Автор: Юрий Мартынов, Красноярск

Воспоминания.
Отрывок

Из города я часто любовался горами и скалами на правом берегу Енисея. Особенно меня влекли скалы, находящиеся вдали, в них скрывалась какая-то тайна, которая невыносимо манила меня туда, в тайгу.

Летом 1948 перед поступлением в техникум, один из товарищей Саши по работе, предложил мне сходить на Столбы с ночёвкой. Мне тогда уже исполнилось 16, я с удовольствием согласился и не пожалел об этом. В один из субботних дней мы сели на пригородный поезд и поехали до станции Енисей. Когда мы вышли на перрон, я поразился: из вагонов высыпала разодетая в яркие одежды молодёжь, которая с весёлым гомоном и песнями под гитару направилась в сторону речки Базаиха. В этой, растянувшейся не на одну сотню метров колонне, двигавшейся по дощатому настилу, мы дошли наконец до ручья Лалетино и углубились в лог. Мы шли, пожирая глазами здешние красоты.

До Столбов дошли за 3,5-4 часа и остановились недалеко от ручья, под громадными камнями. Натаскали дров, разожгли костёр и стали ужинать. Было очень весело. На фоне тёмного неба возвышались две гигантские скалы – Первый и Второй Столбы.

Утром, оставив одного товарища стеречь рюкзаки и варить обед, мы двинулись на самый лёгкий (условно) Столб и стали подниматься на него лазом Катушки. Мне помогали более опытные ребята с помощью кушака. Меня поразило всё, что я увидел с вершины Первого Столба. Я стоял, как заворожённый, выбор в спорте был сделан!

Столбист

В эти послевоенные годы мой брат Николай начал активно играть в футбол за «Локомотив», а впоследствии привлёк и Анатолия, и меня. Я играл за детскую команду «Локомотив», но особенного рвения в этом виде спорта не проявлял. А вот Анатолий стал вратарём и довольно преуспел в этом виде спорта.

В 1948 я поступил в Машиностроительный техникум, но вскоре его расформировали и преобразовали в Механический. Располагался он на правом берегу в районе кинотеатра «Спутник» и готовил техников для завода им. Ворошилова, ныне КрасМаш. На учёбу мы ездили пригородным поездом.

Хоккей с мячом

Держались компанией из пяти человек, среди них Костя Крюков, с которым я играл за техникум в футбол и хоккей с мячом.

Зимой мы ходили на Столбы на лыжах через Енисей.

Хоккей и походы на Столбы сделали своё дело. Я не сдал экзамен по сопромату преподавателю Денисову, а Крюков ещё и завалил черчение Мухачёву. Пересдачу назначили на осень. Но случилось непредвиденное. Меня включили в состав сборной команды скалолазов ДСО «Большевик» для поездки на соревнования на первенство ЦС «Большевик» в г. Ялта. Представитель от общества приехал в техникум освобождать меня от занятий, а ему сказали, что в этом случае я останусь на втором курсе на второй год. Скрыв от родителей это условие, я решил ехать в Крым. Нас поехало пятеро: тренер Василий Серёдкин и члены команды: я (Мартынов Юрий), Отто Оносовский, Вера Гудвиль и Мальва Живаева.

Команда столбистов на первых сборах края.
Ю.Мартынов последний в шеренге

В Ялту съехалось много команд от различных спортивных обществ. Соревнования проходили на скалах напротив санатория, где в 1944 проходило совещание руководителей трех держав: Сталина, Черчилля и Рузвельта. Скальная стенка высотой свыше 80 метров выматывала до предела. Я стартовал пятым. Хотя почти всю дистанцию шёл по времени первым, в конце сбился с трассы и пришёл только третьим. Таким образом, я попал на первенство ВЦСПС, но меня не заявили т.к. я не имел значка альпиниста СССР.

В Ялте мы жили почти месяц из-за того, что нам не выслали денег на обратную дорогу. Время проводили весело: купались в море, загорали, болели за своих знакомых ребят на первенстве ВЦСПС.

По возвращении домой мне пришлось сдавать сопромат. Уже давно шли занятия в техникуме. Денисов, конечно, меня завалил, и я остался на втором курсе. Со мной остался мой товарищ по хоккею Костя Крюков. А я так думаю, что нас оставили специально, чтобы мы подольше играли в хоккей и футбол за техникум. В футболе я стоял вратарём. Но всё свободное время отдавал Столбам.

В 1953 я участвовал во многих соревнования по скалолазанию в г. Алма-Ата. Там мы с Отто Оносовским заняли второе место. В том году я излазил все скалы и лазы, которые кто-либо проходил до меня. Особенно впечатлило покорение скалы Митра со стороны Второго столба лазом под названием «Леушинский сумасшедший».

Митра. Уголок

Женька Медников

Я и Женька Медников, живя летом в избушке Нелидовка, решили попробовать взять этот лаз. Для этого воспользовались страховочным снаряжением – верёвкой. Он залез обычным ходом на Митру и бросил мне конец. Я по всем правилам обвязался, он начал меня страховать. Я пошёл и, к его удивлению, вылез. Меня так раззадорил успех, что я решил пройти этот лаз уже без страховки. Эта победа для меня значила дороже, чем любое соревнование. Потом мы много ходили с Женькой по скалам и искали новые ходы. Открыли обход Огурчика (Ныне ход Бабские Катушки) на Перьях и щелку на Первом столбе слева от тропы к Катушкам и много разных новых ходов. Щеголяя перед новичками, я без рук заходил на Первый и на Слоника, прыгал с Пера на Перо на Перьях, вылазил на Коммунар один без помощи плеч товарищей, то же проделывал и на Беркуте.

Утро

Нелидовка

Мы часто из Нелидовки ходили на Дикие столбы, так называемые Дикари. Там занимались покорением вершин. Однажды втроём, я, Василий Серёдкин и Пичуга (Владимир Пичугин) облюбовали один из самых больших бастионов и решили его покорить. Я и Пичуга начали подъём, а Вася стал искать место для фотографирования.

Бастион

Пичуга

То, что на скале мы первые, говорил совершенно нетронутый мох, который покрывал гранит. Нам приходилось его чистить железной щёткой, но мы осуществили подъём и установили там флажок. Это заснял Василий моим фотоаппаратом.

Живя в компании всё лето, мы радовались новичкам, приходящим на Столбы. Мы являлись для них экскурсоводами-проводниками. Новичкам помогали подняться на Первый, как самый доступный. Более опытных водили по знакомым тропам с закрытыми глазами, как аттракцион. Однажды пришлось подымать на Первый какого-то полковника. Он был в сапогах. Надо себе представить такую обувь для скальных восхождений. Но мы его в буквальном смысле затащили. Уж так ему хотелось побывать на вершине.

Вся наша работа вознаграждалась. Обычно нас благодарили совместным обедом (ведь продукты у нас всегда в дефиците), и мы радовались этому. Все, кто приходил на Столбы, обязательно оставляли провиант, на всякий случай.

Застолье

И конечно, на Столбах проходили учебные сборы скалолазов и соревнования, в которых я участвовал и занимал призовые места. Я был лёгкий, цепкий и жилистый спортсмен. Это то, что нужно для скалолазания.

Личный архив фотографий

Семья Мартыновых.
Фото сделано фотокором для газеты Красноярский рабочий