Автор: Валерий Тихоненко, г. Гомель

Отчет о горном походе 3 к.с. по Западному Кавказу совершённом с 4 по 26 августа 2021г. Часть 3.

18 августа 2021 (Среда)

15-й день

Д.р.Индрюкой - д.р.Актюбе - пер.Актюбе(1А,3316м.,сн.-лд./ск.-ос.,№39) - «Верхние Мырдовские ночёвки»

Проснулись в 6.00. Быстро собрали лагерь. Завтракали в 6.50. Дособирали вещи и вышли в 7.30. Солнечно, но со стороны в.Нахар и Грузии затягивает уже бело-тёмными облаками, но они вскоре «убежали». От места ночёвки выше коша (справа(по ходу) от тропы на верху от р.Индрюкой в 50м.) мы стали делать подъём вверх без тропы по травянистому выносу прямо вверх, т.к. там высоко идёт хорошая конная тропа. Она делает траверс правого борта долины Индрюкой(Ф.267). Можно идти и у реки Индрюкой верхом над самой рекой в 50м., а затем у огромных валунов делать подъём вверх. Мы же решили поймать эту тропу сразу. По ней мы траверсировали правый борт долины, затем пересекли небольшой лесок и когда появились валуны, мы стали подниматься вверх-влево(по ходу) набирая таким образом высоту и обходя каньон в котором течёт р.Актюбе. Подъём идёт по травянистой ложбине(Ф.268). Затем она снова входит в сосновый лес и идёт уже по нему вверх. В тени деревьев идётся хорошо. В 8.15 тропа вышла из лесу и сразу у тропы есть много малины. Тут мы и сели на привал (шли-45’). Солнечно и вкусная малина. Вышли дальше в 8.30. От привала выходим по тропе на зелёную ровную терраску, где раньше был кош, т.к. земля здесь обильно удобрена навозом и растут специфические лопухи. Проходим её и впереди виден небольшой завал из крупных валунов покрытые травянистой растительностью. Этот завал обходим слева по ходу по тропе(Ф.269А). Он не большой. За ним идёт снова пологая травянистая долина. Любо-дорого идти. Впереди снова виден завал из крупных валунов, и он повыше предыдущего. Тропа снова уводит нас правым(ор.) бортом долины по ложбине обходя этот завал. На верху этого завала пройдя некоторое время (5’) мы видим справа от тропы шикарные места для ночёвок: зелёная, ровная поверхность, ручеёк с чистой водичкой и вид на в.Гвандра. Проходим это место. Река течёт среди галечных камней разбившись на рукава. Снова впереди завал из камней, но поменьше и снова тропа обходит его слева (по ходу) по ложбине. В 9.15 сели на привал (шли-45’). Любуемся красивыми видами. Светит солнце. Идём по тропе правым(ор.) берегом р.Актюбе(Ф.269,270). Вскоре тропа увела нас на правый(ор.) борт долины и там мы её потеряли. Продолжаем подниматься, подходя к «бараньим» скалам, где через них течёт в узкой горловине река. Сели на привал в 10.15 не доходя до самих «бараньих лбов» ~в 200-300м. Вышли дальше в 10.30 (шли-45’). Продолжаем движение траверсом влевовверх (по ходу) обходя этот скальный прижим(«бараньи лбы»)слева(по ходу). Крутизна склона до 30гр. по камням и траве вперемежку(Ф.271). Идём то по траве, то по камням. Вскоре поймали еле заметную примятую тропку. По ней вышли в 10.50 на верх «бараньих лбов». Далее по травянисто-каменистому склону крутизной до 35гр. поднимаемся влево-вверх(по ходу) держа направление на ручей прорезающий и стекающий с правобережной(ор.) морены ледника Актюбе(Ф.272,273). В 11.00 пересекли этот ручей на его левый берег(ор.) и стали сразу подниматься по травянистому склону без тропы с крутизной до 40гр. на сам верх этой морены. На сам верх мы поднялись в 11.13. Справа от морены (по ходу) внизу лежит «язык» ледника Актюбе, а слева - в кармане этой морены течёт ручей, который берёт своё начало от ледника №656 и возможно от в.Пирамида и в.Карабаши. Далее по её гребню, где проходит тропа, мы стали идти вверх до её пологой части. В 11.25 мы сели на привал, где эта морена примыкает к правобережным скалам и есть пологое место для отдыха (но не для ночлега(!). Шли-55’. С морены открываются отличные виды(Ф.274). Вышли дальше в 11.40. Там, где правобережная морена упирается в правобережные скалы-лбы, мы тут находим тропу, которая поднимается влево-вверх(по ходу) по скально-осыпному склону крутизной до 30гр. между скальными выходами. На сам верх мы поднялись в 11.50 и перед нами открылся скальный бастион-цирк(Ф.275-277). Слева спадает водопадом ручей-поток. Мы же пошли низом по скальной ложбине вправо-вверх, крутизной до 25гр. По дну ложбины течёт маленький ручеёк, где места под палатки можно найти с трудом. На сам верх этой ложбины мы вышли в 12.08 и увидели правый борт ледника Актюбе (Ф.278,279 и Рис.-6).

Фрагмент Ляпинской карты я вставил для дополнения к моему рис.-6.

По мере нашего подъёма тропой по правобережной морене ледника Актюбе(№657) мы искали и всё ожидали «... небольшое озеро и песчаные площадки под палатки...», как было описано всё в том же московском отчёте(см.ниже). Но, по-видимому, озеро исчезло, а вот куда делись «песчаные площадки» или их не там описали?

Поднимаясь на правый склон ущелья, тропа обходит пояс бараньих лбов и выходит на высокий гребень правобережной морены. От зеленых площадок - 1 ч. 10 мин. Продолжаем подниматься по гребню морены.

Справа по ходу внизу остается язык ледника Гвандра. В большом моренном кармане, распадаясь на несколько рукавов, течет река, вытекающая из другого, расположенного правее небольшого нависающего языка ледника Ак -Тюбе, стекающего из-под вершин Карабаши, Малая и Всточная Гвандра. В конце кармана - небольшое озеро и песчаные площадки под палатки. От выхода на гребень морены - 25 мин. Выше еще один пояс бараньих лбов. От площадок по пологим полкам, обходя крутые сбросы слева по ходу, тропа подн имается на бараньи лбы. Тропа маркирована турами. На бараньих лбах, прямо рядом с языком ледника несколько площадок под палатки. От озера - 15 мин. Воду можно брать в ручье, вытекающем из-под языка ледника. Отсюда прекрасно виден весь массив Гвандры. Фото 36.«Непонятка» идёт дальше в этом описании начиная «От площадок...». В итоге мы не нашли ни одного пригодного места под палатки по пути нашего подъёма. На какие «бараньи лбы» мы должны были подняться от верха «кармана» правобережной морены, если от верха сразу идёт тропа на правый(ор.) склон по осыпи (до 30гр.) обходя «бараньи» выходы (10’на подъём) и мы сразу попадаем в скальный цирк очередных «бараньих лбов»? Куда нам надо было идти дальше после того, как тропа заканчивается? Подниматься направо (по ходу) на сам верх правобережных скал-лбов к которым примыкает правобережная морена ледника Актюбе(№657)(P.S. Вот именно здесь и находятся «..Несколько площадок под палатки на бараньих лбах...» о которых я более точно узнал находясь уже дома(Ф.276)) или лезть на следующий скальный бастион(см.Ф.277), где слева чётко видно течёт водопадом ручей-поток вытекающий (наверное) из озера, которое указано на Ляпинской карте(см.выше)? Глядя на этот скальный поясбастион, ну не хотелось идти туда. Мы пошли дальше по осыпной ложбине вправо (по ходу) вверх(см. наше описание выше).

По правобережной(ор.) подвижной осыпи мы немного спустились со скально-осыпной перемычки(Ф.279), а потом обошли прижим водного потока(вытекающего из-под «языка» ледника№656) прижавшись к скалам правого(ор.) берега(Ф.280). Вышли на сам ледник и пошли по пологой её части вверх. Если повернуться лицом вниз, то ниже правого борта «языка» ледника, там, где он примыкает к правому(ор.) борту осыпного склона, мы увидели мутного цвета озеро, которое не обозначено на Ляпинской карте. Оно лежит как бы в кармане правого борта осыпного склона. Подойти к нему мы не решили, т.к. не известно есть ли там хорошие места под палатки, да и вода вызывает сомнения(Ф.282).

На леднике №656 на правом(ор.) его борту в 12.25 сделали привал (шли45’). Вышли в 12.40. Ледник открытый и пологий. Солнечно! Отсюда хорошо видны заходы на пер.Карабаши(2А), пер.Малая Гвандра(1Б) и пер.Актюбе(1А)(Ф.281). Прошли по правому борту ледника Актюбе, подошли под перевальный взлёт ложной седловины пер.Карабаши(2А) и сели на привал в 12.55, чтобы внимательно посмотреть на правый(ор.) борт скально-осыпного гребня верхнего цирка ледника №656(Ф.283).

Планируя пройти пер.Карабаши(2А) и собирая о нём информацию дома, я столкнулся с разночтениями и нахождением седловины этого перевала на картах и соответственно на местности. На Ляпинской карте он обозначен под №41, а в некоторых отчётах эта седловина трактуется как пер.Пирамида(2А)(Ф.287Г-289). Хотя на той же Ляпинской карте пер.Пирамида(2А) вообще не значится. Западнее в.Пирамида находится пер.Актур Южн.(2А)-№42. Во многих отчётах пер.Карабаши(2А) группы проходят в нечётко-выраженном понижении в гребне, где я обозначил это место красного цвета крестиком на Ляпинской карте(см. выше).

Учитывая это разночтение и то обстоятельство, что на данный момент при прохождении нашего похода изменилась снежно-ледовая обстановка в горах, кардинально изменились почти все склоны перевалов от 1А и выше. Глядя на скально-осыпные склоны пер.№41 и ложной седловины пер.Карабаши(2А), где раньше снежники закрывали многие опасные скальные выходы и облегчали таким образом прохождение перевального взлёта(судя по описаниям других групп), то сейчас они обнажились - и прохождение таких участков стало опасным, а сами перевалы усложнились на категорию выше(Ф.285-289).

Также не в нашу пользу сложилось и то обстоятельство, что мы не смогли найти площадки под палатки для ночёвки у языка ледника №656. По нашему плану мы должны были где-то там заночевать сегодня, поднявшись как можно выше. Выйдя на сам ледник, мы также смотрели на осыпной правый(ор.) борт-склон в поисках удобного места для палаток и одновременно, чтобы это место было безопасным. Такое место мы нашли(см.Ф.284,285), но оно - камнеопасное на наш взгляд. Взвесив всё это - мы решили изменить наш основной вариант и уйти по запасному варианту,

т.е. вместо пер.Карабаши(2А) пройти более простой пер.Актюбе(1А), но как оказалось потом - этот перевал также преподнёс нам неожиданный сюрприз(см. описание его ниже). По пути нашего движения правым(ор.) бортом ледника№656 к пер.Актюбе(1А) я старался делать фотографии и панорамы этих седловин «2А» с разных ракурсов и приближении для себя и других групп. Ведь я так и не смог найти чёткой и близкой фотографии перевального взлёта этой ложной седловины пер.Карабаши(2А) со стороны лед.№656 в интернет отчётах. В своём отчёте я вставил те фото других групп рядом со своими для сравнения.

Решили не тратить время и силы. и пойти на пер.Актюбе(1А). Сильно скально-осыпной этот перевал нам показался. Вышли дальше в 13.15 одев предварительно «кошки». Идём по пологой части ледника №656 вначале правым его бортом, а затем уходим к его середине(ор.), обходя ледовые низины и перепрыгивая через видимые трещины. Ледник открытый и пологий. Мы обходим ледовые бугры по пологим местам, держа общее направление на самое правое (по ходу) понижение в гребне отходящего от в.Гвандра Вост.(Ф.290). В этом месте находятся две одинаковые по высоте и характеру прохождения седловины. Истинная седловина - правая (по ходу) (Ф.291). Перевальный взлёт пер.Актюбе(1А) представляет собой снежный склон длиной ~ в 50м. и крутизной до 30гр. На снегу мы увидели следы предыдущей группы, которыми мы и воспользовались(Ф.292). В 13.55 вся группа поднялась на пер.Актюбе(1А)(шли-40’). Седловина перевала - узкая и двоим там не разминуться с рюкзаками. Их лучше оставлять на границе осыпного склона и снега, где уже полого (со стороны д.р.Актюбе) и ожидать своей очереди на спуск. Сняли кошки и когда мы поднялись на перевал, то я в очередной раз был удивлён состоянием спускового склона этой 1А в сторону д.р.Мырды(Ф.293-295).

Мы увидели привязанную верёвку за скальный выступ, которая уходила по разрушенным скалам косым траверсом влево-вниз(если смотреть прямо в сторону д.р.Мырды). Погода солнечная! Спуск в низ начали в 14.15. Спускались «спортивным способом», т.к. системы были в рюкзаках и не хотелось тратить время на их доставание и одевание. Ведь это же - 1А(!!!). Крутизна скально-осыпного склона до 35гр., проходит по спресованному песку (похож на конгломерат) среди каменных выходов и имеет длину до 30м.(Ф.296). Этот склон внизу упирается в «живую» средне-каменистую осыпь ~100м. и крутизной до30гр., а та в свою очередь выводит нас на снежный склон(Ф.297). На снежнике одеваем кошки. Вся группа спустилась до снежника в 14.50. Вышли далее в 15.05.

P.S.От этого места рекомендую сразу уходить вправо-траверсом(по ходу) по снежному склону держа направление между самыми верхними выходами «бараньих лбов», которые обнажились в связи с таянием снега и льда, хорошо видны и находятся около 100-150м. от подножия перевального взлёта. Между этими «бараньими лбами» и надо искать снежный спускпроход на сам ледник Мырды, т.к. это будет менее энергозатратный путь спуска на сам ледник. Не желательно идти нашим вариантом спуска, т.к. он обманчивый(!!!)(Ф.298).

Прошли по выполаживающемуся снежнику 10’прямо вниз и в 15.15 сели на привал и разведку. На этот вариант спуска нас соблазнила обманчивая пологость и видимая часть спуска по снежникам и осыпям, а справа от нас по ходу находилась череда «бараньих лбов» со снежными кулуарами между ними. Справа по ходу находятся «бараньи лбы» и сбросы. Мы вроде просмотрели путь нашего спуска прижимаясь к левому (ор.) скальному отрогу, где снежники чередуются с осыпью(Ф.299). Вышли в 15.20. Идём по снежникам в кармане левого(ор.) борта цирка крутизной до 25гр. В 15.38 снова стали, чтобы сходить в разведку(шли-18’). Нашли путь-проход. Надо выйти на «бараньи лбы» нижние слева от них(по ходу) и пройти по осыпи на сам верх «бараньих лбов» нижних, а затем выйти влево-траверсом на осыпной склон крутизной до 40гр. и вниз вправо на само тело ледника. Вышли в 15.50. Идём по средне-мелкой осыпи над «бараньими лбами», а далее вышли на левобережный конгломератный склон, траверсируя его ~100м. влево по травянисто-каменистому склону. После, мы ушли вниз вправо ~70м., а затем вышли к левому берегу ручья, который находится справа от нас по ходу, где находится осыпь и по ней легче, надёжнее спускаться(Ф.300). В одном месте пришлось пройти лёгким лазанием небольшой(h~3м.) скальный выход страхуя и помогая друг другу. Этот ручей-поток стекает с левобережных «бараньих лбов». Спускались плотной группой. Спустились на левый(ор.) борт ледника Мырды в 16.20 (шли-30’). Вышли дальше, не одевая «кошек» в 16.30.

Ледник Мырды в этом месте пологий, открытый и без широких трещин. Он делает поворот налево(по ходу), т.е. на север. Пройдя некоторое время его левым(ор.) бортом (тут он усеян множеством камней) впереди появляются два скальных выхода - своеобразные скальные ворота. Справа от нас находится скальный выход (нунатак или верх «бараньих лбов»), который делит ледник на две части, а слева - находится осыпной склон, плавно переходящий в скально-осыпной отрог(Ф.301). Ниже скальных ворот ледник плавно стекает к «бараньим лбам» круто обрывающимся в д.р.Мырды, а в левом борту долины находится осыпной склон, где в 100м. выше находятся «Верхние Мырдовские ночёвки» и тропа. Мы же ушли влево (по ходу) на осыпной склон до этих скальных ворот. Поднялись по осыпи на верх отрога, где нашли тропу. Она идёт траверсом левым бортом д.р.Мырды по осыпному склону. На верху ск.-ос. отрога мы нашли небольшое озерцо(~5/5м.) и одну площадку под палатку. Крутизна тропы на склоне местами до 30 гр.(Ф.302). Пересекли один ручей-поток(1-й) стекающий с левого борта д.р.Мырды возможно из-под пер.Гвандра Мал.(1Б)(Ф.304).

В 17.15 мы подошли к «Верхним Мырдовским ночёвкам». Палатки поставили в 17.30(Ф.303). В этом месте находятся много оборудованных мест под палатки, течёт несколько чистых ручейков. Выше по склону (над нашими ночёвками) находится пояс обрывистых «бараньих лбов»(Ф.304).Поужинали в 19.00, а спать легли в 19.40. Ночью несколько раз шёл дождик и гремела гроза.

Расчёт ходового времени:

Подъём от коша в д.р.Индрюкой по тропе правым(ор.) берегом на устьевую ступень д.р.Актюбе - 45мин.

Подъём по тропе правым берегом р.Актюбе обходя несколько травянисто-каменистых валов и «бараньих лбов» до ручья прорезающего правобережную морену ледника Актюбе (№657) - 2ч.

Подъём левым(ор.) берегом ручья до верха правобережной морены - 13мин.

Движение по верху правобережной морены ледника Актюбе до примыкания её к скалам в верхней части - 12мин.

Подъём от верха правобережной морены ледника Актюбе до правого(ор.) борта ледника №656 шли - 28мин.

Движение по правому(ор) борту ледника №656 до седловины пер.Актюбе(1А) заняло - 1ч.12мин.

Спуск с пер.Актюбе(1А) по верёвке (~30м.) «спортивным способом», далее по средней осыпи до снежника составил - 35мин.

Спуск по снежникам (25гр.) левым(ор.) бортом цирка, далее по осыпи и конгломератному склону (крутизной до 45гр.) до левого борта ледника Мырды - 58мин.

Спуск по леднику и осыпям левым бортом(ор.) ледника Мырды до «Верхних Мырдовских ночёвок» - 45мин.

Чистое ходовое время - 7ч.08мин. Прошли - 11км.

Картосхема №14

Ф.266 Вид от места ночёвки в д.р.Индрюкой на устьевую ступень д.р.Актюбе.

Ф.267 Движение правым(ор.) бортом д.р.Индрюкой. Взгляд назад. Ф.268

В Ф.269 Подъём группы по д.р.Актюбе. Г

Ф.270 Д.р.Актюбе. Вид на травянисто-осыпной прижим.

Ф.271 Д.р.Актюбе. Вариант обхода прижима, за которым находится правобережная морена ледника Актюбе.

Ф.272 Вид на правый(ор.) борт д.р.Актюбе.

Ф.273 Массив в.Гвандра со стороны д.р.Актюбе. Подход к правобережной морене ледника Актюбе.

Ф.274 Движение по правобережной(ор.) морене ледника Актюбе. №1- скальный пояс «бараньих лбов» №2- время 12.08, №3- возможные места для ночёвки.

Ф.275 Выход группы от кармана правобережной морены ледника Актюбе по тропе в скальный цирк «бараньих лбов».

Ф 276 Движение группы тропой по верху правобережных скал-лбов, в которые упирается правобережная морена ледника Актюбе (см.Ф.274). Вскоре мы выйдем в каменистую ложбину минуя возможные ночёвки.

Г

В Ф.277А-Г Панорама скального бастиона «бараньих лбов» выше Г правобережных скал, в которые упирается правобережная морена.

Ф.278 Верхняя часть скально-осыпной ложбины, которая находится между правобережными скалами и бастионом «бараньих лбов»(см.Ф.274).

Ф.279 Вид на ледник №656 от скально-осыпной перемычки.

Ф.280 Группа на «языке» ледника №656. Вид вниз.

В Ф.281А-Г Панорама правого(ор.) борта долины ледника №656 Г

Ф.282 Вид вниз на «язык» ледника №656. Видно мутное озеро образовавшееся (наверное) на месте правой(ор.) части «языка» этого ледника.

В

Б Ф.283А-В Панорама правого ск.-ос. отрога лед.№656. В А и Б - заход от ледника к пер.Карабаши(2А).

Ф.284 Правобортовая ледовая мульда ледника №656.

Ф.285 Вид на перевальный взлёт пер.Карабаши(2А)(ложный) со стороны ледника №656 (д.р.Актюбе).

Ф.286 Перевальный взлёт ложного пер.Карабаши(2А) со стороны д.р.Актюбе не обозначенного на Ляпинской карте.

Ф.287А,Б,В Фото взятые из интернет отчётов.

Ф.287-Г Фото взятое из интернет отчёта.

Ф.288 Перевальный взлёт пер.Карабаши(2А)(№41 на Ляпинской карте). Снято с ледника №656 при подходе к пер.Актюбе(1А).

Ф.289 Вид на правый(ор.) ск.-ос. борт д.р.Актюбе.

Ф.290 Подход к пер.Актюбе(1А) со стороны д.р.Актюбе.

Ф.291 Пер.Актюбе(1А) со стороны д.р.Актюбе.

Ф.292 Перевальный взлёт пер.Актюбе(1А) со стороны д.р.Актюбе.

Ф.293А,Б Панорама с пер.Актюбе(1А) в д.р.Актюбе.

Ф.294 Группа на седловине пер.Актюбе(1А).

Б

Ф.295Панорама с пер.Актюбе(1А) в д.р.Мырды.

Б

Ф.296А,Б Спуск с пер.Актюбе(1А) «спортивным способом» в д.р.Мырды.

Ф.297 Перевальный взлёт пер.Актюбе(1А) со стороны д.р.Мырды.

Ф.298 Спуск с пер.Актюбе(1А) в д.р.Мырды.

Ф.299 Спуск группы левым(ор.) бортом верхнего цирка пер.Актюбе(1А) в сторону ледника Мырды.

Ф.300 Спуск по левобортовому(ор.) конгломератному склону на ледник Мырды минуя «бараньи лбы».

Ф.301 Вид с левого борта ледника Мырды на «скальные ворота».

Показан путь выхода на тропу и к «Верхним Мырдовским ночёвкам» через левый(ор.) скально-осыпной отрог.

Ф.302 Вид с верха ск.-ос. отрога на «Верхние Мырдовские ночёвки»- показано красным треугольником.

Ф.303 Ночёвка группы на «Верхних Мырдовских ночёвках».

А Б

Б

Ф.304 А, Б Панорама левого (ор.) борта д.р.Мырды у верхних ночёвок.

19 августа 2021 (Четверг)

16-й день

«Верхние Мырдовские ночёвки» - д.р.Мырды - «Узункольская поляна»

Проснулись в 5.00. Спалось хорошо. Покушали в 6.00. Собрали лагерь и вышли в 6.40. Идём траверсом от места ночёвки влево-вниз по «турикам». Тропа в начале на каменистой осыпи крутизной до 30гр. плохо видна, но затем она становится всё чётче и яснее. Мы идём по ней траверсируя высоко над дном долины и ледника левым её бортом. Затем она выводит нас на зелёный отрожек, где также можно разместить несколько палаток, а вода еле бежит возле валунов. Это и есть «Мырдовские ночёвки». Далее тропа обходит скальные сбросы левого борта и сам «бараний лоб», который перегораживает вход к леднику Мырды(Ф.305,306). Сели на привал в 7.30 не доходя 10м. от ручья-потока, стекающего возможно от в.Акбаши (шли-50’). Погода хорошая.

Вышли дальше в 7.45. Пересекли ручей по «турикам», который промыл глубокую промоину среди песка и камней (это 2-й ручей-поток). Далее она уже идёт вниз, держа направление на пологую часть долины. На пологой части были в 8.00(Ф.308). Дальше тропа есть, но она иногда теряется, но в общем - направление в низ прижимаясь её левого(ор.) борта. Перешли ещё один потокручей (3-й) по «турикам» стекающий с левого борта. Вышли на ровную зелёную лужайку с плоским и широким камнем на левом берегу р.Мырды. Здесь в 8.15 сели на привал. Шли 30’(Ф.309).

Вышли в 8.30. Идём по пологой, ровной части д.р.Мырды прижимаясь к левому склону долины(Ф.310). После берёзовых рощ и валунов мы прижимаемся к левому(ор.) склону обходя таким образом заболоченную, поросшую сочной травой равнину. Потоки ручьёв такие чистые и прозрачные, что кажутся мелкими, а на самом деле - глубокие(Ф.311-312). В 8.50 пересекли 4-й ручей-поток, стекающий с левого борта долины Мырды. Тропа видна и хорошо натоптана. Сели на привал в 9.00 не доходя ~15м. от 5-го ручья-потока. Шли-30’. Идём переходы по 30минут, т.к. нам не куда спешить.

Вышли в 9.15. Прошли этот 5-й ручей-поток и далее по тропе, которая идёт прижимаясь или забираясь на левый(ор.) склон долины. Очень живописная долина Мырды: кристально чистые ручьи, сочная трава, берёзовые рощи и всё это на фоне красивых ГОР!!!(Ф.313-315) Дальше тропа раздваивается и левая(по ходу) уходит вверх, а правая - в низ. Она то и выводит нас через две бревенчатые кладки через два рукава р.Мырды к верхнему кошу. За вторым мостиком сразу стоит кош(Ф.314). Время 9.47 у коша. От коша тропа дальше идёт правым(ор.) берегом реки и через 100м. выводит к скальному прижиму. По лёгким скалкам и двум деревянным лестницам мы прошли лазанием этот прижим и сели на привал(Ф.317). Время 10.00. Шли-45’. Солнечно! Красота!

Время выхода в 10.15. Идём уже правым берегом р.Мырды. Входим в живописный сосновый лес(Ф.318), где на полянках растут необычного цвета и формы цветы. В 10.35 прошли по мостику на левый(ор.) берег р.Мырды (Ф.319). Сразу за ним (справа от тропы) стоит кош (заброшен-?)(Ф.320). Продолжаем идти вниз по дороге и в 10.48 подошли к погранпосту. Сели на привал чуть ниже (100м.) справа от дороги на левом берегу в тени берёз. Время прихода сюда 10.50 (шли-35’).

Тут как раз есть шикарные места под палатки, есть кострище, столик и лавочки. Решили тут стать лагерем(Ф.321). В 11.10 палатки уже стояли. В 11.30 пошёл дождь. Пережидаем его и в 12.30 пошли в а/л «Узункол» за заброской. От «Узункольской поляны», где мы стали лагерем, автомобильная дорога идёт левым(ор.) берегом р.Мырды. Выйдя из леса на широкую луговину, мы увидели тут несколько построек-кафешек слева от дороги, а чуть дальше - мост через реку Мырды, выводящий нас к самому а/л «Узункол». Этот мост закрывается с двух сторон калитками. В лагере некоторые участники стали звонить своим родным и на работу, т.к. на всём протяжении нашего похода до сих пор у нас не было связи. Родные волновались за нас. За время этих звонков и переговоров выяснилось, что двоих наших участников срочно отозвали назад домой по работе из отпуска (работают в РОВД), а ещё один наш участник просто устал и захотел ехать домой. Я не стал его отговаривать, т.к. все взрослые и в праве сами делать свой выбор. В лагере мы нашли того, кто отвечает за хранение забросок. Рассчитались с ним (отдали за 3мешка2500руб.Рос. 100руб. за 1 место в сутки) и пошли назад к своим палаткам делать пересчёт продуктов. Вернулись к палаткам в 13.40. Нам пришлось пересматривать продукты питания и наше общественное снаряжение, а всё лишнее отдавать тем, кто возвращается домой. Наши трое нашли и договорились с местным, который работает в одной из кафешек, что он их довезёт до г.Невиномысска. Попрощавшись с ними и отдав всё лишнее, мы приготовили обед и покушали в 15.30. Вскоре подошёл к нам пограничный наряд и проверил у нас пропуска. Сходили ещё раз в «Узункол» прогуляться. Вернувшись, мы приготовили ужин и поели в 19.00. Спать легли в 20.15 все вчетвером в одной палатке. Тесновато было спать «валетом».

Учитывая то, что нас осталось четверо что пер.Таллычал(2А*) является одним из сложных перевалов в нашем походе что ледовая обстановка изменилась (оглядываясь на пройденные нами перевалы) и изменилась характеристика самих перевальных взлётов (вместо льда и снега обнажились скальные выходы и появилась подвижная осыпь) - мы решили заменить пер.Таллычат(2А*) на запасной вариант пер.Юж.Доломиты(1А). А также на наше решение повлияло то обстоятельство, что подойдя к нашему пер.Таллычат(2А*) и не пройдя его по каким-то причинам нам пришлось бы возвращаться и идти по запасному варианту, теряя таким образом силы и дни (минимум два потерянных дня) нашего похода. Это повлияло бы на оставшуюся часть похода, и мы решили не рисковать.

Расчёт ходового времени:

Спуск по тропе левым(ор.) бортом долины от «Верхних Мырдовских ночёвок» до пологой части долины Мырды - 1ч.05мин.

Спуск по тропе левым(ор.) бортом пологой части долины Мырды до 2х мостиков у верхнего коша - 1ч. 17 мин.

Спуск от верхнего коша по тропе до «Узункольской поляны», которая находится ниже погранпоста заняло - 48 мин.(50мин.)

Чистое ходовое время - 3ч.10мин. Прошли - 7,5км.

Картосхема №15

Г

Ф.305 А-Г Панорама «языка» лед.Мырды и его левого (ор.) борта. Снято с «Мырдовских ночёвок».

Ф.306 Вид на левый(ор.) борт д.р.Мырды при спуске с «Мырдовских ночёвок»

А

Пер.Актюбе(1А) на Ф.307-А обозначен не там.

Б

Ф.307А,Б Вид на левый(ор.) борт д.р.Мырды в районе «Верх.Мырд. ночёвок».

Фото взято из интернет отчётов.

Ф.308 Верхняя пологая часть д.р.Мырды. Ф.309

А Ф.310А,Б Панорама левого борта д.р.Мырды. Б

Ф.311 Спуск по заболоченной д.р.Мырды левым бортом. Ф.312

Ф.313 Д.р.Мырды в средней части. Ф.314 Верхний кош в д.р.Мырды.

Б Ф.315А-В Панорама левого борта д.р.Мырды от верхнего коша В

Ф.316 Вид на мостик и левый(ор.) борт д.р. Мырды у верхнего коша.

А

Вид на скальный прижим в д.р.Мырды ниже верхнего коша.

Б Ф.317А-В Панорама левого борта д.р.Мырды ниже ск. прижима. В

Ф.318 Спуск правым берегом р.Мырды Ф.319 Мост через р.Мырды выше ниже верхнего коша и ск. прижима. нижнего коша.

Ф.320 Нижний кош в д.р.Мырды. Вид на левый(ор.) борт д.р.Мырды.

Ф.321 Ночёвка группы на «Узункольской поляне».

20 августа 2021 (Пятница)

17-й день

«Узункольская поляна» - д.р.Кичкинекол - д.р.Дорбунчат - Доломитовые озёра (3075м.)

Проснулись в 5.00. Стали собираться. Погода без дождя - хорошая. Поели в 6.30. Вышли в 7.00. Идём по автомобильной лесной дороге вниз от места ночёвки к а/л «Узункол». Через ~200м. переходим по хорошему деревянному мосту через р.Узункол на её правый(ор.) берег(Ф.322). После моста дорога идёт вверх по ущелью Кичкинекол. Идётся тяжеловато, т.к. вес уже делится на 4-х, а не на 7 человек. В 7.35 прошли верхнюю границу соснового леса. После - долина выполаживается(Ф.323). Хорошо виден слева(по ходу) заход к Доломитовым озёрам(Ф.324), а прямо - виден массив Кичкинекольской подковы. В 7.45 подошли под начало тропы ведущей в д.р.Дорбунчат, где в её верховье и находятся Доломитовые озёра. Шли-45’. Погода хорошая.

Вышли в 8.00. Начало тропы угадывается на травянистом склоне и перед входом в неё есть 2-3 «турика» стоящими на большом камне. Идём по хорошей тропе серпантином вверх набирая высоту на устьевую ступень долины Дорбунчат с крутизной до 40гр. Солнечно. Сели на привал в 8.45 на пологой травянистой части под водопадом. Шли-45’. Отсюда уже хорошо видны пер.Беляева(1Б) и пер.Сев.Джалпакол(1А), а также Кичкинекольская подкова с её вершинами, но они все сидят в облаке(Ф.326)

Вышли дальше в 9.00. Продолжаем идти по тропе набирая высоту на правый борт д.р.Кичкинекол «подымая» устьевую супень д.р.Дорбунчат. Ручей-поток Дорбунчат остаётся от нас справа(по ходу). На сам верх устьевой ступени мы поднялись в 9.40 и, пройдя по пологой части, в 9.45 сели на привал. Шли-45’. Мы находимся в нижнем цирке д.р.Дорбунчат. Перед нами стекают два ручья-потока: один правее от нас, а другой - прямо-левее(Ф.325). Видны скальные вершины и отроги, а также скальный уступ, за которым и лежит озеро.

Вышли в 10.00. Погода облачная и дует в этом цирке холодный ветерок. По тропе проходим нижний цирк д.р.Дорбунчат, которая петляет вдоль ручья, среди камней и в итоге выходит на среднюю осыпь, которая начинает обходить «бараньи лбы» правой(ор.) стороной ущелья(Ф.328). Сели на привал в 10.45 на середине подъёма обходя эти «бараньи лбы» слева (по ходу). Крутизна тропы на склоне до 30гр. Идётся хорошо. Дует лёгкий ветерок и облачно(Ф.327).

Вышли дальше в 11.00. Продолжаем подъём по тропе(Ф.329А) и через 20’(в верхней части лёгкое лазание ~10м. по скалкам) выходим к нижнему большому озеру(Ф.329Б-331). Время прихода сюда в 11.20 (шли-20’). Т.к. многие площадки уже были заняты, то мы обошли большое Доломитовое озеро слева(по ходу) по камням и почти напротив пер.Юж.Доломиты(1А) стали на взгорке у малого Доломитового озера на стоянку (шли-5’). Место неплохое, виды хорошие, но правда продувается. Палатку поставили и расположились в 12.00(Ф.332). Пообедали в 15.00 со вкусом. Затягивает потихоньку дождевыми облаками. Чуть позже пошёл лёгкий дождик. К вечеру он прекратился, но стал дуть сильный ветер со стороны пер.Юж.Доломиты(1А). Поужинали в 19.20, посидели, поговорили и разошлись спать в 20.40.

Расчёт ходового времени:

Подъём по дороге от места ночёвки на «Узункольской поляне» под устьевую ступень д.р.Дорбунчат - 45мин.

Подъём по тропе (крутизной до 40гр.) на устьевую ступень д.р.Дорбунчат - 1ч.30мин.

Подъём по тропе от нижнего цирка до Доломитовых озёр - 1ч.05мин.

+ 5мин. (обход нижнего озера) Чистое ходовое время - 3ч.25мин. Прошли - 5км.

Картосхема №16

Ф.322 Мост через р.Узункол на стыке слияния рек Мырды и Кичкинекол.

Ф.323 Подъём по д.р.Кичкинекол.

Ф.324 Устьевая ступень д.р.Дорбунчат.

Ф.325 Нижний цирк д.р.Дорбунчат (выше устьевой ступени).

Ф.326 Вид на левый(ор.) борт д.р.Мырды. Снято при подъёме в д.р.Дорбунчат.

Ф.327 Вид на левый(ор.) борт д.р.Мырды. Снято при подъёме к Доломитовым озёрам.

Ф.328 Выход к Доломитовым озёрам в д.р.Дорбунчат.

А Ф.329А,Б Выход к Доломитовым озёрам. Б

Ф.330 Нижнее Доломитовое озеро.

Ф.331 Группа у нижнего Доломитового озера.

Ф.332 Ночёвки возле нижнего Доломитового озера. Вид на левый(ор.) борт д.р.Мырды.

21 августа 2021 (Суббота)

18-й день

Доломитовые озёра - пер.Юж.Доломиты(1А,3391м.,ос.,№35) - д.р.Чунгурджар - пер.ТБ(1Б,3352м.,сн./ос.,№3) - д.р.Талычхан

Проснулись в 5.00. Поели в 6.00. Собрали рюкзаки под сильным ветром и вышли в 6.40. От стоянки обогнули маленькое озерцо слева по ходу и дальше по тропе промаркированной «туриками» делаем подъём по среднекаменистой осыпи к пер.Юж.Доломиты(1А). Тропа идёт по верхней части увалов держась больше к правому(ор.) борту цирка, но близко к скалам правого борта не подходить(Ф.333-335). Затем тропа идёт прямо вверх в лоб на скальный выход, где по его полочкам поднимается прямо под перевальный взлёт(Ф.336). Сели на привал в 7.30 (шли-50’). Тут пошёл лёгкий дождик с ветерком.

Вышли дальше в 7.45. Дальше мы движемся по следам, которые проходят по боковому снежнику. Делаем косой траверс слева-направо (по ходу), выходим на скально-осыпной склон крутизной до 30гр. подходя под средний снежник (который находится под самой седловиной) к его правому(по ходу) краю(Ф.337). Далее по хорошим следам на мелкой осыпи, зигзагообразно вышли в 8.05 на пер.Юж.Доломиты(1А) (шли-20’). Уже светит солнышко.

Вышли в низ в 8.20. На седловине мест под палаток нет, но она широкая. От седловины идёт тропа вниз по мелкой «сыпухе»(Ф.338), выходит на среднекаменистую осыпь крутизной до 30гр. и далее на снежник. По нему мы прошли перевальный взлёт(Ф.339). Далее в 8.45 мы по средней осыпи подходим к узкой скальной горловине(Ф.340). Есть наподобие тропы, но она вскоре теряется на каменистой осыпи. Мы спускались, прижимаясь то к левому борту, то к правому(ор.) и далее по центру осыпного выноса держа направление на зелёные травки и снежник. Ниже снежника течёт ручей. Возле него мы и сели на привал в 9.10(Ф.342). Солнечно! Шли-50’. При спуске у скальной горловины отлично виден наш следующий пер.ТБ(1Б)(Ф.341). Сняли тёплые вещи и положили их в рюкзаки.

Вышли дальше в 9.25. Спускаемся левым(ор.) берегом этого ручейка. Тропка угадывается и промаркирована «туриками»(Ф.343). Она то видна, то исчезает. Идём всё время левым берегом по мелкой каменистой осыпи(Ф.344). В нижней части спуска ручей становится мощным потоком и спадает с «бараньих лбов» ~15м. водопадом, а тропа обходит его слева (по ходу) на правый берег ниже водопада(Ф.345). Далее мы обходим скальные выходы, появляются кустарники рододендрон и по «турикам» спустились в 10.15 на пологую часть д.р.Чунгурджар. Пройдя ещё 5’по траве и гальке подходим к левому берегу разливных потоков р.Чунгурджар. Сели на привал в 10.20 у реки (шли-55’)(Ф.346,349).

Выходим в 10.30 сняв ботинки. Переходим несколько рукавов на правый(ор.) берег реки. Перешли в 10.35. Одеваем ботинки и слегка отдыхаем. Вышли дальше на подъём к пер.ТБ(1Б) в 10.50. С «Аэродрома», в его правом(ор.) борту цирка (среднего) находятся «бараньи лбы». С них стекают два ручья-потока. Самый нижний(1-й) по правому борту вытекает из цирка пер.Перемётный(1А) и падает водопадом. 2-й (чуть выше первого потока) - вытекает из-под цирка пер.ТБ(1Б). При подъёме на правый борт д.р.Чунгурджар мы держали направление на 2-й поток(Ф.346). Выйдя к нему по травянистому склону крутизной до 30гр. - там есть выполаживание.

Мы поднимались без тропы правым берегом этого потока. Затем в этой террасе мы уходим траверсом вправо-вверх по травянистому склону до 35гр., но сильно вверх мы не забирали. Таким образом мы обогнули скальные и «бараньи» сбросы откуда вытекают эти два ручья-потока и вышли в нижний цирк пер.ТБ(1Б). Сели на привал в 11.30 (шли-40’)(Ф.347).

Вышли дальше в 11.45. Отсюда отлично видны заходы на пер.Мал.Кичкинекол(1А) и наш пер.Юж.Доломиты(1А)(Ф.348,349). Поднимаемся косым траверсом влево-вверх(по ходу) по травянистому склону крутизной до 30гр. держа направление на ручей вытекающий с правого(нижнего) снежника. Перешли ручей на его левый(ор.) берег и вдоль него делаем подъём по осыпи(Ф.350). Поймали угадывающуюся тропу, которая идёт справа (по ходу) от этого снежника. Поднимаемся на верх «бараньих лбов». Палатки поставить негде на всём протяжении. Далее идёт среднекаменистая осыпь, местами снежники в ложбинах(Ф.351,353). В 12.25 подошли к перевальному взлёту, где мы сели на привал. В нижней части его лежат средне-обломочные породы, а на сам перевал ведёт широкий снежник с крутизной до 30гр. в верхней части. Шли-40’(Ф.352).

Вышли дальше в 12.45. В 12.50, пройдя каменистую осыпь, вышли на снежник, который ведёт на сам перевал. Идём плотной группой без кошек «в три такта», прямо «в лоб». На сам пер.ТБ(1Б) вышли в 13.20. Шли-35’. На перевале ветрено, но ясно. Палатки поставить негде, хотя седловина сама широкая(Ф.354,355).

Спуск с перевала начали в 13.35. От седловины спускаемся прямо в низ зигзагом по хорошей тропе на «сыпушном» твёрдом склоне(Ф.356). Далее идёт снежник и травянистый склон крутизной до 20гр. Потом мы придерживаемся ручейка, идя его левым(ор.) берегом и там, где он уходит резко вниз в скальный каньон стекая потом с «бараньих лбов» - мы делаем косой траверс влево-вниз забирая всё время влево(по ходу)(Ф.357). Выбираем травянистый склон, где нам легче спускаться. Затем склон становится круче (до 35гр.) перемежаясь с осыпью. Логическим путём по травянистым полочкам и осыпям мы спустились к снежнику(Ф.359), который лежит внизу в каменисто-осыпной котловине. Гдето здесь находятся и два озерка, которые были хорошо видны сверху(Ф.358). Пришли к снежнику в 14.20. Шли-45’. Здесь воды нет. Мы решили сделать перекус (сало, сухари чёрные, шоколадный батончик (по 1 каждому), рыбная консерва и 1б. тушёнки).

Вышли дальше в 14.45. Слегка затягивает небо белыми облаками. Пересекли средне-каменистую осыпь, держась левого(ор.) борта цирка. За ним видно внизу маленькое озерцо и сразу сброс за перегибом(Ф.358). В 15.00 были у этого маленького озерца, где можно поставить с трудом две палатки у большого валуна. Далее идём без тропы по травянистым полочкам левым бортом, лавируя среди больших камней(Ф.361). Внизу видна ещё одна луговина с ручейками и озерцом(Ф.360). У неё мы были в 15.10. Можно поставить легко палатки. Здесь уютно и красиво. Озерцо мы обошли по траве справа по ходу и далее ушли снова на левый(ор.) склон. Спускаемся по траве среди камней крутизной склона до 25гр. Впереди виден «зелёный носик». На него вышли в 15.30. Здесь сделали привал. Шли-45’.

Внизу уже виден наш последний сброс в д.р.Талычхан. Крутизна травянистого склона на вскидку - 40гр.Вышли в 15.45. Погода над нами хорошая, а там, где мы были - облачно. От места привала у «зелёного носика»

мы ушли влево(по ходу). Пересекли каменистый вынос небольшой (шириной ~20м.) и вышли на левый(ор.) травянистый склон д.р.Талычхан(Ф.363,369). Далее по этой высокой траве, а в ней спрятаны разнокалиберные камни, мы спускались вниз(Ф.362). Шли аккуратно и осторожно плотной группой. Находили примятую траву вниз, но и она исчезала. Самое сложное на всём спуске это - когда травянистый склон упирается(переходит) в кустарники рододендрон, местами деревьев, а они стоят над скальными выходами h- от 5 до 20м. Здесь надо выискивать проход среди этих скальных выходов и по траве (крутизной до 50гр.) среди кустарников выходить на пологую часть долины Талычхан. Мы вышли в 16.25 (16.30 - все). Шли-40’. Сделали привал находясь чуть ниже правобережной(ор.) морены ледника Талычхан.

Вышли в низ в 16.45. Далее идём вниз по каменистому левому берегу р.Талычхан крутизной до 20гр., держа направление на наш мощный ручей, стекающий от ледника №605 находящегося на правом(ор.) борту долины, где находится пер.АКТ(2А). Решили переправиться на правый берег реки, т.к. в этом месте она делится на несколько рукавов и утром не надо будет тратить время на переправу, хоть и воды в реке будет в разы меньше. В 17.00 подошли, сняли ботинки и все вместе вчетвером «стенкой» перешли два рукава р.Талычхан на его правый берег. Эти рукава-потоки находятся в некотором удалении друг от друга. В 17.20 перешли полностью. Очень сильным потоком был второй рукав.

P.S. Когда спускаешься по этой долине и видишь внизу зелёную луговину, то она кажется тебе ровной и заманчивой. Ты подходишь к ней и при детальном осмотре понимаешь, что это место не такое уж и ровное, и палатки поставить негде из-за уклона и больших камней лежащих на этой «лужайке»(которых и не выковырять). И так ты идёшь и идёшь от лужайки до лужайки и понимаешь, что пора ставить лагерь, а места всё нет и нет. Эта иллюзия в горах обманчива и не только в этой долине.

И ещё один момент: мы, спускаясь с пер.ТБ(1Б) в д.р.Талычхан, всё время придерживались левого(ор.) борта нашего цирка(в 2000г. тоже). Когда мы сбрасывали последнюю ступень долины по высокой траве, то мы столкнулись здесь с большой крутизной травянистого склона и кустарниковой порослью, закрывающие скальные выходы различной высоты. Сверху, ~ в 15м. от них, травянистые проходы между этими скальными выходами не просматриваются. Поэтому, при подъёме на пер.АКТ(2А) я всё интересовался и фотографировал этот левый(ор.) борт д.р.Талычхан и сам низ этого цирка пер.ТБ(1Б)(см.Ф.360,368В,369,373). Глядя на них, я думаю, что можно(!) спуститься на пологую часть д.р.Талычхан менее трудоёмким вариантом.

Прошли к нашему ручью-потоку, стекающему с правого борта долины и перед ним, на выносе-лужайке, нашли место под палатку(Ф.362). Ставим лагерь в 17.45. Относительно пологое место под палатку было там, где собираются коровы вместе и ночуют(Ф.364). Мы их отгоняли вечером от нашей палатки несколько раз, т.к. в это место они приходят ночевать, а мы поставили там свою палатку. Вскоре они ушли вверх по долине ночевать. Поужинали в 19.00. Уставшие, но довольные от пройденного за этот день легли спать в 19.40.

P.S. Вообще, планируя прохождение пер.АКТ(2А), который у нас будет завтра, надо сразу выбирать вариант подъёма на него, т.к. от этого зависит где надо ночевать группе. Исходя из этого понятно: то ли ей надо подходить под этот самый поток, который вытекает из-под ледника №605, где 225 находится пер.АКТ то ли группе надо подходить под нижнюю часть правобережной морены долины Талычхан. В нашем варианте прохождения нитки маршрута отлично была видна верхняя часть правого(ор.) борта д.р.Талычхан. В самом начале нашего похода я выбрал подъём на пер.АКТ «в лоб» от дна долины Талычхан вдоль ручья-потока через нижние «бараньи лбы» как я ходил его в далёком 2000 году и я также вёл группу на этот вариант подъёма. Но... этим вечером я понял (поздновато принял решение), что в связи с обильным таянием льда и снега, и этот перевал будет не лёгким. Учитывая то, что пер.АКТ имеет две седловины и одна из них была мною пройдена в 2000 году на которой мы тогда(!) вешали несколько верёвок при выходе на сам язык ледника №605 и саму седловину по скалам - то в этом году ледник явно стаял и таким образом увеличил метраж скально-осыпного взлёта перевальной седловины, не говоря уже о прохождении самих «бараньих лбов» от низа долины и при выходе на сам ледник №605. Поэтому я принял решение вести группу на вторую седловину пер.АКТ (ледовую), но к ней будет проще подниматься вторым вариантом, т.е. через правобережную(ор.) морену долины Талычхан. Этот вариант подъёма хорошо был виден нами при спуске с пер.ТБ (см.Ф.354), а также сжато описан в кн. «От Маруха до Эльбруса» В.В.Арсенин (2003г.) на стр.190-191,187-189.

Расчёт ходового времени:

Подъём от Доломитовых озёр по каменистой осыпи крутизной до 30гр. (в верхней части) до пер.Юж.Доломиты(1А) заняло - 1ч.10мин.

Спуск с пер.Юж.Доломиты(1А) по мелко и средне-каменистой осыпи (до 30гр.) до пологой части д.р.Чунгурджар - 1ч.40мин.

Переправа вброд через несколько рукавов реки Чунгурджар на правый(ор.) берег - 15мин.

Подъём по травянистому, мелко и средне-каменистому склону крутизной до 30гр. под сам перевальный взлёт пер.ТБ(1Б) заняло - 1ч.20мин.

Преодоление перевального взлёта пер.ТБ(1Б) по снежному склону (до 30гр.) на сам перевал со стороны д.р.Чунгурджар составило - 35мин.

Спуск с пер.ТБ(1Б) по травянисто- осыпному склону крутизной от 20 до 50гр. (в нижней части) до пологой части долины Талычхан шли - 2ч.10мин.

Спуск левым берегом(ор.) р.Талычхан, переправа вброд через два потока на правый берег и подход под ручей, вытекающий из-под ледника №605 заняло - 45мин.

Чистое ходовое время - 7ч.55мин. Прошли - 8,5км.

Картосхема №17

Б

А Ф.333А,Б Панорама верхнего цирка пер.Ю.Доломиты(1А) со стороны Б Доломитовых озёр.

Ф.334 Подъём на пер.Ю.Доломиты(1А) со стороны озёр.

Ф.335 Вид с пер.Ю.Доломиты(1А) в сторону Доломитовых озёр. Красным кружком отмечено место ночёвки группы.

Ф.336. Перевальный взлёт пер.Ю.Доломиты(1А). Снято от ночёвок у нижнего озера с приближением.

Ф.337 Перевальный взлёт пер.Ю.Доломиты(1А) со стороны озёр.

Ф.338 Вид с пер.Ю.Доломиты(1А) в д.р.Чунгурджар. По центру фото виден снежник, а ниже него начинается узкая скально-осыпная горловина.

Ф.339 Группа на фоне перевального взлёта пер.Ю.Доломиты(1А) со стороны д.р.Чунгурджар.

Ф.340 Группа в узкой скально-осыпной горловине на спуске в д.р.Чунгурджар.

Ф.341 Правый борта д.р.Чунгурджар. Снято при спуске с пер.Ю.Доломиты(1А).

Ф.342 Средняя часть перевального цирка пер.Ю.Доломиты(1А) со стороны д.р.Чунгурджар.

Ф.343 Спуск с пер.Ю.Доломиты(1А) вдоль ручья в д.р.Чунгурджар.

Ф.344 Спуск в д.р.Чунгурджар с пер.Ю.Доломиты(1А). Снято выше водопада. Вид на правый (ор.) борт д.р.Чунгурджар.

Ф.345 Нижняя часть спуска с пер.Ю.Доломиты(1А). Снято с пологой части д.р.Чунгурджар.

Ф.346 На пологой части в д.р.Чунгурджар при спуске с пер.Ю.Доломиты(1А).

Ф.347 Правый(ор.) борт д.р.Чунгурджар. Снято выше водопада при спуске с пер.Ю.Доломиты(1А).

А Ф.348А,Б Панорама левого(ор.) борта д.р.Чунгурджар. Б

Снято при подъёме на пер.ТБ(1Б).

Ф.349 Весь спуск с пер.Ю.Доломиты(1А) в д.р.Чунгурджар.

Ф.350 Заход к пер.ТБ(1Б) со стороны д.р.Чунгурджар. Ф.351

Ф.352 Перевальный взлёт пер.ТБ(1Б) со стороны д.р.Чунгурджар.

Ф.353 Вид на пер.Таллычат(2А*). Снято при подъёме на пер.ТБ(1Б) со стороны д.р.Чунгурджар (с верха «бараньих лбов» см.Ф.350).

Ф.354 Вид с пер.ТБ(1Б) на правый(ор.) борт д.р.Талычхан.

Ф.355 Вид с пер.ТБ(1Б) на левый(ор.) борт д.р.Чунгурджар.

Ф.356 Седловина пер.ТБ(1Б) со стороны д.р.Талычхан.

Ф.357 Обход верхних «бараньих лбов» при спуске с пер.ТБ(1Б) в д.р.Талычхан.

Ф.358 Вид на осыпную котловину при спуске с пер.ТБ(1Б) в д.р.Талычхан.

Снято с середины верхних «бараньих лбов».

Ф.359 Обход верхнего уступа левым(ор.) бортом при спуске с пер.ТБ(1Б) в д.р.Талычхан в осыпную котловину.

Б

Ф.360А,Б Вид на нижний уступ при спуске с пер.ТБ(1Б) в д.р.Талычхан. Снято при обходе среднего уступа. Также см.Ф.368 В-Г.

Ф.361 Вид на средний уступ при спуске с пер.ТБ(1Б) в д.р.Талычхан.

Ф.362 Вид на д.р.Талычхан при спуске с пер.ТБ(1Б).

Показано место ночёвки группы и 1-й вариант захода на пер.АКТ(2А).

Ф.363 Спуск с пер.ТБ(1Б) в д.р.Талычхан. Снято с верха нижней части правобережной(ор.) морены долины Талычхан.

Ф.364 Ночёвка в д.р.Талычхан.

22 августа 2021 (Воскресенье)

19-й день

Д.р.Талычхан - пер.АКТ(2А,3412м.,лд./лд.-ос.,№15) - д.р.Кичкинекол

Проснулись в 5.00. С трудом встаём и собираем лагерь. Погода ясная. Поели в 6.30. Вышли в 7.10. Идём правым(ор.) берегом р.Талычхан, держа направление на низ правобережной морены. Тропы нет. В 8.00 подошли к нижней части правобережной морены Талычхан. Шли-50’(Ф.362,365А).

Вышли дальше в 8.15. Поднялись на сам верх нижней части морены и по ней (тропы нет-заросла, но еле угадывается) идём вверх(Ф.368А). В 9.00 подошли почти до примыкания правобережной морены к скальному гребню. Шли-45’. От середины правобережной морены открываются отличные виды на верховье д.р.Талычхан и на весь верхний левый(ор.) борт этой долины. Также хорошо виден и просматривается другой путь спуска с пер.ТБ(1Б) в нижней его части правее(ор.)(Ф.365Б,368,369,373). Пройдя где-то с больше половины морены верхом, мы стали идти траверсом влево-вверх по ходу, держа направление на верх «кармана» этой морены. Мы сели на привал прямо на одной площадке под палатку с выложенной стенкой. Воды рядом мы не видели и не слышали.

Вышли дальше в 9.30. Идём по карману правобережной морены. В верхней её части находится средне-каменистая осыпь. Она плавно переходит в мелко-каменистый осыпной склон. Мы делаем подъём держа направление на скально-зелёный гребень. В 10.00 встретили группу туристов из г.Москва(МГУ). Они как раз и спускались с пер.АКТ. Немного поговорили о характере перевальных взлётов. По их спусковым следам идётся хорошо. Сели на привал в 10.15 в нижней части скально-зелёного гребушка (шли-45’).

Вышли в 10.30. Медленно идём по средне-каменистой осыпи вверх вдоль скально-осыпного гребня. Крутизна склона в этом месте ~ до 35гр. Спусковой тропы уже нет. Дошли до нижнего снежника лежащего на склоне этого скально-осыпного гребня вдоль которого мы поднимаемся(Ф.370) и продолжаем идти по осыпи в 10-15м. слева(по ходу) от него. Иногда сходят камни с верха этого гребня и линия их падения видна на снежнике. Сели на привал в 11.15 не дойдя до верха этого нижнего снежника. Шли-45’.

Вышли в 11.35. Продолжаем подъём по средне-каменистой осыпи и в 11.50 остановились, чтобы надеть кошки и набрать воды, т.к. по пути нашего всего подъёма воды не было (несмотря на близость снежника). Вышли в 12.00. Далее идём по снежнику крутизной до 30гр. вдоль камней. Это верхний снежник(Ф.371,373). В 12.23 подошли под осыпной гребень в самом низком его понижении. Этот осыпной гребень отходит от в.Талычхан в западном направлении, а за ним лежит ледник №605(Ф.372,365-367).

Сняли кошки и вышли в 12.30. Идём по «живой» средне-мелкой осыпи к нашему перемётному леднику. На каменистом взгорке мы увидели два отличных(!) места (ровные) под палатки с ветрозащитными стенками(Ф.375Б). В 10м. течёт чистый ручей, берущий своё начало от ледника №605, напирающий на верх этого скально-осыпного вершинного гребня. Отсюда открываются хорошие виды(Ф.374,375). Идём левым(ор.) берегом ручья на сам верх отрога, отходящего от в.Талычхан. Под ледник подошли в 12.42. Шли-12’.

Тут одели снова кошки, связались верёвкой и вышли дальше в 13.00.

Солнечно, но белые облака уже на небе. От перемычки мы уходим влево-вверх широкой дугой, а затем направо(по ходу)(Ф.376). Ледник открытый и трещин почти нет. Пройдя ледовый перегиб мы увидели характерный скальный зубвыступ(Ф.377,378) и не доходя до него надо уходить влево(по ходу), т.к. под скалой-зуб находится большая ледовая мульда(Ф.379), а спуститься к скале (седловине) будет сложно (надо будет вешать верёвку на буре). В эту ледовую мульду можно спуститься в её самой низкой части северо-западнее(левее по ходу) этой скалы-зуб. На дне ледовой мульды находятся каменистые выходы(Ф.381). Пройдя 5’по дну мульды, мы выходим на ледовую седловину пер.АКТ(2А) в 13.55. Шли-55’(Ф.382). Сам тур находится на скалах ~h-10м. В этом месте ледник №605 как бы перетекает из д.Талычхан в другой ледник №600 в д.Кичкинекол. Сама перевальная седловина - это стык ледника и скального гребня, но палатки поставить негде, а вода рядом - ручьи, стекающие по леднику. Спуск с пер.АКТ(2А) начали в 14.20. От перевала идём плотной группой по крупной осыпи, лежащей на льду. Самое сложное - это в верхней части спуска, где крутизна ледового склона до 40гр. Причём лёд(справа) и крупно-каменистая осыпь(слева от нас по ходу, если спускаться лицом вниз) образуют внутренний угол-желоб. Спускаться надо аккуратно, спокойно и внимательно помогая друг другу, чтоб не поехал никакой «чемодан». Вешать верёвку мы не стали, т.к. с верха ледника периодически съезжали камни, и они простреливали этот желоб, где могут перебить верёвку. Выходим на снег, лежащий на льду(крутизна 30-35гр.) и стали спускаться, вырубая ступени(Ф.383). Длина перевального взлёта (нам на спуск) по снегу ~150м. До пологой части ледника спустились в 15.15. Шли-55’(Ф.385-388).

Вышли дальше в 15.30. Солнечно. Далее идёт спуск, где надо прижиматься левого(ор.) борта западной ветви ледника №600(Кичкинекол) (Ф.384). Спустились по снегу до льда. Ледник в этом месте без трещин. Одели кошки и продолжили спускаться до того места, где ручей-поток уходит водопадом с «бараньих лбов». В этом месте угадывается сброс высоты(Ф.390). Спустились к левобережной(ор.) осыпи в 16.05(Ф.389) как можно ближе к сбросам. Сняли кошки. Вышли в 16.10. Прошли траверсом влево (по ходу) по осыпям лежащих на полочках «бараньих лбов» ~100м. Впереди видим мощный отрожек, за перегиб которого (влево) мы не пошли.

Справа-сзади остались сбросы ледника, от которого мы ушли влево, выйдя на осыпной склон «бараньих лбов». Мы стали искать подходящее место для закрепления верёвки за петлю, т.к. нас «поджимало» световое время. В 2000 году мы здесь где-то проходили эти «бараньи лбы» ножками не вешая верёвок(Ф.395). Не стоит спускаться лазанием между скальными выходами «бараньих лбов», т.к. видимый вами сверху спуск (кажущийся простым и выводящим вас на пологое место - это вы так думаете) потом выведет вас на скальные стенки «бараньих лбов». На фото сложно указать путь спуска через «бараньи лбы», если только не делать пошаговые фото с их привязками.

Просмотрели от этого места боле менее спуск, завязали за большой камень петлю, а за неё закрепили верёвку и в 16.20 1-й участник пошёл спускаться «дюльфером». Провесили ~40м. верёвки до «пологого» (до 30гр.) осыпного склона левого(ор.) борта долины. Все спустились и продёрнули верёвку в 16.50. Потом по осыпи логическим путём в 17.05 спустились на пологую часть левого(ор.) борта ледника Кичкинекол(Ф.391). Одели кошки и вышли дальше вниз в 17.15(Ф.392-393).

Спускаемся по пологой, открытой части ледника, держа направление на её правый борт(ор.) пересекая поверхностную срединную морену, где ледник делает поворот на север(Ф.394-398). Трещин практически нет. В 17.45 (шли30’) сняли кошки, т.к. дальше на леднике лежат камни(Ф.399). Вышли в 17.50.

Спускаемся дальше по камням, лежащим на леднике, прижимаясь к его правому(ор.) борту, т.к. нам надо выйти на правый берег реки Кичкинекол. При подходе к «языку» ледника мы не смогли выйти на сам осыпной борт склона, чтобы потом обойти верхом и спуститься к самой реке, т.к. там был конгломератный склон, на котором лежали средне- и крупно-каменистая осыпь. Также мы не смогли пройти между самим правобережным(ор.) склоном и правым бортом ледника, т.к. это место было завалено большими обломочными породами, лежащими на склоне крутизной до 35гр. Здесь мы не смогли протиснуться, да и опасно было (камни, лежащие на льду, могли внезапно или от прикосновения прийти в движение). Спускаться по центру «языка» ледника Кичкинекол нет смысла, т.к. из-под «языка» вытекают три потока реки и нам нужен именно правый берег реки Кичкинекол, где ниже начинается тропа(Ф.401). Мы спустились по ледовой пологой ложбине, засыпанной камнями прижимаясь больше к правому(ор.) борту ледника, но не прижимаясь к самому правому склону. Как бы между двумя потоками вырывающихся из-под «языка» ледника №600(Кичкинекол). Крутизна ледника при выходе с «языка» на каменистый берег составляет ~ до 25гр. Здесь много мелких ручьёв, текущих вниз и впадающих в правый поток. Поток этот можно перейти, далеко не отходя от самого «языка» ледника, т.к. в этом месте нет большого уклона самой долины и в этом месте он не широкий. Перейти поток по камням на правый его берег(ор.) не замочив ноги мы не смогли найти и, чтобы не тратить время мы сняли ботинки и перешли его вброд парами.

В 18.20 перешли правую речку вброд. Одели ботинки и вышли дальше в 18.25. Справа по ходу «идут» пологие ручейки, которые текут через песчаные «дюны»(Ф.400). Идётся хорошо, т.к. полого (до 10гр.) и по пути ищем место под палатку. В 18.40 нашли место под палатку. Сравняли песчаный бугорок ледорубами и поставили палатку в 19.00(Ф.401). Готовим ужин. У всех настроение собранное и каждый чётко знает и выполняет свою функцию. Поужинали в 19.40. Легли спать в 20.20. Дует ветер с верха долины и прохладно. Заснули и спали все - «мёртвым» сном.

Расчёт ходового времени:

Подъём по д.р.Талычхан правым(ор.) берегом, далее по правобережной морене до её примыкания к скальному гребню ушло - 1ч.35мин.

Подъём вдоль скально-осыпного гребня с крутизной до 30 гр., а в верхней части по снежнику до верха осыпного отрога отходящего от в.Талычхан и примыкающего к нему ледника №605 заняло - 2ч.20мин.

Движение по леднику №605 с крутизной склона до 20гр. до ледовой седловины пер.АКТ(2А) составило - 55мин.

Спуск с пер.АКТ(2А) по крупно-каменистой осыпи лежащей на льду крутизной до 40гр., а далее по фирну (35гр.) до пологой северо-западной части ледника Кичкинекол - 55мин.

Спуск по пологой части ледника Кичкинекол с выходом на осыпные полки «бараньих лбов» левого(ор.) борта, спуск «дюльфером» (1вер.-50м.) и далее по осыпному склону (до 30гр.) с выходом на пологую часть ледника Кичкинекол ниже «бараньих лбов» - 1ч.30мин.

Спуск по пологой части ледника Кичкинекол (до 15гр.) прижимаясь к его правому(ор.) борту, переправа вброд правого водного потока (по ходу) на его правый(ор.) берег и далее спуск по песчаным «дюнам» до места ночёвки - 1ч.15мин.

Чистое ходовое время - 8ч.30мин. Прошли - 7км.

Картосхема №18

Б

Ф.365 А,Б Панорама правого борта д.р.Талычхан. Снято при спуске с пер.ТБ(1Б).

Ф.366 Фото сделано в 2000г. а

Ф.367 (нижнее) в 2021г. с одного места.

А Подъём по правобережной морене(ор.) д.р.Талычхан. Б

Г

Ф.368А-Г Панорама верховья д.р.Талычхан. В,Г - нижняя часть спуска с пер.ТБ(1Б) и показан вариант спуска с него. См.Ф.363.

Ф.369 Вид на спуск с пер.ТБ(1Б) в д.р.Талычхан. Снято с осыпного склона расположенного выше правобережной морены д.р.Талычхан.

Ф.370 Прохождение вдоль нижнего снежника (см. также Ф.365-Б).

Ф.371 Движение по верхнему снежнику к ск.-ос. гребню в.Талычхан.

Ф.372 Вид на скально-осыпной гребень в.Талычхан за которым находится ледник №605 и пер.АКТ(2А). Снято с верхней части верхнего снежника.

Ф.373 Вид на левый(ор.) борт д.р.Талычхан. Снято от верхней части верхнего снежника у ск.-ос. гребня отходящего от в.Талычхан(см.Ф.365-Б).

Ф.374 Выход на ледник №605 через ск.-ос. гребень в.Талычхан. Снято от двух площадок под палатки.

А Б

В Г

Ф.375 Панорама верховья д.р.Талычхан от площадок у ск.-ос. гребня в.Талычхан.

Ф.376 Подъём по лед.№605 от ск.-ос. А гребня в.Талычхан.

Б Ф.377А-В Панорама верхнего цирка пер.АКТ(2А) с ледника №605 В

Ф.378 Подъём по леднику №605 к ледовой мульде пер.АКТ(2А).

Ф.379 Вид на ледовую мульду, которая преграждает выход на пер.АКТ(2А) со стороны ледник №605.

Ф.380 Вид на левый(ор.) борт д.р.Талычхан со стороны пер.АКТ(2А).

Зелёным цветом показан наш вариант спуска.

Ф.381 Ледовая мульда под пер.АКТ(2А) со стороны ледника №605.

Ф.382 Вид с пер.АКТ(2А) в д.р.Кичкинекол. См.Ф.384-А

Ф.383Спуск группы с пер.АКТ(2А) в д.р.Кичкинекол.

В

Ф.384 Панорама пологой части сев.-зап. ледника Кичкинекол.В Вид на правый(ор.) борт д.р.Кичкинекол. Снято при спуске с пер.АКТ(2А).

Ф.385 Перевальный склон пер.АКТ(2А) со стороны д.р.Кичкинекол.

Ф.386 Снимок 2000г. Похоже был обвал. См. ск. гребень у «X» и Ф.385.

Ф.387 Вид на ск.-ос. седловину пер.АКТ(2А) со стороны д.р.Кичкинекол.

Ф.388 Группа на фоне пройденного пер.АКТ(2А) со стороны д.р.Кичкинекол.

Ф.389 Выход на левый(ор.) ск.-ос. борт в обход «бараньих лбов».

Б

Ф.390 А,Б Панорама верховья ледника Кичкинекол. Снято с верха «бараньих лбов» при спуске с пер.АКТ(2А).

А Ф.391 А,Б Панорама левого(ор.) борта «бараньих лбов» при выходе Б на сам ледник Кичкинекол.

А Ф.392А,Б Панорама левого(ор.) борта «бар.лбов» с лед.Кичкинекол. Б

Ф.393 Вид с ледника Кичкинекол на место обхода «бараньих лбов».

Ф.394 Вид с лед.Кичкинекол на её сев.-зап.часть и спуск через «бар.лбы».

Ф.395 Снимок сделан в 2000г. Обошли мы тогда другим вариантом и без верёвок.

Ф.396 Панорама сев.-зап. части лед.Кичкинекол после спуска с пер.АКТ. Б

Ф.397 Вид на северо-западный угол ледника Кичкинекол.

Ф.398 Северо-западный угол ледника Кичкинекол

Ф.399 Вид с верха «языка» ледника на д.р.Кичкинекол.

Указан вариант спуска, где мы не смогли пройти(см.Ф401-А).

Ф.400 Спуск группы с «языка» ледника Кичкинекол в долину.

Ф.401 Лагерь группы ниже «языка» лед.Кичкинекол. Зелёным цветом - показан путь спуска группы.

1-3 - показаны выходы потоков воды из «языка» ледника Кичкинекол. «А» - наш не пройденный вариант по осыпи.