Автор: Игорь Мельник, г.Киев

Отчет о горном походе 5 к.с. по Северо-Западному Памиру совершенном с 28.07 по 21.08 2014 г. (часть 1)

Справочные данные про туристский спортивный поход

Параметры похода

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

горный

пятая

07-08.2014

Подробная нитка маршрута

Киш.Депшар(р.Муксу) - лет.Иргет - пер.Белькандоу(н/к,3388м) - р.Сугран(рад.) - пер.Белькандоу(н/к,3388м) - киш.Депшар - киш.Мук - пер.Травянистый(н/к,2750м) - р.Шагазы - пер.ПКТ(1Б,4270м) - лед.Ташлык - пер.Ташлык(2Б,4600м) - р.Вера - р.Сугран - р.Бырс - траверс[пик Гоголя(5422м) - лед.Бырс - пер.Бырс Сев. - пик Шапак(5701м) - пер.Шапак)](3А,5701м) - лед.Шини-бини - пер.50 лет КПУ(2Б,5150м) - лед.Сугран - траверс[пер.Летавета В. - пик Кинохроники(5070м) - пер.Летавета З.](3А,5070) - пик Летавета(3А, 6046м, рад.) - лед.Гандо - лед.Дорофева - пер.Каунас(2А, 4750м) - лед.Гармо - р.Гармо - брод р.Киргиз-об - киш.Арзынг.

Данные об участниках

5ГУ(Тянь-Шань)

Организация туристского спортивного похода

Общая идея похода

Идея похода была в том, чтобы сходить красивый технический и высотный маршрут в новом для всех участников группы районе. В плане высоты очень хотелось сходить на вершину высотой выше 6000м, чтобы поднять свой высотный опыт. В плане техники интересны были разноплановые перевалы (скальные и снежно-ледовые) с протяженной перильной работой. Ну и самое главное - это, конечно, отдохнуть от городской суеты, побыть наедине с природой в хорошей компании. Поскольку 5 участников из шести ранее были на Тянь-Шане, то выбор однозначно пал на Памир. Из всех районов Памира мы выбрали Северо-Западный, поскольку он отличается относительно легким заездом на старт маршрута и возможностью плавно акклиматизироваться, поскольку именно плавная правильная акклиматизация является залогом успешно пройденного похода на больших высотах. Также нам хотелось вблизи посмотреть на высшие точки Памира - пик Исмаила Сомони (7495м) и пик Корженевской (7105м).

Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода

Стартом маршрута была выбрана долина реки Муксу. Заезд сюда из Душанбе относительно простой и дает возможность начать поход довольно низко, на высоте 2200м. Здесь же есть перевал Белькандоу(н/к) высотой ок. 3400м, который дает возможность плавно акклиматизироваться и совместить это с заносом заброски в долину Сугран на высоту 2600м. Таким образом мы прошли пер.Белькандоу 2 раза, тем самым обеспечив себе хорошую акклиматизацию до высоты 3400. Следующим этапом была акклиматизация до высот 4600. С относительно легкими рюкзаками мы прошли 3 перевала - пер.Травянистый(н/к, 2750), пер.ПКТ(1Б, 4270) и пер.Ташлык(2Б, 4600м). На последнем немало поработали технически, так сказать размялись. После всего этого мы радиально сходили вниз по р.Сугран за заброской и начали основную часть маршрута. При выборе вершины, высотой выше 6000м оказалось, что все подобные вершины в этом районе очень сложные даже для походов 6к.с. Наш выбор пал на пик Летавета, на который поднимались всего 1 раз в 1990г. Это была группа из Симферополя. В случае удачного восхождения мы были бы 2й группой. Финиш похода изначально планировался в долине реки Ванч в Поймазаре, однако за несколько недель до похода власти Таджикистана закрыли район ГБАО для посещения и пришлось перестраивать маршрут с финишем в долине реки Обихингоу. Мы очень боялись, что выехать оттуда будет большой проблемой, однако по факту оказалось, что дорога есть и проблем особых с выездом из кишлака Арзынг не существует.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Заявленная нитка похода:

Киш.Депшар(р.Муксу) - лет.Иргет - пер.Белькандоу(н/к,3388м) - р.Сугран(рад.) - пер.Белькандоу(н/к,3388м) - киш.Депшар - киш.Мук - пер.Травянистый(н/к,2750м) - р.Шагазы - пер.ПКТ(1Б,4270м) - лед.Ташлык - пер.Ташлык(2Б,4600м) - р.Вера - р.Сугран - р.Бырс - траверс[пик Гоголя(5422м) - лед.Бырс - пер.Бырс Сев. - пик Шапак(5701м) - пер.Шапак)](3А,5701м) - лед.Шини-бини - пер.Наблюдений(3А,5440м) - лед.Наблюдений лед.Сугран - пер.Летавета (3А,5000) - пик Летавета(3А, 6046м, рад.) - лед.Гандо - лед.Дорофева - пер.МКТ(3А, 5300м) - лед.Гармо - лед.Гармо - р.Токаист - пер.Панорамный(1Б, 4700м) - лед.Бурс - р.Сагдар - р.Бохуд - р.Обихингоу - киш.Арзынг.

Запасные варианты:

• Вместо траверса пика Шапак - прохождение пер.Бырс Юж. (3А)
  • Вместо пер.Наблюдений(3А) - прохождение пер.50 лет КПУ (2Б)
  • Вместо пер.МКТ (3А) - прохождение пер.Аводара (2А) или Каунас(2А)
  • Вместо пер.Летавета (3А) - прохождение пер.Сугран (1Б*) - р.Киргиз-об - киш.Арзынг
  • Вместо пер.Панорамный (1Б) - спуск по дол.Гармо до киш.Арзынг Аварийные выходы из маршрута:
  • Вместо пер.Наблюдений (3А) - спуск по лед.Шини-бини - р.Сугран - пер.Белькандоу (н/к) - киш.Депшар
  • Вместо пер.Летавета (3А) - спуск по лед.Сурган - р.Сугран - пер.Белькандоу (н/к) - киш.Депшар
  • Вместо пер.Панорамный (1Б) - спуск по дол.Гармо до киш.Арзынг

Изменения маршрута и его причины

• Самое первое изменение маршрута от заявленного вылилось еще до старта похода, поскольку за 4 дня до вылета, авиакомпания, которой мы летели, AirAstana, перенесла наш рейс на 3 дня позже в связи с крушением самолета на территории Украины. Поэтому участок с пер.МКТ мы с самого начала не планировали идти и заменили его на пер.Каунас, как самый близкий для попадания в долину Гармо.
  • Второе изменение было связано с отказом от прохождения участка р.Токаист - пер.Панорамный(1Б) - р.Бохуд. Изначально мы запланировали этот участок исключительно по причине того, что боялись брода через реку Киргиз-об. Однако снежная обстановка района и неожиданно низкая вода в реках и даже их отсутствие в некоторых моментах позволили предположить, что брод через Киргиз-об значительно упростится и нет смысла накручивать огромную петлю через пер.Панорамный. По факту оказалось, что мы были правы и брод Киргиз-об хоть и был нелегким, но не таким страшным, как мы его себе представляли. Поэтому мы воспользовались запасным вариантом №5 и спустились до киш.Арзынг по долине Гармо.
  • Последнее изменение от заявленного маршрута - это отказ от прохождения пер.Наблюдений(3А) и замена на пер. 50 лет КПУ(2Б). Причины отказа - откровенно небезопасный перевал для подъема по определяющей стороне в этом году. Поскольку снега было очень мало, то перевальный взлет представлял из себя нависающий ледосброс, под которым пришлось бы находиться длительное время. Играть в такую рулетку мы не стали.

Сведения о прохождении маршрута каждым участником

Игорь Мельник не участвовал в восхождении на пик Летавета.. Остальные участники прошли полностью весь маршрут.

Картографический материал

скачать карту маршрута

Высотный профиль

Прилагается дополнительно.

Фильм (автор - Фархат Гайсин) - https://youtu.be/3f6L7KfrnlI

Техническое описание прохождения маршрута

Киш. Депшар - пер.Белькандоу (н/к, 3390м) - р.Сугран - пер.Белькандоу (н/к, 3390м) - киш. Депшар

День 1. 28.07

Выехали мы из Душанбе на 2х джипах компании Памир Пикс 27.07 около 6-7 вечера. Ночью заехали в Джиргиталь на погран заставу за пропусками и в 5 утра 28 июля мы уже были возле погран заставы в кишлаке Депшар. Заброску на первую часть маршрута мы оставили в доме у Учкуна. Это местный очень гостеприимный житель. Пограничники проверили документы и мы поехали дальше, однако не долго мы ехали, так как водители наотрез отказались ехать вброд через реку Ташлык. Воды действительно было много. Поэтому мы, не долго думая, сварили завтрак, позавтракали и в 8-00 отправились в путь. От кишлака Депшар до крайнего в этой долине кишлака Кандоу, не считая летовку на правом берегу Муксу выше, ведет грунтовая дорога. Идем не спеша, привыкаем к рюкзакам, за пару переходов доходим до летовок Иргет и реки Иргет, где набираем воду. Реку переходим по камням. Далее, не доходя до кишлака Кандоу сворачиваем вправо в направлении перевала Белькандоу. Чтобы выйти на правильную тропу, необходимо сначала идти по явно выраженной ложбине. Далее следует длинный путь до самого перевала по тропе. Следует отметить, что перед самим перевалом есть летовки с родниками, однако в нашем случае ни людей ни воды там не было, хотя мы на воду очень рассчитывали. Подъем дался нам довольно тяжело, поскольку хорошо поспать в машине нам так и не удалось, а набор высоты получился в этот день около 1300 метров. В 16-30 вышли на перевал, и начали спуск. Как только услышали журчание воды, сразу двинулись туда. Долго мы не могли напиться. Прямо возле ручья на высоте 3169м поставили шатер. Вывод: запасайтесь водой в реке Иргет перед подъемом на перевал Белькандоу, так как воды в родниках возле летовок может не быть.

День 2. 29.07

В эту ночь все хорошо выспались, никто никуда не спешил, так как важно было хорошо восстановиться после вчерашнего дня. Цель на сегодня - занести заброску в долину Сугран и вернуться в кишлак Депшар. Вышли в 8-00 с заброской, за пару переходов по тропе спустились к наменитому мосту через реку Сугран. Заброску решили закопать в ложбине на правом берегу Суграна. Недалеко от моста находим сухую ложбину, от тропы поднимаемся около 30-40 метров, находим подходящее место и закапываем там заброску. Далее возвращаемся к мосту, поднимаемся от моста на террасу и встречаем местного деятеля Юсуфа с его помощником. Юсуф промышляет тем, что собирает мзду за посещение заповедника, однако местные говорят, что он уже не является работником парка и удостоверение у него просроченное. Говорим ему, что денег у нас нет с собой и мы уже возвращаемся в Депшар и заканчиваем наш 2х-дневный поход. Хорошо, что он не видел нас с большими рюкзаками с заброской немного раньше) С пустыми рюкзаками довольно быстро возвращаемся в лагерь, собираем шатер, вещи, обедаем и выходим вверх к перевалу Белькандоу. От перевала по знакомой тропе спускаемся к реке Иргет и оттуда по грунтовой дороге в 19-00 приходим в дом к гостеприимному Учкуну. Тот нас накормил, напоил и спать в гостевом доме уложил.

Фото 1.01. Дом Учкуна

Фото 1.23. Подъем к месту заброски

Фото 1.24. Встреча с Исуфом и его помощником

Фото 1.25. Тропа на спуске с перевала Белькандоу в сторону р.Иргет

Фото 1.26. В гостевом доме у Учкуна. В этой комнате группа ночевала.

Киш. Депшар - пер.Травянистый(н/к, 2704 м) - р.Шагазы - лед. Шагазы

День 3. 30.07

Снова хорошо выспались, позавтракали и вышли на свою первую акклиматизационную часть маршрута. От кишлака Депшар двигались вниз по долине Муксу по автомобильной дороге к кишлаку Мук. От кишлака ведет тропа серпантином вверх и выводит на красивое огромное зеленое поле в конце которого находится седловина перевала Травянистый(н/к). Этот перевал служит обходом нижнего каньона реки Шагазы. Только так можно снизу попасть в долину Шагазы. От перевала вниз к реке Шагазы ведет хорошая тропа. Спустившись к реке и пройдя еще 1 переход останавливаемся на обед. После обеда идем по тропе левого берега Шагазы. Перспективных мест для лагеря от перевала Травянистого мы не встречали, поэтому лагерь разбиваем в 16-30 на первом попавшемся подходящем месте.

День 4. 31.07

Выходим в 7-00. Движемся далее по левому берегу реки Шагазы. Тропа начинает теряться и несколько раз нам встречаются снежные мосты. Возможно правильнее было перейти по одному из этих мостов и продолжить движение по правому берегу, так как потом выше нам пришлось пересекать ледник, однако мы не были уверены в проходимости правого берега и продолжили движение по левому. Вскоре мы подошли к языку ледника Шагазы и забрались в левый его травянистый карман. Решили в кармане сделать обед. А в это время сходил на разведку, чтоб посмотреть, в каком месте удобнее перейти на ледник и пересечь его. После обеда продолжили движение по карману вплоть до ложбины, ведущей из под перевала Мук на левом борту долины Шагазы. В этом месте мы вылезли на морену и затем вышли на ледник. Ледник в нижней части довольно удобный для прохождения и за 1 переход мы без проблем пересекли его и вышли на травянистый правый борт ледника Шагазы. Далее двигались по ярко выраженному гребешку морены до высоты 3514м, где поставили лагерь. Отсюда открывается вид на наш следующий перевал ПКТ, на перевал Шагазы, а также на все потрясающие ледопады ледника Шагазы, пики Тиндаля и Агасиса.

Фото 2.01. Автомобильный мост через р.Шагазы

Фото 2.14. Вид с перевала Травянистый на долины Шагазы и Муксу

Фото 2.15. Спуск по тропе с пер.Травянистый в сторону р.Шагазы

Фото 2.16. Спуск по тропе с пер.Травянистый в сторону р.Шагазы

Фото 2.17. Вид на пер.Шагазы(2Б)

Фото 2.18. Снежный мост через р.Шагазы

Фото 2.33. Восточная ветвь ледника Шагазы

Фото 2.34. Восточная ветвь ледника Шагазы

Дол.Шагазы - пер.ПКТ(1Б, 4272 м) - лед.Ташлык

День 5. 01.08

Выходим в 6-00. От места ночевки выходим в сторону перевала ПКТ. Сначала пересекаем осыпное поле, затем поднимаемся на гребень левого борта ручья, текущего из цирка перевала ПКТ. По этому гребню доходим до начала скал и начинаем траверсировать влево конгломератный склон, немного при этом набирая высоту. Это самое неприятное место перевала, которое требует особой осторожности и внимания. После этого участка поднимаемся в верхний цирк перевала ПКТ. Из цирка к перевалу можно подниматься по-разному. В нашем случае из-под самой седловины в цирк спускался довольно крутой снежник. Мы решили, что подъем по этому снежнику займет меньше времени, чем обход слева по осыпи. Так и получилось, тем более что снег был мокрым и мы смогли сделать достаточно удобные ступени. В 10-50 мы были на перевале. В туре сняли записку о походе 6 к.с. турклуба Глобус под руководством Волковой Анастасии от 2013г. От перевала вниз ведет мелкая осыпь. С этой стороны перевальный взлет характерен тем, что нужно попасть в «скальные ворота», которые образуют выходы скал, между которыми есть проход. Далее выходим на морену левого борта ледника и движемся по нему. Поскольку дальше по маршруту у нас был перевал Ташлык, то мы старались как можно меньше сбрасывать высоты. Поэтому мы спустились по не очень приятному склону на ледник. На леднике пообедали. Дальше связались и пересекли ледник к правому борту и далее траверсировали осыпной склон пока не вышли на морену левого борта ледника Ташлык. Нашли удобное место для пересечения ранклюфта и вышли на тело открытого ледника Ташлык, где в 17-00 стали на ночевку.

Фото 3.01. Путь подъема на перевал ПКТ

Фото 3.02. Пересекаем осыпное поле

Фото 3.03. Вид с гребня при подъеме на перевал ПКТ вниз

Фото 3.04. Пик Тиндаля (5895м)

Фото 3.05. Пер.Шагазы(2Б)

Фото 3.06. Вид на пики Тиндаля и Агасиса

Фото 3.07. Путь пересечения конгломератного склона

Фото 3.08. По пути попадались несложные скальные выходы

Фото 3.09. Траверсируем конгломератный склон

Фото 3.10. Выход в верхний цирк перевала ПКТ

Фото 3.11. Путь подъема от верхнего цирка на пер.ПКТ

Фото 3.12. Заключительный снежник

Фото 3.13. Группа на пер.ПКТ(1Б)

Фото 3.14. Тур на пер.ПКТ

Фото 3.15. Путь спуска с пер.ПКТ через скальные ворота

Фото 3.16. Путь спуска с перевала ПКТ

Фото 3.17. Вид назад на «скальные ворота»

Фото 3.18. Спуск с морены на ледник

Фото 3.19. Ледник долины перевала ПКТ

Фото 3.20. В одном месте пристраховались веревкой на крутом конгломератном склоне

Фото 3.21. Траверсируем в стороны ледника Ташлык

Фото 3.22. Спуск с левобережной морены на ледник Ташлык

Лед. Ташлык - пер.Ташлык(2Б, 4600 м) - р.Вера - р.Сугран (озеро)

День 6. 02.08

Выходим в 6-00. Подъем на перевал Ташлык проходит через 3 ступени ледопада ледника Ташлык. Первая ступень ледопада обходим слева по ходу движения. Здесь нужно быть внимательными, так как с правого борта ледника возможны камнепады или падение льда. Вторая ступень ледника в снежный год также обходится слева, однако у нас снега было мало и слева обойти мы не могли, так как путь преграждала огромная трещина. Поэтому мы перешли вправо по ходу движения и провесили 3 веревки по крутому льду. Затем подошли к 3й ступени ледопада и решили сделать обед, пока одна из связок провесит налегке еще 3 веревки. Третью ступень ледопада шли также, как и вторую ближе к левому борту ледника. За третьей ступеней ледопада следовало снежное плато с небольшим уклоном. Не доходя до перевального взлета буквально 300 метров, ставим лагерь на высоте 4515м в 15-50. Пока ставился лагерь и варился ужин одна связка налегке подошла под перевальный взлет и провесила 1 веревку перил от бергшрунда на седловину. Нам хватило 60-метровой веревки как раз, чтоб закрепить сверху за огромный камень, возле которого был тур. Лед перевального взлета довольно крутой, около 5560 градусов.

День 7. 03.08

Выходим в 5-10 по мере готовности, чтоб не стоять и не мерзнуть под бергшрундом в очереди на перила. В 6-40 вся группа была на перевале. В туре сняли записку группы турклуба МАИ под руководством Романенкова Сергея. Они были на перевале буквально пару недель назад. С перевала открывается замечательные виды в сторону пика Москва и в сторону перевала Шагазы. Спуск с перевала проходит по мелкой и средней осыпи. Осыпь очень подвижная и мы несколько раз попадали в осыпные лавинки, когда ноги зарывало в осыпь вплоть до колена. Поэтому приходилось довольно часто останавливаться и ждать пока осыпь остановится. После перевально взлета повернули налево и двигались по карману левобережной морены ледника Вера. В 7-50 подошли к великолепным озерам на высоте 4012м. Здесь решили немного отдохнуть и просушить вещи. В 9-00 вышли и продолжили путь по карману морены. Путь довольно простой. Подходя к впадению р. Вера в ледник Сугран мы не спускались сразу к самой реке Вера, а двигались высоко по левому борту долины. Спустились к реке лишь тогда, когда вышли на сбросы долины. Далее двигались по левому берегу реки Вера. Здесь не очень удобно передвигаться, так как берег очень крутой, приходилось часто перелазить через огромные камни. Так мы спустились к леднику Сугран. Это практически его язык. Здесь ледник представляет из себя нагромождение камней на его поверхности. Выходим на сам ледник и пересекаем его, выходя на правый борт ледника Сугран. Далее движемся по правому берегу реки Сугран, пока не замечаем красивое голубое озеро. На этом озере в 13-10 стали на обед, и оно нам настолько сильно понравилось, что мы решили там и заночевать.

Фото 4.01. Вид от места ночевки на первую ступень ледопада Ташлык

Фото 4.28. Подъем по перилам на пер.Ташлык

Фото 4.29. Подъем по перилам на пер.Ташлык

Фото 4.30. Тур пер.Ташлык и место крепления перильной веревки

Фото 4.31. Седловина пер.Ташлык(2Б)

Фото 4.32. Группа на пер.Ташлык

Фото 4.33. Группа на пер.Ташлык

Фото 4.34. Вид с пер.Ташлык на пик Москва

Фото 4.35. Спуск с пер.Ташлык в сторону лед.Вера

Фото 4.36. Путь спуска с пер.Ташлык

Фото 4.37. Вид на пер. Комсомолец Кубани (2Б)

Фото 4.38. Путь спуска по карману левобережной морены лед.Вера

Фото 4.47. Вид с лед.Сугран на путь спуска вдоль р.Вера

Фото 4.48. Пересекаем ледник Сугран

Фото 4.49. Путь пересечения лед.Сугран

Фото 4.50. Вид вниз по долине Сугран и вид на озеро, место ночевки.

Фото 4.51. Озеро в долине Сугран

Р. Сугран - р. Бырс - радиальный спуск за заброской

День 8. 04.08

Выходим в 6-00. По правому берегу реки Сугран доходим до ледника Бырс, который переграждает путь. Поднимаемся на ледник и пересекаем его. Затем поворачиваем направо по ходу движения и движемся траверсом с минимальным сбросом высоты по карману правого борта ледника Бырс к реке Бырс. Стоит отметить, что река Бырс более менее чистая только утром, после обеда она превращается в очень грязную реку. Находим подходящее место для лагеря, ставим шатер. Девочек оставляем в лагере, устанавливаем время сеансов связи, берем рации и вчетвером в 9-25 начинаем спуск к заброске. Спуск сначала идет вдоль левого берега реки Бырс, которая довольно круто спускается, местами по лесу, затем пересекаем реку и выходим на правый борт долины Сугран. Далее движемся по правому борту долины Сугран, который представляет из себя широкие травянистые поля и находится довольно высоко от самой реки Сугран. Периодически пересекаем глубокие промоины, которые образуют ручьи, спускающиеся с правого борта долины Сугран. Доходим до хижины Гурского, где иногда летом обитает вышеупомянутый Исуф. Немного отдохнул продолжаем спуск. От хижины Гурского проходим буквально 10-15 минут и начинаем спуск серпантином по тропе к реке Сугран, и уже в 11-00 мы были возле места нашей заброски. Заброску успешно откопали, загрузили в рюкзаки и по пути спуска за 3 часа вернулись обратно в лагерь.

Фото 5.01. Вид на лед.Бырс

Фото 5.02. Путь подъема на лед.Бырс

Фото 5.03. Вид с лед.Бырс вверх по долине Сугран

Фото 5.04. Вид на пер.Профессорский(3А)

Фото 5.05. Вид вниз по долине Сугран

Фото 5.17. Откопали заброску

Фото 5.18. Вкусняшки в заброске

Фото 5.19. Начало подъема от места ночевки по долине Бырс

Р. Бырс - траверс[пик Гоголя(5422м) - лед.Бырс - пер.Бырс Сев. - пик Шапак(5701м) - пер.Шапак)](3А,5701м) - лед.Шини-бини

День 9. 05.08.

Выходим в 6-30. Рюкзаки довольно тяжелые, так как в них еда уже на весь оставшийся поход. Движемся вдоль реки Сугран. Сначала немного круто, потом долина выполаживается. Через 2 часа мы решаем выходить на гребень морены и двигаться уже по нему. Поскольку воды там не предвидится, решаем стать на длительный обед. После обеда выходим в 11-30 и начинаем подниматься из кармана морены на ее гребень. Дальше движемся исключительно по гребню морены аж до «вертолетки», места стыка морены ледника Бырс с гребнем пика Гоголя. «Вертолетка» представляет из себя большое ровное осыпное поле, удобное для лагеря. Тут имеется очень слабый ручеек чистой воды. В 14-20 ставим лагерь.

День 10. 06.08.

Выходим в 5-15. От места ночевки выходим на склон прямо вверх и начинаем траверсировать вправо по ходу движения, переходя на правую по ходу движения сторону западного гребня пика Гоголя. Продолжаем траверсировать гребень, понемногу набирая высоту. На высоте 4300 под характерной рыжей осыпью в 8-50 становимся на обед. Воды здесь нет, хотя по отчету Насти Волковой у них она была. Перекусываем, запиваем водой с витаминкой и от этого места начинаем подъем прямо вверх на гребень пика Гоголя. Подъем дается очень тяжело, вообще это был один из самых тяжелых физически дней за весь поход. Выходим на гребень на высоте 4490м. Отдыхаем и движемся дальше уже по самому западному гребню пика Гоголя. Гребень очень удобный для движения, проходим вырубленные места под палатки, но идем дальше. В 1400 доходим до высоты 4800м. Это последнее удобное место для лагеря перед крутым взлетом гребня. Ставим лагерь и отправляем одну связку вверх налегке провешивать перила. Связка провесила 3 веревки перил по льду слева по ходу движения от скал гребня и вернулась в лагерь как раз к ужину.

День 11. 07.08.

Выходим в 5-10. За 40 минут подходим к началу перильных веревок, которые провесили вечером. Очень холодно, с рюкзаками жумарить тяжело. После перильных веревок связываемся и дальше идем в связках аж до самой вершины. Перед вершиной проходим 2 небольших взлета с попеременной страховкой. На вершину выходим в 12-25. В туре снимаем записку группы турклуба Глобус под руководством Волковой Анастасии от 2013г. Делаем небольшой перекус и в 13-00 начинаем спуск. От вершины проходим буквально 100м по северному гребню и делаем первую станцию на льду для спуска на ледник Бырс. Всего мы повесили 8 веревок. Первую, вторую и восьмую веревку крепили на льду бурами, остальные веревки крепили за скальные выступы, оставляя расходную веревку. Тактика спуска была довольно простая. Спускались немного отклоняясь влево таким образом, чтоб в случае падения камней из-под ног спускающихся людей, камни не попадали на нижестоящих людей. Таким образом мы пересекли несколько снежных кулуаров. Седьмая веревка вывела нас уже на открытый лед ниже скал, а 8 веревку спускались прямо вниз, и нам ее как раз хватило пройти небольшой бергшрунд. Дальше мы связались и пошли вниз до выполаживания ледника. В 19-00 начали ставить лагерь на высоте 5090 м. Стоит отметить, что ледник Бырс между пиками Шапак и Гоголя очень узкий и возможно падение камней как с одной стороны, так и с другой. Так что при выборе места для лагеря нужно правильно оценить ситуацию и посмотреть на следы падения предыдущих камней.

День 12. 08.08.

Выходим в 07-45. Связываемся и идем в сторону перевала Бырс Сев. С южной стороны перевальный взлет перевала Бырс Сев. не представляет никакой технической сложности. Выходим на перевал в связках в 9-20. На перевале много старых консервных банок, но тура мы не находим, поэтому строим свой тур и оставляем в нем записку. В 10-10 выходим в сторону пика Шапак по северо-западному гребню. На левую по ходу движения сторону гребень обрывается крутыми склонами, местами висят карнизы, поэтому идем как можно правее. В 1240 становимся на обед. После обеда продолжаем движение в связках. По пути встречаются короткие крутые участки льда, поэтому в 3х местах пришлось провесить перила длиной от 10 до 20 метров. Это немного снизило темп движения. В 15-30 выходим на ровное место удобное для лагеря на высоте 5608 м и становимся здесь на ночевку. Отсюда открываются потрясающие виды.

День 13. 09.08

Выходим в 7-10. Идем в связках. В 8-20 выходим на вершину пика Шапак, вернее на скальную ее вершину, где можно установить тур. Высшая точка снежная и находится в 3-5 минутах ходьбы немного дальше. Устанавливаем тур, оставляем записку и радиально идем на высшую точку. С высшей точки открывается потрясающая панорама на пики Корженевской, Сомони, ПФП, пик Москва и тд. После длительной фотосессии возвращаемся к туру, связываемся и уже с рюкзаками, пройдя через высшую точку, начинаем спуск по южному гребню в сторону перевала Бырс. Вост. В какой-то момент доходим до места, откуда начинаются крутые скальные сбросы по гребню. В этом месте поворачиваем влево по ходу движения и выходим на склон. На высоте 5556 м делаем первую станцию на льду и от этого места вешаем 5 веревок вниз. Все станции на льду. Пятая веревка выводит на относительно пологий склон. Далее движемся траверсом, стараясь не сбрасывать высоту. В 11-15 становимся на обед под перевальным взлетом перевала Бырс Вост. От места обеда продолжаем движение траверсом в связках. В месте, где уже нужно поворачивать вправо вверх проходим пару широких трещин по снежным мостам. После трещин поворачиваем и движемся вверх в сторону гребня между пиком Бырс и перевалом Шапак. Тут появляются довольно свежие следы. Это следы группы Сергея Романенкова. На пути снова встречаются несколько трещин, которые проходим по снежным мостам. После выхода на сам гребень начинаем спуск вниз в сторону перевала Шапак. В 16-00 выходим на северную седловину перевала Шапак. Ставим здесь лагерь. С перевала открываются отличные виды на перевалы Шини-Бини и Дзержинского, Наблюдений, 50 лет КПУ. Тура на перевале не нашли, построили свой. Долго смотрели на перевал Наблюдений и решили отказаться от его прохождения, так как с перевала висел огромный ледосброс, а также подъем на перевал переграждали 2 огромных широких бергшрунда. В нашей случае пришлось бы длительное время находиться под этим самым ледосбросом, поэтому мы решили отказаться от прохождение перевала Наблюдений и пойти запасной перевал 50 лет КПУ.

День 14. 10.08

Выходим в 7-00. Сразу начинаем спуск с перевала Шапак. Спуск сначала проходит по мелкой осыпи, затем по снегу. Никакой технической сложности не представляет. После выхода на ледник связываемся и начинаем спуск, придерживаясь левого края ледника, так как правая часть ледника в этом месте спускается крутым ледопадом. Дойдя до сброса ледника и с левой борта, выходим еще левее на осыпь и спускаемся по этой осыпи вниз до выполаживания ледника Шини-Бини. Спускаться по этой осыпи нужно предельно осторожно, так как эта осыпь лежит на льду. В 9-30 выходим на пологую часть ледника Шини-Бини. Продолжение 14 дня следует в описании следующего раздела...

Фото 6.01. Вид на западный гребень пика Гоголя с долины Бырс

Фото 6.02. Карман правобережной морены лед.Бырс

Фото 6.03. Движение по гребню морены лед.Бырс

Фото 6.04. Движение по гребню морены лед.Бырс

Фото 6.05. Вид на ледопад ледника Бырс с морены

Фото 6.06. «Вертолетка». Место ночевки.

Фото 6.07. Вид назад на путь движения по гребню морены

Фото 6.08. Вид со склона западного гребня пика Гоголь на перевалы Бырс В. и Бырс Юж.

Фото 6.09. Седловина 5185

Фото 6.10. Путь движение траверсом по склону западного гребня пика Гоголь

Фото 6.11. Путь выхода на западный гребень пика Гоголь от места обеда

Фото 6.12. Выходим на гребень

Фото 6.13. Вид вниз на долину Бырс с гребня пика Гоголь

Фото 6.14. Вид на пер. Бырс Ю.

Фото 6.15. Выход на гребень

Фото 6.30. Группа на вершине пика Гоголя

Фото 6.31. Вид на пик Шапак с пика Гоголя

Фото 6.32. Вид на путь траверс от пер. Бырс С. до пика Шапак

Фото 6.33. Вид на пер.Бырс Ю.

Фото 6.34. Начало спуска с пика Гоголя

Фото 6.45. Путь спуска по перилам с пика Гоголя на лед.Бырс

Фото 6.46. Путь спуска по перилам с пика Гоголя на лед.Бырс

Фото 6.47. Место лагеря на лед.Бырс

Фото 6.48. Путь подъема на пер.Бырс С.

Фото 6.49. Группа на пер.Бырс С.