Автор: Михаил Фомин, Киев

Юго-Восточное ребро Аннапурны III

"Наш самолет заходит на посадку в аэропорту города Катманду" — это объявление разбудило меня, и протерев глаза и выглянув в иллюминатор, я увидел знакомую, но каждый раз волнующую картину утренних Гималаев. Внимание привлекла красивая гора с явно выделяющимся гигантским контрфорсом, слегка похожим на Walker spur на Grandes Jorasses. Я ее сфоткал на скорую руку и после посадки показываю нашему "краеведу" — смотри какое ребро красивое, вот бы залезть как-то. На что Никитос, привычный к моему склерозу, невозмутимо сообщил мне, что буквально через пару недель мы этим ребром вплотную займемся — я, оказывается, наш будущий маршрут на Аннапурну 3 не признал спросонья.

Тот самый первый взгляд из самолета на нашу линию

В этот момент внутреннее ощущение, что в этом году мы таки залезем, которое давно тихо зрело внутри — окрепло, и уже никуда не девалось до самой вершины и спуска с нее.

В общем удивительно, но это стало реальностью. Два года назад, спустившись в базу и ожидая вертолета после неудачной попытки, мы втроем решили, что этот маршрут точно заслуживает еще одного подхода. Но все понимали, что жизнь штука непредсказуемая, и как оно сложится в реальности — загадывать непросто. В итоге 2020 год по непредсказуемости побил все прогнозы, но в 2021 чудо произошло, и мы впервые в наших альпинистских карьерах вернулись второй раз к тому же объекту тем же составом... и что самое интересное — залезли его!

Первая веревка скал на 6100м

"Никита, а сфоткай меня здесь как я тебя в 2019"

Во второй раз камин лезется сильно быстрее

Полное осознание масштаба содеянного придет позже, а пока мы просто мега довольны тем, что смогли залезть невероятно красивую линию, сделали это в чистом альпийском стиле, ну и конечно же тем, что смогли вычеркнуть пункт "Юго-Восточное ребро Аннапурны III" из списка больших нерешенных проблем Гималаев!

Как на Морчеке, только прохладнее

После спуска мы обсуждали, что если бы знали, чем обернется эта гора, то еще три раза подумали бы, лезть ли на нее. Но если всерьез - то с точки зрения восходительского опыта с этим объектом мы попали "в яблочко" - для нас всех эта экспедиция стала новой ступенькой развития. Впервые мы не просто лезли на гору — мы жили и учились выживать на ней: 15 дней вверх, 3 дня вниз — это целая жизнь со своими особыми правилами. Впервые мы решали настолько комплексную задачу с точки зрения количества и качества тактических и технических сложностей. Впервые так долго (11 дней!) сидели в базе перед выходом на маршрут, но таки дождались нужной погоды и кондиций. Впервые лазили так много расширяющего сознание рельефа на такой высоте: нависающее разрушенное ИТО, драйтуллинг по гудящим отщепам, тонкий вертикальный лед, снежные грибы, карнизы и гребни с лопатой наперевес — такие вкусности составляют 80 процентов рельефа нашей линии.

Самый комфортный бивак на маршруте ) пока Слава верхом лезет жуткие снега "ножа"- мы с Никитой сушим спальники на солнышке

Слава в своей родной стихии — лезет снега с лопатой наперевес - 6500, снежный "нож"

Мы узнали, что оказывается можем очень долго терпеть неопределенность, холод, ветер, снег, недоедание и при этом продолжать лезть, страховать, шутить, делиться с напарником последним на сегодня сникерсом, уступать ему место поудобнее на станции или в палатке, предлагать сменить первого, или приготовить еды вне очереди.

А я его страхую и готов лезть скалы выше 6500

6500м. Здесь еще никто до нас не лазил

Один из самых разрушенных участков маршрута - где-то на 6600м

Лезем вертикальный тонкий лед на 6900.
Аккуратно, нецензурная брань от страхующего

Но главный опыт, который мы получили — оказался личностным. Мы приехали из экспедиции более лучшими друзьями, чем ехали в нее (казалось бы куда уж лучше, но вот. Чем хуже были окружающие условия и чем выше неопределенность — тем крепче мы были как команда, тем больше заботились друг о друге, дольше терпели "особенности" друг друга. По итогу мы осознали, что на эту гору мы бы другим составом не залезли — каждый был на своем месте и каждый был недостающей и незаменимой шестеренкой в одном отлаженном механизме. Ну и в общем мы поняли, что дальше бояться уже нечего, надо позволить себе dream big и лезть куда намечтается.

Слава на подходе к вершине Аннапурны 4

Я на подходе к вершине Аннапурны 4

На гребне Аннапурны 3 ветер был еще сильнее, поэтому оттуда таких фоток нет, но гребни очень похожи

За всех не скажу, но я точно по возвращении начал больше ценить то, из чего состоит наша каждодневная жизнь, и от всего этого получать удовольствие, находясь в моменте: от утреннего кофе с женой, прогулки возле моря перед сном, уроков с ребенком, похода на рынок, мытья посуды (разве что с последним пунктом уверен не на 100 процентов).

С отцом на вершине Аннапурны 3. Эта фотография ездит с нами во все экспедиции уже 9 лет

Анютка дала мне в экспу свою игрушечную лошадку, наказав сводить ее на вершину. Рук не хватило, поэтому на этом фото она у меня во рту

И еще один важный опыт конечно связан с теми, кто нас ждал внизу. Я уверен, что немалая доля нашей моральной устойчивости на маршруте была проспонсирована той невидимой поддержкой, которую мы получали от наших жен, родных и друзей. На восхождении почти каждый день возникала ситуация, когда каждый из нас молча взвешивал шансы — мы еще можем продолжать "push our limits", или уже пора заправлять наши битые и лохматые веревки в реверсы? И бывало, что у меня чашу весов перевешивал в сторону продолжения банкета только общий позитивный настрой команды, вера в то, что "нам всегда везло", и конечно же смски от Светланы Ланы, понимание, что тебя ждут, верят что ты все сможешь, ну а если не сможешь — то все равно молодец, едь домой, уже в Турцию пора.

Линия нашего спуска по западной стене Аннапурны 3

Последний день спуска. Уже можно выдохнуть, ледник, но хочется кушать и пить

По версии Mountain.RU

Аннапурна III по юго-восточному ребру. Вести из базового лагеря

Старт экспедиции на Аннапурну III по юго-восточному ребру

Супер!

Лучшее восхождение в мире за несколько последних лет!