Автор: Константин Голубев, г. Санкт-Петербург

Отчет о горном походе 4 к.с. по Северному Тянь-Шаню, совершенном группой туристов в период с 22 июля по 09 августа 2018 года. Часть 2

День 11 - 1.08.2018

СПУСК ПО Д.Р. ТУЮК-АЛААРЧА, ПОДХОД ПОД перевал Ак-Дувал ложный 2А Встали в 6, вышли в 7:30. Двигались по правому борту ледника Наталии по осыпному склону. Далее по берегу р. Туюк-Алаарча по тропе. Дождь, ветер, снег +1. В 10 были у слияния р. Туюк-Алаарча с р. Алаарча Южн.

Двигаемся по тропе по левому берегу р. Алаарча Южн. В 11:30 обед, дождь со снегом закончился. Продолжаем движение по левому берегу реки, вытекающей с ледника Геофака. Вышли, прижимаясь к левому склону долины реки, вытекающей с ледника Обрывистый. В лагере в 16. Ночевали на ребре.

Километраж:17.7 км Набор высоты: 941м.

движение по правому карману ледника Натали

долина реки. Туюк-Алаарча

верховья реки Алаарча южная

река, вытекающая с ледника Обрывистый

подход под ледник Обрывистый

День 12 - 2.08.2018

Перевал Ак-Дувал ложный 2А

Встали в 3, выход в 4:50. Двигались по правому берегу ручья. Обходим скалы справа по ходу. После ночного дождя и заморозков вс покрыто льдом и очень скользкое.

Вышли под язык ледника Обрывистый справа по ходу. Надели кошки, поднялись на первый взлт ледника, крутизна 25-30 гр., высота 200-300м.

Далее связались, двигались по центру ледника Обрывистый, обходя ледовые разломы, после чего ушли к правому борту ледника под скалы. Шли вдоль левого (по ходу) борта ледника до выполаживания ледника, затем ближе к центру.

Перевальный взлет представляет собой снежный склон крутизной 35-40 гр., длиной 100 м, подрезанный бергшрундом, который был засыпан.

Перевал имеет 2 седловины - снежные, широкие, есть возможность для ночевки. Наиболее простой путь подъема на перевал между вершинами 4267 и 4291, спуск с седловины между вершинами 4267 и 4331. Около вершины 4331 стоит трига.

Тур сложили на скальном ребре между седловинами.

На картах Ляпина и цветной схеме перевал не обозначен!!

Спускались с седловины связками, прижимаясь к правому борту ледника Голубина. Когда вышли на открытый ледник, развязались. Двигались вдоль правого борта. После чего поднялись к развалинам гляциологического домика, стоящим на осыпном гребне севернее ледника. От домика спустились по крутому осыпному склону в д.р. Туюк.

Далее подъема по осыпным моренам, правым, высоким, берегом до ледника. Местами просматривается тропа и встречаются турики.

В лагере в 17 часов. Погода к вечеру испортилась - снежные заряды, град, дождь. Ночевка на правобережной морене ледника, чуть выше языка.

Километраж:11.8 км Набор высоты: 1100м.

первый взлет ледника, крутизна 25-30 гр.

движение по центру ледника Обрывистый, обходя ледовые разломы

на середине подъема ушли к правому борту ледника под скалы

Шли вдоль левого (по ходу) борта ледника до выполаживания ледника

вышли на ровную часть ледника, впереди виден перевал

вид на седловину перевала

группа на перевале

вид на спуск

группа на леднике Голубина

От домика спустились по крутому осыпному склону в д.р. Туюк

подъём по осыпным моренам, правым, высоким, берегом до ледника. Местами просматривается тропа и встречаются турики

День 13 - 3.08.2018

ПЕР. ТУЮКСУ ВОСТОЧНЫЙ - 1Б - 4100

Подъем в 3:40, вышли в 5:20. С морены спустились на ледник Новый (№251), надели кошки. В 6:20 связались, двигались по центру ледника. Постепенно забирая правее по ходу, обходя понижение по центру ледника.

На перевале протаяла большая мульда. В 7:30 на седловине. Сняли записку.

Спуск начали в 7:40. Спуск по снежному кулуару, снег глубокий. Слева и справа скалы, периодически падают камни. Лавиноопасно.

Повесили 4 веревки: 2 на скальной станции, 2 на ледорубах. Крутизна склона 35-40 гр. Ниже выполаживание на ледник. Последние 100 м спускались в связках. Прижались к левому борту ледника. Далее двигались по моренам, придерживаясь левого борта. Местами есть тропа.

После спуска на траву нашли свежую тропу и пошли по ней до озера.

Местами кусты, разливы рек, болота. Обед в 13. Ночевка за озером. Полудневка. Во второй половине дня сходили за заброской, что заняло 1.5 часа.

Погода хорошая, солнечно. Километраж: 11.6 км Набор высоты: 511 м.

движение по центру ледника

На перевале протаяла большая мульда

группа на перевале Туюксу восточный

спуск с перевала Туюксу восточный

вид на спуск с перевала Туюксу восточный

движение по моренам

вид на озеро под ледником Маяковского

День 14 - 4.08.2018

ПОДЪЁМ ПОД ЛЕДНИК МАЯКОВСКОГО, ПОЛУДНЁВКА

Подъем в 5. Выход в 6:50. Двигались среди кустов, вышли на скалистые гряды, держались левого борта по ходу, набирая высоту. В 13 были у основания ледника. Поставили лагерь. Полудневка.

До 15 часов ясно, жара, после - облачность, поднялся ветер. Километраж: 3.1 км

Набор высоты: 750 м.

подъем к леднику Маяковского

стоянки под ледником Маяковского

День 15 - 5.08.2018

ПЕР. КАРАТОО - 2Б - 4300 м (ПЕР. ТОПКАРАГАЙ)

Подъем в 3, вышли в 5. По заранее просмотренному маршруту. Спустились с морены, надели кошки, пересекли ледник к левому борту, связались. Двигались по центру ледопада ледника Маяковского, дальше забирали вправо под скалы левого борта ледника.

В центральной части ледопада много трещин, закрытых снегом. Далее ледник закрытый. Двигались по левому борту, траверсируя склон. Близко под скалы не подходить - камнеопасно.

Долина поворачивает влево и в самом конце имеет резкий набор высоты в небольшой цирк.

Под перевальным взлетом готовим обед и параллельно провешиваем веревки на подъем. Склон 30-50 градусов.

Первые 100 м ступени в снегу, далее 1 веревка 50 м по склону, 45 градусов, и 2 пологие веревки по 50 м, крутизна склона 10-20 гр. Станции на ледобурах.

На перевале есть тур, седловина широкая, есть площадки под палатки.

В туре обнаружили записку с названием перевала Топкарагай вместо ожидаемого Каратоо. По имеющимся у нас картам Ляпина К-43-54в перевал №3 Каратоо (на который мы собственно и поднялись), а перевал Топкарагай №5 ближе к перевалу Инструментальщик, под самой вершиной Каратоо. Координаты пройденного перевала N42° 29.688' E74° 34.077' ближе к координатам пер. Каратоо в таблице, нанесенной на обороте карты. Мы прошли перевал в соответствии с рассматриваемым при заявке топографическим материалом.

Если смотреть по цветной схеме с прилагающимися к ней распечатками, то самый правый перевал (который мы прошли) №145 Топкарагай, а перевал Каратоо № 154б.

Это несоответствие карт. В одной из них явная ошибка в названии перевала, которую необходимо устранить.

координаты перевалов, нанесенной на обороте карты Ляпина К-43-54в.

список перевалов на карте Ляпина К-43-54в

фрагмент карты Ляпина К-43-54в, звездочкой отмечен пройденный перевал

Далее описание нашего маршрута.

Спускались, держась правого борта. Провесили 8 веревок по 50 м. Крутизна склона 30-40 гр. Глубина снега 30-40см, под ним лед с текущими ручьями. Станции в основном на ледобурах. Далее по осыпному склону крутизной 40 градусов. Вышли на ледник в. Топкарагай. Ледник закрытый, двигались в связках, держась правого борта. Ночевка на морене. Километраж: 10 км Набор высоты:1100 м.

ледник Маяковского

вид на перевал Каратоо, по карте Ляпина. (Топкарагай)

на фото хорошо видно, что это самый правый проход, панорама на ледник Маяковского.

группа на леднике Маяковского

вид на перевал Карато, по карте Ляпина. (Топкарагай)

перевальный взлет перевал Каратоо, по карте Ляпина. (Топкарагай)

заключительная часть подъема на перевал

группа на перевале Каратоо, по карте Ляпина. (Топкарагай)

начало спуска с перевала

спуск с перевала

путь спуска с перевала Каратоо, по карте Ляпина. (Топкарагай)

правобережная морена ледника Топкарагай

День 16 - 6.08.2018

СПУСК К АЛА-АРЧЕ

Встали в 5, выход в 7. Двигаемся по открытому участку ледника Топкарагай ближе к

правому борту. Дальше выходим на морены, двигаемся ближе к центру. Когда начинается зеленка, идем вдоль правого берега реки Топкарагай. В некоторых местах есть прижимы. Переходим на левый берег реки. Берег сначала в крупных камнях, далее начинаются кусты. Обедаем на стоянке с елями.

Переходим реку Топкарагай по бревну и двигаемся по правому берегу р. Ала-Арча по тропе до базы Ала-Арча.

Километраж: 14.9км Набор высоты: -1700м.

ледник Топкарагай

спуск по долине реки Топкарагай

долина реки Ала-Арча

День 17 - 7.08.2018

ПОДЪЁМ К ТОМСКИМ НОЧЁВКАМ

Встали в 3. Вышли в 4:40. На территории базы есть указатель на тропу. Тропа идет по правому берегу реки Аксай, хорошо натоптана, есть информационные стенды с указанием высот и расстояний.

В 9:40 у хижины Рацека. Дальше тропа делится надвое. Одна ведет на ледник Аксай, другая на ледник Учитель (левая). Идем по последней. В 11:20 обед. В 13:30 поднимаемся на Томские стоянки. Там ночуем. Ночью гроза. Километраж:10 км. Набор высоты: 1500 м.

долина реки Аксай

хижина Рацека

ледник Аксай

томские ночевки

День 18 - 8.08.2018

ПЕР. ДЖИНДЫСУ ЮЖН. - 2Б - 4766

Подъем в 3, выход в 4:50. С Томских ночевок идем по осыпному склону севернее отрога с пиком 4199 и выходим на ледник.

В 7 часов связались, двигаемся по центру закрытого ледника, по направлению к хорошо видимой седловине. Выше крутизна ледника увеличивается до 40-45 гр., а толщина снега уменьшается, появляются выходы льда, идем связками с одновременной страховкой. По пути преодолеваем несколько больших трещин по снежным мостам.

В 9:30 на перевале. Тура не было, сложили свой. В 10:30 начали спуск. Первые 7 веревок крутизна склона 40-50 гр., глубокий снег, 3 веревки 70-80 гр. по льду. Двигались по центральной части, так как слева и справа сыпались камни. Первые станции на ледорубах, ниже на ледобурах. Под снегом текут реки. Ниже льда собрались на скальном выступе, который не простреливается камнями, летящими сверху.

Далее с выставлением наблюдателя связками спустились на скальный пояс, оттуда повесили 1 веревку на ледник через берг. Ушли в правую часть ледника Забирова под склоны в связках, много трещин. Сильный туман.

На предпоследней ступени ледопада, под черными осыпными скалами, ушли влево, так как справа много больших закрытых трещин под растаявшим снегом, а со склонов сыпят камни.

Ушли на левобережные морены, лежащие на леднике. Двигались по морене до первых зеленых ночевок. Воду нашли с трудом под камнями. В лагере в 18. Километраж: 10,7км. Набор высоты: 950м.

путь на перевал Джиндысу южный

группа под перевалом Джиндысу южный

подъём на перевал Джиндысу южный

группа на перевале Джиндысу южный

спуск с перевала Джиндысу южный

Далее с выставлением наблюдателя связками спустились на скальный пояс

повесили 1 верёвку на ледник через берг.

движение по леднику Забирова

вид на ледник Забирова

стоянки в кармане левобережной морены

День 19 - 9.08.2018

СПУСК К ТЁПЛОМУ КЛЮЧУ

Встали в 6. Вышли в 8. Двигались по моренам с левого борта ледника Забирова. Бараньи лбы обходили по осыпным склонам. После дождей они были довольно мягкими, в засуху они могут быть сложно преодолимы. Далее началась тропа по левому берегу реки Джиндысу, которая выводит в долину р. Аламедин, где теряется среди множества лошадиных троп, но так и идет до базы Теплый ключ. Немного не доходя до базы, есть мостик через реку.

На слиянии р. Джиндысу с р. Аламедин были в 11. В Тплом ключе в 13:40. Заказали машину - уехали.

морены ледника Забирова

Бараньи лбы обходили по осыпным склонам слева

спуск к долине реки Аламедин

мост через реку Аламедин

Потенциально опасные участки на маршруте

Основные опасности на маршруте - камнепады, активное таянье ледников ведет к обнажению скал и их разрушению. Камнепады проходят не только в режимные часы, а постоянно.

Из-за таянья ледников и обильных осадков, в виде дождя и снега, значительно поднялся уровень воды, особенно это заметно во второй половине дня. Переправы стали сложнее.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Группой пройден сложный, для своей категории поход в новом для себя районе.

За 20 ходовых дней пройдено 184 километра, 7 перевалов: четыре перевала высшей, для данного похода категории 2Б два перевала 2А категории трудности и один

перевал 1Б, что значительно превышает необходимый минимум для походов 4 к.с.

Перевал Джиндысу южный 2Б 4766, самый высокий в этом горном районе. Его часто используют альпинисты для восхождения на вершину, но только с одной стороны.

Описания о сквозном прохождении данного перевала нет. Так что, это можно считать первопрохождением.

Также с этого перевала можно спуститься на ледник Скрябина. Спуск, предположительно, 3А-Б к.с.

Заявленные, как связка, перевалы Физкультурник и Юрия Глухова, по нашему мнению надо рассматривать как отдельные перевалы.

Выявлены не соответствие расположений перевалов Каратоо и Топкарагай на картах Ляпина с общепринятым местом расположения. Данное несоответствие необходимо уточнить.

Основная сложность в составлении маршрута была в компактности района, желании посмотреть как можно больше и сохранить линейность и сложность маршрута.

Сделанные в начале похода заброски, позволили значительно уменьшить вес рюкзаков и провести активную акклиматизацию участников.

Нестабильная погода стала причиной изменения маршрута. В связи повышенной лавиноопасностью на перевале Салык-Ашу 2А было принято решение пойти запасным вариантом через перевал Искра центральная 2А.

Использование современных систем приготовления пищи MSR Reactor сильно сокращало время приготовления еды и экономило газ, особенно на большой высоте и при плохих погодных условиях (сильный ветер).

Для приготовления чая использовался самовар на дровяной тяге. Данное изобретение наших предков отлично зарекомендовало себя в сложных горных условиях и добавило домашнего уюта на стоянках.