Полезное > Обзоры печати и кино >

Автор: Анатолий Брынза, г. Днепропетровск

О людях и вершинах

Не так уж часто в наше время появляются новые книги об альпинизме и альпинистах. Тем более приятно сообщить широкой аудитории MAUNTIN.RU о выходе в свет книги Днепропетровской областной федера-ции альпинизма «К вершинам» ( издательство “Днiпро- VAL” 2006 г., 211стр., в т.ч. 54 стр. фотографий, в твердой цветной обложке ).

Книга – плод долгой кропотливой работы коллектива энтузиастов ( главный редактор заслуженный тренер Украины м.с. А.М.Зайдлер, составитель ин-структор кмс В.Э.Котляревский, члены редколлегии: И.Е.Кацнельсон, А.С.Коротченко, Л.Н. Соловьева ).

Им удалось собрать и систематизировать огромный объём материалов о жизни одного из крупнейших альпинистских коллективов СССР и Украины за 75 лет, с 1931 по 2005 гг., о работе в секциях коллективов и в альпини-стских лагерях, участии в соревнованиях и альпиниадах, восхождениях и экспедициях, о достижениях и о потерях.

Страницы истории открываются , начиная от первых довоенных восхождений на Кавказе таких легендарных альпинистов, как заслуженный мастер спорта А.С.Зюзин, мастера спорта С.Д.Тюленев, И.В.Федоровский, инструкторы А.С.Афанасьев, Б.П.Ярилов, А.И.Герчик… Современный молодой читатель далеко не всегда знает эти имена, а ведь именно ими в те далекие годы были совершены первые восхождения на Кавказе в районах Адырсу , Тютюсу, Суган, Тепли, и сегодня молодежь ходит в горы по открытым ими путям… Именно А.С.Зюзину, геодезисту по профессии, на основе своих довоенных восхождений удалось сделать первые подробные карто-схемы основных горных районов Центрального Кавказа, копиями которых затем широко пользовались наши восходители (долгие годы в СССР официальные карты были «закрыты» для публикации и не были доступны альпинистам).

Не могут оставить читателя равнодушными фотоснимки участников первой студенческой альпиниады на Эльбрус 1935 года, а также инструкторов основанного в том же году в ущелье Адыр-су альпинистского лагеря «Сталь», и другие.

Среди материалов о Великой Отечественной войне внимание читателя обязательно привлекут материалы об Андрее Грязнове, выпускнике Днепропетровского Горного института, участнике легендарного снятия фашистских флагов с Эльбруса в феврале 1943 года и одного из авторов знаменитой песни «Баксанской»…

Последующие разделы книги рассказывают о возрождении альпинизма на Днепропетровщине в послевоенные годы, о первых соревнованиях по скалолазанию, прошедших на скалах у Днепра в 1948 году, о первых мастерах спорта и чемпионах, о работе днепропетровских инструкторов в Украинской школе инструкторов альпинизма под руководством М.Т.Погребецкого и в альплагере «Металлург» в ущелье Адыр-су, вместе со стажером, а затем инструктором этого лагеря Михаилом Хергиани… Организация в Днепропетровске первых альпинистских клубов, первые высотные экспедиции на Памир и Тянь-Шань, первые днепропетровские «снежные барсы»…

Многие страницы книги посвящены выдающимся спортивным восхождениям альпинистов области, их блестящим успехам на чемпионатах СССР и Украины в 70-е и 80-е годы, братской дружбе с восходителями других республик и сердечной помощи, которую оказывали днепропетровцам В.Абалаков, К.Кузьмин, А.Боровиков и другие руководители альпинизма Союза и России. Этой теме посвящены также материалы о совместных с балкарскими друзьями восхождениях на вершину пика Шевченко на Кавказе и истории создания высочайшего памятника выдающемуся украинскому поэту и мыслителю.

Книга отлично оформлена, сто восемьдесят фотографий (!)отражают все этапы истории альпинизма и сохраняют для нас лица многих замечательных людей, членов прекрасного альпинистского братства.

По вопросам приобретения книги можно обращаться к Леониду Александровичу Флееру , ул. Жуковского,2Е, кв.13, г. Днепропетровск, Украина - 49044, дом. тел. 38- 0562-474166, E-mail address lenfleer@creator.de, а также к Лидии Николаевне Соловьевой, дом. тел. 38-056-7444441.