Автор: Андрей Мартынов, г. Балашиха

Отчет о горном спортивном маршруте 6 к.с. по Центральному Тянь-Шаню (Терскей) в период с 24 июля по 12 августа 2021 года

Условные обозначения

ЧХВ - чистое ходовое время

ПЕР. - перевал

ЛЕД. - ледник

В. - вершина

Р. - река

ГР. - градусы

левый-правый - подразумевается орографически, если отдельно не оговорено в тексте

Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

Проводящая организация.

Федерация спортивного туризма Московской области

Место проведения.

Киргизия, Центральный Тянь-Шань, Терскей

Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части маршрута, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

Ходовых дней

горный

6 к.с.

160,7 (166,2)

24.07.2021-12.08.2021

В скобках указан общий километраж без вычета повторно пройденного пути.

Определяющие препятствия маршрута.

Шварцберг Александр Владимирович

GPSнавигация финансист

Общая смысловая идея похода

Район похода и категория сложности были выбраны с целью повышения спортивно-туристических навыков участников, а также участия в Чемпионате России.

Предпоходная подготовка

С осени сформировался состав команды для похода по Терскею. Сразу начался тренировочный процесс в виде совместных тренировок на скалодроме «Арена» и «BigWall». С наступлением холодов проходили регулярные выезды на ледовую башню под Кубинкой. За зиму было в сумме 5 совместных выездов. Двое участников этим не ограничились, и съездили на новогодние праздники в Мидаграбинское ущелье на замерзшие водопады. Кроме того, участники команды прослушали курс лекций школы ВУ и участвовали в совместных выездах. Регулярно проводились беговые тренировки для поддержания физической формы и прокачивания выносливости. В Дюкинских карьерах отрабатывали технику лазания и организацию станций на скальном рельефе с использованием закладных элементов (стопперы, трикамы, френды), а также спуск и подъем тяжелого пострадавшего с сопровождением, подъем из трещины (силами провалившегося участника и силами команды). Отрабатывали технику навесной переправы и вязание мягких и жестких носилок. Команда ездила в Пальцево на скалы под Санкт-Петербургом, где практиковали лазание с верхней и нижней страховкой, а также организацию станций и промежуточных точек при помощи закладных элементов (стопперы, трикамы). Для того чтобы освежить знания по оказанию первой помощи, медик группы был отправлен на двухдневный курс, который проводит «Вершина» https://vk.com/firstaidinmountain. Под нашим первым перевалом - Лавинный, провели тренировку по сдергиванию веревок с ледового и снежного рельефа (бурамисамовывертами, ледорубами и снежными якорями).

Вопросы обеспечения безопасности

Все участники группы были застрахованы в страховой компании «СОГАЗ» на сумму 30000 долларов, по программе: альпинизм.

У группы имелся спутниковый телефон системы Thuraya. Каждый второй день группа выходила на связь с координатором, который располагал всей информацией о походе (карта, нитка маршрута, график движения, координаты участников, данные страховой и турфирмы).

Сотовая связь на маршруте отсутствовала. За 2 недели до отъезда в поход, группа была зарегистрирована в МЧС Киргизии. Сайт: http://ru.mes.kg/ тел: +996 (312) 43-59-76.

Кроме того, имелся GPS прибор, в который была загружена векторная карта.

Ещё до выхода на маршрут группа получила подтверждение на использование вертолета в случае ЧП в компании «Аксай-тревел» https://ak-sai.com/

Варианты подъезда и отъезда

Перелет осуществлялся рейсом «Москва - Бишкек», авиакомпанией «AVIA TRAFFIC». Билет включал в себя 20 кг багажа + 15 кг спортивного инвентаря + 5 кг ручной клади, без питания. Стоимость перелета составила 8505 руб.

Старт маршрута планировался в дол. Киче-Кызылсу. Доехали мы туда в два этапа. Первый этап мы преодолели на микроавтобусе, до начала ущелья Киче-Кызылсу. Далее качество дороги резко ухудшается, и мы продолжили путь на вахтовке (ГАЗ 66).

Транспорт мы заказывали у Дениса (+996556421742, Каракол). Стоимость трансфера составила 18000 руб.

Окончание маршрута было вблизи г. Каракол. Планировали день провести на озере Иссык-куль, поэтому выезд из района был так же разделен на два этапа. От г. Каракол нас довезли до курорта Чолпан-Ата, а спустя пару дней в Бишкек. В качестве транспорта использовали микроавтобус, который заказывали также у Дениса. Стоимость общего трансфера составила 12200 руб. Услугами компании Дениса мы остались довольны.

От Бишкека до аэропорта мы доехали на «яндекс-такси» (стоимость - 450 руб за одну легковую машину).

До Москвы летели рейсом «Бишкек-Москва», авиакомпания «Аэрофлот». Билет включал 23 кг багажа + 10 кг ручной клади, питание на борту. Стоимость - 27790 руб.

Организационные сведения

Въезд и выезд из района, доставка и хранение заброски были осуществлены через Дениса (+996556421742, Каракол).

Газ «Kovea» в баллонах по 450гр был закуплен Юры Траченко kgzadv@gmail.com.

Получили его в Бишкеке. Стоимость баллона - 550 руб.

На маршруте было предусмотрено две заброски. Первую - завезли заранее (до похода) на лошадях в верховья дол. Чон-Кызылсу до последних Чабанов. Вторую - должны были подвезти на машине до слияния дол. Джеты-Огуз и Телеты. Но в процессе похода выяснилось, что мосты в долинах смыты, и нам её подняли на лошадях.

Чтобы не тратить время на закупку и фасовку продуктов в Бишкеке и не везти все продукты на себе, отправили их транспортной компанией «Главдоставка». Стоимость доставки до пункта выдачи в Бишкеке составила - 4309 руб. Срок доставки около 2-х недель.

В Чолпон-Ате остановились в гостевом доме «Аромат розы», в небольших 2-х местных номерах с душем и туалетом, по цене 550 руб/сутки с человека.

В Бишкеке проживали в отеле «Салют». Стоимость за двухместный номер - 3000 руб., одноместный - 1500 руб. В стоимость были включены завтраки. Мы рекомендуем этот отель.

Контакты:

Денис: г. Каракол Тел: +996556421742

«ГЛАВДОСТАВКА»: https://glav-dostavka.ru/

Отель «Аромат роз» в Чолпон-Ате:

https://www.instagram.com/alyshpaeva_g/?hl=el +996773701080

Отель «SALUT» в Бишкеке:

https://saluthotel.kg/ru/glavnaya/ +996 701 807 172 , +996 553 807 172

Аварийные выходы и запасные пути

спуск по дол. Чон-Кызылсу

дол. Кельдеке - пер. Загадка двойная (3А, 4629) - лед. Колпаковского вост.

лед. Кельдыке зап. - пер. Загадка центр. (2А, 4400) - лед. Колпаковского вост.

лед. Колпаковского вост. - пер. Ульяновцев (3А*, 4554) - лед. Айлама зап. - дол. Кашкатор - дол. Чон-Кызылсу

лед. Бороко зап. - лед. Бороко вост. - пер. Серебряное седло (3А, 4796) - дол. Байтор

дол. Айланыш - пер. ВГУ-400 (3А, 4659) - лед. Киче-Борду юж.

лед. Киче-Борду юж. - связка пер. Зап. плечо пика Каракольский + пер. Васильева (3А*, 4890) - дол. Уюктор

лед. Металлург - пер. Металлург (3А*, 4442) - дол. Уюктор 9) спуск дол. Караколтор - дол. Куйлю вост. 10) дол. Караколтор - пер. Эпюра (2А, 4400) - дол. Кельтор

Команда прошла маршрут полностью, не используя запасные варианты.

Заявленный и пройденный маршрут

Заявленный маршрут:

дол. Киче-Кызылсу - пер. Лавинный (2А*, 3900) - дол. Ашутор - дол. Кельдыке - пер. Че Гевары (3А, 4493) - лед. Колпаковского вост. - пер. Бороко (2Б, 4576) - лед. Бороко зап. - связка пер. 50 лет Советской Киргизии + пер. Айлама (3Б, 4658) - дол. Джетыогуз - дол. Айланыш - пер. Терскей (3Б, 4702) - вост. ветвь лед. Киче-Борду юж. - пер. Любитель (1Б, 4350) - лед. Металлург - пер. ФКТ (2Б*, 4455) - лед. Караколтор зап. - пер. Слоненок (3А*, 4528) - дол. Уюктор - дол. Каракол - г. Каракол Пройденный маршрут: дол. Киче-Кызылсу - пер. Лавинный (2А, 3900/3992 по GPS) - дол. Ашутор - дол. Кельдыке - пер. Че Гевары (3А, 4493/4481 по GPS) - лед. Колпаковского вост. - пер. Бороко (2Б, 4576/4531 по GPS) - лед. Бороко зап. - связка пер. 50 лет Советской Киргизии + пер. Айлама (3Б, 4658/4666 по GPS) - дол. Джетыогуз - дол. Айланыш - пер. Терскей (3Б, 4702/4651 по GPS) - вост. ветвь лед. Киче-Борду юж. - пер. Любитель (1Б, 4350/4346 по GPS) - лед. Металлург - пер. ФКТ (2Б, 4455/4442 по GPS) - лед. Караколтор зап. - пер. Слоненок (3А, 4528/4531 по GPS) - дол. Уюктор - дол. Каракол - г. Каракол

Маршрут был полностью пройден без изменений.

О районе путешествия Терскей Ала-Тоо.

Терскей Ала-Тоо - Пестрые горы, отвернувшиеся от солнца.

Терскей - теневая, северная, несолнечная сторона, Ала - пёстрый, Тоо - горы.

Терскей Ала-Тоо (Киргизский), Терскей Ала-Тау (Казахский). На картах СССР чаще встречается вариант написания - Терскей Алатау.

Общее описание

Терскей Ала-Тоо - крупнейший хребет Центрального Тянь-Шаня, расположенный на территории Киргизии и вытянувшийся в широтном направлении на расстоянии около 350 км. Хребет Терскей Ала-Тоо обрамляет котловину горного озера Иссык-Куль с Южной стороны. Напротив, с другой стороны озера Иссык-Куль расположен хребет Кунгей Ала- Тоо (Кунгей - солнечная, южная, обращённая к солнцу сторона).

Терскей - интересный во всех отношениях район, в котором можно прокладывать логичные маршруты любой категории сложности, от I до VI. Транспортная доступность, удобные, короткие и простые подъезды, возможность организации забросок, довольно короткие подходы и небольшие расстояния между отрогами основного хребта позволяют в сжатые сроки совершать походы, весьма насыщенные разнообразными технически сложными элементами.

В настоящее время перевалы Терскей Ала-Тоо в основном классифицированы по категориям верно, однако постоянно меняющаяся снежно-ледовая обстановка в районе вносит свои коррективы и в ряде случаев может потребоваться изменение категорийности некоторых перевалов. Много не пройдённых перевалов находится в западной части Терскея.

Для летнего Терскея характерны открытые, но без сложных ледопадов ледники, повышенная камнеопасность на скальных перевалах, наиболее высокий уровень воды в реках. Мостов нет только в верховьях, где потоки еще достаточно слабы и есть возможность относительно безопасно переправиться вброд. В нижних течениях активно используются альпийские луга в качестве летних пастбищ, и, как правило, имеются мосты.

В южной части хребет Терскей Ала-Тоо граничит с двумя другими самостоятельными горными районами: с массивом Акшийрак по р. Сарычат и с массивом Куйлю по р. Куйлю вост. Оба района совершенно не похожи по характеру на Терскей.

Если максимальные высоты вершин во всех трех районах примерно одинаковы (около 5200м), то средние высоты перевалов в Куйлю и Акшийраке больше (4500- 4800м), причем в Акшийраке очень много технически простых перевалов на уровне - 2А, а в Куйлю наиболее типичны 2А - ЗА, почти исключительно снежно- ледового характера.

Хребет Терскей-Алатау характеризуется глубоко расчлененным альпийским типом рельефа с современным оледенением и амплитудами относительных высот более 1000 м. Хребет асимметричен: имеет короткий пологий южный склон и длинный - северный. Расчлененный глубоко врезанными ущельями, северный склон гигантскими ступенями спускается к Иссык-Кулю. Главный хребет мало расчленен. Характерной особенностью Терскея является то, что его главный хребет могущественно доминирует над всеми боковыми отрогами, возвышаясь над ними в среднем на полкилометра, поэтому перевалы через него, пожалуй, наиболее интересны и с технической, и с познавательной точки зрения.

Центральная часть Терскея - наиболее высокая и интересная в спортивном плане, расположена между ущельями Барскаун и Тургень-Аксу. Высшая точка хребта Терскей Ала-Тоо - пик Каракольский (5281м) расположен в верховьях ущ. Онтор (Уюн-Тёр), левого истока Каракола. По соседству с Каракольским пиком расположились ещё два пятитысячника Терскея - пик Огуз-Баши (5163 м) и пик Джигит (5130 м).

Транспортная доступность Большинство походов по Терскею начинается в Караколе (бывшем Пржевальске). Каракол связан с Бишкеком регулярным автобусным сообщением по северному и южному берегу Иссык-Куля. Из Каракола во многие близлежащие поселки (Теплоключенка, курорт Джеты-Огуз, село Чон-Кызыл-Суу (Покровка) и др., ходят местные автобусы и такси.

Для организации забросок в ущелья Арашан, Каракол, Джеты-Огуз, Чон-КызылСуу есть возможность арендовать автомобиль в г. Каракол, а на местах арендовать лошадей у чабанов, для организации вьючного каравана, чтобы подобраться к самым верховьям ущелий. Заброски рекомендуется оставлять под присмотром у чабанов, за небольшую плату.

В настоящее время добраться до Каракола удобней всего двумя путями:

Через международный аэропорт «Манас» в г. Бишкек и далее на автомобиле до Каракола (430 км).

Через международный аэропорт «Иссык-Куль» в с. Тамчи, на северном берегу Иссык-Куля и далее на автомобиле до Каракола (178 км.). Регулярное авиасообщение непосредственно на оз. Иссык-Куль было запущено в июне 2021 года. В 2021 году в Тамчи можно было прилететь прямым рейсом из городов Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Сургут, Екатеринбург, Красноярск, Благовещенск, Ростов на Дону, Тюмень, Ош.

Если маршрут проходит по южным склонам Терскей Ала-Тоо, пересекает массивы Куйлю и Акшийрак, для совершения путешествия требуется специальное разрешение (допуск в погранзону), которое следует оформлять за месяц до начала путешествия через местную турфирму в г. Бишкек или г. Каракол.

Дороги

Значимая автомобильная дорога через хребет Терскей Ала-Тоо проходит в его восточной части через пер. Чон-Ашу (3822м) и ведёт в долину реки Сарыджаз, к Иныльчеку. Дорога асфальтирована лишь частично. Непосредственно в районе перевала имеет грунтовое покрытие. Дорога тупиковая и заканчивается в месте слияния рек Сарыджаз и Каинды. Отсутствие моста и бурная река не позволяют ехать дальше. Эту дорогу следует использовать для заброски в район хребта Куйлю, к ледникам Сарыджаз и Иныльчек.

Другая известная автомобильная дорога через Терскей проходит в центральной части хребта через ущ. Барскаун (пер. Барскаун 3754м) и ведет в долину реки Арабель, к золоторудному месторождению Кумтор. Основная ветвь этой дороги тянется через пер. Суек (4021м) расположенный на стыке хребтов Джетим-Бель и Суек, далеко на Юг. Это старейшая ветвь великого шёлкового пути. В районе долины реки Узенгегуш дорога пересекает Китайскую границу. Эту дорогу следует использовать для заброски в район хребта Акшийрак.

Ещё одна автомобильная дорога проложена через Терскей в соседнем с Барскауном ущелье Тосор, через пер. Тосор (3891 м). Дорога имеет грунтовое покрытие, проходима только на автомобилях 4x4 и эксплуатируется в летний период чабанами Иссык-Кульской долины, перегоняющими скот в верховья р. Малый Нарын.

Практически во все основные ущелья Терскея (Каракол, Джеты-Огуз, Чон-КызылСуу, Аксу и др.) проложены грунтовые автомобильные дороги, наведены мосты, которые иногда, в период интенсивных паводков смывает и автомобильное сообщение прерывается. Настоятельно рекомендуем уточнять заранее возможность проезда и наличие мостов в то или иное ущелье. В г. Каракол достаточно опытных водителей со своим транспортом, хорошо знающих район и готовых оказать транспортные услуги.

3.4. Горообразование

Горообразовательные процессы на Терскее и Кунгее продолжаются и в наши дни, что находит выражение в землетрясениях в восточной части Иссык-Кульской котловины, сопровождающихся обвалами и оползнями. Так, в районе Иссык-Куля были отмечены землетрясения силой до 11 баллов в 1887, 1889 и 1911 гг. Вдоль зоны глубоких тектонических разломов наблюдаются выходы горячих минеральных источников в ущельях Аксу, Арашан, Джеты-Огуз, Чон-Кызыл-Суу и др.

В ледниковую эпоху долины и склоны хребтов Терскей-Алатау дважды покрывались мощными потоками льда. Долины, занятые теперь еловыми лесами, в то время были покрыты льдом, мощность которого доходила до 400- 500 м. Ледники спускались до 2200 - 2500 м. и имели длину 20- 26 км. Вдоль южного склона ТерскейАлатау на сыртах Арабеля и Кумтора, по-видимому, залегал огромный, широкий ледник, занимавший всю долину, возвышались лишь отдельные вершины хребта. Следы древнего оледенения сохранились в виде трогов - расширенных корытообразных долин со сглаженными бортами и скоплениями морен.

Современные горообразовательные процессы сопровождаются поднятием западной части Иссык-Куля, в результате которого на западном и северных берегах древние дельты рек, поднявшись, образовали длинные мысы и полуострова, далеко вдающиеся в озеро возле устьев рек. Наоборот, на востоке берега Иссык-Куля погружаются, что привело к затоплению устьев Тюпа и Джергалана и образованию одноименных заливов. С лодки, а иногда и с восточного берега Иссык-Куля, а также на южном берегу возле устья реки Тон видны очертания затопленных селений, каменных построек и памятников, что породило легенды о затопленном городе, своеобразном Иссык-Кульском граде Китеже.

Оледенение

Хребет Терскей-Алатау вслед за массивом пика Победы и Хан-Тенгри - второй по величине центр оледенения Тянь-Шаня здесь насчитывается 1375 ледников общей площадью 1123 км2, из них 757 ледников площадью 544 км2, находятся на северном склоне. Наиболее крупные долинные и сложные долинные ледники северного склона, как правило, расположены в верховьях больших рек, имеют хорошо развитые области питания в сложных многокамерных цирках, отделенные от языков ледопадами.

Значительную роль в формировании рельефа Терскея оказывает древнее и современное оледенение, вызвавшее образование трогов - корытообразных долин и каров - чашеобразных выемок на склонах гор с крутыми стенками, валов конечных и береговых морен.

Обильные осадки, слабое испарение и низкие средние годовые температуры создают в высокогорной зоне Терскея благоприятные условия для того, чтобы выпавший снег не успел растаять за лето и скапливался в виде фирновых полей и ледников. Снеговая линия, выше которой снег не стаивает полностью даже летом, расположена на северном склоне хребта, в восточной части, на высоте 3650 м, в западной части на высоте 3900 м, а в зоне сыртов, на южном склоне, на высоте 4000- 4270 м.

Наиболее развиты долинные ледники, образованию которых благоприятствуют узкие и глубокие ущелья между параллельными боковыми отрогами главного хребта, а также многочисленные мелкие ледники и кары, занимающие дно поперечных долин.

Самый большой ледник северного склона Терскея, находится в западной части хребта - это сложный долинный ледник Конгурлен (длиной 5,8 километров, площадью 11км2) - расположен в одноименном притоке бассейна реки Актерек. Ледниковый язык, образующийся от слияния двух потоков с обширными областями питания и ледопадами, имеет сложный бугристый рельеф.

Немногим более половины площади оледенения Терскея приходится на северные склоны, обращенные к Иссык-Кулю, где расположены крупные узлы оледенения в верховьях рек Аксу, Арашан, Каракол, Джеты-Огуз и Чон-Кызыл-Суу. Ледники северного склона хребта окаймлены крутыми снежными склонами, достигают в длину 5- 7 км при мощности льда 60- 90 м и спускаются значительно ниже снеговой линии - до 2900- 3500 м. Вследствие скалистого обрамления языки ледников часто завалены обломками горных пород, валунами и щебенкой. Скорость движения ледников невелика, определяется рельефом дна, величиной ледника и временем года. В среднем, для ледников Терскея скорость движения составляет лишь 5 - 15 м в год, а на сыртах еще меньше - 1- 2 м.

Как и во всем мире, в настоящее время ледники в Средней Азии отступают: уменьшается их мощность, сокращаются концы ледников на 3- 30 м в год, образуются зоны мертвого (неподвижного) льда, погребенные под сплошным слоем морены. Этот процесс начался около 50 лет назад в связи с циклическими изменениями метеорологических условий.

Реки

Реки хребта Терскей Ала-Тоо относятся к Тянь-Шанскому типу и представляют собой горные потоки с быстрым и бурным течением. Русла их каменисты, изобилуют обломками скал и галькой. Наибольший паводок приходится на июль - начало августа.

Долины рек, текущих вдоль боковых отрогов хребта - широкие, а долины поперечных притоков - узкие. Вода, как правило, чистая и прозрачная, так, мутность Каракола и Чон-Кызыл-Суу не превышает 20 г/м3 за год, что объясняется большой твердостью и слабой размываемостью горных пород.

Длина рек Терскея невелика: Джергалан - 83 км, Джууку - 55 км, Джеты-Огуз, Чон-Кызыл-Суу, Аксу и Барскаун - немного более 40 км. Наиболее многоводен Джергалан. Иссык-Куль получает около 80 воды от рек Терскей Ала-Тоо и только 20 от рек Кунгей Ала-Тоо.

Переправы через основные потоки рек северной части хребта Терскей Ала-Тоо обычно достаточно сложны и требуют соответствующей подготовки, знаний, времени и сил. Как правило, переправы летом, вброд, организовываются только в верхнем течении рек, ближе к истокам.

Климат

На климат в районе хребта Терскей Ала-Тоо непосредственное влияние оказывает близость озера Иссык-Куль. Здесь он умеренно-континентальный. Озеро повышает температуру воздуха в январе примерно на 10° и также обусловливает столь необычное для Средней Азии нежаркое и относительно дождливое лето.

Среднемесячная температура в июле - августе в Караколе (1774 метров над уровнем моря) 16,5 - 16,9°, в Джеты-Огузе (2300 метров над уровнем моря) 13,9 - 14,2°, в ущелье Чон-Кызыл-Суу, в районе Физико-географической станции (2555 метров над уровнем моря), 9,5 - 9,7°, в высокогорье, у языка ледника Карабаткак (3250 метров над уровнем моря), 6 - 6,2°.

На южном побережье Иссык-Куля овощи и фрукты созревают на месяц позднее, чем в Бишкеке и Чуйской долине, самые ранние фрукты - абрикосы и сливы - появляются на рынке в конце июля, а первые помидоры - только в августе.

В Иссык-Кульской котловине преобладает (60) теплый и сухой западный ветер, приходящий через Боомское ущелье и носящий местное название «Улан».

Холодный восточный ветер «Санташ» иногда встречается над озером с западным ветром «Улан» и вызывает образование водяных смерчей. Обычны на Иссык-Куле прибрежные ветры - бризы: днем они дуют с озера на берег (по-местному «морской ветер»), а ночью - с берега к воде («горняк»). Такова же смена направления ветра и в горных ущельях, днём ветер дует снизу вверх, ночью наоборот, сверху - вниз.

Воздух, пройдя через Боомское ущелье, расширяется в Иссык-Кульской котловине, динамически высушивается и принимает характер фена. Проходя над поверхностью Иссык-Куля, воздушные массы вновь насыщаются влагой испарений озера, а попав в восточную его часть, благоприятную для конденсации влаги, образуют осадки, преимущественно в теплое время года.

В связи с этими особенностями выпадение осадков в приозерной котловине возрастает по мере движения с запада на восток: в западной части Терскей Ала-Тоо - 120 мм в год, в средней части (Каджисай) 200 - 250 мм, в восточной части (Каракол) 415 мм, а в крайней восточной части хребта, ближе к Кунгей Ала-Тоо (Тюп) 570 - 676 мм.

Влияние озера Иссык-Куль создает контраст между северными и южными склонами Терскей Ала-Тоо. Проявляется он и в рельефе, и в климате, и в растительности, и в животном мире.

Растительность северных склонов хребта Терскей Ала-Тоо достаточно богата и разнообразна. По более тенистым и влажным склонам на высотах от 2100 до 3100 м растет Тянь-Шанская ель (ель Шренка), к которой местами примешивается пихта Семенова. До высоты приблизительно 2500 м их сопровождают кустарники барбариса, жимолости, смородины и шиповника. Выше зоны леса (в среднем 3000м) - высокогорные субальпийские и далее альпийские луга со стелющейся арчой и караганой. Еще выше (примерно до 3800 м) располагаются пятна альпийских лугов, отдельные растения звездчатки, эдельвейса, анемоны, мхи и лишайники.

Схема движения группы на маршруте

График движения

Метеоусловия

23.07 - 24.07

г. Москва - г. Бишкек - дол. Киче-Кызылсу

самолет микроавтобус ГАЗ 66 (вахтовка)

дол. КичеКызылсу

7,3

-50 +1200

ледовая ступень

утро: дождь день: облачно вечер: облачно

Отсидка

0,0

утро: дождь день: дождь вечер: дождь

м/н - пер. Че Гевары (3А, 4493) - лед. Колпаковского вост.

4,8

+550 -350

снежно-ледовый склон

утро: облачно день: облачно/снег/ дождь/туман вечер: снег/дождь

м/н - верховья лед. Колпаковского вост.

9,9

-50 +350

закрытый ледник

утро: снег/ туман день: снегопад/ гроза/туман вечер: снегопад

м/н - пер. Бороко (2Б, 4576) - лед. Бороко зап.

6,9

+100 -450

утро: облачно день: облачно вечер: ясно

м/н - седловина пер. лет Советской Киргизии

3,0

+550

ледопад

утро: ясно день: облачно вечер: ясно

м/н - связка пер. 50лет Советской Киргизии + пер. Айлама (3Б, 4658) - дол.Джетыогуз

5,5

-1300

снежно-ледово-скальное ребро

утро: ясно день: облачно вечер: дождь

м/н - слияние дол. Джетыогуз и Айланыш

0,6

+500

скальное ребро

утро: облачно день: снег/туман вечер: облачно

м/н - седловина пер. Терскей (3Б, 4702)

0,6

+300

скальное ребро снежно-ледовый кулуар

утро: облачно день: снегопад/ туман вечер: снегопад/ туман

м/н - морена вост. ветви лед.Киче-Борду

5,3

-850 +50

ледопад

утро: ясно день: облачно /местами дождь вечер: дождь

9,9

+500

-300

+400

-250

снежно-ледовый склон ранклюфт

утро: ясно день: облачно вечер: снег/дождь

м/н - седловина пер. Слоненок

3,2

+300

снежно-ледовый склон

утро: облачно /снег день: облачно/ местами снег вечер: облачно/ местами снег

м/н - спуск с пер. Слоненок (3А, 4528) - дол. Онтор

13,0

+50

-1450

снежно-ледовый и скальный склон

утро: ясно день: облачно вечер: облачно

м/н - г. Каракол

160,6 (166,2) км

120 часов 30мин

+8000 -8300

Километраж с учетом коэффициента 1,2, за вычетом повторно пройденного пути. Среднее ЧХВ за день - 6 часов 20 минут.

Карта

скачать карту маршрута

Высотный график

1 - пер. Лавинный (2А, 3992) 2 - пер. Че Гевары (3А, 4481) 3 - пер. Бороко (2Б, 4531) 4 - связка пер. 50 лет Советской Киргизии+Айлама (3Б, 4666) 5 - пер. Терскей (3Б, 4651) 6 - пер. Любитель (1Б, 4346) 7 - пер. ФКТ (2Б, 4442) 8 - пер. Слоненок (3А, 4531).

Техническое описание прохождения группой маршрута

В субботу 24 июля в 05.00 команда прилетела в аэропорт Манас города Бишкек. Там нас встретил водитель с одним из участников команды. Продукты и газ нам привез Владимир, их мы ранее отправляли транспортной компанией «Главдоставка». А газ нам организовал Юра Траченко.

В 05.30 команда выехала к месту старта в дол. Киче-Кызылсу, по пути остановились позавтракать в кафе. В 12.00 доехали до ущелья Киче-Кызылсу. При повороте в долину дорога резко портится, пересаживаемся на заказанную ранее вахтовку. Трансфер и доставку забросок нам организовал Денис (+996556421742, Каракол). Поначалу в дол. Киче-Кызылсу ландшафт был довольно скудный и пустынный, но через некоторое время картина меняется, виды становятся довольно интересными, лес чередуется со скальными выступами рыжих и красных пород. В долине дорога идёт правым берегом. Примерно в 1 км после домика егеря она уходит на левый берег по мосту. У домика егеря дорогу нам преграждает шлагбаум, но водителю удалось договориться, и нас пропустили, причем ни документов ни денег у нас не просили. От шлагбаума дорога становится совсем разбитой, появляются крутые участки с подъёмами и спусками. После моста нам удалось проехать около 3 км, и в итоге дорога закончилась на живописной поляне, где мы в 14.30 встали на обед и занялись подготовкой к выходу на маршрут. Водителю передали вторую заброску, первую Владимир Агафонов ранее поднял в верховья дол. Чон-Кызылсу на арендованных лошадях к последним стоянкам чабанов. В этот же день у нас планировался выход на маршрут, он описан далее по тексту.

Перевал Лавинный. Категория трудности - 2А, высота - 3900м/3992м по GPS, координаты: N 42.101268,

E 78.136261

Перевал Лавинный находится в северном боковом отроге хребта Терскей-Алатау и соединяет цирк, замыкающий долину р. Киче-Кызылсу (лед. Киче-Кызылсу) с дол. Кашкатор в верховьях ущелья р. Ашутор. Ориентация - северо-запад - юго-восток.

24.07.2021

День 1

дол. Киче-Кызылсу

5,4 км

+350 м

1 час 35 минут ЧХВ

Погода отличная, на небе ни облачка. После непродолжительных сборов в 16.20 вышли на маршрут. Начали подъём по хорошей тропе, левым бортом в 100 метрах от реки. Тропа пересекает поляны, чередующиеся с участками леса, проходит мимо притока Киче-Джуматай. Пройдя 3 перехода по 30-35 минут бродим речку на правый борт долины и ставим лагерь на хорошей поляне. Координаты: N 42.177966, E 78.104128. Речку легко переходим вброд, уровень воды до колена.

25.07.2021

День 2

м/н - верховья дол. Киче-Кызылсу

17,3 км

+950 м

4 часа 50 минут ЧХВ

Подъем в 05.30, выход в 06.45. Идем по скотогонным тропам правого борта долины. Склоны в основном травянистые и пологие. Пересекаем несколько ручьев. В верховьях долины, выше зоны леса идём вдоль реки (фото №1). Непосредственно перед моренным валом переходим по камням речку на левый берег. ЧХВ от места ночевки до подножия конечных морен - 2 часа 20 минут. Река уходит в каньон, а мы круто поднимаемся по моренному валу, левым бортом (фото №2). В этой части моренный вал зарос травой, камни слежавшиеся и идти по ним комфортно. При выходе на ступень, снова появляются обширные травянистые поля, местами заболоченные (фото №3). Подходим под вторую ступень моренного вала и встаем на обед. Воду берем из ручья, текущего из-под камней. Обед длится 2 часа, и далее продолжаем подъем по моренному валу, вдоль правого борта. Уже в непосредственной близости от ледника ставим лагерь на ровных площадках. Координаты: N 42.109654, E 78.134924. Места тут хорошие и требуют минимальной расчистки под палатки. Без проблем можно поставить 5-6 палаток. Воду берем из ручья, текущего с ледника. Поскольку до вечера времени много, проводим тренировку по сдергиванию веревок, освежив знания с прошлого сезона.

Фото №1. Подъем в дол. Киче-Кызылсу.

Фото №2. Подъем на моренные валы в дол. Киче-Кызылсу.

Фото №3. Вид на пер. Лавинный со стороны дол. Киче-Кызылсу.

Фото №4. Вид на пер. Лавинный со стороны дол. Киче-Кызылсу. Обозначены провешенные две веревки.

26.07.2021

День 3

м/н - пер. Лавинный (2А, 3900) - дол. Чон-Кызылсу

12,8 км

5,6+5,6 км (рад)

+400 м

-1250 м

-200 м

+200 м

9 часов 15 минут ЧХВ

Подъем в 05.00, выход в 06.25. За один переход (30 мин) подходим под перевальный взлёт, надеваем кошки. Взлет представляет собой снежно-ледовый склон, крутизной 35°. Бергшрунд - около 0,5-0,7 метра, легко перешагивается. 2/3 взлёта проходим на личной технике, далее фирн сменяется льдом, вешаем 95 метров перил до выполаживания (фото №4). Станции на ледобурах. В 09.30 все участники вышли на перевал.

Седловина перевала Лавинный - позволяет разместить несколько палаток на снежной части. Вода только в виде снега. Тур хорошо заметен, находится слева на скалах, от места выхода на седловину. Участники без проблем разместились на теплых скальных полочках. Сняли записку туристов из Челябинска под руководством Хисамутдинова С.М. от 9 августа 2019 г.

Спуск идёт по узкому осыпному кулуару, крутизной 30° (фото №6,7). Проходим плотной группой. Продолжительность взлёта около 150-200 метров с плавным выходом на ледник. На спуск по кулуару затратили 25 минут. Пересекаем ледник и подходим к морене. Дальнейший спуск проходит по границе ледника и осыпи (фото №8). Далее идём по осыпям левого борта ручья. В месте разлива ручьев, перепрыгиваем их по камням на правый берег (фото №9). Эта долина является висячей и спуск с неё проходит по крутым травянистым склонам правого борта (фото №10, 11). Спуск левым берегом проблематичен, так как выводит на скальные сбросы. От седловины нашего перевала до пологой части дол. Ашутор было затрачено 1 час 55 минут.

В 12.25 продолжаем спуск уже по пологой части левого борта дол. Ашутор (фото №12). Почти сразу прыгаем по камням через ручьи, текущие с нашей висячей долины. А далее постепенно появляется тропа. Пройдя один переход, встаем на обед у чистого ручья. В 14.45 продолжили спуск. Тропа идет без существенных сбросов и лишь в километре от слияния, войдя в зону леса, резко спускается вниз.

В 17.10 доходим до дол. Кельдыке и ставим лагерь. Координаты: N 42.138442, E 78.198898. В этот же день спускаемся за заброской до верхних стоянок чабанов. ЧХВ на радиальный выход к чабанам занял - 2 часа 30 мин.

При прохождении перевала у Стеблевского Андрея обострилась хроническая травма ноги, бурсит, вызванный деформацией Хаглунда. Ступня стала болеть и опухать. Чтобы не ухудшать ситуацию, Андрей принял решение сойти с маршрута. Место для этого было подходящим, наличие чабанов, а также транспорт у метеостанции. ЦМКК в лице Ярошевского А.Э. было оповещено о сходе участника. Дальнейший маршрут команда прошла в составе 8-ми человек.

Выводы и рекомендации: перевал Лавинный - соответствует категории 2А. На подъем нами было провешено 95 метров перил по льду, крутизной 35°. Перевал безопасный и в целом приятный для прохождения. Хорошо подходит в качестве разминочного для походов более сложных категорий. С точки зрения акклиматизации рекомендую начинать маршрут в дол. Киче-Кызылсу т.к. она длинная и плавная, не имеет прижимов, речка по необходимости легко переходится вброд. Перевал посещается туристами в среднем раз в 5 лет.

Расклад ЧХВ на прохождение перевала Лавинный

Подъем по дол. Киче-Кызылсу до морен

- 5 часов 10 минут

Подъем от начала моренных валов до языка ледника из под перевала Лавинный

- 1 час 15 минут

Прохождение ледника под взлёт пер. Лавинный

- 0 часов 30 минут

Прохождение взлёта пер. Лавинный

- 2 часа 15 минут

Спуск по кулуару с пер. Лавинный

- 0 часов 25 минут

Спуск из-под кулуара до пологой части дол. Ашутор

- 1 час 20 минут

- 4 часа 05 минут

- 13 часов 15 минут

Протяженность участка

(в скобках с учетом радиального выхода за заброской)

- 35,5 (46,7) км

Фото №5. Группа на седловине пер. Лавинный.

Фото №6. Спуск по осыпи с пер. Лавинный в сторону дол. Ашутор.

Фото №7. Спуск по осыпи с пер. Лавинный в сторону дол. Ашутор.

Фото №8. Спуск в дол. Ашутор проходит по границе ледника и осыпи.

Фото №9. Переход ручья по камням на правый берег.

Фото №10. Спуск правым берегом в сторону дол. Ашутор.

Фото №11. Спуск с висячей долины в дол. Ашутор.

Фото №12. Спуск в дол. Ашутор проходит по левому борту.

Перевал Че Гевары.

Категория трудности - 3А, высота - 4493м/4481м по GPS, координаты: N 42.099448, E

Перевал Че Гевары расположен в хребте Терскей-Алатоо и соединяет долины рек Кельдыке (Чон-Кызылсу) с ледником Колпаковского.

27.07.2021

День 4

утро: дождь

день: облачно вечер: облачно

м/н - дол. Кельдыке

7,3 км

-50 м

+1200 м

6 часов 05 минут ЧХВ

Подъем в 05.35, выход в 06.40. Переправу через р. Ашутор осуществляем в месте разлива её на рукава, примерно в 400 метрах ниже слияния Ашутора и Кельдыке. Координаты: N 42.142219, E 78.199946. Брод оказался в целом несложным, немного выше колена (фото №13). Переходили по одному. Ближе к обеду переправа вероятно не возможна. На правом берегу Ашутора сушимся, завтракаем, распределяем заброску.

В 08.45 начинаем подъем к пер. Че Гевары по хорошей тропе правого берега реки Кельдыке. Дол. Кельдыке является висячей, и её взлёт проходит по лесной зоне. Далее лес заканчивается, а сама долина становится пологой. Открывается ледовый склон пер. Че Гевары (фото №14). Мы выходим на террасы альпийских лугов. Коровьи тропы то пропадают, то появляются. В 11.30 (через четыре перехода от места брода) пересекаем ручьи правого притока. Далее ещё один переход до большой ровной травянистой поляны, где мы встаем на обед. Тут находятся последние, очень хорошие, места под палатки на траве, координаты: N 42.117141, E 78.230008. За ней начинается крутой подъем по травянисто-осыпному склону. С обеда выдвигаемся в 14.10. За 15 минут проходим крутую часть подъема и выходим к месту разлива ручьев (фото №15). Тут также можно подготовить места под палатки на мелкой осыпи. Далее, вблизи ледника, уходим на гребень левобережной морены. Язык ледника крутой и камнеопасный, заходить по нему я не рекомендую. Гребень морены, напротив, приятный для прохождения с плавным набором высоты. Выводит на ровную часть ледника под ледовую ступень, ведущую в цирк нашего перевала. Ступень представляет собой несложный ледопад, проходится правым бортом в кошках и с ледорубом. На подъем по ступени было затрачено 30 минут. По пути встретилось множество трещин, которые мы проходили в местах сужения. Также поднялись на локальную ледовую стенку около 7-8 метров, крутизной до 35°. В месте выполаживания ступени, поставили палатки на осыпи правобережной поверхностной морены. Координаты: N 42.105219, E 78.254652. Это самое удобное место для штурма перевала, оно комфортное, находится вблизи взлёта, и при этом на безопасном расстоянии.

Фото №13. Брод реки Ашутор.

Фото №14. Вид на пер. Че Гевары со стороны дол. Кельдыке.

Фото №15. Вид на пер. Че Гевары с верховьев дол. Кельдыке.

28.07.2021

День 5

утро: дождь день: дождь вечер: дождь

Отсидка

0,0 км

0 м

0 часов 00 минут ЧХВ

В этот день планировался штурм перевала. Но уже с ночи погода резко испортилась, началась гроза, всё небо затянуло облаками. С утра шел дождь, прохождение перевала было перенесено на следующий день. В итоге до конца дня шли эпизодические дожди.

29.07.2021

День 6

день: облачно/снег/дождь/туман вечер: снег/дождь/туман

м/н - пер. Че Гевары (3А, 4493) - лед. Колпаковского вост.

4,8 км

+550 м -350 м

8 часов 20 минут ЧХВ

Подъем в 04.30, выход в 06.10. Под взлёт подошли в связках по закрытому леднику за 20 минут (фото №16). Центральная и правая часть перевала более крутая и ледовая, нужно сразу начинать вешать перила. Поэтому для подъема был выбран левый край перевала, который шёл по фирну, крутизной 30°. При подъеме хорошо формировались ступени. Это нам позволило исключить необходимость провешивания перил в нижней части. Таким образом вышли в зону ледовых разрывов. Тут всей командой разместились на удобной полке под защитой сераков. Далее склон становился ледовым, а крутизна увеличивалась. Провесили первую веревку (фото №17, 18) до очередного выполаживания (50 м, крутизна 40-50°).

Далее начали смещаться к центральной части склона в обход ледового нависания. Повесили 120 м перил косого траверса, крутизна от 15 до 20° (2-4 веревка, фото №19).

С 10.00 склон осветило солнце и по нему начали съезжать небольшие лавинки. Станции старались делать на ледобурах, чтобы исключить возможность срыва станции подобными лавинками. Одна из них прошла по станции, было не опасно, но неприятно.

Далее повесили на подъем 130 метров перил по центральной части склона, крутизной 40-50° (фото №20, 21). К правому борту не уходили из-за возможного падения камней вдоль скал.

7-я веревка (крутизной 20-25°) уходила траверсом к правому борту. Отсюда следов падения камней со скал почти не наблюдали (фото №21, 22).

Далее подъем по фирну вдоль скал (8-11 веревка, крутизной 35-45°). 11-я веревка выводила на седловину перевала. Первый участник вышел в 14.00, последний в 15.00. На протяжении всего подъема станции крепили на ледобурах.

Седловина пер. Че Гевары - это узкая снежная перемычка с нависающим карнизом в сторону лед. Колпаковского. Одновременно на седловине могут находиться стоя 3-4 человека. Тур нашли у скал левого борта (по ходу на подъем). Записку в нем не обнаружили. В связи с плохой погодой (дождь, низкая облачность) и отсутствия возможности размещения на седловине всей команды, приняли решение сразу начать спуск. Сделали групповое фото тех, кто уже поднялся на седловину (фото №24, 25).

Пробили ледорубом 0,5 метровый снежный карниз и повесили веревку (50м) по заснеженной осыпи, крутизной 40° (фото №26). Станция - петлёй за скалу. Далее связками вниз и траверсом налево (фото №27). В местах перегиба ледника пересекли небольшую зону трещин и разрывов. В 16.00 все участники команды спустились на пологую часть ледника (Фото №28, 29). Далее прошли переход (45 мин.) до лед. Колпаковского. Погода совсем испортилась, и мы были вынуждены поставить лагерь. Координаты: N 42.08869, E 78.269235.

Выводы и рекомендации: перевал Че Гевары - соответствует сильной 3А. На подъем провесили 550 метров перил. Нижнюю часть взлёта прошли на личной технике в связках. Наши предшественники вешали большее количество веревок. Так группа в 2017 году на подъем повесила 800 метров перил, а в 1989 г. - 700 метров перил. На протяжении всего подъема нет мест для отдыха (за исключением ледовой полки, откуда мы начали вешать веревки). Перевал редко посещается. Так, за последние 30 лет он был пройден дважды.

Расклад ЧХВ на прохождение перевала Че Гевары

Подъем по дол. Кельдыке от места переправы до места ночевки под взлётом пер. Че Гевары

- 6 часов 05 минут

Подъем от места ночевки под взлетом до взлёта пер. Че Гевары

- 0 часов 20 минут

- 1 час 45 минут

- 14 часов 25 минут

- 12,1 км

Фото №16. Взлёт пер. Че Гевары со стороны дол. Кельдыке. Цифрами обозначены провешенные веревки.

Фото №17. Технический лидер провешивает первую веревку.

Фото №18. Первая веревка на пер. Че Гевары.

Фото №19. Траверс влево походу на пер. Че Гевары (2-4 веревка).

Фото №20. Подъем на пер. Че Гевары (5 веревка).

Фото №21. Подъем на пер. Че Гевары (5-7 веревка).

Фото №22. Подъем на пер. Че Гевары (5-8 веревка).

Фото №23. Подъем на пер. Че Гевары (10 веревка).

Фото №24. Участники на седловине пер. Че Гевары (Алексей, Денис, Михаил).

Фотографирует Владимир. На заднем плане тур.

Фото №25. Участники на седловине пер. Че Гевары (Даниил, Александр, Сергей, Андрей).

Фото №26. Единственная провешенная веревка на спуск с седловины пер. Че Гевары.

Фото №27. Спуск связками с пер. Че Гевары в сторону лед. Колпаковского.

Фото №28. Спуск связками с пер. Че Гевары в сторону лед. Колпаковского.

Фото №29. Спуск связками с пер. Че Гевары в сторону лед. Колпаковского.

Перевал Бороко.

Категория трудности - 2Б, высота - 4576м/4531м по GPS, координаты: N 42.119922,

E 78.314583

Перевал Бороко соединяет ледник Колпаковского и ледник Бороко западный.

30.07.2021

День 7

утро: снег/туман

день: снегопад/ туман/гроза вечер: снегопад/ туман

м/н - верховья лед. Колпаковского вост.

9,9 км

-50 м

+350 м

3 часа 40 минут ЧХВ

Ещё со вчерашнего дня погода совсем испортилась. С утра видимости нет, идёт снег. Ближе к обеду погода начала улучшаться, появилось солнце, туман рассеялся. Обедаем, собираемся и выходим в 15.20.

Закрытый ледник Колпаковского, пологий и широкий (фото №30). Есть отдельные зоны мощных разрывов, но они обходятся. Почти сразу начинаем тропить по ботинок, а местами по колено. Идём связками со сменой лидера. Уже спустя один переход погода ухудшается, начинается снег, ледник окутывает плотный туман, видимость падает до 100300 метров. Погодный фактор нам не сильно мешает, идем по GPS, ориентируемся по эпизодическим просветам. Общее направление движения выглядит так - начинаем от правого края и постепенно смещаемся к левому. В 2 переходах от перевала Бороко ставим палатки в 19.30. Координаты: N 42.11009, E 78.308454.

Фото №30. Подъем по лед. Колпаковского в сторону пер. Бороко.

31.07.2021

День 8

утро: облачно день: облачно вечер: ясно

м/н - пер. Бороко (2Б, 4576) - лед. Бороко зап.

6,9 км

+100 м -450 м

6 часов 55 минут ЧХВ

Подъем в 06.30, выход в 08.30. Снег почти не смерзся и приходится тропить по ботинок, а местами по колено. За три перехода вышли на пологую седловину пер. Бороко (фото №31). ЧХВ 1 час 30 минут.

Седловина пер. Бороко - это фактически пологое продолжение лед. Колпаковского. В сторону лед. Бороко зап. висят огромные карнизы. К краю лучше не подходить. На седловине нет проблем с постановкой палаток. Воду можно топить из снега. Тур есть высоко на скалах, но мы туда не полезли. Ограничились групповым фото.

Проводим разведку вероятного спуска в левой части седловины. В связи с непогодой в предыдущие дни, накопилось большое количества свежего снега на склонах пер. Бороко. Кроме того, по всей длине седловины висит большой снежный карниз. Для безопасного спуска с перевала, намечаем линию вдоль скал левого борта. Тем самым мы оказываемся под их защитой. Для спуска с 1-й веревки пробиваем карниз в наиболее узком месте (около 0,5-1м).

1-я веревка идет по снежному склону с выходом под скалы. Первые 3-4 метра вертикальные, далее крутизна склона уменьшается до 60°. Станция на снежном якоре и ледорубе (фото №33).

2-я веревка идет вдоль скал, вблизи снежно-ледового желоба, крутизной 50°. Станция на швеллерных крючьях.

3-я веревка идёт траверсом налево под скалы, крутизной 25°. Станция на ледобурах (фото №34).

4-я веревка идет по заснеженным скалам (40 м - крутизной 45°), далее вертикальные скалы (8 м - 75°, фото №35). Станция на ледобурах.

5 - 8-я веревка идет по снежно-ледовому склону, крутизной 40° (фото №36). Станции на ледорубах и якорях.

Веревки на ледобурах сдергивали ледобуром-самовывертом, на ледорубах - замыкающий спускался с нижней страховкой.

ЧХВ на спуск со взлёта всей командой составило - 5 часов 00 минут (фото №38).

Далее за один переход, подошли под ледопад пер. 50 лет Советской Киргизии и поставили палатки рядом с небольшим озером, откуда брали воду для приготовления пищи. Координаты: N 42.123915, E 78.326919.

Выводы и рекомендации: перевал Бороко - соответствует хорошей 2Б. В связи с возможностью обрушения карниза, рекомендуем производить спуск вдоль скал левого борта под их защитой. Таким образом количество веревок немного возрастет, но команда будет находиться в безопасности. Рекомендуем перевал для прохождения.

Расклад ЧХВ на прохождение перевала Бороко

Подъем по лед. Колпаковского до седловины пер. Бороко

Спуск со взлёта пер. Бороко

- 5 часов 00 минут

Спуск под ледопад пер. 50 лет Советской Киргизии

- 5 часов 25 минут

- 10 часов 35 минут

- 16,8 км

Фото №31. Подъем по лед. Колпаковского в сторону пер. Бороко.

Фото №32. Группа на седловине пер. Бороко.

Фото №33. Спуск с пер. Бороко в сторону лед. Бороко зап. Цифрами обозначены провешенные веревки.

Фото №34. Спуск с пер. Бороко в сторону лед. Бороко зап. (1-4 веревка).

Фото №35. Спуск со скальной стенки (4 веревка).

Фото №36. Спуск с пер. Бороко в сторону лед. Бороко зап. (5-8 веревка).

Фото №37. Нижняя часть спуска с пер. Бороко на лед. Бороко зап. (8 веревка).

Фото №38. Спуск с пер. Бороко в сторону лед. Бороко зап. Цифрами обозначены провешенные веревки.

Связка перевалов 50 лет Советской Киргизии + Айлама.

Категория трудности - 3Б, высота - 4658м/4666м по GPS, координаты: N 42.138689, E 78.32462

Перевал 50 лет Советской Киргизии расположен в основном хребте ТерскейАлатау. Соединяет ледник Айлама Западный (р. Айлама, р. Чон-Кызыл-Су) и ледник Бороко Западный (р. Бороко, р. Сарычат). Перевал Айлама расположен в северном отроге хребта Терскей-Алатоо. Соединяет лед. Айлама западный (р. Чон-Кызылсу и ледник Айлама восточный (р. Джетыогуз).

01.08.2021

День 9

день: облачно вечер: ясно

м/н - седловина пер. лет Советской Киргизии

3,0 км

+550 м

2 часа 50 минут ЧХВ

Подъем в 05.35, выход связками в 07.30. Нижняя часть ледопада пологая, трещины хоть и огромные, но легко обходятся (фото №39). Верхняя часть разорвана сильнее, проходили зону разрывов в средней части. По пути пересекали трещины по ещё смерзшимся снежным мостам (фото №40, 41). Далее вылезли по 35° фирновому склону (20м) на верхнее плато. Тут прошли несколько больших трещин по смерзшимся мостам.

Далее по ровному плато за 2 перехода вышли на седловину пер. 50 лет Советской Киргизии (фото №42). Время - 11.30.

Седловина пер. 50 лет Советской Киргизии - это широкий снежный гребень с неочевидным спуском. Палатки можно поставить. Ночью и рано утром сильный ветер. Есть возможность топить воду из снега. Тура на седловине нет. Он находится на скалах верхней части спускового гребня.

Изначально планировали спуск в этот же день. Провели разведку. Спуск с перевала проходит по 70° фирновому склону. До льда не удалось докопаться. Склон к обеду раскис. Была высокая лавинная опасность. Решили перенести выход на утро, чтобы пройти по смерзшему фирну. С вечера сделали станцию из мешка со снегом, к нему привязали расходник и закопали. Получилась очень надежная станция, с которой удобно и безопасно сдергивать веревку.

Фото №39. Путь прохождения ледопада в сторону пер. 50 лет Советской Киргизии.

Фото №40. Путь прохождения ледопада в сторону пер. 50 лет Советской Киргизии.

Фото №41. Прохождение небольших разрывов в ледопаде.

Фото №42. Пер. 50 лет Советской Киргизии со стороны лед. Бороко зап.

Фото №43. Группа на седловине пер. 50 лет Советской Киргизии.

02.08.2021

День 10

день: облачно вечер: дождь

м/н - связка пер. 50 лет Советской Киргизии + пер. Айлама (3Б, 4658) - дол. Джетыогуз

5,5 км

-1300 м

13 часов 35 минут ЧХВ

Подъем в 03.45, выход 05.30. Собирались долго, так как ночью и утром дул очень сильный ветер. Утро очень холодное, склон хорошо подморозило. Спускаемся в пуховиках. Провесили 1-ю веревку по 70° фирновому склону (фото №44). 2-я шла по фирну, крутизной 55-70° и проходила через ледовое нависание высотой 10 метров (фото №45). С организацией 2-й станции были сложности, с трудом докопались до льда под 60 см слоем смерзшегося фирна. Пришлось много копать, так как лёд попадался плохого качества. В итоге, для надежности, станцию закрепили на трех ледобурах длиной более 20 см. Далее 3-7 веревки шли косым траверсом вправо в сторону гребня, крутизна склона вначале была около 50° и постепенно снижалась до 30° (фото №46, 47). Станции на ледорубах.

1-ю веревку сдернули при помощи второй основной веревки, закрепленной расходником к закопанному мешку. 2-ю веревку сдернули ледобуром-самовывертом, 3-7 веревку замыкающий спускался с нижней страховкой.

В 10.00 команда вышла на гребень. Тут в его верхней части на скалах находится тур, где мы сняли записку туристов из Чебоксар под руководством Львова Г.П. от 21.07.2021. Здесь на ровной снежной полке можно разместить несколько палаток. Наше дальнейшее направление спуска проходит по гребню с выходом на седловину пер. Айлама и дальнейшим спуском в сторону дол. Джеты-Огуз.

От полки начинается 1-й жандарм. Обходим его справа, спустившись на ровное снежное плато по двум веревкам (крутизна 45°, 100м, фото №48). По пути пересекли бергшрунд с 1,5 метровым нависанием. Станции на ледорубах и якорях. Замыкающий спускался с нижней страховкой.

Далее в связках прошли по ровной части плато и поднялись на гребень по 25° снежному склону (фото №49). Отсюда проходили по узкому скальному гребню с несложным лазанием (фото №50-53). В какой-то момент скалы круто обрывались вниз. Провесили 10-ю веревку - 40 метров перил, крутизной 75 °, станция петлей за скалу (фото №54, 55). Далее подъем по снежной части гребня, 30 м по 35° склону. И от локальной вершины начали вешать перила на спуск по гребню.

11, 12-я веревка - снежный гребень, крутизной 40° с выходом на осыпные полки под пару палаток. Замыкающий шел с нижней страховкой.

13, 14-я веревка - снежно-ледовый гребень, крутизной 40° с выходом под рыжий жандарм (фото №56). Станции на ледобурах.

15, 16-я веревка - с обходом жандарма слева (фото №57, 58), по снежно-ледовому склону, станции на ледобурах. Крутизна - 40°.

Далее спускались связками траверсом, в сторону седловины пер. Айлама. Крутизна склона - 35° с постепенным выполаживанием.

В 15.00 вся команда спустилась на седловину пер. Айлама.

Седловина пер. Айлама - это небольшая осыпная полочка, где может разместиться команда. В 20 метрах от седловины, южнее по гребню, есть ещё одна осыпная полка, где можно разместить палатку 3-ку и палатку 1(2)-ку. Воду можно топить из снега с ледника. Тур находится в скалах по центру основной седловины и хорошо заметен. Сняли контрольную записку туристов из г. Чебоксары под руководством Львова Г.П. от 20 июля 2021 г.

Далее стали провешивать веревки на спуск по скалам в сторону дол. Джетыогуз.

17-я веревка - идет влево-вниз по скалам с выходом на полки (фото №59, 60), левее от кулуара (крутизна 70°). Станция - петлей за большой камень на седловине.

Сам кулуар ниже первой веревки поворачивает направо.

18-я веревка - идет влево-вниз по скальным полкам (фото №61), крутизной 50° Станция на скальных крючьях (горизонтальные лепестки).

19-я веревка - сначала идёт по кулуару вниз (20 м, 50°), потом вертикальный участок (20м -75°) (фото №62) и далее горизонтальная узкая полка налево (5 м). Станция петлей за камень.

20-я веревка идет по скалам (7 м, 65°), далее по заснеженной осыпи (40 м, 35°, фото №63). Станция на скальных крючьях.

Общее направление движения по скалам было выбрано с уходом влево, чтобы участники не находились на линии падения камней (фото №64).

На спуске с пер. Айлама висит огромное количество старых петель и скальных крючьев, мы их не использовали и другим не советуем!

Далее спуск по осыпи до выполаживания, тут перед бараньими лбами можно собраться всей группой на ровных полках. В 18.10 последние участники спустились со скал. ЧХВ на спуск группы со скального взлёта составило 2 часа 50 минут.

Далее влево, с уходом на осыпи, в обход бараньих лбов (фото №65). Осыпь преобладающе среднего размера. Проходим один переход (35 мин.) и выходим на пологую часть открытого ледника. В этом месте ледник круто поворачивает налево, и мы продолжаем спуск вдоль его левого борта. Через некоторое время упираемся в ступень ледника. Появляются широкие трещины. Крутизна склона около 20°. Для уверенного спуска надеваем кошки, достаем ледорубы (фото №66). Далее спускаемся по пологой части ледника. По языку выходим на травянистые склоны. В 19.50 на ровной песочной поляне ставим лагерь. Координаты: N 42.161526, E 78.33481.

Фото №44. Первая веревка при спуске с пер. 50 лет Советской Киргизии.

Фото №45. Спуск по второй веревки с 10 метрового нависания.

Фото №46. Траверс к гребню по третьей и четвертой веревке.

Фото №47. Траверс к гребню (4-7 веревка).

Фото №48. Вид на пер. 50 лет Советской Киргизии. Спуск с верхнего жандарма по снежно-ледовому склону (8 - 9-я веревка).

Фото №49. Спуск по гребню пер. 50 лет Советской Киргизии (поднимаемся на скальную часть гребня).

Фото №50. Спуск с пер. 50 лет Советской Киргизии (проходим узкую часть гребня).

Фото №51. Спуск по гребню пер. 50 лет Советской Киргизии (отдельные участки с несложным лазанием).

Фото №52. Спуск по гребню пер. 50 лет Советской Киргизии (проходим узкую часть гребня).

Фото №53. Спуск по гребню пер. 50 лет Советской Киргизии.

Фото №54. Дюльферяем со скал на локальное понижение (десятая веревка).

Фото №55. Дюльферяем со скал на локальное понижение (десятая веревка).

Фото №56. Спуск по снежной части гребня пер. 50 лет Советской Киргизии (14-я веревка).

Фото №57. Спуск по снежной части гребня пер. 50 лет Советской Киргизии (15, 16-я веревка).

Фото №58. Спуск по снежной части гребня пер. 50 лет Советской Киргизии (16-я веревка).

Фото №59. Спуск с пер. Айлама в сторону дол. Джетыогуз (17, 18-я веревка).

Фото №60. Спуск с пер. Айлама в сторону дол. Джетыогуз (17, 18-я веревка).

Фото №61. Спуск с пер. Айлама в сторону дол. Джетыогуз (18-я веревка).

Фото №62. Спуск с пер. Айлама в сторону дол. Джетыогуз (19-я веревка).

Фото №63. Спуск с пер. Айлама в сторону дол. Джетыогуз (20-я веревка).

Фото №64. Спуск с пер. Айлама в сторону дол. Джетыогуз (17-20-я веревка).

Фото №65. Вид на пер. Айлама со стороны дол. Джетыогуз.

Фото №66. Спуск с ледовой ступени в дол. Джетыогуз.

03.08.2021

День 11

м/н - слияние дол. Джетыогуз и Айланыш

8,1 км

-700 м

2 часа 45 минут ЧХВ

Подъем в 06.30. Неспешно собираемся после предыдущего тяжелого дня и выходим в 08.25. В этом месте река мелкая и можно выйти как на правый, так и на левый берег долины. Но поскольку спуск по левому борту проще, выбираем именно его. Идем по травянистым склонам, местами появляются скотогонные тропы (фото №67, 68). Через два перехода (по 30-35 минут) перебродили реку Джетыогуз на правый берег (фото №69). Простой брод осуществили в месте её разливов, чуть ниже слияния с р. Байтор. Координаты места брода: N 42.18828, E 78.339787. Переправа в этом месте позволила избежать сложной переправы в районе слияния реки Джетыогуз и Айланыш. Далее прошли переход (50 минут) по скотогонным тропам правого берега пологой долины (фото №70). Отсюда долина начинает сужаться и более круто падать вниз. Проходим несложные прижимы по мелкой осыпи. Далее идем в лесной зоне. Тут появляется хорошая скотогонная тропа, которая круто петляет вниз до слияния дол. Джетыогуз и Айланыш. В 11.55 бродим р. Айланыш в месте, где её основное русло разделено на два рукава. Каждый из рукавов сопоставим по мощности, вода доходит до уровня колена или чуть глубже. Переправа в целом несложная (фото №71).

В обед нам подняли на лошадях заброску №2. Изначально мы планировали продолжить подъем после обеда, но поскольку пошел дождь, решили перенести подъем на следующий день. Координаты места ночевки: N 42.224041, E 78.349607.

Выводы и рекомендации: связка пер.50 лет Советской Киргизии+пер.Айлама - соответствует минимальной 3Б. Определяющая сторона перевала находится с северной стороны. Спуск с перевала неоднозначен и сложен в ориентировании. Седловина - это длинный снежный гребень, тянущийся на сотни метров, с огромным ледовым нависанием. Найти возможный путь спуска не так просто, для этого проводили разведки. Ещё одной сложностью стало отсутствие льда в верхней части склона при его крутизне 70°, обычно на склонах такой крутизны с наличием льда не возникает проблем. Проходить верхнюю часть склонов (выше гребня) рекомендуем в утренние часы из-за возможной лавинной опасности и возможных обрушений карниза. На спуск до гребня мы провесили 7 веревок. Скальную часть по узкому гребню проходили без веревок, что требует от команды уверенной технической и психологической готовности. В сумме на спуск с перевала было провешено 20 веревок (1000 метров перил). С южной стороны подъем на перевал проходит по несложному ледопаду и при грамотном выборе пути можно обойтись без веревок. Перевал имеет красивые виды, рекомендуем его к прохождению.

Расклад ЧХВ на прохождение связки перевалов 50 лет Советской Киргизии + Айлама

Подъем по лед. Бороко зап. до седловины пер. 50 лет Советской Киргизии

Спуск от седловины пер. 50 лет Советской Киргизии до начала спускового ребра

- 4 часа 30 минут

Спуск по ребру до седловины пер. Айлама

- 5 часов 00 минут

Спуск со скального взлёта пер. Айлама

- 2 часа 50 минут

Спуск из под взлёта пер. Айлама до места ночевки на галечном пляже

- 1 час 15 минут

Спуск от места ночевки до слияния дол. Джетыогуз и Айланыш

- 2 часа 45 минут

- 16 часов 20 минут

- 19 часов 10 минут

- 16,6 км

Фото №67. Спуск левым бортом в дол. Джетыогуз.

Фото №68. Брод разливов на правый берег ниже слияния рек Джетыогуз и Байтор.

Фото №69. Спуск правым бортом дол. Джетыогуз (ниже слияния с Байтором).

Фото №70. Брод реки Айланыш

Перевал Терскей.

Категория трудности - 3Б, высота - 4702м/4651м по GPS, координаты: N 42.164565, E 78.431323

Перевал Терскей расположен в главном хребте Терскей Алатоо между пиками Огуз-Баши и Каракол соединяет долины рек Айланыш (приток р. Джетыогуз) и Кичебор- ду (приток р. Сарычат).

04.08.2021

День 12

утро: облачно день: дождь вечер: дождь

м/н - верховья дол. Айланыш

9,5 км

+750 м

3 часа 30 минут ЧХВ

Подъем в 05.30. В 07.25 выходим по тропе правого борта дол. Айланыш (фото №71). Через 25 минут бродим р. Арчалытор (фото №72). Уровень воды - по колено. Далее тропа теряется, и мы идём в лесной зоне (правым берегом дол. Айланыш). Через два перехода (2х35мин) выходим из леса и оказываемся на ровных травянистых террасах (фото №73). Повсюду пасутся стада коров и лошадей. Идём по лугам (20 мин) до начала правобережной морены ледника Айланыш. Поток, вытекающий из кармана, переходим по камням. Далее шли по тропе по гребню морены (фото №74). Отсюда открывается великолепный вид на всю Джетыогузскую стену и перевал Терскей (фото №76). Идём по морене до её выполаживания перед ледником (2 перехода по 40-45 минут). Здесь достаточно большой и широкий карман морены, практически поле, течёт небольшой ручеёк с чистой водой (фото №75). Ставим лагерь (12.10).

Время позволяло в этот же день подняться под скальный бастион нашего перевала. Но от этой идеи мы отказались, т.к. днём ледник активно простреливается камнями. Координаты места ночевки: N 42.174317, E 78.406161.

Фото №71. Подъем в дол. Айланыш.

Фото №72. Брод р. Арчалытор.

Фото №73. Подъем в дол. Айланыш.

Фото №74. Подъем по гребню правобережной морены в дол. Айланыш.

Фото №75. Вид на пер. Терскей со стороны дол. Айланыш.

Фото №76. Вид на пер. Терскей со стороны дол. Айланыш. Синим цветом обозначены перила, красным - участки без перил.

05.08.2021

День 12

утро: облачно день: туман вечер: облачно

м/н - под скальное ребро пер. Терскей

2,6 км

+450 м

2 часа 55 минут ЧХВ

В этот день, нашей задачей является - подняться под скальный бастион. И предварительно провесить имеющиеся веревки, чтобы облегчить работу следующего дня. Подъём в 06.10 и выход 07.45. За один переход (35 минут) подошли по осыпям к леднику нашего перевала (фото №77). Крутизна склонов возрастает до 40°. Поднимаемся связками, используя одновременную страховку (фото №78), вкручиваем промежуточные буры (6 шт). Здесь крутизна склонов ещё возрастает, и мы вешаем 150 метров перил (100м - 40°, 50м - 25-30°) (фото №79, 80).

Проходим пологую часть ледника и по осыпям поднимаемся на плечо ребра пер. Терскей.

Места для палаток тут великолепные, спасибо нашим предшественникам (фото №81). Воду берем из растаявшего снежника на границе осыпи. Координаты места стоянки: N 42.168275, E 78.421165.

Обедаем и в этот же день провешиваем имеющиеся у нас веревки.

Фото №77. Ледовый склон, ведущий к подножию скальной части пер. Терскей. Зеленым цветом обозначен участок пути, пройденный связками с одновременной страховкой с использованием промежуточных буров.

Фото №78. Ледовый склон, ведущий к подножию скальной части пер. Терскей. Нижнюю часть проходим связками, закручивая ледобуры для страховки.

Фото №79. Прохождение верхней части ледника (первая веревка).

Фото №80. Прохождение верхней части ледника (вторая веревка).

Фото №81. Место ночевки на полке скального гребня.

06.08.2021

День 14

утро: облачно

день: снег/туман вечер: облачно

м/н - осыпная полка на ребре пер. Терскей

0,6 км

+500 м

10 часов 45 минут ЧХВ

Встаем в 05.15 и выходим в 06.55. Поднимаемся по осыпям под скальную часть контрфорса (фото №81).

Примечание: Далее нумерация веревок дается с учетом прохождения ледовой части склона под ребром. 4 - 7-ю веревку предварительно провесили в предыдущий день, технический лидер проходил их без рюкзака. Начиная с 8-й веревки, лидер шёл с лёгким - разгруженным рюкзаком. «Закладки» - подразумевают стопперы или трикамы, френды прописаны отдельно.

4-я веревка (50 м) - идёт по неявному внутреннему углу. Скалы средней сложности, крутизной 60-70°. Два промежутка на скальных крючьях и станция на двух скальных крюках и френде. Выводит на небольшую скальную полку, где можно удобно стоять 2-3 участникам (фото №82). Координаты места начала 4-й веревки: N 42.166651, E 78.424294.

5-я веревка (50 м) - идёт по внутреннему углу. Скалы средней сложности, крутизной 70-75°. Промежуток на закладке, станция петлёй за скалу. Лидер эту веревку проходил в скальниках (фото №82, 83, 84).

6-я веревка (50 м) - идёт по внутреннему углу. Её начало требует усилий, так как идёт по стенке (15м - 75°), далее проще (35м - 45°). Она выводит на гребень чуть выше жандарма, с характерным скальным зубом. Здесь удобная наклонная полка, где могут собраться 5-6 человек. Промежуточная точка на скальном крюке, станция на скальном крюке и двух френдах. (фото №85, 86).

7-я веревка (50 м) - далее подъём по ребру смотрится стенкой, но лазание здесь средней сложности (фото №87). Скалы - крутизной 70°. Две промежуточных точки на френдах, станция - петлей за скалу.

Эти веревки были провешены в предыдущий день. Далее проходим пологую часть ребра без веревок, около 80м. Дальнейшие веревки лидер провешивал с лёгким, разгруженным рюкзаком.

8-я веревка (50 м) - идёт по скальной стенке со смещением влево, до небольшой полки. Скалы средней сложности, крутизной 70° (фото №88). Две промежуточных точки на френдах, станция - петлёй за скалу. Координаты начала 8-й веревки: N 42.166894, E 78.425776. 9 - 10-я веревка (100 м) - идёт по простым скалам до наклонной полки, далее по полке вдоль гребня (фото №89). Крутизна - 50-55°. Промежуточные точки на френдах, станции - петлёй за скалу.

11-я веревка (20 м) - идёт по простым скалам (фото №90). Гребень остаётся слева, крутизна - 40°. Станция - петлёй за скалу.

От этого места, мы уходим траверсом вправо, по ходу движения. Пройти успели около 150 метров и нас накрыл плотный туман. Видимость упала до 5 метров. В таких условиях проходить траверс было невозможно. Около часа ждали прояснения.

В 13.50 стали появляться окна. Провели разведку и наметили путь дальнейшего движения. Далее продолжили траверсировать скалы. Пересекли два кулуара (фото №91). Спустившись в третий (фото №92), стали вешать веревки на подъем (фото №93).

12-13-я веревка (100 м) - идёт по скалам с выходом на контрфорс, крутизна 45-50°. Станции на петлях за камень.

14-я веревка (50 м) - идёт с выходом на основной гребень, по невыраженному скальному кулуару (фото №94). Крутизна 70-75°, скалы средней сложности. Лидер эту веревку проходил без рюкзака. Три промежуточных точки на закладках. Станция - петлёй за скалу.

15-я веревка (25 м) - идёт на спуск по гребню до места ночевки (фото №95).

В 18.40 последний участник вышел на стоянку. При подъеме на перевал - это единственное хорошее место для лагеря. Оно не требует дополнительной страховки и позволяет разместить три палатки. На подготовку места уходит 1 час времени. Снимаем до 1 метра снега. Координаты лагеря: N 42.166551, E 78.428133.

Фото №82. Выход на скальное ребро по скалам. Синим цветом показана 4 и 5-я веревка.

Фото №83. Техническая работа при провешивании пятой веревки.

Фото №84. 5-я веревка (50 м) - идёт по внутреннему углу, её начало требует усилий, так как идёт стенка. Скалы средней сложности, крутизной 70-75°.

Фото №85. 6-я веревка (50 м) - идёт по внутреннему углу, её начало требует усилий, так как идёт стенка (15м - 70-75°), далее проще (35м - 45°)

Фото №86. 6 веревка выводит на гребень с характерным скальным зубом. Тут находится полка, на которой могут удобно разместиться 5-6 участников команды.

Фото №87. 7-я веревка (50 м) - подъём по ребру смотрится стенкой, но лазание здесь средней сложности. Скалы - крутизной 70°.

Фото №88. 8-я веревка (50 м) - идёт по скальной стенке со смещением влево, до небольшой полки. Скалы средней сложности, крутизной 70°.

Фото №89. 9-я веревка (50 м) - идёт по простым скалам до наклонной полки. Крутизна - 50-55°.

Фото №90. 11-я веревка (20 м) - идёт по простым скалам, гребень при этом остаётся слева, крутизна - 40°.

Фото №91. Путь подъема до места хорошей ночевки (единственной на протяжении всего подъема). Синим цветом обозначены провешенные перила, красным - без веревок.

Фото №92. Траверс скально-осыпного склона, ведущего к гребню в обход жандарма.

Фото №93. Подъем по скальному контрфорсу с дальнейшим выходом на гребень. Отмечена 12 - 14 веревка.

Фото №94. 14-я веревка (50 м) - идёт с выходом на основной гребень, по невыраженному скальному кулуару, крутизной 70-75°. Скалы средней сложности.

Фото №95. 15-я веревка (25 м) - идёт на спуск по гребню до места ночевки.

07.08.2021

День 15

утро: облачно

день: снегопад/ туман вечер: снегопад/ туман

м/н - седловина пер. Терскей (3Б, 4702)

0,6 км

+300 м

11 часов 10 минут ЧХВ

Подъем в 04.30, выходим в 06.20. Продолжаем вешать перила.

15-я веревка (50 м) - лидер поднимается к станции по вчерашней веревке. И провешивает ещё 25 метров перил, используя эту же веревку. Станция - петлёй за скалу.

16-17-я веревка (50+25 м) - идёт по микстовому склону слева (по ходу) от жандарма (фото №96, 97). Крутизна 50-60°, станция на ледобурах. Верхняя часть подъема осложнена наличием выступающих скал среди льда. Веревка выводит на небольшую полку для двух человек. Промежуточные точки на ледобурах. Станции - на ледобурах и петлёй за скалу.

18-я веревка (50 м) - первые 10 метров подъема идут по крутому (75-80°) узкому скальному гребню с использованием микрорельефа. Сложное лазание в скальниках без рюкзака. Далее 40 метров по узкому скальному гребню (фото №99, 100) с выходом на полку для 2-3 человек. Две промежуточных точки на двух закладках. Станция петлёй за скалу.

19-я веревка (50 м) - первые 25 метров идут по гребню (фото №101). Далее подъем на жандарм (25 м) по сильно разрушенным скалам, крутизной 60-65°. Лазание средней сложности. Два промежутка на френдах, станция на френде и закладки.

20-я веревка (50 м) - первые 5 метров крутые скалы с нависанием (2 м), далее 45 метров - прохождение узкого скального ножа (фото №102 - 104). Этот участок можно оценить, как сложный, а прохождения ножа оставляет массу впечатлений. Веревку техлидер пролез без рюкзака. Один промежуток на закладке, второй на петле, станция петлей за скалу.

21-я веревка (50 м) - простая веревка по заснеженному гребню. 15 м - крутизна 4550°, 35 м - крутизна 20°, станция на ледобурах.

21-я веревка уперлась в крутой жандарм. Штурмовать его в лоб не имело смысла из-за крайне высокой сложности скал. Зато отсюда проглядывался косой траверс вправо (по ходу), ведущий в сторону нашего кулуара. До этого момента уход направо был затруднителен глубокими провалами. Координаты места начала траверса: N 42.165789, E 78.429813.

22-я веревка (50 м) - первые 10 метров идут по узкой скальной полке (шириной 3040см) над пропастью (фото №105). Далее пересекаем кулуар (шириной - 10 м) и поворачиваем налево вверх по гребешку, крутизной около 50°. Эта веревка выводит на крутые снежные полки, ведущие к кулуару. Промежуток на скальных крючьях, станция петлёй за скалу.

23-я веревка (50 м) - шла косым траверсом вправо (по ходу) по снежно-ледовым полкам, крутизной 40° (фото №106). Эта веревка вывела нас к нужному кулуару. Станция на ледобурах. Тут погода совсем испортилась, начался снегопад. Видимость упала до 30 метров.

Очень быстро мокрый снег облепил веревки и у всех перестали работать жумары. Перешли на прусики, но и они быстро смерзались и переставали держать. Подъём с ВКС для всех участников посчитали нецелесообразным. В итоге подъем осуществляли, подтягиваясь на руках по веревке, а жумары/прусики использовали, чтобы исключить возможность срыва ниже станции. Поднимались медленно и аккуратно, обошлись без соскальзывания. Снегопад был такой силы, что каждый последующий участник по новой вытаптывал себе следы. В связи с высокой крутизной склона, снег накапливался слоем в 15-20 см и съезжал микро-лавинами.

24-27 веревка (170 м) - шла по неширокому кулуару (10-15 м) по ледовому склону крутизной 45-50° (фото №107 - 110). Выпавший снег на льду не держал, а только мешал подъему в кошках. Станции делали на ледобурах.

27-я веревка (30 м) траверсировала до перевальной седловины по несложным гребешкам и полкам из разрушенных скал (фото №111).

Седловина пер. Терскей - это часть острого скального гребня, где может одновременно встать 2-3 участника. Тур хорошо заметен. Сняли контрольную записку туристов клуба «Планета» г. Ростов-на-Дону под руководством Назарецкого А. от 12.08.2014г. Седловина сильно продуваема. Собираться тут не стали и начали сразу провешивать веревку на спуск.

С седловины провесили 15-20 метров перил до локального выполаживания. Видимость упала до 20 метров и от спуска до пологой части плато отказались. Тут на снежном склоне можно разместить несколько палаток. Координаты: N 42.164627, E 78.431579. За 30-40 минут выровняли места под палатки. Первый участник спустился на полку в 18.30, последний в 19.30. Последние две веревки снимали уже утром.

Фото №96. От ночевки вылезаем на жандарм по микстовому склону. На фото показана 15 и 16 веревка.

Фото №97. 17-я веревка выводит на полку жандарма. На фото видна 15, 17 и 18 веревка.

Красным цветом отмечен траверс скал без использования перил.

Фото №99. 18-я веревка по узкому скальному гребню.

Фото №100. Верх жандарма. Проходим по узкому скальному гребню (18 веревка).

Фото №101. 19-я веревка (50 м) - первые 25 метров идут по гребню.

Фото №102. 20-я веревка (50 м) - первые 5 метров крутые скалы с нависанием (2 м), далее 45 метров - прохождение узкого скального ножа.

Фото №103. 20-я веревка (50 м) - первые 5 метров крутые скалы с нависанием (2 м), далее подход к скальному ножу.

Фото №104. 20-я веревка (50 м) - прохождение узкого скального ножа

Фото №105. 22-я веревка (50 м) - первые 10 метров идут по узкой скальной полке (шириной 30-40 см) над пропастью.

Фото №106. 23-я веревка (50 м) - шла косым траверсом вправо (по ходу) по снежноледовым полкам, крутизной 40°.

Фото №107. Подъем по снежно-ледовому кулуару (24 веревка).

Фото №108. Подъем по снежно-ледовому кулуару (25 веревка).

Фото №109. Подъем проходил при сильном снегопаде (26 веревка).

Фото №110. Выход на гребень, ведущий на седловину пер. Терскей (27 веревка).

Фото №111. 27-я веревка (30 м) траверсировала до перевальной седловины по полкам из разрушенных скал.

08.08.2021

День 16

утро: ясно

день: облачно/местами дождь вечер: облачно/местами дождь

м/н - морена вост. ветви лед. Киче-Борду

5,3 км

-850 м

+50 м

5 часов 00 минут ЧХВ

После тяжелого предыдущего дня, подъем только в 7 утра. Погода заметно улучшилась, светит яркое солнце, ветра почти нет. Успеваем подсушить вещи, собираем палатки и выходим в 09.30.

От места бивуака провешиваем веревку на спуск по снежному склону, крутизной 30-35° (фото №112). Веревка проходит через хорошо засыпанный бергшрунд. Станцию организовали на двух ледорубах, последний участник спустился с нижней страховкой.

В 10.30 продолжили движение по ровному плато тремя связками. За один переход подошли к ледопаду (30 мин).

Ледопад сильно разорван. Спуск начинается от центра с постепенным смещением к правому борту. Верхний край ледопада тянется 50-ти метровым сбросом по всей ширине ледопада. В центральной части сброса нашли место спуска без использования перил (фото №114). Далее проводим разведки и отыскиваем пути прохода в лабиринте ледопада (фото №115, 116, 117, 118, 119). Проходим множество трещин по снежным мостам. В одном месте для спуска используем веревку (6 метров - 70°). Ледопад в верхней части особенно сильно разорван и приходится прикладывать немало усилий для нахождения путей прохода в хаосе льда. Постепенно мы уходим к правому борту ледопада (фото №120), ледник становится открытый, а трещины встречаются всё реже и реже (фото №121). На прохождение ледопада мы затратили 2 часа 20 минут ЧХВ.

Далее пересекаем ледник от правого к левому борту и на первых осыпях устраиваем обед в 14.35.

Выводы и рекомендации: пер.Терскей - соответствует очень сильной 3Б. Линия подъема проходит по скальному контрфорсу с перепадом высот около 1000 м. На подъем было провешено 27 веревок (1350 м). На гребне имеется всего одно место с хорошей ночевкой. Перевал был пройден в плохих погодных условиях. В первый день пришлось пережидать плотный туман с видимостью 20-30 метров. А с обеда второго дня пошёл сильный снегопад, который не прекращался вплоть до утра следующего дня.

На спуск с седловины перевала провесили две несложных веревки, через бергшрунд. Кроме того, на спуск прошли ледопад средней сложности. Благодаря многочисленным разведкам ледопад удалось пройти почти без веревок.

Ориентировочная альпинистская трудность - 4Б. От участников группы требуется уверенное прохождение скальных участков. Технические лидеры должны уметь быстро и эффективно использовать скальное снаряжение (закладки, френды, крючья).

Перевал относится к мало хоженым. Мы четвертая группа, которая прошла перевал. Благодаря гребневому характеру пути, его можно отнести к безопасным.

Техническая часть была нами пройдена за 4 дня.

Снаряжение:

Скальное снаряжение бралось с хорошим запасом, тут мы на весе не экономили. Список того что брали: комплект стопперов «Camp» трикамы «Camp» №1, 2, 3, 4, 5 френды «black diamond» №0,5 0,75 1 2 3 Скальные крючья: якорные - 6шт швеллеры -

8шт лепестки горизонтальные - 8шт лепестки вертикальные - 2шт лепестки косые - 1шт.

По скальному снаряжению отмечу, что мы активно использовали стопперы и френды, немного использовали швеллерные и лепестковые крючья. А вот трикамы применяли мало, якорные крючья и вовсе не понадобились. Большая часть станций крепилась петлями за скалы.

На группу мы брали одни скальные туфли. Они нам сильно понадобились при прохождении стенки с микрорельефом на 18-й веревке. Кроме того, их использовали при провешивании 5-й веревки.

Наиболее сложные участки:

Веревки с наиболее сложным лазанием по скалам: 4, 5, 6, 7, 8, 14, 18, 19, 20, 22 наиболее сложные ледовые веревки: 16, 17.

Тактика:

Большую часть веревок пролезали два технических лидера, с облегченными рюкзаками, эпизодически сменяя друг друга. Отдельные веревки проходили без рюкзака.

Перевал технически интересен и красив. Является настоящей изюминкой для похода 6 к.с. Рекомендуем его для мотивированной и технически подготовленной группы!

Расклад ЧХВ на прохождение перевала Терскей

Подъем от слияния дол. Джетыогуз и Айланыш до места ночевки в кармане морены дол. Айланыш

- 3 часа 30 минут

Подъем места ночевки в кармане морены дол. Айланыш до места ночевки на полке ребра под скальным контрфорсом

- 2 часа 55 минут

Подъем по скальному контрфорсу до места ночевки в средней части

- 10 часов 45 минут

Подъем по скальному контрфорсу до места ночевки под седловиной пер. Терскей

- 11 часов 10 минут

Спуск от места ночевки под седловиной пер. Терскей до плато

- 1 час 00 минут

Спуск от места спуска на плато до осыпей левого борта под ледопадом

- 3 часа 35 минут

- 28 часов 20 минут

- 4 часа 35 минут

- 32 часов 55 минут

- 18,6 км

Фото №112. Спуск на плато лед. Киче-Борду юж. с седловины пер. Терскей (2 веревка).

Фото №113. Группа на плато под седловиной пер. Терскей на фоне пика Каракольский.

Фото №114. Спуск с ледопада по первым разрывам.

Фото №115. Поиски путей в ледопаде (верхняя часть).

Фото №116. Поиски путей в ледопаде (верхняя часть).

Фото №117. Поиски путей в ледопаде (верхняя часть).

Фото №118. Поиски путей в ледопаде (верхняя часть).

Фото №119. Поиски путей в ледопаде (средняя часть).

Фото №120. Спуск по ледопаду (средняя часть).

Фото №121. Спуск по ледопаду (нижняя часть).

Фото №122. Вид на пер. Любитель со стороны лед. Киче-Борду.

Перевал Любитель.

Категория трудности - 1Б, высота - 4350м/4345м по GPS, координаты: N 42.151503, E 78.48497 Перевал Любитель расположен в отроге главного хребта Терскей-Алатау.

Соединяет лед. Металлург и лед. Киче-Борду.

От места обеда за один переход (25 мин) подошли под лед. Киче-Борду. Поставили лагерь на ровном галечном пляже вблизи его языка (фото №122). Координаты места ночевки: N 42.141601, E 78.463252.

09.08.2021

День 17

день: облачно вечер: снег/дождь

м/н - пер. Любитель вост. (1Б, 4350) - лед. Металлург - пер. ФКТ (2Б, 4455) - лед. Караколтор зап.

9,9 км

+500 м -300 м

+400 м -250 м

8 часов 15 минут ЧХВ

Подъем в 04.30, выход в 05.50. Поднимаемся по языку ледника вдоль правого борта. Ледник пологий, открытый, трещин не наблюдаем (фото №123). За два перехода (по 25-30 мин) подошли под перевальный взлёт. Взлёт представляет собой осыпной склон, крутизной до 40° (фото №124). В целях безопасности осуществляли подъем плотной группой. В 08.20 группа вышла на седловину перевала. На прохождения взлёта было затрачено 1 час 10 мин.

Седловина пер. Любитель - представляет собой узкий скальный гребень. Можно собраться командой на небольших полочках. Палатки не поставить, воды нет. Тур находится по центру и хорошо заметен. Сняли записку туристов г. Москвы под руководством Картаева Ф. от 28 июля 2015 г.

В 09.00 начали спуск по осыпи, крутизной до 40°. В верхней части пересекли небольшую зону скальных выходов. Лазание простое, но требует аккуратности, чтобы избежать срыва. За 35 минут спустились до лед. Металлург (фото №127).

Выводы и рекомендации: пер. Любитель - соответствует категории 1Б. Является самым простым и быстрым вариантом перехода от лед. Киче-Борду до лед. Металлург. Перевал редко посещается туристами, в среднем раз в 5 лет. Мы сняли записку от 2015 года.

Расклад ЧХВ на прохождение перевала Любитель

Подъем от места обеда до хороших стоянок под языком лед. Киче-Борду

- 0 часов 25 минут

Подъем по леднику до взлёта пер. Любитель

- 0 часов 55 минут

- 0 часов 35 минут

- 3 часа 05 минут

- 5,3 км

Фото №123. Вид на пер. Любитель со стороны лед. Киче-Борду.

Фото №124. Подъем по осыпи на пер. Любитель.

Фото №125. Группа на седловине пер. Любитель.

Фото №126. Спуск по осыпи с седловины пер. Любитель в сторону лед. Металлург.

Фото №127. Вид на пер. Любитель со стороны лед. Металлург.

Перевал ФКТ (Фрунзенского клуба туристов).

Категория трудности - 2Б, высота - 4455м/4442м по GPS, координаты: N 42.168362, E 78.514807

Перевал ФКТ - расположен в южном отроге ГВХ и связывает ледник Караколтор Зап. на востоке и ледник Металлург (д.р. Чон-Борду Южн.) на западе. Экспозиция перевала восток-запад.

В 10.00 вышли от взлёта пер. Любитель в сторону пер. ФКТ. Путь проходит по лед. Металлург. Первый переход идём по открытой части ледника. Далее ледник становится закрытым, продолжаем движение в связках вплоть до взлёта пер. ФКТ (фото №128). ЧХВ на подход под взлёт составило 1 час 30 минут. Взлёт представляет собой снежно-ледовый склон, крутизной до 45° (фото №129). Нижнюю часть склона проходим в связках, крутизна 30-40°. От бергшрунда крутизна возрастает, начинаем вешать перила (фото №130). До седловины провешиваем 2 веревки (100 м). В 13.50 все участники команды поднялись на перевал. Организовали обед.

Седловина пер. ФКТ - это огромное снежное плато вдоль скального хребта. Можно поставить палатки. Днём имеется вода на границе скал и льда. Тур находится на скалах и хорошо заметен. Сняли записку туристов г. Чебоксар под руководством Львова Г.П. от 31 июля 2021 г.

В 15.15 вышли на восток тремя связками. Крутизна постепенно увеличивается, и в какой-то момент начинаем вешать перила. Спуск проходит по сильно разорванному леднику (фото №13). В сумме провешиваем 4 веревки (200 м).

1-я веревка идёт по снежно-ледовому склону, крутизной 30-40° (фото №132).

Станция: якорь+ледоруб.

2-я веревка уходит в ранклюфт и идёт на границе скал и льда (фото №133). 35 м- крутизна 60° 15 м - крутизна 80°.

3-я веревка идёт в ранклюфте по ледовому склону, крутизной 60° (фото №134, 135).

4-я веревка - вначале идёт по льду (10 м), далее по скалам (40 м), крутизна 60-65° (фото №136).

Начиная со второй веревки станции крепили на ледобурах.

В 17.50 вся команда спустилась на лед. Караколтор зап., где и поставила лагерь. Координаты места ночевки: N 42.170031, E 78.523844.

Выводы и рекомендации: пер. ФКТ (Фрунзенского клуба туристов) - соответствует категории 2Б.

Наиболее сложная сторона - восточная. Мы её проходили на спуск по сильно разорванному льду с уходом в ранклюфт, Начиная со второй веревки крутизна возрастает до 60-65°. В конце второй веревки прошли ледовую стенку (15 м), крутизной

80°.

В качестве альтернативного варианта - можно было бы спуститься по крутому льду в средней части спуска, не спускаясь в ранклюфт. Путь бы получился длиннее, но технически проще.

Западная сторона более простая, на неё мы повесили 100 м перил по снежноледовому склону крутизной до 45°.

Перевал красив и интересен, рекомендуем его для прохождения.

Расклад ЧХВ на прохождение перевала ФКТ

- 2 часа 35 минут

- 5 часов 40 минут

- 4,9 км

Фото №128. Вид на пер. ФКТ со стороны лед. Металлург.

Фото №129. Взлёт пер. ФКТ со стороны лед. Металлург (синим показаны 2 веревки).

Фото №130. Техническая работа при подъеме на пер. ФКТ.

Фото №130. Группа на пер. ФКТ (Фрунзенского клуба туристов).

Фото №132. Спуск с пер. ФКТ в сторону лед. Караколтор зап. (1 веревка).

Фото №133. Спуск по ранклюфту с пер. ФКТ (2 веревка).

Фото №134. Спуск по ранклюфту с пер. ФКТ (3 веревка).

Фото №135. Спуск по ранклюфту с пер. ФКТ (3 веревка).

Фото №136. Спуск с пер. ФКТ в сторону лед. Караколтор зап. (4 веревка).

Фото №137. Спуск с пер. ФКТ в сторону лед. Караколтор зап. Зеленым цветом отмечен альтернативный путь спуска.

Перевал Слоненок.

Категория трудности - 3А, высота - 4528м/4531м по GPS, координаты: N 42.177187, E 78.510536

Перевал Слоненок - соединяет долины рек Караколтор и Каракол. Ориентация склонов перевала СЗ - ЮВ. Расположен в главном хребте Терскей Алатоо.

10.08.2021

День 18

утро: облачно/местами снег день: облачно/местами снег вечер: облачно/местами снег

м/н - под седловиной пер. Слоненок

3,2 км

+300 м

1 час 25 минут ЧХВ

Ещё с вечера предыдущего дня погода заметно ухудшилась. Всё заволокло тёмными дождевыми облаками, начался снегопад. С утра погода не улучшилась, поэтому прохождение пер. Слоненок перенесли на следующий день. А в этот день решили подойти под седловину пер. Слоненок.

Дождавшись локального улучшения погоды, в 10.10 выходим связками в сторону нашего перевала (фото №138). Ледник закрытый, местами тропежка по ботинок. За три перехода по 25-30 минут, подошли под небольшой взлёт пер. Слоненок. Здесь мы поставили лагерь. Координаты: N 42.177742, E 78.511276. От идеи ставить палатки непосредственно на седловине отказались, из-за возможного сильного ветра. Утром следующего дня убедились в правильности данного решения.

Фото №138. Вид на пер. Слоненок со стороны лед. Караколтор зап.

11.08.2021

День 19

день: облачно вечер: облачно

м/н - спуск с пер. Слоненок (3А, 4528) - дол. Онтор

13,0 км

+50 м

-1450 м

8 часов 40 минут ЧХВ

Подъем ранний в 04.30. Утро выдалось ясным и очень холодным. Погода как нельзя лучше подходила для безопасного прохождения перевала. Выходим в 06.20. За 10 минут поднимаемся на перевал.

Седловина пер. Слоненок - широкая снежная перемычка. Есть возможность поставить палатки на снегу, и одно подготовленное место на осыпи рядом с туром. Но тут очень ветрено и мы не рекомендуем ночевать на седловине. Воды в жидком виде нет. Тур вблизи скал (справа от места выхода на седловину) и хорошо заметен. Сняли контрольную записку туристов г. Чебоксар под руководством Львова Г.П. от 09 августа 2018 г.

Спуск с пер. Слоненок условно разделен на две части (фото №154). Верхняя половина - это снежно-ледовый склон, нижняя - скалы (фото №153). С седловины провешиваем 7 веревок (350 м) по снежно-ледовому склону, крутизной 40-45° (фото №140-144). Все станции на ледобурах. Далее начинается ледопад, и мы уходим траверсом вправо по косой полке на скалы (8-я веревка, фото №145). Отсюда было бы проще спускаться по кулуарам, но по ним регулярно летают камни, поэтому спуск осуществляем по крутым скалам.

9-я веревка - вначале идет по скалам (20 м - 50°, фото №146), далее по вертикальной стенке (30 м - 85°, фото №147). Тут есть удобная косая полка, где может собраться команда.

10 - 12-я веревка - скалы, крутизной 70-75°. С неудобными полками, на пару человек (фото №148 - 151).

В конце 12 веревки начинается фирновый склон (фото №152). Тут основная проблема - надеть кошки на неудобной для сбора людей станции. Одновременно может находиться не более двух человек. Фирновый склон смерзшийся и без кошек его не пройти.

13-я веревка - идёт по фирновому склону, крутизной 35°. Спускаемся косым траверсом вправо к ледовому желобу, там бергшрунд засыпан лавинным выносом. Прямо вниз бергшрунд большой и широкий.

Отсюда спускаемся связками до пологой части ледника, где собираемся всей командой в 13.30. ЧХВ на спуск по перилам составило 7 часов 10 минут.

Все веревки на скальной части крепились на петлях.

В 13.50 уходим из-под перевального взлёта под склон в. Слоненок обходя зону трещин слева по ходу. Спуск связками, по закрытой части ледника, трещин встречается не много. Далее пересекаем ледник к правому борту, и обедаем на правобережной морене.

После обеда продолжили спуск в 16.35. Идем по открытой пологой центральной части ледника вплоть до его языка (фото №155). Спуск с правой части языка крутоват и требует определенной аккуратности, но можно обходиться без кошек (фото №156).

После поворота ледника мы рекомендуем сразу пересечь ручей и продолжить спуск левым бортом. Ниже пересечь глубокий ручей не удастся и придется спускаться с языка ледника более сложным правым бортом!

Выходим на галечные поля и бродим несколько рукавов ручья на левый берег. Отсюда начинается тропа, видны хорошие места под палатки. Мы в этот день проходим ещё один переход и ставим палатки на травянистой поляне. Координаты: N 42.223126, E 78.48325.

Фото №139. Группа на седловине пер. Слоненок.

Фото №140. Спуск с пер. Слоненок в сторону лед. Онтор (1 веревка).

Фото №141. Спуск с пер. Слоненок в сторону лед. Онтор (2 веревка).

Фото №142. Спуск с пер. Слоненок в сторону лед. Онтор (4 - 5 веревка).

Фото №143. Спуск с пер. Слоненок в сторону лед. Онтор (5 - 6 веревка).

Фото №144. Выход на скалы при спуске с пер. Слоненок (7 - 8 веревка).

Фото №145. Траверс скальной полки при спуске с пер. Слоненок (8 веревка).

Фото №146. Спуск по скалам с пер. Слоненок (9 веревка).

Фото №147. Спуск по отвесным скалам с пер. Слоненок (9 веревка).

Фото №148. Спуск по скалам с пер. Слоненок (10 веревка).

Фото №149. Спуск по скалам с пер. Слоненок (11 веревка).

Фото №150. Спуск по скалам с пер. Слоненок (11 веревка).

Фото №151. Спуск по скалам с пер. Слоненок (12 веревка).

Фото №152. Выход со скальной части на фирновый склон при спуске с пер. Слоненок (13 веревка).

Фото №153. Вид на нижнюю половину взлёта пер. Слоненок со стороны лед. Онтор.

Фиолетовым цветом показаны перила.

Фото №154. Вид на пер. Слоненок со стороны лед. Онтор. Фиолетовым цветом показаны перила.

Фото №155. Спуск по лед. Онтор.

Фото №156. Спуск по языку лед. Онтор в дол. Уюктор.

12.08.2021

День 20

м/н - г. Каракол

29,6 км

-1100 м

8 часов 00 минут ЧХВ

Подъем в 06.30, выход в 08.10. Тропа идет левым берегом реки, то по широкой пойме (фото №157), то уходит на склон, обходя небольшие прижимы. Подходим к зоне леса, здесь тропа идёт по склону высоко над рекой. По лесу тропа спускается серпантином и опять идёт вдоль реки по лугам (фото №158) до впадения р. Телеты из бокового ущелья слева. После р. Телеты тропа переходит в грунтовую дорогу, по которой мы проходим мимо, а/л Каракол. В последний месяц из-за частых дождей р. Каракол размыла многие участки дороги (фото №159), снесла все мосты вплоть до г. Каракол. На данный момент смыт мост, ведущий в дол. Кургактор к озеру Алакель (фото №160). Ниже а/л начинается дождь, который не прекращается до самого вечера. А дорога идет левым берегом вплоть до низовьев долины (фото №161, 162). Она грунтовая и качество её плохое, способны проехать только автомобили типа ГАЗ 66. В низовьях долины находится мост, который также сильно поврежден и по нему не ездят машины, но могут переходить люди (фото №163). Переходим на правый берег долины. Вблизи г. Каракол появляется сотовая связь, вызываем машину. На этом поход успешно закончен (фото №164).

Выводы и рекомендации: пер. Слонёнок - соответствует очень сильной 3А. Определяющая сторона - северная, проходили её на спуск. Северный склон условно разделен на две части. Верхняя - ледовая, идет по снежно-ледовому склону, крутизной 40-45°. Провешивается 350 м перил до ледовых сбросов. Далее провешивается 5 веревок (250 м) по скалам. Путь спуска по скальным кулуарам проще, но спускаться по ним нельзя, т.к. регулярно пролетают камни. Стоит выбирать вертикальные и отвесные участки, т.к. они монолитны и на них почти не лежит отдельных камней, которые могут сбросить участники. 13-я веревка идет по фирновому склону через бергшрунд. Бергшрунд стоит пересекать в месте ледового желоба, т.к. он там засыпан. В остальных местах бергшрунд широкий и сильно проблематичен для перехода на противоположный край. 13-ю веревку надо проходить быстро, т.к. кулуар потенциально камнеопасен.

Из-за северной экспозиции перевал до 12 часов остается в тени, поэтому рекомендуем его проходить в ранние часы.

Перевал редко посещается. За последние 30 лет его проходили трижды.

Перевал красив и технически интересный, позволяет поработать на различных типах рельефа. Рекомендуем данный перевал.

Расклад ЧХВ на прохождение перевала Слонёнок

Подъем из под взлёта пер. ФКТ до взлёта пер. Слонёнок

- 1 час 25 минут

Прохождение взлёта пер. Слонёнок

- 0 часов 10 минут

Спуск со взлёта пер. Слонёнок

- 7 часов 10 минут

Спуск от взлёта пер. Слонёнок до первых хороших ночевок на траве в дол. Уюктор

- 1 час 00 минут

Спуск от первых ночевок на траве в дол. Уюктор до первых домов вблизи г. Каракол

- 8 часов 30 минут

- 1 час 35 минут

- 16 часов 50 минут

- 18 часов 25 минут

- 45,8 км

Фото №157. Спуск в дол. Уюктор.

Фото №158. Спуск в низовьях дол. Уюктор.

Фото №159. В дол. Каракол множество участков дороги размыты рекой.

Фото №160. Мост, ведущий к озеру Алакель, смыт рекой.

Фото №161. Спуск по дол. Каракол (ниже а/л Каракол).

Фото №162. Спуск в низовьях дол. Каракол.

Фото №163. Смытый автомобильный мост в низовьях дол. Каракол.

Фото №164. Группа завершает маршрут.

Материальное обеспечение группы.

Масса ед. в граммах

Всего в граммах

Бивачное:

Палатка 3-х местная «Jack Wolfskin Skyrocket III Dome Mountain Green»

шт

Палатка 3-х местная «Hilleberg Nammatj»

Палатка 3 местная RedFox Explorer

Тент

шт

Газовая горелка «MSR Windburner Duo System»

шт

Газовая горелка «Primus Spider»

Кастрюля для горелки «MSR Windburner Duo System» 4,5 литра

Базальтовая ткань 1,5х1 метр

шт

Дощечки: под горелки 2шт + пластик 1шт (для нарезки)

Половник пластиковый

Гитара

13 800

Специальное:

Веревка статическая «Lanex Static 9мм», 50 метров

11 200

Веревка динамическая «Edelweiss Performance 9.2 мм», 50 метров

шт

Расходные концы 35 метров 8мм «Шнур»

м

Сдёргивающий шнур 50 метров 4мм

Петля 2,4 метра «Petzl»

Петля 1,8 метра «Petzl»

Петля 1,5 метра «Венто»

Петля 1,2 метра «Petzl»

Петля 1,1 метра «GM»

шт

Ледобур стальной («Petzl», «Grivel», «black diamond», Camp)

Карабин

Скальный молоток Petzl Bongo

Скальный молоток «Венто»

шт

Ледовый инструмент «Petzl Sumtec»

Цепь

Скальные крючья (якорные)

Скальные крючья (швеллеры)

шт

Скальные крючья (лепестки горизонтальные)

шт

Скальные крючья (лепестки вертикальные)

шт

Скальные крючья (лепестки косые)

Стопперы «Camp»

Скальные туфли

Лавинная лопата «Снаряжение»

шт

Снежный якорь (индивидуальное изготовление)

Снежный якорь «MSR»

Расходы на 1 чел. руб

Расходы на группу 9 ч.

Дорога

Москва (Домодедово) - Бишкек (самолёт «Avia Traffic»)

8 505

76 545

Бишкек - дол. Киче-Кызылсу (микроавтобус «Mersedes Sprinter»)

9 000

Подъем в дол. Киче-Кызылсу (ГАЗ 66 вахтовка)

9 000

Доставка продуктов транспортной компанией «Главдоставка» из Москвы в Бишкек

4 320

Хранение заброски №2

Доставка заброски №1 на лошадях в долине Ашутор (аренда лошадей)

5 000

Доставка заброски №2 на лошадях в долине Айланыш

1 300

11 700

г. Каракол - пос. Чолпон-Ата (микроавтобус «Mersedes Sprinter»)

5 000

пос. Чолпон-Ата - Бишкек (микроавтобус «Mersedes Sprinter»)

7 200

Бишкек - аэропорт Манас, вызов двух машин Яндекс-такси

1 000

Бишкек - Москва (самолёт «Аэрофлот», Шереметьево)

27 790

250 110

Продукты на 22 дня

8 117

73 053

Газ Kovea (17 баллонов по 450 гр)

9 350

Проживание 2-х дней в гостевом доме «Ароматы роз» в пос. Чолпон-Ата

1 100

9 900

Проживание 1-го дня в отеле «Salut»

1 500

13 500

Телефонные разговоры по спутниковому телефону

1 070

558 414

Записки, снятые с перевалов

Перевал Лавинный.

Перевал 50 лет Советской Киргизии.

Перевал Айлама

Перевал Терскей.

Перевал ФКТ.

Перевал Любитель.

Перевал Слонёнок.

Заключение

Командой пройден маршрут шестой категории сложности в рамках графика и без каких-либо отклонений. Погода на протяжении похода была плохая, что традиционно для Терскея. К этому мы были готовы и сюрпризом для нас это не стало. За 20 походных дней, без осадков были первые три дня и ещё несколько дней в середине маршрута. Таким образом, 3 из 4 ключевых препятствий на маршруте команда прошла в условиях непогоды.

В итоге нами были пройдены следующие препятствия: 3Б - 2шт, 3А - 2шт, 2Б - 3шт 2А - 1шт 1Б - 1шт. Маршрут был полностью линейным. Особо ценно, что столь напряженный маршрут был пройден в рамках трёх недель, что является редкостью по меркам походов 6 к.с.

Ключевым препятствием стало прохождение пер. Терскей. Перевал заслуживает высочайших оценок, является самым сложным перевалом района и превосходит многие 3Б в других районах. Пройден нами в условиях плохой видимости при сильном снегопаде. Перевал оставил массу положительных впечатлений и надолго запомнится участникам команды. Мы рекомендуем этот перевал сильным и мотивированным группам, с хорошим навыком технической работы на скалах.

Часть из пройденных перевалов являлись мало хожеными. Пер. Че-Гевары и пер. Слоненок за последние 30 лет были пройдены дважды. Мы четвертая группа, которая поднялась на пер. Терскей. Кроме того, обновили информацию по пер. Лавинный и пер. Любитель, которые обычно посещаются не чаще одного раза в пять лет.

Маршрут был пройден в установленные сроки.

В этом году количество выпавших осадков было весьма существенным. Смыло почти все мосты в долинах Терскея. На нас это тоже отразилось: заброску поднимали на лошадях. Местное население настроено доброжелательно. Данный район интересен для прохождения маршрутов от второй до шестой категории сложности. Характер рельефа разнообразен.

Команда при прохождении препятствий проявила себя с наилучшей стороны. Участники имели очень хорошую физическую подготовку, кроме того каждый являлся техническим лидером и мог эффективно работать на сложном рельефе. Морально-волевые качества и мотивированность были также на высоте. Маршрут был пройден с большим запасом прочности. Все участники остались довольны пройденным походом и уже строят планы на новый сезон.

В конце отчета приложены фотографии соседних перевалов.

Список используемых источников

Интернет ресурсы:

Перевал Лавинный (2А, 3900)

Кривоногов 2013

Добарина 2012

Титов 2011

перевал Че Гевары (3А, 4493)

Овчинников 2017

перевал Бороко (2Б, 4576)

Попов 2016

перевал 50 лет Советской Киргизии (3Б, 4658)

Попов 2019

Шкилев 2019

Назарецкий 2014

перевал Айлама (2Б, 4049)

Грецов 2016

перевал Терскей (3Б, 4702)

Назарецкий 2014

Таранцева 2006

Сальников 2013

перевал Любитель (1Б, 4350)

Картаев 2015

Мансуров 2012

перевал ФКТ (2Б, 4455)

Грецов 2016

перевал Слоненок (3А, 4528)

Львов 2018

Егорова 2011

Схема Терскея

nakarte.me (разные форматы схем)

earth-google.ru (схема в 3D изображении)

Перечень перевалов и вершин, отраженных в фотографиях отчета.

50 лет Советской Киргизии (3Б, 4658) - 39, 42 (номер фотографии).

50 лет ЛКСМ Киргизии (2Б, 4494) - 171

Айлама (2Б, 4049) - 57, 58, 64, 65

Бороко (2Б, 4576) - 31, 34, 38, 166.

ГС МФТИ (2А, 4539) - 171

Джигит (3А, 4767) - 172

Киче-Кызыл-су (1Б, 4100) - 3, 168

Лавинный (2А, 3900) - 1, 3, 4, 7, 11.

Любитель (1Б, 4350) - 122, 123, 127.

Металлург (3А, 4442) - 154, 170

Пабло Неруды (3Б, 4400) - 15, 167

Слонёнок (3А, 4528) - 138, 143, 153, 154

Советских педагогов (2Б, 4634) - 39, 165

Терскей (3Б, 4702) - 75, 76

Терскей зап. (3Б*, 5030) - 169

ФКТ (2Б, 4455) - 128, 129,

Че Гевары (3А, 4493) - 14 - 16, 19, 23, 29.

в. Огуз-Баши (5168) - 73

Приложение. Фото отдельных перевалов, сделанных на маршруте.

Фото №165. Вид на пер. Советских педагогов со стороны лед. Бороко зап.

Фото №166. Вид на 2-ю седловину пер. Бороко со стороны лед. Бороко зап.

Фото №167. Пер. Пабло Неруды со стороны лед. Кельдыке зап.

Фото №168. Вид на цирк пер. Киче-Кызыл-су со стороны дол. Киче-Кызыл-су.

Фото №169. Вид на пер. Терскей зап. со стороны дол. Айланыш.

Фото №170. Вид на пер. Металлург со стороны лед. Металлург.

Фото №171. Вид на пер. 50 лет ЛКСМ Киргизии и пер. ГС МФТИ с седловины пер. ФКТ.

Фото №172. Вид на пер. Джигит со стороны лед. Караколтор зап.