Автор: Даулет Садвакасов , г. Астана

Отчет о горном походе 3 к.с. по Сев.Тянь-Шаню совершенном с 27 июля по 05 августа 2017г.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ ПАСПОРТ МАРШРУТА

Район похода: Казахстан, Северный Тянь-Шань, хребет Заилийский Алатау

Заявленный маршрут: Т.б. Алматау-пер. ПВД пер. Котырбулак (2700 н/к)-р. Левый Талгар- Красная поляна, Р. Улькен Мынжилки – лед. Северцова – полудневка, Пер. Мюд (4200 1Б) – лед. Богатырь – подход под пер. Тогузак (4200 2А) – полудневка, Пер. Тогузак (4200 2А) – подход под пер. Попова (4200 1Б) – р. Жангырык –Подход под пер. Дмитриева, Дмитриева Вост. (4500 2А) – подход под пер. Молодая Гвардия (4150 1Б), Пер. Молодая Гвардия (4150, 1Б) Большое Алматинское Озеро – р. Кумбельсу, Пер. Терешковой (3220 н\к) – пер Трапеции (3100 н\к) – Ущ. Горельник, Медео – пер. Комиссаровский (2060 н\к) – пер. Лесной (2220 н\к) – Т.Б Алматау.

Пройденный маршрут:

Т.б. Алматау-пер. ПВД пер. Котырбулак (2700 н/к)-р. Левый Талгар- Красная поляна, Р. Улькен Мынжилки – лед. Северцова – полудневка, Пер. Мюд (4200 1Б) – лед. Богатырь – подход под пер. Тогузак (4200 2А) – полудневка, Пер. Тогузак (4200 2А) – подход под пер. Попова (4200 1Б)- р. Жангырык –Подход под пер. Дмитриева, Дмитриева Вост. (4500 2А) – подход под пер. Туристов (4000, 1А), Пер. Туристов (4000, 1А) -Большое Алматинское Озеро – р. Кумбельсу, Пер. Терешковой (3220 н\к) – пер Трапеции (3100 н\к) – Ущ. Горельник, Медео – пер.Комиссаровский (2060 н\к) – пер. Лесной (2220 н\к) – Т.Б Алматау.

Изменения маршрута:

н/к

осыпной, 2700м.

Прохождение по тропе.

Прохождение по дороге, тропе.

Перевал МЮД

Снежно-осыпной, 4200 м..

Подъём по осыпному склону крутизной до 40°. Спуск по снежному. склону (30°).

Перевал Тогузак

Ледово-осыпной, 4200м. Камнеопасно.

Подъём по снежному склону (30°) со множеством трещин. Спуск по осыпному кулуару (до 45°).

Перевал Попова

Осыпной, 4200 м. Камнеопасно.

Подъём по скалисто- осыпному склону (до 45°),. Спуск по осыпному склону.

Перевал Дмитриева Вост.

Снежно-ледовый, 4050м. Камнеопасно.

Подъём по снежному склону (до 25°) с выходом на седловину. Спуск в кошках по ледовому склону крутизной до 50°

Перевал Туристов

Снежно-ледовый, 4000 м..

Подъём по ледовому склону (до 35°). Спуск по каменистой осыпи.

Обзорная карта с указанием мест ночевок (снимок Google Earth).

Общегеографическая характеристика района похода Заилийского Алатау

Заилийский Алатау самый северный хребет Тянь-Шаня протянулся в широтном направлении на 400 км, образовав дугу, несколько вытянутую в южную сторону .Между перевалами Кумбель

,на западе ,и Аманжал, на востоке, возвышается центральная часть этого хребта, протяженностью до 170км и шириной от 33 до 50 км на этом участке высота вершин достигает 5017 м над уровнем моря. Это Талгарский горный узел с пиком Талгар. (5017)

Средняя высота Заилийского Алатау 4000м,наиболее абсолютные высоты 4500-5000 м в средней части хребта , в Чилико-Кебинском горном узле , где Заилийский Алатау соединяется с мощным снеговым хребтом Кунгей-Алатау. Восточнее Тургенского ущель я З.Алатау постепенно понижается до 3300-3400 м.

Западная оконечность хребта за перевалом Костек переходит в систему Кандыктаских возвышенностей (2000-3000м) и не имеет ледников.

Около г.Алма-Ата Заилийского Алатау -это мощный снеговой хребет с ледниками и высокими пиками. Северный склон расчленен множеством ущелий с глубокими крутосклонными долинами. Южный склон очень крутой, более короткий и ме нее расчленен на ущелья. От основного хребта на северном склоне отходят боковые отроги в виде «прилавков» - менее крупных хребтов- Талгарского , Нового, Малоалмаатинского и Кумбель.

В высокогорьях З.Алатау , на высоте 2600-3000м распространены плосковершинные поверхности –сырты ,занятые высокогорными лугами. Верхняя часть гор представляет собой горно-ледниковый островершинный ландшафт из скал, осыпей и ледников.

В центральной части Заилийского Алатау насчитывается 370 ледников общей площадью 540кв.км. Наиболее мощным является ледник Богдановича. Ледниковая зона расположена выше 3500м.

Климат резко континентальный .С увеличением абсолютной высоты местности в предгорьях увеличивается увлажненность , лето становится не слишком жарким и зима более мягкой.

От начала предгорной равнины (Капчагайское водохранилища) до снежных вершин климат постепенно изменяется от жаркого, очень сухого холодного.

Реки Заилийского Алатау имеют снегово – ледниковое питание, и только на западных и восточных окрестностях хребта ,где нет ледников –снеговое и дождевое. Наиболее крупные: Узун-Агач Чемолган Каскелен Аксай Б.Алматинка Мал.Алмаатинка Талгар,Иссык,Тургень,Чилик. Реки имеют в меженный период до 10-15 м в ширину и 30-50 см. глубину . Впадают они в р.Или, но летом почти полностью забираются на орошение.

Животный мир представлен 60-ю видами млекопитающих и свыше 200 видов птиц .В зоне лесов обитают небольшие козочки-елики, благородные олени-маралы ,медведи, лисы, барсуки, горностаи ,кабаны, дикие кошки. Можно встретить и рысь.

Состав группы

2-у,альп . До 3Б

штурман

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ ОБЩАЯ ИДЕЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

Прохождение данного маршрута преследовало задачи:

• Повышение спортивного мастерства участников похода, поскольку туристы из Астаны давно не ходят более –менее сложные маршруты
  • Посещение нового для группы района Заилийского Алатау
  • Качественное улучшение опыта участников до уровня горной тройки
  • Изучение района для дальнейшего планирования маршрутов в будущих походах

Выбор района проведения похода обусловлен его высокими рекреационными свойствами и хорошей транспортной доступностью, умеренностью транспортных расходов, наличием точек схода с маршрута в аварийных ситуациях. Это излюбленное место акти вного отдыха многих горных туристов.

Маршрут был согласован оргкомитетом туриады «Мой город –Алматы 2017», как наиболее безопасный и контролируемый.

Начало маршрута было спланировано плавным: техническое усложнение происходило постепенно – мы начали с легкого н/к-перевала (Котырбулак,н/к), затем последовали перевалы – 1Б (МЮД), 2А (Тогузак,2А, спуск по определяющему склону),затем достаточно высокие перевалы – 1Б (Попова, 4200) и 2А (Дмитриева Вост. 4050 м) – к этому времени мы полностью акклиматизировались.

Запланированный маршрут позволял увидеть протяжённый участок Заилийского Алатау, интересные, красивые места, пройти достаточно сложные перевалы района и повысить своё спортивное мастерство. Он проходил как в хорошо освоенной туристами и альпинистами части района, так и в редко посещаемой его части. Поэтому цели мы ставили как спортивные так и познавательные. Все они были достигнуты.

ПОДЪЕЗДЫ, ВЫЕЗДЫ И ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Подъезды в данный район никогда не представляли сложности, в этом одна из причин его популярности для проведения спортивных походов. Заезды обычно производят через Алма - Ату. Из Астаны в Алма-Ату и обратно добирались поездом. Можно конечно лететь самолётом, но это дороже.

Сотовая связь

Сотовая сеть стабильно работает до стоянки «Красная Поляна» и даже чуть выше до места спуска с пер.Мал.Талгарский. Для гарантированной связи в этом районе необходимо иметь спутниковый телефон.

Трансфер

Трансферы в горы и с гор мы осуществляли по предварительной заявке на т/б Алматау. Договаривались с ее директором – Жанарой Аманжоловной. Турбаза расположена на высоте 2070 м, где есть спальные корпуса, кафе, кухня, душ-кабины и стиральная машина.

Газовые баллоны

Газ мы решили приобрести на месте, хотя могли бы привезти из Астаны (в поезде нас никто в этот раз не проверял). Так как большая часть маршрута пролегала на высоте приоритетно

были закуплены баллоны Tramp 230гр. с газом изобутан, которые имеют большее октановое число и качество горения.

Контроль группы на маршруте

Контроль группы на маршруте осуществляли при выходе чер ез службу РОСО, у начальника службы Павла и непосредственно Шестернина Валерия Афанасьевича.

Аварийные выходы из района путешествия

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификац ией участников и руководителя.

В случае ЧП в группе должна быть некоторая избыточность по снаряжению и еде. У нас на случай экстренного разделения избыточность обеспечивали: резервный газ и продукты на разные участки маршрута, сублимированное питание после 3 дня похода, личная аптечка у некоторых из участников и локализация верёвок и железа по связкам.

Запасные варианты

1. Перевал Тогузак (2А) в случае недостатка времени на подход под.пер.Дмитриева Вост.,2А мог быть заменён пер.Джусанды-Кюнгей(2А) и сразу пер.Мурынтау-Зыкина ,2А
  2. Перевал Попова (1Б) мог быть заменён перевалом любым перевалом категории 1Б в Малоалмаатинском отроге.
  3. В случае нехватки определяющих препятствий, перевал Вост.Дмитриева,2А мог быть заменён связкой пер. Машковцева, 1Б + пер. Фестивальный ,1Б
  4. В принципе по рекомендации оргкомитета туриады нам были предложены наиболее безопасные перевалы.
Финансовые затраты

На трансферы, продукты и общественные нужды ( ремнабор, аптечка, страховка), или на поход в целом, каждым участником было затрачено около 28000 тг.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ М АРШРУТА

ПОДЪЕЗДЫ К НАЧАЛУ МАРШРУТА

Днем, 26.07.2017г. в 15.00ч с поезда на вокзале Алма-Ата-1 нас, а также группы из

Экибастуза, Павлодара забирает заранее заказанный автобус и отвозит на турбазу «Алматау». На турбазе нам выделяют места под палатки, где мы размещаемся и ложимся спать

1-й день. 27.07.2017 г. четверг

Турбаза Алма-Тау. 1770 м. Подъём в 7.00, сборы. Группа позавтракала в столовой. Выход на маршрут в 8.40. От места ночлега в палатках, у корпусов турбазы, спустились до автодороги и начали движение вверх по дороге. Дорога щебнистая и проходит по левому (орогр.) берегу речки Котырбулак, текущей с верховьев ущелья. В удобном месте набрали из речки в ёмкости питьевой воды. Погода солнечная +25°C, зной, безветренно. 1 -й привал - на обочине дороги с 9.40 до 9.50.

Продолжаем движение вверх по дороге до здания конечной станции канатной дороги, расположенного правее дороги. Отсюда влево отходит тропа, по кото рой группа пересекает речку Котырбулак по деревянному мостику. Далее идём по тропе, которая серпантином поднимается на залесённый склон.2-й привал – на тропе в тени деревьев с 10.45 до 10.55.

По крутой каменистой тропе, проходящей среди деревьев и травянистых склонов, серпантином поднимаемся вверх по западному склону во дораздела до высоты 2400 м. Палящее солнце, +27°C. 3-й привал - у скал с 11.40 до 11.50. Перекус.

Далее по каменистой тропе по склону поднимаемся до высоты 2590 м. 4-й привал - в тени деревьев с 12.35 до 12.45.

По тропе продолжаем подъём и на высоте 2730 выходим на гребень отрога между р. Котырбулак и р. Бельбулак. 5-й привал - в тени у скал с 13.30 до 13.45. Отсюда далее расходятся несколько троп. Ориентируемся.

По крутой каменистой тропе, уходящей вниз, начали спуск от гребня отрога. Вскоре тропа повернула вправо и отсюда мы двигались по восточному склону водораздела между р.Котырбулак и р. Левый Талгар. Теперь травянистая тропа серпантином огибала склон небольшого бокового ущелья и привела нас на седло бокового отрога.

6-й привал - на седле на высоте 2650 м с 14.35 до 14.45. Перекус.

Далее, по травянистой тропе в высокотравье, серпантином пересекли ещё два боковых ущелья, и вышли на широкое седло на высоте 2695 м. Левее тропы - бетонный столбик, а правее тропы - метеорологическая площадка. 7-й привал - на седле с 15.30 до 15.40. От мостика через р. Котырбулак и до этого места по пути не было ни одного ручья или родника.Тропа серпантином вывела на седло 4-го бокового отрога на высоте 2770 м в 16.00. Продолжаем движение. Тропа повернула вправо и на высоте 2820 м привела нас на седловину перевала Котырбулак. Отсюда справа открылся вид - на пер. Бутаковский, а слева внизу хорошо просматривалась долина р. Левый Талгар.

8-й привал - на седле перевала Котырбулак с 16.25 до 16.35. Температура воздуха +25°C. Сфотографировались. Съели шоколад и плотный перекус.

Спуск с перевала Котырбулак вправо по крутой тропе в высокотравье. В 17.00 спустились до пересечения с тропой, которая спускается с перевала Бутаковский. Здесь истекает родник на высоте 2725 м. Температура воздуха опустилась до +21°C. Набираем с собой воду. Пьём родниковую воду и перекусываем. 9-й привал с 17.00 до 17.10.

Далее спускаемся по крутой каменистой тропе вниз по ущелью. На середине спуска к р. Левый Талгар на тропе встречается ещё один родник. 10 -й привал - у родника с 18.05 до 18.15.

Продолжаем спуск. Каменистая тропа местами переходит в травянистую тропу и проходит на крутом лесном склоне. На высоте 830 м выходим на широкую поляну. Здесь расположена удобная стоянка с кострищем и дровами. Останавливаемся на ночлег в 19.20. На костре готовим ужин. В первый день проходим не очень много, пройдено 12 км.,часто отдыхаем, ждём отстающих. Ложимся спать в 22.00ч.

2-й день. 28.07.2017 г. пятница

Подъём в 7.00. Ночь прошла без дождя. Температура воздуха +10°C. На этой стоянке далеко ходить за водой, поэтому дежурные в 7.30 уходят от этой стоянки по тропе на левом (орогр.) берегу р. Левый Талгар до более удобной стоянки, чтобы там приготовить завтрак для группы. Остальные участники выходят в 8.00. Двигаемся по тропе в высокотравье, часто тропу преграждают поваленные деревья, приходится их обходить. В 9.00 основная группа подошла к удобной стоянке, расположенной рядом с ручьём. Дежурные уже приготовили на костре завтрак. Группа завтракает на этой стоянке.

Выход в 9.50. Продолжаем движение по тропе среди деревьев на левом (орогр.) берегу р. Левый Талгар. В 10.10 пересекли по мостику из трёх брёвен ручей. В 10.45 подошли к хорошей стоянке на лесной поляне, рядом протекает ручей. С этого места вправо вверх по скло ну уходит набитая тропа на перевал Малый Талгарский. 2-й привал – на лесной поляне с 10.45 до 10.55.

Выход в 10.55. Движение группы далее - по тропе вверх по берегу р. Левый Талгар. По камням пересекаем мелкий ручей.

На этом этапе нам пришлось расстаться с 2-мя участниками нашей группы, т.к. их физическое состояние не позволяло дальше безопасно продолжать маршрут. Получив сухпаек они вышли вверх по направлению к перевалу Бол.Талгарский, где они должны были созвониться с руководителем экспедиции Шестернину В.А. и дальше спускаться безопасным путем на турбазу.

Дошли до хорошо оборудованной стоянки, где хорошо попили , пожевали конфет и набравшись сил вышли.

Пройдя ур.Солнечную поляну на обед встали выше на пригорке в тени деревьев. Обед был в районе 14.30ч, там же встретили группу туристов из Новосибирска, в количестве 3 -х человек из т/к «Панда». Они как раз спустились с пер.Попова,1Б и планировали закончить маршрут на Бол.Талгарском перевале.

С этого дня похода мы стали активно использовать сублиматы «Гала -Гала», в принципе еда в общем неплохая, но калорийность небольшая, приходилось добавлять мясо. Зато вес продуктов был существенно снижен в 3 раза.

Задача сегодняшнего дня –ночевка на так называемой «Поляне Дураков», что находилось в 2 -х переходах от Солнечной Поляны. Там мы планировали переправляться утром следующего дня на левый (орогр.) берег р.Лев.Талгар.. Вышли не спеша в 14.00ч.

С этого места был виден гребень разделяющий р.Улькен-Мынжилки от р.Лев.Талгар.

Дойдя до разлива реки Лев.Талгар в 18.00ч начали искать удобное место под стоянку и чтобы поближе к чистой воде. Было видно, что ледники активно тают ,т.к. воды в реке ОЧЕНЬ много, это было заметно и по отсутствию ручьев на протяжении всего маршрута.

В монокуляр разглядели на противоположном берегу группу из Алматы,5 чел. С которыми должны были идти параллельно 2 дня. Они стояли прям возле реки и сушились, уточнив у них место перехода, мы начали готовить ужин и снаряжение для утренней переправы.

В 21.00ч легли спать.

3-й день. 29.07.2017 г. Суббота

Подъем в 5.00ч.утра,собираем палатки, одеваем страховочные системы и сразу выходим к намеченному месту перехода реки. Уровень воды упал совсем незначительно, что нас удивило. Еще вчера мы выбрали неширокое место, и как нам казалось медленным течением.

Подготовили страховочную верёвку 1х40м и веревку для вытяжки 1х40м, все по правилам прохождения рек, отдельные карабины на каждую веревку, одели каски. Три раза наш первый участник пытался пройти, но безуспешно, течение просто сбивало с ног. Участник наш сильно замерз, это заставило призадуматься, что для следующих походов нужно включать в список обязательного снаряжения легкий спасжилет (хотя бы один). ВАЖНО включать карабин веревки-вытяжки в боковую часть страховочной системы. Мы быстро разогрели чай напоили его и переодели.

Поняв, что в этом месте мы точно не сможем переправиться, решили идти на Солнечную Поляну. Нашли участок, где река широко разливается на несколько русел и там решили перейти вброд, как нам казалось течение там было спокойное. За 40 минут спустились на Поляну и прошли практически все притоки, но на последнем рукаве снова застряли, начали готовить веревки. Выбрали место более менее пригодное для страховки, к сожалению рядом не было никакой растительности, где могли организовать жесткие перила. Поменяли лидера, взяв парня покрупнее, течение сбивало с ног , но с 3-й попытки переправа нам удалась.

ВАЖНЫЙ момент, при переправе на противоположный берег, необходимо учитывать, что берег с которого переправляетесь должен быть ниже. На фото ниже, хорошо видно, что мы сделали наоборот, но нам не оставалось выбора, т.к. выбранное место переправы было с самым спокойным течением. Реку переходили по всем правилам, в обуви,

Был неприятный момент, когда у предпоследнего участника сорвало водой рюкзак, а он нахлебавшись воды изрядно был напуган. Рюкзак медленно поплыл по течению, пришлось 2-м нашим молодым бойцам почти час его догонять и искать в кустах. Слава Богу все вещи были найдены, иначе бы пришлось сниматься с маршрута :-).

Момент падения и срыва рюкзака

Было решено там же на камнях хорошо просушиться, пообедать и оттуда выходить дальше.

Обед закончили в 13.00ч и в 13.20ч вышли по направлению к р.Улькен - Мынжилки. Где то в описаниях говорилось о тропе по склон, но мы его не нашли. В конечном итоге спустились вниз к реке и пошли вдоль нее ,набирая постепенно высоту. Сегодня третий день пути, по плану мы должны были быть под перевалом МЮД, а мы все никак не можем перейти на противоположный берег. Эта мысль не давала нам покоя и подстегивала быстрее идти.

Со склонов нависающих над р.Улькен-Мынжилки открывался вид на ущелье с непривычного ракурса.

Где то вверху, речка уже поуспокоилась, склоны стали положе и идти стало проще.

В итоге вылезли на большой ,продуваемый со всех сторон бугор, где внизу заметили хорошие стоянки под ночлег, но не было рядом воды.

До ледника Северцева было еще очень далеко, народ устал, принял решение что лучше хорошо отдохнуть сегодня, а завтра компенсировать отставание по времени ранним подъемом.

После ужина мы были удивлены ,заметив над впереди торчащей морене 5-х человек, которые что-то нам кричали. Когда они спустились ,мы поняли ,чт о это селевики, которые тут держали вахту под ледником.

Пообщавшись с ними с полчаса, легли спать в 22.00ч

4-й день. 30.07.2017 г. Воскресенье

Подъем в 4.00ч ,выход в 5.00ч,погода стоит просто замечательная.

За 4 перехода по 40 минут доходим под ледник Северцева, где планируем обвязаться и одеть кошки, издалека он выглядит бесснежным. Связались в 2 связки и начали движение по леднику в 8.30ч.

Казалось, что он спокойный и без крупных разрывов ледника , позже мы поняли ошибку, наткнувшись на широкие и не вызывающие доверия засыпанные трещины. Приходилось долго лавировать между ними выбирая безопасный путь, рекомендуется идти по левой (по ходу) стороне ледника в направлении пер.Северцева, а приближаясь к скальной части принимать ее левой стороны, так, как написано в книге Вуколова В.Н.

Подъем на перевал представляет собой мелкую сыпуху ,что замедлило скорость передвижения группы, приходилось выбирать камни побольше и по ним перескакивать. Время подъема на перевал от подножия до седловины примерно 1ч.45минут.

Вышли на перевал в 12.00ч, тур не нашли, соорудили его и заложили записку. Прямо над нами висел снежный наддув со стороны лед. Богатырь, куда предстояло еще спускаться. Сделали небольшую разведку, определили траекторию спуска. Перекусив шоколадом, начали спуск на ледник в 12.40ч.

Первые 100-200метров шлось легко, но потом увязли по пояс в глубоком и рыхлом снегу, прощупывали палками дорогу перед собой, трещин не было.

Друзья изобрели новый способ движения по снежному болоту, когда первый участник укладывает перед собой каремат и двигается, подкладывая перед собой другие коврики. Странно это всё, подумал я, но сначала промолчал.

Высказываю свои возражения, на мое разъяснение, что протяженность ледника примерно 8 км, они все таки отреагировали и убрали коврики обратно.

В конце концов рыхлый снег закончился и мы шли прямо центру ледника в направлении скального гребня, где рассчитывали найти удобные стоянки под ночлег и уже оттуда завтра выходить на пер.Тогузак. В конце концов ледник становится открытым, появляются бурные ручьипотоки, озерца которые приходится перепрыгивать. Имеются редкие трещины и всякие выпуклые формы ледового и каменистого рельефа.

Встали на бивуак в 17.30ч, у всех была мокрая обувь и хот елось просушиться. Также высота первого перевала на 4200м давала о себе знать некоторым участникам.

Напились чаю и легли спать в 20.30ч.

5-й день. 31.07.2017 г. Понедельник

«Понедельник день тяжелый», с такими словами мы выходили на маршрут, проснувшись 5.00ч утра. Вышли в 6.30ч. Подход под перевал со стороны лед. Десница изобилует трещинами, так пишут во всех официальных источниках, но в начале движения и в средней части ледника кроме огромных провалов на входе на язык ледника ничего особенного не заметили. Поднялись в связках под перевал и там уже непосредственно под седловиной начались широкие разломы, обходить их мы стали по центру, а необходимо прижимаясь к правому по ходу скальному гребню.

Перевал Тогузак,2А располагается в главном хребте Заилийского Алатау. Соединяет ледник Тогузак (на западе,долина р.Левый Талгар) и ледник Богатырь (на востоке, долина р.Чилик). Перевал проходился многократно, является наиболее безопасным и технически простым путем между ледником Богатырь и долиной Левого Талгара. Проходился регулярно множеством групп во времена СССР, имел в то время сложность 1Б. После землетрясения в 80х сложность увеличилась до 2А изза разрывов на леднике Богатырь.

Путь от места ночевки до седловины перевала занял 4 часа. Со стороны ледника Богатырь нет ярко выраженного подъема, уклон со множеством трещин которые заканчиваются на самой седловине. Верхние разломы проходим в связках, трещин много и они с каждым метров вверх становятся все шире и шире. Местонахождение перевала очевидно. Угол наклона до 30°.

Склон малоснежный, идти достаточно легко, наст держит. Тур находился на отдельном камне.

Седловина перевала широкая, а спуск в направлении лед.Тогузак узкий ,крутой каменистый кулуар, местами покрытый льдом. Сняли записку группы из Новосибирска от 2016г.,забегая вперед скажу, что все записки снятые нами были датированы 2015 -2016г. Из чего сделали вывод, что только российские группы здесь и ходят. Надо бы активизироваться и нашим казахстанским группам.

Сбежали с перевала за 30 минут, а озеро которое было у его подножия обошли справа, далее двигаясь по центральной части ледника. Дошли до окончания левого бокового отрога разделяющего лед.Тогузак и лед.Попова и встали на обед.

По всем прикидкам расстояние до пер.Попова было небольшое, погода позволяла его пройти и сразу же свалить в долину реки Жангырык. Но ,не тут то было, но об этом поподробнее и попозже, ну а мы встали на обед у подножия конечной морены лед. Пр. Тогузак.

Так же, как и в прошлые дни с чистой водой туговато, хотя черпаем ее прямо с ле дника, но она с мелким песком и не совсем прозрачная. Я уж всерьез задумался о покупке походного фильтра для воды, а пока довольствуемся тем, что есть. Берем чистую футболку над кастрюлей и цедим воду для обеда.

С обеда выдвинулись в 15.00ч, поднявшись на морену сразу перед нами открылся цирк ледника Пр.Тогузак, вдалеке был виден осыпной перевал.

Сначала необходимо двигаться по правой боковой морене ледника, по степенно смещаясь к центру. По словам участников группы из Новосибирска, которую мы встретили на Солнечной Поляне, двигаться необходимо прижимаясь к гребню слева.

Под перевал подошли за 1час и сразу вышли на сыпуху. Непосредственно перед подъемом были несколько достаточно широких трещин, поэтому в связке шли до подъема по камням. Прохождение перевала начинаем с левой стороны по рыжим камням. Движение было группы медленным ,начались проблемы с ногой из за травмы полученной во время переправы у одного из участников. Решили немного лезть справа прижимаясь к скалам, но там был внизу снег и лед. Поэтому полезли по сказам, разделившись на 2 связки по 4 человека. В определенный момент связка которая шла справа, свернула по кулуару вправо вверх и вылезла на вершину, предварительно спустив несколько раз с горы кучу камней и изрядно напугав других членов нашей команды. Те в свою очередь пролезли по скалам и вылезли на седловину перевала, поменяли записку новосибирцев.

Спуск с перевала проходит сначала по мелкой осыпи крутизной около 40° и длиной около 200 м. Пытались прижиматься к правому борту ледника, но там было опасно из-за растянувшихся трещин. Шли прямо по центру ледника. Через час движения мы дошли до места стоянки.

6-й день. 01.08.2017 г. Вторник

Сегодня день обещал быть менее стрессовым чем предыдущие, т.к. по плану должны подойти под пер. Дмитриева Вост. Встали в 8.00ч, уставшие, но довольные после вчерашних переходов. Вышли в 9.30ч, вначале пытались пересекать реку Джусанды на правый берег, но потом поняли, что лучше двигаться по срединной морене до того момента, когда справа появится травянистый склон, по которому необходимо траверсировать долину р.Жангарык.

Из описания:

Спускаться удобнее по центральному гребню морены, где идет теряющаяся иногда тропка. Дальнейший путь на восток продолжается по тропе на левом берегу р. Жангырык, которая через 3-3,5 часа приводит к месту слияния рек Жангырык и Ю.-Вост Талгар.

Слияние этих рек дает начало р. Чилик. Уровень воды в реке к вечеру поднимается настолько, что переправа становится затруднительной и даже опасной. Поэтому переправляться рекомендуется ранним утром.

В принципе так мы и шли, единственное, что переправлялись через реку уже в районе 11часов, впрочем есть места, где речка широко разливается на множество ручейков. Тропа хорошо видна на всем протяжении склона.

На обед встали в 12.00ч на красивом т равянистом склоне, возле чистого ручья.

С обеда вышли в 14.00ч, периодически сверяя наше местоположение по карте и GPS. Вокруг были отличные виды на ледники Юж. Жангарык и лед. Жангарык и окружающие их вершины.

Конфигурация ледников отличалась от указанной в карте , поэтому все время сверяли направление.

На место ночевки подошли в 18.00ч. Поставили палатки, начали готовить снаряжение, которое тащили все эти дни. Отсюда уже хорошо были видны перевалы Машковцева,1Б и Журналистов, 2 А, которые находились в одном цирке с пер. Дмитриева Вост.

Не спеша поужинали. Поболтали и легли спать в 21ч.

7-й день. 02.08.2017 г. Среда

Сегодня самый ранний подъем за все время пребывания в походе. Встали в 4.00, но несмотря на это лица участников полны решимости сегодня преодолеть самый сложный перевал, а может быть от того, что можно просто после него немного расслабиться. Выход ровно в 05.00ч, никто не опаздывает, все собрались быстро.

Сразу поднялись на морену и шли по леднику к крутому ледовому склону, откуда пл анировали подъем непосредственно на перевал.

Подойдя ко склону одели кошки, а уже наверху обвязались, т.к. вокруг зияли огромные трещины. Мы сделали ошибку поднявшись на склон прямо по центру, нужно было подниматься слева прижимаясь к скальному гребню. Пришлось немного спуститься ниже пояса ледовых трещин и потом немного траверсировать вдоль гребня. Перед нами открылся подъем на перевал Вост. Дмитриева, слева от него явно виднелась седловина пер. Жангырык, 2Б.

Еще через час движения подошли к седловине перевала. Собственно подъем на перевал никаких сложностей не представляет, небольшой уклон примерно 15 -20° и в конце перед самим перевалом сеть трещин, которые мы легко обходим. Подъем на перевал с места ночевки занял 2,5 часа и это с учетом того, что потеряли некоторое время на подъеме и определении точного местоположения. На перевал поднялись в 7.30ч, поменяли записку и сразу начали готовить перила для спуска, помня об опасности камнепада в более позднее время. Отсюда есть два пути спуска: прямо по склону по линии падения воды или прижимаясь вправо к скалам, с постепенным выходом на камешки.

Тур находился на большом камне. Сняли записку туристов из Иркутска, которые были здесь 2 года назад

Предварительно осмотрев сверху место спуска через монокуляр, понял, что если будем спускаться по линии падения воды, то рискуем застрять здесь надолго, т.к. склон был весь без снега и объективно опасен в случае падения. Никакого выполаживания я здесь не заметил, место неприятное, крутизна склона была примерно 50° . Решили спускаться немного под углом к камням справа, а дальше спускаться по сыпухе. Навесили 120метров перил, также заранее заготовленные веревки, которые пустили на станции. Группа двигалась одновременно, собираясь на станциях по 2-3 человека, последний участник спускался со страховкой. Во время спуска нашли даже чей-то ледобур импортного производства. Весь спуск занял 2, 5 часа.

После напряженных дней и уже почти недельной многочасовой работы у ребят накопилась усталость, у двоих участников началось нагноения (абсцесс) на ногах вследствие полученных микротравм. В целях сохранения здоровья и безопасности участников принял решение не идти на перевал 1Б Молодая Гвардия, а пройти через пер.Туристов,1А. Мы еще долго спускались по лед. Дмитриева и потом долго искали место переправы с правого на левый берег реки стекающей с лед. Дмитриева. Уже приближаясь к месту слияния с рекой Туристов уперлись в прижимы, которые обошли взойдя на травянистый склон, и потом прижимаясь к склону спуститься по каменистому кулуару вниз в долину р. Лев. Талгар. На седловине бугра мы нашли тур с запиской туристов из КазАСТ г.Алматы, не знаю, считается ли этот проход перевалом, записку мы сняли для отчета.

К слиянию с рекой Туристов мы подошли в 17.00ч.опять оставшись сегодня без обеда, т.к. чистой воды на протяжении всего пути нигде не было. Сушили вещи и долго отдыхали на траве под солнцем. Легли спать в 21.00ч в ожидании завтрашнего дня, когда должны была появиться связь.

8-й день. 03.08.2017 г. Четверг

Встали в 6.00ч,вышли в 7.00ч ровно. По хорошей тропе уже в 11.30ч мы были под перевалом, по пути встретили группу детей со взрослыми, под названием «рейнджеры» которые тоже участвовали в туриаде. Попив кофе, перекусив печеньем мы быстро, буквально за полчаса по центру забежали на перевал. Погода к тому моменту резко испортилась, не задерживаясь долго на перевале поменяли записку, сделали пару фото для отчета и пошли вниз.

Перевал расположен в северном отроге Заилийского Алатау. Представляет собой понижение в гребне между вершинами Погребецкого и СГУ (Свердловского государственного университета) и ведет с ледника Туристов - (р. Туристов, р. Лев. Талгар) на ледник Мутный (р. Кызылсай, р. Озерная).

Непосредственный подъем на перевал - это моренный склон с наносами грунта, по которому идет тропа, промаркированная каменными турами. Завершается подъем по снежно -ледовому склону крутизной 20-25 градусов. В качестве перевального тура используется металлическая тренога.

Спуск с перевала на юго-запад проходит сначала по мелкой осыпи, затем по снежно-ледовому склону крутизной до 30 градусов. Потом надо пересечь небольшой ледник и продолжать спуск на юго-запад по отличной тропе, ведущей через моренные отложения. Через час тропа выходит к домику селевой партии, расположенному у морены ледника Мутный. Отсюда на северо-востоке виден пройденный перевал Туристов.

К 14.00ч. мы были на слиянии рек Озерная и Кызылсай, предварительно обогнав две минигруппы с иностранными туристами. Долго пили чай и радовались прохождению технической части маршрута. После обеда, а это было уже в 15.30ч потихоньку выдвинулись в путь, тропа идет по центру травянистого склона, вниз к реке спускаться нет необходимости.

В 19.00ч мы спустились на так называемую «Лунную поляну», где встретили группу из Караганды, с которой уже на следующий день вернулись на автобусе на турбазу.

ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ.ВЫВОДЫ

Замечания по снаряжению

Простой монокуляр позволял детально просматривать маршруты, вес только немного был тяжеловат.

На всю группу взяли 3 динамические веревки диаметром 10мм.

На перевале Дмитриева Вост. немного не хватало карабинов, пришлось перебрасываться.

Одна из палаток Redfox была дополнительно усилена юбкой, что позволило отдыхать с большим комфортом.

В поход 3к.с. мы впервые взяли две легкие горелки по 45-48грамм Providus и Fire-maple, мощности которых по 3500вт вполне хватало для быстрого нагрева воды. Экраны были подготовлены из обычной фольги, свернутой в несколько слоев. Газовые баллоны мы взяли по 230грамм фирмы Tramp,был определенный риск идти с такими горелками, но газ остался с запасом. Расчет газа был принят по 50грамм х чел х сутки. Напомню после похода осталось 3 целых баллона газа. Считаем, что для длительных экспедиций рациональнее брать большие баллоны газа , т.к. удельный вес железа в баллоне будет меньше.

Для удобной координации во время движения на маршруте на 8 чел. рекомендуем брать не 2 , а 3 рации.

Отметим, что мы зря протащили весь поход молоток, несколько скальных крючьев и якоря, которые приготовили для пер. Дмитриева Вост. Для подъема на этот перевал лучше воспользовался айсбалем.

Наименование

Кастрюли, 6-7 литр.

0,5

GPS навигатор

Щетка и средство для мытья посуды

0,1

0,08

Самовыверт

Замечания по питанию

Наше давнее желание пройти налегке поход в этом году частично воплотилось в виде уменьшения веса питания, где протестировали сублимированное питание «Гала-Гала».

Вес питания по сравнению со стандартной раскладкой снизился в 3 раза, на человека вышло по 3,3кг на 10 дней похода, что в общем то неплохо. Но скажем честно, некоторые сбросили за поход от 2-х до 5кг, не хватало тушенки. Но ее недостатка мы особо не ощущали, а вот сладкого хотелось постоянно.

Тем не менее продуктовая раскладка была полноценной, не урезанной:

Сокращение веса питания увеличило скорость движения моей группы и позволило нагонять упущенное время в первые дни похода.

Замечания по аптечке

Мочегонное. При укусах ядовитых змей

Супрастин

10х10мг

Аллергия. 1 таб 1 раз в сутки.

Жгут

Потенциально опасные участки маршрута

Опасности в походе нас поджидали каждый день, начиная с первых дней :-) Никто не ожидал, что после аномальной жары и постоянной сухой погоды уровень воды будет высок не только на р. Лев. Талгар, но и на других более малых реках. При общих рекомендациях переправляться рано утром, в большинстве случае уровень воды был очень высок.

Все пройденные нами ледники ( Северцева, Тогузак, Джусанды-Кюнгей, Жангырык, Дмитриева) были с большим количеством трещин, где требовалась постоянная групповая страховка.

Потенциально опасными перевалами оказался пер. Попова, 1Б несмотря на кажущуюся простоту прохождения. На простой каменной осыпи, вниз скатывались откуда то камни – необходимо постоянно во время движения наблюдение за склон ом. Возможно сейчас безопаснее подниматься прижимаясь к скалкам справа.

Пер. Тогузак таит в себе опасность провалиться под трещины, прямо на его седловине, если он будет засыпан снегом. При движении по нему связываться необходимо постоянно.

Пер. Дмитриева Вост. удивил состоянием снежного покрова, т.е. его отсутствием. Что значительно усложнило задачу на спуске, где мы рассчитывали двигаться быстрее.

Подниматься на перевал со стороны ледника Дмитриева на подъем н аверно пришлось бы еще сложнее, так как требуется слаженная и одновременная работа всей команды.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1)Вуколов В.Н. Горные туристские маршруты по Заилийскому Алатау и Кунгей -Алатау. М.: Профиздат, 1991. http://www.vukolov.com/