Автор: Ирина Коноваленко, г.Сочи

Отчёт о горном маршруте 1 к.с. по Ц Кавказу, совершённом группой клуба горного туризма «Серпантин» города Сочи в период с 08 июня по 24 июня 2018 г.. Часть 1

Справочные сведения о походе
Проводящая организация: Клуб горного туризма «Серпантин» ,354000 г. Сочи Адлерский район ул. Гастелло, Дом культуры
Место проведения: Страна: Россия
Республика: Северная Осетия-Алания. Районы: Алагирский, Пригородный, Заречный.
Район: Центральный КавказОбщие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода (км)

Продолжительность

08.06.18 - 24.06.18

Подробная нитка маршрута.

Заявленный:

Г. Сочи – г. Владикавказ – пос. Мизур-д/рБаддон-д/рУрусти-ледн.Ц.Цмиаком-связка перевалов: пер.Муравей 1А (3500 м)-пер.Стрекоза 1А (3480 м)-радиально в.Корона 1А, 3630 м -д/р Цмиаком (Цмиакомдон)-пер.Лья-Цми Южный 1А (3158 м)-д/р Льядон -пер.Малый 1А (3156 м) -д/рЗригат-д/рЗакка-пер.Колота (Куратинский)н/к(3287м)-д/р Бугультадон-д/р Дзамараш-ущ.Дзамараш - пер.Дзамараш 1А (3479 м)-ледн.Мидаграбин - Мидаграбинский каньон-д/р Мидаграбиндон-д/р Гизельдон-пер Даргавский н/к (1791 м)-пос.Кармадон-радиально: д/р Генальдон до ледн.Маили - пер. Санибанский н/к (1910 м)-ущ.Суаргомонов-пос. Чми.- г.Владикавказ- г. Сочи.

Пройденный:

Г. Сочи – г. Владикавказ – пос. Мизур-д/рБаддон-д/рУрусти-ледн.Ц.Цмиаком-связка перевалов: пер.Муравей 1А (3500 м)-пер.Стрекоза 1А (3480 м)-д/р Цмиаком (Цмиакомдон)-пер.Лья-Цми Южный 1А (3158 м)-д/р Льядон -пер.Малый 1А (3156 м) -д/рЗригат-д/рЗакка-пер.Колота (Куратинский)н/к(3287м)-д/р Бугультадон-д/р Дзамараш-ущ.Дзамараш - пер.Дзамараш 1А (3479 м)-ледн.Мидаграбин - Мидаграбинский каньон-д/р Мидаграбиндон-д/р Гизельдон-пер Даргавский н/к (1791 м)-пос.Кармадон-радиально: д/р Генальдон до ледн.Маили - пер. Санибанский н/к (1910 м)-ущ.Суаргомонов-пос. Чми.- г.Владикавказ- г. Сочи.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствий

Категория трудности

Характеристика препятствия (характер, высота, наименование)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

Связка перевалов

Саннибанский, 1910 м, Гравийная дорога по травяному склону

д/р Геналдон-д/р Терек

Адрес хранения отчёта.
Библиотека Сочинского городского Центра детского и юношеского туризма.
354000, г. Сочи, ул. Орджоникидзе, д.10.
Поход рассмотрен Сочинской городской МКК., 354000, г. Сочи, ул. Орджоникидзе, д.10.

Примечания по отчету и принятые сокращения
Направления "левый" и "правый" приводятся в орографическом смысле, если явно не указано иное.

Состав группы

Коноваленко Ирина Сергеевна, 1983 г.р., 2У,1Р. Руководитель, г.Сочи

Коноваленко Владислав Иванович 1978 г.р., 4У, 2Р.Ответственный за групповое снаряжение, фотограф, г.Сочи

Солодовник Сергей Александрович, 1988 г.р., 2ГУ. Фотограф, Ответственный за аптечку. г.Белгород

Павлова Татьяна Михайловна, 1993 г.р., ПВД. Хронометрист, г.Сочи

Сорокин Александр Юрьевич, 1985 г.р., ПВД Завхоз, г.Новочебоксарск

Васильев Алексей Александрович, 1986 г.р., ПВД. Видеограф, реммастер. Удмуртия, Можгинский р-н

Сокращения:
пос. - поселок
р. - река, долина

Цели и задачи похода

Целей похода было несколько. Во-первых, в начале календарного года была поставлена задача найти и подготовить участников к горному спортивному походу 1 КС с нуля. Для этого еженедельно проводились тренировки.

Основная цель похода: пройти, посмотреть красивейший район Центрального Кавказа Северную Осетию-Аланию, хотя бы немного прикоснуться к ее культуре. Мы охватили большой участок от пос.Мизур, край, где когда-то было очень много шахт- до пос. Чми-где река Терек разграничивает Ингушетию и Осетию. И где в нескольких километрах от пос. Чми начинается Грузия.

Мы прошли очень интересную связку перевалов Муравей-Стрекоза,где нам открылся во всей красе ледник Ц.Цмиаком и необычная вершина Корона.

Конечно же запоминающийся перевал Дзамараш, с которого открывается великолепный вид на вершину Джимарай (4773 м)-наивысшая после Казбека вершина Северной Осетии, а также на величественный ледник Мидаграбин, который пересечен моренами. По одной из версий Джимарай переводится как Мара-черный, и действительно нижняя часть ледника с черным налетом и вода из него течет мутная, темная. Долина богата различными интересными минералами. Особенно поразила высота боковой морены, она просто огромная.

Также запомнился непопулярный сейчас, который был популярен раньше, перевал Калота.

Ближе к концу похода было запланировано купание в горячих источниках под Казбеком, великолепный вид на который и на ледники которого был наградой участникам.

По маршруту похода нам встретилось очень большое количество заброшенных нарских сел разной степени разрушенности, с фамильными башнями. В некоторых до сих пор продолжают жить люди.

Также в нить маршрута входило посещение города Мертвых в пос. Даргвас. Это 95 наземных и полуназемных сооружений для захоронения с находящимся там до сих пор телами.

Было интересно пройти пер. Малый, который ходится очень редко, чтобы составить о нём хорошее описание.

Наиболее запоминающейся частью маршрута было прохождение Мидаграбинского каньона-красивейшее зрелище, после прохождения которого нам открылся вид на 700 метровый водопад-одно из семи чудес Осетии, который считается первым в Европе по высоте. Также в этой долине водопадов находится около 33 водопадов различной высоты. Смотря фотографии 30 летней давности видно, что Мидаграбинский ледник доходил практически до начала Мидаграбинского каньона вверху. И насколько сильно он уменьшился за это время.

Было интересно увидеть и пройтись по печально известной долине реки Геналдон и увидеть своими глазами масштабы случившейся катастрофы.

В двадцать часов (20 сентября) по руслу Геналдона в Кармадонском ущелье сошел ледник Колка. Его протяженность составила пять километров, толщина - от 10 до 100 метров и ширина более 200 метров. Объем ледовой массы - 21 миллион кубических метров. Во время движения льда образовался сель протяженностью одиннадцать километров, при этом его ширина составляла около 50 метров, а толщина - более 10 метров, объем - двенадцати миллионов кубометров. Он завершил свое движение в семи километрах южнее селения Гизель.

В задачи похода входили закрепление результатов тренировок при подготовке к походу, а также техническая подготовка участников к походу второй категории сложности, а именно:
1. Умение быстро и эффективно ставить лагерь с предварительной подготовкой площадок для установки палаток. Отработать ранние выходы перед штурмом перевалов
2. Научиться плотной группой грамотно ходить по осыпным склонам, грамотно ходить по снежным и травяным склонам
3. Повторить, закрепить и усовершенствовать навыки по самозадержанию с ледорубом на снежных и травянистых склонах
4. Научиться ходить по крутым снежникам «на три такта»

5. Научиться слаженно работать в команде

6. Обучение дополнительным обязанностям участников в группе и закрепление их за определенным участником

7. Отработать в условиях похода быстрый и безопасный спуск с рюкзаками по веревке в альпсистемах.

Данный маршрут хорошо подходил для решения данных задач.
Сроки похода были выбраны в период, когда снег уже в горах почти растаял и нет лавинной опасности. Уже достаточно тепло, но субальпийское высокотравье ещё не буйствует и даёт возможность свободно передвигаться.
Была отработана техника ранних выходов и ранней постановки на стоянку. Стоянки лагеря, а также места обеда располагались в красивых местах.

Варианты отъезда и подъезда, порядок получения пропусков.

Проезд до Беслана из Сочи можно осуществить на поезде № 680 «Адлер-Владикавказ». Прибытие во Владикавказ в 10.38, в Беслан в 09.35. На станции Беслан поезда стоят 30-40 минут, поэтому, чтоб не терять зря времени, мы вышли на станции Беслан. На машине время доезда до пос. Мизур увеличивается минут на 20, т.е.в любом случае мы экономим время.

С помощью в получении погранпропусков обращались к Руслану tseyski.ru. e-mail: ski@tseyski.ru

Контактный телефон: +7 (918) 821-36-80

До этого обратились по рекомендации в другую турфирму, где кроме обещаний и долгих молчаний ничего не получилось сделать. Сначала пообещав, что сделают, где-то через дней 10 сообщили, что не смогут сделать. Время получения пропусков очень поджимало.

К счастью, благодаря Руслану у нас все получилось. Очень благодарна ему за терпение. Он очень ответственно относится к своей работе.

Также, Руслан обеспечил нас машинами, чтобы доехать до пос.Мизур. И подсказал несколько важных мелочей, которые помогли нам сэкономить время: то, что лучше выйти в Беслане мы разделились на две машины, одна группа поехала забирать погранпропуска, вторая ставиться на учет в МЧС т.к.это были внедорожники, мы смогли проехать немного выше поселка Мизур. Все это помогло сэкномить время.

Стоимость пропуска в погранзону составила 150 руб. с человека

Адрес СОПСО МЧС России в г. Владикавказ: пр.Коста, 27. Тел.8 (8672)-405-447

Стоимость проезда обошлась в 4500 руб.

Также заранее был приобретен коллективный пропуск в Северо-Осетинский гоусударственный природный заповедник. Стоимость на 1 человека составила 100 руб. за вход на все время пребывания.

e-mail: zkabolov@mail.ru тел. (886731) 3-19-62 3-10-58 3-10-59

Отъезд с маршрута осуществляем от пос. Чми. Машины из Радиотакси.

Тел.: +7 (988) 879-98-63

Очень дешево: 1000-1500 с машины, мы поместились в две. Машины отечественные, старенькие.

Обратно, ввиду отсутствия билетов добираемся с пересадками, сначала до Краснодара, затем на первом попутном поезде в Адлер.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

1) На маршруте от поселка Мизур до пер.Муравей спуск в пос.Мизур по д/р Баддон

2)От пер.Стрекоза до пер.Лья-Цми Южный спуск по д/р Цмидон в д/ р Ардон в пос.Буран

3)От пер. Лья-Цми Южный до перевала Малый спуск по д/р Лья-Дон в д/р Ардон в пос.Буран

4)От пер.Малый до пер.Калота (куратинский) спуск по д/р Закка в д/р Ардон в пос.Буран

5)От Колота (Куратинский) до пер. Дзамараш спуск по д/р Фиагдон в пос.Верхний Фиагдон

Изменение маршрута и их причины.

Ввиду ухудшившейся погоды был отменен радиальный выход на вершину Корона 1А, 3630 м

Развернутый график движения.

День пути

Участок маршрута (от - до)

Протяжённость (км)

Чистое ходовое время

Характер пути, определяющие препятствия на маршруте

Метеоусловия

Примечания

г.Сочи-г.Беслан

17:53

Железная дорога

Поезд

г.Беслан-пос.Мизур+несколько километров выше Мизура (1-й шлагбаум, р-н пос.Бад)

90+3,5

д/р Баддон

7,2

04:17

Подъём по заброшенной дороге, переходящей местами в тропу.

Утром ясно, после обеда пасмурно, дождь

Пеше

Подход к леднику Центр.Цмиаком от слияния трех ручьев

2,2

04:12

Морены, поросшие травой, снежник, мелкокаменистая осыпь, переход вброд ручьев.

Утром ясно, после обеда пасмурно, дождь

Ледник Центр.Цмиаком-пер.Муравей

3,1

03:30

Подъем по снежнику, по закрытому снегом пологому леднику

Пер.Муравей-пер.Стрекоза

0,9

00:55

Спуск и подъем по снегу по закрытому снегом леднику

Пасмурно, небольшой град

Пер.Стрекоза-д/р Цмиаком

3,1

01:53

Спуск по снегу, по каменным осыпям. Траверс заросших травой морен.

Пасмурно, иногда дождь

д/р Цмиаком-пер.Лья-Цми Южный

1,7

02:38

Подъем по травянистому гребню, по снежникам

Пер.Лья-Цми Южный-д/р Льядон

4,7

03:49

Спуск по снежникам, по травяному хребту, переход двух рек вброд

Полудневка в д/р Льядон

Солнечно

д/р Льядон-пер.Малый

3,5

03:52

Подъем по травяным склонам со снежниками

Пер.Малый-д/р Зригат

03:41

Спуск по травяному склону со снежниками, простые скалы

д/р Зригат-д/р Закка

1,3

00:20

Тропа по травному склону

д/р Закка-пер.Колота

10,8

04:29

Тропа по травяному склону, переход вброд реки, грунтовая дорога

Облачно, моросит дождь

Пер.Колота-д/р Бугультадон

1,5

02:30

Спуск по снежнику, по каменистой морене

Пасмурно, дождь

д/р Бугультадон-д/р Дзамараш

05:05

Солнечно, пасмурно, дождь

д/р Дзамараш-ущ.Дзамарашка

9,5

05:33

Грунтовая дорога, тропа, травяные склоны

Пасмурно. Дождь. Туман

д/р Дзамараш-пер.Дзамараш

2,3

01:31

Подъем по снежникам, по мелкокаменной осыпи

Пер.Дзамараш-морена ледника Мидаграбин

3,3

01:36

Спуск по закрытому снегом леднику, по пологой осыпи

Полудневка на морене ледника Мидаграбин

Пасмурно, дождь, туман

Морена ледника Мидаграбин-Мидаграинский каньон

01:45

Спуск по каменистой морене, пересечение вброд двух рек

Мидаграбинский каньон

03:50

Спуск дюльфером по первой и второй ступени «бараньих лбов», свободное лазанье по простым скалам, тропа по осыпи, по травянистому склону, спуск по мелкокаменной осыпи без тропы

Облачно, иногда туман

Мидаграбинский каньон-пос.Джимара

7,9

01:50

Движение без тропы по лесу, сухому руслу ручья. Грунтовая дорога

Пасмурно, дождь

21:22

Железная дорога

Поезд

Техническое описание прохождения группой маршрута

1 День. 08.06.18. Поезд

Часть продуктов в поезде

В 15.37 на жд вокзале в Адлере группа в составе 4х участников похода садится на поезд Адлер – Владикавказ №680. Еще один участник присоединяется к нам на ж.д вокзале г. Сочи.

Перераспределяем общественное снаряжение. Завхоз и руководитель проверяют наличие всех необходимых продуктов и перераспределяют продукты между участниками.

2 День. 09.06.18. Заезд. Выход на маршрут.

9.30 прибыли на ж/д вокзал г. Беслан. Встретились на вокзале с еще одним участником похода, который добирался из г.Белгород. Нам посоветовали выйти на станции Беслан, т.к. все поезда стоят там по 30-40 минут перед тем, как ехать во Владикавказ, чтобы не терять времени, и побыстрее выйти на маршрут.

Выгружаем рюкзаки на станции Беслан. На вокзале нас встречает руководитель турфирмы ЦейБюро Руслан с еще одним водителем. И на двух машинах мы продолжаем дальнейший путь. Делимся на две группы: одна группа едет к пограничникам за коллективным пропуском. По пути заезжаем на рынок докупить необходимые продукты. Вторая группа едет с маршрутной книжкой в МЧС. После постановки на учет едем в пос. Алагир.

11.50 первая группа приехала в кафе в пос. Алагир. Через несколько минут вторая группа приезжает в кафе. Обедаем осетинскими пирогами.

Обедаем осетинскими пирогами

12.40 продолжаем движение, на машинах отправляемся в поселок Мизур.

13.10 проезжаем пос.Мизур. Выше поселка идет грунтовая не очень хорошая дорога, по руслу реки рядом с которой ведется стройка отводного канала от находящейся где-то выше ГЭС. Везде строители, строительные машины.

Благодаря Руслану, мы приехали на внедорожниках и можем проехать выше Мизура на несколько километров, чтобы не пылиться в строительных работах. Проехав немного, машины переключают на полный привод.

Дорога выше пос.Мизур

13.30 доехали до места старта. Общая стоимость за две машины составила 4 500 руб. Останавливаемся перед шлагбаумом. 20 минут на сборы и перераспределение докупленных на рынке продуктов. А также фотографируем каждого участника для отчета и сразу же мажемся солнцезащитным кремом, т.к.солнце уже чувствуется.

Начало маршрута

13.50 выходим на маршрут. Идем по грунтовой дороге, по левому берегу реки Баддон.

14.27 привал на дороге.

14.37 продолжаем движение по лиственному лесу. Дорога поднимается вверх серпантином. Река далеко внизу.

14.45-14.47 привал у ручья чтобы набрать воды. Продолжаем движение по дороге вверх. Серпантин заканчивается. Дорога идет параллельно реке, но не спускается к ней близко. Делаем привал 10 минут.

15.28 Продолжаем движение. Через 30 минут подходим к шлагбауму заповедника.

Шлагбаум и табличка «Заповедник»

16.02 Десятиминутный привал на дороге. 16.12 Продолжаем движение, погода начинает ухудшаться, начинается дождь.

16.45 Останавливаемся и разбиваем лагерь у дороги, чтобы переждать дождь.

18.30 Дождь прекратился. Разводим костер и начинаем готовить ужин.

19.30 Ужинаем. Сушим вещи у костра. 22.30 Отбой.

Первый ужин. В лесу

3 День. 10.06.18. Д/р Баддон

Цель сегодняшнего дня подойти как можно ближе к леднику Центральный Цмиаком, но заночевать на полянах перед подъемом к нему.

6.00 Подъем у дежурных. 6.55 Подъем всех участников похода.

7.00 Завтрак. Погода облачная, безветренно, без осадков. Состояние группы отличное.

8.30 Выходим с места ночевки и движемся далее по дороге, пересекаем ручей.

8.56 Привал 10 минут. Вышли из лиственного леса. Высота 1800 метров.

9.06 Продолжаем движение, дорога идет то по полянам, то по лесу. В лесу заканчивается. Натоптанная тропа от нее уходит влево ПХД и метров через сто становится едва заметной в лесу, выросшем в пойме реки. И постепенно тропа теряется совсем. Выходим на гребень морены ручья, по гребню которой вверх после привала продолжаем путь.

9.32 Привал 10 минут, недалеко от реки Баддон на левом берегу на камнях на правом ярко выраженном гребне морены ручья. Переобуваемся в ботинки.

9.42 Продолжаем движение вверх по морене ручья, выходим на тропу-она идёт по старой заросшей дороге, обрываясь несколько раз в пересекающих ее выносах камней ручьев и участках сошедших селей, между этими участками тропа есть. Двигаясь по тропе, пересекли два кулуара. Руководитель объясняет участникам правила движения по осыпным склонам. Перешли на правый берег морены. Тропа идет вверх по гребню морены, тропа слабозаметная, иногда встречаются турики. Идём по ней вверх.

10.24 Привал 10 минут. Вышли на уровень дороги, вырубленной в скалах, которая нам видна. В этом месте решаем уйти с морены и траверсировать склон по лесу по направлению к дороге.

Место, откуда перестаем идти вверх по морене и начинаем траверсировать склон по направлению к дороге, на которой лежит снежник. Метров через 50 выходим на тропу

10.34 Продолжаем движение, траверсируя склон, сначала по каменной осыпи. Пройдя около 50 метров от привала, вышли на старую заросшую тропу. Пересекли реку (ручей) Цадукати. По тропе подошли к снежнику-остатки лавины в районе водопада. Провели снежную тренировку, отработали навыки по самозадержанию на снежном склоне с использованием ледоруба.

Снежные занятия

Проходим снежник

11.55 Пройдя снежник, метров в ста после него встали на обед под «козырьком» скалы. Обед готовим на костре. Погода пасмурная, идет мелкий дождь. Высота 2149м.

Обед под козырьком скалы на участке старой дороги

14.23 Продолжаем движение вверх по старой заброшенной дороге по левому берегу р.Баддон.

14.45 Делаем привал.

14.55 Продолжаем движение, дорога поднимается вверх серпантином по каменистой осыпи.

15.16 Делаем привал с видом на открывшийся нижний цирк долины.

Видно место ночевки № 2 и № 3. Справа ПХД видна заросшая деревьями дорога, ведущая на ледник Западный Цмиаком, за скальной грядой она идёт серпантином вверх. Но нам туда не надо. Ее направление обозначено желтым цветом.

Место ночевки № 3 – лучше пройти 1-2 ходки и остановиться выше бараньих лбов, там есть отличные места для стоянок с ручьем и это гораздо ближе к перевалу. Описание см в День 5. Нам пришлось остановиться раньше ввиду ухудшившейся погоды. Не рекомендую данное место (Ночевка №3) для стоянки.

Слева ПХД, выше каньона, также есть путь подхода по осыпи. Если перейти реку по снежному мосту. Но все равно пришлось бы пересекать реку, текущую с ледника Вост.Цмиаком.

Вид в обратную сторону реки Баддон, откуда мы пришли. Заброшенную дорогу, по которой поднимались видно по деревьям, растущей на ней

15.26 Продолжаем движение.

Спускаемся с дороги к месту ночевки на поляне ниже слияния трех ручьев

16.55 Пройдя две ходки, разбиваем лагерь на поляне, ниже слияния трёх ручьев, стекающих с ледников Урусти, Западного и Центрального Цмиакома. Удобная поляна с большим количеством мест для палаток. Дежурные готовят ужин. Остальная группа строит ветрозащитные стенки для палаток.

Место ночевки № 2. На ровной поляне перед слиянием трех ручьев

Виден дальнейший путь подъема по снежникам до ледника Ц.Цмиаком. Заброшенная дорога, отчетливо читающаяся по выросшем на ней деревьям (в то время как остальной склон без них), уходит серпантином выше к леднику Западный Цмиаком. На следующий день увидим как наверх также идёт серпантином тропа, сокращая путь по дороге.

17.45 Ужинаем.

20.30 Отбой. Погода облачная, идет мелкий дождь.

4 День. 11.06.18. Подход под ледник Ц.Цмиаком

5.00 Подъем у дежурных. 5.55 Подъем всех участников

6.00 Завтрак. Погода ясная. Состояние группы – отличное.

В 7.12 выходим. 7.45 Переходим вброд реку Урусти.

Переходим вброд ручей, стекающий с ледника Урусти. Виден путь подъема к ледн.Вост.Цмиаком

Переходим вброд ручей, стекающий с ледника Урусти.

7.56 Переходим вброд стекающий с ледника Цимиаком ручей.

8.15 Поднимаемся по правой ПХД травянистой морене.

8.44 Останавливаемся на привал. Высота 2500 м.

За два дня успели устать от дождя.

Вид в д/р Баддон со стороны ледника Центр.Цмиаком

Виден путь подъема от места ночевки. С пересечением вброд ручьев, стекающих с ледников Урусти, З.и Ц.Цмиаком

Подъем из д/р Баддон к пер. Муравей через ледн.Центр.Цмиаком

8.54 Продолжаем движение. Выходим на снежный склон. Видно, что здесь с правого борта долины, пересекая весь снежник справа налево, осыпаются камни. Следы их падения свежие. Поэтому назначаются наблюдающие за склоном. Вечером, установив палатки для ночлега, видели как достаточно увесистые булыжники докатились почти до левого борта долины, пересекая полностью снежник.

Видны свежевыпавшие камни

9.33 Привал под мореной 15 минут.

9.47 Продолжаем подниматься.

9.55 Останавливаемся на привал. 4 участника отправляются на разведку. После разведки вся группа поднимается по левой ПХД морене ледника центральный Цимиаком. Высота 2750 м.

Погода облачная, без осадков. Видно, что собирается портиться. Начинает подниматься туман, периодически рассеиваясь. Поэтому решено искать место для ночевки. И вторую половину дня посвятить снежным занятиям.

Поднимаемся к месту ночевки

12.14 Останавливаемся на обед. Разбиваем лагерь, устанавливаем палатки и строим ветрозащитные стенки.

13.26 Группа отправляется на снежную тренировку. Отрабатываем с участниками хождение на «три такта». Отрабатываем навыки по самозадержанию на снежном склоне с помощью ледоруба. С рюкзаком и без рюкзака.

Снежные занятия

14.36 Мокрые, но довольные возвращаемся к палаткам. Спускается туман.

17.00 Ужинаем. 19.30 Отбой.

Вид с места ночевки № 3 на дальнейший путь подъема

Путь подъема (зеленый) к месту ночевки №3. И путь подъема к леднику Ц.Цмиаком

5 День. 12.06.18. Ледник Центр.Цмиаком-связка перевалов Муравей 1А (3500 м)-Стрекоза 1А (3480 м)-д/р Цмиаком

4.00 Подъем у дежурных.

5.00 Завтрак. Погода малооблачная, без осадков. Состояние группы – боевое.

6.00 Выходим и, спустившись метров 40 по сыпухе, начинаем траверс снежного склона с правого берега долины в левый, обходя свежие выносы лавин. На снегу за ночь образовался наст. Склон справа камнеопасен. Поэтому желательно пройти его как можно раньше утром, что мы и делаем. Проводим обучение по хождению по снежному склону с набиванием ступеней.

Путь подъема к «бараньему лбу» на леднике Центр.Цмиаком от места ночевки №3

6.41 Привал на снегу.

6.51 Продолжаем движение. Справа от «бараньего лба» по всему цирку видны следы свежих сошедших лавин. На конце одной из них, не доходя «бараньего лба» образовался «снеговик», на который мы и держим путь.

7.20-7.30 Привал возле «снеговика», не доходя метров сто пятьдесят до «бараньего лба».

Привал возле «снеговика» оставленного лавиной

Пора мазаться солнцезащитным кремом, т.к. вышли на солнце. Слева от «бараньего лба» по снежнику крутизной около 30 градусов обходим «бараний лоб» и поднимаемся на морену левее снежника, левее бараньего лба. При подъеме по снежнику каждый участник по очереди набивает около 30-40 ступеней, затем становится в хвост группы.

Поднимаемся к снежнику слева от «бараньего лба»

Обходим слева «бараний лоб»

Поднявшись на морену устраиваем 10 минутный привал. На морене есть удобные и безопасные места для стоянок. И там течет ручей, где мы набираем воду. Высота -3154 м. Справа открылась вершина Корона. Действительно напоминает корону. Вершина с разрушенными скалами. Перевал находится между пиком Корона справа (на юге) и вершиной Раздельная слева (на севере), которые отлично видно.

Выше «бараньего лба» слева от него находятся уютные места рядом с водой для палаток

Вид с места ночевок выше «бараньего лба»

Начав движение после привала, понимаем, что снег стал слишком рыхлый и нужно одеть «фонарики» на ноги, еще несколько минут тратим на их одевание.

Движемся по левому краю ледника Ц.Цмиаком, стараясь не подходить близко к скалам слева, т.к.видны следы недавно упавших камней. Ледник занесен снегом.

Вершины Корона, Раздельная. И седловина перевала Муравей между ними

Путь проходит по левому нижнему пологому краю ледника. Сначала без набора высоты, затем некруто вверх. Перед перевальным взлётом находится снежный наддув, по которому достаточно долго поднимаемся к перевалу. От привала выше «бараньего лба» за две ходки доходим под перевал.

Снежный наддув перед пер. Муравей

Вид в сторону подъема по ледн.Ц.Цмиаком

Подъем к пер. Муравей 1 А (3500 м)

10.15 Подошли к седловине перевала Муравей. Участники по 2 человека отправляются на поиски турика. Т.к.сама седловина перевала узкая, рюкзаки и двое оставшихся участников остаются под перевалом. К сожалению, тур нигде не найден. Скорее всего он остался под снегом. Строим свой турик.

Группа на фоне перевала Муравей 1А (3500 м) Седловина перевала очень узкая.

Вид с пер. Муравей 1А (3500 м) на путь подъема

Группа поднимается на пер. Муравей 1А (3500м)

10.30 Начинаем прохождение перевала. К самому перевалу ведет короткий пологий снежник около 80 м. Вниз с него (в сторону ледн. Зап.Цмиаком) ведет безопасный, крутизной около 35 градусов, снежный склон, по которому начинаем спуск на пятках.

10.45 спустились с перевала Муравей в пологую часть цирка

Спуск с пер. Муравей 1 А (3500 м) в сторону ледн.Зап.Цмиаком

Вид пер. Стрекоза 1А (3480м) с пер. Муравей 1А(3500 м). Сам перевал не видно из-за снежного наддува перед ним

Погода ухудшается, облачно. Иногда срывается снег, иногда все вдалеке накрывает туманом. Затем резко появляется солнце. К счастью, мы уже успели сориентироваться и после спуска в цирк, начинаем траверсировать склон в сторону пер. Стрекоза 1А (3480 м). Видимость для дальнейшего пути хорошая, туман быстро рассеивается и иногда закрывает собой вершины.

11.10 Делаем привал. Ориентируемся на местности. Пер. Стрекоза находится справа ПХД от высокого каменного пальца, западнее вершины Корона.

Перевал Стрекоза 1А (3480 м). Вид со стороны ледника Зап.Цмиаком

11.20 Начинаем подниматься на перевал Стрекоза. Поднимаемся на гребень внушительного снежного наддува, некоторое время идём по нему, затем начинаем траверсировать его в сторону перевала.

Группа поднимается на пер. Стрекоза 1А (3480 м) со стороны ледн.Зап.Цмиаком

11.30 На вершине перевала ищем тур и записку. Тур найден, как и сказано в описании книги Наумова А.Ф., он находится западнее скального пальца. Но, к сожалению, он пустой. Оставляем свою записку, едим шоколадку. Погода ухудшается, собираются облака, иногда наплывает туман, который, к счастью негустой и быстро развеивается. Видимость хорошая.

Пер. Стрекоза 1 А (3480 м)

Пер. Стрекоза 1 А (3480 м). Вид с перевала в сторону реки Цмиаком

Вид пер. Муравей 1А (3500 м) с пер. Стрекоза 1А (3480 м)

Ввиду ухудшившейся погоды, на вершину Корона подъем не начинаем, т.к.нужно быстрее спускаться вниз.

Ищем перевальную записку на пер. Стрекоза 1А (3480 м), двое ушли на разведку спуска

Пока участники ищут тур, двое отправляются на разведку пути спуска. Ввиду того, что везде лежит снег, и лишь местами выглядывают каменные осыпи, спуститься можно практически везде. Но в некоторых местах видны следы лавин. Мы выбрали наиболее безопасный и простой путь спуска. Для этого нужно пройти вправо по гребню (с запада на восток, от Скального Пальца в сторону в.Цмиакомхох) и в районе второго скального жандарма начинаем спуск.

11.55 Начинаем спуск с перевала.

Спускаемся с основного гребня на гребешок, ведущий к второму жандарму, чтоб затем обойти жандарм справа

Сначала на «три такта» спускаемся с гребня на гребешок, ведущий к жандарму, затем от него начинаем траверсировать склон вправо ПХД, стараясь не заходить на осыпь, т.к. возле нее более рыхлый снег и начинаешь проваливаться сильнее, но в то же время держаться под прикрытием осыпи, т.к. гребень достаточно отвесный и в остальных местах видны сходы лавин. Затем от осыпи начинаем спускаться вертикально вниз, чтобы не подрезать склон и не спровоцировать сход снега. Но снег достаточно плотный, и мы идем след в след, пока снег не становится более пологим.

Обошли второй жандарм справа ПХД и спускаемся вниз

Путь спуска с пер. Стрекоза 1А (3480 м) в сторону д/р Цмиаком

Спуск с перевала одолеваем за одну длинную ходку. Не очень хочется останавливаться, т.к.всюду видны следы от сошедших недавно лавин. Поэтому привал делаем уже в конце ледника, на осыпи перед разрушенными бараньими лбами, откуда открывается вид на место следующей ночевки и места старта к следующему перевалу.

Путь спуска одолеваем за одну длинную ходку (1 час 15 мин). Привал на осыпях «бараньих лбов»

Пологий снежный кулуар, по которому спускаемся к месту обеда у ручья

13.10 Привал, ориентируемся на местности. Пошел мелкий снег/град.

13.26 Слева и справа ведут вниз пологие заснеженные кулуары, по одному из которых мы спускаемся к ручью. 13.38 Останавливаемся на обед, справа ПХД от ручья. Начинается дождь. Обедаем в палатке.

Путь спуска по пологому снежному кулуару к месту обеда

15.36 Продолжаем движение вниз параллельно ручью. Вся долина в заросших травой пологих моренах. Затем траверсируем склон за одну ходку с сбросом высоты влево-вниз к месту ночевки, перед долиной, ведущей к пер.Лья-Цми Южный 1А (3158 м), пересекая во время спуска множество травяных морен.

Отлично виден весь путь спуска с пер. Стрекоза 1А (3480 м) в д/р Цмиаком

Ночевка №4 с видом на пер. Стрекоза 1 А (3480 м)

16.02 Вышли в долину реки Цмиаком. Подбираем место для ночевки. Разбиваем лагерь на поляне у реки Цмиаком слева от нее. Удалось найти оставленные кем-то очень давно дрова. Разводим костер.

К сожалению, почти весь вечер хребет, в котором находится наш следующий перевал находится в тумане, иногда ненадолго кусками развеиваясь, чтобы позволить сориентироваться.

18.00 Ужинаем. Ужин готовим на костре. Высушиваем, по возможности, у костра ботинки, носки и одежду. 21.00 Отбой.

Итого ЧХВ за весь день составило 05:18.

Костер

6 День. 13.06.18. Д/р Цмиаком-пер.Лья-Цми Южный 1А (3158 м)-д/р Льядон

4.00 Подъем у дежурных. Погода ясная, безоблачно. Ночью температура была около нуля, капли дождя на палатке замершие.

5.00 Завтрак. Состояние группы – бодрое.

6.00 Выходим. Пересекли по снегу кулуар. Поднимаемся по тропе по левой морене. На правом склоне также видна тропа. Тропа скорее всего натоптана животными, т.к. периодически совсем пропадает, а иногда параллелится. Идем по тропе, а в ее отсутствие по траве, иногда обходим мелкие кусты рододендрона, который уже зацвел. Поднимаемся по гребню морены вверх.

Подъем по гребню левой морены

6.28 Привал. 6.38 Выходим на снег и продолжаем подниматься вверх к перевалу с ледорубами по снежному склону с настом. 7.35 Привал

Путь подъема на пер. Лья-Цми Южный 1 А (3158 м) со стороны р. Цмиаком

Виден пер. Лья-Цми Южный 1А (3158 м)

Путь к пер. Лья-Цми Южный 1 А (3158 м) со стороны р. Цмиаком

Путь подъема. Перед подъемом на снежный гребень хребта

Поднимаемся на снежный гребень хребта

7.45 Продолжаем подниматься. По описанию на перевал ведет тропа, но на данный момент она находится под снегом. Уже видна седловина перевала. Идти к нему напрямую по достаточно крутому снежнику займет много сил. Поэтому решаем подняться на гребень хребта, обходя по возможности снежные участки по осыпи, поросшей мхом, и затем по небольшому кулуару, который выводит нас все равно на снег, где мы по очереди бъем ступени до гребня. Снаружи снега наст, внутри рыхлый, в некоторых местах проваливаемся по колено.

Выходим на гребень, чтобы с него спуститься к перевалу

8.25 Привал 5 минут. Поднявшись на гребень и немного отдышавшись, начинаем спуск к перевалу. Погода отличная. Впереди виден пик Инесс (3736 м), справа пик Тепли (4431 м), виден пер.Муравей 1 А (3480 м), виден наш следующий перевал Малый 1А (3156 м) и путь подъема к нему. По пути спуска на пару минут останавливаемся для фотосессии, потому что виды вокруг шикарные.

Вид на пер. Лья-Цми Южный 1 А (3158 м) при подъеме на снежный гребень

Спукаемся по гребню на перевал Лья-Цми Южный 1А (3158 м)

Спускаемся с гребня на перевал Лья-Цми Южный 1А (3158 м)

Группа на фоне пер. Малый 1А (3156 м)

9.03 Поднялись на перевал Лья-Цми Южный. К сожалению, тур с запиской снова нами не обнаружен. Снова строим свой.

Группа на пер.Лья-Цми Южный 1А (3158 м)

Группа на пер. Лья-Цми Южный 1А (3158 м)

9.30 Спуск начинаем по хребту, который идёт слева от реки Табагудон. Есть тропа, которая периодически скрывается в снегу.

Путь спуска с пер. Лья-Цми Южный 1 А (3158 м)

Вид пер. Лья-Цми Южный 1 А (3158 м) со стороны д/р Льядон

10.00 Вышли на поляну с панорамным видом. Фотографируемся, любуемся видами. Привал 10 минут. Далее спуск идет уже по травянистому склону. По карте Ляпина тропа продолжает спуск по данному хребту до моста и места развалин поселка. Поднимаясь на пер. Малый увидим, что, возможно, тропа и была, но хребет обрывается каньоном с травяными полками. Вполне возможно, что она обходит опасные участки, но саму тропу мы не видим. Правая сторона хребта и не видна, но видны признаки каньона, поэтому принимается решение спуститься по отрогу, который спускается по направлению к реке Малый Льядон, т.к. он более полого спускается к реке и виден путь спуска. Идём без тропы по траве.

Путь по гребню во время спуска с пер. Лья-Цми Южный 1 А (3158 м) в д/р Льядон

11.29 Делаем привал на высоте 2424 м. напротив реки Малый Льядон. Слева ПХД виден водопад.

Привал

Продолжаем путь по травяному гребню

Путь спуска с пер. Лья-Цми Южный 1А (3158 м). Путь подъема на пер. Малый 1А (3156 м)

Остатки разрушенной башни

11.40 Продолжаем спуск по травянистому склону. Внизу видны остатки разрушенной башни. Спустившись к ней, видим также разрушенные почти до основания стены поселка, поросшие травой. Слева ПХД от башни течет ручей, к которому мы и спускаемся, чтобы остановится на обед.

13.00 Пока участники сушат вещи и готовят обед, двое уходят на разведку, предстоит перейти две речки и ручей в брод. Погода отличная, светит солнце. Некоторые успевают частично искупаться.

Место слияния р.Льядон, р.Малый Льядон и безымянного ручья, на котором мы обедали

Переходим вброд реку Льядон

13.40 Продолжаем движение. Сначала переходим вброд ручей, на котором обедали. Затем спускаемся к реке и вброд переходим реку Льядон в месте, где она разливается на несколько небольших рукавов и до места впадения в нее Малого Льядона. Течение не сильное. Выходим на тропу. По тропе спускаемся к реке Малый Льядон. Тратим минут 7-10 на поиски удобных мест для стоянки.

Переходим вброд р.Малый Льядон

13.48 Начинаем переходить реку в брод. 14.00 Продолжаем движение по отличной тропе.

14.30 Пройдя недолго по тропе останавливаемся на поляне возле двух снежников, которую увидели, спускаясь с Лья-Цми Ю. Выше далеко не будет воды, поэтому решено остановиться на полудневку здесь. Тем более отличная погода, и после установки лагеря на левом берегу реки Льядон, группа успевает искупаться в Льядоне, постирать и высушить вещи. Вниз к реке ведет хорошая натоптанная тропа. По пути к реке на тропе в траве встречаем гадюку, которая совсем не хочет уступать нам путь. Высота 2169м. Погода ясная. Состояние группы – отличное.

17.00 Ужинаем. 19.30 Отбой.

Итого ЧХВ за день: 06:27

7 День. 14.06.18. Д/р Льядон-пер.Малый 1 А (3156 м)-д/р Зригат

Мимо места ночевки проходит хорошо натоптанная тропа

4.00 Подъем у дежурных.

4.45 Подъем остальных участников.

5.00 Завтрак.

6.00 Выходим и идем по тропе. Пройдя около километра, с места, где видны развалины разрушенного города далеко ниже по течению реки и большое дерево в районе развалин на противоположном берегу, оставляем тропу, которая продолжает траверсировать склон. И начинаем подниматься вверх по невысокой траве, иногда по небольшим зарослям кустарника, выбирая наиболее удобный и простой путь . Высота 2298м.

6.31 Привал 10 минут. Погода ясная. Состояние группы – отдохнувшее.

3.02 Делаем привал, ориентируемся на местности. Высота 2387м.

Путь подъёма на пер.Малый 1А (3330 м) из д/р Льядон

Путь подъема на пер. Малый 1А (3330 м)

7.12 Продолжаем идти, по пути пересекли тропу предположительно ведущую на северный склон хребта. Мы продолжаем движение по южному склону так как он более пологий. Попадаем в заросли рододендрона, он не высокий, чуть выше пояса, по нему достаточно легко идти.

Путь через кусты рододендрона

7.50 Привал. Ниже по течению реки виден поселок. Есть связь. Участники похода воспользовались возможностью позвонить. Высота 2472м.

Виден путь спуска с пер.Лья-Цми Южный 1А

6 участников

8.09 Продолжаем движение. Выходим на гребень.

8.49 Привал на травянистом плато. Высота 2707м.

9.15 Продолжаем движение по травянистому склону. Виден дальнейший путь к самому перевалу.

9.56 Привал 15 минут. На склоне несколько больших разрушенных от времени туриков, среди них нашли камень с добротно нацарапанными надписями предположительно на грузинском языке. Одна из табличек на русском языке, датируется 1995 годом. Нацарапали на сланце на скорую руку про ТК «Серпантин». Высота 2924м.

Табличка на фоне пер. Малый 1А (3156 м)

Путь подъема на пер. Малый 1 А (3156 м)

10.12 Продолжаем подниматься. За ходку поднялись по четко выраженному водораздельному хребту рек малый Льядон с севера и речки с юга, названия которой нет на картах, также впадающую в Льядон.

10.55 Привал 10 минут перед небольшим снежником.

Снежник перед перевалом Малый 1А

Вид на пер. Малый 1 А(3156 м) со стороны д/р Льядон

11.22 Вышли на перевал. Высота 3156 м. Участники разбиваются по два человека и ищут турики и записки, а также отправляются на разведку в поисках безопасного спуска с перевала. Записки найти не удалось. Строим свой турик и оставляем записку. Едим шоколадки.

Группа на пер. Малый 1А (3156 м). Вид в сторону спуска по гребню. Под ногами разрушенный турик

Группа на пер. Малый 1 А (3156 м). Вид в сторону откуда мы пришли. Видна г.Тепли. Под ногами разрушенный турик

Перевал Малый 1 А (3156 м)

Вид спуска с самого перевала, по которому решили не идти, т.к. в районе реки есть признаки наличия каньона.

12.25 Начинаем спуск с перевала по гребню, который идёт на юго-запад. Пройдя несколько минут, вспоминаем, что забыли сфотографироваться на перевале. Не хочется возвращаться, т.к. после обеда погода имеет обыкновение портиться. Но метрах в двухстах по гребню от нашего построенного турика находится разрушенный тур, возле которого и фотографируемся. К сожалению, в разрушенном турике, который мы раскопали до основания, записки не обнаружено.

Пройдя еще минут 5-7 подходим к квадратному большому добротно сложенному, высотой по пояс туру. Его видно, когда поднимаешься на перевал. Обыскиваем его, на всякий случай там также оставляем записку. Спустившись с перевала узнаем, что это пограничные туры, которые делят районы в Осетии. Находятся по всему гребню.

Пограничный тур. С видом в д/р Льядон

13.10 На гребне подходим к небольшому участку с простыми скалами. Т.к.камни очень крошатся, то первый участник расчистил место для спуска. Для более легкого прохождения участка рюкзаки спустили отдельно, почти все участники спустились без рюкзаков.

Небольшой участок простых скал на гребне

13.36 Все участники группы успешно спустились. Продолжаем движение по гребню. По пути продолжают встречаться пограничные туры. Слева ПХД долина реки Зригат. На гребне иногда встречается слабая тропа. Путь проходит по мелкокаменной оспыи, по траве, по снежникам. Все участки пологие, за исключением одного, описанного выше.

Вид на скальный участок с простыми скалами после спуска с него

14.02 Привал 10 минут.

14.12 Начинаем спуск с гребня по травянистому отрогу, идущему на восток. Открывается вид на грунтовую дорогу. Справа ПХД далеко внизу видны поселки. Выходим на широкую поляну с небольшим снежником, где устраиваемся на обед.

14.27 Привал на обед. Погода облачная

15.27 Ориентируемся на местности.

15.50 Продолжаем спуск по травянистому склону. Видны развалины старого поселка Зригатта. Снова в траве встречаем гадюку. Почти спустившись к реке находим много мяты.

Путь спуска в д/р Зригат к руинам поселка Зригатта

Путь спуска к месту ночевки в д/р Зригат

Слияние рек Закка и Зригат

17.08 Подходим к реке. Разбиваем лагерь на правом берегу реки Зригат. На другой стороне речки на гребне метров на 100 выше нас видны руины Зригатты. Высота 2168. Еще полчаса и солнце скроется за гребнем, поэтому спешим разбить лагерь и готовим ужин.

18.00 Ужин. 20.00 Отбой. Итого ЧХВ за день: 07:33

Место ночевки в д\р Зригат

8 День. 15.06.18. д/р Зригат-пер.Калота (Куратинский) н/к 3287 м

Осматриваем руины поселка Зригатта

4.00 Подъем у дежурных.

5.00 Завтрак. Погода ясная. Состояние группы – довольное.

6.00 Выходим вверх по течению реки по тропе. Через 8 минут движения пересекаем вброд р.Зригат. Видимо, раньше через нее был деревянный мостик, который смыло, и он лежит отдельно от речки.

6.10. К руинам города ведет хорошо видная тропа, раньше, скорее всего, это была дорога, спускающаяся к реке. По ней поднимаемся наверх к городу.

6.20 Начинаем осмотр города. Из города хорошо просматривается русло рек Зригат и Закка. Видна хорошая грунтовая дорога с ЛЭП, ведущая от погран. части к перевалу Колота (Куратинский).

7.07 Из Зригатты по левому ПХД берегу выходит тропа по старой заброшенной дороге вверх по течению р.Закка, мимо еще одного разрушенного поселка с башней, который виден из Зригатты, этот поселок сохранился гораздо хуже, но мы в него уже не заглядываем, проходим мимо.

Из руин поселка Зригатта идёт тропа по заброшенной дороге

Вид со стороны руин Зригатты. Дальше за башней дорога уходит к реке, а река в прижим. И приходится переходить речку

7.30 Далее тропа спускается в пойму реки, пробуем пройти дальше, но видим, что река на этом берегу подходит к скальным прижимам. Поэтому приходится переходить р.Закка вброд. Течение реки в июне достаточно сильное. Для подстраховки некоторых участников пользуемся веревкой, которую держат участники на берегу.

Переходим вброд р.Закка, т.к.дальше начинается скальный прижим

Для подстраховки используем веревку.

Бухтуем веревку, выходим на грунтовую дорогу и переобуваемся в легкую обувь. Отдохнув 5 минут, продолжаем движение по хорошей грунтовой дороге, справа ПХД несколько руин городов встречается.

8.10 Перешли реку по мосту.

Идём по дороге. Впереди мост

Мост через р. Закка

8.21 Пересекая ручей, останавливаемся на несколько минут, чтобы пополнить запасы воды.

8.25 Продолжаем идти по дороге. Дорога приводит к развилке. Одна идет к поселку Абайтикау, другая на перевал. В поселке среди руин видны несколько свежих домов. Решаем заглянуть в поселок, возможно, удастся купить айран или сыр.

Направляемся в пос. Абайтикау.

Вот так выглядит пос.Абайтикау: жилые дома и руины. Видны столбы ЛЭП, ведущие на пер. Колота н/к (3287 м)

8.49 Брод через небольшой ручей. Подошли к поселку. Высота 2250м. Двое участников отправляются искать местных жителей. Остальные участники ждут на привале около дороги. Местных жителей не оказалось на месте. Тратим на это и на отдых около 20 минут. Возвращаемся на дорогу, но не переходим ручей обратно, а поднимаемся по правому ПХД от ручья берегу по тропе, идущую мимо длинного забора с колючей проволокой. По тропе доходим до дороги, которая выше также пересекает ручей. Мостов нигде нет.

Дорога идёт зигзагом. Очень жарко, поэтому идём по 30 минут.

При выходе из пос. Абайтикау прошли по тропе вдоль забора по левому берегу. Дорога справа. Затем они соединяются. Мостов через ручей нет.

9.48 Привал у родника. Набираем воду в бутылки, до спуска с перевала воды может не быть. Погода ясная, солнечно и достаточно жарко, ходки делаем не более 30 минут. По дороге находим несколько небольших кристаллов горного хрусталя. В одном из мест дорога раздваивается, выбираем более свежую, не заросшую травой.

Дорога на пер. Колота н/к (3287 м) со стороны д/р Закка

10.08 Привал на дороге под небольшим деревом. 10.25 Идем еще 4 ходки по 30 минут.

12.00 Вышли к небольшому снежнику около дороги. Привал на обед. Высота 2920м.

Место обеда. Через две ходки доберемся до перевала

12.30 К нам подошли пограничники для проверки документов, что задержало нас на целый час дольше, и обедать пришлось впопыхах.

14.00 Пообедав, продолжаем движение к перевалу по дороге. Идем 2 ходки. Погода ухудшается, моросит дождь, вдали видны грозовые облака, слышим гром. Пограничникам было дано указание сопроводить нас до перевала, что также несколько сбивает наш график и темп движения. Один раз останавливаемся на 5 минутный привал.

15.10 Вышли на перевал Колота. Делаем фото на перевале.

Группа на пер.Колота н/к (3287 м)

Пер. Колота н/к (3287 м)

16.08 Идет мелкий дождь и погода продолжает портится. Дорога заканчивается, вниз обрыв.

Путь спуска с пер. Колота н/к (3287 м) в д/р Бугультадон

Траверсируем снежный склон

На пятках спускаемся по снежнику

17.30 Начинаем спуск с перевала. Пограничники указали нам путь спуска. Идём по их указаниям, спускаемся сначала по осыпному гребешку, переходящему в нижней части в простые разрушенные скалы. Затем идём на три такта по снежнику прямо вниз, и в месте его выполаживания траверсируем склон направо, выходим на дорогу. К сожалению, там где указали пограничники, тропа отсутствует, либо находится под снегом.

19.00 Выходим на грунтовую дорогу. Разбиваем палатки. Дождь подождал пока мы спустимся и решил, что будет мочить только дежурных, готовящих ужин. Начинается дождь с грозой.

Место ночевки

Утром следующего дня вид с места ночевки на пер. Колота н/к