Автор: Юрий Кошеленко, Ростов-на-Дону

20 лет восхождению на Лхоцзе Среднюю

Команда Лхотзе Средняя 2001 г.

20 лет прошло с момента достижения вершины Лхоцзе Средней. Да именно 24.05.2001 вторая группа поднялась на физическую вершину 8414 м. провесив заключительные две веревки.

Думаю надо быть честными перед историей нашего российского альпинизма и изложить факты.

Начало траверса с Северного гребня Лхотзе Главной на Кангчунгскую стену массива Лхотзе, фото Глеба Соколова

Подъем по внутреннему углу на гребень между вершинами Лхотзе Главная и Лхотзе Средняя

Было три группы, которые прошли выше седла между Эверестом и Лхоцзе Главной по северо-восточной Кангчунгской стороне массива Лхоцзе.

Лагерь 5, лагерь Первой группы, на фото Евгений Виноградский, 24.05.2001

Глеб Соколов появляется на ребре карниза вершинной башни, вид с вершины 24.05.2001

• Первая: Алексей Болотов, Петр Кузнецов, Евгений Виноградский и Сергей Тимофеев капитан всей команды.
  • Вторая: Глеб Соколов фактический лидер группы, Николай Жилин и я /Юрий Кошеленко/.
  • Третья: Виктор Володин и Владимир Яночкин.

• А - вершина 8414 м.
    В - плечо
    C - начало внутреннего угла

Северный гребень Лхотзе Главной, 13.05.2001

Николай Жилин и Юрий Кошеленко на вершине 8414 м. 24.05.2001. Фото Глеба Соколова

Нитка маршрута с С. гр. Лхотзе Гл. по Кангчунгской стене к Лхотзе Средней

Действия команды на оригинальном маршруте, начиная с Южного седла
    2 и 3 мая 2001, Первая группа сделала заброску на Северный гребень Лхоцзе Гл. высота около 8100 м.

Выход на вершинный гриб 8414 м., 24.05.2001, фото Глеба Соколова

13 мая Вторая группа открывает проход по стене ледового серака на Кангчунгскую стену массива и провешивает начало маршрута.

Глеб Соколов, фирн Кангчунгской стороны Лхотзе, 24.05.2001

20 мая Третья группа: Володин Яночкин забрасывают веревки и сноубары на окончание перил.

Плечо, место достижения первой группы. Фото сделано 24.05.2001 виден еще не освоенный участок гребня и сам Вершинный Гриб

21 мая Болотов Кузнецов проходят по Кангчунгской стене массива до внутреннего угла выводящего на гребень между Лхоцзе Главной и Лхоцзе Средней.

Фото с вершины в сторону Лхотзе Главной 24.05.2001, на плече ниже лежит кислородный баллон

Возвращение с вершины на плечо 24.05.2001, фото Глеба Соколова

22 мая Первая группа в полном составе устанавливает штурмовой лагерь 5 на высоте около 8120 м.

Выход на вершину 8414 м. 24.05.2001, фото Глеба Соколова

23 мая Первая группа выходит на штурм, проходит внутренний угол, спускается под начало вершинной башни и штурмует ее...

Вид на юг с вершины Лхотзе Средняя, 8414 м.

Алексей Болотов проходит ключ всего маршрута сложную скальную стену на высоте приблизительно 8370 м. достигает плеча, Петр Кузнецов, Евгений Виноградский, Сергей Тимофеев поднимаются к нему, делают фото и видео съемку и на этом месте останавливаются.

С Лиз Хоули в ноябре 2003 г.

24 мая участники Второй группы стартуют с Южного седла, проходят лагерь 5, где ночевала после подъема Первая группа, от Петра Кузнецова получают рекомендацию захватить с собой еще 50 метров, оставленной Первой группой перильной веревки у основания внутреннего угла. Далее проходят по прекрасному твердому фирну до внутреннего угла, поднимается на гребень, спускается под башню, поднимаются на плечо /место остановки Первой группы/ и дорабатывают линию до Вершинного гриба. 50 м. несет снизу Глеб, 50 м. взято у основания угла. Николай Жилин снимает видео, Глеб Соколов страхует, а самый легкий лезет на карниз. На грибе съемка, видим Лхотзе Шар и гребень идущий на восток ниже нас, значит это и есть физическая вершина 8414 м. Все фото в приложении. 27 мая на вершину поднимаются Виктор Володин и Владимир Яночкин.

Lhotse Middle after ascent 24.05.2001

Ridge before summit tower 24.05.2001 by Gleb Sokolov

Gleb Sokolov in the summit roof, 24.01.2001

P.s. После возвращения в Катманду и встрече с капитаном нашей команды Элизабет Хоули была не удовлетворена предоставленными Первой группой доказательными материалами и в сентябре 2003 года, когда мы с Валерой Банановым готовились к первовосхождению на Нуптзе Восточную встречалась со мной, дабы разрешить свои сомнения, мною ей были предоставлены фото нашей Второй группы, которые окончательно подтвердили факт Первовосхождения на Лхотзе Среднюю 8414 м. российской команды.