Автор: Антон Михайлов, г.Санкт-Петербург

Отчет о прохождении горного похода 1 к.с. в районе Кабардино-Балкария, Ц. Кавказ, Приэльбрусье с 29 июля по 16 августа 2018г

Проводящая организация

ГБОУ «Балтийский берег» Станция юных туристов, адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Черняховского, 49А. тел.: 325-00-46, 325-00-73

Нитка маршрута и изменения

Санкт-Петербург – Пятигорск-а/л Джайлык - пер.Койавганауш (1А, 3600) – а/л Эльбрус – п.Верх.Баксан – оз.Сылтранкёл - пер.Сылтран (н/к, 3478) - пер.Кыртыкауш (н/к, 3242) – пер.Кыртык нижний (1А,3143) – пер.Сев.Каракайский (н/к,2880) – Мин.источники ДжылСу – Кисловодск- Пятигорск – Санкт-Петербург.

По дням

01.08 а/л Джайлык, радиальный выход ледник Гумачи

02.08 а/л Джайлык - Стоянка под горой Койавганбаши

03.08 Стоянки под горой Койавганюаши - Пер. Койавганауш (1А, 3600) - Стоянки в висячей долине Койавганауша

04.08 Стоянки в висячей долине Койавганауша -Зелёная гостиница - а/л Эльбрус

05.08 а/л Эльбрус - Верхний Баксан - долина реки Сылтрансу

06.08 долина реки Сылтрансу - Озеро Сылтранкёль

07.08 Озеро Сылтранкёль - Перевал Сылтран (н/к, 3478) - КОШ у река Кыртык

08.08 КОШ у река Кыртык - Стоянки под перевалом Кыртыкауш

09.08 Стоянки под перевалом Кыртыкауш - Перевал Кыртыкауш (н/к, 3242) - Перевал Кыртык нижний (1А, 3143) - Стоянка р.Исламчат

10.08 Рад.выход к пер.Шаукам

11.08 Стоянка р.Исламчат - Перевал Северо-Каракайский (н/к, 2880) - Мин. источники Джилы-су

12.08 Мин.источники Джилы-су

Изменения маршрута

Изменений маршрута не было. Всё пройдено согласно заявленного маршрута.

Пройден общий километраж 104 км.

Участники похода

Михайлова Светлана Владимировна

Заместитель руководителя

Андрей Акулов

отважный завхоз по общественному снаряжению

Антон Павлов

борец за экологию - комендант

Даня Пешин

начинающий медик (адаптогены)

Даша Мартынова

прекрасный завхоз по питанию и глав врач

Паша Писарев

Характеристика препятствия

Соединяет долины

Койавганауш

перевал (по классификатору 3557) по GPS - 3603м.

Д.р. Адыр-су и д.р. Адыл-су

Кыртык нижний

перевал (по классификатору 3143) по GPS - 3106м.(

Д.р. Уллуесенчи и пр. приток р. Карангыкол

Раздел подготовил – Андрей Акулов

Изображение маршрута на топографической карте

Справочные сведения о районе путешествия

Приэльбрусье — район центрального Кавказа(Северный Кавказ), ближайшие окрестности у подножия высочайшей горы Европы, седовласого патриарха Кавказских гор — Эльбруса

Мед пункты.

Больница, Районная, МУЗ 361624, Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский р-н, г.Тырныауз,ул.Гызыева,16

+7 (86638) 4-24-85, +7 (86638) 4-24-83, +7 (86638) 4-28-79

Магазины

Встречаются в каждом населённом пункте, но ассортимент маленький.

Район путешествия

«Приэльбрусье» — туристское название части большого Кавказа, расположенного в Баксанском ущелье (в туристских и экскурсионных бюро он часто так — Баксанское ущелье — и называется) на территории Эльбрусского[Южное Приэльбрусье — Жемчужина Кавказа южные склоны Бокового и северные склоны Большого Кавказскогохребтов] и Зольского районов [Северное Приэльбрусье, северные склоны Бокового Кавказского хр.] Кабардино-Балкарской Республики. Иногда встречающийся термин Карачаево-Черкесское, или Западное, Приэльбрусьеотносится к прилегающим районам западных склонов горы Эльбрус, расположенных в Карачаево-Черкесии.В Кабардино-Балкарии — это единственное ущелье, где удобная асфальтированная магистраль поднимается до высоты 2340 м над уровнем моря (с ее поисково-спасательное формирование.

Кроме того, после выхода группы с маршрута, но не позднее заявленного срока окончания мероприятия, руководителю группы следует сообщить о данном факте по месту регистрации группы.

Регистрация туристов в Кабардино-Балкарском поисково-спасательном отряде МЧС России проводится: odevpso@yandex.ru

361605, Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский р-н, п. Терскол, 3, Гулиев Абдуллах Алиевич, телефон: 8-928-912-99-00

360000 КБР, г.Нальчик, ул. Чернышевского д. 19, тел.(86622) 9-32-44 Эльбрусский ПСО по адресу: тел.(86638) 7-14-89 - дежурный

Регистрация в погранзоне

Для оформления пропуска в пограничную зону, не менее чем за один месяц высылается ходатайство об оформлении коллективного пропуска по электронному адресу: pu.kbr@fsb.ru. В день приезда забрали готовый коллективный пропуск на погранзаставе в городе Нальчик.

Координаты основных объектов

Высота 2895м

Раздел подготовил - Андрей Акулов

Отчеты по должностям Отчет штурмана

Я, Глеб Подкорытов, был назначен штурманом на горный поход первой категории сложности в районе Приэльбрусье.

До похода:

Я не нашёл подходящих карт района Приэльбрусье, у нас была только одна неполная карта масштабом 1:100000. В итоге я сделал карты следующим образом: На сайте nakarte.tk я нанес нитку нашего похода и сделал принтскрины так, чтобы были маленькие карты масштабом 1: 25000 и 1:50000. Карты были формата А4. Я их распечатал и вложил в файлы. А также делал техописания перевалов на лего похода. Я брал описания в Интернете на сайтах: mountain.ru, skitalets.ru, tourism.ru и др. Наш маршрут был взят из отчета группы Бабичевой Е.А. нашего клуба (турклуб “Скиф")

В походе:

Я соответственно вел группу по нашему маршруту. Впереди шел старший (стажер), потом я, как штурман. Ориентировался с помощью GPS-навигатора и карт, которые я распечатал. Вода в походе практически везде была плохая, глинистая. А точнее, она была там где ручьи стекаются в долины рек. Вода была только в ледниках (с ледников), в родниках (Уллуесенчи, и т.д.). У нас было только два категорийных перевала ( Койавгвнауш (1А) и Кыртык Нижний(1А)), все остальные были некатегорийные. После ходового дня мы писали летопись с летописцем Гавриилом Тюкаевым.

Раздел подготовил – Глеб Подкорытов

Отчет метеоролога

Должность ответственного метеоролога досталась мне во второй раз, и я со всей ответственностью подошел к порученному мне заданию на время похода в августе 2018г. по Кавказу. В моем распоряжении было следующее метеорологическое оборудование: термометр, с помощью которого можно измерить температуру воздуха, и анемометр, измеряющий скорость ветра. Также в этот раз я отмечал погодные условия и осадки.

Во время похода 2 раза в день, утром и вечером, я наблюдал за погодой и производил необходимые замеры температуры воздуха и скорости ветра. Эти данные вносились мной в специальную таблицу.

По результатам наблюдений и сравнительного анализа метеорологических данных можно сделать следующие выводы: в целом погода во время похода стояла пасмурная, маловетреная, периодически шел сильный или моросящий дождь, температура воздуха редко поднималась выше +15, было прохладно, особенно по вечерам.

дата утро вечер

Раздел подготовил - Писарев Павел
Отчет завхоза по питанию
Перед походом:
Перед походом, на основе прошлой раскладки, я составила новую раскладку (об изменениях в раскладе ниже). Уточнив о предпочтения в питании у участников похода, я внесла некоторые изменения:
1. Я убрала пшеничку, заменив её кукурузой кашей. (не смотря на сложность приготовления, ребята оценили эту кашу, попросив не убирать её из расскладки.
2. Я уменьшила количество сливок на завтрак. (в пешем походе их оставалось очень много)
3. Я изменила содержание нашего ХП (ходового перекуса).
Сухофрукты: финики заменила на сушеные бананы, курагу на сушеную вишню (она кстати очень понравилась), чернослив на сушеные яблоки.
Орехи:остались все, но добавили абрикосовые косточки.
4. На завтрак я добавила макароны вермишельку. Колбаса и сыр. На первую половину похода мы купили колбасу, а на вторую мясо (куриная грудка сыро-копченая свиная шейка). Мясо лучше, вкуснее и дешевле. Сыр купили в вакуумной упаковке. На время пути в поезде сыр и колбасу мы убрали в холодильник, который нам любезно предоставили проводники. После того как достали из холодильника сыр и колбасу упаковали в фольгу. В таком виде эти продукты лучше пережили поход и до последних дней маршрута оставались свежими.
Завхоз мешок
Я составила завхоз мешок, в который входили некоторые сыпучие специи, а так же соль и добавки т.е. аджика, хрен с майонезом, кисло сладкий соус и т.п. Но хрен вылился.
Упаковка Мы решили полностью отказаться от скотча. Заменили его стрейчем.
В поезде:
В поезде я, пользуясь раскладкой питания на поезд, в которую входили 6 приёмов (2 завтрака, 2 обеда, 2 ужина), выдавала еду дежурным. Все продукты мы покупали сами, за исключением супа, его нам покупали в вагоне-ресторане.
В походе:
В походе у нас было 3х разовое питание завтрак, перекус, ужин и ХП, которое выдавалось в пути. Если было время, то готовили обед (у нас всего их было 5 на весь поход). Из опыта прошлых походов мы уяснили, что обед на каждый день брать не надо, т.к. его просто не хочется есть. Почти всегда я отслеживала приготовление пищи. Когда нужна была помощь, я помогала готовить. Каждый вечер я проговаривала с дежурными приготовление завтрака и особенности его приготовления. У нас на утро в кашу были ягоды (сублимированные малина или клубника), а в чай лимон, ягодно-фруктовая смесь или клюква тоже сублимированные.
Выводы и рекомендации:
Использовать стрейч вместо скотча. От скотча пропитываются продукты неприятным запахом.
Уменьшить норму питания на первые 3-4 дня, т.к идет акклиматизация и еще не большая нагрузка есть не сильно хочется, в итоге оставалось много еды, которую приходилось выбрасывать.Полностью заменить колбасу на мясо.Не брать много супа
Добавлять не каждый день добавки в чай. Это витамины.
Прослеживать приготовление сухарей. - рекомендации: завхоз до похода должен написать рецепт приготовления сухарей и донести его до участников похода, т.к. в походе выяснилось, что не все ребята умеют правильно делать сухари.

Раздел подготовила - Даша Мартынова
Отчет медика по адаптагенам
В самом начале меня ознакомили с предыдущими отчетами и таблицами по адаптогенам.
Потом выяснив все до конца, поняв, что надо купить или взять с прошлого года оставшиеся адаптогены. Используя предыдущие таблицы мы составили свою таблицу основываясь на наших высотах и других отчетов. Через несколько дней мы вместе с медиком и ее бабушкой (некоторые лекарства, а особенно в таком количестве, продавать детям отказываются) пошли закупать адаптогены. Предварительно мы составили список адаптогенов до покупки. Мы отправились в аптеку Озерки. Но в Озерках не оказалось всего нужного. Обойдя еще 2-3 аптеки мы купили все что было надо. Из основного не было витамина D за адекватную цену был за 500-900 руб но мы купили одну оставшуюся пачку 45 табл она была самой дешевой с ценной 350руб и единственной. Все-равно витамин D мы и без этого от солнца получаем. Составив таблицу адаптогенов ориентируясь по графику высот и упаковав адаптогены мы отправились в поход. С первого же дня похода адаптогены начали раздаваться. С первых дней организм у всех участников начал адаптироваться в полной мере, пройдя радиалку эффект укрепился. Когда ответственный за адаптогены был дежурным то медик заменял его. На протяжении всего похода ни у одного участника не было ухудшения состояния и самочувствия в плане адаптации. Все прошло успешно и довольно отлично. Во второй половине похода все адаптировались так что адаптогены уже не требовались. Но все-равно адаптогены раздавались по графику. В конце похода остались адаптогены, которые мы собираемся использовать в следующем году если они понадобятся.

Раздел подготовил - Даня Пешин
Отчет ремнаборщика
В этом походе я стал ремнаборщиком: мастером починки и хранителем вещей для починки. Но тем не менее у меня оказались казусы ещё до похода я не проверил ремнабор с прошлого похода и поэтому нес лишние, и мне недоставало многих вещей в ремнаборе. В походе моя работа началась сразу. Я чинил замок палатки, приклеивал подошву треккинговых ботинок, прошивал края стеклоткани (чтобы не расходились) и палатки, немного одежды и маленькие вещички. Для постановки тента мы скрепляли два альпенштока армированной лентой и ставили в середине для высоты тента. Вот мои рекомендации по ремнабору: купить (чаще всего заказать) детали для палаток по 2 на каждую в походе (втулки на концах дуг), иметь полную маленькую бутылочку клея на каждый поход, взять с собой армированного скотча не менее 50-70 м, купить для горелок винтики (под конец похода ножки горелок расшатывались из-за разрушения резьбы под винтики).

Раздел подготовил - Вова Тюрин
Отчет коменданта
До похода:
В походе по Кавказу у меня была должность комендант. Вспомнив прошлыепоходы, я составил список тех вещей которые мне могли бы понадобиться в этом походе.
Список:
1.2 зажигалки.
2.5 коробков спичек в герметичной упаковке.
3. 20 таблеток сухого горючего.
4. 15 больших мусорных пакетов.
В походе:
После приемов пищи я собирал мусор и после каждого завтрака сжигал его. Для того чтобы сжечь мусор, который плохо прогорает (к примеру фольга) надо было искать сухие ветки, сучки и т.п.
Фольгу и подобный мусор надо расправлять и сжигать небольшими кусочками.
Если фольга не успевала прогорать то я собирал её в мешки для мусора. При возможности я выбрасывал мусор в специализированных местах.
Рекомендации:
Надо брать не менее 3 коробков спичек, сухое горючее или оргстекло. Так как не во всех местах есть дрова лучше брать несколько палешек с собой. Комендат важная должность т.к. он контролирует места стоянок на предмет мусора собирает его и тем самым всё остается не загрязнёнными.Раздел подготовил - Антон Павлов

ГРАФИК ВЫСОТ

Техническое описание маршрута

29-31 июля поезд Санкт-Петербург – Пятигорск – а/л Джайлык

Погода солнечная весь день.

Приехали на вокзал в город Пятигорск рано утром. Оттуда мы выехали на двух автобусах. На одном поехали в город Нальчик за пропусками в пограничный пункт, а на втором за продуктами на первые 2 дня. На автобусах проезжаем Верхний Баксан, с дороги сворачиваем налево, едем до лифта-подъемника, который ведет в долину Адыр-Су (фото 1). Там поднялись по крутой лестнице, а автобусы въехали на лифте. От лифта дошли пешком 500 метров до погранзаставы на реке Адыр-Су (фото 2). На посту у нас проверили документы и пропуска. После этого на автобусах доехали до бывшего альплагеря Джайлык (фото 3). На месте а/л остались старые заколоченные деревянные постройки. Есть несколько ровных площадок. На территории проложена труба, с проточной чистой водой, т.к. из реки Адыр-Су воду брать не стоит, очень мутная. На противоположной стороне реки есть места для стоянок лучше, но там рядом расположен база МЧС и разбивать

День 1 - 1 августа радиальный выход до ледника Гумачи

Погода солнечная с утра. После полудня дождь.

Вышли с места стоянки в 07:00. Идем по грунтовой дороге, по правому орографическому берегу реки Адыр-Су. Мост через реку не переходим. Дошли до действующего альплагеря Улу-тау (фото 4,5). В Улу-Тау есть спутниковая связь 5 минут – 100 рублей.

Пройдя альплагерь, вышли к реке, слева от нее погранзастава. Зарегистрировались на ней. Рядом с заставой мост через реку. Перешли мост (фото 6) и вышли на тропу до моренного вала. Поскольку мы не обнаружили тропы, ведущей по краю моренного вала, мы решили обойти вал по низу и так дошли до слияния ручьев Адыр-су и не переходя ручей начали подъем на ледник с правой стороны склона. Дошли до тропинки которая ведет с маренного вала. Не доходя 200 м до ледника начался дождь, решили, что дальше не пойдем. Раскинули тент, сидели привыкали к высоте, пережидали дождь (фото 7). Через час начали спуск по краю моренного вала. Идем с самостраховкой альпенштоками, т.к. местами тропа проходит по крутому склону (фото 8, 9, 10). Спустились к реке, переходим обратно по мосту реку. Дошли до Улу-тау. В лагере купили айран и хычины. Вернулись в Джайлык. Километраж за день – 8 км

День 2 - 2 августа а/л Джайлык - Стоянка под горой Койавганауш

Погода солнечная с утра. С полудня моросящий дождь. Пасмурно.

Выходим из лагеря в 09:00. От лагеря вышли на грунтовую дорогу, по дороге идем направо, переходим реку Адыр-Су по большому мосту, по которому проезжал автобус. Идем к базе МЧС. Оттуда повернули налево и двинули по левому орографическому берегу реки (фото 11). Идем по грунтовой дороге. Несколько раз пересекали ручьи, не отмеченные на карте. Дошли до тропинки, ведущей под перевал Кайавганауш, тропу легко узнать по водопаду, который слева от тропы (фото 12). Далее идем по четко выраженной тропе, характер тропы каменисто-осыпной, проходит по травянистому склону, идет траверсом резко забирая вверх. На высоте 2650 м. тропа начинает выполаживаться. На высоте 2685м несть возможные стоянки на 5 палаток (фото 13, 14). Там же есть и ручеек. Набрав еще 200 метров на высоте 2880м ставим лагерь.

Километраж за день – 4,8 км

День 3 – 3 августа Стоянка под горой Койавганауш – пер.Коайавганауш (1А, 3600) - Стоянки в висячей долине Койавганауша

Погода пасмурная с утра. К полудню пошел дождь и град, ветер.

Подъем в 04:30. Вышли из лагеря в 06:05, шли по тропинке, которая проходит по моренному валу (фото 15). Дорога сыпучая, идем легким траверсом. Шли 30 мин. Прошли 400 м, набор высоты 150м, высота 3030 м

Дальше продолжаем идти по хребту моренного вала (фото 16). Через 400 метров спустились с вала вправо и траверсируем склон по курумнику. Тропа переходит на снежник (фото 17). Со снежника взяли слишком вверх, из-за этого мы вышли на второй снежник, по которому идти не рекомендуем. Мы бы рекомендовали после первого снежника спуститься вниз и идти по леднику. В итоге мы шли 40 минут, прошли 500- 600 м. набор высоты 300 м. далее дорога идет по леднику, который покрыт большими камнями. Проходим небольшие трещины (фото 18), после трещин началась сыпучая тропа, которая идет резко вверх.

Внимание! С места последнего привала перед траверсом, на высоте 3333м видно два перевала: Ложный Койавганауш и истинный (фото 19). На ложном виден большой снежник и спуск по леднику. А на истинном маленький снежник и спуск по щебню. Сам перевал тот который справа. От сюда начинается траверс до самого перевала. Характер тропы осыпной. Идем строго друг за другом траверсом (фото 20). В накопителе собирается вся группа и движется далее. Тропа осыпается. Движение с самостраховкой. В начале пути есть момент легкого скального лазанья. Склон в 40 градусов. Весь путь до последнего перевального взлета идем траверсом. Под конец пути тропа разделяется на две, одна идет по мелкой сыпухе, как и до этого, а другая уходить на более крупный курумник (фото 21). Мы не советуем идти по крупному курумнику, т.к. камни очень подвижны и едут под ногами. Безопасней идти по мелкой сыпухе чёрного цвета и траверсировать эту часть склона.

К концу траверса пошел сильный дождь, температура воздуха опустилась. Пересекли небольшой ров. Через 25 м после рва выходим на ровную площадку из больших камней и сделали там привал. Оделись потеплее. Высота 3600м. Идем 20 м по тропе которая проходит по сыпучему курумнику, идем траверсом. Затем выходим на маленькую платформу рядом со снежником - это последний перевальный взлет на перевал (фото 22).

Набор высоты -50 м. Высота 3650м. В 12:30 были на перевале. Перевал – узкая седловина. Сняли записку другой группы и положили свою. Идет дождь с градом, температура воздуха не более 10 градусов по Цельсию.

Вышли в 12:35. От перевала тропинка сразу идет вниз. Идем по тропе (фото 23). Характер тропы – сильно осыпной склон. Через 20 минут спуска по тропе вышли на веревку. Веревка метров 40, связана из двух. Она шла по очень крутому склону. В конце склона обрыв. Под обрывом ледник с камнями. Спустились по веревке (фото 24). После спуска ищем место для стоянки, т.к. все очень вымокли и замерзли. Спустились еще ниже и встали рядом со снежником у ручья (фото 25). Сброс высоты 350м, прошли с перевала 1км. Высота 3300м, идем 2 часа от перевала. Встали на ночевку в 16 часов. (фото 26)

Километраж за день – 4,1 км

День 4 – 4 августа Стоянка в висячей долине Койавганауша -Зелёная гостиница - а/л Эльбрус

Погода с утра пасмурная, дождь. К обеду прояснилось, выглянуло солнце.

Вышли в 10:20 идем по тропе, которая спускаясь вниз по крупняку. Спускаясь вниз мы вышли на платформу с песком и рекой (фото 27). Там есть стоянка под 3 палатки, дальше спускались траверсируя склон, спустились к зеленой зоне (фото 28). Затем тропа повела к ручью, там мы устроили привал.

Сброс высоты 150м, высота 3150 м. пройдено 1 км

Далее идем вдоль реки по тропинке. Так спускались 600м до холма. На холме хорошее место для бивуака. Обошли холм слева. Перешли реку и идем по тропе вдоль орографически правого берега. Тропа идет слегка траверсом. Есть туры. Так спустились 100 м. Перешли реку на левую орографически сторону и сели на привал в траве (фото 29).

Прошли 800м с привала, сброс высоты 200м. высота 2950м

Вышли в 11:05 идем по тропинке. Тропинка обходит селевой обрыв с правой стороны. Тропинка шла траверсом по сыпучему курумнику.

Шли с привала 400м, сброс высоты 250м.

Идем в сторону «Зеленой гостиницы» по тропинке вдоль широкой бурной речки. Через 1.5 км подходим к мосту в «Зеленую гостиницу», там устроили обед.

После обеда идем по тропе вдоль реки. Пересекли мост из крупных булыжников с натянутыми по бокам железными тросами и сделали привал (фото 30).

Прошли 1.7 км, сброс высоты 110 м.высота 2510м

Вышли с привала шли по левому орографическому берегу реки Адим-су. Идем по тропе травянисто-осыпной. Через 150 м началась отвесная скала с прикрепленной к ней веревкой (фото 31). Продолжаем идти по тропе. Тропа плавно превращается в широкую грунтовую дорогу, дорога по которой могут ездить автомобили (фото 32). От начала грунтовки, примерно через 1 км расположен альплагерь Джантуган, на который в ночь на 1 сентября 2017 года обрушился селевой поток прорвавшего озера Башкара. Разрушен участок дороги, снесены бочки-домики, один такой домик мы увидели посреди реки. Деревья вырваны с корнями, берега сильно размыты, дорога обрушена (фото 33, 34). Еще через 1 км от а/л Джайлык началась асфальтированная дорога, идущая серпантином. В самом начале дороги стоит пушка. Серпантин длится 250 м. Через 1.5 км находится мост через реку Адыл-су. После моста мы поворачиваем налево и идем 300м до моста через реку Мхельда. За мостом расположен альпинистский лагерь. Через 350 м от альпинистского лагеря стоит пункт КПП, прошли еще 500 м и разбили лагерь.

Высота 1870м

Километраж за день – 13,8 км

День 5 – 05 августа а/л Эльбрус – Верхний Баксан – дорога до озера Сылтранкёль

Погода солнечная весь день.

Из лагеря вышли в 08:20. Идем по асфальтированной дороге вдоль реки Адыл-су примерно 3 км, дошли до перекрестка и повернули направо в поселок Эльбрус . Далее шли вдоль шоссе по правой стороне. Два раза пересекали мост через реку Баскан. Между заправкой «Роснефть» и старой автобазой встали на обед. Рядом есть вода из колонки.

После привала вышли в сторону Верхнего Баксана. Дорога проходит вдоль проезжей части. Идем в колонну по двое. В поселке Верхний Баксан забрали заброску у магазина «Руслан» (фото 35). От магазина продолжаем движение направо. Через 25 метров свернули направо на грунтовую дорогу, идем пока не вышли на кладбище домашних животных. Далее идем по тропе. Вышли на широкую грунтовку (фото 36).

Высота 1730, пройдено 1.5 км, набор высоты 280 м Далее тропа идет серпантином.

Идем с перекрестка прямо по грунтовой дороге. Дорога шла серпантином (фото 37). Вдоль всего пути по дороге растет очень много малины, это очень затормаживало наше передвижение. Идем по ней до упора, пока она не превратилась в тропинку. Вышли на холм – альпийские луга (фото 38, 39). Переходим ручей. С трудом нашли место для стоянки, место легкодоступное, везде стояли палатки.

Километраж за день – 27,5 км

День 6 – 6 августа озеро Сылтранкёль

Погода солнечная весь день.

Вышли из лагеря в 08:50 идем по тропе в сторону озера Сылтранкёл вдоль ручейка склон крутой (фото 40). В течение всего перехода плавно набираем высоту

Идем по маркированной тропе (фото 41), отметки открашены синей краской по камням.

Идем по тропе вверх. Вскоре тропа переходит на курумник. На высоте 3000м есть хорошие места для стоянок. Так же рядом в камнях шумит вода. Набираем высоту по каменисто-сыпучей тропе, Местами тропа теряется среди курумника. После небольшого подъема виден ручей с озера, снежник, который мы обошли (фото 42). Мы организовали стоянку чуть ниже озера Сылтранкель. Пришли на место стоянки к 15:30 (фото 43)

Высота 3200м

Километраж за день – 4,2 км

День 7 – 7 августа озеро Сылтранкёль - перевал Сылтран (н/к, 3340) - КОШ у реки Кыртык

Погода с утра солнечная. После полудня и до вечера дождь.

Вышли с места стоянки в 09:20. Прошли по тропе с синими метками, обходим озеро справа. Вскоре тропа начала подниматься вверх. Тропа простая (фото 44). Справа от тропы течет ручей с питьевой водой. На высоте 3364 сделали привал, здесь есть возможные места для ночевки.

Высота – 3364м. прошли – 1км, набрали – 165 м

Вышли с привала в 10:25. В начале подъема тропа была сыпучей и резко набирала высоту. Ручей справа стал отдаляться. Тропа промаркерована синей краской.

Высота – 3440м, прошли – 300м. набрали – 76 м

На перевале есть места для стоянок. Вода чуть ниже. Слева виднеются два снежника. Зашли на перевал в 11:05. Перевал – широкая седловина. Вышли с перевала в 12:55. Потому что один из наших участников подготовил групповой сюрприз. Это было мороженое (фото 45). В 13:55 устроили перекус.

Высота – 3020, прошли – 600м, сбросили – 420м

В 14:00 спустившись с перевала (фото 46), миновали крутую тропу, вышли на ровную полянку. Надвигалась гроза. Поставили тент. Просидев 2 часа гроза так и не началась, но шел дождь. Вышли дальше по маркированной тропе (фото 47, 48). Спустились на высоту 2895м, встретили табличку на которой было написано предупреждение об очень крутом спуске (фото 49, 50). Поскольку тропа на спуске была мокрая, мы решили в этот день не преодолевать сложный спуск. Разбили бивуак. Места были очень хорошие. В 30 м от лагеря тек родник.

Высота 2900

Километраж за день – 5,3 км

День 8 – 8 августа КОШ у реки Кыртык - Стоянка под перевалом Кыртыкауш

Погода пасмурная весь день, с утра туман.

Вышли из лагеря в 09:55. Тропа просохла. На спуске было самое сложное начало (фото 51). Оно скалистое. Буквально пять метро пришлось идти скальным лазаньем (фото 52). После этого тропа стала выполаживаться, но все равно сохраняла свою крутизну (фото 53). Доходим до радодендронов. Спуск занял 40- 45 мин.

Спустились до 2640м, прошли 300 м

Вышли с привала в 11:20. Идем по тропе вниз. Вскоре слева мы увидили г. Эльбрус. Остановились напротив КОШа, до которого не дошли вчера. Есть вода и места для палаток. Планируем перейти речку.

Спустились до 2500м.сбросили 140м. прошли 2.5км.

Вышли в 12:40 пошли по тропе идущей по травенистому склону до моста из брёвен. Мост прочен (фото 54).

Затем вышли к широкой грунтовой дороге, автодороге. Идем по дороге до развилки. На развилке повернули налево и продолжили путь по дороге, идущей серпантином.

Высота 2527, набрали 27м, прошли 1,5 км

Продолжаем путь по дороге ведущей траверсом склона. Дошли до реки Уллуесенчи. Самая чистая река, которую мы видели в этих местах.

Высота – 2645м. прошли 1.1км, набор высоты – 118 м, есть места для стоянок.

Далее идем по тропе вдоль травянистого склона. Пересекли реку и продолжаем идти по тропе между холмами и вершиной. Пологий подъем. Дальше продолжаем путь вверх. Идем без тропы. Затяжной и пологий подъем (20). На высоте 3000м ставим лагерь. С места стоянки виден перевал Кыртыкауш.

Высота – 3000м Километраж за день – 8,7 км

День 9 – 9 августа Стоянки под перевалом Кыртыкауш - Перевал Кыртыкауш (н/к, 3242) - р.Исламчат

Погода пасмурная весь день, с утра туман.

С утра был туман. Постоянно бежали облака и закрывали перевал. Решили немного подождать. В очередной просвет по погоде вышли со стоянки в 10:30, идем по тропе бегущей по холмам. Затем тропа повела нас на перевальный взлет вверх (фото 55). Характер тропы: земляная плавно уходящая вверх. Слегка идущая траверсом.

На перевале были в 11:45. Перевал - широкая седловина. Дул ветер и бежали облака. Оставили записку. В 12:15 начали спуск по сыпучей тропе (фото 56).

Набрали 250м. прошли 1 км после перевала прошли 2,5 м. потеряли высоту 350м.

Вышли с привала и идем вниз по песчанно-каменной тропе, проходящей вдоль каменистого склона и маленького ручейка, который мы вскоре перешли. Далее тропа поменялась на земляную и повела нас по травянистому холму. Спускаясь к равнине нам пришлось перейти два широких и немного бурных ручья (фото 57). Для стоянки мы выбрали как можно более пологую площадку. Вблизи от бурной реки Исламчат.

Высота 2650м Километраж за день – 5 км

День 10 – 10 августа – р.Исламчат – пер.Кыртык Нижний (1А, 3143) – р.Исламчат

Погода пасмурная весь день. Дождя нет. С полудня туман.

Вышли в 08:10 пересекли реку в самом узком месте (фото 58). Потом пошли по тропе вдоль маренного вала. Затем идем по руслу ручейка и через несколько метров вышли на Зеленку.

Набор высоты – 50м. высота – 2700м, прошли 260м

Далее идем по тропе до ровной поляны, плавно набирая высоту. Тропа глянисто- травенистая (фото 59).

Набор высоты – 100м, высота – 2800м. прошли 200м.

Идем по тропе между скалами (фото 60). Тропа сыпучая и мокрая, ведущая резко вверх.

Прошли 200м. набрали – 220 м, Высота – 3020м

Далее идем по тропе между вершинами, потом по хребту и выходим на глиняную платформу. Местами проваливаемся в глину по щиколотку (фото 61). Прошли 40м от платформы и 40 м до перевала. На перевал вышли в 11:20. Перевал – широкая седловина (фото 62). С перевала виден Эльбрус.

Набор высоты – 400м.высота 3100м, прошли 250м

Спускаемся с перевала. Спуск усложнился погодой (фото 63). Налетел туман и закрыл весь обзор. Тропы вниз нет, идем по мокрой высокой траве, которая растет выше камней, из-за этого камни не видно и легко споткнуться и упасть. На пути вниз нам встретились два оврага, будто сошел селевой поток или экскаватором выкопали большие ямы. Внизу течет река, вдоль реки тропинка, которую плохо видно, местами она прерывается.

Сброс высоты: 220м высота 2800 м

После привала шли вдоль ручья. Тропа опять еле видна. Тропа постоянно петляет с одного берега на другой, переходить сложно.

Прошли 800м,высота 2615м,сбросили 275м

После привала продолжаем путь по левой орографической стороне ручья (фото 64). Траверсируем склон. Характер тропы травянистая (фото 65). Скользкая. Спускаемся с холма к реке Исламчат. Ставим лагерь.

Высота 2350

Километраж за день – 7,2 км

День 11 – 11 августа – рад.пер.Шаукам

Погода с утра солнечная, после полудня дождь.

Вышли из лагеря. Погода хорошая, солнечно. Перешли реку вброд. Идем по тропе она потихоньку переходит в болото. Поднимаемся выше на тропу, проходящую по травянистому склону. Характер дороги широкая, грунтовая, подходит для авто. Доходим до моста, перешли и от него свернули направо (фото 66). Проходим мимо КОШа, который стоит прямо на перекрестке. Далее идет широкая дорога. В начале дороги нашли минеральный источник, справа от дороги (фото 67). За время нашего пути встретили 2 автомобиля, спускающихся с перевала Шаукам (фото 68). Всего прошли 3 КОШа. По дороге погода начала портиться, дождь. И не дойдя до перевала 2 км, повернули обратно.

Километраж за день – 10,2 км

День 12 – 12 августа река Исламчат – пер.Сев.Каракайский (н/к, 2880) – мин.источники Джилы Су - Кисловодск

Погода солнечная.

Вышли из лагеря. Погода хорошая, солнечно. Перешли реку вброд. Далее идем по дороге к перевалу Северный Каракаевский. Дорога проходит вдоль ручья (фото 69), характер тропы: травянистый склон, через нее проходит множество маленьких ручейков. С этой высоты обзор наших последних трех дней (фото 70). Позже подойдя поближе к перевалу, резко свернули направо на травянистый склон, по нему мы дошли до камня и увидели ручей. Далее тропа идет траверсом вверх, плавно набирая высоту. Сложности в подъеме на перевал нет. На перевале были в 11:50. Перевал – широкая седловина. Вышли с него в 12:10 спускались вниз по тропе по травянистому склону (фото 71). Спуск занял 2 часа. Последний участок тропы был крутоват (фото 72), идем с самостраховкой строго друг за другом. Спускаемся к шоссе в Джилы Су, там нас забрал автобус.

13 августа мы организовали экскурсионный день по г.Кисловодску (фото 73). Километраж за день – 6,7 км

Километраж за поход – 105 км

Раздел подготовили – Гаврии Тюкаев и Светлана Михайлова

Выводы и рекомендации

За месяц до данного похода группой был пройден пеший поход первой категории сложности по Хибинам. Это позволило проверить личное и групповое снаряжение, отработать тактику группы на маршруте. Однако, в обоих походах мы столкнулись с аномальной погодой. В Хибинах это была аномальная жара и отсутствие дождей, на Кавказе это была дождливая и местами очень холодная погода, вечерами температура опускалась до +2.

За основу маршрута мы взяли маршрут Бабичевой Е.А. 2016 года. Но в отличии от него мы добавили радиальный выход в первый день для лучшей адаптации. Однако, целесообразно добавить еще один адаптационный день.

Перевал Койавганауш имеет смысл рассматривать не просто как перевал категории 1А, поскольку в настоящее время с него нет возможности спуститься без применения веревок. В нашем случае на спуске были провешены веревки суммарной длиной 30-40, по которым мы осуществляли спуск. Однако, данный спуск занимает достаточное время. Таким образом целесообразно отредактировать категорийность перевала до 1А со звездочкой.

После кольца через перевал Койавганауш мы спустились в поселок Верхний Баксан, где у магазина получили заброску. Это тактически удобно. Также заброску можно подвезти на слияние рек Субаши и Уллуесенчи, где находится стационарный туристский лагерь-кемпинг, который мы наблюдали с некоторого расстояния. Этот лагерь находится по пути нашего движения, чуть выше Верхнего Баксана.

Начиная с поселка Верхний Баксан нитка нашего маршрута была промаркирована синей краской и надписями EWR (http://www.elbrusworldrace.com), т.к. незадолго до нашего прохождения там проходили соревнования.

На маршруте мы сталкивались с проблемой поиска чистой воды. Поскольку большинство рек и озер мутные, то приходилось искать родники, расположенные главным образом на склонах рек. Часть из этих родников обозначена на карте, например, на maps me.

Завершение маршрута с выходом к минеральным источникам Джилы-су позволяет насладиться одной из достопримечательностей Приэльбрусья – автомобильной дорогой на Джилы-су. Эта автомобильная дорога является одной из самых красивых и высокогорных. Следует иметь в виду, что передвижение по данной дороге необходимо планировать только на дневное время. Поскольку на дороге часто встречаются камнепады и достаточно плохо просматривается полоса движения из-за извилистого характера дороги.

Благодаря тому, что поход бы пройден без использования запасного дня, у нас была возможность провести экскурсионный день в Кисловодске. Заранее мы обратились в научный отдел Кисловодского музея-крепости и для нас специально организовали обзорную экскурсию по городу, а не только по музею.

Данный маршрут может быть рекомендован для достаточно подготовленной группы или как второй горный поход 1 категории сложности.

Раздел подготовил – Антон Михайлов

ФОТО 73

Карты по дням

Фото с перевалов

Перевал Койавганауш (1А, 3600)

Перевал Сылтран (н/к, 3340)

Перевал Кыртыкауш (н/к, 3242)

Перевал Кыртык Нижний (1А, 3143)

Перевал Северный Каракаевский (н/к, 2880)