Автор: Кирилл Спирин, г.Санкт-Петербург

Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Кавказу, совершенном со 2 по 23 августа 2020 года

Справочные сведения

Проводящая организация Петроградский клуб туристов, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр. 42 (ДК им. Ленсовета, комната 39).

Место проведения Центральный Кавказ (район от Безенги до Караугома).

Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Пятая

163,3

02.08.2020-23.08.2020

Суммарный перепад высот: 24 376 м (подъемы/спуски: 11 815 м/12 561 м).

Подробная нитка маршрута: a

Маршрут заявленный:

Альплагерь Безенги (2120 м) - лед. Безенги - пер. Дыхниауш (2Б, 3872) - лед. Башхаауз - лед. Дых-Котю-Бугайсу - д.р.Дыхсу - лед. Айлама - пер. Фытнаргин (3А, 3850) - лед. Фытнаргин - пер. Курортный (1А, 2765) - д.р.Лькези - д.р.Карасу - д.р.Ахсу - пер. Солдат (1А, 3720) - д.р.Орсдон - лед. Доппах - пер. 50 лет ВЛКСМ (3А, 4348) - лед. Суган - пер. Мориса Тореза (2Б, 3892) - лед. Нахашбита - пер. Доппах (3А*, 3830) - д.р.Орсдон - д.р.Харес - д.р.Караугом - лед. Караугом - пер. Караугомский ледопад (3А*, 3713) - Караугомское плато - связка [пер. Купол Воологаты (2Б, 4300) + пер. Чилингини (2А, 3650) = 2Б] - лед. Чалингини - д.р.Сардидон - пер. Дунта (н/к, 2360) - д.р.Сангутидон - пос.Фаснал

Маршрут пройденный:

Альплагерь Безенги (2120 м) - лед. Безенги - пер. Дыхниауш (2Б, 3836) - лед. Башхаауз - лед. Дых-Котю-Бугайсу - д.р.Дыхсу - лед. Айлама - пер. Фытнаргин (3А, 3770) - лед. Фытнаргин - пер. Курортный (1А, 2848) - д.р.Лькези - д.р.Карасу - д.р.Ахсу - пер. Солдат (1Б, 3712) - д.р.Орсдон - лед. Доппах - пер. 50 лет ВЛКСМ (2Б, 4354) - лед. Суган - пер. Мориса Тореза (2Б, 3903) - лед. Нахашбита - пер. Суган (3А, 4065) - д.р.Орсдон - д.р.Харес - д.р.Караугом - лед. Караугом - пер. Караугомский ледопад (3А, 3713) - Караугомское плато - связка [пер. Купол Воологаты (2Б, 4320) + пер. Чилингини (2А, 3750) = 2Б] - лед. Чалингини - д.р.Сардидон - пер. Дунта (н/к, 2335) - д.р.Сангутидон - пос. Фаснал

По сравнению с заявленным планом, группа один раз воспользовалась запасным вариантом, пройдя перевал Суган (3А) вместо перевала Доппах (3А). Причины данной замены раскрываются в разделе 4 настоящего отчета «Изменения маршрута и их причины» (стр. 8).

В остальном, маршрут пройден без изменений, несмотря на то, что стартовать пришлось на день позже (один из участников забыл в Минеральных Водах паспорт, и мы потратили весь день 1 августа на решение этой проблемы), и несмотря на крайне капризную погоду (впрочем, весьма характерную для района).

Также обращаем внимание на изменение категорий перевалов Солдат и 50 лет ВЛКСМ по сравнению с категориями, заявленными на момент оформления маршрутной книжки. Это связано с тем, что после подписания всех заявочных документов в Перечень классифицированных высокогорных перевалов были внесены изменения, затронувшие два упомянутых перевала: категория перевала Солдат повысилась с 1А на 1Б, а перевал 50 лет ВЛКСМ, наоборот, понизился с 3А до 2Б.

Высоты перевалов в пройденном маршруте указаны в соответствии с показаниями имеющегося в группе GPS-навигатора.

Определяющие препятствия маршрута.

№ п/ п

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Туристский опыт (у-участник, р-руководитель.)

Обязанности в группе

Спирин Кирилл Владимирович

1979

6 г.у (Тянь-Шань), 4 г.р (Непальские Гималаи)

Руководитель, фотограф

Штурман

Дерюгин Юрий Иванович

1983

4 г.у (Гималаи), 1 г.р. (Кавказ)

Ответственный за снаряжение

Финансист, хронометрист

Лохин Дмитрий Борисович

1994

4 г.у. (Тянь-Шань), 2 г.р. (Кавказ)

Завхоз

Сидоров Артём Владимирович

1994

5 г.у. (Тянь-Шань), 1 г.р. (Кавказ), 6 л.у, 3 л.р.

Врач

Шкилев Виталий Владимирович

1971

6 г.р., Тянь-Шань

Фотограф

Все участники прошли маршрут в полном объеме.

Отчет хранится в библиотеке РСФСТ Санкт-Петербурга.

Поход рассмотрен МКК РСФСТ Санкт-Петербурга.

Шифр МКК: 178-00-556644530

Фотографии в отчете выполнены Шкилевым В.В, Спириным К.В, Курбатовым А.Е.

Везде далее по тексту:

Указания правый и левый даны орографически, если это особо не оговорено.

Высоты указываются по показаниям имевшегося в группе прибора GPS, координаты даны в системе WGS-84

Сокращения:

лед. - ледник, пер. - перевал, д.р - долина реки, вер. - вершина, закр. - закрытый, откр. - открытый, рад. радиально.

Основные цели и задачи.

Изначально мы собирались на Центральный Памир, и на подготовку к памирскому походу было потрачено много сил и времени. Но, как и многим туристским группам в непростом 2020м году, нам пришлось поменять планы из-за коронавирусной эпидемии, перестроившись с Памира на Кавказ. Поначалу руки опустились, и энтузиазм угас: это была вынужденная альтернатива, лишь бы не пропал отпуск. Но в ходе разработки маршрута выяснилось, что подавляющее число участников совершенно не знакомо с районами Кавказа восточнее Безенги, поэтому мы понемногу «загорелись» новой идеей. Амбициозных спортивных задач не ставилось, по времени решено было ограничиться трехнедельным отпуском, а основная идея заключалась в том, чтобы в эти довольно сжатые сроки пройти полноценный линейный маршрут и посмотреть наиболее красивые районы Центрального Кавказа с мощным оледенением: Безенги, ледники Айлама и Фытнаргин, Суганский узел и Караугом. Для руководителя новым был район Караугома, и прежде всего хотелось пройти Караугомский ледопад и посмотреть Караугомское плато. Для остальных участников новыми были все районы, кроме Безенги (хотя некоторые и там не были). Первопрохождений мы не планировали (для себя лично нам новизны и так хватало), но при выборе набора категорийных препятствий предпочтение отдавалось сложным перевалам уровня 3А и 2Б, так что в итоге была запланирована и фактически реализована достаточно сильная нитка маршрута (три 3А и четыре 2Б). В целом, мы рассматривали (и рассматриваем) данный поход как тренировочный перед памирским (который, надеемся, получится реализовать в 2021 году), поэтому сделали маршрут линейным, заложив в него участки с масштабными ледниками и непростыми ледопадами. Тренировка удалась и незаметно переросла из изначально задуманного тренировочного формата в полноценный красивый поход в непростом районе.

Организация похода.

До Минеральных Вод добирались самолетом (прямой рейс Аэрофлота из Санкт-Петербурга с прибытием в Минеральные воды в 02.15 ночи).

Наземные трансферы организовывали через Бориса Сарукаева (турфирма «Тау-Сервис», +7 928 950 38 68, e-mail: bezonec@list.ru), с которым работаем уже не первый год и который ни разу не подводил. Борис также помог с доставкой продуктовых забросок на турбазы «Уштулу» и «Орлиное гнездо» и с закупкой газа через свою супругу, которая работает продавцом в магазине альпинистских товаров в альплагере «Безенги».

От Минеральных вод до альплагеря «Безенги» доехали на ПАЗе за 5 часов (с остановками на магазины, дозаправку и проверку документов на погранзаставе). Выехав из аэропорта в 3 часа ночи, в 8 утра были уже в альплагере и через пару часов могли бы уже выйти на маршрут, когда бы не досадная оплошность одного из участников, забывшего паспорт в Минеральных водах и вынужденного ждать на погранзаставе, пока оригинал документа подвезут на машине. Ждать пришлось всем, так что на маршрут мы вышли 2 августа, с опозданием на один день.

Обратно из поселка Фаснал до Минеральных вод доехали за 4 часа на 14-местном микроавтобусе Volkswagen. Обратный вылет у нас был в ночь с 23 на 24 августа, поэтому на остаток дня мы разместились в хостеле «Кристина» (Московская ул., д. 110, тел. +7 (8652) 59-88-30, по 500 рублей с человека), где смогли помыться в душе и немного подсушить насквозь мокрые вещи.

Две продуктовые заброски (в гостевом доме «Уштулу» в долине реки Карасу и на турбазе «Орлиное гнездо» в долине реки Харес) позволили разбить маршрут на три относительно равномерных участка (8+7+6 ходовых дней и 1 дневка). Обе турбазы предлагают варианты с комфортным проживанием в домиках (стоимость 700 - 800 рублей с человека), в наличии горячий душ, кухня для самостоятельного приготовления пищи.

Гостевой дом «Уштулу»: +7 928-691-16-16, http://ushtulu.ru/prozhivanie

Турбаза «Орлиное гнездо»: +7-928-480-64-07 http://www.turbaza-gnezdo.ru/index.php/kontakty

Пограпропуска оформляли коллективные на всю группу (отдельно для Кабардино-Балкарии и для Северной Осетии), направляя заявления по электронной почте в соответствующие подразделения ФСБ России за 40 дней до выхода на маршрут: pu.rsoalania@fsb.ru (Северная Осетия) и pu.kbr@fsb.ru (Кабардино-Балкарская Республика). К заявлению прилагается список группы с адресами и паспортными данными, а также копии паспортов всех участников. Оригиналы пропусков пришли руководителю в Санкт-Петербург по почте, но при недостатке времени можно указать в заявлении представителя, который может получить пропуска на руки в соответствующем пограничном управлении Нальчика или Владикавказа. Погранпропуска на маршруте проверялись дотошно и регулярно, особенно в районе Безенги.

Пропуска в заповедники также оформляли по электронной почте: npalania-turism@mail.ru (Северная Осетия, Национальный парк «Алания») и zapovednikkbrdelo@mail.ru (Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник). Эти пропуска у нас ни разу не проверяли.

В МЧС регистрировались через сайт https://forms.mchs.ru/registration_tourist_groups - по результатам регистрации на мобильный телефон руководителю отзвонился сотрудник Эльбрусского спасотряда и сообщил присвоенный нашей группе регистрационный номер, а также контактный телефон для связи в случае НС.

Медико-транспортную страховку все участники оформляли в компании СОГАЗ, с покрытием рисков, связанных с альпинизмом и спортивным туризмом, включая поисково-спасательные работы. Полис легко оформляется онлайн: https://shop.sogaz.ru/travel/russia/ - среди предложенных программ надо выбрать Программу В, либо С (это очень важно, т.к. программа А не покрывает поисково-спасательные работы).

Никаких проблем с заездом-выездом, местным населением и властями у нас не было.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

С ледника Безенги - в альплагерь Безенги. С ледников Башхаауз, Дых-Котю-Бугайсу и Айлама - по д.р.Дыхсу и Черека Балкарского в поселок Верхняя Балкария. С ледника Фытнаргин - через перевал Курортный в д.р.Лькези и далее по д.р.Карасу до приюта Уштулу. Из верховий реки Дыхсу - вниз по д.р.Дыхсу и д.р.Карасу до приюта Уштулу. С ледников Доппах и М.Нахашбита - по д.р. Орсдон и Харес до турбазы Ростсельмаш. С ледников Нахашбита и Суган - вниз по д.р.Псыгансу до поселка Верхняя Жемтала или до Верхней Балкарии через некатегорийный перевал Курноят. С ледника Рцывашки - вниз по д.р.Ишкырты в поселок Верхняя Балкария. С Караугомского плато - простейший выход по основному маршруту: через связку перевалов Купол Воологаты и Чилингини (в сумме 2Б), а далее вниз по д.р.Сардидон и через перевал Дунта (н/к) в поселок Дунта.

У всех участников имелась хорошая медицинская страховка с покрытием услуг экстренной эвакуации вертолетом и поисково-спасательных работ (страховая компания «СОГАЗ»). На аварийные случаи у группы имелись в наличии два спутниковых телефона, три рации и GPSприемник для передачи своих координат.

Запасные варианты движения:

дата

День пути

Участок маршрута

Км

Способ передвижения

Лед. Безенги - пер. МВТУ (2А, 4200) - лед. Башхаауз (3300)

05-06.08

5 - 6

Лед. Башхаауз пер.Карабин.ру (3А, 3656) лед.Айлама

пешком

Лед. Айлама связка [пер.Дыхсу (2Б, 3650) + пер.Катюша (2Б, 3940)= 2Б] - лед. Фытнаргин (3300)

7,5

пешком

Лед. Фытнаргин - пер. Шаривцек Сев. (1Б, 3316) - д.р.Лькези -д.р.Карасу до приюта Уштулу (1850).

11.08.

Д.р.Ахсу - пер. Рцывашки (1Б, 3540) лед.Рцывашки пер. Шести(2А, 3700)

пешком

лед. Рцывашки пер. Шести (2А, 3700) лед.Суган - пер. Мориса Тореза (2Б, 3892) - западная ветвь лед. Нахашбита (3450)

13-14.08

13 - 14

Пер. 50 лет ВЛКСМ (3А, 4348) - лед. Суган траверс [пер.Шести (2А, 3700) + пер. Гюльчи (2Б, 4021) = 2Б] лед. Доппах д.р.Орсдон

пешком

Лед. Нахашбита - пер. Суган (3А, 4065) лед.Доппах - д.р.Орсдон(2700 м)

5,5

17-23.08

17 - 23

Д.р.Харес пер. Белаг Юж. (1А, 3400) лед. Биляги Южный пер.

Кедрина (2А, 3690) лед. Восточ.Айхва д.р. Хазнидон связка

[пер.Обходной (1Б, 3650) + пер. Федоровского (2А, 3860) + пик

Шевченко радиально по сев.гребню (2Б, 4193) = 2Б] д.р.Псыгансу пер. Курноят (н/к, 2245) д.р.Черек Балкарский пос. В.Балкария

Примечание: данный вариант предусмотрен на случай, если карантинные ограничительные меры в Северной Осетии будут препятствовать выезду из республики

пешком

Лед. Караугом - пер. Воологата (2А*, 4000) лед. Сонгути - пер.Чилингини (2А, 3650) лед. Чалингини

пешком

Изменения маршрута и их причины.

По сравнению с заявленным планом, группа один раз воспользовалась запасным вариантом, пройдя перевал Суган (3А) вместо перевала Доппах (3А). Изменение было продиктовано соображениями безопасности, т.к. классические пути подъема на перевал Доппах (по ранклюфту левого борта юж.ветви ледника Нахашбита либо через скальный отрог слева от юж.ветви ледника Нахашбита) малоснежным летом 2020 интенсивно пробивались камнями, что мы могли наблюдать в день подхода под перевал (см. фото 135 на странице 100 - со снежниками, черными от сходящих камней). Верхняя часть ледопада юж.ветви ледника Нахашбита была изрезана гигантскими разломами по всей ширине слева направо (фото 126, 127 на странице 93), поэтому путь по центру ледопада мог растянуться, по нашим оценкам, на 2-3 дня, что выходило за пределы категории 3А и препятствовало реализации нашего дальнейшего графика. Взвесив все риски и имеющиеся временные резервы, руководитель принял решение отказаться от прохождения перевала Доппах и пройти более предсказуемый перевал Суган, что и было успешно реализовано за один ходовой день.

Закладывая этот вариант в качестве запасного, группа предусмотрительно взяла с собой необходимый набор скального снаряжения, т.к. на спуске с перевала Суган на юг обычно провешивается от 7 до 9 перильных веревок на скальном рельефе. Благодаря указанной замене, группа осталась в графике и смогла пройти перевал Караугомский ледопад, который изначально рассматривался нами как одна из основных целей похода и являлся гораздо более приоритетным по сравнению с перевалом Доппах. Считаем, что принятое решение было стратегически выверенным.

Высотный график и график движения.

Высотный график:

Характер пути

Погода

02.08.20

Альплагерь «Безенги» (2150м) - лед. Безенги (Угловые ночевки, 3000м)

10,8

04:45

Набор 940 Сброс 90

Тропа, открытый ледник, морены, скальные выходы

С утра переменная облачнасть, после

11.00 дождь

03.08.20

Ледник Безенги: подход от Угловых ночевок под перевал Дыхниауш (3740м)

04:15

Набор 815 Сброс 59

Тропа, морены, открытый ледник, закрытый ледник

С утра дождь, после 7.00 без осадков, переменная облачность

04.08.20

Лед.Безенги - пер.Дыхниауш (2Б, 3836) - лед.Башхаауз (3060м)

4,8

7:20

Набор 220 Сброс 886

На подъеме ледовый склон 30- 40 градусов с бергшрундом в ниж.части, на спуске скала 20- 40градусов, участки конгломератноосыпного склона до 30 градусов, закрытый ледник, снежники, морены

05.08.20

Лед.Башхаауз лед.Дых-КотюБугайсу (2250м)

04:30

Набор 95

Сброс 904

Морены, травянистые и конгломератноосыпные склоны до 30 градусов, открытый ледник, зачехленный ледник, участки «бараньих лбов»

06.08.20

Лед.Дых-Котю-Бугайсу лед.Айлама(3080м)

4,8

06:20

Набор 900

Сброс 80

Осыпные склоны до 30 градусов, участки скал до 30 градусов с простым лазаньем, открытый разорванный ледник с участками до 50 градусов

07.08.20

Лед.Айлама пер.Фытнаргин (3А, 3770) лед.Фытнаргин(2840м)

9,6

10:00

Набор 760 Сброс 958

Закрытый и открытый

ледник с многочисленны ми трещинами, ледовый склон 35-45 градусов, два бергшрунда на подъеме

08.08.20

Лед.Фытнаргин пер.Курортный (1А, 2848) д.р.Лькези д.р.Карасу до приюта Уштулу (1850м)

11,2

04:40

Набор 239

Сброс 1206

Открытый ледник с трещинами, конгломератноосыпной склон до 35 градусов, травянистый склон до 35 градусов, тропа, дорога

09.08.20

Дорога, тропа, травянистоосыпные и конгломератноосыпные склоны 20 - 30 градусов

Переменная облачность, вечером небольшой дождь

11.08.20

Д.р.Ахсу пер. Солдат (1Б, 3712) д.р.Орсдон лед.Доппах (3500м)

2,8

03:15

Набор 540

Сброс 380

Зачехленный ледник и конгломератноосыпной склон до 30 градусов на подъеме, мягкий подвижный конгломерат 2025 градусов на спуске, морены и участки бараньих лбов в низовьях ледника Доппах

Дождь на протяжении всего дня

12.08.20

Подход под пер.50 лет ВЛКСМ по леднику Доппах до высоты 4200 м

2,9

04:00

Набор 730 Сброс 25

Морены, открытый ледник, закрытый ледник с трещинами

С утра переменная облачность без осадков, после 12.00 снег и отсутствие видимости

13.08.20

Лед.Доппах пер.50 лет ВЛКСМ (2Б, 4354) лед. Суган (3870м)

1,9

05:35

Набор 141

Сброс 478

Снежноледовый склон 30-35 градусов и заснеженные скалы до 30 градусов на подъеме, снежно-ледовый склон от 50 до 40 градусов на спуске (с двумя бергшрундами), потом закрытый ледник

Переменная облачность, сильный ветер, временами снег

14.08.20

Лед.Суган пер. Мориса Ториза (2Б, 3903) лед.Нахашбита (3210м)

4,4

05:40

Набор 106

Сброс 782

Пологий выход на перевал по закрытому леднику с трещинами, на спуск ледовый склон 30-35 градусов, потом закрытый ледник, открытый ледник, ранклюфт (каменная осыпь на ледовой подложке и участки открытого льда, камнеопасно!), «бараньи лбы», морены

До 10.00 ясно, потом переменная облачность, после 13.30 дождь и отсутствие видимости

15.08.20

Лед. Нахашбита пер. Суган (3А, 4065) лед.Доппах (3550м)

5,7

12:30

Набор 890 Сброс 520

Открытый ледник 10-25 градусов, закрытый ледник 15-30 градусов с разломами, участки льда до 40 градусов на подъеме, заснеженный скальный кулуар 45 градусов на спуске, потом скалы со средним уклоном 35 градусов (локальные участки по 3-5 метров от 60 до 80 градусов), потом открытый ледник 20 градусов и морены

Переменная облачность без осадков, утром и вечером туман

16.08.20

Лед.Доппах д.р.Орсдон д.р.Харес турбаза «Орлиное гнездо» (1750 м)

17,6

05:45

Набор 114

Сброс 1909

Морены, травяные склоны 20-25 градусов, тропа с простыми бродами через притоки реки Харес, в конце автомобильная грунтовая дорога

Переменная облачность, вечером небольшой дождь

17.08.20

Д.р.Харес д.р.Караугом (поселок Дзинага, 1480м)

13,5

Д.р.Караугом лед.Караугом (2450м)

05:00

Набор 1085 Сброс 115

Тропа, морена, конгломерат, открытый ледник

С утра ясно, после 14.00 переменная облачность

19.08.20

Лед.Караугом Караугомский ледопад до высоты 3400

5,4

13:00

Набор 1019 Сброс 58

Ледопад, бесконечная череда сераков, средняя крутизна 25-30 градусов, со множеством участков от 40 до 50 градусов протяженность ю до 30 м, отдельные стенки 70-80 градусов протяженность ю до 8 м

Ясно, без осадков

20.08.20

Подъем на перевал Караугомский ледопад (3А, 3713) Караугомское плато (подход под перевал Купол Воологаты)

8,4

05:45

Набор 718

Сброс 108

Открытый сильно изорванный ледник со множеством больших разломов, выше 3800 м закрытый ледник

Переменная облачность, после 16.30 снег и сильный ветер

21.08.20

Караугомское плато перевал Купол Воологаты (2Б, 4320) лед. Сонгути седловина перевала Чилингини (2А, 3750)

3,3

06:40

Набор 349

Сброс 574

Закрытый ледник, снежноледовый склон до 35 градусов на подъеме и до 50 градусов на спуске, подрезанный бергшрундами

Ночью гроза. Утром и днем облачно, туман с редкими прояснениями, сильный ветер, короткие снежные заряды, кратковременные грозы.

22.08.20

11,5

03:40

Набор 351 Сброс 1100

Брод через реку Сардидон, скользкая и грязная тропа до поселка Дунта, мост через Сангутидон, от Дунты до Фаснала автомобильная дорога

Рано утром дождь, после 06.00 прояснение

и далее переменная облачность без осадков.

ВСЕГО:

163,3 км

Набор 11815

Сброс 12561

Краткая характеристика района путешествия.

Маршрут был достаточно протяженный, пролегал вдоль Главного Кавказского Хребта и включал в себя значительную часть Центрального Кавказа от Безенги до Караугома, проходя через территории двух субъектов РФ: Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.

Нитка маршрута намеренно была проложена через районы с наиболее мощным оледенением: Безенги, ледники Айлама и Фытнаргин, Суганский узел с ледниками Суган и Нахашбита, а также Караугомское плато. И если Безенги с Суганом довольно часто посещаются туристами и альпинистами, то Айлама, Фытнаргин и Караугомское плато из-за труднодоступности редко принимают «гостей»: сюда заходят лишь группы в рамках горных походов высоких категорий, начиная от 4 к.с. Хотя в 2020 году из-за наплыва туристов на Кавказе мы и здесь встречались с другими группами (либо обнаруживали их следы). Так, перевал Фытнаргин (3А) за два дня прошли три туристских группы, включая нашу, о чем в былые годы и не мыслилось.

Средние высоты вершин района около 4500 5000 метров в Безенги и 4200 4500 к востоку от Безенги. Средние высоты перевалов от 3700 до 4000 метров, два наиболее высоких перевала в нашем походе достигали 4300 метров (50 лет ВЛКСМ и Купол Воологаты), что для Кавказа достаточно высоко.

Мы столкнулись с самыми разнообразными видами рельефа. Прежде всего, лед: закрытые и открытые ледники (зачастую сильно разорванные), мощные сложные ледопады. Благодаря свежим снегопадам (на Суганском кольце выпало около 30 см свежего снега), пришлось полноценно поработать на снежном рельефе, взвешенно оценивая лавинную опасность. Были также фирн, скала, осыпные, конгломератные и травянистые склоны. Пожалуй, единственное, чего не было, это сухого глубокого снега, характерного для зимних гор или для высотного Памира или Тянь-Шаня.

За последние годы в районе разрослась и улучшилась туристическая инфрастуктура. Мы были приятно удивлены появлением гостевых домов (гостевой дом «Уштулу» и гостиница «Уштулу») в долине реки Карасу, что позволило сделать дополнительную продуктовую заброску. Много новых турбаз появилось на поляне Тоймази в долине Хареса. В целом, сейчас во всех основных долинах Кавказа функционируют альплагеря, гостиницы или турбазы, благодаря чему становится возможно ходить со все более легкими рюкзаками.

Ночные температуры на высотах выше 3500 метров не опускались ниже -5 градусов. Погода в районе традиционно нестабильная. Осадки выпадают часто и могут носить затяжной характер до 3 и более дней.

Техническое описание маршрута.

Перевал Дыхниауш (2Б, 3836 м).

Координаты: N 43,01433 E 43,13473

Район: Центральный Кавказ, перемычка Башхаауз.

Соединяет ледник Безенги с ледником Башхаауз.

Характер препятствия: скально-ледово-осыпной.

Пройден с запада на восток.

Описание дается от альплагеря Безенги до слияния ледника Дыхсу с ледником Айлама.

Необходимое снаряжение: каски, обвязки, основные веревки 9-10 мм из расчета одна веревка 50 м на 4-5 человек (но не менее двух веревок на группу), кошки, ледорубы, ледобуры, скальные крючья и молотки, петли, карабины.

День «нулевой», 1 августа 2020 (Санкт-Перербург - Минеральные Воды - альплагерь Безенги).

Вылетев из Санкт-Петербурга вечером 31 июля, мы прилетели в Минеральные воды 1 августа ночью в 02.15, а уже в 03.00 загрузились со всем багажом в поджидавший нас ПАЗ. Дорога до альплагеря Безенги заняла 5 часов, включая остановки в магазинах и на погранзаставе для проверки пропусков. На погранзаставе выяснилось, что один из участников забыл в Минеральных водах паспорт, без которого его, естественно, не могли пустить в пограничную зону. Группе пришлось временно разделиться: основная часть продолжила путь на автобусе до альплагеря, а забывчивый участник созвонился со своими знакомыми в Минеральных Водах и остался ждать на погранзаставе, пока ему привезут оригинал паспорта. Паспорт нашелся, но привезти его смогли ближе к 14 часам, и хозяин документа добрался до нас уже после 15.00.

Согласно маршрутной книжке, мы должны были выйти на маршрут 1 августа, но из-за приключений с паспортом дату старта пришлось отложить на один день, несмотря на то, что основная часть группы добралась до точки старта в 08.00. Об изменении даты выхода на маршрут уведомили представителя МКК посредством смс-сообщения.

Расстраиваться не стали, т.к. план-график позволял наверстать упущенное в ближайшие дни, а ночевка в альплагере на высоте 2150 м тоже помогает запустить механизмы акклиматизации в организме. Неспешно распределили продукты по заброскам и передали их представителю принимающей стороны, отметились у спасателей МЧС, сходили прогуляться по ущелью Мижирги до высоты 2600 м в акклиматизационных целях и пообщались с альпинистами, среди которых встретили много знакомых.

День первый, 2 августа 2020 (альплагерь Безенги - ледник Безенги до Угловых ночевок на высоте 3000 м).

Подъем в 06.00, выход в 08.20. Нужная тропа начинается сразу за верхним административным зданием альплагеря, переваливая через правобережную морену (фото 2) и через 15 минут спускаясь к погранпосту, где нам пришлось столкнуться с очередной проверкой пропусков, которая заняла 40 минут. От погранпоста вверх идет тропа по моренным валам правого борта ледника Безенги (фото 2), которая через 50 минут ходового времени сворачивает направо по ходу на зачехленный ледник (место спуска на ледник обозначено турами) и теряется. По леднику мы ушли направо по ходу и поднялись на срединную морену, по которой шли 3 перехода по 30 минут с очень плавным набором высоты (фото 3), после чего стали забирать налево по ходу в направлении поворота ледника Безенги на восток. В это время начался дождь, который со временем только усиливался. За 2 перехода (50 + 40 минут) вышли к правому борту ледника Безенги (к началу тропы, круто поднимающейся к Угловым ночевкам). На протяжении этих двух переходов шли частично по открытому леднику с редкими трещинами, частично по зачехленным участкам с мелкой и средней осыпью. Тропа к Угловым ночевкам берет начало немного не доходя до поворота ледника Безенги на восток. В нижней части она идет по конгломерату и не явно читается, но выше становится более натоптанной местами натянуты металлические страховочные тросы. Подъем по тропе до Угловых ночевок занял 40 минут (примерно в середине крутого подъема тропа траверсирует бараньи лбы направо по ходу и пересекает ручей, после чего продолжает забираться наверх по орографически левому берегу ручья - фото 4). На Угловые ночевки мы поднялись в 14.20, высота 3000 м. Здесь тоже находится погранпост, но проверка документов была более короткой, чем внизу. Лагерь ставили под проливным дождем.

Общий дневной километраж: 10,8 км. Общее ходовое время за день: 04:45 Набор высоты 940 м, сброс 90 м.

Фото 1. Группа в альплагере Безенги перед выходом на маршрут (вид в сторону ущелья Мижирги).

Фото 2. Начало тропы от альплагеря Безенги к Угловым ночевкам, Джанги Кошу и пер. Дыхниауш.

Фото 3. Группа движется по срединной морене ледника Безенги в направлении Угловых ночевок и перевала Дыхниауш.

Фото 4. Красной линией обозначен путь подъема к Угловым ночевкам от ледника Безенги.

День второй, 3 августа 2020 (подход под перевал Дыхниауш по леднику Безенги от Угловых ночевок до высоты 3750 м).

Подъем в 05.00, выход в 07.15. С утра моросил дождь, и видимость отсутствовала, но к 7 часам распогодилось, остаток дня прошел без осадков. За 2 перехода (30 + 40 минут) дошли до Джангикоша. Тропа от Угловых ночевок до Джангикоша идет преимущественно по гребню правобережной морены ледника Безенги с плавным набором высоты (фото 5, 6), лишь в заключительной части уходя налево по ходу для обхода скального прижима, обрывающегося на ледник. На Джангикоше стоят палатки альпинистов, и находится очередной погранпост, на который уже передали информацию о нашей группе по рации, поэтому проверки документов удалось избежать.

От Джангикоша тропа спускается с правобережной морены на ледник Безенги, но почти сразу круто уходит на правый осыпной борт долины (фото 5, 6), обходя одну за другой две ступени ледопада. Собственно, после Джангикоша явно выраженной тропы уже нет, она часто теряется, но путь отмечен турами. За 2 часа 15 минут ходового время поднялись выше второй ступени ледопада, где устроили обед (вода из ледниковой трещины). После обеда пришлось связаться, т.к. начался закрытый ледник с раскисшим снегом и трещинами. По закрытому леднику (крутизна от 5 до 15 градусов, фото 7) за 50 минут подошли в связках под перевальный взлет (фото 8) и в 14.50 разбили лагерь на высоте 3750 м. Площадки разровняли на снегу. Жидкой воды не обнаружилось, пришлось топить снег.

Общий дневной километраж: 6 км. Общее ходовое время за день: 04:15 Набор высоты 815 м, сброс 59 м.

Фото 5. Путь подхода под пер. Дыхниауш с запада по прав. борту лед. Безенги от Угловых ночевок.

Фото 6. Пройденный путь по правому борту ледника Безенги от Угловых ночевок до Джангикоша и далее в обход ледопада.

Фото 7. Подход под перевал Дыхниауш с запада по леднику Безенги. Участок закрытого ледника выше второй ступени ледопада.

Фото 8. Группа на леднике Безенги на фоне перевального взлета пер. Дыхниауш.

День третий, 4 августа 2020 (лед. Безенги - пер. Дыхниауш - лед. Башхаауз до высоты 3050 м).

Подъем в 04.00, выход в 06.15. Несмотря на ранний выход, нас успели опередить две группы альпинистов (чьи линии подъема на перевал обозначены зеленым пунктиром на фото 9). За 10 минут мы в связках с одновременной страховкой подошли от места ночлега к бергшрунду под перевальным взлетом, сместились под ним чуть правее по ходу ближе к центральной части перевального взлета и, преодолев бергшрунд по широкому снежному мосту, приступили к провешиванию перил вверх до седловины (наш путь подъема обозначен красной линией/пунктиром на фото 9). Крутизна склона до бергшрунда - от 5 до 15 градусов (закрытый ледник), выше бергшрунда - от 30 до 40 градусов (открытый лед, либо фирн). Провесили полторы веревки перил (в сумме 60 метров - фото 10, 11, 12). Лидер поднимался с частично разгруженным рюкзаком.

В 08.00. группа собралась на перевале (фото 13). Седловина узкая снежная, с небольшим карнизом на восточную сторону. Тур находится на разрушенных скалах в верхней северо-восточной части седловины. Сняли записку группы под руководством Тимура Мурсалимова от 27.07.2020 (турклуб »Спутник», город Уфа).

В 08.30 приступили к спуску на ледник Башхаауз. Вниз от тура уходит спусковая тропа по скальноосыпному склону 25-30 градусов (фото 14, 15), по ней мы спустились без страховки около 50 метров, после чего провесили 90 метров перил по 30-35градусным скалам: сначала 20 метров направо-вниз (фото 16), потом 70 метров налево-вниз (фото 17) с выходом на осыпную полку (фото 18), проходящую под скалой и уводящую налево-вверх на небольшой контрфорс. Станции крепились на скальных крючьях. Замыкающий спускался с нижней страховкой с частично разгруженным рюкзаком.

Выйдя по полке на контрфорс, встретились с группой уфимцев (под руководством В.Штипова), поднимающейся нам навстречу. Они порекомендовали нам для дальнейшего спуска свой путь подъема, отличающийся от классического: без спуска на центральную часть ледника Башхаауз и обхода зоны разломов по дуге справа, а переваливая через небольшой скально-осыпной отрог (фото 19) и спускаясь по осыпи к слиянию Северного и Западного истоков ледника Башхаауз ниже зоны разломов его Западного истока (фото 22 - 26). Мы воспользовались рекомендацией и не пожалели, т.к. обход по дуге по закрытому леднику во второй половине дня был бы более трудоемким (по раскисшему снегу). Но если идти в обратном направлении на подъем рано утром по смерзшемуся снегу, то мы бы, пожалуй, предпочли классический путь по леднику.

После выхода на контрфорс и встречи с уфимцами мы около 100 метров приспустились без страховки по конгломератно-осыпному склону 20-30 градусов, после чего вышли на обнажившийся участок бараньих лбов крутизной 25-30 градусов. Обычно, судя по отчетам, это место покрыто снегом и спокойно проходится ногами, но нам в сложившейся обстановке на спуске показалось не лишним организовать здесь перильную страховку. Провесили на этом участке 50 метров косых перил влево-вниз с закреплением на скальном выступе (последний спускался по сдвоенной веревке с последующим сдергиванием). Далее осторожно приспустились ногами 20 метров по конгломератно-осыпному склону 30-35 градусов до 40-градусного снега, по которому на 3 такта спустились еще 30 метров до осыпного островка с выполаживанием, на котором связались и в связках ушли траверсом налево по закрытому леднику 20-25 градусов (фото 21), выйдя через 300 метров на скально-осыпной отрог (фото 19). Время 12.00.

Далее налево-вниз уводит осыпной склон (мелкая и средняя осыпь от 20 до 30 градусов со снежником в средней части спуска), по которому можно без проблем спуститься до выполаживания у слияния Северного и Западного истоков ледника Башхаауз. Развязавшись, мы справились с этой задачей за час (фото 22 - 24) и в 13.20 остановились на обед на леднике (вода из ледниковых трещин). Этот участок идеально подходит для спуска. Подъем в обратном направлении, возможно, будет более трудозатратным по сравнению с классическим подходом по леднику Башхаауз.

Обедать закончили в 15.40 и, подавив в себе желание поставить палатки на удобных ровных площадках неподалеку, продолжили спуск по леднику Башхаауз к упоминаемому во многих отчетах озеру в кармане левобережной морены ледника Башхаауз. За полчаса дошли до небольшой речушки (фото 25), питающейся от Северного истока ледника Башхаауз, которую сильные перешли вброд, а умные - по ледовому мосту чуть выше по течению. После переправы за два коротких перехода (25 + 20 минут) дошли до стоянок у вышеупомянутого озера в кармане морены (фото 27), перевалив по пути через отрог, идущий от вершины Двух бойцов. Отрог огибается по осыпи под скалами, далее появляется тропа по гребню левобережной морены ледника Башхаауз, которая потом сворачивает налево в карман морены и выводит к озеру (фото 28). В 17.30 остановились на ночлег, высота 3050 м. Место у озера очень приятное, но хороших площадок под палатки не так уж много, от силы 3 - 4.

Общий дневной километраж: 4,8 км. Общее ходовое время за день: 07:20

Набор высоты 220 м, сброс высоты 886 м.

Фото 9. Красным цветом обозначен путь подъема нашей группы на перевал Дыхниауш с ледника Безенги, зеленым цветом - пути подъема двух альпинистских групп, идущих параллельно.

Фото 10. Прохождение бергшрунда при подъеме на перевал Дыхниауш со стороны лед. Безенги.

Фото 11. Провешивание перил при подъеме на пер.Дыхниауш со стороны лед.Безенги.

Фото 12. Подъем на перевал Дыхниауш со стороны лед.Безенги.

Фото 13. Группа на перевале Дыхниауш, вид на юго-запад. На заднем плане вершина Шхара Восточная.

Фото 14. Начало спуска на лед. Башхаауз с перевала Дыхниауш от тура на седловине перевала.

Фото 15. Начало спуска на лед. Башхаауз с перевала Дыхниауш.

Фото 16. Первая перильная веревка на спуске с перевала Дыхниауш на лед. Башхаауз.

Фото 17. Вторая перильная веревка на спуске с перевала Дыхниауш на лед. Башхаауз.

Фото 18. Вторая перильная веревка на спуске с перевала Дыхниауш на лед. Башхаауз, выводящая на осыпную полку.

Фото 19. Путь перехода через скально-осыпной отрог при спуске с пер.Дыхниауш на лед.Башхаауз.

Фото 20. Спуск с перевала Дыхниауш на лед.Башхаауз. Прохождение снежного участка на три такта после третьей перильной веревки.

Фото 21. Путь спуска с перевала Дыхниауш на лед.Башхаауз. Красным пунктиром обозначены участки, пройденные без страховки на личной технике либо в связках с одновременной страховкой. Зеленая линия - участок, где была провешена третья веревка перил.

Фото 22. Спуск с перевала Дыхниауш на ледник Башхаауз. Заключительная часть спуска со скально-осыпного отрога к слиянию Северного и Западного истоков ледника Башхаауз.

Фото 23. Спуск с перевала Дыхниауш на ледник Башхаауз. Заключительная часть спуска со скально-осыпного отрога к слиянию Северного и Западного истоков ледника Башхаауз.

Фото 24. Спуск с перевала Дыхниауш на ледник Башхаауз. Заключительная часть спуска со скально-осыпного отрога к слиянию Северного и Западного истоков ледника Башхаауз.

Фото 25. Нижняя часть спуска с перевала Дыхниауш на ледник Башхаауз. Красная линия - путь, фактически пройденный группой. Зеленый пунктир - классический вариант спуска по леднику.

Фото 26. Средняя и нижняя части спуска с перевала Дыхниауш на лед. Башхаауз. Красный цвет - путь, фактически пройденный группой. Зеленый цвет - классический вариант спуска по леднику.

Фото 27. Путь спуска по левой морене ледника Башхауз к стоянкам у озера (красный треугольник). Вид вниз по долине.

Фото 28. Путь спуска по левой морене ледника Башхауз к стоянкам у озера. Вид вверх по долине от озера в левобережной морене ледника Башхаауз.

День четвертый, 5 августа 2020 (лед. Башхаауз - ледник Дыхсу).

Почему-то нам казалось, что сегодня предстоит легкий день. Проснулись в 07.00. Неспешно позавтракали, постирались, просушились, искупались. Вышли в 10.30. От озера тропа продолжает спускаться по карману левобережной морены ледника Башхаауз (фото 30), через 20 минут упираясь в скальные выходы, которые можно обойти как слева сверху по скальным полкам, так и справа снизу по конгломерату (фото 31), после чего тропа вновь появляется и выводит на зеленые террасы с небольшим полуозерцом-полулужей, где также возможны стоянки. Потом еще 20 минут по траве до ручья.

Перешли ручей и продолжили спуск по его левому берегу. Возможно, переходить ручей не стоило, а надо было забирать правее, уходя траверсом на гребень левобережной морены. Но мы проскочили вниз левее от ручья и вскоре (минут через 10) вышли к началу бараньих лбов. Разведка показала, что между бараньих лбов можно найти проход, но спуск приведет в русло ручья, в нижней части которого хотя и не просматривался, но угадывался скальный каньон, в который лезть явно не стоило (эти предположения потом подтвердились: с ледника было хорошо видно, что ручей обрывается вниз по скалам крутым водопадом - так что спускаться по руслу ручья точно не надо, как бы заманчиво это ни казалось сверху). Подняли еще раз описания, из которых следовало, что в какойто момент надо спускаться с левобережной морены на ледник Дыхсу (другое название - ДыхКотю-Бугойсу). В каком именно месте это делать, точных наводок нигде не давалось, поэтому пришлось действовать интуитивно.

За 10 минут спустились по траве в русло ручья и далее траверсом без потери и без набора высоты за 10 минут вышли по траве (25 градусов) на гребень левобережной морены ледника Дыхсу (фото 33), после чего еще раз предприняли разведку возможных путей спуска на ледник.

Левобережная морена обрывается на ледник Дыхсу довольно крутыми (30-35 градусов) конгломератными склонами. Но в одном месте был найден приемлемый (хотя камнеопасный и крайне неприятный) вариант спуска (фото 34). Спускались плотной группой (фото 35), стараясь не спускать друг на друга камни и подрубая ледорубами ступени в конгломерате в наиболее проблемных и крутых местах. Спуск по конгломерату с морены на ледник занял 40 минут.

Спустившись с морены, после привала еще 40 минут спускались по левому борту ледника Дыхсу (открытый ледник с уклоном 5-8 градусов), в конце сместившись направо к зачехленной центральной части ледника, где в 14.00 остановились на обед (до 15.20).

Послобеда полчаса спускались по границе срединной зачехленной части ледника (справа) и открытой части ледника (слева), после чего сделали очередную разведку. Разведка показала, что дальше возможен как спуск с выходом в карман левобережной морены ледника Дыхсу, так и пересечение ледника на его правый борт. Мы выбрали второй вариант, т.к. этот путь выводил нас к началу подъема на ледник Айлама, что было более логичным с точки зрения дальнейшего маршрута.

За полчаса пересекли зачехленный ледник Дыхсу на правый борт (фото 37). При спуске в ранклюфт пришлось надеть кошки, чтобы преодолеть 20 метров открытого льда 20-25 градусов. От ранклюфта по осыпям за 5 минут вышли к истоку реки Дыхсу (довольно мощному, особенно в конце жаркого дня). От переправы отказались. После очередной разведки за 10 минут подошли к бараньим лбам между рекой Дыхсу и правым бортом ледника Дыхсу. Спуск по бараньим лбам занял еще 10 минут (фото 38), ниже перешли через реку Дыхсу по ледовому мосту (река в этом месте уходит под ледник, фото 39) и за 20 минут поднялись на травянистые террасы правого борта долины Дыхсу (фото 39, 40). По травянистым террасам ушли направо под нижнюю часть ледопада Айлама, напротив которого через 20 минут встали на ночлег (травянисто-песчаные площадки на высоте 2250 метров, время 17.50). Найденные стоянки можно бы было уверенно рекомендовать (фото 41), когда бы не одно «но»: воду удалось найти с большим трудом в каком-то «умирающем» мутном ручейке (ночью он окончательно пересыхает), а снега или льда поблизости не наблюдалось.

День оказался не таким уж расслабленным, как предполагалось, несмотря на небольшое пройденное расстояние. Планируя переходы по низовьям ледника Дыхсу (и уж тем более - из опыта прошлых походов - еще ниже по долине реки Дыхсу), не стоит надеяться проскочить эти участки быстро и легко. Много времени уходит на разведки, да и сам характер рельефа побуждает оставаться в тонусе.

Перевал Дыхниауш это классика Центрального Кавказа. На наш взгляд, присвоенная перевалу категория (2Б) полностью оправданна. При прохождении перевала впервые могут возникнуть сложности с поиском оптимального пути прохода по юго-восточному склону перевала. Многие технические участки можно пройти без перил, но для этого требуется хорошая личная техника от всех участников.

Общий дневной километраж: 7 км.

Общее ходовое время за день: 04:30 (без учета разведок). Набор высоты 95 м, сброс 904.

Фото 29. Группа в кармане левобережной морены лед.Башхаауз после прохождения пер. Дыхниауш

Фото 30. Лагерь у озера на высоте 3050 м в кармане лев.морены ледника Башхаауз и линия дальнейшего спуска к леднику Дыхсу.

Фото 31. Группа спускается по лев.морене ледника Башхаауз после прохождения пер.Дыхниауш

Фото 32. Перевал Карабин.ру, вид со стороны ледника Дыхсу.

Фото 33. Линия перехода на ледник Дыхсу с его левобережной морены.

Фото 34. Линия спуска на ледник Дыхсу с его левобережной морены.

Фото 35. Спуск на ледник Дыхсу с его левобережной морены.

Фото 36. Группа спускается по леднику Дыхсу после прохождения пер.Дыхниауш. Вид вверх по долине.

Фото 37. Группа пересекает ледник Дыхсу с левого борта на правый. Вид вниз по долине.

Фото 38. Группа спускается по бараньим лбам вдоль правого борта ледника Дыхсу.

Фото 39. Группа пересекает реку Дыхсу в ее верховьях по ледовому мосту. Красным цветом обозначен путь выхода на травянистые террасы по правому борту ледника Дыхсу.

Фото 40. Группа поднимается на травянистые террасы правого борта ледника Дыхсу. Красным пунктиром обозначен путь прохода по правому борту ледника Дыхсу через бараньи лбы и реку Дыхсу.

Фото 41. Лагерь на фоне нижней ступени ледопада Айлама, установленный на площадках 2250 м в месте слияния ледников Дыхсу и Айлама.

Перевал Фытнаргин (3А, 3770 м)

Координаты: N 42,93818 E 43,23669

Район: Центральный Кавказ, Фытнаргинский отрог.

Соединяет ледник Фытнаргин и ледник Айлама.

Характер препятствия: снежно-ледовый.

Пройден с северо-запада на юго-восток.

Описание дается от слияния ледников Дыхсу и Айлама до стоянок 2850 м на левобережной морене ледника Фытнаргин.

Необходимое снаряжение: каски, обвязки, основные веревки 9-10 мм, кошки, ледорубы, ледобуры, петли, карабины. Рекомендуется пара ледовых инструментов на группу для более комфортной работы лидера.

День пятый, 6 августа 2020 (лед. Дыхсу - лед. Айлама до высоты 3080 м).

Подъем в 4.00, выход в 06.10. За 20 минут по осыпному склону 20-25 градусов подошли под бараньи лбы слева от ледопада Айлама (фото 42). Далее сместились под лбами в ранклюфт налево по ходу (пришлось преодолеть участок скального траверса около 5 метров с простым лазанием, обошлись без страховки фото 43). По левому ранклюфту за 2 перехода (30 + 30 минут) поднялись на плато между 1й и 2й ступенями ледопада Айлама. Ранклюфт полностью растаял, выглядит безопасным. Передвижение в основном по средней и крупной осыпи 20 30 градусов (фото 44), иногда встречаются участки простых скал до 35 градусов, проходимые без страховки на личной технике (фото 45).

Выше первой ступени ледопада за 15 минут пересекли ледник Айлама с левого борта на правый (ледник ровный и открытый, местами зачехленный, в связках нет необходимости). Изначально мы планировали обходить вторую ступень ледопада по пути, рекомендованному Михаилом Голубевым (по скально-осыпным полкам правого борта, фото 46). Но еще в процессе движения заметили, что там уже спускается группа туристов. Наладили с ними голосовую связь. Выяснилось, что это группа из турклуба МГУ. Они нам сообщили, что на Фытнаргине «хорошо». Мы им поверили. Сейчас ребята немного отклонились от линии, рекомендованной М.Голубевым, и провешивали спуск перильными веревками. Им оставалась еще как минимум одна веревка до выполаживания, и это могло затянуться достаточно надолго. Из соображений безопасности (не своей, а московских коллег) мы не могли начать движение по скалам, т.к. наш путь проходил бы над московской группой и мы могли нечаянно спустить на них камни. Ждать не хотелось, да и вариант обхода по скалам выглядел не таким уж радужным, как представлялось, поэтому мы приняли решение попробовать пройти по льду правого борта (фото 47, 48).

Надели обвязки и кошки, связались и двинулись в направлении правой нижней части второй ступени ледопада Айлама. За 30 минут по пологому открытому льду 10-20 градусов дошли до ледового лба крутизной 45-50 градусов. Потратили около 20 минут на разведку, в результате которой нашелся оптимальный путь дальнейшего прохода. Пришлось провесить 70 метров перил (фото 49) для преодоления крутого участка (лидер работал налегке, а потом спускался за рюкзаком). На организацию и преодоление перил ушло 1 час 20 минут (с 10.00 до 11.20).

Выше ледового лба следовал участок выполаживания под нависающими сераками, по которому можно было перейти на скально-осыпной правый борт долины. Это короткий (около 100 метров по протяженности), но объективно опасный участок, грозящий ледовыми обвалами с сераков (фото 50). Связка лидеров быстро его перебежала и оперативно провесила 20 метров перил на скальноледовом участке (внизу трехметровая стеночка 80 градусов, далее лед до 60 градусов) для выхода на правый осыпной борт долины. Остальные участники по команде перебегали ледовую полку по одному и поднимались по перилам (фото 50). Перильный участок был также потенциально опасен сходом вытаявших из льда камней, но, к счастью, во время нашего прохождения все было спокойно. Более безопасным и быстрым будет все же вариант обхода второй ступени ледопада, рекомендованный М.Голубевым (фото 46).

Собравшись на осыпном склоне правого борта в 12.30, за 15 минут поднялись по пологой осыпи на травянисто-осыпную полку под скалами. Далее за 30 минут прошли ступень бараньих лбов (сначала по травянисто-осыпному склону 20-25 градусов, потом по простым пологим 20-градусным скалам фото 51) и вышли к ручью, стекающему из-под перевала Дыхсу. Здесь устроили обед с 13.30 до 15.10 (фото 52).

После обеда траверсом без потери высоты по моренным валам за 10 минут вышли на открытый лед правого борта ледника Айлама (выше второй ступени ледопада) и потом по льду за 30 минут дошли до поворота к перевалу Фытнаргин (фото 54, 56). В этом месте (N 42,94844, E 43,22663, высота 3080 м) обнаружился небольшой моренный гребешок, удобный для обустройства площадок под палатки (фото 56), поэтому в 15.50 решили встать здесь лагерем, не дойдя 30-40 минут до планового места ночлега, где площадки пришлось бы вырубать во льду по причине отсутствия снега.

Общий дневной километраж: 4,8 км. Общее ходовое время за день: 06:20 Набор высоты 900 м, сброс 80 м.

Фото 42. Начало подъема по левому борту ледопада Айлама от ледника Дыхсу.

Фото 43. Участок траверса по скале при выходе в ранклюфт лев.борта первой ступени ледопада Айлама (при подходе к перевалу Фытнаргин со стороны лед.Дыхсу)

Фото 44. Обход первой ступени ледопада Айлама по левому ранклюфту при подъеме к перевалу Фытнаргин (осыпной участок).

Фото 45. Обход первой ступени ледопада Айлама по левому ранклюфту при подъеме к перевалу Фытнаргин (скальный участок).

Фото 46. Прохождение второй ступени ледопада Айлама. Красным цветом обозначен наш путь подъема по правому борту ледопада. Зеленым цветом обозначен вариант, предложенный в 2009 году М.Голубевым (по скально-осыпным полкам правого борта долины). Бирюзовым цветом обозначена линия спуска встреченной нами группы туристов из МГУ под руководством М.Назарова. Пунктиром обозначены участки движения без страховки или с одновременной страховкой в связках, сплошные линии - участки перил.

Фото 47. Вид снизу на вторую ступень ледопада Айлама. Красным цветом обозначен наш путь подъема по правому борту ледопада. Зеленые сплошные линии - участки перил.

Фото 48. Группа подходит ко второй ступени ледопада Айлама. Красным цветом обозначен наш путь подъема по правому борту ледопада. Зеленая линия - участок перил.

Фото 49. Связка лидеров начинает провешивать первую перильную веревку при подъеме по второй ступени ледопада Айлама.

Фото 50. Прохождение второй ступени ледопада Айлама на подъем. Заключительный выход с ледника на осыпные склоны правого борта долины. Красный пунктир - линия прохода по ледовой полке под сераками. Зеленая линия участок перил при подъеме по ледовому лбу. Кружками обведены фигуры участников.

Фото 51. Скально-осыпной участок после выхода со второй ступени ледопада Айлама на правый осыпной борт долины.

Фото 52. Место обеда на моренах правого борта ледника Айлама выше второй ступени ледопада Айлама - у ручья, стекающего с перевала Дыхсу.

Фото 53. Вид на перевалы Памяти и Крумкольский провал со стороны ледника Айлама.

Фото 54. Подход к перевалу Фытнаргин по правому борту ледника Айлама (участок выше второй ступени ледопада Айлама).

Фото 55. Вид на перевал Карабин.ру со стороны ледника Айлама.

Фото 56. Группа на подходе к перевалу Фытнаргин со стороны ледника Айлама. Красным треугольником обозначено место ночевки на леднике Айлама.

День шестой, 7 августа 2020 (ледник Айлама - перевал Фытнаргин - ледник Фытнаргин).

Подъем в 04.00, выход в 06.10. За 40 минут поднялись по открытому льду (20 градусов) до высоты 3330 м, придерживаясь правого борта ледника Айлама со смещением к перевальному взлету перевала Фытнаргин в конце подъема (фото 57, 58). Далее в связках по закрытому леднику с редкими трещинами подошли за 30 минут под нижний бергшрунд (высота 3490 м). Бергшрунд преодолевается по ледовой пробке (фото 59). На этом участке провесили 45 метров перил (60-70 градусов стенка берга протяженностью 6 метров, выше ледовый склон от 40 до 30 градусов).

Выше нижнего бергшрунда склон выполаживается. Здесь по закрытому леднику 20-25 градусов подошли за 30 минут в связках под второй бергшрунд (фото 60), который преодолевается по снежному мосту. Отсюда непрерывно до перевальной седловины начали вешать перила (фото 61, 62). Лидер начал работать в 08.55 (с частично разгруженным рюкзаком), вся группа собралась на перевале в 12.25 (фото 63). Получилось 5 с половиной веревок (50 + 50 + 45 + 45 + 50 + 30 метров). На всем протяжении - открытый лёд средней крутизной 35-40 градусов, до 45 градусов в наиболее крутой части. На седловине обнаружили записку группы из Горного турклуба МГУ под руководством М.М.Назарова (без указания даты, но, судя по всему, от 06 августа 2020, за день до нас, т.к. именно эту группу мы встретили при подъеме по леднику Айлама: они спускались нам навстречу после прохождения перевала Фытнаргин). Записку забирать с собой не стали (лишь сфотографировали), т.к. в ней содержалось послание следующей за нами группе Александра Новоселова (тоже из турклуба МГУ).

Фактически, у перевала Фытнаргин можно выделить три седловины. Согласно отчетам, туристы в разные годы выбирают разные из них, в зависимости от снежно-ледовой обстановки и других факторов. Мы выбрали среднюю седловину, отделенную сверху от соседних двумя скальными островками. Этот путь выглядел абсолютно безопасным от камней, сходящих по боковым частям перевального взлета, и не вызывал сомнений.

В 13.00 начали спуск в связках с одновременной страховкой по фирновому склону крутизной от 30 до 20 градусов. За 5 минут спустившись до выполаживания, продолжали движение вдоль левого борта ледника (фото 64, 65). Пару раз поддавались соблазну пересечь ледник направо (при просмотре сверху он казался почти идеально ровным), но каждый раз упирались в огромные протяженные разломы (фото 66) и возвращались обратно к левому борту. Через два перехода (60 + 40 минут, на всем протяжении многочисленные закрытые трещины) остановились на обед на высоте 3340 м (вода из ледового ручейка).

После обеда, лавируя между закрытых трещин или проходя их по снежным мостам, прошли еще 40 минут вниз по левому борту ледника Фытнаргин (мимо взлета на перевал Катюша) и уперлись в ранклюфт левого борта на повороте ледника на юго-восток. Справа от ранклюфта ледник обрывался ледопадом, поэтому пришлось спускаться по ранклюфту. В верхней части он осыпной (сняли кошки и 10 минут спускались плотной группой по неприятной подвижной осыпи среднего размера фото 67), потом начинается открытый лед 30 градусов (фото 68), где провесили 50 метров перил до выполаживания (последний участник спустился с нижней страховкой на промежуточных бурах).

Далее ледник делает поворот на северо-восток и становится открытым. Очень много поперечных трещин, но они перепрыгиваются или обходятся. На этом участке мы шли индивидуально без страховки, сместившись сначала от левого борта ближе к центру ледника (фото 69), а потом опять забирая налево (фото 70). За два перехода (25 + 25 минут) к 19.00 дошли до левобережной морены, где встретились с группой ростовчан (идущих в противоположном направлении), разровняли площадки и остановились на ночлег (высота 2845 м).

Если не принимать во внимание подходы (как со стороны ледника Айлама, так и по леднику Фытнаргин), то перевал Фытнаргин можно бы было назвать переоцененным на полкатегории (сам перевальный взлет соответствует классической 2Б, а никак не 3А). Но с учетом непростых и длительных подходов с обеих сторон, сопряженных с неоднозначным выбором пути и требующих организации страховки на отдельных участках (в том числе перильной), считаем, что перевалу всетаки следует сохранить категорию 3А (при условии прохождения ледопада Айлама). Перевал красивый и интересный. Нам он понравился, и мы его однозначно рекомендуем для прохождения, в том числе в качестве первой разминочной 3А в походе. Если проходить перевал, минуя ледопад Айлама (например, в рамках кольца «пер.Курортный - пер. Катюша/Дыхсу - пер.Фытнаргин - пер. Шаривцек Северный» либо после или перед перевалом Карабин.ру), то его следует оценивать как твердую 2Б, но не более того.

Общий дневной километраж: 9,6 км. Общее ходовое время за день: 10:00 Набор высоты 760 м, сброс 958 м.

Фото 57. Группа на леднике Айлама на фоне перевала Фытнаргин. Красной линией обозначен наш путь подъема.

Фото 58. Путь подъема на перевал Фытнаргин от ледника Айлама. Красный пунктир одновременное движение в связках. Зеленые линии участки перил.

Фото 59. Подъем на пер.Фытнаргин со стороны лед.Айлама. Перильная веревка через нижний бергшрунд.

Фото 60. Подъем на пер.Фытнаргин со стороны лед.Айлама. Связка лидеров начинает провешивать перила через верхний бергшрунд.

Фото 61. Подъем на пер.Фытнаргин со стороны лед.Айлама. Перильная веревка через верхний бергшрунд.

Фото 62. Подъем на пер.Фытнаргин со стороны лед.Айлама. Выход на перевальную седловину.

Фото 63. Группа на перевале Фытнаргин с видом на ледник Фытнаргин.

Фото 64. Путь спуска с перевала Фытнаргин на ледник Фытнаргин.

Фото 65. Путь спуска с перевала Фытнаргин по леднику Фытнаргин. Красным цветом обозначен фактический путь нашей группы, зеленым цветом рекомендуемая линия движения.

Фото 66. Гигантские разломы на леднике Фытнаргин. Вид вниз по леднику в сторону реки Карасу.

Фото 67. Спуск с перевала Фытнаргин по леднику Фытнаргин. Движение по левому ранклюфту, осыпной участок.

Фото 68. Спуск с перевала Фытнаргин по леднику Фытнаргин. Движение по левому ранклюфту, перильная веревка на ледовом участке.

Фото 69. Спуск с перевала Фытнаргин по леднику Фытнаргин (нижняя часть ледника) в направлении перевала Курортный.

Фото 70. Спуск с перевала Фытнаргин по леднику Фытнаргин (нижняя часть ледника) в направлении перевала Курортный. Красным треугольником обозначено место ночевки на лев.морене.

Фото 71. Лагерь на левобережной морене ледника Фытнаргин. Красной линией обозначен путь прохода по нижней части ледника после спуска с перевала Фытнаргин.

Перевал Курортный, 1А, 2768 м (N 42,94631 E 43,31768)

Центральный Кавказ, Фытнаргинский отрог.

Соединяет долину реки Карасу (д.р.Лькези) с ледником Фытнаргин.

Характер препятствия: травянисто-осыпной.

Пройден с запада на восток.

Описание дается от левобережной морены ледника Фытнаргин (высота 2845 м) до гостиного дома «Уштулу» в долине реки Карасу.

Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки или ледорубы. При наличии наледи могут потребоваться кошки на участке подъема по конгломерату с ледника Фытнаргин на правобережную морену или при спуске на этом участке в противоположном направлении.

День седьмой, 8 августа 2020 (ледник Фытнаргин - перевал Курортный - д.р.Лькези - д.р.Карасу).

Подъем в 06.00, выход в 08.15. За 30 минут пересекли ледник Фытнаргин с левого борта на правый (фото 72). Шли в кошках, но не связываясь. Ледник открытый, трещин довольно много, но они не широкие и либо обходятся, либо перепрыгиваются.

За 35 минут по конгломерату поднялись на травянисто-осыпную полку в кармане правобережной морены лед.Фытнаргин (фото 73). Крутизна склона на этом участке - 30-35 градусов, потенциально камнеопасно, поднимались плотной группой, стараясь не находиться друг под другом (фото 74).

Далее по узкой тропке, идущей сначала по моренному гребешку, а потом спускающейся в карман правобереженой морены, за 10 минут вышли к травянистому склону 20 градусов, выводящему на седловину перевала Курортный (фото 75). Подъем по траве до седловины занял еще 10 минут. Собрались на седловине в 10.00 (фото 76).

Седловина перевала широкая травянистая, воды нет. Тур в центральной части седловины. Сняли записку турклуба «Планета» из Ростова-на-Дону от 07.08.2020 (руководитель Алексей Роньжин).

Спуск начали в 10.35 по травянистому склону (крутизна которого увеличивается от 15 градусов в верхней части до 35 градусов в средней части). В средней и нижней части склон покрыт зарослями мелкорослого рододендрона. Тропы нет, но в траве читается след от прошедших до нас групп туристов. Сначала спускались по центральной части склона, в середине спуска стали забирать правее, чтобы пропасть в проход между бараньими лбами (фото 77). Спуск частично проходит по каменистым руслам пересохших ручьев, но кое-где есть вода (скользко, надо быть очень осторожными). В 11.50 спустились к реке Лькези (60 минут ходового времени и 15 минут остановка на привал с проведением разведки). У реки остановились на обед на зеленой лужайке, высота 2350 м. В 150 метрах ниже по течению реки на ее левом берегу есть чистый родник из-под прижима (N 42,94610, E 43,32844). В самой реке вода грязная и мутная, а в ближайшем ручье воду пить небезопасно, т.к. тут же пасется скот.

По левому берегу реки Лькези идет хорошая тропа. После обеда мы за 25 минут дошли по ней до погранзаставы (ниже впадения реки Лькези в реку Карасу). Проверка документов заняла около 15 минут.

От погранзаставы за 2 минуты спустились по тропе к мосту через реку Карасу, перешли на правый берег реки и вышли на грунтовую автомобильную дорогу, уходящую вниз к поселку Верхняя Балкария. По дороге вдоль правого берега реки Карасу за 40 минут дошли до верхней гостиницы «Уштулу» (контактный телефон 89280843624) на левом берегу реки Карасу (это отворот от дороги на Верхнюю Балкарию, мост через реку Карасу находится непосредственно перед гостиницей фото 79). Мы не знали о существовании этой гостиницы, наша заброска по договоренности с принимающей стороной была оставлена ниже, в гостином доме «Уштулу» (из-за одинаковых названий, эти две гостиницы можно перепутать).

Позвонили в гостиный дом «Уштулу» (http://ushtulu.ru/, тел. +7 928-691-16-16) по спутниковому телефону. Выяснилось, что у них все комнаты заняты, поэтому решено было остаться на две ночи в верхней гостинице, где имелись в наличии свободные комнаты на 4 и 5 человек. За заброской в гостиный дом «Уштулу» сходили налегке (путь вниз по дороге занял 50 минут, а обратно часть группы вернулась вместе с заброской на автомобиле, с водителем которого удалось с большим трудом договориться, а часть вернулась пешком за 1 час 10 минут).

Перевал Куротный соответствует категории 1А, но на конгломератном участке перехода с ледника Фытнаргин на его правобережную морену надо быть очень аккуратными, чтобы не спустить друг на друга камни. Спуск с перевала на восток по рододендроновому стланнику тоже совсем не «курортный» и побуждает оставаться в тонусе. Рекомендуется использовать ледоруб вместо треккинговых палок, чтобы была возможность задержаться в случае срыва.

Общий дневной километраж: 11,2 км. Общее ходовое время за день: 04:40 Набор высоты 239 м, сброс 1206 м.

Фото 72. Путь спуска по нижней части ледника Фытнаргин после прохождения перевала Фытнаргин и путь пересечения ледника Фытнаргин с левого борта на правый в направлении перевала Курортный. Красным треугольником обозначено место ночевки на лев.морене лед.Фытнаргин.

Фото 73. Путь подъема на пер.Курортный со стороны лед.Фытнаргин.

Фото 74. Подъем по конгломератному склону на правобережную морену лед.Фытнаргин.

Фото 75. Группа движется по правобережной морене ледника Фытнаргин в направлении перевала Курортный. Красной линией обозначен путь дальнейшего подъема на перевал Курортный.

Фото 76. Группа на перевале Курортный с видом в д.р.Карасу.

Фото 77. Путь спуска с перевала Курортный в д.р.Лькези.

Фото 78. Группа спускается по д.р.Лькези в направлении слияния рек Лькези и Карасу.

Фото 79. Группа спускается по дороге по правому берегу реки Карасу в направлении гостиницы«Уштулу».

День восьмой, 9 августа 2020 (дневка в гостинице «Уштулу» в долине реки Карасу).

Сегодня по плану дневка.

Питание по меню в гостинице не предлагают (это касается также и гостиного дома «Уштулу», расположенного ниже по долине). Готовить необходимо самостоятельно из своих продуктов. Можно это делать на костре (для этих целей мы арендовали за 1000 рублей в день навес с кострищем и большой костровой котел). У хозяйки можно заказать хычины и айран. Удалось купить свежие овощи для салата, но лишь после долгих переговоров. Магазина нет, продукты не купить, пополнить запасы газа тоже нет возможности.

Зато в гостинице есть неплохая баня (при бане имеется горячий душ).

В 15 минутах ходьбы ниже по долине есть источники нарзанов (для этого надо перейти по мосту обратно на правый берег реки Карасу, вернуться на основную автомобильную дорогу и пройти по ней вниз около 700 метров.

Перевал Солдат (1Б, 3630 м)

Координаты: N 42,95214 E 43,42958

Район: Центральный Кавказ, Штульская перемычка.

Соединяет долину рек Ахсу и Карасу с долиной рек Орсдон и Харес Характер препятствия: осыпной.

Пройден с запада на восток.

Описание дается от гостиницы Уштулу в долине реки Карасу до ледника Доппах.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, горные ботинки. При наличии наледи могут потребоваться кошки.

День девятый, 10 августа 2020 (д.р. Карасу д.р. Ахсу).

Подъем в 06.00, выход в 08.40. Перешли по мосту на правый берег реки Карасу и за 30 минут дошли по автомобильной дороге до уже знакомого погранпоста (чуть ниже слияния рек Лькези и Карасу). Погранпост находится на левом берегу Карасу. Мы не поленились и перешли к нему по мосту на левый берег, но пограничников на месте не оказалось. Вернулись обратно через мост и продолжили путь по дороге по правому берегу реки Карасу (фото 81). Через 30 минут нас догнали пограничники на машине и остановили для проверки документов.

После проверки сделали еще 30минутный переход по дороге и, не доходя примерно полкилометра до впадения реки Ахсу в реку Карасу, свернули с дороги вверх на травянистый склон налево по ходу. Через 150 метров вышли на тропу, поднимающуюся в направлении перевала Рцывашки по травянистым террасам над правым берегом реки Ахсу. Эта тропа, видимо, отходила от дороги чуть раньше, но мы ее проскочили. Идти по руслу реки Ахсу не стоит, т.к. в нижней части река проходит через скальный каньон с прижимами.

По тропе за 30 минут дошли до коша на правом берегу реки Ахсу. От коша за 35 минут дошли до поворота реки Ахсу на юг, пересекая по пути ручьи, стекающие из-под перевала Рцывашки (на этом участке тропа местами теряется, путь проходит по расширению долины: можно найти места под площадки и встать лагерем при желании).

После поворота реки Ахсу на юг, продолжили путь по травянистым террасам ее правого берега (35 минут), а потом по моренному карману (20 минут), огибая находящиеся слева по ходу моренные валы ледника Безымянный (фото 84).

Потом за полчаса поднялись на моренные валы слева по ходу (осыпной склон 30 градусов, фото 85) и вышли на моренное плато, выводящее к перевалам Солдат и Безымянный. За 15 минут подошли под перевал Солдат и встали лагерем на песчаных площадках не доходя 200 метров до перевального взлета (фото 87), на высоте 3350 метров. Воду брали из ручья, вытекающего из находящегося рядом зачехленного ледника.

Общий дневной километраж: 10,9 км. Общее ходовое время за день: 04:20 Набор высоты 1410 м, сброс 53 м.

День десятый, 11 августа 2020 (д.р.Ахсу пер.Солдат лед.Доппах).

Всю ночь шел дождь. К утру он временно прекратился, появилась видимость. В 7.00 подъем, выход в 09.05. За 20 минут по моренным завалам и деградирующему зачехленному леднику подошли под скалы справа от осыпного кулуара, опускающегося с перевала Солдат. По кулуару (конгломератноосыпной склон 30 градусов) за 1 час 20 минут ходового времени поднялись на перевальную седловину (фото 87, 88, 89). Во время подъема начался дождь, перешедший постепенно в мокрый снег, и не прекращавшийся до конца дня.

В 11.00. группа собралась на перевале Солдат (фото 90). Тур находится в северной части седловины. Сняли записку группы из Петроградского клуба туристов (Санкт-Петербург) от 24 июля 2020 года (руководитель Шаробайко А.В.).

В 11.10. приступили к спуску. Видимость ограниченная, дождь со снегом. Спуск с перевала на восток проходит по мелкой «транспортной» осыпи средней крутизной 20 градусов, спускаться по которой очень удобно (фото 91). За 15 минут спустились до выполаживания, после чего ушли траверсом влево по ходу (фото 92) по травянисто-осыпным террасам и за 10 минут дошли до осыпных морен правого борта ледника Доппах, вдоль которых начали подъем в направлении перевала 50 лет ВЛКСМ. Дождь усилился. Перевалив через пару моренных валов справа налево (орографически), через полчаса подошли к бараньим лбам, выше которых на высоте 3500 метров находится небольшое выполаживание, пригодное для установки палаток. Бараньи лбы обошли справа (фото 93) и через 15 минут под проливным дождем встали лагерем. Время 12.30, высота 3500 м, видимость до 500 метров.

Перевал Солдат является несложной 1Б. Определяющая сторона перевала западная.

Общий дневной километраж: 2,8 км. Общее ходовое время за день: 03:15 Набор высоты 540 м, сброс 380 м.

Фото 80. Вид в долину реки Карасу с перевала Курортный. Красными стрелочками обозначен путь к перевалу Солдат из д.р.Карасу.

Фото 81. Группа на подходе к перевалу Солдат из д.р.Карасу.

Фото 82. Вид на перевал Рцывашки из д.р.Ахсу.

Фото 83. Группа поднимается к перевалу Солдат по долине реки Ахсу.

Фото 84. Путь подхода к перевалу Солдат из д.р.Ахсу.

Фото 85. На подходе к перевалу Солдат из д.р.Ахсу. Вид вниз по долине.

Фото 86. Заключительный участок подхода под перевал Солдат из д.р.Ахсу.

Фото 87. Лагерь под перевалом Солдат со стороны реки Ахсу. Красным пунктиром обозначен путь подъема на перевал.

Фото 88. На подъеме на перевал Солдат со стороны реки Ахсу.

Фото 89. Заключительный участок подъема на перевал Солдат со стороны реки Ахсу.

Фото 90. Группа на перевале Солдат. Вид в д.р.Орсдон.

Фото 91. На спуске с перевала Солдат в долину реки Орсдон.

Фото 92. Путь подхода к перевалу 50 лет ВЛКСМ (с юга) после спуска с перевала Солдат.

Фото 93. Путь подхода к перевалу 50 лет ВЛКСМ со стороны ледника Доппах. Красный треугольник место ночевки на леднике Доппах.

Перевал 50 лет ВЛКСМ (2Б, 4354 м)

Координаты: N 42,97562 E 43,44865 Район: Центральный Кавказ, Основной хребет Суганского хребта.

Соединяет долину реки Псыгансу и восточную ветвь ледника Суган Северный с долиной реки Орсдон и ледником Доппах.

Пройден с юга на север.

Описание дается от ледника Доппах до восточной ветви ледника Суган Северный.

Необходимое снаряжение: каски, обвязки, кошки, ледорубы, ледобуры, основные веревки, станционные петли. Может потребоваться скальное снаряжение для организации точек страховки на скалах с южной стороны перевала (нами были использованы закладные элементы).

День одиннадцатый, 12 августа 2020 (подход под перевал 50 лет ВЛКСМ по леднику Доппах с высоты 3500 м до 4200 м).

Проснулись в 05.15., видимости нет, но стали собираться, надеясь на улучшение. Через час действительно небо прояснилось, в 07.25 вышли. За два перехода (30 + 20 минут) поднялись по осыпному правому борту ледника Доппах (фото 95), после чего пришлось надеть кошки, т.к. начался открытый лед крутизной до 25 градусов. Еще один переход 20 минут (продолжая движение по правому борту ледника), и мы вышли на выполаживание выше нунатака, высота 3750 м, при желании здесь можно встать лагерем). Ледник становится закрытым, пришлось связаться.

По описаниям, далее следовало перейти с правого борта ледника Доппах на левый, но в описаниях не указывалось конкретно, где именно пересекали ледник наши предшественники. Визуально просматривалось два варианта пути (фото 98, 99): один - строго на восток сразу над нунатаком, а потом вверх на север по левому борту, второй - на северо-восток, по снежной ложбине в центре ледопада (там угадывался относительно пологий проход посреди зоны разломов). Мы решили пойти по первому варианту (в восточном направлении, между ледопадом сверху и нунотаком снизу фото 97, 99) и за 50 минут в связках пересекли ледник Доппах с правого борта на левый (есть участки с трещинами, фото 100), но, подойдя к левому краю, уперлись в зону разломов (фото 102 104). Тем не менее, среди них просматривались пути прохода, и за 1 час 15 минут нам удалось подняться на выполаживание (фото 105) выше зоны разломов, не прибегая к использованию перил и закрутив лишь два промежуточных бура. Путь частично проходил по ранклюфту левого борта, частично - по основному телу ледника вдоль его левого края, с пересечением трещин по снежным мостам и лавируя между ними. Крутизна склона составляла от 20 до 35 градусов, ледник везде закрытый. Пройденную нами линию мы не можем назвать оптимальной и рекомендуем присмотреться к альтернативному варианту, обозначенному зеленым цветом на фото 98 (визуальный осмотр снизу и сверху позволяет предположить, что там можно пройти с гораздо меньшими трудозатратами, практически без трещин).

К моменту нашего выхода на выполаживание выше зоны разломов (11.30) погода стала ухудшаться. За 40 минут мы успели по ровному закрытому леднику (придерживаясь ближе к левому борту) подойти под перевальный взлет перевала 50 лет ВЛКСМ (фото 105), после чего повалил снег (продолжавшийся остаток дня и почти всю ночь), видимость снизилась до нескольких десятков метров. Приняли решение вставать лагерем в безопасном месте по центру ледника, в 300-400 метрах от перевального взлета (высота 4200 метров).

Общий дневной километраж: 2,9 км. Общее ходовое время за день: 04:00 Набор высоты 730 м, сброс 25 м.

День двенадцатый, 13 августа 2020 (лед.Доппах пер.50 лет ВЛКСМ восточная ветвь ледника Суган Северный).

За предыдущий день и ночью выпало около 30 см свежего снега, но к утру он прекратился, и небо прояснилось. Подъем в 04.00, выход в 06.25.

За 10 минут подошли в связках под перевальный взлет. Принимая во внимание повышенную лавиноопасность, приняли решение придерживаться следующей линии подъема (фото 106):

• начинать подъем по наиболее крутому ледовому лбу в нижней центральной части взлета (где уже успела сойти лавина и обнажился открытый лед)
  • потом траверсировать под скалами налево по ходу (на этом участке снежный покров держится на крупных скальных блоках и крупноблочной осыпи, что улучшает его сцепление со склоном и, соответственно, существенно уменьшает лавиноопасность)
  • на заключительном участке подъема придерживаться скал слева по ходу, по возможности организовывая на них страховку.

На подъеме было провешено 2 веревки перил по 50 метров каждая: в нижней части через заваленный лавиной бергршрунд и далее по ледовому лбу 35 градусов (крепление на ледобурах) и в верхней части по засыпанному снегом скальному кулуару крутизной 30 градусов (крепление за скальный выступ на перевальной седловине). В промежутке между этими участками шли в связках с одновременной страховкой, организовав 3 промежуточных точки на закладных элементах в скальных трещинах.

Лидер поднялся на седловину в 08.00. В месте выхода на седловину она узкая (приваленный снегом скальный гребень, фото 112), но немного расширяется на запад в направлении вершины Сугантау. Поставить палатки, по нашим оценкам, там будет проблематично. В день нашего прохождения седловина продувалась очень сильным шквальным ветром, заставляющим вжиматься в склон под наиболее сильными порывами. В месте выхода на гребень тур не обнаружили, дальше по гребню искать его не стали, т.к. это потребовало бы организации дополнительной страховки в сложившихся условиях.

Поскольку группа была большая (9 человек), то всем разместиться на седловине было бы крайне проблематично (нам и так пришлось организовывать наверху две отдельных станции на разных скальных выступах, поскольку на каждой из них могло находиться одновременно максимум 3-4 человека). Лидер начал спуск в 08.45, не дожидаясь подъема замыкающего участника, который поднялся к нам через 5 минут. Погода к этому времени снова ухудшилась, видимость почти пропала (с кратковременными прояснениями).

Спуск на север (фото 115) представляет из себя снежно-ледовый склон крутизной 50-45 градусов первые 50 метров и 40 градусов последующие 50 метров. На этом участке провесили 2 веревки перил (в конце нижней веревки - бергшрунд шириной полтора-два метра с ненадежным снежным мостом, через который дюльферяли в положении «лёжа»). Верхняя веревка крепилась за скальный выступ на седловине, вторая веревка на ледобурах. Замыкающий спускался по сдвоенным веревкам с последующим сдергиванием (расходные петли на скальном выступе и в ледовой проушине).

В 11.00 вся группа закончила спуск по перилам, пройдя верхний бергшрунд и сдернув веревки. Далее крутизна склона уменьшается до 25-30 градусов. Спускались в связках с одновременной страховкой, придерживаясь участков, по которым уже сошли лавины, расчистив склон. По пути переползли (в буквальном смысле) еще один бергшрунд и вскоре вышли на пологую часть ледника Суган Северный (ледник закрытый), по которой к 12.00. подошли к седловине перевала Мориса Тореза и встали лагерем, не доходя до седловины 200 метров, поскольку начались снежные заряды, а прогноз погоды на этот день был неутешительным. Высота ночевки 3870 м (N 42,98474, E 43,45495).

Приготовили обед и предприняли разведку путей спуска с перевала Мориса Тореза (результаты которой приводятся ниже в описании перевала М.Тореза). К вечеру распогодилось, но предпринимать спуск с перевала М.Тореза было уже поздно.

Общий дневной километраж: 1,9 км. Общее ходовое время за день: 05:35 Набор высоты 141 м, сброс 478 м.

Перевал 50 лет ВЛКСМ соответствует категории 2Б. Считаем, что последние изменения в Классификаторе, понизившие категорию перевала с 3А до 2Б, были приняты совершенно обоснованно. На 3А перевал никак не тянет. Надо учитывать, что перевал может быть лавиноопасным (с чем мы как раз столкнулись в нашем случае, но, к счастью, основная масса снега успела сойти со склонов в ночь перед нашим прохождением).

Фото 94. Вид с ледника Доппах на перевалы основного Суганского хребта.

Фото 95. Путь подхода к перевалу 50 лет ВЛКСМ от места ночлега на леднике Доппах.

Фото 96. Путь подхода к перевалу 50 лет ВЛКСМ по леднику Доппах.

Фото 97. Путь подъема на перевал 50 лет ВЛКСМ с ледника Доппах. Фото сделано после спуска с перевала Суган на ледник Доппах.

Фото 98. Красным цветом обозначен наш фактический путь обхода зоны разломов при подъеме на перевал 50 лет ВЛКСМ с ледника Доппах. Зеленый цвет альтернативный рекомендуемый путь прохода среди разломов.

Фото 99. Красной линией обозначен наш фактический путь подъема на перевал 50 лет ВЛКСМ с ледника Доппах. Зеленый пунктир альтернативный путь прохода среди разломов. Фото сделано после спуска с перевала Суган на ледник Доппах.

Фото 100. Обход зоны разломов при подъеме на перевал 50 лет ВЛКСМ с ледника Доппах.

Фото 101. Группа поднимается к перевалу 50 лет ВЛКСМ по левому борту ледника Доппах, обходя зону разломов.

Фото 102. Группа поднимается к перевалу 50 лет ВЛКСМ по левому борту ледника Доппах, обходя зону разломов.

Фото 103. Группа поднимается к перевалу 50 лет ВЛКСМ по левому борту ледника Доппах, обходя зону разломов.

Фото 104. Группа поднимается к перевалу 50 лет ВЛКСМ по левому борту ледника Доппах, обходя зону разломов.

Фото 105. Передовая связка подходит к перевалу 50 лет ВЛКСМ по верхнему плато ледника Доппах.

Фото 106. Вид на перевал 50 лет ВЛКСМ от места ночлега на лед. Доппах. Зеленые линии участки перил при подъеме на перевал 50 лет ВЛКСМ. Красный пунктир линия движения в связках.

Фото 107. Связка лидеров начинает провешивать первую веревку перил при подъеме на пер.50 лет ВЛКСМ со стороны лед.Доппах.

Фото 108. Подъем на пер.50 лет ВЛКСМ со стороны лед.Доппах. Одновременное движение в связках со страховкой через промежуточные точки.

Фото 109. Средний участок подъема на пер.50 лет ВЛКСМ со стороны лед.Доппах.

Фото 110. Верхняя веревка перил при подъеме на пер.50 лет ВЛКСМ со стороны лед.Доппах.

Фото 111. Выход на седловину пер.50 лет ВЛКСМ со стороны лед.Доппах.

Фото 112. На седловине пер. 50 лет ВЛКСМ. Вид на запад на вершину Сугантау.

Фото 113. Спуск по перилам на ледник Суган Северный с перевала 50 лет ВЛКСМ.

Фото 114. Прохождение нижнего бергшрунда при спуске на ледник Суган Северный с перевала 50 лет ВЛКСМ.

Фото 115. Лагерь на лед. Суган Северный и путь спуска к нему с перевала 50 лет ВЛКСМ. Зеленая линия участок перил. Красный пунктир движение в связках.

Перевал Мориса Тореза (2Б, 3903 м)

Координаты: N 42,98377 E 43,45762

Район: Центральный Кавказ, хребет Экрздыген в Суганском хребте.

Соединяет восточную ветвь ледника Суган Северный с западной ветвью ледника Нахашбита. Характер препятствия: снежно-ледовый.

Пройден с запада на восток.

Описание дается от восточной ветви ледника Суган Северный (в ее верховьях) до слияния западной и юго-западной ветвей ледника Нахашбита.

Необходимое снаряжение: каски, обвязки, кошки, ледорубы, ледобуры, основные веревки, станционные петли, расходная веревка для спусковых станций.

День тринадцатый, 14 августа 2020 (лед.Суган Северный пер. Мориса Тореза лед.Нахашбита).

Подъем на перевал Мориса Тореза с западной стороны проходит по пологому переметному леднику до 10 градусов крутизной (фото 117) и в верхней части затруднений не представляет (а нижнюю часть мы не проходили, поскольку после спуска с перевала 50 лет ВЛКСМ спустились сразу почти на уровень перевала М.Тореза).

Что касается спуска с перевала М.Тореза на восток, то, глядя сверху, может возникнуть соблазн спуститься по ранклюфту левого борта ледника Нахашбита, однако накануне 13 августа мы предприняли разведку этого варианта (пользуясь образовавшейся из-за непогоды полудневкой) и можем уверенно сказать, что этого делать не стоит, несмотря на обнаруженные на этом участке спусковые петли, говорящие о том, что кто-то по этому пути спускался. Данный вариант сопряжен с повышенной камнеопасностью, а также предполагает выход на скалы левого борта (поскольку в нижней части спуска спускаться по ранклюфту становится крайне опасно из-за обвалов) с провешиванием как минимум 4 перильных веревок по скалам крутизной от 30 до 70 градусов, включая участок скального траверса для выхода на относительно безопасную от камней линию спуска. Поэтому лучше придерживаться проверенных описаний классического пути спуска с перевала на запад по центру ледового склона (которым мы и воспользовались, о чем речь пойдет ниже), хотя сверху этот путь может показаться неочевидным, т.к. верхняя часть седловины на всем протяжении изрезана многочисленными трещинами.

Итак, подъем в 05.00, выход в 06.50, погода с утра хорошая. За 10 минут вышли в связках на перевальную седловину в ее центральной части (пологий заход по закрытому переметному леднику, тур на седловине не обнаружили), далее за 5 минут прошли зону трещин на седловине (переход по снежным мостам, местами - с попеременной страховкой через ледоруб) и немного приспустились вниз до участка, где крутизна склона начинает увеличиваться до 35 градусов. На этом участке ледовый склон становится открытым, приступили к провешиванию перил. Вниз до выполаживания получилось чистых 3 веревки (50+50+45м) по открытому льду (в том числе с прохождением через бергшрунд на третьей веревке), и для подстраховки четвертая веревка 45 метров по снежноледовому склону 20-25 градусов с прохождением через еще один бергшрунд. Перила начали вешать в 07.05, а в 09.00 сдернули последнюю веревку. При выборе спуска старались держаться левее от возможной линии падения сераков, нависающих справа вверху, и в то же время не находиться под вмороженными в лед крупными каменными глыбами слева по ходу (фото 122). В целом, нам это удавалось.

После сдергивания перильных веревок связались и за 30 минут дошли по пологому закрытому леднику до открытой части ледника в направлении его левого борта. На открытом леднике развязались, после чего в кошках за 15 минут спустились по льду 15-20 градусов до очередного выполаживания (движение по левому борту ледника Нахашбита, фото 124).

Далее мы предприняли попытку перейти западную ветвь ледника Нахашбита слева направо - с тем, чтобы потом вдоль ее правого борта спуститься сразу к началу подъема на перевал Доппах. Но попытка оказалась неудачной. Точнее, пересечь ледник нам удалось без проблем (открытый лед почти без трещин), но, выйдя к правому борту, мы натолкнулись на ледовые сбросы, обрывающиеся в камнеопасный ранклюфт. Пришлось вернуться обратно на левый край ледника и продолжать путь по классическим описаниям, т.к. по центру ледника тоже не спуститься: ниже начинается труднопроходимый ледопад.

Путь по левому борту ледника тоже очень скоро перестал быть приятным. Справа по ходу ледопад, единственная возможность прохода по левому ранклюфту западной ветви ледника Нахашбита. Ранклюфт, прямо скажем, камнеопасен (о чем в имеющихся у нас описаниях почему-то не упоминалось, хотя мы бы хотели заострить на этом внимание) фото 129, 130. Мы прошли его без организации страховки, на личной технике, т.к. сочли, что скорость прохождения в данном случае имеет решающее значение для обеспечения безопасности. Но технически менее подготовленная группа, возможно, не обойдется без организации перильной страховки на отдельных участках, поскольку в ряде мест приходится спускаться в кошках по довольно крутым (30-35 градусов) ледовым желобам и преодолевать короткие ледовые стенки до 2-3 метров от 50 до 70 градусов. Вешать перила в этом ранклюфте значит подвергать себя повышенной опасности, поскольку время нахождения на камнеопасных участках заметно увеличится (при этом нельзя забывать про риски перебитых камнями перильных веревок). На спуск по ранклюфту у нас ушло 40 минут. Если вешать перила, то может уйти в 3 раза больше времени.

После прохождения ранклюфта, мы вышли, наконец, на осыпные склоны слева от ледника Нахашбита и по ним за 20 минут дошли до начала бараньих лбов, среди которых, по описаниям, имелся проход, по которому можно спуститься направо на ледник Нахажбита.

Проход действительно нашелся после непродолжительной разведки (фото 132, 133), но на спуск для безопасности повесили 50 метров перил с закреплением на скальном выступе (на подъем, наверное, можно обойтись и без них). Рельеф скально-травянисто-осыпной, крутизной от 35 до 20 градусов. Последний участник спустился по сдвоенным веревкам с последующим сдергиванием. Спуск по перилам занял около 40 минут у всей группы, после чего пешком по осыпным полкам за 5 минут спустились на моренные завалы левого борта ледника Нахашбита.

Перевалили через левобережную морену ледника Нахажбита и за 20 минут пересекли открытый ледник направо в направлении ледопада, спускающегося из-под перевала Доппах. Здесь устроили обед, параллельно надеясь понаблюдать за «поведением» ледопада и ранклюфта слева от него, которые еще при наблюдении сверху внушали серьезные опасения. Но сейчас понаблюдать не удалось, т.к. долину затянуло облаками, видимость исчезла, а через полчаса начался дождь. После обеда приняли решение вернуться на левобережную морену ледника Нахашбита, где были запримечены потенциальные места под палатки. Вернулись также за 20 минут и в 15.00 встали лагерем (фото 134). Высота ночевки 3210 м, N 42,97795, E 43,48224. Дождь продолжался до позднего вечера, и понаблюдать за подъемом на перевал Доппах в этот день так и не удалось.

Перевал Мориса Тореза соответствует категории 2Б. После прохождения определяющего участка с восточной стороны может показаться, что перевал даже слишком простой для своей категории, но, как мы уже писали выше, не стоит расслабляться. Дальнейший спуск по западной ветви ледника Нахашбита совсем непрост, требует вдумчивого выбора пути и максимальной концентрации от всех участников. Не стоит надеяться на его легкое и быстрое прохождение. Хотя, возможно, в более снежное время года (с октября по начало июля) прохождение перевала упростится, но при этом может возникнуть лавинная опасность.

Общий дневной километраж: 4,4 км. Общее ходовое время за день: 05:40 Набор высоты 106 м, сброс 782 м.

Фото 116. Вид на ледник Суган Северный и пер. Мориса Тореза с перевала 50 лет ВЛКСМ.

Фото 117. Лагерь на леднике Суган Северный в 200 метрах от седловины пер.Мориса Тореза. Красной линией показан путь подъема на пер. Мориса Тореза.

Фото 118. Выход на седловину пер. Мориса Тореза с ледника Суган Северный.

Фото 119. Группа на седловине пер.Мориса Тореза. Вид в сторону ледника Нахашбита.

Фото 120. Прохождение зоны трещин на седловине пер. Мориса Тореза при спуске на ледник Нахашбита.

Фото 121. Верхняя часть спуска (в связках) с пер.М.Тореза на лед.Нахашбита.

Фото 122. Спуск с перевала Мориса Тореза на ледник Нахашбита.

Фото 123. Группа на лед.Нахашбита после прохождения определяющего участка спуска с перевала Мориса Тореза. Зеленая линия участок перил (4 веревки), красный пунктир движение в связках.

Фото 124. Путь спуска по западной ветви ледника Нахашбита после прохождения верхнего »перильного» участка спуска с пер. Мориса Тореза.

Фото 125. Группа спускается с перевала Мориса Тореза по левому борту западной ветви лед. Нахашбита. По центру фото ледопад южной ветви лед. Нахашбита, выводящий в цирк пер.Доппах.

Фото 126. Ледопад южной ветви лед. Нахашбита, выводящий в цирк пер.Доппах. На фото видно только орографически левую часть ледопада (правая часть скрыта за нунотаком). Красным цветом обведена труднопроходимая зона разломов в верхней части ледопада.

Фото 127. Увеличенный фрагмент предыдущего фото. Верхняя часть ледопада южной ветви лед. Нахашбита, выводящего в цирк пер.Доппах. Красным цветом обведена труднопроходимая зона разломов. Масштаб по фотографии сложно оценить. По нашим оценкам, ширина наиболее крупных разломов от 7 до 15 метров.

Фото 128. Линия спуска с перевала Мориса Тореза по западной ветви лед.Нахашбита.

Фото 129. Спуск с перевала Мориса Тореза по левому ранклюфту зап.ветви лед.Нахашбита.

Фото 130. Спуск с перевала Мориса Тореза по левому ранклюфту зап.ветви лед.Нахашбита.

Фото 131. Перильная веревка по бараньим лбам при спуске на пологую часть ледник Нахашбита с левого борта его западной ветви.

Фото 132. Линия прохода по бараньим лбам при спуске на пологую часть ледник Нахашбита с левого борта его западной ветви. Зеленый пунктир участок перил.

Фото 133. Путь спуска на пологую часть ледник Нахашбита с левого борта его западной ветви. Зеленая линия участок перил.

Фото 134. Лагерь на левобережной морене ледника Нахашбита в месте слияния его южной, югозападной и западной ветвей. Прямо по центру ледопад южной ветви ледника Нахашбита.

Перевал Суган (3А, 4065 м)

Координаты: N 42.96547 E 43.46099

Район: Центральный Кавказ, основной хребет в Суганском хребте.

Соединяет юго-западную ветвь ледника Нахашбита с ледником Доппах.

Характер препятствия: скально-снежно-ледовый.

Пройден с севера на юг.

Описание дается от слияния западной и юго-западной ветвей ледника Нахашбита до «поляны Тоймази» (альплагерь «Ростсельмаш» в долине реки Харес).

Необходимое снаряжение: каски, обвязки, кошки, ледорубы, ледобуры, основные веревки, станционные петли, скальные крючья, скальные молотки, закладные элементы, расходная веревка для спусковых станций.

День четырнадцатый, 15 августа 2020 (лед. Нахашбита пер.Суган лед.Доппах).

Из-за затяжной непогоды, не дающей возможности полноценно работать на протяжении всего светового дня, к этому времени у нас накопилось отставание от графика на один день. Еще на спуске с перевала Мориса Тореза мы внимательно разглядывали предстоящий путь подъема на перевал Доппах с севера (насколько его можно было просмотреть) и пришли к пониманию, что состояние ледопада на подъеме изменилось в этом году в худшую сторону по сравнению с описаниями (фото 125, 126, 127). Поэтому руководитель уже начал всерьез рассматривать продолжение маршрута по запасному варианту (через перевал Суган), но все же решил попробовать подойти поближе к началу подъема на перевал Доппах и рассмотреть вариант обхода ледопада по скалам слева от ледопада.

Собственно, согласно описаниям, в последние годы на перевал Доппах поднимаются с северной стороны либо по ранклюфту слева от ледопада, либо через скальный отрог слева от ледопада (фото 135). Первый вариант при детальном рассмотрении сверху оценивался нами как крайне опасный возможными ледовыми обвалами. Путь по центру ледопада возможен в нижней части, но выше ледопада начинается зона гигантских разломов, и без спуска во все тот же левый ранклюфт ее никак не обойти в разумные сроки. Поэтому оставалось проверить вариант подъема через скальный отрог.

Проснулись в 02.00, вышли в 04.15. За 30 минут пересекли ледник Нахашбита на юг в направлении ледопада, спускающегося с перевала Доппах, и остановились напротив ранклюфта слева от ледопада. С этого места хорошо просматривался участок подхода по снегу/фирну как под сам ранклюфт, так и под скальный кулуар, по которому обычно поднимаются на скальный отрог слева от ледопада. Даже в ранний утренний час не возникало желания пересекать этот участок склона, черный от сошедших по нему камней (фото 135). По результатам осмотра и принимая во внимание ограниченные временные резервы, руководитель принял решение отказаться от перевала Доппах и продолжать маршрут по запасному варианту через перевал Суган, как по более предсказуемому и гораздо более безопасному.

В 05.00 начали движение в направлении перевала Суган, поднимаясь по юго-западной ветви ледника Нахашбита (фото 136). Держались чуть правее от центра ледника. Ледник открытый, пологий, около 5 градусов. Трещины есть, и не так уж мало. Они обходятся, но времени на это тратится изрядно. Пройдя 30 минут в кошках, но без связок, решили связаться, чтобы не обходить трещины, а проходить их более быстро по снежным мостам.

После еще одного 40-минутного перехода подошли под начало нижней ступени подъема на перевал Суган (открытый лед до 25 градусов). На преодоление этой ступени до следующего выполаживания ушло 50 минут ходового времени (поднимались одновременно в связках ближе к правому борту юго-западной ветви ледника Нахашбита, но в стороне от линии падения сераков справа). Трещин на этом участке совсем немного, и они легко обходятся или переходятся по мостам.

Выше началась зона редких, но больших разломов, которую преодолели за 2 перехода (30 + 40 минут) по снежным мостам, лавируя от центра вправо, потом влево (закрытый ледник крутизной от 5 до 20 градусов).

Далее по закрытому пологому леднику (почти без трещин) за час подошли к очередной ступени подъема, нижняя часть которой подрезана бергшрундом (фото 144, 145). Верхняя часть бергшрунда короткая двухметровая стенка 70 градусов, выше 30 метров 35-градусного льда, еще выше закрытый ледник 25 градусов, выводящий через 70 метров на выполаживание перед заключительным перевальным взлетом перевала Суган. Через бергшрунд и выше повесили 40 метров перил с закреплением на ледорубах (промежуточные точки страховки на ледобурах), далее опять в связках до выполаживания под перевальным взлетом, где через 40 минут все собрались и устроили перерыв на обед с 11.00 до 12.30, во время которого связка лидеров обработала перевальный взлет, провесив 80 метров перил до перевальной седловины (фото 146).

По перилам за 45 минут поднялись на перевал Суган. Перевальный взлет представляет собой ледовый склон до 40 градусов, в нижней части подрезанный бергшрундом с небольшой стенкой 1,5 м 60 градусов, а в верхней части выполаживающийся до 25 градусов (фото 146).

Вся группа собралась на седловине в 13.15 (фото 147). Седловина узкая снежно-ледовая, палатку не поставить. При неудачном раскладе может продуваться ветром, как в аэродинамической трубе, но в нашем случае было относительно спокойно. Тур в западной части на скалах. Сняли записку группы туристов ТК МГТУ им.Баумана от 14.08.2020 (руководитель И.В.Болотин). Судя по времени ухода с перевала, указанному в записке (15 августа 2020 в 07.06), наши предшественники, похоже, провели на перевале сидячую ночевку и покинули его за 6 часов до нас. Не совсем понятно, чем это было вызвано, с учетом того, что они поднялись на перевал 14 августа в 14.14 и при желании легко могли за полчаса спуститься обратно до выполаживания, где можно с удобством поставить палатки на снегу. Но следов от палаток мы не обнаружили ни на выполаживании, ни на самой седловине. В то время как следы их группы наблюдали на всем протяжении подъема (их не до конца засыпало вчерашним вечерним снегом).

В 13.30 мы начали спуск с перевала Суган на ледник Доппах. Провесили 9 веревок перил (фото 148): - первые две веревки по заснеженному скальному кулуару 35-40 градусов (фото 149, 150, 151), с организацией станций на скалах справа и слева от кулуара в стороне от возможной линии падения камней

• следующие шесть веревок по скалам слева от спускового кулуара (средняя крутизна 30 градусов, с участками 70-80 градусов протяженостью по 5-10 метров, фото 152 - 155), придерживаясь генерального направления «налево вниз» (таким образом, на всем протяжении спуска участники не находились друг над другом и не спускали друг на друга камни, но на «косых» дюльферах присутствовал легкий эффект маятника, что, впрочем, не составляет особых неудобств для опытной группы)
  • девятая веревка по скале (30-60 градусов) направо вниз с выходом на снежно-осыпную полку, от которой возможен дальнейший спуск ногами (фото 155).

Все станции крепились на скальных крючьях и якорях, пару раз использовали закладки, две станции удалось организовать на скальных выступах. Замыкающий участник спускался вниз по сдвоенным веревкам со сдергиванием последних. Внизу на снежно-осыпной полке вся группа собралась в 19.10.

По вышеуказанной снежно-осыпной полке прошли 50 метров направо на ледник, потом повернули вниз налево по ходу (пришлось спуститься по неприятному скально-осыпному кулуару протяженностью около 30 метров, крутизна 20-25 градусов) и далее спускались по леднику Доппах (открытый лед 15-20 градусов, местами слегка прикрытый снегом), забирая к его левому борту. По закону подлости, погода, радовавшая нас на протяжении всего дня, к вечеру испортилась, и долину затянуло плотным туманом. Сверху мы успели разглядеть путь дальнейшего спуска, но в тумане чуть промахнулись и вовремя не свернули на морены левого борта, выйдя на ледовый склон с крутизной, увеличившейся до 30 градусов. Пришлось чуть вернуться назад и уйти налево на морены, где нашли локальный безопасный участок выполаживания (фото 156) и уже в глубоких сумерках (19.50) остановились на ночлег. Площадки пришлось обустраивать в темноте. Воду удалось найти в ледниковой трещине неподалеку. Высота ночевки 3560 м, N 42,95892, E 43,45919.

Перевал Суган - хорошая уверенная 3А, позволяющая полноценно поработать как на снежноледовом, так и на скальном рельефе. Но определяющей все-таки является южная скальная сторона перевала. Зато снежно-ледовые подходы с северной стороны перевала очень красивы: с огромными разломами и с висячими ледниками в непосредственной близости. При грамотно выбранной линии и при аккуратном прохождении перевал достаточно безопасен. На что советуем обратить отдельное внимание это на качество оставленных другими группами спусковых петель и забитых крючьев. Некоторые из них совершенно непригодны для использования, некоторые требуют как минимум дублирования и подстраховки своими точками.

На прохождение перевала Суган лучше закладывать два дня, с промежуточной ночевкой на выполаживании к северу ниже перевальной седловины. Мы прошли перевал за один день, с набором высоты 900 метров и сбросом 520 метров по технически сложному рельефу, но для реализации этой задачи нам пришлось выйти в 5 утра на рассвете и закончить работу лишь поздно вечером, впритык успев до темноты. Конечно, большое количество участников (9 человек) не способствует быстроте прохождения перильных участков, особенно на скальном рельефе, но с другой стороны, уровень физической и технической подготовки у всех был достаточно высокий. Наверняка в малой группе можно пройти этот путь быстрее, но это будет тоже непросто.

Общий дневной километраж: 5,7 км. Общее ходовое время за день: 12:30 Набор высоты 890 м, сброс 520 м.

Фото 135. Ледопад южной ветви ледника Нахашбита. Зеленым пунктиром обозначен классический путь обхода ледопада по ранклюфту левого борта, чаще всего используемый при подъеме на перевал Доппах. Бирюзовый пунктир альтернативный путь обхода ледопада через скальный отрог слева от него. Мы отказались от обоих вариантов в виду их повышенной камнеопасности.

Фото 136. Путь подхода к перевалу Суган по леднику Нахашбита.

Фото 137. Путь подъема к перевалу Суган по юго-западной ветви ледника Нахашбита.

Фото 138. Группа на подъеме к перевалу Суган по юго-западной ветви ледника Нахашбита.

Фото 139. Обход трещин при подъеме к перевалу Суган по юго-западной ветви ледника Нахашбита.

Фото 140. Линия подъема к перевалу Суган по юго-западной ветви ледника Нахашбита (в ее средней части).

Фото 141. Обход трещин при подъеме к перевалу Суган по юго-западной ветви ледника Нахашбита.

Фото 142. Линия подъема к перевалу Суган по юго-западной ветви ледника Нахашбита (в ее верхней части).

Фото 143. Линия подъема к перевалу Суган по юго-западной ветви ледника Нахашбита (в ее средней части).

Фото 144. Линия подъема к перевалу Суган по юго-западной ветви ледника Нахашбита (в ее верхней части). Зеленая линия участок перил через бергшрунд.

Фото 145. Прохождение нижнего бергшрунда при подъеме на пер. Суган по юго-западной ветви ледника Нахашбита.

Фото 146. Участок перил при подъеме на перевальную седловину перевала Суган с ледника Нахашбита.

Фото 147. Группа на седловине перевала Суган. Вид на запад.

Фото 148. Путь спуска с перевала Суган на ледник Доппах.

Фото 149. Первая веревка по скально-снежному кулуару при спуске с пер. Суган на лед. Доппах.

Фото 150. Скально-снежный кулуар, уходящий с седловины перевала Суган на ледник Доппах.

Фото 151. Компенсационная станция на трех точках. Спуск с перевала Суган на лед.Доппах, конец второй веревки.

Фото 152. Скальный участок спуска с перевала Суган на ледник Доппах. Третья веревка.

Фото 153. Скальный участок спуска с перевала Суган на ледник Доппах. Пятая веревка и последующая линия спуска.

Фото 154. Скальный участок спуска с перевала Суган на ледник Доппах.

Фото 155. Заключительный скальный участок спуска с перевала Суган на ледник Доппах. Восьмая и девятая веревки.

Фото 156. Лагерь на левобережной морене ледника Доппах. На заднем плане по центру пройденный перевал Суган.

Фото 157. Путь спуска с перевала Суган на ледник Доппах. Красный цвет перила. Зеленый цвет движение без страховки.

Фото 158. Группа на левобережной морене ледника Доппах на фоне пройденного перевала Суган.

Фото 159. Лагерь на лев.морене ледника Доппах и дальнейший путь спуска в д.р.Орсдон.

Фото 160. Путь спуска с перевала Суган на ледник Доппах и далее по его левобережной морене.

Фото 161. Группа движется вниз по левобережной морене ледника Доппах после спуска с перевала Суган.

Фото 162. Панорама Штульской перемычки и Суганского хребта от перевала Солдат до перевала Суган. Вид с левобережной морены ледника Доппах.

День пятнадцатый, 16 августа 2020 (лед.Доппах д.р.Орсдон д.р.Харес альплагерь

«Ростсельмаш» турбаза «Орлиное гнездо»).

Подъем в 7.00, выход в 08.40 без завтрака (позавтракать решили ниже, дойдя до ручья, и заодно просушиться на солнце).

По моренам левого борта ледника Доппах (подвижная и потенциально опасная осыпь среднего размера на ледовой подложке, крутизна от 20 до 30 градусов) за 20 минут осторожно спустились плотной группой до выполаживания (фото 159, 160).

Разделись на солнце и за 25 минут по открытому льду и моренам левого борта ледника Доппах дошли до левого истока реки Орсдон, где с 9.30 до 11.40 остановились на завтрак и просушку вещей.

После завтрака за 40 минут спустились по левому берегу реки Орсдон до следующего выполаживания (фото 163). Характер склона на этом участке травянисто-осыпной, крутизна 2025 градусов, иногда появляется подобие тропы. Есть короткий участок пологих гладких скал 10-15 градусов со стекающими по ним ручейками, на котором надо быть предельно осторожными, чтобы не подскользнуться. Несколько раз пришлось пересечь небольшие конгломератно-осыпные ложбинки и ручьи.

Далее, также придерживаясь левого берега реки Орсдон, по пологой, но изрезанной ложбинами и ручьями травянистой местности дошли за 1 час до слияния рек Орсдон и Мацута (на стрелке рек находится кош, но переправиться к нему вброд через Орсдон желания не возникает). Ближе к слиянию рек появляется, наконец, нормальная тропа, но первые 40 минут пришлось идти по траве и камням. В траве между камнями часто попадаются ямы, которые из-за высокой травы непросто заметить.

От слияния Мацуты и Орсдона (фото 166) по левому берегу реки Харес за два перехода по 30 минут дошли до так называемой поляны Нахашбита, где с 14.20 до 15.40 устроили обед у заброшенного коша (высота 2300 м). По пути вброд перешли через левый приток реки Харес (из-под ледника Цухгарты), а также через множество мелких ручейков. Заболоченные разливы реки Харес обходятся по травянистым склонам слева (несмотря на то, что согласно карте тропа проходит прямо через эти разливы).

После обеда за 50 минут дошли до погранпоста на левом берегу реки Харес (после «галдорских стоянок» тропа переходит в заросшую дорогу). Проверка документов у пограничников заняла 10 минут.

Ниже погранпоста начинается хорошая грунтовая автомобильная дорога по левому берегу реки Харес (фото 167). На отдельных участках она петляет серпантинами, и существует возможность сократить путь по тропе, но тропа на таких участках достаточно крутая (не всякие колени будут рады подобным нагрузкам). По пути встречаются очень красивые водопады. От погранпоста за два перехода (40 + 50 минут) дошли до альплагеря «Ростсельмаш», возле которого свернули с дороги направо, и, перейдя реку Харес на правый берег по автомобильному мосту, через 5 минут дошли до турбазы «Орлиное гнездо», где нас поджидала наша заброска. Время 18.00.

На турбазе «Орлиное гнездо» (+7-928-480-64-07, http://www.turbaza-gnezdo.ru/index.php) остановились на ночлег в домике коттеджного типа, который мы арендовали целиком под нашу группу. На нижнем этаже божественный (без преувеличений) горячий душ, туалет и умывальники, на втором этаже 4 двухместных комнаты, большая гостиная с дополнительным диваном и уютная видовая терраса-балкон с большим столом. Все отделано деревом, чисто и со вкусом. Нам там очень понравилось, уверенно рекомендуем. По цене обошлось по 800 рублей с человека. На турбазе есть большая кухня с мощными газовыми комфорками, где бесплатно можно готовить. Питание по меню администрация не предлагает. Но в соседнем альплагере «Ростсельмаш» есть столовая, где можно питаться за деньги по скромным ценам (заказывать еду желательно заранее не менее чем за час, мы воспользовались этой опцией на ужин). На соседней турбазе «Порог неба» есть магазин, где можно купить продукты и отдельные товары первой необходимости.

Общий дневной километраж: 17,6 км. Общее ходовое время за день: 05:45 Набор высоты 114 м, сброс 1909 м.

Фото 163. Линия спуска в долину реки Орсдон по ее лев.берегу от места завтрака на левобережной морене ледника Доппах. Вид вниз по долине.

Фото 164. Линия спуска в долину реки Орсдон по ее лев.берегу от места завтрака на левобережной морене ледника Доппах. Вид вверх по долине.

Фото 165. Путь спуска по лев.берегу реки Орсдон от левобережной морены ледника Доппах.

Фото 166. Слияние рек Орсдон и Мацута, а также дальнейший путь спуска по лев.берегу реки Харес.

Фото 167. Дорога по лев.берегу реки Харес, спускающаяся от верхнего погранпоста до альплагеря «Ростсельмаш». Вид вниз по долине реки Харес.

Перевал Караугомский ледопад (3А, 3713 м)

Координаты: N 42,78711 E 43,74863

Район: Центральный Кавказ, Караугом.

Соединяет ледник Караугом и Караугомское плато.

Характер препятствия: ледовый.

Пройден с севера на юг.

Описание дается от турбазы «Орлиное гнездо» в долине реки Харес до Караугомского плато. Необходимое снаряжение: каски, обвязки, кошки, ледорубы, ледобуры, основные веревки, станционные петли.

День шестнадцатый, 17 августа 2020 (д.р.Харес д.р.Караугом, до погранзаставы в поселке Дзинага).

Благодаря двум последним насыщенным дням нам удалось снова войти в график, но возникло вполне понятное желание выспаться и хоть немного отдохнуть, поэтому 17 августа с утра решили устроить полудневку. Проснулись в 8 утра (выяснилось, что все настолько привыкли к ранним подъемам, что спать после 8.00 уже просто не в состоянии). Позавтракали, неспешно разобрали заброску, еще раз позавтракали, сходили в магазин, спустя час пообедали и в 13.20 с большой неохотой покинули гостеприимное «Орлиное гнездо».

По мосту перешли обратно на левый берег реки Харес и по автомобильной дороге направились вниз по долине. Минуя поселки Мадзаска и Стур-Дигора, за 3 перехода (20 + 40 + 55 минут) дошли до моста через реку Урух (ниже слияния рек Харес и Караугом). По мосту перешли на правый берег реки Урух, от которого по автомобильной дороге, плавно поднимающейся вверх по правому берегу реки Караугом, за два перехода (30 + 40 минут) дошли до поселка Дзинага, по пути минуя турбазу «Дзинага» справа по ходу. В верхней части поселка Дзинага находится погранзастава, где мы остановились для проверки документов. У пограничников узнали, что основную тропу, идущую по низу по правому берегу реки Караугом, частично разрушило оползнем, поэтому сейчас лучше идти верхней тропой в обход (тоже по правому берегу реки, фото 168). Изначально мы планировали в этот день пройти чуть дальше вверх по долине, но, посмотрев на часы (время приближалось к 18 часам) и разумно расценив, что на ночь глядя лучше не экспериментировать с обходными путями, решили остановиться на ночлег неподалеку. Пограничники посоветовали перейти по мосту на левый берег реки Караугом и пройти чуть выше около 300 метров, где имелись подходящие ровные места под палатки и чистый ручей. Мы воспользовались их советом, и не пожалели. Следующий день показал, что до следующих стоянок на правом берегу Караугома идти еще час по узкой лесной тропе.

Общий дневной километраж: 13,5 км. Общее ходовое время за день: 03:20 Набор высоты 150 м, сброс 435 м.

День семнадцатый, 18 августа 2020 (поселок Дзинага д.р.Караугом ледник Караугом до высоты

2450 м).

Подъем в 06.30, выход в 08:40. По мосту перешли обратно на правый берег реки Караугом к погранзаставе (на этот раз уже без проверки документов), от которой повернули с дороги вверх налево по ходу вдоль забора до небольшой будки, возле которой находится калитка, а чуть выше начало верхней обходной тропы через лес (фото 168). От погранзаставы за 50 минут дошли до слияния обходной верхней тропы с основной нижней тропой, идущей по правому берегу реки Караугом. Через 10 минут выше после соединения троп хорошие места под стоянки, до которых мы не успели дойти вчера. Еще через 20 минут «непреодолимый» малинник, выведший нас из строя примерно на полчаса. После малинника пересекли небольшой ручей и через 20 минут вышли к деревянному мосту через реку Караугом (фото 169), по которому перешли на левый берег и далее продолжили движение по нему до ледника Караугом.

Через 30 минут после моста через Каругом еще один мост, но уже разрушенный, через левый приток Караугома (стекающий из-под перевала Иська). Удалось перейти через приток по большим камням (некоторые перешли вброд). После переправы 40 минут хода до следующего левого притока реки Караугом, стекающего с ледника Фастаг (после короткого крутого подъема, тропа на этом участке проходит по поросшему лесом карману левобережной морены ледника Караугом с плавным набором высоты). Справа по ходу красивые отвесные скалы. По бокам заросли рододендронов, малина.

Реку Фастаг перешли по деревянному мосту, через 3 минуты после которого популярные среди туристов стоянки «Райская поляна» (высота 2000 м). Здесь остановились на обед с 11.50 до 13.45.

Выше «Райской поляны» тропа постепенно поднимается с кармана левобережной морены ледника Караугом на ее гребень и далее идет вверх по гребню морены. Выше 2300 м лес заканчивается, гребень становится открытым, открывается прекрасный вид на Караугомский ледопад (фото 170, 171). От «Райской поляны» за два перехода по 40 минут дошли до ровной травянистой поляны в кармане левобережной морены (рядом протекает чистый ручей, растет черника и брусника, прекрасное место для стоянки). Но с учетом непростых задач, намеченных на завтрашний день, мы решили в этом уютном месте не останавливаться, а последовали дальше, чтобы отыграть лишний час для прохождения Караугомского ледопада. Забегая вперед, заметим, что это пригодилось, и очень сильно.

Надели каски и по травянисто-осыпной ложбине за 15 минут спустились с левобережной морены на ледник Караугом (фото 172), после чего продолжили подъем по левому борту ледника (открытый пологий ледник, фото 173). Через 40 минут остановились на ночлег на высоте 2450 метров (N 42,81252, E 43,71790). Время 17.20. Пришлось потратить еще час на обустройство площадок под палатки (в ход пошли камни и скудные запасы песка с моренных выносов, фото 174).

Общий дневной километраж: 12 км. Общее ходовое время за день: 05:00 Набор высоты 1085 м, сброс 115 м.

Фото 168. Направление движения к леднику Караугом по верхней обходной тропе по правому берегу реки Караугом от погранзаставы в поселке Дзинага. Красным треугольником обозначено место внеплановой ночевки на левом берегу реки Караугом напротив погранзаставы.

Фото 169. Переход по мосту через реку Караугом с правого берега на левый.

Фото 170. Путь подъема к перевалу Караугомский ледопад из д.р.Караугом. Красный треугольник

место ночевки на леднике Караугом.

Фото 171. Группа на левобережной морене ледника Караугом на фоне перевала Караугомский ледопад.

Фото 172. Путь спуска на ледник Караугом с его левобережной морены и направление последующего движения к перевалу Караугомский ледопад.

Фото 173. Группа движется по леднику Караугом в направлении перевала Караугомский ледопад.

Фото 174. Место ночлега на леднике Караугом на фоне Караугомского ледопада.

День восемнадцатый, 19 августа 2020 (лед.Каругом Караугомский ледопад до высоты 3400 м).

Подъем в 02.00, выход в 04.10. Вышли по темноте с фонариками, за полчаса по ровному открытому леднику подошли под нижнюю часть Караугомского ледопада с левой стороны. К этому времени как раз рассвело.

Караугомский ледопад меняется год от года, и каждая новая группа при его прохождении прокладывает свой собственный путь. Общим у всех обычно является лишь место захода в ледопад (ближе к левому нижнему краю) и дальнейшая линия движения по широкому ледовому желобу, выводящему направо вверх в направлении правого края ледопада (фото 175). По этому желобу можно подняться до высоты около 2900 метров, а дальше уже каждый начинает искать свои варианты прохода (ближе к правому краю, либо ближе к центру, либо лавируя туда-обратно). Мы тоже поднялись по указанному желобу до высоты 2900 м, к 07.30 по местному времени. При этом до высоты 2700 метров прошли индивидуально, не связываясь, после чего пришлось подняться на ледовую полку (двухметровая стенка 80 градусов, 2 метра перил для подстраховки), а дальше связаться и на отдельных участках прибегать к одновременной или попеременной страховке через ледобуры, т.к. началась зона более явно выраженных разломов. Тем не менее, дальнейший путь до 2900 метров казался довольно логичным и очевидным.

Выше 2900 метров пришлось предпринимать частые разведки для поиска оптимальных путей прохода по ледопаду (через каждые 100 300 метров). Во всех подробностях этот путь описать совершенно невозможно по причине отсутствия точных ориентиров, да и нет никакого смысла, поскольку через год ледопад опять изменится. Скажем лишь, что на участке с 2900 до 3100 метров мы постепенно все больше смещались к правому краю ледопада, повесив на этом участке 20 метров перил на подъем по 70 градусной ледовой стенке (когда уперлись в протяженный разлом без возможности его обойти) и закрутив в общей сложности два десятка промежуточных буров для одновременной страховки. Таким образом, мы подошли почти вплотную к правому ранклюфту.

Была мысль продолжить подъем под скалами справа от ледопада, т.к. там проглядывались пологие снежники без трещин. Чтобы попытаться выйти на снежники, пришлось пройти короткий участок под сераками (прохождение по одному с наблюдателями) и подняться 30 метров по перилам (лед крутизной 50 градусов). Но перейти дальше на снежники оказалось невозможным: путь был прегражден гигантским глубоким ранклюфтом. Вся просматриваемая центральная часть ледопада являла собой труднопроходимое нагромождение гигантских сераков, поэтому решено было подниматься по правому краю ледопада. Несколько раз мы предпринимали попытки сдвинуться ближе к центру или наоборот перейти через правый ранклюфт, но неизбежно наталкивались на непреодолимые преграды. В итоге, с 3100 до 3300 метров наша линия подъема проходила по правому краю ледопада, и лишь выше 3300 метров удалось сместиться ближе к центру. Участок с 3100 до 3350 метров оказался наиболее проблемным: бесконечная череда разломов и сераков. Мы прошли его на личной технике без организации перил, но закрутили при этом около 30 промежуточных буров, часто прибегая к попеременной страховке. Приходилось преодолевать 1015метровые участки крутизной 40-45 градусов, иногда короткие стенки до 2 метров крутизной 6070 градусов.

По имеющимся у нас описаниям (2018 год, руководитель Алексей Роньжин), на высоте 3250м начинается «удобное снежное плато». В нашем случае, какое-то подобие выполаживания началось лишь после 3350 метров, но и здесь ледопад никак нельзя было назвать ровным и спокойным, просто пути прохода между разломами стали более очевидными и появилась возможность передвижения без организации промежуточных точек страховки. Снега не было совсем, лед везде открытый. Лишь на высоте 3400 метров удалось найти подходящее и безопасное место для ночлега на зафирнованном пятачке между двух широких трещин (фото 183). Все, что мы проходили на участке подъема с 2900 до 3400 м, предполагало лишь возможность сидячей ночевки. На ночлег остановились в 19.30, за полчаса до наступления темноты.

Один час мы потратили на обеденный перерыв (с 11.20 до 12.30). И, конечно, львиная доля времени ушла на разведки.

Ощутимым подспорьем явилось то, что накануне вечером мы не поленились и подошли поближе под Караугомский ледопад, заночевав не в самом удобном месте на леднике (вместо теплого и уютного кармана левобережной морены) и выиграв как минимум час, а на самом деле, и все полтора часа, т.к. спускаться с морены на ледник по темноте было бы небезопасно и пришлось бы ждать рассвета. Эти полтора часа сегодня пришлись как нельзя кстати. Без этого резерва, скорее всего, пришлось бы организовывать сидячую ночевку.

Кстати, на участке подъема с 2750 до 2900 м, если задаться целью, можно найти безопасные места для установки палаток: между центральной частью ледопада и его правым бортом. Лагерь придется ставить на открытом льду, и для выравнивания площадок придется поработать, но такой вариант полезно иметь в виду, если группа подошла под ледопад накануне достаточно рано и желает выгадать дополнительный резерв времени для прохождения ключевого участка подъема.

Погода на протяжении всего дня держалась идеальная, что было нам очень на руку.

Общий дневной километраж: 5,4 км. Общее ходовое время за день: 13:00 Набор высоты 1019 м, сброс 58 м.

Фото 175. Путь подъема к перевалу Каругомский ледопад с ледника Караугом. Красный треугольник место ночевки.

Фото 176. Группа поднимается к перевалу Каругомский ледопад с ледника Караугом. Нижняя наиболее простая треть ледопада.

Фото 177. Путь подхода под Караугомский ледопад из д.р.Караугом, вид вниз по долине.

Фото 178. Группа поднимается к перевалу Каругомский ледопад с ледника Караугом. Нижняя наиболее простая треть ледопада.

Фото 179. Группа поднимается к перевалу Каругомский ледопад с ледника Караугом. Нижняя наиболее простая треть ледопада.

Фото 180. На подъеме к перевалу Каругомский ледопад с ледника Караугом. Вторая 20-метровая веревка перил, до 70 градусов.

Фото 181. Подъем по правому борту Караугомского ледопада в его средней наиболее сложной технической части.

Фото 182. Подъем по правому борту Караугомского ледопада в его средней наиболее сложной технической части.

Фото 183. Место ночлега в Караугомском ледопаде на высоте 3400 метров. Вид на запад, в сторону левого борта ледопада.

День девятнадцатый, 20 августа 2020 (ледник Караугом с высоты 3400 перевал Караугомский ледопад Караугомское плато до высоты 4000 м).

Подъем в 05.00, выход в 07.30.

По описаниям, в верхней части подъема на перевал некоторым группам удавалось пройти к правому краю Караугомского ледопада и вдоль него подняться к перевальному туру на скалах, в то время как другим группам приходилось уходить налево и обходить зону разломов по большой широкой дуге. С трудом пробившись от правого борта к центру, мы, конечно, выбрали второй вариант. Он предполагал большой крюк (фото 184, 185, 187), но зато не сулил скрытых сюрпризов: по центру и ближе к левому борту ледник становился гораздо более спокойным. От места ночевки было видно, что, несмотря на многочисленные трещины, там можно найти простые пути прохода.

Таким образом, мы связались и стали сдвигаться от центра налево, огибая по дуге широкое пологое плато, изрезанное многочисленными трещинами. Участки открытого ледника стали чередоваться с закрытыми участками. Выше 3500 метров ледник делает поворот на восток, а выше 3550 метров крутизна подъема увеличивается с 5 до 25 градусов. По центральной части этого ледового лба проходят широкие диагональные разломы. Чтобы обойти их, мы начали подниматься с левого края ледника, слева от крайнего из этих разломов. Двигаясь вдоль разлома, постепенно вышли на центральную часть ледника. Выше 3650 метров ледник стал пологим и преимущественно закрытым, все большие разломы остались ниже, а оставшиеся небольшие трещины легко обходились или преодолевались по снежным мостам.

Явно выраженной седловины у перевала Караугомский ледопад не существует, просто ледопад плавно переходит в Караугомское плато. Символично сфотографировались на высоте 3700 метров (фото 188, время 10.40). Тур, согласно описаниям, находится на скалах правого борта. Мы постепенно вышли к правому борту, но чуть выше места нахождения тура, поэтому искать его не стали. У правого борта ледника с 12.15 до 13.40 устроили обед (высота 3730).

После обеда продолжили движение на восток вдоль северного края Караугомского плато (в связках по пологому закрытому леднику) и за два перехода по 50 минут дошли до поворота к перевалу Купол Воологаты (фото 190). От поворота за 45 минут по снежно-ледовому склону (до 25 градусов) поднялись на выполаживание чуть ниже и левее от начала перевального взлета к перевалу Купол Воологаты. Погода стала портиться, набежали облака, подул сильный штормовой ветер. В 16.30 остановились на ночлег на высоте 4000 метров. Вечером пошел снег.

Несмотря на то, что при прохождении Караугомского ледопада мы провесили в общей сложности всего лишь 60 метров перил, перевал является очень непростой 3А и требует от участников высокого напряжения и концентрации. От всех без исключения требуется уверенная личная техника передвижения с ледорубом по ледовому рельефу средней и высокой сложности, а также хорошая физическая форма, иначе прохождение ледопада может растянуться на несколько суток. У нас в общей сложности ушло 16 часов ходового времени (только на прохождение технической части, не считая длительного подхода по долине). Было закручено более 50 промежуточных буров. Включение Караугомского ледопада в нитку маршрута способно украсить любой поход и дает всем участникам и руководителю ощутимый прирост в личном опыте.

Общий дневной километраж: 8,4 км. Общее ходовое время за день: 05:45 Набор высоты 718 м, сброс 108 м.

Фото 184. Подъем к перевалу Караугомский ледопад со стороны ледника Караугом. Путь обхода верхней ступени Караугомского ледопада по дуге от центра к левому краю ледопада и снова направо. Высота 3420 метров.

Фото 185. Подъем к перевалу Караугомский ледопад со стороны ледника Караугом. Заключительный участок подъема.

Фото 186. Подъем к перевалу Караугомский ледопад со стороны ледника Караугом. Заключительный участок подъема.

Фото 187. Подъем к перевалу Караугомский ледопад со стороны ледника Караугом. Заключительный участок подъема. Вид на пройденный путь в сторону д.р.Караугом.

Фото 188. Группа на перевале Караугомский ледопад. Вид на Караугомское плато на восток.

Фото 189. Лидер движется на восток по северному краю Караугомского плато в направлении перевала Купол Воологаты.

Фото 190. Место поворота с Караугомского плато к перевалу Купол Воологаты.

Фото 191. На подходе к перевалу Купол Воологаты со стороны Караугомского плато.

Фото 192. Перевал Купол Воологаты, вид со стороны Караугомского плато.

Фото 193. Группа на подходе к перевалу Купол Воологаты со стороны Караугомского плато. Вид с севера на юг.

Связка перевалов: Купол Воологаты (2Б) + Чилингини (2А) = 2Б

Перевал Купол Воологаты (2Б, 4320 м) Координаты: N 42,79990 E 43,77412

Район: Центральный Кавказ, Караугом.

Соединяет ледник Сонгути и Караугомское плато.

Пройден с юга на север.

Описание дается от Караугомского плато до седловины перевала Чилингини.

Необходимое снаряжение: каски, обвязки, кошки, ледорубы, ледобуры, основные веревки, станционные петли, расходный репшнур.

Перевал Чилингини (2А, 3750 м)

Координаты: N 42,80683 E 43,78884 Район: Центральный Кавказ, Караугом.

Соединяет ледник Сонгути и ледник Чалингини.

Характер препятствия: снежно-ледовый.

Пройден с юга на север, в связке с перевалом Купол Воологаты.

Описание дается от седловины перевала Чилингини до д.р.Сардидон.

Необходимое снаряжение: каски, обвязки, кошки, ледорубы, основные веревки для организации связок.

День двадцатый, 21 августа 2020 (Караугомское плато перевал Купол Воологаты ледник Сонгути седловина перевала Чилингини).

Ночью дул сильный ветер, и разразилась продолжительная гроза с мокрым снегом и градом. Подъем, назначенный на 2 часа ночи, пришлось несколько раз отодвигать: сначала на 04.30, потом на 05.30, а в итоге решились вылезти из палаток только в 07.00, и тоже со смутными перспективами по погоде. Но в ходе сборов осадки прекратились, а через пару часов облачность поднялась чуть выше и во время коротких просветов видимость доходила до 1 1,5 км, позволяя разглядеть путь подъема на перевал. В 09.30 вышли.

По закрытому леднику (15 градусов) в связках за 15 минут подошли под перевальный взлет, в нижней части подрезанный бергшрундом. Бергшрунд сужается с правой стороны. Выше бергшрунда участок открытого льда 30 градусов протяженностью около 70 метров (фото 195, 196), далее склон покрыт снегом.

Перила вешать не стали, поднялись через бергшрунд с попеременной страховкой (через ледоруб снизу и через ледобур сверху), далее пересекли участок открытого льда восходящим траверсом справа налево (закрутив для страховки еще два промежуточных бура) и вышли к скалам слева от перевального взлета. Дальнейший подъем до перевальной седловины проходил вдоль этих скал по снегу (фото 194, 197, 198).

От бергшрунда до перевальной седловины поднялись за час. На перевале Купол Воологаты группа собралась в 10.45 (фото 199). Сильный ветер. Седловина снежная, широкая. Можно поставить палатки. Тур на скалах в восточной части седловины. Сняли записку Воронежского городского клуба туристов от 21.07.13 (руководитель Бережной Р.В.).

Видимость к этому моменту вновь упала до нулевой, совершенно не позволяя рассмотреть путь спуска с перевала на север. Дождались, наконец, короткого просвета глянули вниз, наметив примерную линию движения, и в 11.20 приступили к спуску на север на ледник Сонгути.

Первые 250 метров удалось пройти в связках с одновременной страховкой по заснеженному склону крутизной от 30 до 35 градусов (прямо вниз от перевального тура), дальше крутизна склона увеличилась до 40-45 градусов, а глубокий снег сменился жестким фирном, поэтому в 11.35 начали вешать перила. Старались придерживаться направления «влево вниз», чтобы обойти стороной ледовые сбросы в нижней части спуска (фото 206).

Первые три веревки пришлось крепить на ледорубах, т.к. добраться до льда не получилось (слой фирна оказался глубоким, более 1 метра), а последний участник аккуратно спускался на 3 такта с нижней страховкой. Погода ухудшилась, пошел снег с градом, началась гроза (к счастью, кратковременная, на 15 минут, после чего грозовой фронт сместился в сторону). Ниже пошел открытый лед (до 45 градусов), по которому провесили еще 5 веревок на ледобурах. Для спуска последнего участника делали ледовые проушины. По причине отсутствия видимости все же чуть не угадали с направлением, не достаточно уйдя влево. Последнюю восьмую веревку пришлось провесить через ледовый сброс крутизной 65-70 градусов (протяженность около 10 метров), ниже которого заваленный снегом бергшрунд. Под бергшрундом по снегу ушли в связках на 50 метров траверсом налево, выйдя на заснеженный 30-градусный склон, по которому продолжили спуск в связках прямо вниз, через 10 минут выйдя на пологую часть ледника Сонгути. На прохождение перильного участка у группы ушло 4 часа 30 минут (с момента начала провешивания первой веревки до окончания сдергивания последней).

В 16.15 вся группа собралась на выполаживании на леднике Сонгути. К этому моменту появилась видимость, удалось разглядеть наш следующий перевал Чилингини (2А), до поворота на который мы дошли за 30 минут в связках по закрытому леднику Сонгути, сместившись к его левому борту (фото 207). Трещин на этом участке немного, они легко преодолевались по снежным мостам.

На перевал Чилингини выводит пологий переметный ледник Чалингини, по которому от ледника Сонгути можно за 10 минут подняться на седловину перевала Чилингини (фото 208). По центру этого ледника на перевальной седловине находится срединная морена (фото 209), на которой сложен перевальный тур. Чуть ниже к востоку есть небольшое моренное озерцо, но мы к нему спускаться не стали, остановившись на ночлег в 50 метрах от перевального тура (воду набирали из ручья на леднике в двухминутной доступности). Время 17.00. Высота 3761 м, N 42,80664, E43,78864. Площадки под палатки пришлось выкладывать камнями.

Общее заключение по перевалу Купол Воологата: хорошая уверенная 2Б. Определяющая сторона северная. Несмотря на плохие погодные условия, от перевала остались приятные впечатления.

Общий дневной километраж: 3,3 км. Общее ходовое время за день: 06:40 Набор высоты 349 м, сброс 574 м.

Фото 194. Путь подъема на перевал Купол Воологаты со стороны Караугомского плато.

Фото 195. Группа подошла под начало перевального взлета перевала Купол Воологаты со стороны Караугомского плато.

Фото 196. Нижний участок перевального взлета перевала Купол Воологаты со стороны Караугомского плато.

Фото 197. Группа поднимается на перевал Купол Воологаты со стороны Караугомского плато. Вид с севера на юг на пройденный путь. Красный треугольник место ночлега.

Фото 198. Группа поднимается на перевал Купол Воологаты со стороны Караугомского плато.

Фото 199. Седловина перевала Купол Воологаты. Вид на восток от места выхода на перевальный гребень в сторону перевального тура.

Фото 200. Спуск с перевала Купол Воологаты на север в сторону ледника Сонгути. Верхний участок спуска, передвижение в связках одновременно.

Фото 201. Спуск по перилам с перевала Купол Воологаты на север в сторону ледника Сонгути.

Компенсационная станция на двух ледобурах и ледовая проушина для спуска последнего.

Фото 202. Спуск по перилам с перевала Купол Воологаты на север в сторону ледника Сонгути.

Фото 203. Спуск с перевала Купол Воологаты на север в сторону ледника Сонгути. Предпоследняя веревка перил.

Фото 204. Спуск с перевала Купол Воологаты на север в сторону ледника Сонгути. Вид вверх на шестую перильную веревку.

Фото 205. Спуск с перевала Купол Воологаты на север в сторону ледника Сонгути. Первая связкатройка, выйдя на выполаживание, ждет остальных.

Фото 206. Путь спуска с перевала Купол Воологаты на ледник Сонгути. Зеленая линия участок, провешенный перилами (8 веревок: 4 х 50м, 4 х 45м).

Фото 207. После прохождения перевала Купол Воологаты, первая связка спускается по леднику Сонгути в направлении перевала Чилингини.

Фото 208. Вид на седловину перевала Чилингини со стороны ледника Сонгути.

Фото 209. Место ночлега на морене на седловине перевала Чилингини. Вид на ледник Сонгути в сторону перевала Купол Воологаты.

День двадцать первый, 22 августа 2020 (седловина перевала Чилингини ледник Чалингини д.р.Сардидон).

Ночью шел снег. Подъем, намеченный на 05.00, отложили на 06.30, но обстановка не изменилась, а резервы времени у нас подходили к концу, поэтому стали собираться и в 09.00 вышли. Снег к этому времени перешел в дождь. Видимость, близкая к нулевой. Ориентировались по изолиниям в навигаторе.

Закрытый ледник Чалингини первые полтора километра плавно спускается с седловины перевала Чилингини на север, потом следует крутая ступень до 30 градусов (здесь ледник уже открытый), а дальше идет участок выполаживания, по которому можно спокойно перейти на левобережную морену, по которой проходит дальнейший путь спуска до реки Сардидон. До указанного участка выполаживания мы дошли в связках за 1 час 10 минут ходового времени, придерживаясь правого борта ледника Чалингини. На выполаживании пересекли ледник справа налево (10 минут) и за пару минут поднялись на ближайший к леднику моренный вал левобережной морены. Левее от этого моренного вала, параллельно ему, следует еще один, основной моренный вал, на который мы за 10 минут перешли и продолжили путь вниз по нему. На этой морене на высоте 3245 метров есть удобные площадки под палатки (N 42,82784, E 43,78805), но кто-то там изрядно намусорил.

По левобережной морене за 1 час 20 минут без перерывов спустились к реке Сардидон и прошли еще 20 минут по траве без тропы по ее левому берегу до притока с левой стороны, через который переправились вброд (вода по колено). Место брода: N 42,84300, E 43,79879, высота 2608 м). От переправы через левый приток шли еще один час без привалов по левому берегу реки Сардидон (вскоре появилась тропа).

В 14.00 встали лагерем на высоте 2185 м на левом берегу реки Сардидон (N 42,87263, E 43,80761), не доходя 300 метров до намеченного места брода через реку Сардидон. Дальше до самого поселка Дунта мест под установку бивака не предвиделось, да и спуск с перевала Дунта по травянистому склону под проливным дождем представлял потенциальную опасность, поэтому руководитель принял решение не рисковать, а воспользоваться оставшимся резервным днем, с учетом накопившейся усталости.

К сожалению, нет возможности проиллюстрировать этот день качественными фотоматериалами, т.к. погодные условия были крайне неблагоприятными для фотосъемки. Видимость появлялась крайне редко, и лишь на ограниченное расстояние. Любые фото были бы совершенно не информативными.

Перевал Чилингини нельзя рассматривать отдельно без привязки к другому перевалу. Его всегда ходят в связке с каким-либо другим препятствием, поскольку с южной стороны у перевала даже сложно выделить перевальный взлет (ледник Чалингини плавно переходит в ледник Сонгути). При оценке категории сложности отдельно взятого перевала Чилингини (2А), видимо, учитывают главным образом характер склона с северной стороны. Наверное, с этой оценкой можно согласиться. Перевал совершенно безопасный при грамотном прохождении. Мы легко прошли его даже в крайне неблагоприятных погодных условиях.

Общий дневной километраж: 8,8 км. Общее ходовое время за день: 04:10 Набор высоты 39 м, сброс 1611 м.

Фото 210. Место ночлега на морене на седловине перевала Чилингини. Вид на север в сторону ледника Чалингини и реки Сардидор.

Фото 211. Группа на привале у правого края ледника Чалингини во время спуска с перевала Чилингини к реке Сардидон.

Фото 212. Место брода через левый приток реки Сардидон. Красным цветом обозначен путь спуска по левобережной морене ледника Чалингини и по левому берегу реки Сардидон.

Перевал Дунта (н/к, 2335 м) Координаты: N 42,88957 E 43,82807

Район: Центральный Кавказ, Караугом.

Соединяет долину реки Сардидон с долиной реки Сангутидон.

Характер препятствия: травянистый.

Пройден с запада на восток.

Описание дается от д.р.Сардидон до поселка Фаснал в д.р.Сангутидон.

Необходимое снаряжение: каски, горные ботинки, треккинговые палки или ледорубы.

День двадцать второй, 23 августа 2020 (д.р.Сардидон пер. Дунта д.р.Сангутидон пос.Фаснал)

Подъем в 04.00 (чтобы успеть перебродить реку Сардидон рано утром по низкой воде). Дождь продолжался всю ночь, и мы уже настроились с утра на финишный рывок под дождем, но произошло какое-то чудо: в 6 утра снизу по долине показался кусок голубого неба, который стал увеличиваться в размерах, а через 20 минут дождь прекратился.

Вышли в 06.30, за 5 минут подошли к месту, где река Сардидон разливается на три рукава (прямо напротив начинается тропа к перевалу Дунта по правому берегу реки). Уровень воды в реке рано утром чуть ниже колена. Без проблем перешли вброд по одному (каски на голову, поясные ремни рюкзаков расстегнуты).

От переправы за 2 перехода (40 + 40 минут) поднялись по тропе на некатегорийный перевал Дунта. Тропа после дождя грязная, раскисшая и скользкая: даже на подъем приходилось идти очень осторожно.

На перевале Дунта собрались в 08.15. К этому времени небо окончательно расчистилось, установилась солнечная погода. Записку не обнаружили. Спуск к поселку Дунта начали в 08.40.

Спуск проходит также по тропе, которая сначала идет прямо вниз, потом уходит правее (пересекая травянистую ложбину), потом поворачивает налево и нисходящим траверсом спускается к мосту через реку Сонгутидон у поселка Дунта (фото 217). Путь от перевальной седловины до моста проделали за два перехода (40 + 30 минут). Надо отметить, что через Сонгутидон есть два моста. Мы переходили по нижнему, который находится в 70 метрах выше слияния рек Сонгутидон и Даргонком (перейдя по этому мосту, попадаешь сразу в поселок Дунта). Второй мост находится примерно в километре выше по течению, переход по нему также возможен. Оба моста пешеходные.

В поселок Дунта мы спустились в 10.00. Перейдя через Сонгутидон по мосту на правый берег, поднялись 100 метров по дороге среди поселка и перешли с левого берега на правый еще одну реку (Даргонком, правый приток реки Сонгутидон), теперь уже по автомобильному мосту. Через 200 метров поселок Дунта заканчивается, а вниз по течению реки Сонгутидон (сначала по правому берегу, а потом по левому) идет автомобильная дорога, по которой мы после 20-минутного привала дошли за один час до поселка Фаснал (время 11.20).

Надеялись найти в поселке Дунта продуктовый магазин, но его там не оказалось. Такая же история повторилась в поселке Фаснал. Зато в Фаснале, поджидая заказанную машину, которая немного задерживалась в пути, успели осмотреть развалины Горно-обогатительной фабрики 19 века постройки. Накануне из-за плохой погоды у нас возникли проблемы со спутниковым телефоном, и договориться о трансфере получилось лишь утром 23 августа. Микроавтобус за нами приехал в 11.40, а в 16.00 мы были уже в Минводах, где остановились до вечера в хостеле «Кристина», сняв там одну большую комнату на всех по 500 рублей с человека. У нас был ночной вылет в СанктПетербург (авиакомпания «Победа»), поэтому хотелось оставить где-то вещи, помыться и просушиться.

Утром 24 августа группа благополучно приземлилась в Санкт-Петербурге.

Общий дневной километраж: 11,5 км. Общее ходовое время за день: 03:40 Набор высоты 351 м, сброс 1100 м.

Фото 213. Тропа к перевалу Дунта из долины реки Сардидон.

Фото 214. Выход на перевальную седловину перевала Дунта со стороны реки Сардидон.

Фото 215. Вид на перевал Дунта с востока, со стороны реки Сангутидон.

Фото 216. Направление спуска с перевала Дунта к поселку Дунта в долине реки Сангутидон.

Фото 217. Поселок Дунта и мост через реку Сангутидон, вид с левого берега на правый.

Фото 218. Группа на финише в поселке Фаснал.

Итоги, выводы, рекомендации.

За 22 дня (один из которых был потрачен на дневку) нами пройдено 9 категорийных препятствий (3 перевала 3А, 4 перевала 2Б, включая одну перевальную связку, 1 перевал 1Б и 1 перевал 1А) и 1 некатегорийный перевал. Длина пройденного маршрута составила 163,3 км, без учета повторно пройденных участков пути. Суммарный перепад высот: 24 376 м (подъемы/спуски: 11 815 м/12 561 м).

Все это в совокупности позволяет расценивать маршрут как достаточно напряженный. В отдельные дни показатели чистого ходового времени достигали 10 13 часов.

Хочется отметить хорошую физическую и техническую подготовку каждого участника в отдельности и слаженную работу группы в целом. Пожалуй, это была одна из наиболее сильных команд, с которыми доводилось ходить руководителю. С более слабым составом запланированную нитку маршрута вряд ли удалось бы реализовать.

Поход получился очень красивым (с охватом наиболее высоких районов Центрального Кавказа с мощным оледенением), при этом технически насыщенным и довольно сложным для своей категории. Удалось полноценно поработать на всех формах горного рельефа.

Из пройденных перевалов наиболее сложными технически являются перевалы Суган и Караугомский ледопад.

Фактическая сложность всех пройденных препятствий, по нашему мнению, соответствует категориям, указанным в Перечне классифицированных высокогорных перевалов.

Отдельно стоит упомянуть проблематичность подходов на многих участках маршрута. Пожалуй, поход запомнился не столько перевалами (которые преодолевались в штатном режиме, обычном для своей категории сложности), а сколько теми неожиданностями, с которыми группе пришлось столкнуться в промежутках между категорийными препятствиями и которые сами по себе заслуживают отдельной категории сложности. В этом смысле хочется выделить низовья ледника Дых-Котю-Бугайсу (Дыхсу), среднюю и нижнюю часть ледника Фытнаргин, а также спуск с перевала Мориса Тореза на ледник Нахашбита. Не стоит рассчитывать на быстрое прохождение этих участков.

Погода на Кавказе также побуждает постоянно оставаться в тонусе. Бытует мнение, что август является более благоприятным месяцем с точки зрения погоды, но мы не заметили существенных отличий от конца июня июля: с затяжной непогодой (дождь, снег) пришлось столкнуться в начале, в середине и в конце похода. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что в ключевые дни удача была на нашей стороне: все погодные «окна» приходились на наиболее сложные перевальные дни. Но в то же время, очень часто поставленные задачи выполнялись не «благодаря», а «вопреки» сложившимся погодным условиям. Тактические решения каждый раз приходилось гибко изменять с учетом текущей обстановки и поступающих от координатора прогнозов.

С нашей точки зрения, для походов высоких категорий на Кавказе наиболее благоприятны конец июня и июль, т.к. в это время в горах больше снега и камнеопасность склонов значительно ниже. Но нам не приходилось выбирать, т.к. отпуска были заранее оформлены под памирский поход и переносить их на другие сроки не было возможности.

В целом, мы остались очень довольны пройденным походом. Каждый смог посмотреть новые для себя места и повысить личный технический уровень.

Финансовые расходы (из расчета на одного человека).

Авиаперелет СПб Минеральные Воды СПб: 14200 руб.

Страховка: 1790 руб.

Трансфер «Минводы альплагерь «Безенги»: 1390 руб Трансфер «Пос.Фаснал Минеральные воды»: 1333 руб

Доставка заброски в гостиный дом «Уштулу»: 333 руб

Доставка заброски на турбазу «Орлиное гнездо»: 333 руб

2 ночи в гостинице «Уштулу»: 1400 руб

1 ночь на турбазе «Орлиное гнездо»: 800 руб

Проживание в хостеле «Кристина» в Минводах: 500 руб Расходное/потерянное снаряжение: 720 руб Продукты по раскладке: 9700 руб.

Газ: 1220 руб

Аптека: 320 руб

Спутниковая связь: 650 руб

Суммарные затраты на поход составили 34 689 рублей на человека.

Дополнительные сведения

Лопата лавинная

Ус самостраховки

Ремнабор

Включал в себя швейный набор (разной толщины и размера нитки, иглы, стропы, резинки, лоскуты тканей), фурнитуру (в том числе два запасных самосброса для поясника рюкзака), два вида клея, набор для ремонта ботинок и кошек, запчасти и ключ для горелок, напильник, мультитул. Вес ремнабора 0,9 кг

Продукты и газ.

Раскладка на поход была составлена и собрана из расчета 500 г на человека в день в первые 10 дней похода, 550 грамм в последующие 7 дней и 600 грамм на оставшуюся часть. Газ брали из расчета 50 грамм на человека в день. Расчеты оправдались.

Аптечка

Аптечка была собрана, в целом, стандартная для горных походов.

На случай горной болезни брали диакарб в таблетках и дексаметазон в ампулах, из обезболивающего диклофенак (в ампулах) и кетанов (в ампулах и таблетках).

Из того, что пришлось использовать:

• диклофенак в ампулах (у участника В.Шкилева на протяжении похода несколько раз обострялись давние проблемы с позвоночником, приходилось колоть диклофенак внутримышечно)
  • цитромон в таблетках (под перевалом Дыхниауш у участника С.Шумилова возникли головные боли вероятно, от недостатка акклиматизации на второй день похода)
  • перекись водорода, банеоцин и бактерицидный пластырь для обработки раны на колене у С.Ваглаотс (участница неудачно упала на камнях, на моренах ледника Дыхсу, ударившись коленкой)
  • кетанов в таблетках, эластичный бинт и долобене-гель (при прохождении перевала Караугомский ледопад участник С.Шумилов неудачно ступил на кошку и подвернул ногу в голеностопном суставе).

Литература

https://caucatalog.ru/kbr_2009_4/kbr_2009_4.htmlfyt - Отчет о горном спортивном туристском походе 4 к.с. по Центральному Кавказу, 2009, М.Голубев

https://cloud.mail.ru/public/4raD/4rKYMH2Uv - Отчет о горном походе 4 к.с. по Центральному Кавказу 2019, М.Папазов

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?a.. - Отчет о горном спортивном туристском походе 5 к.с. по Центральному Кавказу, август 2016, В.Лобов, 5 к.с.

https://cloud.mail.ru/public/5tmD/GmPsfogcv - Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Кавказу 2014, М.Папазов

https://vk.com/doc73451075_561953849?hash=6763037e0c1.. - Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Кавказу, 2015, Ф.Соколовский

https://pereval.online/trip/3608page-1 - Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Кавказу, июль 2009, Е.Егорова

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?a.. - Отчет о горном походе 6 к.с. по Центральному Кавказу 2018, А. Роньжин

https://club-planeta-rostov.ru/post/view/id/87 - Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Кавказу, август 2005, Е.Таранцева

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?a.. - Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Кавказу, август 2009, Д.Рыжанков