти полностью (около 5кг груза с учетом рюкзака оставили), снижаем темп и медленно спускаемся по средней осыпи и травянистым островкам. Туров становится все меньше, сильные участники убегают вперед разведывать тропу, более уставшие и калечные тихо идут сзади, охраняемые замыкающими. Осыпь кончилась, начались заросли рододендрона и небольшие скальные выходы. После скал — пологое поле, ведущее к озеру. Через час спуска, к 14 часам, достигли озера, где начался непродолжительный ливень. Хоть пообедали и согрелись живительным чаем.

Дальше тропа становилась все интереснее. Ее как таковой после озера нет, есть только следы от проезжавших по склонам камней и медведей. Спуск от озера лучше делать ближе к правому (по ходу движения) склону. По середине — стиральная доска из крупной осыпи, поросшей кустами рододендрона. Идти неудобно, можно подвернуть ногу в дырах между кустами и камнями. Когда кусты заканчиваются, начинается склон с двухметровой травой, посередине которого ручей. Ушли правее ручья (по ходу движения), траверсом склона со спуском к реке Загеданка. Пошел дождь. Снова. Руководитель пробивал тропу собой, прокладывая путь через заросли осоки, гоняя змей и с минимальным выходом на камни, которые стали скользкими. Через 2 часа такого движения вышли к реке, берега которой плотно заросли молодым борщевиком. Река ни разу не слабый ручеек — перейти в любом месте не получилось, течение хорошее, камни скользкие. Нашли место, где можно перейти в два рукава и по песчаному дну. О сухости ботинок усталые участники уже и не думали, лишь бы не остаться в зарослях. Пробивали выход к месту брода палками, плотность борщевика удивляла.

После переправы нас ждал весьма приятный сюрприз — тропа без травы! Широкая, грунтовая, и прямиком к с. Загедан. Идет от коша по правому (по ходу течения) берегу Загеданки.

Участники изрядно устали, вымокли и руководитель позволил держать удобный каждому темп, так как это позволяет уменьшить затраты энергии на поддержание «не своего темпа». Разрыв между участниками оказался небольшой, на расстоянии голоса, впереди опытный участник, замыкающий — руководитель и самые уставшие. К 18:30 выходим к размеченным на карте мостам через р. Загеданка. Мост — понятие относительное, вот его и отнесло паводком в неизвестном направлении, одни бревна рядом полоскаются. Переход в бродовой обуви, с палками, по одному. И так 4 раза, то есть по 4 «мостам».

Сопровождаемые светлячками и мыслями о Архызских хычинах, к 20:30 выходим к Загеданской погранзаставе. Тишина, покой, никого. Лишь водитель радостно встречает своих горных гостей. Четко во времени, в 21:00 выезжаем по извилистой дороге к поляне Таулу, за машинами.

Прощай Загедан, еще увидимся! Твоя группа Кузнецова.

Выводы и рекомендации

Маршрут красивый, несложный, можно ходить большими группами, не требует большого технического опыта. Встречается разный рельеф, осыпь практически всех размеров, редкие снежники, скальные выходы как крепких, так и разрушающихся скал. Поэтому важен навык хождения по осыпи и умение страховаться трекинговыми палками. Позволяет тренироваться, проводить УТП. Перед прохождением маршрута рекомендуется внимательно изучить всю имеющуюся по нему информацию — это позволяет избежать многих накладок в процессе прохождения, сделать его удобным и приятным. Удачи в горах, друзья!