Автор: Андрей Мамонтов, г. Новосибирск

о горном походе V к.с. по Центральному Памиру (верховья ледника Федченко),
август-сентябрь 2005 года

Содержание

Очень краткая характеристика района похода. Идея похода
Справочные сведения о группе и маршруте
Материальное обеспечение группы
Техническое описание перевалов и путей их прохождения
Дневник.
Выводы и рекомендации.
Приложения

Дневник (Продолжение. Начало здесь)

Двадцать первое.
Дневка и Дальнейший План.

Погода была хорошей, светило солнце. Заброска цела, за исключением орехов, погрызли мыши.

Заброску мы оставляли, спрятанной не далеко от посёлка Хрустальный. Когда то это была целая индустрия, со своим транспортом, электричеством, рабочими, поварами и геологами. Здесь добывали горный хрусталь, от сюда и название поселка. В те годы для СССР это было очень важно. Иллюминаторы космических ракет делали именно из этого хрусталя (он не темнел от космического излучения). Сейчас люди освоили новые материалы, а посёлок забросили (Фото 79, 80, 81). А по долине можно наблюдать также заброшенные на скалах штольни натянутые к ним тросы с застрявшими, словно парящими в воздухе, вагонетками... Жалкая картина заброшенной цивилизации.

Фото 79

Фото 80

Фото 81

Фото 82
С утра открыли для себя новое блюдо "Сациви", Дима постарался, это на вид серая кашица, приготовленная я из орехов и сублимированной курицы - вкусно. Затем пошли стираться и мыться. В обед Жора приготовил традиционные оладушки (Фото 82), и мы умяли их с двумя банками сгущеного молока и засахаренной смородины, ещё был замечательный коньяк.

Фото 83
Интересный получился обед :) К вечеру приготовили плов и компот, тоже, надо сказать, традиционно для наших походов. Кстати, компот варился на единственном костре в нашем походе (Фото 83).

За пловом обсудили наши дальнейшие планы. Поскольку билеты на самолет у всех куплены, то Вова и Денис В. (он тоже отказался от дальнейшего продолжения похода: «Ещё немного наберём высоту, и я буду такой же, как Вова» ) согласились на такой вариант: уехать сейчас в Душанбе и затем с УаЗ-ом приехать на Бартанг в кишлак Савноб, куда мы запланировали выйти 30 августа, затем всем вместе сходить на Сарезское озеро и вернуться в Душанбе. Мы же тем временем решили пройти перевал Ребро на подъём, затем связкой перевалов Омара Хайяма – Юбилейный (или Зимовщиков) выйти на ледник Грумм-Грижимайло, если всё сложится удачно, сходить на пик Революции, и затем перевалом Челябинцев (Седло Ганцевича) уйти в кишлак Савноб.

От перевалов Шумный и Космонавта Добровольского мы, таким образом, отказались в пользу Сарезского озера, посещение которого являлось одной из целей нашего похода.

Спать решили на улице. Отдых удался.

Двадцать второе.
Разделение.

Фото 84
Утро, собрались и позавтракали. Наступило время разделяться (Фото 84), Вова и Денис В. идут в кишлак Поймазор, а оттуда в Душанбе, мы же продолжаем свой путь по измененному маршруту.

Пересекли ледник Медвежий, дошли до базы на ручье Безымянный. Идем хорошо, опережаем позавчерашний график примерно на 1 час, хотя идём вверх! После обеда по долине подул сильный ветер. К вечеру (17:00) пришли на место, где позавчера купались, место с травкой и водой, защищено от ветра, решаем встать на ночевку. Разведали завтрашний путь пересечения ледника - всё в порядке, проходится без проблем. Нашли Вовины часы, которые он потерял возле «купальни», в общем, жизнь как-то начала налаживаться.

Двадцать третье.
Перевал Ребро.

Вышли в 5:30. В 7:30 были на "взлетной" сыпухе под перевалом (Фото 85). Погода пасмурная, для нас это даже хорошо, т. к. возможны камнеопасные участки.

Сыпуха прикрыта слежавшимся снегом, это придало нам скорости, хотя шли всё равно медленно. Остановиться и пообедать нигде нельзя (Фото 86) - камнеопасно! К часу прошли самое опасное место – воронка (Фото 87, 88), здесь узкое место в кулуаре, которое не обойдешь, а над ним цирк, в левой по ходу части которого можно отсидеться под скалами, в правой же части крутой ледовый склон, по которому постоянно летят камни и собираются в воронке. Там, под скалами, наскоро пообедали. В 13:20, пройдя вдоль скал вверх метров 100, свернули под серак и начали вешать веревки (Фото 89), тем самым удачно миновав все камнеопасные участки.

Поначалу вешал Андрей и Денис, но верёвок через пять-шесть Андрей почуствовал, что заболевает: «заболело горло, появилась слабость». Он попросил смены, дальше пошли Денис и Дима, а сам оделся теплее и пошёл с остальными. Начало темнеть, а конца веревкам не видно... Погода испортилась. В 20:00 вылезли в широкий забитый снегом бергшрунд (Фото 90), в нём и поставили палатку. До бергшрунда повесили 12 верёвок плюс одна вдоль, по краю бергшрунда до площадки. Успели найти место - последняя веревка была уже с фонариками.

Двадцать четвертое.
Фанерный обед.

Утро, вышли в 8:30. Сразу из бергшрунда (Фото 91) повесили ещё три веревки, дальше шли в связках пешком (Фото 92). На седловине были в 11:00, сняли вмёрзшую в лёд записку Московского клуба туристов поход VI к.с., рук. Акимов В.В. от 09.09.1990. Соорудили тур на скалах. Погода хоть и солнечная, но всё шло к перемене (Фото 93). Сбежали на ледник Федченко и обедали под пиком 26 Бакинских Комиссаров, на месте бывшего лагеря альпинистов 13:00.

Фото 94
Здесь мы нашли несколько больших листов толстой фанеры, из которой соорудили некий шалаш и встали на обед (Фото 94). Погода действительно испортилась, небо заволокло, шёл мокрый снег. Видимости нет.

После обеда при видимости 30-100 метров обогнули пик Гидростроителей по его склонам и дальше шли в направлении перевала Омара Хайяма, где-то перед ледопадом (Фото 95) встали на ночёвку. Выпало около 20 сантиметров снега.

Двадцать пятое.
Мороз и доски.

Утро солнечное и морозное, снега за ночь прибавилось. Идём к перевалу, по правую руку, за гребешком, северная стена пика Революции (Панорама Фото 96).

Фото 96
Hi-res

Без сложностей поднялись по ледопаду и к 13:00 были под перевалом (Фото 97, 98), встали на обед.

Весь этот день мы поднимались по леднику с уклоном 5-10°, и время от времени под нами с хрустом оседал снег. В общем, было решено не идти сегодня на перевал, а подождать до утра. WGS84 38,551559N 72,378448E 5960m 5960. С запада натягивает тучки, но пока жарко и солнечно 15:00.

Двадцать шестое.
Перевал Омара Хайяма, перевал Зимовщиков, ледник Грумм-Гржимайло.

Утром дул сильный ураганный ветер, но Саня доблестно отдежурил, и мы отправились на перевал. За ходку поднялись на седловину и тут же быстренько с неё спустились - находиться на ней было невозможно из-за сильного ветра, просто не было места, где бы из тебя не выдувало всё тепло в считанные секунды, трудно было также устоять на месте. Впрочем, по пути мы успели "разорить" тур, т. е., записку взяли, а свою не оставили. Записка А. Лебедева, к сожалению потеряли.

Под перевалом ветра поменьше (Фото 99, 100), но местами снег «по колено» не давал расслабиться. Перевал Юбилейный решили не идти, в такой ураганный ветер не очень-то хотелось висеть на веревках. Спустились на перевал Зимовщиков (Панорама Фото 101, 102) и с его самой левой (по ходу) седловины спустились, сбросив еще метров 200. Здесь не было ветра, встали на обед. Похоже, пик Революции отменяется, снега много, а подъём лавиноопасен (Панорама Фото 102).

После обеда, подгоняемые вновь поднявшимся ветерком, побежали на ледник Грумм-Гржимайло. Пересекли нижнюю (на нашем пути) растрескавшуюся и закрытую часть ледника, затем поднялись на ледовый бугор и с него спустились к огромной продольной трещине (Фото 103), нашли мост и по нему перебрались. Дальше спустились в мульду с озером, там и заночевали.

Двадцать седьмое.
Пурговка.

Фото 104
Утром встали, видимости нет, идёт снег, безветренно. Решили ждать (Фото 104).
Весь день отчерпывали воду, которая натекала на полиэтилен под палаткой. Время поджимает.
К вечеру ситуация улучшилась, появилась какая то видимость, но сниматься не стали - уже поздно.

Двадцать восьмое.
Перевал Бартанг.

Фото 106

Фото 105
На перевал Челябинцев (Седло Ганцевича) (Фото 106) после снегопада решаем не идти, так как нет информации о стороне спуска и его лавинной опасности.

Утро, морозно, ясно (Фото 105).
За две ходки (1,5 км) вышли на седловину перевала Бартанг (Панорама Фото 107).

Фото 107
Hi-res

Повесили 5 веревок, последняя через большой бергшрунд (~7 метров) (Фото 108), сложность была в том, что не было льда, а старый слежавшийся снег был плотный и не давал возможности надежно закрепить снегосброс для последнего спускающегося, впрочем без него вообще было бы сложно. Жора, всё же, установил сменив четыре места. Сдернули (Фото 109)

Скорый обед (12:30) (Фото 110, панорама фото 111), так как ветер и холодно, сделали без чая (вернее, на утреннем из термоса) и продолжили путь. Ледник был закрыт, некоторые встречающиеся трещины легко обходились, и к вечеру (16:00) мы были под перевалом Оптимальный (Панорама Фото 112). Встали на ночёвку.

Двадцать девятое.
Перевал Оптимальный, ледник Башурв

Фото 113
Погода, похоже, установилась, что ж, бывает.
Морозец нас подгонял, а подъём на седловину приятно согревал. Залезли, сняли кошки, оставили записку. Перевал Челябинцев как на ладони (Фото 113). Побежали вниз по сыпухе, затем ледник (Фото 114), небольшой ледопад, снова надели кошки. Висячая долина со следами прежних давнишних стоянок туристов/альпинистов.

Фото 118
Дальше спуск на ледник Башурв (Фото 115), крутой кулуар в конгломератах. Я бы даже сказал, что нам повезло, что он оказался на нашем пути, и нам не пришлось обходить, чтоб искать спуск на ледник. Долго и утомительно (как казалось) бежали по правой части ледника (Фото 116), присыпанной камнями.

Язык ледника обогнули по правому рандклюфту.

Фото 117
За языком, немного пройдя, мы оказались на песчаной площадке рядом с чистым ручейком и первой травой - обед, отдых, тепло (Фото 118).

Фото 119
После обеда перебродили реку Хабарвив-Хац вблизи слияния с Башурвдарой (место отмечено большим туром из черных камней) (Фото 117).

К вечеру подошли к полю ячменя и гороха (Фото 119), рядом стоял закрытый кош, хозяев нет. Земля каменистая, климат высокогорья, тяжелым трудом дается жизнь Памирцев.

Мы поставили палатку (Фото 120) между полем и обрывом к реке (Фото 122). Внизу у реки растут березы (Фото 121), даже целый лес!

Фото 120

Фото 122

Фото 121

Ели много гороха, спали в палатке.

Тридцатое.
Долина Хабарвив-Хац, встреча в Савнобе.

Наступил последний день перед встречей с людьми. Вышли поутру и по тропинке через жиденькие поля отправились по долине. Тропа идет по правому берегу высоко над рекой, а сама река течёт в каньоне внизу. Ручейки встречаются достаточно часто, чтоб не носить с собой воду. Бежим быстро, всё-таки вниз и с легкими рюкзаками, смена обстановки на зелень тоже помогает.

Через три ходки тропа пересекла боковой приток и дальше уже шла по дну долины, здесь дно долины широкое и каменистое. Но у нас была информация, что тропа должна идти верхами по даштам, и мы выбрали тропку, которая снова пошла вверх. Шли недолго - тропа на склоне растворилась, и к тому же мы заметили двух человек внизу. Вот и люди! Я много слышал и читал о памирцах с Бартанга, и мне очень хотелось с ними пообщаться. Спустились, оказалось отец и сын, и с ними собака, которая нас звонко облаяла, хотя и держалась в стороне.

Фото 123
По словам памирца (к сожалению, не запомнили, как его зовут), тропа действительно раньше шла верхами, но вот как уже 3 года пробили по долине. Еще он нас предупредил, чтоб были осторожны: "Местами тропа осыпается".

Отправились в путь по тропе вдоль реки (Фото 123, 124) и вскоре зашли в узкий каньон с высокими конгломератными стенами.

Фото 124
Глядя вверх, видишь эти самые стены, дальше крутые склоны долины, и на фоне неба мелькают тени каких-то средних размеров птиц, "галки".

Конгломераты сменились осыпями, и тропа поползла вверх, а река нырнула в ещё более глубокий каньон, в стенах которого видны огромные вымытые водой пещеры (Фото 124).

Фото 125
Тропа поднялась на дашты, и вскоре мы попали в долину реки Бартанг (Фото 125), как раз в место слияния с рекой Кудара . Сверху видели дорогу и мост через реку Хабарвив-Хац. Здесь нас догнала тёмная грозовая туча, которая преследовала нас всю дорогу сегодня, немного покапала, а мы, привыкшие к ливням Сибири, остались в недоумении. Обогнули по правой тропе отрог (левая пошла на спуск к дороге), и вот мы уже идём по даштам реки Бартанг. С тех пор, как тропа поднялась, воды нет. Мы надеялись, что здесь что-то появится, но нет, поднявшись на очередной бугор, мы увидели сухие горки, поросшие желтой высохшей травой.

Фото 126
Встали на обед, съели последнюю колбасу, сыр, сало. Снова покапал дождик. Меньше, чем через ходку мы были уже в кишлаке Савноб (Фото 126), и, что интересно, Вова и Денис подъехали буквально за 20 минут до нас. Мы снова вместе!

Фото 127
Из кишлака открывается живописный вид на пик Ляпназар (Фото 127).

Нас сразу позвали в ближайший дом «почайковать», где мы немного поели и вскрыли привезенный ребятами арбуз.

Фото 128
За чаем выяснилось, что Устобек (Фото 128), присутствующий за столом,- старый знакомый Жоры. Много лет назад Устобек был начальником Ирхтской гидрометеостанции на озере Сарез и перевозил группу, в которой был Жора, на моторной лодке через озеро Сарез. Мир тесен даже на Памире. Вечером Устобек приютил нас у себя под урючным деревом, от помещения мы отказались... Спали на улице, а над нами было звездное небо и зрелый урюк.

Тридцать первое.
Из кишлака Савноб в кишлак Барчадив. Разрешение.

На утро, как и планировали, мы с облегчённым весом рюкзаков отправились в кишлак Барчадив, чтобы оттуда подняться к Сарезскому озеру.

Фото 129
В Савнобе мы выяснили, что через реку Бартанг есть трос, по которому можно переправиться и тем самым упростить себе путь в кишлак Барчадив. По дороге прошли не больше часа, постоянно выискивая на реке трос. По берегу растут заросли облепихи и других кустов, и хорошо, что мы встретили всадника, который нам указал, где именно этот трос (Фото 129). Оказалось всё просто, 50 метров ниже слияния Бартанга (по карте Мургаб) с Кударой. Местные уже давно называют тот кусок реки, что вытекает из-под Усойского завала, Бартангом.

Фото 130
Трос диаметром 12 миллиметров хорошо натянут. Мы надели обвязки, и Дима, вцепив в себя конец веревки, а сам встегнувшись в трос, попробовал переправиться - ничего не получилось. Верёвка, что тянется от него, цепляется водой и удерживает его, не давая ему преодолеть последний наиболее крутой участок (всего-то 5 метров). Пришлось вернуться. Далее пошёл Жора, только он уже был вооружён «кулачком» и удачно преодолел этот участок.

Фото 131
Ширина реки оказалась вровень с нашей верёвкой - 50 метров, пришлось надвязывать репшнуром. Началась карусель: переправились Андрей, Денис Ю. и Вова, затем переправили рюкзаки, и потом всех остальных (Фото 130). На переправу затратили 2 часа, что с лихвой оправдывает кружной путь без воды и с набором высоты.

Дальше наш путь пролегал вдоль реки. Вода в реке, видимо, теплее - видны водоросли, да и берега, поросшие травой. Нашли даже несколько чернильных грибов.

Фото 132
Перед самым Барчадивом тропа переходит на небольшие овринги длиной не более 50 метров (Фото 131), за которыми нас уже встречает детвора (Фото 132). Один из пацанов, который постарше, проводил нас в постройку, где располагается МЧС (Фото 133). Тут мы и узнали, что попасть на Сарез не так-то просто!

Фото 133
Маскаеву (отец) мы рассказали, кто мы и что хотим, показали серьёзные бумаги. Но это всё не помогло, нет разрешения от начальника Маскаева (младшего), и всё! Связавшись по рации с Душанбе, он сказал: «Никак нельзя...» - звучало как приговор. Мы начали, уже сами по рации, называть фамилии, которые могут помочь уладить этот вопрос - ни в какую. Но хоть связь не обрывают - уже хорошо! Тут нужно отдать должное Диме, он мастерски вёл переговоры и имел недюжинное терпение, чтобы где-нибудь не сорваться.

А мы тем временем сидели в тени Урюкового дерева и предавались размышлениям о нашей дальнейшей судьбе, которые прерывались, когда Диму вызывали на связь или когда он возвращался и отвечал на наши, дружные поначалу, а потом немые расспросы. Пили чай и ели урюк, который нам приносили дети, а мы их угощали печеньем и конфетами.

Долго ли, коротко ли, но наступил вечер, и мы пошли вниз к реке ставить палатку. Выбрали место, и тут один из памирских парней приносит радостную весть: «Вы можете посетить Сарез!!!» Он ещё настойчиво приглашал к себе на ужин, а мы упорно отказывались... Почему? Просто одичали.

Фото 134
Начали готовить ужин. Ребятня снова принесла нам миску с урюком (Фото 134).

И вот ещё какая история произошла этим вечером...
Днем Ира заикнулась в присутствии ребятни, что неплохо бы молока глоток. И вот уже смеркается, местные девчонки собираются поодаль от нас с литровыми баночками, бидончиками и другой небольшой утварью. Собираются в кучки, что-то шепчут, а при нашем приближении разбегаются врассыпную. Так прошло около полутора часов, и вот произошла некоторая перемена, девчонки засуетились, на тропе на скалах показалось смешанное стадо коз, баранов и коров во главе с маленьким пастушонком. Всё ясно - дойка. Спустя еще полчаса, девчонки подошли к нам гурьбой, а мальчишки, что бегали вокруг, объяснили, что они хотят дать нам молока. Мы отказывались, но долго нас упрашивать не пришлось, достали полуторалитровый термос, и каждая из девчонок сливала из своего литрового бидончика немного молока... Мы отблагодарили, чем могли - шоколадкой.

Вот такая нелегкая жизнь у здешних людей... и коровкам травки не хватает...

Небольшие гидроэлектростанции есть в каждом большом кишлаке. Такая электростанция способна обеспечивать 50 домов (~50КВт).

Памирцы на Бартанге рассказывают, что когда в СССР началась перестройка, снабжение долины было прекращено, и люди жили полностью автономно до тех пор, пока с помощью не пришёл Ага-Хан IV. Два года назад он посещал долину реки Бартанг, и памирцы из уважения к нему выложили на склонах светлыми камнями «Welcome Imam!»... До сих пор многие горные долины находятся под покровительством Ага-Хана IV.

Первое.
Озеро Сарезское.

Рано поутру мы встали и, пока кишлак просыпался, двинулись в путь. Тропа начиналась тут же, за речкой Барчадивкой, рядом с которой мы стояли. Тропа поднимается по скалам от мостика и где-то среди скал раздваивается на "верхнюю" и "нижнюю" тропы, мы пошли по "нижней", как нам сказали, более короткой, а верхняя забирается на дашты и идёт по ним, оттуда же пригнали скот.

Разогнались мы не на шутку, и это по тропке, которая идёт по скалам и даштам, порой выходит к обрыву и тянется по полочке шириной не больше полуметра, а ниже в сотне метров течёт река Бартанг... Места чудные и не тронутые грубой цивилизацией, люди гордые и добрые, простые и весёлые.

Фото 135
Прошли ходку, и тропа спустилась к реке, а дальше тупик, видимо, здесь памирцы собирают «плывун» - снесенный рекой кустарник. Пришлось вернуться и искать проход в конгломератных отвесах, куда вела маленькая тропка-след. Как мы её заметили, не знаю, видимо помогло то. что мы знали, что она есть. Узкая, еле заметная и ещё более опасная, она вывела нас на «верхнюю» тропу. С этого места открывался прекрасный вид на кишлак Барчадив (Фото 135), ещё несколько десятков шагов, и кишлак скрывается за поворотом. Тропа снова выводит нас к реке. В этом месте мост. Дело в том, что несколько лет назад была пробита новая тропа по правому берегу, и в этом месте она соединялась со старой, по которой мы и шли. Сейчас уровень в реке сильно вырос, и невысоко построенный мост оказался в воде (именно потому в этом году пользоваться новой тропой для прохождения на Сарез было невозможно). Дальше тропа тоже обновлена, вымощена камнем и, видимо, где-то расширена.

Это место, где тропа спускается к Бартангу, просто оазис, здесь растут по берегам ивы, есть трава, и вообще, приятное место для ночёвки перед Сарезом.

Но, немного отдохнув, спешим дальше, времени у нас осталось немного, и нам нужно успеть до темна пройти Усойский завал. Тропа еще огибала верхами прижимы, но в целом до завала идет вдоль реки, а за полкилометра до него пересекает боковой приток, на нём мы и остановились на обед.

Фото 136
Запаслись водой и двинулись по каменистому широкому месту долины, тропа на нем с обеих сторон выложена светлыми камнями (Фото 136). И вот, наконец, начало большого перехода по огромному завалу – первая ветка серпантина. Затем первая ступень, здесь ровные площадки и трава, но воды нет и не будет вплоть до Сареза. Снова подъём по серпантину, тропа идёт по левому рандклюфту завала и, где это возможно, перебрасывается на склон. Так и сейчас, пройдя вторую ступень и площадку, на почве которой видны следы то ли талых вод, то ли дождей, тропа свернула на склон. Третья ступень, и тропа раздваивается, место отмечено туром, мы пошли по правой, левая пошла в глубину завала. Через сотню метров мы увидели бирюзовую гладь озера, но это не Сарез, а озеро Шадау. Это озеро образовалось тоже во время обвала горы, но оно значительно меньше. Сейчас оба озера соединяются небольшой протокой, раньше её не было.

Пришлось вернуться, т. к. эта тропа ведёт к площадке для моторных лодок. Конечно, по воде быстрей и проще передвигаться, чем по камням завала, чем и пользуются работники станции слежения.

Фото 137
Мы вернулись и вошли в самое сердце завала (Фото 137), тропа и здесь мощена камнем, что значительно упростило нам путь, хотя всё равно было непросто находиться среди камней размером с многоэтажку. Кроме этого, путь тропы настолько замысловат, что кажется, что кто-то специально запутал следы. Часто хочется срезать или пойти прямиком к воде (вода у нас уже давно кончилась, и в горле пересохло, хотя день выдался пасмурный). Но сворачивать с тропы ни в коем случае нельзя! Говорят, что есть такие, что сходили с тропы, и до сих пор ходят по завалу...

Фото 142
Прошли ещё одну развилку, левая тропа ведет к станции слежения (Фото 142), но нам по правой. Наша цель - перемычка между озерами. Там должны быть площадки, где можно поставить палатку, в других местах это сделать практически невозможно – камни, камни, камни разных размеров...

Наконец, к вечеру мы, немного на взводе от усталости, были на месте. Здесь стоит старая метеостанция (Фото 138) и баня, станция сейчас законсервирована, а баней иногда пользуются. Об этом нам рассказали работники, что приплыли на моторке к нам, чтоб отметить нас в своих журналах (пропускной режим и всё такое).

На счёт возможной опасности всё серьёзно, МЧС натренировало кишлаки по Бартангу, что они за 10 минут покидают дно долины и поднимаются на склоны. Опасность видят не в том, что завал прорвёт, это, скорее всего, невозможно, а в том, что произойдёт ещё один обвал, и волна перехлестнёт через завал (от уровня воды до седловой точки каких-то 30 метров).

Ужинали в темноте под яркими звездами гор. Засыпали в палатке, а потом перебрались на улицу.

Фото 141
Второе.
Станция наблюдения за Усойским завалом.

Как я уже говорил, времени у нас немного, и мы можем посвятить Сарезу только полдня, затем нужно отправляться обратно.

Фото 138
Так и сделали: искупались (Фото 141) в Сарезе и в Шадау, благо день выдался солнечный, сходили на гребень-перемычку посмотреть водную гладь Сареза (Фото 138, 140), понаблюдали за утками с их выводками, скользящими по водной ряби озёр, и за причудливой птицей с красным гребешком, которая крутилась вокруг нашего лагеря.

Фото 140
Пообедали и отправились в путь, на развилке троп побросали рюкзаки и пошли в гости на станцию (Фото 142).

Фото 144
Станция снабжена спутниковой связью с Душанбе и компьютеризирована, здесь следят за датчиками, которые разбросаны по завалу (Фото 144). Нас напоили чаем, накормили огромным казаном вкусной гречневой каши. Затем все вместе сфотографировались и распрощались.

Фото 143
Последний взгляд на Сарез, фотография на память (Фото 143) и ныряем в завал...

Панорама озёр (Фото 139)

Фото 139
Hi-res

К вечеру мы были уже в Оазисе, который заприметили ещё на пути сюда. Снова звёзды и здоровый сон под открытым небом.

Третье.
До Кишлака Нисур и вниз по Бартангу.

Фото 145
Рано утром встали и спустились в кишлак Барчадив по «верхней» тропе, прошли его насквозь и поднялись по тропе (Фото 145) к небольшому перевалу, через который идёт дорога к кишлаку Нисур. Перед перевалом поле, которое орошается водой, заведённой по арыку из реки Барчадивки. Эти арыки интересно выглядят – безжизненный склон, а по горизонтали его пересекает полоса зелени. Так выглядит любой кишлак. Там, где вода, там и жизнь, и только так можно что-либо вырастить и таким образом выжить.

На спуске с перевала встретили школьников и взрослых. Школа одна на несколько кишлаков, и кому-то приходится до неё идти пару часов. В школах, кроме прочего, изучают языки: таджикский, русский и английский.

Спустились в кишлак Нисур, и, как обычно, нас встречает маленькая стайка любопытных ребятишек.

Фото 146
Мы остановились возле моста через р. Бартанг (Фото 146) на обед и пошли разведать насчёт транспорта. Лень идти пару лишних часов до Савноба, когда стоишь на дороге, по которой к тому же ехать обратно. В общем, договорились, что Диму на мотоцикле «Иж» увезёт памирец, а Дима уже вернётся с нашими вещами на УАЗике.

Дима приехал через три с лишним часа, мы уже успели утомиться под солнцем, несмотря на купания в мутной воде Бартанга. Погрузились и отправились в долгий и утомительный путь.

Всё было бы замечательно, но машина заглохла через полчаса, после чего водитель почистил свечи, и мы проехали ещё полчаса, и так снова и снова, причем время поездки уменьшалось... Уже было темно, когда мы были в кишлаке Басид, а до памирского тракта ещё 80 километров по горной дороге.

Фото 147
В Басиде нас поместили в дом к Личину, где нас накормили шурпой, и все мы отпраздновали день рождения нашего второго шофёра, а также встречу с чехами-велосипедистами (Фото 147).

Кстати, чехи в своём путешествии двигались на велосипедах из г. Мургаба вдоль р. Кудара и р. Бартанг до к. Рушан. И от них мы узнали, что дороги вдоль р. Кудара сейчас нет, т. е. дорогу не поддерживают, и она медлено умирает, но мосты ещё сохранились. Рассказывают, что им неоднократно приходилось делать облазы прижимов, где дорога была совершенно разрушена рекой, при этом преодолевались сотни метров подъёма в поисках седловин через гребни.

Сейчас дорога идёт по Бартангу, и по ней можно добраться от Рушана до кишлака Кудара.

Четвертое. Пятое.
Памирский тракт. Душанбе. Проводы.

Утром завтрак, фотографии на память, погрузка и дорога. Двигались ещё хуже, чем вчера, машина глохла и глохла, водители грешили на бензин, который добыли в Басиде. Мы на нервах, ведь можем опоздать на самолёт, но другого транспорта здесь не найти. Ночью были в Калай-Хумбе, и водители ушли искать замену своему УАЗику, а мы купили килограмм печенья и арбуз, и ещё килограмм пластилиновых «шоколадных» конфет – поели и отрубились до утра.

Фото 148
Утром исчез Дима, тоже пошёл искать транспорт. Затем жизнь начала налаживаться, появились два «носатых» УАЗика, а потом и Дима. Нам пришлось разделиться на две машины, но поехали быстро, с машинами всё в порядке. В Душанбе мы успели к пяти вечера. Хотя водители, никогда не бывавшие за рулем в крупном городе, сдрейфили, но со своей задачей справились мужественно.

Вечером мы купались в Лучобе, затем импровизированный ужин из местных продуктов, что удалось купить поздно вечером. Зашёл интересный гость (Фото 148). Сборы, затем за нами прислали ГаЗель, и мы оказались в ресторане-чайхане, нас провожал уважаемый человек Равшан. Затем он же провёл через таможни аэропорта и посадил на самолет.