Ледолазание на Mountain.RU

Международные соревнования - 2005
Календать международных соревнований по ледолазанию new!

Россия, СНГ 2004-2005
Календарь соревнований
Правила соревнований

Итоговые протоколы Чемпионата Росси-2003

Международный Совет по Спортивному Ледолазанию (CEGC/ICCIC)
Правила ледолазания
Классификация ледовых маршрутов:
вариант Planetmountain.com
вариант "ICE World" (Jeff Lowe)

Новости ледолазания

Автор: Шумилов С., Алтайский край

Водопады р. Чулышман

Водопад Кая-Бажи
Давным-давно, после одной из первых поездок во Францию, Паша Шабалин поинтересовался у меня о хороших водопадах у нас на Алтае. Моя первая мысль была о долине Чулышмана и возникло желание посмотреть и походить.

Другие интересы, труднодоступность до недавних пор этих мест зимой, сложности собрать компанию все эти мелочи откладывали поездку. Но, как говорится рано или поздно, плод, если он не сгниет, то созреет. И вот на комфортной машине мы подъезжаем к Улагану, пересаживаемся на местный УАЗик и через 4 часа тряски подъезжаем к спуску с перевала Кату-Ярык в благодатную долину Чулышмана. Панорама впечатляет. Прямо напротив перевала на правом берегу два мощных и больших красавца водопада. К сожалению уже конец дня, принимаем решение встать на ночевку.

Нижний Кулузун, центральная часть
Весь следующий день посвящаем поездке по долине и осмотру водопадов и подходов к ним. На участке 15 км от перевала вниз по реке насчитываем около десятка водопадов. К огромному сожалению, часть из них в это время иди проблематично. Правый берег юго-западной экспозиции, а время уже конец марта.

Выбираем для прохождения водопад Нижний Кулузун на правом берегу Чулышмана, 48 км трассы Улаган -Балыкча. Водопад представляет собой 100-150 метров льда крутизной 80 -90 градусов, а затем в крутом каньоне несколько стенок по 20 - 40 метров. Выход из каньона на правый орографический склон и спуск вниз не представляют труда.

Водопад Нижний Кулузун

Нижний Кулузун

Нижний Кулузун, верхняя часть

На Кая-Бажи
Четвертый день поездки посвящаем прохождению водопада Кая-Бажи, который находится на левом берегу Чулышмана, 35 км трассы. Подход под водопад занимает 1 - 1,5 часа сквозь дебри кустарника.

Нижняя часть водопада, около 150 метров, средняя крутизна 45 -50 градусов, далее стенка 50 метров, 85 градусов, наклонная полка около 60 метров и последняя вертикальная стенка 50 метров. По правому склону через 150 метров выходим к стоянке чабана, который очень удивлен нашим появлением. От стоянки 500 м до трассы, по которой можно спустится в долины Чулышмана. Второй, более короткий спуск, по конской тропе, которая идет вдоль телеграфной линии.

Чулышманский хариус
Рекомендации:

- наиболее благоприятное время для прохождения водопадов вторая половина февраля начало марта
- быть готовыми к ночлегу в палатках (желательно с печкой)
- в долине не везде есть дрова, поэтому желательно иметь газовые или бензиновые горелки
- для спокойствия и безопасности желательно иметь авторитетных местных проводников, которые с удовольствием будут ловить хариуса около базового лагеря.