Автор: Евгений Еремин, г.Киев

Отчет о горном туристском спортивном походе 6 к.с.по Фанским горам совершенном с 01.08 по 29.08 2017 г. Часть 2.

Продолжение. Часть 1 здесь

День 29. 29.08

В 9-00 вышли от места ночевки и за 2 часа по дороге спустились до назначенного места, где нас уже ждала машина.- В этот же день добрались до Худжанда. Далее мы решили съездить в Самарканд, где побыли несколько дней и улетели домой из Ташкента.

Картографический материал прилагается дополнительно

Перевальные записки

Фото 3.5.1. Записка с пер. Анпешуд

Фото 3.5.2. Записка с пер. Седло Ганзы

Фото 3.5.3. Записка с пер. Ход Кентавра

Фото 3.5.4. Записка с пер. Гусева-Мухина В.

Фото 3.5.5. 1я записка с пер. Адиджи

Фото 3.5.13. Записка с пер. Блок 2

Фото 3.5.14. Записка с пика Москва

Фото 3.5.15. Записка с пер. Олимпийский

Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Поход был пройден полностью по основному варианту, все цели похода были выполнены. Группа получила новый технический скальный опыт, который пригодится всем участникам в более сложных в том числе и высотных походах. Мы стали меньше бояться скал, поработали с большим количеством скального снаряжения, а также стали больше понимать тактику прохождения скальных препятствий, их особенности.- Поход был пройден с большим запасом прочности. Погода была стабильно хорошей на протяжении всего похода, однако это повлияло на то, что на гребнях было очень мало снега. Некоторые трудности с водой мы имели на гребне перевала Мария, так что этот момент нужно учитывать при последующих прохождениях этого перевала. Все препятствия, которые мы прошли, можем рекомендовать всем группам. В целом мы получили огромное удовольствие от района, от самого похода и от компании друг друга)
Определяющие перевалы и вершины похода:
1) Пер.Мария (3Б) - 32 веревки на подъем (21 веревка скал + 11 веревок льда) и 1 веревка скал на спуск. Считаем этот перевал одним из самых красивых, техничных и разнообразных «3Б» в районе. По сравнению с другими перевалами 3Б в данном районе один из самых безопасных.
2) Траверс траверс[пер.Блок 2 - пик Москва - пер.Олимпийский] (3Б) - 21 веревка на подъем (12 веревок льда на пер.Блок 2 + 9 веревок скал по гребню пика Москва) и 2 веревки скал на спуск с пер.Олимпийский. На равне в пер.Мария очень красивый, разнообразный и безопасный. Он немного короче, но в целом немного сложнее технически, чем Мария.
3) Пер. Ход Кентавра - 4 веревки скал на подъем с пер.Енисей на п.Кентавр. Очень интересный перевал с точки зрения прохождения, так как является по сути красивым траверсом хребта, соединяющий 4 перевала (Адиджи, Енисей, Ход Кентавра и Замок). Достаточно простой, как для 3А.
4) Связка [пер.Седло Ганзы+пер.Гусева-Мухина В.](2Б) - 5 веревок скал на подъем на пер.Седло Ганза и 8 веревок льда на спуск с пер.Гусева-Мухина В. В связи с обильным таянием и отсутствием снега на склоне пер.Гусева-Мухина В. в 2017 году эта связка перевалов больше тянула на 3А, чем на 2Б. Также очень красивая и разнообразная связка перевалов.
5) Пик Большая Ганза (2Б,рад.) - При подъеме мы двигались одновременно, иногда попеременно. На спуск повесили 7 веревок по льду. Очень красивая обзорная точка района.
6) Пик Чимтарга (2Б,рад.) -На подъем повесили 1,5 веревки. Половину веревки повесили по льду до начала скального кулуара и 1 веревки по скальному кулуару. На спуск повесили 1 веревку по скальной стене. Очень красивая обзорная точка района, к тому же высшая точка района.

Обеспечение безопасности на маршруте

Стоит отметить, что в целях безопасности группа в Киеве оформляла страховки со страховым покрытием 30000 долларов на каждого участника группы в страховой компании «Провидна». В походе у группы был спутниковый телефон Thuraya, с которого группа отправляла SMS каждый день. В Киеве был связной, который знал наш маршрут, все контактные данные страховой компании и нашего тур оператора в Таджикистане.

Перечень личного снаряжения

Наименование

Краткое описание

Каремат + чехол

Синий Thermarest

Спальник + чехол

Рюкзак

самострах на рюкзак с карабином

Накидка на рюкзак

Очки оптические / линзы

Мусорные пакеты

5 по 35л, 5 по 60л

Зажигалки крикет в каждом кармане

минимум 3 штуки

Ксивник, деньги, билеты, паспорт

В 2 непромокаемых zip-пакетах

Налобный фонарик с новыми батарейками

Запасные новые батарейки в фонарик

Новые Duracell, Energizer или литиевые

Трекинговые палки

Личная аптечка

Шмотники

Обувь

Ботинки

Бахилы (если ботинки кожаные)

Тапочки

Кроссовки (по желанию)

Фонарики

Ходовое

Теплая термуха верх + низ (по желанию)

Тонкая термуха верх + низ

для работы с веревкой

Рукавицы утепленные на бивуак

поларовые

Рукавицы теплые запасные в непромокаемом пакете

Носки ходовые трекинговые, 2 пары

Носки поларовые для сна, 2 пары

Трусы

Специальное

Ледоруб с петлей для страховки

Система низ

2 уса (1 из динамики, второй можно из дейзика). + короткий ввязанный прусик для регулировки длинного уса

Карабины муфтованные, не автоматы, 7 шт

2 пруса для дюльферов + стремя 120см (или кардолет)

Спусковое/страховочное

только стальные буржуйские

ВСЕГО

20 кг

В среднем вес личного снаряжения - 17,5 кг, из которых около 3,5 кг веса постоянно на себе (ботинки, ходовая одежда).

Перечень общественного и специального общественного снаряжения

Наименование

Якорные крючья 6 шт + развесочный карабин 1шт

Швеллера 4шт + развесочный карабин 2 шт

Скальный молоток 1 + самострах на молоток

Скальный молоток + самострах на молоток

Скальные туфли

Фотоаппарат + батареи

Камера

Колонка + батарейки

Комнабор (карта, записки, описания)

Гитара

Флаг

Рации - 2шт

Общий вес

Выводы и рекомендации:

1. Вместо палаток нами был взят шатёр, что себя полностью оправдало. Шток алюминиевый разборной. Грани шатра растягивались на треккинговых палках.
  2. Достоинства:

- масса шатра составляет 3,7 кг, в то время как 2 палатки бы весили минимум 7кг

- группа находится вместе,

- готовить при необходимости можно прямо в шатре

- при необходимости довольно легко трансформируется в тент от солнца.

Недостатки:

- необходима довольно большая площадка для установки(хотя у нас всегда получалось найти или построить такую площадку)

- постоянные снегопады в шатре на утро, при низких температурах из-за образовавшегося инея на внутренних стенках

1. Хорошо себя показали якорные крючья. Старались максимально использовать именно их, т.к. это значительно ускоряло передвижение по скальному рельефу. Удобно устанавливать, удобно забирать. Исходя из этого не требуется значительное количество обычных крючьев и швеллеров.
  2. Скальники ни разу не использовались. Все сложные скальные участки нормально преодолевались в горных ботинках.
  3. Наличие двух лавинных лопат значительно ускоряло построение площадки под шатёр.
  4. Наличие раций позволило организовать качественную коммуникацию при прохождении сложных технических препятствий.
  5. С помощью солнечной батареи в хорошую погоду заряжались групповые гаджеты.
  6. Гитара позволяла снимать психологическое напряжение после тяжелых трудовых будней, а также налаживать контакт с другими группами.

Распределение общественного снаряжение происходило исключительно между мужской частью группы, что позволило значительно облегчить рюкзак женской части, что в итоге привело к значительному повышению скорости передвижения всей группы.

Состав ремонтного набора

• Клей "Момент"
  • Тонкая веревка
  • Шнурки
  • Фурнитура трехщелевка (4 шт)
  • Лямка (2 м)
  • Кусок брезента (30*30 см)

Вес ремнабора - 1,2 кг

Состав общественной аптечки, предпоходная медицинская подготовка, заболевания в походе и использование аптечки

Состав общественной аптечки

Прилагается дополнительно

Заболевания в походе и использование аптечки
В течение похода мы столкнулись с не очень большим количеством проблем в сфере здоровья.

Во время акклиматизации были проявления горной болезни легкой степени практически у всех участников похода - в основном, головная боль, легкая тошнота и слабость. Лечили применением обезболивающих средств (ибупрофен, нимесил) и, в нескольких случаях, диакарба.

Также, в разное время у нескольких участников были симптомы воспалительных заболеваний дыхательной системы и ЛОР-органов. Лечили при помощи противовоспалительных средств (нимесил), антибиотиков (амоксиклав), спрея для горла с антисептиком (йокс) и леденцов с антисептиками (декатилен, фалиминт).

Также имело место отравление бензином у одного участника (долго вдыхал пары бензина во время починки горелки, также пропиталась одежда). Лечение проводили без применения специальных средств, путем общих дезинтоксикационных мероприятий: промывание желудка прохладной водой, желудочно-кишечный сорбент перорально (атоксил), обильное питье маленькими порциями (слабый сладкий чай и регидрон).

Основной же проблемой для нас в этом походе стали желудочно-кишечные заболевания. По всей видимости, это особенность района - при подготовке во многих отчетах мы встречали упоминания о том, что другие группы имели аналогичные проблемы. До сих пор остается до конца не ясным, что является источником инфекции - то ли вода, то ли продукты, которыми угощает местное население в кошах. На всякий случай, мы рекомендуем проводить профилактику в обоих направлениях: воду пить только либо в кипяченом виде, либо пользоваться обеззараживающими таблетками, а продукты, которыми угощают местные, не употреблять.

Нам средства профилактики не очень помогли, хотя мы и пытались. Симптомы заболевания: диарея, иногда тошнота и отсутствие аппетита. Лечение: желудочно-кишечные противомикробные препараты (нифуроксазид, курсом 7 дней) и симптоматическое лечение, которое в основном сводилось к восполнению потерь жидкости (обильное теплое питье - сладкий некрепкий чай или регидрон) и диете (исключение жирного, жареного, овощей и фруктов).

Перечень продуктов, рацион питания и их вес

Перечень продуктов

4.Паковка

5.Выводы

1.Общие данные

Стандартный набор для обычных дней:

Завтрак - крупа/макароны, обед - суп, ужин - крупа/макароны.

Стандартный набор для дней, когда нет возможности готовить горячий обед:

1 - Завтрак - крупа/макароны, обед - сухой, ужин - крупа/макароны.

2 - Завтрак - крупа/макароны, обед - сухой, ужин - суп.

И тд.

Стандартный набор для запасных дней:

Завтрак - крупа/макароны, обед - суп, ужин - суп. Без привальных.

2.Схема раскладки

Сам список приведён в дополнении.

Изначально маршрут делился на три неравные части и соответственно было решено сделать три разные раскладки.

Первая часть - 3 дня, особо не запаривались по весу, так как несли рюкзаки без снаряжения. Брали много всего тяжёлого, такого как хлеб, консервы, арбуз и тд. Такой постепенный вход в походную пищу довольно удачно зашёл у участников группы.

Ориентировочный средний вес на человека равен 4.1 кг ( (800 грамм * 7 участников * 3 дня + арбуз 12 кг )/7 участников), но в реальности он был 2.8 на шестерых и один везучий с арбузом.

Вторая часть - 11 дней, тут начиналась техническая часть, и свободы по весу уже не было. Перешли в стандартный набор в 700 грамм на человека в день. Также хотелось бы отметить удачное использование приготовленной дома тушенки на первую и вторую часть. Была приготовлена на жире и залита им, что позволило ей не испортиться в наших условиях. Использовалось примерно 1 литровая бутылка на 6 приёмов.

Ориентировочный средний вес на человека равен 7 кг ( (700 грамм * 7 участников * 9 дней + 450 грамм * 7 участников * 2 дня )/7 участников).

Третья часть - технически самая сложная, физически самая длинная, по постепенно приходившему чувству голода - самая опасная. Соответственно было решено не сильно уменьшать вес раскладки, при этом уменьшив количество вкусной еды и заменить его более питательной на единицу веса. Для восстановления чувства насыщения очень помог альплагерь, в котором нас откормили пловом с арбузом, и плюс еще и открытый магазин. В этой части тушёнку заменили на сухое мясо, что внесло некоторую новизну в обыденную жизнь.

Ориентировочный средний вес на человека равен 10 кг ( (650 грамм * 7 участников * 15 дней + 450 грамм * 7 участников * 2 дня )/7 участников).

3.Скупка еды

Скупка еды осуществлялась по месту в городе Худжанте. В принципе, большая часть продуктов была там найдена. Проблемы стандартные с мясными изделиями в вакуумной упаковке. Благодаря участнику, находившемуся там за некоторое время до приезда группы, Еда на 90 была скуплена до приезда. Есть также небольшая сложность с приправами, точнее с их количеством.

а. Сушка овощей и мяса

В данном походе был проведён эксперимент с уменьшением количества физической работы и увеличением количества закупок. Из приготовленного руками было 1кг картошки и 500 гр капусты. Остальное был скуплено в просторах интернета. Также многие приправы, такие чеснок, лук, укроп, петрушка и тд были также заранее заказаны через интернет Проблемы с закупкой были только со стороны картошки, так как её нигде не было. В конце концов нашли её на OLX.

1.Интернет-магазин Банка Специй - тут скупили всё, кроме капусты и картошки.

2.nuts - тут закупили капусту.

3.Мясо заказывали вот по этому номеру - 098 027 01 15, имя к сожалению не сохранилось. Очень вкусное. Цены - Телятина - 600 грн/кг, Свинина - 800 грн/кг, Курица - 550 грн/кг.

- 4.Паковка еды

Паковали на квартире в Худжанде. Заняло полтора дня полуленивой работы. Из непривычных решений:

Сахар каждый несёт себе сам в том количестве, в котором ему надо.

Привальные, для ускорения паковки, паковались в тару на 3 дня.

Для специй были отдельно куплены специальные твёрдые баночки

Практически все продукты паковались в кулёк + скотч, в процессе похода больших проблем с просыпаниями не наблюдалось.

Выводы

Еды в обычные дни - хватает с головой. В запасные немного грустно без сладкого. Введение суповых обедов и круп/макарон на ужин хорошо влияет на чувство насыщения и плохо на разнообразие пищи. Также каши на ужин не всегда заходят, некоторым участникам всегда хотелось супа. Для таких вариантов наверняка можно практиковать более сытный обед, например, классический суп + половина сухого обеда или что-то подобное, а по вечерам оставлять супы.

Практика с тушёнкой на одну часть и зажарка + сухое мясо на вторую сработала удачно. Отсутствие сладких и молочных приёмов пищи было встречено частью группы, в составе 5 человек, крайне радостно. По факту, 1-2 раза за поход можно добавлять себе такое излишество. У нас так и получилось, в результате.

Распределение веса

Ф.И.О

Максимальное кол-во общественного снаряжения, г

Еремин Евгений

Павлов Александр

Сафтюк Максим

Аренкин Виктор

Гайсин Фархат

Шинкаренко Максим

Трегубова Елена

Смета похода

Курс обмена : 1 доллар- - 27,00 грн.

Наименования расходов

На 1 человека

На группу из 7 человек

Перевод в гривны / на 1 человека

Перевод в гривны / на группу

Дорога

55дол

1500грн

Другие расходы

Квартира в Худжанте (4 ночи)

240дол

140дол

Итого

928дол

Итоговая сумма похода дана усредненная.

GPS координаты и высоты
Список литературы, туристических отчетов и других источников информации
1)http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=8239

Сергей Романенков, г.Москва, 2016г.

2) http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/index.php

Библиотека отчетов по походам

3) http://tlib.ru

4) https://www.tkg.org.ua/node/21520

Моянская Татьяна, г.Киев, 2010г.

5) https://www.tkg.org.ua/node/33460

Трегубова Елена, г.Киев, 2013г.