Автор: Андрей Мамонтов, г. Новосибирск

о горном походе V к.с. по Центральному Памиру (верховья ледника Федченко),
август-сентябрь 2005 года

Содержание

Очень краткая характеристика района похода. Идея похода
Справочные сведения о группе и маршруте
Материальное обеспечение группы
Техническое описание перевалов и путей их прохождения
Дневник.
Выводы и рекомендации.
Приложения

Заезд

Из Новосибирска в Душанбе добирались самолётом авиакомпании «Сибирь» (S7). Благодаря коммерческому директору S7 Антону Ерёмину, о нас позаботились как в Новосибирске, так и в Душанбе - огромное СПАСИБО.

В Душанбе по прилёту нас встретил у самолета представитель компании Р-Сервис (душанбинский партнер S7) и проводил на перевалочную базу МЧС Лучоб. При вылете генеральный директор Р-Сервиса Равшанмурод Давлятович Ходжиев забрал с базы МЧС, накормил праздничным ужином и посадил в самолёт.

Оформление документов в Душанбе.

Запрос на подготовку документов мы послали из Новосибирска за пару недель до выезда. К сожалению, визовые отметки и пропуска в ГБАО – аналог пропуска в погранзону советских времен – делаются в течение 3-х суток в министерстве безопасности по оригиналам загранпаспортов, причем правила оформления все время меняются – «Восток дело тонкое..». Оформлением занялось ГУП по туризму «Сайёх» в лице Бегматова Музафара на второй день по прилёту. В результате мы просидели в Душанбе со вторника по субботу включительно (5 дней). Всё это время мы жили в Лучобе на базе МЧС, за что отдельное спасибо Олегу и Андрею Пилькевичам – заместителю и начальнику управления «Центроспас» МЧС Республики Таджикистан, мастерам спорта РТ, классным туристам и альпинистам. Пропуск на оз. Сарез оформить практически невозможно, нам посоветовали обратиться к нач. управления «Усой» МЧС РТ Маскаеву, но его не оказалось в Душанбе. Заручившись письмом от ГУП «Сайех» и отметкой в маршрутке от Центроспаса МЧС, выехали в надежде оформить пропуск на Сарез в Барчадиве – и напрасно, в результате на озеро мы попали чудом, спасибо добрым людям: Маскаеву-старшему, братьям Пилькевичам, сотрудникам управления «Усой».

Как можно попасть в ГБАО?

C перевалочной станции ГБАО в Душанбе ходит ГаЗ-66(кунг), без расписания, по заполнению, примерно раз в неделю, там же много УаЗ-иков с которыми можно договориться. Эта станция - важное место для всех, кто хочет попасть на Памир, она находится прямо у аэропорта. ГБАО – Горно-Бадахшанская Автономная Область, в ней расположен весь Таджикский Памир.

Из Душанбе летает самолет в кишлак Ванч, и для местных он стоит в 2 раза дороже, чем на машине по тракту, для всех остальных примерно в 10 раз дороже. Впрочем, эта информация из третьих рук. Есть самолет в город Харог.

Дневник (Часть 1)

Шестое - седьмое Августа.
Памирский тракт.

Маршрут наш начинался в долине р. Ванч, и добирались мы туда по великой дороге, называемой Памирским Трактом (Общая схема Памира).

Памирский Тракт соединяет города Душанбе, Хорог, Мургаб и Ош. На этой дороге сразу понимаешь, куда попал, реки, горы и каньоны поражают своими масштабами и грандиозностью. Но не менее поражают человеческие усилия, затрачиваемые на строительство и поддержание дороги в рабочем состоянии. Во многих местах дорогу приходится восстанавливать по нескольку раз в год и по сей день, а что там творится зимой, я даже не предполагаю.

УаЗ - "Таблетка". Машина хорошая, идет уверенно и надёжно. Никаких мыслей о поломке или о чём-нибудь подобном.

Пыль из-под колес впереди идущих машин. Закрываются форточки. Дышишь через рукав.

Жара. Вполне переносима. Но штаны закатаны по колено...

Дорога. Каменистая, оживлённая, тихая, опасная, живописная - в общем, разнообразная, скучать не даёт. Слева скала, справа пропасть или неистовая река, или просто завораживающий вид.

Мы. Немного вымотанные городом (дорогой - не в счёт, это по душе), но полные надежд и мыслей о предстоящем.

Люди - Памирцы. Гордые, доброжелательные, весёлые, обходительные.

Фото 2
Часа четыре ехали по асфальту и широченным долинам (это примерно до шахрака (городок) Обигарм), затем началась горная дорога с огромными скалами над нами и пропастями под нами, в которых ревели настоящие горные реки. Проехали вдоль великой реки Обихингоу (Фото 2).

Уже поздно вечером пересекли перевал Хабурабад (3252) и ночью приехали в шахрак Калай-Хумб, что стоит на р. Пяндж. Все дастарханы заняты, спать негде, но нашли в саду свободные под яблонями, похрустели зеленью, и спать. Спали недолго - начался дождь. Соскочили и в кромешной тьме, которая бывает только в южных широтах, пошли искать нашу машину.

В устье р. Ванч пограничники нас попросили показать паспорта, пропуска и переписали всех в журнал. Кроме этого, нам было велено отметиться в милиции и в гос. безопасности в Ванче, что мы и сделали, попутно вдоволь наевшись зрелой вишни перед зданием КГБ :). На всё это у нас ушло 2 часа, плюс час мы ждали, пока водители сменят баллон.

Долина р. Ванч широкая и богатая, хоть и врезается глубоко в горы. Кишлаков в долине много, и, чтобы проехать через них и не упираться постоянно в тупики улиц, наши водители некоторое время искали провожатых. Наша цель - кишлак Поймазор, это самый верхний населенный пункт. Выше когда-то был поселок геологов Хрустальный, до которого есть дорога, но теперь она не везде проходима для машины.

Фото 3
До кишлака доехать нам не удалось, примерно за километр река размыла берег и слизнула часть дороги (нам сказали, что дорогу починят завтра же – погорячились, и через две недели её не было). Погода слегка мрачноватая - мелкий дождь, небо затянуто серыми низкими облаками. Мы выгрузились, съели два арбуза (ну не тащить же их), надели тяжеленные рюкзаки и пошли в кишлак. Мы не прошли и 300 метров, как нас встретил Миша на "Носатом" УаЗике, с которым и отправились наши рюкзаки. Затем Миша пригласил к себе в дом - "почайковать". За "густым" чаем предложил ехать на его Газ-66 (Фото 3) до моста через реку Абдукагор. За мостом дорога идёт до пос. Хрустальный, но по мосту они уже не ездят, заброшено всё.

Дорога оказалась непростой: машина глохла каждые 10 минут, поднимали кабину и ремонтировались, слетал какой-то ремень...

В результате: выехав из Душанбе после обеда 6-го, вечером 7-го мы были на слиянии ледника РГО с рекой Абдукагор, на мосту через Абдукагор.

Восьмое Августа.
Заброска.

Фото 4
Встали в 5:00 и с 6:00 до 10:00 относили и прятали заброску в пос. Хрустальный. Погода великолепная, солнце и голубое небо! Пока мы ходили, к Денису Юзенасу (он был дежурным и оставался в лагере) приходили: «Были гости – четыре девушки и напрашивались в невесты.» (Фото 4) Денис развлекал девушек и кормил конфетами. В 11:35, отобедав, двинулись по левой стороне Абдукагора по бывшей дороге - теперь тропа. Красивые виды - тропа идет по склону на 100 метров выше дна долины. Тропу пересекают несколько неприятных саев, один нам пришлось облазить поверху [-4-].

Вова и Денис В. болеют, но идут, хотя и медленно, впрочем, мы никуда не торопимся.

Фото 5
Повернув в долину р. Дустироз и вдоволь насмотревшись на ледник Медвежий (Фото 5), встали на ночевку. Палатку поставили на дороге, вода была в ближайшем кулуаре. Время 18:20. Пока Жора искал воду, все, уставшие и вымотанные жарой - развалились, сказывается горняшка, Вове и Денису особенно нехорошо...

Девятое Августа.
Долина р. Дустироз.

Фото 7
Жить мы решили по Новосибирскому времени (UTM +7), тем более, что оно нам подходило и по ощущениям. Дежурные встают в 4:00, все остальные - за 20 минут до готовности завтрака, обычно это 5:00.

Фото 8
Вышли в 7:00. Пройдя ручей и выйдя на гребень, мы увидели великолепный водопад (Фото 7, 8). Дорога перед водопадом была полностью размыта селевыми потоками. Пришлось поискать, где обойти, сверху не получилось - там выход на скалы, а вот внизу удалось.

Фото 6
Нужно отметить, что река Дустироз течет в каньоне (Фото 6), и идти вдоль реки невозможно - прижимы. Мы спустились к реке с водопада между дорогой и краем каньона и затем снова поднялись к дороге (Фото 9). Сходили на водопад, взбодрились в его брызгах.

Фото 9
Дорога вскоре закончилась или, вернее, упала на дно долины и пошла, не теряя высоту, по правому (орографически) склону долины. Мы же продолжили свой путь в верховья и вскоре пересекли боковую речку Джангальдара. Место приятное, вдоль реки растет тальник и береза. Но останавливаться не стали: заросли - место не живописное, а прошли еще ходку и, спустившись в долину, нашли родник, обед 12:30-14:00.

Дальше шли вдоль реки, преодолевая скальные и конгломератные прижимы, но всё быстро - с ходу (Фото 10, 11).

Фото 10

Фото 11
На ночевку встали на слиянии Правого и Левого Дустироза в 17:00, брод решили делать поутру, когда вода спадет. Все устали, ребята - Вова и Денис - на общем фоне выглядят нормально.

Фото 12
Десятое Августа.
Горняшка, под перевалом.

Брод закончили в 6:20 (Фото 12), через две ходки влезли на стену морены бокового ледника, который перегораживает долину. Сверху нам открылись ледники Правого Дустироза (Фото 13). Морена высокая и крутая, видно далеко, и стоим мы высоко! Красота! За мореной широченный разлив реки (Фото 13), и дальше снова морены. Пройдя это всё, забравшись на ледник, встали на обед, 12:00. Продолжили путь в 14:00 по левой стороне ледника и постепенно начали его пересекать, двигаясь к перевалу. Ледник слабо изрезан трещинами (Панорама фото 14), но закрыт, и мы впервые достали снаряжение. Двигались медленно: сказывалась горная болезнь, все-таки забрались на 4500. На ровной площадке вблизи перевала (Фото 15) поставили палатку, 18:00. Все, кроме троих, отказались есть: «так похлебали жижки, почайковали и спать».

Одиннадцатое.
Перевал Дустироз.

Фото 17
Утром разогрели вчерашний суп и снова не доели. Вышли в 6:20, а в 7:00 стояли в первом бергшрунде. С этого места начали вешать перила, вышло 2х50м (Фото 16). Жора (Фото 17) подъём прошёл дважды: вешая перила и вернулся за рюкзаком. Но путь выбрали не на седловину, а сбоку. От самой седловины отказались: какие-то неприятные льдины висят на карнизе. Вылезли на гребень и, повесив одну веревку на спуск и пройдя пешком еще один перегиб, оказались на седловине, 10:00. Сняли записку турклуба МАИ, горного похода VI к.с., рук. Лебедев А. от 2 августа 1999.

Седловина удобная (Фото 18), можно ставить палатки, журчит вода на южном склоне, с видом на долину реки Мазардара (Фото 19).

Фото 21
Спуск с перевала сыпушный (Фото 20). Сбежали и встали на обед на первой же журчащей где-то в камнях воде, 12:00. Первая сушка спальников и ремонт, по мелочам.

После обеда спустились слева от ледника по конгломератам и выпали в правый моренный карман Язгулемского ледника, по нему прошли вверх и, как только он закончился, пересекли Язгулемский ледник.

В 18:00 встали на ночевку на песчаном пляже озера (Фото 21) в кармане между ледниками Захарченко и Язгулемский (Фото 23). Вечер прошел под весёлый свист сусликов. Утром решили спать, сколько захочется - нужно было отдохнуть.

Двенадцатое.
Снег на лед. Захарченко

Утром встали, когда солнце позолотило конёк палатки. Поели, искупались. И отправились к следующему перевалу. От озера начинается удобный «зелёный» подъём по моренному карману, который вскоре вывел нас на звериную тропу по гребню морены.

Фото 24
С утра постепенно погода хмурилась, собирались тучки, и часам к одиннадцати, когда мы были уже достаточно высоко, пошёл мокрый снег. Залезли под большой палаточный полиэтилен (Фото 24) и стали читать отчет Советско-Немецкой экспедиции 1928 года по этим самым местам. Нужно сказать, что весь наш поход прошёл при чтении этого великолепного документа, хотя он и был переведён с немецкого PROMT-ом, это только добавило юмора и удовольствия...

Фото 26
Так вот, снег при этом шёл до обеда, и мы благополучно пообедали, смотря на комочки снега, толкаемые струйками воды на полиэтилене. Наконец прояснилось, и мы продолжили свой подъём, но недолго. Прошли две ходки, и мокрый снег повторился, но мы знали, как нужно действовать - полиэтилен и отчет 1928 года были близко.... Там же застал нас вечер. Мы сидели на морене, с которой нужно было переходить на ледник (Фото 25) и через ходку начинать подъём, это как раз напротив никем не пройденного перевала Одесса-II (Фото 26).

Фото 27
Поставили палатку, пришлось выкладывать площадку, т. к. хотелось еще поспать на камушках перед снегами. Через час подул ветерок, и облака стали обнаруживать голубое небо, расчистился перевал, и мы увидели, что нам предстоит пройти. Красивый вечер (Фото 25, 27). Хороший сон.

Тринадцатое.
Перевал Одесса.

Фото 28
Утро выдалось морозное. Вышли в 6:20, и только в 9:20 были под взлётом на пер. Одесса. От места ночёвки мы сразу вышли на ледник и, огибая небольшие видимые трещины, прошли по леднику к взлёту на перевал (Фото 25). Подъём вначале не очень крутой (Фото 28), пересекли забитый первый бергшрунд и подошли ко второму, вернее, к его краю - трещина сходила на нет. С этого места решили вешать верёвки, так как не все были в себе уверены. Повесили 7 верёвок по достаточно простому склону. Время 14:30. Когда мы вышли в большой бергшрунд, засыпанный снегом, решили обедать.

После обеда повесили еще 6 верёвок (Фото 29), уже необходимых, и вылезли в мульду (Фото 30) перед северной седловиной перевала. В ней и решили ставить палатку, но всё же провесили верёвку на седловину. С этой верёвки и начнётся наш завтрашний день.

С седловины хорошая панорама на Северо-Западный Памир: пики Москва, Россия, Коммунизма (Панорама фото 32). В противоположную сторону видим часть ледников системы Ракзоу, пик Ляп-Назар (Панорама фото 33).

Четырнадцатое.
Система ледников Ракзоу.

Утро морозное, ветер. Поднялись на седловину - всё стихло, перешли через вершинку и спустились на южную седловину, с неё вниз. Смотрим спуск - отвесный карниз 5 метров (Фото 34, 35), дальше пологий склон и ледник, все закрыто снегом. Жора пробил карниз, забил снегосброс, первый пошёл, второй... Внизу оказалось, что на спуске с карниза почти все приземлялись на спину (на рюкзак), понятно – позабыли, как по верёвке спускаться!

Мокрый снег, солнце палит, и ярко, очень ярко!

Связались, пошли, пробежали ледник, вышли на гребень, чтобы с него спуститься в обход ледопада. Разведали спуск, не то чтобы уж совсем лучше ледопада, но и смысла возвращаться нет. Спускаемся, и дошли до ключевого участка - узкая горловина с глиной и сыпухой на скалах, протяженность 5 метров, дальше снежник, под ним лёд. Повесили веревку, надели обвязки, каски, т. к. камушки постреливать начали. Пока одевались, Ира упустила кофр с фотокамерой, и он поскакал в соседний кулуар: «может, ещё что найдем...» Спуск прошёл благополучно, но долго, т. к. спускались по одному, чтоб не насыпать камней. Первые выбрали место для обеда (Фото 36). Камера нашлась, и на ней ни царапинки, а вот объектив вдребезги, что ж, хорошо, что не голова!

Фото 37
Пошлёпали вниз по леднику, вышли в слияние рандклюфтов на слиянии ледников и оттуда пересекли второй центральный ледник.

Фото 38
Солнце скрылось во-время, в мореном кармане мы обнаружили отличное место для ночёвки (Фото 37), песочек в виде футбольного поля, по краю которого течёт прозрачный ручеёк. Безветренное место, в ручье отражается луна и снежная вершина - место для медитации (Фото 38).

Пятнадцатое.
Поиск перевала Выгодный.

Сунулись мы поутру (7:00) на бараньи лбы левее левого (орографически) рандклюфта ледопада (Фото 37), т. к. 20 лет назад Жора здесь проходил. Конечно заранее одели сбрую (Фото 39). Но на скалах нам не понравилось, пробовали и по самим лбам, и по кулуару между ними, всё очень опасно. Над кулуарами висят ледовые сераки, на лбах скользко, и камни летят, полки узкие.

Фото 41
Пошли искать пер. Выгодный. 9:00, присмотрели седловину (Фото 40), но решили перестраховаться и поглядеть, нет ли ещё каких. Нет, эта всё-таки наша, полезли. Взлёт по снежным кальгаспорам (Фото 41), шли в кошках, т. к. местами попадался ледок. Первыми, оторвавшись на полчаса, были на седловине Жора и Дима, затем остальные. На середине подъёма Ире стало не по себе, её разгрузили, в том числе Вова и Денис В., которые неважно себя чувствовали последнии дни, но сейчас, видимо, выровнялись... Нет, на последних метрах подъёма Вова сказал, что ему стало совсем невмоготу. Вылезли на седловину и с неё по гребню спустились на другую, по дороге сняли записку турклуба МАИ, V к.с., рук. Лебедев А. от 21 июля 1992, с перевалом не ошиблись. На этой седловине устроили обед, 12:00. Красивые виды на юг на ледопад (который обходим) (Фото 41, 42), на север виден подъём к перевалам Хурджин Средний и БЕГ, также виден цирк и седловина пер. Ложный БЕГ (3Б) (Фото 44), на самом деле не перевал в нормальном смысле.

Фото 43
На спуск бросили одну веревку по пологому склону с маленьким бергшрундом (Фото 43), т. к. нужно было уходить маятником в сторону, дальше склон прошли в связках.

Ледник закрыт слежавшимся снегом, по нему идти к перевалу БЕГ (Фото 45). За четыре ходки подошли под перевал БЕГ. На этом пологом подъёме Вова тяжело дышал и плохо шёл. Перед самим перевалом открытые трещины, не стали распутывать, встали на ночёвку, 18:00.

Шестнадцатое.
Перевал БЕГ.

Фото 46
Погода так себе... На седловину поднялись за 20 минут, 7:00 (Фото 46). Небольшой подъём с ледника, перед ним трещины, из-за них не стали подходить ближе вчерашним вечером. Всё обыскали, но не нашли никаких следов тура, сложили свой на скалах посередине седловины.

Фото 47
Спуск наметили в правой части (Фото 47), закрепив верёвку на большой камень.

С перевала видна седловина пер. Дорофеева-Горбунова, пик 26 Бакинских Комиссаров, пик Революции и пик Шипка (Фото 48).

На спуск повесили три веревки: первая с седловины по ледку и снегу, вторая наискось в обход бергшрунда, третья до кальгаспоров (Фото 51). Дальше по кальгаспорам пешком, по ним же перепрыгнули пару небольших бергшрундов в нижней части склона.

Фото 59
С этой стороны с ледника перевал БЕГ (Фото 52, 54) сразу виден, в отличие от перевала БЕГ Ложный (Фото 52, 54) , который выглядит страшно - сильно камнеопасный и нерациональный перевал. В связках быстро пробежали пологую часть ледника (Фото 55) и сунулись в левый рандклюфт, чтобы обойти ледопад (Фото 56). Не тут-то было, вернулись и обошли справа, так и спустились на Центральную Ветвь ледника Язгулемдара. Здесь в 14:00 встали на обед на берегу ледникового озера. Вова, который накануне шёл очень тяжело, вниз бежал хорошо, но тревожные мысли всё равно вертятся в голове.

Вышли в 15:20 и, поплутав по открытому и сильно изрезанному, не то слово, изломанному трещинами леднику, встали на постановку лагеря. Андрей и Саша пошли на разведку прохода по леднику. Палатка была поставлена на вершине большого и надёжного серака (Фото 59). А разведка принесла: что необходимо вернуться на половину ходки назад, идти по центру ледника, спуститься в "Гранд Каньон" ледника (огромный разлом вдоль ледника), пройти по его дну (Фото 61) и затем выйти из него уже в правый рандклюфт ледника, а там вроде всё просматривается...

Семнадцатое.
В ледопаде Язгулемдары.

Утро, погода улучшилась, небо совсем ясное. Вышли в 6:40, за ходку прошли по разведанному пути до рандклюфта (Фото 61).

Огромные сераки и маленькие тли - мы, связанные волосинкой-верёвкой - таковы масштабы Памирских ледников. Еще ходка, и мы на повороте, т. е., в общем рандклюфте двух ветвей ледника, небольшая разведка, страшные и опасные сераки, и вот мы снова наверху "ровного" ледника. Здесь отдохнули, съели по конфетке и пошли прыгать через небольшие трещины, в общем-то участок действительно простой по сравнению с "гранд каньонами" предыдущего ледника.

Вова болеет, идёт плохо, тяжело дышит, кашель.

«Впрочем, все свои походы, что я ходил с Вовой, он тяжело и постоянно кашляет, и по кашлю о нём судить нельзя, а вот все остальные признаки – факт. На стоянках себя чувствует нормально, т. е. общается, ругается, снимает на видео. Денис Воробьёв тоже не в форме, но держится молодцом.» Андрей

И все же здесь не все так просто! Прошли мы чуть меньше ходки, и нам снова нужно было идти в разведку (Фото 63), а тут еще погода испортилась, налетел невесть откуда ветерок и мокрый снег с собой притащил. Разведка показала, что проход есть, только нужно пройти одну изюминку - глубокая наклонная трещина под 50° (с красивым изумрудным льдом), причем наш край ниже на метр, и ширина трещины 1,5-2 метра. В общем, подошли мы к этой самой изюминке и решили пообедать, 13:00.

Фото 64
Пока обедали, погода снова заулыбалась, да и у нас в животе повеселело, поэтому "изюминку" решили не идти, а разведали еще один "гранд каньон", только изрядно порушенный, прошли ходку и вышли к трещине, через которую ведет хлипкий мост. Первый прошел Денис Ю. - мост выдержал, второй - Дима, и обвал, но всё нормально - Дима успел таки зарубиться на краю и вылезти, Денис тоже во-время поддержал веревкой.

Переправа. Натянули веревку, переправили рюкзаки, а потом и сами перепрыгнули.

Фото 65
Сотня метров, и мы вылезли... 16:00.

Фото 57
Ровный открытый ледник с небольшими трещинками, в общем, поле. Перед нами первая ступень перевала Дорофеева-Горбунова: открытый лёд, на вид можно пройти в основном пешком в связках, в самой верхней части бергшрунд с вертикальной стенкой (Фото 57, 66).

Но мы решаем не идти этот перевал, а воспользоваться запасным вариантом: пер. Верхний Хурджин. Печально, но что поделаешь, Вова хандрит. То, что кашляет - ерунда, он у нас в походах постоянно «трясёт горы» своим кашлем, а вот то, что перестал идти - это уже нехорошо, такая высота, видимо, не для него.

Рассуждаем:
Итак, основной маршрут: пер. Дорофеева-Горбунова (3А) - пер. Ребро (3А) - пос. Хрустальный (дневка) Запасной вариант: пер. Верхний Хурджин (3А) - пер. Ребро (3А) - пос. Хрустальный, или: пер. Верхний Хурджин (3А) - пер. Абдукагор (2А) - пос. Хрустальный

На основной вариант нам нужно еще 4 дня. Сегодня закончился 10-й ходовой день (по плану у нас кольцо: 12 дней + запасной день). На запасной уйдет 3 дня. И это, если все здоровы, но у нас явно больной.

В общем, однозначно, идем на пер. Верхний Хурджин, попутно собираем информацию для будущих походов.

Проходим полторы ходки, сильная связка впереди, ослабленная позади, связки по 4 человека. И вдруг слышим: "Срыв!". А наша связка (первая) обездвижена – «Что за чёрт!». Первый, Дима, перепрыгнул трещину и балансирует в неудобном месте, короче, пока он вернулся обратно, прошло пару минут. Затем мы подбегаем к провалившемуся - Вова в трещине, его держат за связочную верёвку, связка немного в ступоре. Отправляю Сашу и Иру ставить палатку, сами уже вытаскиваем. Плавает в воде! Голова наверху, живой и сопротивляется - хорошо. Вытащили, приподняли из воды, мешает рюкзак, сняли и вытащили рюкзак, теперь Вову. Вытаскивали 5 минут. Надеваем поверх него пуховку и теплые штаны, даём спирт и быстро идем к палатке, Вова идёт сам (без рюкзака, конечно). На месте происшествия склон - палатку не поставишь, до неё 200 метров ниже по склону, и её уже почти поставили. Вову в палатку - переодеваться и отогревать. Подходили, снимали верхние вещи и в палатку, на это еще 5 минут. Время 17:00. Ночёвка.

Меньше, чем за 15 минут, Вову привели в норму, и он уже рассказывал, что и как было. Не смог перешагнуть трещину со снежным карнизом и угодил сразу двумя ногами в трещину. Плавал, нашёл какую-то приступочку, на ней и стоял. Ледоруб не помнит, как отпустил. Сознания не терял, но шок испытал.

Отогрели парочкой уколов компламина, вкололи кордиамин, дали ещё спирта. У дежурных уже ужин на подходе, ещё бы, вода ведь в трещинах! Завтра посмотрим, что и как дальше пойдёт.

Восемнадцатое.
Перевал Верхний Хурджин.

Утро. Вова собирается, как обычно, где-то поругивается: «Где то? Где это? Почему рубашка не отдирается? А ну её...» Решаем продолжать движение по запасному варианту, вниз спускаться нет острой необходимости.

Прошли по тому же пути, воды в трещине уже нет, ледоруба тоже не видно. Вова идёт плохо, разгрузили его до пустого рюкзака, но в общем больших опасений за него нет, на стоянках говорит, возится, ругается, что быстро идём, в общем, проявляет себя живым человеком.

Погода хорошая, но жарко на леднике. Обедаем под самым перевалом, готовим чай на «горыныче» и топим воду на крышке от котла, всем очень хочется пить. 14:00.

На подъёме спускаем неопасную лавинку и вылазим на седловину (Фото 68, 69, 70).

Фото 68

Фото 70

Записка, шоколадка, и бегом вниз по переметному леднику. Погода портится, затягивает небо, начинается снег. Вечером видимости почти совсем нет. На ночёвку встали почти на перевале Язгулемский, вернее, на выходе из верховьев ледника Язгулемский.

Девятнадцатое.
На грандиозном леднике Федченко.

Фото 71
Утро, стена облаков на западе, над нами чистое голубое небо, мы в тени пика Парижской Коммуны . Небольшие сугробы свежего снега искрятся на терминаторе. Собираемся и выходим на солнце (Фото 71), а за спиной ещё виден пик Ракзоу. Вот он, ледник Федченко (Панорама Фото 72), стоим примерно на Язгулемском перевале , а вокруг поля ровного одеяла снега, ни трещинки, ни складок. Над всем этим широкоплечий пик Парижской коммуны, и пик 26 Бакинских Комиссаров, как спрут, раскинул свои ребра-щупальца, а из-за него скромно выглядывает пик Революции (Панорама Фото 72). Так нам представились верховья ледника Федченко.

Фото 72
Hi-res

Ходка за ходкой продвигаемся по леднику. Непростое решение - отказ от пер. Ребро на спуск, всё-таки с больными нужно побыстрей и надёжней спуститься вниз. Тем более, сроки нас поджимают, об изменении линейной части маршрута уже тоже всерьёз задумываемся. Вова идет тяжело.

Фото 73
Красивый и выглядит не страшно перевал Дорофеева-Горбунова (Фото 73).

Фото 74
По Федченко повернули на север, начали появляться следы трещин. Обед (Фото 74) в мульде за ходку до лед. Абдукагор. Поворот на Абдукагор и перед намим ледник Высокий Танымас и перевалы Космонавтов Волкова и Добровольского (Панорама Фото 75). На пер. Абдукагор нашли мешок-заброску (владелец англоязычный), за месяц до нас на Федченко в лагере под 26 Бакинских Комиссаров пропали два молодых англичанина. Берём адреса и телефоны из записной книжки и оставляем заброску на месте.

На ночёвку встали на спуске, когда солнце зашло за гребень, и начались трещины, в которые мы начали проваливаться.
Вова весь день шёл плохо с пустым рюкзаком.

Фото 75

Двадцатое.
Перевал и долина Абдукагор.

Фото 78
Утро морозное. Небо чистое (Фото 76). Распутали ледопад, выйдя с центра в правый рандклюфт. По моренам спустились на большую заросшую луком поляну, с неё отличный вид на пер Ребро - изучили (Фото 77). С поляны пошли вправо, но скальные сбросы нас остановили. Вернулись и спустились влево по кулуару к моренному карману ледника. Здесь тихое, умиротворенное место, с ручейком и "ваннами" – искупались.

До обеда бежали вдоль речки в моренном кармане, обедали на ручье Шумный в 14:00. Дальше спустились в рандклюфт и шли по нему, туда же шла неясная слабо-заметная тропа. От языка ледника начинается старая местами разрушенная дорога, кое-где даже стоят столбы с оборванными проводами (Фото 78). Затем дорога уходит на правый склон, там она в лучшем состоянии.

Ледник Медвежий пересекли с последними лучами солнца. Дошли до Хрустального уже по сумеркам и сразу забрали заброску, т. к. еды уже не осталось на полноценный ужин. Тяжелый день. Вова оклемался и бежал - «будь здоров».