Автор: Святослав Тюрнин, г.Москва

Отчет о спортивном горном походе 1 к.с. в районе Центрального Кавказа с 15 июля — 27 июля 2018.

Справочные сведения о походе:

Нитка маршрута заявленная: г.Невинномысск - с.Карт-Джурт - оз.Хурла-Кель - д.р.Эльмезтюбе - пер.Енукол (н/к) - д.р.Уллухурзук - д.р.Битюктюбекол - пер.Балкбаши (1А, 3691) - д.р.Кызыкол - пер.Нартджол (н/к) - руч.Кислый - пер.Артык (1А, 3075) - д.р.Артыкчат - ур.Ирахиксырт - д.р.Шаукол - пер.Шаукам (н/к 2925) - д.р.Ташорун - д.р.Суарык - пер.Суарык (3227 1А) - д.р.Джугуртау - д.р.Кыртык - д.р.Мкаря - пер.Сылтран - оз.Сылтранкель - с.В.Баксан.

Нитка маршрута фактическая: г.Кисловодск - с.Карт-Джурт - оз.Хурла-Кель - д.р.Чемарткол - пер.Конушкольский (н/к, 2746) -д.р.Тохана - руч.Кислый - пер.Артык (1А, 3075) - д.р.Артыкчат - пер.Каяэшик (н/к, 2532) - ур.Ирахиксырт - д.р.Шаукол - пер.Шаукам (н/к 2925) - д.р.Ташорун - д.р.Суарык - пер.Суарык (3227 1А) - д.р.Джугуртау - д.р.Кыртык - д.р.Мкаря - пер.Сылтран (н/к, 3441) - оз.Сылтранкель - с.В.Баксан.

Состав группы

Дни пути

Участок маршрута

Длина участка (км)

Расстояние до начала участка от начала маршрута (км)

Набор/ сброс высоты на участке маршрута (м)

15.07.2018

36,9

624/-381

20.07.2018

руч.Кислый - пер.Артык (1А, 3075) - д.р.Артыкчал - пер.Каяэшик (нк, 2532) - ур.Ирахиксырт

14,9

12,8

102,5

26.07.2018

д.р.Мкаря - пер.Сылтран (н/к, 3441) - оз.Сылтранкель - с.В.Баксан.

115,3

759/-2042

Подробное описание по дням:

Первый день. 15:07

Кисловодск. Подъём в 6:00, допаковываем рюкзаки, завтракаем и в 7:00 за нами приезжает машина. Отправляемся в сторону аула Карт-Джурт. Через полтора часа, в 8:30 делаем остановку на перевале Гумбаши. С перевала открывается панорама на ГКХ, отчетливо виден Эльбрус. К сожалению, это мы узнали лишь по рассказам, поскольку стоял туман. Сам перевал является туристическим местом, на нем расположено кафе, смотровая, лавка сувениров. В наличии имеется туалет.

Вид с перевала Гумбаши

Попили кофе, размялись и отправились в дальнейший путь. В10:30 приезжаем в Карт-Джурт. Прощаемся с водителем, еще раз уточняем детали заброски (отправили с этим же водителем) и выходим на тропу.

Начало маршрута. Аул Карт-Джурт.

Вверх по течению реки Сес-Суу идет хорошая грунтовая дорога, по которой мы проделали первую половину маршрута. Движемся по схеме 45/15. Через два часа дошли до места запланированной ночевки. Решили не останавливаться и пройти дальше на сколько получится, тем самым сэкономив себе время на будущее.

Тропа вдоль р.Сес-Суу.

И 18:00 вышли на плато, на котором терялась тропа. По навигатору нашли продолжение тропы по которой начали спуск к озеру. В 20:10 были у озера Хурла-Кёль,

встали на ночевку. Таким образом, за один день прошли запланированных два.

Расстояние: 11,3 км.

ЧХВ: 6,5ч

Озеро Хурла-Кёль.

Второй день. 16.07

Подъём 6:30, выход 9:10. Движемся в сторону реки Чучкур по тропе. В 11:15 вышли к приюту Худес, где сделали большой привал. В приюте можно остаться на ночь, прикупить молоко, сыр. Есть платный вай-фай. Приют организует отдых для туристов, конные прогулки.

Приют Худес.

Распросив местную бабушку о дальнейшем нашем маршруте, пришли к решению воспользоваться запасным маршрутом, поскольку по по писанию дороги там вообще нет, а на запасном варианте чуть-ли не проезжая часть. Учитывая что нас ожидало на запасном варианте, считаю решение поменять маршрут правильным. Дорога вверх по долине Чемарткол изначально радовала: широкая грунтовка идущая вдоль реки. Потом в один момент она начала набор высоты и ушла на гору к заброшенному кошу. От коша просматривалась тропа в необходимом нам направлении. По ощущениям, по ней не ходили уже лет пять минимум. Весь остаток дня предстояла тропежка по траве.

Заросшая тропа.

Встретили кабанов, под конец дня нашли старый кош, думали остаться в нем. Спустились и обнаружили, что он почти развалился, подхода к воде не было, приняли решение спуститься к основной реке, поскольку по карте там начиналась нормальная тропа. Нашли поляну и встали на ночь.

Расстояние:13,6 км

ЧХВ: 8ч

Третий день. 17.07

7:00 подъем, 9:50 выход. Продолжаем движение вверх по реке. Обещанной тремя разными картами тропы на месте не обнаружилось. Шли по берегу, пробираясь через лесок. Вскоре вышли к скалам, которые прижимались к реке отвесными стенами. Решено было обходить их верхом. Обход верхом представлял собой травянистый склон крутизной 40-50 градусов, который приходилось брать практически в лоб. Где-то на границе горного туризма и альпинизма вылезли на полочку, которая оказалась тропинкой. Судя по всему, эта дорога - продолже той тропинки, с которой мы вчера спустились к реке на ночевку.

Ползем вверх по склону.

Следы былых туристов.

Продолжили движение по этой тропке. На обед остановились в руинах какого-то строения. После обеда продолжили путь по тропе, с элементами травяной тропежки. Выйдя на более-менее ровную и свободную от травы поверхность встали на ночевку.

Расстояние: 3.2 км

ЧХВ: 4ч

Четвертый день. 18.07

Подъем 6:30, выход 9:30. Начинаем подъём к перевалу Конушкольский. С набором высоты растительность уменьшается и идти становится гораздо легче.

Вид на Эльбрус.

Перевал взяли в 17:30 На перевале предательски заловила мобильная сеть.

На пер.Конушкольский.

Задержались на нем на пол часа, после чего начали спуск в д.р.Тохана. Ещё через пол часа, пересеча границу КЧР и КБР, встали на ночевку.

Расстояние: 8.8км

ЧХВ: 5.5ч

Пятый день. 19.07

Подъём 6:30, выход 9:40. Движемся по тропе по д.р.Тохана, выходим вверх по течению. Встаем на ночевку под перевалом Артык, возле руин.

Ночевка под перевалом.

Расстояние: 10 км

ЧХВ: 3.5 ч

Шестой день. 20.07

Подъём 4:00, выход 6:00. Первый категорийный перевал на маршруте - Артык (1А, 3075). Разделяет руч.Кислый и р.Артыкчат. Расположен между вершинами Тышлысырт и Кызылкол. Склон перевала травянито-осыпной, крутизной 45 градусов. Дижение осуществляется по руслу стекающего с перевала ручья.

Линия подъема на перевал Артык.

На перевал поднялись в 7:15. Перевального тура не обнаружили, соорудили свой, оставили записку. Спуск с перевала начали в 7:40 траверсом по склону.

У перевального тура. Пер.Артык (1А)

Долина реки Артык-чат каньонного типа с отвесными стенами. Река петляет от стены к стене, поэтому через каждые 15-50 метров приходится переходить реку вброд. Имеет смысл один раз переодеться в бродильную обувь, благо рельеф позволяет передвигаться не в горной обуви.

Вид на д.р.Артык-Чат.

Доходим до коша, откуда ведет тропа, не отмеченная на карте. С ее помощью удалось сократить маршрут на 3 км. По тропе выходим на грунтовку ведущую к поляне Эммануэля. Через реку Кызыкол к кемпингу ведет разрушенный мост. И местные обитатели даже собрались посмотреть на то, как мы будем по нему перебираться. Перебрались без последствий. Остановились в кемпинге на днёвку.

Мост через реку Кызыкол.

Расстояние: 14.9 км

ЧХВ: 9 ч

Седьмой день. 21.07

Дневка. Подъем по желанию. Дневку устроили в кемпинге “Лакколит”. 500р/чел/ночь. В стоимость входит проживание на территории кемпинга в своих палатках, горячий душ, вывоз мусора, электричество.

Сходили в ур.Джилы-Су забрали заброску. Заодно договорились с водителем об обратном трансфере из с.В.Баксан. Целый день отдыхали, наслаждались горячим душем.

Восьмой день. 22.07

Подъем в 6:00, выход в 9:40.

Покидаем гостеприимный кемпинг и отправляемся в дальнейший путь. Проходим ур.Джилы-Су и выходим на асфальтированную дорогу. Через 1.6км сворачиваем на грунтовую дорогу, которая ведет в д.р. Шаукам. Весь сегодняшний день поднимаемся вверх по долине.

Долина реки Шаукол.

Отдыхаем у нарзанного источника.

Под вечер, часов в 18:00 встретили чабана, который предложил переночевать у него в коше. Начавшийся внезапно сильный дождь помог нашему положительному ответу на данное предложение.

Ночевка в коше.

Расстояние: 16,5 км

ЧХВ: 6ч

Девятый день. 23.07

Подъем 6:30, выход 9:00. Попрощавшись с гостеприимным хозяином продолжили подъем по долине. Встретили группу туристов, двигающихся нам навстречу. Через 2,5 часа достигли перевала Шаукам (н/к 2925). Сняли записку той группы, оставили свою.

Перевальная записка Пер.Шаукам.

Спуск с перевала Шаукам.

Продолжили движение по долине Ташорун, затем ушли в д.р. Суарык где встали на ночевку.

Ночевка под перевалом Суарык.

Расстояние: 15,4

ЧХВ: 5ч

Десятый день. 24.07

Подъем 4:00, выход в 6:20. Начали подъем к перевалу Суарык (3227 1А).

Нитка движения на перевал Суарык.

На перевале были через 4 часа после выхода. Сняли записку группы туристов из г.Волжский, оставили свою.

Перевальная записка ВГОО “Клуб туристов” г.Волгоград

На перевале Суарык.

Вид с перевала Суарык на Эльбрус.

Спуск с перевала начали в 10:00. Весь остаток дня спускались по долине реки Джугуртау. На ночевку встали в месте слияния р.Джугуртау и р.Кыртык.

Расстояние: 8,8 км

ЧХВ: 8.5 ч

Одиннадцатый день. 25.07

Подъем 6:00, выход 8:15. Движемся по тропе вверх по д.р.Кыртык.

Пещерный замок д.р.Кыртык.

В 600 метрах ниже по течению от слияния рек Субаши и Мкаря должен был находится мост, по которому планировалось перейти на правый берег реки Кыртык. Но мост был смыт во время сильных дождей.

Местный чабан на лошади переправил веревку на тот берег, где закрепил ее на шлямбурной петле, вмонтированной в скальный выход.

Переправа веревки на другой берег посредством чабана.

Переправлялись вброд со страховкой на перильной веревке.

Переправа ч-з реку Кыртык.

Далее шли по тропе, промаркированной для проведения соревнований “Эльбрусское кольцо”. На ночевку встали у родника на берегу реки Мукол.

Расстояние: 12,8 км

ЧХВ: 7ч

Двенадцатый день. 26.07

Подъем 6:00, выход 8:50. Поднимаемся на перевал Сылтран. На перевале были в 12:15.

На перевале Сылтран.

Далее спустились к озеру Сылтранкель на котором остановились на обед.

Озеро Сылтранкель.

После обеда продолжили спуск в село В.Баксан. В В.Баксане остановились на ночевку в гостевом домике. приняли душ, привели себя в порядок.

Вид на Верхний Баксан.

Расстояние: 14 км

ЧХВ: 7ч

Тринадцатый день. 27.05

Подъем в 7:00, выход в 8:45. Попрощались с хозяйкой гостевого дома, отправились на место встречи с водителем. В 9:00 водитель забрал нас с остановки. По дороге заехали на термальные источники Гедуко, после источников водитель отвез нас в Пятигорск, где каждый уже разъехался по своим делам.