Автор: Евгений Кулагин, г. Кострома

Отчет о горном походе 4 к.с. проведенном в районе Тянь-Шаня (Киргизский хребет) с 03.08.2019г. по 24.08.2019г.

Справочные сведения

Проводящая организация: Костромская Областная Федерация Туризма

Место проведения: Таджикистан, (район - Тянь-Шань, подрайон - Киргизский хребет)

Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

Четвертая

03.08.19-24.08.19

Подробная нитка маршрута:

Заявленная: т/б «Теплый ключ» - долина р. Ачикташ - пер. Чертов палец (1Б) - лед. Кен-Тор Зап. - пер. Людмилы Киселевой (2Б) - лед. Тековый. - связка пер. Искра Сев. (2Б), пер. Карнизный (2А) - лед. Салык Вост. - пер. Тоо-Карын (2Б) - долина р. Аламедин - лед. Аламедин Л. - связка пер. Физкультурников (2Б), пер. Ю.Глухова (2А) - лед. Наталии - траверс южного склона Главного Киргизского хребта до пер. Литва - пер. Литва (2Б) - долина р. Алтынтор - лед. Кара-тоо (Маяковского) - пер. Кара-тоо (2Б) - лед. Топ-Карагай - пер. Войтихова (2Б) - лед. Алтынтор - пер. Алтын-Тор-Ашу (1Б) - лед. Туюк-Су Сев. - пер. Медик (2А) - лед. Голубина - пер. Шестерых (1Б) - лед. Манас - а/л «Ала-Арча».

Пройденная: т/б «Теплый ключ» - долина р. Ачикташ - пер. Чертов палец (1Б) - лед. Кен-Тор Зап. - пер. Людмилы Киселевой (2Б) - лед. Тековый. - пер. Искра Сев. (2Б) - пер. Карнизный (2А) - лед. Салык Вост. - долина р. Салык - долина р. Аламедин - лед. Аламедин Л. - пер. Туюк-Тор Зап. (Юрмала) (1Б) - пер. Ю.Глухова (2А, радиально) - лед. Наталии - траверс южного склона Главного Киргизского хребта до пер. Литва - пер. Литва (2Б) - долина р. Алтынтор - лед. Кара-тоо (Маяковского) - пер. Топ-Карагай (2Б) - лед. Топ-Карагай - пер. Войтихова (2Б) - лед. Алтынтор - пер. Алтын-Тор-Ашу (1Б) - лед. Туюк-Су Сев. - пер. Медик (2А) - лед. Голубина - пер. Шестерых (1Б) - лед. Манас - а/л «Ала-Арча».

Приводим обзорные схемы маршрута:

Высота, м

Характеристика препятствия

Пер. Чертов палец

Подъем: осыпной склон до 35°-40°, скальные выходы.

Спуск: осыпной склон 35-40°. Пешком, плотной группой.

Пер. Людмилы Киселевой

Подъем: снежно-ледовый склон до 50°, 2 бергшрунда. Связки, перила.

Спуск: осыпной склон 35-40°. Пешком, плотной группой.

Пер. Искра Северный

Подъем: снежно-ледовый склон до 50°. Связки, перила.

Спуск: осыпной склон 35-40°, скальные выходы, бараньи лбы. Пешком, плотной группой.

Пер. Карнизный

Подъем: осыпной склон 30-35° скальные выходы, снежный карниз 60-65°, 10 м. Пешком, плотной группой, перила.

Спуск: осыпной склон 25-30°. Пешком, плотной группой.

Пер.Туюк-Тор Зап. (Юрмала)

Подъем: закрытый ледник. Связки.

Спуск: осыпной склон 30-35°, закрытый ледник. Пешком, плотной группой, связки.

Пер. Юрия Глухова (радиально)

Подъем: закрытый ледник, бергшрунд, снежно-ледовый склон до 35°. Связки,перила.

Пер. Литва + траверс южных склонов ГКХ

Подъем: закрытый ледник, простые скалы до 50°, осыпной склон 35-40°, снежно-ледовый склон до 35°. Связки.

Спуск: снежно-ледовый склон до 40°, трещины. Связки.

Пер. Топ-Карагай

Подъем: ледник, ледопад, бергшрунд, снежно-ледовый склон до 45°. Связки, перила.

Спуск: заснеженный осыпной склон до 40°. Связки.

Пер. Войтихова

Подъем: снежно-ледовый склон до 50°. Перила.

Спуск: закрытый ледник. Связки.

Пер. Алтын-Тор-Ашу

Подъем: осыпной склон 35-40°. Пешком, плотной группой.

Спуск: снежный склон 20-25°, открытый ледник. Пешком.

Пер. Медик

Подъем: закрытый ледник, снежно-ледовый склон до 40°. Связки, перила.

Спуск: снежно-ледовый склон до 40°. Связки.

Пер. Шестерых

Подъем: закрытый ледник. Связки.

Спуск: закрытый ледник. Связки.

Общая идея похода.

В составе группы в совершенном походе маршрут прошло трое новых участников, не имевших опыта горных походов IV к.с., поэтому, в общем и целом, поход рассматривался как учебный. Основная идея похода состояла в получении новыми участниками опыта сложных горных походов, в подготовке к походам высших категорий сложности, формировании опытной схоженной группы. Еще одной целью похода был просмотр перевалов, подобное знакомство с районом, отдельными долинами и цирками для проведения здесь похода 6 к.с.

Для проведения похода уже во второй раз был выбран Киргизский хребет. Кроме перечисленного выше, после неудачного похода 2018 г., мы надеялись на некий реванш. Был разработан технически интенсивный, но безопасный маршрут с простой заброской, надежными аварийными выходами.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Поскольку сроки похода пришлись на конец лета, было продумано большое количество запасных вариантов, учитывающих таяние ледников и снежников, камнеопасность отдельных участков, нестабильность погоды, недостаток информации.

- Запасным вариантом прохождения пер. Людмилы Киселевой (2Б) был пер. Сахарная Голова (2Б). У нас не было информации о прохождения перевала Людмилы Киселевой в направлении с севера на юг, в случае непредвиденных трудностей можно было использовать запасной вариант.

- Нами был задуман траверс с пер. Искра Сев. до пер. Карнизный. Информации по подобному траверсу не было, и не было четкого представления о его трудоемкости и проходимости в рамках похода 4 к.с., были запланированы запасные варианты перехода с лед. Ивероновой (Искра) на лед. Салык Вост. через пер. Карнизный (2А), либо через пер. Искра Центр. (2А).

- Северный склон пер. Физкультурников очень камнеопасен. В настоящее время его безопасное прохождение возможно только при низких температурах и наличии снега на склоне. Запасным вариантом прохождения связки пер. Физкультурников (2Б) и пер. Юрия Глухова (2А), был пер. Юрмала (1Б).

- В случае длительной непогоды, либо серьезного отставания от графика движения был предусмотрен альтернативный вариант вместо прохождения связки пер. Физкультурников (2Б) и пер. Юрия Глухова (2А), траверса главного Киргизского хребта до пер. Литва и пер. Литва (2Б) пройти более короткий и простой маршрут через пер. Георгия Седова (2А) и Обзорный (1Б).

- Запасным вариантом прохождения пер. Кара-Тоо (2Б) был параллельный ему пер. Топ-Карагай (2Б). Предполагалось, что решение о прохождении основного или запасного перевалов будет приниматься на месте исходя из конкретной обстановки и состояния группы.

- В случае отставания от графика в качестве запасного варианта предполагался отказ от прохождения пер. Шестерых (1Б) и спуск по лед. Голубина в долину р. Ала-Арча

В качестве аварийных выходов с маршрута предполагалось использовать долины рек Аламедин, Иссык-Ата, Ала-Арча. Во всех долинах есть хорошие тропы, доступна сотовая связь, спуски в долины возможны практически из любой точки маршрута. После спуска в долину населенных пунктов можно достичь за несколько часов.

Изменения маршрута и их причины.

В основной маршрут были внесены следующие изменения:

- После проведенной предварительной разведки выяснилось, что прохождение траверса от пер. Искра Сев. до пер. Карнизный по трудозатратам и сложности нецелесообразно. Был использован запасной вариант со спуском к лед. Искра и подъемом на пер. Карнизный (2А).

- Из-за болезни участника пришлось отказаться от прохождения пер. Тоо-Карын (2Б). Группа воспользовалась аварийным спуском по долине р. Салык в долину р. Аламедин.

- Из-за теплой погоды и обильного таяния снега пер. Физкультурников (2Б) представлял повышенную камнеопасность. Был пройден заявленный запасной вариант через пер. Юрмала (1Б).

Пер. Юрия Глухова (2А), был пройден радиально, с определяющей стороны с лед. Наталии.

- Вместо пер. Кара-Тоо (2Б), был пройден запасной вариант - пер. Топ-Карагай (2Б). После снегопада, в условиях непогоды северо-восточный склон пер. Кара-Тоо был потенциально лавиноопасен.

Сведения об участниках.

1 к.с. горный руководство

ремонтник

Организация похода.

Билеты на самолет покупались заранее, в марте. В этом сезоне самыми дешевыми оказались билеты «AVIA TRAFFIC COMPANY». Стоимость билетов в обе стороны составила 22195 руб. на человека. Еще один участник, попытавшийся присоединиться к команде уже летом, был вынужден отказаться от похода, поскольку цена авиабилетов уже превышала 40000 руб. Норма бесплатного провоза багажа составила 25 кг, включая ручную кладь. Чтобы уложиться в указанные нормы большую часть продуктов покупали уже в Бишкеке.

Страховку оформили в компании «Ингосстрах». Стоимость страховки на 17 дней, со страховой суммой 40000$, с указанием дополнительных рисков «Альпинизм» и покрытием расходов на спасательные работы и эвакуацию составили 321$ на группу. В Костроме на связи находился координатор, который в случае необходимости мог взять на себя переговоры со страховой компанией.

От Костромы до аэропорта и обратно добирались на заказанном трансфере, стоимость машины 6500 руб. с группы в одну сторону. В обе стороны перевозчик сработал четко, никаких накладок не возникло.

Для проживания в Бишкеке, вот уже второй год подряд мы выбираем хостел "Centre Hostel", ул. Радищева 22. Стоимость проживания на август 2019 г. Составляла 500 сом с человека в сутки. Бронирование можно осуществлять либо через Booking.com, либо напрямую через электронную почту. Очень хороший чистый просторный хостел, дружелюбный персонал, своя территория. В пяти минутах хода расположен большой ТЦ «VEFA CENTER», есть пункты обмена валюты, салоны сотовой связи. На первом этаже расположен супермаркет «Фрунзе», в котором мы закупили все недостающие продукты. В хостеле мы без дополнительной платы оставили городские вещи, не нужные во время похода.

В долинах Аламедина, Иссык-Аты, Ала-Арчи в 7-10 км (местами даже дальше) выше поселков есть связь. Покупали местную сим-карту Oi, самый дешевый тариф с интернетом на две недели 120 сом. Для связи внутри группы использовали небольшие портативные рации гражданского диапазона, которые обеспечивали в долинах связь на расстоянии до 5 км.

Для передвижения от аэропорта «Манас» до Бишкека и от Бишкека до сан. «Теплый ключ» можно воспользоваться общественным транспортом. Но для целой группы с большими рюкзаками это может быть проблематично. Для своих передвижений по территории Кыргызстана мы заказали трансфер. Трансфер, заказывал через сайт "Активный отдых в Киргизии" http://kyrgyzadvent.com, так же можно списаться с представителем через соцсеть ВК https://vk.com/yuriy_trachenko. Здесь же заказали газ. Баллоны «Kovea» по 450гр розничная цена 700 сомов за баллон, мы брали 15 шт., по оптовой цене 550 сом за баллон. Коробка с газом ждала нас в трансфере при встрече в аэропорту.

Наши передвижения автотранспортом по Киргизии выглядели так: аэропорт "Манас" - Бишкек, Бишкек - аэропорт "Манас" 70$, Бишкек - Сан. «Теплый ключ» 60$, т/б «Ала-Арча» - Бишкек 80$ (в стоимость входит оплата проезда трансфера на территорию заповедника). Итого: все переезды 210$ с группы. Все было организовано очень хорошо, комфортабельный автобус, нигде не было задержек. Наш водитель Султан, номер для связи через WhatsApp: 0554044820.

Поскольку наши больные эвакуировались от сан. «Теплый ключ» на общественном транспорте, приводим расписание маршруток:

Бишкек (Аламединский рынок) - сан. «Теплый ключ» 9:00, 13:00, 16:00

Сан. «Теплый ключ» - Бишкек (Аламединский рынок) 10:10, 14:20, 17:20

Ходят маршрутки только в летний период, в расписании возможны сбои. С туристическими рюкзаками в маршрутки нужно садиться в начале маршрута, поскольку места в багажнике мало. Также возможен вариант добраться до ближайшего села и оттуда автостопом. Для лучшего ориентирования при передвижении по Бишкеку пользовались приложением 2GIS.

Большое спасибо Саше Медведеву, за хорошую организацию нашего передвижения и проживания на территории Киргизии, а также Юлии Латфуллиной, которая покупала нам авиабилеты, оформляла страховку и взяла на себя обязанности координатора в Костроме на время нашего похода.

Техническое описание.

В техническом описании указания правый, левый даны орографически, если это не оговорено особо.

Сокращения: в. - вершина, пер. - перевал, лед. - ледник, п.х.д. - по ходу движения.

День 0. 03.08.19. Кострома - Москва - Бишкек

Из Костромы выехали на трансфере 2 часа ночи. В самом начале пути столкнулись с первой неприятностью: Саша Медведев заболел перед самым походом и поехал в поход с высокой температурой. В 7 утра были в Домодедово. В очередной раз каким-то чудом убрались в положенные нам 20 кг + ручная кладь. Ботинки и куртки, естественно, все на себе {Фото 1}. В аэропорт «Манас» прилетели в 17:50 по местному времени (разница с Москвой +3 часа). В Бишкеке +37, после холодной Костромы контраст потрясающий.

Когда вышли с вещами из здания аэропорта, трансфер уже ожидал нас. В зале прилета нас встречал представитель компании с табличкой «Кострома» в руках. На машине приехали в хостел в Бишкеке {Фото 2}. Водитель передал нам заказанные баллоны с газом, договорились, что завтра за нами машина придет к 11:00, чтобы переправить нас «Теплый ключ».

Вечером закупаемся недостающими продуктами в ближайшем супермаркете.

День 1. 04.08.19. Бишкек - санаторий «Теплый ключ» - р. Ачикташ

Подъем в 7 утра, завтрак. Утро прошло за фасовкой продуктов, упаковкой рюкзаков, прочими сборами {Фото 3}. Машина пришла без опозданий к 11 часам {Фото 4}.

От Бишкека до «Теплых ключей» доехали меньше чем за час. Высадились за поселком, там, где у каменных осыпей заканчивается автомобильная дорога.

Вверх по долине Аламедина идет очень хорошая тропа, практически дорога. Погода хорошая, переменная облачность, дымка, не очень жарко {Фото 5}. До Ачикташа совсем недалеко, рюкзаки тяжелые, поэтому шли не спеша, постепенно втягиваясь в работу. Сделали 3 перехода по 25..30 минут. К 14 часам подошли к кривому деревянному мостику через р. Ачикташ {Фото 6}. Поставили бивак на правом берегу Ачикташа, примерно в 200 м выше тропы. Координаты лагеря: 42°34'38.16"С, 74°39'42.77"В, высота 1950 м, есть готовые места под палатки, кострище. На склонах шиповник, иногда черная смородина, душица, чуть выше по тропе чабрец.

За оставшуюся часть дня приготовили заброску, разведали дальнейший путь вверх по Ачикташу, отдыхали, усиленно лечили Сашу. Ближе к вечеру спустилась облачность, минут пятнадцать накрапывал дождь. Отбой в 20:00.

3,1 км

Фото 4 Группа на старте

Фото 5 Первые метры похода

Фото 6 На берегу р. Ачикташ

День 2. 05.08.19. Р. Ачикташ - Заброска №1 по долине Аламедина - доина р. Ачикташ

Подъем в 5:00. После завтрака в 6:20 пошли впятером заносить заброску, Саша Медведев остался лечиться и сторожить лагерь.

Погода хорошая, ясно. По хорошей тропе шли достаточно быстро {Фото 7}. Наша задача была оставить заброску в долине Аламедина под спуском с пер. Тоо-Карын. От лагеря в одну сторону порядка 7,6 км. Сделали 3 ходки по 35..40 мин и одну коротенькую ходку в 20 мин. С утра долина в тени, поэтому идти приятно, прохладно. Заброску спрятали в камнях. Обратный путь до лагеря занял 2,5 часа. Примерно за 40 минут до возвращения связались по рации с лагерем, чтобы Саша начал готовить обед.

После обеда решаем пройти вверх по долине 2..3 ходки, чтобы облегчить себе путь на следующий день. Быстро сворачиваем лагерь и выходим в 13:30. От лагеря переходим реку и начинаем подъем вдоль левого берега Ачикташа - там идет хорошая тропа, примерно через 300 м тропа возвращается на правый берег. Сразу после брода тропа поднимается круто вверх на отрожек, где примыкает к хорошей тропе, которая начинается ниже на правом берегу Аламедина и через отрог ведет к кошу в долине р. Ачикташ {Фото 8}. Солнце печет, очень жарко, на привалах старались спрятаться в тень {Фото 9}. Еще за одну ходку дошли до коша, пересекли ручей, пройдя еще 200 м встали на ночевку на лугу в 15:30 {Фото 10}. Координаты лагеря: 42°34'21.86"С, 74°40'36.81"В, высота 2320 м.

До вечера пьем чай, отдыхаем, загораем. Молодежь недоумевает: спортивный поход 4 к.с. пока напоминает санаторий, остальные же посмеиваются, понимая, что все веселье нас ждет еще впереди. Отбой в 20:30.

17,3 км

890 м

520 м

5 ч 15 мин

Фото 7 Заброска. Мост через р. Салык

Фото 8 Начало подъема вверх по р. Ачикташ

Фото 9 Отдых в тени

Фото 10 Лагерь в долине р. Ачикташ

День 3. 06.08.19. Долина р. Ачикташ - цирк пер. Чертов палец

Подъем в 5:00. Погода продолжала радовать - тепло, ясно.

К началу активной части маршрута Саша Медведев так и не смог восстановиться, поэтому приняли решение отправить его на долечивание в Бишкек, с тем расчётом, что он к нам присоединится 11 августа, когда мы спустимся к заброске в долину Аламедина. Несмотря на остаточные явления болезни, общее самочувствие Саши удовлетворительное, весь его путь в обе стороны проходит только по очень хорошей тропе, транспортное сообщение между «Теплым ключом» и Бишкеком нормальное, поэтому сочли возможным отпустить его одного. Выход группы наверх, а Саши вниз в 6:30.

Выше коша и ручья хорошая тропа заканчивается, дальше продолжили движение лугами по скотопрогонным тропам по правому берегу реки {Фото 11}. За два перехода по 40 мин. поднялись к месту, где река берет свое начало, вытекая из-под каменных завалов {Фото 12}. Здесь набрали воду, поскольку больше воды в долине нет до ледника в верхнем цирке. Продолжили движение по дну долины, луга все больше уступают место каменным осыпям. Выше начинаются старые травянистые морены {Фото 13}. Еще за два перехода поднялись в верхний цирк, откуда открылся вид на наш перевал, с характерным «пальцем» - выступом на седолвине.

В верхнем цирке травянистые склоны быстро сменяются осыпными моренными валами {Фото 14}. Мы двигались по гребням морен в направлении перевала, придерживаясь правого борта цирка. Впоследствии оказалось, что лучше всего было бы двигаться по моренному карману вдоль правого борта цирка, однако наш путь по гребешкам морен тоже был достаточно удобным.

Воду нашли у языка небольшого ледника, стекающего с юго-западного склона пер. Бойрок (№232 на схеме). Согласно классификатору пер. Бойрок имеет категорию 2А, но в настоящее время практически непроходим, поскольку из-за обильного таяния подъем на перевал крайне камнеопасен на всем протяжении {Фото 15}.

Погода после обеда немного хмурилась: накрапывает небольшой дождь, за хребтом слышно грозу. В 14 часов встали лагерем на моренах у ледника примерно в 20 минутах от начала перевального взлета. Готовых площадок не нашли, построили две под наши палатки. Координаты лагеря: 42°33'15.65"С, 74°43'39.33"В, высота 3600 м. Самочувствие группы нормальное, но высота чувствуется, поэтому шли и работали довольно медленно. К вечеру погода снова наладилась, ясно и безветренно. Отбой 20:00.

6,5 км

1350 м

5 ч 05 мин

Фото 11 Вид на долину р. Ачикташ

Фото 12 Исток р. Ачикташ

Фото 13 Подъем по травянистым моренам

Фото 14 Верхний цирк пер. Чертов палец

Фото 15 Панорама гребня с ночевок

День 4. 07.08.19. Пер. Чертов палец (1Б, ос., 4030 м) - лед. Спартак - лед. Кен-Тор Западный

Подъем, как всегда, в 5:00. Погода хорошая. Быстро приготовили завтрак, собрались и в 6:30 начали движение.

Поднялись на моренный вал, спустились в карман {Фото 16}. В моренном кармане у начала подъема убрали лишнюю одежду, надели каски и в 7:05 начали движение плотной группой вверх по крупной осыпи в левой п.х.д. части склона. За 30 минут поднялись к скалам у основания кулуара, ведущего на перевал, под защитой скал немного отдохнули {Фото 17}. Далее еще за 35 минут по мелким и средним осыпям пересекли кулуар и продолжили подъем к скалам справа п.х.д. Под скалами снова устроили небольшой отдых.

От скал по неприятной «живой» мелкой и средней осыпи двигались сначала по центру кулуара, а затем вдоль скал левого борта. Перевал потенциально камнеопасен, но во время подъема и спуска падения камней не наблюдалось.

В 9:25 вышли на перевал. Перевальная седловина узкая, воды нет, мест под палатки нет. Видимость с перевала ограничена скальными стенами. На северо-западе видна часть верхнего перевального цирка и равнина на горизонте {Фото 18}, на юго-восток вид ограничен верховьями лед. Спартак и пиком Спартак {Фото 19}. Координаты перевала по GPS: 42°33'3.21"С, 74°44'16.00"В. Тур расположен по центру седловины. Сняли записку группы туристов турклуба НГУ, маршрутная книжка №08-02-18 от 01.05.18 г, руководитель Смоленцев А.В. {Записка 1}. Погода великолепная: облачности ноль, полный штиль. На перевале провели целый час - дополнительный плюс к акклиматизации {Фото 20}, {Фото 21}.

Спуск начали в 10:25. На спуск на лед. Спартак ведет широкий осыпной кулуар {Фото 22}. Спускались плотной группой слева п.х.д. борта кулуара, выбирая участки с наиболее мелкой осыпью. За 40 минут спустились на ледник {Фото 23}. Пересекли зачехленный ледник, намереваясь продолжать движение по правобережной морене, но перед выходом на морену уперлись в ледовый склон, не замеченный сверху, с уклоном около 30° перепадом высот порядка 10..12 м. Для преодоления спуска пришлось надеть кошки, прохождение склона осуществлялось на личной технике {Фото 24}.

Далее по правобережной морене за три перехода вышли на лед. Кен-Тор Зап. {Фото 25}. Для выхода на лёд пришлось спуститься по живой осыпи с моренного вала и пересечь несколько ледниковых речек и ледовых желобов с крутыми стенками, заваленных каменными обломками {Фото 26}. Идется пока тяжело, сказывается недостаточная акклиматизация. Сделали еще две короткие ходки по открытому леднику и остановились на ночевку в 14:55 на леднике напротив впадения ледникового притока, на покровной морене правого борта. От лагеря до перевального взлета пер. Людмилы Киселевой около 800 м, выше лагерь возможно поставить только на льду. Лагерь поставили ближе к границе льда и морены, подальше от крутых склонов долины, с которых постоянно летят камни. Дополнительной защитой служило понижение между склоном и моренным валом, на котором мы поставили лагерь. Площадок не было, построили свои. Координаты лагеря: 42°31'59.10"С, 74°45'38.39"В, высота 3900 м. Вечером прогулялись по леднику, просмотреть перевальный взлет, поскольку от лагеря перевал скрыт изгибом ледника {Фото 27}. Отбой в 20:00.

5,8 км

Фото 22 Юго-вост. склон пер. Чертов палец

Фото 23 На лед. Спартак

Фото 24 Переход по лед. Спартак

Фото 25 Переход на лед. Кен-Тор Зап.

Фото 26 На лед. Кен-Тор Зап.

Фото 27 Вид на пер. Л. Киселевой с лед. Кен-Тор Зап.

День 5. 08.08.19. Пер. Людмилы Киселевой (2Б, сн.-лед.-ос., 4260 м) - лед. Тековый

Подъем группы в 5:00. Выход в 6:40. Погода хорошая, но несмотря на то, что ясно, нормального заморозка ночью не было, и, не смотря на раннее утро, камнепады со склонов долины продолжаются.

Движемся по открытому без трещин леднику в кошках, за 35 минут подходим под перевальный взлет, организуем связки. Нижняя часть перевального взлета до бергшрунда простреливается камнями, поэтому идем в связках одновременно, максимально быстро, наблюдая за склонами. Здесь фирновый склон крутизной до 40°. На нижнем краю бергшрунда сделали станцию - сюда камни уже не достают и можно собраться всей группой. Бергшрунд забит снегом. Выше бергшрунда начинается ледовый склон крутизной 45°..50°, до выполаживания провесили 3 веревки, нижние веревки крепление на ледобурах, верхняя на ледорубах {Фото 28}, {Фото 29}, {Фото 30}.

От выполаживания {Фото 31} ледник здорово просел, образовался огромный бергшрунд, глубокие трещины, прямо на перевал ведет вертикальная ледовая стена с нависанием в верхней части {Фото 32}. Для выхода на седловину траверсировали нижний край бергшрунда вправо, затем поднимались по снежно-ледовой стенке высотой около 4 м и по снежно-ледовому склону примерно 15 метров {Фото 33}, поднявшись выше седловины перевала. После провесили веревку траверса влево, и веревку на спуск до седловины {Фото 34}.

Первый спустился на седловину в 12:00, в 12:40 на перевале собралась вся группа. Перевальная седловина узкая, снежно-осыпная. От таяния снежника на седловине образовалось озерцо. Мест под палатки нет, юго-западная часть седловины простреливается камнями. Видимость с перевала также, как и на предыдущем перевале, ограничена скалами. На север вид на ледник и долину Кен-Тор {Фото 35}, на юге видны пик 4562 и северный склон пер. Искра Сев {Фото 36}. Координаты перевала по GPS: 42°31'15.90"С, 74°45'33.01"В. Тур расположен на скальном выступе с северо-восточной стороны перевала {Фото 37}. Сняли записку группы туристов г. Уфы, т/к «Икар», от 17.08.14 г, руководитель Валиев А.Ш. {Записка 2}. До этой группы в туре лежала записка первопроходцев перевала от 2004 г. Таким образом, это третье прохождение перевала, и второй подъем на перевал с определяющей стороны. Погода весь день великолепная: тепло, тихо, солнечно {Фото 38}.

Спуск начинаем в 13:30. Снежный наддув с юго-восточной стороны перевала стаял полностью, склон стал полностью осыпным, поэтому спуск осуществлялся пешком, плотной группой. На скалах, окружающих спусковой кулуар снега не осталось, таяние прекратилось, во время спуска и при дальнейшем наблюдении отдельных камней и камнепадов замечено не было. Спуск по осыпи на ледник Тековый занял 15 минут {Фото 39}. Ледник большей частью открытый, трещин мало. Отойдя от склонов на безопасное расстояние, прямо на льду в 14:10 начали ставить лагерь. Координаты лагеря 42°31'9.68"С, 74°45'42.81"В. Высота 4090 м {Фото 40}.

2,4 км

Фото 38 Группа на пер. Л. Киселевой

Фото 39 Южный склон пер. Л. Киселевой

Фото 40 Лагерь на лед. Тековый

День 6. 09.08.19. Пер. Искра Сев. (2Б, сн.-ск.-лед.-ос., 4400 м) - лед. Ивероновой - пер. Карнизный (2А, сн.-ос., 4430 м) - лед. Салык Вост.

Перевал нам предстоял не простой, поэтому подъем сделали пораньше, в 4:30. В 4:30 еще стояла полная темнота - пришлось собираться с фонариками. Ясно, слегка подморозило - хотя бы ночью не таяло, что уже хорошо.

Вышли из лагеря в 6:10, за 25 минут подошли под перевальный взлет. Перед взлетом связались в 2 связки. В 6:40 начали подъем. Нижнюю часть фирнового склона крутизной 30°..40° шли в связках одновременно. Последние 80 м ниже бергшрунда шли связками с попеременной страховкой - здесь склон стал круче - около 45°, кроме того, мы оказались над сбросами. На нижнем краю бергшрунда организовали станцию. Бергшрунд забит снегом, его прохождение сложностей не вызвало. Выше бергшрунда начинается крутой ледовый склон 45°..55°, отсюда начали вешать перила, работали по тактике «связка по связке» без смены лидера. Лидер поднимался с облегченным рюкзаком. Движемся прямо вверх, немного забирая вправо, на перевальную точку, чтобы не сыпать лед на нижние станции. От бергшрунда на подъем провесили 3,5 веревки, вышли прямо к перевальному туру {Фото 41}, {Фото 42}, {Фото 43}, {Фото 44}. Первый был на перевале в 10:05, вся группа собралась в 10:40.

Тур расположен прямо на перевальной седловине, на выступе красной скалы {Фото 45}. Координаты перевала по GPS: 42°30'40.26"С, 74°45'40.52"В. Сняли записку группы туристов ФСТ Долгопрудненского округа, Московская обл., от 10.07.14 г, руководитель Мартынов А.В. {Записка 3}. Построенных площадок под палатки на гребне нет, но при необходимости на перевале можно организовать ночевку. На юг с перевала открывается хороший вид на п. Искра, п. Салык-Ашу {Фото 46}, {Фото 47}.

От тура прошли в связках к центру седловины по разрушенным скалам гребня, местами шли вдоль скал по северному фирновому склону. С центра седловины решили провести налегке разведку гребня, с целью выяснить целесообразность траверса к пер. Карнизный {Фото 48}. Связка, отправленная на разведку, прошла по снежному гребню, и поднялась на вершину жандарма. С жандарма стало видно, что траверс оказывается более трудоемкий, чем представлялось по спутниковым снимкам и случайным фотографиям. В этом случае предстояло пройти длинный траверс, подняться на промежуточную вершинку в гребне, и с вершины уже искать спуск на перевал. Мы решили, что такой траверс излишне трудоемким и нелогичным и приняли решение спускаться к лед. Ивероновой. Из двух возможных к прохождению перевалов был выбран пер. Карнизный, поскольку пер. Искра Центральный в создавшихся климатических условиях представлял большую камнеопасность.

Спуск начали прямо с центра седловины в 12:10. Явного, очевидного и однозначного пути спуска с перевала нет. Южный склон перевала представляет из себя множество кулуаров, осыпей, разрушенных скал, бараньих лбов. Путь вниз практически везде просматривается, найти достаточно простой и безопасный путь спуска с перевала можно без проблем {Фото 49}. За 1 час прошли скальный пояс, вышли на широкий осыпной склон и, не спускаясь на дно долины, траверсировали склон вправо п.х.д. по направлению к кулуару, ведущему к пер. Карнизный.

Кулуар пер. Карнизный широкий, протяженный, со средней и мелкой «велосипедной» осыпью, которая очень затрудняет движение. По центру кулуара проходит ребро разрушенных скал, выше попадаются небольшие остатки снежников. Справа от скал, в верхней части ребра из-под осыпей выбивается маленький ручеек. Выход на седловину перегорожен большим снежным карнизом от борта до борта перевала {Фото 50}, {Фото 51}.

Подъем на перевал осуществлялся косыми траверсами, идти «в лоб» было слишком тяжело и не экономично, немного помогло движение по скалам ребра и остаткам снежников. Во второй половине дня погода немного испортилась: временами начинает идти небольшой снег. Подъем на седловину реши осуществлять справа п.х.д. на границе снега и скал. На крутом снегу провесили 10 метров веревки, точка страховки на ледорубе {Фото 52}, {Фото 53}. Далее выход на седловину по границе снега и скал, выше возможной линии отрыва карниза {Фото 54}.

На перевал поднялись в 17:55. Погода неустойчивая: временами порывы ветра, снег с дождем, в отдалении слышны раскаты грома. Седловина перевала - широкое осыпное плато, при необходимости можно организовать ночевку на перевале, либо несколько ниже с западной стороны. Ниже перевальной седловины со снежника текут ручьи. Тур расположен на скалах, на краю осыпного плато в южной оконечности седловины. Координаты перевала по GPS: 42°30'32.58"С, 74°45'18.31"В. Сняли записку группы туристов горной секции МФТИ, от 31.07.18 г, руководитель Отачкин А.Е. {Записка 4}. На запад с перевала открываются виды в. Усеченка, пик Киргизтан и Аламединскую стену, на востоке виден лед. Ивероновой, пик Искра и спуск в долину р. Иссык-Ата {Фото 55}, {Фото 56}.

Спуск с перевала начали в 18:20, двигались сначала по снежникам затем по мелкой и средней осыпи. Линия спуска идет сначала на запад, вдоль отрожка, затем поворачивает на юг к лед. Салык Вост. {Фото 57}. На протяжении спуска встречаются террасы с площадками пригодными для обустройства лагеря.

В сумерках спустились на боковую морену лед. Салык Вост, готовых площадок не обнаружили. В 20:00 на гребне морены начали строить площадки и устанавливать лагерь. Координаты лагеря 42°30'13.80"С, 74°44'24.21"В, высота ночевки 3800 м. Марина почувствовала себя плохо, похоже на проблемы с поджелудочной. Отбой 22:15. Ночью шел снег.

5,5 км

670 м

960 м

13 ч 50 мин

9 ч 55 мин

Фото 41 Северный склон пер. Искра Сев.

Фото 42 Подъем на пер. Искра Сев.

Фото 43 Подъем на пер. Искра Сев.

Фото 44 Панорама лед. Тековый с подъема на пер. Искра Сев.

Фото 45 Тур на пер. Искра Сев.

Фото 46 Вид на юг с пер. Искра Сев.

Фото 47 Группа на пер. Искра Сев.

Фото 48 Траверс гребня к центру седловины

Фото 49 Южный склон пер. Искра Сев.

Фото 50 Пер. Карнизный с запада

Фото 51 Панорама лед. Ивероновой с подъема на пер. Карнизный

Фото 52 Снежный карниз на пер. Карнизный

Фото 53 Прохождение снежного карниза на пер. Карнизный

Фото 54 Выход на седловину пер. Карнизный

Фото 55 Панорама с пер. Карнизный

Фото 56 Группа на пер. Карнизный

Фото 57 На спуске с пер. Карнизный

День 7. 10.08.19. Лед. Салык Вост. - лед. Салык Зап. - долина р. Салык - долина р. Аламедин

Подъем в 5 утра {Фото 58}. Погода наладилась, ясно, безветренно. Марине стало получше, но часть вещей у нее забрали. После вчерашнего напряженного дня установили рекорд по продолжительности сборов, вышли только в 7:20.

От места ночевки на боковой морене перешли на открытый ледник, по леднику в кошках за один переход спустились к моренам лед. Салык Зап. {Фото 59}. У Марины снова ухудшилось состояние, возобновились боли. Приняли решение отказаться от прохождения пер. Тоо-Карын и спускаться вниз по долине Салыка к Аламедину.

Марину еще разгрузили и двинулись вниз по леднику. 1,5 километра до окончания ледника шли по льду. У языка ледника перешли на морены правого борта, через 200 м на мелком разливе перешли поток, вырывающийся из-под ледника, продолжили движение левым берегом ручья {Фото 60}. Примерно еще через 1,5 километра река уходит под камни.

После трех часов спуска по моренам, в 12:45 дошли до озера {Фото 61}, GPS-координаты: 42°31'51.11"С, 74°42'28.08"В. У озера на травке встали на обед и длительный отдых. Марина от еды отказалась, легла спать.

После обеда в 14:50 продолжили движение. После озера попадаются плохо различимые фрагменты тропы, редкие туры. Через 1 километр после озера вышли на верхний край гигантского моренного вала, спускающегося в долину р. Салык. (К сожалению, своего фото этого моренного вала мы не сделали, поэтому в отчете представлено зимнее фото взятое из GoogleEarth, автор Sergey Vyazmitinov.) {Фото 62}

После утомительного спуска и небольшого траверса склона мы спустились на дно долины. Здесь из-под камней выходит на поверхность р. Салык, пасется скот. По правому склону долины на различной высоте проходит много скотопрогонных троп, но хорошая, «человеческая» тропа идет по правому берегу вдоль самой воды. Некоторое время мы ломились по кустам и колючкам скотопрогонных троп, но в конце концов с помощью местных пастухов выбрались на хорошую дорогу. По тропе сбежали к кошу, расположенному недалеко от впадения р. Салык в р. Аламедин. Р. Салык перешли по мостику и в 19:00 встали на ночевку на берегу Аламедина под прикрытием большого камня. Координаты лагеря: 42°33'31.73"С, 74°39'43.30"В, высота ночевки 2010 м. В районе лагеря работает сотовая связь, есть интернет.

Не успели поставить палатки, как на тропе появился Саша Медведев, здоровый и отдохнувший, нагруженный вкусняшками из города. Вечер получился очень приятный.

13,1 км

1830 м

10 ч 40 мин

6 ч 35 мин

Фото 58 Лагерь на морене лед. Салык

Фото 59 Группа на лед. Салык Зап.

Фото 60 Брод у языка лед. Салык

Фото 61 Озеро в долине Салык

Фото 62 Моренный вал в долине Салык

День 8. 11.08.19. Долина р. Аламедин - заброска №2 в долину р. Алтынтор.

Сегодня как бы день отдыха, поэтому общий подъем не назначали. К 8 утра проснулись все. Я застудил нерв на лице и у меня раздуло щеку.

К 10 часам вышли вверх по долине. Задача на сегодня: забрать заброску №1, дойти до бродов через Аламедин, если переправа возможна, сформировать заброску №2 и отнести ее в долину р. Алтынтор.

От места ночевки за два перехода дошли до заброски №1 в камнях. Все вещи и продукты в целости и сохранности {Фото 63}. Погода хорошая, но на солнце очень жарко. Забившись в тень каких-то кустов, распределили заброску. В 12:40 пошли дальше, и за две ходки вышли к точке предполагаемого брода 42°30'9.11"С, 74°39'15.67"В. Точки были заранее занесены в GPS-навигатор. Уровень воды средний, и после разведки приняли решение бродить Аламедин и отнести заброску. Мне с раздутой щекой наш врач купание запретил.

Сформировали заброску, покидали ее в рюкзаки, двое Саш и Максим переправились «стенкой» через реку и ушли {Фото 64}, а я остался с девчонками готовить обед и разбирать снаряжение. С группой заброски поддерживалась регулярная радиосвязь.

Через пару часов стало понятно, что дальше сегодня уйти не успеем, поэтому я присмотрел место под лагерь метрах в двухстах выше брода на песчаном пляже. Координаты лагеря 42°30'4.48"С, 74°39'18.76"В, высота ночевки 2320 м. Мы перетащили туда наши вещи, а к 7 часам вечера вернулись ребята.

8,1 км

400 м

7 ч 00 мин

3 ч 10 мин

Фото 63 Извлекаем заброску 1

Фото 64 Начало переправы через р. Аламедин

День 9. 12.08.19. Долина р. Аламедин - подход под лед. Аламедин Лев.

Подъем традиционно в 5 утра. Не смотря на отдых у Марины возобновились боли, и она решила прекратить поход, идти вниз отдыхать и лечиться. Поскольку до населенного пункта недалеко, тропа в долине Аламедина безопасная, в долине есть сотовая связь, Марину отпустили одну.

После завтрака перераспределили снаряжение, в 7:20 попрощались с Мариной и пошли: мы вверх по тропе {Фото 65}, а она вниз. Забегая вперед, хочу сказать, что страховая компания сработала нормально, было проведено обследование в больнице Бишкека, но ничего серьезного не выявлено, лечения в стационаре не потребовалось.

Мы же за 3 перехода по 45 мин дошли до р. Ашутор {Фото 66}, перебродили ее в месте впадения в Аламедин и продолжили движение вверх по правому берегу Аламедина. Основная тропа уходит вверх в долину Ашутора, а тропа вверх по Аламедину после брода заметно хуже. Сделали еще две ходки и в 12:20 встали на обед у интересного потока, который мощно вырывается из-под моренных завалов.

В 13:55 продолжили движение {Фото 67}. Вскоре открылись вид на язык лед. Лев. Аламедин, панорама Главного Киргизского хребта с пиками Москва и Обелиск и пер. Физкультурников. Стало ясно, что наши опасения были не напрасны - из-за теплой погоды склон перевала сильно растаял, по всей ширине покрыт следами от упавших камней {Фото 68}. Идти такой перевал было слишком рискованно, поэтому приняли решение воспользоваться запасным вариантом - пер. Туюк-Тор Зап. (Юрмала).

Перешли через разливы реки в брод на левый берег, на хороших песчаных площадках перед языком ледника в 15:30 встаем на ночевку {Фото 69}. Координаты лагеря 42°25'23.27"С, 74°40'8.05"В, высота ночевки 3350 м.

11, 1км

1030 м

10 ч 10 мин

6 ч 55 мин

Фото 65 Вверх по долине р. Аламедин

Фото 66 Р. Ашутор

Фото 67 Верховья р. Аламедин

Фото 68 Пер. Физкультурников

Фото 69 Ночевка под языком лед. Аламедин Л.

День 10. 13.08.19. Лед. Аламедин Лев. - пер. Туюк-Тор Зап. (Юрмала) (1Б, сн.-ос., 4057 м) - лед. Наталии - пер. Ю. Глухова (2А, сн.-лед.-ск, 4200 м) (радиально)

Подъем в 5:00. Вроде ясно, но небе легкая дымка, небольшие перистые облачка, которые предвещают нехорошие перемены в погоде.

Вышли в 6:30. За один переход поднялись на боковую морену, прошли по ее гребню, вышли на ледник {Фото 70}. По открытому леднику шли в кошках до зоны разломов. Разломы прошли в связках, лавирую между трещин {Фото 71}. Выше начинается закрытый ледник - до перевала идем в связках. Подъем проходит по дуге, в обход трещин ближе к стенам пика Обелиск {Фото 72}. Еще раз внимательно осматриваем взлет пер. Физкультурников - склон выглядит очень камнеопасным, периодически летят камни {Фото 73}.

На перевал Туюк-Тор Зап. выходим в 9:50 {Фото 74}. Перевального взлет незначительный, бергшрунд засыпан снегом. Седловина протяженная, узкая, снежно-осыпная с выходами разрушенных скал. Низшая точка седловины расположена в северной части и примыкает к ребру пика 4276, в этом месте на перевале небольшое озеро {Фото 75}. Туров на перевале два: один расположен у основания скального ребра севернее озера, второй на разрушенных скалах южнее. Рядом с южным туром над седловиной есть готовые площадки. Сняли записку группы туристов турклуба «Гадкий утенок», г. Москва, от 10.08.19 г, руководитель Смуров А.А. {Записка 5}

На перевале очень холодно и ветрено. Наскоро написали свою записку и в 10:10 начали спуск.

По средней осыпи за 10 минут спустились на лед. Наталии {Фото 76}. В прошлом году на леднике стояли огромные голубые озера, в этом году вода ушла и остались только громадные ледовые промоины {Фото 77}, {Фото 78}.

График похода соблюдался, времени было достаточно, поэтому решили провести радиальный учебно-тренировочный выход на пер. Ю. Глухова. Для тренировки руководство прохождением перевала возложили на молодежь, я пошел сзади наблюдающим, а Саша Солнышков от прогулки на перевал воздержался и остался в лагере на связи, поджидать и готовить обед. На леднике быстро поставили палатку, сложили вещи и в 11:20 двумя связками, налегке побежали на перевал {Фото 79}.

За 30 минут поднялись до перевального взлета. Взлет короткий, снизу подрезан бергшрундом {Фото 80}. Преодолеваем ледовую стенку высотой около 3 м и по некрутому 300..350 снежно-ледовому склону провешиваем одну веревку до гребня, к большой снежной мульде {Фото 81}. Здесь можно при необходимости расположиться на ночевку. Вода только из снега.

Тур расположен на скалах слева п.х.д. На скалы выходим около 30 м по снежно-ледовому склону (трещины!) {Фото 82}, затем по простым скалам еще метров 10 {Фото 83}. На перевал вышли только в 14 часов {Фото 84} (технический участок ребята работали медленно и не очень уверенно), но, собственно, для этого подобное восхождение и затеяли. Сняли записку группы туристов Петроградского клуба туристов, г. Санкт-Петербург, от 02.08.19 г, руководитель Долгополов К. {Записка 6-1}, {Записка 6-2}. {Фото 85}, {Фото 86}

Спуск по пути подъема, самосброс веревки на ледорубном кресте. В 15:30 спустились к палатке, Саша ждал нас с обедом. После обеда выдвинулись к намеченному месту ночевки. В связке за один переход пересекли лед. Наталии, поднялись на моренный осыпной вал, разделяющий ледники Наталии и Туюк-Ала-Арча. После недолгих поисков нашли приличные площадки у небольшого озерца, время 17:30. Немного расширили и достроили имеющиеся площадки под наши палатки. Координаты лагеря по GPS: 42°25'13.34"С, 74°36'33.45"В. Погода испортилась: снежная крупа, гроза.

10,3 км

1010 м

450 м

11 ч 00 мин

8 ч 30 мин

Фото 70 На лед. Аламедин Л.

Фото 71 Разломы на лед. Аламедин Л.

Фото 72 Верховья лед. Аламедин Л.

Фото 73 Еще один взгляд на пер. Физкультурников

Фото 74 Сев.-вост. склон пер. Юрмала

Фото 75 На седловине пер. Юрмала

Фото 76 Юго-зап. склон пер. Юрмала

Фото 77 Лед. Наталии с пер. Юрмала

Фото 78 Лед. Наталии с пер. Юрмала. Фото 2018 г.

Фото 79 Пер. Ю Глухова

Фото 80 Бергшрунд на подъеме на пер. Ю Глухова

Фото 81 Выход на гребень пер. Ю Глухова

Фото 82 Движение по гребню к туру пер. Ю Глухова

Фото 83 Подъем по скалам к туру пер. Ю Глухова

Фото 84 У тура пер. Ю Глухова

Фото 85 Вид на юг с пер. Ю Глухова

Фото 86 Вид на северо-восток с пер. Ю Глухова

День 11. 14.08.19. Траверс южных склонов Главного Киргизского хребта (лед. Наталии - лед. Туюк-Ала-Арча) - пер. Литва (2Б, сн.-лд.-ск., 4118 м).

Подъем назначили как обычно на 5 утра, но проснувшись обнаружили, что стоим в облаке - видимости не было совсем, небольшой снег. Перенесли подъем на час. К 6 часам появилась надежда на просветы, позавтракали, затем собрались. К 8 утра поднявшийся ветер растащил туман. Выход в 8:30.

От места ночевки за 20 минут пересекли моренный вал, траверсировали осыпной склон и вышли на лед. Туюк-Ала-Арча {Фото 87}. Ледник пологий, закрытый, трещин не много. По леднику двигались одной связкой, в кошках {Фото 88}. За две ходки подошли под пер. Ветеранов Туризма {Фото 89}. Погода неустойчивая: временами появляется солнце, временами все затягивает облачность, идет снег. В 10:30 вышли на скалы отрога, ограничивающего лед. Туюк-Ала-Арча с запада, в том месте, где отрог находится практически на уровне льда {Фото 90}. У нас было описание прохождения подобного траверса в обратном направлении, но мы не стали в точности следовать маршруту первопроходцев и после небольшой разведки прошли свой вариант пути. Координаты точки перехода через отрог по GPS: 42°25'34.27"С, 74°35'21.37"В.

Прямо с указанной точки по простым разрушенным скалам плотной группой свободным лазанием спустились в снежный кулуар {Фото 91}, пересекли его. Поднялись по противоположному склону, по небольшому леднику прошли вдоль скал гребня {Фото 92}, вышли на осыпной склон и траверсировали его до седловины пер. Литва {Фото 93}. Таким образом получился технически несложный интересный траверс. Судя по описаниям, классический подъем по кулуару с юга на пер. Литва может быть камнеопасным, маршрут, пройденный нами от лед. Наталии менее трудоемкий физически, поскольку не приходится много набирать и сбрасывать высоты, а также менее камнеопасный {Фото 94}.

На перевал вышли в 13:05 {Фото 95}. Перевальный тур расположен по центру широкой осыпной седловины {Фото 96}. Координаты перевала по GPS: 42°25'49.86"С, 74°34'54.08"В. На перевале есть оборудованные места под палатки. Сняли записку группы туристов Петроградского клуба туристов, г. Санкт-Петербург, от 04.08.19 г, руководитель Долгополов К. {Записка 7}. На перевале очень холодно, дул сильный ветер, снег.

В 13:30 начинаем спуск в сторону лед. Бегельдинова {Фото 97}. Идем одной связкой вправо-вниз по снежному склону крутизной 300..350, на спуске попадаются трещины частично забитые снегом {Фото 98}. За 20 минут сбрасываем около 200 м по высоте и спускаемся на большое, практически горизонтальное снежное плато {Фото 99}. Фактически план ходового дня был уже выполнен, но поскольку времени еще много, решаем продолжить спуск с перевала.

Здесь мы допустили ошибку в ориентировании: невнимательно прочитав описание и стараясь не приближаться к камнеопасным склонам ушли влево. По сильно разорванному леднику, лавируя между трещин, проходя по перемычкам и мостам вышли на край ледопада {Фото 100}. Вместо обещанного ровного ледового склона, увидели хаос разломов, круто падающих на далекий ледник. Провели разведку, двигаясь вдоль края ледовых сбросов, пытаясь понять возможное направление спуска. В результате вышли на нунатак, примерно в центре ледника. Разведка нунатака, попытка пройти по скалам результата не дала, безопасного относительного простого пути найдено не было {Фото 101}. Решили вернуться назад, на плато, поставить лагерь и отложить поиск пути спуска до утра.

По своим следам вернулись в центральную часть плато под перевальным взлетом и в 16:40 начали ставить лагерь. Координаты лагеря по GPS: 42°26'1.53"С, 74°35'2.29"В, высота 3920 м. Попив чайку, в спокойной обстановке разобравшись еще раз с картами и описаниями я понял свою ошибку. Хотел сразу же налегке провести разведку, но к этому времени погода окончательно испортилась: облачность, видимости нет, сильный ветер, снег. Максиму погода сильно напомнила его родную Инту. Уже в сумерках облака спустились в долину, резко похолодало {Фото 102}. Отбой в 20:00.

6,8 км

Фото 100 В разломах

Фото 101 Разведка пути спуска с пер. Литва

Фото 102 Лагерь на плато под пер. Литва

День 12. 15.08.19. Спуск с пер. Литва - долина р. Алтынтор - Заброска №2

Подъем в 4:30. Погоды нет, сильный порывистый ветер, снег, но главное полное отсутствие видимости - соседнюю палатку в 10 метрах с трудом различаем.

В 6:30 позавтракали. Видимости нет. Сидели в палатках, по возможности собранные, готовые выйти, если появится просвет. К 10 утра облака начали пониматься, в 10:15 мы свернули лагерь и вышли.

Идем одной связкой. За ночь накидало свежего снега, холодно, температура ниже нуля, ничего не тает, солнца нет - плотная облачность выше уровня перевала. Это для нас очень кстати, камни не летят. Принимая во внимание сложившиеся погодные условия пошли в связке через ледопад под склонами в. Сусамыр 1я Зап. (4367 м). Весь спуск прошли с одновременной и попеременной страховкой, на проблемных участках прощелкивали веревку в промежуточный ледобур {Фото 103}. Весь путь прошли быстро, без остановок. Спуск с перевала занял 1 ч 45 мин. В 12:00 спустились в долину, убрали снаряжение, продолжили спуск. В долине значительно теплее, ветра нет {Фото 104}.

По моренам спускаемся к озеру, ниже озера начинают попадаться участки тропы. Вниз по долине морены сменяются лугами. За 1 час спустились в долину, миновали поток, стекающий с лед. Черкасова. В 13:45 встали на дневку на хороших травянистых площадках, координаты по GPS: 42°27'43.14"С, 74°36'7.78"В, высота 2890 м. Пасмурно, прохладно, но осадков нет.

Поставили лагерь, приготовили обед {Фото 105}. После обеда стали собираться за заброской. В это время навстречу, вверх по долине прошла группа - ребята из Ижевска, тоже поход 4 к.с. Это была единственная спортивная группа, встреченная нами за поход. Немножко поболтали с ними и разошлись по своим маршрутам.

За заброской сбегали за 3,5 часа {Фото 106}. Передвижение по долине Алтынтора проблем не вызывает. Перейти реку, широко текущую по галечным пляжам, можно практически в любом месте. Местами встречаются участки тропы, маркированные турами.

5,5 км

1040 м

4 ч 30 мин

3 ч 50 мин

Фото 103 Спуск с пер. Литва

Фото 104 Панорама лед. Бегельдинова

Фото 105 Лагерь в долине р. Алтынтор

Фото 106 Уходим за заброской

День 13. 16.08.19. Долина р. Алтынтор, полудневка - подъем под лед. Кара-Тоо (Маяковского)

По случаю дневки общего подъема нет. Самые ранние пташки поднялись где-то в 7 утра, самых ленивых выгнали из палаток около 9. У Максима, нашего младшенького, сегодня день рождения. Прямо с утра дружно его поздравили, подергали за ушки и подарили небольшой, но очень полезный подарок.

Погода так себе, холодно, ветрено, солнце изредка показывается из-за облаков, но дождя нет, поэтому можно стираться и сушиться. Хоз. работами и отдыхом занимались до обеда. На вторую половину дня запланировали небольшой переход до верхних ночевок под лед. Кара-Тоо.

С бивака вышли в 14:00. Сразу за местом стоянки проходим верховое болото со множеством узких, но глубоких протоков, поднимаемся на моренный вал, по маркированной турами тропе спускаемся к озеру {Фото 107}. Озеро обходим справа, по крупной осыпи прямо у кромки воды {Фото 108}.

От озера прошли еще около 300 м по тропе и повернули влево, через кусты и осыпь по направлению к гребню морены. За один переход продрались через растительность, еще за один подошли к морене {Фото 109}. На гребень «крокодила», так называют эту морену не полезли, поднимались по карману слева п.х.д. Немного выше в понижении гребня карман примкнул к нему, и дальше мы поднимались по гребню. До верхней оконечности морены поднимались по длинному крутому утомительному гребню. Местами попадаются туры, тропы в верхней части нет {Фото 110}, {Фото 111}. Верхняя оконечность моренного гребня практически примыкает к скальным стенам долины. Мы уже поднялись выше языка ледника. Короткий траверс по снежникам и крупным осыпям, небольшой спуск и в 18:50 мы вышли к ночевкам {Фото 112}. Ледник, скалы у нас над головой затягивает облаками.

Координаты площадок по GPS: 42°28'50.54"С, 74°35'50.94"В, высота 3580 м. Есть две готовые площадки. Мы их надстроили, чтобы комфортнее разместить обе наши палатки. Под большим камнем, метрах в 30 от площадок, протекает небольшой чистый ручей. Очень удобное живописное место, площадки на высоком моренном валу, над долиной и языком ледника.

Ужин превратился в торжественное мероприятие, посвященное дню рождения Максима.

5,1 км

Фото 110 Движение по гребню морены

Фото 111 Вид с морены в долину р. Алтынтор

Фото 112 Выход к ночевкам под лед. Кара-Тоо

День 14. 17.08.19. Ледопад Кара-Тоо - верхнее плато лед. Кара-Тоо (Маяковского)

Подъем в 5:00. Холодно, переменная облачность, вершины на противоположной стороне ущелья скрыты тяжелыми тучами {Фото 113}.

Выход в 7:00. От бивака спускаемся по осыпному склону к бараньим лбам, траверсируем лбы и за 15 минут подходим к леднику. Надеваем кошки. Выход на ледник по крутой короткой ледовой стенке на личной технике. Метров 50 двигались с небольшими подлазами мимо сераков, затем вышли на спокойную центральную часть ледника {Фото 114}. Продолжили подъем в кошках, без связок прямо вверх по открытому леднику. Средний уклон ледника 200..250 с короткими более крутыми ледовыми взлетами. На траверзе остроконечной скалы, отделяющей ледник Приток, ледник выполаживается, появляются трещины. Часть трещин распутали, двигаясь в связках, в одном месте перепрыгивали трещину со страховкой без рюкзаков, еще в одном первый спустился в трещину до небольшого ледового выступа, поднялся по противоположной стенке и организовал переправу {Фото 115}. Веревку сдернули через проушину Абалакова.

Продолжили движение через трещины, по ложбине между сераками справа и ледовым бугром слева к второй ступени ледопада {Фото 116}. По описаниям вторая ступень обходится справа п.х.д. вдоль скал левого борта. В нашем случае край ледопада справа оказался также разорван. В связках распутываем трещины, придерживались центральной части ледника, немного ближе к левому борту {Фото 117}. Погода ухудшается: облачность, снежная крупа. {Фото 118}

К 12 часам прошли вторую ступень ледопада и вышли на верхнее плато лед. Кара-Тоо. Движение по широкой дуге вдоль скального отрога левого борта {Фото 119}. Оставляем справа взлет пер. Каджир-Уйё. Погода окончательно испортилась: видимости нет, снег, ветер, гроза. По графику движения на верхнем плато у нас должна быть ночевка, в создавшихся погодных условиях пытаться опередить график и идти на перевал нет смысла. В 13:10 встали на бивак, немного не дойдя до начала подъема на пер. Хрустальный, на ровном льду, в отдалении от склонов. Прозондировали площадку лагеря на наличие трещин, построили ветрозащитную стенку. Координаты лагеря по GPS: 42°29'46.00"С, 74°35'28.17"В, высота 4090 м.

В просветах облачности разглядываем склоны перевалов Кара-Тоо и Топ-Карагай. Нижняя часть склона пер. Кара-Тоо представляет собой крутые ледовые сбросы, а выше снежно-ледовый склон крутизной не менее 500, по которому сходят лавины. Перевал Топ-Карагай несколько дальше и виден хуже, но выглядит более простым и безопасным, хотя бергшрунд явно больше, чем на фотографиях прошлых лет. Окончательное решение о выборе перевала для прохождения оставляем на утро.

3,4 км

Фото 117 Движение группы на лед. Кара-Тоо

Фото 118 Прохождение второй ступени на лед. Кара-Тоо

Фото 119 Выход на верхнее плато лед. Кара-Тоо

День 15. 18.08.19. Пер. Топ-Карагай (2Б, сн.-лед., 4523 м) - лед. Топ-Карагай

Подъем в 6:00. За вчерашний день и ночь выпало около 10..15 см свежего снега. Небо над нами чистое, но вершины напротив скрыты облаками {Фото 120}. На склонах пер. Кара-Тоо видны свежие следы лавин {Фото 121}. Окончательно решили, что будем использовать запасной вариант - пер. Топ-Карагай.

Выход в 8:10. Движение в связке, приходилось тропить. Подъем к перевальному взлету пологий, 100..150, трещин мало. Прошли мимо взлетов пер. Хрустальный и пер. Космонавтов, вышли в общий цирк перевалов Топ-Карагай и Корона Юж {Фото 122}. Рассмотрели взлет пер. Топ-Карагай. Склон в средней части пересекает бергшрунд. По имеющимся описаниям 2018 г. в правой части склона бергшрунд должен сомкнуться, но в этом году трещина сильно разошлась по всей ширине склона, верхний край нависает над нижним. Двигаться справа по границе льда и скал нельзя - там постоянно летят камни с нагретых на солнце скал. Принимаем решение подниматься в левой части склона и попытаться преодолеть бергшрунд по угадывающимся снежным мостам {Фото 123}.

В 10:30 начали подъем на перевал. К бергшрунду поднимались по крутому снежному склону в связке одновременно. Вышли на нижний край бергшрунда, траверсировали его влево, нашли подходящий мостик {Фото 124}. В 11:30 начали провешивать перила {Фото 125}. От моста провесили веревку через бергшрунд, метра 4 отвесного льда, при выходе на склон небольшое нависание. Первый шел без рюкзака. На ледовом склоне крутизной примерно 450 в 10 м выше и правее бергшрунда организовали станцию, приняли рюкзак {Фото 126}. Еще одну веревку вправо-вверх провесили над бергшрундом по направлению к седловине. Место потенциально камнеопасное, старались проходить участок максимально быстро, велось постоянное наблюдение за склоном, но скалы были в тени, а из-за установившейся холодной погоды все было тихо. Выше второй веревки склон пологий, для выхода на седловину технической работы больше не требуется {Фото 127}. На второй веревке нас накрыла непогода, облачность отсутствие видимости, снег.

В 13:25 группа собралась на седловине. Седловина широкая, снежно-осыпная. Тур по центру седловины {Фото 128}, {Фото 129}. Координаты перевала по GPS: 42°29'41.17"С, 74°34'5.19"В. Сняли записку группы туристов горной секции МФТИ, г. Долгопрудный, от 31.07.19 г, руководитель Вишняков Е.А. {Записка 8-1}, {Записка 8-2}. Снег, ветер, видимость ограничена.

В 13:40 начали спуск. С перевала возможно два варианта спуска на лед. Топ-Карагай. Первый: прямо с седловины вниз на ледник по узкому снежно-ледовому кулуару, и второй: влево приподняться по снежному склону и далее вниз по снежно-осыпному склону вдоль границы скал. Мы выбрали второй вариант, поскольку состояние кулуара при отсутствии видимости было непонятно. Спуск на ледник получился несложный, но неприятный и трудоемкий. Пришлось идти по скользкой, засыпанной свежим снегом осыпи, с короткими снежно-ледовыми участками. Шли в связке, сократив расстояние между участниками, чтобы не сдергивать живые камни.

За 55 минут вышли на ровный лед. По леднику двинулись вниз, к стоянкам под Свободной Кореей напротив пер. Войтихова на правобережной морене лед. Топ-Карагай. Ледник завален свежим снегом, трещины. Видимости не было, шли по навигатору. За два перехода вышли на морену в район предполагаемой ночевки. Навигатор показывал, что наш следующий перевал всего в 600 м, но в облаках и снежной пелене ничего не льзя было разглядеть. Еще около 20 минут ушло на поиск подходящих площадок. Около 17 часов встали на ночевку. Координаты лагеря по GPS: 42°29'17.32"С, 74°33'1.77"В, высота 4050 м. Поскольку весь спуск проходил при полном отсутствии видимости, фото перевала и путь спуска смогли заснять только на следующий день {Фото 130}.

Пока выбирали площадку под лагерь, Саша Солнышков отвел меня в сторону и сказал, что хочет досрочно завершить поход. Понимая тревогу о состоянии здоровья жены, я не стал его отговаривать. Решили на следующий день провести незапланированную дневку, за счет неиспользованного резервного дня. Перераспределить вещи, проводить Сашу и немного посушиться.

6,7 км

Фото 128 Седловина пер. Топ-Карагай

Фото 129 Группа на пер. Топ-Карагай

Фото 130 Пер. Топ-Карагай с ночевок на лед. Топ-Карагай

День 16. 19.08.19. Дневка

Подъем в 7 часов. Холодно, все морены завалены снегом. Переменная облачность, но панорама ледника открылась, можно вести наблюдение за перевалом

После завтрака перебрали снарягу, отдали ненужное Саше. Для подстраховки отдали Саше рацию, назначив на время спуска сеансы связи каждый час. В 9:30 Саша ушел вниз, я проводил его немного, и мы остались вчетвером.

Появлявшееся иногда солнце и редкие оттаявшие камни используем чтобы немного просушить веревки и снаряжение, зарядить телефоны {Фото 131}. Разглядываем открывшийся вид на перевал Войтихова. Сам кулуар остается в тени практически весь утро, но с 8 часов скалы над перевалом освещаются солнцем, что может быть причиной камнепадов {Фото 132}. Для безопасности назначили выход на завтра на 6 утра.

Начиная с 12 часов погода портится: долину заполняют тучи, усиливается ветер. На связи в 14:00 Саша сообщил, что спускается к мосту через Ала-Арчу. После этого сеансы связи закончили.

Вечером опять снегопад, практически все время сидели в палатке.

Фото 131 Дневка на лед. Топ-Карагай

Фото 132 Пер. Войтихова с морены лед. Топ-Карагай

День 17. 20.08.19. Пер. Войтихова (2Б, сн.-лед., 4350 м) - лед. №271 - лед. Алтын-Тор - пер. Алтын-Тор-Ашу (1Б, сн.-ск.-ос., 4090 м) - лед. Туюксу Сев.

Подъем в 4:30. Делаем облегченный завтрак - только чай и сухари с колбасой и сыром. Снаружи палатки еще темно, ясно, безветренно и очень холодно {Фото 133}. Замерзла вода в бутылке, которая лежала в палатке, в ногах под спальником.

Сразу в лагере надели снаряжение, кошки, выход в 6:10. За 20 минут подошли под перевальный взлет и поднялись к бергшрунду, в 6:30 начали техническую работу {Фото 134}. От нижнего правого п.х.д. края бергшрунда начали вешать перила. Работали двумя связками, без смены лидера, страховка на ледобурах. Перевальный взлет - неширокий ледовый кулуар, прикрыт тонким слоем свежевыпавшего снега, крутизна склона увеличивается с 400 у бергшрунда до примерно 500..550 у верхнего края скального пояса. Провесили 5 веревок до верхнего края скал {Фото 135}, {Фото 136}, 6-а веревка траверс над скальным поясом {Фото 137}, к основанию нунатака, на вершине которого расположен тур {Фото 138}. К 8 утра были выше потенциально опасной зоны падения камней. От нунатака до гребня склон пологий, техническая работа дальше не требуется. Лидер поднялся на перевал в 10:10, вся команда собралась у тура в 10:50 {Фото 139}. Из-за свежего снега и холода падения камней за все время подъема не наблюдалось. Сняли записку группы туристов горной секции МФТИ, от 09.08.18 г., руководитель Отачкин А.Е. {Записка 9}. От тура выход на широкий гребень по некрутому снежному склону {Фото 140}. Двигаясь по гребню вправо выходим на незначительное понижение, которое можно формально считать седловиной пер. Войтихова {Фото 141}. С перевала открывается великолепный вид на п. Свободная Корея, п. Симагина и пер. Провал Свободной Кореи между ними {Фото 142}. На юг с перевала также открывается широкий обзор {Фото 143}.

В 11:20 продолжили движение. Спуск с перевала по пологому закрытому леднику осуществляли одной связкой. Ледник в верхней части закрыт, но имеет спокойное течение, почти без трещин. Выбирать путь довольно просто, мы придерживались правой стороны ледника. В нижней пришлось немного лавировать между трещин {Фото 144}, {Фото 145}. От солнца на свежем белом снегу сделалось очень жарко. Через 20 минут остановились, чтобы снять лишнюю одежду. За два коротких перехода дошли до языка ледника. В 12:45 остановились на обед метрах в 200 от языка ледника на галечном пляже у озера {Фото 146}.

Пока продолжался обед обсуждали дальнейшие планы. Решили, что подойдем к перевалу Алтын-Тор-Ашу и заночуем под перевальным взлетом.

В 15:00 продолжили движение. За два перехода по 40 минут по моренам и крупным осыпям обогнули скальную гряду, поднялись в долину лед. Алтын-Тор и подошли под взлет пер. Алтын-Тор-Ашу {Фото 147}. Взлет представляет собой некрутой осыпной склон с выходами разрушенных скал, протяженностью около 250 м. На гребне большой снежный наддув {Фото 148}. Посмотрев на перевал, решили не откладывать прохождение на завтра и взять его сходу. Поднимались плотной группой по средней и мелкой осыпи, в верхней части подъема ушли на скалы справа п.х.д. За 40 минут поднялись на седловину. Тур расположен на скалах справа {Фото 149}. Сняли записку группы туристов Петроградского клуба туристов, г. Санкт-Петербург, от 06.08.19 г., руководитель Долгополов К. {Записка 10}. Погода неустойчивая, ветрено, холодно, временами сыплет снежная крупа. На перевале мы пробыли не больше 10 минут, сменили записку и начали спуск к лед. Туюксу Сев. по простому снежному склону, крутизной 250..300 и протяженностью около 50 м. В нижней части склон подрезан незначительным засыпанным снегом бергшрундом. Спуск на ледник занял не более 15 минут {Фото 150}. Не останавливаясь, пересекли ледник в направлении правобережной морены лед. Туюксу Сев. {Фото 151}, где расположены готовые площадки под бивак.

На ночевку встали в 17:55. Нашли неплохую площадку, развернули строительные работы {Фото 152}, по улучшению площадки и строительству ветрозащитной стенки, чтобы обеспечить себе повышенный комфорт. Координаты лагеря по GPS: 42°27'55.03"С, 74°31'50.72"В, высота 3860 м.

Увидев, как команда после прохождения двух перевалов за день, самозабвенно отдается строительным работам, решил на завтра повторить тоже самое: пройти два перевала и выйти к старой горнолыжной базе «Верхняя Ала-Арча». К моему удивлению эта идея командой была принята с энтузиазмом.

9,8 км

Фото 150 Восточный склон пер. Алтын-Тор-Ашу

Фото 151 Группа на лед. Туюксу

Фото 152 Строительство площадки

День 18. 21.08.19. Пер. Медик (2А, сн.-лед., 4120 м) - лед.Голубина - пер. Шестерых (1Б, сн.-ос., 4038 м) - лед. Манас - горнолыжная база «Верхняя Ала-Арча»

Подъем в 5:00. Погода просто звенит: морозно, абсолютно прозрачное небо, штиль. Молодежи я объявил, что поскольку основная техническая часть похода закончена, теперь прохождение оставшейся части маршрута ложиться на них, а я только иду сзади и вмешиваюсь лишь в случае очень серьезных косяков. Озадаченная группа выходит в 7:20.

От места ночевки в связке пересекли ледник Туюк-Су Сев. в направлении короткого отрога выше зоны разломов {Фото 153}. Ледник стоит замерзший и заметённый снегом, все борозды от протекавших ручьев совершенно сухие. Затем по дуге, огибая трещины под склонами пика Медик подошли под перевальный взлет.

Подъем на перевал начали в 8:20. В связках подошли под засыпанный бергшрунд, выше бергшрунда провесили 2 веревки (станции на ледобурах) по снежно-ледовому склону 350..400 {Фото 154}, от верхний станции провесили еще 10 метров до перевальной седловины. Поднимались в правой п.х.д. части склона, направление движения прямо на перевальную седловину. Восточный склон перевала с раннего утра освещен солнцем, поэтому со скал возможно падение камней. Тур расположен на скалах, по центру седловины. Группа собралась на седловине пер. Медик в 9:40 {Фото 155}. Координаты перевала по GPS: 42°27'23.96"С, 74°30'38.83"В. В туре обнаружили сразу две записки: записку группы туристов горной секции МФТИ, от 10.08.18 г, руководитель Отачкин А.Е. {Записка 11-1}, и записку группы туристов из Москвы, от 16.07.19 г. {Записка 11-2}. Перевальная седловина широкая снежная, воды нет, с западной стороны перевала возможна удобная ночевка. Пер. Медик является хорошей обзорной точкой. С перевала на восток открывается великолепная панорама верховий лед. Туюк-Су Сев. {Фото 156}, на западе видны верховья лед. Голубина {Фото 157}, также с перевала возможен простой подъем на пик Медик {Фото 158}.

В 10 утра начали спуск с перевала. Путь от тура идет по дуге вправо вдоль скал, движемся в связке {Фото 159}. Уклон сначала невелик 100..150, затем постепенно увеличивается до 300..350. Весь спуск проходим в связке одновременно, в нижней части около 50 м движение на три такта лицом к склону, страховка через ледобур. За 35 минут спустились на пологую часть лед. Голубина {Фото 160}. Наличие плотного сплошного снега на склоне значительно облегчило спуск, если бы были ледовые участки, то скорее всего потребовались бы провеска одной или двух перильных веревок.

После спуска с перевала пересекли ледник в направлении п. Манас, по большой дуге в обход зоны трещин {Фото 161}. На безопасном расстоянии от склонов п. Манас, с которых свисают ледовые сбросы, поднимаемся по рукаву ледника, ведущему к пер. Шестерых {Фото 162}. Ледник рассечен множеством трещин, пару раз проваливались неглубоко. На солнце жарко, хочется пить, но из-за стоящей холодной погоды на ледниках сухо, ручьев нет вообще.

На перевал вышли по короткому осыпному взлету {Фото 163}. В 13 часов были на седловине пер. Шестерых {Фото 164}. Тур разрушен, записку не обнаружили. Координаты перевала по GPS: 42°26'56.86"С, 74°28'49.65"В. Сложили новый тур, оставили свою записку {Фото 165}.

В 13:30 продолжили движение {Фото 166}. По осыпному склону спустились в снежную мульду, далее вправо в снежном кармане между склонами п. Студентов и сераками. Здесь наконец-то нашли воду, напились, наполнили бутылки. Через 300 м карман вывел на сбросы {Фото 167}. Траверсом ушли влево через сераки и вышли на спокойную часть лед. Манас {Фото 168}. Двигались преимущественно вдоль левого борта ледника, в нижней части пересекли ледник вправо и вышли на боковую морену. На морене сняли и убрали снаряжение. Еще за 40 минут движения по осыпям в 15:10 вышли к зданиям базы «Верхняя Ала-Арча» {Фото 169}. Координаты базы 42°26'36.77"С, 74°27'9.25"В.

На момент нашего прихода в домике никого не было. База нам понравилась: уютно, несколько комнат, пригодных для ночевки, нары, матрасы {Фото 170}. Есть даже отдельное помещение для настольного тенниса. К вечеру в домик спустился еще один путешественник, Dan Ricanek из Чехии. Вечер прошел за приятной беседой, Дэн неплохо говорит по-русски.

11,2 км

Фото 168 Сераки на лед. Манас

Фото 169 У горнолыжной базы

Фото 170 Ночевка на старой горнолыжной базе

День 19. 22.08.19. Долина р. Ала-Арча - т/б «Ала-Арча»

Проснулись в 5 утра. Позавтракали, собрались, убрали комнату после своего посещения. В 6:40 вышли.

Спускаемся по остаткам грунтовой дороги, местами маркированной турами. Шли быстро, зов цивилизации звучал все сильнее. За один переход дошли до окончания морен. Спустились с левого края моренного вала у брошенного бульдозера {Фото 171}. Еще за переход дошли до поныра (на карте это место так и называется) - в этом месте Ала-Арча ныряет под каменный завал и вырывается из-под него в 50 метрах ниже. Основная тропа здесь переходит на правый берег. Основной проблемой движения по дороге является переход через бурный поток р. Джельдису. По левому берегу тоже идет тропа, но она значительно хуже. В прошлом году мы из-за высокой воды не смогли перейти Джельдису, нам пришлось возвращаться назад и идти по левому берегу. В этом году из-за холодов, стоящих последние дни уровень воды значительно ниже, поэтому решили рискнуть и идти по дороге. Риск оправдался - воды в реке практически не было. Аккуратно перешли реку по двум связанным бревнышкам, служащим мостом {Фото 172}. Но при таком уровне воды при необходимости можно было бы без затруднений перейти реку в брод.

Перед впадением р. Топ-Карагай тропа возвращается на левый берег. Мостом через Ала-Арчу служит странная металлическая конструкция {Фото 173}. Еще через 4 км, перед впадением Аксая в Ала-Арчу дорога снова переходит на правый берег. В этом году построили новый большой надежный мост через Ала-Арчу (год назад его не было, шли до турбазы по плохой тропе, осыпям и переправлялись по мосту уже на территории базы). Координаты моста по GPS: 42°32'32.26"С, 74°29'1.22"В. От моста по дороге дошли до обширных галечных пляжей, по которым дробится на множество мелких рукавов р. Аксай.

За рекой начинается территория т/б «Ала-Арча», под ногами появился непривычный асфальт прогулочных дорожек {Фото 174}. Много людей, почему-то масса японцев с их вечными фотоаппаратами. В 10:45 мы дошли до ворот турбазы, поход завершен!

17,6 км

Фото 173 Мост через Ала-Арчу у впадения р. Топ-Карагай

Фото 174 Финиш на базе Ала-Арча

Выводы и рекомендации.

За 19 ходовых дней нами было пройдено 12 перевалов из них 2Б - 5 шт., 2А - 3 шт., 1Б - 4 шт.

Очень теплая погода в первой половине похода способствовала усилению камнеопасности, что заставило внести коррективы в заявленный план маршрута

Поход получился достаточно интенсивным в техническом и физическом отношении, соответствующим заявленной категории трудности. Весь поход прошел без нештатных ситуаций. Хорошая подготовка участников похода позволила нам пройти маршрут с запасом прочности. Трое участников, впервые оказавшиеся в походе IV к.с. получили хороший опыт сложных горных походов. К сожалению, не всем участникам по состоянию здоровья удалось пройти маршрут в полном объеме.

Киргизский хребет - это очень красивые горы, множество вершин и перевалов самого разного характера и любой сложности, которые позволяют проводить горные походы с I по VI категории сложности. Очень простая, быстрая, удобная заброска, развитая инфраструктура. Все вышеперечисленное делает этот горный район очень привлекательным.

В настоящее время, в связи с активным таянием ледников, наиболее благоприятный период для проведения походов июль. В нашем случае, в августе растаявшие склоны перевалов и раскрывшиеся трещины создали дополнительные трудности в прохождении.