Автор: Сергей Шмелёв, СПб

Поход по Центральному Кавказу.
Август 2017 года

ОТЧЕТ
о горном походе 2 к.с. по Центральному Кавказу (Сев. Осетия),
совершенном с 31июля по 9 августа 2017 года по маршруту:

пос. Дзинага – д.р. Бартуй – лед. Бартуй – оз. Маскутицад - пер. Геби-Бартуй (1Б, 3337) – д.р. Гебидон – т/б Россельмаш - д.р. Харес – д.р. Айхвадон - пер. Айхва (1Б, 3573) – лед. Ю. Белаг - лед. Белаг – [пер. Трех Гномов (1А, 3722) – пер. Столетия (1А, 3722)] – лед. Геологов – пер. Геологический (н/к, 3253) – д.р. Хазныдон – пос. Ташлы-Тала

Продолжительность активной части: 10 дней
Протяженность активной части маршрута: 120 км
Руководитель группы – Шмелев Сергей Андреевич
Маршрутная книжка 21/17

I. Справочные сведения

1. Проводящая организация – Петроградский клуб туристов, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., 42 (ДК им. Ленсовета, комната 426, 4 этаж).

2. Место проведения – Центральный Кавказ (Северная Осетия)

3. Общие справочные сведения о маршруте

4. Подробная нитка маршрута:

Заявленный:
пос. Дзинага – д.р. Бартуй – лед. Бартуцете - пер. Геби-Бартуй (1Б, 3300) – лед. Геби - д.р. Габидон – т/б Россельмаш (заброска) – д.р. Хуракомидон - пер. Белаг Юж. (1Б, 3400) – лед. Биляги Юж - пер. Белаг Центр. (1Б, 3600) – лед. Вост. Айхва – поляна Хазны - д.р. Хазныдон – пер. Зюзина (1Б, 3680) – д.р. Псыгансу - пер. Дышь (1А, 3360) – д.р. Рцывашки - пос. Верх. Балкария

Пройденный:
пос. Дзинага – д.р. Бартуй – лед. Бартуй – оз. Маскутицад - пер. Геби-Бартуй (1Б, 3337) – д.р. Гебидон – т/б Россельмаш - д.р. Харес – д.р. Айхвадон – Айхвинские ночевки - пер. Айхва (1Б, 3573) – лед. Ю. Белаг - лед. Белаг – [пер. Трех Гномов (1А, 3722) – пер. Столетия (1А, 3722)] – лед. Геологов – пер. Геологический (н/к, 3253) – д.р. Хазныдон – пос. Ташлы-Тала

5. Определяющие препятствия маршрута

Перевал Геби-Бартуй (1Б, 3337). Первый категорийный перевал похода. Полноценная 1Б. Со стороны ледника Бартуй проходится ногами, в обратном направлении не исключены перила на подъем и необходимы на спуск.

Перевал Айхва (1Б, 3573). Тоже соответствует своей категории, склоны осыпные. Проходится ногами, перила закрепить проблематично.

Связка из перевалов Трех Гномов (1А, 3722) и Столетия (1А, 3722). Подход к перевалу Трех Гномов не представляет сложности, в походах выше 1 КС. Потому что можно надеть кошки и обойти по леднику. Спуск с перевала Столетия скорее ближе к 1Б.

6. Сведения об участниках

II. Содержание отчета

Везде далее по тексту:
Указания правый и левый даны орографически, если это особо не оговорено.
Время указывается местное (соответствует Московскому).
Возможны некие разночтения в названиях ледников и рек, поскольку на топокартах и картах Ляпина они названы по-разному.

1. Основные цели и задачи
Проведение спортивного похода, в ходе которого участники отработают навыки, полученные на тренировках. Получение участниками технического и высотного опыта, тактическая подготовка группы. В итоге – создание костяка группы для походов 3-4 к.с.

2. Организация похода
До ст. Минводы добирались поездом. Из С-Петербурга идет чуть менее двух суток. Заброска-выброска непосредственно на маршрут/с маршрута осуществлялась автотранспортом.
Пользовались услугами фирмы Тау-Сервис. Через них же оформляли пропуска в погранзону и заповедник.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
День 1-2 – спуск по д.р. Бартуйцете в пос. Дзинага
День 3-4 – по д.р. Гебидон на т/б Россельмаш
День 5 – возврат на т/б Россельмаш
День 6 – по д.р. Белагидон в пос. Ахсау
День 7 – по д.р. Хазныдон в пос. Ташлы-Тала

Вместо пер. Геби-Бартуй (1Б, 3337) – пер. Авсанау (1А,3011)
Вместо пер. Южный Белаг (1Б, 3514) – пер. Айхва (1Б, 3573)
Вместо пер. Белаг Центр (1Б,3749) – связка пер. Трех Гномов (1А, 3722) и Столетия (1А, 3722)

4. Изменения маршрута и их причины

На первом же кольце мы на один день отстали от графика. В день приезда нас очень долго везли на машине и долина реки Бартуй оказалась давно не хоженой, без каких-либо явных троп. Хотя на картах Ляпина и в навигаторе они были обозначены. «Зеленка» сильно снизила темп нашего движения.

После того, как мы получили заброску на Россельмаше и пошли на Южный Белаг, нас постигла та же беда. Непроходимые заросли, скальные прижимы и отсутствие точных описаний.

Пришлось спускаться вниз и уходить через запасной перевал Айхва.
Отставание от графика составляло уже два дня.

От перевала Белаг Центральный пришлось отказаться из-за «очереди» (в этот же день туда поднималась еще одна группа) и неважного состояния двух участников, заменили связкой Трех Гномов – Столетия.

При этих обстоятельствах – оставшихся трех дней и необходимости переваливать два хребта – решили уходить по Хазныдону. Заодно разведали путь через пер. Геологический.

Был вариант пути до В. Балкарии через два перевала н/к. Но никакого технического опыта группа бы там не получила, а риск опоздания оставался.

Схема маршрута:

Высотный график:

6. Техническое описание маршрута

Подходы и заброска
Заброска на маршрут осуществлялась автотранспортом от ст. Минводы до пос. Дзинага.
Также машиной мы выезжали из пос. Ташлы-Тала до г. Пятигорск

Техническое описание маршрута

Трансфер Минводы-Дзинага осуществлялся через Тау-Сервис. Нестыковки в этот раз начались с того, что пропуска не были переданы через водителя, а вручались нам лично Борисом где-то на окраине Нальчика. Это был первый крюк.

31.07.17. 1 день.
Пос. Дзинага – д.р. Бартуйдон.

Пер. Геби-Бартуй (1Б, 3337). Расположен в северном отроге ГКХ. Соединяет долины рек Бартуй и Гебидон. Ориентация склонов запад-восток. Характер склонов – снежно-осыпные. Пройден из д.р. Бартуйдон.
Описание дается от пос. Дзинага до т/б Россельмаш.

Из пос. Дзинага вышли в 15:30. Прошли мост через р. Карагаудом возле погранзаставы (там нами не заинтересовались) и порядка 300 м далее по дороге на юг.
Затем дорога делала кольцо вправо по ходу. Нам туда не надо, поэтому сворачиваем в кусты, чтобы, не теряя высоты, двигаться левым берегом р. Бартуйдон. Согласно описаниям, идти надо так.

Погранзастава в пос. Дзинага

Мобильная связь пропадает примерно через один переход после моста.

На Ляпинских картах здесь обозначена тропа, но в реальности от нее одно название. Продираемся через траву и кусты, иногда попадаются открытые участки местности. Точный маршрут рекомендовать трудно.
За 2,5 часа прошли порядка 2 км и нашли ручей с более-менее ровными травянистыми площадками.

Решение идти бортом долины было принято для того, чтобы не терять высоту. Но не исключено, что лучше двигаться вдоль реки.

В поселок прибыли так поздно, потому что пытались сэкономить на трансфере. Объединиться с дружественной группой, которая стартовала из Дунты. Казалось, что это по пути, но растянулось на полдня из-за крюка в 12 км туда-обратно. Но все, что ни делается, все к лучшему. В Дунте выскочил лесник из н/п Алания, а у ребят не было разрешения. Хотя оформляется оно бесплатно. Но мы показали леснику нашу копию и это прокатило – сличать с паспортом он не стал.

Забегая вперед – ни лесники, ни пограничники нам больше не встречались. Ни Алания, ни заповедник КБР. Звонил только периодически полковник ФСБ из КБР и возле т/б Россельмаш нам встретился местный участковый. Со страшными историями про побившихся альпинистов.

А еще если бы мы стартовали с утра, то не попали бы на эту стоянку, а встряли где-то на склонах.

Погода пасмурная, но теплая.
В дождь идти здесь по мокрой траве было бы довольно неприятно и местами опасно.
Снова забегая вперед, прогнозы нас пугали страшными дождями, но был он от силы полтора раза за весь поход.

Пос. Дзинага - стоянка 2 ч 30 мин
01.08.17. 2 день.
Д.р. Бартуйдон – р. Авсандориададе

Подъем в 6:00, выход в 7:50.
Продолжаем движение левым бортом долины, выбираем для прохода места, где можно пролезть с рюкзаком. Есть какая-то наметка тропы, но непонятно, кто ее оставил – люди или животные. Выше забирать уже не надо, потому что там виден скальный отрог, в который нам нет смысла упираться.

В 8:20 перешли боковой ручей и спустились к реке Бартуйдон. Тропы по-прежнему нет, хотя согласно навигатору, мы стоим прямо на ней.
Идем уже берегом (левым) реки. Когда втречаются прижимы, обходим их сверху. Один раз ошибочно влезли в кулуар, но вовремя вернулись.
Не исключено, что могут пригодиться каски. Потому что периодически участники пускали друг на друга камни.
Оптимальный вариант – идти вдоль воды по камням. Но иногда из-за упомянутых прижимов приходится уходить вверх.

11:25-13:10 обед.
Таким же образом движемся дальше. Стоянок нет вообще. Боковых ручьев, обозначенных на картах тоже нет. А от воды периодически приходится далеко отрываться.

В 18:00 встали в русле ручья Авсандориадаге. До 19:00 ровняли площадки. Уже виден язык ледника Бартуй.

Погода – весь день солнечно.

Как всегда, при движении берегом реки, возникают мысли, что на том берегу лучше. Точно утверждать не берусь, да и места для брода нигде не было. А на ледник можно выйти с обоих берегов реки.
Д.р. Бартуйдон – р. Авсандориадаге 7 ч
02.08.17. 3 день.
лед. Бартуй – оз. Маскутицад (полудневка)

Вышли в 8:00. Вылезли из русла ручья, продолжаем движение левым берегом Бартуйдона. Перешли через несколько моренных валов и попали в место, где река разливается на много рукавов. Есть более удобные места под палатки, но вчера вечером рисковать не хотелось.

8:40 под языком ледника. В лоб его не взять, отвесный. Надеваем каски, берем ледорубы и обходим его справа по ходу. По травянистым полкам и бараньим лбам.

9:40 поднялись еще повыше. Но сильно вправо уходить не надо – нам это сказала группа, спускавшаяся навстречу. Они сидели в неудобном месте, с обвалившимся куском склона порядка 10 м. На мой взгляд, им нужны были жестко набитые перила, но не было скального снаряжения. Поэтому они дюльферяли вниз, а потом поднимались, обходя этот провал.

Мы прошли чуть левее и ниже. Из-за небольшого куска льда пришлось надеть кошки. Дальше они были не нужны, но мы этого не знали. Поэтому еще долго брели, не снимая, в ожидании льда.
Ледник закрыт средне-крупным моренным чехлом.

Продолжаем движение вправо по ходу, ориентируясь на скальный «зуб» под пер. Авсанау. Где-то возле него должно быть озеро Маскутицад.

Иногда встречаются ручейки.
На «зуб» вышли справа, горизонтально по травянистой террасе. Потом есть тропа, потом сами скалы (два «зуба») с ровными площадками, а потом уже озеро. Встали на южном берегу в 13:00. Много места под палатки.
Очень красиво, первый раз такая теплая вода в горах.

Погода солнечная, жарко.
р. Авсандориадаге – язык лед. Бартуй 1 ч 40 мин
Лед. Бартуй – оз. Маскутицад 3 ч 20 мин
03.08.17. 4 день.
оз. Маскутицад – пер. Геби-Бартуй (1Б, 3337) – д.р. Гебидон – т/б Россельмаш

Ночью было тепло и утром тоже. Хотя встали в 4:00 (В 5 часов уже совсем светло, при необходимости можно вставать и раньше).
5:40 выход, идем по гребню моренного вала в сторону ледника. Из-за разночтения карт и навигатора потеряли время, определяя нужный цирк.

Прогулка за отрог в соответствии с Ляпинской картой показала, что там явно не наш перевал – обрывистые снежники и бараньи лбы.
А нужный цирк почти сразу за озером. Подошли к нему в 7:30. Идти до террасы (крупной поперечной морены), обойти ее по ходу справа через снежник.

Далее средняя осыпь выводит к перевальному взлету. Это заснеженный кулуар, который из цирка сразу не видно.

8:30 надеваем кошки и идем на взлет. Подъем по снегу в лоб, местами траверс.

9:30 все на перевале. Узкий снежный гребень, перевальный тур слева (в южной части) на скалах.

От тура есть еще возможность спуска по сыпухе на лед. Бартуй. Это если кто-то пойдет в обратную сторону. При нежелании вешать перила по снегу.

9:50 начинаем спуск по снежнику на индивидуальной технике в сторону лед. Гебивцек. Снаряжение – кошки, каски, ледорубы. Трещин тут быть не должно по характеру рельефа.

10:20 у первой морены, снимаем кошки, движемся в сторону озера.

10:50 обходим озеро слева по ходу. Много ручьев, разливы.
Находим тропу.

12:30-14:30 обед на уровне коша. Ровные площадки и ручей.
Продолжаем движение по тропе. Здесь нас сбили с толку имеющиеся описания. Там говорилось, что перед зоной леса тропа разветвляется и левая приводит к обрыву, а правая продолжает спускаться в долину.
В поисках этой мистической правой тропы накрутили лишнего по кустам и кулуарам, в итоге выскочили обратно на нашу.
Наверное, вообще не нужно было с нее уходить.
Ведет через лес, плохо набита, довольно крута. Часто теряется. Когда слева покажется водопад, нужно уходить вправо-вверх. Едва заметное ответвление.

16:30 оказались на смотровой площадке с видом на водопад. Этот участок огорожен тросами и надписями. Тропа явно улучшается и в 17:30 выводит к реке.
Здесь очередной размытый берег и нам пришлось дюльферять с двухметрового обрыва «тарзанским способом» - используя гибкое дерево.
Небольшой мостик через р. Гебидон (больше похожий на стремянку) и мы попадаем на территорию базы «Порог неба». Как потом выяснилось, проход через территорию лучше заранее согласовывать.
Можно было идти в обход, как на картах нарисовано, но там никакой тропы не просматривалось.

В 18:30 выходим к Россельмашу.

Погода солнечная, было чуть-чуть грибного дождя.
оз. Маскутицад – пер. взлет Геби-Бартуй 1 ч 50 мин
пер. Геби-Бартуй 50 мин
перевал – озеро под ледником 1 ч
озеро - кош 1 ч 40 мин
кош – т/б Россельмаш 4 ч
На Россельмаше можно купить минимальный набор продуктов и помыться в душе за 150 р. Но вид этого душа (в одном здании с общественным туалетом) многих отпугивает.
Воду можно набрать там же в туалете из крана, либо из шланга. Если разрешит местами неадекватный вахтер.
Еще там можно выкинуть мусор в специальные контенеры. Тоже если разрешат.

И здесь произошла накладка (или конфликт) с нашей заброской. Борис (из Тау сервиса) похоже, не предупредил своего водителя, что тот должен выгрузить наши мешки (двух групп). Или в ценнике они не сошлись.
В общем, водитель вывалил эти мешки у ворот базы и уехал. Они там страшно оскорбились, и за хранение заброски пришлось еще доплачивать.
А вахтер психованный, потому что спит на посту, а потом обижается, почему его обошли. Причем спохватился он только, когда мы уже в третий раз сходили туда-обратно.
Поставить лагерь нам разрешили на волейбольльной площадке.
Либо можно уйти еще дальше в лес, там земля общая.

Появляется мобильная связь.

Снова звонил полковник из В. Балкарии, еще раз напоминал, чтоб мы там оповестили о своем прибытии.

04.08.17. 5 день.
т/б Россельмаш – радиальный выход по д.р. Хуракомидон – д.р. Харес – д.р. Айхвадон

Пер. Айхва (1Б, 3573). Расположен в хребте, параллельном р. Харес. Ориентация склонов север-юг. Характер склонов – осыпные. Соединяет долины рек Айхвадон и Белагидон. Пройден из д.р. Айхвадон.
Описание дается от т/б Россельмаш до лед. Южный Белаг.

Собрались и вышли в 8:10.
Далее описывается попытка найти путь к пер. Южный Белаг, по заявленному маршруту.
Идем по дороге на запад, немного возвращаясь по вчерашнему пути. Там где стекает Хуракомидон (огорожен забором) уходим вверх лесом. Вправо по ходу. Опять по не очень хорошей тропе, продираясь через ветки.
Через один переход оказываемся на площадке у ручья. Сюда приходят-уходят несколько троп. Явно получше нашей, но непонятно, где они начинаются. Выбираем подходящую нам по направлению и спокойно поднимаемся. Но она быстро кончается у красивого водопада.
Забираем вверх-влево, обходя скалы. Тропа то есть, то нет, местами встречается даже лазание. Попали еще на одну обзорную площадку. Виден водопад и все базы в долине.

10:50 оказались почти у реки. Дальше тропа терялась в траве, потом виднелся скальный прижим. Разведка показала, что там сложное лазание.
Попытались снова обойти сверху. Крутые травянистые склоны и снова скалы.

Блуждали до 13:30, пытались разведывать, но ничего хорошего не нашли. Становилось все опаснее. Появлялось ощущение, что еще чуть-чуть и мы перевалим в соседнюю долину.
Было принято решение вернуться и уходить по запасному варианту через пер. Айхва. Спустились до обзорной площадки и по хорошей (!) тропе вышли к дороге. В 15:00. Оказалось, что она начиналась чуть дальше нашего старта. Метров 30 от зеленого забора, огораживающего Хуракомидон.

Движемся по дороге. 18:30 стоянка возле дороги. У водопада и пограничного знака. Ровная площадка.

Все признали, что на крутом травянистом склоне сразу вспомнили про сдваивание палок. Стимул «500 метров вниз» очень хорошо работал.

Погода – весь день солнечно, немного неощутимого грибного дождя.
Т/б Россельмаш - стоянка 3 ч 30 мин
05.08.17. 6 день.
д.р. Айхвадон – Айхвинские ночевки (полудневка)

Подъем в 6:00, выход 8:10. Проходим еще порядка 200 м по дороге.

Поворот и хорошо видна долина Айхвадона. Ориентир – развалины между двумя кошами, там начинается тропа. Ведет по центральному травянистому валу.
13:30 доходим до Айхвинских ночевок. Много расчищенных площадок, стоит группа альпинистов (а вечером пришла еще знакомая группа – места всем хватило).
Вода есть слева (по ходу подъема) – водопадик, но до него не очень близко. И еще ручей находим справа, в камнях. По звуку. Возле снежника, но постоянным ориентиром это считать нельзя.

Погода – до 16 часов солнечно, потом немного заволокло и полило. Но быстро закончилось.
Стоянка – Айхвинские ночевки 3 ч 20 мин
06.08.17. 7 день.
Айхвинские ночевки – пер. Айхва (1Б, 3573)

4:00 подъем, 6:10 выход.
Идем к перевалу по крупной осыпи.

8:30 под взлетом. Заходим слева направо (по х.д.), скально-осыпные полки выводят непосредственно к перевальному кулуару. Порядка 30 м и мы на перевале. В 9:40.

Рекомендации по подъему. Он не сложен, но имеет смысл провести разведку после первого выхода на склон. И выбрать оптимальный для себя путь.
Тур развалился, нашли не сразу. В нем записка от Аси Сухневой (руководителя из нашего клуба), поход 2015 года.

Спуск начали в 10:10, закончили в 11:45.
Вправо по ходу от перевала идет подобие тропы, но быстро кончается. Дальше была мысль ехать прямо вниз по средней осыпи, но падающие из-под нас камни показали наличие обрыва.
Ушли еще правее через снежник.

Точный рецепт здесь дать трудно – на снегу было бы лучше в кошках (был уже подраскисший, но ступени бились плохо и зарубаться тоже тяжело). Но надевать/снимать их на этом склоне опасно. Идти в них все время – тоже.

Снова ушли право через маленький отрожек, спустились по осыпи траверсами.
Обед на морене, место безопасное, со всех сторон перекрыто. Чуть дальше (под пер. С. Белаг) есть хорошие стоянки, а мы (после разведки) встали ближе к пер. Трех Гномов. Переход занял не более 20 минут.

Уже ловит мобильник, но без сети.
Айхвинские ночевки – пер. взлет 2 ч 20 мин
Пер. взлет – пер. Айхва 1 ч 10 мин
Пер. Айхва – лед. Южный Белаг 1 ч 35 мин

07.08.17. 8 день.
лед. Южный Белаг – лед Белаг – [пер. Трех Гномов (1А, 3722) – пер. Столетия (1А, 3722)] – спуск на запад

Перевал Трех Гномов. Расположен в отроге хребта северо-восточнее ледника Белаг. Ориентация склонов север-юг. Характер склонов – осыпные. Пройден со стороны лед. Белаг. Описание дается от лед. Южный Белаг.

Перевал Столетия. Соединяет долины рек Билягидон и Хазныдон. Ориентация склонов восток-запад. Характер склонов – осыпные. Пройден с восточной стороны траверсом от пер. Трех Гномов. Описание дается от Трех Гномов до лед. Геологов.

Обоснование ухода на запасной вариант и отказа от пер. Северный Белаг. Во-первых, перед нами уже была одна группа, лезть толпой смысла не имело, стоять в очереди – потерянный день. Во-вторых, перевал технически сложный, а через 1А мы тогда имели шансы нагнать график. Как тогда думалось. В-третьих, ушибленная рука одной из участниц не позволяла ей осуществлять полноценную техническую работу.

Подъем в 6:00, выход в 8:00. Движемся в сторону пер. Трех гномов, обходя отрог. Ориентир – ледник Белаг. По идее, это перевал 1А, т.е. его должны брать без спецснаряжения. Но оптимально заходить под взлет через ледник. Единичкам, похоже, приходится штурмовать крутую осыпь.

9:35 под ледником, надеваем кошки, пересекаем язык ледника в северном направлении.
10:35 снова на осыпи. К перевалу попадаем через три моренных ступени в 11:35.

В туре снова записка от Аси.
Непосредственно на гребне воды нет. Восточнее находится плато, где можно поставить лагерь. Там же и снежники, с которых можно натопить. Судя по тому, что сезон был очень жаркий, а они не растаяли, их можно считать постоянными. 12:30-14:30 траверс склона в направлении к пер. Столетия. Средне-крупная осыпь. Проходится плотной группой. Примерно с середины пути седловина перевала уже хорошо видна. Мы брали несколько ниже, опасаясь крутых бортов перевального взлета, потом порядка 100 м поднимались уже по мелкой сыпухе.
Но в принципе, можно метить непосредственно «в перевал», чтобы не терять высоту.

Перевальная седловина достаточно широкая, воды нет. Рядом еще одна и непонятно, кто из них настоящий перевал, поскольку туры на обеих.

Асину записку до нас утащила другая группа.

15:00 начали спуск в сторону д.р. Хазныдон. Живая средне-мелкая сыпуха позволяет бодро ехать плотной группой. Но потом приходится уходить вправо, чтобы не улететь со лбов.

15:25 выходим на морену. Спуск по леднику, потом снова морена, потом опять открытый лед (один раз надели кошки), потом морена-сыпуха.

18:00 стоянка. Оборудованные площадки, вода (мутная с ледника) не очень близко, но терпимо.

Стоянка – лед. Белаг 1 ч 35 мин
Лед Белаг до осыпи 1 ч
Перевальный взлет Трех Гномов 1 ч
Траверс Трех гномов – Столетия 1 ч
Спуск со Столетия под пер. Геологический 3 ч
08.08.17. 9 день.
морена лед Геологов – пер. Геологический – д.р. Хазныдон

пер. Геологический (н/к, 3253). Расположен в отроге хребта севернее лед. Геологов. Ориентация склонов север-юг. Характер склонов – травянисто-осыпной. Пройден с южной стороны. Описание дается от морены лед. Геологов до д.р. Хазныдон.

Выход в 8:50. Решили срезать через пер. Геологический. Судя по карте, это позволяло сократить путь до Хазныдона. И плюс некий исследовательско-этнографический момент.
9:10 под тропой на перевал. Довольно неплохая и хорошо просматривается в траве. До осыпи. Потом идем просто траверсом к седловине.

10:10 на предполагаемой седловине. Воды нет. Сложили тур и съели оставшуюся шоколадку. Было запланировано пять перевалов, так пять и прошли.

10:50 начали спуск по осыпи, чуть правее (по х.д.) седловины. Хотя с какой стороны ни смотри, везде круто кажется.
За 20 минут доехали до старой шахты. Там почти все засыпано, но даже осталась вагонетка 30-х годов. Как определили наши эксперты из Горного института.
Далее спуск идет по осыпным моренным валам, правильный вариант указать сложно. Однозначно не стоит забирать слишком влево. Не верьте Ляпинским картам – там никакой тропы нет.

Спустились к ручью в 13:10. Воды на всем спуске практически нет, только один раз что-то стекало со скалы. Обед.

15:10 выходим и идем вдоль ручья. Преимущественно левым берегом, но несколько раз переходя туда-сюда из-за прижимов. Характер рельефа – трава и довольно крупные камни. Местами проблемно, но все проходимо.
Было желание вылезти из ручья и траверсировать в долину, но внизу стало понятно, что наш путь был оптимален.
Снаряжение – каски, ледорубы. По желанию – палки. Здесь дал волю выбора, исходя из личных предпочтений.

17:10 спустились до Хазныдона.
Слева-сверху, откуда-то из-за нашего ручья выходит тропа. Непонятно, идет она по нашему спуску или нет.

Стоянка – пер. Геологический 1 ч 20 мин
Спуск до ручья 2 ч
Спуск по ручью до р. Хазныдон 2 ч
09.08.17. 10 день.
д.р. Хазныдон – пос. Ташлы-Тала

Поскольку у нас оставалось всего два ходовых дня, а по плану надо было брать два перевала (и две долины), то было принято решение не рисковать, а спускаться по д.р. Хазныдон.
Был вариант пройти еще два н/к до В. Балкарии. Но это тоже рискованно по времени, плюс группа не получала никакого технического опыта.

Выход в 8:00, идем по хорошей тропе правым берегом мимо коша.
Еще накануне пастух объяснил, как идти. Есть дальше один смытый мост, но там уже набита новая тропа. По словам местных до пос. Ташлы-Тала порядка 30 км. Но здесь Восток, поэтому надо сделать поправку на любовь к преувеличению.
За кошем мост на левый берег, потом начинается практически грунтовка. Смытый мост обходится по тропе левым берегом, потом снова грунтовка.
С водой пока проблем нет. Периодически встречаются коши, заброшенные строения, дорожная техника, дорожные рабочие, брошенные коровники. Дорога ведет, куда надо. Только в одном месте нужно не влезть в какую-то усадьбу, а перейти по мосту на левый берег.

Дальше берег становится высоким и очень долго нет воды. Потому что всё, стакающее со склонов, замуровали в коллекторы. Чтобы дорогу не размывало. Только в одном таком обнаружилась течь, и мы смогли набрать воды.
Ближе к поселку берег уже понижается, было даже одно место, удобное для обеда.
Но с машиной мы уже созвонились и не было смысла останавливаться.

14:00 вышли в поселок. Похоже на заброшенное садоводство. Но магазин есть.

Погода – с утра солнечно, ближе к поселку бодрящий дождь.
Д.р. Хазныдон – пос. Ташлы-Тала 6 ч
Оставшиеся два дня мы провели в Пятигорске. Весьма неплохой хостел на ул. Буачидзе, 2.

7. GPS-координаты

8. Смета похода
На одного участника.

• Билеты на поезд СПб-Минводы и Минводы-Спб 10000 р.
  • Автотранспорт Минводы-Дзинага 700 р.
  • Автотранспорт Ташлы-Тала – Пятигорск 700 р.
  • Продукты+аптечка+ремнабор+бензин 4800 р.
  • Пропуск в погранзону и заповедник 200 р.
  • Страховка 1500 р.
  • Итого 20000 р. (округленно)

9. Выводы и рекомендации

1. Основу пройденного маршрута можно рекомендовать всем группам. Но лучше со средним и высоким уровнем подготовки – подходы могут быть довольно неприятными. Возможность изменять нитку и наличие достаточного количества турбаз и населенных пунктов являются плюсом с точки зрения экстренной эвакуации.
    Определяющие перевалы 1Б – Геби-Бартуй и Айхва довольно интересны и полностью соответствуют заявленной категории.
    Но подход по д.р. Бартуйдон сложен и непонятно, имеет ли смысл вообще включать эту долину в последующие маршруты.
    Перевалы 1А – Трех Гномов и Столетия хороши для похода 2 КС, но будут сложны для 1 КС.

1.1. Практически не было дождей, что не характерно для этого региона. В плохую погоду многие перевалы (да и склоны в долинах) могли стать более опасными.

2. Трансфер уже не в первый раз осуществлялся через фирму Тау сервис. Контакты bezonec@list.ru. У них были самые адекватные цены и пользовались их услугами уже не в первый раз. Способны подогнать свободную машину в любой поселок в течение 2 часов.
    Но и накладок получилось довольно много.
    Чтобы получить пропуска, пришлось делать крюк вокруг Нальчика и встречаться с Борисом (главным в фирме) на кольцевой.
    И водитель, везущий нашу заброску в Россельмаш просто вывалил ее у ворот базы. Чем обидел гордых местных обитателей и нам пришлось потом им доплачивать за переноску мешков до хранилища.
    Налицо нестыковки между Борисом и его водителями.

3. Оформление пропусков

Первое кольцо маршрута попадало в пятикилометровую пограничную зону. Поэтому требовалось оформление погранпропуска. Также маршрут проходил через Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник и вообще мы пересекали границу между Осетией и КБР.

Все пропуска можно оформить самостоятельно, но потом за ними нужно заезжать. Мы предпочли сделать это через Тау-Сервис, стоимость каждого пропуска составила 100 р. на человека.

В нацпарк Алания тоже требуется пропуск, но он бесплатный и высылается по заявке на электронную почту.

За весь поход егерь нацпарка встретился только в поселке Дунта, куда наш автобус завозил дружественную группу. У них пропуска не было, но сошла копия нашего, благо с паспортами он сверять не стал.
    В заповеднике КБР не встретили никого.
    Погранзаства в Дзинаге нами не заинтересовалась, а вот следующей группе (без пропусков) пришлось потратить время для регистрации.

Могут позвонить из погрануправления КБР и попросить отметиться на выходе. Или просто прислать пройденный маршрут смс-кой.