Автор: Александр Фефелов, г.Дмитров

Отчет о горном маршруте 2 к.с. по Зап. Кавказу (Гвандра), совершенного группой туристов в период с 29 июня по 15 июля 2018 года.Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

2018 7 день – 6.07.2018

Перевал Актур Восточный 1Б, 3483 м. Вершина Актур 1Б, 3698 м. Мырдинское плато

Перевал Актур Восточный (1Б, 3483 м)

Перевал Уллукёль Западный 1 Б (3483 м)

Расположение: СЗ-ЮВ. Республика Карачаево-Черкессия, Гвандра, соединяет долины рек Джалпакол и Мырды.

GPS координаты WGS (град): 43,253099N, 42,091919E, 3483 м

Определяющие участки: Подъем с СЗ стороны проходит по моренам с выходом на ледник под перевалом. Слева по ходу движения камнеопасные скалы, по центру взлета – ледовые разломы, в правой по ходу части небольшой нунатак с водопадом – возможны промоины, закрытые снегом. Спуск по средней осыпи.

Тактика прохождения: траверс со сменой направления. Движение в связках в касках, кошках, с самостраховкой ледорубом.

Ночью был сильный дождь и ураганный ветер. К утру распогодилось и даже показалось солнышко. Заболевшие участники чувствуют себя хорошо после вчерашней полудневки. Выходим в 7.00. Поднимаемся по пологому травянистому склону к началу морен. Проходим по пологим моренным отложениям (фото 103 и 104). Кое-где встречаются площадки под палатки. Проходим последний моренный взлет и в 8.35 подходим к леднику.

Ледник гладкий, закрытый, но местами проглядывает лед. Небольшие трещины видны только в середине ледового взлета и легко обходятся по снегу. Снег плотный, практически жесткий фирн, удобный для прохождения в кошках.

Надеваем кошки и связываемся. Начинаем подъем по пологому леднику, в направлении выхода скал на перевальном взлете (фото 105). Здесь склон менее крутой и нет трещин. Траверсами поднимаемся к седловине (фото 106). С подъема хорошо виден скально-осыпной взлет перевала Актур (фото 107). В районе скал проходим наиболее крутой участок склона – около 40° (фото 108). Выше склон выполаживается (фото 109), и мы в 10.40 выходим на перевал. Погода портится. Здесь дует очень сильный ветер и нам пришлось укрыться за скальным гребешком немного выше и правее седловины. Сама седловина бесснежная осыпная, тур находится в середине (фото 110). Сняли записку туристов ФСТ-ОТМ под рук. Хазовой О.С. (м/к №1/3- 205) от 13.08.2017.

Фотографируемся (фото 111) и начинаем подниматься по гребню к вершине Актур (фото 112). Сначала были опасения, что подъему будет мешать сильный ветер, но скальный гребешок хорошо от него защищает. Поднимаемся по снегу правее скал. Проходим два взлета (фото 113) и спускаемся к мульде с красивым голубоватым озером, за которым находится вершина Актур (фото 114). От мульды начинается снежно-скально-осыпной вершинный гребень.

Крутизна склона постепенно увеличивается от 20° в нижней части до 45° в верхней части. Поднимаемся на 3 такта до удобного выхода на скально-осыпной склон (фото 115). Здесь снимаем кошки и осторожно («живые» камни) по крутому склону за несколько минут в 12.10 поднимаемся на вершину (фото 116). Пока мы поднимались, погода окончательно испортилась, все затянуло низкой облачностью. К сожалению, никаких видов вокруг увидеть не удалось. Даже иногда затягивало и нашу вершину, однако ветер на вершине был заметно слабее, чем на перевале.

Сняли записку записку туристов ФСТ-ОТМ под рук. Хазовой О.С. (м/к №1/3-205) от 13.08.2017. Фотографируемся (фото 117) и начинаем осторожный спуск вниз по осыпному склону (фото 118). При выходе на снежник надеваем кошки и спускаемся на 3 такта в наиболее крутой верхней части склона (фото 119). Спустились на перевал в 13.20. Устроили небольшой перекус. Обед готовить не стали, т. к. из-за сильного ветра и плохой погоды всем хотелось скорее вниз.

В 13.40 начинаем спуск с перевала. В начале по пологой осыпи вниз, затем нужно уходить траверсом вправо в видимый цирк перевала Ак Северный (фото 120). Спуск здесь более крутой, средняя осыпь со снежниками (фото 121 и 122). Спустившись на пологий ледник, идем его левым краем. Когда ледник начинает уходить вниз, выходим влево на морены. Обходим скальный гребень слева от нас и выходим на большое моренное поле, где нам открывается вид на начало Мырдинского плато (фото 123). Виден пологий зеленый вал, заканчивающийся крупной осыпью. Здесь находится «перелаз» на плато.

В конце моренного поля спускаемся на крутой (до 30-35°) травянисто-осыпной склон и траверсируем его, стараясь на сбрасывать высоты, в направлении видимой перемычки (фото 124 и 125).

При приближении к перемычке склон становится положе (фото 126), находим слегка заметную козью тропу, идущую в нужном нам направлении и по ней в 15.30 выходим к перемычке. Отсюда открывается вид на Мырдинское плато, представляющее собой беспорядочное нагромождение огромных глыб, крупной и средней осыпи, моренных гряд и холмов. Тут нас застает короткий, но сильный ливень. Переждав его, по крупным камням выходим на плато (фото 127). Обходим слева небольшое озеро с впадающим чистым ручьем, и поднимаемся на невысокий моренный вал, по верху которого удобно идти. С вала замечаем у верхнего края озера отличные ровные площадки. Место очень уютное (фото 128). Идти же до Мырдинских озер неясно сколько, т.к. ориентирование на таком плато затруднено, а описания прохождения не очень четкие. Погода становится все хуже, видимость закрывает низкая облачность. К тому же мы идем без обеда. Поэтому приняли решение остановиться здесь. В 16.00 установили палатки. Приняли очень мудрое решение: сразу после установки палаток начался затяжной ливень.

Выводы и рекомендации: Перевал Актур Восточный и пик Актур соответствует категории 1Б. При наличии открытого льда на взлете прохождение перевала усложняется и потребует навески перил. К сожалению, отсутствие открытого льда на взлете не позволило провести ледовые занятия.

Соседний перевал Актур не соответствует категории 1А: его реальная сложность не ниже 2А. К тому же он камнеопасен. Скорее всего, он никогда не проходился насквозь.

Итоги 7 дня

ЧХВ

7ч.17м (3ч.05м –до перевала, 1ч.10м – вершина).

+ 948 м
- 648 м

Высота стоянки

3050 м

7,5 км

Фото 102. Подъем к перевалу Актур Вост. проходит по пологим моренам.

Фото.104. Последний моренный взлет перед ледником.

Фото 105. Подъем по леднику проходит в направлении скального выхода.

Фото 106. Подъем в средней части склона наиболее крутой.

Фото 107. С подъема хорошо виден взлет пер. Актур.

Фото 108. Наиболее крутая часть склона.

Фото 109. В верхней части склон выполаживается.

Фото 110. Седловина пер. Актур Вост. (1Б).

Фото 111. Группа на пер. Актур Вост. (немного выше седловины под защитой скал от сильного ветра).

Фото 112. Начало подъема к в. Актур.

Фото 113. Прохождение второго взлета на гребне.

Фото 114. Вершина Актур и озеро под ней.

Фото 115. Подъем на вершину Актур.

Фото 116. Выше снежника аккуратно поднимаемся по скально-осыпному склону.

Фото 117. Группы на в. Актур.

Фото 118. Спуск по скально-осыпному склону.

Фото 119. Спуск по снежнику на 3 такта в верхней части.

Фото 120. Начало спуска с пер. Актур Вост. в сторону цирка пер. Ак Северный.

Фото 121. Ледник в цирке пер. Ак Северный.

Фото 122. Пер. Актур Вост. из цирка пер. Ак Северный.

Фото 123. Проходим моренное поле в направлении Мырдинского плато.

Фото 124. Траверс склона в направлении «перелаза» на Мырдинское плато за моренным полем.

Фото 125. Траверс склона.

Фото 126. При подходе к «перелазу» склон выполаживается.

Фото 127. Выход на Мырдинское плато через «перелаз» по средней и крупной осыпи.

Фото 128. Хорошее место ночевки на краю Мырдинского плато. (Снято утром, т.к. вечером лил дождь).

Фото 129. Схема движения в седьмой день, 6.07.2018

8 день – 7.07.2018 Мырдинское плато. Нижнее Мырдинское озеро. Спуск в альплагерь Узункол

Ночью шел дождь, но с утра снова светит солнце. Открывается восхитительный вид на нашу стоянку и окружающий пейзаж. Напротив нас отлично виден снежно- осыпной взлет перевала Актур (фото 130). Радиальное восхождение на перевал с этой стороны вполне соответствует категории 1А.

Пока собирались и завтракали, погода начала портиться: наползли облака, ограничивая видимость. Выходим в 7.40. Поднимаемся вдоль моренной гряды, огибая постепенно зализанный скальный холм, поросший травой. Идем, прижимаясь к нему, и оставляя слева от себя моренные холмы и гряды (фото 131). Постепенно поднялись на пологий склон с выходами скал, среди которых показалось озеро. Огибаем его слева и у дальнего края уходим левее (фото 132). Вышли на пологие скально-осыпные холмы. Низкая облачность закрывает видимость, затрудняя ориентирование. Поэтому остановились и провели разведку. Недалеко впереди обнаружили маленькое вытянутое озерцо. За ним склоны круто уходят вверх. Похоже, это конец Мырдинского плато. Точнее не дают определиться низкие облака, не совсем понятно, где мы находимся. Вправо от озера понижающийся склон ведет в пологую ложбину (фото 133). Идем мимо озера, спускаемся в ложбину и у дальнего ее края нам открывается вид вниз на Мырдинские озера (фото 134). На соседнем холме замечаем большое стадо горных козлов (фото 135). Они тоже нас заметили. Их более сотни, они весело скачут вниз по крутой сыпухе, выпрыгивают на снежник, некоторые переворачиваются, вскакивают и бегут снова.

На левом (северном) берегу Нижнего озера видна тропа. Спускаемся по скально- осыпному кулуару и травянистому склону с камнями к Нижнему озеру и по тропе по левому берегу в 9.50 выходим к хорошим площадкам у восточного края озера, где из него вытекает ручей (фото 136). Отдохнув немного, продолжаем идти по тропе, которая от ручья, вытекающего из озера, поворачивает к северу и выводит на склон, с которого открывается вид на долину реки Мырды и террасу с небольшим озером (фото 137 и 138). Здесь тропа теряется. Спускаемся к озеру (вода в нем чистая) с вытекающим ручьем и делаем разведку дальнейшего пути. После отдыха обходим озеро и пологое возвышение рядом с ним (фото 139) и спускаемся к следующей небольшой террасе, заросшей травой. На спуске местами появляются участки тропы. Внизу над скальными сбросами видны остатки коша, но нам туда не надо. С северного края заросшей терраски отходит хорошо заметная тропа, которая траверсирует склон в северном направлении с небольшим понижением. Тропа приводит к сухому кулуару с каменистым руслом и крутыми травянистыми бортами. Немного не доходя до кулуара, натоптанная тропа резко сворачивает вправо-вниз на зеленый гребешок, идущий параллельно кулуару. Но есть и продолжение тропы, ведущее в кулуар. Видно, что она выходит на противоположный борт и теряется на зеленом склоне. Видимо по этой тропе скот ходит на выпас. Спускаемся по зеленому гребешку. Ниже он расширяется и переходит в травянистый склон. Тропа начинает спускаться зигзагами. С тропы открывается красивый вид на верховья долины Мырды (фото 140). Видна и нижняя часть долины с кошем, где нам надо спускаться до альплагеря (фото 141). В 12.40 за два перехода от маленького озера спустились в долину к левому притоку напротив коша на правом берегу. Приток обрушивается сверху красивым водопадом. Останавливаемся на обед.

Т.к. ориентирование на Мырдинском плато бывает затруднено, а описания прохождения не слишком четкие, приводим путь прохождения плато по космоснимкам (фото 142-144). Надо учитывать, что небольшие озера на плато при отсутствии снега и малого количества осадков могут пересыхать.

По плану осталось пройти немного до альплагеря по хорошей дороге от коша. Из коша на лошадях подъехали два пастуха и сообщили, что в долине два дня была страшная непогода, прошли сильные дожди, реки вздулись, мосты смыло и в альплагерь по дороге пройти нельзя. Придется нам продираться левым берегом реки через каменные завалы.

После обеда в 15.00 пошли по склону долины вдоль реки. Подходим к завалу из крупных глыб, заросшему лесом. Идти тяжело. Скорость низкая. Приходится лазать по камням, перелезать через деревья (фото 145). Набираем высоту, чтобы выйти на открытую осыпь. Здесь она сужается, камни мельче и ее легче пересечь. Это нам удается. Доходим до края осыпи и по травянистому склону спускаемся к реке. На прохождение завала потратили час.

Далее прошли поляну, где нас проводил взглядом табун черных карачаевских лошадей, затем небольшой участок леса и следующую поляну, в конце которой встретили патруль пограничников (здесь дорога подходит к смытому мосту на правый берег). По дороге мы быстро дошли до погранпоста, где у нас снова проверили документы и переписали все наши данные. На этот раз нас надолго не задержали. Еще небольшой переход по дороге и мы в 17.30 пришли в альплагерь. Никого из начальства в лагере не оказалось. Все уехали восстанавливать смытый участок дороги. Поэтому заброску сразу забрать не удалось.

Мы поставили палатки на свободном месте на территории лагеря (фото 146). В Узунколе берут за место под палатку уже с человека – 350 руб. Из удобств есть горячий душ, за него платить не надо, туалет, вода, кафе с телевизором.

Так что до приезда начальников успели помыться в душе, постирать, наведаться в кафе за газировкой, соком и поужинать. И только когда начало темнеть, вернулись начальники и нам удалось решить вопросы с заброской. За неё мы отдали 1200 руб. В темноте распределить продукты по участникам мы не успевали, к тому же упускать уникальную возможность посмотреть в горах прямую трансляцию чемпионата мира по футболу (играли Россия с Хорватией!) уже попросту не могли. К всеобщему разочарованию, ровно в 23.00 электричество в альплагере было отключено (и это за несколько минут до конца дополнительного времени матча!). Зато в нашей группе был компактный радиоприёмник, который мы слушали, затаив дыхание, болея за наших. После затяжного и нервного матча – отбой.

Выводы и рекомендации: Ориентирование на Мырдинском плато затруднено, особенно при ограниченной видимости, и группы испытывают затруднения при поиске спусковой тропы в долину р. Мырды, поэтому приводим путь спуска с перевала Актур Восточный в долину р. Мырды на космоснимках. Отметим, что спусковая тропа по зеленому гребешку видна даже на космоснимке при хорошем увеличении.

Итоги 8 дня

ЧХВ

5ч.40м (2ч.35м до обеда).

-1020 м

Высота стоянки

2030 м

13, 5 км

Фото 130. Восточный взлет пер. Актур.

Фото 131. Плавный подъем в начале Мырдинского плато.

Фото 132. Обход небольшого озера.

Фото 133. Спуск по ложбине к Мырдинским озерам.

Фото 134. В конце ложбины открывается вид на Мырдинские озера.

Фото 135. Стадо козликов недалеко на соседнем холме

Фото 136. Путь спуска к Нижнему Мырдинскому озеру.

Фото 137. Вид в долину р. Мырды.

Фото 138. Путь спуска в долину р. Мырды от озера.

Фото 139. Обход небольшого озера на спуске.

Фото 140. Вид на верховья долины р. Мырды

Фото 141. Вид на низовья долины р. Мырды. Показан наш путь прохождения долины из- за снесенного моста.

Фото 142. Наш путь прохождения Мырдинского плато от перевала Актур Вост. До «перелаза» и места ночевки.

Фото 143. Наш путь прохождения Мырдинского плато от места ночевки до Мырдинских озер.

Фото 144. Наш путь прохождения Мырдинского плато от Мырдинских озер до р. Мырды.

Фото 145. Прохождение курумника, поросшего лесом. (Фото не отражает сложности прохождения, т.к. в древесно-каменных завалах нет возможности фотографировать – или закрыт обзор, или слишком малое расстояние).

Фото 146. В альплагере Узункол.

Фото 147. Схема движения в восьмой день, 7.07.2018

9 день – 8.07.2018 Подход под перевал Доломиты Северный

Подъем в 5.00. С утра отличная солнечная погода. Но выйти рано нам не удастся: надо еще разобрать и распределить заброску. В этот день предстоит ненапряженный день – подъем до Чатских ночевок.

Долина ручья, вытекающего из цирков перевалов Доломиты Северный и Охотничий (Доломиты), непроходима, и поэтому подъем проходит по соседнему ущелью выше альплагеря Узункол с последующим переходом траверсом через отрог в нужную долину. Подъем крутой и затяжной. Воды почти до самого конца нет.

Выходим в 9.00. По тропе вдоль правого берега реки через несколько минут вышли к началу подъема к нашему перевалу. Это травянистый склон, ведущий в сужающееся ущелье, поросший в нижней части молодыми деревцами (фото 148). Склон зарос высокой травой, и мы никак не могли обнаружить начало тропы. В результате поисков прошли значительно дальше, чем предлагалось в описаниях, и обнаружили нечеткую тропу. Стали подниматься по ней, но она вскоре затерялась, и мы продолжили подниматься без нее, пробираясь по высокой траве и среди деревьев. И только выйдя выше на открытый травяной склон, обнаружили тропу (фото 149).

Поднялись до сужающейся части ущелья. Здесь тропа поднимается на левый борт и идет недалеко от каменистого дна. В 12.15 подошли к месту, где тропа поворачивает налево, пересекает кулуар, и круто поднимается на правый борт (фото 150). Вскоре склон выполаживается и тропа поднимается по травянистым участкам в обход крупной осыпи (фото 151). На осыпи видны турики. Кто-то, видимо, шел по ней, потеряв тропу. Обогнув осыпь, тропа приводит к следующему травянистому взлету. Поднимаемся наверх: нам открывается вид в долину ручья из-под перевала Доломиты Северный (фото 152).

Траверсируем склон по пологой части крупной и средней осыпи в направлении видимых ручьев (фото 153). На осыпи попадаются редкие турики. После осыпи тропа появляется вновь (фото 154). По тропе подходим к первому ручью и в 13.50 останавливаемся на обед. Подъем был крутой и тяжелый, а день очень жаркий. Всю свою воду мы давно уже выпили. Поэтому сразу кинулись к воде.

После обеда, отдохнув, за короткий переход по тропе поднялись к Чатским ночевкам. В 16.30 поставили палатки на удобной ровной поляне (фото 155). Вода рядом в ручье. Чатские ночевки очень живописны. Оставшуюся часть дня отдыхаем, наслаждаемся красивыми видами на массив Доломитов и цветущими полянами у ручья. Вечером был красивый закат и виды в низовья долины.

Итоги 9 дня

4ч.00м (3ч38м до обеда)

+840 м

2 870м, N43 16.637'

E42 11.678'

4 км

Фото 148. Начало подъема в соседнее ущелье, откуда можно перейти в долину реки из- под пер. Охотничий и Доломиты Сев.

Фото 149. На открытом травянистом склоне выше молодых деревьев обнаружили тропу.

Фото 150. Место, где тропа резко поворачивает влево и круто забирается на правый борт.

Фото 151. Выше склон выполаживается и тропа идет в обход крупной осыпи к следующему травянистому взлету.

Фото 152. Наверху взлета открывается вид в долину ручья из-под пер. Доломиты Сев.

Фото 153. Переход в долину идет сначала по средней и крупной осыпи.

Фото 154. После осыпи появляется тропа, которая приводит к Чатским ночевкам.

Фото 155. Чатские ночевки очень живописны.

Фото 156. Схема движения в девятый день, 8.07.2018

10 день – 9.07.2018 Перевал Доломиты Северный 1Б, 3450 м

Перевал Доломиты Северный 1 Б (3 450 м)

Расположение: З-В. Республика Карачаево-Черкессия, Гвандра, соединяет долины рек Узункол и Чиринкол.

GPS координаты WGS (град): 43,279067N, 42,215688E, 3450 м

Определяющие участки: Определяющая категорию – восточная. Подъем с запада проходит по скалам с выходом на снежник и далее на среднюю осыпь. Седловин несколько. Спуск осуществляется по скальной полке с последующим выходом на среднюю осыпь.

Тактика прохождения: Подъём потребует личной техники движения по осыпи, однако серьёзной сложности не представляет: движение плотной группой, в касках, рекомендуется использование треккинговых палок или ледоруба для дополнительной опоры. На спуск желательно провешивание перильной верёвки до скальной полки, далее, прижимаясь влево к скалам, выйти на осыпной склон вдоль левого края озера.

Участок осыпной и камнеопасный.

Утро ясное. Выходим в 6.00. Идем по тропе в сторону массива Доломитов. При подходе к осыпям тропа начинает плавно с набором высоты поворачивать налево по краю осыпей. По одному из описаний среди камней слева и выше должны быть площадки под палатки. Мы сворачиваем с тропы на травянистый склон слева и поднимаемся по нему левее крупных камней, т.к. хотим проверить верхние площадки для палаток (фото 157). Выше крупных камней склон выполаживается, и мы выходим на небольшие травяные площадки среди камней (фото 158). На одном из камней выложен тур. Здесь можно поставить 2 палатки. Воды рядом нет.

Далее поднимаемся по осыпям и вытянутым снежникам. Снежники очень облегчают подъем. Впереди виден острый пик, правее которого находится наш перевал (фото 159). В 8.20 подходим под перевал. К нему ведет осыпной склон (фото 160). По информации из отчетов под перевалом должны быть площадки, но мы их не обнаружили. Возможно, они закрыты нерастаявшими снежниками.

Мы идем дальше. При подготовке маршрута на космоснимке немного севернее перевала Доломиты Северный видна еще одна седловина с рыжей осыпью, где вполне возможно пройти (фото 161). В отчетах информации о ней не было. Решили посмотреть ее. Делаем еще один переход, преодолевая снежно-осыпной взлет, и 9.10 выходим в верхнюю пологую часть долины. Провели разведку и обнаружили две седловины (фото 162).

Одна расположена ближе к острому пику (седловина 2). На ней мы обнаружили станцию со старой петлей. Тура нет. Под седловиной со стороны озера в 10 метрах ниже есть скально-осыпная полка, уходящая влево-вниз. Видно, что полка заканчивается скальными сбросами. Другая седловина (седловина 3) находится ещё севернее и на нее выводит снежник. На седловине есть тур. В нем записка 2017 года группы из 3-х человек (двое из Ростова-на-Дону и один из Краснодара), которые поднялись радиально со стороны озера. Записку прочитали и положили обратно. Вниз от седловины уходит рыжий осыпной склон. Рыжая осыпь тянется до озера, но в середине склона виден перегиб с выходами скал. Скорее всего, там скальный сброс, но какова его сложность неизвестно. К сожалению, наши кадры здесь не получились из-за сбоя настроек фотоаппарата. Забегая вперед, предлагаю фотографии этой седловины, взятые из интернета, такие же, какие получились бы у нас (фото 163 и 164).

Выяснив, что есть альтернативная седловина, спускаемся под наш перевал, траверсируя скалы, (фото 165) и по осыпному склону в 10.10 поднимаемся на его седловину (фото 166). При подъеме левее под острым пиком видна еще одна седловина, находящаяся немного севернее основной седловины (фото 167). Но спуск с нее дюдьфером по описаниям занимает 40 м, что гораздо больше, чем с основной седловины. В некоторых отчетах пишут, что здесь есть несколько седловин, но, на мой взгляд, это одна обширная седловина, с разных точек которой можно организовать спуск. Наиболее логично это делать в правой части, где спускаться и подниматься наиболее удобно. При отсутствии снежника в верхней части скальной полки под седловиной здесь спуститься можно и без применения перил. Прохождение в других местах – это искусственное усложнение маршрута, чтобы попрактиковаться в технике.

Снимаем записку группы туристов Петроградского клуба туристов под рук. Княжева Р.А. (м/к №4/2018) от 4.06.2018 (Прил. 3). Фотографируемся (фото 168) и в 10.35 начинаем спуск.

Со стороны озера под перевалом проходит наклонная скально-осыпная полка, по которой можно спуститься на осыпной склон левее, и по нему спуститься к нижнему краю озера. Верхнюю часть полки закрывает крутой снежник. На скальном выступе организуем станцию на петле в месте, где вниз уходит гладкая и крутая (45-500) скальная полка. Провешиваем 20м перил, и группа спускается на скально-осыпную полку под перевалом (фото 169 и 170). Здесь она широкая и может разместиться вся группа.

Далее полка сужается и дорогу перегораживает большой камень, который обходим по снежнику сверху (фото 171). За камнем полка начинает расширяться, появляются травянистые полочки и целые участки, по которым выходим на среднюю осыпь со снежниками (фото 172). Траверсируем осыпь в направлении скально- осыпного балкона (фото 173). С рыжей осыпи сделали кадр, в сторону разведанных седловин (фото 174). Виден скальный сброс в середине взлета.

За балконом продолжаем траверсировать склон без потери высоты, чтобы обойти конгломератный склон, находящийся ниже. Доходим до участка средней осыпи, ведущего вниз, и по нему 13.30 спускаемся к нижнему краю озера (фото 175). От озера становятся видны все три седловины (фото 176). Здесь на хороших площадках останавливаемся на обед.

В 15.30 начали движение вниз. Спускаемся по пологим травянисто-осыпным склонам с участками гладких бараньих лбов. Придерживаемся левого борта долины и идем в направлении большого камня, который выделяется на склоне (фото 177). За камнем появляется тропка, которая в дальнейшем становится хорошо натоптанной. Тропа сбрасывает высоту, прижимаясь к левому борту (фото 178), чтобы обойти скальные сбросы, и в конце приводит к травянистому склону, где она пропала в траве (фото 179).

Спускаемся по склону крутизной около 350 без тропы (фото 180) и в 17.35 достигли пологой части долины ниже скальных сбросов. Здесь обнаружили слабую тропу, которая привела к лесу, где стала более четкой. Тропа спускается траверсами по лесу. За один переход спустились к болотистой части долины. Провели разведку места для лагеря и, преодолев болотистый участок с ручьями, в 19.00 поставили палатки на уютной поляне (фото 181). Ручьи с чистой водой рядом.

Приятно было после трудного дня освежиться в ручье. Нашлись и дрова, и мы вечером ужинали у костра.

Выводы и рекомендации: Перевал Доломиты Северный соответствует категории 1Б. Определяющая сторона восточная скально-осыпная. Существует альтернативная седловина перевала, которая немного проще, чем та, которой ходят спортивные группы, но выше на 50 метров. Она тоже соответствует категории 1Б. К сожалению, информации о ней в отчетах спортивных групп я не нашел. Зато после похода, готовя отчет, нашел в интернете много подробной информации об этой седловине. Оказывается, этим вариантом давно и много пользуются самодеятельные группы туристов, гуляющие по горам. Скалы в середине склона легко проходятся по полочкам без перил в наиболее узкой части. Подробную информацию об альтернативном варианте прохождения перевала Доломиты Северный можно, например, посмотреть здесь https://asvetka.livejournal.com/67052.html и здесь https://yadi.sk/a/axmm4P113WSKXg.

Итоги 10дня

8ч48м (3ч00м – до перевала, 2ч55м спуск до озера

+680 м -1310 м

2090 м, N4316.637 'E42 11.678'

9,5 км

Фото.157. Начало подъема к пер. Доломиты северный. Красным показан наш путь, желтым – альтернативный по краю осыпей.

Фото 158. Площадки среди камней на 2 палатки. Воды рядом нет.

Фото 159. Дальнейший подъем к перевалу идет по осыпям и снежникам.

Фото 160. Перевал Доломиты Северный с запада.

Фото 161. На космоснимке рядом с пер. Доломиты Сев. видна еще одна седловина с рыжей осыпью.

Фото 162. Выше перевала Доломиты Сев. (седловина 1) обнаружили еще 2 седловины.

Фото 163. Седловина 3 с рыжей осыпью.

Фото 164. Рыжая осыпь от седловины 3 тянется до озера. Но в середине склона видны скальные выходы.

Фото 165. Траверсом по скалам спускаемся под седловину пер. Доломиты Сев.

Фото 166. Подъем на пер. Доломиты Сев.

Фото 167. Левее под острым пиком видна еще одна седловина.

Фото 168. Группа на пер. Доломиты Северный.

Фото 169. Спуск на скально-осыпную полку по перилам.

Фото 170. Спуск по перилам на скально-осыпную полку.

Фото 171. Обход большого камня на полке по снежнику.

Фото 172. Выход со скальной полки на осыпь.

Фото 173. Траверс осыпи над озером.

Фото 174. Вид склона под разведанными седловинами 2 и 3. Видны скальные сбросы.

Фото 175. Спуск с перевала к нижнему краю озера.

Фото.176. От озера видны все три седловины.

Фото 177. Спускаемся в направлении большого камня у левого борта долины.

Фото 178. Тропа прижимается к скалам левого борта.

Фото 179. Тропа выводит на травянистый склон и теряется.

Фото 180. Спуск по травянистому склону на пологую часть долины.

Фото 181. Лагерь на ровных площадках в долине р. Чиринкол.

Фото 182. Схема движения в десятый день, 9.07.2018

11 день – 10.07.2018 Долины рек Чиринкол, Кубань и Уллукам

Утром отличная солнечная погода. Хорошо просматривается крутой скальный склон, поросший лесом, по которому мы спустились из висячей долины перевала Доломиты Северный. Везде видны скальные сбросы (фото 183). Без тропы здесь было бы спуститься нереально.

Сегодня у нас по плану прохождение долин рек Чиринкол и Кубань и подход под перевал Хотютау (надеемся, что мост через р. Кубань цел – если его снесло, то у нас будут большие проблемы). Выходим в 7.30. у реки вышли на нечеткую автомобильную дорогу, по которой через несколько минут прошли отличное место стоянки с сиденьями и столиком (фото 184).

Дальше дорога становится более четкой. Но разлившаяся после непогоды река и боковые притоки на многих участках заливали дорогу так, что приходилось пробираться по обочинам или ближайшим кустам (фото 185). В некоторых местах на дороге были глубокие промоины от протекавших потоков. Через переход дорога стала лучше, и на ней появились свежие автомобильные следы. Это вселило в нас уверенность, что мост цел. В 10.18 дошли до моста (фото 186), перешли на правый берег р. Кубань и стали подниматься по дороге вверх по долине. Через 2 перехода прошли мимо летовки. В 14.00 подошли к Ворошиловским кошам. Немного выше за ними на левом берегу реки находится погранпост. Пограничники с тяжелой техникой суетятся вокруг моста на другой берег. Оказывается, мост подмыло, и пограничники укрепляют его, чтобы он не обрушился. Сначала они не обратили на нас внимания, но потом один человек занялся нами и проверил документы.

Время обеденное, и мы отошли к правому борту долины, где протекает чистый ручей, и остановились пообедать. Погода солнечная, жаркая. Мы расслабились и позволили себе немного поваляться. После обеда в 16.45 пошли дальше. Тропа идет недалеко от реки с плавным подъемом. По пути открывается вид на перевал Азау (фото 187). Хорошо видно начало подъема в долину р. Уллукам, вытекающую из ущелья с пер. Хотютау (фото 188). Переходим по мосту р. Уллукам (фото 189), и подходим к началу крутого подъема в ущелье (фото 190). Отсюда становится виден Эльбрус. Здесь хорошие пологие поляны с кустами, где можно поставить палатки. Но вода только из мутной реки. Поднимаемся по тропе на крутой левый берег р. Уллукам. Сверху открывается красивый вид на долину в лучах низкого солнца и непривычный вид на скалистый Эльбрус. Еще через 2 перехода по тропе вдоль реки, и в 19.50 мы пришли к месту ночевки под перевалом Хотютау (фото 191). Здесь хорошие готовые площадки (фото 192). Чистая вода недалеко в ручье из-под перевала. От места стоянки виден наш перевал (фото 193).

Итоги 11 дня

ЧХВ

6ч04м (1ч28м до моста, 4ч04м до погранпоста)

-290 м, +960 м

2760 м, N43 18.165'

E42 22.486'

16 км

Фото 183. Вид на скальные сбросы висячей долины пер. Доломиты Сев. от места ночевки.

Фото 184. Хорошее место для лагеря.

Фото 185. После непогоды ручьи на многих участках заливали дорогу.

Фото 186. Мост через р. Кубань.

Фото 187. В верховьях долины становится виден пер. Азау (1А).

Фото 188. Начало подъема в долину р. Уллукам.

Фото 189. Мост через р. Уллукам из-за большой воды начинает разрушаться.

Фото 190. Перед началом подъема в долину р. Уллукам становится виден Эльбрус.

Фото 191. По долине р. Уллукам идет хорошая тропа. Место ночевки под пер. Хотютау обозначено треугольником.

Фото 192. На месте ночевки есть хорошие готовые площадки.

Фото 193. От места ночевки виден пер. Хотютау.

Фото 194. Схема движения в одиннадцатый день, 10.07.2018

12 день – 11.07.2018 Перевал Хотютау (1Б, 3550 м) – л. Б Азау – л. М. Азау - ст. Старый Кругозор – поляна Азау

Перевал Хотютау (1Б, 3550 м)

Перевал Хотютау 1 Б (3 550 м)

Расположение: З-В. Граница республика Карачаево-Черкессия и республики Кабардино-Балкария, Приэльбрусье, соединяет долины рек Уллукам и Баксан.

GPS координаты WGS (град): 43,296975N, 42,401806S, 3550 м

Определяющие участки: Подъем проходит по средней подвижной осыпи. Спуск по мелкой подвижной осыпи с последующим выходом на открытый ледник.

Тактика прохождения: Подъём плотной группой в касках по средней осыпи по крутой тропе. Спуск по скально-осыпному склону до ледника. Возможен камнепад. Ледник под перевалом открытый, есть промоины.

Выходим в 7.17. От места ночевки тропы нет. Постепенно набирая высоту в сторону перевала, смещаемся ближе к правому борту долины, где обнаруживаем тропу. Далее идем по ней: тропа поднимается по каменистому склону с редкой травой (фото 195). Затем склон становится осыпным. При приближении к перевалу тропа уходит на правый осыпной склон, заранее набирая высоту (фото 196). Дальше склон становится круче, и тропа серпантином выводит на седловину (фото 197). Вышли на перевал в Сняли записку группы туристов из г. Санкт-Петербурга от 27.08.2017 (рук. и номер м/к неразборчиво) (Прил 3). С перевала открывается отличный вид на Эльбрус и наш путь по леднику (фото 198). Фотографируемся и в 12.20 начинаем спуск с перевала (фото 199).

Спуск идет по крутой тропе на осыпном склоне (фото 200). Надо быть осторожным, чтобы не скинуть камни. Спустившись на ледник, пошли в сторону Эльбрусского озера. Ледник пологий, открытый без трещин. Только возле скал у перевала есть пятна снега. Проходим один переход и на удобном пологом холмике с моренным чехлом в 12.55 остановились на обед.

В 15.40 после обеда пошли дальше. Ледник идет плавными перегибами, трещин нет. Только мешают многочисленные ручьи, стекающие по леднику. Местами они становятся большими и их приходится обходить или искать удобное место переправы. По пути обошли большое ледниковое озеро.

Около перевала Эхо войны выходим с ледника на левую морену, переправившись по камням через большой ледниковый ручей (фото 202). Точнее, это не морена, а тонкий каменный чехол на льду, но со стороны очень похож на морену.

Пересекаем морену, одеваем кошки и по широкой дуге пересекаем ледник Большой Азау (фото 203). Ледник открытый, пологий, трещин на нашем пути не было. Спустились с ледника к левобережным моренам, сняли кошки и по моренным валам пошли в сторону канатки. Через 10 минут спустились на обширный пологий участок, который раньше был ложем отступившего ледника. Пересекаем многочисленные ручьи и через 20 минут плавного подъема по появившейся тропе вышли к Эльбрусскому озеру (фото 204). Отдохнув здесь, обходим озеро слева и, выйдя на тропу, начали спуск к станции канатки. Тропа спускается вниз с крутыми перепадами (фото 205).

Перед выходом на трассу, где зимой катаются горнолыжники, пересекли бурный ручей. В 17.45 спустились к станции «Старый Кругозор» (фото 206). Но канатка уже не работала. На наше счастье на станции оставался еще один работник. Мы договорились с ним и нас спустили в вагончике в Азау. Устроились в отеле «Роза Азау» рядом с канаткой. По телефону уведомили спасательную службу о завершении маршрута и послали смс-ки связным МКК. На этом наш маршрут был закончен.

Оставшиеся дни участники посвятили обзору достопримечательностей Баксанского ущелья и экскурсии на «Приют 11».

Итоги 12 дня

7ч20м

+790 м

-1200 м

2350 м, 43°15'59"N

42°28'49"E

16 км

Фото 195. Подъем идет по каменистому склону с редкой травой. Обозначено место ночевки.

Фото 196. Выше тропа уходит на осыпной склон правого борта.

Фото 197. Под седловиной склон становится круче и тропа серпантином выводит на перевал.

Фото 198. Группа на пер. Хотютау.

Фото 199. Вид с перевала на л. Б. Азау и наш путь спуска.

Фото 200. Спуск с пер. Хотютау на л. Б. Азау.

Фото 201. Перевал Хотютау с л. Б. Азау.

Фото 202. Переправа через ледниковый ручей и выход на левую морену.

Фото 203. Путь пересечения ледника за мореной.

Фото 204. Эльбрусское озеро и путь обхода его.

Фото 205. Тропа после Эльбрусского озера спускается вниз крутыми перепадами.

Фото 206. Спускаемся к станции канатки «Старый Кругозор».

Фото 207. Общее фото двух групп в финале маршрута.

Фото 208. Схема движения в двенадцатый день, 11.07.2018

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Среди потенциально опасных участков маршрута особо хочется выделить:

• Перевал Улукёль Западный, категорированный как перевал 1Б, не рекомендуем для прохождения мало подготовленной группе без опытного технического лидера. Перевал окажется по зубам только хорошо подготовленной группе (технически, физически и психологически), т.к. придётся иметь дело с отвесными скалами, возможным камнепадом и нелёгким подъёмом с рюкзаком с помощью жумара.
  • Из-за повреждения моста через р. Мырды путь в а/л по грунтовой дороге был отрезан. Обход с левой стороны долины представляет собой природный лабиринт, сильно заваленный буреломом и заросшими мхом камнями.
  • Спуск с перевала Доломиты Северный потребует уверенной личной техники передвижения по мелкой, средней и крупной осыпи, т.к. линия спуска проходит над озером на крутом склоне с живыми камнями.
Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте

Маршрут включает в себя посещение большого количества знаковых природных и исторических объектов Западного Кавказа и Приэльбрусья. Знакомство с ними послужит поводом для тёплых воспоминаний, т.к. для многих Кавказ ассоциируется именно с этим районом: разнообразие флоры и фауны, наглядное представление различных типов рельефа и его элементов буквально в каждой долине, уникальные и красивейшие озера (Мырдинские, Уллукёль), водопады, пещеры. Здесь также можно найти памятные таблички и следы прошедшей войны (перевал Хотютау является перевалом воинской славы).

Определённо запомнится периодически выглядывающая царственная фигура горы Эльбрус с его ослепительными вершинами. Кульминацией этой «встречи» станет выход на ледник Азау, с которого начинается Эльбрус. Самые внимательные смогут разглядеть фрагменты разбившегося вертолёта, романтичные послания у Эльбрусского озера, знаменитую «Семёрку», ледник Донгуз и т.д. При хорошей погоде и запасе времени стоит прогуляться по окрестностям Терскола, заглянуть на знаменитый водопад Девичьи косы, отправиться на чегетский рынок или подняться на сам Чегет.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Данный маршрут можно назвать универсальным для туристов разного стажа и уровня подготовки, начиная от 2 к.с. Район не «приедается», позволяя даже в пройденных маршрутах реализовывать исследовательские амбиции, совершенствовать навыки личной техники и командного взаимодействия. Вариативность в прохождении препятствий, а также мало или давно описанные участки, сезонные корректировки в состоянии рельефа добавляют элемент новизны и бросают вызов и тем, кто ежегодно возвращается на Кавказ, и тем, кто окажется в нём впервые.

Группой пройдены интересные и разнообразные перевалы, проведены разведки и получена информация по альтернативным вариантам прохождения перевалов Уллукель Вост. и Доломиты Сев. Проведена разведка и уточнена сложность пер. Актур (на картах обозначен как 1А). Его реальная сложность не ниже 2А.

На наш взгляд сложность перевала Уллукель Зап. превышает категорию 1Б. Недаром, судя по отчетам, некоторые группы отказываются от его прохождения, увидев перевал на местности.

В начале июля в горах еще было много снега, что усложнило пер. Уллукель Вост., и упростило подъем на пер. Актур Вост.

Группа прошла маршрут без изменений в запланированные сроки, не затратив запасных дней.

Участники получили опыт прохождения разных перевалов: снежных, скальных, ледовых и осыпных, упрочили свои знания по тактике и технические навыки, отработали командное взаимодействие.

Немаловажной задачей пройденного горного похода было его прохождение в дружественной атмосфере полного доверия между участниками. Внимательность по отношению друг к другу, взаимовыручка, полная отдача на тренировках и сложных этапах маршрута и общий досуг по-настоящему сплотили участников группы, превратив её в настоящую команду. Все участники группы рекомендуются для участия в походах более сложных категорий, в том числе и руководстве.

Использованные материалы, карты

При подготовке маршрута были использованы отчеты:

Отчет о прохождении горного туристского спортивного маршрута 2 к.с.по З. Кавказу, 2016 – рук. Чугунов В., г. Королёв

Отчет о горном спортивном маршруте 2 к.с. по З.Кавказу (Даут, Гвандра), 2017 – рук. Зеленцова Е., г. Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Западному Кавказу (Гвандры) и Приэльбрусью, 2015 – рук. Арутюнян А., г. Дмитров

А также карты и космоснимки на сайте nakarte.me (Карты в фильтрах: Mountain Passes (Westra) Topo 500m Yandex Satellite).

Перечень специального, личного и общественного снаряжения

Личное и личное специальное снаряжение

Обязательным этапом процесса подготовки к походу был смотр снаряжения при проверке на местности (каждому участнику был выслан список с рекомендациями по личному снаряжению):

Стоимость проживания, питания, средств передвижения

В связи с совместным прохождением маршрута с группой Л. Мориц часть расходов была поделена между участниками.

Отчет финансиста:

900р

Еда

60850р

Ср. на чел. (Без учета билетов на самолет и доп. расходов)

8798р

Копии перевальных записок

Перевал/вершина

Пер. Уллукёль Вост. (1Б) /найдена 1.07.2018

Записка группы Петроградского клуба туристов под рук. Княжева Р.А. (м/к №4/2018)

Пер. Уллукёль Зап. (1Б) /найдена 2.07.2018

Записка группы туристов горной секции МФТИ под рук.Кислинского Ю.В. (м/к №58/2017)

Пер. Актур Вост. (1Б, 3483м) /найдена 6.07.2018

Записка группы ФСТ-ОТМ под рук. Хазовой О.С. (м/к №1/3-205)

В. Актур (1Б, 3698м) / найдена 6.07.2018

Пер. Доломиты Сев. (1Б, 3450м) /найдена 9.07.2018

Пер. Хотютау (1Б, 3550м) / найдена 10.07.2018

Записка группы туристов из г. Санкт-Петербурга от 27.08.2017 (рук. и номер м/к неразб)