Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Юлия Дорогова, г. Калуга

Отчет о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута 4 к.с. по Юго - Западному Тянь - Шаню, совершенном группой г.Калуги в период с 01.09. по 16.09.2014.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Проводящая организация

МАУ КСОЦ бывш. Калужский турклуб)

248600 г.Калуга, ул.Театральная, д.8 т/ф (484-2) 57-02-95

Район, подрайон, массив похода

Киргизия, Юго-Западный Тянь-Шань

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность, общая / ходовых дней

Сроки проведения

пешеходный

четвертая

183

16 (16)

сентябрь 2014

Подробная нитка маршрута

г.Ош – пос .Афлатун – р.Утур - пер.Афлатун З. (1Б,3420) – р.Афлатун С. – пер.Ишенкуль/Чаткальская Ушба/ (2А,3730) - рад. – пер.Каратокой (1А,3620) – р.Сары-Челек – пер.Макмал (н/к,2654) – р.Кара-Суу – пер.Корумду /в Атойнокском хр./(1Б, 3360) - р.Каракульджа – пер.Каталана /в Таласском хр./(1Б, 3840) - рад. – пер. Туюктор Зап./в Узунахматском хр./(1Б, 3720) – р. Туюктор – пер.Канджайло (1А, 3100) – р.Узун-Ахмат – пос. Ак-Тектир – г.Токтогул - г.Ош

СОСТАВ ГРУППЫ

№ п. п.

Фамилия, имя, отчество

Максимальный опыт (разряд)

Обязанности в группе

1

Дорогова Юлия Геннадьевна

5Р, 5У с эл.6 – горн./МС России/

руководитель

2

Лапшин Евгений Владимирович

5Р, 6У – горн.//пер.3А-Р 6Р, 6У – лыжн./МТ России/

отв. за мед. обеспечение

3

Смехов Игорь Вячеславович

4Р – пеш.-водн. 5У – горн.

отв. за снаряжение отв. за финансы

4

Чудин Алексей Петрович

5У – горн. 4У – лыжн.

фотограф отв. за прод. обеспечение

strong>Адрес хранения отчета

Библиотека Калужского турклуба / г.Калуга, ул.Театральная, д.8 : №702

Поход рассмотрен

МКК Калужской областной федерации спортивного туризма (140-00-525522021)

Обзорная карта района проведения похода, подъезды – отъезды

М 1 см : 10 км

скачать карту маршрута

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия (для протяженных)

Характеристика препятствия

Путь прохождения (для локальных)

Название

(высота)

Характер

новизна

Перевал

-

Афлатун З.

(3420 м)

ос.-ск.//ск.взлет ~40 м(45°) с юга

-

юг-север

Перевал

-

Ишенкуль /Чаткальская Ушба/

(3730 м)

ос.-ск.-(лд.)//ск.взлет 50°с юга протяженностью 140 м

-

радиально с юга

Перевал

-

Каратокой

(3620 м)

ос.//протяженный (~1,4 км) ос.склон до 30°с востока без тропы

-

запад-восток

Перевал

н/к

-

Макмал

(2654м)

тр.-ос.

-

юго-запад -северо-восток

Перевал

н/к

-

Дугур

(2780 м)

тр.-ос.

-

с запада

Перевал

-

Корумду

(3360 м)

ос.-сн.//короткие ос.-ск. участки до 45°с юга и севера с отсутствим тропы

информация о прохождении не обнаружена

юг-север

Перевал

-

Каталана

(3840 м)

ос.-сн.-лд.

-

радиально с юго-востока

Перевал

-

Шавато-Туюктор

(3843 м)

ос.-сн.-лд.

-

радиально с юга

Перевал Ледовый уч.

1Б 1Б

3,6

Туюктор Зап.

(3720 м)

ос.-сн.-лд.//ледовый участок с трещинами ~2 км ос.-ск. протяженный (~0,9км) склон до 35° левее языка ледника с севера (тропы нет)

информация о прохождении от д.р. Каракульджа до д.р.Узунахмат не обнаружена

юг-север

Перевал

-

Канджайло

(3100 м)

тр.-ос.

-

запад-восток

Перевал

н/к

-

д.р.Каракульджа / у развилки пер.Бешкель

(2587 м)

тр.-ос.

-

запад-восток

Каньон

-0,4

р.Чимгет (л.приток Утур)-р.Сары-Челек

700м &ndash 380м 300м - 15 м

протяженный (~400 м) ск.-ос.склон до 40°

-

юг-север

прохождение по руслу

-

Каньон Осыпь

1Б 1Б

180м - 15 м

-

запад-восток

0,3

300м - 35 м

крупная осыпь лев.борта

-

Переправа

-

р.Сары-Челек

-

-

-

0,6 м &ndash 30 м

Траверс

-

отрог Атойнокского хр. / от пер.Дугур

980м &ndash 230м

тр.-ос.-ск.

-

юг-север

Переправа

-

р.Муз-Тер

-

-

-

0,7 м &ndash 30 м

Траверс + перевал

-

отрог Узунахматского хр./ур.Канджайло

(2950м)

тр.-ос.//протяженный тр.-ос.-ск. склон, серпантины

-

запад-восток- север

-

-

1200м - 660 м

-

РАЙОН ПОХОДА

НАСЕЛЕНИЕ РАЙОНА.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ.

Следует четко понимать, что история «территории Киргизии» и история народа «киргизов» - это «две разные истории». Первыми на «территории Киргизии» прослеживаются саки («азиатские скифы»). «Саки» - это довольно условный этнический термин. Их материальная культура и антропологический тип, известные по археологическим находкам, имеют много общего с населением Южно Русских степей, известными под термином «скифы». Принято считать, что и саки, и скифы говорили на восточно-иранских языках индоевропейской языковой семьи. Однако существуют данные, что под этими именами древние географы объединяли разные народы, живущие вместе или на соседних территориях, в том числе и предков славян. В V-VII веках нашей эры через территорию Киргизии на пути переселения из современного Синьцзяна в Индию прошли уже более известные ираноязычные эфталиты и кушаны.

У южной части Киргизии (Ошская, Джелал-Абадская, Баткенская области) была несколько иная историческая судьба. Например, город Ош существует непрерывно уже, как минимум 3 тыс. лет. Этот регион, как и вся Ферганская долина, входил в сферу влияния Персии. В 7-м веке эту плодородную область вместе с остальным Ираном завоевали арабы и ненадолго включили ее в свой Халифат. Период сменяющихся завоеваний разрушил местную государственность и позволил новым пришельцам с Востока, тюркам, достаточно безболезненно закрепиться на территории Киргизии. В VII веке территория современной Киргизии вошла в Западно- тюркский каганат, а в VIII веке — в тюркский Карлукский каганат. В XII веке города Узген (один из старейших городов на территории современной Киргизии) и Баласагун становятся центрами государства Караханидов, на смену которому приходит Каракитайское ханство. В XIII веке вся Средняя Азия была завоёвана Монгольской империей.

В XIV-XVIII веках территория Северной Киргизии находилась в сфере влияния монгольских ханств, наиболее известным из которых является Джунгарское. В 1756- 1757 годах Джунгарское ханство было разгромлено маньчжурами, а его территория (и Северная Киргизия тоже) была включена в состав Цинской (Китайской) империи.

Южная Киргизия весь этот период времени вместе со всей Ферганской долиной была в сфере влияния сначала государства Тимура и его потомков, а в 17- м веке сюда начинают проникать кочевые племена из Золотой Орды, за которыми закрепилось название «узбеки». К концу 17-го века в Средней Азии возникают три крупных государственных образования, правящим слоем которых становятся пришельцы-узбеки: Бухарский эмират, Хивинское ханство, а также Кокандское ханство. История территории Киргизии XVIII-XIX веков связана именно с Кокандским ханством.

Это государство, существовавшее с 1709 по 1876 год, кроме всей Киргизии, включало часть территорий современных Узбекистана, Таджикистана, южного Казахстана и Синьцзян-Уйгурского автономного района (Восточного Туркестана). В период наибольшего расцвета занимало около 820 тыс.км. Во второй половине XVIII века находилось в вассальной зависимости от маньчжурской империи Цин, но фактически всегда проводило самостоятельную и весьма агрессивную политику. В 1820-х годах ханство подчинило себе племена современных территорий Северной Киргизии и Южного Казахстана. Для обеспечения контроля за этими землями в 1825г. кокандцами были основаны крепости Пишпек и Токмак.

Отношения между Российской империей и Кокандским ханством носили в основном конфронтационный характер. При этом инициатива их резкого ухудшения принадлежала, по мнению узбекских историков, среднеазиатскому государству. В частности, кокандцы претендовали на верховенство в казахских аулах Среднего Жуза, жители которых еще в начале 1740-х годов присягнули на верность российскому государству.

Более 100 лет, до середины XIX века Россия проводила либеральную политику по отношению к Коканду, а ткже Хиве и подстрекаемым ими кочевникам. Ответом были бесконечные грабительские набеги, разрушение пограничных сел и мирных аулов, угон русского населения в рабство. В 1820-30-х годах Россией были предприняты меры по ограничению власти кочевых родоначальников, усилены гарнизоны пограничных крепостей. Постепенно были образованы Оренбургская и Западно-Сибирская, а впоследствии Сыр-Дарьинская пограничные линии. К началу 1860-х годов крайние пункты этих линий (посёлок Яны-Курган на правобережье Сыр- Дарьи и крепость Пишпек в Семиречье) находились уже в составе российского государства.

С целью защиты казахов - российских подданных, в 1847 году было построено укрепление Раимское (впоследствии Аральское), близ устья Сырдарьи. С 1855 года киргизские и казахские племена, подчинённые ханству, стали переходить в российское подданство, не в силах терпеть произвол и беззаконие кокандских наместников. Это привело к вооружённым конфликтам ханства с российскими войсками. В 1854 г. на реке Алматы было построено укрепление Верное, и весь Заилийский край вошёл в состав России. В компании 1860-68 годов многочисленные, но способные только на грабежи кокандские войска потерпели ряд сокрушительных поражений от небольших русских отрядов. Сильно урезанное территориально, ханство признало свою зависимость от Российской Империи, но внутреннее управление в нем продолжало осуществляться прежней администрацией.

С 1873 г. в этом государстве, правящий слой которого фактически занимался неприкрытым грабежом собственного населения, начались кровопролитные мятежи, направленные не только против ханской власти, но и против России. В 1876 г. власти Империи подавили смуту, а также полностью ликвидировали прогнившую феодальную администрацию.

Следует особо подчеркнуть, что экспансия России в Средней Азии не носила колониального характера. Обострение ситуации было вызвано вмешательством Англии. Русские отряды лишь немного опередили британские войска, а кое-где и столкнулись с ними.

Революции в Петрограде в 1917 г. были неоднозначно встречены на территории современной Киргизии (южное Семиречье). Известно, что не только русские шахтёры, но «феодальная верхушка» киргизских племён поддержала революцию. Тогда как русские поселенцы-крестьяне восстали против политики продразвёрстки (Беловодский мятеж 1918 г.). Восстание было подавлено, а территория современной Киргизии была включена в состав Советского Туркестана, административным центром которого стал Ташкент.

По национально-государственному размежеванию советских республик Средней Азии 14 октября 1924 г. была образована Кара-Киргизская (с 25 мая 1925 г.- Киргизская) автономная область в составе РСФСР, 1 февраля 1926 г. преобразована в Киргизскую АССР. 5 декабря 1936 г. республика была выделена из состава РСФСР и названа Киргизской ССР.

Административное деление Средней Азии в Российской империи начала XX века и в Советском Союзе.

К 1989 национальный состав Киргизии выглядел следующим образом: Киргизы – 2230 тыс. – 52,4.

Русские, украинцы, белорусы – 1035 тыс. – 24,3. Узбеки – 550 тыс. – 12,9. Немцы –101 тыс. – 2,3.

Кроме того, на территории республики проживало много корейцев, татар, азербаййджанцев, курдов, уйгуров и др.

В 2014 г. население Республики Кыргызстан составило 5,78 млн., из которых 72,6 - киргизы, 14,5 - узбеки, 6,4 - русские. 385 тыс. русских и украинцев сосредоточены в основном в городах и селах на севере республики. Немцы почти все эмигрировали, осталось всего около 8,5 тыс. чел.

Основное население современной Киргизии – киргизы, говорящие на одном из тюркских языков. Вопрос происхождения этого народа является одним из наиболее спорных и сложных в этнической истории Средней Азии. По сей день нет однозначного ответа на вопрос - кто такие киргизы, где они сформировались как единое этническое целое, когда киргизы заселили нынешние земли современного Кыргызстана?

В настоящее время широко распространена версия о происхождении современных киргизов с верховий Енисея от киргизов древних китайских летописей. В независимой Киргизии в 2003 г. был даже издан Президентский Указ «О 2200-летнем юбилее кыргызской государственности». Однако существует и иная версия, полностью исключающая непосредственную преемственность от древних енисейских кыргызов к их современным «однофамильцам».

На специальной научной сессии Академии наук СССР в 1956 году происхождение киргизов с Енисея было отвергнуто. В 1984 году в "Истории Киргизской ССР" сами киргизские историки отказались от енисейской концепции и описали вытеснение предков киргизов – бурутов из северо-западной Монголии на Тянь-Шань.

Было признано, что попытки установления прямолинейной связи между киргизами Тянь-Шаня и Памиро-Алая, с одной стороны, и киргизами Енисея – с другой, основанны только на совпадении имени тех и других. Другими словами, «родство» современных киргизов Киргизии и кыргызов китайских летописей примерно такое же, как между современной Болгарией и волжской Булгарией, или между донскими казаками и Казахстаном. Следует особо подчеркнуть, что передача имен от нарада к народу и от государства к государству для Великой Степи явление достаточно распространенное.

В Кокандском ханстве киргизами называли вообще всех кочевников, для отличия от оседлого населения – сартов. В дореволюционной России киргизов очень часто не разделяли от казахов, и тех и других называли «киргизами». Позднее казахов было принято называть киргиз-койсаками, а киргизов – кара-киргизами или дикокаменными киргизами. Этническое имя, территория и государственность сложилась у киргизов только за время Советской власти. Но не окончательно. Исторические отличия нашли свое продолжение в современном Кыргызстане. Они выражаются в резкой, иногда даже силовой конфронтации населения южных Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей с населением Северной Киргизии.

Верующие киргизы - мусульмане-сунниты, но не слишком ортодоксальные. В их обычаях остались отголоски тенгрианских верований, особенно у киргизов Памира и Центрального Тянь-Шаня. В последнее время, особенно в южных областях начинает укрепляться ортодоксальный ислам. Эта тенденция, прежде всего, объясняется тем, что мусульманская община (умма) осуществляет функции частичного социального уравнивания, взаимопомощи. То есть возмещает то, что потерял простой в независимом капиталистическом государстве.

Только за 1990-96 годы экономика Киргизии уменьшилась почти вдвое, в основном из-за остановки промышленных предприятий республики после ликвидации СССР, и как следствие, массового отъезда квалифицированных русскоязычных инженеров и рабочих. Только с начала 2000-х годов ситуация в Киргизии стабилизировалась и начался некоторый экономический рост. В настоящее время промышленность производит лишь 15,9 ВВП Киргизии, причем 40 промышленного производства даёт добыча золота. Золотодобыча, которая находится в основном в руках Китая, одна из немногих активно развивающихся в республике отраслей. В 2003 г. страна добыла 22,5 т золота, выйдя на третье место в СНГ после России и Узбекистана. Но кому принадлежит добываемое золото – Киргизии в целом, отдельным киргизам или вообще Китаю? – тема отдельная.

В 2011 г. экспорт из Киргизии составил 3,38 млрд. $: электроэнергия, золото, ртуть, уран, сурьма, хлопок, шерсть, мясо, табак, швейные изделия, обувь. Основные покупатели экспорта - Швейцария 27,2, Россия 19,2, Узбекистан 14,3, Казахстан 11,4, Франция 6,7.

Импорт — 5,060 млрд. $ (также в 2011): нефть и газ, машины и оборудование, химикаты, продовольствие. Основные поставщики импорта - Россия 36,6 , Китай 17,9 , Казахстан 9,2 , Германия 8,2

Самые крупные проекты в Киргизии ведут ОАО «РусГидро» (строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС), ОАО «Интер РАО ЕЭС» (строительство Камбаратинской ГЭС-1) и «Газпром». За символическую сумму в 1 доллар Газпрому был передан в управление государственный пакет крупнейшей нефтегазовой компании страны «Кыргызнефтегаз», добывшей в 2004 г. 68,6 тыс.тонн нефти и 28,3 млн. кубометров газа.

Россия стремится в уплату долгов Киргизии получить в своё управление пакеты акций оборонной корпорации «Дастан». Россия и Киргизия совместно управляют Кара- Балтинским горнорудным комбинатом, занимающимся добычей и переработкой ураносодержащих руд, молибдена, тория, серебра и золота.

Общая протяженность автомобильных дорог в стране ~34 тыс. км, включая 18,8 тыс.км дорог общего пользования, обслуживаемых дорожными подразделениями Министерства транспорта и коммуникаций КР, и 15,2 тыс. км дорог городов, сёл, сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий. Протяжённость автомобильных дорог международного значения составляет 4163 км, государственного — 5678 км, местного значения — 8969 км.

(Из них протяжённость дорог общего пользования с твёрдым покрытием составляет 7228 км, в том числе 11 км с цементобетонным покрытием, 4969 км с асфальтобетонным покрытием и 2248 км с черногравийным покрытием. Дороги с гравийным покрытием — 9961 км, грунтовые дороги — 1621 км).

В настоящее время реконструированы трассы Ош - Бишкек и Ош - Сары-Таш - Иркештам. Корпорацией China Road ведётся работа по реконструкции магистрали Бишкек - Нарын - Торугарт, продолжаются работы по реконструкции дорог по направлениям Бишкек - Талас - Тараз и Ош - Баткен - Исфана. Начаты работы по строительству второй автомагистрали «север — юг» Бишкек - Балыкчы (Рыбачий) - Казарман - Джалал-Абад - Ош.

ОБЩАЯ ИДЕЯ ПОХОДА

стратегия и тактика ее достижения, особенности, новизна и т.п.

При разработке маршрута преследовались следующие цели:

  • должен отвечать по набору определяющих препятствий, длительности, километражу требованиям к походу IV категории сложности
  • определяющие препятствия должны иметь максимально разнообразный и сложный характер
  • маршрут должен хорошо охватывать район, иметь близкие подъезды
  • проходить по территории одного государства.

Разработанная нитка маршрута и график движения практически полностью отвечает поставленным требованиям. Маршрут выбран линейный, полностью автономный. Было запланировано как запасной вариант, при благоприятном стечении обстоятельств, осуществить радиальный выход на перевал Ишенкуль. Также стояла задача при прохождении перевалов в Узунахматском и Атойнокском хребтах собрать информацию для пополнения Перечня классифицированных высокогорных перевалов, который требует существенной корректировки: добавления объектов, изменения высот, оценки категории трудности, в том числе в условиях межсезонья.

Выбор в качестве района похода Ю.-З.Тянь-Шаня обусловлен новизной района для участников, наличием довольно коротких подъездов и путей эвакуации, а также нахождением маршрута только на территории Киргизии. Кроме того, этот перспективный интересный район, чаще посещаемый туристами - пешеходниками, имеет возможность для прохождения горных маршрутов.

ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА

Наиболее "доступным" начально-конечными пунктом для посещения выбранного района с юга являются г.Ош, с севера – г.Бишкек (г.Талас). Из г.Ош имеется автобусное сообщение с Токтогулом, Таш-Кумыром, можно воспользоваться услугами частников.

Регистрация пребывания на территории Киргизии не требуется.

Основной "головной болью" мероприятия явилось ограничение веса багажа в самолете (20 кг): почти половина продуктов и бензин докупались по пути.

На маршруте встреч с егерями не былои(задевали северную часть Сары- Челекского заповедника).

Что касается обмена денег: везде меняют рубли на сомы. Полезно иметь некоторую сумму в сомах на дорогу, если прилетаете вечером, т.к. обменники в аэропорту обычно имеют «неприличный» курс.

По услугам сотовой связи: в Киргизии действуют местные операторы. Карточку местного оператора не покупали, обошлись российскими.

АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА И ЕГО ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ

При планировании маршрута были предусмотрены следующие запасные варианты:

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

09-10. 09.2014

9-10

пер.Ак-Бель – р.Окун

-

пешком

12-13. 09.2014

12-13

р.Ала-Тай – пер.Каркарагай – р.Каркарагай

-

пешком

В случае аварийных ситуаций возможны выходы к населенным пунктам Аркит (р.Сары-Челек), Каныш-Кия (р.Афлатун - р.Чаткал), Алга (р.Кара-су), Токтогул (р.Каракульджа – р.Ак-Текир).

В ущельях некогда имелись дороги и тропы до верховий. В настоящее время кое- где тропы сохранились фрагментарно ввиду редкого использования на заливных лугах, в местах схода лавин и селей их нет вообще. Грунтовые дороги, если не эксплуатируются, также исчезают. В период пастбищного выпаса скота (до середины сентября) в долинах рек Афлатун, Кара-су, Каракульджа, Узун-Ахмат есть юрты пастухов и пасеки.Эти обстоятельства весьма существенно влияют на темп в случае необходимости транспортировки пострадавшего.

ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА И ИХ ПРИЧИНЫ

Маршрут пройден без отклонений от заявленного.

Был осуществлен запасной вариант в дополнение к основному: радиальный выход на перевал Ишенкуль (Чаткальская Ушба).

ПЛАН ПОХОДА (ЗАЯВЛЕННЫЙ)

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

31.08.14

-

г.Москва – г.Ош - пос.Афлатун

самолет, авто

01-02.09.14

1-2

пос.Тегермен-Сай –р.Афлатун Ю. - р.Утур

29,0

пешком

03.09.14

3

лев.питок р.Утур – под пер.Афлатун З.

9,0

пешком

04.09.14

4

пер.Афлатун З.(1А,3420) - р.Афлатун С.

7,5

пешком

05.09.14

5

р.Афлатун С.- под пер.Каратокой

16,5

пешком

06.09.14

6

пер.Каратокой(1А,3620) - р.Сары-Челек

7,0

пешком

07.09.14

7

р.Сары-Челек - полудневка

7,0

пешком

08.09.14

8

пер.Макмал(н/к,2654) - р.Кара-Суу

8,0

пешком

09.09.14

9

р.Корумды – под пер.в Атойнокском хр.

10,0

пешком

10.09.14

10

пер.в Атойнокском хр.(~1Б) - р.Каракульджа

9,5

пешком

11.09.14

11

р.Каракульджа

14,0

пешком

12.09.14

12

лев.пр. р.Каракульджа под пер.в Узунахматском хр

9,5

пешком

13.09.14

13

пер.в Узунахматском хр.(~1Б-2А) – л.Туюктор – р.Туюктор

7,5

пешком

14.09.14

14

р.Туюктор - р.Узун-Ахмат

19,5

пешком

15.09.14

15

р.Узун-Ахмат (до слияния с р.Курган)

15,0

пешком

16.09.14

16

запасной день

-

-

17.09.14

17

запасной день

-

-

18-19.09.14

-

пос.Ак-Тектир – г.Токтогул – г.Ош - г.Москва

-

авто самолет

ИТОГО активными способами передвижения: 169 км.

ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ

05.09.14

5

рад. пер.Ишенкуль /Чаткальская Ушба/(1Б,3730)

пешком

09-10.

09.14

9-10

пер.Ак-Бель – р.Окун

пешком

12-13.

09.14

12-13

р.Ала-Тай – пер.Каркарагай – р.Каркарагай

пешком

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ (

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА ГРУППОЙ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ МАРШРУТА

Этап I. Чаткальский хребет.

Пер. Афлатун З. (1Б, 3420)

Рад. выход на пер. Ишенкуль (2А, 3730) Пер. Каратокой (1А, 3620)

Пер. Макмал (н/к, 2654) 1 - 8 дни.

Пер. Афлатун З. (1Б, 3420)

Перевал расположен в Чаткальском хребте. Ориентация перевала север - юг.

Соединяет р.Афлатун С. с севера и р.Утур (р.Афлатун Ю.) с юга Пройден группой с юга на север. 41°52,46’N 71°44,91’E

От пос. Тегермен-Сай по автомобильной дороге пологим правым берегом р.Афлатун Ю. за 2 перехода дошли до впадения правого притока р.Утур. Дорога по живописному (лес, плодовые деревья - яблоня, слива, орех) ущелью р.Утур переходит с берега на берег по мостам, до верховий проезжая, используется животноводами. До впадения левого притока р.Чимгет (с ночевкой) мы набрали ~650 м по высоте, пройдя ~18 км за 5,5 часов.

Тропа в ущелье р.Чимгет идет левым берегом вдоль русла, местами теряется, сначала по лесу (по пути – пасека, людей нет), затем выходит на осыпи (1 час 10'). Ущелье замыкается скально-осыпным крутым склоном с водопадом в западной части (Фото 1/1).

Пришлось организовывать разведки, т.к. описываемые обходы скал слева по ходу многовариантны, а тропа окончательно теряется.

Площадки только в старых елках на левом берегу (~ 600 м южнее скального пояса) – схема 1/1.

Утром начали подъем в западном направлении по средне-крупной красноватой осыпи с выходами скал (протяженность ~400 м, крутизна ~40°, приемы самостраховки) ближе к левому борту кулуара (Фото 1/2). Ориентир, рядом с которым нужно уйти с основного склона чуть вправо (по ходу) на слабую тропу - одинокая арча (Фото 1/3).

Наши тщательные разведки оставили впечатление, что ниже тропы траверсировали осыпи правого борта ущелья и спускались к воде.

По сохранившейся тропе на крутом травянисто-осыпном склоне перемещались траверсом направо, в сторону водопада. Набрав 280 м по высоте, за 1 час 40' достигли воды. Подъем продолжили по сухому руслу - наклонным бараньим лбам (слева по ходу от основного), затем опять по тропе повернули направо - траверс травянистого склона через перемычку к основному руслу (Фото 1/4 - 1/6).

Таким образом, обход скального участка ущелья занял 2,5 часа, набор высоты 450 м.

По фрагментам тропы правого берега вышли в широкую висячую долину (коровы сюда попали явно не по нашему пути, а с востока). Тропы идут по травянисто-осыпному полю, затем после небольшого подъема и поворота налево по ходу открылся вид на перевал (Фото 1/7). Рельеф пологий, высота ~3000 м, многочисленные коровы), воду обнаружили только в правом небольшом притоке (ночью «выключалась») и непосредственно перед седловиной (~ в 200 м). После выхода к основному руслу двигались 1 ч. 40', набор высоты ~400 м.

Утром 2,5 часа двигались до перевального взлета по многочисленным тропам вблизи правого травянисто-осыпного борта и непосредственно по фрагментарным тропам борта, верхний участок цирка – осыпи, набор высоты ~400 м.

Перевальный взлет с юга (Фото 1/8) представляет собой скальный лабиринт (средняя крутизна ~40-45°, 40м). Несколько метров свободного лазанья (а лучше перила) для выхода на нижнюю ступень, затем галсы по 20-30 м.

При прохождении этого перевала в мае 1986 г.по снегу мы не заметили такой «необычной конструкции».

С седловины вид на юг, на север в сторону долины р.Чаткал (Фото 1/9-1/10).

Спуск по хорошей тропе, идущей по осыпному правому борту до русла, затем левым травянисто-осыпным берегом р.Афлатун С. до самого озера и вдоль него (сброс высоты ~700 м, время спуска до озера ~3 ч.). В долине пастухи, выпас скота, поэтому специально ночевали не доходя до озера, на впадении левого притока. На Фото 1/10-1/11 – перевал Афлатун З. с севера, из ущелья р.Афлатун С.

ПЕРЕВАЛ АФЛАТУН ЗАП. /1Б/

Фото 1/1. Верховья ущелья р.Чимгет.

Фото 1/2. Вид на правый борт ущелья р.Чимгет (с левого борта) и от воды.

Путь группы по кулуару для обхода каньона.

Фото 1/3. Место выхода на тропу из кулуара при обходе каньона р.Чимгет.

Фото 1/5 Выход на перемычку при обходе каньона р.Чимгет для спуска к основному руслу.

Фото 1/4. Вид на сухое русло, параллельное основному руслу р.Чимгет.

Фото 1/5 Выход на перемычку при обходе каньона р.Чимгет для спуска к основному руслу.

Фото 1/6. Основное русло р.Чимгет выше каньона .

Фото 1/7. Перевальный цирк пер.Афлатун Зап. с юга.

Фото 1/8. Седловина пер.Афлатун Зап. с юга.

Лабиринт южного перевального взлета пер.Афлатун З. Фото группы Журенковой Т.

Фото 1/9. Группа на перевале Афлатун З.

Фото 1/10. Седловина пер.Афлатун Зап.с севера.

Фото 1/11. Перевал Афлатун Зап. с юга, из ущелья р.Афлатун С.

Фото 1/12. Вершина Замок сказок (из ущелья р.Афлатун С.).

ПЕРЕВАЛ АФЛАТУН ЗАП. /1Б/

Обход каньона в ущ.р.Чимгет

СХЕМА 1/1. Перевал Афлатун Зап. Прохождение группой.

Пер. Каратокой (1А, 3620)

Перевал расположен в Чаткальском хребте. Ориентация перевала запад-восток.

Соединяет пр.приток р.Афлатун С. с запада и пр.приток р.Сары-Челек с востока.

Пройден группой с запада на восток. 41°56,65’N 71°50,35’E

Пер. Ишенкуль /Чаткальская Ушба/ (2А, 3730)

Перевал расположен в северном отроге Чаткальского хребта.

Ориентация перевала юго-запад – северо-восток. Соединяет пр.приток р.Афлатун С. с юго-запада и р.Кара-Токой с северо-востока.

Подъем/спуск группы с юго-запада 41°57,83’N 71°48,62’E

Озеро Афлатун, весьма обмелевшее, обогнули с севера по галечнику, бывшему некогда под водой. Повернули на восток, в долину правого притока р.Афлатун С.

Двигались по тропе правого берега, идущей по пойменной пятке сухого русла. Вода появилась через ~1,5 км, чуть ниже впадения правого притока. Выше впадения – брод на левый берег. Конная тропа забирается высоко вверх, траверсируя травянисто-осыпной борт. Правый борт ущелья – крутые высокие скалы (Фото 1/13).

Перед местом «схлопывания» бортов ущелья тропа приближается к руслу (обитаемый кош). Обход каньона левым бортом по зигзагам тропы (местами «сползшей») на жесткой сланцевой осыпи, сначала вправо по ходу, спуск вниз, потом влево на перемычку (ночевка). По этому участку нас гостеприимно сопроводил чабан. Утром за 30' по битой тропе по травянисто-осыпному склону левого борта сухого русла переместились на конную тропу, идущую на восток, на перевал Каратокой (Фото 1/14).

Время движения группы от озера ~5,5 час., набор высоты ~650 м.

От этого места группа за 3 часа совершила радиальный выход на перевал Ишенкуль, до которого 3,3 км и 420м по высоте (Фото 1/19).

По бараньим тропам травянисто-осыпного правого борта вышли на морены отступившего ледника (Фото 1/20). Небольшой ледовый участок остался непосредственно под взлетом перевала. Взлет теперь скальный, крутизной ~50°-140 м (Фото 1/22). Налегке, без рюкзака, поднялись на седловину свободным лазанием.

Северная сторона также скально-осыпная. На севере видны озера в ущелье р.Кара- Токой (Фото 1/23).

При наличии рюкзака перильная страховка обязательна как на подъеме, так и на спуске (даже налегке) с южной стороны перевала.

На перевал Каратокой (Фото 1/14) вышли за 40' по конной тропе, которая поднимается по центру и правым осыпным бортом ущелья, закладывая серпантины на верхнем участке (набор высоты 220м).

Седловина обширная. С перевала практически ничего не рассмотрели – погода резко ухудшилась (Фото 1/15,1/16).

Спуск начали по некрутой конной тропе левого борта по жесткому осыпному склону до перегиба, с последующим уходом на правый травянистый борт. Битая тропа траверсирует борт и загибает направо, к перевалу Сары-Челек. Тропы, некогда ведущей в ущелье р.Сары-Челек к одноименному озеру, не стало по причине каменного обвала (по словам местных, давно сошел сель). Спуск по сухому руслу - протяженному кулуару (~1,4 км - 30°) с крупными и средними камнями приятным не оказался (мокрые камни и дождь). Фрагменты тропы появились там, где склон стал положе и в большей степени травянистым. У слияния притоков р.Сары-Челек (2630 м) встали на ночевку (рядом - лавинный вынос). Время движения от седловины 3ч. 40', сброс высоты 1 км (Фото 1/16).

Дальнейшее движение вниз по ущелью р.Сары-Челек до впадения крупного левого притока (2100 м) следует назвать «пешебродным»: тропы по травянисто-осыпным берегам как таковой нет, фрагменты, большое количество лавинных выносов (несмотря на сентябрь), обход прижимов верхом и непосредственно по руслу, количество бродов не поддается счету (Фото 1/17). Время преодоления участка 3,5 часа, протяженность 3,7 км, сброс высоты 0,5 км.

Спуск с высокого жесткого селевого борта к притоку для переправы на его левый берег оказался малоприятным (Фото 1/18).

Ниже по течению р.Сары-Челек на левом берегу появляется невнятная тропа по лугам, кустарнику, непосредственно пойме, россыпям камней, на протяженной (~300 м) средне-крупной осыпи (туры). Уверенной тропа становится лишь в широкой пойме.

Заночевали в высокой траве на террасе левого берега р.Сары-Челек у впадения левого притока р.Кулатай. От слияния прошли 2ч.20'.

ЕРЕВАЛ КАРАТОКОЙ /1А/

Фото 1/14. Перевал Каратокой с запада

Каньон на правом борту.

Фото 1/13. Ущелье правого притока р.Афлатун С.

Фото 1/15. Вид с пер.Каратокой на восток, в ущелье р.Сары-Челек.

Фото 1/16.

Группа на пер.Каратокой.

Фото 1/16. Осыпной участок спуска группы с перевала Каратокой на восток.

Фото 1/17. Ущелье р.Сары-Челек.

Вид в сторону пер.Каратокой с востока. Налево – к пер.Сары-Челек.

Фото 1/18. Левый приток р.Сары-Челек.

ПЕРЕВАЛ ИШЕНКУЛЬ (ЧАТКАЛЬСКАЯ УШБА) /2А/

Фото 1/19. Вид на перевалы Ишенкуль (1) и ЧТЗ (2) с юга, с тропы на перевал Каратокой и на подъеме в цирк перевала Ишенкуль.

Фото 1/20. Чехол ледника под пер.Ишенкуль.

Фото 1/21. Группа на перевале Ишенкуль.

Фото 1/22. Перевальный взлет

Фото 1/23. Вид на север с седловины перевала Ишенкуль с юга. перевала Ишенкуль.

Пер. Макмал (н/к, 2654)

Перевал расположен в в южном отроге Чаткальского хребта.

Ориентация перевала запад-восток. Соединяет р.Кулатай (р.Сары-Челек) с запада и пр.приток р. Кара-суу с востока.

Пройден группой с запада на восток. 41°57,62’N 71°56,14’E

От места впадения в р.Сары-Челек ее левого притока р.Кулатай поднимались на седловину по тропе вдоль ручья сначала по левому берегу (1 ч.30'), затем по правому (55'), без воды (Фото 1/24). Набор высоты 680 м. Слева по ходу наверху – кош.

С седловины вид на Атойнокский хребет (Фото 1/27)

Спуск начали по крутой тропе на жестком осыпном склоне серпантинами влево (35'), затем переход ручья, тропа идет высоко левым бортом вдоль основного русла (по пути нежилой кош) до лавинного выноса на слиянии с правым притоком (35'). От этого места тропы идут по обоим берегам. Высоко на правом берегу – нежилой кош, к которому забирается набитая тропа. Движение продолжили по тропе левого берега вдоль воды (можно вдоль воды по правому берегу), за 45' спустились к реке Кара-Суу (Фото 1/26, 1/28). Долина широкая, обжитая: пасеки, постройки из елового леса. Через 10' движения по правому берегу заночевали на площадке – лесопилке у крутого лесистого борта долины.

Река разделяется на многочисленные рукава, есть мостики, броды. Утром за 25' движения по тропам то одного, то другого берега, дошли до обитаемого коша, установленного чуть выше по течению, чем нужный нам поворот к перевалу Дугур.

ПЕРЕВАЛ МАКМАЛ /Н/К/

Фото 1/24. Перевал Макмал с запада.

Фото 1/25. Группа на перевале Макмал.

Фото 1/26. Вид на перевал Макмал с востока, с тропы левого и правого борта.

Фото 1/27. Вид на восток на спуске с перевала Макмал. Атойнокский хребет. Ущелье реки Кара-Суу.

Фото 1/28. Характерный конгломератный столб в ущелье р.Кара-Суу на повороте к пер. Макмал. Акбельская стена.

ПЕРЕВАЛЫ ИШЕНКУЛЬ (ЧАТКАЛЬСКАЯ УШБА) /2А/КАРАТОКОЙ /1А/ПЕРЕВАЛ МАКМАЛ /Н/К/

1:50 000

СХЕМА 1/2. Перевалы Ишенкуль,Каратокой,Макмал. Прохождение группой.

1:50 000

Этап II. Атойнокский хребет.

Пер. Корумду /через пер.Дугур/(1Б, 3360) 9 -10 дни.

Пер. Дугур (н/к,2780 м)

Перевал расположен в южном отроге Атойнокского хребта.
Ориентация перевала запад-восток.
Соединяет притоки р.Кара-суу, р.Корумду /~Кичи-Кашкасу/ с запада и р.Кашкасу /~Чон-Кашкасу/ с востока.
Подъем группы с запада.
41°58,71’N 72°00,00’E

Пер. Корумду (1Б,3360 м)

Перевал расположен в Атойнокском хребте.
Ориентация перевала север - юг.
Соединяет долину р.Корумду /~Кичи-Кашкасу/ (р. Кара-суу) с юга и долину р. Корумды (р.Каракульджа) с севера.
Пройден группой с юга на север.
41°59,72’N 71°59,72’E

Целью второго этапа было попасть из долины р.Кара-суу /~Окуньсу/ в долину р.Каракульджа через перевал в Атойнокском хребте, упомянутый в отчете Кундельского- 1989, обозначенный на старой хребтовке (схема 8-2/1). На карте ГШ обозначены тропа до верховья р.Корумды с севера и тропа через пер.Дугур в южном отроге. На самом деле, обнаружены фрагменты битой тропы вдоль гребня южного отрога, которая может использоваться для подъема на верхние пастбища и перехода через хребет. На перевале – тур, указывающий одно из мест спуска на север, выше седловины на ~20м.

На схеме 8-2/2 (из отчета Э.Канаевой-2013) добавлены местоположения пройденных группами Кундельского-1989 (предлагаем в название добавить «ложный», т.к. вариант спуска в Чон-Кашкасу оказался весьма проблематичным) и Дороговой-2014 перевалов. На хребтовке 8-2/1 не хватает еще одного ущелья правого притока р.Каракульджа. Судя по описанию и фото, группа Кундельского обследовала ущелье правого притока р.Муз-Тер, затем перешла в ущелье р.Корумды и перевалила на юг в р.Чон-Кашкасу, традиционный перевал Кашкасу оказался в ~2 км восточнее, за в.3437.

Ущелье Кичи-Кашкасу пастбищное, перегорожено поясом скал с мощным водопадом (Фото 2/1). В восточной части гребня в ЮВ-плече в.3487 находится наш перевал. В западной части наверху – очень широкая пестрая седловина на высоте ~3340м, за которой на севере ущелье правого притока р.Муз-Тер, параллельное ущ.Корумды. По данным разведки Кундельского (фото и описание:”путь преграждают скальные сбросы”) и анализа контуров высот (OpenMapSerfer)- схема 8-2/3, этот перевал весьма непрост.

Схема 2/1. Карта-хребтовка из отчета В.Л.Кундельского -1989

Схема 2/2. Карта из отчета Э.Канаевой – 2013

Схема 2/3. М 1:25 000

От впадения Корумду/~Кичи-Кашкасу/ в р.Кара-Суу по тропе по пологой травянисто-осыпной пойме за 2 перехода поднялись (набор ~200м) до коша (Фото 2/1). Повернули на тропу, уходящую серпантинами направо (на запад) в сухое русло.

Серпантины тропы на пер.Дугур хорошо видны с правого борта ущ.Кара-Суу (Фото 2/2), просматривались нами при спуске с пер.Макмал.

До пер.Дугур поднялись (~ 600 м) за 3 перехода: тропа местами деградировала, ближе к гребню сливается с верхней битой тропой (Фото 2/3). Дальнейший подъем по ос.-ск. гребню на север до ухода в верховья ущ.Корумду (Фото 2/4): тропа фрагментарная, набор высоты 250м за 50 мин. В верхней части этого участка возможно движение непосредственно по легким скалкам гребня или ниже скал справа по ходу, со стороны ущелья р.Чон-Кашкасу по фрагментам серпантинов на жестком ос.-ск. склоне (Фото 2/5). Затем за 25 мин. ушли траверсом (Фото 2/7) влево по ходу по тропе на стоянки пастухов на тр.-ос. склонах (ночевка, весной-летом здесь должна быть вода из снежников). До седловины ~1 км – фото 2/6. За водой пришлось спускаться далеко вниз по крутым склонам к каньону – непроход (Фото 2/8). На пологую обширную серпообразную тр.-ос. седловину (Фото 2/6, 2/10) вышли за 1,5 перехода (220 м набор высоты). Одно из мест спуска обозначено туром (80 м на запад от самой низкой точки), другая точка начала спуска, которой мы воспользовались – на 20 м дальше у скалок.

С перевала вид на север на Таласский и Узун-Ахматский хребты, со стороны подъема – отроги Чаткальского хребта. (Фото 2/11, 2/9).

Перевальный взлет с севера – жесткий крутой (~45° вверху) ск.-ос. склон высотой

~120 м. (Фото 2/12), спуск по которому без перильной страховки весьма проблематичен. По остаткам тропы очень аккуратно спустились на пологий ледничок в висячем цирке, из которого вытекает ручей (вода!).*1 Спустились (130 м) слева от ручья, превращающегося в водопадик, в основное русло за 15 минут (высота 3100 м). За следующий переход (появилась тропа) спустились вдоль русла до бараньих лбов и обошли их левым бортом. Ниже - битая конная тропа высоко по правому тр.-ос. борту ущелья (Фото 2/13), встречаются пастухи и скот. Обнаружить уход тропы вправо к броду р.Каракульджа между впадениями р.Корумды и Кашкасу, согласно карте ГШ, нам не удалось.

Постепенно правый борт превратился в «грудку» посреди ущелья (Фото 2/14), тропа пошла по гребню «грудки». Сбросив высоту до 2290 м, по серпантинам ушли влево к .р.Муз-Тер – 3 перехода. Ночевка у брода.

Путь прохождения этапа приведен на схемах (масштаб 1:50 000 и 1:20 000).

1 Этот цирк был просмотрен группой Кундельского: «Справа по ходу (с запада) в цирке имеется разрыв, откуда вытекает ручей – в его верховьях есть еще один цирк, в котором разведка не выявила явного перевала».

ПЕРЕВАЛ КОРУМДУ /1Б/

СХЕМА 2/4. Перевал Корумду. Прохождение группой.

ПЕРЕВАЛ КОРУМДУ /1Б/

Фото 2/1. Ущелье р.Корумду /~Кичи-Кашкасу/ с юга.

Фото 2/2. Вид на Атойнокский хребет с юга, с пер.Макмал. Перевалы Корумду (1), Дугур (2).

Фото 2/3. Перевал Дугур с запада.

Фото 2/4. Путь группы по гребню, разделяющему ущелья р. Корумду/~Кичи-Кашкасу/ и Чон-Кашкасу.

Фото 2/5. Вид на восток с гребня. Перевал Дугур. Ущелье р.Чон-Кашкасу.

Фото 2/6. Седловина пер.Корумду юга, от места ночевки

Фото 2/7. Гребень, разделяющий ущелья р. Корумду и Чон-Кашкасу с запада, от места ночевки. Путь группы.

Фото 2/8. Вид на верховья ущелья Корумду, с востока, от места ночевки.

Седловина ~3340м в Атойнокском хребте.

Фото 2/9. Вид с северо-востока, из верховий ущелья Корумду, на Чаткальский хребет.

Фото 2/10. Финишный участок подъема на седловину пер.Корумду с юга.

Фото 2/11. Группа на перевале Корумду. Вид на север, на Таласский и Узун-Ахматский хребты.

Фото 2/12. Взлет перевала Корумду с севера, из ущелья р.Корумды.

Фото 2/13. Верховья ущелья Корумды. Вид с севера на перевал Корумду.

Фото 2/14. Вид с севера, с дороги правого борта ущелья р.Каракульджа на Атойнокский хребет. Перевалы Кашкасу (1), Корумду (2).

Этап III. Узун-Ахматский хребет.

Рад. выходы на пер. Каталана (1Б, 3840), Шавато-Туюктор (1Б, 3843) Пер. Туюктор Зап. (1Б, 3720) Пер. Канджайло (1А, 3100) 11 -16 дни.

Пер. Каталана (1Б, 3840)

Перевал расположен в Таласском хребте.
Ориентация перевала северо-запад – юго-восток.
Соединяет ледник Кандабай (р. Кандабайтор - р.Узун-Ахмат) с северо-запада и ледник Туюктор (р.Абдытор - р.Каракульджа) с юго- востока.
Выход группы с юго-востока.
42°03,78’N 72°08,85’E

Пер. Шавато-Туюктор (1Б, 3843)

Перевал расположен в Таласском хребте.
Ориентация перевала север – юг.
Соединяет ледник Шавато (р. Шавато - р.Узун-Ахмат) с севера и ледник Туюктор (р.Абдытор - р.Каракульджа) с юга.
Выход группы с юга.
42°03,82’N 72°09,16’E

Пер. Туюктор Зап. (1Б, 3720)

Перевал расположен в Узун-Ахматском хребте.
Ориентация перевала север - юг.
Соединяет долину р.Абдытор (р.Каракульджа) с юга и долину р.Туюктор (р.Узун-Ахмат) с севера.
Пройден группой с юга на север.
42°03,50’N 72°09,16’E

Пер. Канджайло (1А, 3100)

Перевал расположен в северном отроге Атойнокского хребта.
Ориентация перевала запад-восток.
Соединяет притоки р. Узун-Ахмат р.Туюктор с запада ир.Канджайло с востока.
Пройден группой с запада на восток.
42°05,18’N 72°13,34’E

Задачей этапа было прохождение из долины реки Кара-Кульджа в долину реки Узун-Ахмат. Перевалить было намечено на стыке Таласского и Узун-Ахматского хребтов, через перевал из ущелья Абдытор (на карте ГШ=Туюктор-2) со спуском в ущелье р.Туюктор и далее – в долину р.Узун-Ахмат. Судя по информации из отчетов и снятых перевальных записок, этот участок посещался туристами с севера. Группа В.Громова в 1995 г. с ледника Каталана через перевал Каталана (в отчете Рыкалова = Ветер Странствий) и спустилась по леднику Туюктор в долину одноименной реки.

После брода р.Муз-Тер (~25м, глубина ~0,4-0,6м) вылезли на борт и по тропе крутого правого берега р.Каракульджа (лес, кустарник) высоко над водой за 2 перехода вышли в болотистую пойму на место бывшей колхозной базы (пасутся коровы).

Перешли через ручейки на левый берег на дорогу, ведущую вверх по долине на перевал Ит-Учар (Фото 3/2, 3/3). Наш путь – в направлении вниз по долине: дорога по левому борту сначала забирается высоко наверх (мини-перевал, набор высоты 250 м). Таким образом мы обогнули (по часовой стрелке) возвышенность по середине долины р.Кара- Кульджа (Фото 3/2, 3/4). Некогда проезжая дорога по осыпям, пастбищам, кустарнику (иногда красиво обрамленная терновником) имеет неплохое состояние, только фрагментарно осыпана. Высоко над водой она пересекает левые притоки, которые имеют местные названия, отличные от интерпретации карт ГШ: Шангтор, Далдытор, Абдытор…(эти названия встречаются на старых хребтовках и в отчетах). На притоках и в верховьях – палатки и даже домики пастухов (Фото 3/5, 3/6). До пересечения дорогой реки Абдытор (на большом удалении от основного русла р.Кара-Кульджа) шли 3 ч.40', заночевали рядом с мостиком.

Утром по дороге левого берега р.Абдытор (Фото 3/7) высоко над водой по пастбищам с многочисленными стоянками чабанов за 2 часа 40' (набор 700м) дошли до слияния притоков реки (здесь последние палатки, хотя скот гоняют наверх до самого ледника).

Перешли по мостику левый приток, в верховьях которого, по словам пастухов и анализу картографического материала, перевала нет (Фото 3/8). По тропе левого травянисто- осыпного берега правого притока, идущей в обход водопада, вышли в висячую долину. Невнятная тропа по осыпям болотистой висячей долины переходит с берега на берег. С трудом нашли сухую площадку для ночлега (3300 м). От слияния притоков за 2 часа движения набрали ~500 м, а за весь день -1200 м, это рекорд похода по набору высоты.

С утра за 2 часа 10' по осыпям правого борта, преодолевая моренные валы, вышли на пологий ледник (движение на кошках), огражденный с юга скально-осыпным сбросом (Фото3/9, 3/10).

Ледник открытый, с неширокими трещинами и островами камней, высота 3740 м.

Орография характерна для стыка хребтов при отсутствии узловой вершины.

Оставив рюкзаки на осыпи с палкой (кто-то оставил в качестве ориентира), мы поднялись на седловины перевалов Каталана и Шавато-Туюктор в Таласском хребте, имеющих осыпные некрутые короткие (~30 м) взлеты (Фото 3/10-3/13). Эти перевалы соединяют ледник Туюктор и ледники северных склонов Таласского хребта Кандабай и Шавато соответственно. В туре на седловине Шавато- Туюктор записки не оказалось.

Местные называют последний перевал просто Шавато, в отчете Э.Канаевой он назван Обзорный (первопрохождение!). Дабы не было путаницы с обозначенным на картах ГШ перевалом Шавато (через который идет тропа в Талас), находящемся в хребте севернее, на участке, разделяющем ущелья р. Туюктор и р.Шавато, разумно добавить в название Южный, либо Туюктор.

Затем, уже с рюкзаками, по сути спустились на седловину перевала Туюктор Зап. (3720 м) а Узун-Ахматском хребте.

От места нашего выхода на ледник из ущелья р.Абдытор попасть на перевал Туюктор Зап. можно двумя вариантами: обойти ступень верхнего поля ледника левым бортом (с севера) по льду или с юга по скалкам (Фото 3/14), в нижней части которых тур, возведенный группой В.Громова В. В 1995 г. Спуститься от тура непосредственно в Абдытор по левому борту проблематично, наш путь выхода у правого борта с последующей дугой через ледник выглядит весьма логичным. Считать это место седловиной можно весьма условно, а ориентация перевала скорее юг –восток («ход конем»).

Далее 1 час 10' двигались на кошках в восточном направлении, обходя промоины и трещины ледника, и 20' - по осыпи левее языка ледника (Фото 3/15). У перегиба ледника – скальный ригель, с которого был просмотрен вариант спуска в ущелье р.Туюктор к озеру: движение по леднику или вдоль ледника - неприемлемо, а вот уход налево от ригеля траверсом на осыпной левый борт ущелья с последующим спуском к озеру – реально.

Спуск по скально-осыпному протяженному (~0,9 км до 35°) склону, переходящему в травнистый склон, произвели за 45', сбросив 320 м (Фото 3/16-3/18). Ночевка на берегу озера.

Ниже озера ущелье довольно узкое, с многочисленными лавинными выносами (Фото 3/19). Тропа переходит с одного берега на другой. За 1час 10' достигли широкой части ущелья р.Туюктор, взяли курс вправо на осыпи.

В этом месте на стоянке встретили людей (коммерческая охота). Наше общение оказалось весьма продуктивным: нанесли на карту местоположения перевалов и названия, используемые местным населением (Схема 9/1).

Дальше переход двигались по тропе по осыпям правого борта, которая перешла на левый борт по каменному завалу реки. По тропинке второго коша спустились к воде, брод на правый берег. Время движения от озера 1 час 45', сброс высоты 500м.

Встали на тропу, серпантинами поднимающуюся по крутому травянисто-осыпному склону с фрагментами скалок на перевал в ущелье р.Канджайло. Тропа местами съехала, особенно неприятно было оставаться без тропы на жестких крутых участках (Фото 3/21).

При подъеме наблюдали движение всадников (охотники), которые от коша поднялись высоко на левый борт ущелья, траверсировали его, повернули в ущелье левого притока (ведущего на перевал Шавато) и скрылись из виду. Их скорость существенно превышала нашу.

За 2 часа, набрав 450 м, вылезли на гребень отрога (Фото 3/22, 3/23). С седловины – вид на левый борт ущелья р.Туюктор и в верховья ущелья р.Канджайло (Фото 3/24, 3/26).

Спуск к озеру по крутому травянисто-осыпному склону (тропа деградировала) занял 50' (сброс ~300 м) – Фото 3/25.

На берегу - бывшие стоянки пастухов (несколько коров выше по ущелью). Ночевка.

Битая тропа на протяжении 5,5 км траверсирует травянистый левый борт и выходит на гребень вблизи в.2968,5 м. (Фото 3/27, 3/29). На этом участке воды нет, хотя пересекаются сухие русла.

С гребня – на юге видно ущелье р.Каркарагай, урочище Отджайло (Фото 3/28).

От седловинки направление движения меняется на северное. Тропа серпантинами спускается по крутому травянисто-скально-осыпному склону (Фото 3/30), затем вдоль русла (вода выходит небольшими участками) - по травянисто-осыпному рельефу, кустарнику и деревьям (Фото 3/31) затем превращается в автомобильную дорогу, от пасек спускающуюся широким серпантином к мосту через реку Узун-Ахмат. Время движения от «перелаза» - 2 часа 10', сброс высоты 1370 м.

Переночевали, повернув в ущелье левого притока, р.Терек, в верховьях которого в войну были построены штольни. Мимо проезжали вниз-вверх всадники…

Вот и вышли в цивилизацию, хоть и с медвежьими следами.

Ущелье р.Узун-Ахмат диким не назовешь. Здесь осталось много пасек (Фото 3/32), бывших некогда колхозными. Немцы, традиционно занимавшиеся здесь пчеловодством, в 90-е годы иммигрировали, но не все объекты заброшены.

Вышли с ночевки на дорогу, идущую левым берегом. Как и ожидалось, рейсовый транспорт до слияния р.Узут-Ахмат и р.Курган давно не ходит. До поселка Ак-Текир дошли за 6,5 часов. Оттуда уехали в город Токтогул, и через день – в Ош.

ПЕРЕВАЛ ТУЮКТОР ЗАП. /1Б/

Фото 3/1. Вид на север с перевала Корумду (в Атойнокском хребте) на Таласский хребет.

Фото 3/2. Возвышенность в центре ущелья р.Каракульджа.

Фото 3/4. Верховья ущелья реки Каракульджа. +-Место колхозной базы, Дорога на пер. Ит-Учар..

Фото 3/4. Вид с мини-перевала на восток, в ущелье реки Каракульджа.

Фото 3/5. Левый приток реки Каракульджа,

Фото 3/6. Дорога левого берега ведущий на перевал Агнайтор Зап.(Туманный).реки Каракульджа.

Фото 3/7. Левый приток реки реки Абдытор.

Фото 3/8. Слияние истоков реки Абдытор. Вид с юга на место стыка Таласского и Узун-Ахматского хребтов.

Фото 3/9. Моренный вал ледника Туюктор с юга.

Фото 3/10. Ледник Туюктор. Перевалы Каталана (1), Шавато-Туюктор (2), Туюктор З.(3).

Фото 3/11. Вид на ледник Кандабай с пер.Каталана. Перевал Агнайтор-Кандабай (Вокруг света З.).

Фото 3/12. Перевал Каталана с седловины перевала Шавато-Туюктор.

Фото 3/13. Вид на ледник Шавато с пер. Шавато-Туюктор.

Фото 3/14. Вид от перевального тура Туюктор З. на ледник Туюктор Перевалы: Каталана (1), Шавато-Туюктор (2), Кашкасу (3), Туюктор (4)

Фото 3/15. Путь спуска группы по леднику Туюктор к месту прохода левее ригеля.

Фото 3/16. Вид на ущелье реки Туюктор с юга, правее ригеля.

Фото 3/17. Обход водопада реки Туюктор При спуске с ледника Туюктор.

Фото 3/18. Вид на юг от озера в ущелье Туюктор.

Фото 3/19.

Спуск по ущелью реки Туюктор.

Фото 3/20. Встреча с охотниками.

ПЕРЕВАЛ КАНДЖАЙЛО /1А/

Фото 3/21. Тропа правого борта ущелья Туюктор. Перевал Канджайло с запада (за скальным гребнем).

Фото 3/22. Перевал Канджайло с запада, со скального гребня.

Фото 3/23. Место выхода на скальный гребень при подъеме на пер.Канджайло с запада.

Тропа высоко правым бортом ущелья реки Туюктор.

Фото 3/24. Группа на перевале Канджайло. Вид на запад.

Фото 3/25. Перевальный взлет перевала Канджайло с востока.

Фото 3/26. Вид на с перевала Канджайло на юг.

Фото 3/27. Вид на юг из урочища Канджайло. Тропа левого борта. Перевал Канджайло.

Фото 3/28. Вид на юго-запад с «перелаза».

Слева – ущелье р.Каркарагай, урочище Отджайло. Справа - урочище Канджайло.

Фото 3/29. «Перелаз» из урочища Канджайло

Фото 3/30. Начало спуска с «перелаза» в ущелье реки Узун-Ахмат. в ущелье реки Узун-Ахмат.

Фото 3/31. Путь спуска с «перелаза» в ущелье реки Узун-Ахмат.

Здесь была семья медведей.

Фото 3/32. Пасеки в ущелье реки Узун-Ахмат.

СХЕМА 3/1.

Перевалы Каталана, Шавато-Туюктор, Туюктор Зап.. Прохождение группой.

ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

За 16 дней пройден линейный автономный маршрут протяженностью 183 км, включающий категорированные препятствия, определяющие заявленную категорию сложности маршрута: перевалы 2А - 1(рад.), 1Б - 3 (+2-рад.), 1А -2 переправы -2 каньоны -2, траверсы -2.

Маршрут оказался интересным, разнообразным по содержанию, имел хороший охват района путешествия, близость подъездов. Поход пройден при полной автономии.

Специальное снаряжение, медицинское и продовольственное обеспечение отвечало потребностям группы. Выверенный несколькими годами подход к компоновке раскладки продуктов питания (все рискованные позиции брать в самолет, а не надеяться купить на месте) позволил иметь оптимальный полноценный набор продуктов и топлива, без потери времени непосредственно перед стартом.

Все участники сохранили хорошее физическое состояние и получили моральное удовлетворение в результате прохождения маршрута.

В ходе подготовки маршрута было обнаружено отсутствие информации о перевалах Узун-Ахматского хребта в Классификаторе [2], обращено внимание на разногласия в картографическом материале (туристские хребтовки, карты ГШ). На маршруте удалось уточнить «местную» информацию (особенно помог имеющий отношение к лесничеству Н.Кутманалиев из Таласской обл., сопровождавший коммерческую охоту в ущ.Туюктор).

По возвращении были контакты с авторами снятых на перевалах записок, что также добавило информации по району.

Как и предполагалось, первопрохождения и названия, заявленные в некоторых туристских отчетах, по меньшей мере, надуманные. Вместо существующих издревле традиционных названий ледников и перевалов возникли нововведения (типа Вокруг Света). Возникла даже некая нумерация, которой начали пользоваться туристы за неимением названий. Составлена схема 9/1, на ней нанесены названия ледников, рек, отличающиеся от карт ГШ, перевалы, о которых получена информация из разных источников. Естественно, схема требует дальнейшего уточнения.

На схеме 9/2 - уточнения по району Акбельская стена – Каратоко.

Хотелось бы обратить внимание на увлечение первопрохождениями перевалов. Само слово первоПРОХОЖДЕНИЕ подразумевает проход из одной долины в другую через участок гребня (т.е. насвозь, причем в логичном варианте - из определения перевала).

Зачастую представляют «первопрохождениями» радиальные выходы по пути или на участок заведомо выше и сложнее логичного перевала, перелезание перемычки, обходящейся в сотне метров ниже (особенно удивляет, когда такие «первопрохождения» осуществляются группой без достаточного (для п/п такой категории трудности) опыта, а затем фигурируют в отчетах как первопрохождения, что не замечает МКК). Еще варианты: паспорт перевала п/п с придуманным названием и примечанием о частоте посещения местным населением (группа из Перми, Гренландия-2011, например) или называние традиционно используемого местным населением перевала. Считать первопрохождениями такого рода представления в отчетах просто неуместно. Вероятно, авторы отчетов стремятся к обилию балов по показателю Новизна при судействе соревнований…

По оценке технической трудности пройденных перевалов:

  • перевал Афлатун З. пройден с юга на подъем, в наших условиях прохождения соответствует полноценной 1Б кат.тр. Обход каньона р.Чимгет (протяженный ~400 м крутизной до 40° осыпной склон) при отсутствии тропы добавляет пол-категории. В разных источниках категория трудности определена как 1А или 1Б.
  • перевал Ишенкуль /Чаткальская Ушба/ на подъем с юга - вполне соответствует 2А кат.тр. При наличии снега прохождение перевала упрощается. В отсутствии рюкзака подъем на седловину и спуск произведен с индивидуальной страховкой, свободное лазание средней сложности наличие груза потребует организации перил (до 2 веревок).
  • перевал Каратокой соответствует 1А кат.тр., трудность перевала определяется полным отсутствием тропы (обвал) с востока – протяженный осыпной склон (~1,4 км, до 30°) и прижимами в ущелье р.Сары-Челек.
  • перевал Макмал пройден по тропам, н/к в условиях межсезонья – до 1А кат.тр.
  • техническая трудность перевала Корумду через перевал Дугур соответствует 1Б в наших условиях прохождения ввиду отсутствия тропы на ключевом участке – крутой перевальный взлет с севера, что делает прохождение объективно опасным мероприятием. Название перевала, возможно, неточное: на некоторых картах ущелье имеет название Кичи-Кашкасу.
  • перевал Туюктор Зап. соответствует 1Б кат.тр., в Калассификаторе [2] отсуствует, информации о прохождении от ущ.р.Каракульджа до ущ.р.Туюктор – нет. Группа В.В.Громова выходила к месту тура с ледника Кандабай через перевал Каталана, спускалась в Туюктор. Ледовый участок с трещинами ~2 км и ос.-ск. протяженный (~0,9км) склон крутизной до 35° левее языка ледника с севера без тропы определяют трудность перевала. Следует отметить, что при наличии снега может понадобиться организация коллективной страховки на леднике.

По району в целом:

Западный Тянь-Шань является весьма интересным перспективным районом для горных и пешеходных путешествий, вплоть до V категории сложности, хотя часто позиционируется только как удобный район для «майских» походов. Впечатления от походов в мае и сентябре весьма сильно различаются.

Район привлекает красотой: чистые реки, изобилие озер, живописные долины … Бывшие «советские» киргизы весьма дружелюбны (большинство общается по-русски), русских и немцев практически не осталось.

Следует отметить, что сведения, помещенные в Перечень классифицированных перевалов для данного района, являются далеко не полными, а по Узун-Ахматскому хребту раздел отсутствует.

СХЕМА 9/1. Перевалы Узун-Ахматского и участка Таласского хребтов.

СХЕМА 9/2. Перевалы района Акбельская стена – Каратокой.

ОЦЕНКА КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ МАРШРУТА

Оценка категории сложности маршрута как отличающегося от эталонного произведена по совокупности характеристик:

Продолжительность маршрута t = 16 дней

Протяженность L= 183 км

Географический показатель Г = 8

Автономность А = 1

Суммарный перепад высот

на активной части маршрута D = 18,646 (+9,350, -9,296)

Коэффициент перепада высот К = 1 + 18,65/30 = 1,62

Баллы за локальные препятствия ЛП

Баллы за протяженные препятствия ПП

Количество баллов, идущих в зачет, 95

Общее количество баллов,

набранных категорируемым маршрутом, КС = 35 + 60 + 8 х 1 х 1,62 = 108

В разделе 7.График движения (таблица) приведены ЛП и ПП по участкам маршрута. Использованы следующие сокращения:

Линейные препятствия (ЛП): Протяженные препятствия (ПП):

Лб – Переправа Пр - Растительный покров

Лп – Перевал Пб - Болота

Лт – Траверс гребня По - Осыпи, морены

Лк – Каньон Пс - Снежный участок

Пл - Ледовый участок

Максимальные категории трудности и виды локальных и протяженных препятствий, присутствующих на маршруте:

Лб – 1А Лп – 2А Лт – 1Б Лк – 1Б По – 1Б Пл – 2А.

Методика категорирования пешеходного маршрута, на наш взгляд, слабо применима в горном районе. Зачастую подобрать определение к участку маршрута из перечня, предлагаемого Методикой, было невозможно.

Применение термина ЛП – Перевал «по действующей методике оценки» некорректно: в горном маршруте категория сложности перевала определяется комплексом препятствий при прохождении его от одной долины до другой, без деления их на протяженные (осыпи, морены, снег, лед, растительность…) и перевальный взлет.

Набор вариантов для характеристики ПП - Осыпи, морены весьма условный и не учитывает трудозатраты при передвижении. Что касается ПП - Снежный участок и ПП - Ледовый участок, иметь крутизну эти препятствия по Методике не могут вовсе.

Географический показатель в большей степени коррелирует с расстоянием до Москвы, а не конкретным набором трудностей при передвижении по району.

Методика довольно давно «обкатывается», но не подвергается существенной корректировке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Отчеты библиотеки МГТК, ТССР и др.: № 2818, Костромитин Ю.Е./Челябинск, 1970

Копии перевальных записок


Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:

Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100