Автор: Андрей Потапенко, г.Москва

Отчет о горном маршруте 6 к.с. по Ц. Памиру сборной команды Москвы в период с 17 июля по 15 августа 2021 года. Часть 3.

перевал Выгодный (2А, 5097)

перевал Выгодный

N38.45736° E72.22299° - выход на гребень

N38.45676° E72.22486° - начало спуска

обход ледопада СВ ветви лед. Ракзоу

Ключевые трудности

подъём: сн склон, лд взлёт 15 м/60° (1 верёвка перил и одновременно)

спуск: лд-сн-ос кулуар 500 м/40-30° (2 верёвки перил)

самостоятельного значения не имеет, обходит разорванный участок ледника, тур на высшей точке гребня

Подойдя к перевальному склону, традиционно отправили связку-двойку на обработку финального взлёта, остальные участники подтянулись к ключевому участку чуть позже. На гребень вышли по перилам на крутой ледовой стенке (15 м/50°/лд), далее в связках поднимались по снежно-ледовому склону, который двумя ступенями (до 35°/лд-сн) выводит к скально-снежному горбу. Здесь тур. До места начала спуска прошли ещё дальше по гребню к следующей седловине.

Верхняя часть спускового кулуара залита льдом, провесили 2 верёвки на ледобурах (100 м/40-35°/лд-сн). Ниже склон становится снежным, он крут, но тут снег протаял необычными корытообразными ступенями, сорваться практически невозможно.

Ещё ниже ушли налево со снега на осыпь, склон постепенно становится положе, до 30°. Далее через узкие ворота между массивами тёмных скал спустились по руслу ручья до береговой морены ледника. После короткого отдыха вышли по осыпным увалам левого борта ледника к большой песчаной поляне на стрелке ветвей ледников. Здесь течёт чистый ручей, песок горячий, как на южном пляже. Райское место! Останавливаемся на обед. От перевала 53 мин чхв.

После горячего обеда и хорошего отдыха приспустились по левобережной морене северной ветви ледника до места, откуда, как нам показалось, пересечение ледника будет проще. Надели кошки, вышли на тело ледника и начали его пересекать в сторону устья западного притока, в верховьях которого находится наш следующий перевал. Ледник открытый, проход по леднику хорошо читается. Кругом фантастические виды, со всех сторон нас окружают мощные ледопады и красивые вершины. От обеда до слияния северной и западной ветвей ледника 52 мин чхв.

Фото 13-1. Спускаемся в облаке...

Фото 13-2. Спуск по леднику Ракзоу.

Фото 13-3. Подход к перевалу Выгодный.

Фото 13-4. Обработка ледовой стенки.

Фото 13-5. Вид на слияние ветвей ледника Ракзоу.

Фото 13-6. Панорама с купола перевального гребня на запад.

Фото 13-7. Панорама с купола перевального гребня на юг.

Фото 13-8. Путь к спусковому кулуару.

Фото 13-9. Станция для перил на льду.

Фото 13-10. Начало спускового кулуара.

Фото 13-11. Выкат спускового кулуара.

Фото 13-12. Спуск вдоль ручья.

Фото 13-13. Остановка на песчаной поляне.

Фото 13-14. Панорама с перевалом Выгодный. 5.14. перевал Самара (3Б, 5260, п/п)

перевал Самара первопрохождение

N38.46401° E72.16735° - выход на гребень

N38.46355° E72.16498° - тур, начало спуска

зап. ветвь лед. Ракзоу - лед. Захарченко

Ключевые трудности

подъём: закрытый ледник, фирновые поля 60 м/30°, сн гребень 300 м (одновременно)

спуск: сн-лд купол 150 м/30-90°, лд склон 450 м/60-50°, ск склон 250 м/50-90° (18 верёвок перил), сн-лд склон 200 м/40-30°, (попеременно и одновременно)

Язгулемский хребет

Идея прохождения этого перевала витала в воздухе давно, многие «точили зуб» на красивый северный гребень вершины 5254. Название «Одесса-2» есть на старых фото и картах, но информации о прохождении не было никакой. Георгий Сальников предположил, что название закралось на карты по ошибке - поскольку у соседнего перевала Одесса две седловины, кто-то мог на бумажных фото указать стрелку не в то место - вот оно и осталось.

От слияния северной и западной ветвей ледника Ракзоу начинаем подъём по ледовым заглаженным волнообразным ступеням вдоль центральной морены. Ледник открытый, голый ровный лёд. От места впадения двух левых ледопадных притоков на леднике появляется снег, а за очередным ледовым взлётом начинается пологий заснеженный участок с большим количеством скрытых трещин. Первая связка часто ловила тропящего, «нашедшего» очередную трещину. На этом участке продвигались вперёд очень медленно.

Чем выше поднимались, тем снега становилось больше, и тем сильнее он был зафирнован, мы пошли гораздо быстрее. А ещё выше вышли на обширные снежные поля верхнего цирка. Установили лагерь в широкой мульде рядом с ледниковой ямой, в которой нашли воду. От устья ледника поднимались 2:30 чхв.

11 августа 2021

подъём на пер. Самара - спуск по западному контрфорсу северного гребня

От места ночёвки ранний выход. По подмороженным снежным склонам (30-35°) за 1:09 чхв поднялись на пологий гребень Язгулемского хребта. Далее по южной стороне гребня траверсировали 250 м налево по ходу до седловины перевала (10 мин). Прямой выход снизу на седловину тоже возможен, но склон там круче. На скалах восточного гребня вершины 5254 сложили тур. Следов пребывания людей не обнаружили. На перевале возможна ночёвка либо в маленькой мульде прямо у тура, либо на снежном куполе на северном склоне.

Со снежно-ледового купола на северной стороне вершины 5242 за ледовым перегибом спуск не просматривается, только далеко внизу виден выкат к северному гребню. Выйдя на купол, мы сделали две разведки - прямо вниз и налево по ходу на западную часть купола.

Разведка «прямо вниз» увидела за перегибом широкий горизонтальный разлом, прохода вниз не обнаружили. Позже, с пер. МВТУ (фото с большим зумом) увидели, что были какие-то перспективы прохода у западного смыкания разлома, но сейчас сверху всё выглядело очень страшно. Тогда мы ещё не знали, что это был единственно правильный путь.

Разведка «налево по ходу» увидела начало обхода верхней части купола, как на фото 2018 года. Мы полагали, что сможем вернуться на гребень после обхода купола. Но по факту оказалось, что спуск с купола заканчивается отвесным ледовым сколом на полную верёвку и не выводит на целевой гребень.

Начали спуск с трёх перильных верёвок вдоль западной стороны купола до ледового обрыва. Склон становится всё круче и круче (150 м/30-60°/сн-лд). 4-й отвесная верёвка до основания ледовой стены (50 м/90-80°/лд). От подножия стены сделали разведку выхода на гребень. Участник вышел на полверёвки направо по ходу и не увидел разумного пути, там был длинный траверс по крутым обледенелым скалам. Оставалось только валить прямо вниз. Поверхность скола над ледовым склоном была ровной, без разломов и сераков, опасность обвала была минимальна.

Далее 8 верёвок подряд по крутому ледовому склону (450 м/60-50°/лд) до выхода на левый по ходу скальный контрфорс. Станции на ледобурах, сброс через проушины.

13-я верёвка идёт прямо вниз по простым разрушенным скалам (50 м/40-45°/ск). Дальше скалы становятся монолитными и идут вниз вертикальными уступами по 10-15м. 14-я верёвка выводит на наклонную полку, по которой ушли налево по ходу, подальше от кулуара, по которому постоянно летят камни. После 15-й верёвки вышли на скальный уступ, с которого начинаются две финальные отвесные верёвки до конца скал (100 м/80-70°/ск). Станции делали на скальных крючьях и петлях на скальных уступах. Группа собралась снизу под защитой большого камня на границе скал и ледника. От верха купола 10:40 напряжённой работы.

Начали спуск по леднику уже в сумерках. Вдоль лавинных желобов спустились прямо вниз через две трещины до осыпного выноса (100 м/40°/сн-лд). При пересечении мостов попеременная страховка. Следующую большую трещину обошли по мосту в 100 местах слева по ходу. Ниже трещины по наклонной полке ушли траверсом к правому борту ледника, перед выходом на лавинный конус провесили перильную верёвку (30 м/50°/сн-лд). Далее прямо вниз к карману на слиянии ледниковых потоков, где на безопасной ледовой полке уже в темноте встали на ночёвку. От конца скал спускались 1:40.

12 августа 2021

полуднёвка - спуск по лед. Захарченко - правобережная морена - озеро 3700

После тяжёлого предыдущего дня сделали заслуженную полуднёвку. Привели в порядок пострадавшее снаряжение, отдохнули и вышли вниз только после обеда. Через 15 мин спуска по открытому леднику ушли направо на осыпи правого берега. Перебираясь через осыпные холмы, за 40 мин спустились вдоль ледника к началу зелёной морены. Ещё за 30 мин по осыпям и травянистым склонам моренного кармана вышли к озеру на слиянии ледников Захарченко и Язгулемский.

Здесь уже полноценный отдых, купание... Спортивная часть похода закончена, осталось перейти простой перевал и выйти к людям.

Выводы:

Ключевое место перевала - выход с верхнего купола на северный гребень - подвержено сильным сезонным изменениям. Линию спуска мы планировали по самому свежему фото, которое было в нашем распоряжении, от 2018 года (5кс, рук. С.Науменко, Новосибирск). Но текущее состояние оказалось совсем другим. После обхода купола слева мы не смогли выйти на целевой гребень, и были вынуждены спускаться до самого ледника по параллельному контрфорсу, гораздо более длинному и сложному. Наш вариант спуска был ошибочным и имеет сложность 3Б. Рекомендуем строго держаться линии северного гребня, тогда категория может быть снижена до 3А.

Фото 14-1. Начало подъёма к перевалу Самара.

Фото 14-2. Заход к перевалу Одесса.

Фото 14-3. Путь наверх.

Фото 14-4. Подъём к левому борту ледника.

Фото 14-5. Снежные поля верхнего цирка.

Фото 14-6. Взгляд назад на ледник Ракзоу.

Фото 14-7. Подъём к перевалу.

Фото 14-8. Подъём на гребень

Фото 14-9. Сбор группы под перевальным гребнем.

Фото 14-10. Перевальный гребень

Фото 14-11. На гребне.

Фото 14-12. Панорама с гребня на север.

Фото 14-13. Начало спуска на север.

Фото 14-14. Перевальный тур.

Фото 14-15. Первопроходцы на Самаре.

Фото 14-16. Дальнейший путь группы.

Фото 14-17. Потенциальный перевал в Ванчском хребте.

Фото 14-18. Спуск к куполу.

Фото 14-19. Вид с купола назад на гребень.

Фото 14-20. Фрагмент фото 2018 года С.Науменко, с купола виден спуск на С гребень.

Фото 14-21. Разведка «прямо вниз»

Фото 14-22. Разведка обхода слева

Фото 14-23. Северная сторона перевала Самара. Фиолетовый пунктир - правильный путь.

Фото 14-24. Начало спуска.

Фото 14-25. Подход к краю скола.

Фото 14-26. Отвесный спуск по сколу.

Фото 14-27. Разведка выхода на гребень.

Фото 14-28. Станция под ледовым сколом.

Фото 14-29. Спуск к ледовому склону.

Фото 14-30 и 14-31. Начало спуска по ледовому склону.

Фото 14-32 и 14-33. Спуск по ледовому склону.

Фото 14-34. Спуск по сколу и путь разведки.

Фото 14-35. Вид вниз. Путь спуска по леднику.

Фото 14-36. Отвесные верёвки по скалам.

Фото 14-37. После 14-й верёвки

Фото 14-38. Верхняя часть спуска. Купол, скол и ледовая полоса.

Фото 14-39. Вид с перевала МВТУ (максимальный зум).

Виден большой разлом над северным гребнем. Фиолетовый пунктир - правильный путь.

Фото 14-40. Средняя часть спуска. Скальный гребень.

Фото 14-41. Спуск по скальным уступам.

Фото 14-42. Нижняя часть спуска. Выход по леднику.

Фото 14-43. Лагерь у основания северного гребня.

Фото 14-44. Ремнабор в деле.

Фото 14-45. Крепыши-забойщики.

Фото 14-46. Панорама северной стены Язгулемского хребта.

Фото 14-47. Панорама Язгулемского ледника и северной стены Язгулемского хребта.

Фото 14-48. Перевал Одесса с морен ледника Захарченко.

Фото 14-49. Перевал Дусти-Чап (?).

Фото 14-50. По зелёному карману морены вниз к озеру.

Фото 14-51. Спуск к озеру 3700.

Фото 14-52. Путь по моренному карману.

Фото 14-53. Озеро 3700 (Захарченко).

Фото 14-54. Ледник Язгулемский, выход на правый борт.

перевал МВТУ (2А, 4597)

перевал МВТУ

N38.51327° E72.11270°

лед. Язгулемский - лед. Правый Дустироз

подъём: конгломератно-ос склон 400 м/30-45°, ос склон 300 м/30-45°

спуск: лд склон 30 м/60-40° (1 верёвка перил), закрытый ледник (одновременно)

Ванчский хребет, другое название - Дустироз

У нас была задумка пройти первопроход в Ванчском хребте с ледника Язгулемский на ледник Правый Дустироз через седловину 4900. Про хороший заход к этой седловине с юга было описано в отчёте 5138 (1988, 5кс, А.Лебедев, Москва). Спуск на север хорошо просматривается на космоснимках. К сожалению, на финише маршрута идти на сложный первопроход без достаточного количества запасных дней. Тем более, что ещё предстоял спуск по сложной долине. Перевал МВТУ мы готовили как запасной вариант, поэтому проблем с его прохождением не возникло.

13 августа 2021

пересечение лед. Язгулемский - подъём на пер. МВТУ - спуск на ЮЗ ветвь лед. Правый Дустироз

От ночёвки на озере 3700 пересекли песчаную поляну и вышли к левому борту ледника Язгулемский. Ледник относительно ровный, короткие спуски-подъёмы по осыпным холмам чередуются с участками ровного льда. Вышли на правый берег ледника и немного приспустились до промоины в боковой морене. От озера 50 мин. Далее по карману правобережной морены за 30 мин спустились до тёмно-серых осыпей справа по ходу, по которым идёт долгий и утомительный подъём к перевалу МВТУ. Осыпь на всем протяжении подъёма живая, а в верхней чести нижнего взлёта оголён конгломератный камнеопасный склон. За 1:50 набрали 400 м высоты до перегиба. За перегибом крупная осыпь, воды нет. Далее прямо вверх по осыпным распадкам в направлении открывающейся седловины перевала. В верхнем перевальном цирке встали на обед, воду нашли в талом ручье между камнями. От перегиба 52 мин чхв. На всём протяжении подъёма хорошо виден участок Язгулемского хребта от вершины Ракзоу (6216) до вершины 5640 с перевалами Одесса, Самара и Седло Ржепаковского.

При кажущейся близости седловины нашего перевала, подъём на неё долгий и трудоёмкий. Сначала поднялись по снежному склону, крутизна плавно увеличивается (200 м/20-35°). Потом по крутой подвижной осыпи со скальными островками (200 м/35-45°/ос-ск). В верхней части склон вычищен до конгломерата, и идущий первым местами делал ступени. От места обеда до седловины 1:30 чхв. На седловине перевала крупноблочные камни и снежно-ледовый карниз на северную сторону.

На северную сторону до выката на ледник всего одна верёвка. Сверху 3м отвесного снега, за которым ледовый склон (30 м/60-40°/лд), ещё ниже бергшрунд, который можно просто переступить, и финальный снежный выкат (100 м/30-20°/сн).

По леднику в связках подошли к правому краю верхнего снежного плато под скалами северного отрога пика Соколова. По уступу ледника, лавируя между трещинами, спустились на ледовые поля центральной части ледника Правый Дустироз. На осыпях нунатака встали на ночёвку. От перевала 46 мин.

Фото 15-1. Путь к перевалу МВТУ.

Фото 15-2. Живой осыпной склон к уступу долины.

Фото 15-3. Вверх по живой осыпи.

Фото 15-4. Финальный взлёт на перевал.

Фото 15-5. Группа на перевале (+ фотограф).

Фото 15-6. Спуск по ледовой стенке.

Фото 15-7. Выход на пологий ледник.

Фото 15-8. Сбор группы под перевалом.

Фото 15-9. Горы правого борта долины Правый Дустироз.

Фото 15-10. Восточный угол цирка ледника Правый Дустироз.

Фото 15-11. Путь обхода нунатака.

Фото 15-12. Выход к ручью в долине.

Фото 15-13. Панорама верховьев ледника Правый Дустироз.

долина реки Дустироз

14 августа 2021

спуск по долине реки Дустироз - пересечение ледника - спуск по каньону

От лагеря траверсировали направо по наклонным ледовым полям и спустились по крупно-осыпной лощине вдоль правого борта нунатака. Далее по осыпным гребням вышли к ручью с небольшим подпруженным озером. От лагеря 32 мин.

Затем перебродили ещё один ручей у правого берега долины и пошли вниз по пологим осыпным и галечным террасам. Ниже долину перекрывает безымянный ледник, стекающий из левой боковой долины. До многолетнего снежного моста у языка ледника дошли за 1:55 чхв. Перешли на левый берег и по крутому конгломератному склону (40 м/40°) поднялись на морену правого борта ледника, пересекли разорванные участки льда и вышли на моренными гряды левого борта. С левого борта ледника спустились в долину по крутой промоине, далее по травянисто-осыпным склонам вышли к зелёным полянам левого берега реки Правый Дустироз. От снежного моста 46 мин.

От зелёных полян назад по ходу виден перспективный проход наверх к снежному мосту по ледовому взлёту между скалами правого борта и языком ледника. Со снежного моста мы подходили к краю этого склона, но не решились там пройти, т.к. спуск до самого низа сверху не просматривался.

На космоснимках на морене левого борта ледника можно разглядеть серпантин тропы. Сейчас этот участок сильно обсыпан, и по остаткам этой тропы подъём вряд ли возможен.

Далее спускаемся по травянистым террасам и осыпным полям левого берега. За 700 м до слияния с рекой Левый Дустироз по снежному мосту перешли на правый берег реки Правый Дустироз. По отчётам прошлых лет мы знали, что ниже будет ещё несколько снежных мостов, по которым мы рассчитывали ниже слияния с рекой Левый Дустироз перейти на левый берег до входа в каньон. Но по факту все мосты ниже по течению были растаявшими, мы находили только их остатки в виде парных заледеневших снежников по обоим берегам реки. В результате мы подошли к каньону по правому берегу. От ледника 1:02 чхв. Попытка перебродить реку перед каньоном на левый берег не удалась. Даже в местах разлива основной поток был быстр и многоводен.

Вошли в каньон по правому берегу и через многочисленные прижимы продвигались вперёд. Общая длина каньона около полутора километров, большая часть пути идёт по узкой крупногалечной полосе вдоль потока воды. Иногда проходили прижимы по колено в воде, а два раза пришлось подниматься наверх по осыпям и конгломератам для обхода над скалами. Прошли каньон за 1:07 чхв. Ниже на левом берегу уже видны берёзовые заросли, к которым нам надо выходить.

На выходе из каньона на травянистой береговой террасе встали на обед. Пошёл дождь, группа укрылась под тентом. Пока готовилась еда, сделали разведку возможной переправы, т.к. спускаться далее по реке было невозможно, ниже она втекает в непроходимый каньон. Есть места, где река Дустироз разливается на 3-4 рукава, но сейчас в середине дня брод невозможен. Решили вставать на ночёвку и пытаться переправиться рано утром следующего дня.

15 августа 2021

брод на левый берег - «дорога» - промоины - долина Абдукагор - выход к тросу

Ранний подъём. Попытка перебродить через 3 рукава прямо у лагеря не удалась, даже на рассвете поток слишком силён. В 100 м ниже лагеря сделали вторую попытку брода на другом разливе, где рукава делили поток на более мелкие части, и тут переправа удалась! Перешли стенкой-тройкой, отжались, вылезли на высокую террасу левого борта и по высокой траве пошли в сторону берёзовых зарослей. Посреди рощи течёт ручей с густо заросшими берегами, перебродили его, вышли на травянистые склоны за рощей и по слабой тропке поднялись к остову разрушенного коша на правом берегу реки Джангальдара. Спустились в галечную пойму, перебродили бурный поток реки и вышли к началу дороги на травянистых склонах левого борта долины. От переправы через реку Дустироз 55 мин.

Назвать найденную «дорогу» дорогой можно весьма условно. Осталась лишь узкая полоса-полка, и она скорее обозначает направление, чем помогает идти. «Дорога» густо заросла травой и кустарником, засыпана крупными камнями. Трудно даже представить, что лет тридцать назад здесь спокойно проезжали грузовики. Чуть ниже на «дороге» появляется медвежья тропа с недавно примятой травой и характерным медвежьи помётом. По дороге-тропе за 1:20 чхв вышли к большой промоине на левом берегу. Здесь после прекращения поддержки дороги водопад подмыл опорную часть склона, и пошло необратимое разрушение породы, промоина поползла вверх и вширь. Если ещё несколько лет назад можно было пролезть траверсом конгломератный склон прямо от водопада к продолжению дороги, то теперь на этом участке почти отвесная стена. Обойти промоину теперь можно только низом. Спустились до дна долины, перешли ручей из-под водопада и по крутому травянисто-земляному уступу вышли на травянистые склоны левого берега промоины. Тут уже есть тропа, поднимающаяся обратно к дороге. Обход промоины занял 25 мин.

Далее вниз опять по условной «дороге». Через 900 м от водопада на повороте долины начинается серпантин вниз, и после одной петли серпантина дорога разделяется. Более набитая продолжает траверсировать левый борт долины, а вторая спускается к слиянию долин Дустироз и Абдукагор. Позже мы узнали, что более правильный путь был - спуститься вниз и идти по левому берегу реки Абдукагор. Мы пошли верхней дорогой и через 800 м от поворота долины уткнулись в следующую промоину (54 мин от водопада). На противоположном берегу промоины видим продолжение «дороги». По описаниям, ещё несколько лет назад здесь можно было пролезть или обойти верхом, но сейчас промоина ушла выше по склону, а её левый берег стал почти отвесным. Прохода здесь нет, а перспектива получить на дальнейшем траверсе аналогичные «подарки» нас совсем не радовала. Решаем спускаться прямо здесь к реке. Пока отдыхали, один участник налегке ледорубом пробил ступени в правом склоне промоины до её дна, потом вся группа плотным строем спустилась в промоину и по её дну начали спуск, а в самом низу через скальный уступ с водопадом вышли на осыпной выкат к берегу реки (27 мин).

Далее длинный прогон по левому берегу реки Абдукагор, большая часть пути идёт по галечным поймам, попадались короткие несложные прижимы, которые обходили выше по склону через густые заросли.

Когда уже в прямой видимости была выбитая в скалах ниша дороги, вышли к последнему прижиму левого борта. Пройти его низом не получилось. Для обхода поднялись по распадку, забитому старым грязным снегом, на склон выше прижима, траверсировали его по травянистому склону, заросшему противным колючим кустарником, и вышли на финальный участок «дороги», который вывел нас к началу пробитой ниши. Под нависающими скалами прошли 200 м до тросовой переправы и к началу нормальной дороги до Поймазара. От спуска с второй промоины 2:15 чхв.

Здесь нас уже ждал Махмат со своим ГАЗ-66, он привёз нам мешок яблок, лепёшки, огурцы! Уезжать не торопились, забрали прикопанные здесь ещё месяц назад вещи и наслаждались ощущением завершения похода.

При прохождении долины Дустироз от моста до верховьев рекомендуется следующий путь. Начать следует с тросовой переправы на правый берег Абдукагора. По заброшенной дороге подниматься до верхнего моста, перейти обратно на левый берег и подойти низом к слиянию Абдукагора и Дустироза. По старому серпантину подняться прямо вверх до верхней дороги. Далее весь подъём до пересечения ледника идти по левому берегу! По дороге подойти к водопаду и обойти промоину слева снизу. Затем подниматься до конца дороги и бродить реку Джангальдара. Далее через берёзовые заросли подойти к каньону и пройти его низом вдоль левого берега и продолжать подъём к реке Левый Дустироз, бродить её и подниматься до ледника. На морены ледника не выходить, а попробовать пройти по щели между скалами правого борта и языком ледника. Выше ледника можно продолжать подъём по любому берегу, в зависимости от планируемого далее маршрута.

Фото 16-1. Подход к леднику, запирающему долину.

Фото 16-2. Снежный мост у языка ледника.

Фото 16-3. Переходим по мосту и лезем на морену.

Фото 16-4. Вид вниз в долину.

Фото 16-5. Спуск с морены ледника и потенциальный проход вдоль скал.

Фото 16-6. Вход в каньон.

Фото 16-7. Берёзовые заросли на левом берегу.

Фото 16-8. Выход на «дорогу» после брода Джангальдары.

Фото 16-9. Вид вверх по долине Джангальдары.

Фото 16-10. Вид вверх по долине от слияния Дустироза и Джангальдары.

Фото 16-11. Путь обхода большой промоины под водопадом.

Фото 16-12. Нижняя часть обхода промоины.

Фото 16-13. Вид назад в долину Дустироз.

Фото 16-14. Водопад у промоины.

Фото 16-15. Слияние долин Абдукагор и Дустироз.

Фото 16-16. Путь прохода по левому борту долины.

Фото 16-17. Водопады в устье промоины.

Фото 16-18. Выход к тросовой переправе.

Фото 16-19. Финиш!

оставили на тросе через Абдукагора

лавинные лопаты

3 шт

- расходный репшнур израсходован практически полностью

- скальные закладки не использовались

- набор крючьев, ледобуров был достаточным

- ледовый инструмент и скальный молоток использовались постоянно.

Личное снаряжение

Личную одежду нет смысла описывать, поскольку эта часть личного снаряжения сугубо индивидуальна, и у каждого опытного участника сложился свой оптимальный набор. Единственное жесткое требование было - наличие хороших двойных ботинок.

Обязательное специальное личное снаряжение:

- каска + беседка + кайло (ледоруб или айсбайль)

- кошки + жумар + спусковуха

- петля станционная + 10-12 карабинов

- 2 уса самостраховки + реп 6мм2м

- кардолет 7мм5м + 3 ледобура

- разгрузка + реп расходный 6мм5м

- лавинная лента 16 м

Снаряжение для лагеря и хождения:

- рюкзак 100-110 л + самостраховка рюкзака

- коврик + чехол + подзадник

- КЛМН + ёмкость для воды до 1 л

- з.щётка + паста + туал.бумага + полотенце

- спички 5 + зажигалки 5

- накидка на себя + накидка на рюкзак

- личный ремнабор + личная аптека + крем UF50

Документы и приборы:

- загран.паспорт + страховка

- пропуска: регистрация + пограничный + в заповедник

- наличные деньги + пластиковые карты

- зап.книжка + шар.ручка

- часы + налобный фонарь

- необходимые батарейки и аккумуляторы

Дополнительно, по желанию:

Aптека

на группу 6 человек ВСЕГО

на 1 человека

В расходы не включены затраты на трансфер «туда» от места проживания до Душанбе и «обратно» от Ташкента до места проживания.

Записки с пройденных перевалов

Делимся опытом

Удачные решения по снаряжению

- палатка

Палатка Пик, ассиметричный шатёр с центральным колом, конструкция Николаева. Обладает уникальной ветроустойчивостью и отличной вместимостью. Весит в сухом виде 4,2 кг, мокрая - до 6,5 кг. Позволяет всей группе быть вместе, готовить еду и хранить все вещи внутри.

- тент

Простой прямоугольный тент из тонкого капрона с 5-ю петельками по каждой длинной стороне. Даёт защиту от палящего солнца и несильных осадков. Как из трансформера можно сделать либо просто большую ровную крышу, либо укрытие «домиком» или «полудомиком». Весит 400 г.

- скороварка

Купленная на AliExpress обычная алюминиевая скороварка с поворотной крышкой доработана под походный вариант - удалены все эбонитовые детали, добавлена тросиковая ручка. На левом фото исходный вид, на правом - доработанный. Вес 1,0 кг, объём 4,5 л.

- фольга для ветрозащиты

Для ветрозащиты кастрюль при готовке использовали тонкую фольгу. 2 рулона весят 100 г, хватает на один поход, а больше и не надо, потом вырезаем новые. Гораздо легче стеклоткани и традиционных «гармошек» из дюраля.

- лавинный лист

Вырезанный лист из тонкой дюральки, для облегчения высверлены мелкие отверстия. Весит 380 г. Используется как подставка под горелки и как вспомогательная лопата для резки снега.

- бензин!

В этом походе была реальная возможность сравнить готовку на газу и на бензине в равных условиях. Вывод однозначный в пользу бензина. И по скорости готовки и по удельному расходу топлива. На фото справа - практически идеальный комплект. Расход 64 г/ч/д (30 готовок с топкой снега).

- солнечная батарея

Солнечная батарея в сочетании с пауэрбанком даёт возможность заряжать устройства через обычный разъём USB. Элементы батареи гибкие и небьющиеся, поэтому батарею постоянно носили поверх рюкзака. Емкости пауэрбанка 10 мАч вполне достаточно.

- подзорная труба

У нас была простая, но достаточно мощная труба 10-30х30мм, вес 185г, в сложенном состоянии длина 14 см. Очень полезная вещь для подробного изучения далёких участков, что особенно важно при первопрохождениях.

- радиаторная кастрюля (НЕудачное решение)

Отрицательный опыт - тоже опыт! Совершенно не оправдала себя радиаторная кастрюля. Рекламируемой производителем экономии топлива и ускорения готовки не получено. Улучшения есть, но они совершенно незначительны и не оправдывают очень высокую цену изделия.

Технические приёмы

- самосброс на проушине

В самой проушине нет ничего нового, но вот бурить её цветным буром оказалось очень удобно, в толще льда хорошо виден просверленный канал, и можно более точно прицелить направление встречного канала.

- самосброс на ледобуре

Придумали и протестировали надёжный вариант самосброса на ледобуре. Суть идеи - спусковая верёвка висит на узле через маленький рапид, закреплённый на ледобуре оттяжкой. В этой конструкции решена проблема самопроизвольного выкручивания, и используется минимум снаряжения.

- камень/мешок

Для организации надёжных станций на снегу использовали зарытый в снежную яму либо большой камень, либо пластиковый мешок, набитый снегом. Предварительно плотно обматывали репшнуром и цепляли внешнюю петлю.

- крючья

Крючья били часто. Для скальных маршрутов их надо много и обязательно разных. Особенно хорошо шли якорные крючья размером 5 и 6. Усовершенствования в виде Г-образного клюва и объёмного уха очень правильные.

- карабин для троса

Для тросовой переправы использовали крупный стальной «пожарный» карабин с большим боковым раскрытием. На тросе его и оставили.

- вынесенная спусковуха

Хорошо освоили известный приём закрепления спускового устройства с выносом от обвязки и подстраховкой схватывающим узлом от ножной петли. Этот приём позволяет надёжно контролировать отвесный спуск и делать временные зависания с освобождением рук. Для схватывающей петли надо использовать мягкий репшнур 7 мм.

Заключение

Группой пройден сложный техничный маршрут шестой категории сложности. Участники повысили свой технический и высотный уровень. Для половины группы это был первый большой Памирский поход. Особо понравилось то, что в хорошо изученном районе удалось пройти многочисленные участки первопрохождений и редко посещаемые перевалы.

При подготовке маршрута и разработке конкретных участков следует использовать максимально свежие отчёты, фото и описания. В условиях быстрого изменения климата горный рельеф может значительно измениться буквально за несколько лет. К описаниям более чем десятилетней давности надо относиться критически.

Плавная акклиматизация позволила группе избежать проблем с горной болезнью. На высоту мы входили плавно и без больших нагрузок, и к основной части маршрута группа подошла хорошо подготовленной физически. За время похода, не считая мелких естественных повреждений, не было отмечено никаких травм и заболеваний.

Деликатный момент... часто в горы попадают после посещения тучных азиатских базаров, и люди получают расстройство живота и соответствующие страдания. Мы стойко сражались с гастрономическими искушениями, а доктор при заезде к началу маршрута не позволял есть ничего лишнего из местной еды, и мы избежали болезней.

Группа прошла 6 перевалов определяющей сложности 3А-3Б. Самый разнообразный сложный рельеф - скалы, лёд, снег, ледопады - были и на подъём и на спуск. Всего провешено 86 перильных верёвок: 34 на подъём и 52 на спуск.

количество верёвок

Самара

МВТУ

ИТОГО

Неоднократно применялась попеременная страховка, а одновременная страховка в ледниковой зоне была практически постоянно.

По специальному снаряжению. Было принято правильное решение не брать в этот поход снегоступы. А вот лавинные датчики надо было брать. Расходные верёвки были израсходованы полностью, хотя мы взяли их с запасом (136 м).

На активной части маршрута 25 дней подряд (каждый день за исключением днёвки!) мы были в ледниковой зоне и преодолевали технические препятствия с использованием специального снаряжения. Т.е. кошки, верёвки были постоянно в работе. При этом мы успевали засветло выполнить дневную норму, и было достаточно времени для установки лагеря, готовки пищи и полноценного отдыха. На третьей части маршрута, когда группа была «на ходу» и полностью акклиматизирована, мы за 10 дней прошли 7 перевалов (Памирских перевалов!, среди которых были - 3А, 3Б, 3Б, 3Б) без проблем с физической готовностью и мотивацией.

Перед преодолением сложных участков мы старались в день подхода максимально приблизиться на безопасное расстояние к определяющему участку и по возможности с вечера налегке начать обработку, чтобы в ключевой день иметь больший запас сил и времени на техническую работу. После прохождения каждого из определяющих перевалов 3Б для восстановления сил следующий день был облегчённым - с не ранним подъёмом и длительным отдыхом на обед.

Сделан полный трек похода. Уточнены высоты и координаты пройденных перевалов. На слое на сайте nakarte.me некоторые перевалы обозначены со значительными ошибками. Правильные данные переданы администратору сайта westra.ru.

Погода в целом нам благоприятствовала. Дожди за целый месяц были только три раза - лило полночи на старте, один час перед перевалом Песня и пару часов на финише. Хорошо пурговали одну ночь и начало дня перед перевалом Песня. Трижды попадали в плотный туман на спусках с перевалов Песня, Абдукагор и Ракзоу. Всё остальное время погода была умеренно хорошей. Даже не было ожидаемой адской жары в долинах.

По просьбе ООО «Криптопроект» (г. Иркутск, ИЦ Сколково) группа провела тестирование в условиях высокогорья крема от обморожений «FREEZE-PROTECT plus». Отчёт о тестировании передан разработчику.

Статьи о совершённом походе размещены на сайтах RISK.ru (https://risk.ru/blog/219937) и GURU-ST.ru (https://vk.com/guru_st?w=wall-110113850_44140). Для рассказа о походе участники были приглашены на самарский телевизионный канал «Губерния» (https://vk.com/rn3anv?z=video25601190_4562391822Feedee8f6d91432aaf62Fpl_wall_152013872)