Автор: Андрей Потапенко, г.Москва

Отчет о горном маршруте 6 к.с. по Ц. Памиру сборной команды Москвы в период с 17 июля по 15 августа 2021 года. Часть 2.

ПСР на леднике Высокий Тамынас

31 июля 2021

лед. Федченко - лед. Высокий Тамынас - выход к месту ПСР - ПСР

Утром погода прекрасная, безоблачно, морозно. За 30 мин обошли стрелку слияния ледников и вдоль левого борта ледника Федченко начали подъём в сторону перевала Абдукагор. Утром снег на леднике схвачен морозом, уклон ледника совсем небольшой, шли очень быстро. По мере подъёма слева по ходу остаётся большая группа шеститысячников северного отрога Язгулемского хребта - массив «Южная Группа Федченко». Вдали видим пики Революции (6940) и 26 Бакинских Комиссаров (6842), от подножия которых начинается ледник Федченко. Выше подошли к устью ледника Высокий Тамынас между массивом одноимённой вершины справа и пиком Ковшовых слева. Не выходя на плоское снежное плато перевала Абдукагор, забираем правее, в сторону перевала Добровольского. От слияния ледников до высоты перевала Абдукагор поднялись за 2:25 чхв. Далее начали подъём в ледниковый цирк под северной стеной пика Экзюпери. От группы Дениса Осина мы ранее получили по спутниковому телефону координаты их лагеря и вышли точно к ним. От плато Абдукагор 49 мин.

На месте ПСР согласовали план работ и с середины дня до вечера успели провести 2 смены поиска в лавинном конусе. По размеченным участкам прощупывали снег на доступную глубину. Использовали трекинговые палки, длинные ледорубы и лавинные лопаты.

1 августа 2021

ПСР на лед. Высокий Тамынас

Целый день посменно занимались поисками в лавинном выносе.

К этому времени у нас закончился ресурс по продуктам и топливу, и утром следующего дня мы ушли к своей заброске на леднике Абдукагор. О причинах НС и завершении ПСР Денис Осин и участники его группы достаточно подробно рассказали в СМИ.

Фото 7-1. Массив Высокий Тамынас.

Фото 7-2. Гребень Экзюпери-5870.

Фото 7-3. Северная стена массива Экзюпери.

перевал Абдукагор (2А, 5080)

перевал Абдукагор

Координаты

плато перемётного ледника (тура нет)

лед. Федченко - лед. Абдукагор

Ключевые трудности

подъём: закрытый ледник (одновременно)

спуск: закрытый и открытый ледник, ледопад (одновременно)

хребет Академии Наук

2 августа 2021

спуск на пер. Абдукагор - спуск по лед. Абдукагор - морена правого борта

От места проведения ПСР на леднике Высокий Тамынас начали спуск в сторону перегиба ледника Абдукагор, не выходя на одноимённый перевал. Огибая восточный отрог массива Экзюпери по снежным полям, за 1:08 чхв вышли к началу ледопада. Обход верхних трещин начали ближе к левому борту ледника. Здесь группу накрыло туманом, сидели на месте 20 мин в ожидании видимости. Далее, лавируя между трещинами, спускались по несложному ледопаду, постепенно приближаясь к правому борту. Затем через зону крупных разломов вышли в ранклюфт правого борта и по узкой щели между отвесными скалами и ледовыми сбросами вышли на осыпи правого берега. От начала ледопада 1:31 чхв. Вдоль правого борта прошли ещё 46 мин до песчаных полян в моренном кармане и встали на обед.

После отдыха продолжили спуск по крупноосыпным завалам правого берега. Ниже начинаются осыпные гребни и травянистые склоны. Далее ушли налево по ходу в крутой распадок, выводящий к маленькой ровной травянистой полянке, окружённой крутыми скалами. От обеда 1:22 чхв. От полянки начинается тропа вниз. По моренному карману за 20 мин спустились до больших зелёных полян у поворота ледника на северо-запад (3960). Здесь чистая тёплая река, ровные травянистые поляны - идеальное место для днёвки.

3 августа 2021

днёвка - спуск за заброской

Утром неспешно сходили за заброской. Вниз прошли по моренному карману правого берега. Не доходя до Шумных полян, перелезли через гребень морены, спустились по крутому конгломератному склону на тело ледника и по крупной живой осыпи вышли к месту заброски. От места ночёвки 55 мин. Раскидали заброску по рюкзакам и сразу же пошли обратно. Возвращались не по пути спуска, а по гребню морены, этот путь оказался проще. Кроме того, при подходе к месту днёвки удалось сразу просмотреть путь на завтра - спуск с морены на ледник и начало его пересечения. От заброски до лагеря поднялись за 1:18.

Остальное время дня посвятили перераспределению снаряжения и продуктов на третью часть маршрута, водным процедурам, мелкому ремонту. Сварили компот, подъели лишние продукты и сюрпризы из заброски. Некоторым даже удалось поспать))

Фото 8-1. Спуск по плато Абдукагор к ледопаду.

Фото 8-2. Группа в ледопаде Абдукагор.

Фото 8-3. В ледопаде.

Фото 8-4. В ледопаде.

Фото 8-5. Вид на горы другой стороны долины.

Фото 8-6. Подходим к правому борту.

Фото 8-7. Над ранклюфтом правого борта.

Фото 8-8. Ледник Абдукагор и его левые притоки - ледники Обвалов и Каскадный.

Фото 8-9. Спускаемся вдоль правого борта.

Фото 8-10. Выход к зелёной полянке.

Фото 8-11. На зелёной полянке.

Фото 8-12. Спуск по моренному карману до места днёвки.

Фото 8-13. Путь спуска по леднику Абдукагор.

Фото 8-14. Днёвка!

Фото 8-15. Учёт и контроль!

Фото 8-16. Прибавочка из заброски.

Фото 8-17. Сонное царство))

Фото 8-18. Подарки от завхоза.

Фото 8-19. Надо всё успеть))

Фото 8-20. Компот.

перевал 1000 Взрывов (3А, 5050)

перевал 1000 Взрывов

N38.54945° E72.19098°

лед. Скрытый - СВ ветвь лед. Правый Дустироз

Ключевые трудности

подъём: открытый ледник (1 верёвка перил), ск-ос кулуар 170 м/40-50°, ск-лд острый гребень 600 м (8 верёвок перил, одновременно и попеременно)

спуск: сн-ос кулуар 150 м/40-30°

северный отрог Ванчского хребта

У нас была задумка пройти первопроход с ледника Скрытый на ледник Правый Дустироз через седловину 4800. На фото 2019 года (5кс, рук. Г.Варгафтик, Москва) видно, что теоретически возможен подъём прямо на широкую перемычку по скальному мысу между ледовыми сераками. Такой вариант позволял избежать длинного сложного гребня на перевал 1000 Взрывов, был ниже его на 250 метров и потенциально проще. Подойдя близко к перемычке и детально разглядев склон, мы увидели, что проход между сераками есть, но подъем там опасен. Перевал 1000 Взрывов мы готовили как запасной вариант, поэтому проблем с его прохождением не возникло.

4 августа 2021

пересечение лед. Абдукагор - оз. 3900 - подъём на лед. Скрытый - подъём на гребень пер. 1000 Взрывов - обработка гребня

От поляны в кармане правобережной морены ледника Абдукагор, где провели днёвку, поднялись на гребень морены к месту, с которого вчера нашли путь спуска на ледник. Спустились по крутому конгломератному склону (50 м/40-30°). Морена правого берега ледника - это несколько параллельных гребней из мягкой перемолотой породы и нагромождения крупных подвижных камней. Ближе к центру ледника появляется открытый лёд и типичные ледовые холмы. На левом берегу ледника, как и на правом, крупная подвижная осыпь. Перелезли левую боковую морену и спустились к озеру 3900 на стрелке ледников Скрытый и Абдукагор. От ночёвок 1:07 чхв.

Ожидали здесь увидеть хорошие места для стоянок, но были разочарованы. Ровных полян практически нет, кругом кучи мусора и консервных банок, валяются ржавые остатки каких-то крупных механизмов. Изначально мы планировали дневать здесь и теперь радовались, что не пошли сюда.

От южного берега озера начали подъём по явно выраженному распадку в сторону снежника в кармане правобережной морены ледника Скрытый. В распадке крупные камни, и продвижение вперёд скорее не ходьба, а лазание. С трудом преодолели этот подъём, затем по замерзшему снежнику быстро поднялись до выполаживания взлёта и ушли направо к осыпям правого борта ледника. По осыпям вдоль ледникового ручья подошли к участку открытого льда. Здесь надели кошки. Сначала ледовый склон крутой (130 м/35°/лд), затем он ложится, и мы вышли в большой ледниковый цирк. Отсюда пересекли ледник по диагонали, лавируя между трещинами и уступами несложного ледопада. Ближе к левому борту на ровной ледовой площадке остановились на обед. От озера 2:03 чхв.

По крутому короткому ледовому сбросу (15 м/45°/лд) спустились на крупноблочные осыпи левого берега ледника и подошли к широкому устью кулуара, ведущего на длинный перевальный гребень. Наша цель на сегодня - выйти на пологий снежник в форме треугольника, расположенный на гребне.

От устья вверх ведут два узких прохода. Правый по ходу выводит прямо к «треугольнику», но его нижняя часть очень узка и крута. Выше сужения подъём не просматривается, в общем, выглядит не очень привлекательно. Левый проход выглядит менее сложным, просматривается примерно до середины подъёма, но выводит на гребень левее и выше «треугольника». Выбрали левый вариант подъёма.

Кулуар крутой, без перегибов и без мест для отдыха (200 м/ср.кр.40°/ск-ос). Местами подвижная осыпь, есть участки простого лазания. Поднимались плотной группой. Путь до гребня очень утомительный, останавливаться негде. От места выхода на гребень спустились направо метров на 50-60 до снежной площадки. От устья кулуара 1:07 чхв.

Здесь четверо участников остались ставить лагерь и готовить ужин, а связка-двойка ушла налегке обрабатывать гребень в сторону перевала. Провесили одну верёвку вверх до скального жандарма (50 м/50°/ск-лд), вторую в обход слева жандарма (20 м/60°, ключевой участок 10 м/70°/ск) и вдоль гребня до скальной стенки. Затем разведали путь до следующего ключевого участка. Вылазка длилась около полутора часов.

5 августа 2021

подъём по гребню на пер. 1000 Взрывов - спуск на СВ ветвь лед. Правый Дустироз

От места ночёвки на гребне в связках поднялись к началу перил, провешенных с вечера. При обходе жандарма требуются хорошие навыки лазания по крутым скалам с рюкзаком. Третью верёвку провесили по острому горизонтальному гребню. 4-я и 5-я верёвки - это подъём по крутому скально-ледовому взлёту гребня под нависающий карниз (100 м/45-50°/ск-лд). 6-я верёвка выводит на снежную подушку над карнизом. Первый пролез карниз без рюкзака. Здесь группа собралась, сделали горячий обед. От ночёвок работали 5:20.

От снежной подушки к следующему крутому взлёту подошли в связках. Короткий взлёт на гребне по границе скал и льда (8 м/45-50°/ск-лд) пролезли с попеременной страховкой, а следующий более протяжённый взлёт (40 м/45-50°/лд) первый прошёл налегке на полную верёвку. Вышли на небольшой пологий снежник. Здесь опять группа собралась.

Дальше путь идёт по длинному, относительно пологому гребню, по узкой скально-осыпной полке вдоль границы карниза. Иногда полка сужалась или исчезала, на таких местах выходили на траверс по краю снежно-ледового склона, стараясь не приближаться к линии отрыва карниза. Этот участок подъёма требует хороших навыков одновременного хождения в кошках. В двух местах крутили промежуточные ледобуры для попеременной страховки. Финальный участок гребня становится круче, и первая связка, вышедшая на перевальный перегиб, бросила свою верёвку вниз, чтобы две другие связки прошли по перилам (20 м/45°/лд-сн).

От обеда работали 3:40. Гребень перевала - крутой с обеих сторон снежник. К туру надо приспуститься на южную сторону. Около тура на границе снега и осыпи можно набрать воду. С перевала открывается вид на наш дальнейший путь через перевалы Дюна и Неринга. На перевале холодно и дует, поэтому на седловине долго не сидим, написали записку и быстро пошли вниз.

До снежных полей ледника Правый Дустироз ведёт длинный крутой осыпной кулуар (30-35°). В верхней части кулуар полностью перекрыт замёрзшим снежником (40 м/40°), для преодоления которого пришлось опять надеть кошки и спускаться «на три такта» лицом к склону. Ниже снежника длинная утомительная средняя осыпь. За выкатом кулуара вдоль правого борта ледника видим цепочку мелких ледниковых озёр. У ближайшего озера встаём на ночёвку. От перевала 38 мин.

Выводы:

Категорию перевала оценили как сложную скально-ледовую 3А. Прохождение гребня требует слаженной работы группы и хороших индивидуальных навыков скального и ледового лазания.

Фото 9-1. (Г.Варгафтик, 2019) Вид на наш участок с перевала Ребро.

Фото 9-2. Вид со спуска по леднику Абдукагор.

Фото 9-3. Схема подъёма по гребню.

Фото 9-4. Пересекаем ледник Абдукагор.

Фото 9-5. Вид на ледник Скрытый с морены правого борта ледника Абдукагор.

Фото 9-6. Подъём вдоль правого борта ледника Скрытый.

Фото 9-7. Верхний цирк ледника Скрытый.

Фото 9-8. Выход на гребень и путь к перевалу.

Фото 9-9. Вход в подъёмный кулуар.

Фото 9-10. Вид на рудник с гребня.

Фото 9-11. Ночёвка на гребне.

Фото 9-12. Скол ледника Правый Дустироз.

Фото 9-13. Путь по гребню.

Фото 9-14. Путь по гребню.

Фото 9-15. Начало работы на гребне.

Фото 9-16. Взгляд назад на ледник Абдукагор.

Фото 9-17. Работа на скальном участке гребня.

Фото 9-18. Работа на скальном участке гребня.

Фото 9-19. На жандарме.

Фото 9-20. Скальная стенка

Фото 9-21. Работа на гребне.

Фото 9-22. Ключ подъёма

Фото 9-23. Подход под карниз.

Фото 9-24. Выход на карниз.

Фото 9-25. Вид с гребня на седловину 4800.

Фото 9-26. Средняя часть гребня.

Фото 9-27.

Фото 9-28. Подъём по крутому льду.

Фото 9-29. Перила.

Фото 9-30. На снежной подушке.

Фото 9-31. Верхняя часть гребня.

Фото 9-32. Работа на гребне.

Фото 9-33. Выход на перемычку гребня.

Фото 9-34. Перевальный снежник.

Фото 9-35. Спусковой кулуар.

Фото 9-36. Лагерь утром после непогоды.

Фото 9-37. Спуск с перевала 1000 Взрывов.

Фото 9-38. Путь по верховьям ледника Правый Дустироз.

перевал Дюна (2А, 4956, п/п)

перевал Дюна первопрохождение

N38.53626° E72.19341° - выход на гребень

N38.53524° E72.19506° - тур, начало спуска

В и СВ ветви лед. Правый Дустироз

Ключевые трудности

подъём: закрытый ледник (одновременно), сн склон 60 м/до 40°, сн-лд гребень 180 м (4 верёвки перил)

спуск: ос склон 150 м/30-35°

находится в СЗ отроге вершины 5464, самостоятельного значения не имеет, обход ледопада восточной ветви лед. Правый Дустироз

Возможность этого перевала предсказали ещё первопроходцы перевала Неринга в отчёте 2779 (1974, 6кс, рук. А.Юцявичус, Вильнюс). Перевал назван по характерной форме гребня, напоминающей песчаные барханы. Хотелось в честь отчаянных первопроходцев перевала Неринга сделать здесь своеобразный угол с прибалтийскими названиями.

6 августа 2021

подъём на гребень пер. Дюна - траверс до спусковой седловины - спуск в ледопад под пер. Неринга - подъём на гребень пер. Неринга

Ночью немного пуржило, и лагерь присыпало снегом. Вышли чуть позже обычного. Перевал в прямой видимости, шли в связках прямо к подножию подъёмной седловины. Перед гребнем обошли слева небольшую зону ледовых разломов. Выход на седловину по снежному склону (40 м/35-45°). В верхней части повесили необязательную перильную верёвку. От лагеря 50 мин чхв.

Гребень скально-осыпной с широкой снежно-ледовой полкой, переходящей в карниз на северную сторону. Подъём идёт уступами по 20-30 метров, крутизной до 35°. До спусковой седловины три снежно-ледовых уступа, на каждом из них повесили по верёвке. Спусковая седловина находится прямо под основным взлётом гребня к вершине 5464. Прямой выход сюда с севера невозможен из-за ажурных нависающих карнизов. Линия отрыва карниза протаяла насквозь, через неё виден ледник внизу. Не понятно, на чём этот карниз вообще держится... От выхода на гребень работали 1:30.

Сложили большой тур и начали спуск на южную сторону по широкому осыпному склону (150 м/35-30°/ос-сн), плавно пересекая его к левой стороне. Не доходя до выката осыпи к ледопаду, ушли траверсом налево по осыпной полке к пологому снежнику в средней части ледопада. Здесь остановка, отдохнули перед входом в ледопад. От седловины перевала 30 мин. На скалах слева по ходу набрали талую воду.

Фото 10-1. Путь по верховьям ледника Правый Дустироз.

Фото 10-2. Подходим к перевалу Дюна.

Фото 10-3. Подъём на гребень.

Фото 10-4. Подъём по перилам.

Фото 10-5. Гребень Дюны.

Фото 10-6. Подъём к спусковой седловине.

Фото 10-7. Вид на участок Ванчского хребта.

Фото 10-8. Вид сверху на цирк ледника Правый Дустироз.

Фото 10-9. На гребне перевала Дюна.

Фото 10-10. На гребне перевала Дюна.

Фото 10-11. По гребню перевала Дюна.

Фото 10-12.

Фото 10-13. Тур на перевале и гребень к вершине 5464.

Фото 10-14. Путь к перевалу Неринга.

перевал Неринга (3Б, 5230)

перевал Неринга 3-е прохождение, новый вариант

N38.52943° E72.19669° - выход на гребень, тур, мульда

N38.53036° E72.19802° - начало спуска

Вост. ветвь лед. Правый Дустироз - лед. Язгулемский

Ключевые трудности

подъём: ледопад (одновременно, попеременно, 2 верёвки перил), лд склон 90 м/70-45° (2 верёвки перил)

спуск: сн-лд гребень 130 м (одновременно), ск стена 650 м/ср.55° (14 верёвок перил), закрытый ледник (одновременно)

Ванчский хребет

Перевал не пользуется популярностью. До нас был пройден всего два раза - отчёт 2779 (1974, 6кс, рук. А.Юцявичус, Вильнюс) и отчёт 5512 (1990, 6кс, рук. Ю.Килин, Пермь). Все три группы прошли перевал разными маршрутами. Но мы были первыми, кто прошёл определяющую стену на южной стороне за один световой день.

От места спуска с перевала Дюна начали подъём в связках к центру ледопада и, лавируя между ледосбросами, продвигались вверх. Местами на участках крутого льда попеременная страховка. На мосту через крупный верхний разлом провесили перила и вышли в верхний перевальный цирк перед финальным взлётом. От начала подъёма 1:20 чхв. Тут сделали горячий обед и разглядели в подзорную трубу перевальный взлёт. Прямой выход на перемычку к месту спуска на другую сторону оказался опасен. Характерный серп линии отрыва снежной доски нависал прямо над ледовым склоном, где предполагался подъём. Мы выбрали путь подъёма правее, по ледовой стене, где сверху не было карнизов, а на самой стене - снежных досок. Выбранная линия была крута, но безопасна.

После обеда связка-двойка налегке ушла вешать перила, а остальные участники челноком подтащили к трещине под ледовой стеной все рюкзаки. Первый сначала пролез верхнюю стенку бергшрунда с небольшим нависанием (7 м/45-90°/лд), вышел на ледовую стену выше бергшрунда и прошёл полторы верёвки крутого льда (80 м/65-55°/лд). Затем ещё трое участников поднялись наверх и организовали отдельный подъём рюкзаков. До выхода на перемычку оставался ещё пологий снежный склон. На перемычке небольшая мульда, достаточная для установки лагеря. От обеда группа работала 4:00.

Пока устанавливали лагерь, сделали разведку налево по гребню для просмотра спуска на завтра. Нашли тур с запиской группы Килина.

7 августа 2021

траверс до спусковой седловины - спуск с пер. Неринга до лед. Язгулемский

тром траверсировали гребень вдоль границы скал и карнизов в сторону спусковой седловины. 15 мин от места ночёвки. Верхняя станция на натёчном льду седловины. Первые полторы верёвки прямо вниз по скальной стене с небольшим отклонением налево (80 м/70-50°/ск). Затем траверс на 2,5 верёвки по скально-конгломератному склону до рыжего гребня (130 м/45°/ск-ос). Для защиты от возможных камнепадов станции делали под прикрытием скальных стенок. Скалы непрочные, для организации надёжной страховки приходилось бить много крючьев, часто с большим выносом и длинными компенсаторными петлями. Весь спуск от первой до последней верёвки проходил с назначением наблюдателя на каждой станции.

По рыжему гребню прошли вниз всего полверёвки и убедились, что делать страховку на нём невозможно, скалы рассыпаются в труху. Принимаем решение уходить с маршрута Килина на параллельный гребень слева по ходу, по которому спуск просматривается лучше. Три верёвки провесили вниз с косым траверсом налево через корытообразный ледово-осыпной склон до левого гребня (160 м/35-40°/лд-ос) и ещё одну верёвку по гребню до начала узкой щели с гребня налево (50 м/40°/ск). Ориентир - высокий скальный жандарм-палец на левом гребне.

Далее две верёвки налево вниз через узкую щель (40 м/60°/ск) и вдоль правого борта кулуара (100 м/40°/ск). Угадывалось, что этот кулуар должен выводить к выкату на ледник, поэтому решили придерживаться его. Тем более что «мусоросборник» сверху над этим кулуаром был минимальный из тех, которые мы пересекли выше, и камней здесь должно сыпать меньше.

Самый опасный участок на спуске - это станция после 10-й верёвки на входе в горлышко кулуара. Это место прошли максимально быстро, а наблюдатель здесь работал особенно ответственно. В этом узком месте камнепады застревают и ниже мы не видели ни одного летящего камня.

Далее по узкому кулуару 4 верёвки прямо вниз вдоль левого борта (200 м/60-45°/ск). По кулуару течёт бурный поток воды. По пути спуска прошли 3 отвесных участка через небольшие водопады, а иногда приходилось делать несколько шагов по руслу потока. Очень неприятный участок, у всех участников были насквозь мокрыми как минимум руки по локоть и ноги выше колена. Радовало только то, что внизу уже был виден выкат на ледник. От начала спуска до конца 14-й веревки 11 часов непрерывной работы.

С последней точки перил участники забирали освободившееся снаряжение и уходили вниз до конца снежного выката, где группа впервые собралась с начала спуска. От конца перил 13 мин. Поздравляем друг друга с первой 3Б. Собрали в кучу все верёвки и специальное снаряжение и ещё за 12 мин пересекли конус старой лавины и встали на ночёвку на ровной снежной площадке ниже конуса.

8 августа 2021

подъём по правому борту лед. Язгулемский - выход на плато лед. Язгулемский - подход под пер. Ракзоу

От места ночёвки за 20 мин обошли ледопад справа по ходу и спустились вниз до правого борта ледника Язгулемский. Отсюда начали подъём на верхнее плато ледника.

Выводы:

В нашем варианте получилась хорошая скально-ледовая 3Б. При прохождении южной стены на спуск рекомендуем придерживаться линии нашего спуска, а при движении вверх - линии группы Килина. Южная стена перевала камнеопасна, в классификаторе необходима пометка «повышенная опасность!».

Фото 11-1. В ледопаде.

Фото 11-2. Взгляд назад.

Фото 11-3. Ледопад.

Фото 11-4. Верхний разлом ледопада.

Фото 11-5. Вешаем перила через разлом.

Фото 11-6. Ледовая стена перевального взлёта. Слева путь первопроходцев.

Фото 11-7. Начинаем лезть.

Фото 11-8. Первый на стене.

Фото 11-9. Группа под перевалом.

Фото 11-10. Вид с верхней части склона перевала на север.

Фото 11-11. Вид на спусковую седловину.

Фото 11-12. В перевальной мульде.

Фото 11-13. Утренние сборы.

Фото 11-14. Вид сверху на Язгулемский ледник.

Фото 11-15. Начало траверса.

Фото 11-16. Траверс к спусковой седловине.

Фото 11-17. Вид вниз.

Фото 11-18. На траверсе гребня.

Фото 11-19. Вид с перевала в сторону спуска.

Фото 11-20. Вид с перевала на массив Ракзоу.

Фото 11-21. Начало спуска.

Фото 11-22. Перевальный гребень с юга.

Фото 11-23. Скальная стенка на спуск.

Фото 11-24.

Фото 11-25. Начало траверса к рыжему гребню.

Фото 11-26. Траверс к рыжему гребню.

Фото 11-27. Горизонт немного завален, но по сути правильно. Круто и неприятно.

Фото 11-28. Типичная станция на скалах.

Фото 11-29. Типичная станция на разрушенных скалах.

Фото 11-30. На рыжем гребне. Короткий участок, где можно просто посидеть.

Фото 11-31. Путь с перевала до рыжего гребня. Вид снизу.

Фото 11-32. Спуск к следующему левому гребню.

Фото 11-33. Гребень с жандармом.

Фото 11-34. На гребне с жандармом.

Фото 11-35. Стенка с гребня налево.

Фото 11-36. Спуск с гребня.

Фото 11-37. Вдоль правого борта кулуара.

Фото 11-38. Вход в спусковой кулуар.

Фото 11-39. Спуск по левому борту кулуара вдоль потока воды.

Фото 11-40. Спуск вдоль водопадов.

Фото 11-41. Нижняя часть спуска.

Фото 11-42. Южная стена перевала Неринга. Вид от места ночёвки.

Фото 11-43.

Фото 11-44. Южная стена перевала Неринга. Вид с ледника Язгулемский.

Фото 11-45. Долина Язгулемского ледника.

Фото 11-46. Попытка спуска по ледопаду.

перевал Ракзоу (3Б, 5817)

перевал Ракзоу

N38.49083° E72.21963° - выход на гребень

N38.49107° E72.21761° - начало спуска

плато лед. Язгулемский - сев. ветвь лед. Ракзоу

Ключевые трудности

подъём: закрытый ледник, ледопадный склон 300 м/30-45° (одновременно и 3 верёвки перил)

спуск: лд склон 400 м/60-45° (8 верёвок перил), закрытый ледник (одновременно)

Язгулемский хребет

Начинаем подъём по снежникам правого борта Язгулемского ледника. Путь идёт уступами по снежным полям, закрытому леднику, местами участки открытого льда. Везде прошли в связках. Только перед самым выходом на плато попали в зону скрытых трещин и немного поплутали по леднику в поисках прохода. До выхода на пологие поля верхнего плато 2:53 чхв. Обедаем.

Не выходя на широкую седловину Язгулемского перевала, повернули направо, обошли верхом зону ледниковых трещин и поднялись к устью южного притока, стекающего с северных склонов вершины Ракзоу. Вдоль правого берега притока пошли прямо в направлении хорошо видимой седловины перевала Ракзоу. Памирские масштабы обманчивы, перевал кажется близким, но до него ещё идти и идти. Трещин здесь уже нет, подъём спокойный, но очень утомительный. Сказывается жара и большая высота. Когда до перевального взлёта оставалось метров 800, встали на ночёвку.

9 августа 2021

подъём на пер. Ракзоу - спуск с пер. Ракзоу на северную ветвь лед. Ракзоу

По ровному плато ледника за 36 мин подошли к перевальному взлёту. Подъём начали по краю старого лавинного конуса (200 м/35-40°/сн). Выше ушли направо по ходу к зоне заснеженных трещин. От снежной полки под большой трещиной перешли снежный мост и поднялись прямо вверх на две верёвки (100 м/45°/сн-лд) по крутому снежному склону. Перелезая верхнюю трещину перед финальным взлётом, оба участника первой связки одновременно почувствовали, что вошли в зону лавинной опасности, и дальнейшее движение вверх может сорвать склон. Положение было очень опасным. Первая связка остановила подъём и аккуратно спустилась до начала перил. Затем группа перешла по снежной полке направо к другому мосту. Провесили перила через этот мост и по более длинному и более пологому снежному склону (200 м/30-35°/сн) продолжили подъём. На этом участке для ускорения подъёма тропили, часто сменяя друг друга. Перед седловиной большая заснеженная трещина (на снежной полке возможна ночёвка), обошли её слева по ходу (30 м/45°/сн) и вышли на снежный гребень перевала. От подножия перевала работали 7:00.

В связках дошли до точки начала спуска, которая находится в 200-х метрах правее выхода на гребень. Сам гребень местами узкий и острый, местами широкий и пологий. К туру на скалы не полезли, торопились начать спуск. Полностью спуск с перевала не просматривается. Для разведки спуска один участник спустился на полверёвки за перегиб и осмотрел верхнюю часть склона.

Начало перил на закопанном в снег мешке. Первая верёвка прямо вниз, склон становится всё круче (55 м/20-40°/сн). Вторая верёвка до ледового склона, прочищенного старой лавиной (55 м/40-50°/сн). Следующие две верёвки по очень крутому голому льду до верхнего края трещины (110 м/60°/лд). На 5-й верёвке (вверху 60°/лд) участок отвесного спуска через трещину и выход на более пологий снежный склон (45°/сн-лд). Отсюда вниз виден только край ледового обрыва, прохода вниз не видно. По 6-й верёвке спустились вдоль наклонной трещины траверсом направо (55 м/40-45°/сн-лд). Только на 7-й верёвке (55м/45°/сн) увидели проход между ледовыми сколами и по последней 8-й верёвке вышли из зоны ледопада (60 м/45-40°/сн). Далее крутой, но уже ровный и понятный снежный склон до выката на ледник. От начала перил до сбора группы внизу работали 3:00.

Через старые лавинные выносы вышли на тело ледника и побежали вниз. По центру ровного снежного плато отошли подальше от перевального склона и встали на ночёвку. От конца перил 34 мин.

10 августа 2021

спуск по северной ветви лед. Ракзоу - пер. Выгодный - подъём по западной ветви лед. Ракзоу

От места ночёвки спуск продолжили по центру северной ветви ледника Ракзоу. Как только вышли из лагеря, нас накрыл густой туман, видимо, облако притащило из долины. Видимость не более 50-100 метров, шли по треку в навигаторе. Из облака вышли на высоте примерно 5200, когда уже прошли мимо перевала БЕГ. Впереди показалось плечо отрога вершины 5705 с перевалом Выгодный. От ночёвок до подножия перевала Выгодный 53 мин чхв.

Выводы:

В нашем варианте получилась слабая ледовая 3Б. Состояние ледопадов на обеих сторонах перевала может изменяться, и линию прохождения надо выбирать, исходя из текущих условий. Перевал требует хороших навыков оценки лавинной опасности.

Фото 12-1. Подъём по правому борту Язгулемского ледника.

Фото 12-2. Скалы правого борта Язгулемского ледника.

Фото 12-3. Проходим мимо ледопадного притока.

Фото 12-4. Подъём вдоль правого борта.

Фото 12-5. Ледовый взлёт на плато Язгулемского ледника.

Фото 12-6. Выход на плато Язгулемского ледника.

Фото 12-7. Перегиб ледопада.

Фото 12-8. Плато Язгулемского ледника.

Фото 12-9. С плато поднимаемся в сторону перевала Ракзоу.

Фото 12-10. В цирк перевала Ракзоу

Фото 12-11. Перевал Ракзоу

Фото 12-12. Северный склон перевала Ракзоу.

Фото 12-13. Выше лавинного конуса.

Фото 12-14. Взгляд назад.

Фото 12-15. Попытка выхода прямо вверх.

Фото 12-16. Верхняя часть перевального взлёта.

Фото 12-17. Прохождение снежного моста.

Фото 12-18. Тропёжка к перевалу.

Фото 12-19. Выход на гребень перевала.

Фото 12-20. Вид с гребня на ледник Ракзоу.

Фото 12-21. Перевальный гребень

Фото 12-22. Восточный гребень вершины Ракзоу.

Фото 12-23. Верховья ледника Ракзоу.

Фото 12-24. Начало спуска.

Фото 12-25. На 2-й верёвке.

Фото 12-26. Вид вниз.

Фото 12-27. Очередная проушина.

Фото 12-28. На 3-й верёвке.

Фото 12-29. Перила через бергшрунд.

Фото 12-30. На 6-й верёвке.

Фото 12-31. Южная сторона перевала Ракзоу. Вид снизу.

Фото 12-32. Южная сторона перевала Ракзоу. Вид немного сбоку.

Фото 12-33. Для сравнения - южная сторона перевала Ракзоу в 1990-х годах.

Фото 12-34. Путь спуска, вид с плато ледника.

Фото 12-35. Верхнее плато ледника Ракзоу.