Горы мира > Памир >

Автор: Кирилл Спирин, СПб

Коротко про Памир

Вернулся на днях из Киргизии, где провел 2 похода.

Первый — некатегорийный (с элементами 2 к.с.) по Кичик-Алаю, от которого остались самые приятные впечатления, который есть желание повторить в будущем и про который я, возможно, еще напишу, если будет время. Это было душевно и красиво.

Второй — непростая "пятерка" на Памире (Заалайский хребет) с восхождением на пик Ленина. От этого похода я сильно устал. Не столько физически, сколько морально. Поэтому писать подробный отчет нет желания, ограничусь краткими тезисами в одном посте.

Нитка маршрута:

Д.р.Кызылсу — пер. Ячий (1А, 4185 м) — пер. Озерный (н/к, 4096 м) — пер. ВездеХод (3А, 4690 м) — сев. камера лед. Нура — пер. Нура Верхний (3А, 5050 м) — лед. Нура — пер. Предвершинный (2Б, 4817 м) — лед. Кызылсу Восточный — [пер. Четырех ледопадов (3А, 5585 м) + пер. Александра Зотова (3Б, 6015 м, радиально)] — д.р.Кичке-Суу — пер. Архар (2А, 5000 м) — д.р.Кызыл-Арт — д.р.Джанайдартака — д.р.Булаксу — пер. Запорожских Романтиков (2А, 4355 м) — лев. приток р. Джанайдартака — пер. Плечо Обручева (3А, 5320 м) — лед. Корженевского — лед. Перевальный — связка [пер. Мира Западный (2А, 4800 м) + пер. Золотой Телёнок (2Б, 4700 м) = 2А] — восточ.ветвь лед. Ленина — д.р. Ачикташ — а/л Ачик-Таш – перевал Путешественников (4185м, 1А) — пик Раздельный (6120м) + пик Ленина (7134м, 3А, радиально).

28 дней (включая 3 дневки), протяженность 202 км, набор высоты 15 415 м суммарно, средние высоты от 4500 до 5000, максимальная высота 7134 м.

4 недели в горах, среди снегов и на большой высоте, при этом пять препятствий категории 3А — этого вполне хватает, чтобы получить на финише эффект легкого истощения, степень которого варьируется в зависимости от объема предшествующих тренировок, мышечной массы, жировых запасов и просто от генетики и природного здоровья. Тут очень наглядно начинает работать поговорка: "там, где толстый сохнет, худой сдохнет". Мы не сдохли, конечно, но после третьей недели уже вполне ощущалось, как организм начал подъедать сам себя.

При этом, на продуктовую раскладку было грех жаловаться, она была близка к идеальной для такого похода. Первую неделю — по 500 гр на человека, следующие 7 дней — по 550, потом по 600. Упор делался на крупы и мясо, крупы закладывалось по 100 — 110 грамм на один прием пищи на человека, и это было хорошо. Хотя на будущее для подобных мероприятий я бы довел норму крупы до 120 грамм на человека на ужин и до 110 на завтрак, начиная с 15-17го дня похода.

Готовили на газу, особых проблем с ним не испытывали даже на большой высоте, но этому немало способствовало использование комбинации «MSR Reactor + автоклав». В реакторе вода кипятилась быстро даже на сильном ветру, потом переливалась в автоклав, где под давлением и с минимальным расходом газа полноценно разваривались даже такие крупы, как рис и булгур. Автоклав, конечно, выводит походное питание на качественно новый уровень. В высотных мероприятиях, на мой взгляд, это совершенно необходимый элемент снаряжения — возможно, гораздо более важный, чем всякие там веревки и ледобуры. Для газовых баллонов, чтобы они не замерзали на морозе, мы использовали в качестве подставки пластмассовые контейнеры с водой. Это тоже здорово помогало на большой высоте. Контейнеры дотянули до конца похода и треснули лишь за день до финиша.

Команда была чисто мужская, 6 человек. Пожалуй, это самый сильный состав, с которым мне доводилось ходить. Фраза «пройдем без перил» прошла лейтмотивом через весь поход. В сумме мы провесили, кажется, 15 веревок за маршрут (при этом, по описаниям, другие команды только на отдельные перевалы вешали по 16-20 веревок). Мы же почти всю техническую часть проскочили на личной технике, в основном на 3 такта на передних зубьях кошек. Возможно, этому способствовало обилие снежного покрова в этом году, но я совершенно уверен, что при другом составе мы бы провесили на порядок больше перильных веревок.

Хотя, конечно, по сравнению с тем же Кавказом, тройки "А" на Памире менее техничны (если не тупить и выбирать правильную линию прохождения). Действительно серьезным препятствием оказался разве что перевал 4х ледопадов, где мы провесили 9 из 15ти веревок, но для 3А и 9 веревок звучит смешно. Однако, меньше чем за 3 дня этот перевал не пройти даже очень сильной группе. Ледопадов там, на самом деле, восемь — несмотря на название. Можно, наверное, уложиться за 2 дня, если работать на износ от зари до зари, но это будет уже на грани фола.

Из специального снаряжения брали 4 веревки (диаметром 9 мм, длиной по 50 м каждая, в том числе одну динамику), много расходника (почти 40 метров в сумме), 14 буров на команду, ледовые инструменты (кварки), 3 фирновых крюка, мешки для страховки на снегу, чуть-чуть скального (3 крюка и 2 закладки). Использовать пришлось весь ассортимент. Конкретно в наших условиях можно было обойтись и меньшим арсеналом/количеством, но в другой раз я взял бы то же самое и в том же объеме, т.к. условия наперед не угадаешь. Разве что расходника можно брать поменьше раза в полтора.

Снегоступы мы не брали, и не пожалели об этом. С большим количеством снега пришлось столкнуться, но, во-первых, не везде, а во-вторых, проблема легко решалась ранними подъемами и ранними выходами. В 5.30 уже светало, а до 11 наст держал еще вполне приемлемо, и в этот промежуток мы старались проходить львиную долю дневного плана. Снегоступы были бы актуальны, пожалуй, только один раз, когда при подъеме на перевал 4х ледопадов мы за день проходили 2й и 3й ледопады. Это был тяжелый и длинный день, 2й ледопад мы прошли только к обеду, потом еще была двухчасовая отсидка из-за погоды, и в результате протяженное плато между 2м и 3м ледопадами лидерам пришлось тропить во второй половине дня, проваливаясь по пояс. Парни тогда здорово вымотались, но тащить с собой снегоступы весь поход ради одного дня я как-то не вижу смысла. К тому же, я задним числом понимаю, что тут была моя ошибка в планировании: надо было все-таки разбивать этот участок на 2 дня, по-хорошему. В общем, без снегоступов там ходить вполне реально. А в финишной части маршрута (перевалы Запорожских Романтиков, Плечо Обручево, связка Мира+Ачикташ) снега было объективно мало, снегоступы там совсем не нужны.

У всех участников имелись лавинные датчики и добрую половину маршрута мы их держали включенными (просыпаешься — надеваешь на себя бипер, а потом уже все остальное). На лопатах и щупах сэкономили, брали по одному комплекту на связку. Без биперов в этом районе ходить не стоит. Нам повезло с состоянием снега, я его оценивал как достаточно безопасное. Обильные снегопады в районе удачно закончились за неделю до нашего старта, все лишнее успело сойти со склонов (засыпав при этом трещины), а все то, что осталось, успело слежаться и структурироваться в монолитный прочный слой. Сухой сыпучий снег начинался только ближе к 6000 метрам (с ним мы столкнулись на перевале А.Зотова), но, в целом, там тоже все было в рамках приличий, и мы не побоялись совершить подъем. Ветра тоже работали в нашу пользу, сдувая свежевыпавший снег в нужную сторону. Так что в итоге мы везде просочились аккуратно, ничего не спустив, не считая поверхностных микролавинок на Вездеходе.

Те, у кого не было двойных ботинок, испытывали определенные неудобства (бахилы в этом смысле проигрывают современным двойным ботинкам). При подъеме на Александра Зотова Егор с Михалычем едва не поморозили ноги, потом полдня отогревались. Я перед этим походом купил почти новые Замберлан Денали, и остался очень ими доволен. У Юры с Андреем были G2 от ля спортивы, и они были довольны, похоже, в еще большей степени )) В остальном, личное снаряжение было стандартным. Разве что в заброску под пик Ленина мы закинули теплые пуховые рукавицы, и тоже ни разу не пожалели об этом: ветер наверху был такой, что после каждого кадра на фотоаппарате приходилось пару минут отогревать пальцы, а, пытаясь разжечь горелку с помощью огнива (зажигалки в тех условиях отказываются работать), я реально чуть не поморозил пальцы и минут 10 корчился от боли, пока их не отогрел.

В целом, хорошо себя зарекомендовала палатка Камчатка от Нормал. Есть, конечно, мелкие косяки вроде не очень продуманных вентиляционных отверстий (конденсат скапливается избыточно) и не очень качественных молний, но жить в ней вчетвером очень просторно, ветроустойчивость выше всяких похвал, а объемные тамбуры позволяют не только размещать все вещи, но и с комфортом готовить еду во время пургования. Также нам сослужил добрую службу общий конденсатник на четверых, сшитый Юриной мамой, за что ей большое спасибо.

Пик Ленина — достаточно доступная коммерческая гора с набитой безопасной (в хорошую погоду) тропой. Но трещины там есть, и в одиночку без связок ходить не стоит, хотя многие так делают. По сравнению с Эльбрусом, народу гораздо меньше, но все равно достаточно много. В день нашего подъема на гору больше никто не пошел из-за сильного ветра, поэтому нам в каком-то смысле повезло застать эту вершину совершенно безлюдной.

Да, поход получился очень красивым. Да, Памир — это здорово, и сильно отличается от походов в других районах. Но спортивная составляющая как-то явно выпирала на передний план, особенно ближе к концу маршрута (отчасти, потому что все уже порядком устали и оголодали к тому времени), и мне немного не хватало того, ради чего я, собственно, хожу в горы.

Травм, инцидентов, чрезвычайных происшествий не было. Все прошло по плану. Как сказал бы один мой знакомый: даже вспомнить нечего. Спасибо Богу Автоклаву и лужскому самогону.