Автор: Игорь Греков, г. Харьков

Отчет о горном походе 4 к.с. в районе Терскей-алатау в августе 2018 года

Справочные сведения о путешествии.

Заявленная нитка маршрута: Пос. Каракол – р.Караколтор – р.Кургактор – пер. Такыртор (1Б, 4040) – р. Такыртор – р.Чон-Узень – траверс (2Б)(пер. Туристов Татарии(2А, 4400) – пер. Каракольский В.(2Б, 4450) – пер. Каракольская перемычка (2Б, 4350)) – пер. Каракольский З. (2А, 4200) – р. Кельтор – пер. Онтор(1Б, 3900) – р. Онтор – пер. Новосибирцев (2Б*, 4257) – р.Арчалытор – р. Байтор – р. Джетыогуз – пер. Айлама (2Б, 4065) – р. Айлама – р. Карабаткак – р. Чон-Кызылсу – пос. Кызыл-Суу

Картографический материал

скачать карту маршрута 1

скачать карту маршрута 2

Краткие сведения о путешествии

Вид путешествия – горное. Категория сложности – четвертая.

Район путешествия – Терскей-Алатау.

Время проведения путешествия – 4 августа - 20 августа 2018 года. Способ передвижения – пешком.

Продолжительность маршрута – 135 км. Пройдено перевалов – 2Б к.с. – 3,

2А к.с. – 1,

1Б к.с. – 2,

Всего – 6.

Продолжительность путешествия – 17 дней (из них полных ходовых дней – 13). Количество полевых ночлегов – 14 (на леднике, на перевале – 3).

Путешествие рассмотрено в МКК ХГКТ. Номер маршрутной книжки – 25-2018г. Количество участников – 5.

Общий вес груза на маршруте 142 кг. Вес продуктов питания 42 кг.

Максимальный расчетный вес рюкзака при выходе на маршрут у мужчин – 30 кг, у женщин – 23 кг.

Список группы

р. Чон-Узень - лед. Чон-Узень

+735

9.8.2018

лед. Чон-Узень - пер. Туристов Татарии (2А,4400) - пер. Каракольский В.(2Б, 4450)- пер. Каракольская Перемычка (2Б, 4350)- лед. Караколтор В.

+834

Чья записка

Чья была до неё

пер. Такыртор 1Б, 4020 м

г. С.-Петербург, рук. Бекетов К.

07.08.18

г.Москва, рук. Вязьмин К.С., 05.08.2018

пер. Туристов Татарии, 2А, 4400м

г. Новосибирск, рук. Лежник Е.Ю.

05.08.18

в туре записки не было

пер. Каракольский З., 2А, 4200 м.

Литва, рук. Kestutis Baleisis

07.08.17

в записке не указано

пер. Каракольский З., 2А, 4200 м.

г. Магнитогорск, рук. Наумов С.А.

01.08.18

г. Санкт-Петербург

пер. Онтор, 1Б,3900 м.

г. Москва, рук. Крепак В.

10.08.18

г. Санкт-Петербург, 10.08.18

пер.Новосибирцев, 2Б*, 4257 м.

Московская обл., рук. Арутюнян

09.08.17

тур был разрушен, без записки

пер. Айлама, 2Б, 4035 м.

г. Воткинск, рук. Попов В.Ф.

13.08.17

Московская обл., рук.Арутюнян, 05.08.17

Техническое описания прохождения маршрута

2018.08.05. Переезд в Каракол и подъем до альплагеря “Каракол” (17 км, +740).

В 4 утра прилетаем в Алматы, получаем багаж и проходим паспортный контроль. Перед зданием аэропорта нас уже ждет водитель “”. Мы покупаем воду в небольшом магазинчике через дорогу от аэропорта, грузимся и выезжаем на Каракол, в прошлом Прожевальск. Дорога бежит сначала на восток вдоль отрогов Заилийского Алатау а затем поворачивает на юг к Иссык-Кулю. Калейдоскопом сменяются необыкновенной красоты горные и пустынные ландшафты, но большинство участников нагоняет недостаток ночного сна. Просыпаемся чтобы посреди окаймленной далекими горами степи пройти паспортный контроль при пересечении границы с Кыргызстаном. Вскоре после этого дорога входит в Боамское ущелье и асфальтовое покрытие на некоторое время пропадает - пыль стоит столбом. Далее путь ведет на запад вдоль южных отрогов Кунгей-Алатау - к одному из самых больших высокогорных озер мира, Иссык-Кулю, и, огибая Иссык-Куль, к Караколу. В Каракол приезжаем в 13.00. Оставляем в кемпинге “Туркестан Юрт Кэмп” мобилы, городскую одежду и все что нам не понадобится в горах. В 14.00 начинаем наш путь вверх по ущелью Каракол. Стартовая высота 1800 м., погода отличная. Грунтовая дорога тянется по склонам долины высоко над рекой. Кусты сменяются лиственным лесом, а затем в конце концов появляются знаменитые тянь-шаньские ели. Уже по темноте, в 9 вечера выходим к альплагерю Каракол выше впадения в р. Каракол ручьев Айтор и Кургактор. Высота 2540 м. За символическую плату останавливаемся на территории альплагеря.

2018.08.06. Подъем по ущелью р. Кургактор, оз. Алакель (9 км, +1100, -106).

Оставляем в альплагере заброску. Выходим в 9:45 (уже жарит солнце), возвращаемся чуть вниз вдоль р. Каракол и по хорошему мосту переходим на правый берег. Из альплагеря огромное количество туристов поднимается в верхний лагерь у оз. Алакель, видимо поэтому мост поддерживается в хорошем состоянии. В нижней части долины ручей Кургактор течет под древними моренами, так что лучше на подъем запастись водой. По тропе поднимается множество туристов - в основном к верхним лагерям на озере Алакель. Незадолго до ответвления долинки выходящей к перевалу Кургактор тропа входит в лес, где на выполаживании стоит небольшой лагерь - это место называется “приют сироты”. Местные ругались, что работники альплагерей вообще эту стоянку не чистят и она очень грязная. Действительно, там не чисто, но в принципе терпимо. После “приюта сироты” лес сменяется кустарниками, которые вскоре тоже сходят на нет. Мы продолжаем движение по долине, уходящей вправо по ходу. В 13:30 на высоте 3170 метров останавливаемся на обед на каменистом выполаживании на берегу ручья, текущего с озера Алакель. Подъем до этого места занял у нас 4 перехода. После обеда за пол перехода подходим к водопадам под перемычкой, запирающей озеро Алакель (фото 1). Начинают набегать облака. Тропа взбирается на перемычку по осыпям ор. правого борта долины. Еще переход и в 16:30 нам открывается голубая гладь озера Алакель. Небо совсем заволакивает. Высота 3550 м. На перемычке находится верхний оборудованный лагерь. Позже мы встретим еще один - нижний, ближе к озеру. Продолжаем движение по тропе идущей ор. правым бортом долины, которая взбирается на склон, обходя прижим (пол перехода, высота 3640 м). Здесь развилка: левая тропа продолжает взбираться к перевалу Алакель, а правая спускается вниз к озеру, где мы еще через пол перехода в 18:00 останавливаемся на высоте 3534 м.

2018.08.07. Перевал Такыртор (1Б, 4022 м.) (10 км, +488, -1122).

Выход в 8:00, погода отличная. Продолжаем движение вдоль озера - периодически поднимаясь, чтобы обойти прижимы (фото 2). Оставив озеро за собой поднимаемся живописными травянистыми склонами, в то время как ручей, наполняющий озеро - не менее живописный, чем само озеро - течет справа внизу. В 9.30, после того, как мы взбираемся на очередной холмик, нам открывается маленькое озерцо с грязной водой - видимо там она отстаивается, затем фильтруется, и в итоге ручей, вытекающий из него, при впадении в Алакель кажется уже гораздо более чистым. На небе начинают появляться облачка, во время всего пути к перевалу из них будет периодически что-то срываться. После привала спускаемся к этому озерцу и далее поднимаемся в направлении понижения, через которое стекает ручей, питающийся ледником Такыртор. У самого языка ледника еще одно мутное озеро - добрых четверть километра длинной. Огибаем его слева по ходу и в 10.15 подходим к языку ледника (фото 3). Незадолго до нас туда пришла группа из Санкт-Петербурга под рук-вом Константина Бекетова. Они уже перодели кошки и начали взбираться на язык ледника. Мы же решаем подниматься к перевалу моренами ор. правого борта долины и выходить на ледник уже после выполаживания. Подъем по моренам маркирован турами и достаточно удобен. Долгое время после выхода на ледник он открытый и не разорванный. Обходим несколько огромных мульд, одна из которых с озером. Опережаем петербуржцев, которые вышли на ледник западнее речки, этот ледник разрезающей, и вынуждены обходить ее под скалами, окаймляющими цирк перевала Такыртор с юга, в направлении с запада на восток, чтобы выйти к седловине перевала.

Впрочем, Константин нас вскоре догоняет и обгоняет, хотя остальная группа сильно растянулась. Очевидно, что, как минимум с точки зрения затрат времени, подъем по моренам и по леднику равнозначны. Вскоре после последней из мульд начинается снег, а на перевальном взлете его уже минимум по колено, хотя иногда и гораздо меньше, так что приходится выбирать путь (фото 4). Поднимаемся без кошек с индивидуальной страховкой с использованием ледорубов. Петербуржцы поднимаются с треккинговыми палками. В 12:30 группа на перевале (фото 5). Седловина широкая, снежно-осыпная, высота по GPS 4022 м, небо заволакивает уже конкретно. С тура снята записка петербуржцев. Едим традиционные перевальные шоколадки и обедаем. Выход с обеда в 14:15. Спуск крутым осыпным склоном плотной группой, а затем, на дне цирка, моренными нагромождениями (фото 6). Идет такой уже нормальный, дождь. Через пол часа, когда длинный скалистый отрог, замыкающий восточный цирк пер. Такыртор с юга, заканчивается, нам открываются широкие травянистые просторы висячей долины и мы останавливаемся на привал. Прямо перед нами скальный пупырь. В каньончик севернее пупыря уходит ручей Такыртор, но мы решаем спуститься травянистыми склонами к югу от пупыря. Спустившись, сворачиваем по направлению к ручью и вскоре находим хорошую тропу по ор. правому борту каньона. Вскоре нам открывается вид на мощные водопады чуть выше по течению ручья (то есть налево-назад). В 16:15 на высоте 3400 м. замечаем ответвление от тропы в сторону ручья, которое должно выводить к горячим ваннам. Спускаемся. К сожалению, нижню ванну размыло, и вода из нее полностью ушла. В верхней ванне вода ооочень горячая, но, обладая определенным терпением, к ней можно привыкнуть. Киснем, паримся и уступаем место подошедшим петербуржцам. Возвращаемся на основную тропу и продолжаем спуск. Через некоторое время тропа выходит на осыпи, а затем и вовсе теряется. Осмотревшись, обнаруживаем что она спустилась на травнянистый выступ в изгибе ручья, где она переходит на другой берег (фото 7). Перепрыгиваем ручей по камням. Оглянувшись, видим, что петербуржцы уже перебрались на этот, ор. левый, берег выше по течнию и идут очевидно по тропе выше по склону. Идем сначала по тропе вдоль ручья Такыртор, но она вскоре совсем теряется. Выбираемся из русла практически в лоб по земляному склону, цепляясь за камни и кусты. Наверху все покрыто плотными зарослями рододендронов. Продравшись по ним в направлении вверх по склону выходим на хорошо набитую тропу. Эта та тропа, которая по описаниям траверсирует склон и обходит непроходимую часть каньона ниже по течению (фото 8). Погода тоже налаживается, и мы бодренько спускаемся к слиянию рек Такыртор (слияние ручьев Такыртор и Такыртор Южный выше по долине сделали Такыртор гораздо более полноводным, на старых генштабовских картах река после слияния Такырторов называется Ийри-Тёр) и Чон-Узень на высоте 2900 м. и разбиваем лагерь в 19:00. Долина реки Чон-Узень необыкновенно красивая, растущие здесь тянь- шанские ели делают ее похожей на идеально продуманный ландшафтный парк. Допоздна жжем костерок и наслаждаемся прекрасным вечером.

2018.08.08. Подъем под лед. Чон-Узень Западный (7 км, +735).

Выход в 8:30, погода весь день будет стоять отличная (только вечером затянет). Бревна, которые раньше были переброшены через Такыртор (Ийри-Тёр), смыло. Однако вместе с этим подмыло и повалило высокую сосну, возле которой лежали эти бревна, так что теперь Такыртор переходят по этой сосне (фото 9). Пересекаем зарсоший редким лесом язык между реками Такыртор и Чон-Узень по направлению к р. Чон-Узень. Находим тропу и продолжаем движение вверх по тропе ор. левым бортом долины. Вскоре тропа уходит в каньон реки, созданный огромным осыпным валом. Тропа идет по осыпям, иногда прижимаясь к реке практически вплотную, однако ее нельзя назвать неудобной. К 9:40 проходим завал и дно долины становится широким и плоским. Идти удобно. Впереди возвышается потрясающей красоты массив Аксуйской стены, а чуть перед ним видны два ручья, стекающие с ледника Чон-Узень Западный. Дойдя до ближнего из ручьев, поднимаемся вдоль него до выполаживания. Там на высоте 3420 в 12:30 устраиваемся на обед. С этой ступеньки может показаться что подъем ведет на осыпной вал между скальной вершиной ор. правого борта долины и небольшой скалой по центру долины. По этому же валу стекает ручей из-под невидимого отсюда языка ледника. Однако, правильным путем является перед вышеупомянутой скалой уйти направо по ходу, обойти эту скалу и выйти севернее окончания ледника (фото 10). Находим там удобную стоянку на частично поросшем травой холмике на высоте 3635 м и разбиваем лагерь в 14:30.

2018.08.09. Траверс (2Б)(пер. Туристов Татарии(2А, 4400 м.) - пер. Каракольский В.(2Б, 4450 м.) Каракольская Перемычка(2Б, 4350 м.) (6 км, +834, -169).

Выход в 7:00. Погда отличная. Ветер гонит по небу редкие облачка. Поднимаемся на ледник: он здесь пологий и открытый, не разорванный (фото 11). За 3 перехода подходим под перевальный взлет - высота 4153 м, на часа 9.50. Снег появляется только незадолго до самого перевального взлета. Поднимаемся в кошках и в связках, держа курс чуть правее одиноко стоящего скального зубца (фото 12). Это выглядит как кратчайший путь на седловину, он проходит между большим бергом и лавиновыми выносами слева по ходу и протяженными зонами открытого льда справа по ходу. По этому же пути поднимаются не сильно старые следы. От небольшого забитого берга подъем становится круче - 40-45 градусов и мы организуем первую станцию и бросаем две веревки на седловину. Все станции на ледобурах. Первый идет без рюкзака. Первые пол веревки от берга идут по глубокому - до колена - снегу, затем склон становится круче - до 55 градусов и снег уступает место льду. Протяженность этого участка в районе 50 метров, все время на передних зубьях. Ближе к седловине склон снова немного выполаживается. По пути на склоне находим кошку и ледоруб. В 13:10 группа на седловине пер. Туристов Татарии (2А, 4400 м.). Седловина широкая, с осыпным гребнем с запада и снежной полкой с востока (фото 13). С тура снята записка группы из Новосибирска под рук-вом Лежника от 5.8.2018. Чуть выше по гребню под скальной стеночкой обнаруживаем палатку и 3х литовских альпинистов, которые вышеупомянутую снарягу посеяли при подъеме. Спускаемся за снарягой литовцев, обмениваемся с ними сладостями, пишем записку и бежим дальше - нам предстоит еще долгий траверс. По совету литовцев спускаемся по осыпному склону на другую сторону перевала и оттуда уже, связавшись, по глубокому снегу с небольшим набором высоты траверсируем западные склоны вершины в главном хребте (фото 14). Облака между тем набегают, но дождя нет. Ближе к выходу на хребет попадаем в зону огромных разломов, лавируя среди которых выходим на снежное поле перевала Каракольский Восточный (2Б, 4450 м.) в 16:50. Это самая высокая точка маршрута - по GPS 4469 м (фото 15). Оттуда спускаемся по главному хребету Терскей- Алатау до перевала Каракольская Перемычка и широким зигзагом скатываемся на выполаживание под его восточным склоном. Ни на Каракольском В., ни на Каракольской перемычке туров мы не находим. Ночевка на снегу не радует, но дальше наш путь лежит по леднику Караколтор Восточный и лучших вариантов все равно не предвидится. Развидневается. Любуемся шикарными видами.

2018.08.10. Перевал Каракольский Западный (2А, 4200 м.) (7 км, -318, +253, -945).

Выход в 8:00. Над нами синее небо с отарами овец-облаков. В связках спускаемся на ледник Караколтор В. (фото 16) и так же в связках распутываем его ледопад (фото 17) пока в 10:15 не доходим под перевальный склон пер. Каракол Западный (фото 18). Высота 3982 м. Склон осыпной, поэтому снимаем кошки и начинаем подъем плотной группой. Входим в кулуар, который ведет к перевалу и в 11:15 делаем привал на высоте 4138 м. Достигнув скального отрожка, разделяющего кулуар на две ветви, уходим влево по ходу и оттуда поднимаемся на сам отрожек и по простым сильно разрушенным скалам отрожка выходим на перевальную седловину в 12:00. Высота 4235 м. Перевальная седловина широкая, с востока осыпная, с запада - пологий снежник (фото 19). С тура снята записка группы туристов из Литвы под рук-вом Kustutis Baleisis от 2017.08.07 и группы из Магнитогорска под рук-вом Сергей Наумова от 2018.08.01. Едим шоколадку, обедаем иподсушиваемся. Начинаем спуск в 13:00 по закрытому леднику в связках. После выполаживания ледник становится открытым, и мы развязываемся (фото 20). Забираем вправо по ходу и в том месте, где из-под ледника на древние морены вытекают ручьи, переходим на морены. Далее спускаемся по моренам на самое дно долины. В 16:30 достигаем плоских травянистых лужаек, однако наш путь лежит дальше. Сегодня мы хотим сбросить по максимуму, потому что завтра по плану спуск по долине Кельтора за заброской. Переходим достаточно полноводный ручей, стекающий с ледника под пер. Скальный Замок. В 19:00 приходим на стоянки на ор. правом берегу Кельтора В. высоко над слиянием Кельтора В. и. Кельтора З. на высоте 3290 м. Вода в роднике, из которого берет начало один из ручьев, сбегающих по склону. Здесь выпас коров, поэтому просто в ручьях воду набирать рисковано, а родник лучше заслонять от коров камнем. Коровы ходят через этом место вверх-вниз по долине, поэтому приходится постоянно держать уши востро, чтоб они не съели носки или не зажевали веревку. Продукты приходится прятать в палатки или под большой плоский камень, служащий здесь столом. Однако в остальном место в высшей степени приятное.

2018.08.11. Поход за заброской в альплагерь Каракол.

Вниз по долине р. Кельтор идет хорошая набитая тропа. Целый день хорошая погода.

2018.08.12. Пер. Онтор (1Б, 3900 м.)(6.5 км, +610, -194).

Выход в 7:30, переменная облачность. Вброд без особых сложностей переходим р. Кельтор. и начинаем подъем вверх по долине р. Кельтор. Поднимаемся сначала по осыпному дну долины а затем выходим на ледник Кельтор, покрытый в этом месте мощным моренным чехлом. Продолжаем движение в направлении пика Джигит, и уже приблизившись к его махине сворачиваем на запад - к нашему следующему перевалу (фото 21). Подъем очень длинный и тягучий - оно и не удивительно, ведь нам надо набрать около километра по вертикали. Непосредственно путь к перевальному взлету сейчас преграждает зона разрывов, которую необходимо обходить выше по склону слева по ходу. Небо резко затягивает. Перевальный взлет осыпной. Группа наверху в 15:30. Перевальная седловина скально-осыпная, узкая. С тура снимаем записку турклуба "ГС МФТИ" под рук-вом Виталия Крепака от 2018.08.10. Во время подъема нас накрывает непогодой - дождь со снегом плюс сдувающий ветер - так что на седловине мы не задерживаемся (фото 22). Спуск с перевала - узкий крутой осыпной кулуар, так что идем плотной группой (фото 23). Под непрекращающимся с неба безобразием спускаемся на открытый ледник и по леднику выруливаем на его правобережные морены. В 17:00 становимся на ночевку в карамане морены. Вода в ручье. Высота 3706 м.

2018.08.13. Подход под пер. Новосибирцев (5.5 км, -336, +560).

С утра выглянуло ласковое солнышко, и мы решили посушиться и расслабиться перед завтрашним штурмом пер. Новосибирцев. В 11:30 начинаем спуск по моренному карману, затем спускаемся по травянистому склону ор. правого борта долины, пересекаем морену и спускаемся по ней на ледник практически напротив окончания отрога, разделяющего ледники Онтор и Каракол (фото 24). Пересекаем ледник и по осыпям подходим под окончания языка ледника Каракол. Выходим на ледник ближе к ор. левому, западному борту долины и движемся по нему вверх, заворачивая вместе с ледником на запад. Ледник пологий, открытый, с несколькими покровными моренами. Идем не связываясь. Кулуар ведущий к пер. Новосибирцев начинается практически в самом конце цирка перевала Джетыогуз, направо по ходу от него (фото 25). Удобных ровных мест под палатки мало. Становимся на ночевку на боковой морене. Высота 3930 м. Выкладываем на огромном камне большой тур, чтобы обозначить ночевки.

2018.08.14. Пер. Новосибирцев (2Б*, 4257 м.) (3 км, +327, -177).

Выходим в 8:00 (фото 26). Нас ожидает один из самых солнечных дней за весь и так не дождливый поход. Спускаемся на ледник и проходим по нему под огромный осыпной склон (фото 27), который в верхней части становится системой кулуаров, ведущих к пер. Новосибирцев. Сыпуха очень неприятная и утомительная - крутая и подвижная. Чтобы не сбрасывать друг на друга камни, идем плотной группой, по диагонали сначала справа на лево, а затем слева направо (фото 28, 29). Этим зигзагом мы в 9:30 выходим под скалу, разделяющую два осыпных кулуара - первый, идущий круто вверх влево и второй, идущий с незначительным набором высоты вправо, скорее огромная осыпная полка. Останавливаемся под скалой на высоте 4072 м и идем на разведку по осыпной полке. С нее уходят вверх три скальных кулуара. В первом мы не видим конца и поэтому пропускаем его, а вот в самом конце второго возвышается ледовая стенка, очень напоминающая стенку из отчета Михацкого (фото 30). Решаем не проверять третий кулуар, который начинается существенно дальше, и подниматься по второму. Организуем первую станцию на углу скал у входа в кулуар - так, чтобы струхующий видел страхуемого, но в случае чего, мог укрыться за скалами от летящих из кулуара камней. Первый провешивает веревку без рюкзака. Самое начало подъема идет по снегу, лежащему в кулуаре (фото 31). Затем преодолевается скальная пробка - справа по ходу, там, где есть большие выступы (кроме того, по левой по ходу части кулуара стекает ручей). Затем идет более простое лазанье до ответвления кулуарчика налево по ходу. Путь прямо преграждает скальная стенка (фото 32). Поднимаемся несколько метров по ответвлению и, не уходя в него, облазим стенку в основном кулуаре. Далее идет выполаживание: простым лазаньем продвигаемся еще немного и организовываем станцию на скалах. Вторая веревка простого лазанья выводит под ледовую стенку, наверху которой находится перевальная седловина. В этом году стенка высокая и реально нависающая (фото 34). Забраться на нее представляется очень непростой задачей. Однако, параллельно стенке налево вверх поднимается крутая скально-осыпная заснеженная полка (фото 33). Еще пол веревки простого лазанья, и мы под скалами южной оконечности седловины, высота 4247 м. На седловину отсюда спускается крутой закрытый ледник. Устраиваем станцию на двух ледобурах, выбираем неиспользованную часть веревки и сбрасываем ее в направлении седловины (фото 36). Спускаемся по ней и организовываем еще одну станцию на ледобурах - склон не сильно крутой, но падать есть куда, к тому же под снегом могут скрываться трещины. Одновременно с этим организовываем силами ждущих своей очереди идти по перилам разведку на север вдоль ледовой стенки (фото 33, 35). Похоже, что под стенкой можно без труда пройти и забраться на северную оконечность седловины. Этот путь выглядит даже более предпочтительным чем выбранный нами. Как бы то ни было, в 16:00 мы на северной, низкой оконечности седловины, высота по GPS 4242 м. (фото 37) Очевидно под самыми скалами южной оконечности седловины GPS дал погрешность и предыдущая высота измерена не верно. Тура не находим, но особо упорный участник находит перевальную записку просто среди камней перевальной седловины. Записка оставлена группой туристов из Московской области под рук-вом Армена Арутюняна от 2017.08.09. Складываем свой тур с восточной стороны седловины. Прямо под это место подходит со стороны лед. Каракол еще один кулуар - видимо тот третий, до которого мы не дошли. На скальном выступе над этим кулуаром находим оставленную расходную петлю. Вешаем расходную петлю на скальный выступ с другого края и бросаем две веревки дюльфера до перегиба, за которым ровный неразарованный склон до самой подушки (фото 38). Первая веревка сдергивается при помощи самосдерга, а вторая - при помощи самосдерга в комбинации с самовыкручивающимся ледобуром. Далее спускаемся на подушку с индивидуальной страховкой с использованием ледоруба. В 18:00 на высоте 4080 м. разбиваем лагерь. С подушки открывается сказочный вид на северные отроги Терскея, Иссык-Куль и, на самом горизонте, Кунгей-Алатау.

2018.08.15. Пер. Новосибирцев, спуск по ледопаду и по р. Арчалытор (10 км, -1400).

Выход в 9:00. Погода великолепная. Обойдя пару трещин, в связках, подходим к краю подушки. Ледник Арчалытор после подушки под пер. Новосибирцев спадает двумя мощными ледопадами, обтекающими скальный отрог. Для спуска обычно выбирают северный ледопад. Действительно, мы достаточно просто находим спуск с ледового плато - крутой ледовый склон (до 75 градусов) высотой около 50 м. (фото 39). Сбрасываем веревку дюльфера прямо вниз на небольшую ледовую полочку. Как оказалось, наверху мы вкрутили станцию в единственный участок нормального льда. За неимением возможности воспользоваться самовыкручивающимся ледобуром, приходится оставить на подушке вбитый уголок. Станция на полочке, как и все последующие, на двух ледобурах. Последний далее всегда снимает веревку при помощи самовыкручивающегося ледобура. С полочки бросаем еще одну веревку вниз-влево по ходу в обход ледового провала. Она выводит нас на выполаживание, за которым следует серия ледовых "волн", где более крутые части спусков не превышают по длинне 50 м, а за каждым спуском следует выполаживание (фото 40). В общей сумме бросаем еще 5 веревок. Склоны не настолько крутые и, возможно, с хорошей личной техникой там можно спуститься и не дюльферяя, но мы решаем перестраховаться. Пару раз приходится связываться чтоб распутать участки ледопада (фото 41). В 12:45 заканчиваем прохождение ледопада, высота 3780 м. Далее следует открытый неразорванный ледник (фото 42). Спускаемся по нему на правобережные морены и сначала по ним, а потом вдоль ручья, вытекающего из-под ледника, в 15:00 выходим к небольшому озеру. Устраиваем поздний обед. Дальнейший путь пролегает по моренным нагромождениям долины ручья Арчалытор. Преодолеваем их к 17:45, и оказываемся на тропе, ведущей вниз по долине необыкновенной красоты по ор. правому берегу ручья. В верховьях долины пасутся лошади. В нижней части долины тропа проходит через заросли карликового леса, так что сойти с нее не представляется возможным. В самом низу она раздваивается. Левая спускается со склона к ручью Арчалытор и там теряется - вероятно лошади куда-то проходят по воде. Правая же выходит на склон реки Айлама, и через лес из тянь-шаньской ели приводит нас на Манжалеевские ночевки у слияния рек Айлама и Байтор. Становимся на ночевку на краю языка леса, тянущегося вдоль правого берега Айламы, высота 2680 м.

2018.08.16. Подход под пер. Айлама (10 км, +750).

Очередной чудесный день. Поднимаемся по тропинке вверх вдоль р. Айлама и находим переход по бревну. На том берегу тропа вскоре теряется, движемся через редкий лес с небольшим подлеском по направлению к р. Байтор, которую достигаем в 11.45. Байтор - река мощная, так что отправляем разведчиков вверх по реке, искать описанный в отчетах переход по бревнам, однако ничего не находим. Следующую разведку организуем вниз - там русло просматривается до самого слияния и бревен там не видно, однако там возможно удастся найти переправу вброд. Действительно, в одном месте река разбивается на несколько рукавов (фото 43) и, перебираясь с одного островка на другой, нам удается преодолеть несколько более мелких потоков и выйти к большому, который в этом месте максимально отдал воду в другие. Переходим его стеночками в 2 и в 3 человека. Вероятно, наиболее экономичным было бы не пересекать р. Айлама по бревну и не искать путь через лес между реками Айлама и Байтор, а спуститься вниз по ней и перебродить ее напротив разливов Байтора. Пересечь ровный, безлесый в этом районе язык между Айламой и Байтором и перебродить Байтор там где мы это и сделали. Мы однако уже идем вверх по долине и находим хорошую тропу которая поднимается ор. левым склоном долины крутым серпантином. Тропа идет через лес, в то время как речка остается глубоко в каньоне где-то под нами. Примерно в час дня преодолеваем самую крутую часть подъема и попадаем в висячую долину Байтора. Вскоре выходим из благодатной лесной тени. В 13:43 достигаем нижних разливов Байтора на высоте 2918 м. (фото 44).

Устраиваем там перекус. После вторых разливов Байтора тропа поднимается по ор. левому склону р. Джетыогуз к леднику Айлама В. (фото 45) В 19:30 становимся на ночевку на каменисто дне долины в нескольких десятках метров от окончания языка ледника Айлама В. на высоте 3395 м. (фото 46). Недалеко под камнем находим склад неиспользованных газовых балонов, которые нам, однако, ни к чему. По сути, это наиболее пригодное место для ночевки в такой близости от ледника. Ниже по течению травянистые склоны слишком заболочены а дальше либо нет ровных площадок, либо слишком далеко от воды, либо слишком близко к потоку.

2018.08.17. Пер. Айлама (2Б, 4035 м.)(8 км, +640, -327).

Утро ясное, на небе редкие облачка. Язык ледника Айлама В. покрыт мощной поверхностной мореной, так что выходим на него без кошек. Пройдя отрожек справа по ходу, сворачиваем за него и спускаемся с ледника на осыпи цирка перевала Айлама (фото 47). Двигаясь сначала по древним моренам а затем плотной группой по крутому осыпному склону, огибаем справа скальные сбросы под перевалом Айлама и поднимаемся к желым скалам перевального взлета (фото 48, 49). Провешиваем первую веревку (около 25 м.) к сначала справа налево-вверх к скальной полочке и затем по скальной полочке до начала крутого скального кулуара (фото 50). Крутизна скал до 80о, так что первый всегда лезет без рюкзака. По продолжении движения в кулуаре на той же веревке ей бы пришлось делать несколько настолько крутых изгибов, что протравливание стало бы невозможным. Организуем станцию на расходной петле на скальном выступе и продолжаем движение в кулуаре с новой веревкой. Эта часть одна из двух самых сложных на подъеме. Организуем станцию на двух закладках. Третья веревка выводит нас на наклонную полку, на которой мы организуем станцию верхнюю станцию третей веревки и пройдя чуть налево по ходу - нижнюю станцию четвертой веревки на двух крючьях. Погода портится: с облаков периодически капает, временами заволакивает вообще сильно. Полка достаточно широка чтобы между станциями по ней можно было перемещаться без страховки. Четвертая веревка идет вверх по склону полки и далее по скально-осыпному кулуару (фото 51). Крутизна кулуара около 50-60о, скалы сильно разрушены - высокая камнеопасность. Организовываем следующую станцию на небольшом выполаживании в кулуаре. После выполаживания кулуар становится круче - скалы до 80о - это второй из сложных участков подъема. Примерно 25 метров пятой веревки выводит нас на перевальную седловину. Погода еще больше портится, но нам это уже не критично. Седловина узкая, скально- осыпная (фото 52). С тура снята записка группы туристов из клуба "ВездеХод", г. Воткинск, под рук-вом Валерия Попова от 2017.08.13. Из-за повышенной камнеопастности, последние две веревки проходятся по одному – с полки и до самой седловины. Не рекомендуем, чтоб по обоим веревкам поднимались одновременно. Вся группа, включая два рюкзака, за которыми спускались отдельно, собралась на перевале в 18:45. Таким образом, преодоление скальной части перевального взлета заняло 7 часов, что соответствует временным рамкам, описанным в двух известных нам отчетах (7 и 5 часов). На другую сторону перевала идет короткий осыпной склон, по которому мы плотной группой спускаемся на ледник. Ледник некрутой, открытый, с небольшими трещинами, а чуть ниже появляется и снег. Движемся в связках и в кошках. До начала основной зоны разломов переходим на осыпи правого борта долины. Вскоре путь нам перекрывает мощный осыпной вал. Взбираемся на него и спускаемся с другой его стороны и находим относительно ровные площадки (фото 53) и - самое главное - крохотный ручеек выше по склону! До этого воду мы нигде не встречали. Доравниваем площадки, запруживаем ручеек и ставим лагерь в 21:45. Высота 3708 м., координаты GPS - N42° 09.179' E78° 18.469'.

2018.08.18. Спуск по долинам рек Айлама, Карабаткак и Кызыл-Суу (17 км, -1368).

С утра небо в дымке, а через некоторое время совсем затягивает. Периодически накрапывает дождь. Спускаемся по моренам правого берега р. Айлама, а затем по тропе вдоль реки Айлама. Случайно уходим на верхнюю тропу, которая ведет на пастбища высоко на склонах. Обнаружив, что она не обходит какой-то каньон, а просто ведет не туда куда нам надо, скатываемся вниз по крутым травянистым склонам на дно долины и там продолжаем движение по правильной тропе по ор. правому берегу р. Айлама а дальше Карабаткак. Погода окончательно портится. В 16:00 достигаем ФГС на слиянии рек Карабаткак и Чон-Кызылсу. ФГС находится на ор. левом берегу Чон-Кызылсу, а на правом берегу стоит большой кош. В отчетах большая путаница по поводу троп и мостов в районе ФГС. Так вот. Тропы по ор. правому берегу Чон-Кызылсу ниже коша нам найти не удается. В этих условиях наиболее оптимально переправиться на ор. левый берег.

Однако Чон-Кызылсу слишком полноводна, а мост в районе ФГС снесло минимум несколько лет назад - видны только его остатки. Единственный способ попасть на левый берег - навесная переправа в "корзине" катающейся по стальным тросам, которой заправляют местные мальчуганы. Обычно они берут за переправу деньги, но благодаря Сереге Попову с его феноменальным обоянием нам удается переправиться не только с ветерком, но и бесплатно. На ФГС обитают милейшие люди, которые предлагают нам остаться у них переночевать, растопить баньку и отпраздновать День Рождения одной из сотрудниц. К сожалению, нам надо спешить. От ФГС вниз по долине идет грунтовая дорога, которая примерно через километр таки выходит к автомобильному мосту и переходит на ор. правый берег р. Чон-Кызылсу. То есть, при большом желании, этот участок можно было пройти и по ор. правому берегу Чон-Кызылсу, не переправляясь на левый. Однако, без тропы это заняло бы гораздо больше времени. Продолжая движение по дороге под непрекращающимся дождем, еще через полтора перехода в 18:45 становимся на ночевку возля горячих источников Джилису на высоте 2340 м.

2018.08.19. Спуск до пос. Кызыл-Суу и выезд из района (19 км, -600).

Выход в 7:20. Погода снова отличная и за пять бодрых переходов мы спускаемся в пос. Кызыл-Суу, где нас уже ждет машина. Финальная высота 1740 м. Наскоро пообедав в Караколе и забрав из кэмпа городские вещи, снова грузимся и пускаемся в обратный путь - вдоль Иссык-Куля, через холмы и пустыни Кыргызии и Казахстана в Алматы и дальше - в Украину.

Выводы и рекомендации.

1. Маршрут получился короткий, но очень насыщенный. Не смотря на это, мы почти никогда не приходили на ночевки поздно. Очень важную роль в темпе движения веса сыграли организация заброски в дол. р. Каракол и тщательный подбор личного и группового снаряжения.
  2. Места, в том числе и просто долины, в этом районе необыкновенно красивые. Отдельно стоит отметить оз. Алакель и его водопады, водопады и горячие ванны дол. ручья Такыртор, урочище Экичат в дол. р. Чон-Узень, долины рек Арчалытор, Джетыогуз и Айлама. Массивы Аксуйской Стены, Джигита, Каракола и Огуз- Баши, само собой разумеется, невероятно красивы.
  3. Выбранный маршрут движения с востока на запад, не характерный для данного района, позволил постепенно наращивать техническую сложность перевалов, равно как и пройти один из ключевых перевалов, пер. Айлама (2Б), с восхождением по определяющей стороне.
  4. Перевальный взлет пер. Туристов Татарии (2А) оказался гораздо круче, чем это было в описаниях, а ледник Караколтор В. сейчас, судя по всему, менее разорванный чем раньше. Рекомендуем восхождение на пер. Туристов Татарии с востока группам, совершающим походы 4 к.с., в которых есть участники уверенно двигающиеся на передних зубьях. Траверс пер. Туристов Татарии - пер. Каракольский В. - пер. Каракольская Перемычка предлагает несравненные виды и однозначно рекомендуется нами к прохождению даже в более простых походах 4й к.с.
  5. Пер. Новосибирцев (2Б*) был пройден в неклассическом направлении с востока на запад. Мы нашли только один отчет (4 к.с. под рук-вом Михацкого О.Ю. в 2014м году), в котором описывается прохождение в этом направлении. Учитывая сложности в определении правильного пути подъема на перевал с востока, считаем, что описания и фотоматериалы представленные в нашем отчете существенно повысят надежность прохождения пер. Новосибирцев в этом направлении. Перевал Новосибирцев - сложная двусторонняя объемная 2Б, требующая опыта в скальной и ледовой технике. Вместе с тем, как минимум при состоянии ледопада на этот год, это однозначно 2Б, а не 3А, как он иногда фигурирует в более старых отчетах.
  6. Пер. Айлама (2Б) был пройден с восхождением по определяющей стороне. При подготовке к походу было найдено всего два отчета, описывающие подъем в этом направлении. Следует отметить, что такой вариант прохождения требует более чем базовой скалолазной подготовки. С точки зрения снаряжения, рекомендуем, чтоб в группе были скальники или горные ботинки с несточенными носками (как в нашем случае). Также рекомендуем брать полный спектр скальных крючьев, закладок и, по возможности, френдов.

ФОТОМАТЕРИАЛЫ

Фото 14. Траверс в направлении пер. Каракольский В

Фото 15. Спуск с пер. Каракольский В. на пер. Каракольская перемычка

Фото 16. Спуск с пер. Каракольская перемычка на лед. Караколтор В

Фото 17. Спуск по лед. Караколтор В.

Фото 18. Перевальный взлет пер. Каракольский З

Фото 47. Цирк пер. Айлама

Фото 48. Перевальный взлет пер. Айлама, скальная часть

Фото 49. Перевальный взлет пер. Айлама, скальная часть

Фото 50. Вид на первую и вторую (от человека в желтых штанах вверх по камину)

Фото 51. Вид на четвертую и пятую веревеки (человек в синей куртке на станции)

Фото 52. Группа на перевальной седловине пер. Айлама

Фото 53. Ночевки на ор. правом склоне над ледником Айлама З.