Автор: Юрий Ермачек, Екатеринбург

Летние сборы на Эльбрусе, май 2005 (отчет)

Западная и Восточная вершины Эльбруса
Фото: Алексей Назаров, Москва
Из материала "Восхождение на Эльбрус"
02.05.2005 - 11.05.2005

Уральский Высокогорный Клуб сообщает:
Команда вернулась с Кавказа: Руководитель Ермачек Ю.В.- мс,
Участники: Породнов Сергей — кмс, Коврижкин Андрей — кмс,
Гудошников Александр и Кудашев Алексей — значок по альпинизму.
Все из Екатеринбурга.

Покорены Восточная и Западная вершины Эльбруса.
8 мая - Породнов Сергей и Коврижкин Андрей — Эльбрус (Восточная)
10 мая - Ермачек Юрий и Гудошников Александр — Эльбрус (Западная)

В дороге:
Команда, в составе 3-х человек: Ермачек-Гудошников -Кудашев выехала из Екатеринбурга 29 апреля. 1 мая высадились в Волгограде. Времени было достаточно, чтобы посетить Мамаев Курган и осмотреть музей с «Панорамой Сталинградской битвы».

Бывший Сталинград удивил нас своей чистотой, красивыми аллеями и набережной пристанью: с Речным Вокзалом и огромным числом разных пароходов. Утром 2 мая приехали в Мин-Воды, где нас ждал автобус с турбазы МО «Терскол». Закупили продукты для высоты и заехали в аэропорт, где к нам присоединились Породнов Сергей и Коврижкин Андрей. Когда остается до Терскола 40 км, отказывает рулевое управление автобуса. Приходится водителю вызывать с турбазы за нами «Уазик» и «Газель». Оформляемся у администратора и заселяемся в номера. В 7 часов ужин, а после него лекция на тему: «Что хорошо, а что плохо». Перед сном совершаем прогулку к гостинице «Чегет». Если в Мин-Водах шел снег, то здесь лежит еще снег.
Высота гостиницы «Терскол» - 2150 метров. За 5 лет гостиница сильно изменилась. В ее номерах сделали хороший ремонт, подвели газ и теперь в номерах есть горячая вода.

3 мая. На ЧЕГЕТ. Сегодня у нас по плану акклиматизация. Как можно выше, но при этом сильно не напрягаясь. Идеально для этого подходит гора Чегет. От Терскола доходим до нее пешком за 20 минут. Две очереди канатки и мы на высоте 3500 метров. Погода сегодня не балует. Видимость 20 метров и мокрый снег. Поднимаемся по гребню 1,5 часа наверх, небольшой отдых и начинаем спуск вниз. Одну очередь канатки проходим пешком, на второй спускаемся к подножию горы и в 3 часа уже обедаем в Терсколе.

Отдохнув, после обеда, берем такси от Терскола до УМЦ «Эльбрус», где расположилась команда Михайлов — Першин — Тимофеев. Они только что приехали с «бочек» на Эльбрусе и завтра собираются переехать туда до восхождения. Обсудив наши и их планы, решаем что завтра Породнов Сергей и Коврижкин Андрей поднимутся к «бочкам», а мы совершим прогулку до обсерватории. Спускаемся на «Газели» УМЦ «Эльбрус» до Терскола, готовимся к выходу и ложимся спать.

4 мая. Обсерватория. После завтрака, Серега с Андреем, выезжают наверх, на Азау, а мы не спеша поднимаемся по дороге, а потом по склону, на гребень, где расположена Обсерватория. Погода сегодня получше. Снега нет и солнце сильно пригревает сквозь облака. К обеду спускаемся, проходим врача и после обеда проводим 2 часа в тёплом бассейне. После него сразу в бар, где горячий глинтвейн не даст простыть. Здесь встречаем нашего земляка, альпиниста и хорошего горнолыжника, Костю Яблокова. Здесь он работает гидом у австрийцев и на его помощь, мы всегда можем надеяться.

5 мая. Приют «Одиннадцати». После завтрака, всей командой, садимся в «Газель» и через 10 минут мы на Азау. Тут же садимся в вагончик и доезжаем до станции «Мир». Дальше креселка не работает и приходится идти до «бочек» пешком. Здесь мы встречаем Михайлова, Першина и Тимофеева. С ними, в одном вагончике, живут Мингалевы — здесь они уже третий день и готовятся к штурму на следующий день, 6 мая. Встречаю команду Прилепы Евгения из Сочи, они уже сходили на Эльбрус и спускаются. Пьем чай и уходим наверх к Приюту, где устанавливаем палатки под защитой стен самого Приюта.

После обеда, Серега и Андрей ложатся спать, а наша тройка выходит наверх, к скалам Пастухова. Пока гуляли наверх, Серега приготовил мясной супчик, который мы с удовольствием, после прогулки, съели. Приятной неожиданностью была наша встреча на Приюте с участниками экспедиции на Северную стену Эвереста: Леха Букинич из Сочи, Виктор Бобок из Москвы и наш тренер — Александр Пятницин из Ростова. Пьем вместе чай и поем наши песни под гитару. Погода чувствует наше хорошее настроение, и облака уходят вниз, открывая звездное небо и белоснежный Эльбрус. Расходимся в 12 ночи, у каждого завтра выходной.

6 мая. Спуск в Терскол. После завтрака снова совершаем подъем до скал Пастухова, после чего собираем рюкзаки, оставляем все лишнее в палатке, а сами спускаемся к «бочкам». Серега с Андреем решили снова подняться сюда уже на следующий день, поэтому заранее договорились о местах на «бочках». К обеду спустились в Терскол. Серега с Андреем начали сразу собираться и готовиться к восхождению, ну а мы расслабились: кто-то пошел в бассейн, а кто-то пьет пиво и глинтвейн.

7 мая. День отдыха. С утра провожаем Серегу и Андрея и начинаем сами готовиться к восхождению. Сходили в МЧС и зарегистрировали свой выход. После обеда бассейн, горячий глинтвейн и крепкий сон.

8 мая. На Приют. С утра низкая облачность. Собрались быстро, но не учли, что сегодня воскресенье. Чтобы подняться наверх, пришлось простоять в очереди около часа. Сегодня работает кресельная дорога от станции «Мир», поэтому поднимаемся сразу на «бочки». Наших нет, они уже на восхождении, уехали, как и планировали, в 4 утра на ретраке до высоты 4800 метров, а далее пешком, до вершины. Уходим от «бочек» наверх к Приюту и сразу попадаем в густой туман. В 2 часа дня мы уже на Приюте. Палатка на месте и вещи наши в целости и сохранности. Связываемся по сотовому с Породновым Серегой. Он сообщает, что они уже спустились с вершины на перемычку и сейчас пойдут дальше вниз. Это нас успокаивает. Парни ложатся отдыхать, а я спускаюсь снова к «бочкам», чтобы согреть ребятам чай. Но был очень разочарован, когда в их вагончике обнаружил австрийцев. Пришлось ребят ждать снаружи, а потом выйти им навстречу. В 6 часов вечера мы встретились. От них я узнал, что Сан Саныч Михайлов пропал на горе, но все надеялись, что он еще спустится к Приюту или к «бочкам». Ребята выглядели уставшими и изможденными, непогода застала их недалеко от вершины и только благодаря GPS они нашли вершину и спустились к вешкам, которые привели их к «бочкам».

9 мая. На скалы Пастухова. С утра густой туман со снегом. Откладываем выход наверх. Завтракаем и снова ложимся отдыхать. С «бочек» приходят и спрашивают о Сан Саныче, но никто, кто здесь живет, его не видел. В небе появились просветы, и мы сразу собираем рюкзаки и палатку. Выходим наверх, чтобы переночевать как можно выше. На скалах Пастухова находим удобную площадку и устанавливаем палатку. Звоним Породнову Сергею, сообщаем, где мы и узнаем последние новости о Михайлове. Сан Саныч так и не объявился. Завтра его будет искать вертолет и спасатели. Поужинав, ложимся спать. Завтра вставать в 3 часа ночи.

10 мая. Восхождение. Проснулись по будильнику, собрали спальники, приготовили поесть, залили термоса горячим чаем. В 4ч 30 мин. услышали гул ретрака. Народ приехал с «бочек» и выгружался. Началось восхождение. От восхождения отказался Кудашев Алексей, у него болело горло и голова, поэтому выходим в 5ч30 мин вдвоем с Александром. Только начинает светать. Видимость отличная, дует небольшой ветер и холодно. По склону тянется длинная гусеница людей, кто пешком, а кто на лыжах. Присоединяемся к шествию. После 5 часов ходьбы достигаем перемычки. Здесь народ оставляет лишние вещи и рюкзаки и начинает подъем по снежному склону на Западную вершину Эльбруса. В 13 часов и мы на вершине. Фотографируемся и начинаем спуск вниз. Отсюда видно, как на Восточную вершину поднимаются спасатели, идут поиски Михайлова Сан Саныча. В поисках участвует вертолет и 20 спасателей.

В 17 часов спускаемся к палатке на 4800 метров, а в 19 часов уходим вниз к «бочкам».
Встречаем Костю Яблокова, который помогаем нам с комфортом разместиться в вагончиках. Знакомимся с очаровательной девушкой Лизой, руководителем австрийцев.

11 мая. В Мин-Воды. Первым вагончиком уезжаем вниз. На Азау выпиваем по две бутылки местного пива «Терек». Спускаемся до Терскола, забираем вещи и документы, грузимся в «Газель». Прощай Эльбрус и Терскол, до новых встреч!!!