Автор: Иван Кудашов, г. Новосибирск

Отчет о горном маршруте 4 к.с. по Тянь-Шаню, совершённому с 27 апреля 2018 года по 11 мая 2018 года

Справочные сведения о группе и маршруте

Проводящая организация

Российская Федерация, Новосибирская область, Секция горного туризма Новосибирского Государственного Университета, http://mountain.nsu.ru.

Место проведения: Киргизия, Тянь-Шань, Киргизский хребет.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

14 дней

Сроки проведения

27 апреля 2018 года - 11 мая 2018 года

Пройдено 6 категорийных препятствия 1Б - 2 шт., 2А – 2 шт, 2Б - 2 шт. Провешено: 23 веревки перильных на подъем, 6 на спуск, всего 29 веревок.

Состав группы

№ п. п.

Фамилия, имя, отчество

Туристский опыт перечислить маршруты, совершенные по данному виду туризма с указанием районов и к.с. (У – участник, Р –руководитель)

Обязанности

Смоленцев Николай Борисович

завснар, усиление

Федоров Константин Сергеевич

Алтай 3У, траверс Курумду (2Б)

завхоз

Музкол 5Р, Памир 6У

Подробная нитка маршрута

Заявленная:

Альпинистский лагерь Ала-Арча – д.р. Адыгене – траверс вер. Адыгене (пер. Адыгене (1Б, 4030) – вер. Адыгене (4300) – лед. Панфилова) (2А , 4300) – пер. Смена Южный (2Б, 4100) – д.р. Ала-Арча – лед. Топ-Карагай– траверс п. Фестивальный (пер. Жаркий –п. Фестивальный (спуск с пер. Фестивальный) (2Б, 4500) – л. Алтын-Тор –– д.р. Аламедин – лед. Тоо-Карын- пер. Тоо-Карын (2Б, 3950) – траверс с радиальныйм выходом на п. Анжелы Дэвис (пер. Карнизный) – п. Анжелы Дэвис - пер. Искра Ценр.) (4680, 2А) – д.р. Иссык-Ата – курорт Иссык-Ата

Пройденная:

Альпинистский лагерь Ала-Арча – д.р. Адыгене - пер. Майда-Адыр (1А) - траверс вер. Адыгене (2А, 4300) –– д.р. Ала-Арча – лед. Топ-Карагай – пер. Жаркий (2Б, 4300) – пик Фестивальный радиально(1Б, 4530) - Пер. Алтын- Тор-Ашу (2А, 4000) – л. Алтын-Тор –– д.р. Аламедин – лед. Тоо-Карын - пер. Тоо-Карын (2Б, 3950) – ледник Искра – радиально п. Искра (1Б, 4680) – пер. Искра Ценр. (2А , 4480) – спуск д.р. Иссык-Ата – курорт Иссык-Ата

Обзорная карта проведения маршрута

Фотография 1 – Акклиматизационное кольцо

Фотография 2 – Участок маршрута д.р. Ала-Арча – д.р. Топ-Карагай – пер. Жаркий – пер. Алтын-Тор-Ашу – д.р. Адтын-Тор

Фотография 3 – Д.р. Аламедин

Фотография 4 – Д.р. Аламедин - пер. Тоо-Карын – ледник Салык – ледник Искра – пер. Искра Центральная – д.р. Иссык-Ата

Определяющие препятствия

2А, 4300

Скально-ледовый, снежный

График движения пройденный

Все «лево» и «право», если не оговорено особо, считаются орографически.

Указанный километраж с учетом районного коэффициента 1,2.

Дни пути

Участки маршрута

км

Заезд в Ала-Арчу

Занос заброски по Ала-Арче, подъем по р. Адыгене до высоты 2600

Заход под пер. Майда-Адыр (1А)

Пер. Майда-Адыр (1А), траверс п. Адыгене (4400,2А*)

Спуск в д.р. Ала-Арча

Берём заброску, подъем по долине лед. Топ-Карагай

Подход под пер. Жаркий, предварительная обработка маршрута

Пер. Жаркий

Радиальный выход на п. Фестивальный (4530), разведка траверса до пер. Фестивальный

Пер. Алтын-Тор-Ашу (2А)

Спуск по д.р. Алтын-Тор, затем д.р. Аламедин, подъем в сторону пер. Тоо-Карын, ночевка на 2800

Подход под пер. Тоо-Карын, предпровес

Пер. Тоо-Карын

Заход на пер. Искра Центральный, радиально п.Искра Центр. (4585)

Спуск с пер. Искра Центр., выход по д.р. Ыссык-Ата

Суммарно пройдено 120 км с учётом рельефа.

Высотный график маршрута

Фотография 5 – Высотный профиль акклиматизационного кольца

Фотография 6 – Высотный профиль основной части маршрута

Изменения маршрута и их причины

Траверс вершины Адыгене был совершен с пер. Майда-Адыр (заявленный запасной вариант), а не с пер. Адыгене, по причине повышенной лавинной опасности пер. Адыгене.

По причине болезни одного из участников и повышенной лавинной опасности в районе мы отказались от прохождения перевала Смена Южная. Выходили по заявленному запасному варианту – спуск по д.р. Адыгене.

Вместо первопрохождения траверса п. Фестивальный был пройден заявленный пер. Алтын-Тор-Ашу. Причина – превышение сложности траверса допустимого для похода 4 к.с. 2Б. По моей оценке данный траверс – 3А.

Вместо траверса п. Анжелы Дэвис – пер. Искра Центр. с радиальным заходом на пик Искра. Причина – предполагаемая повышенная лавинная опасность перевала Карнизный (с которого предполагался спуск) и отсутствие запасного времени в случае невозможности прохождения маршрута по выбранному варианту. Траверс требовал два дня, а через три были куплены билеты на самолет.

Техническое описание прохождения и дневник маршрута

Все лево и право, если не оговорено особо, считаются орографически. Время везде указано местное киргизское. Светлое время суток: с 6 до 20.

Альплагерь Ала-Арча – занос заброски в ущелье реки Топ- Карагай – подъем по д.р. Адыгене

28.04.2018

+500

Пройденное расстояние, км:

На первое утро утро похода был запланирован занос заброски в долину реки Топ-Карагай. Подъем был назначен на 6:30 утра. Вышли мы в 7:30. Заброска была сформирована в предыдущий вечер (как выяснилось опосля, в неё случайно ушло большинство нашего чая, так что на акклиматизационном кольце чай был светловат). Пошли не всей группой, остались Костя Федоров и Василий Коваль. Костя не до конца справился с травмой колена, полученной до похода, Василий вызвался составить ему компанию. Также им было дано задание приготовить обед к нашему приходу, чтобы без задержек стартовать по Адыгене после заноса заброски.

Хорошая тропа идет фактически до слияния Ала-Арчи с Топ-Карагаем, так как места эти очень даже хоженые множеством альпинистов и туристов. Но пришлось пару раз бродить Ала-Арчу. Вначале тропа идёт по правому берегу, затем переходит на левый. Можно продолжить движение по правому, но там не так удобно идти, достаточно крутой склон, по которому придётся идти траверсом. Перед впадением Топ-Карагая мы перешли на правый берег. Перебродили, сняв ботинки. Если воды будет некомфортно много для брода – метров в 500 от впадения Топ-Карагая есть мост через Ала-Арчу.

Подниматься по Топ-Карагаю лучше по правому берегу, прямо под правым склоном (метров 200 от впадения Топ-Карагая в Ала-Арчу), а не идти по руслу, где придется прыгать по камням. По р. Топ-Карагай поднялись на 280 метром (высота 2780), где и оставили заброску. На месте оставления заброски были в 11:00, то есть путь занял 2:30. Спустились в альплагерь в 13:00.

Вышли где-то в 15:00. Мост через Ала-Арчу – в километре от альплагеря вниз по течению. По правому берегу Адыгене идет хорошая, в одном месте есть развилка, в которой нужно пойти левее (по ходу движению), нижняя тропа является тупиковой. На ночевку встали в 18:00 чуть выше слияния Адыгене и Тестора, так как там было удобное место. На следующий день нам нужно было подниматься по Тестору под перевал Адыгене. Высота ночевки 2640 м (N42° 33.335' E74° 27.405'), всем спалось хорошо.

Д.р. Тестор – подход под пер. Майда-Адыр

29.04.2018

+1240

Координаты точки ночевки:

N42° 32.696' E74° 24.981'

Пройденное расстояние, км:

Вышли в 7:40. Второй день похода был целиком посвящен подъему под перевал Адыгене. Часть пути прошли в снегоступах по причине глубокого и влажного снега.

На обеде (на высоте 3370) открылся вид, который приведен на фото. Было известно, что за день до нашего приезда шел снег (то есть 27 апреля). Видны слабые лавинные выносы под скалами.

Фотография 7– В снегоступах по Тестору. Прямо по курсу – пер. Адыгене, чуть правей – вер. АдыгенеСтало понятно, что вариант с перевалом Адыгене является лавиноопасным, что при наличии альтернатив делало его прохождение неоправданным риском. Поэтому было принято решение идти вариант из перевала Майда-Адыр (1А) и дальнейшего траверса с него вершины Адыгене.

Перевал Майда-Адыр (1А) часто ходится, чаще всего насквозь, для перехода с долины Адыгене в долину Джеламыша. Заход под него осуществляется по д.р. Тестор с подъемом на правый склон русла.

Таким образом, на второй день мы зашли под перевал Майда-Адыр в 19:00 и там встали на ночевку. Там были хорошие площадки под ночевку (N42° 32.696' E74° 24.981', высота 3880), а чуть ниже в камнях тёк ручей. Также этим вечером Василий Коваль пожаловался на самочувствие, он сильно кашлял и вообще имел симптомы простуды. Но так как шёл он в этот день нормально, было решено пройти траверс Адыгене, а потом уже смотреть по самочувствию.

Перевал Майда-Адыр – траверс вер. Адыгене – спуск на ледник Панфилова

30.04.2018

+500, -550

Пройденное расстояние, км:

В этот день вышли в 7:10 утра, так как склон был лавиноопасен, и нужно было его идти по холоду, пока он не начал подтаивать. В 7:40 подошли под склон. Я выбрал группу из трех наиболее выносливых физически участников, включая себя, оставив остальную группу контролировать нас на склоне визуально, чтобы в случае лавины зафиксировать место, где пропал участник. Также на нас были биперы. Связываться не стали, так как такая тактика подъема по лавиноопасному склону подразумевает постоянную смену лидера, чтобы пройти его как можно быстрей. Подымались на перевал по линии падения воды, не подрезая склон. Пройдя треть подъема (набор около 100 метров), было сказано подниматься оставшейся части группы. В 9 утра мы выбрались на перевал Майда-Адыр, последний участник был на перевале в 9:30. Тура там не обнаружили, возможно, он был под снегом. Сам перевал никакой технической трудности не представляет, и соответствует заявленной сложности 1А. Координаты седловины пер. Майда-Адыр, на которую мы вышли - N42° 32.464' E74° 24.608', высота 4160 м.

Дальше продолжили движению по гребню, гребень широкий, до начала подъема на вершину Адыгене пешеходный, хотя в некоторых местах встречаются разрушенные скалы, проходимые простым лазаньем. Расстояние до начала подъема на вершину от перевала – 1 км. Мы подошли под вершину в 11 часов. Дежурные взялись за готовку обеда, а два человека были отправлены на предварительную обработку маршрута. Следует отметить, что склон Адыгене со стороны перевала Майда-Адыр представлял из себя голый лёд. Предварительно было провешено две ледовые веревки. После этого провешивающие спустились, дабы насладится обедом, а пообедавшие отправились наслаждаться льдом (что справедливо).

Получилось, что обед был размазан во времени, как электрон в пространстве вокруг атома и занял время от 11 до 13:30 (когда с места обеда вышли последние).

На подъем было повешено 8 веревок, одна из них – горизонтальные перила в зоне закрытых трещин на одной из ледовых ступеней ледника. По ощущению, при том состоянии склона, при котором был совершен подъем на вершину, траверс представляет из себя верхнюю категорию для перевалов 2А, так как подразумевает 7 настоящих ледовых веревок с крутизной до 40°.

Первый участник был на вершине в 16:30, последний – в 17:00. Устроили там перекус и разведку оптимального спуска, так как снег уже размок, а кататься во влажных лавинах желания не было. Координаты вер. Адыгене - N42° 31.901' E74° 24.831', высота по GPS – 4380 м.

Немного пройдя по отходящему на восток гребню, начали спуск к леднику. Спуск идет по кулуару, снега было не много. Единственную сложность представляла крайне подвижная каменная осыпь в самом низу кулуара. А в общем, спуск пеший, по куруму. Спуск начали в 18:40. Где-то в 20:00 мы спустились к леднику и продолжили движению до удобных для стоянки мест вниз. На лагерь встали в 20:30. Координаты лагеря - N42° 31.663' E74° 25.389', высота 3840 м.

Ледник Панфилова – д.р. Адыгене – альплагерь «Ала-Арча»

1.05.2018

-1650

Пройденное расстояние, км:

С утра с новыми силами, вызванными снижением высоты ночевки на целых 40 метров (в сравнении с предыдущей), побежали вниз. Так же нас подбадривали ветер и мокрый снег. Где-то на подходе к леднику Адыгене было принято героическое решение идти до альплагеря «Ала-Арча», отказавшись от прохождения перевала Смена Южный. Решение такое было принято по причине плохого самочувствия одного из участников, который решил завершить свое путешествие. И это было правильно, так как у него был очень неприятный бронхиальный кашель и температура. Им в сопровождение было нужно как минимум два человека, а разделяться не хотелось. Второй, и главный фактор, это установившаяся непогода, которая по прогнозу должна была занять как минимум ещё один день. А перевал Смена Южная известен своей исключительной лавиноопасностью на спуск (в сторону д.р. Ала-Арча). Благо, у нас в группе присутствовали сему живые свидетели (катанию в лавине с того перевала). Так что было принято решение, без ущерба для прохождения похода 4 к.с., отказаться от перевала Смена Южный. К моей грусти и печали (а я ждал бунта фанатов двоек Б), все с радостью согласились с решением руководителя.

Отобедав и дождавшись какого-то просвета в тучах, в 2 часа дня мы вышли в сторону альлагеря. Вплоть до альплагеря от станции ГМС ведет промаркированная тропа, нужно её держаться.

Альплагерь «Ала-Арча» - д.р. Ала-Арча – заброска – д.р. Топ- Карагай

2.05.2018

+1100

Пройденное расстояние, км:

Оставив в лагере больного участника в 7:00 утра мы выдвинулись в путь. От альплагеря до места заброски по уже известной нам тропе прошли 4 с половиной часа.

Подъем вверх по р. Топ-Карагай идет вдоль русла по правой стороне, но после скальной пробки нужно переходить на левую сторону, так как правый склон ручья сильно камнеопасен. Пока мы шли, летали булыжники разнообразных размеров, вплоть до телевизионных.

Фотография 8 – Вдоль р.Топ-Карагай в сторону пер. Жаркий

Пройдя крутой участок мы вышли на пологую терассу, кто было вдоволь воды и плоских мест, и встали там лагерем в 18:00. Координаты - N42° 30.582' E74° 30.084', высота – 3250 м.

Д.р. Топ-Карагай – ледник Топ-Карагай

3.05.2018

+650

Пройденное расстояние, км:

Вышли мы в 7:10 утра. Подъем лежит по правой морене долины Топ-Карагай.

Фотография 9 – Подход под пер. Жаркий по долине ледника Топ-Карагай

Фотография 10 – Д.р. Топ-Карагай, вид в сторону р. Ала-Арча

Когда оказались где-то на траверсе пер. Жаркий – начали движение в его сторону. Движение вначале идет по моренным валам, и только под конец выходит на ледник Топ-Карагай.

Фотография 11 – Спуск с моренного вала на ледник Топ-Карагай. Прямо спереди – пер. Жаркий

На месте под лагерь были в 11:30 дня (координаты 42°28'54.56"С 74°32'6.83"В, высота – 3900 м). Сразу начали готовить обед, чтобы после оперативно начать предварительную обработку маршрута, так как на небе была переменная облачность, и были опасения, что может начаться снег. После обеда четыре человека пошли на предварительную обработку маршрута.

На фотографии 12 показан маршрут на перевал Жаркий.

Фотография 12 – Маршрут подъема на перевал Жаркий

На фотографии 13 показаны две первые веревки маршрута. Склон снизу был покрыт достаточно плотным снегом, поэтому до крутизны градусов 30 можно было подниматься, делая ступени, в связках. После начала выкручивания склона начали делать станции на ледовых бурах. Кроме того, с увеличением крутизны склона начали появляться участки голого льда.

Фотография 13 – Веревки предварительной обработки маршрута на перевал

Фотография 14 – Последняя из предварительно провешенных веревок

До 5 часов вечера провесили три веревки. Дальше было вешать не оптимально с точки зрения расположения следующей станции.

Из-под перевала с ледника открывается вид на перевал Фестивальный, который первопрошла в 1997 году группа турклуба «Ювента» под руководством Жигарева. Они определили его как 3А. Выглядит он, по нашему мнению, как верхний предел для 3А, а то и 3Б.

Фотография 15 – Перевал Фестивальный с ледника Топ-Карагай

Ледник Топ-Карагай – пер. Жаркий

+440

Пройденное расстояние, км:

При предварительной обработке маршрута мы прикинули, что работы на нем до перевала ещё где-то на день. Поэтому подъем был ранний – в 5 утра. На маршрут вышли в 7:00 утра. С утра шел снег, видимость была плохая. Начало первой веревки нашли, так как закрепили на перилах и воткнули в начале треккинговую палку. Веревку под снегом видно не было.

Фотография 16 – Погода в день подъема на перевал Жаркий

Все станции до перевала – ледовые, на бурах. Подъем – по ходу движению по левой части ледника, но не прижимаясь сильно к его левому краю. Пытаться выйти по центру перевала смысла нет, придётся преодолевать зону трещин. При подъеме по причине снежной и теплой погоды очень сильно обледеневала веревка, что замедлило наше продвижение вверх.

На перевал вышли в 6 часов вечера, сразу начали ставить лагерь. Когда погода вечером чуть прояснилась, выяснилось, что место мы выбрали не самое оптимальное, встали на каком-то пупыре, хотя можно было приспуститься и встать в мульде, где и ветра меньше, и до туалета ходить удобней.

Фотография 17 – Вил на перевал Жаркий со стороны пика Фестивальный

Всего на перевал было провешено 12 веревок. Считаю, что по менее снежной обстановке, когда придется проходить его целиком по льду, преодолевая трещины, это будет однозначная 3А. В нашем случае это была сильная 2Б. Крутизна льда нигде не превышает 55 градусов. На фотографии - перевал Жаркий летом, видно, что там, где у нас был снег, и не было трещин – летом лед и открытые трещины, что дополнительно усложнит данный перевал.

Фотография 18 – Перевал Жаркий летом. Фотографии не наша, найдена в Panoramio Координаты перевала - N42° 28.658' E74° 32.587', высота по GPS – 4350.

Радиально вер. Фестивальный. Полудневка

5.05.2018

+200

Пройденное расстояние, км:

На этот день у нас была запланирована дневка с радиальным выходом на вершину Фестивальный и разведкой возможного траверса через вершину Фестивальный на перевал Фестивальный с дальнейшим спуском по леднику Алтын- Тор.

С утра была отличная ясная погода. Подъем от перевала Жаркий на вершину Фестивальный трудности не представляет и оценивается в 1Б. Хотя склон может представлять лавинную опасность, но его всегда можно обойти по скалам с несложным лазаньем.

Фотография 19 – Путь от лагеря на пик Фестивальный

Подъем вначале идет вдоль левых (по ходу скал). Поднявшись под верхние скалы – вылезли на них и пошли по гребню до вершины (координаты вершины N42° 28.675' E74° 32.831').

Фотография 20 – На пик Фестивальный

Фотография 21 – На пик Фестивальный

Фотография 22 – Вид с вершины Фестивальный в сторону ледника Туюксу Северный

После вершины пошли разведывать возможность спуска на перевал Фестивальный с вершины, или смотреть какой-нибудь вариант спуска на ледник под перевалом Фестивальный.Движение по гребню в связках. В одном месте перед скалами организовали станцию на бурах для прохождения 2-метровых некрутых скал. К сожалению, разведка показала, что спуск на перевал Фестивальный со стороны вершины Фестивальный представляет крутую и узкую разрушенную скалу, и возможно, превысит возможную для нас категорию перевала, поэтому там же мною было принято оставаться на дневку, а на следующий день идти перевал Алтын-Тор-Ашу.

Фотография 23 – Спуск к перевалу Фестивальный с гребня вершины Фестивальный

Фотография 24 – Вид на перевал Фестивальный с гребня вершины Фестивальный

Фотография 25 – Вид на пик Фестивальный

Пер. Жаркий – ледник Туюксу Северный – пер. Алтын-Тор- Ашу

+440

Пройденное расстояние, км:

Я уже заходил на перевал Жаркий с неопределяющей стороны (со стороны ледника Туюксу Северный), по это причине маршрут спуска мне был известен. Маршрут идёт через ледник перевала Жаркий вдоль правого борта ледника (со стороны пика Грязнова), затем выходишь в кулуар, по которому спускаешь до ледника Туюксу Северный.

Фотография 26 – Вид на пик Грязнова с перевала Жаркий

Фотография 27 – Спуск с перевала Жаркий

Координаты точки, к которой мы вышли - 42°28'4.83"С 74°32'6.98"В. Отсюда можно начинать и подъем на перевал Жаркий. При спуске нужно держаться всё время правой стороны ледника, так как по центру ледника находятся сбросы.

Фотография 28 – Сбросы ледника под перевалом Жаркий со стороны Туюксу

Путь от спускового кулуара с перевала Жаркий до подъема на перевал Алтын- Тор-Ашу занял час, в 10:20 мы были под перевалом Алтын-Тор-Ашу. Подъем на перевал по снегу не представляет сложности, так как идешь, делая ступени. Но данный перевал представляет некоторую лавинную опасность. В нашем случае снега была не очень много, плюс экспозиция склона западная, поэтому утром он был в тени. На подъем прошли в связках по линии падения воды под правый конец скал, затем по камням справа от скал. Координаты перевала - N42° 28.029' E74° 32.816'.

Фотография 29 – Перевал Алтын-Тор-Ашу

С седловины перевала стало видно, что на склоне в сторону д.р. Алтын-Тор имеются лавинные выносы. Было принято решение спускаться по скалами слева от седловины, провешивая веревки.

Всего на спуск понадобилось 3 веревки, последняя веревка была пущена от нижнего скального выхода вниз, это было сделано для защиты от лавины, а не для страховки, так как склон там уже 15 градусов.

Фотография 30 – Вид с перевала Алтын-Тор-Ашу в д.р. Алтын-Тор

Фотография 31 – Спуск с перевала Алтын-Тор-Ашу

Фотография 32 – Вид на перевал Фестивальный. Справа – спуск от пика Фестивальный на перевал Фестивальный

С перевала мы спустились в 12:30 дня. После обеда вышли в 13:30. Спуск идет по правому краю долины по моренным валам.

Фотография 33 – Моренные валы в долине ледника Алтын-Тор

Фотография 34 – Спуск по д.р. Алтын-Тор

В конце дня опустился плотный туман, который сделал наше дальнейшее перемещение печальным и неэффективным, поэтому мы встали на ночевку рано, в 17:30.

Координаты ночевки - 42°27'33.13"С 74°35'50.02"В, высота 2950.

Спуск по д.р. Алтын-Тор – д.р. Аламедин – подъем в сторону пер. Тоо-Карын

-100

Пройденное расстояние, км:

Спуск по р. Алтын-Тор тривиален. Где-то в километре от слияния рек Алтын- Тор и Аламедин необходимо двигаться по левому берегу Алтын-Тора и стараться придерживаться тропы. По руслу идти не нужно, даже зимой, в русле лежат крупные камни, по которым крайне неудобно передвигаться, и когда мы попытались это проделать в зимнем походе в 2015 году, то чуть не сломали ноги.

Аламедин лучше бродить в районе слияния с Алтын-Тором (42°29'39.38"С 74°39'16.29"В).

Фотография 35 – Брод через р. Аламедин

После слияния рек тропа переходит на правый берег. Нам было нужно двигаться до долины Тоо-Карын. Начало подъема на перевал Тоо-Карын из д.р. Аламедин начинается с характерного конуса селевого выноса (42°30'58.70"С 74°39'21.05"В).

Фотография 36 – Начало подъема в долину, ведущую на пер. Тоо-Карын из д.р.Аламедин

Подъем проще вести по правому орографически краю осыпи. После преодоления осыпи, наверху, есть неплохое место для стоянки, и при этом имеется вода (по крайней мере, весной). А вообще с водой на Киргизском хребте много где проблема.

На ночевку встали в 19:00 вечера. Координаты - 42°31'13.18"С 74°40'4.31"В.

Подход под пер. Тоо-Карын – предварительная обработка маршрута на пер. Тоо-Карын

+1000

Пройденное расстояние, км:

Встали в 6:00 утра, вышли в 7:40. Под перевал дошли за 5 часов. Открытый ледник начался где-то за километр до перевала, движение по правой морене.

Фотография 37 – Ледник Тоо-Карын, впереди перевал Тоо-Карын, подъем по правой морене

Фотография 38 – Вид вниз в д.р. Аламедин

Где-то в полукилометре от перевала есть хорошее, ровное место под стоянку. Причем одну из палаток мы поставили на камень, который сформировал ровную платформу. Координаты ночевки - N42° 30.440' E74° 41.598'.

Фотография 39 – Место под ночевку под пер. Тоо-Карын

Группа из 3 человек отправилась на предварительную обработку маршрута, а мы занялись полудневкой.

К вечеру группа вернулась, веревки были провешены до перевала. Станции – на крючьях. Обрабатывать маршрут с рюкзаками и с ходу считаю нецелесообразным, так как он имеет крутизну до 80 градусов, на нем нет удобных мест для остановки группы. Попытки прохождение перевала с ходу обычно заканчивались ночным прохождением. При большей протяженности это вполне могла бы быть 3А или 3Б. При нашем прохождении – весной, некоторые участки скал были залиты льдом, что создало проблемы для лазания даже для Миронова Сергея – человека с первым разрядом по альпинизму и отличного скалолаза. Так что адекватно оценивайте возможности своей группы для прохождения данного перевала.

Пер. Тоо-Карын

+200, -200

Пройденное расстояние, км:

На маршрут вышли в 7:00 утра. Так как под перевалом может быть камнеопасно, да и станции на нем предполагают нахождение более двух-трех человек за раз, то мы разделились на две группы по четыре человека, и второй был отдано распоряжение выдвигаться за нами через час, когда все четверо пройдут первую веревку, и часть освободит вторую станцию (то есть начнет перемещаться по второй веревке). Эта тактика себя оправдала, не было топтания на станциях, все довольно равномерно распределилась по маршруту.

Вся группа собралась на перевале в 13:30.

Фотография 40 – Прохождение пер.Тоо-Карын

Вся группа собралась на перевале в 13:30. Тура на перевале не нашли, сделали свой. Спуск с перевала сверху выглядел лавиноопасным, внизу были видны лавинные выносы. С другой стороны, толщина снега была не очень большой. Спуск мы вели по линии падения воды, только на скальными сбросами пошли параллельно им, так как под снегом были камни, и это можно было сделать относительно безопасно. Сверху может показаться, что логичней и безопасней идти по самому правому кулуару, но это не так. Спуск по правому кулуару круче, а внизу видно существенно больше лавинных выносов.

Фотография 41 – Вид на спуск с пер.Тоо-Карын с ледника Салык Западный Лагерем встали в 16:30 на леднике Салык Западный (координаты N42° 30.075'

E74° 42.418', высота 3800), с отличными видами на вершины Усеченка, Салык-Ашу, пик Анжелы Дэвис и Киргизстан.

Фотография 42 – Вид с ледника из-под пер. Тоо-Карын

Фотография 43 – Вид с ледника из-под пер. Тоо-Карын

Ледник Искра – подход под пер. Искра Цен. – радиально на пик Искра

+500

Пройденное расстояние, км:

В этот день у нас был выбор – идти траверс пика Анжелы Дэвиса со спуском с пер. Юбилейный в стороны р. Иссык-Ата или идти перевал Искра Центральный.

Траверс пика Анжелы Дэвиса проходился минимум за два дня, и по предыдущим отчетам спуск с перевала Юбилейный сильно лавиноопасен. Поэтому было принято решение идти менее интересный, но более надежный вариант – перевал Искра Центральный.

Сперва нужно спуститься с рукава лед. Салык Западный, лежащего под пер. тоо-Карын, к основному лед. Салык Западный.

Фотография 44 – Спуск на ледник Салык Западный

На ледник Искра подъем идет с ледника Салык Восточный по осыпи.

Фотография 45 – Маршрут подъема на ледник Искра

Фотография 46 – Взгляд назад на ледники Салык Восточный и Западный и маршрут от Тоо-Карына на ледник Искра

По леднику Искра мы передвигались вначале по правому ранклюфту. Затем пошли прямо на открывшийся перевал Искра Центральный. Следует отметить, что в гребне видится минимум пять провалов в скалах, которые можно принять за перевал. Правильная седловина – третья от пика Искра (если смотреть со стороны лед. Искра).

Фотография 47 – Перевал Искра Центральная, пик Искра и маршрут подъема на него К перевалу Искра Центральный мы подошли к 14:30 и начали обедать. Место обеда и ночевки - N42° 30.024' E74° 45.587'.

После обеда одна часть группы отправилась на радиальное восхождение на пик Искра, а вторая часть группы занялась разведкой оптимального маршрута спуска с перевала.

В ближайшем к пику Искра провале мы сняли записку ТК «Альтаир» от 25.08.17 под рук. Рыжанкова Д.М.

Фотография 48 – Записка с перевала Искра Ложный

Подъем на пик Искра с ледника Искра ведет вдоль левых скал. Крутизна небольшая, по снегу и скалам можно идти в связках, с кошками и ледорубами. В случае, если склон будет без снега, ледовый, скорее всего, понадобится делать станции на льду, так как при срыве лететь вниз далеко.

Вершина немного дальше той точки, куда обычно все доходят. До вершины нужно идти где-то 50 метров по гребню, который резко обрывается в обе стороны, поэтому идти нужно однозначно в связках.

Фотография 49 – Вид на пик Искра с места, где сложен вершинный тур (неверный)

На вершину поднялись в 18:40. В первом вершинном туре мы нашли записку. В вершинном туре на истинной вершине лежала записка в пластиковой упаковке от советского сухого горючего, но коробка от времени разрушилась и записка размокла и стала нечитаемой.

Фотография 50 – Вершинная записка и упаковка от сухого горючего

Координаты правильной вершины - N42° 29.787' E74° 45.947', высота по GPS – 4585 м.

Пер. Искра Центральная – спуск по д.р. Иссык-Ата

11.05.2018

-1300

2000

Пройденное расстояние, км:

Спуск с перевала Искра Центральный был лавиноопасным, поэтому чуть ниже седловины перевала была организована станция на бурах. От неё удалось спуститься до основного взлета перевала.

Фотография 51 – Первая веревка на спуск. Станция на бурах

На перевальном взлете было очень много снега, поэтому следующую станцию сделали на ледорубах (до льда было минимум 1,5 метра, докопаться не смогли)

Фотография 52 – Начало второй веревки

Вторую веревку сделали до скал, и закрепив её на скальном выступе.

Фотография 53 – Крепление третьей веревки на скале

Фотография 54 – Спуск по третьей веревке вдоль скал

После спуска по третьей веревке вдоль скал склон сильно выполаживается и мы продолжили спуск лицом к склону на три такта.

Фотография 55 – Спуск с пер. Искра Центральный

С перевала все спустились к 13:00. К этому времени уже был готов чай, мы быстро пообедали и отправились вниз.

Вначале спуск идет по центру долины, по моренным валам. Затем, при спуске к урочищу Ортокейл (д.р. Иссык-Ата Северная) необходимо держаться правого края долины, так как иначе есть риск выйти или на сбросы или на неприятную кртую сыпуху. Спуск идет к урочищу Ортокейл идет по некрутой, но неустойчивой сыпухе (порядка 15-20 градусов) и крайне неприятен.

Фотография 56 – Спуск в сторону Иссык-Аты Северной

Фотография 57 –Спуск к Иссык-Аты Северной

Почти сразу после спуска к реке, до её разлива, есть брод, с той стороны идёт тропа. Данная тропа обозначена на карте, и лучше придерживаться её вплоть до выхода к курорту Иссык-Ата.

Итоги, выводы, рекомендации

1. Пройден горный туристский маршрут по Киргизскому хребту, соответствующий четвертой категории сложности.
  2. Пройден перевал Жаркий, по которому нет отчетов в сети, есть только сведения, что его в 1997 году проходила группа ТК «Ювента» (г. Новосибирск) под руководством Жигарева. Нами он оценивается как 2Б*. По нашим условиям перевал соответствует верхней границе перевалов 2Б. В летний период, когда на нем нет снега и трещины открытые – это 3А.
  3. Пройден технически крайне интересный перевал Тоо-Карын, который ходится достаточно редко, а с определяющей стороны – вообще крайне немного прохождений. При этом, данный перевал является очень красивым и техническим интересным. У меня нет сведений о прохождений данного перевала в межсезонье, а в межсезонье у него появилась дополнительная сложность, связанная с обледенелостью скал по маршруту подъема.
  4. Просмотрен вариант прохождения из д.р. Ала-Арча в д.р. Аламедин через перевал Жаркий с дальнейшим траверсом пика Фестивальный до пер. Фестивальный Оцениваемая сложность – 3А.
  5. Вместо предполагаемого в походе траверс пика Анжелы Дэвис со спуском с неопределяющей стороны пер. Юбилейный был пройден пер. Искра Центральный с радиальным восхождением на пик Искра. Нами были сделаны фотогрфии пика Анжелы Дэвис, оцениваемая сложность траверса– 2А. Вместе с восхождением на пик данный траверс представляет интерес для будущих походов в данном районе, так является одной из самых высоких вершин в данном районе (д.р. Аламедин и Иссык-Ата), и при этом несложной.

Благодарности

Группа выражает благодарность:

Николаю Симонову, Александру Селютину, Александру Ульянову и Сергею Миронову, которые приняли непосредственное участие в разработке маршрута и сделали много полезных замечаний.

Материальное обеспечение группы

Общественное и личное снаряжение, ремонтный набор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению горных походов.

В группе был спутниковый телефон фирмы Thuraya, оператор сим-карты - Билайн. Телефон использовался для написания сообщений нашему связному в Новосибирске для передачи информации о продвижении группы.

Расчет продуктов был около 500 гр на человека в день, без топлива. Готовка продуктов производилась на двух бензиновых горелках MSR XGK EX, уже был опыт их эксплуатации, в том числе и более суровых (зимних) условиях, где они зарекомендовали себя с лучшей стороны. В бутылки был засыпан силикагель для удаления воды. Плюс бензиновых горелок - их лучшая ремонтопригодность и отсутствие необходимости разогревать газ перед включением горелки, а также возможность закупить топлива на месте, в Киргизии.

Суммарные расходы группы на поход составили около 20 тыс. р. на человека, включая дорогу. 13 т.р. стоили авиабилеты до Бишкека и обратно, 2250 р стоила страховка в РЕСО-Гарантия. Остальное – еда и транспорт до альплагеря «Ала-Арча». Из курорта Иссык-Ата выезжали на маршрутном транспорте за 100 рублей с человека (включая рюкзаки).