Автор: Максим Рытиков, г.Москва

Отчет о горном походе 1 к. с. по Ц. Тянь-Шаню (хребет Терскей-Алатау)с 05 по 17 августа 2019 года

Справочные сведения о походе

Общие сведения о походе

Район похода Центральный Тянь-Шань, Терскей

Вид туризма горный

Категория сложности похода первая

Проводящая организация ФСТ - ОТМ

Сроки похода С 05 по 17 августа 2019 г.

Протяженность маршрута (по карте) 102 км

Максимальная высота ночёвки 3950 м

Пройдено перевалов 5, вершин 1

Распределение по категорийности: н/к - 2, 1А - 4

Нитка похода (согласованная с МКК)

д.р. Джуукучак - д.р. Джуматай - пер. Угадал (1А, 3420, рад.) - пер. Джуматай (1А, 3330) - д.р. Кичи-Джуматай - д.р. Кичи-Кызыл-Суу - пер. Перемётный (1А, 3993) - д.р. Джуукучак - пер. Джуукучак (1А, 4017) - д.р. Арабель-Суу - вер. Марс (н/к, 4345) - д.р. Кашка-Суу - пер. Кашкасу (1А, 3890) - д.р. Ашуу- Кашка-Суу - д.р. Джууку - пер. Взлётно-Посадочный (1А, 4257) - Арабельский сырт - оз. Джашилькуль

Нитка похода (пройденная)

д.р. Джуукучак - д.р. Джуматай - пер. Джуматай (1А, 3330) - д.р. Кичи- Джуматай - д.р. Кичи-Кызыл-Суу - пер. Перемётный (1А, 3993) - д.р.Джуукучак - пер. Джуукучак (1А, 4017) - д.р. Арабель-Суу - вер. Марс (н/к, 4345) - д.р. Кашка-Суу - пер. Кашкасу (1А, 3890) - д.р. Ашуу-Кашка-Суу - д.р. Джууку - пер. Джууку (н/к, 3800) - Арабельский сырт

Пройденный маршрут на карте

2001

Маршрут

Выбор и планирование маршрута

Выбор района был обусловлен желанием провести горный поход первой категории сложности в красивом и разнообразном районе. Кроме того, от участников поступило пожелание ехать не на Кавказ, а посмотреть какой-нибудь новый для них регион. Выбор пал на Терскей, как на сравнительно знакомый руководителю и обладающий большим разнообразием препятствий в маршрут удалось включить травянистые склоны, осыпи, морены, броды и простые открытые ледники.

Заезжали к слиянию рек Джуукучак и Джуматай: автобус проехал ровно к слиянию, а на более проходимом транспорте можно заехать на 4-5 км выше. Заброску предполагалось завезти на лошадях или занести пешком вверх по течению реки Джуукучак. Лошадей на месте быстро найти не удалось, поэтому унесли пешком так далеко, как позволило время.

Первое, акклиматизационное, кольцо маршрута проходило через перевалы Джуматай и Перемётный.

Для второго, более длинного кольца, были выбраны перевалы, пересекающие основной хребет Терскей-Алатау: Джуукучак, Кашкасу и Взлётно-Посадочный. Кроме того, была посещена вершина Марс. Такой маршрут позволил насладиться видом хребта Ак-Шийрак и сыртов.

Организация

Транспорт и газ заказывали через Юрия Траченко, kgzadv@gmail.com. Договариваться стоит заранее: газ заказывали в конце апреля, везли его из России под наш заказ. Про транспорт можно договориться и позже, но тоже лучше озаботиться этим хотя бы за месяц до похода.

Запасные и аварийные варианты маршрута

Район удобен тем, что по любой долине севернее главного хребта можно аварийно выйти на север, к южному берегу Иссык-Куля, а по любой долине южнее главного хребта - на юг, к Кумторскому руднику, либо к дороге, ведущей на этот рудник.

На случай плохой погоды в районе главного хребта были заложены перевалы Ашутор Западный (для обхода перевалов Джуукучак и Кашкасу), а также Джууку или Дунгуроме (для обхода Взлетно-Посадочного).

Отличия пройденного маршрута от заявленного

1. Отказались от радиального восхождения на пер. Угадал для экономии времени в связи с тем, что группа чувствовала себя хорошо и дополнительная акклиматизация не требовалась.
  2. Вместо прохождения пер. Взлётно-Посадочный и выхода к озеру Джашилкуль пошли через пер. Джууку и на юг к дороге. Вызвано плохими погодными условиями последних дней похода.

План похода (пройденный)

10 км

3:30

отъезд

Итого активными способами передвижения 102 км за 11 дней (122 км с учетом коэффициента 1.2)

Техническое описание

Понятия «правый «, «левый « даны орографически, если не указано иного «направо «, «налево «, «правее «, «левее « - относительно хода движения группы.

День 1. 05.08.2019

Заезд, организация заброски

ЧХВ 5:00

Пройдено 10 км (5 км в одну сторону радиально).

Высота ночёвки 2300 м.

В Бишкек прилетели в 3:30. Сразу в аэропорту снимаем немного денег, грузимся в уже ожидающий нас бус и едем на место старта. Согласно карте дорога вдоль Джуукучака проходит мимо горячих источников, пересекает реку Джуматай и обрывается.

На бусе мы доезжаем до точки, за которой дорога ещё явно продолжается, но становится слишком каменистой, и водитель отказывается ехать дальше. Где именно находится слияние с Джуматаем водитель не знает, но подозревает, что мы не доехали километр. Встреченные местные удивлённо говорят, что реку мы давно проехали. Делать нечего, будем разбираться по ходу: группа сонно выгружается из машины, едва не забыв там пару ботинок и не утащив кроссовки, принадлежащие водителю. На часах полдень. Прошу ребят подготовить продукты, которые нужно отнести в заброску, а сам ухожу на короткую разведку. Полчаса спустя становится понятно: нас привезли ровно туда, куда нам было нужно. Дорога идёт дальше, мимо нас проезжают местные пастухи на более проходимом автомобиле.

Приблизительно к 14:00 четверо выходят закладывать заброску, а ещё двое остаются в лагере с вещами. В пределах километра от точки старта появилось два новых, не обозначенных на карте моста через реку Джуукучак, обходящих прижимы реки и выводящих дорогу на правый берег. Тут дорога, однако, упирается в очередной прижим. Пробуем подниматься по тропе, но она уводит куда-то наверх, в сторону перевала Угадал, а туда нам не надо, тем более дорога должна идти где-то по левому берегу. Возвращаемся к реке, переобуваемся в бродовую обувь, переходим реку. Брод приблизительно по колено, течение средней силы, стенкой-четверкой преодолевается без проблем. Отсюда дорога уходит наверх, но сначала идёт вниз по течению, а чуть выше поворачивает и идёт уже наверх. Мы все вчетвером каким-то образом не видим эту дорогу и вместо этого продолжаем движение по тропам по склону. Склон лесистый, крутизной местами до 35гр, поэтому идём мы значительно медленнее, чем могли бы. Ещё приблизительно километр мы идём, набирая высоту по этим тропам и, наконец, выходим на дорогу. По ней проходим до места, обозначенного на карте как брод (приблизительно 5 км от точки старта или 2.5 км до поворота в сторону перевала Ашутор З.), на левом берегу находим осыпной язык, в котором и закапываем заброску.

Возвращаемся тем же путём с тем исключением, что до брода идём по дороге. В лагерь приходим уже в сумерках хотелось бы пройти хоть немного наверх по Джуматаю, но уже поздно и, как показал следующий день, в том месте, где я планировал встать, площадок не оказалось, ночевать было бы очень некомфортно или пришлось бы идти дальше, чем я расчитывал.

Фото 1: Долина реки Джуукучак с места стоянки.

Фото 2: осыпной язык, в котором оставили заброску.

День 2. 06.08.2019

д. р. Джуматай - пер. Джуматай (1А) - д. р. Кичи-Джуматай

ЧХВ 5:45

Пройдено 7 км

Высота ночёвки 3050 м.

Начинаем движение вдоль реки Джуматай. На старте несколько мини-бродов: можно перейти реку по камням, но довольно некомфортно: стоит с самого начала подъёма идти в бродовой обуви. Как только тропа на правом берегу уходит резко наверх, в лес от реки - можно переобуваться в ходовые ботинки, дальше бродов не будет. Движемся по тропе, склоны довольно крутые. Первые приличные места для стоянок появляются в районе поворота реки на юго- восток, там же тропа выполаживается и начинается выпас скота в больших количествах. Под перевал Джуматай подходим за 3.5 часа ЧХВ, перекусываем и решаем идти на Джуматай сегодня же: вся группа чувствует себя хорошо, особой усталости не чувствуется, а заброску вчера унесли не так далеко, как собирались: хочется сэкономить полдня для того, чтобы её забрать без спешки. Поднимаемся по правой (ор.) стороне, рядом со скальным выходом.

Склон травянистый с выходами скал, крутизной до 25-30гр, подъём с недостаточной акклиматизацией проходит медленно и утомительно, но каких- либо технических проблем не вызывает. Всего поднимаемся за 1:30 ЧХВ, на седловину выходим в 16:20. В южной части перевала находим огромный тур в половину человеческого роста, однако записки в нём нет, пишем свою.

Ветрено, где-то в стороне начинает греметь гром, но на нас капает только пара капель. Тем не менее, на перевале не задерживаемся и начинаем спуск по тропе. За 0:45 спускаемся к реке Кичи-Джуматай, проходим немного вниз по течению, находим сравнительно ровные площадки под палатки и встаём на ночёвку. Вокруг пасётся скот, так что некипяченую воду пить не рискуем.

Фото 3: тропа вдоль реки Джуматай

Фото 4: путь подъёма на пер. Джуматай

Фото 5: группа на пер. Джуматай

Фото 6: вид в сторону реки Кичи-Джуматай. В левом нижнем углу видно начало спусковой тропы.

День 3. 07.08.2019

д. р. Кичи-Джуматай - д. р. Кичи-Кызыл-Суу - под пер. Перемётный

Пройдено 11 км

Высота ночёвки 3550

С места ночёвки переходим Кичи-Джуматай по камням и начинаем движение к реке Кичи-Кызыл-Суу, а потом - вверх по её течению. Пытаемся минимизировать потерю высоты, идём по тропе вдоль отвесного скального склона, но довольно скоро отроги хребта заставляют нас спуститься к воде.

Движемся по левому берегу, потом переходим на более пологий правый. За 3:00 ЧХВ подходим к подножию водопада, обедаем и начинаем подъём по моренным валам. Ещё за 2:00 ЧХВ поднимаемся к небольшому озеру в моренном кармане и остаёмся на ночь. Площадки под палатки довольно ровные, однако наклонные.

Фото 7: долина реки Кичи-Джуматай

Фото 8: долина реки Кичи-Кызыл-Суу

Фото 9: долина реки Кичи-Кызыл-Суу. За холмом - водопад и начало моренных валов.

Фото 10: перевалы Перемётный и Лавинные.

Фото 11: озеро среди морен

День 4. 08.08.2017

пер. Перемётный (1А) - д.р. Джуукучак

ЧХВ 6:40

Пройдено 5.5 км

Высота ночёвки 3200 м.

В ста метрах от места ночёвки пересекаем ручей, вытекающий из озера по камням, и выходим на моренные валы. Поднимаемся, стараясь целиться в срединную морену, разделяющую цирки Лавинных перевалов и Переметного. По срединной морене поднимаемся почти под скалы и оттуда переходим на ледник. Ледник крутизной 5-10гр практически целиком открытый, отдельные места прикрыты тонким слоем снега. Ближе к перевалу есть короткий участок крутизной до 15-20гр. Пересекаем несколько трещин шириной до полуметра, все они хорошо видны, однако после снегопада стоит идти с осторожностью. Путь с места ночёвки до перевала занимает 3:20 ЧХВ. Тура на перевале не находим: судя по всему, тур с ледника уезжает вместе со льдом, а тур на скальных выходах разрушается камнепадами. Свой тур даже не строим, записку не оставляем.

Прямо под ледником находится озеро. Стоянок на нём мы не находим. Далее спускаемся, траверсируя правый борт долины. Склоны осыпные, крутизной до 30гр, спуск длинный и крайне утомительный. Приток, вытекающий из озера, большую часть времени идёт по каньону, но в некоторых местах к нему можно подойти и набрать воды. Последняя треть спуска идёт по травянистому склону, крутизной также до 30гр, а в конце появляется и тропа. Путь от перевала до реки Джуукучак занял у нас 3:20 ЧХВ. Места под палатки можно найти, но берег топкий, нужно следить за тем, чтобы не встать в лужу.

Фото 12: Лавинные перевалы. Сильно стаяли по сравнению с имеющимися у меня фотографиями.

Фото 13: пер. Перемётный (1А)

Фото 14: ледник Кичи-Кызылсу, вид в сторону реки Кичи-Кызыл-Суу

Фото 15: пер. Кичи-Кызылсу

Фото 16: группа на пер. Перемётный

Фото 17: долина притока на спуске с пер. Перемётный

День 5. 09.08.2019

м.н. - взятие заброски - под пер. Джуукучак

ЧХВ 4:00 + 3:00

Пройдено 7.5 (рад.) + 2.5 км

Высота ночёвки 3450 м.

С утра вчетвером идём за заброской. Движемся по пологому правому берегу Джуукучака, на левый берег переходим прямо напротив нужного осыпного языка, на 200 метров ниже хижины пастухов. Брод не вызывает абсолютно никаких проблем: глубина максимум по колено, течение очень спокойное.

Возвращаемся в лагерь тем же путём. Вся дорога от лагеря до лагеря занимает 4:00 ЧХВ. Отдыхаем, обедаем, собираемся, наблюдаем за погодой: на небе собираются облака, но пока дождя не намечается.

Выходим дальше в направлении пер. Джуукучак. Идём по правому берегу Джуукучака, пересекая моренные валы. Можно пройти по берегу, но видно, что морена прижимается к воде. Идём медленно, так как рюкзаки потяжелели, да и торопиться не хочется. Подходим к водопаду, поднимаемся на его ступень по 20-30гр средней осыпи и наверху находим прекрасные травяные площадки. Решаем остановиться на ночлег здесь. Путь от вчерашнего лагеря занимает 3:00 ЧХВ, в целом, этот отрезок пути можно пройти значительно быстрее.

Фото 18: долина реки Джуукучак, вид на пер. Джуукучак

Фото 19: вид на водопад реки Джуукучак. Путь подъёма - по правому берегу, слева от скал.

День 6. 10.08.2019

м.н. - пер. Джуукучак (1А) - д.р. Арабель-Суу

ЧХВ 4:30

Пройдено 5 км

Высота ночёвки 3950 м.

Утром всё вокруг затянуто плотным туманом: видимость до 20 м, кроме того время от времени начинает моросить дождь. Без видимости лезть на морены нет никакого желания: сидим в палатках и ждём погоды.

Туман уходит только после обеда: из лагеря выходим в 13:30 с расчетом подойти под самый перевал и встать на озере под ледником. В итоге, вышло так, что сколько-нибудь приличных стоянок мы не находим ни на озере, ни раньше или позже: пологое на карте место оказывается усыпанным крупными камнями. Решаем идти через перевал. На ледник выходим по правобережной морене, сам ледник открытый, широкий и пологий, до 10гр, переходим две или три узких трещины. Быстро выходим на высшую точку, на скалах восточнее ледника находим тур, наконец с запиской Е. А. и С. Е. Демидовых из Новосибирска от 15 августа 2018. От лагеря до перевала идём 3:30 ЧХВ, ещё за час спускаемся с ледника и немного проходим до первых приятных стоянок. Лагерь ставим по свету, но на грани. Можно порекомендовать группам, заставшим, как и мы, туман утром, не идти дальше в сторону перевала после обеда, можно попасть в неприятную ситуацию.

Фото 20: морены на пути к пер. Джуукучак

Фото 21: группа на пер. Джуукучак

Фото 22: спуск с пер. Джуукучак в сторону Арабельских сыртов

Фото 23: закатный Ак-Шийрак с места ночёвки

День 7. 11.08.2019

м.н. - вер. Марс (н/к, рад) - под пер. Кашкасу

ЧХВ 5:15

Пройдено 1.5 (рад.) + 8 км

Высота ночёвки 3900 м.

Ночью был минус, утром - лёгкий плюс, встаём и собираемся очень медленно, несмотря на вчерашние полдня отдыха. Практически сразу с места ночёвки выходим на малоприятный мелко- и среднеосыпной склон, по которому огибаем ледники №№375-377. Выходим на каменистое плато, по которому продолжаем огибать ледники. Идём медленно: сказывается высота. На плато досточно много мутных ручьёв, встречаются и чистые. Можно поставить палатки, хотя ночевка будет ветреной, каменистой и неуютной. По плато добираемся до места спуска к озёрам на реке Кашкасу, оставляем рюкзаки и идём на Марс. Путь идёт по скально-каменистому склону 10-15гр. До вершины с места ночёвки добираемся за 3:30 ЧХВ. На вершине есть тур, но записку в нём снова не находим. Оставляем свою и уходим вниз. К озёрам спускаемся по осыпи до 20гр. Встаём на бивак на удобной песчаной площадке у первого же озера, к которому выходим: озёра выше выглядят илистыми, а ниже спускаться нам нет никакого смысла.

Фото 24: ледовая стена ледника №375

Фото 25: каменистое плато и ледники №№375, 376

Фото 26: группа на вер. Марс

Фото 27: Вид на озёра реки Кашкасу и ледник Кашкасу (№380)

Фото 28: Вид на пик Джуукучак с вер. Марс

День 8. 12.08.2019

м.н. - пер. Кашкасу (1А) - д.р. Ашуу-Кашка-Суу

ЧХВ 6:30

Пройдено 16 км

Высота ночёвки 2800 м.

С утра выходим в сторону пер. Кашкасу. Идём сначала по болотистому берегу реки Кашкасу, потом начинается лабиринт моренных валов. Тропа то появляется, то теряется. Путь до перевала занимает 2:00 ЧХВ, на седловину выходим в 12:00. Снимаем записку турклуба МГУ под рук. Л. Бакайкиной от 26.07.2019.

Спуск с перевала идёт по осыпям с выходами скал. Приходится обходить бараньи лбы, но в целом путь довольно очевидный, хотя и следует соблюдать осторожность. До конца морен спускаемся ещё за 2:00 ЧХВ, дальше путь идёт по всё более пологим травянистым склонам правого берега реки Ашуу-Кашка- Суу. Через ещё 2:30 ЧХВ встаём на ночёвку, не доходя около 2 км до слияния с рекой Джууку.

Фото 29: озёра реки Кашкасу, вид на ледник Кашкасу (№380)

Фото 30: путь по моренным валам к пер. Кашкасу

Фото 31: группа на пер. Кашкасу

Фото 32: спуск с пер. Кашкасу

Фото 33: долина реки Ашуу-Кашка-Суу

День 9. 13.08.2019

м.н. - д.р. Джууку - слияние с Дунгуроме Вост.

Пройдено 17 км

Высота ночёвки 2950 м.

После выхода идём по правому берегу Ашуу-Кашка-Суу, но скоро тропа упирается в лес. В ста метрах выше есть мост на левый берег, к кошу. Оттуда идёт грунтовая автомобильная дорога. По ней спускаемся почти до слияния, поворачиваем и движемся по правому берегу Джууку. На слиянии с Иттиши - мост, по нему переходим и Иттиши и Джууку и продолжаем движение по грунтовке на более ровном левом берегу. Слияние Джууку и Дунгуроме переходим по камням и удачно подвернувшейся здесь доске. Наверх по левому (на карте - по правому!) берегу Джууку уходит очередная грунтовка. Хотим подняться немного выше, но долина не выглядит изобильной на хорошие стоянки и начинается мелкий дождь. Встаём лагерем на уютной поляне рядом со слиянием с Дунгуроме. Общее время движения - 5:00 ЧХВ.

Фото 34: долина реки Джууку

Фото 35: долина реки Джууку

День 10. 14.08.2019

м.н. - пер. Джууку (н/к)

ЧХВ 4:00

Пройдено 6 км

Высота ночёвки 3700 м.

С самого утра не прекращаясь льёт дождь средней силы, а долину наверху то затягивает туманом, то снова открывает, но так как мы идём по дороге - туман нам не мешает. С дождём сложнее: на остановках быстро замерзаешь, так что идём с редкими и короткими перерывами на отдых. Дорога идёт до самого перевала. У озёр хороших стоянок не видно: у нижнего всё совсем плохо, у верхнего можно найти плохие стоянки на траве или получше, но прямо на дороге. Решаем идти через пер. Джууку: долина выше плотно затянута туманом, а дороги выше нет и идти на ледник в такую погоду нет никакого желания. На перевал выходим за 3:00 ЧХВ, снимаем записку группы туристов из турклуба Орион (г. Челябинск) под рук. П. Ковина от 07.08.2019

Ещё через час встаём на бивак у реки под перевалом.

Фото 36: дорога на пер. Джууку

Фото 37: вид на нижнее озеро реки Джууку

Фото 38: вид на верхнее озеро реки Джууку. Где-то за туманом - долина, ведущая к Взлётно-Посадочному перевалу.

Фото 39: группа на пер. Джууку

День 11. 15.08.2019

м.н. - Арабельский сырт

ЧХВ 3:30

Пройдено 10 км

Высота ночёвки 3700 м.

С утра - туман, мелкий дождь, позже мы выходим из зоны тумана и большую часть пути до реки Арабель-Суу проходим при вполне приятной погоде, подгоняемые приближающейся сзади полосой осадков.

Однако, непогода появляется не оттуда, откуда ожидалось. Как только мы выходим на просторы сыртов, с запада прилетает грозовой заряд с градом и сильным ветром. Ставим палатку под градом и пургуем. Через несколько минут заряд улетает дальше, собираем палатку, а через 15 минут ставим её снова под вторым ударом града.

Пока пережидаем - звоню в Москву по спутниковому телефону (сотовой связи нет) и прошу посмотреть по снимкам на ближайшие к нам разливы реки.

Когда устанавливается хорошая погода - идём с ещё одним участником проверять ближайший разлив на возможность брода: Арабель-Суу довольно спокойная, но широкая и глубокая река. Находим место для брода по координатам N 41.86277 E 77.85619, переходим максимум по середину бедра и сразу встаём на берегу Арабели, в 300 метрах от Кумторского тракта.

Ночью над палатками ещё несколько раз пролетает гроза. На следующее утро за нами приезжает машина до Бишкека.

Фото 40: дорога к Арабельским сыртам

Фото 41: хребет Суёк после заряда непогоды

Выводы и рекомендации

Был пройден насыщенный разнообразными техническими препятствиями маршрут первой категории сложности в новом для участников районе. Поход прошел по крайне красивым, живописным и безлюдным местам: пастухи встречались только в долинах рек Джуукучак и Джууку. При этом география района такова, что к людям можно выйти из любой точки без больших проблем.

Отдельно стоит отметить, что район достаточно высок: удалось две ночи провести на высоте, близкой к 4000 м над уровнем моря, участники смогли оценить влияние высоты на свой организм.

Могу порекомендовать хребет Терскей-Алатау для построения маршрутов первой категории сложности и надеюсь в будущем провести там и более сложные походы.