Автор: Евгений Вишняков, г. Долгопрудный

Отчет о горном маршруте 5 к.с. по Киргизскому хребту, совершенном в период с 15 июля по 15 августа 2019 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

День 18. 1 августа. Дневка на леднике Топ-Карагай

Днёвка-отсидка под пер. Жаркий (3А, 4300)

Обработка перевального склона

+150,
-150

Лавинный вынос, снежно- ледовый склон 25-45°

Утром ясно, после обеда дождь и снегопад

С 6.00 слушаем камнепады со скал, окружающих ледник Топ-Карагай.

Подъем дежурных в 8.00, общий подъем в 8.30. Сегодняшний день посвящен наблюдению за перевалом Жаркий 3А и разведке пути подъема. После завтрака готовим веревки, перемеряем их длину и наблюдаем за тем, как утреннее солнце освещает перевальный склон.

В 7.00 начинает сыпать с соседних скал (на перевальный взлет камни не попадают).

В 8.00 скалы вокруг седловины пер. Жаркий освещаются солнцем.

В 10.00 верхняя треть перевального взлета освещается солнцем.

В 11.00 освещен весь перевальный взлет.

В 11.40 связка из трех лидеров выдвинулась на разведку перевала Жаркий. В 12.00 связка подошла под ледовый склон. На поверку оказалось, что это не лед, а смесь плотного снега и фирна. В 12.30 повесили 1-ю веревку на лопате. В 13.10 повесили 2-ю веревку на лопате. В 13.50 добрались до крутого льда, повесили 3-ю веревку на ледобурах. Погода начала портиться, пошёл дождь со снегом, поэтому было принято решение спускаться. В 14.30 связка спустилась в лагерь.

ЧХВ на разведку подъема 2 ч 50 мин.

Ночевка там же, на боковой морене ледника Топ-Карагай. Координаты ночевки (N 42°28'55", E 74°32'16"), высота 3910 м.

Вид в верховья л. Топ-Карагай от места ночевки под пер. Жаркий

Предварительное провешивание перил на пер Жаркий.

День 19. 2 августа. Перевал Жаркий (3А, 4300)

Лед. Топ-Карагай - пер. Жаркий (3А, 4300) - ночевка на седловине

1,3 км

-10,
+465,
-80

Лавинный вынос, снежно-ледовый склон 25-60° с разломами и участками ледопада, закрытый ледник

Утром ясно, после обеда туман и снег

Подъем дежурных в 3.00, общий подъем в 3.30. Необходимо пройти камнеопасный участок R0-R3 до восхода солнца. В 6.00 выход. В 6.20 первая связка достигла станции R0.

R0-R1 50 м, лед, фирн, снег 30-40°. Станция на лопате.

R1-R2 50 м, лавинный вынос 30-25°. Станция на лопате.

R2-R3 50 м, лавинный вынос 25-35°. Станция на ледобурах.

R3-R4 50 м, ледовый лобик 60° в нижней части и ледовый склон 45° в верхней, в обход нависающих участков. Лидер лезет с облегченным рюкзаком и ледовыми инструментами. Станция на ледобурах.

R4-R5 50 м, ледовый склон 55°. Станция на ледобурах.

R5-R6 53 м, лед с выходом на снежный склон 45-35°. В конце веревки - начало ледопада. Станция на ледорубе, подстрахованная репшнуром к станции на ледорубах.

R6-R7 50 м, ледопад 25-45°. Движение по снежным мостикам в обход разломов. Станция на лопате.

R7-R8 1,5 м, лед 90°, затем 50 м снежный склон 45°. Снег плотный, ступени бьются с пяти ударов. В конце веревки - начало новой серии разломов. Станция на ледорубе, подстрахованная репшнуром к станции на ледобурах.

R8-R9 50 м, траверс снежно-ледового склона в обход ледопада 35-45°. Станция на ледобурах.

Видим, что в левой по ходу части взлета можно перейти бергшрунд по снежному мосту и выйти по пологому льду 35-45° на седловину. Справа трещины и крутой лед.

R9-R11 100 м, траверс снежного склона 20-25°. Станция на ледорубе.

R10-R11 50 м, траверс снежного склона 25-30°. Станция в трещине на ледобурах.

R11-R15 210 м, переход трещины по снежному мосту, затем лед 35-45° с небольшими трещинами. Станции на ледобурах.

Всего: 15 верёвок, из них 7 ледовых, 4 снежных, 4 снежно-ледовых.

В 15.05 была повешена последняя веревка, в 16.30 вся группа поднялась на правый (орогр.) край обширной седловины. Здесь узкий снежный гребень, переходящий в пологий закрытый ледник, на котором группа встала на ночевку. Координаты ночевки N 42°28'36", E 74°32'32", высота 4291 м.

Погода с утра ясная, в 14.00-15.00 небо затянуло, к вечеру снова развиднелось.

ЧХВ 10 ч 30 мин. Пройдено 1,3 км. Набор высоты +465 м, -90 м.

Высота седловины 4300 м. Тур находится на скале посреди длинной седловины (N 42°28'38", E 74°32'27"). Здесь же есть озеро с жидкой водой. С перевала открывается красивый вид на ледник Топ-Карагай.

На перевале Жаркий сняли записку группы туристов СГТ НГУ (8 чел., 4 к.с.), руководитель Кудашов И.Г., от 04.09.2018.

Перевальный взлет пер. Жаркий 3А 4300

Путь подъема на пер Жаркий. Фото сделано с пер. Смена.

Подъём на пер. Жаркий. 2-я и 3-я веревки (лавинный вынос). Лидеры провешивают 4-ю и затем 5-ю веревки (наиболее крутой участок: 60° в нижней части и 45-55° в верхней).

Прохождение 5-й веревки.

Прохождение 7-й веревки в начале зоны разломов.

Станция R7 в ледопаде и провешивание 8-й веревки

Траверс R8-R11 и путь подъема на седловину пер. Жаркий R11-R15

Траверс склона по восьмой веревке.

Окончание траверса и провешивание 12-й веревки по льду 35-40°.

На пер. Жаркий (вид на юго-запад). Тур на вершинке торчащей из снега скалы.

Седловина пер. Жаркий.

Место выхода на пер. Жаркий у скал.

Группа на пер. Жаркий (3А, 4300). Вид на ледник Туюк-Су Северный. А.Фефелов за кадром.

День 20. 3 августа. Перевал Туюксу Восточный (1Б, 4050)

Пер. Жаркий - лед. Туюксу С. - пер. Туюксу Вост. (1Б, 4050) - д. р. Алтынтор

4,9 км

-420,
+190,
-460

Закрытые и открытые ледники, осыпные и снежно-осыпные склоны

Утром ясно и холодно, днём снегопад, вечером ясно

Подъем дежурных в 5.00, общий подъем в 5.30. С утра сходили к перевальному туру, поменяли записку. Ясно, холодно. Снег за ночь схватился.

В 8:30 вышли в кошках и связках. За 30 мин. ЧХВ спустили 150 м по леднику до осыпи на H = 4150 м. Свернули с ледника на осыпь направо по ходу. Слева - крутые сбросы! 1 час спускались по живой мокрой осыпи и скальным лобикам крутизной 25°, движение плотной группой. Затем осыпной склон стал положе, на нем появилась тропа, которая вывела нас на открытый ледник. По тропе и открытому леднику мы за 30 мин дошли до закрытого ледника (H = 3880 м), связались в связки и в 11.10 начали подъем на пер. Туюксу Восточный (1Б, 4050).

Подъём на пер. Туюк-Су Вост. (1Б, 4050) идёт по пологому (до 15-20°) закрытому леднику Туюксу Сев. За 1:00 ЧХВ движения по леднику мы доходим до седловины перевала.

В 12.00 мы на перевале Туюк-Су Вост. (1Б). В туре нашли записку группы туристов Горной секции МФТИ (5 чел., 4 к.с.) от 10 августа 2018 г. под руководством Отачкина А.Е. Координаты перевала N 42°27'18", E 74°32'39".

Седловина представляет собой ледовый кратер, траверсом которого можно выйти на скально-осыпную перемычку, где расположен тур (для заметности, из тура торчит палка).

Мы снимаем записку и начинаем готовить обед, так как вокруг всё заволакивает туманом и начинается лёгкий снегопад.

В 15.00 снегопад закончился и развиднелось. Мы собираем верёвки и готовимся к спуску.

В 15.30 вешаем первую верёвку. Организация перил - на станциях на ледорубе (сброс - "ледорубным крестом"). Спусковой кулуар достаточно крутой - снежно-ледовый склон 35°, протяжённость более 150 м. В наиболее крутых участках склон имеет крутизну 40°.

В 15.45 первые участники уже прошли две верёвки на спуск и утверждают, что дальше можно спуститься без верёвок. Принимаем решение пройти 2 верёвки по перилам, а ниже спускаться до осыпи "на 3 такта".

В 16.45 обе верёвки сброшены, группа продолжает спуск по кулуару до закрытого ледника

В 17.30 делаем привал на закрытом леднике. Координаты N 42°26'59", E 74°33'31". Высота 3780 м.

Ещё через 0:40 ЧХВ спуска по пологой средней осыпи мы доходим до озера на высоте 3590 м, где становимся на ночёвку.

За сегодня мы спустились с седловины пер. Жаркий на лед. Туюк-Су Сев. и затем прошли пер. Туюк-Су Вост. (1Б, 4050). При этом прошли 4.9 км за 5:40 ЧХВ.

Перевал Туюк-Су Вост. полностью соответствует категории трудности 1Б*, указанной в Классификаторе.

Спуск с пер. Жаркий - переход с закрытого ледника на осыпь. Путь подъема по леднику Туюксу Северный к пер. Туюксу Восточный 1Б

Путь спуска с пер. Жаркий по осыпи

Пер. Туюксу Вост. (1Б, 4050м) с л. Туюксу Сев.

Группа на пер. Туюксу Вост. (1Б). Путь к осыпной седловине преграждает ледовая воронка с крутыми краями. На седловине мало места, там гуляет Сергей Харитонов.

Начало спуска с перевала Туюк-Су Вост. (1Б*, 4050), выход на снежник.

Спуск с пер. Туюк-Су Вост. (1Б*, 4050)  по снежнику, первая веревка.

С пер. Туюк-Су Вост. (1Б*) на спуск провешены две веревки по снежно-ледовому склону.

Организация ледорубного креста на спуске с пер. Туюк-Су Вост. (1Б*, 4050).

После второй веревки дальнейший спуск по снежнику идет без перил.

Спуск по снежнику у правого края кулуара.

Ниже снежника спуск по осыпи до ледника.

Пер. Туюксу Вост. (1Б, 4050) с ледника в д.р. Алтынтор.

Лагерь около двух небольших озер.

Отличная площадка для палаток.

День 21. 4 августа. Спуск по долине р. Алтынтор

Спуск по долине р. Алтынтор до озера

6,1 км

+70,
-900

Моренные валы, осыпные и травянистые склоны

Утром ясно, днём и вечером дождь

Сегодня мы решили не делать общий подъём, поэтому просыпаемся в свободном режиме около 9 часов утра. 3590 м - это наша наиболее низкая ночёвка за последнюю неделю.

Просушиваем снаряжение и в 12.00 выходим из лагеря. Движемся вниз по долине реки Алтынтор. Утром погода была ясная, но сейчас небо затягивает облаками.

В 13.00 начинается моросящий дождь, который то утихая, то усиливаясь, шёл до вечера.

В 13.30 мы проходим красивое озеро под пер. Литва (2Б), высота 3200 м.

В 14.15 доходим до перегиба долины. Высота 3100. Дальше идём по каменной речке 25°.

В 15.00 мы оказываемся внизу каменной речки, высота 2900 м. Переходим на правый орогр. берег реки Алтынтор и траверсируем по крупной осыпи на правом борту долины, оставляя заболоченный участок долины слева по ходу. После участка крупной осыпи подсекаем тропу, по которой по травяному склону 20-25° сбрасываем ещё 150 м высоты и выходим на берег озера в левом моренном кармане долины.

В 16.00 останавливаемся на ночёвку на западном (верхнем) берегу озера. Высота 2750 м. Через некоторое время к нам снизу приходит группа Андрея Мартынова - вторая группа нашей школы ВУ в этом году. Пока мы общаемся, начинается сильный дождь, так что мы продолжаем общение под тентами и личными полиэтиленами.

В 17.00 дождь ослабевает, после чего мы делаем общее фото, и группа А. Мартынова продолжает своё движение наверх. А мы ужинаем и ложимся спать. Координаты места ночёвки N 42°28'06", E 74°36'38".

За сегодня мы прошли 6.1 км за 3:20 ЧХВ со сбросом -850 м. Почти всё время шёл дождь.

Спуск по д.р. Алтынтор.

Озеро под пер. Литва (2Б). Есть места под палатки.

Заболоченный участок проходится по правому борту.

Обход заболоченного участка.

Спуск к озеру. Отмечено место ночевки.

Озеро в моренном кармане на высоте 2750 м. Место ночёвки и встречи со второй группой.

Встреча на озере с группой Андрея Мартынова.

День 22. 5 августа. Спуск по долинам р. Алтынтор и р. Аламедин

Спуск по долинам
р. Алтынтор и р. Аламедин до места брода

6,8 км

+270,
-720

Осыпные и травянистые склоны

Ясно, солнечно

В 5.30 общий подъём, в 8.00 выходим из лагеря. Немного набираем высоту, а дальше продолжаем спускаться по долине р. Алтынтор.

За 0:40 ЧХВ от места ночёвки доходим до места впадения р. Кара-Тоо в р. Алтынтор. Высота 2780 м.

Ещё за 0:40 ЧХВ проходим разлив реки Алтынтор по правому берегу. Высота 2600 м.

Перейдя по нижней части разлива р. Алтынтор на левый орогр. берег, ещё 0:30 ЧХВ идём вдоль воды по пологому левому берегу. Привал на высоте 2500 м.

Дальше начинаем спускаться вдоль левого берега р. Алтынтор по осыпным прижимам, которые вскоре снова вревращаются в тропу. Начинается зона леса - очень много арчи.

За 0:40 ЧХВ спускаемся до высоты 2350 м и в 11.30 встречаем поля земляники. Погода ясная, жарко, так что решаем устроить сиесту и переждать жару, подъедая землянику.

В 12.30 там же начинаем готовить обед. Отдыхаем - мы впервые в зоне леса за 10 дней.

В 15.15 становится уже не так жарко, и мы продолжаем спуск - теперь уже по левому берегу р. Аламедин. Примерно половину пути мы идём по тропе, а вторую половину - по травянисто-осыпным прижимам, по болотам и по курумнику в болоте.

В 16.55 доходим до разлива р. Аламедин на высоте 2300 м и останавливаемся на ночёвку.

За сегодня мы прошли 6.8 км с чистым сбросом высоты -450 м за 3:50 ЧХВ.

Завтра утром будем бродить через р. Аламедин. Координаты брода N 42°30'30", E 74°39'19".

Язык л. Кара-Тоо. Справа проходит подъем к пер. Корона Ю., слева - Инструментальщик.

Прижим на левом берегу р. Алтынтор перед спуском к р. Аламедин.

Вид на слияние р. Алтынтор и р. Аламедин.

Прохождение прижимов на левом берегу р. Аламедин.

Выход на поляну у разлива реки Аламедин. Здесь ночуем.

День 23. 6 августа. Переправа через р. Аламедин и спуск до устья р. Салык.

Переправа на правый берег р. Аламедин - спуск по д.р. Аламедин до устья р. Салык.

Выход за заброской

Брод через
р.  Аламедин, тропа, заросли кустарника

Ясно, солнечно, вечером дождь

В 5.30 общий подъём. Собираемся и без завтрака идём бродить р. Аламедин, пока уровень воды не поднялся.

В 6.15 начинаем переправу стеночками через р. Аламедин, в 6.30 заканчиваем. Дальше останавливаемся, готовим завтрак и завтракаем. Когда выходит солнце - сушимся.

В 8.55 выходим и продолжаем спуск по долине р. Аламедин, теперь по правому берегу.

Через 1:00 ЧХВ мы оказываемся напротив ущелья Кутургансу, где находятся перевалы Ат-Джайлоо, Кутургансу, Джиндысу и др.

В 10.15 спускаемся на пологую часть долины после обхода прижима. Высота 2120 м. Здесь очень много звериных троп, так что сбиться с основной тропы проще простого.

В 11.30 доходим до устья долины Салык, где останавливаемся на полуднёвку. Высота 2010 м. Досюда мы дошли за 2:20 ЧХВ от места предыдущей ночёвки.

Разбиваем лагерь и обедаем. Координаты N 42°33'27", E 74°39'49". Координаты ближайшего прозрачного ручья N 42°33'29", E 74°39'44". В Аламедине вода тоже нормальная.

В 13.55 группа из четырёх участников выходит вниз по долине р. Аламедин, чтобы на т/б "Тёплый Ключ" забрать нашу заброску. А заодно договориться с Фёдором Ефимовичем, чтобы он завтра забрал Сергея Харитонова (решил сойти из-за неясной боли в спине).

За 1:45 ЧХВ участники доходят до т/б "Тёплый ключ". По дороге шёл моросящий дождь.

В 15.50 участники начинают искать работников столовой - на это уходит минут 20.

В 16.30 мешки с заброской уже у нас, пакуем рюкзаки и начинаем возвращение.

За 1:55 ЧХВ участники поднимаются обратно в лагерь. В 18.50 группа снова в сборе.

Описание спуска в т/б "Тёплый Ключ":

Тропа, ведущая в т/б "Тёплый Ключ", идет по орогр. правому берегу реки Аламедин. Параллельно нужной тропе проходит множество звериных, поэтому требуется сохранять бдительность.

После моста через р. Салык необходимо двигаться вверх по верхней (правой) тропе до точки (N 42°34'05", E 74°39'48"), высота 2061 м. Все тропы ниже выводят на обрыв!

По тропе дойти до ручья. После переправы через ручей нужно спуститься вдоль ручья на 120 метров до точки (N 42°34'40", E 74°39'36"), высота 1932 м, и затем продолжать идти по лугу вдоль Аламедина до широкой пологой тропы. Если вместо этого пойти по верхней тропе, попадаешь в лес на крутой склон, заросший колючками.

Дальнейший спуск проходит по тропе без приключений.

Утренняя переправа через р. Аламедин.

Дальнейший спуск идет вдоль реки по хорошей тропе.

Ущелье р. Кутургансу, ведущее к пер. Корона С., Корона Ср.. и Джиндысу.

День 24. 7 августа. Полуднёвка.
Подъём по долине реки Салык

Полуднёвка в д.р. Аламедин.
Подъём по долине Салык

2,8 км

-70,
+380

Травянистые склоны, тропа, заросли кустов

Ясно, солнечно

Подъём дежурного в 7.15, всей группы - в 8.00.

В 8.50 Сергей Х. с сопровождением из нашей группы отправляется в «Тёплый ключ», чтобы оттуда уехать в Бишкек. Вместе с Сергеем отдали верёвку и ещё некоторое снаряжение для облегчения на последнем кольце. Остальная часть группы перебирает и перераспределяет снаряжение и еду на оставшихся пятерых участников.

В 12.30 как раз к обеду сопровождение возвращается в лагерь.

В 15.20 переходим по мосту на правый берег реки Салык и начинаем подъём в д.р. Салык. В течение часа ЧХВ идём в лесу по крутому склону 20-25°. По пути много тропинок, переходящих друг в друга или уводящих на левый склон. Солнечно и жарко.

На высоте 2220 м склон становится положе и легче. Лес редеет, встречаются вытоптанные пыльные полянки. Через полчаса поднимаемся на пригорок на открытом пространстве недалеко от реки и в 17.50 останавливаемся на ночёвку. GPS координаты ночёвки N 42°33'21", E 74°40'57

День 25. 8 августа. Подъём по долине реки Салык под ледник Салык Зап.

Подъём по долине Салык на моренную стену и под ледник Салык Зап.

5,5 км

+1010,

-47

Травянистые и осыпные склоны, тропа, моренные валы, средняя и крупная осыпь

Ясно, солнечно

В 4.30 подъём дежурного, в 5.30- всей группы. Вышли в 7.20. Ясно и солнечно. Вначале идём через густой лес с множеством тропинок, не уходя далеко от реки. Часто приходится нагибаться под ветками и пробираться через кусты. В 2014 году этот участок мы прошли выше по склону, и там более суровые дебри, рекомендуем идти ниже. Подъедаем последнюю жимолость и смородину с кустов.

Вид на моренные ступени в долине реки Салык.

При выходе из леса попадаем на курумник, тропа продолжается в виде каменных туров. Здесь на высоте примерно 2500 м (GPS N 42°32'48.45" E 74°41'26.33") река уходит под морены, воды ещё долго не будет.

По осыпи переходим на левый орографический берег долины. Для подхода потратили 2 часа ЧХВ. В 10.10 (высота 2750 м) начинаем подъём на первый моренный вал по углу в обход центрального участка. Склон 25-30°, выраженной тропы нет, осыпь малоподвижная.

Вторая ступень подъёма более крутая 30-35°, местами до 40°. Под неё подошли за полчаса ЧХВ. Мы выбрали подъём по самому левому по ходу движения скально-осыпному кулуару. В нижней части ступени средняя живая осыпь, а в верхней - крупная, малоподвижная.

На верх этой ступени мы вышли в 12.10 (потратив ещё час ЧХВ) и с удивлением обнаружили, что камни закончились, некоторое время нам ещё предстоит пройти по траве. Снова появились туры и тропы, склон пологий. Местами видим пересохшие ручейки и лужицы.

Через 50 минут спустились с холма к большому мутному озеру (координаты GPS N 42°31'51", E 74°42'29", высота 3160 м). В 2014 году выше озера был ручей, в котором мы брали чистую воду. В этот раз ручья не было видно (но было слышно под камнями), только большая зелёная водоросль в устье. Из-за неё мы впервые за поход решили использовать хлорные таблетки для обеззараживания питьевой воды в бутылках. Полчаса - и можно пить.

Подъем лазанием по узкому осыпному кулуару второй ступени морен.

Вылезаем из кулуара на верхний пологий участок.

Безымянное мутное озеро на пути к леднику Салык.

В 13.30 обедаем на этом озере. Место удобное и для ночёвки, берега ровные и широкие. В 15.40 выдвигаемся в путь. Прямо от озера начинается очередной моренный вал, но после обеда он проходится легко. Ещё одно мутное озеро обходим справа в непосредственной близости от воды. Обедать здесь было бы неудобно, одни камни, и те пыльные и скользкие.

Подход к верхнему озеру. Вид на Усеченку.

Через 1 час 10 мин мы выходим на мягкий песчаный берег реки с красивыми видами на пики Кыргызстан и Усечёнка. Решаем остановиться немного впереди на ночёвку. Там ровная площадка с фиолетовыми цветами, поставить палатку на которые мы не решились. Поставили лагерь рядом, координаты GPS N 42°31'25", E 74°42'53". Есть удобное место под кухню. Вода в реке мутная.

Песчаный берег разлива ледниковых рек из-под ледника Салык. Место ночевки - справа на зелёной площадке.

День 26. 9 августа. Подъём на лед. Салык Зап. -отказ от пер. Усечёнка 3А - подъём на лед. Салык Вост.

Долина Салык - лед. Салык Зап. - лед. Салык Вост.

8,1 км
(7,3)

+570,
-260,
+380

Моренные валы, открытые и закрытые ледники

Утром ясно, солнечно, вечером дождь

Подъём в 5.30, выход в 7.20. Ясно и солнечно.

Прошли по моренам, перейдя две речки, вытекающие из-под ледника. За час подошли к зачехлённой части ледника и ещё полчаса поднимались по ней, обходя крупные камни и ледниковые промоины.

В 9.20 надеваем кошки, высота 3450 м. Ледник пологий, открытый, подъём приятный и несложный. Проходим мимо поворота на ледник Салык Восточный, придерживаясь левой по ходу движения части ледника. Слева на скалах периодически случаются камнепады, но всё падает в карман перед ледником.

Перевал Усеченка (3А, 4300), первая и вторая седловины.

Александр Фефелов на фоне перевала Кыргызстан (3Б, 4450).

Вид с места обеда на запад. Понижение в хребте - это перевал Тоо-Карын (2Б, 4280).

В 11.40 вышли на верхнюю часть ледника Салык под пик Усечёнка и устроили здесь обед, координаты N 42°29'37", E 74°43'29", высота 3800 м. По причине общей усталости группы и состояния здоровья участников мы решили отказаться от прохождения перевала Усечёнка (3А) и пройти по запасному варианту - через перевал Проценко (1Б).

Поэтому после обеда в 13.40 за полчаса спускаемся обратно и по моренам переходим на ледник Салык Восточный. Координаты угловой точки поворота N 42°30'04", E 74°43'28", высота 3630 м. Осыпь крупная и средняя, подвижная и неудобная. Переход на ледник Салык Восточный занял у нас 45 минут.

Надели кошки и начали подъём по открытому леднику, плавно перемещаясь на правый берег. Сначала полчаса по крутому склону 15-25°, затем час по пологому участку. Остановились на ночёвку напротив перевала Салык (2Б) на правобережной морене. В 17.25 начали разравнивать площадку и ставить лагерь. Координаты ночёвки N 42°29'51", E 74°44'57".

Вид на перевалы Проценко и Салык-Ашу с вечера.

День 27. 10 августа. Пер. Проценко (1Б, 4310)

Лед. Салык Вост.- Пер. Проценко (1Б, 4310) - лед. Глухой - морены под лед. Глухой

4,9 км

+390,
-700

Закрытый ледник, снежно-
ледовые склоны 25-45°, закрытый ледник, открытый ледник, морены

Ясно, солнечно, очень ветрено

Ночью прошёл снег, немного прикрыв чёрные осыпные полосы от камнепадов на перевале Проценко. Утром морозно и ясно. Подъём в 5.30, выход в 8.00. Сначала подходим по моренам, затем надеваем кошки и выходим на ледник. За час поднимаемся на пологую полочку под перевальным взлётом. Первую станцию делаем в 9.20 на бурах над бергшрундом в узком месте.

Перевальный взлёт Проценко (1Б, 4310). Камни летят с 10 утра со скал справа.

Работа технического лидера на склоне.

Подъем по 5-й веревке.

Выход на седловину перевала Проценко (1Б, 4310).

Тур на скалах справа.

R0-R1 первая верёвка ледовая, через бергшрунд, склон 35-40°. Провесили к 9.50.

R1-R2 ледовая верёвка, склон постепенно выполаживается, 30-35°. Станция на ледобурах. Веревка повешена в 10.30.

R2-R4 две веревки (третья и четвёртая) по склону 25-30°, лёд, станции на ледобурах. Третья веревка повешена в 11.10, четвёртая в 11.50.

R4-R5 пятая веревка на льду, в нижней части склон 20-25°, выше - 15°. Веревка закреплена на выступающем камне. Веревка повешена к 12.20.

После верёвочной части ещё метров 50 до седловины пешком в кошках. Вся группа вышла на перевал Проценко (1Б, 4310) в 13.00. Седловина длинная, тур расположен в южной части, на камнях. В северной части седловины есть жидкая вода. Сняли записку группы туристов НГУ под руководством Сальникова О. от 4.02.2019.

Координаты тура на седловине пер. Проценко N 42°29'36", E 74°45'36".

Несмотря на следы камнепадов на перевальном склоне, мы успели пройти довольно рано и по безопасной траектории, благодаря чему избежали падения камней на нас.

Группа на пер. Проценко (1Б, 4310). Александр Фефелов за кадром.

В 14.15 начали спуск с перевала. Преодолели карниз ближе к осыпной части, спустившись «на три такта» в верхней крутой части, склон сначала 40-45°, ниже 25-30°. Дальше прошли по закрытому леднику в связках до пологой части, где остановились на обед в 15.15. Координаты GPS N 42°29'25", E 74°45'44", высота 4190 м.

Вид с перевала на л. Глухой и наш путь спуска.

Спуск с перевала через карниз в узкой части.

Траектория спуска с перевального взлёта Проценко.

Обед был долгий, на солнце было очень жарко. В 17.40 возобновили спуск по леднику в связках, через 40 мин ЧХВ вышли на его открытую часть.

За полчаса подошли к крутому краю ледника и выбрали спуск по моренам слева, в обход ледовых сбросов. Спуск по осыпи занял 50 минут ЧХВ. Камни средние и мелкие, подвижные, при прохождении выбирали наиболее простой путь, не отходя далеко от ледника и избегая выхода на конгломерат. В нижней части прошли между двух скальных холмиков.

Не доходя до озёр, в 20.20 мы остановились на ночёвку на ровной зелёной площадке возле ручья. Координаты N 42°28'20", E 74°45'48", высота 3680 м. Дует сильный ветер. Отсюда видно предстоящий нам первопроход пика Физтех: характерный квадратный ледник, вписанный в скальный треугольник.

Вид с места ночёвки на ледники Ленинградцев и Глухой.

Вид с места ночёвки на предстоящий первопроход, пик Физтех.

День 28. 11 августа. Переправа через р. Иссык-Ата (Минджилки) - подъем по долине Бешкель

Морены лед. Глухой - д.р. Иссык-Ата (Минджилки) - брод р. Иссык-Ата - ур. Бешкель

Полуднёвка

5,6 км

-600,
+190

Моренные валы, осыпные и травянистые склоны, тропа, переправа через реку Иссык-Ата

Ясно, солнечно, ветрено

Подъем дежурных в 6.30, общий подъем в 7.00. Погода ясная, солнечно. После завтрака нас окружили овцы.

Выход в 9.30 - спускаемся по тропе по моренным валам в сторону долины реки Иссык-Ата. За 20 минут доходим до озера с мутной водой H = 3620 м. Ещё за 20 минут доходим до ручья с чистой водой H = 3536 м. Координаты ручья (N 42°28'04", E 74°46'16"). Есть места под палатки. От ручья забираем правее на соседний осыпной контрфорс, по которому идет тропа. 1 ч ЧХВ спускаемся по тропе. Поворачиваем налево, переходим ручей, вдоль которого спускались, и за 30 минут доходим до разлива р. Иссык-Ата.

Спуск к озеру.

Спуск по гребню старой морены к разливу р. Иссык-Ата.

Встретили пастухов, те пригласили нас на чай. Домик пастухов расположен на левом берегу разлива (N 42°28'09", E 74°47'15") на высоте 3122 м. После общения с пастухами, перебродили разлив р. Иссык-Ата напротив домика пастухов за 20 минут. На разливе дует сильный ветер.

Лагерь пастухов в долине р. Иссык-Ата на левом берегу у разлива.

Переправа через р. Иссык-Ата на разливе напротив домика пастухов.

Подъём группы из долины Иссык-Ата по урочищу Бешкель.

Наш лагерь в урочище Бешкель.

За 40 минут ЧХВ поднялись вдоль реки, стекающей с ледника Петросяца II, до красивого урочища Бешкель. Ночевка в урочище, на траве у ручья. Координаты ночевки N 42°27'20", E 74°47'51", высота 3253 м.

ЧХВ 3 ч 10 мин. Пройдено 5,58 км. Набор высоты +190 м, -600 м.

День 29. 12 августа. Подъем на ледник Петросянца II

Урочище Бешкель - ледник Петросянца II

Обработка склона пика Физтех

5,6 км

+720,

-15

+150,
-150

Осыпные и травянистые склоны, моренные валы, открытый ледник

Закрытый ледник, снежно-ледовый склон 25-45°

Ясно, солнечно

Подъем дежурных в 5.30, общий подъем в 6.00. Погода ясная, солнечно.

Выход в 7.50 - поднимаемся по тропе вдоль реки. За 25 минут доходим до широкого плато с водой и местами под палатки H = 3311 м. Уходим налево по ходу, 25 минут поднимаемся по осыпному кулуару крутизной 25-30° (H = 3420 м). Находим звериные тропы на моренах и, поднимаясь по ним, за 1 ч 20 мин ЧХВ доходим до ледника.

С ледника течет чистая вода, и в 11.00 мы становимся под ледником на обед (H = 3740 м). В 13.15 надеваем кошки, в точке N 42°26'02", E 74°49'24" выходим на открытый ледник Петросянца II, поднимаемся 1 час и в 14.30 становимся лагерем между перевалом Иссык-Ата Восточный 1Б и пиком 4254.

Координаты лагеря: N 42°25'34", E 74°50'15", высота 3976 м.

ЧХВ подъема 3 ч 10 мин. Пройдено 5,62 км. Набор высоты +723 м, -16 м.

Склон пика 4254 освещается солнцем до 20.00, поэтому в 16.20 связка лидеров вышла на разведку подъема. В 17.00 связка подошла по 25-30° снежному склону под первый бергшрунд, в 18.10 по снежному склону крутизной 30-40° подошла под третий бергшрунд. Выше начинается прочный лед. Сделав надежную станцию на ледобурах, повесили две веревки (100 м перил) и в 18.50 съехали по ним. В 19.20 связка спустилась в лагерь.

ЧХВ на разведку подъема составило 3 часа.

Путь подъема на морены ледника Петросянца II

Путь подъема на ледник Петросянца II

День 30. 13 августа. Восхождение на пик Физтех (2Б, 4254, п/в) и пер. Физтех (2Б, 4215, п/в), рад.

Ледник Петросянца II - Пер. Физтех (п/в, 2Б, 4214) + пик Физтех (п/в, 4254) радиально

1,6 км

(0,8)

+300,
-300

Закрытый ледник, снежно-ледовый склон 25-55°, осыпной склон

Ясно, солнечно, после обеда снегопад до утра

Сегодня - радиальное восхождение на пик 4254. Техническое описание подъема:

Подход по закрытому леднику Петросянца II в связках - снег крутизной 25-30°. Склон пересекают 3 широких бергшрунда, которые обходятся справа по ходу по снежным мостам. Идти слева не рекомендуем, так как левый снежный мост через первый берг не выглядит надежным (см. фото). После первого бергшрунда начинается техническая часть подъема.

R0-R1 50 м, снег 30-35°. Перешли второй бергшрунд по снежному мосту. Приличного льда практически нет, станцию можно сделать на лопате или снежном якоре.

R1-R2 40 м, закрытый ледник 40-45°, трещины. Подошли под третий бергшрунд. Станция на ледобурах.

R2-R3 2 м лед 80°, 48 м лед 50-55°. Станция на ледобурах.

R3-R4 40 м, лед 45-50°. Станция на ледобурах.

Ледовый склон выводит на широкую снежно-осыпную седловину. Сверху просматриваются осыпные спуски за Киргизский хребет, как в долину реки Каратор, так и в долину реки Пытый.

R4-R5 100 м. С седловины простой подъем на вершину по осыпному гребню 25-30° за 10 минут.

Мы назвали вершину и открытый перевал в честь института, объединившего большинство участников похода - Физтеха. Записок не нашли, оставили свои, сложив туры на перевале и на вершине.

Координаты перевала Физтех 2Б: N 42°25'18", E 74°50'20", высота 4214 м. Есть места под палатки и жидкая вода.

Координаты пика Физтех: N 42°25'17", E 74°50'23", высота 4254 м.

Опасности перевала:

Северный склон перевала со стороны ледника Петросянца II не камнеопасен. Камнеопасным является короткий (протяженностью ~5 метров) участок подхода под перевальный взлёт, где при нас были отчётливые следы камней. В малоснежный год склон не лавиноопасен. Спуск с седловины пер. Физтех в долину реки Каратор остается осыпным даже в многоснежный год (по материалам отчета Вишнякова 4 к.с. 2016 г.). Спуск с пика Физтех (4254) в долину реки Пытый осыпной, но в многоснежный год может стать лавиноопасным, как спуск с соседнего пер. 70 лет МФТИ (по материалам отчета Вишнякова 4 к.с. 2016 г.).

Хронология прохождения:

Подъем дежурных в 5.30, общий подъем в 6.30. В 8:00 двумя связками вышли из лагеря. За 30 мин подошли под бергшрунд. В 8.50 лидеры прошли 2 снежные веревки, оставленные с вечера, и начали работу на ледовом склоне. В 9.40 была провешена вся техническая часть подъема, в 10.05 вся группа поднялась на седловину пер. Физтех (H = 4214 м), в 10.30 - на вершину пика Физтех.

В 11.35 группа начала спуск с перевала по веревкам. Веревки R4-R3, R3-R2, R2-R1, закрепленные на льду, сбросили при помощи самовыверта. Веревку R1-R0 последний участник снял с нижней страховкой. В 14.35 группа закончила спуск по веревкам и в 15.10 вернулась в лагерь.

После обеда и до самого утра шёл снегопад и дул сильный ветер.

Всего 4 веревки, из них 2 снежные, 2 ледовые.

ЧХВ 6 ч 00 мин. Пройдено 1,64 км (в зачет 0,82 км). Набор высоты +300 м, -300 м.

Координаты ночевки: N 42°25'34", E 74°50'15", высота 3976 м.

Путь подъема на перевал Физтех (2Б, 4214) и пик Физтех (4254)

Первый бергшрунд на пик Физтех. Вид с правого снежного моста.

Связка лидеров провешивает 3-ю веревку на крутом ледовом склоне.

Седловина пер. Физтех (2Б, 4214) и путь подъема на пик Физтех (4254)

Путь спуска пер. Физтех (2Б, 4214) в долину реки Каратор

Путь спуска с пер. Физтех (2Б, 4214) в долину реки Каратор. Фото 2016 года из отчета Вишнякова 4 к.с. В многоснежный сезон спуск остается осыпным.

Путь спуска с пика Физтех (4254) в долину реки Пытый

Путь спуска с пика Физтех (4254) в долину реки Пытый. Фото 2016 года из отчета Вишнякова 4 к.с. В многоснежный сезон спуск может быть лавиноопасным.

Группа на пер. Физтех (2Б, 4214). Вид на долину реки Каратор.

Группа на вершине пика Физтех 4254. Вид на ледник Петросянца II и Аламединскую Стену

Группа на вершине пика Физтех 4254. Слева - долина р. Пытый, на заднем плане хребет Карамойнок. Руководитель группы за кадром.

1-я верёвка спуска с пер. Физтех (2Б, 4214) и дальнейший путь группы.

День 31. 14 августа. Пер. Иссык-Ата Вост. (1Б, 4080)

Лед. Петросянца II - Пер. Иссык-Ата Вост. (1Б, 4080)  - д.р. Бытый

9,1 км

+110,
-680,
+80,
-370

Закрытый ледник, осыпные склоны с натёчным льдом,, открытый ледник, моренные валы

Дождь, мокрый снег, дождь, град

Подъём дежурного в 5.30, всей группы - в 6.00. Утром продолжается снег.

В 7.00 осадки временно прекратились, позволив нам спокойно собрать рюкзаки. В 8.10 выходим из лагеря в связках по закрытой части ледника под перевал Иссык-Ата В. (1Б, 4080). На осыпном склоне видны следы спускавшейся недавно группы.

В 8.20 начинаем подъём на осыпной перевальный взлёт 30-35°, склон идеален для спуска по нему, а для подъёма приходится попыхтеть. Движемся медленно, каждый шаг нога съезжает почти обратно. В верхней части склон 25-30°. Ориентируясь на характерный жандарм, выходим на седловину в 9.10.

Сняли записку группы туристов КСП «Спутник» г. Екатеринбург под руководством Скунцева Е.А., прошедших здесь 3 августа 2019 г. в направлении ледника Петросянца. Очень ветрено, начинается небольшой мокрый снег.

Координаты перевала N 42°25'44'', E 74°50'22''.

В 9.40 начали спуск с перевала, обойдя снежник слева по ходу по осыпи 25°. В 10.00 вышли на плато. Здесь удобное место для стоянки при необходимости, ровные площадки и ручьи, стекающие со снежника.

Группа на пер. Иссык-Ата В. (1Б, 4080). Александр Фефелов за кадром.

Спуск с пер. Иссык-Ата В. В обход снежника. На плато внизу есть места для ночёвки.

Верхняя ступень восточного перевального взлёта (спуск) пер. Иссык-Ата Вост. (1Б, 4080).

На ледник выводят три скально-осыпных кулуара, мы выбрали средний, со снежником, сильно потаявшим по сравнению с 2014 годом. Проходится без веревок, но местами нужно внимательно и аккуратно обходить скользкие скалы и лёд. За 40 минут ЧХВ вышли на ледник. Снизу видно, что возможно самый левый по ходу движения кулуар был бы удобнее из-за отсутствия снега и льда.

Группа спускается по среднему кулуару с пер. Иссык-Ата В.

Спуск по среднему кулуару с пер. Иссык-Ата В.

Вид с ледника Б. Бытый в долину Бытый.

Сначала идём по левобережной морене и затем пересекаем открытый ледник, уходя на правую сторону. Через 50 минут ЧХВ спускаемся с ледника и подходим к разливу рек с чистой водой. Воды после этого места ещё долго не будет (кроме той, что льёт сверху). Поэтому в 12.30 мы остановились на обед. Дождь усилился. Координаты места обеда N 42°26'30", E 74°51'22".

В 14.00 продолжаем спуск. Переходим с одного моренного вала на другой, перемещаясь на левый борт долины, через 1.10 ЧХВ находим удобную тропу, отмеченную турами. Идёт то дождь, то град.

В 15.30 начинаем небольшой подъём по осыпи для преодоления очередного моренного вала и ещё через 2 часа ЧХВ спускаемся в ложбину с водой. Здесь маленькая красивая полянка с чистейшим ручейком, на которой мы останавливаемся ночевать в 17.45. Координаты N 42°29'26", E 74°52'08".

День 32. 15 августа. Выход по долинам Бытый и Иссык-Ата

Д.р. Бытый - д.р. Иссык-Ата - курорт Иссык-Ата

14,1 км

+180,
-1420

Моренные валы, травянистые и осыпные склоны, тропа

Облачно, туман и дождь

Ночью и весь день дождь идёт периодами, чередуясь с прояснениями. Даже солнце увидели.

5.30 подъём дежурных, 6.00 - всей группы. К 8.20 собираемся и выдвигаемся. Рюкзак полон мокрых вещей, но сегодня последний день пути. Низко по долине проносятся облака, иногда закрывая видимость впереди, но также быстро и открывая.

Тропа уже очень явная. Проходим два холма, пересекаем речку на правый берег и за 1 час 30 мин подходим к бирюзовому озеру под поныром.

Подход к поныру в долине р. Бытый.

Бирюзовое озеро под поныром.

Через полтора часа, в 12.30 широкая тропа выводит нас к слиянию р. Бытый и Иссык-Ата. Мы связались с турфирмой и договорились о трансфере из курорта Иссык-Ата на сегодня.

Идём по верхним тропам, переходя несколько боковых речек и преодолевая коровьи заборчики. В 15.00 дождь закончился, солнечно, но выше в горах небо затянуто низкими и плотными облаками.

Вид на д.р. Иссык-Ата с места слияния с р. Бытый.

При подходе к турбазе встречается много людей, идущих посмотреть на местные водопады. Проходим через калитку-вертушку и попадаем на базу отдыха Иссык-Ата. Проходим её насквозь, к месту парковки автомобилей и автобусов. В 16.10 мы заканчиваем маршрут и выезжаем в Бишкек. Путь от слияния до базы отдыха занял у нас 3 часа ЧХВ.

Координаты калитки для входа в курорт Иссык-Ата сверху N 42°35'35", E 74°54'20"

Группа завершила маршрут на турбазе Иссык-Ата. А. Фефелов за кадром

Выводы и рекомендации

1. Нашей группой за 32 дня пройден хороший поход 5 к.с. по Киргизскому хребту. Маршрут включал 9 перевалов и 2 радиальных восхождения на вершины (одна пара перевалов - засчитана за одну связку 3А, остальные перевалы учитываются по отдельности).

2. Общая “формула” пройденного маршрута имеет вид (2А + траверс 2Б + 1Б) + (2Б рад. + связка 3А + 3А + 1Б) + (1Б + 2Б рад. п/в + 1Б) и отвечает пятой категории сложности. В рамках пройденного маршрута было совершено радиальное первовосхождение на пик 2Б к.т. (3А альп.), который группа назвала Физтех (4254 м, п/в).

3. От заявленного маршрута пройденный поход отличается заменой последнего перевала в первом кольце с 3А на запасной 1Б и первого перевала в заключительном “кольце” с 3А на 1Б. Первая замена была обусловлена высокой камнеопасностью склона и сложностью организации страховки при попытке обойти камнеопасный участок, а вторая замена была сделана вследствие накопившейся усталости большинства участников группы.

4. Впечатления по препятствиям на маршруте.

Перевал XXX лет ВЛКСМ (4050) - хороший перевал 2А к.т., подходящий для акклиматизации в походе 5 к. с. Восточный склон перевала - осыпной 25-35°, соответствует препятствиям 1Б к. т. Западный склон - определяющий. Классический спуск пролегает по отвесной скале 15 м, ниже которой идёт осыпной склон 30-35°. Мы спускались по снежно-ледово-осыпному кулуару 35-45° в верхней части без протяжённых вертикальных участков, и провесили 150 м перил (3 верёвки) с закреплением на скальных выступах и на ледобурах. При отсутствии льда и снега в кулуаре, перевал можно пройти за 1 верёвку на спуск. Но это был не наш случай. При спуске по кулуару, его приходится аккуратно чистить от живых камней, чтобы потом не сбрасывать их на нижестоящих участников. Требуется аккуратность от каждого участника. Рекомендуем этот перевал для прохождения группам на маршрутах от 3 к. с.

Перевал Ледовый (4150) - очень хороший перевал 2Б к. т. Группой пройден на подъём с определяющей стороны - в качестве начала траверса до пер. Джеламыш (4090, 1Б) со взятием пика Спартакиада (4240). Перевальный взлёт пер. Ледовый представляет собой снежно-ледовый склон протяжённостью 350 м с крутизной 35-55° в нижней части (крепление перил на ледобурах, 3 верёвки) и 25-45° в верхней части (крепление перил на ледорубах, лопатах и снежных якорях, 4 верёвки). Очень красивый и техничный перевал. Рекомендуем для прохождения подготовленным и мотивированным группам на маршрутах от 4 к. с.

Траверс перевалов Ледовый и Джеламыш с восхождением на пик Спартакиада.

Траверс с перевала Ледовый на перевал Джеламыш - это хороший и логичный вариант прохождения с ледника Гюзели на ледник Адыгене с взятием технически соответствующего препятствия для походов от 4 к.с. При этом движение по снежно-ледовой части хребта гораздо интереснее, приятнее и быстрее, чем обход по осыпям южного склона или спуск в д.р. Чонтор.

По найденным отчётам траверс ходили до нас единожды группой под руководством Ворожищева в 2008 г. в обратном направлении: подъём с ледника Адыгене на пер. Джеламыш, траверс до Ледового по снежной части без подъёма на п. Спартакиада и спуск в д.р. Чонтор по неопределяющему склону пер. Ледовый. Такое прохождение было оценено, как 2А.

Кроме того, в 2013 году группа туристов клуба Caas поднялась радиально с пер. Ледовый на одну из промежуточных вершин, обозначенную ими, как узловую вершину Джеламыш-баши.

Полное прохождение траверса с пер. Ледовый до пер. Джеламыш с прохождением определяющей стороны пер. Ледовый и с восхождением на п. Спартакиада наша группа осуществила впервые.

Категория трудности траверса определяется в первую очередь снежно-ледовой стороной перевала Ледовый. Подъём на перевал техничный и разнообразный, требует применения как ледовой техники, так и снежной. Сам траверс несложный, проходится за счёт личной техники участников, но в крутых местах рекомендуется применять ледобуры для страховки. Скальный участок пика Спартакиада - короткий и простой, достаточно гимнастической страховки.

Таким образом, общая категория трудности соответствует 2Б.

Во всём цирке не наблюдалось ни лавин, ни камнепадов, что было редкостью в этом походе и говорит в пользу безопасности этого траверса.

В целом, траверс очень приятный для прохождения, с красивыми видами, применяется разнообразная групповая и личная техника на льду, снегу и скалах, есть много мест для ночёвки. Рекомендуем для прохождения в походах от 4 к. с.

Перевал Смена Южный (группой не пройден) соответствует категории 3А. Перевал односторонний, определяющий взлёт - ледовый 45-55°, 350 м. Путь подъема на перевал со стороны ледника Адыгене по ледовому зеркалу в наш год был очень камнеопасен. Подъем на левую седловину затруднен из-за лавинной опасности и наличия протяженного участка сильно растаявшего льда, на котором невозможно организовать страховку. Возможно, в менее жаркий сезон перевал станет проходимым.

Перевал Смена (3960) - хороший перевал категории 1Б, отлично подходит для этапа акклиматизации, в том числе и в походах 2 к. с. Юго-западный склон - достаточно пологий закрытый ледник (до 25°, с коротким крутым участком 45° в верхней части). Восточный склон представляет собой мелкую осыпь 25-30°, ниже которой - крутой травяной спуск в долину р. Ала-Арча. Рекомендуем прохождение этого перевала на маршрутах от 2 к. с.

Вершина Корона 1-я башня (4810) - хорошее радиальное восхождение 2Б по маршруту Белобабченко (альп. 3А). Основная часть подъёма проходит по лед. Корона (около 1800 м по склону), состоящему из трёх ступеней крутизной 25-35°. Основная техническая часть - это ледовый склон 40-45°, 120 м (3 верёвки) и далее ещё одна скальная верёвка (5 м 90° и 45 м 25-45°). Спуск по пути подъёма. На спуске с верхней ступени ледника - прокрутили 200 м ледобурной дорожки по склону 35°. Интересная и красивая вершина, рекомендуем.

Связка перевалов 3А: Корона Юж. (4600) + Топ-Карагай (4520) - распишем отдельно.

Перевал Корона Юж. (4600) - хороший и достаточно часто хоженый перевал 3А к. т. Взлёт с северо-западной стороны перевала - определяющий, снежно-ледовый, крутизной 45-55° и протяжённостью 400 м. Наша группа шла на подъём не самым коротким путём, поэтому мы провесили 11 веревок перил на подъём. Верхняя верёвка нас удивила - там был настоящий зимний перемороженный лёд, в который с трудом вбивались кошки и вкручивались буры. Спуск на юго-восток проходит по снежно-ледовому склону крутизной 25-35°, в верхней части склона мы провесили 2 верёвки на спуск, крепление на ледобурах.
Рекомендуем этот перевал для прохождения в обоих направлениях группам от 5 к. с.

Перевал Топ-Карагай (4520) - пройден группой с лед. Кара-Тоо (Маяковского) до ледника Топ-Карагай в составе связки 3А с перевалом Корона Юж. Категория трудности отдельно пер. Топ-Карагай зависит от того, проходится ли при этом ледопад на лед. Кара-Тоо или нет. С прохождением ледопада - это 2Б, а без прохождения ледопада (наш вариант) - 2А. Определяющая сторона перевала - северная, это снежно-ледовый взлёт крутизной 45-50° в нижней части и 20-25° в верхней части, общая протяжённость взлёта чуть более 150 м. В наиболее крутой части взлёта склон подрезан красивым бергшрундом с вертикальными стенками, в наиболее узком месте нам удалось преодолеть бергшрунд по снежному мосту и после преодоления 2 м вертикальной ледовой стенки, выйти на снежно-ледовый склон 45°. Южный склон полностью проходится в связках по снежно-ледовому склону крутизной 30°, однако в некоторых местах могут понадобиться участки ледобурной дорожки для страховки. Рекомендуем перевал Топ-Карагай для прохождения группам, начиная от 4 к.с.

Перевал Жаркий (4300, 3А). Очень хороший снежно-ледовый перевал 3А к. т. Подъем с севера на перевал проходит по склону со средней крутизной 45-55° и идёт в равной мере по крутым ледовым и снежным склонам, общей протяжённостью около 500 м. Для прохождения перевала необходимы навыки ориентирования в ледопадах. Рекомендуется брать лопаты и снежные якоря. Рекомендуется использовать 50-метровые веревки. Нашей группой было провешено 15 верёвок на подъём, часть из верёвок была провешена на траверс. В нижней части подъёма (ниже определяющего ледового участка 60°) перевальный взлёт простреливается одиночними камнями после 11 утра. С юга на перевал ведёт пологий закрытый ледник, на который можно подняться по осыпному склону 25-30°. Так что радиальные восхождения на седловину с юга могут быть засчитаны группам за радиальное взятие препятствия 1Б к. т. В целом - рекомендуем перевал Жаркий для прохождения мотивированными группами в горных походах от 5 к. с. Перевал красивый.

Перевал Туюк-Су Вост. (4050) соответствует категории трудности 1Б*, снежно-ледовый, техничный и с достаточно крутым определяющим восточным склоном - это кулуар 400 м крутизной 30-35°, а в верхней части - до 40°. Группы часто вешают на этот склон 3 верёвки в верхней части перевала, крепление перил - за скальные выступы или за ледобуры. В наш год слой льда под снегом был очень тонким, но слой снега 50-70 см позволял вешать верёвки за станции на ледорубах. Мы повесили 100 м перил (2 верёвки) на спуск по этому склону, дальше ещё 100 м спускались на личной технике по снегу. Нижняя часть кулуара в наш год была осыпная. При наличии снежно-ледового покрова во всём кулуаре, каким-то группам может понадобиться провешивать этот кулуар перилами целиком. В связи с этим, мы рекомендуем проходить этот перевал в походах от 3 к.с., причём рекомендуемое направление прохождения - с востока на запад, чтобы проходить определяющий склон на подъём. Судя по отчётам, на спуске по этому склону у части групп бывают разрушения станций. В 2 к.с. можем порекомендовать этот перевал для прохождения исключительно подготовленным и мотивированным группам, с высокой личной техникой перемещения у каждого участника - и только после этапа акклиматизации. Западный склон перевала не представляет никаких трудностей, так как это пологий закрытый ледник - идётся в связках.

Перевал Проценко (4310) соответствует категории 1Б*, перевал ледовый, техничный и красивый. Северо-западный склон - определяющий, снежно-ледовый, 200 м 20-35°. Южный склон - достаточно пологий закрытый ледник (до 25°). В связи с малоснежной обстановкой в районе, нам следовало аккуратно выбирать путь и быстро его проходить, во избежание камнеопасности, что нам и удалось. Группам 2 к.с., скорее всего, на это потребовалось бы больше времени. Рекомендуем этот перевал для прохождения группам от 3 к.с., а в 2 к.с. - при снежном покрове около 30 см в верхней пологой части перевального взлёта, и при условии подготовленной и мотивированной группы, которая идёт на этот перевал уже после акклиматизационного кольца.

Перевал Физтех и пик Физтех (4250, п/в). Категория трудности перевала соответствует нижней границе 2Б. Альпинистская категория трудности маршрута на пик соответствует 3А. Ключ подъема - ледовый склон 50-55° на полторы веревки, всего нами провешено 4 верёвки на подъём. Для организации страховки в нижней части склона рекомендуется брать лопаты и снежные якоря. Со стороны ледника Петросянца II перевал не камнеопасен, в малоснежный год лавиноопасность отсутствует, поэтому его рекомендуется использовать в качестве альтернативы камнеопасному пер. 70 лет МФТИ (2А*, 4150). Спуск перевала в долину реки Каратор осыпной даже в многоснежный год. Спуск с пика Физтех в долину реки Пытый осыпной, но в многоснежный год может стать лавиноопасным, как и спуск с соседнего пер. 70 лет МФТИ.

Перевал Иссык-Ата Вост. (4080) - простой и популярный перевал категории 1Б. Пройден с юго-запада на северо-восток. Подъём мелко-осыпной 35°, спуск мелко-осыпной 25° до кулуара, и 30-35° в кулуаре (80 м). В более снежный год могут понадобиться перила для преодоления снежно-ледового кулуара. В нашем случае он аккуратно проходился ногами, хотя и оказывался весьма требовательным к личной технике участников. Долина Бытый рекомендуется для прохождения ради её красоты.

Всего группа прошла 10 технических препятствий, из которых 2 - 3А к. т., 3 - 2Б, 1 - 2А и 4 - 1Б. Маршрут был пройден в год с многоснежной весной и сухим малоснежным летом, из-за чего в начале маршрута группа уставала от тропёжки на ледниках (все ледники были закрытыми в начале похода), а ближе к концу маршрута - на части пройденных препятствий была повышенная камнеопасность. Два перевала 3А к. т. группе пришлось обойти по запасным вариантам через перевалы 1Б. Перевал Смена Юж. (3А) оказался чересчур камнеопасным, и группе не удалось подняться альтерантивным путём из-за неудовлетворительного состояния ледового покрова в средней части склона. А от заключительного перевала Усечёнка (3А) группа решила отказаться из-за усталости.

Тем не менее, 5 из 7 участников команды дошли до конца. Один участник сошёл на 10-й день маршрута по семейным обстоятельствам, а второй - на 24-й день маршрута из-за неясной боли в спине (пройдя к тому моменту набор технических препятствий с формулой 2х3А + 2х2Б + 2А + 2х1Б). В группе царили тёплые отношения и взаимоподдержка. За 32 ходовых дня, слаженно работая, группа на технических участках провесила 60 верёвок, 49 из которых были на подъём с определяющей стороны.

Записки, снятые с перевалов

Записка с пер. 30 лет ВЛКСМ (2А, 4050).

Записка с пер. Ледовый (2Б, 4140).

Вторая записка с пер. Ледовый (2Б, 4140).

Записка с пер. Джеламыш (1Б, 4100).

Записка с пер. Смена (1Б, 3960).

Вторая записка с пер. Смена (1Б, 3960).

Записка с вершины Корона 1-я башня (4810, 2Б, альп. 3А).

Записка с пер. Корона Ю. (3А, 4600).

Записка с пер. Топ-Карагай (2А-2Б, 4520).

Записка с пер. Жаркий (3А, 4300).

Записка с пер. Туюксу Вост. (1Б, 4050).

Записка с пер. Проценко (1Б, 4310).

Записка с пер. Иссык-Ата Вост. (1Б, 4080).

Смета

Расходы (приблизительно)

Всего, р.

На человека

Билеты на самолёт «Москва -Бишкек»

Билеты на самолёт «Бишкек - Москва»

Оформление регистрации

Закупка ходовой еды в Москве

Закупка ходовой еды в Бишкеке

Заезд из аэропорта в Бишкек

2000

Питание в Бишкеке (4 дня)

1950

Заезд в Ала-Арчу

Заброска в Теплый ключ

Пропуск в Ала-Арчу

Заброска еды в Ала-Арчу и выезд Виталия К. в Бишкек

Душ в а/л Ала-Арча

Постановка 2 палаток в Ала-Арче, 1 день

Хранение заброски в Теплом Ключе (3 недели)

Трансфер из Иссык-Аты в Бишкек

Трансфер в аэропорт из гостевого дома

2000

Проживание в гостевом доме Крокус-Тур (6 ночей)

Страхование путешественников

Докупка снаряжения, аптечки и ремнабора и др.

Покупка газовых баллонов

Итого

*В 2019 г. курс рубля к сому приблизительно равен 0,9-0,93.

Литература, использованная при подготовке к походу

2004 г., т/к Гадкий утенок, Москва, Лукьянов Олег, 5 к.с. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=2066

2008 г., т/к ТАКТ Томск, Ворожищев М.Г. 5 к.с. http://tlib.ru/doc.aspx?id=36314&page=1

2013 г. клуб Caas, Москва, 5 к.с. http://caas.ru/alaarcha2013.html

2018 г., ГС МФТИ, Долгопрудный, Отачкин А.Е., 4 к.с. http://tlib.ru/doc.aspx?id=41378&page=1

2015 г., т/к Вестра, Москва, Политова Г.А., 3 к.с. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7591

2016 г. ГС МФТИ, Долгопрудный, Вишняков Е.А., 4 к.с. http://gsmipt.ru/reports/2016-Kyrgyzstan-4ks-Vishnyakov/