Автор: Александр Фефелов, г.Дмитров

Отчет о прохождении горного маршрута 5 к.с. по Алтаю (Северо-Чуйский хребет), совершенного в период с 11 июля по 29 июля 2021 года

В отчёте определение «правый», «левый» даются орографические, если это не указано отдельно. Указанное время чисто ходовое. Пройденное расстояние даётся с коэффициентом 1,2. Использованы общепринятые туристские сокращения. На фотографиях красным цветом показан путь движения группы, синим цветом путь движения группы по перилам.

Для определения координат использовался GPS навигатор GARMIN Etrex 30x.

Справочные сведения о маршруте

Проводящая организация

«Федерация спортивного туризма Московской области».

Место проведения Республика, край: Россия, республика Алтай Район: Горный Алтай.

Подрайон: Северо-Чуйский хребет.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км*

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

горный

5 к.с.

11.07.2021-29.07.2021

С учетом коэффициента 1.2.

Подробная нитка маршрута

Заявленная:

Барнаул - пос. Кызыл-Таш - перевалка - д.р. Актуру - а/л Актру - пер. Кзылташ (2А, 3200) - д.р.Джело - пер. Джело (2Б, 3506) - л. Пр. Большой Актру - пер. Академика Гинзбурга (3А, 3700) - л. Пр. Маашей - пер. Латвийский (3А, 3460) - д.р. Л. Карагем - Карагемская поляна - д.р. Карагем - оз. Камрю - д.р. Камрю - пер. Красавица (3А, 3474) - Шавлинские озера - разведка пер. Счастливый (3А, 3230) - пер. Каракабак (2Б, 3350) - д.р. Маашей - р. Чуя - Чуйский тракт - Барнаул

Пройденная:

Барнаул - пос. Кызыл-Таш - перевалка - д.р. Актуру - а/л Актру - пер. Кзылташ (2А, 3200)- д.р.Джело - пер. Джело (2Б, 3506) - л. Пр. Большой Актру - пер. Академика Гинзбурга+ Маашей (3А, 3700) - л. Пр. Маашей - пер. Латвийский (3А, 3460) - д.р. Л. Карагем - Карагемская поляна - д.р. Карагем - оз. Камрю - д.р. Камрю - пер. Красавица (3А, 3474)-Шавлинские озера - пер. Счастливый (2А, 3230, рад.) - пер. Каракабак (2Б, 3350) - д.р.Маашей - р. Чуя - Чуйский тракт - пос. Акташ - Барнаул

Маршрут пройден полностью без изменений.

Обзорная карта региона с указанием маршрута и мест ночевок

скачать карту маршрута

Красным показан пройденный маршрут, зеленым - запасные варианты, синим - занос заброски

Высотный график по дням

Пройденные препятствия маршрута

Вид препятствия

к.с

Название

Характеристика препятствия

Кзылташ

Высота 3200м (3260м GPS) Подъём снежно-ледовый крутизной до 30-35°. Спуск осыпной в верхней части 30-35°.

Джело

Высота 3506м (3501м GPS) Подъём снежно-ледовый и осыпной местами до 40°. Седловина снежно-осыпная. Спуск снежно-ледовый 200м от 55° до 45°. Бергшрунд.

Связка перевалов

Академика Гинзбурга + Маашей

Высота 3700м (3683м GPS) Подъем и спуск снежно-ледовые крутизной до 45-50°.

Латвийский

Высота 3460м (3444м GPS) Подъём снежно-ледовый крутизной от 35 до 55°. Спуск снежно-ледовый пологий.

Красавица

Высота 3474м (3430м GPS) подъем снежно-ледовый крутизной 45-50° со скальной ступенькой.

Спуск - снежно-ледовый крутизной 45-50°. Бергшрунд.

2А радиально

Счастливый

Высота 3230м (3226м GPS) Подъём

- скально-осыпной крутизной от 30 до 40°, на скальном участке до 60°. Спуск - снежно-ледовый кулуар 4550°.

Каракабак

Высота 3350м (3180м GPS) Подъём осыпной до 35°. Спуск - скальный крутизной от 45 до 90°

Данные руководителя и участников, их опыт и обязанности в группе

Ф.И.О.

Фото

Обязанности

Опыт

Фефелов Александр Петрович

Руководитель, фотограф

6ГУ, 5ГР (Ц. Тянь-Шань, Фаны,Кавказ)

Белянин Федор Евгеньевич

Ярцев Герман Николаевич

Снаряженец

4ГУ (Кавказ)

Адрес хранения отчета, в том числе электронный адрес сайта нахождения отчета

Отчет хранится в библиотеках ФСТ Московской области и ФСТ Дмитровского района МО. Отчет размещен на сайте ФСТ Дмитровского района http://fst-dmitrov.ru/

Поход рассмотрен МКК ФСТ Московской области

Маршрут утвержден МКК Федерации спортивного туризма Московской области (Мартынов В.В., Мартынов А.В., Овчинников И.Л.), Маршрутная книжка № 46/2021.

Характеристика района похода

Алтай - это горный район, расположенный на юго-востоке западной Сибири. Горы Алтая насчитывают 12 отдельных хребтов, но только три из них имеют средние высоты более 3200 м и могут считаться высокогорьем. Это Южно-Чуйский и Северо-Чуйский хребты в восточной половине Центрального Алтая, и Катунские белки в западной.

Наивысшая точки Катунского хребта - Белуха Вост. (4506), а Южно-Чуйского и СевероЧуйского хребтов - вершины Ирбисту (3967) и Маашей-Баши (4178), соответственно.

Северо-Чуйский хребет (СЧХ) представляет собой водораздел реки Чуя на севере и рек Карагем и Чаган-Узун на юге от хребта. СЧХ простирается с запада на восток примерно на 120 км. Наибольшей высоты хребет достигает в центральной части, называемой горным узлом Биш-Иирду. Здесь сосредоточено основное оледенение СЧХ, средняяВысота хребта - около 3600 м, а ряд вершин имеют высоту более 4000 м. Наиболее значимые пики района - в. Маашей-Баши (4178), в. Карагем-Баши (3982) и пик Тамма (3760) в верховьях ледника Маашей пик Актру (4044) и в. Корумду (3931) в верховьях долины р. Актру, и вершины Красавица (3764), Сказка (3500) и Мечта (3437) в верховьях долины р. Шавла.

В центральной части СЧХ расположены около 200 ледников общей площадью 175 км2. Крупнейший из ледников - лед. Маашей, который сейчас уже разделён на несколько ветвей: лед. Лев. Маашей (2 ветви), лед. Бол. Маашей, и лед. Прав. Маашей. В верховьях долины р. Актру наиболее известны ледники Лев. Бол. Актру, Прав. Бол. Актру и Малый Актру. Долины узкие и глубокие, преобладает глубоко расчленённый рельеф. На склонах до 2200-2400 м располагается лиственнично-кедровая тайга, выше расположены альпийские луга и тундры.

Известны своей красотой Шавлинские озера, пользующиеся большой популярностью у туристов, а также озеро Камрю и Каракабакские озера.

Климат в районе Северо-Чуйского хребта резко континентальный. Здесь характерна большая разница между дневной и ночной температурами, холодная зима и короткое тёплое лето. Летним днём температура на высокогорных озёрах (Шавлинских, Камрю и др.) практически не поднимается выше +25 °C градусов, а ночью может опускаться до 0 °C.

Ближайшие населённые пункты к СЧХ - Иодро, Белый Бом, Чибит, Акташ, Курай, ЧаганУзун, Старый Бельтир, Инегень.

Планирование и подготовка маршрута

Общая идея похода

Поход был осуществлён в рамках Школы горного туризма ВУ при Федерации спортивного туризма Московской области. Участие в походе стало продолжением обучения и наращивания опыта слушателей Школ горного туризма прошлых лет.

Первоначально районом для похода был намечен Заалайский хребет. Уже были взяты билеты, но за полтора месяца до отъезда одного участника призвали в армию, другого не выпускают за границу, у третьего финансовые проблемы и поездка на Памир - слишком дорогое удовольствие. В результате воспользовались запасным вариантом, который держали на всякий случай - Алтай. На Алтае никто из участников, кроме руководителя, не был, поэтому район был интересен всем. Для маршрута был выбран Северо-Чуйский хребет - очень красивый и техничный район Алтая, где можно совершать походы любой сложности.

Основной идеей похода стало получение нового горного опыта и совершенствование технических навыков на скалах, ледниках и снежных склонах, отработка взаимодействия в группе. При этом маршрут строился так, чтобы максимально, насколько это возможно в пределах похода, показать достопримечательности и красоты района. Также немаловажной задачей стали прохождение и разведка перевалов, скудно или давно описанных в отчетах, чтобы собрать актуальную информацию и фотографии, полезные для подготовки будущих маршрутов.

В результате получился динамичный и насыщенный препятствиями разного рода линейный маршрут с организацией двух забросок для облегчения рюкзаков участников.

Предпоходная подготовка

Большое внимание было уделено подготовке группы к походу 5 к.с. Группа много тренировалась на Подмосковной «сосульке», отрабатывая ледовую технику. Выезжали на скалы в Дюкинском карьере для отработки навыков лазания и страховки, а также спасательных работ. Участники группы много тренировались в Икшанском карьере при подготовке к соревнованиям, принимали участие в зимних и весенних соревнованиях по горной технике в Московской области, где занимали призовые места. 2 участника ездили на зимние сборы по ледолазанию в Приэльбрусье в рамках школы «Категории трудности», еще 2 участника ездили на сборы по скалолазанию в Крым на майские праздники. 4 участника прошли курсы оказания первой медицинской помощи «Вершина». Кроме того, участники самостоятельно занимались своей физической формой при подготовке к походу, участвовали в соревнованиях по ориентированию и рогейнах.

Выбор и планирование маршрута

Северо-Чуйский хребет был выбран районом похода из-за красивой природы и относительно высокой доступности (высокая проходимость главных долин к северу от СЧХ, наличие альплагеря), что позволяет сделать на маршруте несколько забросок, и этим существенно снизить средний вес рюкзаков. Одним из мест хранения забросок мы выбрали Карагемскую поляну, а вторую - планировали занести сами из альплагеря Актру. Поэтому план маршрута получился следующей:

1. Подъем до альплагеря Актру, занос заброски на л. Прав. Бол. Актру и выход к ней через перевалы 2А и 2Б (этап акклиматизации).
  2. Прохождение 2-х определяющих перевалов 3А и спуск на Карагемскую поляну к второй заброске. На этом этапе нам было интересно посмотреть наиболее величественные ледники, расположенные в районе пика Тамма и Карагем-Баши, не забывая про техничность этого главного этапа маршрута. Поэтому для прохождения были выбраны перевалы Академика Гинзбурга (3А) и Латвийский (3А).

Перевал Академика Гинзбурга был пройден всего один раз в 2011 году группой Сафонова. Они прошли его со спуском через в. Тамма и пер. Тамма в долину Карагема. Мы же планировали пройти его насквозь или со спуском через пер. Маашей.

Перевал Латвийский редко посещается туристами из-за своей сложности и опасности, и последний раз проходился в 2014 году. В основном прохождения были на спуск северного определяющего склона. Мы планировали пройти его на подъем.

Прохождение по зеленой долине р. Карагем, посещение озера Камрю, прохождение еще одного определяющего перевала Красавица (3А) и спуск к красивым Шавлинским озерам. Далее мы планировали пройти перевал Счастливый (3А) с выходом в долину р. Маашей. Информации по этому перевалу нигде не нашли, поэтому мы хотели пройти его и составить описание. Но МКК запретила его прохождение в связи с тем, что это равносильно первопрохождению, а для нашей группы - это первая пятерка и делать первопрохождение определяющего перевала нельзя. При этом разрешили сделать разведку перевала с возможностью выхода на седловину, чем мы и воспользовались. В итоге выход в долину р. Маашей и далее к Чуйскому тракту мы запланировали через перевал Каракабак (2Б) с прохождением и осмотром еще одной достопримечательности района - Каракабакских озер.

Организация безопасности, страховка, связь

За 10 дней до выхода на маршрут группа отправила онлайн-заявку в МЧС по адресу https://forms.mchs.ru/service/registration_tourist_groups. По прибытии на Алтай мы сообщили о выходе на маршрут по телефону +7(388-22)2-31-24. В ПСО нам был присвоен регистрационный номер №205. После окончания маршрута мы снова позвонили в ПСО и снялись с регистрации в МЧС.

На случай ЧП, все участники похода были застрахованы в компании «Совкомбанк страхование» (assistance Class Assistance) по программе экстремальный отдых. Сумма страхового покрытия была 35000 USD с возможностью вызова вертолёта в случае ЧП.

У группы на маршруте был спутниковый телефон Thuraya для связи с координатором. У нашего координатора в Москве, как и у членов МКК, были в наличии график движения группы (вместе с запасными и аварийными вариантами), нитка маршрута на карте, а также данные участников похода иКоординаты страховой компании и компании-ассистанса. Вся подробная информация, получаемая нашим координатором от группы в смс, выкладывалась в интернет в течение суток.

Для связи между собой был взят комплект из трех раций. Это существенно упростило координацию действий и экономило время на технических участках, а также при разведке местности при отсутствии прямой видимости между участниками.

Кроме того, имелся GPS навигатор GARMIN Etrex 30x, в который была загружена векторная карта.

Все вышеизложенные меры, принятые в совокупности, были призваны обеспечить высокую и надёжную безопасность нашего мероприятия.

Транспорт, заброски и другие полезные сведения

Из Москвы в Барнаул и обратно группа летела самолётами компании Победа.

Рейс туда: 9.07 рейс DP6531 Москва, Шереметьево - Барнаул.

Отправление 9.07 в 20:55, прибытие 10.07 в 05:00 по местному времени.

Рейс обратно: 1.08 рейс DP6532 Барнаул - Москва, Шереметьево.

Отправление в 5:45 по местному времени, прибытие в 6:25 Мск.

В компании Победа допустимый вес багажа 20 кг. и ручной клади 10 кг. Но ручная кладь должна влезть в определённые габариты 36х30х27см. Чтобы перевезти все наши вещи купили дополнительно к билетам в Барнаул еще 3 места багажа по 20 кг.

Транспорт, использованный для проезда группы и организации забросок:

От аэропорта Барнаула до пос. Кызыл-Таш (за 39900 р. за 2 группы, из которых 15500 р. - за нашу группу в 7 чел.).

Трансфер был осуществлен через компанию «Походник». Общение велось в WhatsApp с Константином Хорошиловым, через которого был заказан газ в Барнауле. Трансфер и газ были заказаны для двух групп - Романцовой Ольги (3 к.с.) и Фефелова Александра (5 к. с.). Был предоставлен автобус на 18 человек с прицепом. По пути делали остановки по требованию, в общении водитель был корректен и спокоен. Общее время поездки на автобусе составило 14 часов.

Контакты:

Сергей Костеренко, Туристический клуб "ПОХОДНИК" тел.: +7-905-083-1818, sergey@pohodnik.info Константин Хорошилов: тел. +7-913-276-70-88

1. От пос. Кызыл-Таш до перевалки альплагеря нас подвозил Олег Болтоков (житель этого поселка) на УАЗе. Его телефон +7 (983) 583-96-28. Стоимость трансфера до перевалки 7000р. для нашей группы.
  2. Заброску на Карагемскую поляне нам завозил Чечен. Так как он завозил заброски и нам, и группе 3 к.с., то нам удалось сэкономить. Нашей группе завоз заброски обошёлся в 5000 р., и группе 3 к. с. - в 5000 р. (10 000р. в сумме). Телефон Чечена: +7(913)699-45-07
  3. Выезд из района от пос. Акташ также был организован через компанию «Походник». Была предоставлена Газель с прицепом. За выезд из пос. Акташ до аэропорта Барнаула заплатили 22500 р. Время в пути составило 12 часов.

Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута

Запасные варианты маршрута были согласованы с МКК и предполагались для упрощения маршрута в случае непогоды и потери времени:

1. Вместо пер. Академика Гинзбурга (3А) - связка пер. Радист Верх.+ Маашей (2Б)
  2. Вместо пер. Латвийский (3А) - пер. Тамма (2Б)
  3. Вместо пер. Каракабак (2Б) - пер. Н. Шавлинский (1Б)

Аварийные варианты, вследствие достаточно высокой доступности СевероЧуйского хребта, построить было не сложно, и они включали:

1. Спуск по долинам р. Маашей и/или р. Шавла до пос. Акташ или Чибит
  2. Спуск по д. р. Актру до пос. Курай
  3. Спуск по д. р. Камрю и/или по д. р. Карагем с дальнейшим выходом на восток через пер.Карагем (2800, н/к) и далее до пос. Старый Бельтир.

Ни один из запасных и аварийных вариантов задействован не был.

График движения

Барнаул - пос.Кызыл-Таш

Микроавтобус фс прицепом

Пос. Кызыл-Таш - перевалка

Перевалка- а/л Актру а/л Актру - л. Прав. Б. Актру(заброска)

+450

+800

-800

Машина УАЗ

Тропа

Осыпной и снежно- ледовый склон до 30о

утро-пасмурно день-облачно с прояснениями, после пасмурно, дождь,

ветер вечер-облачно

М.н. - пер.Кзылташ (2А,3200м)

+1130

Тропа, осыпной и снежно-ледовый склон до 35о

утро-ясно день- переменно: солнце, пасмурно вечер-пасмурно, туман, дождь

М.н. - д.р.Тураоюк - д.р. Джело

-600

+100

Осыпи, травянистые склоны,

утро- пасмурно, дождь, туман день- облачно с прояснениями вечер- облачно

М.н. - пер. Джело (2Б, 3506м) - л.Прав. Бол. Актру

+680 -250

Ледник, снежный и осыпной склон до 40о. Спуск - снежноледовый до 45-50о.

утро-ясно день- пасмурно с прояснениями вечер-пасмурно, дождь, ветер

М.н. - подход под пер. Академика Гинзбурга

-250

+250

Закрытый и открытый ледник, трещины

утро-пасмурно день-пасмурно с прояснениями, ветер вечер-облачно, ветер

М.н. - пер.АкадемикаГинзбурга (3А,3700м)

+500

Снежно-ледовый склон крутизной до 45-50о.

утро-ясно день-облачно вечер- туман, снег, ветер

М.н. - пер.Маашей - л. Прав. Маашей

5,5

-950

Снежно-ледовый склон крутизной до 45-50о. Закрытый и открытый ледник.

утро-малооблачно день-пасмурно, с прояснениями вечер-облачно

М.н. - пер.Латвийский(3А, 3460м)

+700

Снежно-ледовый склон крутизной от 35 до 55о.

утро-ясно день-переменная облачность вечер-облачно

М.н.- д.р. Лев.Карагем

-1300

Закрытый и открытый ледник, бараньи лбы, осыпные и травянистые склоны, лес.

утро -ясно день - пасмурно с прояснениями, дождь вечер - облачно с прояснениями

М.н. - Карагемскаяполяна Полудневка

7,5

Лес, бурелом, тропа

утро-облачно день- легкая облачность, солнечно вечер- ясно

М.н. - д.р. Карагем- оз. Камрю

13,5

+350

Переправа через Карагем, тропа, лес, травянистые и осыпные склоны

утро-ясно день- легкая облачность, солнечно вечер- легкая облачность

М.н. - д.р. Камрю - озера под пер. Красавица

+670

Тропа, лес, травянистые и осыпные склоны

утро-легкая облачность, дымка день- облачно вечер- пасмурно, дождь

М.н. - ледник под пер. Красавица

3,5

Морена, ледопад крутизной до 40о, закрытый пологий ледник

утро-пасмурно, дождь день- пасмурно вечер- пасмурно, с прояснениями, дождь

М.н. - пер. Красавица (3А, 3474) - оз. В.Шавлинское

+200

-1300

Снежно-ледовый склон до 50о, 2 ступени ледопада, морена, тропа

утро-облачно день- облачно с прояснениями, с 15ч. пасмурно, дождь вечер- облачно с прояснениями

М.н. - оз. Н. Шавлинское - долина пер. Н. Шавлинский

+500

Тропа, травянистые и осыпные склоны, морены.

утро-пасмурно день- пасмурно с прояснениями вечер- пасмурно с прояснениями

М.н. - пер.Счастливый (2А,3230м, рад.)

+550 -550

Морены, осыпные склоны со скальными участками 45-60о.

утро-малооблачно

день - солнечно, с 14ч. пасмурно,

дождь вечер- пасмурно

М.н. - пер. Каракабак (2Б, 3350м) - д.р.

Каракабак

+740 -950

Осыпные и травянистые склоны, скалы от 45до 90о, тропа.

утро-пасмурно день- облачно с прояснениями, после 12ч.

пасмурно, дождь, ветер

вечер- пасмурно с прояснениями

М.н. - д.р.Маашей. - р. Чуя - Чуйский тракт

-900

+120

-90

Тропа

утро-облачно день- облачно, после 15ч.

пасмурно, дождь вечер- облачно с прояснениями

М.н. - «гейзерное» озеро»Гейзерное» озеро- пос. Акташ

С учетом коэффициента 1.2

Техническое описание маршрута

Заезд и подход

10.07.2021 - прилетели на самолёте Москва-Барнаул. Летели вместе с группой Романцовой, которая проводит поход 3 к.с. тоже на Северо-Чуйском хребте. Нас встретил водитель микроавтобуса и за 14 часов отвёз до пос. Кызыл-Таш к дому Олега Болтокова, который должен отвезти нас до перевалки альплагеря Актру. Группа Романцовой оставила у Олега свою первую заброску, которую он доставит в а/л Актру. Мы отдали свою вторую заброску группе Романцовой, чтобы Чечен, который приедет к ним немного позже, забрал наши заброски и отвез их на Карагемскую поляну. После этого мы распрощались, и они поехали дальше к мосту через Чую, где расположились на свой первый ночлег. Шел уже девятый час, было пасмурно, накрапывал дождь, и Олег предложил нам не ехать на перевалку по темноте, а поехать завтра рано утром. Заодно он завезет заброску группы Романцовой в альплагерь и ему не придется ездить 2 раза. Мы согласились. Ночевали в гостевом домике у него во дворе (Фото 1 и 2)

Фото 1. Гостевой домик

Фото 2. В гостевом домике

11.07.2021

День 1

утро-пасмурно

день-облачно с прояснениями, затем пасмурно, дождь, ветер

перевалка - а/л Актру - занос заброски на л. Прав. Бол. Актру

22 км (16 км в зачет)

+1250м -800м

9 часов 05 минут

Проснулись рано, позавтракали и в 7.00 выехали на УАЗе к перевалке. Погода пасмурная, хребты все в серых тучах. Грунтовая дорога идет по холмистой степи.

Проехали р. Тюте. В 7.55 приехали к перевалке (Фото 3), расплатились с водителем. Водитель должен ехать дальше в альплагерь, отвозить заброску группы Романцовой. Но ему захотелось заработать еще денег, и он предложил подбросить наши рюкзаки. Мы посовещались и решили, что будет неплохо пройти до альплагеря налегке. Заплатили за доставку рюкзаков 6000р. Договорились, что водитель довезет рюкзаки до моста выше альплагеря.

Вышли в 8.10. В самом начале перешли реку Актуру по длинному мосту, разрушенному в конце (Фото 4). Сначала шли по разбитой каменистой дороге с набором высоты, затем долина выполаживается, автомобильная дорога кончается (далее машины едут по разливам реки), а мы идем по тропе у левого борта долины (Фото 5). С одним коротким отдыхом в 10 часов пришли к нашим рюкзакам. Переправились на другой берег р. Актуру (Фото 6) и хотели устроиться на поляне за рекой, но оказалось, что альплагерь разросся, и за рекой уже построено несколько домов. Прошли еще немного выше и нашли в лесочке хорошее место для стоянки с готовым столиком (Фото 7). Поставили палатки и пообедали.

Время было только 12 часов, а мы план на этот день уже выполнили. Сил и энтузиазма было еще много, и мы решили в этот же день занести заброску на л. Прав. Бол. Актру. Одну участницу Овчарову оставили в лагере для присмотра. Раскидав быстро забросочные продукты по рюкзакам, в 12.15 вышли на тропу. С тропы становится виден л. Малый Актру (Фото 8). Путь идет по альпинистской тропе вдоль реки, затем тропа уходит от реки, забираясь на моренные холмы. Когда тропа по гребню старой морены стала поворачивать правее к л. Лев. Бол. Актру, мы спустились к реке, вытекающей с этого ледника и перебродили ее (Фото 9). Вода в реке очень холодная. Погода к этому времени испортилась, набежали тучи, пошел дождь. Далее поднимались по осыпному склону к л. Прав. Бол. Актру, прижимаясь ближе к скалам, чтобы не попасть на конгломерат (Фото 10). Осыпь довольно живая, приходится идти осторожно. По осыпи поднялись к языку ледника. Ледник покрыт небольшим слоем снега, позволяющим делать ступени, крутизна небольшая, поэтому поднимаемся без кошек. Выше крутизна увеличивается до 30о, ледник становится открытым. Поэтому уходим левее по ходу к скалам, где остается полоска снега. Выше ледник выполаживается. В это время к дождю прибавляется ветер, причем порывы его бывают такие, что теряется равновесие. Мы выходим к верхнему окончанию скальной гряды, разделяющей языки л. Прав. Бол. Актру. Здесь мы планировали оставить заброску, но осыпи здесь нет и обтаявший ледник образовал большой рантклюфт у скал. Пробуем обойти окончание скальной гряды, пытаясь найти удобное место для заброски. Ледник здесь весь открытый с трещинами, забитыми снегом. Одеваем кошки и, лавируя между трещин, обходим скальную гряду (Фото 11). С другой ее стороны есть осыпи и удобный подход с ледника. У большого камня присыпаем заброску и засекаемКоординаты (Фото 12). На подъем от лагеря затратили 5 часов. Отсюда мог бы быть виден пер. Академика Гинзбурга, но низкие серые тучи закрывают хребты. Обратно идти было гораздо веселее, тем более, что погода стала налаживаться. Когда обратно перебродили реку и вышли на тропу, дождь прекратился и стало даже проглядывать солнце. В лагерь пришли в 19.30, затратив на заброску 7ч15мин. Немного устали, но акклиматизация получилась хорошая. В итоге опередили график и получили еще один запасной день.

Фото 3. На перевалке

Фото 11. Обход скальной гряды по леднику

Фото 12. Прикопали заброску у большого камня

Перевал Кзылташ

Категория трудности - 2А , снежно-ледовый и осыпной.

Высота - 3200м, GPS - 3260м,

Координаты: N 50о 02,792 E 87o 46,027

Соединяет л. Малый Актру и правый исток р. Тураоюк

Прохождение перевала описано от а/л Актру до р. Джело

12.07.2021

День 2

утро - ясно

день - переменно: солнце, пасмурно, туман вечер - пасмурно, туман, дождь

М.н. - л. Малый Актру - пер. Кзылташ

7 км

+1130м

5 часов 40 минут

Проснулись в 5 часов. Погода ясная. Позавтракали и вышли в 7.00. Поднимаемся по тропе в лесу. За один переход вышли на открытое пространство и увидели, что тропа ведет к водопаду. Отсюда хорошо виден л. Малый Актру, почти полностью свободный от снега (Фото 13). Уходим через моренные холмы к реке и поднимаемся вдоль нее к леднику. По каменному чехлу в нижней части ледника в 9.15 поднимаемся до открытого льда (Фото 14 и 15). Здесь пологий участок (Фото 16). В это время погода начинает портиться, налетают густые облака. Одеваем кошки и начинаем подъем по открытому льду крутизной от 20 до 30гр (Фото 17). Поднимаемся, прижимаясь к левому краю, где ледник более пологий.

Налетевший туман периодически скрывает обзор, но мы уже просмотрели путь подъема. За один утомительный переход поднимаемся на первую ступень ледника и выходим на второй пологий участок (Фото 18). За ним виден следующий крутой подъем, изрезанный трещинами (Фото 19 и 20). Левый край ледника выше разорван, поэтому смещаемся ближе к центру. На этом участке подъем более крутой, местами на коротких участках до 40о, приходится подниматься на 3 такта на передних зубьях. Трещины оказались небольшими и легко преодолевались. В 12.10 поднялись к следующему относительно пологому участку (Фото 21). Выше ледник спадает разорванным ледопадом (Фото 22). Просматриваются 2 пути подъема: у правого борта по снегу и у левого борта по снегу. Путь у правого борта до конца не просматривается и неизвестно, что будет за перегибом ледника. Путь у левого борта тоже не просматривается до конца, но из описаний известно, что здесь можно выйти на верхнее плато. Поэтому поднимаемся дальше левым бортом. Лавируя между трещин, подходим к снежнику у левого борта и поднимаемся по хорошему плотному фирну 25-30о (Фото 23). Перед выходом на плато снежник заканчивается и приходится преодолевать крутой ледовый лобик 45о, высотой 5м на передних зубьях (Фото 24). В 14.05 выходим на верхнее плато. После утомительного подъема устроили обед. Погода к этому времени установилась солнечная. Отсюда хорошо виден дальнейший путь к нашему перевалу и домик наверху в районе перевала (Фото 25).

После обеда вышли в 16.00, прошли к перевалу, лавируя между трещин открытой части плато и по пологому от 10 до 20о снежному склону в 16.45 поднялись на большое осыпное плато перевала с домиком на краю (Фото 26-28). В нижней части подъема снег был раскисший и мы глубоко проваливались, а в верхней части был хороший плотный фирн.

Домик оказался полуразрушенной бывшей хижиной гляциологов. Палатки установили недалеко от домика, т.к. рядом протекает небольшой ручей. Дальше на плато не пошли, ведь там воды нет, только пятна снежников. Тур находится где-то в 300м от нас на плато. Решили к нему сходить, но быстро испортившаяся погода, туман и дождь отменили наши планы.

Фото 13. Вид на водопад и л. Малый Актру

Фото 14. Подъем по зачехленному леднику

Фото 15. Подходим к пологой части открытого льда

Фото 16. Пологий участок в начале открытого льда

Фото 17. Подъем у левого края ледника.

Фото 18. Второй пологий участок ледника

Фото 19. Вторая крутая ступень ледника с трещинами

Фото 20. Вторая ступень ледника.

Фото 21. Подъем по второй ступени и выход к третьему пологому участку ледника

Фото 22. Третья ледопадная ступень ледника.

Фото 23. Обход третьей ступени по снежнику у левого борта

Фото 24 Ледовый лобик перед выходом на верхнее плато.

Фото 25. Вид с верхнего плато на пер. Кзылташ (2А)

Фото 26. Подход к пер. Кзылташ по плато. На заднем плане виден пер. Караташ (2Б)

Фото 27. Подъем на пер. Кзылташ. На заднем плане виден пер. Караташ (2Б)

Фото 28. Поднялись на край обширного плато пер. Кзылташ.

13.07.2021

День 3

утро - пасмурно, дождь, туман

день - облачно с прояснениями

М.н. - д.р. Тураоюк - д.р. Джело

7 км

-600м +100м

3 часа 10 минут

С утра пасмурно, дождь, налетает туман (Фото 29). Над долиной еще кое-где просвечивает солнце, но скоро все затянуло серой пеленой. Вышли в 7.30. В тумане обзор ограничен, поэтому, чтобы найти тур, пришлось немного побродить по обширному осыпному плато. Вскоре тур нашли и сфотографировались (Фото 30). К сожалению, записки в туре не оказалось, футляр был пустой. Положили свою записку и, не теряя времени, пошли дальше.

Спуск проходит по ложбине с живой осыпью (Фото 31 и 32). В нижней части ложбины появляется тропа и ручей. Спускаемся до скал. Здесь ручей спадает вниз водопадом, а мы по тропе обходим скалы справа по осыпи. Снизу водопад смотрится красиво (Фото 33). Отойдя от водопада, можно увидеть путь нашего спуска (Фото 34). Дальнейший спуск идет по холмистому правому берегу реки. Проходим слияние двух истоков реки Тураоюк и выходим на ее обширную пойму (Фото 36). Дальше река уходит в небольшой каньон и стекает к р. Джело. Мы обходим пойму по правому краю и поднимаемся на травянистый вал, в котором река прогрызла каньон. Отсюда просматривается спуск по пологому травянистому склону в долину р. Джело.

Выводы и рекомендации.

Перевал Кзылташ соответствует слабой 2А. Фактически весь л. Малый Актру является перевальным взлетом с перепадом высоты 1130м, поскольку с верхнего плато ледника на перевал легко зайти по пологому снежному склону. Пройти перевал можно без перил. Но стоит отметить, что участники должны иметь хорошую физическую подготовку и хорошую технику передвижения по льду в кошках, т.к. ледник имеет длинные крутые участки. При наличии снега прохождение ледника облегчается, но при этом необходимо будет использовать связки, т.к. на леднике есть трещины.

Фото 29. Утро на пер. Кзылташ

Фото 30. У тура на пер. Кзылташ

Фото 31. Спуск с пер. Кзылташ идет по осыпной ложбине

Фото 32. В нижней части ложбины появляется тропа и ручей

Фото 33. Ручей падает со скал водопадом

Фото 34. Вид на пер. Кзылташ с юга и путь спуска

Фото 35. Вид на пер. Кзылташ от слияния истоков р. Тураоюк

Фото 36. Пойма р. Тураоюк перед впадением в р. Джело.

Перевал Джело

Категория трудности - 2Б, осыпной и снежно-ледовый

Высота - 3506м, GPS - 3501м,

Координаты: N 50о 03,146 E 87o 42,462

Соединяет л. Джело и л. Пр. Бол. Актру

Прохождение перевала описано от слияния р. Тураоюк с р. Джело до л. Прав.Бол. Актру.

С травянистого вала, где мы остановились отдохнуть, к перевалу Джело есть 2 пути. Первый - спуститься к р. Джело и подниматься вдоль правого истока реки к леднику. Этот путь описан во многих отчетах. У слияния р.Тураоюк и р.Джело есть хорошие места для ночевок. Второй путь - траверсировать левый борт долины вдоль левого истока р. Джело, чтобы выйти к левому борту ледника. Там тоже есть места для ночевок. Этим путем ходят реже. Мы нашли только один отчет, где группа прошла этим путем. Но сам путь практически не описан.

Сбрасывать высоту и снова ее набирать не хотелось, поэтому мы решили пройти вторым путем. С места нашего отдыха просматривалось начало траверса (Фото 37). В 10.00 начали траверсировать склон. Вскоре на склоне обнаружили тропку. На каменистых участках она хорошо видна, а на травянистых часто теряется. Скорее всего это конная тропа, которую натоптал табун лошадей, пасущихся в этой долине. Идем постепенно набирая высоту. С траверса открывается хороший вид на долину р. Джело (Фото 38). За один переход дошли до котловины, замыкающейся моренным валом, с которого стекают 2 мощных ручья (Фото 39). Отсюда уже виден перевал Джело. Спустились в котловину, перебродили реку (Фото 40) и стали искать место для лагеря. Хотя время еще было, нам не хотелось выходить на ледник и ночевать там. Хороших мест для палаток здесь оказалось мало. Нашли травянистую ровную полянку на возвышении недалеко от реки. Рядом чистый ручей. В 12.20 поставили палатки (Фото 41).Координаты места ночевки: N 50о 02,874 E 87o 45,837.

Погода была солнечная, облаков было немного, и мы стали сушить наши вещи и палатки. Затем пошли обследовать территорию на предмет оптимального прохода к леднику. В 100 метрах дальше обнаружили еще хорошую травянистую поляну, где можно поставить лагерь. Поднялись по простым скалам и полочкам к морене и обнаружили, что за скалами находится большая ровная поляна с чистым ручьем (Фото 42). На поляне есть площадка, обложенная камнями, с каменным очагом (Фото 43).

Поднявшись выше по морене, вышли к 2 небольшим озерам и леднику за ними (Фото 44). Ледник пологий. Хорошо виден наш перевал Джело.

Вечером была хорошая тихая погода. Получилась полудневка перед дальнейшими сложными перевалами.

Фото 37. Начало траверса склона к леднику Джело.

Фото 38. С траверса открывается вид на долину р. Джело

Фото 39. Вышли к небольшой котловине, которая замыкается мореной. Становится виден пер. Джело.

Фото 40. Переправляемся через реку на правый берег

Фото 41. Наш лагерь на небольшой ровной поляне.

Фото 42. Большая ровная поляна за скалами выше лагеря (лагерь виден слева у реки)

Фото 43. Обложенная камнями площадка с очагом на большой поляне

Фото 44. Вид с морены на ледник и пер. Джело.

14.07.2021

День 4

день - пасмурно с прояснениями

вечер - пасмурно, дождь, сильный ветер

М.н. - пер. Джело - л. Прав. Бол. Актру

6 км

+680м -250м

7 часов 48 минут

С утра погода малооблачная. Выходим в 7.00. Поднимаемся по скалам по разведанному вчера пути и по морене между озер проходим к леднику (Фото 45). Ледник пологий, ровный, без трещин (Фото 46). Ближе к перевалу ледник становится закрытым. Трещин нет, фирн плотный, поэтому идти удобно. К 10 часам подошли под перевал Джело. По описаниям взлет перевала должен быть осыпным. Но в нашем случае нижняя и верхняя часть взлета были закрыты снежниками. И только середина взлета была осыпной (Фото 47). Поднимаемся по снежнику крутизной 30-35о под скалу, разделяющую осыпной взлет на 2 части (Фото 48). Затем выходим на осыпной взлет справа от скалы (слева по ходу). Осыпь крутизной 35-40о очень живая. Идем плотной группой вдоль скал. Здесь можно придерживаться за скалы руками и использовать уступы для ног. За 1ч 20мин. Поднялись к верху скалы, разделяющей осыпной взлет на 2 части. Здесь небольшая седловинка, через которую можно перелезть на другую часть осыпного склона слева от скалы. Выше к перевалу ведет крутой 40-45о снежник. Поднимаемся по нему (Фото 49). Снег мягкий и липкий, позволяет делать хорошие ступени. Перед седловиной снежник заканчивается, и мы по осыпному склону в 12.30 выходим на перевал (Фото 50 и 51).

Перевальная седловина снежно-ледовая, представляет из себя снежно-ледовую мульду с высокой стенкой (Фото 52). На дне мульды 2 больших лужи. Погода портится, на перевале дует сильный ветер, и мы ушли в сужающийся край мульды на осыпь у скал. Здесь дует меньше.

Сняли записку группы горной секции МФТИ г. Долгопрудный под руководством Вишнякова от 12.08.20г. Оставили свою записку и сфотографировались у тура (Фото 53).

По плану мы должны были ночевать на перевале, что было бы хорошо для лучшей акклиматизации. Но место, где можно было бы поставить палатки, было залито лужами, и в мульде дул сильный ветер. Поэтому мы решили спускаться на л. Прав. Бол. Актру.

Времени у нас было достаточно, мы перекусили, попили горячий чай и в 14.00 начали спускаться. Первая веревка идет первые метры по ледовому склону 30-35о и затем выходит на 45о склон. Вторая веревка идет по 45о ледовому склону. Третья веревка идет по 45о склону, покрытому снегом и заканчивается, не доходя 5м до бергшрунда (Фото 54). Четвертая веревка проходит через бергшрунд на постепенно выполаживающийся до 30о снежный склон (Фото 55). Бергшрунд с немного нависающим верхним краем высотой 2,5м (Фото 56). Все станции делали на ледобурах. Снимали перила с помощью ледобура- самовыверта. В 17.30 спустились на пологий ледник. Отошли подальше от следов сошедших лавин и, не доходя до зоны трещин, поставили палатки.

К этому времени погода испортилась, пошел дождь, а ветер стал дуть такими сильными порывами, что складывал палатки и погнул дуги. Пришлось использовать все растяжки, какие есть у палаток, чтобы укрепить их (Фото 58). И все равно во время порывов ветра приходилось держать стенки палатки изнутри. Только после 10 вечера ветер стал слабее.

Фото 45. Подход по морене к леднику.

Фото 46. Подход к пер. Джело проходит по пологому ровному леднику.

Фото 47. Южный склон перевала Джело.

Фото 48. Начало подъема на пер. Джело

Фото 49. Подъем по снежнику в верхней части взлета.

Фото 50. Выход на седловину пер. Джело

Фото 51. Выход на седловину пер. Джело

Фото 52. Седловина пер. Джело

Фото 53. Группа на пер. Джело.

Фото 54. Вторая и третья веревки спуска.

Фото 55. Четвертая веревка спуска.

Фото 56. Четвертая веревка проходит через бергшрунд.

Фото 57. Путь спуска с пер. Джело.

Фото 58. Палатки укрепляем на все возможные растяжки и добавляем дополнительные.

15.07.2021

День 5

утро - пасмурно

день - пасмурно с прояснениями, сильный ветер

вечер - облачно, сильный ветер

М.н. - подход под пер. Академика Гинзбурга

4 км

-250м +250м

2 часа 10 минут

С утра над горами пасмурно, а в долине легкие облака и солнце. По-прежнему дует ветер, но уже без штормовых порывов. Нам сегодня надо взять заброску и подойти под пер. Академика Гинзбурга. Это немного. Поэтому выходим в 8.30. Спускаемся в связках по пологому закрытому леднику с трещинами (Фото 59), затем распутывали трещины на открытой части ледника (Фото 61). В 9.40 спустились на основное тело л. Прав. Бол. Актру (Фото 62) и подошли к месту заброски.

Выводы и рекомендации.

Перевал Джело соответствует 2Б к.с. Неприятна и отнимает много сил крутая живая осыпь южного перевального взлета, но наличие снежников облегчает её прохождение. На перевале может быть вода при теплой погоде, но в этом случае на седловине негде поставить палатки.

Фото 59. Спуск по леднику под пер. Джело

Фото 60. Вид на пер. Джело со спуска

Фото 61. Распутываем трещины на открытой части ледника.

Фото 62. Спустились к основному телу ледника. Отсюда еще виден пер. Джело

Перевал Академика Гинзбурга + Маашей

Категория сложности - 3А, снежно-ледовый

Высота - 3700м, GPS - 3683м,

Координаты: N 50о 04,157 E 87о 40,996

Соединяет л. Пр. Бол. Актру и л. Пр. Маашей

Прохождение перевала описано от л. Прав. Бол. Актру до л. Прав. Маашей

Достали заброску, припрятанную у верхнего конца скального гребня, разделяющего язык л. Прав. Бол. Актру, и распределили по рюкзакам продукты (Фото 63). В 11 часов начали подъем к пер. Академика Гинзбурга. Прошли зону с трещинами и дальше поднимаемся по пологому открытому леднику (Фото 64). Здесь опять дует сильный встречный ветер. Порывы бывают такой силы, что теряется равновесие. У двух участников ветром сорвало накидки с рюкзаков. Одну удалось поймать, другую унесло. Медленно продвигаемся вперед. Выше становятся хорошо видны перевалы в верховьях ледника (Фото 65 и 66). В 12.30 подошли под пер. Академика Гинзбурга. Здесь ледник закрытый, пологий, без трещин. Выбрали место подальше от следов лавин и стали ставить палатки. Но порывы ветра складывали их. Попытались закрепить палатки растяжками, но это не помогло. Ветер был сильнее. Пришлось строить снежные стенки. Когда построили одну стенку, ветер стал дуть с другой стороны и периодически менял направление. В результате за 2,5 часа построили целый снежный городок (Фото 67). Погода улучшилась, стало светить солнце, но ветер не утихал. Солнце размягчило снег снежных стенок и ветер начал обрушивать части стен. Пришлось их дополнительно укреплять.

В солнечную погоду открылся хороший вид на перевал Академика Гинзбурга и на пер. Физкультурник, который находится рядом (Фото 68 и 69).

Нижняя часть взлета пер. Академика Гинзбурга закрыта снегом от сошедших лавин, выше открытый лед, верхняя часть снежная. После обеда натоптали следы под ледовую часть склона, чтобы завтра было легче подниматься.

За водой приходится ходить по леднику ниже, где текут ручьи. Вечером набрали воды на утро.

Ветер порывами продолжал дуть вечером и всю ночь.

Фото 63. Распределяем заброску по рюкзакам. Вдали виден пер. Академика Гинзбурга.

Фото 64. Подъем по пологому леднику. Вдали видны пер. Караташ - 1, и Тюте - 2.

Фото 65. Верховья л. Прав. Бол. Актру. Видны пер. Академика Гинзбурга - 1, пер.Радист Верхний - 2, пер. Физкультурник - 3.

Фото 66. Пер. ТПИ - 1, и пер. Физкультурник - 2 с л. Прав. Бол. Актру

Фото 67. Снежный городок под пер. Академика Гинзбурга.

Фото 68. Пер. Академика Гинзбурга от места ночевки

Фото 69. Две седловины пер. Физкультурник, ведущие в разные верхние цирки л. Тамма.

16.07.2021

День 6

Утро - ясно день - облачно

вечер - туман, снег, ветер

М.н. - пер. Академика Гинзбурга (3А, 3700м)

2 км

+500м

7 часов 25 минут

С утра ясно, но холодно и дует сильный ветер. Это замедляет сборы. Выходим в 8.05. Поднимаемся по своим следам по фирновому склону 30-35о (Фото 70 и 71). В верхней части при подходе к ледовому склону крутизна 40о. Снизу кажется, что фирновый склон занимает больше трети перевального взлета и мы быстро поднимемся на перевал. Но впечатление обманчиво.

Начинаем вешать перила на 45-50о ледовом склоне, слегка прикрытом тонким слоем снега (Фото 72 и 73). Первые 4 веревки проходят по ледовому склону. Затем склон немного выполаживается до 40о и появляется все более увеличивающийся слой снега. Снег позволяет делать удобные ступени. Провешиваем еще 4 веревки (Фото 74 и 75). На девятой веревке при подходе к седловине склон становится немного круче - 45о (Фото 76). В это время погода портится: налетают тучи, ветер, идет снег. Десятая веревка выводит на выполаживание под седловиной (Фото 77). Все станции, кроме десятой, делали на ледобурах, десятая - на ледорубах. По пологому склону в 15.30 выходим на седловину: небольшую ложбину в гребне, прикрытую с севера скально-осыпным выходом (Фото 78). Здесь дует сильный ветер. Налетает туман. Снег глубокий, наст держит плохо. Утаптываем площадки и ставим палатки под защитой скального выступа (Фото 79).

Тур находится на скальном выступе. Записки в туре не оказалось. Положили свою записку. Фотографирование отложили на завтра, т.к. началась настоящая метель с сильным ветром и туманом.

Фото 70. Пер. Академика Гинзбурга и наш путь подъема.

Фото 71. Подъем к ледовой части склона.

Фото 72. Первая и вторая веревки подъема.

Фото 73. Четвертая веревка подъема.

Фото 74. Подъем по шестой веревке.

Фото 75. Вид на долину л. Прав. Бол. Актру с восьмой станции. 1 - пер. Караташ, 2 - пер. ТПИ, 3 и 4 - седловины пер. Физкультурник

Фото 76. Подъем по девятой веревке.

Фото 77. Выход на выполаживание по десятой веревке.

Фото 78. Выход на седловину по пологому склону.

Фото 79. Ставим палатки под прикрытием скально-осыпного выхода.

17.07.2021

День 7

утро - малооблачно день - пасмурно с прояснениями

М.н. - пер. Маашей - л. Прав. Маашей под пер. Латвийский

5,5 км

-950м

5 часов 15 минут

Всю ночь мела метель, и только к утру она закончилась. С утра малооблачно, но сильный ветер продолжает дуть. Палатки и вещи снаружи замело (Фото 80). Не засыпало совсем только потому, что сильный ветер сдувал снег. Откапываемся и завтракаем. Собираемся и затем фотографируемся на перевале (Фото 81).

Проводим разведку склона для спуска. У нас 2 варианта: спускаться вниз с перевала, уходя правее в обход ледопада под перевалом, чтобы спуститься в ложбину между ледопадом и зоной трещин под пер. Маашей (здесь внизу путь спуска совпадает со спуском с пер. Маашей), или траверсировать на пер. Маашей и спускаться там. Выясняем, что склон перегружен снегом, палка уходит в снег по самую ручку. Хотя с утра немного подморозило, наст не очень надежен. Тяжелые участники проваливаются. Есть реальная опасность спустить лавину, поэтому принимаем решение траверсировать на пер. Маашей.

В 10 часов начали траверс по пологому склону (Фото 82-84). В 10.15 пришли на пер. Маашей. Отсюда хорошо просматриваются варианты спуска с пер. Академика Гинзбурга при отсутствии лавинной опасности (Фото 85). Тура на ближайших склонах не обнаружили, возможно его занесло снегом. Искать его нет желания, т.к. на перевале дует сильный холодный ветер. Поэтому быстро фотографируемся (Фото 86) и идем вниз. Спускаемся по краю ледника вдоль осыпного склона. Здесь ветер становится слабее и стихает. Ниже склон становится круче (30-35о), под снегом появляется гладкий лед, кошки плохо цепляются. Немного уходим влево от края ледника и начинаем вешать перила (Фото 87 и 88). Первые веревки вешаем с уходом влево, чтобы выйти к ложбине между трещинами под пер. Маашей и ледопадом, как советуют в описаниях. Но увидели в ложбине следы лавин, а ниже следы ледовых обвалов, и решили спускаться вдоль скал через зону трещин. Четвертая и пятая веревки идут через зону трещин (Фото 89). Трещины оказались не слишком большие и достаточно легко преодолевались. Только одна трещина на пятой веревке была с нависанием и перепадом высот около 4 метров.

6-я и 7-я веревки проходят по 35-40о склону с небольшими трещинами, присыпанными снегом и выводят на более пологий склон 30о (Фото 90). Здесь можно было бы идти ногами, но из-за наличия трещин решили для подстраховки провесить восьмую веревку (Фото 91). Далее спускались в связках, обойдя следы ледовых обвалов правым краем.

В 15.55 вышли на пологое снежное поле. Отсюда хорошо виден путь нашего спуска (Фото 92). Идем в направлении скал, разделяющих нижний ледопад на 2 части. По мере приближения к скалам снег размягчается, и мы начинаем проваливаться. Снег очень глубокий, палка уходит в снег вся. К тому же, при проваливании снег цементируется и просто вытащить ногу невозможно, приходится откапываться. Пришлось помучиться, прежде чем мы вышли к открытому льду. Нижний ледопад прошли за 1 переход, поплутав между трещин (Фото 94).

Еще за переход по пологому леднику подошли под пер. Латвийский (Фото 95). В 18.05 нашли удобные и безопасные места для палаток на пологом снежнике и поставили лагерь (фото 96). Ручьи текут рядом.

Вечер был наконец-то безветренный и тихий. По случаю прохождения первого перевала 3А на ужин побаловали себя икрой (Фото 97).

Выводы и рекомендации.

Перевал Академика Гинзбурга соответствует 3А категории сложности. Перевал двухсторонний. При прохождении в связке с пер. Маашей провешено 18 верёвок, 10 на подъем и 8 на спуск. Надо иметь в виду, что мы использовали верёвки длиной 55м. Если группы будут использовать 45-50-метровые верёвки, то их количество возрастёт. Возможен спуск на л. Маашей прямо с седловины перевала, но при большом количестве снега такой вариант спуска становится лавиноопасен.

Фото 80. Палатки и вещи замело.

Фото 81. Группа на пер. Академика Гинзбурга

Фото 82. Траверс на пер. Маашей

Фото 83. Траверс на пер. Маашей

Фото 84. Траверс на пер. Маашей

Фото 85. Варианты спуска с пер. Академика Гинзбурга при отсутствии лавинной опасности.

Фото 86. Группа на пер. Маашей.

Фото 87. Первая веревка спуска.

Фото 88. Третья веревка спуска подходит к трещинам.

Фото 89. 4-я и 5-я веревки проходят через зону трещин.

Фото 90. 6-я веревка

Фото 91. 7-я и 8-я веревки выводят на относительно пологий склон без трещин.

Фото 92. Путь спуска с пер. Маашей. Стрелкой отмечен пер. Академика Гинзбурга.

Фото 93. Проходим мимо ледопада пер. Тамма

Фото 94. Прохождение нижнего ледопада л. Маашей

Фото 95. Подходим к пер. Латвийский.

Фото 96. Палатки поставили на безопасном расстоянии от перевала.

Фото 97. Побаловали себя по случаю прохождения первого перевала 3А.

Перевал Латвийский

Категория сложности - 3А, снежно-ледовый

Высота - 3460м, GPS - 3444м,

Координаты: N 50о 04,103 E 87o 38,602

Соединяет л. Правый Маашей и л. Карагем Левый

Прохождение перевала описано от л. Прав. Маашей до Карагемской поляны

18.07.2021

День 8

день - переменная облачность

вечер - облачно

М.н. - пер. Латвийский (3А, 3460м)

2 км

+700м

12 часов 20 минут

С утра солнечно, легкая облачность. Выходим в 7.20. Еще с вечера наметили путь подъема. Как отмечалось в отчетах, перевал Латвийский обладает повышенной лавинной опасностью, но в нашем случае большая часть склона была свободна от снега. В нижней части склона был жесткий фирн. Опасность заключалась в возможном падении камней со скал наверху и возможных ледовых обвалов с ледопадной части седловины. Поэтому мы наметили себе довольно узкий коридор подъема, чтобы оставить падающие камни слева по ходу, а обвалы льда справа (Фото 98). Забегая вперед, отмечу, что мы наблюдали падения камней, но все они проходили слева от нас. Один раз произошел обвал льда, но далеко справа от нас.

Поднимаемся по крутому жесткому фирну под ледовый склон и начинаем вешать перила (Фото 99). Первые четыре веревки идут по 45-50о склону. Пятая веревка выводит на немного более пологий склон 40о. Следующие 3 веревки проходят по 40о ледовому склону (Фото 100 и 101).

Около 12 часов над нами пролетел вертолет. Он сделал большой круг и улетел. Мы подумали, что катаются богатые туристы. Только потом узнали от группы Романцовой, что это спасатели контролировали наше прохождение на маршруте.

Затем склон опять начинает увеличивать крутизну. В этом месте он заснежен. Снег глубокий (по колено), рассечен узкими желобами с ледовым дном. Но лучше идти по глубокому снегу, где можно делать ступени, чем идти на передних зубьях по крутому льду.

9-ю и 10-ю веревки проходим по снегу (Фото 102 и 103).

Затем снова выходим на ледовый склон крутизной 45-50о. Лед прикрыт тонким слоем снега. Провешиваем еще 3 веревки (Фото 104). Темп нашего продвижения падает. По мере подъема крутизна льда увеличивается. Лед становится гладким «бутылочным» и кошки плохо за него цепляются.

14-я веревка выводит на перевал (Фото 105 и 106). Карниза нет. Есть только небольшая вертикальная стенка. Лидер решил, что удобнее выходить левее по ходу у скал.

Здесь крутизна достигает 55-60о.

В 19.40 вышли на перевал. Седловина представляет собой большое снежное поле у подножия в. Карагем (Фото 107). Тура не нашли. Возможно он засыпан снегом, а может быть разрушился за много лет. Ведь перевал давно никто не проходил. Сложили свой тур на скалах слева (Фото 108).

Отошли в глубь снежного поля на более пологие места, не слишком приближаясь к склонам в. Карагем, и поставили палатки.

Фото 98. Перевал Латвийский. Отмечена траектория нашего подъема на перевал.

Фото 99. Прохождение 1-й и 2-й веревки.

Фото 100. Шестая веревка.

Фото 101. Провешивание 7-й веревки.

Фото 102. Девятая веревка проходит по глубокому снегу.

Фото 103. Вид вниз с десятой веревки.

Фото 104. Провеска 12-й веревки

Фото 105. 14-я веревка выводит на перевал.

Фото 106. Подъем по 14-й веревке на перевал.

Фото 107. Седловина представляет собой большое снежное поле.

Фото 108. Сложили свой тур на скалах слева.

19.07.2021

День 9

утро - ясно

день - пасмурно с прояснениями, дождь вечер - облачно с прояснениями

М.н. - д.р. лев. Карагем

12 км

-1300м

5 часов 25мин

С утра ясно. Вчера устали. Сегодня предстоит спускаться без технической работы. Поэтому позволили себе поспать на час дольше. Позавтракали, затем сфотографировались на перевале (Фото 109 и 110). Выходим в 8.10. Спускаемся по пологому снежному полю (Фото 112). Поле заканчивается ледопадом, поэтому уходим левее к скалам и там обходим ледопад (Фото 113). Здесь одеваем кошки, т.к. появляется открытый лед. Спускаемся в ложбину под ледопадом. Здесь есть ручей. Проходим дальше к правому краю ледника и спускаемся на пологий верх бараньих лбов (Фото 114). Здесь есть вода. При необходимости можно поставить палатки. Лбы обрываются крутыми склонами. Чтобы спуститься ниже, надо уйти к правому краю под скалы. Здесь бараньи лбы более пологи иВысота их минимальна. Спускаемся аккуратно, используя полочки и зацепки на осыпь к ручью (Фото 115 и 116). Далее спускаемся вдоль ручья, потом уходим правее (Фото 117) и выходим на травянистый склон, обрывающийся скалами. Здесь надо уходить влево в сторону бараньих лбов. Там есть конгломератно-осыпной кулуар, по которому спускаемся на осыпи под скалами и бараньими лбами (Фото 118). Спускаемся к руслу реки, где сливаются все ручьи с бараньих лбов, и встаем на обед в 12.30. Отсюда открывается красивый вид на бараньи лбы с многочисленными водопадами, сверкающими на иногда проглядывающем солнце. В 14.50 начали спускаться вдоль реки. За один переход спустились к лесу и перебродили правый приток реки, вытекающий из соседнего ущелья с ледопадами в верховье (Фото 119). Дальнейший путь идет вдоль реки. Тропы нет. Долина заросла стлаником и лесом, поэтому в основном идем вдоль воды, иногда пробуя отходить дальше. Если и встречаются травянистые участки, то они болотистые. Ниже берег становится трудно проходим, и мы смещаемся к правому борту долины. Когда стали подходить к месту, где слева к долине примыкает боковое ущелье, ведущее к перевалу Томич, вышли на травянистые площадки с чистым тихим ручьем у края осыпи. Время 17.00. Мы знали, что дальше река будет уходить в каньон и хорошие площадки для ночевки будут только у слияния Левого и Правого Карагемов. Этот участок долины трудно проходим. А мы уже сбросили 1300м и прошли 12 км. Решили отложить этот участок на завтра и заночевали здесь (Фото 120).Координаты места ночевки N 50о 00,261 E 87o 39,118. Решение было правильное. Мы хорошо отдохнули, постирались и посушились, а вечером после ужина грелись у костра и пили чай со смородиновыми листьями (Фото 121). Погода нам благоприятствовала.

Фото 109. Утро на пер. Латвийский.

Фото 110. Группа на пер. Латвийский на фоне в. Карагем.

Фото 111. Перевал Латвийский с юга

Фото 112. Уходим левее к скалам для обхода ледопада.

Фото 113. Обход ледопада и пересечение ледника к правому борту.

Фото 114. Спустились на бараньи лбы.

Фото 115. Спуск с бараньих лбов на осыпь у ручья.

Фото 116. Спуск с бараньих лбов.

Фото 117. Спускаемся вдоль ручья, потом уходим правее.

Фото 118. Спуск с травянистого склона по конгломератно-осыпному кулуару к реке.

Фото 119. Бродим правый приток реки из соседнего ущелья.

Фото 120. Лагерь в долине р. Лев. Карагем. Ручей протекает у края осыпи.

Фото 121. Греемся у костра.

20.07.2021

День 10

день - легкая облачность, солнечно

вечер - ясно

М.н. - Карагемская поляна Полудневка

7,5 км

-200м

3 часа 15мин

С утра облачно. Вышли в 8.00. Тропы нет. Идем по лесу. Река уходит в каньон, и мы пробираемся через завалы, кусты и камни по крутому склону над каньоном. Через некоторое время нашли тропку на краю каньона. Она становится хорошо натоптанной. Долина постепенно расширяется. Тропа уходит дальше от реки на все более выполаживающийся склон и разветвляется на несколько троп. По одной из них в 10.15 выходим на большую поляну у слияния Левого и Правого Карагемов. Бродим р. Лев. Карагем (Фото 122). Река широко разлилась на несколько мелких рукавов. Далее идем по лесу и пытаемся найти тропу к Карагемской поляне. Находим ее у левого борта долины на краю болотистого поля, заросшего стлаником. Тропа не очень натоптана, местами выходит на болотистое поле, местами идет по лесу и выводит на северный край Карагемской поляны (Фото 123). В юго-западном углу поляны расположены 2 домика. Один - охотничий, второй - домик Чечена, где мы нашли и забрали свою заброску. Рядом в лесу хорошие места для лагеря с кострищем и столом. На поляне недалеко установлен деревянный туалет. В 12.10 устанавливаем палатки, разбираем заброску, стираем, сушимся и отдыхаем (Фото 124).

Выводы и рекомендации.

Перевал Латвийский соответствует 3А к.с. Перевал односторонний, определяющая сторона северная. Было провешено 14 веревок по 55м. Коридор подъема узкий: слева по ходу ограничен опасностью камнепадов, справа - возможными ледовыми обвалами. При большом количестве снега перевал лавиноопасен.

Фото 122. Бродим р. Левый Карагем

Фото 123. Выходим на Карагемскую поляну.

Фото 124. Лагерь на краю Карагемской поляны недалеко от домика Чечена.

Перевал Красавица

Категория трудности - 3А, снежно-ледовый

Высота - 3474м, GPS - 3430м,

Координаты: N 50о02,237 E 87o27,080

восточную ветвь л. Камрю Пр. и восточную ветвь л. Зелинского.

Прохождение перевала описано от Карагемской поляны до оз. Нижнее Шавлинское.

21.07.2021

День 11

день - легкая облачность, солнечно вечер - легкая облачность

М.н. - д.р. Карагем - оз. Камрю

13,4 км

-200м +350м

8 часов 05мин

С утра облачно. Вышли в 8.00, перебродили Карагем в месте разлива (Фото 125).

Дальше идем по тропе по правому берегу реки, заросшему стлаником и высокими кустами. В одном месте проходим прижим у самой воды. Постепенно долина расширяется. Тропа уходит от реки и проходит по лугам и лесным участкам. День выдался очень жаркий 2830оС. Воды долгое время нет. Только в 11.20 пришли к небольшому ручейку и смогли напиться. Через несколько минут после ручья пришли к правому притоку Каноюк. Перешли его по поваленным стволам деревьев (Фото 126). Далее тропа идет по лесу, постепенно набирая высоту и поднимается высоко над рекой. Затем тропа начинает спускаться и в 13.00 мы приходим к р. Камрю недалеко от ее впадения в Карагем. Река Камрю очень бурная, сильно разлилась и снесла бревно, по которому раньше переправлялись на правый берег.

Обедаем у реки в тени деревьев. В 14.30 начинаем наводить переправу. Один участник переправляется на правый берег (Фото 127) и мы организуем навесную переправу с высокого левого берега (Фото 128). В 16.25 переправилась вся группа. Далее поднимаемся по каменистому правому берегу р. Камрю. Местами приходится подниматься по тропе на лесистый склон, чтобы обойти прижимы. В 19.05 выходим к озеру Камрю (Фото 129). Лагерь ставим на поляне, уйдя левее от вытекающей из озера реки и немного дальше от озера (Фото 130).

Вечер, тихий и ясный с луной и звездами, провели, сидя у костра.

Фото 125. Переправа через р. Карагем

Фото 126. Переправа через приток Каноюк.

Фото 127. Переправа участника на правый берег р. Камрю

Фото 128. Навесная переправа группы через р. Камрю.

Фото 129. Озеро Камрю

Фото 130. Лагерь на поляне у оз. Камрю.

22.07.2021

День 12

Утро - легкая облачность, дымка день - облачно

вечер - пасмурно, дождь

М.н. - д.р. Камрю - озера под пер. Красавица

12 км

+670м

5 часов 35мин

С утра солнечно. Выходим в 7.15. Озеро Камрю обходим вдоль правого пологого берега. Далее идем вдоль правого берега реки, иногда поднимаясь по тропе на холмы, чтобы обойти болотистые места, заросшие стлаником. При приближении к слиянию левого и правого истоков р. Камрю тропа немного отходит от реки, и начинает подниматься по склону, забирая левее. Выходим к каменистому руслу правого истока и поднимаемся по крупным камням. Постепенно каменистое русло выполаживается. Впереди становится видна скальная ступень старых бараньих лбов, по которым стекают ручьи (Фото 131). При приближении к ступени выходим на левый травянистый берег. Здесь обнаруживаем тропку. По ней поднимаемся к левому краю бараньих лбов и по осыпным и травянистым участкам поднимаемся на верх скальной ступени. В 12.25 недалеко от ручьев встаем на обед. В 14.30 продолжили подъем по пологому травянистому склону и вскоре выходим на широкую пологую часть долины, с красивыми синими цветами (Фото 132). Вот где было бы лучше обедать, немного не дошли. Далее поднимаемся в правое по ходу ущелье и выходим к остаткам бывшего озера (Фото 133). За озером виден моренный вал. Поднимаемся на него и за ним в 17.10 выходим к двум озерам. За ними виден ледник и перевал Красавица (Фото 134). Сначала хотели поставить палатки на травянистом участке у дальнего озера, но он оказался слишком бугристым. Поэтому поставили лагерь на северном пологом берегу ближнего озера (Фото 135, 136).

Погода становится пасмурной, а позже пошел дождь и загнал нас в палатки.

Фото 131. Каменистое русло правого истока р. Камрю.

Фото 132. Широкая пологая часть долины, поросшая цветами.

Фото 133. Остатки бывшего озера. Отсюда становится виден перевал Красавица.

Фото 134. За моренным валом выходим к двум озерам под пер. Красавица.

Фото 135. Лагерь на берегу озера под пер. Красавица.

Фото 136. Вид на пер. Цветной (1Б) от лагеря

23.07.2021

День 13

утро - пасмурно, дождь день - пасмурно

вечер - пасмурно с прояснениями, дождь

М.н. - ледник под пер. Красавица

3,5 км

+500м

3 часа 55мин

Хотели сделать ранний подъем, т.к. предстоял длительный и тяжелый день. Проснулись в 4.00. Идет дождь, который не прекращался и ночью. Верх закрыт облаками, видна только часть языка ледника из-под пер. Красавица. Только к 10 часам дождь прекратился и облачность поднялась, открыв низ ледника (Фото 137). На перевал уже идти поздно. Решили подойти поближе под перевал. Позавтракали и в 12.00 вышли к перевалу. Поднялись на невысокий моренный вал и спустились в ложбину с ручьем из-под ледника и небольшим мутноватым озером (Фото 138). Поднимаемся вдоль ручья к леднику (Фото 139), одеваем кошки и системы, и начинаем подниматься по 20о ледовому склону (Фото 140). Выше крутизна ледника увеличивается, поднимаемся к пологому заснеженному желобу (Фото 141). Здесь начинаются трещины. Поэтому связываемся и поднимаемся до верха желоба. Здесь снег заканчивается, и крутизна льда увеличивается до 40о. Делаем станцию и вешаем перила (Фото 142 -145). Вторая веревка проходит по более пологому склону. Двух веревок хватило, чтобы выйти на пологую часть ледника. Здесь ледник закрытый. Связываемся, подходим ближе к перевалу и ставим палатки (Фото 146 и 147).

Погода немного улучшилась. Облака поднялись и открыли перевал, но по-прежнему пасмурно с редкими прояснениями, когда просвечивает солнце. Периодически набегают черные тучи и поливают нас дождем и снегом. Двое участников пошли натоптать следы под перевальный взлет и попали под сильный град с дождем. Они вернулись, немного не дойдя до места, откуда надо вешать перила.

Фото 137. Вид в сторону пер. Красавица утром

Фото 138. Вид в сторону пер Красавица с боковой морены

Фото 139. Подход к леднику.

Фото 140. Подъем по леднику

Фото 141. Снежный желоб.

Фото 142. Прохождение первой веревки

Фото 143. Прохождение первой веревки.

Фото 144. Прохождение второй веревки.

Фото 145. Выход на пологую часть ледника и вид в сторону подъема.

Фото 146. Подходим по леднику ближе к перевалу.

Фото 147. Лагерь под пер. Красавица.

24.07.2021

День 14

день - облачно с прояснениями, с 15ч. пасмурно, дождь

вечер - облачно с прояснениями

М.н. - пер. Красавица (3А, 3474) - оз. В. Шавлинское

10 км

+200м -1300м

9 часов 05мин

С утра облачно, хребты закрыты. Выходим в 7.25. По мере нашего приближения к перевальному взлету облака поднялись, открыв обзор. Перевальный взлет в верхней части представляет собой узкий заснеженный кулуар со скальной ступенькой в середине. Поднимаемся по натоптанным следам по 35о снежному склону (Фото 148). Выше крутизна увеличивается до 45о. Впереди видна скальная ступень в кулуаре. Располагаемся под защитой скал от возможного падения камней немного правее и начинаем вешать перила (Фото 149). В кулуаре крутизна возрастает до 50-55о. Скальная ступень почти вся засыпана снегом, видна только верхняя часть. Скалы рыхлые, и каждый проходящий участник невольно сбрасывает камни. Выше скальной ступени несколько метров голого льда, а затем начинается снежно-ледовый склон крутизной 45о (Фото 150). Здесь первая веревка кончается. Вторая веревка выводит на седловину перевала (Фото 151 и 152). В 10.00 вся группа поднялась на перевал.

Сняли записку группы туристов турклуба «Ракета» г. Екатеринбург под руководством Спирина А.А. от 12.07.2021г. Положили свою записку и сфотографировались на перевале (Фото 153).

Седловина представляет собой мульду с высокой и крутой снежно-ледовой стенкой. Пологое дно мульды все занято большой чистой лужей. Так что устроиться можно только на осыпи под скалой (Фото 154). Спуск начали в 10.55, отойдя к правому краю. Здесь меньше вероятность попасть под камнепад. Проходим 3 веревки по ледовому 45о склону (Фото 155 и 156). Здесь начинается снег. Третья веревка немного не доходит до бергшрунда. Бергшрунд с нависающим верхним краем и перепадом высоты 2,5 метра. Четвертая веревка проходит бергшрунд и в конце выводит на 30о снежный склон, где можно идти ногами (Фото 157). Но немного ниже обнаруживаем крутой ледовый лобик, через который вешаем пятую веревку (Фото 158). Были падения камней со скал сверху. Их траектория пересекает нижнюю часть спуска. Необходимо быть осторожным и наблюдать за склоном. Все станции делали на ледобурах, сброс на ледобуре-самовыверте. Далее спускаемся ногами на пологое обширное снежно-ледовое поле, где в 13.55 остановились на обед. Вода в ручьях.

В 15.30 начали дальнейший спуск. Ниже начинается верхняя ступень ледопада. В это время налетает туман, видимость ограничена, и мы никак не можем просмотреть путь оптимального спуска через трещины. Но затем туман приподнялся и видимость открылась. Спускаемся у левого борта, обходя трещины (Фото 160). Крутизна ледопада не превышает 35о. Снега очень много, он плотный, хорошо забивает трещины. Довольно легко спустились на обширную пологую часть ледника между ступенями ледопада. Нижняя ступень больше разорвана, снега здесь меньше. Пришлось провести разведку оптимального спуска. Нашли путь у левого борта (Фото 161), затем смещаемся к центру и по крутому ледовому склону спускаемся на пологую часть ледника, где сливаются ветви ледника из-под пер. Красавица и пер. Зелинского (Фото 162). Пересекаем узкую срединную морену и уходим ниже к левому борту ледника. Раньше здесь выходили на левую боковую морену и продолжали спуск по ней. Теперь ледник сильно обтаял. Морена выглядит крутой. Приблизившись к ней, поняли, что это каменный чехол на крутом льду и есть опасность улететь вниз вместе с камнями. Продолжили спуск по леднику. Крутизна его начинает увеличиваться. Становятся видны озера под ледником и часть Верхнего Шавлинского озера (Фото 163). К концу крутизна ледника становится критической для прохождения в кошках. Аккуратно, но максимально быстро спускаемся с ледника на морену, снимаем кошки и отходим подальше. Ведь на льду много вмерзших камней, и с чехла слева периодически слетают камни.

Далее спускаемся по морене. Вскоре находим нечеткую тропку, помеченную туриками и идем по ней (Фото 164). Ниже тропа становится натоптанной и идет по верху старой морены (Фото. 165). Спускаемся по тропе к лесу выше Верхнего Шавлинского озера и у большого камня на краю морены в 19.30 встаем на ночлег (Фото 166). Здесь удобные площадки для палаток, есть кострище, ручей неподалеку.Координаты места ночевки N 50о01,961 E 87o27,124.

Фото 148. Начало подъема на пер. Красавица.

Фото 149. Начинаем вешать перила в кулуаре.

Фото 1505. Прохождение скальной ступени.

Фото 151. Вторая веревка выводит на седловину.

Фото 152. Выход на седловину пер. Красавица.

Фото 153. Группа на пер. Красавица.

Фото 154. На перевале Красавица.

Фото 155. Первая веревка спуска.

Фото 156. Вторая и третья веревка спуска.

Фото 157. Третья и четвертая веревка спуска.

Фото 158. Спуск с пер. Красавица.

Фото 159. Пер. Красавица с севера.

Фото 160. Начало спуска по верхней ступени ледопада.

Фото 161. Прохождение нижней ступени ледопада.

Фото 162. Вид ледника, ведущего к пер. Красавица.

Фото 163. У конца ледника становятся видны озера и левая морена, на которую надо спуститься.

Фото 164. Спуск по морене.

Фото 165. Спуск по морене к оз. Верхнее Шавлинское.

Фото 166. Устроились у большого камня на краю морены, не доходя до озера.

25.07.2021

День 15

день - пасмурно с прояснениями вечер - пасмурно с прояснениями

М.н. - оз. Н. Шавлинское - долина пер. Н. Шавлинский

10 км

-200м +500м

4 часа 40мин

Сегодня предстоит не тяжелый день. Поэтому спим подольше и выходим в 8.30. Обойти озеро Верхнее Шавлинское можно слева и справа. Справа необходимо пересечь участок крупногабаритной осыпи. Слева надо обойти с набором высоты скальный прижим в начале озера. Нам не хочется лазить по крупным камням, и мы обходим озеро слева. При обходе слева сходили к протоке между двух частей озера и полюбовались красивым видом (Фото 167). Здесь уже ходят отдыхающие с Нижнего Шавлинского озера. По хорошей тропе за 3 перехода в 12 часов пришли к Нижнему Шавлинскому озеру (Фото 169).

Выводы и рекомендации.

Перевал Красавица соответствует 3А к.с. Перевал двухсторонний. Есть камнеопасность, особенно при прохождении северного взлета. Сложность прохождения может изменяться в зависимости от количества снега и состояния ледопада. Спуск с ледника на левую морену усложнился и при дальнейшем обтаивании и увеличении крутизны ледника может понадобится навеска перил.

Фото 167. Вид с перемычки Верхнего Шавлинского озера.

Фото 168. Группа у Верхнего Шавлинского озера.

Фото 169. Нижнее Шавлинское озеро.

Пер. Счастливый

Категория сложности - 2А (радиально), ск.-ос. и сн.-лед.

Высота - 3230м, GPS - 3226м,

Координаты: N 50о06,949 E 87o30,213

Соединяет долину правого притока оз. Нижнее Шавлинское и долину второго левого притока р. Маашей.

Описание дается от оз. Нижнее Шавлинское радиально и обратно до места ночевки в долине правого притока озера Нижнее Шавлинское.

На озере Нижнее Шавлинское отдохнули, полюбовались его красотой и в 12.30 начали подниматься в висячую долину, где расположены перевалы Каракабак и Счастливый. Тропа идет вдоль правого берега ручья, вытекающего из висячей долины. Правда троп тут натоптано отдыхающими много. Выходим к краю осыпи, ручей прячется под камнями. Здесь тропа теряется. Поднимаемся какое-то время по краю крутой осыпи и затем выходим левее на лесной склон. Здесь обнаруживаем хорошую тропу. Видимо, внизу мы пошли не тем вариантом тропы и ушли на осыпь. По крутой тропе поднялись на выполаживание. Отсюда открывается прекрасный вид на Нижнее Шавлинское озеро (Фото 170). Далее по лесной тропе у края курумника приходим к небольшому чистому озеру, где в 13.10 остановились на обед.

После обеда в 15.45 продолжили подниматься по тропе сначала по травянистому склону, потом по старым моренным валам (Фото 171 и 172). Мест, где можно поставить палатки в этой долине мало. В 17.20 пришли к 2 хорошим площадкам, обложенным камнями, и поставили здесь палатки (Фото 173).Координаты места ночевки N 50о06,677 E 87o28,289. Стали искать воду, но поблизости ее нет. Нашли ручей и рядом площадку под палатку в 600 метрах дальше.Координаты места N 50о06,655 E 87o28,735.

Фото 170. Вид на озеро Нижнее Шавлинское сверху.

Фото 171. Подъем от небольшого озера, где мы обедали, идет по травянистому склону.

Фото 172. Впереди начинаются моренные холмы.

Фото 173. Место ночевки. Вдали виден пер. Нижний Шавлинский

26.07.2021

День 16

утро - малооблачно

день - солнечно, с 13ч. пасмурно, дождь

вечер - пасмурно

М.н. - пер. Счастливый (2А, 3230м, рад.)

5 км

+550м -550м

8 часов 40мин

С утра ясно. Сегодня идем на разведку перевала Счастливый. Берем все снаряжение, т.к. неизвестно, что нам может понадобиться. Один участник Усолкин остается в лагере охранять вещи. Выходим в 7.30. Идем по тропе, ведущей к пер. Нижний Шавлинский. Проходим место, где мы набирали воду, затем, поднимаемся по морене к крутой скальноосыпной ступеньке. По скалам стекает ручей и уходит под камни. Есть возможность поставить палатку.Координаты места N 50о06,528 E 87o29,427. Поднимаемся по крутой тропе, плохо заметной снизу, на верх ступени, и идем по пологому гребню морены до места, где надо уходить влево к пер. Счастливый.Координаты места N 50о06,434 E 87o28,962. В висячую долину перевала Счастливый ведет крутой осыпной склон с перепадом высоты 220 метров (Фото 174). В верхней части склона со скал стекает ручей и уходит под камни. Спускаемся в карман морены и поднимаемся по осыпи к пологой части долины. Отсюда становится виден рыжий скально-осыпной склон пер. Счастливый (Фото 175).

Перевальный взлет представляет собой скально-осыпной кулуар рыжего цвета.

В этом месте два участника Искусных и Пигарева решили вернуться в лагерь.

Дно долины усыпано крупными камнями. Поэтому мы решили подниматься к перевалу левым осыпным бортом. Здесь камни мелкие и средние. За один переход поднялись к верху рыжей осыпи под перевалом. Здесь путь преграждает гладкая скальная стенка крутизной 60о (Фото 177). В левой частиВысота ее около 12 метров, в правой - 7 метров. В правой части по скале течет ручей. К правой части гладкой скалы примыкает участок крутых наклонных скал, по которым можно забраться выше скальной стенки. Поднимаемся в этом месте, подстраховывая себя веревкой (Фото 178 и 179). Выше идет более пологий скальный участок средней крутизной 40о (Фото 180). В середине кулуара течет широко разлившийся ручей, поэтому подниматься можно только у левого и правого бортов. Но у левого борта иногда сверху сходят камни, поэтому продолжаем подниматься у правого борта. Подъем осложнен тем, что все скалы имеют гладкие наклонные поверхности и присыпаны мелкой осыпью. Приходится быть осторожным, чтобы не уехать. Выше ручей уходит под камни, кулуар начинает расширяться. Здесь уже в основном мелкая живая осыпь с выходами крупных камней крутизной 30-35о (Фото 181). На седловину перевала выводит скальный участок около 15 метров. Скалы легкие для лазания.

На седловину вышли в 13.05. Седловина широкая и пологая (Фото 182). Можно поставить палатки. Воды нет, но можно набрать снег из снежно-ледового кулуара на восточном склоне перевала (Фото 183). Полностью кулуар сверху не просматривается, т.к. изгибаясь уходит вправо. Нижнюю часть кулуара и вид на перевал Счастливый с востока можно увидеть на фотографии в отчете Кудоярова 2013г. www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7048 или отчете Сурикова 2015г.

(турклуб «Плющиха», Москва) (Фото 184).

Тура не обнаружили. Сложили свой, вложили записку и сфотографировались (Фото 185). Погода начала портиться, и мы в 14.00 начали спуск с перевала. Спускались на скальных участках осторожно, чтобы не поскользнуться на наклонных скалах. По скальной стенке спустились по сдвоенной веревке, закрепленной на расходной петле на скалах слева (Фото 186 и 187). Здесь обнаружили небольшой истлевший кусок веревки, что подтвердило давнее прохождение перевала туристами. Набрали воды из ручья, текущего по стенке. Это оказался вкусный нарзан, т.к. породы вокруг железистые. Далее спустились по мелкой рыжей осыпи и шли по дну долины. Крупные камни здесь уложены довольно ровно и идется легко. Только при приближении к спуску в основную долину начинаются каменные складки из крупных камней, где нужно лазить. В это время начался дождь. Спустились по осыпи на тропу и в 17.30 вернулись в лагерь.

Фото 174. Осыпной подъем в висячую долину пер. Счастливый

Фото 175. Перевал Счастливый выделяется рыжим цветом

Фото 176. Вид сверху на дно долины под пер. Счастливый.

Фото 177. Скальная стенка преграждает путь.

Фото 178. Подъем по скалам у правого борта.

Фото 179. Подъем по скалам и выход в кулуар над скальной стенкой.

Фото 180. Кулуар над скальной стенкой.

Фото 181. Верхняя часть кулуара пер. Счастливый.

Фото 182. Седловина перевала Счастливый.

Фото 183. Вид с пер. Счастливый на восток (начало снежно-ледового кулуара).

Фото 184. Вид на пер Счастливый с востока (фото из отчета Сурикова 2015г.)

Фото 185. Сложили свой тур на седловине.

Фото 186. Спуск по скальной стенке

Фото 187. Спуск по скальной стенке.

Фото 188. Вид на пер. Счастливый с запада от низа рыжей осыпи.

Пер. Каракабак

Категория сложности - 2Б, скально-осыпной

Высота - 3350м, GPS - 3180м,

Координаты: N 50о08,010 E 87o28,760

Соединяет долину правого притока оз. Нижнее Шавлинское и долину р. Каракабак. Описание дается от места ночевки в долине правого притока озера Нижнее Шавлинское до Чуйского тракта.

27.07.2021

День 17

день - облачно с прояснениями, после 12ч. пасмурно, дождь, ветер

вечер - пасмурно

М.н. - пер. Каракабак (2Б, 3350м) - д.р. Каракабак

11 км

+740м -950м

9 часов 20мин

Утро пасмурное. Выходим в 7.05. Немного возвращаемся назад по долине и за один переход поднимаемся по крутому осыпному склону в висячую долину перевала Каракабак. Дно долины холмистое (Фото 189). Это старые морены, местами заросшие травой. Поднимаемся, выбирая травянистые участки. В одном месте прошли небольшое озерцо.

Можно поставить палатку, но место не самое удобное.Координаты места N 50о06,949 E 87o30,315. Далее долина поворачивает правее и становится виден перевал Каракабак (Фото 190). Трава кончилась, дальше только камни и выходы скал. У одного из скальных выходов вытекает ручей и метров через 20 снова уходит под камни. Но палатку тут не поставить.Координаты места N 50о07,423 E 87o27,894. Метров через 350 у левого борта наверху моренного холма можно поставить палатки. Здесь мелкие камни и относительно полого. У правого борта напротив этого места с выходов скал стекает ручей. Выше выходим на перевальный склон. Крутизна склона возрастает до 30-35о. Осыпь очень живая, камни мелкие и средние. Идется тяжело. В это время начинается дождь. Входим в перевальный кулуар. Здесь слева по ходу видна седловина, но она ложная (Фото 193). Кулуар поворачивает правее и сужается. Верхняя часть кулуара, выводящего на седловину, узкая, и чтобы войти в него надо преодолеть лазанием небольшую скальную ступень. Но есть вариант обхода: справа по ходу по скальным полкам можно выйти на пологую осыпную полку выше, и по ней выйти к седловине, чем мы и воспользовались (Фото 194). В 13.35 поднялись на перевал. Седловина маленькая и узкая. Могут стоять только 2 человека. Поэтому сфотографировались под седловиной (Фото 195).

Сняли записку группы туристов «Ювента» г. Новосибирск под руководством Пономарева Сергея от 6.07.20г.

Дождь и ветер подгоняют нас, спуск начали в 14.00. На восточную сторону седловина обрывается вертикальной стенкой высотой несколько метров, далее идет крутой снежник 60о, выводящий на скалы. Под ними видна осыпная полка. Одной сдвоенной пополам веревки 55м как раз хватило до этой полки. Крепим веревку за расходную петлю, накинутую на скалу на седловине. Спускаемся на осыпную полку (Фото 196 и 197). На полке немного дальше есть скальный выступ, за который крепим вторую петлю. Спускаемся по второй веревке по полке, уходящей круто вниз (Фото 198 и 199). На второй половине веревки есть 2 варианта спуска. Первый - спускаться до конца полки и затем по крутой осыпи спускаться вправо на снежник под скалами. При этом возникает маятник, и веревка сбрасывает сверху камни. Второй - на второй половине веревки уходить с полки правее на крутые скалы и вертикально спускаться по скалам на снежник. После опробования первого варианта, спускались вторым. Последний спускался по двойной веревке. Закончили спуск в 16.20.

Далее спускаемся по 30о снежнику и живой осыпи на пологий ледник. Спускаемся по центру ледника. Нам надо спуститься к тропе на правом берегу реки, вытекающей изпод ледника. Но если сразу уходить к правому борту ледника, то придется преодолевать глубокие промоины многочисленных ручьев. Поэтому уходим к правому борту только в конце ледника (Фото 202). Дальше спускаемся вдоль правого берега реки. Тропа плохо читается и отмечена редкими туриками. Ниже она становится заметнее. Вскоре тропа уходит от реки и идет по моренным валам. Приходим к окончанию морен, где внизу расположено проточное озеро (или широкий разлив реки). У верхнего края озера есть осыпная перемычка. Спускаемся к ней и переходим на левый пологий травянистый берег (Фото 203). Вода в озере мутная, но слева в реку, вытекающую из озера, впадает чистый ручей. Отсюда идем по хорошо натоптанной тропе вдоль левого берега до верхнего Каракабакского озера. Проходим осыпной участок и на зеленой поляне в 19.30 ставим лагерь (Фото 204). Вода в озере мутная, но есть у берега участки с чистой водой, вытекающей из-под камней.

Фото 189. Висячая долина перевала Каракабак

Фото 190. За поворотом долины становится виден пер. Каракабак

Фото 191. Перевальный взлет пер. Каракабак. Седловина закрыта скалами.

Фото 192. Вид в долину с перевального взлета

Фото 193. Ложная седловина. К перевалу надо идти за скалу направо.

Фото 194. Обход узкого кулуара по скалам и пологой осыпной полке.

Фото 195. Группа у седловины перевала. На седловине нет места.

Фото 196. Спуск с седловины.

Фото 197. Спуск с седловины на осыпную полку.

Фото 198. Начало спуска по второй веревке.

Фото 199. Спуск по второй веревке.

Фото 200. Пер. Больших спортсменов (3А) - 1, и пер. Мордовия (3А) - 2 со снежника под пер. Каракабак.

Фото 201. Вид на пер. Каракабак с ледника Каракабак.

Фото 202. Спустились с ледника у правого борта. 1 - пер. Больших спортсменов, 2 - пер. Мордовия.

Фото 203. Спустились с морен и перешли на левый берег проточного озера.

Фото 204. Лагерь у верхнего Каракабакского озера.

28.07.2021

День 18

Утро - облачно

день - облачно, после 15ч. пасмурно, дождь вечер - облачно с прояснениями

М.н. - д.р. Маашей. - р. Чуя - Чуйский тракт

20 км

-900м +120м -90м

5 часов 10мин

С утра облачно. Налетают низкие облака, но между ними просвечивает солнце. Немного посушились после вчерашнего дождя и утренней росы. Выходим в 9.45. Проходим по тропе вдоль верхнего и нижнего Каракабакских озер (Фото 205 и 206). У конца верхнего озера есть еще хорошие места для стоянки. У нижнего озера удобных мест нет. Но за озером тропа входит в лес, где стоит много палаток отдыхающих туристов. Спускаемся по лесной тропе к разливам реки, а затем тропа снова поднимается на склон и идет высоко над рекой. При приближении к р. Маашей тропа спускается на уровень реки Каракабак. Здесь стоит домик и два стола с навесами (Фото 207). Домик закрыт на замок. Остановились здесь в 12.05 на обед. Воду брали в реке. В 13.50 пошли дальше. Спустившись немного ниже, тропа поворачивает налево вдоль р. Маашей, забирается на склон и идет высоко над рекой. Через некоторое время тропа превращается в дорогу. По дороге приходим к поляне с разными постройками. Когда-то раньше здесь была летовка алтайцев. У нас кончился сахар, и мы надеялись разжиться им здесь. В новом доме из трубы шел дымок (Фото 208). Но в доме никого не оказалось. Подождали минут 10, но так никто и не появился. Пошли дальше и в 16.10 подошли к р. Чуя и спустились к мосту через нее. При подходе к мосту нас настиг сильный ливень. Хорошо, что рядом с мостом стоял небольшой навес. Спрятались под ним и полчаса пережидали дождь. Когда дождь кончился перешли Чую по мосту (Фото 209). За мостом дорога уходит налево вдоль реки к пос. Чибит. Мы же уходим по тропе направо к Чуйскому тракту в районе остатков Акташской ГЭС. Тропа поднимается наверх к небольшому перевалу, который надо пройти, чтобы обойти прижим. Последние метры проходят по крутым скалам и приводят к узкой седловине, где может пройти только один человек (Фото 210). Далее тропа спускается вниз и проходит по лугам и небольшим перелескам. Перед выходом на ровный берег у Чуйского тракта приходится преодолеть еще один скальный прижим (Фото 211). Близко к Чуйскому тракту не подходим, т.к. там стоит много палаток отдыхающих, приехавших на автомобилях. Поэтому, отойдя метров 200 от скального прижима, в 18.10 ставим палатки на берегу реки.

На этом наш заявленный маршрут закончен.

Выводы и рекомендации.

Перевал Каракабак соответствует 2Б к.с. Перевал односторонний. Определяющая сторона восточная. Но подход с западной стороны трудоемок.

Фото 205. Верхнее Каракабакское озеро

Фото 206. Нижнее Каракабакское озеро.

Фото 207. Место обеда недалеко от слияния с р. Маашей

Фото 208. Поляна с постройками

Фото 209. Переходим Чую по мосту.

Фото 210. Узкая седловина небольшого перевала на пути к Чуйскому тракту.

Фото 211. Обход скального прижима перед Чуйским трактом.

29.07.2021

День 19

Утро - ясно день - ясно вечер - ясно

М.н. - «гейзерное» озеро - пос. Акташ

6 км

+30 -110м

2 часа 00мин

Выход и отъезд

У нас еще оставались 2 запасных дня. Проводить их в городе не хотелось, решили отдохнуть в пос. Акташ. Группа Романцовой, которая закончила маршрут на несколько дней раньше, порекомендовала нам это при связи по спутниковому телефону. По карте увидели, что в 6 километрах от нас находится красивое «гейзерное» озеро. Это местная достопримечательность, там должно быть много посетителей на машинах и оттуда легче уехать в Акташ, чем ловить машины на тракте.

С утра солнечно. Выходим в 9.00. Идем по тропе по травянистой ложбине вдоль Чуйского тракта (Фото 212). Вскоре тропа превращается в грунтовую дорогу. Чуйский тракт и ложбина поворачивают левее, и мы проходим мимо частного дома с хозяйственными постройками. Пройдя немного дальше вдоль тракта, в 11.10 подходим к турбазе «Маленький рай». Отдыхающих на машинах много. Проход к озеру только через турбазу. Он платный, 100 рублей с человека. Оставили рюкзаки у входа под присмотром женщины-контролера и сходили посмотреть озеро. Идти к нему надо через болотистое поле по деревянному настилу. Озеро красивое с чистой голубой водой и характерными узорами на дне от бьющих снизу родников (Фото 213).

После осмотра озера поговорили с местными жителями, и они дали нам номер телефона местного водителя. Связались с ним и вскоре он приехал на УАЗе и отвез нас в Акташ (100 руб. с человека). Водитель Евгений, тел. +7-983-589-71-54.

В пос. Акташ многие сдают жилье туристам. Мы устроились на ул. Ленина, 32, недалеко от центральной площади, где много магазинов. Хороший 2-этажный отдельный домик с 2 комнатами на 3-4 человека и кухней, новая баня, рядом небольшой раскладной бассейн. Есть беседка со столом и мангал. Все для хорошего отдыха.

За 2 дня отъелись, попарились в бане, постирались и посушились, походили по окрестностям.

31-го утром за нами приехала машина и к вечеру мы приехали в аэропорт Барнаула.

Переночевали в аэропорту и утром улетели в Москву.

Фото 212. Идем по тропе вдоль Чуйского тракта к «гейзерному» озеру

Фото 213. «Гейзерное» озеро.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Нашей группой пройден хороший и технически насыщенный поход 5 к.с. по красивому и интересному району Алтая - Северо-Чуйскому хребту. Так как все участники кроме руководителя были на данном хребте впервые, то мы решили побывать в наиболее интересных долинах района - д. р. Маашей, д. р. Шавла, д. р. Карагем, д. р. Актру, д. р. Джело. Перевалы выбирали интересные с технической точки зрения для отработки индивидуальной техники и схоженности группы и получения нового опыта.

Группой пройдены разнообразные перевалы, получена свежая информация и составлены описания по редко проходимым перевалам Академика Гинзбурга, Латвийский и Счастливый.

Перевал Академика Гинзбурга пройден второй раз. Первый раз он был пройден группой Сафонова в 2011г. со спуском через вершину и перевал Тамма в долину Карагема.

Мы же прошли перевал со спуском на л. Прав. Маашей через пер. Маашей.

Перевал Счастливый был пройден давно и неизвестно кем и когда. Никакой информации о нем мы не нашли. При проведении разведки радиально взошли на седловину перевала с запада и составили его описание. И теперь с учетом того, что есть фотография перевала с востока, мы имеем практически полную информацию о перевале.

Погода была больше пасмурная и дождливая, но были и солнечные дни, когда проходили перевал Латвийский и по долине р. Карагем. Часто бывало, что над хребтами сгущаются тучи и идет дождь, а в долине в это время солнечно. Ночных морозов почти не было, а была небольшая плюсовая температура по ночам.

Крутые ледовые склоны перевалов были свободны от снега, что исключало лавинную опасность. Это облегчило нам выбор тактики прохождения, особенно на пер. Латвийский, который по описаниям лавиноопасен. Но на более пологих склонах было очень много снега. Из-за лавинной опасности мы не стали спускаться с пер. Академика Гинзбурга напрямую, а спустились через пер. Маашей.

Участники получили опыт прохождения перевалов 3А к.с., улучшили и закрепили технические навыки, упрочили свои знания по тактике и отработали командное взаимодействие.

В результате хорошей технической и физической подготовки группы маршрут был пройден полностью без изменений и в установленные сроки.

Немаловажной задачей пройденного горного похода было его прохождение в дружеской атмосфере. Внимательность по отношению друг к другу, взаимовыручка, полная отдача на сложных этапах маршрута и общий досуг сплотили участников группы, превратив её в настоящую команду. Все остались довольны походом.

Использованные материалы

перевал Кзылташ (2А) http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=040958&page=1 Симонов 2017г.

перевал Джело (2Б) http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=040958&page=1 Симонов 2017г. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9571 Вишняков 2020 перевал Академика Гинзбурга (3А)

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5520 Сафонов 2011 перевал Маашей (2Б)

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9571 Вишняков 2020 перевал Латвийский (3А)

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7450 Сейкин 2014 http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=037281&page=1 Картаев 2009

перевал Красавица (3А)

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9175 Львов 2019 перевал Счастливый (3А)

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7045 Кудояров 2013 перевал Каракабак (2Б)

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5520 Сафонов 2011 А также карты и космоснимки на сайте nakarte.me

Групповое снаряжение

Карабин

Ледовый инструмент с молотком

шт

Комплект скальных крючьев (лепестки-6шт, швеллер-1шт)

Прочее:

Заброска рюкзаков в а/л Актру

Проживание в пос. Акташ

Трансфер пос. Акташ - Барнаул

Барнаул - Москва (самолёт, Шереметьево)

Продукты на 21 день

Газ Kovea (16 баллонов по 450 гр)