Автор: Алексей Костогрыз, г.Донецк

Отчет о горном походе 4 к.с. по Восточной части Зап.Тянь-Шаня совершенном с 11 по 30 июля 2018 года. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

23.07.2018г.

8:00 Выход. Вышли вверх по ущелью по тропе вдоль левого берега озера Каратокой, только значительно выше его. Траверсируем травянисто-осыпной склон. В целом почти горизонтально. Незначительные перепады высоты укладываются в 10-15гр, хотя сам склон круто, 30-40гр, обрывается к озеру и удобных спусков к озеру нет.За 1 час 20 минут подошли к стометровому скальному уступу на уровне восточного края озера.

Тропа небольшим серпантином уходит вниз по скальным ступеням этого уступа. Спустились за 15 минут вниз к озеру. Здесь как раз в озеро справа впадает левый исток Каратокой. Небольшой привал и мы повернули направо в ущелье левого истока. Вход в него преграждает крупнокаменистая осыпь, которая обходится по тропе, слева. Сразу за этим крупнокаменистым валом есть озеро, вода мутноватая. Обошли озеро слева, за ним небольшой подъём на вал среднекаменистой осыпи (фото 113).

После спуска со скального уступа набор высоты небольшой, крутизна осыпных валов 15-20гр, а выше них мы идём по широкой плоской долине до её окончания. Дно долины – среднекаменистая осыпь, разбросаны валуны, редкая трава.

11:00 Подошли к водопаду со скальной стены перед л. Советских географов, точка 38, (фото 114). Палатки поставили на мелкой гальке. Ручьи спокойные с чистой водой. Скалы слева и справа от водопада серьёзные, поэтому решили, что остаток дня у нас уйдёт на обработку маршрута и навеску перил для завтрашнего прохождения.

общее время 3 часа

протяженность 6,4 км

перепад высот 3028 м – 2873 м – 3015м-155 м +142 м

Фото 113. Ущелье левого истока р. Каратокой.

Фото 114. Водопад с перевала Советских географов.

Радиальный выход на скалы слева от водопада левого истока р. Каратокой

Перевал Советских географов от левого истока Каратокой весной проходится по замёрзшему водопаду [1, 5], но летом по водопаду не поднимешься. Рыкалов высказал в [1] предположение, что летом подниматься надо справа по ходу от водопада. Однако там скалы выглядят «зализанными», как бараньи лбы (фото 115) и возможно для их прохождения потребуются шлямбурные крючья. Слева от водопада скалы также не простые.

Фото 115. Водопад с перевала Советских географов.

По центру, справа от водопада, нам совсем уж не показалось идти. Дополнительно к скалам там и водопад надо переходить или стоять под ним, а это совсем немало, поэтому мы решили попытаться пройти именно слева от водопада.

Для того, чтобы подняться выше водопада нам надо было преодолеть нижнюю скальную ступень, в нижней её части – это 30 м,80гр, а в верхней – 20 м, 50гр, затем пройти по наклонной скально-осыпной полке, 200 м, 30-35гр и наконец подняться по скалам, 150 м, 60-80гр.

13:07 На обработку скального маршрута вышли в полной экипировке и со снаряжением Попов, Михайлов и Швайко. Остальные наблюдали за их действиями из лагеря. Все три звена перил крепились на скальных крючьях. Лидировал постоянно Михайлов, на подъёме шёл с нижней страховкой, забивал промежуточные крючья. На спуске верхняя страховка.

Первую скальную ступень прошли сравнительно легко, хотя и не очень быстро (фото 116, 117). Вертикальные перила, 30 м, 80гр+ 20 м, 50гр.

Фото 116 117. Попытка выхода на перевал Советских географов по скалам слева от водопада. 1-я скальная ступень.

А вот дальше оказалось всё не так просто. Какое-то время, почти час, ребята рассматривали, уже вблизи, скалы по обе стороны от водопада затем мы приняли

решение подниматься всё-таки слева. Смогли навесить перила (фото 118, 119, 120) и пройти по скалам ещё 80 м. Вертикальные перила, 50 м, 60-80гр и наклонные перила, чуть правее, по этой же стенке 30 м. Попытались пройти дальше, но столкнулись с такой проблемой, что некуда вбивать крючья, хороших трещин нет и сам камень очень разрушающийся, т.е., в него вбиваешь крюк, а он выпадает и откалывается кусок скалы.

Фото 118. Попытка выхода на перевал Советских географов слева от водопада.

Линия движения по скальной стене.

Фото 119. Попытка выхода на перевал Советских географов слева от водопада. Навешенные перила на скальной стене.

Фото 120. Попытка выхода на перевал Советских географов слева от водопада.

Подъём по вертикальным перилам.

Световой день кончался, подъём по скалам было технически сложным, решено было обработку маршрута прекратить и вернуться в лагерь. Верёвки были оставлены, потому что решение о дальнейшем прохождении в этом направлении должно было приниматься в лагере после обсуждения всех технических подробностей.

19:40 Участники вернулись в лагерь со скал. После того как они рассказали всё, что видели и всё, что сделали, было принято решение отказаться от подъёма на перевал со стороны водопада. Это превышало возможности группы и, возможно, не соответствовало 2Б к. сл.

До похода нам было известно о двух весенних прохождениях по замёрзшему водопаду. В одном из отчётов было написано о неудачном летнем прохождении. Где-то было упомянуто о летнем взятии перевала с этой стороны, но кем, когда, а главное, как именно прошли, об этом никаких сведений нет. Так, что-то было, но ничего определённого, на уровне слухов.

В сухом остатке: на завтра предстояло снимать верёвки и искать новый путь подъёма на л. Советских географов.

общее время 6 часов 33 минуты

Высота по классификатору 3870 м

Высота по GPS 3822 м

Тип склона скально – снежно – осыпной

Направление прохождения с запада на восток

Координаты по GPS 41гр59мин13.1" северной широты 71гр52мин33.2"восточной долготы

Расположен: в основном Чаткальском хребте на юг от вершины 4266,0 и на северо-запад от вершины 3873,6., соединяет ледник Советских географов (левый исток р. Каратокой, р. Чаткал) и исток р. Кызыл-суу (р. Кара-суу).

Первопрохождение: нет информации.

Дальнейшая история прохождений :

???? - туристы «Факела», г. Свердловск

1969 г. группа туристов под руководством Ивина Ю., г. Свердловск, сняли записку группы «Факела» из Свердловска

1969 г. группа туристов под руководством Боровковой Н.Г.,г. Красноярск, сняли записку Ивина Ю.

1988 г., весна, группа туристов под руководством Добрикова М.И., г. Новосибирск

1988г. группа туристов из клуба “Журавлик”, г. Джамбул

2002 г. группа туристов под руководством Рыкалова П.В., г. Москва 2006 г. группа туристов под руководством Львова В.Ю., г. Москва.

Основные опасности: с запада и востока – возможно падение камней со скал и на осыпях с востока, кроме того, могут быть трещины на закрытом леднике.

Меры безопасности: движение в связках с одновременной страховкой по закрытому леднику, движение по осыпи и снежнику с самостраховкой, постоянное наблюдение за камнепадоопасными склонами, прохождение скал с перильной страховкой.

Участки, определяющие категорию сложности: на западе скалы, 25 м, 60-65гр, 300 м, 40-45гр, скально-осыпная полка, 400 м, 10-30гр. Перевальный взлёт – снежно-

осыпной кулуар, 500 м, 35-40гр

на востоке мелкая осыпь 35-40гр, 150 м, закрытый ледник, 10-25гр, снежники.

Возможные места ночлега: с запада – дно долины перед водопадом, точка 38, ровные места, вода. Можно на травянисто-осыпном склоне непосредственно перед скальным подъёмом в «амфитеатр», точка 39, но здесь похуже и за водой минут 10 идти надо, со снега капает.

с востока – всё ущелье Кызыл-суу забито снегом почти до поворота на пер. Макмал, ровных мест мало, поэтому либо вытаптывать, вырезать площадки в снегу или идти уже, пока снег не кончится, до места нашего лагеря на камнях, недалеко от реки, точка 42.

Прохождение: 24 –25 июля 2018 г. Описание даётся от лагеря возле водопада со скальной стены перед л. Советских географов, точка 38 до лагеря в ущ. Кызыл- суу, точка 42. Это не доходя примерно 1,5-2 км до поворота на пер. Макмал. На перевале записка не обнаружена, хотя тур, банка для записок и металлическая тренога были в наличии.

Погода во время прохождения: 24и 25-го июля ясная и солнечная погода.

24.07.2018 г.

06:00 Подъём.

07:00 Выход. Михайлов и Швайко пошли снимать верёвки со скал. Спускались с верхней страховкой, верёвки сдёргивали, верхние крючья оставались. Попов и Ширяев отправились на разведку в висячую долину слева от скального массива с водопадом. Двое остались в лагере и наблюдали за снятием верёвок.

11:30 Группа собралась в полном составе. Верёвки были сняты, разведчики сообщили, что наверху есть перспективные варианты для подъёма к л. Советских географов и есть возможность поставить лагерь на траве перед основным подъёмом. 13:15 Начали подъём по травянисто-осыпному склону, 400 м, 30-35гр (фото 121, 122). Особого направления нет, выбирали, где поудобнее идти. В верхней части было покруче (фото 123).

Фото 121. Обход водопада с ледника Советских географов.

Фото 122. Переход ручья (левый исток Каратокой) с ледника Советских географов.

Фото 123. Обход водопада с ледника Советских географов. Подъём в висячую долину в ущелье слева от водопада.

Через два часа поднялись на более пологий участок, на котором открылась панорама этой висячей долины. Места для палаток более или менее пологие нашли, точка 39. За водой надо было идти минут 10 к снежнику, там выкопали лунку, в которую стекала вода.

Остаток дня ушёл на выбор направления по которому можно было бы подняться к л. Советских географов в обход водопада и на разведку этого пути. Из нескольких вариантов почти сразу выбрали подъём через «амфитеатр» (фото 124).

Название дали ассоциативно. Всё хорошо просматривалось, но двоих (Михайлова и Попова) отправили всё же на разведку и обработку маршрута. Главная их задача была –подняться на верх отрога и убедиться, что там есть доступный для нас выход на л. Советских географов.

Они справились с этим поручением. Ушли с верёвками и необходимым снаряжением, было понятно, что предстоят скальные работы. Мы наблюдали за их действиями и переговаривались по рации.

18:45 Вернулись наши разведчики, рассказали подробности, понадобилось

175 м перил, чтобы выйти наверх, а на ледник спуск простой, водопад обходится. Везде верёвки крепились на скальных крючьях. Одну верёвку они оставили на первом этапе вблизи лагеря, остальные забрали, а крючья не выбивали, оставили для завтрашнего подъёма.

Фото 124. Выбор тактики пути обхода водопада по скалам через отрог правого (по отношению к водопаду) борта.

общее время 11 часов 45 минут

протяженность 1,9 км

перепад высот 3015 м – 3339м+324 м

25.07.2018 г.

08:15 Выход. По среднекаменистой осыпи, 30гр, подошли к скальной ступени (фото 125, 126). Здесь у нас уже висят перила, 25 м, 60-65гр.

Фото 125. Перед выходом на скалы правого (по отношению к водопаду) борта.

Фото 126. Подъём на косую скальную полку для входа в «амфитеатр».

Скалы несложные, зацепы есть, идём с рюкзаками, но жумар и схватывающий нужны.(Видеоролик: https://drive.google.com/open?id=1L5eXGiiy5_uFdvIlGSdhzirLAqNlChUz ). В верхней части перил среднекаменистая осыпь (фото 127, 128, 129, 130). За час все поднялись.

Фото 127 и 128. Подъём на косую скальную полку для входа в «амфитеатр».

Фото 129 и 130. Подъём на косую скальную полку для входа в «амфитеатр».

Мы под скалами на достаточно широкой, 20-30 м, и протяжённой, 400 м, скально-осыпной полке. Её крутизна вдоль скал небольшая, 10-20, до 30гр, но вниз от скал сильный наклон – 30-40гр и идти тяжело, мелкая осыпь на камнях едет под ногами. Шли, прижимаясь к скалам (фото 131, 132), постоянно контролировали верхние скалы, не падают ли камни.

Фото 131 и 132. Движение по косой скальной полке.

Перед спуском к началу «амфитеатра» повесили 100 м перил вдоль скалы. Большой наклон был от скалы, неустойчивая осыпь на подложке, а обрывы близко. Скальные крючья остались со вчера и мы прошли здесь быстро. Первые 50 м на скользящем карабине, а вторая верёвка первые 10 м на жумаре, подъём 30гр, а потом перестёжка и на скользящем (фото 133, 134, 135).

Фото 133. Подъём по вертикальным перилам по скальной полке.

Фото 134. Движение по горизонтальным перилам по скальной полке.

Фото 135. Место сбора группы перед «амфитеатром» после горизонтальных перил. 10:30 Все вышли к нижней части «амфитеатра», его протяжённость 300 м.

Скалы сложены большими ступеньками, поэтому снизу идти можно свободным лазаньем (фото 136, 137), самостраховка и наблюдение за камнями. Крутизна в основном 40гр. В верхней части, перед выходом на седловину отрога, стало круче, до 45гр, поэтому повесили ещё 50 м перил на уже готовые со вчера крючья. Поднимались на жумарах.

Фото 136. «Амфитеатр» правого отрога, ограничивающего западную ветвь ледника Советских географов с севера.

Фото 137. Подъём по «амфитеатру».

11:35 Группа вышла на верхнюю часть «амфитеатра», точка 40. Здесь травянистый склон, простой спуск на ледник Советских географов. Тура с запиской и следов пребывания людей нет. Предполагаем, что мы первые поднимаемся на пер. Советских географов именно таким путём. Мы сложили тур и оставили в нём свою записку, но названия не дали. Нет уверенности, что эта седловина отвечает определению перевала. Так, вспомогательная перемычка, хотя и не простая, для выхода к пер. Советских географов (фото 138, 139, 140). С неё хорошо видно оз. Каратокой и возможный перевал на север от него (фото 141).

Фото 138. Перемычка правого борта западной ветви ледника Советских географов.

Фото 139. Скальная полка для выхода к «Амфитеатру».

Фото 140. Группа на перемычке в отроге правого борта западной ветви ледника Советских географов.

Фото 141. Возможный перевал из ущ. Каратокой в ущ. Ак-суу, к левому его истоку.

Если идти в обратном направлении то сверху путь спуска по «амфитеатру» совсем неочевиден, на «амфитеатр» он не похож, держаться нужно центральной части и слегка левее. Правее центра отвесные скалы, но, если сильно влево уйти, то там тоже скалы. Возможно, что наклонная скальная полка, по которой мы подошли к «амфитеатру», самый простой выход к нему. Прямо внизу под «амфитеатром» видны осыпи покрытые зеленью и кажется, что можно по ним спуститься в самый низ, но так лучше не делать, там внизу эти осыпи заканчиваются скальными обрывами, которые сверху не угадываются и просматриваются плохо. Палатки на перемычке поставить можно, но воды рядом нет.

11:50 Начали спуск с перемычки по травянисто-осыпному склону. За 15 минут спустились на л. Советских географов (фото 142, 143, 144). Он полностью зачехлён камнями. В основном средние, но есть и крупные валуны. Изредка виден чистый лёд. Ровных мест для палаток нет, камни не подходят для выкладывания площадок. Слева есть озеро, мы не подходили к нему. Шли в направлении нашего перевального взлёта (фото 145).

Фото 142. Перемычка в отроге правого борта с ледника Советских географов.

Фото 143. Перевал Долгожданный с ледника Советских географов.

Фото 144. Перевал Советских географов с запада.

Фото 145. Подъём на перевал Советских географов с запада.

12:45 Подошли к перевальному взлёту. Это снежно-осыпной кулуар, 500 м. Внизу снежник 20гр, но очень скоро крутизна нарастает до 35-40гр. По снегу подниматься было легче (фото 146, 147). Нам повезло, первый снежник был длинный, потом переход по осыпи, 40гр,(фото 148), очень подвижная, до следующего короткого снежника. По осыпи было настолько тяжело идти, что прижимались к скалам левого борта и придерживались за них руками.

Со скал правого борта упало несколько камней и, хотя до нас они не долетали, мы всё равно следили за склонами постоянно. После второго снежника осыпь была уже до самого перевала (фото 149).

Фото 146. Подъём на перевал Советских географов с запада.

Фото 147. Подъём на перевал Советских географов с запада.

Фото 148. Подъём на перевал Советских географов с запада.

Фото 149. Верхний участок перевального взлёта на перевал Советских географов с запада.

15:45 Вышли на пер. Советских географов, точка 41 (фото 150, 151). Седловина – разрушенные скалы. Тур есть и банка в нём есть, а контрольной записки нет. Также возле тура стоит металлическая тренога. Мест для палаток нет. Через полчаса начали спуск с перевала по мелко-каменистой осыпи, 150 м, 35-40гр и после осыпи вышли на снежник, 15гр (фото 152), который через 15 минут перешёл в закрытый пологий, 10-25гр, ледник. По нему мы пошли в связках, хотя признаков трещин заметно не было.

Ледник небольшой, мы прошли его за 30 минут. Кошки можно было не одевать. Лёд ноздреватый, местами присыпан камнями или покрыт снегом. Язык ледника падал немного круче, но мы нашли снежную полосу до самых камней и по ней спустились. Ниже ледника небольшие бараньи лбы, обходятся.

Дальнейший спуск по ущ. Кызыл-суу – это калейдоскоп снежников, осыпей, травянисто-осыпных склонов. Снежники преобладали (фото 153). Ущелье узкое, маневрировать некуда, спуск практически однозначный. Крутизна практически равномерная на всём протяжении спуска, 2535гр, с короткими передышками в 1015гр. Река почти всё время под снегом или камнями. Чуть больше двух часов спускались. Проскочили поворот на пер. Сибсталь, точку 43. Там всё было в снегу и не было воды, а нам хотелось отдохнуть после разных там «амфитеатров».

19:24 Остановились на ночлег в ущ. Кызыл-суу, точка 42 (фото 154). Как только окончился снег, прошли ещё метров триста и на камнях (коровье стойбище, утром отгоняли) выровняли себе места под палатки. Река недалеко.

Фото 150. Группа на перевале Советских географов. Вид на запад, в сторону перевала Долгожданный.

Фото 151. Группа на перевале Советских географов. Вид на восток, в сторону Кызыл-суу.

Фото 152. Спуск по ущелью Кызыл-суу.

Фото 153. Спуск по ущелью Кызыл-суу.

Фото 154. Ущелье Кызыл-суу.

26.07.2018 г.

26-го июля у нас была днёвка. Попов и Наумочкина оставались в лагере, а остальные сходили в ущелье, ведущее к пер. Сибсталь. Дошли до водопада, точка 44, определились с подъёмом по скалам. Брали с собой снаряжение, но не навешивали перила. необходимости такой не было, да и дождь собирался. Оставили верёвки в камнях, чтобы лишний раз не таскать и ушли в лагерь.

общее время 11 часов 9 минут

протяженность 10,9км

перепад высот 3339 м – 3870м – 2125 м+531 м -1745 м

Время движения со страховкой 2 часа

В т.ч. попеременной или перильной 1,5 часа

Пунктов страховки на скальных крючьях 7

Перила на подъёме 175 м

Итого за перевал и два дня :

общее время 22 часа54 минуты

Высота по классификатору (к схеме Лебедева А.А.) 3700 м

Высота по GPS 3500 м

Тип склона скально – снежно – осыпной

Направление прохождения с юга на север

Координаты по GPS 42гр00мин36.7" северной широты 71гр56мин26.0" восточной долготы

Расположен: в Атойнокском хребте чуть восточнее его стыка с Чаткальским хребтом, восточнее л. Бобринского. Соединяет левый приток р. Кызыл-суу (р. Кара- суу) и р. Муз-Тёрр. Каракульджа (Атойнок).

Первопрохождение: 2002 г, весной группа туристов под руководством Рыкалова П.В., г. Москва.

Дальнейшая история прохождений : полагаем, что наше прохождение второе всего и первое летом.

Основные опасности: с юга – падение камней со скал и на осыпях с севера – снежный кулуар между верхним цирком и л. Бобринского может быть лавиноопасен при определённых условиях, сам ледник Бобринского закрытый, возможны трещины, с окружающих скал могут падать камни.

Меры безопасности: движение в связках с одновременной страховкой по закрытому леднику (на открытом леднике дополнительно – кошки), движение по снежнику с самостраховкой или перильной страховкой, постоянное наблюдение за камнепадоопасными склонами, прохождение скал с перильной страховкой.

Участки, определяющие категорию сложности: с юга –скальный кулуар,

150 м, 5042(это примерно на 1,5-2 км севернее поворота на пер. Макмал) до р. Утор в ущ. Каракульджа (Атойнок), точка 53. На перевале снята записка от августа 1981 г. Полностью прочитать её не удалось.

Погода во время прохождения: 27-го июля с утра облачно, после обеда и вечером дождь 28-го июля с утра небольшой дождь, затем облачно с прояснениями, вечером с 18:30 до 19:30 снег, а с 20-ти часов дождь 29-го июля с утра сильный , но непродолжительный дождь, затем распогодилось и до конца дня была ясная и солнечная погода.

27.07.2018 г.

06:40 Подъём.

08:40 Выход. С места ночёвки поднимались по тропе левого берега наверх по ущ. Кызыл-суу. Через 300 м тропа перекрывается снежником, мы вышли на него (фото 155) и продолжили подъём. Через полчаса мы – на повороте в ущелье левого притока Кызыл-суу, которое ведёт к пер. Сибсталь, точка 43 (фото 156).

Фото 155. Подъём к левому притоку Кызыл-суу, ведущему на перевал Сибсталь.

Фото 156. Устье (под снегом) левого притока Кызыл-суу, ведущего к пер. Сибсталь.

Ущелье узкое, забито снегом до самого водопада. Один или два раза только разрыв был в снегу и река была сверху. Перед самым водопадом стало покруче, до 20гр (фото 157).

10:57 Подошли к нижней части водопада, точка 44. Именно отсюда начинала подъём на перевал Сибсталь группа Рыкалова П.В. [1]

Фото 157. Водопад и скалы в верхней части ущелья левого притока Кызыл- суу.

Фото 158. Скальный кулуар слева от водопада при подъёме на пер. Сибсталь с юга.

Ещё вчера наметили подниматься по скальному кулуару слева от водопада (фото 158). Скалы 5055гр, «зализанные» водой, когда-то здесь был водопад. Точки крепления верёвок были на скальных крючьях. Первый шёл с нижней страховкой без рюкзака, вбивал промежуточные крючья.

12:48 Первая верёвка, 50 м, была подготовлена для прохождения. Участники поднимались на зажиме со схватывающим узлом ( видеоролики https://drive.google.com/open?id=19wEbfUeDuRUbIEBNybRPrSl_DoL2cfOO https://drive.google.com/open?id=14H8HhQRWxvzEXvS_p3W3pTkKmyazWctt https://drive.google.com/open?id=1bY-KjAL6EYCcCJHpAwZ_cTbTSry60SJ0 ,

фото 159).

Фото 159. Подъём на перевал Сибсталь. Движение по вертикальным перилам по скальному кулуару слева от водопада.

Пока участники поднимались по первой верёвке, лидеры в стык навесили вторые 50 м перил. На этих 100 метрах 2-3 раза были участки коротких, 1,5-2 м, стенок по 80-90гр и одна 5-ти метровая «отрицаловка».

После двух верёвок небольшая передышка на пологой площадке, а дальше ещё 50 м перил. Участок немного положе, 4550гр, русло бывшего большого ручья, камни большие, как ступени расположены, но округлые и мокрые от поверхностной воды. Ручья почти нет, но камни мокрые и скользкие. Верхний участок этих перил был закреплён за скальный выступ.

После перил смогли сместиться немного влево на крутой травянистый склон, 4050гр. Прошёл небольшой дождь, начали подниматься вверх на самостраховке ледорубом. Через 50 м крутизна увеличилась до 50гр, трава мокрая, серпантин закладывать негде, пришлось подниматься «на три такта». На всём протяжении от дна ущелья это был узкий кулуар, приходилось опасаться падения камней со скал и по руслу. Постоянно наблюдали за этим.

16:50 Поднялись на перегиб выше водопада, отдохнули. пообедали. Метрах в 30-ти небольшой ручеёк, перешли на другую его сторону и остановились на ночлег, точка 45. Перевал отсюда уже увидели, но дойти до него сегодня уже был нереально. Площадки на траве выискали почти ровные. Вечером пошёл дождь. Ручей утром пересох.

общее время 8 часов 10 минут

на скальных крючьях 4

Перила на подъёме 150 м

28.07.2018 г.

08:40 Выход. С утра пошёл небольшой дождь, потом распогодилось. От места ночёвки уже виден наш перевал правее скального гребня Атойнокского хребта (фото 160). Идём по травянистому склону в направлении длинной узкой осыпи под перевалом (фото 161).

Местность бугристая: старые отроги, поросшие травой, выходы скал, осыпи. Стараемся лавировать и выбирать более пологие места, но всё равно меньше, чем 30-40гр не получается. За два часа подошли к осыпи, по ней идти немного легче, чем по траве, камни неподвижные, ступенями. Наверное это не осыпь, а русло когда-то бывшего ручья.

Фото 160. Путь подъёма на перевал Сибсталь с юга. Выше водопада.

Фото 161. Подъём на перевал Сибсталь с юга.

Сходили посмотрели за перегиб травянистого гребня справа, думали, там получше будет, но нет, осыпь (или русло) получается оптимальным вариантом. Продолжили подъём по ней, камни в основном средние, но местами и другие включения.

Через два часа дошли до верхнего края осыпи, вышли из неё и по травянисто- осыпному склону поднялись и прошли, как бы в скальные ворота. Интересное место. Полно зелени и торчат немаленькие куски скал. После «ворот» повернули направо, наискось вверх, в направлении нашего перевала. Широкая скально- осыпная седловина видна издалека. Крутизна увеличилась до 40гр.

14:40 Группа вышла на пер. Сибсталь, точка 46 (фото 162). На седловине мелкие камни, разрушенные скалы, при необходимости можно поставить палатку, снег есть. Тур на перевале есть, записку нашли. Открыть записку смогли только реставраторы. На перевале туристы были в 1981 г. Определённо можно увидеть, что там три фамилии ( их прочтение недостоверно) и что у них был радиальный выход с юга, но как именно они шли и откуда они сами, не представляется возможным узнать. Записку москвичей от 2002 г. не нашли.

Фото 162. Группа на перевале Сибсталь. Вид на запад.

15:30 Начали спуск с перевала. Сразу с перевала 30 м осыпь и разрушенные скалы, 4045гр. Навесили перила, закрепили за скальный выступ. Вроде бы и не очень круто было и снег дальше выполаживался, но сам переход с камней на снег был неприятным, могло быть проскальзывание и падение. Поэтому и перила (фото 163).

16:40 спустились по снегу к пологому, 10гр, месту, точка 47, снег, камни. При крайней необходимости здесь из камней можно выложить место для палатки или на снегу сделать. С этого места сфотографировали перевал Сибсталь (фото 164).

Фото 163. Спуск с перевала Сибсталь.

Фото 164. Перевал Сибсталь со стороны ущелья Муз-Тёр, с севера.

Здесь пришлось потратить время для поиска пути спуска в нижний цирк. Со всех сторон скальные обрывы и только в западном углу (фото 165), со стороны л. Бобринского мы нашли выход по узкому снежному кулуару. Чтобы подойти к нему траверсировали снежный склон в западном направлении и спустились по среднекаменистой осыпи и разрушенным скалам, 100 м, 4045гр (фото 166), самостраховка, наблюдение за камнями. По этой осыпи спустились к началу снежника за 20 минут.

18:00 Подошли к верхнему краю снежника, 40гр, и поняли, что нужны перила. Круто, протяжённо, выката не видно за поворотом, рантклюфты с обеих сторон, понятно, что ниже это уже закрытый ледник.

Фото 165. Спуск с перевала Сибсталь.

Фото 166. Спуск с перевала Сибсталь.

Сначала навесили 100м перил по снегу вдоль скал правого борта (фото 167, 168), точки крепления двух верёвок были на скальных крючьях. Конец второй верёвки направили немного левее, к центру снежника. Следующие 100м крепились уже на ледорубах. До льда далеко. Последний участник на всех этапах перил шёл с нижней страховкой и выбивал ступени в снегу.

Фото 167. Спуск с перевала Сибсталь.

Фото 168. Спуск с перевала Сибсталь.

19:30 Пошёл снег, сильный холодный ветер. Снег шёл около часа, после этого пошёл дождь.

После перил склон чуть «упал» до 30гр и дальше до осыпей мы пошли в связках, хотя трещин на леднике (кроме рантклюфтов) и их признаков мы не видели. По закрытому леднику подошли к месту, которое нам сверху показалось осыпью, однако это оказался участок, 150 м, 30гр, открытого ледника, слегка присыпанного камнями. Идти было очень неудобно. Кошки не оденешь, потому что камни, а камни мелкие, на льду не закреплены. Спустились как-то со всем предосторожностями, помогая себе ледорубом. После открытого льда ещё небольшой участок снега, крутизна уменьшилась. Этот снежник отделён от дна долины каким-то валом, 30 м, 30гр, из месива камней разных размеров.

20:45 Спустились вниз-таки. Мы в Муз-Тёре. Трава, чистая вода, заболоченность. Остановились на ночь, дождь кончился, точка 49 (фото 169).

Фото 169. Место ночёвки после спуска с перевала Сибсталь.

Это фото было сделано на следующее утро. Нижняя серая полоса по снегу – это открытый ледник, посыпанный камнями, а верхняя – почти отвесные скалы и голый лёд.

общее время 12 часов 5 минут

на ледорубах 3

Перила на спуске 230 м

29.07.2018 г.

7:50 Выход. По пологому травянисто-осыпному склону левого берега Муз- Тёра через 40 минут подошли к началу тропы. Здесь стоит палатка пастуха, правда, на правом берегу, а река здесь уже такая, что так просто не перейдёшь. И тропа дальше была хорошая до самого устья Муз-Тёра. Начался дождь довольно сильный, но вскоре кончился. Облачно.

Тропа главным образом проходит недалеко от реки, иногда удаляясь, обходя скальные прижимы или неудобные осыпи. Через два часа тропа начинает набирать высоту. Крутизна склона – 30-40гр, крутизна тропы по склону – 10-20гр.

12:30 Тропа выводит на отрог, точка 50, через который мы попадаем в ущ. Каракульджа. Вниз вдоль Муз-Тёра выйти не получается, там какая-то узость, похоже, что небольшой каньон. Отрог невысокий, по сравнению с соседними хребтами выглядит совсем маленьким. В этом месте мы поднялись над рекой на 100 м. После небольшого привала мы какое-то время искали переправу на левый берег Каракульджи, мы знали, что тропа проходит по её левому берегу. Нашли брод выше устья Муз-тёра, точка 51. Широкое место, на целевом берегу видна тропа. Брод несложный, перешли по двое, (фото 170).

Фото 170. Переход вброд Каракульджи (Атойнока) выше устья Муз-Тёра.

Возможно в этом месте нам следовало не переходить реку, а пройти по тропе вверх по Каракульдже. Можно предположить, что где-то вверх по ущелью есть ещё один брод или мост на левый берег и выход на тропу. Тропа на которой мы стояли после переправы оказалась старой, по ней уже не ходят, нам пришлось продираться через заросли кустарников и высокой густой травы. Да, раньше именно здесь переходили, это место отмечено и на картах, но видно проложили новую тропу и к ней новую переправу.

Скорость передвижения резко упала, пока мы шли вдоль реки и всё надеялись выскочить на хорошую тропу. Только часа через два мы увидели подрезку на склоне. Тропа проходила выше нас на 100 м, а по склону удалена на 700 м.

18:15 Вышли на верхнюю тропу, точка 52. Подъём с самого низу был по травянистому склону. Местами трава притоптана, местами трава выше головы. Крутизна – 20-30гр. Тропа эта используется для перегонки скота.

Через час подошли к левому притоку, перешли по камням. 35 минут ходьбы по тропе и ещё одна переправа, через Талдыбулак. Здесь воды было немного побольше , перешли вброд по три человека. При переходе устойчивости не теряли, для стенки это был не сложный брод. Прошли минут 20 и перед нами ещё один левый приток Каракульджи. Ручей Утор.

20:30 Остановились на ночлег, точка 53. Площадки подготовили на осыпи, ровняли ледорубами. Нарвали травы и положили под палатки. Переправу через Утор оставили на утро.

общее время 12 часов 40 минут

протяженность 18 км

перепад высот 2737 м – 2132 м-605 м

Итого за три дня и перевал :

общее время 32 часа 55 минут

на ледорубах 3

Перила на подъёме 150 м

Перила на спуске 230 м

Ущ. Каракульджа (Атойнок) - рад. пер. Туюктор - ущ. Каракульджа. Переход от р. Утор до слияния истоков р. Туюктор 2-й

Прохождение: 30 июля 2018г. Описание даётся от лагеря на правом берегу Утора, точка 53 до слияния истоков Туюктора 2-го, точка 54.

Погода во время прохождения: ясно, жарко.

30.07.2018 г.

08:10 Выход. Переправились через Утор вброд. Воды немного, 15-20 см, течение не сильное. Минут через 30 подошли к реке Туюктор 2-й, в верховьях которой нам предстояло пройти перевал. Здесь реку перешли по хорошему деревянному мосту.

Тропа постепенно набирает высоту и поднимается на отрог левого борта ущ. Туюктор 2-й. Склоны травянистые, тропа натоптанная. Через полтора часа мы вышли на гребень отрога (фото 171). Здесь полого, 1015гр. Наверху обширные пастбища, видны стада и несколько кошей. Много разных тропок, навигация не очевидна. Наш путь лежит по гребню этого отрога до его конца, затем небольшой спуск вниз к слиянию истоков Туюктора 2-го и подъём вверх по ущелью его правого истока.

Фото 171. Ущелье Туюктор 2-й.

12:05 Подошли к кошу на слиянии левого и правого истоков Туюктора 2-го.

общее время 3 часа 55 минут

Категория сложности 1Б, с юга

Высота по классификатору

Высота по GPS 3722 м

Тип склона снежно-осыпной (с юга)

Направление прохождения с юга до перевала и обратно

Координаты по GPS 42гр03мин30.4" северной широты 72гр09мин08.6" восточной долготы

Расположен: в восточном отроге Таласского хребта (в месте их примыкания), соединяет р. Туюктор 2-й (р. Каракульджа (Атойнок)) и р. Туюктор 1-й (р. Узунахмат).

Первопрохождение: нет информации.

Дальнейшая история прохождений:

1995 г. группа туристов под руководством Громова В.В., г.г. Братеево- Москва.

2014 г. группа туристов под руководством Дороговой Ю.Г., г.г. Калуга- Москва (снятая нами записка).

Основные опасности: разрушенные скалы, осыпи, возможно падение камней.

Меры безопасности: движение по рельефу с самостраховкой, постоянное наблюдение за камнепадоопасными склонами.

Участки, определяющие категорию сложности: с юга – осыпи, 30-35гр и снежники, 15-25гр, протяжённость перевального взлёта 400 м.С севера – ледник, по оценке Дороговой – 2А.

Возможные места ночлега: с юга – на слиянии истоков Туюктора 2-го, точка 54

Прохождение: 30 июля 2018г.Описание даётся от слияния истоков Туюктора 2-го, точка 54, до пер. Туюктор и обратно. С перевала снята записка группы туристов из Калуги и Москвы, рук. Дорогова Ю.Г., от 13.09.2014 г.

Погода во время прохождения: облачно, холодный ветер.

30.07.2018 г.

13:00 Выход. По камням перешли левый исток Туюктора 2-го и начали подниматься по ущелью правого его истока (фото 172, 173). Вначале по траве было протоптано скотиной, метров через 200 эти следы исчезли, выше пастбищ нет. Поднимались по травянистому склону, 15гр, осыпному, 25гр, снежному, 20гр. Вначале шли по левому берегу, потом ситуативно, как было удобнее идти, переходили с берега на берег по камням или снегу.

Фото 172. Подъём на перевал Туюктор.

Фото 173. Подъём на перевал Туюктор.

Через полчаса подошли к небольшому водопаду, обошли его левым бортом по траве. Дальше час поднимались по протяжённому снежнику, 15-25гр. Перед нами ущелье перекрыто травянисто-осыпным валом, 20гр, поднимались по участкам с травой. По центру течёт ручей.

15:40 Вышли на верх этого вала и остановились на перекус. Потом шли по более пологому снежнику, 5-15гр, (фото 174). Впереди ещё один вал из крупных камней. Поднялись на него по языку снежника левого борта.

17:00 Поднявшись на этот вал мы оказались в цирке перевала. Отсюда на западе видна снежная седловина возможного перевала в ущ. Утор (фото 175). Этот его склон выглядит, как 1А. За 20 минут подошли к началу перевального взлёта нашего перевала (фото 176). Это 400 м осыпей, 30-35гр, снежника, 15-25гр и перед выходом на сам перевал – разрушенные скалы, они обходятся по осыпи.

Фото 174. Подъём на перевал Туюктор.

Фото 175. Возможный перевал из ущелья Туюктора 2-го в ущелье Утор.

Фото 176. Перевал Туюктор с юга.

18:07 Группа поднялась на перевал Туюктор (фото 177). Седловина неширокая, осыпи и разрушенные скалы. С северной стороны прямо с перевала начинается снежник и дальше большой ледник Туюктор.

Мы предполагали, что это будет первопрохождение, однако, информация оказалась недостоверной. Мы сняли записку группы Дороговой Ю.Г., Калуга- Москва, от 2014 г., но вот они сняли записку за 1995 г.

Дальше по плану нам следовало спускаться в ущ. Туюктора 1-го и идти ледовый перевал 2А, п/п. Посмотрели сверху в ту сторону, посмотрели в график, что осталось два дня до конца похода и поняли, что можем не успеть выйти в населёнку до истечения контрольного времени. Нарушать его, и потом оправдываться, не хотелось. Попасть в цейтнот и без учёта обстоятельств проходить на скорости неизвестный перевал тоже не хотелось, могли бы допустить какую-либо техническую или тактическую ошибку, а это уже опасно в таких условиях и чревато разными осложнениями.

Фото 177. Группа на перевале Туюктор. Вид на север, на ледник Туюктор.

После оценки ситуации решили на этом перевальную часть похода закончить, спуститься по пути подъёма к слиянию истоков Туюктора 2-го и на следующий день выходить вниз по Каракульдже (Атойноку) в цивилизацию.

19:00 Сообщили о своём решении в МКК. Начали спуск с перевала и через полтора часа уже были на слиянии истоков Туюктора 2-го, точка 54.Спускались по своим следам. Места для палаток метров на сто выше слияния.

общее время 7 часов 30 минут

Радиально 4,6 км

перепад высот 2132 м – 3722 м – 2796 м+1590м -926м

Переход от слияния истоков р. Туюктор 2-й до р. Каракульджа

Прохождение:31 июля 2018г.Описание даётся от слияния истоков Туюктора 2-го, точка 54 до лагеря в ущ. Каракульджа(Атойнок), точка 57.

Погода во время прохождения: облачно, дождь.

31.07.2018 г.

8:00 Выход. От места ночёвки по скотским тропам поднялись на травянистый отрог и пошли траверсом уже без тропы по траве по левому борту ущелья Каракульджа. Тропа на склоне видна издалека и через 50 минут мы вышли на неё. Это была верхняя тропа. Она траверсирует левый склон ущелья на большом протяжении (20-30 км) на большой высоте (около километра) над основной рекой и ни разу (!) при этом не спускается на дно ущелья.

Тропа хорошая, устойчивая, потерять её нельзя, но... Автомобильная дорога на нижней тропе начинается раньше примерно на 20 км, а каких-то дополнительных тропок между верхней и нижней тропой просто нет. Мы слишком поздно это поняли и, когда решили, что нижняя тропа нам всё-таки больше подходит, то нам пришлось больше часа спускаться по очень крутому, 30-40гр, травянистому склону вниз. Трава густая и высокая. Ничего по настоящему проблемного, но очень, очень утомительно.

В общем на нижнюю тропу надо было уходить (и такая возможность была) как раз там, где мы встали на верхнюю, то есть, недалеко от Туюктора 2-го. Надеемся, что нашу информацию заинтересованные лица примут к сведению.

Итак, дальнейшее движение по верхней тропе – это постоянный траверс склона. Редко с протяженными горизонтальными участками, а, как правило, это постоянные вверх-вниз через боковые старые отроги (фото 178, 179). Соответственно, между отрогами текут большие и маленькие ручьи – левые притоки Каракульджи. Мостов через них не было, иногда сомнительные брёвна, поэтому мы переходили их вброд без каких-то сложностей. Вода ниже колена.

11:00 Подошли к р. Талдыбулак, перешли её вброд. Через полтора часа ещё один ручей перешли вброд. На ручьи поменьше уже не обращали внимания, но они были. Два часа прошли ещё по тропе, она постепенно стала набирать высоту. Стали разбираться и выяснили, что нам выгоднее перейти на нижнюю тропу. Спуск по траве получился затяжной (километр по вертикали!) и физически тяжёлый.

18:20 Вышли на нижнюю тропу, точка 56. Здесь были пастухи. Кстати, на верхней тропе пастухов не встретили ни разу. Бывшие только их стоянки видели 1-2 раза. Там для скота нет удобной воды. Немного отдохнули и пошли теперь уже по нижней тропе, но до дна долины в этом месте ещё достаточно далеко, почти полкилометра по высоте. Характер тропы и рельефа такой же, как и на верхней тропе. По ней ходят стада, поэтому умеренная крутизна, постоянные серпантины, без каких-то сложностей для скота.

19:50 Спустились к реке и прошли ещё немного, появилась автомобильная дорога без покрытия. В этом месте стоят несколько пасек, точка 57. Мы не дошли километра два до устья Ала-Тая. Каких-то других ориентиров или привязок по карте для этого места у нас нет. Мы договорились с одним из пасечников, что на следующий день с утра он отвезёт нас на своей машине в сел. Чолпон-Ата (40 км), а там поможет найти нам машину до Бишкека. На том мы и остановились, заночевали здесь. Поход наш окончен.

общее время 11 часов 50 минут

протяженность 20,7 км.

перепад высот 2796 м – 1600 м-1196 м

Итого за два дня:

общее время 23 часов 15 минут

протяженность 25,6 км.

Радиально 4,6 км

перепад высот 2132 м – 3722 м – 1600+1590м -2122м

Фото 178. Ущелье Каракульджа (Атойнок).

Фото 179. Спуск по ущелью Каракульджа (Атойнок).

ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

За 21 дней был успешно пройден технически насыщенный маршрут. Количество перевалов и их категории превысили минимальные требования к походу четвёртой категории сложности. Встречались разнообразные формы рельефа, но в основном преобладали скалы и осыпи. Некоторые перевалы односторонние по сложности и по рельефу. Как правило, по осыпям троп нет.

За время похода участники, у которых ещё не было такого похода, научились преодолевать более сложные формы рельефа и применять соответствующую технику страховки.

Погода во время похода была благоприятной, заметно ухудшилась только в конце его. Дожди, начиная с середины дня. Температура комфортная, хотя вечерами приходилось иногда доставать пуховки.

Перевалы могут быть сложнее, чем классические перевалы соответствующих категорий на Кавказе. Более того, категории некоторых перевалов в классификаторе явно, занижены. Возможно это связано с тем, что район преимущественно посещался весной из-за красоты этих мест и (внимание!) из-за более лёгкого преодоления по снегу некоторых участков, которые в летний период требуют серьёзной скальной работы. Сказывается также недостаток информации. Некоторые перевалы (даже простые)не посещаются туристами несколько десятков лет, некоторые пройдены всего по одному разу.

Перевал Чаткальский впервые прошла группа Рыкалова П. весной в 2002г. Они поднялись на перевал с запада за 1 час 20 минут просто по ступеням, по колено в снегу, то есть, свою категорию (2Б) перевал получил именно за восточную сторону. Мы поднялись на перевал с востока и увидели западный его склон чисто скальным, он требовал перильной работы и не просматривался донизу. Снег был только в самом низу, на горизонтальном участке южного цирка пер. Узун-Булак. Окончательно о категории этого перевала можно будет судить только после летнего сквозного его прохождения.

Перевал Советских географов от левого истока Каратокой весной проходится по замёрзшему водопаду [1, 5], но летом по водопаду не поднимешься. Рыкалов высказал в [1] предположение, что летом подниматься надо справа по ходу от водопада. Однако там скалы выглядят «зализанными», как бараньи лбы и возможно для их прохождения потребуются шлямбурные крючья. Слева от водопада скалы также не простые, сложнее, чем 2Б (и уж точно сложнее, чем подъём по замёрзшему водопаду). Нам удалось найти новый выход на л. Советских географов, через отрог правого борта.

Перевалы в верховьях р. Утур также сложнее, чем записано в [6], впрочем, об этом же упомянуто и в [1, разд.8.4].

Вследствие этого следует с особым вниманием и осторожностью подходить к планированию маршрута в этом районе, более тщательно подходить к разработке запасных вариантов и путей отступления.

На встречу спортивных групп во время похода можно не рассчитывать. А вот пастухи в ущельях есть и, хотя они расположены к нам хорошо и готовы помочь нам в наших возможных проблемах, принять в них участие, но связи у них нет. Отсюда следует необходимость или, по крайней мере, настоятельная желательность средств связи через спутник. Актуальны также рации для связи внутри группы во время обработки сложных скальных маршрутов и разведок.

В Бишкеке и Токтогуле можно нанять машины для организации подъездов- отъездов с маршрута, организации забросок, но цены не стабильны и, возможно даже и субъективны. В разделе 2.5 мы привели актуальную на сегодня и очень важную для организации походов по З. Т.-Шаню информацию об организациях и частных перевозчиках, оказывающих здесь транспортные услуги

Район привлекает своей нехоженностью и возможностью делать первопрохождения перевалов даже низких категорий сложности, однако это откладывает свой отпечаток на планирование маршрута. Времени надо отводить больше на всякие там разведки и поиски вариантов прохождения.

Если говорить о нашей «нитке», то следовало выделить время на разведку каньона в Туюкчи, поиски вариантов выхода на л. Советских географов, а в верховьях р. Утур и после пер. Туюктор только на разведку следовало выделить не меньше двух дней, а потом ещё и на прохождение перевала. Это уже тактика экспедиционного похода и она входит в некоторое противоречие со спортивными требованиями напряжённости и интенсивности похода.

Интересный район. И очень красивый!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Отчёт (оцифрованный) о горном походе 4-й к. сл. в районе З. Т.-Шаня, 2002 г., рук. Рыкалов П.В., г. Москва, - http://www.tourism.ru/docs/report/mountain/24/37/133/
  2. Отчёт (отсканированный) о горном походе 4-й к. сл. в районе З. Т.-Шаня, 2002 г., рук. Рыкалов П.В., г. Москваhttp://tlib.ru/doc.aspx?id=32787&page=1
  3. Отчёт о горном походе 2-й к. сл. в районе З. Т.-Шаня, 2010 г.,рук. Тупицын В.Г., г. Новосибирск.
  4. Попов В. Н. «Западный Тянь-Шань». М., "Физкультура и спорт", 1978г.
  5. Высокогорные перевалы. – М.: Издательство «Прест», 2001 г. – http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/kavkaz.shtml
  6. Отчёт о горном походе 2-й к. сл. в районе З. Т.-Шаня, 2006 г.,рук. Львов В.Ю., г. Москва. - http://static.turclubmai.ru/papers/1710/
  7. Данные геоинформационной системы «Google Планета Земля» .
  8. Карта Западного Тянь-Шаня , http://loadmap.net/ru/m16485
  9. Отчёт о горном походе 4-й к. сл. в районе Джунгарии, 2013 г., рук. Костогрыз А.Н., г. Донецк. - http://tlib.ru/doc.aspx?id=39214&page=1
  10. Отчёт о горном походе 4-й к. сл. в районе Памиро-Алая, 2017 г., рук. Лукьянов О.Г., г. Уфа. -https://www.mountain.net.ua/content/uploads/Pamiro_Alay_4_k_s_2017_Lukjanov_ RF_Ufa.pdf
  11. Отчёт о горном походе 3-й к. сл. в районе З. Т.-Шаня, весна 1988 г., рук. Добриков М.И., г. Новосибирск. - http://cctelcom.nsu.ru/~tvgs/393/
  12. Правила вида спорта "Спортивный туризм", утверждены приказом Минспорта России от "22" июля 2013 г. N 571.

Также при подготовке к походу мы использовали личные фотоматериалы Браткова Ю.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ И РАСКЛАДКА ПРОДУКТОВ

Раскладка по продуктам составлялась нами не первый год по проверенной программе Outdoor Food Ration Calculator (версия 2.0.5.44). Удобство этой программы состоит в том, что есть возможность задавать параметры похода (категорию сложности, количество участников, продолжительность похода), создаешь меню «на свой вкус и цвет» и программа автоматически считает вес продуктов на человека, группу и рассчитывает на все дни. А также дает рекомендации по калорийности рациона, что немаловажно для спортивного похода.

Приблизительно половину продуктов закупили и расфасовали в Донецке (так как завхоз у нас из Донецка). Это продукты, которые требовали заготовку (например, сушка мяса, овощей, сухарей), сложную упаковку (нам по знакомству сделали вакуумную упаковку, которая дольше сохраняет продукты – для сала, и сыра) или продукты, о которых нам известно, что в Бишкеке их купить сложно (например, сало, гречневые хлопья, яичный порошок, соевое мясо, кисель). На удивление – в прошлых походах нам было сложно там найти нужные нам сухофрукты, курагу, инжир, лукум, зефир, мармелад – поэтому это всё тоже закупалось в Донецке. В Донецке старались покупать как можно меньше, потому что летели самолётом, и приходилось учитывать ограничения на багаж.

Вторая половина продуктов покупалась в Бишкеке. Цены сравнимы с нашими. Также, в Бишкеке производилась окончательная распаковка продуктов по приёмам пищи – у нас для этого был выделен отдельный день.

По итогам можно сказать, что раскладка была сбалансирована, люди голодными не были.

Далее приведена таблица А.1 по общему количеству продуктов на весь поход, который должен закупить каждый участник, и взять с собой. Приведена также общая раскладка продуктов на весь поход, включая запасные дни, по дням и по приёмам пищи (таблица А.2).

СМЕТА ПОХОДА

Приведём сведения о некоторых наших общественных расходах. Стоимость указана на всю группу.

Сумма

1750 сом

Ужин в Арките

2400 сом

Проживание в гостинице «Эверест»

В Арките, 1 ночь

200 сом

Дрова в Падыша-Ате

Два раза

Основная часть расходов это конечно транспортные расходы.

Курс киргизского сома к российскому рублю на момент похода был примерно 1:1.

В походе витаминная программа:

1. витамин С в порошках, 1-2 г в день
  2. поливитамины (триавит, дуавит)
  3. Панангин (аспаркам) 1-2 таблетки 1-3 раза в день (на маршруте, по мере надобности).
  4. Луцетам: 2,4 грамма в день в 2-3 приема.

Схема приема: начало приема за 2 недели до маршрута и 2/3 маршрута.

ЗАПИСКИ С ПЕРЕВАЛОВ

Записка с перевала Афлатун Западный.

Записка с перевала Сибсталь

Место съёмки фото 034

41гр47мин23.5"

71гр37мин05.0"

Перила на скалах между водопадами

41гр47мин27.9"

Перевал Афлатун Западный

41гр52мин27.5"

71гр44мин54.4"

Возможное место лагеря в ущ. пр. истока Афлатуна С.

41гр53мин34.8"

71гр44мин27.8"

Слияние истоков Афлатуна С.

41гр53мин55.8"

71гр44мин00.9"

Лагерь в ущ. лев. истока Афлатуна С.

41гр53мин04.4"

Озеро Афлатун

41гр55мин43.3"

71гр43мин04.4"

Лагерь в верховьях Афлатуна В.

41гр56мин48.1"

Лагерь перед «амфитеатром»

41гр59мин58.9"

71гр51мин32.3"

Перемычка – верхняя часть «амфитеатра»

41гр59мин44.7"

Перевал Туюктор

42гр03мин30.4"

72гр09мин08.6"

Наш выход на нижнюю тропу

41гр58мин51.8"

72гр11мин20.8"

2076

Лагерь в ущ. Каракульджа (Атойнок)