Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Александра Крисюк, г. Черноголовка, Московская область

Западный Кокшаал-Тау-2000

Какими здесь станут пустыми пути, как будут без нас одиноки вершины , Михаил Лебедев, г. Черноголовка, Московская область
Восхождение на Пик Данкова
Это лето останется в моей памяти на всю жизнь!

Небольшой группой, которая состояла всего из шести человек, мы поехали в горы, в самые отдаленные, совсем не тронутые цивилизацией районы Киргизии.

Состав экспедиции:
1. Старостин Борис – начальник экспедиции.
2. Шамонов Игорь – завхоз.
3. Смирнов Александр – участник.
4. Лаврущев Николай – участник.
5. Лебедев Михаил - участник.
6. Крисюк Александра – врач.

29 июля.

На самолете прибыли в Бишкек. Остановились у наших давних друзей. В этом доме всегда принимают альпинистов очень радушно. Хозяева – Тамара Яковлевна и Анатолий Кондратьевич – сами бывали в горах, сочувствуют нам, альпинистам, всегда разделяют с нами и горе, и радость.

30 июля.

День закупок. Нам предстоит масса дел. Рано утром мы отправились к местному градоначальнику – оформили временную прописку, получили пропуск в погранзону, заказали обратные билеты на поезд.

А потом – рынок! Это удивительный красочный мир торговцев и покупателей, мир с изобилием фруктов, овощей, специй и всякой прочей всячины. Очень жарко: температура воздуха около 40 градусов. У нас целый список продуктов, которые надо закупить для экспедиции. Мы – нарасхват. Каждый торговец расхваливает свой товар. Ребята то и дело относят купленные продукты домой и вновь возвращаются на рынок. Управились только к семи часам вечера. Очень устали.

31 июля.

Я и Борис Старостин поехали в Каракол (бывший Пржевальск). Нужно подписать документы у главного начальника – Баранова. Иначе нас не пропустят в погранзону. 1 августа, рано утром, на машине, которую поведут геологи из Пржевальска, мы с Борей подъедем к озеру Иссык-Куль, заберем наших ребят со всем грузом и отправимся в путь – в горы. В Пржевальске гостили у нашего друга пограничника – Эрика Тактасумова. Мы знакомы с 1993 года. Тогда он служил на заставе и очень помог нашей экспедиции с транспортом. Благодаря Эрику мы добрались до места назначения – до нашего базового лагеря. За семь лет Эрик здорово продвинулся по службе. У Эрика замечательная жена, зовут ее Гульбахор. Трое детей, два сына и маленькая дочка – Азис, что в переводе – долгожданная. Весь вечер прошел за разговорами. Мы ели плов и пили зеленый чай.

1 августа.

Встали очень рано – в 5 утра. У дома нас уже ждала машина геологов. Круглолицый, улыбающийся Саша пожал нам руки. Саша – первоклассный шофер. В 1998 году он уже вел машину нашей экспедиции по горным дорогам. В 7 утра мы уже подъехали к озеру Иссык-Куль. Ребята наши мирно спят прямо на песке. Собирались недолго, искупались, съели арбуз. Ребята нам рассказали, что в Бишкеке у, на рынке, у нашего завхоза украли деньги. И еще одна неприятность: не удалось купить газ. Заехали во все магазины по дороге – газа нет. Тогда мы решили купить побольше бензина. Будем готовить еду только на примусах.

Быстро погрузили наши пожитки на машину, сами устроились поудобней и двинулись в путь. Решили заехать в ближайшее селение – может быть там есть газ. Газ так и не купили, но волей судьбы попали в абрикосовый сад. Абрикосов в этом году уродилось так много! Бедные деревья опустили свои ветви под тяжестью плодов до самой земли, словно обессилевшие руки. Под каждой веткой стоит подпорка. То и дело падают абрикосы – то тут , то там, поднимая маленькое облачко пыли, лопаясь до самой косточки, обнажая нежную, сочную, сияющую на солнце мякоть. Эти абрикосы – самые вкусные! Нам разрешили набрать абрикосов в дорогу, в подарок пограничникам на заставе.

Дорога тяжелая! Очень трясет. В машине все притихли, каждый думает о своем. Начался подъем на перевал. Машина медленно преодолевает поворот за поворотом. Мотор тяжело вздыхает, фыркает, перегревается. Приходится останавливаться, охлаждать мотор горной ледяной водой. Мотор такой горячий, что вода, попадая на него, закипает.

На 19-м повороте Борька Старостин вдруг вспомнил, что оставил на камне сумку со всеми деньгами и документами, где-то на 15-м повороте. Остановили машину, и Борька побежал вниз. Слава Богу! Сумка нашлась! Переживаний было много, т.к. под угрозой была вся наша экспедиция.

Благополучно миновали первую заставу. По дороге подвезли киргизских женщин. Они такие смуглые, узкоглазые, обветренные, солнечные! В ушах – сережки, красят губы. Смущаются, разговаривают на своем певучем языке.

Уже темнеет. Начался дождь. До второй заставы не доехали чуть-чуть. Ночевали посреди дороги. Разбили палатки. Воду не нашли – вскипятили минеральную воду. Немного приболел Санька Смирнов. У него сильный насморк, болит голова. Саньке выдали лекарства, напоили его горячим чаем. Вместе с нашими водителями поужинали прямо в машине. А потом – спать! Дождь стучит о палатку, запах травы, шум реки. Это, наверное, счастье?!

2 августа.

В 7 часов утра двинулись дальше. Добрались до заставы, благополучно миновали ее. Проезжали мимо охотников. Охотники поделились с нами газом – заправили маленькие баллоны. В 12 часов добрались до места нашего базового лагеря. Стали разбивать палатки. Я занялась обедом. Ребята давно не ели как следует. Хотелось их хорошенько накормить. Разгрузили машину. Вдруг выяснилось, что один мешок с продуктами отсутствует. То ли мы его забыли в Бишкеке, то ли он «уплыл» по дороге. А в этом мешке было: сухое молоко, сгущенка, кофе, спички, туалетная бумага. Я так огорчилась, ведь на каждый день меню продумано заранее! Теперь все надо урезать. А я знаю, как ребятам по утрам хочется выпить кофе! Хорошо, что спички были еще и в другом мешке.

Приготовила борщ, всех накормила. Попили чаю с вареньем.

Погода хорошая. Солнце, сильный ветер. Кто-то занимается мелким ремонтом, кто-то приводит себя в порядок. Мы с Игорем разобрались с продуктами, все рассортировали. Игорь Шамонов – наш завхоз. У Игорька светлые густые волосы и пшеничные усы. Он очень добрый! Эту доброту сразу выдают лучики морщинок в уголках глаз. Очень работящий и хозяйственный. Эти качества и определили его основную должность в экспедиции.
Игорь очень любит собирать камни. Какой-нибудь красивый камень он берет в свою большую руку и долго смотрит на него, сощурившись, как Данила-мастер, а потом камень отправляется в рюкзак. У Игоря всегда самые тяжелые, неподъемные рюкзаки на обратном пути. Самые любимые песни Игоря – из кинофильма «Бумбараш». Мне даже кажется, что Игорь из того, революционного, времени, что после экспедиции он наденет свою буденовку и опять вернется в те далекие времена гражданской войны. С Игорем не пропадешь! Он всегда вовремя разожжет примус, вскипятит чай, отдаст свой свитер кому-нибудь согреться. В хозяйстве у него всегда найдутся запасные очки, шнурки, носки, какие-то проволочки, напильники, нитки, иголки. Я так и зову Игорька – Бумбараш.

День прошел незаметно, все с дороги очень устали. Я приболела: сильный насморк, кашель, головная боль.
Принимаю антибиотики .

3 августа.

Сегодня первый тренировочный выход. Задача – акклиматизироваться и разведать район. Встали рано утром. Позавтракали яичницей с помидорами.

Пошли прямо по ущелью, вдоль реки. Все ребята идут быстро. Я отстаю, да еще и болезнь сказывается. Мишка со мной идет потихоньку. Сначала было очень трудно, но потом я вработалась. У всех немного болит голова. Дошли до водопада. На нас прямо вдруг вылетел огромный орел: оказывается, мы его спугнули. Орел напал на сурка, но так и не забрал свою добычу, улетел ни с чем.

Водопад очень красивый. Нашли переправу через водопад, сделали снимок. Ребята быстро пошли дальше. Места удивительные. Проходим «сад камней». Очень много цветов. Сурки свистят, предупреждают друг друга о нашем приближении. У них тут налажена целая связь. Часто вдали виден сурок-наблюдатель – стоит, как столбик.

Дошли до морены. Погода меняется то и дело: то светит яркое солнце, то сыпет мелкая крупа. Над ущельем сгустились облака. Они висят, словно огромные комья ваты. Неожиданный луч солнца, словно прожектор, вдруг подсвечивает их каким-то таинственным оранжевым светом. Мишка установил треногу, сделал несколько снимков вершин. Все немного постояли молча, а потом пошли назад. В лагере Санька Смирнов быстро приготовил макароны с тушенкой. Все поужинали. А потом пели песни под гитару, смотрели на падающие звезды.

Боря Старостин – начальник нашей экспедиции. Верная его спутница – гитара. Ни один вечер не обходится без Борькиных песен. Очень люблю, когда Борька поет! Песни он исполняет самозабвенно, артистично. Пишет сам. У Борьки красивые, сильные, жилистые руки. Он тщательно выполняет любую работу: аккуратно ставит заплатки, моет посуду в ледяной воде, помогает на кухне. Когда Борька улыбается, лицо его все светится, он сразу превращается в мальчишку-подростка.

Я все-таки заболела. Сильный насморк, кашель. Ребята напоили меня чаем с медом и дали стопочку водки.

4 августа.

День отдыха.

День выдался на славу. Солнце! Синее небо! Весь день готовились к выходу – налаживали снаряжение, подбирали продукты, все взвешивали.
Уходим из лагеря на 6 дней.

5 августа.

Встали в 6 часов. День безоблачный. Позавтракали и пошли.
Переправа через реку меня очень пугала. Мне даже во сне приснилась эта переправа. Поток холодной бурлящей воды и мы – такие маленькие, незначительные среди этого потока, теряющие равновесие, падающие, несущиеся куда-то. Но все оказалось не так страшно. Держась друг за друга, мы легко перешли реку. Надели рюкзаки и медленно стали подниматься по склону. Склон такой мягкий, зеленый! Много цветов: пушистые эдельвейсы растут маленькими кругленькими клумбочками, скромные маки оранжевого цвета качаются на ветру. На солнце маки сверкают, словно в каждом горит маленький огонек. Тут же кучками расположились на пушистых травяных кочках голубые цветы с пятью лепестками, с сахарной белой серединкой. Колокольчики, крокусы, синие и белые.

Идем по тропе, которую проторили козы. Козы – умные животные. Они очень разумно прокладывают тропы по склонам, очень разумно преодолевают овраги, набирают высоту. Проходим мимо скал. Скалы красного цвета, похожие на те, что снимают в фильмах про индейцев. Четыре орла кружат над ними. Они парят, как дельтапланы, не делая ни одного взмаха крыльями. Перья под крыльями цвета охры, а заканчивается крыло огромными черными перьями, они растопырены, словно пятерня. Птица, очень величавая, надолго приковывает к себе взгляд. Я отстаю от ребят, Мишка идет со мной, мы разговариваем. Мишка рассказывает о том, как правильно идти, как правильно набирать высоту, чтобы меньше тратить сил. Дошли до развилки и повернули в другое ущелье. Скоро спустились к речке, и пошли вдоль нее по камням. По камням идти труднее.

Я стала уставать. Мишка рассказал мне о теории ходьбы по камням – теории «маятника». Суть ее в том, что под тяжестью рюкзака мы отклоняемся то в одну, то в другую сторону. Нужно только заранее глазами выбрать камень, на который поставить ногу. Рюкзак словно берет часть нагрузки на себя. Стало идти легче, ходьба даже превратилась в увлекательное занятие. Периодически мы останавливаемся, садимся на большой камень. Он теплый, нагретый солнцем. Иногда камни напоминают какое-нибудь окаменевшее животное. Мы сели на огромную спину окаменевшего дельфина и свесили ноги.

Реки в горах – потоки изумрудной воды. Камни и розовые, и бежевые, серо-голубые, зеленоватые. Есть камни пестрые, есть полосатые. Бегущая изумрудная вода объединяет все эти цвета и тут же разобщает их. От этого цвет подвижный, непрерывно меняется. А брызги воды, сверкающие на солнце, делают заключительный штрих, словно «магические точки» под кистью художника, вселяющие жизнь в глаза на портрете. Как бы хотелось все это передать на холсте! Но мне кажется, что одного мастерства здесь мало, здесь. Надо постичь какую-то тайну природы.

А потом мы пьем из чистого прозрачного ручья. Вода холодная! Набираем воду в ладони, моем лицо. Здесь, в горах, чувствуешь вкус обычной воды. Я вспоминаю о Маленьком Принце Экзюпери. Он подарил летчику тысячу звенящих колодцев. А у меня - тысяча звенящих ручьев!!

Мишка обладает удивительным даром. Он понимает и любит людей со всеми их достоинствами и недостатками. Рядом с Мишкой я чувствую себя в полной безопасности, я знаю, что с нами ничего не случится, все будут живы, здоровы. Мишка подарил мне горы!

Стоянку организовали на зеленой лужайке под большим камнем. Поставили палатки, сварили суп, немного отдохнули. Потом решили пойти на перевал нужно осмотреть район, выбрать гору для восхождения, сделать снимки района. Но до перевала не дошли. Поднялись на небольшую пологую возвышенность. С нее открылась вся панорама, видны ледники и снежные вершины.

Вернулись в лагерь. Солнце уже садится. Организовали ужин. Сварили рис с тушенкой. Сегодня помянули Зину. Она погибла в 1989 году, 5 августа, на Победе.

6 августа.

День – ожидание.

Встали рано, с первыми лучами солнца. Сварили гречневую кашу с маслом, попили чаю с бутербродами. Ребята разбились на две группы. Нужно выбрать гору для тренировочного восхождения. Я собрала для каждой группы небольшую аптечку неотложной помощи. В лагере остаемся я и Коля. Двое ребят идут в одно ущелье, двое в другое.

Боря оставил мне видеокамеру, на случай, если к нам в гости придут медведи. Во время путешествия мы видели много медвежьих следов. Ждем первой связи. Очень жарко. Коля загорает, я пишу дневник. Кругом тишина. Теплый воздух струится от камней. Сквозь этот воздух изображение плывет, словно смотришь через стекло, по которому стекает вода. Иногда кричат галки, или сурки свистят. Первой связи не было. Вторая связь в 12 часов. Коля ушел с рацией на небольшой холм, я жду его. Погода меняется, появились кучевые облака, небольшой ветер. Вторая связь была, но мы очень плохо слышали ребят. Я немного погуляла, сделала наброски. Коля ушел на очередную связь, решил подняться повыше – может быть слышимость будет лучше.

Боря и Игорь разведали район и вернулись в 6 часов вечера. Нужно приготовить им что-нибудь поесть и, конечно же, горячего чаю. Мишку и Саню слышно не было. Речка разлилась, и Мишка с Саней не могут перебраться через разлившуюся речку, придется им ждать. Может быть, они вернутся в лагерь ночью.

7 августа.

Мишка и Саня вернулись в лагерь в 6 часов утра. Сразу легли спать. Игорь и Коля побежали в базовый лагерь за продуктами. Я помыла посуду, приготовила вермишелевый суп, чай. Когда ребята проснулись, мы пошли купаться. Боря нашел замечательную купальню около большого камня. Потоки воды разбиваются об этот камень и тысячи маленьких пузырьков всплывают на поверхность воды. Эту купальню мы назвали «джакузи». Вернулись Игорь и Коля, принесли продукты, мы покормили их и стали готовиться к завтрашнему выходу.

8 августа.

Встали в 6 утра и собрались. Я и Мишка пошли первые. Я ведь всегда отстаю. Вначале шли по камням, вдоль озера. Идти тяжело. Иногда приходится преодолевать целые груды камней. На склоне ботинок иногда скользит. Под камнями – лед. Вскоре вышли на ледник. По леднику идти легче. Набор высоты очень плавный. На пути много ледниковых грибов – огромных камней на ледяных ножках, много быстрых ручейков и целых рек, бегущих по ледяным желобам.

Дошли до горы, на которую намечено восхождение. Начали подъем по крутой сыпухе. Вперед ушли Боря и Колька. Я поднимаюсь медленно, считая шаги. Поднялись довольно высоко, но пришлось вернуться из-за сильного камнепада. Осмотрелись кругом, выбрали другую гору. Подъем на нее некрутой, по осыпи. И где-то на трети пути начинаются снег и лед. Заканчивается вершина остренько, есть небольшой наддув. Подошли к горе. Стали подниматься. Дошли до небольшого выполаживания и здесь разбили наш лагерь. Сварили кашу, попили чаю. Я, Мишка и Боря пошли к леднику, Мишка хочет испытать новые ледобуры, я – немного позаниматься ледовым лазанием. Мишка навесил мне перила, и я двигалась по перилам. Мне очень понравилось.

9 августа.

Встали рано, взяли с собой только самое необходимое, начали подъем. Набор высоты заметный. Я иду медленно, шаг за шагом. Идти не трудно. Поднялась довольно высоко. Вдруг сильно закружилась голова, все поплыло перед глазами. Я села на камни. Санька тоже чувствует себя неважно. Я и Санька возвращаемся к нашим палаткам, а ребята идут дальше.

На фоне неба, прямо по склону, вырисовываются две идущие фигурки – это Боря и Колька! Мишка и Игорь догоняют их. Мы ждем ребят около 4-х часов. В 13.00 они возвращаются. Мы встречаем ребят приветствием и горячим супом. Я очень рада за всех. Ребята всегда такие счастливые возвращаются с покоренной вершины! Немного отдохнули и скорее вниз – к нашему промежуточному лагерю! Погода начинает портиться. Снег постепенно сменяется дождем. Речки разлились – найти переправу порой очень трудно. Мы совсем промокли – до нитки! Стали мерзнуть, рюкзаки отяжелели.

Дошли до промежуточного лагеря. Прямо в палатке разожгли примус, сварили кисель. Кисель горячий, остывает долго, им можно согреться. Все мокрое. У меня зуб на зуб не попадает. Спать пришлось в сыром спальнике, в сырой одежде. Но как бы там ни было, крыша над головой есть.

10 августа.

Дорога в базовый лагерь.

Дождь затих. Мы согрелись и спим. Проснулись в 6.30. Кругом снег. Белым-бело! Все стало неузнаваемым. Палатки от снега провисли. Вылезать из палатки не хочется.

Попили горячего киселя, надели на себя все сырое, и скорее, бегом в базовый лагерь! Идем по нетронутым белым снегам. Теперь мы похожи на полярников! Склоны унылые, серо-белые. Все цветы под снегом. За нами остается пунктир следов. Они прослеживаются далеко-далеко! Следы нарушают атмосферу одиночества и безмолвия в заснеженных горах, а может быть, наоборот, подчеркивают. Появляется солнце и начинает нестерпимо жарить. Мы надеваем очки, поверх рюкзаков набрасываем мокрые куртки, спальники – пусть сохнут по дороге! Снег под ногами превращается в месиво. При каждом шаге раздается – «хлюп! хлюп!» На склонах ноги съезжают по размокшей глине.

Маленькие горные пичужки радуются солнцу и щебечут, как воробьи в Москве ранней весной. Огромные камни мокрые, цвет их от воды стал ярким, сочным. Два огромных черных камня такие мокрые, что как зеркало отражают небо и кажутся поэтому синими-синими! В высокой траве образовались маленькие болотца. Дошли до речки. Река – полноводная! Ботинки безнадежно промокли. Мы решили переходить речку прямо в ботинках.

Вот и лагерь! Вышло солнце. Раскладываем на траве все мокрые вещи. Я занялась обедом. Ребята хорошо поели. Я рада. Одежда подсохла. Палатки сухие и уютные. Вечером я открыла окно палатки и смотрела на звезды. Их столько! Голова ясная, ни одной мысли.

11 августа.

День отдыха.

Выспались. Ребята отправились в соседнее ущелье Джурек. Я осталась в лагере, занялась хозяйством. Сварила варенье из абрикосов, приготовила солянку. Хлеб подсох и весь рассыпался. Очень много крошек! Мишка посоветовал мне сделать «конфеты». Мы смешали крошки с медом и мукой. Слепили круглые комочки и опять обваляли их в крошках. Получились замечательные «трюфели». Мишка ушел фотографировать, а я решила позагорать – развалилась на спальнике, смотрю в небо. Высоко-высоко надо мной кружит орел. Если бы я была поменьше, орел бы меня унес. Я живо нарисовала это в своем воображении. Задремала. Скоро вернулись ребята. Всех накормила.

12 августа.

День памяти Игоря Корсуна.

12 августа 1998 года на вершине Космос погиб Игорь Корсун. Сегодня мы все пойдем в ущелье Джурек. Вышли в 10 часов, пошли вдоль реки. Путь занял у нас около 3 часов. Вдали показался огромный камень. Тут был наш базовый лагерь в 1998 году. Перешли речку – вот она, наша стоянка. Камни, окружавшие раньше палатку, так и остались лежать. По очереди мы пробили в скале отверстия шлямбуром и приладили табличку. Внизу прикрепили «ухо», в которое протянули альпинистскую веревку и вставили цветы. Немного посидели.

Вечером мы с завхозом напекли блинов, сварили картошку. Помянули Игоря. Я до сих пор не могу поверить, что Игорь Корсун погиб. Мне кажется, что он куда-то уехал далеко-далеко и надолго.

13 августа.

Выход в промежуточный лагерь.

Утром небо хмурится, но мы все же собираемся. Нам нужно вновь проделать долгий путь до промежуточного лагеря. Переждали дождь в палатках - и вперед! Во второй раз эту дорогу я преодолела значительно легче – не сделала ни одной остановки! Дошли до нашей зеленой лужайки, сразу сделали горячий чай. Тройка – Боря, Игорь, Санька - сразу стали собираться на выход. Проверили снаряжение, подготовили продукты. Коля и Мишка выйдут на день позже, и я с ними пойду на ледник, под маршрут. Для восхождения выбрали очень красивую безымянную вершину.

14 августа.

Дождь. Боря, Саня и Игорь ушли на подход.

15 августа.

По леднику.

Рано утром вышли из лагеря. Шли не торопясь. Погода замечательная. По дороге разговариваем, медленно набираем высоту. Все кругом меняется, будто мы постепенно переходим из лета в зиму. Цветов все меньше и меньше. Сурки уже не свистят. Одни камни. Много маленьких горных озер. Вода в них чистая и зеленая-зеленая!

Выходим на ледник, дорога уже знакомая – идти легко. Я уже поправилась, и сил стало заметно больше. Коля идет чуть впереди. Разведывает дорогу. Мы взяли с собой суп, который не доели внизу. И теперь, на полпути с аппетитом пообедали. Вот наша тренировочная гора – пик Обзорный. Мы идем дальше. Ледник становится все ровнее и ровнее. Теперь это уже огромная ледяная дорога, почти ровная.

Мы выходим в огромный заснеженный цирк. Кругом горы, такие разные, и наша гора-красавица! Мишка в бинокль увидел стоянку ребят. Мы быстро дошли до палатки. Ребята сейчас работают на маршруте, их видно в бинокль. Они поднимаются по ледовому сбросу и уже почти дошли до перемычки. Глядя в бинокль, я каждого узнаю по цветным пуховкам.

Вечером Боря вышел на связь. Все хорошо! Ребята дошли до снежной подушки, разбили палатку и встали на ночевку. Сейчас ужинают, пьют чай. Завтра рано утром – на вершину. Немного устал Саня Смирнов. Саньку я очень люблю. Он замечательный! В 1994 году я ходила вместе с Саней на гору, у которой удивительное имя – Песня Абая. Гора высотой около 5600 м. Почти правильная пирамидка, стоит рядом с Победой. Природа поработала так, что на одном из склонов горы в ряде камней угадывается сидящий человек, играющий на гуслях. Санька замечательно поет, так тихо, спокойно. Когда я готовлю еду, Санька всегда крутится рядом, дает советы, снимает пробы. Если я пеку блины, первый блин всегда отдаю Саньке, это уже традиция.

16 августа.

Проснулись рано. Сразу взглянули на гору. Ребята уже на маршруте. На белом снегу четко видны, даже без бинокля, три разноцветные точечки. В 12 часов – связь. Команда на вершине. Вершину назвали в честь погибшего друга - вершина Корсун.

Мы с Мишкой пошли на ледник, в глубину цирка – хочется сделать фотографии этого района. Тут много интересных вершин, есть скальные маршруты. Может быть, мы сюда когда-нибудь вернемся?! Идем по леднику и в бинокль наблюдаем за спуском команды. Ребята уже спускаются по кулуару. Вечером мы встречаем их. Приготовили кисель, суп. Мишка и Коля собираются на выход. Считают ледобуры, оттяжки. Стемнело. Очень холодно.

17 августа.

Проснулись рано, в 5.20. Встали все, всем хочется проводить Мишку и Колю. Мишка обвесился всеми своими ледобурами и оттяжками. Чуть светает. Ребята уходят. При каждом шаге у Мишки на поясе звенит «железо»: «звяк-звяк!» Я долго смотрю им вслед и про себя заклинаю: пусть будет хорошая погода, удачи вам!

Мы опять забираемся в палатку и вскоре засыпаем. Теперь палатка – мой наблюдательный пункт. Поднялось солнце, я проснулась от того, что стало очень тепло, даже жарко. Развязала вход в палатку и стала разглядывать ледовый сброс. А вот и Мишка с Колей на склоне. Они прошли уже 4 веревки.

К 12 часам ребята прошли весь лед. Погода портится. Поднялся ветер. Солнца нет. Иногда пробивается случайный лучик, и тогда наш снежный цирк становится неузнаваемым. Облака движутся по кругу, ветер, снег – круговерть какая-то, вакханалия полутонов!! Вершина скрылась, очень плохая видимость. Ребята уже, наверное, вышли на подушку. Как-то тревожно – я волнуюсь за ребят. Если у нас тут такой шквал, то что же у них, наверху?

Ночь тянулась очень долго. Палатка трепещет на ветру, приходится держать опоры. Мы – словно на краю света. Мои мысли все время возвращаются к Мишке и Коле: ребята, как вы там? Коля Лаврущев – любимец нашей команды. С ним всегда легко и просто. Коля – источник улыбок и смеха. На любой случай жизни у Коли своя история, и рассказывает он эти истории так артистично, перевоплощаясь на глазах!

Когда Коля рассказывал про орла, которого он видел, я смеялась и никак не могла остановиться: Колька взмахнул руками, нахохлился и выпятил нижнюю губу. Я сразу представила его на скале – воображение нарисовало какой-то гибрид птицы и альпиниста. Все наши ребята очень тепло относятся к Коле и ценят его. С ним на маршруте всегда надежно и уютно.

18 августа.

Проснулись в 7 утра. Ветер стих. Холодно. Развязала окно палатки. Ребят на склоне не видно. В 8 часов опять смотрю в бинокль, вижу две движущиеся точки – Мишка и Коля идут к вершине. В 9 часов – связь. Ребята на вершине! Ура! В 9.25 начинают спуск. В 11 часов дошли до палатки на подушке. Отдохнули. В 13.00 пошли вниз. Мы все ждем ребят. Хочется их встретить как-то необычно. Солнце, много снега. Мы решили слепить снежного альпиниста. Тщательно вылепили лицо, правую руку подняли в приветствии. Надели шлем. Другой рукой наш снежный альпинист опирался на ледоруб. На поясе карабины, через плечо – веревка. Приготовили горячий кисель. 18.30. Ребята уже идут по снежному цирку, их видно.

Мы все выстраиваемся в шеренгу, с нами снежный альпинист. Мишка с Колей подходят счастливые, улыбаются. «Покорителям вершины – физкульт-привет! привет! привет!» Я люблю эти минуты. Они самые счастливые! Все вместе поужинали. Тревога моя прошла. Перед сном, как всегда, смотрела на звезды, на снежные вершины, на нашу красавицу-гору. Завтра мы все уходим вниз. Я не хочу, чтобы наступало завтра. Я пытаюсь как-то остановить время, потому что знаю, что уйдем мы отсюда навсегда.

19 августа.

Вышли около 8 часов. Небо ясное, очень холодно. Солнце медленно вползает в ущелье. Все ручейки еще молчат.

При каждом шаге хрустит лед. Впереди видна долина. Я все время оборачиваюсь и смотрю на нашего снеговика. Он стоит к нам спиной, застывший, с поднятой рукой.

До промежуточного лагеря дошли за два с половиной часа. Немного отдохнули, искупались в «джакузи», перекусили и двинулись дальше. Мне знакомы все тропинки. Ребята идут молча. В базовый лагерь пришли в 19 часов. Речку перешли по большой воде. Вот и все! Наши палатки ждут нас. Приготовили хороший ужин, вечером пели песни под гитару

Я долго не могла уснуть, думала про нашего одинокого снеговика, и еще – про нашу замечательную экспедицию, про ребят. Я думала о том, что так быстро пролетело время, что завтра мы будем прощаться с этим удивительным краешком земли, где все были такими настоящими и такими счастливыми!

Материал предоставлен сайтом Альпклуба Черноголовки

отзыв

Саша, твоя отвага меня потрясла! как и талант писателя - портреты твоих друзей удивительно их оживили!!!