Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Сергей Нилов, Москва

Чемпионат России по альпинизму 2021 г.
Класс высотный
Отчет о первопрохождении на пик Военных Топографов (6873 м)

по
Южной стене «Экспромт», ориентировочно 5Б к.тр. команды ФАиС
Москвы в период с 20 августа по 27 августа 2021 года
Ст. тренер: Кузнецова Е.В.
Руководитель: Нилов С.А.
Москва 2021

Паспорт восхождения

Техническое фото с ниткой маршрута

Пик Военных Топографов с Победы В. и нитка маршрута (Фото: Глеб Соколов)
Отмечены даты и места ночёвок. Красные метки – маршрут А. Джулия по Ю ребру

Общее фото горы и существующие маршруты

Пик Военных Топографов с Юга (Фото: А. Джули
й)

Фото верхней части маршрута

Нитка команды в верхней части маршрута (Фото: А. Джулий)

Фотопанорама района

Фотопанорама с юга. Пик Военных Топографов в правой части снимка

Картосхема района

Описание района

Центральный Тянь-Шань - самая высокая и самая величественная часть тяньшаньской горной системы. Это огромный «узел» горных цепей общей протяженность около 500 км с запада на восток и 300 км - с севера на юг. Это самый живописный район Тянь-Шаня, представляющий собой сложную систему переплетающихся горных хребтов (Терскей-Ала-Тоо, Сары-Джаз, Куй-Лю, Тенгри-Таг, Энильчек, Какшаал-Тоо, Меридиональный хребет и др.), увенчанных величественными пиками самых северных из высочайших гор планеты – пик Победы (7439 м) и фантастическая пирамида Хан-Тенгри (7010 м). На севере хребет Боро-Хоро соединяет Тянь-Шань с системой Джунгарского Алатау. Почти вся территория этого края расположена выше отметки 1500 м над уровнем моря, а вершины гор покрыты многовековыми снежными шапками, дающими начало многим десяткам ледников, рек и речушек. Ледовых полей и ледников здесь насчитывается свыше 8000, самыми представительными из которых считаются Южный (длина около 60 км) и Северный (35 км) Иныльчек (Энильчек, «Маленький принц»), Джетыогуз-Каракол (22 км), Каинды (26 км), Семенова (21 км) и другие, чья общая площадь превышает 8100 кв. км.

Рельеф у большей части тянь-шаньских хребтов высокогорный, сильно расчлененный многочисленными долинами (северные склоны изрезаны гораздо сильнее южных), с сильно развитыми ледниковыми формами. На склонах много осыпей, встречаются глетчеры, на ледниках - морены, а у подножий - многочисленные конусы выноса. Долины горных рек имеют большой перепад высот и хорошо заметный ступенчатый профиль с плоскими заболоченными террасами - «сазами». Многие крупные долины окружены высокогорными плоскогорьями - «сыртами», чья высота порой достигает 4700 м. На плато и нагорьях средневысотной части хребтов раскинулись высокогорные пастбища «джайлоо», покрытые разнотравьем и альпийскими лугами. На высотах от 1000 до 2000 метров подножия хребтов окаймляют предгорные адыры. Здесь находится около 500 озер, самыми крупными из которых являются Сонг-Кёль (Cон-Куль - «исчезающее озеро», 270 кв. км) и Чатыр-Кель (Чатыр-Куль, 153 кв. км).

Высочайшей точкой является Пик Победы (7439 м), расположенный на границе Киргизии и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Вторая по высоте вершина – это упоминавшийся выше пик Хан-Тенгри (7010 м) и, наконец, третья как раз пик Военных Топографов (6873 м).

От Центрального Тянь-Шаня к западу расходятся три горные цепи, разделённые межгорными котловинами (Иссык-Кульская с озером Иссык-Куль, Нарынская, АтБашинская и др.) и соединённые на западе Ферганским хребтом.

История восхождений
классификаторе
• 1988 – сборная команда СССР во время подготовки к экспедиции на Канченджангу
проходит траверс Победы – Военных Топографов
• 1990 – команда В. Хрищатого проходит фантастический траверс Победа – ХанТегри через 15 вершин, среди которых был и пик Военных Топографов с перевала
Чонтерен
• 1999 – группа под руководством С. Лаврова поднялась как минимум до Западной
предвершины
• 2003 – команда под руководством А. Коренева совершает первопрохождение по
СВ гребню – есть в классификаторе
• 2005 – тройка Кириков-Олейник-Паршин поднялась на Главную и Западную
вершину
• 2006 – команда под руководством А. Джулия проходит по Южному гребню,
проложив первый маршрут со стороны Китая – есть в классификаторе
• 2017 – команда под руководством С. Романенкова поднялась с Чонтерена на
Западную предвершину
Тактические действия команды

До выезда в район мы собрали всю доступную информацию о вершине и историю восхождений. Также было установлено, что лучшим временем для восхождений период середины июля до середины августа. Команда активно занималась ОФП и посещала различные скалодромы Москвы.

Район высокий: базовый лагерь находится на высоте 4200м. Ближайшие вершины 6000 м – 7000 м, высота пика Военных Топографов 6873 м. В лагерь на Южном Иныльчеке мы залетели на вертолете Ми-8 10 августа. Не имея вспомогательной группы или каких-то технических возможностей по заброске грузов под маршрут, команда в первый же день начала активную акклиматизацию и параллельно заброску под перевал Чонтерен, который можно считать отправной точкой. Расстояние от базового лагеря до перевала около 20 км. В первый день мы занесли пару веревок и немного газа и продуктов под начало ледника Звездочка. В первый день это расстояние прошли за 4 часа, а через неделю уже за полтора часа пробегали. На перевал Чонтерен поднялись 18 августа, туда же занесли примерно 120 кг груза. Следующий день наблюдали за горой и искали путь спуска на Юг под начало маршрута.

Еще в Москве, когда планировали восхождение, собирались лезть по стене на Западную предвершину, потому взяли много скального снаряжения, а ледовое на всякий случай. Платформу не привезли. 20 августа мы повесили 3 дюльфера с перевала вниз и спустились на ледник Чонтерен. Через некоторое время стена развернулась, и мы увидели, хорошую логичную линию, ведущую прямо на вершину. В отличие от того, что планировалась, линия была снежно-ледовой, но соблазн сразу выйти на Главную вершину, и относительная простота линии в итоге перевесили, решили лезть тут. В качестве высотных продуктов брались углеводы: лапша быстрого приготовления и сухое картофельное пюре, белки / жиры: сырокопченая колбаса и сыр. Перекус и быстрые углеводы: шоколадные батончики, шоколадные плитки, орехи, сухофрукты. Готовили на газу.

Спуск с маршрута изначально предполагался по Западному гребню на перевал Чонтерен. Для этого мы оставили заброску на перевале.

На маршруте команда пользовалась 50-метровыми веревками, 1 динамическая и 3 статических. Для прохождения маршрута необходимы кошки, ледовые инструменты и ледобуры, иногда пригождаются якорные крючья и закладные элементы: френды, камалоты.

На вершине найден тур, но записку не обнаружили. Оставили свою и сникерс. Дальше на спуске по западному гребню найдены еще 2 тура, один опять пустой, а во втором записка Кирикова от 2005 года. Ее группа Романенкова тоже находила, но за неимением собственной записки, сделала фотографию и оставила на Западной предвершине. Мы везде оставили по записке.

Краткое описание маршрута по участкам

R0 – по снежному конусу правильной формы до большого бергшрунда, в нем ночевка.
200м, 45°, II
R1 – по ледово-снежному кулуару и дальше по скальному гребню на большую полку
со снегом. На полке удобная ночевка. 600 м, 50°, III
R2 – от полки сначала траверсом вправо а потом вверх по ледово-снежному склону
под скальные выступы. На одной из полочек полулежачая ночевка. 800 м, 55°, IV
R3 – продолжаем движение вверх по снежно-ледовому склону до бергшрунда. Внутри
удобная ночевка 450м, 60°, VR4 – сначала траверс вдоль бергшрунда влево, потом вверх по неявному кулуару до
большого снежного поля. Через поле траверс вверх вправо под большую нависающую
скалу. Под скалой полка. На полке удобная ночевка. 550 м, 55°, IV
R5 – от ночевки вправо, а затем влево вверх по разрушенным скалам на гребне.
Дальше несколько стеночек довольно скользких. 200 м, 55°, V
R6 – по разрушенным скалам на гребне прямо вверх до выхода на большой снежный
купол – вершина. 150м, 50°, IV-
Схема маршрута в символах UIAA

Рисованный профиль маршрута

График набора высоты и погода

Фотоиллюстрации

Нилов, Головченко, Григорьев. Пик Военных Топографов. Вершина

Нилов, Головченко, Григорьев на Военных Топографов

Пик Военных Топографов. Акклиматизация

Нилов-Головченко-Григорьев. Экспедиция на Пик Военных Топографов. Сделали заброску

Нилов-Головченко-Григорьев. Экспедиция на Пик Военных Топографов. В базовом лагере

Нилов-Головченко-Григорьев. Экспедиция на Пик Военных Топографов стартовала

Нилов-Головченко-Григорьев. Экспедиция на Пик Военных Топографов (6873 м)

Дмитрий Головченко и Сергей Нилов о фильме «Стена теней» и попытке первопрохода на Жанну