Автор: Андрей Потапенко, г.Москва

Отчет о горном маршруте 6 к.с. по Ц. Памиру сборной команды Москвы в период с 17 июля по 15 августа 2021 года. Часть 1.

Справочные сведения

Маршрутная книжка 1/3-602

Продолжительность активной части 30

Количество днёвок 1 днёвка и 1 полуднёвка

Длина маршрута фактическая 197 км (*1,2=237 км)

Длина маршрута в зачёт 173 км (*1,2=207 км)

Суммарный набор высоты 14480 м

Максимальная высота 5817 (пер. Ракзоу)

Ночёвки выше 5000 7 раз

Средняя высота ночёвок на маршруте 4269 м

Пройденные препятствия:

• перевал Сергея Фетисова (3А, 4952, п/п)
  • перевал Шмидта (2А, 4950)
  • перевал Сюрприз (3А, 5221)
  • пик Палю (альп 2Б, 5667)
  • перевал Песня (2Б, 5450)
  • перевал Абдукагор (2А, 5080)
  • перевал 1000 Взрывов (3А, 5050)
  • перевал Дюна (2А, 4956, п/п)
  • перевал Неринга (3Б, 5230)
  • перевал Ракзоу (3Б, 5817)
  • перевал Выгодный (2А, 5097)
  • перевал Самара (3Б, 5260, п/п)
  • перевал МВТУ (2А, 4597)

Пройдено 12 категорированных перевалов:

• 2А 5 (среди них: 1 первопрохождение),
  • 2Б 1 (среди них: 1 второе прохождение),
  • 3А 3 (среди них: 1 первопрохождение),
  • 3Б 3 (среди них: 1 первопрохождение и1 третье прохождение)

Необходимые комментарии к отчёту:

- в тексте отчёта есть ссылки на другие отчёты, номера которых указаны по каталогу сайта http://www.tlib.ru и библиотеки МГЦКТ

- направления лево/право используются орографические, если не указано иное

- верёвки использовали новые статические 9 мм/60 м

- для указания чистого ходового времени используется сокращение «чхв»

- время всегда указывается местное, декретное время не вводили

- на фотографиях красной линией указан путь группы, фиолетовые линии альтернативные пути с комментариями.

- вот таким шрифтом выделена дополнительная информация и необходимые комментарии по ходу описания.

Состав группы

КМС боевое самбо

ремонт

Общая смысловая идея похода

Горы Центрального Памира обладают своей неповторимой привлекательностью. Относительно стабильная погода, разнообразие технических сложностей, потрясающие картины высоких гор и больших ледников, понятная логистика привлекают сюда туристов-горников для совершения походов высших категорий. Идея нашего похода возникла ещё в 2019 году, она развивалась вместе с формированием команды и получением новых данных о состоянии района. Мы планировали пройти высокий технически сложный маршрут, побывать на малопосещаемых перевалах, причём в хорошо изученном районе удалось вычислить несколько первопрохождений, логично вписавшихся в нитку маршрута.

Весной 2021 года в Таджикистане сложилась достаточно сложная ситуация. С одной стороны начались послабления карантинных запретов, и открылся доступ на Памир. С другой стороны на севере и юге республики была военная и политическая напряжённость. Постоянно менялась информация о работе пунктов пересечения границ с соседними государствами. На этом фоне планировать выход с маршрута на восток в долину Тамынас и далее в Киргизию было рискованно, а от выхода на юг мы отказались из-за традиционной неопределённости состояния дороги в долине Бартанга.

В результате возникла идея «большого круга» линейного маршрута со стартом и финишем в Поймазаре. Маршрут спланирован так, чтобы после разноса двух забросок исключить прогоны по долинам и большие перепады по высоте. Фактически после спуска с очередного перевала, не выходя на утомительные морены, сразу начинался подъём на следующий перевал.

Предпоходная подготовка

Определённая сложность в подготовке была из-за того, что половина группы из Москвы, а половина из Самары. Тем не менее, удалось провести несколько совместных технических тренировок на микстовом рельефе и в полном составе выступить на соревнованиях «Бегущий Город» Москва-2021. В остальное время самарская и московская подгруппы тренировались отдельно. Участники бегали, занимались ОФП, посещали скалодром, лазали по естественному рельефу. В условиях строгого карантина предыдущий опыт участников допускал самостоятельные занятия. Для коммуникации по подготовке к походу были созданы группы в ВКонтакте и в WhatsApp-е. Оказался полезным опыт «удалённой» подготовки к походу 2020 года, в котором участвовала большая часть группы.

Каждый участник группы имел страховой полис от СПАО «Ингосстрах» с покрытием поисково-спасательных работ и эвакуации вертолётом.

У группы был куратор в Москве, который сообщал не реже одного раза в два дня прогноз погоды, ежедневно принимал от группы новости по прохождению маршрута, дважды помогал согласовывать с МКК изменения маршрута. Кроме того, было налажено взаимодействие с другими группами, путешествующими в нашем районе.

Служба спасения в Таджикистане, к сожалению, не может оперативно решать вопросы оказания помощи и эвакуации, поэтому мы зарегистрировались в фирме Pamir Peaks это хорошо известный, многократно проверенный туроператор, обеспечивающий функционирование МАЛов под Памирскими семитысячниками и имеющий свой вертолёт и штат спасателей.

Перед выходом на маршрут была проделана хорошая навигационная подготовка, сделаны проектные треки на основной маршрут, запасные варианты и аварийные выходы, установлены точки перевалов и других ключевых мест маршрута. Это, безусловно, помогло при ориентировании на месте.

Специально для этого похода были закуплены новые верёвки и отобрано лицензионное специальное снаряжение.

Варианты подъезда и отъезда

Единственный надёжный известный способ добраться из Душанбе до старта маршрута на заказном автотранспорте. Есть местный рейсовый транспорт до Ванча, но этот путь долгий и не очень надёжный. До Поймазара мы доехали на 2-х хороших джипах, заказанных у фирмы Pamir Peaks. От Поймазара до тросовой переправы через Абдукагор нас довёз грузовик ГАЗ-66. Обратно мы выезжали тем же транспортом, заблаговременно договорившись с водителями по телефону, когда подходили к финишу маршрута.

Запасные варианты и аварийные выходы

На случаи отставания от графика, непогоды и прочих непредвиденных форс-мажоров были предусмотрены запасные варианты и аварийные выходы. Все они были связаны с сокращением «большого кольца» и выходом в долины Абдукагор или Дустироз.

Заявленный и пройденный маршрут

Заявленный маршрут (высоты по классификатору и по карте):

кишл. Поймазар лед. РГО лед. Кашал-Аяк пер. 4850 (2Б-3А, п/п) лед. Розмирович пер. Шмидта (2A*, 4887) лед. Красноармейский пер. Сюрприз (3А*, 5200) лед. Академии Наук траверс [пер. Песня (5419) + пер. Волкова (5300) + пер. Добровольского (5651) + верш. 5870 + верш. Экзюпери (6026)] (3Б, п/п) лед. Абдукагор лед. Скрытый пер. 4800 (3А, п/п) пер. 4930 (1Б-2А, п/п) пер. Неринга (3Б, 5180) лед. Язгулемский пер. Ракзоу (3Б, 5790) пер. Выгодный (1Б*, 5070) лед. Ракзоу пер. 5220 [спуск по северному гребню верш. 5254] (3А*, п/п) лед. Захарченко лед. Язгулемский пер. 4900 (2Б, п/п) дол. Дустироз кишл. Поймазар

Пройденный маршрут (высоты фактические, по навигатору):

кишл. Поймазар лед. РГО пер. Фетисова (3А, 4952, п/п) лед. Розмирович пер. Шмидта (2Б, 4950) лед. Красноармейский пер. Сюрприз (3А, 5221) лед. Академии Наук радиально пик Палю (5667, ЮЗ гребень, альп.2Б) пер. Песня (2Б, 5450, 2-е прохождение, новый вариант) ПСР (5400) пер. Абдукагор (2А, 5080) лед. Абдукагор лед. Скрытый пер. 1000 Взрывов (3А, 4902) пер. Дюна (2А, 4956, п/п) пер. Неринга (3Б, 5230, 3-е прохождение, новый вариант) лед. Язгулемский пер. Ракзоу (3Б, 5817) пер. Выгодный (2А, 5097) лед. Ракзоу пер. Самара (3Б, 5260, п/п) лед. Захарченко лед. Язгулемский пер. МВТУ (2А, 4597) лед. Правый Дустироз долина Дустироз кишл. Поймазар

* Траверс от пер. Волкова до вершины Экзюпери выпал из-за участия группы в спасработах. Сообщение о ЧП в группе Дениса Осина мы получили на леднике Академии Наук, а ещё ранее получали от них сообщения о сложностях прохождения гребня от перевала Добровольского до узловой вершины сев. гребня Экзюпери рыхлый снег, карнизы. Денис просил нас быть на месте спасработ через 4 дня, за это время его группа должна была сходить вниз за своей заброской. Таким образом, пройти полный траверс мы не успевали, а самый короткий путь к лагерю Осина (либо через перевал Песня, либо через перевал Добровольского) был на день короче. Этот лишний день мы решили использовать для восхождения на пик Палю (5667) для дополнительной акклиматизации и чтобы посмотреть сверху на возможные проходы к леднику Высокий Тамынас и принять решение через какой перевал мы пойдём.

* Первопрохождение с ледника Скрытый на ледник Правый Дустироз через седловину 4800 (~3А) не состоялось из-за опасной ледовой обстановки на его ключевом участке. Подойдя близко к перемычке и детально разглядев склон, мы увидели, что проход между сераками есть, но подъём там опасен. Заменили этот участок на равноценный по сложности перевал 1000 Взрывов (3А).

* При прохождении слияния северной и западной ветвей ледника Ракзоу мы наблюдали ледовый обвал на левом притоке западной ветви, через который идёт заход к перевалу Одесса (3А). Мы оценили этот участок как потенциально опасный и заменили прохождение пер. Одесса на первопрохождение перевала Самара.

* Первопрохождение перевала 4900 (~2Б) в Ванчском хребте на выходе с маршрута пришлось заменить на более простой перевал МВТУ (2А), поскольку у группы к концу маршрута не осталось достаточного количества запасных дней. Тем более, что ещё предстоял спуск по сложной долине Дустироз.

* Все изменения маршрута были подготовлены как запасные варианты и согласованы с МКК по спутниковому телефону.

Движение группы на маршруте

Картографический материал

Предварительная разметка маршрута:

Реально пройденный маршрут:

Далее приводится карта с полным реальным треком похода (фиолетовая линия). Выходы на заброски обозначены зелёной линией, запланированные, но не пройденные участки, обозначены фиолетовым пунктиром.

График движения

дата

день

маршрут

перелёт Москва Душанбе

переезд Душанбе Куляб Ванч Поймазар

переезд к тросу через р. Абдукагор начало подъёма по долине р. Абдукагор

р. Абдукагор лед Медвежий язык лед Абдукагор

выход на лед. Абдукагор до 3700 заброска-2 спуск по долине р. Абдукагор до троса

выход на лед. РГО подъём по лед. РГО

подъём по лед. РГО заброска-1 на лед. Красноармейский подход под пер. Кашал-Аяк

подъём на плато Кашал-Аяк просмотр южного притока

ледопад южного притока подъём на пер. Фетисова (3А) спуск по восточному склону

спуск в перевальный цирк спуск на лед. Розмирович подъём по лед. Розмирович подъём на пер. Шмидта (2Б) спуск на лед. Шмидта

спуск по лед. Шмидта спуск до лед. Красноармейский спуск за заброской-1

подъём по лед. Красноармейский выход на верхнее плато обработка склона

подъём на пер. Сюрприз (3А) спуск на приток лед. Академии Наук

спуск на плато лед. Академии Наук радиальный выход на пик Палю (альп.2Б)

спуск по лед. Академии Наук заход в правый приток подъём в перевальный цирк

подъём на пер. Песня (2Б) спуск по левому притоку лед. Федченко

лед. Федченко лед. Высокий Тамынас выход к месту ПСР ПСР

ПСР на лед. Высокий Тамынас (5400)

спуск на пер. Абдукагор (2А) спуск по лед. Абдукагор морена правого борта

днёвка спуск за заброской-2

пересечение лед. Абдукагор оз. 3900 подъём на лед. Скрытый подъём на гребень пер. 1000 Взрывов обработка гребня

подъём по гребню на пер. 1000 Взрывов (3А) спуск на СВ ветвь лед. Правый Дустироз

подъём на гребень пер. Дюна (2А) траверс до спусковой седловины спуск в ледопад под пер. Неринга подъём на гребень пер. Неринга

траверс до спусковой седловины спуск с пер. Неринга до лед. Язгулемский (3Б)

подъём по правому борту лед. Язгулемский выход на плато лед. Язгулемский подход под пер. Ракзоу

подъём на пер. Ракзоу (3Б) спуск с пер. Ракзоу на северную ветвь лед. Ракзоу

спуск по северной ветви лед. Ракзоу пер. Выгодный (2А) подъём по западной ветви лед. Ракзоу

подъём на пер. Самара спуск по западному контрфорсу северного гребня (3Б)

полуднёвка спуск по лед. Захарченко правобережная морена оз. 3700

пересечение лед. Язгулемский подъём на пер. МВТУ (2А) спуск на ЮЗ ветвь лед. Правый Дустироз

спуск по долине реки Дустироз пересечение ледника спуск по каньону

брод на левый берег «дорога» промоины долина Абдукагор выход к тросу переезд в Поймазар

переезд Поймазар Душанбе Ташкент

перелёт Ташкент Москва

Сводная таблица фактических данных (график движения, тайминг, перепады, пробеги, высоты).

дата

12,6

2 850

авто

подготовка забросок выход по долине Абдукагор

16:06

4 850

37,17,П,28,27,30,34

31.07.21

лед Абдукагор выход к ПСР (5400)

06:47

3 960

55,1:18

04.08.21

лед Скрытый выход на гребень обработка

06:34

4 270

50,30,(1:50),41,11(1:30),6,40

14.08.21

спуск по долине Дустироз до конца каньона

07:23

197,3

x1,2=

236,8

длина маршрута в зачёт, км

172,9

x1,2=

207,5

средний дневной переход, км

6,58

общий набор высоты, м

средний дневной набор, м

средняя высота ночёвок на маршруте, м

4269,3

1. время ежедневного старта/финиша и длительность переходов даны для носителя прибора
2. исходные данные для перепадов высот взяты из треков и округлены сообразно здравому смыслу)))
3. дневной переход считаем по треку с округлением до 100 м. Настройка записи трека - 1 точка на 20 м
4. накопленные округления в итоговых суммах не учитываются

Высотный график

Ссылки на фотоальбомы похода и видеоролик

Чтобы посмотреть полноразмерные фото в хорошем качестве можно пройти по ссылкам:

- фотоальбом для этого отчёта: https://drive.google.com/drive/folders/1cdz105-RWhmTqfB-Meq0VQdciUsEz6DU?usp=sharing

(здесь же лежит текст этого отчёта и полный фактический трек похода)

- полный фотоальбом похода: https://drive.google.com/drive/folders/1CWt8v0bR9FaLxHzCI1O1XeZOBbEolVgL?usp=sharing

Короткое видео о походе лежит здесь: https://disk.yandex.ru/i/WmoU0i8E9JYg8A

Техническое описание маршрута (дневник маршрута)

Для заезда к старту маршрута и оформления необходимых документов мы воспользовались услугами туроператора Pamir Peaks (Давлат Хабитов, info@pamirpeaks.tj), переписку начали ещё с зимы, оговорили детали переезда, закупку топлива, части продуктов и цену.

16 июля 2021

трансфер Москва Душанбе Поймазар

Ночным авиарейсом из Москвы рано утром прибыли в Душанбе, до середины дня ждали оформления регистрации и пропусков в погранзону. Закупили немного продуктов и всякой мелочевки в дорогу и на начало похода. В 13:30 на двух джипах выехали в Поймазар. Время в пути примерно 15-16 часов, и дорога достаточно утомительна. После спуска в долину Пянджа стемнело, началась грунтовка, скорость движения заметно упала. Мы несколько раз останавливались поесть, а в долине Ванча водители остановились на заправке поспать пару часов.

заброска на ледник Абдукагор и подъём по леднику РГО

17 июля 2021

переезд к тросу через р. Абдукагор начало подъёма по долине р. Абдукагор

Около 5 утра 17 июля прибыли в Поймазар к дому Махмата (+992 88 088 0469) и сразу перегрузили свой большой багаж в ГАЗ-66. После короткого отдыха и завтрака выехали к переправе через Абдукагор. По пути были два автомобильных брода через реки Шаугадо и Равак. Расстояние до моста 12,6 км, дорога заняла 1:20. Сейчас на месте разрушенного моста между двумя береговыми опорами висят два троса, по одному из них возможна переправа. Диаметр троса не менее 5 см, на него нужен карабин с большим раскрытием. Из двух верёвок сделали карусель, и через час вся группа со всем снаряжением и продуктами была на правом берегу реки Абдукагор. Здесь сформировали заброску-2, прикопали мешки с продуктами на первую половину маршрута, частью снаряжения и вещами на финиш и после обеда вышли в сторону ледника Абдукагор.

Мы были наслышаны, что после ухода людей из долины Абдукагор, здесь чаще начали видеть медведей, и мы опасались за сохранность забросок. Для отпугивания от забросок непрошеных гостей мы применили хорошо проверенный способ обсыпали место заброски перцем с уксусом. В дальнейшем будем называть это «средством от медведей».

Прошли четыре коротких перехода по старой заброшенной дороге вверх по террасе правого берега долины. На ночёвку встали перед зелёным гребнем старой морены, воду набирали из мутного Мёртвого ручья, текущего вдоль морены. От троса 2:00 чхв.

Фото 1-1. Приехали к тросовой переправе.

Фото 1-2. Изучаем мост и тросы.

Фото 1-3. Начинаем переправу.

Фото 1-4. Переправа участника с запасом верёвки.

Фото 1-5. Переправа мешков со снаряжением.

18 июля 2021

подъём по долине р. Абдукагор к языку ледника Абдукагор

С утра продолжили подъём по долине Абдукагор. Прямо от места ночёвки попытались пересечь зелёную морену и влезли на её гребень. Это оказалось ошибкой гребень острый, неровный, тропы нет. Пришлось спуститься с гребня и идти низом к понижению морены по полям-склонам, заросшим густой травой, среди больших валунов. После пересечения морены поймали участок заброшенной дороги и по ней вышли к остаткам нижней геологической базы. Затем по пологим травянистым склонам подошли к правому борту ледника Медвежий. От ночёвки 3 перехода, 1:50 чхв.

Из переписки Артёма Мартьянова с Л.В Десиновым, руководителем группы дистанционного зондирования Института географии РАН:

АМ: «...Последний сход ледника был 2011 году, а пульсирует он с периодичностью 10 лет...»

ЛД: «...наша группа регулярно следит за состоянием ледников Памира, в т.ч. и Медвежьего. И как правильно отмечено, периодичность его колебаний составляет около 10 лет. На самом деле от 7 до 17, это зависит от многих природных факторов. И действительно, в настоящий момент ледник проявляет признаки активизации. По состоянию на данный момент язык Медвежьего продвинулся вперёд относительно стабильного положения последних лет примерно на 50 м. Однако большая часть этого продвижения произошла ранней весной 2021, за июнь движение составило всего 5 м. До левого борта долины Абдукагор остаётся ещё около 100 м. Лёд вплотную подступил к реке Абдукагор, но ещё не перекрыл её. К сожалению, наука на нынешнем этапе ещё не может прогнозировать в точности, как именно пройдёт подвижка. Один и тот же ледник может просто перераспределить лёд внутри своего тела. А может продвинуться вперёд на несколько километров. В частности ледник Медвежий иногда перекрывает долину Абдукагора с образованием подпрудного озера, а иногда останавливается примерно в том же положении, что и сейчас. По состоянию на данный момент вашему маршруту ничего не угрожает. Однако ситуация может измениться. Мы продолжим мониторинг состояния данного объекта...»

В нижней части язык ледника сильно разорван, поднялись на 300 м вдоль правого борта до относительно ровного тела ледника и только здесь начали его пересекать. Первые 100 м шли по поверхностной морене, затем вышли на чистый лёд, надели кошки. У левого борта ледник закрыт моренным чехлом, поднялись на левый осыпной борт и спустились в глубокий моренный карман с грязным обмелевшим озером. Ледник пересекли за 36 мин. Отдохнули немного больше обычного, первый подъём в сезоне даётся нелегко... За два коротких перехода (55 мин чхв) поднялись к развалинам геологической базы Дальнее. Здесь в отвесной скале правого борта пробито множество штолен, между которыми выдолблены ниши с лестницами и проволочными перилами. Выглядит жутковато. Пересекли промоину ручья Безымянный и встали на обед на травянистой террасе сразу за переправой.

После обеда поднимались вверх по тропе на травянистом склоне правого берега долины. То появляется, то исчезает старая дорога. Прошли мимо верхнего моста через Абдукагор. За поворотом долины слева открылся язык ледника Абдукагор. В галечной пойме дорога окончательно потерялась. Выше группы гигантских камней в ивняке на песчаных площадках под языком ледника поставили лагерь. От обеда 1:49 чхв, чистая вода в ручье.

19 июля 2021

Утром отнесли заброску-2 на ледник Абдукагор. Поднимались по рантклюфту правого борта до выполаживания ледника и на гребне поверхностной морены оставили заброску-2 на третью часть маршрута. Подъём от лагеря занял 57 мин. Мешки со снаряжением и продуктами завалили крупными камнями и обсыпали «средством от медведей».

За 27 мин спустились к месту ночёвки, собрали лагерь и побежали вниз по долине. За 1:36 чхв спустились к ручью Безымянный и повторили обед в том же месте. Ещё за 29 мин сбежали к левому борту ледника Медвежий, пересекли его за 39 мин немного выше нашего вчерашнего пути, там оказалось ровнее и проще выходить с правого борта на склон долины.

Сразу за ледником пошли вниз не по пути подъёма, а траверсом направо по старой дороге выше по склону. Этот путь оказался гораздо лучше подъёмного. Дорога огибает справа пологий распадок и заканчивается у промоины. По дну крутой промоины спустились к Мёртвому ручью, практически к тому самому понижению зелёной морены, где ещё вчера плутали на гребне и в высокой траве.

Мимо позапрошлого места ночёвки по дороге за 2:10 чхв спустились к заброске у троса. Здесь ночёвка перед стартом маршрута. Отложили какие-то вещи на финиш, окончательно распределили снаряжение и продукты.

Фото 1-6. Вид от переправы в долину Абдукагор.

Фото 1-7. Заброшенная дорога в долине Абдукагор.

Фото 1-8. На месте ночёвки у зелёного вала.

Фото 1-9. Ночёвка у зелёного вала и путь наверх.

Фото 1-10. Подошли к леднику Медвежий.

Фото 1-11. Поднимаемся по правому берегу ледника Медвежий.

Фото 1-12. Пересекаем ледник Медвежий.

Фото 1-13. Спуск с левобережной морены ледника Медвежий.

Фото 1-14. Вид от озера вверх по долине.

Фото 1-15. Промоина Безымянного ручья.

Фото 1-16. Штольни на скалах правого берега.

Фото 1-17. Подход к языку ледника Абдукагор.

Фото 1-18. Лагерь у языка ледника Абдукагор.

Фото 1-19. Выходим на ледник по правому ранклюфту.

Фото 1-20. Ледник Абдукагор от места заброски.

Фото 1-21. Заброска.

Фото 1-22. Спуск вдоль правого берега ледника Медвежий.

Фото 1-23. Вид от Мёртвого ручья на пути подъёма и спуска.

Фото 1-24. Вниз по дороге к тросовой переправе.

20 июля 2021

выход на лед. РГО подъём по лед. РГО

От места ночёвки у тросовой переправы начали обход справа моренного вала вдоль левого борта ледника РГО. По травянисто-осыпному склону, местами заросшему кустарником, за 30 мин поднялись на пологий гребень вала. Здесь тур и спусковая тропа к леднику.

В нижней части ледник ровный и полностью закрыт моренным чехлом. За 26 мин дошли до устья ручья с перевала Арчёвый Нижний и ещё 57 мин чхв до устья распадка к перевалу Арчёвый Верхний.

Дальше начинаются разломы, ледник неровный, местами приходится делать большие обходы. Ледник живет свой неторопливой жизнью, постоянных ориентиров нет никаких, надо просто продвигаться вперёд. В среднем течении ледник РГО как стиральная доска, мы ходили вверх-вниз вправо-влево, придерживаясь левого борта. Прошли 1:23 чхв до обеда среди нагромождений льда и осыпей, а потом ещё 1:43 чхв до места ночёвки напротив языка ледника Комсомолец.

21 июля 2021

подъём по лед. РГО заброска-1 на лед. Красноармейский подход под пер. Кашал-Аяк

Продолжаем подъём по леднику РГО. Основную зону разломов обошли по левому борту долины, выйдя с ледника в моренный карман. Затем через 200 метров спустились обратно на ледник траверсом конгломератного склона и через ледовый прижим вышли к началу выполаживания. Чем выше, тем ледниковые морены становятся положе, идти проще и быстрее, появляются отдельные участки ровного открытого льда. За 2:16 чхв вышли к слиянию ледников РГО и Красноармейский.

На стрелке морен нашли большую ровную площадку, остановились здесь на обед. Отложили для заброски-1 продукты и снаряжение и, пока готовился обед, 5 человек отнесли груз через разорванную полосу у левого борта ледника РГО на центральную морену ледника Красноармейский. Морены ледников заметно отличаются по левому борту лед. РГО идёт осыпная полоса светло-серого цвета, а язык ледника Красноармейский закрывает жёлто-коричневая морена. Мешки прикопали у большого камня и так же, как и у остальных забросок, обсыпали закладку «средством от медведей». Сходили за 26 мин туда и 25 мин обратно.

Выше слияния ледник РГО становится совсем ровным. Мы поднимались по моренным полосам ближе к его левому борту. За 1:47 чхв дошли до подножия ледопада, стекающего с перемётного плато ледника Кашал-Аяк. Здесь установили лагерь на ровной осыпной площадке, вода из ледникового ручья.

Фото 1-25. Группа на старте (+ фотограф).

Фото 1-26. Вид вниз с левой боковой морены ледника РГО.

Фото 1-27. Ледник РГО в нижней части.

Фото 1-28. Вид в долину перевала Арчёвый Верхний.

Фото 1-29. Моренные поля ледника РГО.

Фото 1-30. Рельеф в среднем течении ледника РГО.

Фото 1-31. Идём вдоль левого борта.

Фото 1-32. Прижим у левого борта.

Фото 1-33. На слиянии ледников РГО и Красноармейский.

Фото 1-34. Слияние ледников РГО и Красноармейский.

Фото 1-35. Верхняя часть ледника РГО.

перевал Сергея Фетисова (3А, 4952, п/п)

перевал Фетисова первопрохождение

N38.77344° E72.20488°

плато лед. Кашал-Аяк лед. Розмирович

Ключевые трудности

подъём: начало совпадает с подъёмом на перевал Кашал-Аяк, две ступени ледопада (2 верёвки) и сн-лд склон 200 м/40-45° (одновременно).

спуск: ледопадный склон 450 м/ср.кр.45° (7 верёвок), ступень ледопада (одновременно)

хребет Академии Наук

Обе стороны перевала скрыты за перегибами ледниковых притоков, и до нас никто даже не видел подходов к седловине. Перевал был вычислен по космоснимкам, это было настоящее первопрохождение, фактически открытие перевала. Назвали именем Сергея Фетисова, члена ТК МАИ, трагически погибшего в октябре 2004 года на Западном Тянь-Шане при попытке первопрохождения перевала в хребте Кырбу-Тоо. За свои неполные 27 лет Сергей успел пройти несколько выдающихся походов, в том числе Памирскую шестёрку с восхождением на два семитысячника пики Корженевской и Коммунизма. Сергей был не только сильным туристом, забойщиком, но и душой компании и просто хорошим человеком.

22 июля 2021

подъём на плато Кашал-Аяк просмотр южного притока

Подошли к ледопаду перевала Кашал-Аяк по открытому леднику и начали подъём по пологим ледовым ступеням. От места ночёвки до широкой ледовой полки «улицы Горького», пересекающей ледник до противоположного борта, поднялись за 1:10 чхв. Отсюда планировали выходить на верхнее плато через скальную перемычку нунатака. Но увидели, что вдоль правого борта ледопада сохранилась снежная полоса, и решили подниматься по ней. Далее подъём осуществляли в связках, по наклонным снежным полям с участками коротких ледовых ступеней. Перед финальным ледовым взлётом остановились на обед. От «улицы Горького» 1:41 чхв. Затем через ледовый лоб вышли на снежные поля перемётного ледника. Не выходя на перевал Кашал-Аяк, повернули направо, пересекли снежный гребень, переходящий ниже в нунатак, и немного приспустились пологим траверсом в сторону южного ледникового притока. На снежном холме встали на ночёвку, воду нашли в ледниковой яме. От обеда 1:08 чхв.

Вечером наблюдали волшебный закат на фоне величественных гор. Это была наша первая высокая ночёвка, ожидали головных болей, но на удивление все участники чувствовали себя хорошо.

23 июля 2021

ледопад южного притока подъём на пер. Фетисова спуск по восточному склону

По широкой дуге обошли слева зону трещин и по снежным увалам подошли к ступени ледопада, закрывающего вход в перевальный цирк. От места ночёвки 1:03 чхв. Ледопад прошли, лавируя по горизонтальным полкам. Выход на плато через короткую ледовую стенку. Далее длинным траверсом под склонами вершины 5080 подошли к перевальному взлёту, 49 мин от подножия ледопада. Перед взлётом остановились на перекус и подробно осмотрели в подзорную трубу перевальный взлёт. Определённые опасения вызывали следы лавин на соседних склонах, но когда мы, обойдя слева нижний бергшрунд, вышли на склон, оказалось, что зафирнованный тонкий слой снега плотно лежал на мягком льду. Лавиноопасность была минимальна. Поднялись прямо вверх под скалы, обошли их справа по ходу. Крутизна склона в верхней части 40-45°, прошли с одновременной страховкой. От места выхода на гребень прошли налево метров 20 до точки начала спуска, здесь и сложили тур.

Седловина перевала снежный надув на скально-осыпном гребне. Следов пребывания людей не обнаружили. При желании на седловине можно поставить две-три палатки, воды нет.

Спусковой склон полностью не просматривается, но угадывается проход в ледопаде слева по ходу, ближе к скалам вершины 5080. Для организации верхней станции закопали в снег большой камень, обвязанный репшнуром. На восточном склоне снег оказался рыхлый, и для второй и третьей станции пришлось копать глубокие ямы до льда. На 2-й верёвке спустились через бергшрунд, верхняя стенка (5м) с небольшим нависанием. Далее перила вешали от трещины к трещине, где на стенках можно крутить ледобуры. Крутизна склона 35-45°. На пятой верёвке спустились с отвесного ледового скола (12м) до относительно ровной площадки.

Здесь группа собралась, спуск приостановили т.к. на крутом склоне из-за рыхлого снега не получалось организовать надёжную страховку. Решили заночевать здесь и с вечера сделать две станции из закопанных в снег пластиковых мешков. К утру мешки вмёрзли в склон, и мы получили две абсолютно надёжные точки для 6-й и 7-й верёвки. Для палатки выровняли площадку под ледовой стеной. От перевала работали 3:30.

24 июля 2021

спуск в перевальный цирк спуск на лед. Розмирович подъём по лед. Розмирович подъём на пер. Шмидта спуск на лед. Шмидта

Утром по провешенным с вечера перилам группа за 45 мин спустилась до выката перевального склона (100 м/40-60-40°/сн-лд). Дальше движение продолжили в связках. Пересекли перевальный цирк к скалам левого борта и после короткой разведки вошли в нижний ледопад. По наклонной ледовой полке спустились направо вниз к середине ледника и по короткому крутому ледовому склону (10 м/45°/лд, попеременно) вышли к началу протяженного снежного склона, который выводит на ледник Розмирович. 23 мин от перевального цирка.

Для любителей новых перевалов может представлять спортивный интерес седловина 4900 в восточном гребне вершины 5080. Соединяет левый приток ледника Розмирович (восточный цирк перевала Фетисова) и ЮВ приток ледника Кашал-Аяк. Со стороны ГМС хорошо просматривается заход к этой седловине с севера, а определяющая южная сторона есть на наших фото. Визуально категорию можно оценить как 2Б-3А.

Выводы:

Категорию перевала оценили как простую 3А. Но наше прохождение совершено в условиях большого количества снега, при появлении льда на западном склоне перевал может усложниться, оставаясь в диапазоне сложности 3А. Выбранная линия подъёма и спуска полностью оправдана. При прохождении перевала участков с повышенной опасностью не обнаружено. Перевал может быть рекомендован для включения в маршруты 5 к.с.

Фото 1-36. Взлёт на перевал Кашал-Аяк. Вид сбоку.

Фото 1-37. Взлёт на перевал Кашал-Аяк. Вид снизу от ночёвки.

Фото 1-38. Начинаем подъём к ледопаду.

Фото 1-39. Выходим на снежные склоны правого борта.

Фото 1-40. Снежные склоны правого борта.

Фото 1-41. Начало ледопада вдоль правого борта.

Фото 1-42. Варианты подъёма на плато Кашал-Аяк.

Фото 1-43. Снежные склоны правого борта.

Фото 1-44. В ледопаде правого борта.

Фото 1-45. Группа за работой.

Фото 1-46. В ледопаде.

Фото 1-47. Вид назад на ледник РГО.

Фото 1-48. Обед под навесом.

Фото 1-49. Вышли из ледопада.

Фото 1-50. Путь к плато Кашал-Аяк.

Фото 1-52. Вид с перемычки нунатака на север.

Фото 1-53. Просто горы в облаках.

Фото 1-54. Просто горы в вечерней дымке.

Фото 2-1. Вид от ночёвки.

Фото 2-2. Вид от нунатака на юг. Заход к перевалу Фетисова.

Фото 2-3. Путь к перевалу Фетисова.

Фото 2-4. Начало подъёма.

Фото 2-5. Поднимаемся к перевалу, вид назад.

Фото 2-6. Подходим к ледопаду.

Фото 2-7. Подходим к ледопаду.

Фото 2-8. Под ледопадом.

Фото 2-9. Проходим ледопад.

Фото 2-10. Проходим ледовую стенку.

Фото 2-11. Вышли к верхним разломам.

Фото 2-12. Выше ледопада.

Фото 2-13. Открылся западный склон перевала.

Фото 2-14. Подход к перевалу.

Фото 2-15. Перевальный склон с запада.

Фото 2-16. Выход на гребень.

Фото 2-17. Группа на перевале. Готовимся к спуску.

Фото 2-18. Вид с перевала на восток.

Фото 2-19. Мраморные рисунки на скалах.

Фото 2-20. Верхняя станция перил на камне.

Фото 2-21. Начало спуска.

Фото 2-22. Спуск через бергшрунд.

Фото 2-23. Работаем на перилах.

Фото 2-24. Спуск по ледовой стенке.

Фото 2-25. Снежная полка в середине ледопада.

Фото 2-26. Ночёвка в ледопаде.

Фото 2-27. Готовим спуск от места ночёвки.

Фото 2-28. Продолжаем спуск.

Фото 2-29. Спуск через нижнюю трещину.

Фото 2-30. Перевал Фетисова, восточный склон

Фото 2-31. Над нижним ледопадом.

Фото 2-32. Вход в нижний ледопад.

Фото 2-33. Спуск в нижнем ледопаде.

Фото 2-34. Выход из нижнего ледопада.

Фото 2-35. Выход на ледник Розмирович.

перевал Шмидта (2А, 4950)

перевал Шмидта

N38.73287° E72.19494°

лед. Розмирович лед. Красноармейский

Ключевые трудности

подъём: ступень ледопада, закрытый ледник (одновременно), сн склон 40 м/50° (1 верёвка)

спуск: закрытый ледник (одновременно), скальный кулуар 80 м/60-40° (2 верёвки)

хребет Академии Наук

По леднику Розмирович начали подъём вдоль его левого борта. Ледник спокойный, трещин нет. За 1:37 чхв подошли к подножию взлёта в верхний цирк. Поднялись наверх по снежному склону между скалами левого борта и ледопадом по центру ледника и пошли прямо в направлении открывшейся седловины перевала. Через 1:07 чхв от подножия взлёта встали на обед. На леднике безветренно, жарко, для тени натянули тент.

До начала перевального взлёта ещё 43 мин. Первая связка прошла снежно-ледовый склон по косой линии направо и бросила вниз верёвку, спрямив подъём. Остальные поднялись на перегиб по перилам (40 м/40°/сн-лд). Седловина перевала широкая, тур на скалах чуть ниже в сторону спуска.

Спуск с перевала по осыпному и снежному склону (150 м/30°/сн-ос) до снежной ямы под перевальным склоном. Из ямы поднялись на пологие снежные поля верхнего цирка и пошли к западному перегибу плато. Прямо за перегибом на скальном гребне есть отличные места для двух больших палаток. Встали здесь на ночёвку. От перевала 24 мин. Воду берём из ручья справа от лагеря. Вечером шикарный красный закат.

25 июля 2021

спуск по лед. Шмидта спуск до лед. Красноармейский спуск за заброской
От площадок на скальном гребне начали спуск траверсом налево вдоль скального гребня и по замерзшим снежникам ушли прямо вниз до нижнего цирка. Отсюда перевалили направо через округлый снежный гребень к правому борту ледника, ещё немного прошли вдоль борта и вышли на скалы правого борта. От лагеря к началу спускового кулуара подошли за 33 мин.

Нашли и укрепили спусковую станцию и бросили с неё две верёвки перил (100 м/50-40°/ск) до осыпного склона. За 60 мин группа прошла спусковой кулуар. Далее по осыпным и снежным склонам прямо вниз, по травянистым склонам старой морены вышли на правый борт ледника Красноармейский.

По леднику перешли к центральной морене, нашли место для лагеря. От конца перил 1:02 чхв. Поставили палатку, пообедали и во второй половине дня сходили за заброской вниз к устью ледника. Путь по леднику простой и очевидный, к месту заброски вышли по навигатору, т.к. при подходе сверху все моренные холмы выглядят одинаково.

Фото 3-1. Вверх по леднику Розмирович.

Фото 3-2. Путь через ледопад на верхнее плато.

Фото 3-3. Подъём на верхнее плато.

Фото 3-4. Панорама правого борта ледника.

Фото 3-5. Выходим на верхнее плато.

Фото 3-6. Выход на верхнее плато.

Фото 3-7. Перевал Наука Западный.

Фото 3-8. Подходим к перевальному взлёту. Восточная сторона.

Фото 3-9. Перевальный взлёт. Первая связка прошла правее.

Фото 3-10. Перила к седловине.

Фото 3-11. Седловина перевала.

Фото 3-12. На перевале.

Фото 3-13. Вид с перевала на ледник Шмидта.

Фото 3-14. Начало спуска с перевала.

Фото 3-15. Перевал Шмидта, западная сторона.

Фото 3-16. Ночёвка на скальной полке.

Фото 3-17. Продолжаем спуск.

Фото 3-18. Вниз вдоль ледопада.

Фото 3-19. Вниз вдоль ледопада.

Фото 3-20. У начала спускового кулуара.

Фото 3-21. Начало спуска.

Фото 3-22. В скальном кулуаре.

Фото 3-23. Верхняя спусковая станция.

Фото 3-24. Перила в кулуаре.

Фото 3-25. Спусковой кулуар и выход на правый борт.

Фото 3-26. Склоны правого борта.

Фото 3-27. Ледопад Шмидта.

Фото 3-28. Вид вниз на ледник Красноармейский.

Фото 3-29. Западный склон перевала Шмидта.

перевал Сюрприз (3А, 5221)

перевал Сюрприз

N38.69576° E72.20274°

лед. Красноармейский плато лед. Академии Наук

Ключевые трудности

подъём: закрытый ледник (одновременно), ледовый склон 700 м/ср.кр. 45° (8 верёвок перил)

спуск: сн склон 100 м/30°, закрытый ледник (одновременно)

Находится в хребте Академии Наук. Это первое известное сквозное прохождение перевала без ночёвки на седловине.

26 июля 2021

подъём по лед. Красноармейский выход на верхнее плато обработка склона

От места ночёвки после спуска с перевала Шмидта начали подъём по центральной морене ледника Красноармейский. В нижней части ледник открытый и относительно ровный, с множеством каменных «грибов». За 1:19 чхв подошли к началу закрытого ледника. Надели кошки, обвязались. Основное направление движения прямо на центральный нунатак, разделяющий верхние ледопады. Ещё 1:07 чхв поднимались вверх по центру ледника, лавируя между трещинами и ледовыми промоинами. Встречаются небольшие ледовые болота, которые обходили по более высоким участкам. Выше ледник становится полностью заснеженным, поднимались по руслу снежно-ледового распадка к основанию нунатака (30 мин). Вышли на гребень нунатака и пошли по границе осыпной полосы слева и снежного склона справа. В верхней части гребня на осыпном уступе нашли воду и остановились на обед. От основания гребня 40 мин.

После хорошего отдыха продолжили подъём по гребню, вышли на снежную полку под нунатаком и ушли траверсом налево с небольшим набором высоты на верхнее плато ледника Красноармейский. Далее по снежным полям подошли к выкату ледового склона с перевала Сюрприз. На безопасном расстоянии от склона поставили лагерь. От обеда 1:14 чхв.

Перед ужином связка-двойка ушла на обработку нижней части перевального склона. Провесили две верёвки от верхнего сужения лавинного конуса до нижнего ледового горба.

27 июля 2021

подъём на пер. Сюрприз спуск на приток лед. Академии Наук

Ранний подъём. За 15 мин подошли к началу перил и начали подъём.

1-я верёвка по правой стенке лавинного выноса через небольшой карниз (5 м/70-80°/лд), далее вверх с небольшим траверсом налево по ледовому склону (50 м/40°/лд)

2-я верёвка продолжение траверса налево (25 м/40°/лд) и прямо вверх до ледового лба (25 м/45°/лд)

3-я верёвка прямо вверх по ледовому корыту (55 м/35°/лд)

4-я верёвка прямо вверх по ледовому склону (50 м/45°/лд)

5-я верёвка лавируя между трещинами, ушли направо, вошли в зону схода мелких лавин по желобам, ушли налево (55 м/35-40°/сн-лд)

6-я верёвка прямо вверх по ледовому склону (55 м/40°/лд)

7-я верёвка крутой ледовый склон (25 м/50-55°/лд) и снежный склон (20 м/20°/сн)

8-я верёвка пролезли бергшрунд по мосту, ледовая стенка (6 м/70°/лд), ледовый склон (20 м/50-30°/лд) и снежный склон (20 м/30-10°/сн). С середины 8-й верёвки организовали раздельный подъём рюкзаков через бергшрунд.

От конца перил выход на седловину по дуге налево вверх. Седловина большая снежная мульда, тур на осыпях слева. Воду можно найти в лужах под осыпями. От начала перил поднимались 9:50.

На перевале приготовили горячий обед, погода хорошая, безветренно. У нас на сегодня задача без ночёвки на седловине спуститься на плато ледника Академии Наук.

В связках ушли в левую часть седловины и там начали спуск. Бергшрунд обошли справа по ходу и по пологому снежному склону (150 м/30°) вышли на ровный ледник. Во второй половине дня снег на леднике раскис, идти трудно, поэтому посреди огромного плато левого притока ледника Академии Наук встали на ночёвку. От перевала 34 мин.

28 июля 2021

спуск на плато лед. Академии Наук радиальный выход на пик Палю

От места ночёвки по замерзшим снежным полям за 1:01 чхв спустились на плато ледника Академии Наук и подошли к основанию юго-западного гребня вершины Палю.

Выводы:

Категорию перевала оценили как сложную ледовую 3А. Требуется слаженная работа группы и хорошая индивидуальная ледовая техника.

Фото 4-1. Вид в верховья ледника Красноармейский.

Фото 4-2. Поверхность ледника.

Фото 4-3. Средняя часть ледника.

Фото 4-4. Путь подъёма в верхний цирк.

Фото 4-5. Ледопад.

Фото 4-6. Цветы на морене))

Фото 4-7. Гребень к нунатаку.

Фото 4-8. Подъём по гребню.

Фото 4-9. Верхняя часть гребня.

Фото 4-10. Левый борт ледника Красноармейский.

Фото 4-11. Подъём по гребню.

Фото 4-12. Вышли на верхнее плато.

Фото 4-13. На верхнем плато.

Фото 4-14. Вид с верхнего плато.

Фото 4-15. Вид с верхнего плато.

Фото 4-16. Перевал Красноармейский.

Фото 4-17. Лагерь под перевалом.

Фото 4-18. Вид на лагерь от верхней верёвки, провешенной с вечера.

Фото 4-19. Путь подъёма на перевал Сюрприз.

Фото 4-20. Нижняя часть подъёма.

Фото 4-21. На 2-й верёвке.

Фото 4-22. На 3-й верёвке.

Фото 4-23. На 3-й верёвке.

Фото 4-24. На 4-й верёвке.

Фото 4-25. На 5-й верёвке.

Фото 4-26. Вид вниз.

Фото 4-27. На 6-й верёвке.

Фото 4-28. На 6-й верёвке.

Фото 4-29. На 7-й верёвке.

Фото 4-30. Участок снежного склона.

Фото 4-31. На 7-й верёвке.

Фото 4-32. 8-я верёвка.

Фото 4-33. Подход к финальному взлёту.

Фото 4-34. Выход на седловину.

Фото 4-35. На седловине перевала.

Фото 4-36. Гребень на юг от перевала.

Фото 4-37. Группа на перевале (+ фотограф)

Фото 4-38. Восточный цирк перевала.

Фото 4-39. Лагерь после перевала.

Фото 4-40. Сжигаем мусор.

Фото 4-41. Ледник Академии Наук.

пик Палю (альп.2Б, 5667)

пик Палю

Категория сложности

маршрут по ЮЗ гребню, сн-лд, альп. 2Б к.с.

5667, длинный вершинный гребень, два равных купола

Координаты

N38.71973° E72.24329° (южный купол, 5667)

N38.72180° E72.24342° (северный купол, 5663)

Ключевые трудности

подъём: сн-лд склон 1200 м/35-40° вдоль гребня (одновременно)

спуск: по пути подъёма (одновременно)

У основания юго-западного гребня вершины Палю оставили вещи, взяли только самое необходимое для быстрого восхождения и начали подъём. По пологим снежным полям обошли слева по ходу нижние скалы и по протяжённому снежному склону (30-35°) поднялись на осыпную седловину гребня. От плато 1:12 чхв.

Далее поднимались по снежному склону с левой стороны гребня. Иногда попадались короткие участки открытого льда (до 35°). Скальный треугольник перед перегибом гребня обошли слева по ходу по снежно-ледовому склону (35-40°). От осыпной седловины 1:48 чхв.

Выше гребень выполаживается, и за 31 мин поднялись на южный купол вершины (5667 м). Здесь обнаружили пустой тур. Северный купол визуально кажется выше, но навигатор показал, что его реальная высота меньше (5663 м). Возвращаемся на южный купол, пишем записку, делаем круговые фотопанорамы.

В подзорную трубу рассмотрели северный склон перевала Добровольского и снежную полку с него на перевал Волкова этот участок мы собирались идти на подходе к траверсу пика Экзюпери. Наблюдение оказалось неутешительным, склоны были перебиты лавинами и выглядели лавиноопасными. От прямого прохода с ледника Академии Наук к месту спасработ пришлось отказаться. Зато другой запланированный интересный участок подъём в верхний цирк перевала Песня по снежному гребню оказался привлекательным и по красоте линии подъёма и по безопасности.

Спускаемся вниз по пути подъёма. От вершины 45 мин до осыпной перемычки гребня, и ещё 22 мин до оставленных на леднике вещей. Днём на леднике образовались большие протаявшие лужи, пришлось переносить рюкзаки на «сухой» склон и там устанавливать лагерь.

29 июля 2021

спуск по лед. Академии Наук заход в правый приток подъём в перевальный цирк

От лагеря на плато под юго-западным гребнем вершины Палю начали спуск по леднику Академии Наук. Наблюдали странное атмосферное явление сверху чистое голубое небо, а внизу всё закрыто густой дымкой. Видимость сначала была не более 100 м. По мере спуска дымка становилась всё более прозрачной, а когда спустились к правому притоку, развеялась полностью. От лагеря до входа в правый приток ледника Академии Наук 1:16 чхв.

Выводы:

Совершенно непонятно, почему в альпинистском классификаторе нет маршрутов на эту простую, но очень красивую обзорную вершину. На вершине обнаружен пустой тур, но данных о восхождениях нет ни у альпинистов, ни у туристов. Наше восхождение совершено в режиме первопрохождения. Категорию маршрута оценили как 2Б по альпинистской классификации.

Фото 5-1. Ледник Академии Наук.

Фото 5-2. Ледник Академии Наук. ЮЗ гребень пика Палю.

Фото 5-3. ЮЗ гребень пика Палю.

Фото 5-4. Путь подъёма по ЮЗ гребню пика Палю.

Фото 5-5. Начало подъёма.

Фото 5-6. Выходим на гребень.

Фото 5-7. Отдых на гребне.

Фото 5-8. Путь вверх от гребня к скальному треугольнику.

Фото 5-9. Отдых на склоне.

Фото 5-10. Выход на перегиб гребня.

Фото 5-11. Финальный взлёт.

Фото 5-12. Вершинный гребень.

Фото 5-13. Панорама с подъёма.

Фото 5-14. Панорама с подъёма. Перевал Добровольского.

Фото 5-15. Панорама с подъёма. Перевалы Волкова и Добровольского.

Фото 5-16. Панорама с подъёма. Ледник Медвежий и перевал Шумный.

Фото 5-17. Северный купол вершины.

Фото 5-18. Панорама правого борта ледника Академии Наук.

Фото 5-19. Панорама на запад.

Фото 5-20. Панорама на юго-запад.

Фото 5-21. Панорама на север.

Фото 5-22. У тура на вершине.

Фото 5-23.

Фото 5-24. На вершине.

Фото 5-25. Путь к перевалу Песня.

Фото 5-26. Потенциальный перевал.

Фото 5-27. Начинаем спуск.

Фото 5-28. Спускаемся.

Фото 5-29. Лагерь на леднике.

Фото 5-30. Верховья ледника Академии Наук.

Фото 5-31. Пик Палю и его ЮЗ гребень (слева).

Фото 5-32. На леднике Академии Наук.

перевал Песня (2Б, 5450)

перевал Песня 2-е прохождение, новый вариант

N38.66109° E72.27190°

прав. приток лед. Академии Наук лев. приток лед. Федченко

Ключевые трудности

подъём: закрытый ледник, сн гребень 150 м/30-40° (одновременно и 1 верёвка перил), лд склон 40 м/70-40° (1 верёвка перил)

спуск: сн склон 200 м/35-30°, закрытый ледник (одновременно)

Перевал не пользуется популярностью. До нас пройден всего один раз отчёт 5517 (5кс, 1990, рук. А.Джулий, Москва).

Подъём начинаем от слияния ледника Академии Наук и его безымянного правого притока. За 1:00 чхв по снежно-ледовым холмам поднялись к основанию снежного гребня. По правой по ходу стороне гребня поднялись на его нижний уступ (150 м/30-40°). На второй взлёт гребня ведёт крутой округлый снежный склон (200 м/35-45°). Тяжёлая тропёжка, часто меняли лидера. При выходе на купол гребня последние 30 м первый тропил без рюкзака. С купола ушли налево на скальный гребешок. От основания гребня поднимались 1:30 чхв.

Отсюда полностью просматривается перевальный цирк и путь первопроходцев вдоль правого борта ледника через плоский ледопад. На границе скал и снега добыли воду и начали готовить обед. Пока отдыхали, нас накрыло облако, пошёл снег с дождём, группа укрылась под тентом. Через 1,5 часа осадки прекратились, но было всё так же пасмурно.

С гребня в связках немного приспустились на снежное плато и пошли в сторону перевала. За 59 мин чхв подошли к перевальному взлёту. Но непогода не позволила пройти перевал в тот же день ветер, туман. Встали на ночёвку.

30 июля 2021

подъём на пер. Песня спуск по левому притоку лед. Федченко

Ночью и утром пурга, сильный снегопад, дважды откапывали палатку от снега. После завтрака отложили выход из-за непогоды, а потом решили вообще в этот день никуда не идти и дневать тут. Но к 11 дня погода неожиданно дала окно, снег прекратился, кусками прорывалось синее небо. Мы быстро собрались и вышли к перевалу.

37 мин тропили до перевального взлёта. Склон крутой, но короткий. Снег на нём не накопился, можно лезть без опасения за лавины. Первый пролез без рюкзака через бергшрунд (2 м), затем по короткой крутой ледовой стенке (7 м/70-50°) и ледовому склону (20 м/45-30°), переходящему в пологий снежный склон у седловины. Перевал снежно-осыпной гребень, тур в нижней точке на скальном островке, сняли записку первопроходцев.

Спустились с перевала прямо вниз по протяжённому снежному склону (200 м/35-30°) до выката на ледник и отошли от бортов долины на безопасное расстояние. От седловины 28 мин. Тут нас опять накрыло густым туманом, видимость 20-30 м, только иногда сверху проглядывали силуэты скал бортов долины. Спускались в связках по центру ледника практически вслепую, ориентируясь только по треку в навигаторе. Только на подходе к слиянию с ледником Федченко развиднелось, и путь стал хорошо виден.

По леднику Федченко идти трудно, подтаявший снег проваливается, тропёжка шла медленно и трудозатратно. Встали на ночёвку, рассчитывая пройти этот участок утром по холоду. От выката перевального склона 1:04 чхв. Воду нашли в ледниковой яме.

Для любителей новых перевалов может представлять спортивный интерес седловина 5170 между вершинами 5561 и 5543. Соединяет правый приток ледника Академии Наук и ледник Контейнерный (левый приток ледника Федченко). Первое упоминание об этой седловине было в отчёте первопроходцев перевала Песня. Визуально категорию можно оценить как 2А-2Б.

Выводы:

Категория перевала требует уточнения. Первопроходцы прошли подъём в верхний цирк через ледопад и оценили перевал как 2Б. Мы обошли этот ледопад по снежному гребню, этот вариант проще и короче. Сложность нашего варианта прохождения не выше 2А.

Фото 6-1. На леднике Академии Наук.

Фото 6-2. Заход в правый приток ледника Академии Наук и подъём по гребню.

Фото 6-3. Обход ледопада по снежному гребню.

Фото 6-4. Верхняя часть гребня.

Фото 6-5. Выход на купол гребня.

Фото 6-6. Обед в непогоду.

Фото 6-7. Выход с гребня в перевальный цирк.

Фото 6-8. Перевальный цирк.

Фото 6-9. Возможный перевал 5170.

Фото 6-10. К перевалу Песня.

Фото 6-11. Лагерь под перевалом.

Фото 6-12. Идём к перевалу.

Фото 6-13. Характер перевального взлёта.

Фото 6-14. Лезем на седловину.

Фото 6-15. На седловине перевала.

Фото 6-16. Готовимся к спуску.

Фото 6-17. Непогода в горах...

Фото 6-18. Спуск с перевала Песня.

Фото 6-19. Южный перевальный цирк.

Фото 6-20. Внизу ледник Федченко.

Фото 6-21. Выход на ледник Федченко.

Фото 6-22. Лагерь на леднике Федченко

Фото 6-23. Ищем воду.

Фото 6-24. Вода!

Фото 6-25. Вверх по леднику Федченко.

Фото 6-26. Массив шеститысячников «Южная Группа Федченко»

Фото 6-27. Массив «Южная Группа Федченко». Вид с севера.

Фото 6-28. Массив «Южная Группа Федченко». Вид с северо-запада.

Фото 6-29. Верховья ледника Федченко.

Фото 6-30. Идём к перевалу Абдукагор.

Фото 6-31. Идём к Абдукагору. Показался пик Экзюпери.